Испания Собор Св. Якова Сантьяго-де-Компостела

Испания Собор Св. Якова Сантьяго-де-Компостела
Испания Собор Св. Якова Сантьяго-де-Компостела

Город Сантьяго-де-Компостела и Собор Святого Иакова — один из самых известных центров паломничества христиан, наряду с Иерусалимом и Римом.

В испанской провинции Галисия есть город Сантьяго-де-Компостела, сложившийся вокруг Собора Святого Иакова, являющегося одним из лучших образцов испанской романской архитектуры. Центр города и Собор Святого Иакова входят в список памятников всемирного наследия Юнеско.

В 9-ом веке на месте нынешнего Собора Святого Иакова была найдена могила святого Иакова, ближайшего ученика Иисуса Христа, апостола Иакова Заведеева или Сантьяго Матаморосу, как его называют испанцы. При короле Альфонсе II на месте найденной могилы сначала была построена небольшая деревянная капелла. Однако поток паломников к мощам святого Иакова возрос настолько, что при Альфонсе III на этом месте была построена уже каменная базилика, которую освятили в 899 году.

К сожалению, просуществовала базилика всего 100 лет, и в 997 году была разрушена правителем Кордобского халифата Аль-Мансуром. Только спустя еще почти сто лет, в 1075 году, во время правления кастильского короля Альфонса VI, при епископе Диего Пелаэсе, началось строительство новой римской постройки. Собор строился из гранита, и продолжалось строительство несколько столетий. В 1128 году романский собор был освящен, а к 1521 году строительство было практически завершено. Интерьер собора сохранил романский стиль, однако пересторойки VII-VIII веков значительно изменили внешний вид храма. Причудливые фасады собора (все четыре — разные), дробный декор башен, вычурный западный фасад, богатые орнаменты позднего барокко, готика, обильно украшенные скульптурой внутренность храма и внешние стены — результат этих самых перестроек.





Собор Святого Иакова — один из самых вместительных в Европе. Размеры храма поражают. Выполнен собор в виде латинского креста, и длина его составляет 97 метров при высоте центрального нефа 24 метра.

Гробница Святого Иакова, являющаяся главной святыней собора, располагается в крипте (подземном этаже храма).


Собор уникален еще и тем, что внутри над алтарем подвешено самое большое в мире кадило (ботафумейро). Весит оно 80 кг, и размером оно — в человеческий рост. Во время служб его приводят в действие 8 служителей. Причем, на наполнение этого кадила уходит 40 кг угля и ладана.




Источник https://tsyrkun.files.wordpress.com/

Собор Святого Якова в городе Сантьяго-де-Компостела является одной из крупнейших романских построек в Европе и самой крупной такой церковью в Испании

Город Сантьяго де Компостела считается третьим после Рима и Иерусалима центром христианства. В средние века многочисленные паломники преодолевали горы и долины, стремясь добраться до него. Сегодня сюда стекаются паломники и туристы со всех концов света - чтобы своими глазами увидеть главную достопримечательность города - собор Святого Якова, ну и чтобы просто побродить по средневековому городу, посмотреть на его дворцы и здания, полюбоваться романскими и барочными церквями из золотистого гранита… От этого города так и веет средневековьем!


На въезде в город возвышается огромная бронзовая фигура паломника, широко раскинувшего руки. В одной из них он держит широкополую шляпу, в другой - посох, неотъемлемые атрибуты странника. Если проследить за его взглядом - откроется здание величественного собора, окруженного старинными многоэтажными зданиями монастырей. Колокола его слышны на 15 километров вокруг!


Существует легенда о том, как Апостол Иаков Старший, ученик и близкий друг Христа, пришел проповедовать Евангелие в одну из отдаленных римских провинций Испании. По возвращении в Палестину он был обезглавлен Иродом. Его останки, положенные верными учениками в суденышко, оказались чудесным образом выброшенными на берег в устье реки Улья, недалеко от нынешнего города Сантьяго-де-Компостела. В 813 году монах-отшельник обнаружил забытый всеми ковчег. Узнав о находке, король Альфонс II распорядился построить базилику и провозгласил Иакова Старшего покровителем королевства. Позже на месте этой временной часовни в IX веке выросли друг за другом два каменных собора. В 997 году храм сжёг хаджиб Аль-Мансур, а ворота и колокола церкви увёз с собой в Кордову и передал в Месквиту.

