Проектирование театров. Театр «Школа современной пьесы» вернулся в историческое здание на Трубной площади

Проектирование театров. Театр «Школа современной пьесы» вернулся в историческое здание на Трубной площади
Проектирование театров. Театр «Школа современной пьесы» вернулся в историческое здание на Трубной площади

"На витрине была сцена убийства Петра Столыпина"

Роддом. Детский сад. Колледж. Кинотеатр. Гастроном. Караульная. Больница. Нужны ли эти заведения в большом городе, где плотность населения постоянно растет? Странный вопрос - конечно, нужны. И тем не менее десятки нужных москвичам объектов стоят заколоченными, выключенными из городской жизни. Ожидая чего? Сноса? Перепрофилирования? Возвращения к жизни? Мы выбрали семь заметных «заброшек» города и пытаемся разобраться, в чем они «провинились» и что их ждет.

Ходят слухи, что любимый кинотеатр сдают в нелегальную аренду.

Среди самых трагических потерь для московских субкультур - снос легендарной Ховринской больницы, которая пошла под ковш экскаватора осенью 2018 года. На ее месте будут возведены дома в рамках программы реновации. И для города это прекрасно - но, увы и ах, какая «заброшка» пропала! «Ховринка» была известна в узких кругах - место для обряда инициации многих московских подростков. Во-первых, пройти через символические, но кордоны милиции-полиции. Во-вторых, не испугаться полуруины, не имеющей не только электроснабжения или лифтов, но и просто нормального входа. В-третьих, выжить там, среди непонятных личностей со слишком понятными занятиями.

Впрочем, достойная смена уже, кажется, готова. И если бы только одна. Нынешние «заброшки» охраняются не в пример лучше заброшенной еще в перестройку Ховринской больницы, так что пролезть туда куда труднее. Да и состояние таких зданий обычно лучше - чиновники, ответственные за дело, знают про «теорию разбитых окон» и стараются этих самых разбитых окон не допускать.

Больница на Новой Басманной

Городская больница №6 на Новой Басманной улице была закрыта четыре года назад, и с тех пор она пугает местных жителей пустыми глазницами темных окон с выбитыми стеклами. Правда, применение ей быстренько нашли товарищи без определенного места жительства, да и уцелевшие столичные неформалы не отстают - прекрасные кадры ведь можно сделать в «заброшке», да и в далекое Ховрино ехать не надо!

Активисты Басманного района вместе с Ильей Свиридовым, муниципальным депутатом Таганки, минувшим летом направили несколько запросов в ответственные инстанции, однако ответа так и не получили.

Как ранее заявляли в СМИ представители управы Басманного района, о существующей проблеме давно известно, однако, чтобы решить ее, необходимо найти собственников здания. В 2015 году столичный Департамент здравоохранения передал это помещение в ведение Департамента городского имущества. Однако корпус №4 передан на правах безвозмездного пользования МВД. Там признают: здание в аварийном состоянии и оно охраняется. В 2019 году МВД планирует провести реконструкцию.


Басманная больница стала преемницей Ховринской - любимое место неформалов, «заброшка».

Кордегардия Пресненской заставы

Небольшое здание светло-голубого цвета, спрятанное за деревьями в парке Декабрьского восстания, нынче используется как дворницкая. Если долго-долго гулять по парку, то рано или поздно удастся заглянуть внутрь. Там, правда, ничего интересного: метлы, чистящие средства да пара запасных спецовок в двух крошечных комнатках.

Что это такое? Да понятия не имею, нам дали ключи, чтобы мы переодевались, - бросает на ходу работник коммунального хозяйства. Осмотру домика, впрочем, не препятствует. - Нам тут удобно.

Таможенникам когда-то тоже было здесь удобно... Маленький домик - это уникальный в своем роде памятник, единственная сохранившаяся на сегодняшний день кордегардия Камер-коллежского вала, то есть границ Москвы вплоть до начала ХХ века. Здесь, около нынешней станции метро «Улица 1905 года», располагалась Пресненская застава. О том, что когда-то тут была граница города, напоминают, кстати, топонимы: Трехгорный вал, Пресненский вал, а чуть дальше за ним Грузинский вал... Ну и сама кордегардия, конечно. Когда-то таких домиков было 18 - на каждой городской заставе. Теперь остался один.

Редакция «МК» направила запрос в Мосгорнаследие: не планируется ли присвоить ему статус объекта культурного наследия, чтобы привести в порядок и содержать «по совести» - так, как того заслуживает уникальное сооружение? Однако ответа мы не получили. Муниципальные депутаты Пресненского района также не смогли ничего сообщить о судьбе домика - нигде его не обсуждали... Даже на онлайн-карте здание отсутствует: в парке отмечены лишь монумент «Булыжник - орудие пролетариата!» и общественный туалет. Памятника старой Москвы там нет.

Хотя маленький домик вполне можно было бы использовать ко всеобщему удовольствию - к примеру, отремонтировать и открыть там небольшое кафе. Наверняка пользовалось бы популярностью среди гуляющих в парке! Или, скажем, прокат роликов или велосипедов - зря, что ли, такой транспорт становится все популярнее?

