Урок-исследование по литературе. Тема: "Мысль семейная" в романе М.Шолохова "Тихий Дон"

Урок-исследование по литературе. Тема: "Мысль семейная" в романе М.Шолохова "Тихий Дон"
30.03.2013 55495 0

Урок 67
«Мысль семейная» в романе Шолохова
«Тихий Дон». Женщина как хранительница
семейного тепла

Цели: провести работу над отдельными эпизодами первой части романа Шолохова, раскрывающими тему семьи; выявить значение женских образов в раскрытии данной темы.

Ход урока

…в этом мире – история донских казаков, русского крестьянства… вековые традиции нравственных принципов и трудовых навыков, которые сформировали национальный характер, особенности целой страны.

Е. А. Костин

Семья у Шолохова – изобразительный центр, сквозь призму которого раскрывается нам «макрокосм» национальной культуры.

И. И. Цыпенко

I. Вступительная беседа.

М. А. Шолохова можно назвать певцом тихого Дона. Художник, чаще суровый и сдержанный, он, когда говорит о родном крае, становится лиричным и патетичным.

Родник скрытой любви к людям тихого Дона, его обычаям, песням, играм, всегда струящийся во внутренних пластах шолоховского повествования, вдруг вырывается наружу… Этими чувствами наполнен и роман «Тихий Дон».

Герои, живущие на страницах романа, – донские казаки.

– Что вы знаете об этом сословии?

Казачество – сословие на Руси особенное, но есть в жизни любого народа незыблемые ценности, во многом схожие: семья, земля, нравственность. Предлагаю затронуть именно эту грань романа Шолохова.

Традиции. Истоки. Быт. Семья. Национальный дух. Обращение к этим понятиям всегда необходимо. Ведь по жизни семьи, по крепости семейных уз можно судить о жизнеспособности народа.

– Гармония и семья. Можем ли мы сейчас поставить между этими словами знак равенства?

– Каково значение женщины как хранительницы тепла семейного очага?

Вопросы записаны на доске.

В центре шолоховского повествования находится несколько семей: Мелеховых, Коршуновых, Моховых, Кошевых, Листницких. Это не случайно: закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, семейных отношениях, где власть традиций особенно сильна и всякая их ломка рождает острые, драматические конфликты.

Доска оформлена как казачий курень. Звучит лирическая, напевная казачья песня.

II. «Мысль семейная» в романе Шолохова.

1. Работа с текстом .

Выразительное чтение или художественный пересказ отрывка из первой части I тома «История семьи Мелеховых».

Первоначально роман должен был начинаться с описания мятежа генерала Корнилова, но вскоре автор признается: «Я почувствовал: что-то у меня не получается».

– Что вносится в роман этой историей?

Начать с семьи было новой гениальной интуитивной находкой молодого писателя. Автор отвечал на вопрос, кто такие казаки, какие у них корни, что является основой их быта, почему они ведут себя в той или иной ситуации именно так, а не иначе. Семья – носительница того, что мы называем культурой. Поэтому в центре внимания Шолохова разные поколения семьи Мелеховых.

– С чего же начинается история этой семьи?

– Почему гибнет юная турчанка и что отрицает её смерть?

Рассказ о судьбе мелеховского рода начинается с острой, драматической завязки, с истории Прокофия Мелехова, который поразил хуторян своим «диковинным поступком». С турецкой войны он привез жену-турчанку. Любил её, по вечерам, когда «вянут зори», носил на руках на макушку кургана, «садился рядом с ней, и так подолгу глядели они в степь». А когда разъяренная толпа подошла к их дому, Прокофий с шашкой встал на защиту любимой жены.

Смерть турчанки утверждает величие и трагизм истинной любви, любви непохожей, а следовательно, раздражающей окружающих. Эта любовь была вызовом казакам, их быту, традициям – отсюда трагедия.

С первых страниц появляются гордые, с независимым характером, способные на большое чувство люди. Так с истории деда Григория входит в роман «Тихий Дон» прекрасное и одновременно трагическое. И для Григория любовь к Аксинье станет серьезным испытанием жизни.

2. Патриархальность и традиции в семье Мелеховых.

Индивидуальное сообщение учащегося.

…Семья – основа основ народного быта в мире «Тихого Дона». Жизненные обстоятельства казачьей среды изображены с такой основательностью, что позволяют воссоздать общее строение семьи начала ХХ века. А век ХХ грозился быть кровавым. Потому все более ценным становилось вечно незыблемое: семья, земля, дети.

Для героев «Тихого Дона» семейное начало буквально пронизывает всю частную жизнь. Каждая отдельная личность воспринималась непременно как часть общего – семьи, рода. Эти отношения были важной частью народного быта. Родственное становилось выше товарищества, влюбленности, деловых отношений, соседства. Причем родственные отношения учитывались с очень большой точностью: «троюродный брат», «двоюродная тетка», «водворки» – некоторые слова существуют в нынешнем быту без особого «смысла». Но во времена «Тихого Дона» родственная близость почиталась весьма серьезно. В семье Мелеховых велика патриархальная сила – всевластие отца в доме.

Пусть поступки круты, тон старших решителен и непреклонен (младшие сносят это терпеливо и сдержанно, даже горячий и порывистый Григорий), однако всегда ли злоупотребляет Пантелей Прокофьевич своей властью, всегда ли излишне рукоприкладство?

Пантелей Прокофьевич женит Григория, и тот не спорит не только от сыновней покорности: Гришка опозорил семью своим бесстыдным романом с замужней соседкой. Кстати, Гришка покорился не только отцу, но и матери – именно Ильинична решила женить Григория на Наталье и уговорила мужа: «…точила его, как ржавь железо, и под конец сломила его упрямство». Словом, приказного тона, грубости было немало – но насилия в патриархальной семье не было никогда.

Грубость же во многом объяснялась влиянием казарменных армейских нравов, но никак не патриархальностью. Особенно любил «крепкое словцо» Пантелей Прокофьевич. Так, родную жену не раз ласкал словами: «карга старая», «замолчи, дура», ну и жена, любящая, преданная, «полоскала свою половину»: «Ты чего ж это, крючок старый! Сроду безобразник, а под старость дюжей свихнулся». Кипела в Прокофьевиче «турецкая кровь», но именно он был одним из центров, сплачивающих семью.

Другим центром патриархальной семьи была религия, великая христианская вера, семейный образ – икона в красном углу.

Хранительницей веры выступает в романе казачья семья, особенно в лице старших её представителей. Пришла черная весть о гибели Григория, в те траурные дни, когда «он старел день ото дня», когда «слабела память и мутился рассудок», только разговор с отцом Виссарионом вразумил старика: «С этого дня переломил себя и духовно оправился».

Особо хочется сказать о разводе. Само понятие даже не существовало в казачьем лексиконе. Семья благословлялась Богом! Брак был нерасторжим, но, как все земное, не являлся незыблемым. Встретив Григория недалеко от Ягодного, куда сын ушел с Аксиньей, Пантелей Прокофьевич спрашивает: «А Бог?» Григорий, не так свято веривший, в подсознании все же вспоминает о Нем. Не случайно «мысли об Аксинье и о жене» неожиданно вспыхивают в его голове во время присяги, когда «подходил под крест».

Кризис веры имел губительное значение для всей России, особенно для семьи: перестает действовать «двойной закон самосохранения», когда семья хранила веру, а вера защищала единство семьи.

3. Основы единства семьи Мелеховых.

а) В начале романа семья Мелеховых целая, дружная. Сила этой семьи была в единстве, когда все важные вопросы решались открыто, выносились на семейный суд, прямо и основательно обсуждались.

Инсценировка первого совета семьи Мелеховых.

