Значок круг с крестом внутри и снаружи. Патриот - это человек, служащий Родине, а Родина - это прежде всего народ. Крест - всемирный символ

Значок круг с крестом внутри и снаружи. Патриот - это человек, служащий Родине, а Родина - это прежде всего народ. Крест - всемирный символ
Значок круг с крестом внутри и снаружи. Патриот - это человек, служащий Родине, а Родина - это прежде всего народ. Крест - всемирный символ

Существуют мультикультурные символы, которые встречаются в разных частях света, которые сопровождают человечество на протяжении тысячелетий, проходя через эпохи. Эти символы использовались и используются в религии, магии, быту, архитектуре и имеют глубокий смысл. На их базе построено множество талисманов, гербов, фигур ритуалов, их используют при разделении пространства и для воздействия на скрытую реальность.

Павел объясняет христианам в Коринфе, что, когда Израиль принял практику язычников, они сами стали язычниками. Языческое идолопоклонство Рим, принятое в католическую церковь, является символом для дьяволов! Почему кто-то из новорожденных христиан хочет иметь общение с дьяволами, участвуя в тех же самых практиках, что и ведьмы с их ложными богами?

Многие нехристиане интерпретировали создание знака креста как акт магии, как это ясно показывает Тертуллиан. Он посоветовал против брака христианки с языческим человеком, потому что, когда она поставила знак креста на ее постель и сама по себе, он интерпретирует это как некоторую магическую работу.

Крест

Возникновение образа креста, видимо, относится к неолиту, когда крест начинает появляться в разных сильно удалённых друг от друга традициях, становясь всё более геометричным; ср. показательные примеры из балканских или центральноевропейских неолитических и халколитических раскопок: блюда со знаком креста и змеиным мотивом (Тангыру, Румыния, 4000 до н. э.); четырёхчленные знаки на блюдах линейной керамики (Билани, Чехословакия). Можно предположить, что отдельные элементы этой фигуры возникали ещё в верхнем палеолите. В посленеолитическую эпоху крест становится почти универсальным символом единства жизни и смерти, засвидетельствованным в самых разных мифопоэтических и религиозных системах (включая мистические варианты и сциентистические формы мифологии), а также в вырожденном виде (бытовой орнамент, знак как таковой с окказиональной семантикой типа «внимание», «запрещено», «стой!» и т. п.).

Всегда были люди, называющие себя христианами, которые обращаются к языческим идолам и символике в колдовстве, потому что Евангелие Христа теперь выходило в мир язычников, где все многие из них ранее были известны как язычество. Таким образом, вместо обращения к Господу Иисусу Христу и следуя Его учению, они стремились довести Христа до уровня других языческих религий, приняв символику в использовании магии.

Многие ритуалы, совершаемые другими религиями, также погружены в языческую историю. Католики используют благовония для благословения алтаря перед массой. Это языческий обычай очищать энергию от алтаря и устанавливать щиты защитной энергии до ритуала. Свечи зажигаются на церковных алтарях чтобы повиноваться присутствию Иисуса. Опять же, это языческий обычай, возвращающийся на тысячи лет, почитая и призывая Бога и Богиню. Праздники названы в честь Святых дней языческого происхождения.

В мифопоэтических и религиозных системах один из наиболее распространённых символов, нередко функционирующий как символ высших сакральных ценностей. Ритуальный знак креста занимает важное место в символике европейско-азиатского культурного круга, но известен и за его пределами - в Австралии, Океании, доколумбовой Америке. У африканцев (бушменов и готтентотов) крест символизирует божество, защиту в деторождении. Крест у ассирийцев и кельтов - сила Творца всего сущего, творческая сила, Солнце. В шумеро-семитской традиции вавилонский крест с неполной Луной возникает в связи с лунными божествами; ассирийский крест - это четыре направления, в которых светит солнце; крест-солнце носила только аристократия. В Финикии крест означал жизнь и здоровье. В Халдее крестом изображались шесть дней творения и шесть фаз времени и срока жизни мира. У некоторых древних народов Востока крест символизировал некое «висельное» дерево, на котором, согласно мифу, был распят бог урожая - он должен воскреснуть, когда дерево зазеленеет по весне.

Евреи обратились к своим идолам, потому что они думали, что это правильно в их собственных глазах, не ища то, что было прямо в глазах Бога. И вы свергнете жертвенники их, и разрушите столбы их, и сожжете рощи их огнем; и вы должны вырезать идолы своих богов и уничтожить имена их из этого места.