Или не изобретать (и не хранить) велосипед, а сделать самое очевидное - организовать на Пресненской заставе музей... собственно говоря, музей Камер-коллежского вала. Заставы ликвидировали в 1852 году. И кстати, важный аргумент: этот домик помнит войну 1812 года (хотя Наполеон, по всей видимости, покидал город не через Пресню).

«Политический продмаг» в Богородском

В эпоху огромных сетевых магазинов и многоэтажных моллов москвичи радуются как дети, наткнувшись где-нибудь на маленький продуктовый магазин - старенький, даже без самообслуживания, этакий привет ушедшей эпохи... Как показывает практика, больше всего таких магазинчиков в районах, которые с легкой руки столичных риелторов и социологов признаны по каким-то причинам «непрестижными». Так, например, в районе Богородское в Восточном округе (старая малоэтажная застройка и 10 минут до центра города на метро, чего ж тут непрестижного?) местной достопримечательностью считается витрина магазина «У Столыпина», спрятавшегося в одном из переулков старого района.

Старожилы вспоминают: магазин как магазин был... Крупа, молоко, мороженое и еще вкусные развесные мармеладки. Однако главное - оформление. На витрине, которая смотрит в 3-й проезд Подбельского, оформлен макет-диорама - сцена убийства Петра Столыпина в оперном театре в Киеве в 1911 году. Тут вам и выстрел, и брызги крови, и перепуганный царь... В других окнах магазина - другие диорамы (например, отправка переселенцев в «столыпинских» вагонах), а также сведения из биографии реформатора, оформленные в виде огромной стенгазеты.


На месте магазина, по которому местная детвора учила историю, - пустые витрины.

Магазин появился тут в конце 1990-х годов, и пара поколений школьников именно так - забегая после уроков за мороженым - учили историю начала столетия. На это и был расчет: идея столь необычного оформления витрины родилась у владельца из-за собственного увлечения историей России.

Мы даже несколько теряем из-за своего имиджа: например, жители дома довольно долго и не подозревали, что это продовольственный мини-маркет, - глядя на витрину, они были уверены, что это библиотека, - рассказывал владелец бизнеса Олег Карпенко в интервью журналу «Москва и москвичи» в 2007 году. Также выяснилось, что магазин «У Столыпина» - это не единственный «исторический продуктовый» на востоке Москвы. Неподалеку от него открылись магазины «На Хапиловке» и «На Гучках». С такими же стилизованными витринами.

Но, увы, все это в прошлом. В начале 2017 года местные жители спохватились, что магазины-то давно закрыты, а красивые витрины заброшены... Связаться с владельцем, чтобы узнать о судьбе помещений, корреспонденту «МК» не удалось.

Довоенный детский сад и кинотеатр «Восток», Щукино

Среди местных жителей имеет кодовое название «Садик со слонами». Вообще-то был у него и номер - 333; и ведомственная принадлежность - детский сад входил не в систему московского Департамента образования, а подчинялся Военно-морскому флоту, то есть Минобороны. Но в 2013 году актив был признан непрофильным и садик передали городу. А по действующим СанПиНам и СНиПам здание, построенное в 1934 году - да, это один из старейших, если не самый старый по времени постройки детский садик столицы, - никак не годится для дошкольного учреждения.

Мой сын, которому сейчас 23 года, ходил в этот садик, сами посчитайте, 20 лет назад, и уже тогда там текла крыша и был грибок, - рассказывает Анна, жительница пятиэтажки рядом со зданием. - Так что детям в нем находиться нельзя, я в это верю. Лучше бы здесь построили жилое здание и переселили бы туда нас. Но только не переселят же, слишком хорошее местоположение!


Редкий случай для Москвы: жители сами хотят, чтобы на месте детсада выросла новостройка.

Интересно, что высотки этажей в 30, которая может появиться на месте садика, соседи не боятся - считается, что здесь идет «курчатовский тоннель» от одноименного института атомной энергетики... куда-то, видимо, в сторону Москвы-реки. Кто его знает, может, и идет - нам, понятное дело, правды не скажут. Но вообще-то, чтобы спасти здание от сноса, всякий раз на слушания и пикеты собираются десятки, иногда сотни щукинцев. Кому-то мило старое здание и детская площадка с бетонными слониками при нем; кто-то не хочет застройки зеленой зоны во дворе. Острой необходимости в детском саде на этом месте нет - совсем рядом, на Маршала Новикова, построили огромное здание нового дошкольного филиала местного образовательного комплекса. Но вот сохранить историческую постройку в качестве детского клуба - это была бы хорошая идея.

Мы постоянно ставим перед городом вопрос о том, что у нас в Щукине вообще нет клубного помещения, - рассказал «МК» муниципальный депутат района Андрей Гребенник. - Все дело в том, что имевшийся в районе ДК «Октябрь» сгорел несколько лет назад и площадка эта уже застроена. А Курчатовский центр культуры недавно вновь стал чисто ведомственным, в него не пускают никого, кроме сотрудников института. Детям заниматься негде. А между тем пока что в детский садик после реставрации собираются вселить танцевальную школу из Донского района. Почему не наших, щукинских? Не понимаю.