Жизнь Григория и Натальи не заладилась. Начало положил совету Пантелей Прокофьевич. Выступают все; даже Дуняша, подросток. Допущена к совету, внимательно слушает. Григорию стыдно, он грубит. Но чем бы ни заканчивались собрания, ни одно важное событие не проходит незамеченным.

– Какие еще были советы?(Приход красных: отступать или сдаться? Сердечные дела Дуняши. 1919 год – деньги Дарьи.)

Вывод. В семье Мелеховых – всех казаков – ответственные и сложные дела решались открыто, в прямом, порой нелицеприятном обсуждении. Крайности сглаживались и выравнивались, резкие страсти утишались. То не было ни раем, ни идиллией, а лишь сплоченным миром родственных людей, для которых выше личных устремлений и прихотей была семья.

б) Шептаться по углам считалось предосудительным, ибо вековой опыт подсказывал: где начинаются тайны – тут начинаются распад и раскол.

– Если вдруг внутрь семьи все же проникало нечто злое и враждебное, как решали эту проблему Мелеховы? Были ли в семье тайны?(В семье Мелеховых тоже были свои секреты, их в романе три.)

Проверка домашнего задания (работа велась в группах по предложенному плану):

1. Тема секрета.

2. Где происходит беседа.

3. Итоги «разговора по душам».

1-я группа – секрет Григория;

2-я группа – секрет Дарьи;

3-я группа – секрет Натальи.

Все эти тайны касаются семьи.

1. Пантелей Прокофьевич сразу догадался о связи Григория и Аксиньи: сын связался с женой близкого им человека – соседа. Старик понимает, что от беседы не уйти, и рано утром на рыбалке с Григорием начинает разговор.

2. О Дарьиной болезни секретничают Дарья и Наталья. Дарья просит предупредить мать: «пущай она отцу не говорит про это, а то старик взбесится и выгонит меня из дому».

3. Об аборте Наталья рассказала только Ильиничне: «Буду ли я жить с Гришкой али нет… но детей я от него больше рожать не желаю».

Результат наблюдения.

Все три разговора ведутся вне дома, двора: на реке, огороде, степной дороге. Это признак нежелания запачкать семью, что естественно для всякого живого и здорового организма.

Многие из вас сейчас думают над вопросами: а так ли в моей семье? Когда же мы все вместе собирались о чем-нибудь поговорить? Всегда ли мы выслушиваем старших, прислушиваются ли папы и мамы к нашим детским голосам? А наши тайны? Тайные ли они?

Из романа Шолохова мы узнали, как заботились казаки о целостности, здоровье своей семьи.

4. Женские образы в романе Шолохова «Тихий Дон».

1) Работа с текстом .

Одним из приемов Шолохова в характеристике героев является сопоставительный анализ. Через отношение к детям раскрываются многие главные герои романа. Так как носительницей домашнего, семейного тепла является женщина, особо интересны характеристики главных героинь.

С опорой на текст учащиеся дают характеристику женских образов романа «Тихий Дон».

Дарья. Ничего не известно о её родителях, происхождении. Сама героиня в конце романа говорит: «У меня ни сзади, ни спереди никого нет». У Дарьи родился ребенок. Но что же мы о нем узнаем – просто «дитя». Или, раздражаясь, на своего младенца, мать говорит: «Цыц ты, поганое дите! Ни сну тебе, ни покою». Много в романе грубых слов, но никто так не обращается к детям. Ребенок умер, когда ему не исполнился и год.

Аксинья. Родила дитя от Степана, но и здесь примечательно кратко: «…ребенок умер, не дожив и до года». От Григория родила Танюшку, стала счастлива и обрела какую-то особенно счастливую осанку. Но любовь к ребенку лишь была продолжением любви к Григорию. Как бы то ни было, ребенок тоже умирает около полутора лет от роду. Детей Григория взяла после смерти Натальи к себе. «Они охотно называли её мамой», она их оставляет и уезжает с Григорием.

С особой силой материнская любовь проявляется в образе Ильиничны. Именно она воспитала своих детей такими, какими мы видим их в романе; она не только заботилась о них, но и передала им свое мирочувствование. Отсюда глубокое сродство молодых Мелеховых именно с матерью, а не с отцом. Сам Шолохов, преклоняясь перед собственной матерью, не раз отмечал сходство её и Ильиничны. Они умеют бороться за семью, и Наталья становится продолжательницей этого предназначения.

2) Индивидуальное сообщение «Спасение семейного гнезда – идея жизни Натальи Мелеховой».

Наталья Мелехова в романе М. Шолохова «Тихий Дон» – волей обстоятельства втянутая в мучительное соперничество с Аксиньей, вынужденная даже оскорблять её, называя «гулящей», – это поистине просветленно-стыдливое, вероятно, самое ангельское существо в романе.

Наталья возникает в романе как бы случайно: как объект грядущего сватовства, венчания. «Наталья… Наталья – девка красивая… Дюже красивая. Надысь видела её в церкви», – говорит Аксинья. Похвала двойная, даже преувеличенная, но говорит эти хвалебные слова Аксинья с сухими глазами, и от сарая падает тяжелая тень. А в окне, куда она смотрит, – желтая ночная стынь.

Шолоховский мир и многоцветен, и многозвучен, и предельно полон сложных психологических движений. Шолохов – величайший мастер характерной детали – подобрал почти символические эпитеты, говорящие об опасности для Натальи: сухие, без слез глаза… Эти сухие глаза наводят на мысль, что кому-то в этой неизбежной борьбе не уцелеть.

Григорий в Наталье обрел чуткую носительницу великой ответственности, обрел человека, для которого любовь не знает, не хочет знать конца, боится даже временной подмены, измены, любой ненадежности. Для неё нет разлада между сознанием и чувством, нет опустошения от любви, даже радостного. Оттого она кажется Григорию холодной, трудной. Нет игры чувств, нет любви-поглощения.

Для Натальи разрушительны все, даже невольные измены Григория. Вместе с тем в ней нет злости, нет наслаждения от чужой муки. Есть жалость… Распутную Дарью, в конце концов нанесшую ей главный оскорбительный удар, недобрую сводницу, она даже не презирает, а отстраняется от неё, прощает.

Старики Мелеховы и Коршуновы первыми почувствовали стыдливую нежность кроткой души Натальи. Старый Коршунов только что не произносит слово «издеваться» («Разве можно так над живым человеком?.. Сердце-то, сердце-то… аль у него волчиное?») А Пантелей Прокофьевич – и он весь в этих словах, как строитель дома! – буквально кричит от боли и стыда: «Она нам лучше родной!»

И вот этап строительства гнезда. Возвращение Натальи в дом Пантелея Прокофьевича, в дом, где нет мужа! Наивная, неопытная, верящая в силу венчания, клятвы перед святыми, Наталья с изумлением осознает, что именно ей предстоит пройти через горестное унижение, что её ждет любовь-мученичество. Шолохов с эпическим любованием рисует весь путь возвращения Натальи, её трудные решения, её обращение к свекру.

Возвращение в дом Мелеховых – это осознание своей главной силы и высоты: силы верности, благородства, силы смирения. Вскоре она стала неотделима от Дома, от родных людей, тем более от детей! Все пребывание её в семье Мелеховых – это скрытое распрямление и восхождение души, движение не просто к победе над Аксиньей, рождение истинной дружбы с Дуняшкой и Ильничной. Её молитвы спасли Григория от выстрелов Степана Астахова в спину. И как высшая награда – двое чудесных детей.