Библия не говорит, что то, что люди хотят видеть, верно, но в их сердцах они не заботятся о том, что видит Господь Бог и думает, они только заботятся о том, чего они лично хотят видеть и хотят думать. Вот почему мы так часто видим католических священников с крестами из золота или позолоченными. Все это основано на традициях, которые были взяты из древних волшебных волшебств и ритуалов вуду. Единственная причина, по которой это называется «христианин», состоит в том, что католическая церковь приняла языческую традицию и назвала ее «христианством».

У кельтов крест - фаллический символ, символ жизни, плодородие.

Друиды поклонялись и Солнцу и Луне, в друидическом учении очень важна была концепция круглой формы. Если простой круг – символ луны, то равносторонний крест (ТАУ) представлял равенство, концепцию равного движения по всем направлениям одновременно (четыре направления Земли). Он виделся в форме, которая ловит ветер любого направления, символ воздуха. Кельтское христианство использовало и преобразовывало символы и идеи, знакомые друидам, жрецам кельтов, чтобы привести их к Христу.

Вышеупомянутый автор описал это, чтобы объяснить своим читателям основу для защиты магии в колдовстве, а орео-ауры, нарисованные вокруг «самых набожных духовных лидеров», взяты из языческого колдовства. Вот почему вы не видите ничего в Библии. Когда викканы зажигают свечи, чтобы накладывать свои заклинания, огонь образует маленький ореол света, и это, как говорят, представляет их богов и богинь, что является одной из причин того, что дым от свечи, как говорят, несет свои желания их языческие боги.

Когда мы видим символ Виккан пятиконечной звезды, мы часто называем его «пентаграммой», но когда она оказывается в круге, они называют это «пентаклем», что и описывал автор. образец является священным для ведьм, поскольку он представляет собой форму солнца и луны, используется в их «колесо года» и во многих других символах. Таким образом, ореол является чисто демоническим, потому что он исходит из колдовства, которое Живой Бог назвал мерзость, а еще хуже, пришельцы бегают, называя это «христианским» символом или символом ангелов.

У скандинавов и тевтонов тау-крест - это молот Тора, олицетворяющий гром, молнию, бурю, дождь, плодородие, а также силу богов бури.

В русской низовой традиции произошло полное отождествление названия креста с именем Христа и с обозначением верующих в крест и в Христа

Так называемые «ангельские крылья» также специально осуждаются в Библии. Типичный «ангел» почти всегда изображается как женщина с крыльями аиста, но, как ангел Божий сказал Захарии, это нечестие. И вот, был поднят талант свинца, и это женщина, которая сидит посреди ефы. И он сказал: Это зло. И бросил его посреди ефы; и он бросил вес свинца на его рот.




Мы уже продемонстрировали, что гало-круг используется ведьмами для их заклинаний защиты, и они также считают, что аист повышает защитные заклинания, чтобы сделать их сильнее. В язычестве аист является символом плодородия:. Аист повышает защитные заклинания, особенно те, которые предназначены для детей. В качестве символа весны включите аист на алтарь Остары, чтобы отпраздновать возрождение и обновление природы.

(хрест, «крест» - Христос - хрес(ть)яне); впрочем, и научная этимология утверждает, что само русское название креста происходит от имени Христа, заимствованного из германских языков; ср. древневерхненемецкие Christ, Crist, Krist (другая точка зрения возводит это название креста к лат. crux).

У майя тау-крест - Древо Жизни и Пропитания. У мексиканцев - Древо Жизни, четыре ветра и плодородие. Это символ Тлалоса и Кетцалькоатля. Намек на вездесущность креста-символа явствует из сообщения потомка инков Гарсиласо де ла Вега, который пишет: «Цари инков владели в Куско крестом из красно-белого мрамора, который называется „кристаллическая яшма“; нет возможности сказать, с каких пор они им владели… Крест был квадратный, одинаковой ширины и высоты; он, вероятно, составлял три четверти локтя, скорее меньше, чем больше, каждая перекладина - три пальца в ширину и столько же в глубину. Он был мастерски высечен из одного цельного куска, углы тщательно отделанные, камень изящно отшлифованный и блестящий. Они хранили этот крест в одном из своих царских домов, которые они называют хуака, что означает „святое место“. Они не молились на него, но почитали его, возможно, из-за его прекрасной формы или по другой причине, которую они не в состоянии были назвать». У американских индейцев крест - форма человека, дождь, звезды, огонь от дров, девственность, четыре стороны света и четыре ветра. Северный ветер самый сильный, холодный и всепобеждающий гигант, голова и интеллект. Восточный ветер - сердце, источник жизни и любви. Западный - нежный ветер из духовной страны, последними вздох и уход в неизвестное. Южный ветер - место огня и страсти, плавящий и пожирающий. Центром креста являются земля и человек, движимый противоборствующими силами богов и ветров.