Тот собор Святого Иакова (часто именуемый собором Сантьяго-де-Компостела, по названию города), который мы видим сегодня, был заложен в 1075 году королём Альфонсо VI. Тогда стены его состояли из гранита и строился он по образу и подобию тулузской базилики св. Сернина. Архитектором проекта стал испанский мастер Бернард старший, разработавший четкий план, которому следовало несколько поколений зодчих. Согласно этому плану собор состоит из трех нефов, трехчастного трансепта, алтарной части, окруженной деамбулаторием, который является продолжением боковых нефов. К наружной стене алтаря примыкают пять капелл, центральная из которых квадратная, а остальные четыре - полукруглые. Еще по две капеллы располагается на восточной стене каждого крыла трансепта. По всему зданию - даже по стенам выступающего трансепта - проходят высокие галереи. Таким образом, собор состоит из двух ярусов. Центральные нефы главной церкви и трансепта перекрыты цилиндрическими сводами, укрепленными поперечными арками, которые лежат на столбах. В самом центре санктуария находится высокий алтарь, а под ним крипта с мощами апостола, поклониться которым сюда и ходят многочисленные паломники. Мощи святого почивают в серебряной раке в крипте, уцелевшей от храма времён Альфонса Великого. В 1589 году они были спрятаны от английской “анти-Армады”, да так тщательно, что найти их потом не удалось) Мощи были обнаружены только в январе 1879 года; через пять лет их подлинность подтвердил сам папа Лев XIII. А в 1895 году была опубликована найденная в соборе рукопись - кодекс Каликста II, приписываемая перу одноимённого понтифика и содержащая ценные сведения о строительстве храма.


Собор построен в форме креста длиной 75 метров и шириной 57, башни его в высоту достигают 80 метров. Однако, несмотря на общую монументальность и масштаб, архитектура собора отличается изящным членением отдельных элементов. Это становится особенно заметно при сравнении ее с французскими постройками. Столбы в Сантьяго тоньше и выше, чем во Франции, имеют крещатую форму и квадратные базы. Они чередуются с крещатыми столбами с круглыми базами, что придает аркадам ритмичность и позволяет избежать однообразия внутри весьма просторного здания. С каждой стороны столба встроен полукруглый полупилон, причем три полупилона несут поперечные арки боковых нефов и главных аркад, а четвертый поднимается вверх до самой пяты свода и прерывается лишь узким карнизом. Высокие главные аркады перекликаются с аркадами галерей в следующем ярусе: пара колонн, стоящих одна за другой, разделяет каждую слепую арку на два проема.


Благодаря разнообразию наружного убранства собор уже издалека производил грандиозное впечатление на паломников. Особую роль играют щипцы крыльев трансепта, повторяющие очертания триумфальных арок, особенно северный щипец (южный был закончен гораздо позднее), поскольку с этой стороны идущие с севера пилигримы попадали в помещение над мощами святого. В одном описании паломничества рассказывается, что перед собором располагался передний двор с навесом и большим фонтаном со львами, где паломники омывали себя перед входом в святое место.

Наружное убранство также претерпело ряд изменений. В XVII веке к нему были пристроены башни в стиле барокко, а в наше время перестроен внутренний двор. К сожалению, все элементы собора, за исключением щипцов трансепта, почти полностью утратили первоначальный облик в результате многочисленных переделок.


Собор Святого Якова имеет четыре разных фасада: центральный, северный, восточный и южный. Центральный фасад собора носит то же название, что и площадь, на которую он выходит, - El Obradoiro. Построенный в стиле барокко в XVIII веке архитектором Фернандо де Кассас-и-Новоа, он заключает в себе черты различных эпох. Северный фасад собора Святого Якова - Azabacheria - был построен во второй половине XVIII века. В его архитектуре четко отразился переход от эпохи барокко в неоклассицизм. Восточный фасад собора носит название Quintana, также по названию площади, на которую выходит. Он был достроен во второй половине XVII века в стиле барокко, но, с эстетической точки зрения, очень пострадал от постоянных перестроек с XII по XVII век. Южный фасад Platerias был построен в 1075 году в романском стиле и является старейшим из фасадов собора Святого Якова. Он представляет собой крытый вход с романскими аркатурами тонкой работы.

