К какому роду литературы относится комедия. Литературный род: драма, эпос, лирика

К какому роду литературы относится комедия. Литературный род: драма, эпос, лирика
К какому роду литературы относится комедия. Литературный род: драма, эпос, лирика

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Литературные роды и жанры (теория литературоведения)

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Литературный род – группа литературных произведений, вычленяемых по ряду единства признаков.

4 слайд

Описание слайда:

Лирика – род литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека. Характерная особенность – стихотворная речь, ритмичность, отсутствие фабулы, небольшой размер.

5 слайд

Описание слайда:

Эпос – представляет собой связный рассказ о тех или иных событиях, максимально приближенных к объективности. Эпосу, свойственно воспроизведение действия, развёртывающегося в пространстве и времени. Специфическая черта эпоса в том, что сам автор (или рассказчик) сообщает о событиях и их подробностях как о чём-то прошедшем и вспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, а иногда - к рассуждениям. Эпическое повествование ведётся от лица повествователя, своего рода посредника между изображаемым и слушателем (читателем).

6 слайд

Описание слайда:

Драма – род литературы, отражающий жизнь в действии (поступках и переживаниях) людей. Предназначается для исполнения на сцене. Действие показывается через конфликт, лежащий в центре драматического произведения, определяющий все структурные элементы драматического действия. Драматический конфликт, отображающий конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия, раскрывающий сущность времени, социальные отношения, воплощается в поведении и поступках героев, и, прежде всего в диалогах, монологах, репликах.

7 слайд

Описание слайда:

Ли́роэ́пика - один из четырех родов литературы в традиционной классификации. В лироэпических произведениях художественный мир читатель наблюдает и оценивает со стороны как сюжетное повествование, но одновременно события и персонажи получают определенную эмоциональную оценку повествователя.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Эпопе́я (др.-греч. «слово, повествование» + «творю») - родовое обозначение крупных эпических и сходных с ними произведений: Обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях. Сложная, продолжительная история чего-либо, включающая ряд крупных событий. Роман - произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе её становления и развития. По определению Белинского, роман - "эпос частной жизни" (напр. "Обломов" А. Гончарова, "Отцы и дети" И. Тургенева). Повесть - "средний" жанр эпического рода литературы. По объёму как правило, меньше романа, но больше рассказа, новеллы. Если в романе центр тяжести лежит в целостном действии, в фактическом и психологическом движении сюжета, то в повести основная тяжесть переносится нередко на статичные компоненты произведения - положения, душевные состояния, пейзажи, описания и т.п. (напр. "Степь"). Новелла - малый прозаический жанр, сопоставимый по объёму с рассказом (что даёт иногда повод для их отождествления - существует точка зрения на новеллу как на разновидность рассказа), но отличающийся от него острым центростремительным сюжетом, нередко парадоксальным, отсутствием описательности и композиционной строгостью (напр., рассказы А. Чехова, Н. Гоголя, "Тёмные леса" И. Бунина). Рассказ - малая эпическая жанровая форма художественной литературы - небольшое по объёму изображённых явлений жизни, а отсюда и по объёму текста, прозаическое произведение.

10 слайд

Описание слайда:

Ба́сня - стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение - так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей. Басня - один из древнейших литературных жанров. Были́ны (стáрины) - героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX-XIII веках; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины - «стáрина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом). Сказка литературная - эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.

11 слайд

Описание слайда:

Миф - сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях. Леге́нда (от ср.-лат. «чтение», «читаемое», «собрание литургических отрывков для ежедневной службы») - одна из разновидностей сказочного прозаического фольклора. Письменное предание о каких-нибудь исторических событиях или личностях. В переносном смысле относится к овеянным славой, вызывающим восхищение событиям прошлого, отображенного в сказках, рассказах и т. д. Как правило, содержит дополнительный религиозный или социальный пафос. О́черк - одна из всех разновидностей малой формы эпической литературы - рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Очерковая литература затрагивает не проблемы становления характера личности в её конфликтах с устоявшейся общественной средой, как это присуще новелле (и роману), а проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» (воплощённого обычно в отдельных личностях) - проблемы «нравоописательные»; она обладает большим познавательным разнообразием. Очерковая литература обычно сочетает особенности художественной литературы и публицистики.

