Икт в музыкальном воспитании дошкольников. Консультация на тему: «Использование ИКТ в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения

Икт в музыкальном воспитании дошкольников. Консультация на тему: «Использование ИКТ в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения

Музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад № 2 «Пчёлка»

Аннотация: В статье говорится о необходимости использования информационно-коммуникационных технологий при организации с детьми непосредственно-образовательной деятельности в образовательной области «Музыка» .

Ключевые слова: Информационно-коммуникативные технологии, педагоги ДОУ, игры, интерактивное обучение, интерактивная доска.

Актуальность.

Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях и, но и от своих сверстников последних десятилетий. Это не удивительно, ведь принципиально изменилась жизнь, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.

В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития - ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении информационной эры. И действительно, нашу жизнь уже довольно сложно представить без использования информационных технологий. В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом.

Сегодня информатизация –это один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе.

Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования ёловой, И. Пашелите, Б. Хантер и др.) .

В периодической печати уже на протяжении несколько лет обсуждается проблема разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ. Ведущие ученые и специалисты в области дошкольного образования (, и др.) высказывают свою позицию «за» и «против» ИКТ. Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей. Наш опыт показывает, что периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Целесообразное использование информационных технологий в развитии познавательных способностей дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, и др.) . Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. исследователями под руководством, . В 2008 году разрабатываются теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе ДОУ, начали активно создаваться программы для дошкольников. Таким образом, мы придерживаемся точки зрения, что при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.

Осознав, что информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, я поняла, что освоение ИКТ - жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования. Педагоги-музыканты, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий музыкального образования. В практике работы музыкального руководителя использование информационно-коммуникационных технологий является необходимым средством. Использование современных информационных технологий делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для ребят любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение. Все вышеперечисленное позволяет органично включить ИКТ в музыкальные занятия.

Соединение информационных компьютерных технологий и инновационных педагогических методик, повышает эффективность и качество образовательных программ , усиливает адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся. Это направление Закон Российской Федерации «Об образовании» провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики в области образования.

Детский сад - часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. Помочь музыкальному руководителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Каковы функции компьютера в педагогической деятельности музыкального руководителя?

1. Источник (учебной, музыкальной) информации

2. Наглядное пособие

3. Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение

4. Средство подготовки выступлений.

Я в своей работе широко использую ИКТ в различных формах:

    Подбор иллюстраций к занятиям, оформлению родительских уголков, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, подбор и создание дополнительного познавательного материала к занятиям; оформление буклетов , электронного портфолио, материалов по различным направлениям деятельности; создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных деятельности детей и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия или мероприятия, его логической структурой, т. е. может быть использована на любом этапе занятия. С удовольствием создаю серии презентаций к занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям; оформление документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей , планирование, отчетов и т. п.) . Компьютер значительно упрощает процесс, существенно экономит время; использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении; создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и для родителей; создание электронной почты; Участие в конкурсах разного уровня по интернету.

Таким образом, с помощью ИКТ усиливается информационное взаимодействие между субъектами информационно-коммуникативной предметной среды, результатом которой является формирование более эффективной модели обучения, повышается мотивация к изучению общественных дисциплин.

Анализируя опыт использования ИКТ в детском саду можно сказать, что использование мультимедиа превращает занятия в живое действие, вызывающее у детей неподдельный интерес, увлеченность изучаемым материалом. Ребенок не только видит, воспринимает, действует, он переживает эмоции. Ведь, как известно, только то, что заинтересовало дошкольника и вызвало какой-то эмоциональный отклик, станет его собственным знанием, послужит стимулом к дальнейшим открытиям.

Однако педагогу дошкольного образования, применяющему ИКТ-технологии в своей работе с детьми, всегда надо помнить о чувстве меры. Ведь использование современных компьютерных технологий в музыкальном воспитании дошкольников – это только дополнительное средство для реализации целей и задач, поставленных перед музыкальным руководителем детского сада. А ценности непосредственного общения с педагогом, живой музыки для малышей остаются неоспоримыми.