Прежде об искусном внутреннем строении собора можно было судить уже снаружи. Но из-за того, что внешность его претерпела множество изменений и уже не производит прежнего впечатления – внутреннее убранство гораздо более, чем раньше, поражает воображение. Стены северного и южного фасадов с их высокими галереями расчленены несколько грубыми слепыми аркадами, сильно напоминающими ровную конструкцию акведука, тогда как восточная часть с алтарем отличается более богатым и детальным членением. В нижнем ярусе капеллы украшают частые полупилоны, перемежающиеся с глубокими лепными оконными проемами. В двух верхних ярусах алтарной части проходят слепые аркады. В то же время восточная стена трансепта, за исключением капелл, выглядит плоской. За богато украшенным алтарем находится постамент, окруженный резной каменной оградой. Эта ограда была построена по приказу правоверного халифа Альмансора. На постаменте возвышается искусно вырезанная из дерева фигура Святого Иакова на троне. Плечи его покрывает пелерина, сотканная из серебряных и золотых нитей. К Иакову ведут две лестницы - поднявшись на постамент, каждый желающий может прикоснуться к фигуре рукой и поцеловать ее в плечо. Паломники в этот момент просят Святого о заступничестве и об исполнении заветного желания, ради которого они проделали этот долгий путь. Каждое воскресение в соборе проходит торжественная служба, перед которой оглашается информация о вновь прибывших паломниках: сколько их прибыло, из каких стран, откуда начали свой Путь.


Внутрь собора свет проникает через окна в боковых нефах и галереях, а также через центральную башню. Таким образом, огромный неф не освещается напрямую. Ряд окон есть только в венце капелл, и этот прямой свет вносит немалую лепту в мистическое освещение санктуария и святых мощей мученика. К сожалению, в результате последующих перестроек невозможно было полностью воспроизвести первоначальное естественное освещение собора, но даже тот эффект полумрака, которого удалось добиться - поражает.


Одной из главных достопримечательностей собора является самое большое в мире кадило “ботафумейро” (“испускающий дым”), размером с человеческий рост, подвешенное прямо с потолка. Оно используется в соборе Сантьяго-де-Компостела уже в течение 700 лет! Весит кадило 80 кг и приводится в движение путём раскачивания восемью служителями в красных одеждах - скорость его движения достигает 60 км/час. На наполнение этого кадила уходит 40 кг угля и ладана!

От ботафумейро валят клубы благовонного дыма - по всей видимости первоначальное назначение этого необычного приспособления состояло в том, чтобы заглушать вонь, исходящую от тел тысяч немытых паломников) Средневековое кадило, изготовленное на средства Людовика XI, было серебряным и поражало паломников избыточным декором, но в 1809 году его похитили и переплавили солдаты Наполеона. Нынешнее кадило было изготовлено местными умельцами в 1851 году из сплава латуни и бронзы, и покрыто слоем серебра.


В соборе Святого Якова также есть музей: на четырех уровнях размещена богатая коллекция предметов религиозного искусства, наиболее ценные из которых принадлежали еще “старому собору” IX века. Здесь можно ознакомиться с коллекцией гобеленов, выполненных по картонам Гойи, а также Рубенса и других мастеров фламандской школы.


Этот древний город – католическая святыня, точка притяжения сотен тысяч пилигримов. Грандиозный Сантьягский собор – конечная цель великого паломнического Пути, известного верующим всего мира под названием Camino de Santiago.

К площади Обрадойро выходит западный барочный фасад Собора. Кроме него ансамбль Plaza del Obradoiro формируют еще три гранитных исторических здания, построенные в разное время: с южной стороны – Колледж святого Иеронима, напротив него – ренессансный Госпиталь Католических Королей (ныне – роскошный отель Reis Catolicos), далее – неоклассический Паласио де Рахои, где заседает городской совет. Посреди площади – восьмилучевая звезда, символизирующая окончание паломнического пути.

Кафедральный собор

Четырехэтажный дворец Рахой с монументальной аркадой внизу и внушительным неоклассическим портиком построен в 1772 г. Шарлем Лемором по инициативе епископа Бартоломео де Рахоя. В разные времена Palacio de Rajoy был консисторией, паломническим приютом духовников, тюрьмой, резиденцией каноников. Сегодня там помещаются мэрия и региональный парламент.