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

1. Ода – жанр воспевающий, торжественное лирическое стихотворения, воспевающее героический подвиг. Восходит к традициям классицизма. Например ода «Вольность». 2. Элегия – жанр романтической поэзии, стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем о жизни, судьбе, своей мечте. Например « Погасло дневное светило…». 3. Послание – обращение к другому лицу. Жанр, несвязанный с определенной традицией. У Пушкина в основе посланий лежит соединение начала личного с началом общественным, гражданским. По своей проблематике шире, чем конкретная жизненная ситуация. Например « К Чаадаеву». 4. Эпиграмма – сатирическое стихотворение, адресованное определенному лицу. Например «на Воронцова». 5. Песня – Жанр восходит к традициям устного народного творчества. Например «песня Западных славян». 6. Романс – например « Я здесь, Инезилья…». 7. Сонет – например « Суровый Дант не презирал совета…».

Литературный род - это множество художественных произведений, объединенных общим стилем изложения, характерными сюжетными линиями. Род литературного произведения - это лирика, эпос или драма. О самых знаменитых примерах каждого из них рассказано в этой статье.

Драма

В переводе с это слово означает «действие». В современном русском языке термин приобрел иное значение. Но об этом будет сказано ниже. Драма - литературный род, зародившийся в Античности. Именно древнегреческим авторам Эсхилу, Софоклу и Еврипиду принадлежат первые драматические произведения. Этот литературный род произведений объединяет сочинения двух видов: комедии, трагедии.

Драма достигла своего совершенства в шестнадцатом столетии. Французские авторы строго держались определенных положений, установленных еще древними греками. А именно: единство времени и места, продолжительность событий не более двадцати четырех часов.

Примеры драматических произведений

В драме Софокла «Царь Эдип» речь идет о человеке, который по совершенной случайности некогда убил своего отца, а потом, по иронии судьбы, женился на своей матери. Зрители первой постановки сюжет знали. Но даже если бы им была незнакома история Эдипа, они бы узнали его краткую биографию. Тем не менее драма создана таким образом, что действие ее охватывает всего сутки. Все события происходят во дворце царя.

Мольер, Расин и Корнель переняли традиции античных драматургов. В их творениях также соблюдены вышеприведенные принципы. И, наконец, стоит привести пример которого знаком каждому школьнику, - «Горе от ума». Чацкий приезжает в дом Фамусова. Узнает о том, что Софья влюблена в человека корыстного и недалекого. Герой Грибоедова ведет беседы с прочими персонажами комедии. Он высказывает неординарные мысли. В результате окружение Фамусова решает, что Чацкий немного не в себе. Тот, в свою очередь, покидает дом родственника со словами «Карету мне, карету!». Все это происходит в течение дня.

Никуда за пределами особняка Фамусова ни один из героев не выходит. Потому как драма - это литературный род художественных произведений, в которых все происходящее свершается в течение суток. Стоит сказать еще об одной особенности таких сочинений. А именно - в них нет слов автора. Только диалоги. Независимо от того, комедия это или трагедия.

Эпос

Этот термин можно встретить в качестве существительного мужского рода в литературном словаре. И в этом энциклопедическом издании будет сказано, что эпос - не что иное, как произведение, в котором повествуется о событиях, происшедших в прошлом.

Примеры эпоса

Ярким примером служит знаменитая «Одиссея». В своем сочинении Гомер пространно и подробно описывает события, которые происходили некогда. Он рассказывает о путешествии своего героя, не забывая упомянуть о прочих персонажей и достаточно детально описать их жизнь, быт. Чем эпос отличается от драмы? Прежде всего тем, что повествование ведется от лица автора. Следующее отличие - беспристрастность.

Сочинения Гомера созданы в форме поэзии. В восемнадцатом веке в литературе стали развиваться новые тенденции: появился вид прозы, обладающий признаками эпоса. В качестве примера стоит привести роман Толстого «Война и мир». События охватывают довольно внушительный временной отрезок. В романе огромное количество персонажей.

Еще один образец эпической прозы - роман Голсуорси «Сага о Форсайтах». В этой книге рассказано о представителях нескольких поколений большого семейства.

Лирика

К какому литературному роду относится любое из стихотворений Анненского, Фета, Тютчева? Конечно, к лирике. Произведениям этого литературного рода присуща чувственность, эмоциональность. В отличие от эпоса, здесь чувства героя переданы чрезвычайно ярко, и даже несколько субъективно.