Список литературы:

1. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду//Дошкольное воспитание. – 1991. - № 5;

2. Захарова технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003;

3. Калинина, информационные технологии в дошкольном детстве // Управление ДОУ. – 2008. № 6;

4. Новосёлова, С. Л. «Компьютерный мир дошкольника» //Новая школа. – 1997. - № 3;

5. «Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств» . М.: НИИ школьных технологий, 2005. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий» ) .

6. Комарова, Т. С. «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании» / - М., 2011.

7. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения. – М: Стандартинформ, 2007.

Марич развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / , . – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.

Интернет-ресурсы:

1. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки в начальной школе.

2. Гурьев компьютеризации детских образовательных учреждений.

3. «Использование ИКТ в образовательном процессе.»

4. «Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе»

5. Круглова Л. «Информационные технологии как часть культурно - информационной среды детей дошкольного возраста» .

«Применение ИКТ

в работе музыкального руководителя ДОУ»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе. В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» применение ИКТ раскрывает большие возможности. Использование компьютера в дошкольном учреждении позволило значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми. Компьютерные технологии расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Красочные познавательные презентации, видеофильмы помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.

Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. На таких занятиях дети обычно бывают более активными в совместном обсуждении музыкального произведения. Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным.

Средства новых информационных технологий я включаю во все виды музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах.

Так, в разделе «Слушание музыки» использую компьютерные презентации, которые или создаю сама или нахожу в интернете. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей. При знакомстве с творчеством П.И.Чайковского в рамках проекта, детям предлагаю просмотр мультфильма по «Детскому альбому». (Просмотр видео) Причем дети могут прослушать его в разных вариантах исполнения и с разным иллюстративным материалом. Затем детям предлагается самим нарисовать рисунки, по которым я смогу в дальнейшем также сделать видео. Очень понятен детям после просмотра видео, например, характер пьесы «Голодная кошка и сытый кот». (Просмотр видео. Вопросы: «Сколько частей в этой музыке? Определите характер каждой части»)

И таких примеров использования ИКТ при слушании музыки много.

Очень интересно использовать дидактические игры на определение настроения музыки, например, игра «Яблонька». Сначала дети слушают разнохарактерную музыку, дают ей определения, благодаря чему расширяется словарный запас, а затем отгадывают характер прозвучавшей музыки. Давайте мы тоже поиграем в эту игру. (Музыкально-дидактическая игра «Яблонька»)

Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера, продемонстрировав не только фотоматериал, но и видеоролики.

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование новых информационных технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому можно использовать электронные иллюстрации к различным песням, требующим пояснения к тексту. Например, в песне «Солнечная капель» уточняем понятие «капель», поэтому можно предложить посмотреть иллюстрации к песне, которые помогают уяснить значение слова.

Очень интересно использовать ИКТ в распевании. (Распевание «Кораблик», «Дино»)

В работе с детьми подготовительной группы можно применять видеокараоке знакомых детских песен. Предлагаю вам исполнить одну из них. (Пение песни караоке)

Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения. Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специальных видеодисков, например, по программе «Ку-Ко-Ша». (Показ сборников и дисков по программе «Ку-Ко-Ша»)

Процесс разучивания танцев с использованием учебных видеодисков становится увлекательным и занимает меньше времени, чем при словесном объяснении движений к танцам и упражнениям. Особенно эффективно я применяею такой прием в работе кружка «Ритмическая мозаика» в коррекционных группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. А есть и такие видеоподсказки для воспитателей, по которым разучивание танца они легко смогут продолжить и в группе. Мы тоже с вами сейчас разучим танец. (Разучивание танца «Ладошки»)

Музыкально-дидактические игры по развитию чувства ритма также можно организовать с применением красочных озвученных презентаций. (Проведение музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма «Два кота», «Федорино горе»)

Принцип построения следующих презентаций: первый слайд – задание, следующий – проверка правильности выполнения предложенного задания. (Проведение музыкально-дидактической игры «Угадай инструмент»)

При обучении игре на детских музыкальных инструментах можно использовать видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объяснять, что такое оркестр, группа инструментов, знакомить с профессией дирижёра. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению. Детям очень нравится играть на музыкальных инструментах по видеоподсказкам. «Веселые матрешки» - дети играют на металлофоне (цвет матрешки соответствует цвету пластинки металлофона).