В районе, кстати, есть еще одна пустующая площадка: двухзальный кинотеатр «Восток» на площади все того же Академика Курчатова. Принадлежит этот кинотеатр городу, находится в первом этаже жилого дома, и судьба его уже 15 лет неясна. Жильцы дома говорят, что часть кинотеатра порой сдается в нелегальную аренду - но это не более чем слухи. Тем временем в 2018 году с фасада дома пропала даже сама вывеска «Восток»...

Библиотека и культурный центр имени А.Т.Твардовского

Тут все просто и грустно: в начале 2015 года достаточно известную в столице библиотеку имени Александра Твардовского и культурный центр его имени выгнали с насиженного места и перевезли на Аминьевское шоссе. Жилой дом в начале Кутузовского проспекта, прямо напротив гостиницы «Украина», строился в последние годы жизни поэта, он успел увидеть специально построенное для библиотеки помещение, а после смерти в библиотеке появился музейный уголок имени автора «Василия Теркина». В силу ряда юридических казусов собственником здания оказался не город (как это чаще всего бывает в случае библиотек), а ФГУП «Известия» (владеющее, например, знаменитым и тоже выселенным зданием одноименной газеты на Пушкинской площади). В какой-то момент «Известия» подняли цены, городской Департамент культуры решил проблему радикально и вывез библиотеку. «Намоленное» жителями Дорогомилова место до сих пор не сдано никому в аренду (и то сказать - кризис же на дворе). Так и стоит пустое.

Истории, как видим, у всех «заброшек» разные. Где-то виноваты строительные и санитарные нормы, где-то высокая аренда, где-то аварийное состояние (со стороны кажется стоит здание, а по бумагам и по экспертизам - требует капремонта). Больниц, детских садов, кинотеатров, библиотек в Москве много, статистически хватает на всех.

В последние месяцы, кстати, ситуация сдвинулась с мертвой точки: заброшенные здания и долгострои потихоньку возвращаются в хозяйственный оборот. Так, на месте той самой Ховринской больницы - ее разобрали за несколько месяцев - будет построено жилье по программе реновации. Начата наконец реконструкция лежащего в руинах уже 25 лет кинотеатра «Форум» - там будет многофункциональный выставочный зал. Известный роддом №6 имени Абрикосовой на Миусской площади, долгое время стоявший в запустении, еще несколько лет назад нашел вторую жизнь в качестве офисного здания.

Иными словами, драгоценные московские квадраты пусты не бывают - охотники на них обязательно найдутся. Нужно лишь разобраться с запутанными подчас отношениями собственности - и не забыть об охранных обязательствах, которые непременно должны прилагаться к историческим домам.

На Год театра в Москве грандиозные планы. "Уголок дедушки Дурова", "Ведогонь" и еще несколько театров получат новые сцены, на больших и малых площадках готовятся сотни премьер.

Искусство ремонта

В Москве даже не год, а почти десятилетие Мельпомены. Восемь лет назад ремонта требовали 65 из 82 зданий столичных театров. Где-то были ветхими сами здания, где-то устарело сценическое оборудование. Постоянно шла реконструкция, и вот теперь к Году театра Москва подходит с совсем другим багажом. Отремонтированы 33 театра, многие из них стали современными центрами искусства: Театр кошек Куклачева, "У Никитских ворот", "Тень", авторские театры Надежды Бабкиной, Романа Виктюка, Александра Градского. И, конечно, театр Олега Табакова на Малой Сухаревской площади. Мастер всегда мечтал о том, чтобы зрительный зал был как можно вместительнее и просторнее. Новая "Табакерка", открытая в 2016-м, - полное воплощение идей Табакова. Его театр начинается не с вешалки, а с зеркальной галереи на первом этаже. Так сказочно, как здесь, не чувствуешь себя ни в одном современном театре: калейдоскоп отражений - своих и чужих - словно переносит в параллельную вселенную.

Повторили судьбу города

А открылся Год театра в Москве очень символично: на родную сцену вернулся театр "Школа современной пьесы". Артисты любят говорить, что их театр повторил судьбу Москвы. В 2013 году в знаменитом здании на Неглинной, 29, произошел пожар, который уничтожил все убранство, сохранившееся с XIX века. Реставраторам удалось невероятное. Важнейшие детали интерьера воссозданы в точности по старым материалам. Все здесь теперь точь-в-точь как в ресторанном зале. На стенах декоративная позолоченная лепнина, под потолком парят младенцы-ангелы. Кого только не было в этом доме! Художественный руководитель театра Иосиф Райхельгауз, кажется, может рассказывать об этом сутки напролет. "Рестораном заведовал повар Люсьен Оливье - изобретатель знаменитого салата". Подавались тут, как писал Владимир Гиляровский, и другие прихотливые закуски. Кое-какие ингредиенты для блюд везли из Европы, а вино и коньяк - сплошь из закромов Людовика XVI.