Согласно Писанию, херувимы и серафимы, как говорят, имеют крылья, но нет упоминаний о ангелах, у которых есть крылья вообще. Бог предупредил Израиль не делать изображения, как язычники, потому что они развратили бы себя. Иорам разозлил Господа в своем грехе, но он не возмущал Господа так же сильно, как его отец, потому что он убрал языческие образы.

Теперь Иорам, сын Ахава, начал царствовать над Израилем в Самарии в восемнадцатый год Иосафата, царя Иудейского, и правил двенадцать лет. Одним из аргументов, которые вы можете услышать от использования церковного служения, является то, что эти символы на самом деле не являются изображениями, потому что они не являются статуями, но когда Иисус Христос указал на символ на монете Цезаря, он сказал.

У индусов вертикаль креста - это раджас, расширение существования, саттвы или высшие небесные состояния; горизонталь - это тамас, нижние, более земные состояния. Крест ассоциируют со священным Гангом и с пересеченными палочками из огня, принадлежащими Агни.

В буддизме крест означает ось Колеса Закона и колеса сансары. У гностиков крест символизирует равновесие совершенств. В алхимии крест - природный порядок элементов, центральный пункт квинтэссенции.

И он сказал им: чей это образ и надпись? Так что пришло время отбросить оправдания, потому что Бог знает, что образ - это образ, независимо от холста. Образ этих так называемых «христианских» символов не от Бога, а от дьяволов и людей, которые держат они чтят этих самых дьяволов. Мы не чтим Бога, создавая образы, потому что это язычники, но, скорее, мы чтим Его, изучая Его Слово, живя соответствующим образом и учим других поступать так же.

Символизм Джаха'ханы

Насколько яснее Бог должен быть с нами, чтобы мы не использовали эти образы в качестве представления о Нем? Люди, это не трудно сделать, просто избавьтесь от образов, чтобы мы могли жить в праведности согласно заповедям Христа. Пища для размышлений. Мы собираемся начать чтение Алтаря с рисунком, который поднимается в самой высокой его части.

Бейли подчеркивает огненный символизм креста и показывает, что во всех языках «крест» (crux, cruz, crowz, croaz, krois, krouz) имеет общую этимологическую основу на -ak, -иг или -as, означая «Свет Великого огня». Эвола предполагает, что крест является синтезом семи аспектов пространства и времени, потому что его форма такова, что сн как сохраняет, так и разрушает свободное движение; следовательно, крест является полной противоположностью Уроборосу, змее или дракону, олицетворяющему первобытный анархический динамизм, который предшествует созданию космоса и возникновению порядка. Этим объясняется тесная взаимосвязь между крестом и мечом, так как и тот, и другой держали в руках, сражаясь против первобытного чудовища.

Эта мера служила андским культурам и цивилизациям, и особенно Инке, чтобы установить свои единицы весов и мер. Это созвездие Южного полюса, образованное звездами Альфа, Бета, Гамма и Дельта, было в свою очередь ссылкой на изучение астрономии. Но это также объяснение Преинского Космовиза и унаследованное инками.

Центральная линия представляет Человека, то есть все мужское в андийской концепции, оно также соответствует «Сотворению», «Духу», «Наследию», «Преемственности». Горизонтальная линия соответствует «Создано», «Материя», «Мама пача», «Постоянство». Первое подразделение - это верхняя и нижняя части, небо и земля, верх и низ, мужчина и самка, ханан и урин. Затем у нас есть другое подразделение справа и слева, день и ночь, Солнце и Луна, мужчина и женщина. Другим подразделением является «Тахуан», который помимо обозначения номера 4 также означает взаимодополняемость, переписку, взаимопомощь, взаимосвязь.

В отличие от круга и квадрата, главная идея которых в качестве мифологических знаков состоит в разграничении внутреннего и внешнего пространства, крест подчёркивает идею центра и основных направлений, ведущих от центра (изнутри вовне). Конституирование зримого центра в кресте ставит дополнительный акцент на том, что является высшей ценностью системы, что иерархизирует и сакрализует всё пространство, определяя в нём линии и направления связей и зависимостей. Максимум сакральной силы креста полагается в том сакральном пространственном центре и в тот сакрально отмеченный момент, где и когда крест обретён, испытан и воздвигнут. Указывая на четыре стороны света, он лежит в основе всех символов ориентации: земной, небесной, пространственной и временной. Вертикальная ось связывает полюса относительно экватора, горизонтальная - соотносится с равноденствиями и солнцестояниями. В точке их пересечения находится центр. Космическая ось проходит через точки Зенит и Надир; направление Север-Юг является осью солнцестояния, а Восток-Запад - осью равноденствия Во многих культурах изображения системы мира часто даны в крестообразном оформлении (например, в древнемексиканском «Кодексе Фейервари-Майер»). Наряду с кругом выступает структурным элементом многих медитационных образов и храмов библейский рай с четырьмя вытекающими из него реками. Крест делит квадраты на равные четвертные части (например, идеальное устройство римского города с перекрещивающимися улицами, идущими с востока на запад и с севера на юг). Строившиеся и в более позднее время города разделялись на настоящие «городские кварталы»; даже средневековые схематические карты мира часто (наряду со схемой Т) составляются крестообразно, с Иерусалимом в центре. Крест часто выступает как модель человека или антропоморфного божества - антропоморфоцентричность креста и «крестообразность» человека с распростёртыми руками постоянно обыгрывается в ритуале, в фольклоре (ср. загадки), в мифологических и религиозных сюжетах.