«Мишка и мышка» - можно использовать с детьми младшей группы. (Игра на детских музыкальных инструментах)

«Тише, тише, тишина» - здесь соединение пения с игрой на инструментах. (Игра на детских музыкальных инструментах)

«Оркестр под елочкой» - также могут справиться младшие дошкольники. (Игра на детских музыкальных инструментах)

«Колобок» - прекрасный музыкальный материал для использования в драматизациях сказок. (Игра на детских музыкальных инструментах)

Система музыкального воспитания в детском саду предполагает не только разнообразие видов музыкального воспитания, но и вариативность форм музыкальной деятельности детей. Это совместная музыкально-образовательная деятельность, праздники, развлечения, тематические вечера, концерты, инсценировки, вечера досуга и другое. Для любой формы музыкальной деятельности тоже существуют презентации, видеофильмы, видеоролики, слайд-шоу, записи детских выступлений на утренниках, познавательные учебные фильмы, детские мультфильмы. Всё это позволяет разнообразить досуговую деятельность, привлечь внимание детей, вызвать эмоциональный подъём, создать радостное настроение. Использовались мультимедийные презентации на праздниках – День защитника Отечества, 8 марта, 9 Мая, выпуск в школу. (Просмотр видео с выпускного)

Использование ИКТ происходит не только в работе с детьми. Консультации и семинары для воспитателей тоже проходят с использованием презентаций, слайд-шоу. ИКТ позволяют в доступном виде представить документацию для воспитателей, специалистов и администрации (консультации, анализ мониторинга, ознакомление с годовыми перспективным планом и отчет о проделанной работе) .

В работе с родителями использую личный сайт, где размещаю консультации для родителей, воспитателей и коллег, фотографии с мероприятий, достижения воспитанников и др. (Показ страничек сайта)

Благодаря использованию современных информационно-коммуникационных технологий в непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Музыка» воспитанник из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса, занятие становится более ярким, насыщенным и интересным. Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно эффективным, открывает новые возможности музыкального образования не только для ребенка, но и для музыкального руководителя.

07 мая 2015

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 27 комбинированного вида Пушкинского района г. Санкт-Петербурга

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ»

Фатеева О.И.,

музыкальный руководитель ГБДОУ №27

«Каждый участник образовательного процесса

сам решает, идти в ногу с будущим

или вышагивать пятками назад»

Анатолий Гин.

Руководитель международной

лаборатории Образовательных технологий

«Образование для Новой Эры»

Современные ИКТ и их роль в системе образования.

Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества. Основной целью педагогических коллективов является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Информатизацию образования следует рассматривать как одно из важных средств достижения поставленной цели. При этом имеется в виду решение ряда последовательных задач: техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения и т.д., определяющих этапы процесса модернизации системы образования.

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги-музыканты, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий музыкального образования.

Что такое ИКТ?

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, видео, кино). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология» . Вообще говоря, любая педагогическая технология- это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и её преобразование. Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Детский сад - часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. Помочь музыкальному руководителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Каковы функции компьютера в педагогической деятельности

музыкального руководителя?

  1. Источник (учебной, музыкальной) информации
  2. Наглядное пособие
  3. Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение
  4. Средство подготовки выступлений.

Если говорить об использовании информационных технологий на музыкальных занятиях, то здесь они помогают решить ряд задач:

  • Делают музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом, музыкальный руководитель может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей.
  • Использование компьютера существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т.д.
  • Становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыкальным занятиям, перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т.е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания.

Возможности применения ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников.