Госпиталь Католических королей

Госпиталь Католических королей – отель Parador de Santiago , приземистое трёхэтажное здание в стиле платереско. Указом королей Фердинанда и Изабеллы в 1501–11 гг. на площади Обрадойро была основана больница для паломников, которым требовались врачебная помощь и отдых в конце пути. В XX веке название Hospital сменилось на Hostal de los Reyes Católicos.

Университет Сантьяго-де-Компостела

USC – Университет Сантьяго-де-Компостела или Колледж святого Иеронима, основанный в 1495 г. За прошедшие столетия учебное заведение прошло путь от «школы грамматики» до современного международного университета с «населением» в 40 тысяч человек (студентов, преподавателей, других сотрудников).

Дворец Хелмирес

Монастырь Сан-Мартин Пинарио – средневековая бенедиктинская обитель, основанная в IX столетии. В XVI веке монастырский комплекс реконструировали. В архитектурном облике San Martin Pinario сочетаются Ренессанс, барокко, неоклассика. На южном фасаде монастырского храма, обращенном к площади Инмакулада, четыре античные колонны обрамляют главный портал. Антамблемент увенчан гербом Испании, над вратами – изображение святого Бенедикта. В монастыре действует школа богословия, зимой его комнаты сдают студентам, а в летний период здание превращается в гостиницу для паломников.

Монастырь Святого Франциска

Монастырь Святого Франциска – монументальный барочный комплекс, построенный в 1714–42 гг. Обитель была основана в 1214 году волею самого Франциска Ассизского. Статую св. Франциска установил возле монастырского храма известный скульптор-галисиец – Хосе Ферейро.

Площадь Кинтана

Двухуровневая площадь Кинтана примыкает к Королевским вратам Собора. Местные жители называют ее Plaza de los Muertos, и неспроста: она построена на месте старинного кладбища. Между собором и монастырским зданием Сан Пайо Антеалтарес выстроена широкая лестница. Главные достопримечательности Praza dа Quintana – особняк Касса да Пара и часовая башня Беренгуэла (Berenguela).

Монастырь Сан-Пелайо-де-Антеалтарес

Королевский монастырь Монастырь XI века Сан-Пелайо-де-Антеалтарес основан Альфонсо Вторым. Он создавался как обитель бенедиктинцев, однако сегодня это действующий женский монастырь августинок. Храм обители выстроен по проекту Габриэля де Касаса, возведён в форме равностороннего греческого креста.

Площадь Платериас

Площадь Платериас знаменита ювелирными лавками. Название Plaza de Platerias буквально звучит: «Площадь Ювелиров». Посредине установлен фонтан Коней, увенчанный фигурой Ангела с путеводной звездой. К Пласа Платериас обращён южный фасад Собора; здесь расположены особняк Каса Кабильдо и здание бывшего Испанского банка.

Дом Капитула

Каса-дель-Кабильдо – дом Капитула, исторический особняк 1754-58 года постройки на площади Ювелиров. Фасад Casa del Cabildo входит в число наиболее ярких образцов барочной архитектуры Галисии.

Монастырь Санто Доминго де Бонаваль

Санто-Доминго-де-Бонаваль – монастырский комплекс XIII века, памятник позднероманской архитектуры, реконструированный в XVII столетии по плану Доминго де Андраде. На его территории сохранились готические усыпальницы, барочные алтари в капелле Святой Розы. Одно из зданий отдано музею Pobo Galego, посвященному галисийской этнографии. В Santo Domingo de Bonaval проходят концерты, представления, выставки.

Парк Санто-Доминго-де-Бонаваль

Площадь Абастос – один из главных, самых больших крытых рынков страны. Mercado de Abastos находится в центре, занимает здание XIX века. Здесь продаются свежие местные продукты и рыба, работают ресторанчики с галисийской кухней.

Культурный город Галисии

Музей галисийского народа занимает одно из зданий монастыря Бонаваль. Экспозиции Museo del Pueblo Gallego посвящены истории Галисии, местному населению: жилью галисийцев, ремеслам, книгопечатанию, народным костюмам, музыкальным инструментам. На выставках экспонируются археологические находки.

Музей Паломничества

В 1987 году Совет Европы официально признал паломнический путь в Сантьяго важнейшим религиозно-культурным маршрутом. Десять веков по этой дороге шли христиане-пилигримы. Верующие стремились прикоснуться к гробу апостола, страждущие искали исцеления, грешники – искупления грехов. Многие путники просто жаждали приключений.