Но борьба за дом, за семью ещё впереди. Этим показателен диалог Натальи с Аксиньей (сцена в Ягодном). Аксинья откровенно обвиняет Наталью: «Ты у дитя отца хочешь взять. Кроме Гришки, нету у меня мужа». Вся беседа построена на резком различии лютующей Аксиньи и кроткой Натальи, признающейся: «Тоска меня пихнула»… Аксинья сделала ребенка аргументом претензий на Григория, «распорядилась» тем, что Бог дал не для торга… Последовал совсем иной разворот событий – болезнь и смерть девочки, связь с Листницким, уход Григория.

Материнство не стало залогом счастья и для Натальи. Она так и осталась нелюбимой женой… Тем больше силы в чудесной сцене 8 главы! Это элегия с какой-то робостью и нерешительностью в жестах, с безмолвием, элегия прощания.

Подготовленный ученик читает наизусть: «Она была рядом с ним, его жена и мать Мишатки и Полюшки. Для него она принарядилась и вымыла лицо… Сидела она такая жалкая, некрасивая и все же прекрасная, сияющая какой-то чистой внутренней красотой. Могучая волна нежности залила сердце Григория… Он хотел сказать ей что-то теплое, ласковое, но не нашел слов и, молча притянув её к себе, поцеловал белый покатый лоб и скорбные глаза».

Уход из жизни Натальи, даже после относительно мирного последнего объяснения с Аксиньей, не случайно наложил мрачнейшую тень и на судьбу Григория и на весь мелеховский дом. Герои Шолохова (и особенно Наталья) творят порой не суд, а некий свехсуд над временем, над искалеченными им людьми.

И Наталья, и Ильинична проходят перед читателем «Тихого Дона» как героини, до конца верные материнскому призванию, долгу хранительницы семьи. Наталья погибает в тот момент, когда она не просто отказалась от идеи материнства, но неестественно для неё злым, мстительным образом растоптала, разрушила свою же идею, стержень характера. Гениально выбран собеседник Натальи, свидетель её душевного кризиса: им стала Ильинична, человек, глубоко родственный ей, мать Григория, впервые не нашедшая слов для оправдания сына, для опровержения правоты Натальи. Ильинична смогла лишь убедить невестку не проклинать Григория, не желать ему смерти. После смерти Натальи всех в доме обступила горькая тоска от запоздалого понимания друг друга, от понимания, что рушится семья.

3) Вывод. В романе прослеживается интересная параллель: дети становятся мерилом жизненности самих героинь. Не имея, в сущности, детей, Дарья очень быстро умирает и как женщина. Отсутствие детей становится для героинь «господним наказанием».

– Как заканчивает жизнь Дарья?(Она совсем стала «зверь-бабой». Испокон веков женщина-казачка ассоциировалась с понятиями «жизнь», «продолжательница рода». Дарья – единственная из русских героинь берет в руки боевое оружие, а потом убивает безоружного. Потому и смерть Дарьи в Дону очистительная и ужасная.)

– Что в этом плане можно сказать о других героинях?(Аксинья гибнет от пули, не оставив после себя никого, «только черное солнце». Наталья уходит из семьи, режет себя, проклинает Григория, вытравливает плод и в конце концов гибнет.)

– К какому выводу приводит нас Шолохов? (Смерть женщины – это всегда зло, беда, это смерть семьи.)

Насколько же сильна материнская любовь Ильиничны! Настолько велико её желание, чтобы в доме все было мирно, что мать примиряется даже с тем, что Мишка Кошевой входит в их дом хозяином. Она видит, как Дуняшка тянется к этому человеку, как Кошевой нежно относится к внуку её, Мишатке. Дети не должны быть сиротами! Это для Ильиничны становится главным условием и для новой жизни.

III. Итог урока.

– Что, по-вашему, является главным в звучании темы семьи в романе Шолохова «Тихий Дон»?

Семья – оплот державы. Рушится семья – рушится мирная жизнь в стране. Женщина – хранительница единства семьи.

Дети – символ будущего. Об этом и последние страницы романа.

– О чем мечтает бессонными ночами Григорий вдали от дома? Чем заканчивается роман?

Все вернулось на круги своя. Мы снова перед домом – казачьим куренем Мелеховых. И Григорий стоит у ворот родного дома, держа на руках сына. Это все, что осталось у него в жизни, что пока ещё роднит его с землей и со всем этим огромным сияющим под холодным солнцем миром.

Домашнее задание.

Сочинение-ответ на вопросы, поставленные в начале урока:

– «Гармония» и «семья». Можем ли мы сейчас поставить знак равенства между этими понятиями?

– «Крыша дома твоего» – что для каждого из вас значат эти слова?

– Женщина – хранительница семейного тепла.

В романе "Тихий Дон" М. Шолохов с большим мастерством показал трагические моменты в революции и гражданской войне и совершенно по-новому, опираясь на исторические материалы, свой собственный опыт, воспроизвел истинную картину донской жизни, ее эволюцию. "Тихий Дон" называют трагедией-эпопеей. И не только потому, что в центре поставлен трагедийный характер - Григорий Мелехов, но и потому, что роман от начала до конца пронизывают трагические мотивы. Это трагедия и тех, кто не осознал смысла революции и выступил против нее, и тех, кто поддался обману. Это трагедия многих казаков, втянутых в Вешенское восстание в 1919 году, трагедия защитников революции, гибнущих за народное дело.

Трагедии героев разворачиваются на фоне переломных для нашей страны событий - старый мир до основания разрушен революцией, ему на смену идет новая социальная система. Все это и обусловило качественно новое решение таких «вечных» вопросов, как человек и история, война и мир, личность и массы. Человек для Шолохова - самое ценное, что есть на нашей планете, а самое важное, что помогает формированию души человека, - это, прежде всего, его семья, дом, в котором он родился, вырос, где его всегда будут ждать и любить и куда он обязательно вернется.

«Мелеховский двор - на самом краю хутора», - так начинается роман, и на протяжении всего повествования Шолохов рассказывает о представителях этой семьи. Жизнь обитателей дома предстает со страниц эпопеи в переплетении противоречий и борьбы. Вся семья Мелеховых оказалась на перекрестке больших исторических событий, кровавых столкновений. Революция и гражданская война вносят крутые перемены в сложившийся семейно-бытовой уклад Мелеховых: рушатся привычные родственные связи, рождаются новые мораль и нравственность. Шолохову с большим мастерством удалось раскрыть внутренний мир человека из народа, воссоздать русский национальный характер эпохи революционного времени. Через двор Мелеховых проходит линия обороны, его занимают то красные, то белые, но отчий дом навсегда остается тем местом, где живут самые близкие люди, всегда готовые принять и обогреть.

В начале повествования автор знакомит читателя с главой семьи - Пантелеем Прокофьевичем: «Под уклон сползавших годов закряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел старичком складным. Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства...» Пантелей Прокофьевич - истинный казак, воспитанный на традициях доблести и чести. На этих же традициях он воспитывал своих детей, проявляя порой черты крутого характера. Глава семейства Мелеховых не терпит непокорности, но в душе добрый и чувствительный. Он умелый и трудолюбивый хозяин, умеет рачительно вести хозяйство, сам работает от зари до зари. На него, а еще в большей мере на его сына Григория, ложится отсвет благородной и гордой натуры деда Прокофия, бросившего некогда вызов патриархальным нравам хутора Татарского.

Несмотря на внутрисемейный раскол, Пантелей Прокофьевич старается соединить в одно целое куски старого быта, хотя бы ради внуков и детей. Не раз он самовольно покидает фронт и возвращается домой, к родной земле, которая была для него основой жизни. С необъяснимой силой манила она его к себе, как манила и всех казаков, уставших от напряженной и бессмысленной войны. Пантелей Прокофьевич умирает на чужбине, вдали от родного дома, которому отдал все свои силы и бесконечную любовь, и в этом трагедия человека, у которого время отняло самое дорогое - семью и кров.