Музыкальный руководитель может применять различные образовательные средства ИКТ, как при подготовке к музыкальному занятию, на занятии (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний), так и на развлечениях и праздниках. Большую помощь при подготовке и проведению музыкальных занятий оказывает педагогу пакет Microsoft, который включает в себя, кроме известного всем текстового редактора Word, ещё и электронные презентации PowerPoint.

Используя возможности программы PowerPointможно создавать мультимедийные презентации.

Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио - и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя)- наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Использование мультимедиа презентаций целесообразно как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана .

Использование такой информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.

Подготовка презентаций - серьёзный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия детей.

Используя возможности программы Power Point можно разработать и использовать презентации по всем видам музыкальной деятельности:

Восприятие музыки: Во время знакомства с творчеством того или иного композитора использование портретов, видеоряд иллюстраций к музыкальным произведениям, знакомство с жанрами музыки и т.д.

Музыкально – ритмические движения и танцы: Использование мнемотаблиц, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев.

Пение: По графическому изображению разучивать различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата, по картинкам-подсказкам узнавать и учить песни.

Музыкально-дидактические игры: Развивать музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма, используя презентации «Весело – грустно», «Три жанра музыки», «Определи ритм» и др.

Игра на ДМИ: Знакомство с музыкальными инструментами, их звукоизвлечением. По схемам разучивать партии в оркестре.

На развлечениях и праздниках так же можно использовать слайды как иллюстративный, анимационный фон мероприятий. С помощью мультимедиа зрелищно смотрятся такие развлечения с детьми и родителями как «Угадай мелодию» и «2 рояля».

Создание мультимедийных презентаций требует от музыкального руководителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса детей к музыкальной деятельности.

Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы применения ИКТ в работе музыкального руководителя:

  • Педагог не умеет пользоваться компьютером
  • Нет компьютера в домашнем пользовании педагога
  • Нет компьютера в музыкальном кабинете ДОУ
  • Недостаточная компьютерная грамотность педагога
  • Недостаточное программное обеспечение

Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для музыкального руководителя.

Многое предстоит переосмыслить и сделать, чтобы использование ИКТ в музыкальном воспитании заняло своё достойное место. При этом, конечно же, не стоит забывать: в деле музыкального воспитания важнейшей остаётся роль музыкального руководителя, которого не сможет заменить ни один компьютер!

Литература:

Интернет-ресурсы:

  1. Петелина Н.В. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки в начальной школе.
  2. Афанасьева О.В. «Использование ИКТ в образовательном процессе»
  3. Беляков Е.В. « Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе»
  4. Круглова Л. «Информационные технологии как часть культурно- информационной среды детей дошкольного возраста».

Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение
Детский Сад №67 «УМКА»

Реферат

На тему: Использование компьютерных технологий
в работе музыкального руководителя ДОУ