Символ Camino de Santiago – раковина морского гребешка. Этим знаком отмечены шляпы и посохи пилигримов, указатели на пути следования. Удостоверение паломника дает путешественникам право на приют и ночлег. Ежедневно в полдень в соборе Св. Иакова проводятся богослужения в честь пилигримов. Над рядами собравшихся путников раскачивают полуметровую серебряную курильницу-ботуфамейро.

События, праздники, мероприятия

Автобус заезжает на автово (Estación de Autobuses) и железнодорожный вокзалы (Estación de Ferrocarril). Проезд в одну сторону обойдется €3,00.

Что посмотреть в окрестностях Сантьяго-де-Компостела?


Смотровая Монте Педросо

Парк Гранха до Хесто и Mirador Monte Pedroso

Город Луго

Город Ла-Корунья

Город Виго

Город Понтеведра

Мыс Финистерре

Водопад в Эзаро

Смотровая Да Ра

Природный парк Каррейрон

Пляж Карнота

Пляж Траба

Пляж Родас

Пляжи

Пляжей на территории Сантьяго-де-Компостела нет – он удален от Атлантики. Ближайшие пляжные зоны можно найти в Вилагарсии (Vilagarcia), Рибейре (Ribeira), Портосине (Portosin). Лучшие пляжи – на курорте Ла-Корунья. Здесь, среди живописных озер и болот, протянулся просторный 8-километровый Плайя де Карнота с белым песком. Плайя де Траба (Praia de Traba), протяженностью 2,5 км, сохранил свое первозданное природное великолепие. Из городка Виго, расположенного в часе езды, можно добраться на острова Сиес. Там находится великолепный Плайя де Родас, включенный в рейтинг лучших пляжей мира.

Парк Гранха де Хесто

Виго (Vigo) – крупный город, порт, туристический цент, пляжный курорт. Его старый центр, Каско-Вельо, окружен крепостными стенами, исторические здания построены в XVI–XVII вв. На холме, над парком де Кастро, стоит крепость Сан-Себастьян. В Виго открыт Vigo-Zoo – единственный зоопарк Галисии.

Город Понтеведра

Водопад Эсаро – природное чудо провинции Ла-Корунья. С 20-метровой высоты воды реки Хальяс падают в море. Над Cascada del Ézaro построена смотровая площадка.

Смотровая площадка Да Ра

Мирадор da Ra – обзорная площадка на территории муниципалитета Рибейра. С высоты видны дюны Corrubedo, океан, побережье Рибейра-де-Ароса и Сальнес, острова Сиес, Кортегада, Онс, Сальвора.

Природный парк Каррейрон

Природный парк Каррейрон – международная зона защиты птиц в южной части острова Ароса (Arosa). Здесь можно увидеть уникальное разнообразие экосистем: от дюн и болот до соснового леса и удивительных подводных пейзажей. Остров соединён с материком 2-километровым мостом. По всему берегу расположено множество пляжей. По заповедной территории Carreirón проложены туристические маршруты.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Кафедральный собор Сантьяго-де-Компостела – массивная церковь в историческом центре города, ставшая неофициальным символом галисийской столицы. Две статные колокольни собора доминируют над линией горизонта и видны практически из любого района города. Когда-то на этом месте стоял небольшой и скромный храм, сегодня же гигантское здание собора Сантьяго неизменно восхищает туристов и паломников со всего мира. Попасть внутрь и пройти к могиле святого Иакова можно бесплатно, а чтобы спуститься в крипту и пройтись по клуатру и другим музейным помещениям придется немного заплатить.

Главный фасад собора Сантьяго обращен в сторону площади Пласа Обрадоиро, поэтому часто его называют просто Эль Обрадоиро. Прямо напротив стоит дворец Рахой, в котором сегодня заседает парламент Галисии. Фасад собора привлекает внимание центральной секцией со множеством деталей и орнаментов, причем этот фасад не является оригинальным – он был построен только в первой половине 18-го века по проекту архитектора Фернандо де Касаса Нова в галисийском барочном стиле. К более старым частям фасада относятся два лестничных пролета, соединяющихся в одной точке и ведущих к главному входу. Обе лестницы были построены еще в 16-м веке и ведут в еще более старое строение, датированное 12-м столетием и, собственно, являющееся оригинальным собором.