Примеры лирических произведений

В Древней Греции зародилось не только драматическое искусство. Античность - время расцвета и других направлений в литературе. Первыми лирическими авторами являются Терпандр. Этот древнегреческий поэт свои творения зачитывал под звуки струнной гитары. Под аккомпанемент читал стихи и Алкей - автор, отдававший предпочтение политическим темам. До наших дней дошла также поэзия Сафо.

В Средневековье, которое принято называть «мрачным», было создано несметное количество романтических баллад, авторами которых являлись трубадуры из Франции. Их сюжеты впоследствии не раз были использованы более поздними авторами. Лирика, как получила особое развитие в эпоху Возрождения. В тринадцатом веке появился новый тип трубадуров. Уже не французских, а итальянских. Ведь именно в Италии произошел расцвет лирической поэзии.

В девятнадцатом веке лиризм проник во все Его черты присутствуют в произведениях Шелли, Байрона, Кольриджа. Лиричность вдохновила и русских поэтов - Пушкина, Жуковского, Рылеева и т. д. Затем интерес в лирике на некоторое время угас: ее место заняла эпическая проза. И, наконец, начало двадцатого века в России ознаменовалось появлением целой плеяды талантливых лириков. Среди них Пастернак, Блок, Ахматова, Цветаева, Есенин.

В повседневной речи

Литературный род, как мы выяснили, является совокупностью художественных произведений, имеющих характерные признаки. Это может быть лирика, эпос или драма. В современной речи каждый из этих терминов имеет несколько иное значение.

Драма в кино - это жанр, для которого характерна трагичность. Под лирикой принято понимать любовную поэзию. В литературной терминологии эти понятия имеют другое значение. Какому литературному роду свойственна трагичность, сентиментальность? Драме или лирике. Но вместе с тем драматическое произведение может быть комедией. А сочинение автора-лирика - это не обязательно рассказ о его неразделенной любви или тоске по родине.

ДРАМА - один из четырех родов литературы. В узком смысле слова - жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами, в широком - все произведения без авторской речи. Виды (жанры) драматургических произведений: трагедия, драма, комедия, водевиль.

ЛИРИКА - один из четырех родов литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли. Виды лирики: песня, элегия, ода, дума, послание, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия.

ЭПОС - один из четырех родов литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях. Основные виды (жанры) эпической литературы: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, художественный очерк.

Роды́ литерату́ры - это крупные объединения словесно-художественных произведений по типу отношения высказывающегося ("носителя речи") к художественному целому. Выделяются три рода:драма , эпос , лирика . Между всеми родами литературы, а их насчитывается три - эпос, лирика и драма - много общего. Прежде всего, у них общий предмет изображения - человек.Литература - все ее роды - отличается от других родов и видов искусства тем, что она обладает единственным средством изображения - словом.Взаимная близость всех трех родов литературы состоит и в том, что каждый из них как бы проникает в другой. Драма обладает рядом признаков эпоса и лирики, лирика зачастую обладает рядом признаков драмы, эпос тоже обладает рядом признаков драмы и лирики. Эпос - слово древнегреческое. Оно означает - «песня». Эпос восходит к древним временам, когда не было письменности и когда исторические повествования о прошлом, связанные чаще всего с военными подвигами, сохранялись в памяти народа в мифах, вспоминались в песнях. Эпические песни древности знают, однако, и любовную, трудовую и даже спортивную тематику.Предметом изображения эпоса является тот или иной насыщен­ный значительными событиями период общественного развития.Как и во всех других случаях,- в искусстве вообще и в литера­туре, в частности,- время изображается не абстрактно, а через героев, через человека.

Итак, эпос воплощает в героях образ эпохи. Вспомним наи­более известные эпические произведения современности. Напри­мер, шолоховский «Тихий Дон». Термин «лирика» происходит также от древнегреческого слова, от названия струнного инструмента «лира». Лирика, в отличие от эпоса, создает преимущественно образ внутреннего состояния человека, изображает переживание, как правило, одномоментное, которое человек испытывает в данный момент.Вспомним стихотворение М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу». В нем изображено определенное состояние души, которое мы узнаем, потому что каждый из нас, вероятно, испыты­вал подобное философское настроение,У драмы много общего и с эпосом, и с лирикой. Драма, как и эпос, изображает человека в ту или иную эпоху, создает образ времени. Но при этом драма имеет существенные отличия от эпоса и свои специфические особенности. Во-первых, драма в принципе лишена речи повествователя, авторских характеристик, авторских комментариев, авторских портретов. Это правило знает известные исключения. Например, в современной драматургии все чаще появ­ляется лицо от автора - ведущий, который берет на себя автор­ский комментарий к событиям, характеристику героев, где ведущий определяет композиционную структуру.