Это регулирование делает сожительство пары, семьи, айлу, общины, империи. В алтаре есть четко разделение верхней и нижней частей и другое разделение правой, центральной и левой сторон; на верхней стороне есть вещи небесные. Нижняя сторона - это «Пачамама», земля и все, кто живет в ней.

Солнце, для Анд, звездный король, и является объектом поклонения и обожания. Но не как бог, а как наставник всей жизни на земле. Его лучи испаряют воды, которые образуют облака, разное потепление земли, созданное Солнцем, заставляет ветры тащить эти облака, они исчезают в дождь и снег, которые орошают растения из лесов и полей, которые украшены листья и цветы, производящие культуры и фрукты. Солнце связано с драгоценным благом жизни, потому что это невозможно без его света и его тепла. Инки поняли это и посвятили Солнцу, храмам, дворцам, землям, слугам и статуям: один из них, который был в Кориканча, был целиком из золота размером с человека и имел золотую пыль в животе, смешивая с пеплом сердец мертвых инков.

Вместе с тем крест моделирует духовный аспект: восхождение духа, устремление к богу, к вечности. Структура храма [независимо от того, помещён ли алтарь в восточной части его или в центре (как в церкви Сан-Стефано Ротондо в Риме, 6 в., или в византийских церквах этого же типа) и является ли церковь в плане круглой, прямоугольной (квадратной) или соединённой кругло-прямоугольной] также моделируется крест как в её вертикальном аспекте, воспроизводящем вертикаль креста (уровень предстоящих, алтарь на возвышении, иконостас, воздвигнутый крест, божественные персонажи в куполе и на парусах), так и в горизонтальном аспекте, образуемом пересечением нефов [или одного нефа, определяемого линией от входа до алтаря (запад - восток)] с трансептом или халцидикой, прорезающей нефы в поперечном направлении (как в древней римской базилике святого Петра). Помещенный в мистический Центр космоса, он становится мостом или лестницей, при помощи которых душа может достичь Бога.

Луна - королева звезд. У нее тоже была статуя в форме женщины в Кориканча. И его собственный храм был украшен серебряными тарелками. Луна была ночью и считалась главной богиней, советником и опекуном женщин. На Луну инки считали ее целителем многих болезней, а ее свет и присутствие в ней совершали исцеляющие и исцеляющие церемонии, особенно для рожениц.

Луна, как и Солнце, имела свой собственный календарь, с которым регулировалось время посева, орошения и сбора урожая. По их следам изучалось поведение облаков и ветров и планировались сельскохозяйственные времена. Луна ознаменовала даты «чако» и тракилы ауквенидов. Он сообщил о положении мертвых и о судьбе людей.

Крест выступает как геометризованный вариант древа мирового с теми же двумя основными координатами и семичленной системой космологической ориентации, но с обострённой антропоцентрической идеей. Характерно, что именно крест и структурно, и хронологически выступает как средостение между мировым древом (связанным, как правило, преимущественно с зооморфными образами) и человеком, как геометризованное описание того и другого. Крест может выступать как символ жизни и знак смерти. Особенность функционирования креста в этих двух противоположных сферах заключается как раз в постоянном синтезе этих сфер, приводящем к цепи (или колесу) рождений и смертей, к их взаимному проникновению друг в друга. Линия вертикальная -небесная, духовная и интеллектуальная, позитивная, активная, мужская; горизонтальная является земной, рациональной, пассивной, отрицательной и женской.

Под Солнцем утренняя звезда называется также «Часка» «Койлар» или «Блестящая звезда». Этот рисунок представляет собой планету Венеру, и для нее было честью быть страницей Солнца, так как она всегда была рядом с ним, иногда он шел вперед, чтобы направлять своего лорда по дороге, другие пошли позади, поднимая то, что Солнце отвлекало, У Венеры был свой собственный храм в Кориканча, и он также считался посредником между Солнцем и Луной, потому что иногда она была с ним, а иногда и с ней.