В этом здании на Неглинной был ресторан, Дом крестьянина, научное издательство... Теперь - снова театр! Фото: Сергей Михеев/РГ

Зеркало истории

За ужином в "Эрмитаже" можно было встретить, например, Федора Достоевского или Ивана Тургенева. "Вот это зеркало у входа видите? Посмотритесь в него, - предложил Кибовский. - Только представьте: туда же перед входом в ресторанный зал смотрели самые известные литераторы России! Вот такая здесь связь времен".

Благодаря московским реставраторам удалось спасти и часть здания, построенную до войны с Наполеоном. Может показаться невероятным, но она уцелела даже при большом пожаре Москвы в 1812-м. Пережила и бедствие 2013-го. Многие детали убранства специалисты смогли восстановить, оттирая несколько слоев краски, нанесенной на стены после многочисленных перестроек дома на Неглинной. В советское время, когда ресторан закрыли, здесь размещали благотворительную организацию, научное издательство, Дом крестьянина... Только в 1989-м его передали современному театру. Там сыграли свои первые звездные роли Любовь Полищук, Альберт Филозов и десятки других выдающихся артистов.

В историческое здание ресторана "Эрмитажа" снова вернулся театр

Теперь в "Эрмитаже" снова живет театральный дух. Зрительские ряды раскладываются и собираются "легким движением руки". Такая трансформация дает возможность играть с форматами постановок. Так, в феврале Москва увидит на сцене "Школы" моноспектакль-импровизацию Александра Кибовского. Что там увидит зритель, загадка. Надо помнить лишь об одном - "Ганди молчит по субботам". Так называется постановка по пьесе молодого российского драматурга Анастасии Букреевой. История, увы, многим знакомая. Каждый вечер совместный ужин. Крепкая любимая семья. Просто однажды отец приходит и говорит: "Лучше я скажу это сейчас. Я ухожу". Спектакль дается сегодня в 20.00, можно также приобрести билеты на февраль и март.

Любимый "уголок"

В Год театра подарки поклонникам искусства будут следовать в Москве один за другим. Еще в конце 2018-го началась глобальная реконструкция "Ведогонь-театра" - единственного профессионального драмтеатра в Зеленограде. Самобытный проект вырос из детской студии до одного из самых посещаемых в Москве культурных центров. Репертуар поражает широтой даже самую искушенную публику, здесь играют почти все - от Островского до современных экспериментальных спектаклей. Новый "Ведогонь-театр" станет многофункциональным центром искусства, здесь покажут постановки самой высокой технической сложности.

Москва в плане поддержки театрального искусства - признанный лидер. Особенно радует грантовая поддержка мэрии - 700 миллионов рублей в этом году. Эти средства пойдут на создание новых постановок. Грант позволяет нам планировать репертуар. Ведь раньше мы не могли работать на отдаленную перспективу, так как не знали, будет ли финансирование.

Здания этого великого архитектурного периода можно встретить по всей России, от Санкт-Петербурга и Москвы до Владивостока.
Во всем мире русская архитектура в первую очередь связана с конструктивизмом. Основные архитектурные достижения предшествующего периода, с конца 19 до начала 20 века, связаны с французским и бельгийским стилем модерн или венским сецессионом. Но в России есть не менее выдающиеся примеры этого стиля, известного как «Модерн». Компания Russia Beyond выбрала 10 зданий этой великой эпохи, которые расположены в разных уголках России

Дом Ливчака в Ульяновске

Архитектор Федор Ливчак построил этот дом для своей семьи в 1914 году. Дав волю своему воображению, он разработал все, включая детали интерьера и мебель. Архитектура сочетает в себе черты европейского стиля модерн - большие окна в форме подковы, изогнутые опоры крыльца и керамические панели - с традиционными древнерусскими элементами.

Гостиница Метрополь в Москве

Современники называли здание «манифестом нового стиля». Предприниматель и меценат Савва Мамонтов начал строительство, но вскоре обанкротился, и поэтому здание оказалось более скромным, чем планировалось изначально.

Дом компании «Зингер» в Санкт-Петербурге

Компания American Singer построила это здание между 1902 и 1904 годами, и оно должно было служить в качестве офиса в России. Компания планировала построить 11-этажное здание в стиле нью-йоркских небоскребов, но в Санкт-Петербурге было запрещено возводить здания выше Зимнего дворца (23,5 метра), что вынуждает вносить поправки в проект.
Российский архитектор Павел Сузор, отвечавший за строительство, нашел элегантное решение - шесть этажей здания не превышают максимальной высоты, но эфирная башня со стеклянным шаром на углу создает ощущение движения в небо. Здание было первым бизнес-центром в России с торговыми, банковскими помещениями и офисами в аренду. Архитектурный декор сочетает в себе черты эклектики и модерна. Здание унаследовало строгую гранитную облицовку, бронзовых валькирийских дев из прошлого, в то время как черты нового стиля включают цветочный дизайн кованых балконов и решеток, который также повторяется в отделке интерьера.