Билет 3

В. Действие – основное выразительное средство театра и зрелищного искусства. Элементы действия.

Действие – это психо-физический акт, направленный на достижение цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами. Отличие сценического действия от действия в жизни: --время – динамичность,-действие может перемещаться и во времени и в пространстве,- сценическое действие – это толчок чувств.Цель действия на сцене.

1. Внести изменения в окружающую среду.

2. Изменить внутренний мир.

Физическое действие – это действие, которое имеет целью внести то или иное изменение в окружающую человека материальную среду, в тот или иной предмет.Психологическое действие - это действие, которое направлено на психику человека воздействием на чувства, сознание и волю. Может быть направлено и на партнёра и на себя. Есть мимическое действие – это взгляд, движение руки, направлены на психику.Словесное действие – по принципу не могу молчать.Сценическое внимание – сосредоточение на объекте. Его можно воспитать. Бывает произвольное на сцене, непроизвольное – в жизни.Получение информации – оцениваю – принимаю решение – приспособление – начинаем действовать.Наше внимание подвержено ротации и воображению. Бывает внешнее на внешний объект, и внутреннее- на себя. Объекты внимания: партнёр, зритель, я сам. Круги внимания: малый –на себя, средний – на партнёра, декорации и сценическую площадку, и большой – зрительный зал и кулисы.Действие-конфликт в его развитии. Единство действия. Действие-основное выразительное средство зрелищного искусства. Сценическое действие воплощается в актере. Источник наших действий те обстоятельства, в которые мы попадаем. В поэтическом материале все действие должно быть условно, никакого бытового решения! Четкие мизансцены. Условный прием организации действия- -Сконцентрированность мыслей, чувств, настроений-Сжатость лаконичность сюжета и изложения мыслей. В композиционном эффекте эффектен прием перевертыша, когда исход ситуации в финале меняется на 180 градусов.

Характерность персонажей должна быть заострена. И внешняя и внутренняя И в пластическом и в речевом варианте персонажей мы идем на преувеличение.

Темподействие должно быть стремительно.ритм напряжен.

Наиболее выразителны резкие контрасты в развитии действия, конрасты в эмоциональном состоянии актеров. Масочность, гратесковость.

Элементы действия.

Работа органов чувств

Память на ощущение

Создание образных видений

Деятельность воображения

Логика и последовательность действия мыслей и чувств

Физическое и словесное взаимодействие с объектом.

Роды и жанры

Эпос - (от греч. epos - слово, повествование, рассказ ) - один из трех основных родов литературы, в отличие от лирикии драмы выдвигающий на первый план объективное изображение действительности , авторское описание событий, развертывающихся в пространстве и во времени, повествование о различных явлениях жизни, людях, их судьбах, характерах, поступках и т. д. Особую роль в произведениях эпических жанров играет носитель повествования (автор-повествователь или рассказчик), сообщающий о событиях, их развитии, о персонажах, об их жизни, при этом отделяющий себя от изображаемого. В зависимости от временного охвата событий различают крупные жанры эпоса - эпопея, роман, эпическая поэма, или поэма-эпопея; средние - повесть и малые - рассказ, новелла, очерк. К эпическому роду относят также некоторые жанры устного народного творчества: сказку, былину, басню.

Роман - (от франц. roman - первоначально: произведение, написанное на одном из романских (т. е. современных, живых) языков, в противоположность написанному на латыни ) - жанр эпоса: большое эпическое произведение, в котором всесторонне изображается жизнь людей в определенный период времени или в течение целой человеческой жизни. Характерные свойства романа: многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц; наличие системы равнозначных персонажей; охват большого круга жизненных явлений, постановка общественно значимых проблем; значительная временная протяженность действия.

Рассказ - малый эпический жанр: прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя. Круг действующих лиц в рассказе ограничен, описываемое действие непродолжительно по времени. Иногда в произведении этого жанра может присутствовать рассказчик. Мастерами рассказа были А.П. Чехов, В.В. Набоков, А.П. Платонов, К.Г. Паустовский, О.П. Казаков, В.М. Шукшин.