Под Луной - вечерняя звезда, также называемая «Апачи Орири». Они сказали, что он выполнил все приказания, которые сделали боги небесные. Неизвестно, имел ли он свой храм, но в любом случае он был включен в Космогонский Алтарь. Лучшие уши для «чичи» были разделены, картофель, гуси и улуковицы были собраны. Под звездой дня или «Апачи Орири» должны быть звезды, которые означают послание Андского знания в астрономии. Это была единственная работа по наблюдению за пространством. Они признали созвездие Лиры, которую они назвали «Крииллав», признав его пламенем.

Греческий крест с равными лучами - связь мужского и женского, вертикального и горизонтального, положительного и отрицательного принципов, эмблема Гекаты как богини перекрёстков и т. п. Греческий крест имеет четыре конца равной длины.

Этот крест чаще используется не как символ Христа, но как символ Церкви Христовой.

К гидрам, называемым «Уакра Ума», «Катучиллай», к женской ламе и мужской ламе. Созвездие Рыси или Рыси. Они признали эти созвездия «Кандор», «Хайен» и «Галлиназо». Дальше еще Сириус предлагается нам, самой яркой звезде всего небосвода. Под Плеядами был «Чуки Иллапа» или Райо, который считал его пастухом из стад Солнца, который вел их с их большими вшами, когда они выходили на пастбище на своих полях на дороге. Молния является проповедником бури и предшествует дожди, но иногда она приходит в солнечные дни, в этот день, как они говорят, это выбор священников, которые отвечают за служение ему.

Косой Crux decussata, или косой крест, позднее называвшийся крестом святого Андрея, нередко присутствует на античных монетах и стелах.

Андреевский крест (крест святого Андрея) - совершенство, число 10. Крест Св. Андрея в виде буквы X. Св. Андрею предпочел быть распятым на кресте, отличном от креста Христа, считая себя недостойным даже в муках уподобиться Спасителю. Символом смиренности в страдании. Крест в образе буквы «X» (лат. Crux decussata), был обнаружен на древних монетах и на стеллах - соединение Вышнего и Подземного царств, названный позднее крестом св. Андрея. «Андреевский крест» в форме X, на котором, по преданию, был казнен апостол Андрей и который появляется в виде крестовой метки как на доисторических костных останках, так и на магических инструментах колдовства (например, на «ноже друдов», который должен отгонять ведьм бури).

Св. Петра «Петровский крест» с перекладиной, установленной внизу, так как. по преданию, апостол был распят вниз головой на перевернутом кресте.

Тевтонский Кресты рыцарей тевтонского ордена являются по своей форме четырехкратными Т-образными крестами, всплывающими в эпоху Меровингов и включенными в качестве «литургических крестов» в сакральное искусство.


В Австрии крест рыцарей тевтонского ордена был политическим символом «Отечественного фронта», который надеялся внедрить свой знак в отличие от свастики господствующего в Германии национал-социализма.

Из других видов дохристианских крестов внимания заслуживает т. н. тау-крест, или crux commissa (patibulata), то есть поперечный в виде буквы Т (виселица).

Для древних евреев он был символом ожидаемого мессии, спасения и вечной жизни, использовался как талисман («тав» - 22-я буква еврейского алфавита, ставшая объектом далеко идущих мистических спекуляций, включавших её в широкую сеть соответствий; числовое значение «тав» - 400). Традиция связывает тау-крест с крестом, поднятым Моисеем в пустыне; ср. также жест Оранты; для древних египтян тау-крест также связывался с идеей жизни и с мужским и женским принципами. Позднее этот крест назывался христианами крестом святого Антония.

Анкх - наиболее значимый символ у древних египтян, известный также как crux ansata, или «крест с рукояткой».

В этом кресте объединены два символа: круг (как символ вечности) и подвешенный к нему тау-крест (как символ жизни); вместе они обозначают бессмертие и вечную жизнь. Этот крест символизирует также объединение мужского и женского божеств, Осириса и Изиды. В иероглифическом письме этот знак ставили со значением «жизнь», и он являлся часть слов «благосостояние» и «счастье».

Анкх использовался женщинами в качестве защитного амулета, предназначенного для ношения на шее, поскольку считался, будто он помогает от бесплодия. Египтяне изображали анкх на амулетах, чтобы продлить жизнь на земле. Вера в силу анкха зиждилась на представлении о том, что именно так выглядит ключ, которым можно открыть врата смерти. Символ этого «ключа» ставили на стенках каналов в надежде, что он убережет от наводнений и колебания уровня воды. Некоторые предполагают, что анкх символизирует Древо Жизни: овал - это вечность, а расширение креста в длину и ширину - непреодолимое пространство. Возможно, он также символизирует солнце, поднимающееся над горизонтом.