Такую же всепоглощающую любовь к родному дому отец передал своим сыновьям. Старший, уже женатый сын его Петро напоминал мать: большой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый, а младший, Григорий, пошел в отца - «так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое». Григорий, как и его отец, любит свой дом, где Пантелей Прокофьевич заставлял его выхаживать коня, любит свой клин земли за хутором, который он пахал своими руками.

С большим мастерством М. Шолохов изобразил сложный характер Григория Мелехова - цельной, сильной и честной личности. Он никогда не искал собственной выгоды, не поддавался соблазну наживы и карьеры. Заблуждаясь, Григорий немало пролил крови тех, кто утверждал новую жизнь на земле. Но он осознал свою вину, стремился искупить ее честной и верной службой новой власти.

Путь героя к истине тернист и сложен. В начале эпопеи это восемнадцатилетний парень - веселый, сильный, красивый. Автор всесторонне раскрывает образ главного героя - тут и кодекс казачьей чести, и напряженный крестьянский труд, и удальство в народных игрищах и гуляньях, и приобщение к богатому казачьему фольклору, и чувство первой любви. Из поколения в поколение воспитываемые смелость и отвага, благородство и великодушие по отношению к врагам, презрение к малодушию и трусости определяли поведение Григория во всех жизненных обстоятельствах. В тревожные дни революционных событий он совершает немало ошибок. Но на пути поисков истины казак порой не в силах постичь железную логику революции, ее внутренние закономерности.

Григорий Мелехов - гордая, вольнолюбивая личность и вместе с тем философ-правдоискатель. Для него величие и неотвратимость революции должны быть выявлены и доказаны всем последующим ходом жизни. Мелехов мечтает о таком строе жизни, при котором человеку воздавалось бы мерой его ума, труда и таланта.

Женщины семьи Мелеховых - Ильинична, Дуняшка, Наталья и Дарья - совершенно разные, но их объединяет возвышенная нравственная красота. Образ старой Ильиничны олицетворяет трудную долю женщины-казачки, ее высокие нравственные качества. Жена Пантелея Мелехова - Василиса Ильинична - коренная казачка Верхнедонского края. Несладкая на ее долю выпала жизнь. Именно она больше всего страдала от вспыльчивого характера мужа, но терпение и выдержка помогли ей сохранить семью. Она рано постарела, страдала болезнями, но несмотря на это оставалась заботливой, энергичной хозяйкой.

Высокой лиричности исполнен образ Натальи - женщины высокой нравственной чистоты и чувства. Сильная характером, Наталья долго мирилась с положением нелюбимой жены и еще надеялась на лучшую долю. Она проклинает и любит Григория бесконечно. Пусть ненадолго, она все же обрела свое женское счастье. Благодаря терпению и вере, Наталье удалось восстановить семью, вернуть согласие и любовь. Она родила двойню: сына и дочь, и оказалась столь же любящей, преданной и заботливой матерью, какой была женой. Эта прекрасная женщина является воплощением драматической судьбы сильной, красивой, беззаветно любящей натуры, готовой ради высокого чувства пожертвовать всем, даже собственной жизнью. Сила духа и покоряющая нравственная чистота Натальи с невиданной глубиной раскрываются в последние дни ее жизни. Несмотря на все зло, которое ей причинил Григорий, она находит в себе силы простить его.

Ярким представителем семьи является Дуняшка. Природа наделила ее таким же горячим и твердым характером, как и Григория. И это особенно ярко проявилось в ее стремлении любой ценой отстоять свое счастье. Несмотря на недовольство и угрозы близких, она со свойственным ей упорством отстаивает свое право на любовь. Даже Ильинична, для которой Кошевой навсегда остался «душегубом», убийцей ее сына, понимает, что ничто не изменит отношения дочери к Михаилу. И если она полюбила его, то уже ничто не вырвет этого чувства из ее сердца, как ничто не смогло изменить чувства Григория к Аксинье.

Последние страницы романа возвращают читателей к тому, с чего начиналось произведение - к «мысли семейной». Дружное мелеховское семейство неожиданно распалось. Смерть Петра, гибель Дарьи, утрата Пантелеем Прокофьевичем главенствующего положения в семье, смерть Натальи, отход Дуняшки от семьи, разрушение хозяйства в период наступления красногвардейцев, смерть главы семейства в отступлении и уход в мир иной Ильиничны, приход в дом Мишки Кошевого, смерть Полюшки - все это этапы крушения того, что в начале романа казалось незыблемым. Примечательны слова, сказанные однажды Пантелеем Прокофьевичем Григорию: «У всех одинаково все рухнулось». И хотя речь идет всего лишь о поваленных плетнях, эти слова приобретают более широкое значение. Разрушение семьи, отчего дома, коснулось не только Мелеховых, - это общая трагедия, судьба казачества. Гибнут в романе семьи Коршуновых, Кошевых, Моховых. Рушатся вековые устои человеческой жизни.

Повествование в "Тихом Доне", как и в романе Толстого «Война и мир», строится на изображении семейных гнезд. Но если толстовские герои, пройдя через суровые испытания, приходят к созданию семьи, то герои Шолохова мучительно переживают ее распад, что с особой силой подчеркивает трагизм эпохи, изображенной в романе. Рассказывая о распаде семьи Мелеховых, Шолохов ставит для нас, потомков, задачу возрождения семьи и уверенно убеждает, что всегда есть с чего начинать. В измученной душе Григория многие жизненные ценности утратили свой смысл, и лишь чувство семьи и Родины осталось неистребимым. Не случайно Шолохов заканчивает повествование трогательной встречей отца с сыном. Семья Мелеховых распалась, но Григорий сможет создать очаг, где всегда будет теплиться огонек любви, тепла и взаимопонимания, который не погаснет никогда. И несмотря на трагичность романа, отразившего события одного из самых жестоких периодов в истории нашей страны, читатель остается жить с надеждой в этом огромном, сияющем под холодным солнцем мире.

Разделы: Литература

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
/Л.Н.Толстой/

Цель: выяснить, на чем основано счастье семьи; продолжить формировать умение анализировать эпизоды, выбирать главное в тексте; развивать творческие способности учащихся, анализировать эстетическое своеобразие языка и стиля художественного произведения.

Методические приёмы: слово учителя, исследовательская работа, аналитическая беседа, выразительное чтение отрывка, анализ эпизода, ролевое чтение, тестовая работа (подготовка к ЕГЭ).

Оборудование:

  1. Портрет М.Шолохова;
  2. Иллюстрации к роману «Тихий Дон» художника О.Г.Верейского;
  3. На ватмане нарисованы 2 дома (современный и курень Мелеховых);
  4. Маркер;
  5. Компьютер, проектор;
  6. Карточка для индивидуальной работы: проанализировать сцену «На сенокосе»;
  7. Ватман, на котором написаны тема урока и эпиграф, прикреплен к доске.

Ход урока

1. Слово учителя:
2008 год в России объявлен годом семьи. Семья- ячейка любого государства, основа человеческой жизни. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»,- сказал Л.Т. Толстой.
С ним согласен и М.А. Шолохов. В романе «Тихий Дон» он освещает картины счастливой жизни дома и несчастной вне дома. Обратим внимание на первый рисунок дома, представим, что здесь живет современная семья.
Что нужно человеку, чтобы его семья была счастливой?
(Ответы учащихся: «Любовь, мир, здоровье, работа, уважение, материальный достаток и т.д.»)
Строительство любого здания, в том числе и дома, начинается с фундамента. Чтобы он был крепким и стоял долго, мы заложим в него ваши ответы.
(На фундаменте современного дома делается запись)
Учитель: Это взгляд на современную семью учеников 11 «Д» в 2008 году. Тема же нашего урока звучит так: «Мысль семейная» в романе М.Шолохова «Тихий Дон». Сегодня мы с вами должны выяснить, как М.Шолохов показывает семью и на чем основано ее счастье.