Выполнил: Безрукавая В.В.
Музыкальный руководитель

г.Нижневартовск - 2015

Сегодня уже невозможно представить обучение, работу и современную жизнь в целом без информационных технологий. Сегодня институты, университеты, гимназии, школы, колледжи, техникумы и даже детские сады оснащены новейшей компьютерной техникой.
Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость, продиктованная современным образованием.
Современный детский сад не должен отставать от требований времени, а значит, и современный музыкальный руководитель должен использовать компьютер в своей деятельности.
Работа музыкального руководителя в ДОУ строится в соответствии с обязанностями и правами, которые определяют рамки профессиональной деятельности. В обновлённой должностной инструкции музыкального руководителя в ДОУ в 2009 году уточняется, что педагог должен владеть информационно-коммуникативными технологиями. В связи с этим считаю целесообразным использование информационных технологий (ИТ) в своей профессиональной деятельности. поскольку приведение всех форм документаций в электронный вид позволяет оперативно работать с информацией, экономить рабочее время, следовательно, повышается качество и эффективность деятельности.
Первоначально надо освоить компьютер на уровне оператора ПК, так, чтобы свободно владеть программами Microsoft Office: Word, Excel, Power Point, образовательными программами.
Ознакомиться с глоссарием, поскольку владение терминами ускоряет процесс овладения информацией. Затем определить тему, цели и задачи работы, подобрать удобные для использования компьютерные программы и их приложения.
Изучить диски из образовательной коллекции, обязательно проработать все методические материалы программы.
Выбрать тему, отобрать материал, соответствующий программе, сопоставить со своими возможностями и видением изучения данной темы коллегами в других ДОУ, спланировать тему, блок или раздел.
Познакомиться с ресурсами Internet, создать личный сайт для обмена опыта с коллегами, общения с родителями воспитанников.
Я имею возможность ввести в свою работу компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к различной информации, связанной с миром искусства: живопись, литература, музыка, народные промыслы. Таким образом, использование компьютера очень удобно не только для усвоения музыкального материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребёнка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.
Поисковые системы Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения, любые фотографии и иллюстрации для занятий.
Функции демонстрационного материала на детских утренниках, досугах, а также во время проведения повседневных музыкальных занятий, выполняют презентации, созданные в Microsoft Office Power Point. Они заменяют множество картинок, плакатов и аудиозаписей. В своей работе я использую презентации по фрагментам пьес К.Сен-Санса. Например: «Аквариум», «Лебедь», «Слон» и другие. Незаменимы в работе презентации по изучению композиторов-классиков: (Бах, Вивальди, Гайдн, Моцарт, Бетховен), а также композиторов эпохи Романтизма (Шуберт, Мендельсон, Шопен, Лист, Шуман, Чайковский, Россини). Презентации позволяют сделать знакомство с великими музыкантами более увлекательным и интересным. Эти презентации подходят для многих возрастных категорий детей.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у детей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Использование на музыкальных занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.
Применение компьютерной техники позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов. В своей работе я имею возможность использовать компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы. Использование ИКТ очень важно не только для усвоения музыкального материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребенка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира. Одним из самых главных направлений в своей педагогической работе считаю вокальную работу. Все свои музыкальные занятия начинаю с вокальных приветствий. Благодаря этому, дети плавно переходят и настраиваются на занятие музыкой. Считаю необходимым развивать у детей умение вслушиваться в чужое и собственное исполнение. Для этого часто использую микрофон и минусовые записи различных детских песен.
Традиционно музыкальное занятие я начинаю с музыкально-ритмических движений. Всё чаще использую аудиозаписи или видеозаписи (DVD), это облегчает мне работу, так как в момент разучивания я не сижу за фортепиано, а могу показать музыкальное движение или кого-то поправить. Новые движения я могу записать на видео, где дети смотрят красивый показ. А на занятиях дети смотрят и стараются сделать так же. Этим я добиваюсь выразительного качественного выполнения движений, слежу за тем, чтобы дети точно передавали особенности того или иного произведения. Такой приём развивает у воспитанников память, внимание, потому что информация передаётся в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.
Восприятие музыки - это самый распространённый вид музыкальной деятельности, доступный каждому. Благодаря новым информационным технологиям эстрадная музыка звучит везде: и по телевидению, и по радио, и компьютеру, магнитофону, на плеере, в мобильных телефонах. Но классической музыки очень мало. Я стараюсь это восполнить.
В нашей фонотеке есть много дисков, аудиокассет, видеокассет: «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Топ-хлоп, малыши», песенки Железновых и т.д. Эти записи я даю родителям, чтобы они дома вместе со своими детьми прослушали и посмотрели их.
Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. Чтобы разучить песню, мы сначала слушаем её, а выучив, прослушиваем, выразительно ли она спета, как звучит. В этом нам помогает видеокамера или аудиозапись.
К праздникам и развлечениям, к юбилеям сотрудников и ДОУ готовлюсь очень серьёзно - ищу в интернете песни, музыку, стихи.
В компьютере, в разделе «Мои документы» я создала папку под названием «Детский сад», куда попадают все планы, сценарии, музыка, песни, фотографии с праздников и конкурсов, и многое другое.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что новые информационно-коммуникационные технологии дают толчок развитию новых форм и содержанию традиционных видов детской музыкальной деятельности. Использование информационных технологий в музыкальном образовании детей даёт возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Использованная литература:
Бергер Н. Современная концепция и методика обучения музыке. Серия
«Модернизация общего образования». - СПб. 2004. - С.129.