Латинский crux immissa - то есть «вдетый», «просунутый крест»

В латинском кресте продольная перекладина длиннее поперечной. Три верхние ветви равны друг другу. Традиционно используется в качестве символа страстей Господних или искупления. Пять красных отметин или драгоценных камней, помещенных на кресте, - пять ран Христа.

Другие Крест с колесом в центре - чакра индусов, сила, величие, солярность. Крест, края которого расширяются к оконечностям, символизирует раскрытые крылья птицы, являющиеся эмблемой рыцарей Госпитальеров. Крест розы (пятилепестковый) - гармония, сердце, центр Даосский, крест ~ Древо Жизни, регенерация, скрытая мудрость, божественная сила и правление, жизнь предстоящая; молот богов грома, «мститель», «сокрушитель», боевой топор Тора. Двойной крест - солярный символ Зевса как бога Небес; появляется также на буддийских ступах и сопровождает халдейских богов Неба и арийских божеств. Крест с рукой - древний талисман против злого глаза. Крест с полумесяцем: полумесяц - это лунная барка, "женский воспринимающий элемент; крест - ось мачты и фаллический символ одновременно; вместе они олицетворяют союз мужского и женского, Неба и Земли.

Лилиеобразным крестом называют гербовую фигуру, в виде креста, на концах которого изображен геральдически упрощенный лилиеобразный символ. Иногда.тилисобразным называется крест, вставленный в лилию, у которого нижний конец заканчивается острием. Лилиеобразный крест является орденским знаком основанного в 1156 1. военного рыцарского ордена Алкантара в Кастилии. Стреловидный У стреловидного креста концы оформлены в виде наконечников стрел: он являлся политическим символом и назывался в Венгрии Nyilaskereszt (скрещенные стрелы); как эмблема тамошней фашистской партии в тридцатые годы. Он должен был напоминать о стрелах мадьярских завоевателей и, следовательно, о давнем величии мадьяр. Иерусалимский - преданность (ср. крест как знак веры и верности в контексте противопоставления «верных» верующих и «неверных» неверующих); В частности, следует упомянуть «иерусалимский крест» с четырьмя маленькими крестами на концах, который во время крестовых походов был гербом Иерусалимского королевства. Пять крестов (вместе) указывают на пять ран распятого Христа. Кельтский Сочетание креста и круга, при котором перекладины креста выходят за пределы круга, как у «ирландского высокого креста», называется Квестен-крестом или. короче, Квесте (англ. queste - поиски) и обозначает поиски рыцарских приключений в качестве испытаний.

Вписанный в круг, крест олицетворяет процесс творения и выступал когда-то символом солнца. Крест в круге означает подвижность солнца, колесо сансары и колесо фортуны. Христианская церковь построена так, что здание образует крест внутри круга церковного двора. (См. также круг). Масонский крест - это крест, вписанный в круг, означающий святое место и космический центр. Четыре измерения пространства в небесном круге символизируют тотальность, включающую в себя Великий Дух. Этот крест олицетворяет Космическое Древо, распространяющееся горизонтально над Землей и касающееся Небес через вертикальную центральную ось. Крест, вписанный в круг - у народов Азии, а также германцев - Солнце, годовая цикличность; основа в творческом начале, здоровье и жизнь; Крест внутри круга (колесный крест), имея космологическое значение, является также символом деления года на четыре сезона. Крест на круге крест и шар (обычно крест на шаре) - верховная власть, империя, торжество духовного; Крест на шаре - царство, верховная власть; шар, яблоко, держава - одна из почти непременных монархических инсигний, эмблема Солнца, земли; мужская и женская сущности. Крест, якорь и сердце - вера, надежда и любовь (милосердие). Крест и голубь крест и голубь - осенённость креста святым духом; крест из громовых перунов - священная эмблема, находящаяся в руках у китайских идолов и символизирующая божественную силу истинного учения, торжествующего над ложными учениями и мирскими заблуждениями; крест с покрывалом - соотносится с пребыванием Христа в могиле (в Шумере на алтари и гробницы возлагалось покрывало в память о солнечном боге, спустившемся в подземное царство); Вписанный в квадрат Крест в квадрате - китайский символ земли и стабильности. У китайцев крест в квадрате - символ земли, где круг означает Небеса.

Свастика

Один из наиболее архаичных символов, встречающийся уже в изображениях верхнего палеолита, в орнаменте многих народов в разных частях света. Свастика - обозначение благоприятного, счастливого объекта, изображается в виде креста с загнутыми (под углом или овально; чаще - в направлении часовой стрелки) концами. Свастика с древнейших времён весьма распространена в индийской культуре, где традиционно толковалась как солярный символ, знак света и щедрости. Засвидетельствована в традиционной символике Китая, Древнего Египта, в раннем христианстве (т. н. «гаммированный крест») и т. д. В новейшее время использовалась немецкими фашистами в качестве эмблемы «арийского» начала, что придало свастике одиозный характер в современном восприятии.