2. Проверка домашнего задания:
Найдите и зачитайте счастливые сцены семейной жизни в романе. (Роман М.А.Шолохова «Тихий Дон». Москва. Эксмо 2003г.)
«…первый оторвался ото сна Пантелей Прокофьевич…» (т.1, 2 гл., стр.9-10)
«Григорий стал оделять семью гостинцами» (т.1, ч.5, 13гл., стр.596)
Ролевое чтение сцены «рыбалка». (2 гл.,стр.11)
Учитель: Ученица… на материале художественного фильма «Тихий Дон» проводила исследовательскую работу. Она также должна была найти счастливые сцены семейной жизни. Давайте, ребята, посмотрим ее презентацию.
(Презентация: эпизоды из фильма «счастливые сцены семейной жизни»)*

3. Исследовательская проблема: Что же такое семья в понимании Шолохова и что значит она для героев?
(Ответы учащихся: семья- это дом, где ты родился, это место, где тебя любят и ждут; семья- это совесть, ответственность за других; семья- это мудрость)

Учитель: Войдем в дом на берегу тихого Дона и посмотрим, на чем основано счастье семьи Мелеховых?
(Ответы учащихся: труд, мир, любовь, семья, дом). На фундаменте «куреня» делается запись.

4. Анализ эпизода. Картины крестьянского труда в романе.
Жизнь казачества немыслима без крестьянских работ. Давайте вспомним сцену «На сенокосе». Ученику… в начале урока было дано задание: проанализировать данный эпизод. (Ответ ученика):
Исстари повелось, что на покос выходили всем хутором. Косцы и гребельщицы одевались как на годовой праздник. Не стало это исключением и для Мелеховых. Труд объединил их семью. Мы видим, как Пантелей Прокофьевич, прежде чем начать косьбу, по русскому обычаю, «перекрестился на беленький стручок далекой колокольни». Он, как полагается в семье, идет первым. За ним, не отставая, «стелет косой травье» Григорий. Наши герои счастливы, потому что работа доставила им радость. После тяжелого труда все вместе стали вечерять. «Пантелей Прокофьевич истово хлебал кашу, хрустел на зубах недоваренным пшеном. Аксинья, не поднимая глаз, нехотя улыбалась Дарье».
Учитель: Жизнь каких семей представляет читателю М.Шолохов?
(Через описание жизни нескольких пар: Аксиньи и Степана Астаховых, Дарьи и Петра Мелеховых, Григория и Натальи Мелеховых).
Можно ли хоть одну из семей назвать счастливой?
(У Дарьи и Петра, Аксиньи и Степана нет духовной близости, между ними нет любви, у них нет детей. Ближе всего к авторскому пониманию полноценной семьи стоят отношения Григория и Натальи: у них 2 детей, род Мелеховых не прерывается. Одной из вечных ценностей является любовь. Не случайно еще А.Куприн сказал, что «любовь - это дар божий, который дается человеку один раз в жизни».
Кого же любит Григорий Мелехов?
(Ответы учащихся)
Григорий любит обеих женщин. Наталья поражает его своей «внутренней» чистотой, красотой, мудростью, живет по совести, соблюдая заповеди. Даже перед смертью, она просит сына поцеловать за нее отца. Такая любовь не могла не тронуть Григория, и он не мог просто так уйти из дома, где живут его родители и дети.. Любовь Аксиньи – это, скорее всего, страсть, которая оказалась сильнее Мелехова. Он мечется между двумя женщинам, но совсем так и не уходит из семьи. В конце романа мы видим Аксинью, воспитывающей детей Григория и молящейся за любимого. Однако это счастье оказалось недолгим: гражданская война разрушила семью, отняла у Григория почти все: Аксинью, дом. Мужем родной сестры становится убийца брата Мишка Кошевой.

5. Подготовка к ЕГЭ. Тестовая работа с последующей взаимопроверкой.
(Литература ЕГЭ - 2008 Сборник экзаменационных заданий. Разработано ФИПИ стр. 153) (Последняя сцена романа: встреча Григория с сыном)
Тест по роману М.Шолохова «Тихий Дон»
Утром на следующий день он подошел к Дону против хутора Татарского. Долго смотрел на родной двор, бледнея от радостного волнения. Потом снял винтовку и подсумок, достал из него шитвянку, конопляные хлопья, пузырек с ружейным маслом, зачем-то пересчитал патроны. Их было двенадцать обойм и двадцать шесть штук россыпью.
У крутояра лед отошел от берега. Прозрачно – зеленая вода плескалась и обламывала иглистый ледок окраинцев. Григорий бросил в воду винтовку, наган, потом высыпал патроны и тщательно вытер руку о полу шинели. (…)
Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем огромным, сияющим под холодным солнцем миром.

1. Многогранная картина мира, изображение исторических событий и повседневности, судеб отдельных личностей и судьбы страны позволяют определить жанр «Тихого Дона» как

    1. поэму
    2. эпопею
    3. роман
    4. повесть

2. Данный фрагмент в произведении
1)показывает безоговорочное неприятие героем позиции белых
2) демонстрирует несбыточность мечты героя
3)открывает новую страницу в жизни героя
4)доказывает безоговорочное приятие героем позиции красных
3.Какая из нижеперечисленных тем романа нашла отражение в данном фрагменте?

    1. тема революции
    2. тема семьи
    3. тема предательства
    4. тема детства

4. Встреча героя с сыном в финале романа
1) показывает, что герой обрел истинные ценности
2) указывает на ограниченность интересов Григория
3) говорит о возможности дальнейшего развития героя
4) ставит героя в ситуацию нравственного тупика
5. Как называется прием противопоставления, с помощью которого писатель передает глубину переживаний героя («холодные ручонки сына» - «исступленно горящие глаза»)?
6. Для создания национального колорита Шолохов использует диалектизмы. Выпишите 2 примера диалектизмов из второго абзаца (в именительном падеже).
Ответы: (высвечены на экране)
1- 2; 2 – 3; 3 – 2; 4 -1; 5 – антитеза или контраст; 6-крутояр, окраинцы

6 . Композиция романа.
Учитель: Шолохов использует кольцевую композицию. Как развивается «мысль семейная» в романе и почему он начинается с описания дома Мелеховых и заканчивается описанием дома?
(Ответы 2 – 3 учащихся)

7. Домашнее задание: Письменный ответ с ограниченным объемом (5-10) предложений на этот вопрос, а ученицы… составят тест на знание текста.

8. Вывод.
Учитель: Давайте, ребята, еще раз обратимся к рисункам дома и куреня. Совпало ли наше представление о семье с шолоховским?
(Ответы учащихся)
Учитель: На сегодняшнем уроке мы увидели семью в представлении Шолохова и те вечные ценности, которые необходимы для ее счастья. Семья, любовь, уважение, взаимопонимание, работа – вот то, что нужно человеку для полного счастья. Сейчас в России идет волна усыновления. Дети должны не только войти в дом, но и остаться в нем, ведь счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

9. Итоги урока.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.Allbest.ru/

«Мысль семейная» в романе Шолохова «Тихий Дон». Женщина как хранительница семейного тепла

1. М.А. Шолохов - певец тихого Дона

«в этом мире - история донских казаков, русского крестьянства… вековые традиции нравственных принципов и трудовых навыков, которые сформировали национальный характер, особенности целой страны». Е.А. Костин

«Семья у Шолохова - изобразительный центр, сквозь призму которого раскрывается нам «макрокосм» национальной культуры». И.И. Цыпенко

Художник, чаще суровый и сдержанный, он, когда говорит о родном крае, становится лиричным и патетичным.