2. Бершадский М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и инфюрмационно-коммуникативных технологий // Педагогические технологии. - М. 2006. №1.- С. 29-50

3. Брановский Ю.С. Молчанов А.С. Педагогические информационные инновации (Введение в педагогическую информатику): Учеб.пособие. - Ставрополь: СГПУ, 1996.- С.221.

4. Гулак И.В. Использование компьютера//Управление ДОУ. - 2006. №8. - С.36.

5. Живайкин П. Музыкальные программы // Домашний компьютер - М. 1999.№7,8.-С.30-31.

6. Зайцева Л.А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 1 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2006/0901-5.htm.

7. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве //Управление ДОУ. - 2008. №6 - С.32

8. Краснова Г.А. Новые информационные технологии в образовании // Проблемы теории и методики обучения.- 2001.- № 5.- С. 39-42

9. Лоренц А. Развитие и распространение Интернет - образования во всем мире // Высшее образование сегодня.- М., 2002.- № 7/8.- С.42-45

10. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 208с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).

11. Семёнов, А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании [Текст] / А.Л.Семёнов. - М.: Изд-во МИПКРО, 2000. - С.12

Елена Редькина
Использование ИКТ в работе музыкального руководителя

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе

музыкального руководителя в ДОУ

Редькина Е. А. -

Музыкальный руководитель

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №46»

г. Братск

Компьютеризация, постепенно проникающая практически во все сферы жизни и деятельности современного человека, вносит свои коррективы и подходы к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.

Каковы же функции компьютера в педагогической деятельности музыкального руководителя . Это :

1. Средство подготовки выступлений,

2. Источник учебной, музыкальной информации ,

3. Наглядное пособие,

4. Методические копилки : «Консультации» «Работа с родителями » , «Стихи» , «Музыка » , «Презентации» ; «Фотоальбомы» и др.

5. Средство подготовки текстов, музыкального материала , их хранение.

6. Оформление документации в электронном формате (планы, мониторинг) .

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыкальным занятиям перед музыкальным руководителем стоит вопрос : как сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т. е. материал должен содержать в себе элементы удивительного, неожиданного, вызывать интерес у дошкольников к творческому процессу и способствовать созданию положительной эмоциональной обстановки к развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой желание действовать, изучать, понимать. Поэтому использование современного оборудования ИКТ поможет успешно решить данную проблему. Педагог-музыкант может применять различные образовательные средства ИКТ как при подготовке к музыкальному занятию , на занятии (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний, а также на развлечениях и праздниках. Большую помощь при этом оказывает педагогу пакет Microsoft, который включает в себя, электронные презентации Power Point, это наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов.

Использование информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей : зрительного, слухового, чувственного; задействовать на занятии все виды памяти : зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.

Мультимедийные технологии характеризуются соединением различных видов представленной информации (речь, музыка , рисунок) следовательно, оказывают наибольшее влияние на формирование личности ребёнка.

Использование мультимедийных технологий на музыкальных занятиях дает ряд преимуществ : детьми лучше воспринимается материал, возрастает заинтересованность, осуществляется индивидуализация обучения, развитие творческих способностей.

В своей работе с детьми подготовительной к школе группе на музыкальных занятиях я использую мультимедийные презентации. Презентации помогают ребёнку проявлять и развивать необходимые качества : ассоциативно-образное и логическое мышление, воображение, познавательную активность, решают следующие программные задачи :

Расширяют представления о государственных, народных и православных праздниках; об искусстве, традициях и обычаях народов России; о творчестве зарубежных композиторов;

Способствуют развитию эстетического вкуса, способности ценить произведения искусства, предметы внешнего мира и окружающей среды;

Развивают умение давать адекватную оценку собственному творчеству и творчеству своих товарищей.