Распространена очень широко, но не повсеместно: за исключением некоторых частей Африки и Шумера. Совершенно не встречалась в Центральной Африке и Нижней Месопотамии, встречается в Азии и в доарийской цивилизации долины Инда, обнаруживается во многих культурах Старого и Нового Света широко используется в индо-буддистком ареале (джайнизм, буддизм, вишнуизм) повсеместно встречается в доколумбовой Америке, как в Северной, так и в Южной; часто встречался у хеттов; обнаружен на керамике Кипра и Трои; довольно рано появился в Центральной, Западной и Северной Европе; в Исландии, Лапландии, Финляндии, дохристианской Ирландии и Шотландии; а также на Дальнем Востоке, в Средней Азии, в Индии, Месопотамии, на камнях в Микенах, а также у этрусков, у кельтов, у германцев; встречается она и в доколумбовой Америке, у индейцев, в частности, у навахов.

Точное и единственно верное значение свастики как графического символа указать невозможно в силу многих причин:

  1. значение этого символа в доисторический период просто неизвестно
  2. под наименование «свастика» объединены схожие внешне, но совершенно разные по своему происхождению и смыслу знаки
  3. значительно число изображений, включающих в себя мотив свастики, имеют сугубо декоративное значение.

Свастика, называемая на Западе «гаммированным крестом» из-за схожести по форме с буквой греческого алфавита гамма, выступала символом жизни. Как и крест, вписанный в круг, свастика означает вращательное движение вокруг фиксированного центра, например солнца: действие Начала по отношению к миру. Рене Генон установил связь между этим символом и двойной спиралью, близкой к дальневосточной Тай-цзи. В христианском мире центр свастики воплощает Христа, а угловые «гаммы» - четырех евангелистов. В результате того, что, к несчастью, свастика была заимствована немецкими фашистами, этот символ претерпел деградацию - стал отвратительным символом нетерпимости и смерти. Последняя была эмблемой учрежденных в 1918 г. «Туле-общества» и «Бригады Эрхард», а в 1920 г. свастика, толкуемая Гитлером как знак «борьбы арийских народов», помещена на партийном знамени национал-социалистов.

Пересекающиеся свастики, называемые иногда «узлами Соломона» символизируют божественную непостижимость и беспредельность.

Загнутые под прямым углом концы креста указывают направление движения по кругу. обратная свастика является женским символом - на изображениях на лонном треугольнике Артемиды и Астарты с концами, загнутыми вправо, в Верхней Месопотамии связывалась с женским порождающим началом, ее часто изображали внизу живота великой семитской богини Иштар.
Прямая и обратная формы свастики - мужское и женское, солнечное и лунное начало, движение по и против часовой стрелки, а также, по-видимому, два полушария, небесную и хтоническую силу, восходящее весеннее и заходящее осеннее Солнце.

Основные значения:

  1. вечные циклы, бесконечная смена времён года, непрерывное обновление, циклического возрождения, мистический центр, зенит с четырьмя сторонами Света, Солнце с лучами.
  2. Идея вращения вокруг неподвижного центра, проявление (воздействие на мир) Первичного начала.
  3. Энергия (солнечная), движение жизненных сил, четыре стороны Света, движение, солнцеворот, рождение молний, языки святого огня; а также бесконечность, круговорот жизни, власть высших божеств; власть Солнца, дождя и ветра, непредсказуемость выражения божественных желаний, благословение божества, жизнь, четыре фаллоса; здоровье, благополучие, счастье, долгожитие, возрождение, силу, смену поколений, творческую силу, земледелие, приспособление для рождения огня методом трения, знание, вознесение, взлет; проникновение в суть вещей…
  4. Скорость, обороты вертушки для создания огня (Знак Прометея).
    движение космоса и созидательной энергии;
  5. жизнь, движение, счастье, удачу - Индия.
  6. Четырех основных сил, сторон света, стихий.

Древний Восток

Широко использовалась у хеттов. В культе сирийской богини Агартатис (финикийская Астарта, греческая Афродита) - символ жизни. Свидетельства, что обратная свастика является женским символом можно найти на изображениях Артемиды и Астарты, где она изображена на треугольнике вульвы с концами, загнутыми вправо, в Верхней Месопотамии связывалась с женским порождающим началом, ее часто изображали внизу живота великой семитской богини Иштар. У семитов она сопровождает другие солнечные символы, но изображается как символ женской порождающей силы на лобке у Астарты.