Родник скрытой любви к людям тихого Дона, его обычаям, песням, играм, всегда струящийся во внутренних пластах шолоховского повествования, вдруг вырывается наружу… Этими чувствами наполнен и роман «Тихий Дон».

Герои, живущие на страницах романа, - донские казаки.

Казачество - сословие на Руси особенное, но есть в жизни любого народа незыблемые ценности, во многом схожие: семья, земля, нравственность. Предлагаю затронуть именно эту грань романа Шолохова.

Традиции. Истоки. Быт. Семья. Национальный дух. Обращение к этим понятиям всегда необходимо. Ведь по жизни семьи, по крепости семейных уз можно судить о жизнеспособности народа.

В центре шолоховского повествования находится несколько семей: Мелеховых, Коршуновых, Моховых, Кошевых, Листницких. Это не случайно: закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, семейных отношениях, где власть традиций особенно сильна и всякая их ломка рождает острые, драматические конфликты.

Начать с семьи было новой гениальной интуитивной находкой молодого писателя. Автор отвечал на вопрос, кто такие казаки, какие у них корни, что является основой их быта, почему они ведут себя в той или иной ситуации именно так, а не иначе. Семья - носительница того, что мы называем культурой. Поэтому в центре внимания Шолохова разные поколения семьи Мелеховых.

Рассказ о судьбе мелеховского рода начинается с острой, драматической завязки, с истории Прокофия Мелехова, который поразил хуторян своим «диковинным поступком». С турецкой войны он привез жену-турчанку. Любил её, по вечерам, когда «вянут зори», носил на руках на макушку кургана, «садился рядом с ней, и так подолгу глядели они в степь». А когда разъяренная толпа подошла к их дому, Прокофий с шашкой встал на защиту любимой жены.

Смерть турчанки утверждает величие и трагизм истинной любви, любви непохожей, а следовательно, раздражающей окружающих. Эта любовь была вызовом казакам, их быту, традициям - отсюда трагедия.

С первых страниц появляются гордые, с независимым характером, способные на большое чувство люди. Так с истории деда Григория входит в роман «Тихий Дон» прекрасное и одновременно трагическое. И для Григория любовь к Аксинье станет серьезным испытанием жизни.

2. Патриархальность и традиции в семье Мелеховых

Семья - основа основ народного быта в мире «Тихого Дона». Жизненные обстоятельства казачьей среды изображены с такой основательностью, что позволяют воссоздать общее строение семьи начала ХХ века. А век ХХ грозился быть кровавым. Потому все более ценным становилось вечно незыблемое: семья, земля, дети.

Для героев «Тихого Дона» семейное начало буквально пронизывает всю частную жизнь. Каждая отдельная личность воспринималась непременно как часть общего - семьи, рода. Эти отношения были важной частью народного быта. Родственное становилось выше товарищества, влюбленности, деловых отношений, соседства. Причем родственные отношения учитывались с очень большой точностью: «троюродный брат», «двоюродная тетка», «водворки» - некоторые слова существуют в нынешнем быту без особого «смысла». Но во времена «Тихого Дона» родственная близость почиталась весьма серьезно. В семье Мелеховых велика патриархальная сила - всевластие отца в доме.

Пусть поступки круты, тон старших решителен и непреклонен (младшие сносят это терпеливо и сдержанно, даже горячий и порывистый Григорий), однако всегда ли злоупотребляет Пантелей Прокофьевич своей властью, всегда ли излишне рукоприкладство?

Пантелей Прокофьевич женит Григория, и тот не спорит не только от сыновней покорности: Гришка опозорил семью своим бесстыдным романом с замужней соседкой. Кстати, Гришка покорился не только отцу, но и матери - именно Ильинична решила женить Григория на Наталье и уговорила мужа: «…точила его, как ржавь железо, и под конец сломила его упрямство». Словом, приказного тона, грубости было немало - но насилия в патриархальной семье не было никогда.

Грубость же во многом объяснялась влиянием казарменных армейских нравов, но никак не патриархальностью. Особенно любил «крепкое словцо» Пантелей Прокофьевич. Так, родную жену не раз ласкал словами: «карга старая», «замолчи, дура», ну и жена, любящая, преданная, «полоскала свою половину»: «Ты чего ж это, крючок старый! Сроду безобразник, а под старость дюжей свихнулся». Кипела в Прокофьевиче «турецкая кровь», но именно он был одним из центров, сплачивающих семью.

Другим центром патриархальной семьи была религия, великая христианская вера, семейный образ - икона в красном углу.

Хранительницей веры выступает в романе казачья семья, особенно в лице старших её представителей. Пришла черная весть о гибели Григория, в те траурные дни, когда «он старел день ото дня», когда «слабела память и мутился рассудок», только разговор с отцом Виссарионом вразумил старика: «С этого дня переломил себя и духовно оправился».

Особо хочется сказать о разводе. Само понятие даже не существовало в казачьем лексиконе. Семья благословлялась Богом! Брак был нерасторжим, но, как все земное, не являлся незыблемым. Встретив Григория недалеко от Ягодного, куда сын ушел с Аксиньей, Пантелей Прокофьевич спрашивает: «А Бог?» Григорий, не так свято веривший, в подсознании все же вспоминает о Нем. Не случайно «мысли об Аксинье и о жене» неожиданно вспыхивают в его голове во время присяги, когда «подходил под крест».

Кризис веры имел губительное значение для всей России, особенно для семьи: перестает действовать «двойной закон самосохранения», когда семья хранила веру, а вера защищала единство семьи.

3. Основы единства семьи Мелеховых

а) В начале романа семья Мелеховых целая, дружная. Сила этой семьи была в единстве, когда все важные вопросы решались открыто, выносились на семейный суд, прямо и основательно обсуждались.

Жизнь Григория и Натальи не заладилась. Начало положил совету Пантелей Прокофьевич. Выступают все; даже Дуняша, подросток. Допущена к совету, внимательно слушает. Григорию стыдно, он грубит. Но чем бы ни заканчивались собрания, ни одно важное событие не проходит незамеченным.

Какие еще были советы?(Приход красных: отступать или сдаться? Сердечные дела Дуняши. 1919 год - деньги Дарьи.)

Вывод. В семье Мелеховых - всех казаков - ответственные и сложные дела решались открыто, в прямом, порой нелицеприятном обсуждении. Крайности сглаживались и выравнивались, резкие страсти утишались. То не было ни раем, ни идиллией, а лишь сплоченным миром родственных людей, для которых выше личных устремлений и прихотей была семья.

б) Шептаться по углам считалось предосудительным, ибо вековой опыт подсказывал: где начинаются тайны - тут начинаются распад и раскол.

Если вдруг внутрь семьи все же проникало нечто злое и враждебное, как решали эту проблему Мелеховы? Были ли в семье тайны?(В семье Мелеховых тоже были свои секреты, их в романе три.)

Все эти тайны касаются семьи.

1. Пантелей Прокофьевич сразу догадался о связи Григория и Аксиньи: сын связался с женой близкого им человека - соседа. Старик понимает, что от беседы не уйти, и рано утром на рыбалке с Григорием начинает разговор.

2. О Дарьиной болезни секретничают Дарья и Наталья. Дарья просит предупредить мать: «пущай она отцу не говорит про это, а то старик взбесится и выгонит меня из дому».