Дом Молчанова и Савиной в Санкт-Петербурге

Дом был построен между 1905 и 1907 годами для Марии Савиной, известной актрисы Императорских театров, и ее мужа Анатолия Молчанова. Профессия хозяйки дома отразилась на интерьерах. Помимо обычных приемных и жилых помещений, были также предусмотрены комната для хранения театральных костюмов и гримерная, в то время как витраж на лестнице и в прихожей иллюстрирует литературные сюжеты.

Особняк Форостовского в Санкт-Петербурге

Это было одно из первых зданий города в стиле модерн. Карл Шмидт, русский архитектор немецкого происхождения, построил дом в 1900-1901 годах для купца Павла Форостовского, который хотел, чтобы в здании были жилые помещения и офисы, а также складские помещения для товаров в подвале.

Здание «Банка Рукавишникова» в Нижнем Новгороде

Здание было построено Сергеем Рукавишниковым, самым важным сановником города и поэтому неудивительно, что Рукавишников пригласил Федора Шехтеля, самого модного и дорогого архитектора того времени, для их проектирования.

Централь в Краснодаре

Отель Централь, который стоит на этом месте с середины 19-го века, считался одним из лучших в городе и принадлежал братьям Богарсуковым, которые были богатыми купцами. Первый этаж двухэтажного здания был отдан под магазины, а гостиничные номера находились на втором этаже.

Дом Шаронова в Таганроге

Это еще один из проектов Федора Шехтеля за пределами Москвы. Здание было сдано в эксплуатацию в 1912 году таганрогским помещиком Евгением Шароновым для его дочери Марии. Это воплощение синтеза всех искусств, идея, которая была популярна в начале 20-го века. Архитектура выполнена в псевдорусском стиле (включая башни) и дополнена керамическими панелями.

Как было отмечено выше, театральное здание по структуре делится на две части: сценическую и зрительскую. К первой относятся все помещения и сооружения, связанные с обслуживанием сцены, ко второй - зрительный зал, фойе, кулуары, распределительный и кассовый вестибюли и комплекс помещений обслуживания зрителей. Сценическая часть занимает 60-70% общего объема здания театра, зрительская - 40-30%.

Такое деление дает самое общее представление о сущности театрального здания. Поэтому более целесообразно рассматривать театральное здание с точки зрения дифференциации его структуры по следующей схеме:

  • - помещения зрительского комплекса (рис. 14.5, 14.6);
  • - помещения демонстрационного комплекса (зрительный зал, сцена; помещения технологического обеспечения сцены);

Рис. 14.5.

зрительского комплекса :

  • 1 - кассовый вестибюль; 2 - входной вестибюль; 3,4 - кабины касс и дежурного администратора; 5 - распределительный вестибюль; 6 - комната для переодевания; 7 - гардеробная; 8 - комната гардеробщиков; 9 - кабинет главного администратора и кладовая афиш; 10 - комната распространителей билетов; 11 - детская комната; 12 - фойе, кулуары; 13 - кладовая при фойе; 14 - буфет; 15 - моечная, доготовочная; 16 - кладовая, тарная; 17 - экспозиционное помещение музея; 18 - фондохранилище; 19 - комната сотрудников; 20 - санитарные блоки; 21 - курительная; 22 - зрительный зал;
  • 23 - клубные помещения;

I - связи; II - варианты связей; III - блоки; IV - вход; V - возможный вход;

VI - возможное помещение (связи)

  • - помещения, обслуживающие сцену (для творческого и технического персонала; склады);
  • - административно-хозяйственные помещения;
  • - производственные помещения.

Помещения демонстрационного комплекса

Главную цель функционально-планировочного решения театра можно определить как создание комплекса удобств для восприятия спектакля зрителями и для подготовки и проведения его творческим коллективом.

  • в драматическом театре - 500-800 мест;
  • в музыкально-драматическом театре - 500-1000 мест;
  • в театре музыкальной комедии - 800- 1200 мест;
  • в театре оперы и балета - 1200- 1500 мест.

Иная вместимость театров определяется заданием на проектирование.

Площадь зрительного зала принимается из расчета 0,7 м 2 на одно место. Площадь зрительного зала (включая балконы, ложи и ярусы) определяется в пределах ограждающих конструкций до передней границы сцены, авансцены или барьера оркестровой ямы.

В истории театра сложились две основные системы организации театрального действия: открытая и глубинная . Первая, идущая от Античности, объединяет зрителей и театральное действие в объеме единого зала. Зрители при этом располагаются с трех сторон сцени-


Рис. 14.6.

а - фойе без кулуаров; б - фойе с кулуарами и организацией из них входа

в зал; 1 - зрительный зал; 2 - фойе; 3 - кулуары

ческой площадки. Другая, идущая от Ренессанса и барокко, отделяет действие на глубинной сцене от зрительного зала рамой портала (рис. 14.7). Традиционные поиски различных форм сценического показа особенно оживленно протекают в последнее время; дополнительные возможности в этом направлении открыла техника трансформации.