На музыкальных занятиях в подготовительной к школе группе выделяются следующие разделы : восприятие музыки , пение музыкально -ритмические движения, , игра на ДМИ. Я включаю мультимедийные презентации в любой раздел музыкального занятия .

Восприятие музыки :

Видеоряд иллюстраций к музыкальным произведениям , «Клоуны» Д. Кабалевский, «Шествие гномов «Э. Григ

Знакомство с жанрами музыки :»Все умеют наши дети-петь, шагать и танцевать.»

Анимационные фоны (природа, сказочные фоны»)

Видиоролики на музыкальное произведение . «Баба Яга» !

«Детский альбом» П. Чайковского,

Мультипликация (фрагменты мультиков с музыкальными инструментами )

Определение характера музыки по цветам- настроениям,тучкам и солнышкам

Пение :

По графическому изображению разучивать различные попевки : «Сорока-сорока, «Огуречик» , «Радуга-дуга» , упражнения для развития голосового аппарата,

По картинкам-подсказкам узнавать и учить песни. (Мнемотаблица к песне «Солнышко» )

Песенки –сюрпризы «Маленькой елочке» , «Друзья» (пение под фонограмму)

Наглядные эффекты в виде схем, графических композиций, диаграмм.

Игра «Угадай мелодию»

Муз. -дид. игры : Развивать музыкально -слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма,

«Узнай музыкальный инструмент » . «Весело-грустно» , «Колобок» ,

«Что дети делают?» «Веселый огород» , «Добрый мастер»

6. Музыкально -ритмические движения и танцы :

Использование мнемотаблиц , с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев.

Картинки-призы, сопровождающиеся звуковыми эффектами. «Поиграем в перестроения»

Игра на ДМИ : «Знакомство с музыкальными инструментами , их звукоизвлечением».

По схемам разучивать партии в оркестре.

Так же мультимедийные презентации использую на развлечениях и праздниках таких как

«Золотая осень» «Зимушка -зима» «День защитника Отечества» , «Мамин праздник» , «Зимующие птицы» , «А за окнами Весна» , «Шумовой оркестр» , «9 Мая» , «Выпускной бал» . С помощью мультимедиа такие праздники смотрятся зрелищно и эффектно.

В работе с родителями с помощью ИКТ осуществляю консультативную поддержку родителям;

разрабатываю и довожу до их сведения практические музыкальные рекомендации : по охране голоса дошкольников, правильного выбора музыкальной фонотеки дома . Подбираю репертуар для музицирования дома на ДМИ.

Знакомим советы специалистов в области музыки по организации детской музыкальной деятельности дома , а в совместных мероприятиях используем такие формы работы как : «Музыкальная угадайка » , «Как развить музыкальные способности ребенка дома» .

В работе по самообразованию использую ИКТ при оформление документации в электронном формате (планы, мониторинг, составление сценарий и развлечения, консультаций о музыкальном воспитаний дошкольников для родительских уголках в группе, составляем различные музыкально-дидактические игры , папки передвижки, атрибуты к играм и к праздникам.

А также составляем фонотеку для танцев, для пения и слушания, для музыкальных игр .

Также я использую в своей практике онлайн игры «Виртуальное пианино» , «Игра на барабанах» , «Проверка музыкального слуха »

Готовые презентации можно с успехом интегрировать в другие образовательные области : познание, чтение художественной литературы, здоровье, художественное творчество, коммуникация, и т. д. Использовать в режимных моментах ДОУ.

Создание мультимедийных презентаций требует от музыкального руководителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса детей к музыкальной деятельности .

Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы применения ИКТ в работе музыкального руководителя :

Нет компьютера в музыкальном зале ДОУ

Недостаточная компьютерная грамотность педагога

Недостаточное программное обеспечение

Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для музыкального руководителя .

Используемая литература :

Новиков, С. П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе / С. П. Новиков // Педагогика. – 2003.- № 9.

Андреев, А. А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования [Текст] // Школьные технологии. 2001. - №3.

Образование и 21 век. Информационные и коммуникационные технологии [Текст]. - М., 1999.