3. Об аборте Наталья рассказала только Ильиничне: «Буду ли я жить с Гришкой али нет… но детей я от него больше рожать не желаю».

Все три разговора ведутся вне дома, двора: на реке, огороде, степной дороге. Это признак нежелания запачкать семью, что естественно для всякого живого и здорового организма.

(Это аргумент к ещё одной проблеме - проблеме открытости, доверительности отношений между людьми, членами семьи.) Многие из вас сейчас думают над вопросами: а так ли в моей семье? Когда же мы все вместе собирались о чем-нибудь поговорить? Всегда ли мы выслушиваем старших, прислушиваются ли папы и мамы к нашим детским голосам? А наши тайны? Тайные ли они?

Из романа Шолохова мы узнали, как заботились казаки о целостности, здоровье своей семьи.

4. Женские образы в романе Шолохова «Тихий Дон»

семья мелехов женский шолохов

Одним из приемов Шолохова в характеристике героев является сопоставительный анализ. Через отношение к детям раскрываются многие главные герои романа. Так как носительницей домашнего, семейного тепла является женщина, особо интересны характеристики главных героинь.

Дарья. Ничего не известно о её родителях, происхождении. Сама героиня в конце романа говорит: «У меня ни сзади, ни спереди никого нет». У Дарьи родился ребенок. Но что же мы о нем узнаем - просто «дитя». Или, раздражаясь, на своего младенца, мать говорит: «Цыц ты, поганое дите! Ни сну тебе, ни покою». Много в романе грубых слов, но никто так не обращается к детям. Ребенок умер, когда ему не исполнился и год.

Аксинья. Родила дитя от Степана, но и здесь примечательно кратко: «…ребенок умер, не дожив и до года». От Григория родила Танюшку, стала счастлива и обрела какую-то особенно счастливую осанку. Но любовь к ребенку лишь была продолжением любви к Григорию. Как бы то ни было, ребенок тоже умирает около полутора лет от роду. Детей Григория взяла после смерти Натальи к себе. «Они охотно называли её мамой», она их оставляет и уезжает с Григорием.

С особой силой материнская любовь проявляется в образе Ильиничны. Именно она воспитала своих детей такими, какими мы видим их в романе; она не только заботилась о них, но и передала им свое мирочувствование. Отсюда глубокое сродство молодых Мелеховых именно с матерью, а не с отцом. Сам Шолохов, преклоняясь перед собственной матерью, не раз отмечал сходство её и Ильиничны. Они умеют бороться за семью, и Наталья становится продолжательницей этого предназначения.

Наталья. Спасение семейного гнезда - идея жизни Натальи Мелеховой. Наталья Мелехова в романе М. Шолохова «Тихий Дон» - волей обстоятельства втянутая в мучительное соперничество с Аксиньей, вынужденная даже оскорблять её, называя «гулящей», - это поистине просветленно-стыдливое, вероятно, самое ангельское существо в романе.

Наталья возникает в романе как бы случайно: как объект грядущего сватовства, венчания. «Наталья… Наталья - девка красивая… Дюже красивая. Надысь видела её в церкви», - говорит Аксинья. Похвала двойная, даже преувеличенная, но говорит эти хвалебные слова Аксинья с сухими глазами, и от сарая падает тяжелая тень. А в окне, куда она смотрит, - желтая ночная стынь.

Шолоховский мир и многоцветен, и многозвучен, и предельно полон сложных психологических движений. Шолохов - величайший мастер характерной детали - подобрал почти символические эпитеты, говорящие об опасности для Натальи: сухие, без слез глаза… Эти сухие глаза наводят на мысль, что кому-то в этой неизбежной борьбе не уцелеть.

Григорий в Наталье обрел чуткую носительницу великой ответственности, обрел человека, для которого любовь не знает, не хочет знать конца, боится даже временной подмены, измены, любой ненадежности. Для неё нет разлада между сознанием и чувством, нет опустошения от любви, даже радостного. Оттого она кажется Григорию холодной, трудной. Нет игры чувств, нет любви-поглощения.

Для Натальи разрушительны все, даже невольные измены Григория. Вместе с тем в ней нет злости, нет наслаждения от чужой муки. Есть жалость… Распутную Дарью, в конце концов нанесшую ей главный оскорбительный удар, недобрую сводницу, она даже не презирает, а отстраняется от неё, прощает.

Старики Мелеховы и Коршуновы первыми почувствовали стыдливую нежность кроткой души Натальи. Старый Коршунов только что не произносит слово «издеваться» («Разве можно так над живым человеком?.. Сердце-то, сердце-то… аль у него волчиное?») А Пантелей Прокофьевич - и он весь в этих словах, как строитель дома! - буквально кричит от боли и стыда: «Она нам лучше родной!»

И вот этап строительства гнезда. Возвращение Натальи в дом Пантелея Прокофьевича, в дом, где нет мужа! Наивная, неопытная, верящая в силу венчания, клятвы перед святыми, Наталья с изумлением осознает, что именно ей предстоит пройти через горестное унижение, что её ждет любовь-мученичество. Шолохов с эпическим любованием рисует весь путь возвращения Натальи, её трудные решения, её обращение к свекру.

Возвращение в дом Мелеховых - это осознание своей главной силы и высоты: силы верности, благородства, силы смирения. Вскоре она стала неотделима от Дома, от родных людей, тем более от детей! Все пребывание её в семье Мелеховых - это скрытое распрямление и восхождение души, движение не просто к победе над Аксиньей, рождение истинной дружбы с Дуняшкой и Ильничной. Её молитвы спасли Григория от выстрелов Степана Астахова в спину. И как высшая награда - двое чудесных детей.

Но борьба за дом, за семью ещё впереди. Этим показателен диалог Натальи с Аксиньей (сцена в Ягодном). Аксинья откровенно обвиняет Наталью: «Ты у дитя отца хочешь взять. Кроме Гришки, нету у меня мужа». Вся беседа построена на резком различии лютующей Аксиньи и кроткой Натальи, признающейся: «Тоска меня пихнула»… Аксинья сделала ребенка аргументом претензий на Григория, «распорядилась» тем, что Бог дал не для торга… Последовал совсем иной разворот событий - болезнь и смерть девочки, связь с Листницким, уход Григория.

Материнство не стало залогом счастья и для Натальи. Она так и осталась нелюбимой женой… Тем больше силы в чудесной сцене 8 главы! Это элегия с какой-то робостью и нерешительностью в жестах, с безмолвием, элегия прощания.

«Она была рядом с ним, его жена и мать Мишатки и Полюшки. Для него она принарядилась и вымыла лицо… Сидела она такая жалкая, некрасивая и все же прекрасная, сияющая какой-то чистой внутренней красотой. Могучая волна нежности залила сердце Григория… Он хотел сказать ей что-то теплое, ласковое, но не нашел слов и, молча притянув её к себе, поцеловал белый покатый лоб и скорбные глаза».

Уход из жизни Натальи, даже после относительно мирного последнего объяснения с Аксиньей, не случайно наложил мрачнейшую тень и на судьбу Григория и на весь мелеховский дом. Герои Шолохова (и особенно Наталья) творят порой не суд, а некий свехсуд над временем, над искалеченными им людьми.

И Наталья, и Ильинична проходят перед читателем «Тихого Дона» как героини, до конца верные материнскому призванию, долгу хранительницы семьи. Наталья погибает в тот момент, когда она не просто отказалась от идеи материнства, но неестественно для неё злым, мстительным образом растоптала, разрушила свою же идею, стержень характера. Гениально выбран собеседник Натальи, свидетель её душевного кризиса: им стала Ильинична, человек, глубоко родственный ей, мать Григория, впервые не нашедшая слов для оправдания сына, для опровержения правоты Натальи. Ильинична смогла лишь убедить невестку не проклинать Григория, не желать ему смерти. После смерти Натальи всех в доме обступила горькая тоска от запоздалого понимания друг друга, от понимания, что рушится семья.