Рис. 14.7.

1 - дымовые клапаны; 2 - штанкетная площадка; 3 - колосники сцены; 4 - рабочие галереи; 5 - трюм; 6 - вращающиеся круг и кольцо врезного типа; 7 - арьерсцена; 8 - крышка сейфа для скатанных декораций; 9 - сцена; 10- карман сцены; 11 - авансцена; 12- проем оркестровой ямы; Ш сц - ширина сцены; Г ш - глубина сцены; В сц - высота сцены; Ш к - ширина кармана; Г к - глубина кармана; В к - высота кармана; Ш ар - ширина арьерсцены; Г ар - глубина арьерсцены; Ш с - ширина строительного портала; Ш и - ширина игрового портала; Г а - глубина авансцены; Ш яп - ширина

проема оркестровой ямы

Портальная, или глубинная , сцена

При глубинной сцене спектакль изначально воспринимается зрителем именно как зрелище, действие развивается в другой среде, в «другом мире», отделенном от зала (рис. 14.8). Основным параметром, определяющим габариты и форму портальной сцены и зрительного зала, является размер игровой площадки. Практика показала, что активное действие драматических спектаклей происходит на площадке шириной от 8 до 14 м и глубиной от 5 до Юм. Для музыкальных театров с участием балета игровая площадка должна быть не менее 12 х 12 м. Ширина портала в драматическом театре 10-14 м, в театре оперы и балета - от 14 до 16 м.

Ширина сцены складывается из ширины игрового пространства, или портала, и боковых пространств, достаточных для размещения специальных устройств, декорирующих боковые стороны кулис, объемных декораций, мест для нахождения актеров, размещения свето-аппаратуры и т.д. Обычно ширина сцены должна не менее чем в 2 раза превышать ширину портального отверстия. Глубина сцены делается, как правило, в 1,5 раза более ширины портала.

Глубинная сцена оборудуется колосниками и подъемами - устройствами для быстрой смены декораций. Высота сцены до колосников составляет три высоты портального отверстия. Кроме основной сцены, для ускорения смены декораций предусматриваются боковые сцены (карманы), нижняя сцена (трюм) и задняя сцена (арьерсцена). В отечественной и зарубежной практике проектирования театров применяется шесть схем построения глубинной ко-


Рис. 14.8.

а - с боковыми сценическими площадками; б - с увеличенной авансценой; в - с игровыми окнами в стенах зрительного зала или сцены; г - с игровыми балконами или галереями в зале; д, е - с трансформацией в центральную

лосниковой сцены, различающихся степенью пространственного развития и объемом возможностей, которые в принципе может предоставить эта сцена (рис. 14.9, 14.10):

  • схема 1 - сцена с двумя карманами и арьерсценой;
  • схема 2 - сцена с одним карманом и арьерсценой;
  • схема 3 - сцена с двумя карманами без арьерсцены;

Рис. 14.9.

показаны условно)


Рис. 14.10.

показаны условно):

а-г - с одним карманом и арьерсценой; д-е - с одним карманом без арьерсцены; ж-и - с двумя карманами; к-л - с арьерсценой без карманов; м - без

карманов и арьерсцены

Ширина, м

Глубина, м

Строительный портал (игровой портал)

Мини-мальная глубина авансцены, м

Арьерсцена

Высота, м

Глубина, м

Высота, м

Глубина, м

Высота, м

  • схема 4 - сцена с одним карманом;
  • схема 5 - сцена с арьерсценой;
  • схема 6 - сцена без карманов и арьерсцены.

Под планшетом сцены предусматривается трюм с размерами в плане, равными размерам сцен. Высоту трюма до низа выступающих конструкций рекомендуется принимать не менее 2,2 м. В случае применения накладного планшетного оборудования, врезного вращающегося круга, круга с кольцом (кольцами), а также при отсутствии подобного оборудования трюм проектируется одноэтажным. При проектировании барабанного круга, подъемноопускных площадок и иного подобного сценического оборудования количество этажей трюма определяется проектом.

Авансцена проектируется выпуклой в зал, прямолинейной или огибающей переднюю часть зоны зрительских мест. Боковые крылья авансцены (калиперы) могут быть продолжены до пересечения их с поперечным проходом зрительного зала. Длина авансцены проектируется не менее ширины строительного портала. С авансцены при отсутствии боковых крыльев на уровень первых рядов зрительских мест предусматриваются не менее двух лестниц-сходов или пандусов, ведущих к проходам зала. Возможно также устройство сплошной лестницы по периметру авансцены. Рекомендуется обеспечивать выходы на авансцену при закрытом занавесе сцены.