Повесть - средний (между рассказом и романом) эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев). По объему повесть больше рассказа и шире изображает действительность, рисуя цепь эпизодов, составляющих определенный период жизни главного персонажа, в ней больше событий и действующих лиц, однако, в отличие от романа, как правило, одна сюжетная линия.

Эпопея - самая крупная жанровая форма эпоса. Для эпопеи характерно:

1. Широкий охват явлений действительности, изображение жизни народа в исторически значимый, переломный момент

2. Поднимаются глобальные проблемы, общечеловеческой значимости

3. Народность содержания

4. Несколько сюжетных линий

5. Очень часто – опора на историю и фольклор

Путешествие - литературный жанр , в основе которого описание странствий героя. Это могут быть сведения об увиденных путешественником странах, народах в форме путевых дневников, заметок, очерков и так далее.

Эпистолярный жанр - это жанр литературного произведения, который характеризуется формой личных писем.

Исповедь – литературный жанр, который может носить характер эпического или лирического.одно из семи христианских таинств, в которые входят также крещение, причащение, миропомазание, брак и др. Исповедь требовала от человека полной искренности, стремления избавиться от грехов, раскаяния. Проникнув в худож. лит-ру, исповедьприобрела дидактический оттенок, став своеобразным актом публичного покаяния (напр., у Ж. Ж. Руссо, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого). Но вместе с тем исповедь явилась и средством морального самоутверждения личности. Как жанр лирики И. была развита романтиками. Исповедь сродни дневнику , но в отличие от него не прикреплена к к.-л. месту и времени.

Лирика - один из трех основных родов литературы, выдвигающий на первый план субъективное изображение действительности: отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений автора, вызванных теми или иными обстоятельствами, впечатлениями. В лирике жизнь отражена в переживаниях поэта (или лирического героя): о ней не повествуется, а создается образ-переживание. Важнейшим свойством лирики является способность передавать единичное (чувство, состояние) как всеобщее. Характерные особенности лирики: стихотворная форма, ритм, отсутствие сюжета, небольшой размер.

Элегия - жанр лирики: стихотворение медитативного (от лат. meditatio - углубленное размышление) или эмоционального содержания, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, как правило, проникнутые настроениями грусти, светлой печали. Чаще всего написано от первого лица. Наиболее распространенные темы элегии - созерцание природы, сопровождающееся философскими раздумьями, любовь, как правило, неразделенная, жизнь и смерть и др. Наибольшей популярностью этот возникший в античную эпоху жанр пользовался в поэзии сентиментализма и романтизма, особую известность получили элегии В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, А.А. Пушкина, Е.А. Баратынского, Н.М. Языкова.

Послание - поэтический жанр: стихотворное письмо, произведение, написанное в форме обращения к кому-либо и содержащее призывы, просьбы, пожелания и т. п. ("К Чаадаеву", "Послание Цензору" А.С. Пушкина; "Послание пролетарским поэтам" В.В. Маяковского). Различают лирические, дружеские, сатирические, публицистические и т. д

Есть лиро-эпические жанры, находящиеся на стыке лирики и эпоса . От лирики у них – субъективное начало, ярко выраженная авторская эмоция, от эпоса – наличие сюжета, рассказывание о событиях. Лироэпические жанры тяготеют к стихотворной форме. Более крупный лироэпический жанр – поэма, более мелкий – баллада

Поэма - лиро-эпический жанр: крупное или среднее по объему стихотворное произведение (стихотворная повесть, роман в стихах), основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике)

Баллада - жанр лиро-эпической поэзии: повествовательная песня или стихотворение относительно небольшого объема, с динамичным развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Часто в балладе присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, недоговоренного, даже трагически неразрешимого. По происхождению баллады связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни. Баллады - один из главных жанров в поэзии сентиментализма и романтизма. Например: баллады В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова.

Драма - один из трех основных родов литературы, отражающий жизнь в действиях, совершающихся в настоящем. Это произведения, предназначенные для постановки на сцене. К драматическому роду относятся трагедии, комедии, собственно драмы , мелодрамы и водевили.

Трагедия - (от греч. tragodia - козлиная песнь < греч. tragos - козел и ode - песнь ) - один из основных жанров драмы: пьеса, в которой изображаются крайне острые, зачастую неразрешимые жизненные противоречия. В основе сюжета трагедии - непримиримый конфликт Героя, сильной личности, с надличными силами (судьбой, государством, стихией и др.) или с самим собой. В этой борьбе герой, как правило, погибает, но одерживает нравственную победу. Цель трагедии - вызвать в зрителе потрясение увиденным, что, в свою очередь, рождает в их сердцах скорбь и сострадание: такое душевное состояние ведет к катарсису – очищение благодаря потряснию.