Вывод

В романе прослеживается интересная параллель: дети становятся мерилом жизненности самих героинь. Не имея, в сущности, детей, Дарья очень быстро умирает и как женщина. Отсутствие детей становится для героинь «господним наказанием».

Как заканчивает жизнь Дарья?(Она совсем стала «зверь-бабой». Испокон веков женщина-казачка ассоциировалась с понятиями «жизнь», «продолжательница рода». Дарья - единственная из русских героинь берет в руки боевое оружие, а потом убивает безоружного. Потому и смерть Дарьи в Дону очистительная и ужасная.)

Что в этом плане можно сказать о других героинях?(Аксинья гибнет от пули, не оставив после себя никого, «только черное солнце». Наталья уходит из семьи, режет себя, проклинает Григория, вытравливает плод и в конце концов гибнет.)

К какому выводу приводит нас Шолохов? (Смерть женщины - это всегда зло, беда, это смерть семьи.)

Насколько же сильна материнская любовь Ильиничны! Настолько велико её желание, чтобы в доме все было мирно, что мать примиряется даже с тем, что Мишка Кошевой входит в их дом хозяином. Она видит, как Дуняшка тянется к этому человеку, как Кошевой нежно относится к внуку её, Мишатке. Дети не должны быть сиротами! Это для Ильиничны становится главным условием и для новой жизни.

Подведение итогов

Что является главным в звучании темы семьи в романе Шолохова «Тихий Дон»?

Семья - оплот державы. Рушится семья - рушится мирная жизнь в стране. Женщина - хранительница единства семьи.

Дети - символ будущего. Об этом и последние страницы романа.

О чем мечтает бессонными ночами Григорий вдали от дома? Чем заканчивается роман? (эпизод встречи Григория с сыном)

Все вернулось на круги своя. Мы снова перед домом - казачьим куренем Мелеховых. И Григорий стоит у ворот родного дома, держа на руках сына. Это все, что осталось у него в жизни, что пока ещё роднит его с землей и со всем этим огромным сияющим под холодным солнцем миром.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Михаил Шолохов как один из самых ярких писателей XX века. Основные функции и роль пейзажа в романе-эпопее М.А. Шолохова "Тихий Дон". Природа тихого Дона, далекая степь и просторы как отдельные герои в романе. Отражение реальных событий на фоне природы.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2015

    Мастерство М. Шолохова в изображении семейных и любовных отношений (Григорий и Наталья, Григорий и Аксинья). От прототипа к образу: роль женских образов и прототипов в романе-эпопее М. Шолохова "Тихий Дон". Использование исторических событий в романе.

    дипломная работа , добавлен 18.07.2014

    Анализ творчества М. Шолохова – писателя советской эпохи, продолжателя реалистических традиций классики в русской литературе. "Мысль семейная" в романе М. Шолохова как отражение внутреннего мира главного героя в романе "Тихий дон". Трагедия Г. Мелехова.

    реферат , добавлен 06.11.2012

    Роман-эпопея М.А. Шолохова "Тихий Дон" – это эпическое произве-дение о судьбе российского казачества в годы первой мировой и гражданской войн. Реализм "Тихого Дона". Отражение гражданской войны в романе.

    реферат , добавлен 31.08.2007

    Тема Гражданской войны как одна из центральных в русской литературе XX века. Гражданская война и революция: в годину смуты и разврата. История рода Мелеховых в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон". Трагедия человека в период великой ломки социальной системы.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2013

    Основные черты концепции женственности в русской культуре. Особенности отражения национальной концепции женственности в женских образах романа М. Шолохова "Тихий Дон" и их связи с национальной русской традицией в изображении женщины в литературе.

    дипломная работа , добавлен 19.05.2008

    Роман М.А. Шолохова "Тихий Дон" - значительное произведение о трагедии донского казачества в годы революции и гражданской войны. Исследование литературного стиля, значение фразеологизмов и слов-символов. Идеи романа-эпопеи и анализ языкового содержания.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2009

    Он сам жил той казачьей жизнью, которую описывает в "Тихом Доне". В романе он не просто показывает события гражданской революции и мировой войны, но и говорит об их влиянии на мирный уклад жизни казаков, их семьи, их судьбы.

    сочинение , добавлен 20.01.2003

    Детство М.А. Шолохова. Печать фельетонов, затем рассказов, в которых с фельетонного комизма сразу переключился на острый драматизм. Слава Шолохова после публикации первого тома романа "Тихий Дон". Проблематика романа, связи личности с судьбами народа.

    презентация , добавлен 05.04.2012

    Роман Михаила Александровича Шолохова "Тихий Дон" - повествование о грандиозной революции, катаклизме, пережитом Россией. Трагическая любовь Григория и Аксиньи - любовь или "беззаконная" страсть? Отношение жителей хутора к главным героям и их любви.

«Судьба человека Шолохов» - Какие поступки главного героя вы могли бы приравнять к подвигу? Михаил Шолохов. Значение рассказа «Судьба человека». Я знал, что ты меня найдёшь! викторина по рассказу М. Шолохова "Судьба человека". М.Шолохов. Годы жизни М. А. Шолохова (1905 – 1984). «Судьба человека» - рассказ-эпопея. Какие эпизоды рассказа вам запомнились и почему?

«Донские рассказы» - Добрым или злым, милосердным или жестоким? Война заставляла одни народы истреблять другие. М.Волошин. «Русская революция». Цели. Вопросы для размышления. Где происходят события? Во имя грозного закона Братоубийственной войны, И воспалённы, и красны, Пылают гневные знамёна. Что представляет собой гражданская война с исторической точки зрения?

«Писатель Михаил Шолохов» - Чтобы прокормиться работал грузчиком, разнорабочим, каменщиком. 1956-1957 Опубликован рассказ «Судьба человека» в газете «Правда». «Как степной цветок,живым пятном встают рассказы Шолохова. «Подступ к большому разговору о большой войне». Долго был продработником. 21.02.1984 Смерть писателя. В конце 1922 года приезжает учиться в Москву.

«Жизнь и творчество Шолохова» - Фото из семейного альбома. 1933 год – выходит первая книга романа „Поднятая целина“. Александр Михайлович и Анастасия Даниловна с сыном Мишей в мужском училище. 1941 роман „Тихий Дон“ отмечен Государственной премией 1 степени 1941 Шолохов-корреспондент направлен в действующую армию 1943-1944 печатаются главы романа „Они сражались за Родину“.

«Тихий Дон образы» - Мысль семейная Натальи Мелеховой. Пуля патрульного случайно ранит Аксинью, и ранит смертельно. Мысль семейная Натальи Мелеховой развертывается в сложном поединке с судьбой. Выполнила. Образуется очень традиционный любовный треугольник, важная составляющая сюжета романа. Выполнила: ученица 11 класса Судакова Юлия.

«Шолохов Михаил Александрович» - Нобелевскую премию Шолохов оставил себе и потратил на то, чтобы показать детям Европу и Японию. В 1945 году Шолохов становится кавалером ордена Славы за военные заслуги. Михаил Александрович Шолохов. А.И. Солженицын. Произведение публикуется отрывками в 1943 – 1944 и 1949 – 1954 годах. В июне 1973 года в Болгарии Михаил Александрович получает орден Кирилла и Мефодия I степени.

Всего в теме 26 презентаций