Таблица 14.2

Высота от уровня пола до низа выступающих конструкций составляет 2,1-2,4 м. Площадь на одного артиста оркестра не менее 1,3 м. При проектировании имеет смысл предусматривать возможность перекрытия проема оркестровой ямы; возможна трансформация ее барьера и пола. Нависание авансцены над оркестровой ямой составляет 1/3 ширины последней в драматических и музыкально-драматических театрах и 1/4 - в театрах музыкальной комедии, оперы и балета. По сторонам проема оркестровой ямы у боковых стен зрительного зала оставляются участки авансцены шириной не менее 1,2 м. При нависании авансцены над оркестровой ямой возможно устройство ступенчатого пола оркестровой ямы с понижением в сторону сцены.

Построение зрительного зала тесно связано со сценой (рис. 14.11). Так, восприятие театрального действия беспрепятственно происходит с мест, ограниченных шириной портала. Мимику актера считают различимой при удалении зрителя от красной линии сцены (проекция портала на планшет сцены) на 25 м в драматическом театре и 32 м - в оперном. Кроме того, нормируются вертикальные и горизонтальные углы наилучшего восприятия.

Различают два основных типа зрительного зала: ярусный и амфи-театральный (рис. 14.12, 14.13, 14.18).

Объем зрительного зала подсчитывается исходя из нормы 4-6 м 3 на одно зрительское место в драматическом театре и 6-8 м 3 - в оперном театре. Площадь зрительских мест в зале ориентировочно можно принимать из расчета от 0,7 до 0,8 м 2 на одного зрителя.

Необходимо отметить, что зрительный зал любого зрелищного здания проектируется как сложный комплекс на основе акустического и светотехнического расчета; требования меняются в зависимости от модернизации технологического оборудования и новых возможностей конструктивных решений (рис. 14.14). Для удовлетворения требований, возникающих при проведении в одном зале спек-


Рис. 14.11.

1 - глубинная портальная; 2 - глубинная трехпортальная; 3 - глубинная беспортальная; 4 - панорамная; 5 - кольцевая; 6 - трехсторонняя; 7 - центральная

Рис. 14.12.

таклей, различных по жанру и сценическим решениям, а также общественных мероприятий другого рода, кинопоказа, концертов и т.п., применяются трансформации сцены и зрительного зала. Возможны планировочные и пространственные трансформации, а также их различные сочетания (рис. 14.15). Особенностью планировочной трансформации является ее вспомогательный характер. Создавая варианты архитектурно-планировочных решений сцены и зала, она обеспечивает компромиссные условия для проведения различных мероприятий, не затрагивая основные параметры зала -


Рис. 14.13.

Рис. 14.14.

I - летний концертно-театральный зал (типы сцен: а - глубинная, изолированная от окружения; б - трехсторонняя - панорамная, открытая; в - глубинная - трехсторонняя - центральная закрытая, с трансформацией зрительских мест; г - глубинная - трехсторонняя с трансформирующимся задником);

II - природный и историко-архитектурный театр (типы сцен: а - фронтальная протяженная, с несколькими сценическими площадками; б - кольцевая с вращающимся амфитеатром; в - трехсторонняя - кольцевая; г - комбинированная с широким фронтом соприкосновения с окружением; д - панорамная с природным или архитектурным фоном); III - кооперация сооружения (а - открытый амфитеатр с театром круглогодичного действия; б - открытый амфитеатр на крыше городского зала; в - открытый амфитеатр с закрытым танцевальным залом; г - несколько амфитеатров

оооаоо оаааа о


Ооооооо

о ООО о о ооа

>Ол>ООа I

1 0 оДо о й^о°/ II

ло"ооо. Тоол?^* 00000

ООУ о О ООО ппппп4

_ _^ооа о?0 а о о а о?

"ООгтппгатгтгсг гаЙЯк. оооооао ГООчДО ооооооо

У О О ,006__

О 0/6 О О /*"^овхпш ААОО/ ооаооо у/>О / дпдд п п кЧчу а о о о а о "оаоооо

Рис. 14.15. Примеры схем малых залов :

а - трансформации зала на основе передвижных секций зрительских мест; б - залы с нетрансформируемой сценой; в - залы с вращающимися

креслами

форму и объем. Пространственная трансформация является радикальным средством, с помощью которого можно изменять как форму и объем, так и количество залов, что обеспечивает соответствующие варианты решения зала для каждого из проводимых мероприятий, повышает эффективность использования всего сооружения.

При сцене располагаются помещения ее технологического обеспечения: осветительные боковые ложи (боковых стен зала); помещение выносного софита (над зрительным залом); светопроекционная, светоаппаратная (за задней стеной зрительного зала); помещение для фронтального выносного освещения (фронтальная осветительная ложа), звукоаппаратная, кабины дикторов и переводчиков, ложа звукооператора (за задней стеной зрительного зала или у этой стены со стороны зала); рирпроекционная (за задней стеной сцены или арьерсцены); тиристорная (вблизи сцены) .

Осветительные боковые ложи размещаются в зоне, ограниченной углами (в плане) 55 и 65° к продольной оси зала с вершиной, расположенной на передней границе авансцены. Ширина проема осветительной ложи принимается равной не менее 1,8 м. Количество осветительных боковых лож с каждой стороны зрительного зала принимается в количестве не менее двух. Расстояние от уровня пола нижней осветительной ложи до уровня планшета сцены принимается равным не менее 2,5 м, а расстояние между уровнями полов лож, расположенных одна над другой, - не менее 2,5 м. Глубина лож должна составлять не менее 2 м.