Одной из выдающихся деталей собора можно назвать две колокольни, известные как Торре де ла Каррака и Торре де ла Кампанас. Они также были построены в разные эпохи – нижние уровни датируются 12-м веком, а верхние – 17-18-м столетиями. Обе башни, достигающие 70 метров в высоту, сочетают в своем облике элементы барочного и романского стилей.

Интересно, что если обойти вокруг собора, то с разных сторон он предстанет в разном облике. Так, восточный барочный фасад примечателен Царскими вратами, но считается наименее привлекательным. Северный фасад, обращенный в сторону площади Пласа Асабакериа, отличается пышными декорациями и сочетает в себе элементы барочного и неоклассического стилей. Южный фасад считается самым старым, на него можно взглянуть со стороны площади Пласа де лас Платериас, откуда также видна часовая башня Торре де ла Тринидад и часть клуатра.

К сожалению, первоначальное свое обличье собор утратил. Однако, внутреннее убранство храма не перестает поражать. Алтарь, богато украшенный, скрывает за собой деревянный постамент восседающего на троне Святого Иакова, который окружен резной оградой из камня. На плечи накинута пелерина из золота и серебра. К постаменту ведут две лестницы. Желающие могут подойти и поцеловать апостола в плечо, прося заступничества и исполнения желаний. Из-за этого, собственно говоря, большинство паломников и совершает свое путешествие сюда. По воскресеньям во время торжественной службы в соборе сообщают о новых паломниках: их количество, откуда прибыли.

Особо следует сказать об освещении внутри собора. Свет попадает через окна в боковых галереях и нефах, через центральную башню. Такое освещение создает мистический ореол, тайну вокруг мощей апостола.

Площадь Платериас знаменита фонтаном Лошадей (1829 год). Четыре лошади, из пасти испускающие воду, держат скульптуру «Религия со звездой над ларцом апостола». Такую же звезду можно встретить на мостовых во многих европейских городах. Это символ Пути Святого Иакова.

Алонсо III Фонсека в 1495 году основал Колледж для бедных студентов, который впоследствии становится университетом. Сейчас в нем учится 30 тысяч студентов. Кстати, факультеты расположены по всему городу.

Хостал Католических Королей - шедевр платереско расположен на севере площади Обрадорио, изначально был больницей для паломников. Строительство его велось с 1501 по 1509 год.

Но самое яркое диво - кадило “ботафумейро” (“испускающий дым”). Свисает прямо с потолка высотой 160 см (на фото ниже, кликните на фото для увеличения). Более 700 лет его используют в соборе. Это самое большое кадило в мире. Вмещает в себя 40 кг ладана и угля. Поскольку вес его составляет 80 кг, чтобы его раскачать, задействуют восемь служителей. Можете себе представить, какие клубы дыма исходят от него!

Оно должно было перебить запах немытых паломников, которые представляли собой не одну тысячу человек. Кадило изготовили на средства Людовика XI из серебра, поражало оно своим перебором в декоре. В 1809 году армия Наполеона похищает его. Мастера в 1851 году делают еще одно кадило, но уже из латуни и бронзы, сверху заливают серебром.

Мощи Святого Иакова покоятся в серебряной раке (гробу). В 1589 году их прятали от "анти-Армады". Потом 300 лет искали (умеют же люди прятать!). В 1879 году мощи нашли, только спустя 5 лет папа Лев XIII подтверждает их подлинность. Как он удостоверился в их подлинности? История умалчивает.

В 20 веке в Сантьяго открывается Семинария, создается Ассамблея муниципальных советов, которая одобряет редакцию устава автономии. Город переживает расцвет галисийской общественной жизни. Революция, гражданская война 1936 года, расстрел мэра Сантьяго Анхель Касаля нарушили планы. В 1980 году свершилось историческое событие: создано автономное сообщество Галисия, столицей которого и становится Сантьяго-де-Компостела.

Особенно много паломников встречает город в Святой год, это когда 25 июля (день Св. Иакова) приходится на воскресенье. Такой год был в 2010 году, он собрал рекордное количество паломников - 272 703 человек. Следующий год выпадает 2021. Еще есть время подготовиться к путешествию.