Комедия - (от греч. от komos - веселая толпа, процессия на дионисийских празднествах и odie - песня ) - один из ведущих жанров драмы: произведение, в основе которого лежит осмеяние общественного и человеческого несовершенства.

Драма – (в узком смысле) один из ведущих жанров драматургии; литературное произведение, написанное в форме диалога действующих лиц. Предназначается для исполнения на сцене. Ориентирована на зрелищную выразительность. Взаимоотношения людей, возникающие между ними конфликты раскрываются через поступки героев и получают воплощение в монолого-диалогической форме. В отличие от трагедии, драма не завершается катарсисом.

Все литературные произведения, в зависимости от особенностей повествования и позиции автора по отношению к изображаемому, разделяются на роды. А каждый из них, в свою очередь, делится на жанры.

В литературоведении выделяют следующие основные эпос, лирика, драма, в некоторых случаях добавляют к ним еще и О каждом из них мы и поговорим подробнее далее в статье.

Эпос - способ увидеть события со стороны

В свое время Аристотель утверждал, что повествование можно вести либо о чем-то отстраненном от себя (эпос), либо напрямую от себя (лирика), либо же вкладывать повествование в уста героев (драма). И хотя, конечно же, данное определение является очень ограниченным, оно в некоторой мере помогает уяснить основные принципы видового разделения

Основные три рода литературы, как правило, начинают перечислять с эпоса, который представляет собой объективно изображенный ход событий, происходящих независимо от автора. Он в таких произведениях выступает, как правило, в качестве стороннего наблюдателя и пересказчика. Даже в случае повествования от первого лица автор занимает позицию, по отношению к которой передаваемые события оказываются в прошлом - таким образом выдерживается так называемая «эпическая дистанция».

Темп эпического повествования всегда нетороплив и размерен, так как эпос склоняется к обстоятельности. Это, между прочим, часто мешает в постановке известных романов на сцене, так как полное следование тексту делает спектакль неоправданно затянутым.

К основным эпическим жанрам принято относить романы, новеллы и очерки. К эпосу можно также отнести и фольклорные произведения - сказки, легенды, былины или

Подробнее об крупных эпических жанрах

Основные роды художественной литературы, как уже говорилось, делятся на жанры, и самым крупным из эпических произведений является роман-эпопея. Он, как правило, охватывает какой-то исторический период и включает большое количество сюжетных линий, пересекающихся между собой (Л. Н. Толстой «Война и мир» или М. А. Шолохов «Тихий Дон»).

За ним по объемности следует роман. Данный жанр также предполагает большое количество героев и сюжетных линий. Хотя, например, современные детективные романы часто имеют лишь одну такую линию.

В литературе есть огромное количество модификаций названного жанра - семейный, социальный, женский, фантастический, фэнтези, детективный роман и т. п.

О малых жанрах эпоса

Основные роды литературы предполагают наличие и малых эпических жанров. К ним можно отнести повесть (это скорее средний по объему жанр), которая сосредотачивается, как правило, на одной судьбе или одном событии.

Рассказ же, который, кстати, считается молодым эпическим жанром (он начал оформляться лишь в начале 19 в.), представляет собой повествование о каком-то эпизоде из жизни героя. Очень близкой по форме к рассказу является современная новелла.

В современной литературе принято отдельно говорить об очерке. Повествование в нем, в отличие от рассказа или новеллы, построено на документальных фактах. Правда, между всеми названными жанрами существует и множество промежуточных форм.

Не теряют своей популярности и сказки - повествования о вымышленных героях с обязательным участием волшебных сил. Современная сказка уже мало похожа на фольклорную, так как сильнее связана с общелитературными течениями и тенденциями.

К эпическому роду относят также и популярные в наше время жанры фельетонов, анекдотов, притч, а также эссе.

Лирические жанры

Один из трех основных родов литературы - лирика - отличается от остальных своей субъективностью и подчеркнутым интересом к авторскому миру. Для нее также характерна повышенная эмоциональность, стремление отобразить не события, а личное отношение к ним. По характеру этих эмоций можно выделить несколько лирических (торжественное, восхваляющее что-либо стихотворение), элегию (лирическое размышление о скоротечности бытия) и сатиру (обличительное, гневное произведение).