Помещение выносного софита высотой и шириной не менее 2 м размещается над зрительным залом таким образом, чтобы оптические оси осветительных приборов располагались в зоне, ограниченной лучами к горизонтальной плоскости: от 50 до 60° с вершиной на расстоянии 1 м от передней границы авансцены (барьера оркестровой ямы) в сторону сцены; от 9 до 15-20° с вершиной на уровне верха игрового портала, отстоящей на 1 м от красной линии в глубину сцены.

Помещения, обслуживающие сцену

К помещениям, обслуживающим сцену, относятся:

  • - помещения для ожидания выхода на сцену;
  • - артистические уборные;
  • - репетиционные помещения (рис. 14.16);
  • - склады.

Помещения ожидания выхода на сцену одновременно служат для быстрого переодевания и быстрой перегримировки или поправки грима, для отдыха в перерывах между выходами или последней разминки, для оказания первой помощи, для оперативной связи исполнителей с костюмерами и реквизиторами.

В практике существует два вида помещений ожидания выхода на сцену: первый - для драматических и музыкально-драматических театров, несколько меньший по размерам, обладает большей степенью комфорта; второй - для музыкальных театров, имеет дополнительно зону разминки с соответствующим оборудованием. Он рекомендуется также для театров юного зрителя, пантомимы и других, искусство которых связано с интенсивным движением. Площадь помещения ожидания выхода на сцену определяется из расчета единовременного количества артистов в каждом поме-


Рис. 14.16.

а - зал для репетиции хора в театре оперы и балета; о - зал для репетиции балета и театра музыкальной комедии с шириной игрового портала 10 м; в - малый репетиционный зал театра с шириной игрового портала 10 м

щении: для драматического и музыкально-драматического театров - не менее 1,7 м 2 на одного артиста; для театра музыкальной комедии - не менее 1,8 м 2 ; для театра оперы и балета - не менее 1,9 м 2 .

Артистические уборные предназначены для переодевания в сценический или репетиционный костюм, наложения и снятия грима, гигиенических процедур, отдыха, отдельных этапов репетиционной работы и специального тренинга, работы с текстом и иными материалами (рис. 14.17). В зависимости от числа артистов в помещении артистические уборные подразделяются на индивидуальные, рассчитанные на одного исполнителя, групповые от 2 до 6 человек и общие (или массовые), вмещающие более 6 артистов. Для театральных зданий различного назначения (жанра) выполняются три основных вида артистических уборных: помещения драматических, музыкально-драматических актеров; помещения вокалистов музыкальных театров; уборные балетных артистов.

Склады постановочного имущества подразделяются: на дежурные, где предметы оформления хранятся в состоянии готовности к подаче на сцену; текущего сезона, в которых содержится оформление всего репертуара данного театрального сезона раздельно по спектаклям, и резервные, где складируется имущество редко идущих или снятых с репертуара спектаклей для повторного использования. По принципу раздельного хранения различают восемь основных видов складских помещений: объемных и станковых декораций; мебели, бутафории и реквизита; костюмов; обуви; электроаппаратуры и электрореквизита; звукотехнической аппаратуры; мягких и живописных декораций; париков и иных пастижерских изделий.



о© *

I д д/| Л1/А7А1М ^ /

Рис. 14.17. Примеры планировки групповых артистических уборных :

а - для двух актеров драматического театра; б - для двух солистов балета; в - для трех актеров драматического театра; г - для трех артистов балета; д - для четырех актеров драматического театра; е - для четырех артистов балета; ж - для шести актеров драматического театра; и - для шести артистов

балета (размеры приведены в сантиметрах)

Помещения

Размеры (длина х ширина х высота) репетиционных залов театров, м

Драматического и музыкально-драматического

Музыкальной комедии, оперы и балета

Со сценами

Репетиционные залы:

  • 9x9x5
  • 9 х 6 х 3,6
  • 12x12x6
  • 9 х 9 х 3,6
  • 15 х 15x6
  • 12х 12x5
  • 15 х 15x6
  • 12 х 12x5
  • 18 х 18 х 7,5
  • 15х 12x6
  • 18х 18x7,5
  • 15х 12x6
  • 21 х 21 х 7,5
  • 15х 15x6

Залы для репетиций:

оркестра

  • 15x9x4,5
  • 9 х 6 х 4,2
  • 6 х 6 х 4,2
  • 18 х 12x4,5
  • 12 х 9 х 5,1
  • 9 х 6 х 4,2
  • 18 х 12x4,5
  • 15x9x5,7
  • 9x9x4,2
  • 18х 15x4,5;
  • 15x12x6
  • 12 х 9 х 4,2;

Репетиционно-физкультурный зал

Универсальное репетиционное помещение

Размеры, назначение и примерное количество репетиционных залов для сцен С-1-С-5 рекомендуется принимать согласно табл. 14.3 .