Но современные поэты, как они сами говорят, пишут стихи - то есть произведения, которые трудно или просто невозможно строго отнести к какому-то жанру.

О драме внутри и снаружи

Г. Гегель, пытаясь углубить предложенное Аристотелем деление на основные роды литературы, пояснял, что в основе драмы лежит синтез лирики и эпоса. Ведь драма, с его точки зрения, - это конфликт, основанный на индивидуальных стремлениях, который при этом подается как объективно происходящее событие.

И основной отличительной чертой драмы является ее нацеленность не на рассказ, а на показ (прямое изображение) той или иной ситуации. Авторское начало в ней практически отсутствует, и если в эпосе ведение диалога - это всего лишь одно из средств раскрытия характера героя, то в драме диалог является часто единственным способом его характеризовать.

Такая смена акцентов приводит к радикальным изменениям в структуре произведения. Так, речь героев становится более плотной, отточенной, акцентированной, чем в эпосе, ведь именно она создает необходимое драматическое напряжение. Тесная связь названного жанра с театром также играет огромную роль - драма всегда зрелищна, что, кстати, строго регламентирует и ее размер.

Но трактовать драму только как текст для постановки крайне неверно. Этот жанр сохраняет свое воздействие на читателя и без воплощения на сцене и, наряду с театральной, имеет еще и литературную жизнь.

Жанры драмы

Основные роды литературы, как вы могли убедиться, имеют свои жанры. Не стала в этом смысле исключением и драма. Самыми яркими и исторически значимыми среди драматических жанров всегда были трагедия и комедия.

Трагедия представляет собой изображение непримиримого конфликта, который носит обычно неизбежный роковой характер и чаще всего заканчивается смертью героя.

Комедия же характеризуется юмористическим, комическим подходом к изображению действительности и специфическим конфликтом. В данном жанре он не бывает непримиримым и, как правило, благополучно разрешается. Различают комедию характеров и комедию положений, что основано на источнике комического. В первом случае - это нелепые характеры героев, а во втором - ситуации, в которых они оказываются. Часто эти типы комедий синтезируются.

К жанровым модификациям современной комедии можно отнести фарс - заостренное, нарочитое комическое представление - и водевиль, имеющий непритязательный забавный сюжет.

Драма - это тоже драматический жанр

Основные роды литературы включают драму не только как род, но и как жанр. Свое распространение она получила в 18 -19 вв., постепенно вытеснив собою трагедию. Драму характеризует острый конфликт, но он не так глобален и не так неизбежен, как в трагедии.

В центре этого произведения лежат проблемы отношений конкретного человека и общества. Сюжет драмы, как правило, очень реалистичен - благодаря этому, она стала ведущим жанром в репертуаре театров, соперничая с очень популярной в наше время комедией.

Драма имеет много разновидностей: психологическая, философская, социальная, историческая, любовная и т. п.

Что такое лиро-эпические жанры

В учебной литературе понятие жанра трактуется как принадлежность к той или иной группе литературных произведений, которые объединены общими признаками. Жанры, как уже говорилось, формируются внутри рода, становясь как бы реальным воплощением родовых особенностей.

Но возможно и существование синтетических, промежуточных жанров, в которых могут сочетаться два, а то и три основных рода литературы и ее виды. Кстати, больше всего таких «переплетений» возникает между лирикой и эпосом, что и позволяет некоторым исследователям добавлять к уже имеющимся еще одни род (четвертый) - лирико-эпический. К нему отдельные исследователи относят поэмы (стихотворные произведения, имеющие лирический или повествовательный сюжет, развивающийся на историческом фоне), а также баллады (своеобразные рассказы в стихах).

Итог

Конечно же, любой литературовед, так же как и просто увлекающийся чтением человек, скажет, что деление на основные роды и - дело весьма сложное и обреченное на неточность. Многие художественные произведения соединяют в себе основные черты разных жанров, а то и родов. И задача читателя состоит не в том, чтобы четко их классифицировать, а в том, чтобы иметь возможность определить соотношение в нем начал каждого рода.

Ведь жанр - это, собственно, не само произведение, а лишь принцип его создания. То есть при намерении автора написать роман есть только жанр, у которого в творческом процессе появления на свет могут сильно деформироваться его основные признаки и раздвинуться границы видовой принадлежности, как в свое время, например, и произошло с пушкинским «Евгением Онегиным». Истинное творчество не терпит границ.