Античность

У греков в Средиземноморье крюки на крестах иногда свертывались на перекрестья или перегибались в виде меандра (орнамента). Он изображается также в виде учетверенной греческой буквы гамма. Атрибут Зевса как бога Неба и Гелиоса как солнечного бога; встречается также у Геры, Цереры и Артемиды.

Северная традиция

Мьёлнар, молот бога Тора. У бригантов в Англии, когда ассоциировался с языческой Бригитой или Невестой. У кельтов удача, появляется вместе с богами грома.
У скандинавов и тевтонов в северогерманской (скандинавской) культуре крюкообразный крест обозначает амулет-символ - «молот Тора» . это боевой топор или молот Тора как бога воздуха, грома и молнии, удача. Свастика встречается также в Исландии.

Европа

В Европе известен в первую очередь как политический символ с праиндогерманским или специфически германским смыслом.
Как эмблема «арийской» расовой чистоты свастика используется перед Первой мировой войной членами антисемитских социалистических группировок в Германии и Австрии. Гитлер использовал присущий этому символу динамизм для нужд своей партии и в августе 1920 г. поместил свастику на нацистских знаменах, присвоив тем самым ее призывную силу. «Эффект был как от разорвавшейся бомбы», - писал Гитлер позднее.


Балтия

В Литве свастика имеет свойства талисмана, приносящего удачу, и используется ее санскритское название.


Славяне

В российском православном обиходе получила название: вращающийся крест, Солнцеворот, Посолонь. Этот символ в России прослеживается с древнейших времен как орнамент в украшении одежды, предметов быта, оружия, культовых изображений и сооружений. По материалам археологических исследований Россия является самой богатой территорией по применению свастики как религиозного и культурно-бытового символа - ни Европа, ни Индия не могут сравниться с Россией в изобилии свастик,

покрывающих русское оружие, стяги, национальный костюм, украшения (височное кольцо из серебра, культура вятичей, XII в.; навершие булавки, Новгород, XII век; кольца; пряжка, Новгород, XIII в.), дома, предметы быта и храмы, причём свастика используется как в качестве украшения с чисто эстетической функцией, так и в качестве обереговой символики.


Посолонь (правая свастика)

Присутствие и покровительство Бога в повседневной жизни, изобилие, счастье, благополучие.

Солнцеворот, коловрат (левая свастика)


Покровительство Бога в борьбе с врагами. Левая свастика изображалась на щитах воинов, на оружии, особенно часто - на колчанах для стрел.
С древнейших времен до начала XX века свастика считалась главным символом в орнаменте русского национального костюма. Размещалась на груди, по вороту и подолу как женского, так и мужского костюмов.


Тибет

В Тибете считается знаком счастья и талисманом.

Китай

Наблюдается уже ок. 2000 г. до н. э. в доарийской культуре Мохенджо-Даро (культуре Инда) и в Древнем Китае. Около 700 г. принимает в Китае значение числа 10000 («бесконечность»).
У китайцев: две свастики используются для изображения сил инь и ян. Это ранняя форма иероглифа «фан», означающего четыре предела космоса и земли. Будучи использована как рамка, означает «вань цзы», Десять Тысяч Вещей или последовательностей, то есть не имеющую ни начала, ни конца последовательность, бесконечное обновление жизни, вечность. Она символизирует также совершенство, движение, соответствующее закону, долгожительство, благословение, доброе предзнаменование, добрые пожелания. Она также - Громовая Спираль. Голубая свастика означает беспредельное совершенство Неба, красная - беспредельное совершенство добродетели сердца Будды, желтая - бесконечное процветание, зеленая - беспредельное совершенство, содержащееся в земледелии. Ориентированная по часовой стрелке свастика - сила ян, против часовой стрелки - сила инь.


Северная Америка

В символике североамериканских индейцев свастика связана со священным числом четыре, четырьмя богами ветров, четырьмя временами года.

Санскрит: свастика - творящие добро, от «свасти» - «успех», «удача»; и «асти» - «он есть», «он со мной». Популярнейший знак у индуистов, буддистов, синтоистов.
У индуистов: начало, открытие, весть; знак на убранстве богов; знак первой страницы жизненного счета; знак, который кладут на пороге и дверях дома, как оберег от пожара, злого глаза, атрибут бога Ганеши
у кришнаитов - «Благодетельница» (Супартва), аналог Тартанкарув-избавителей, которые помогают умершим найти брод через реку в Царство мертвых. Знак, который четырьмя своими плечами способен помочь душе в ее возрождении; в мире животных и растений, в аду, среди людей на земле, в мире духов.
В Индии - движение Солнца по небу; указание, как следует двигаться вокруг алтаря, святого места, левосторонняя - осеннее солнце, тьма, черная магия, несчастье, разрушение, смерть, ночь, знак богини Кали, повелительницы гибели, уничтожения.
Символ ведического бога огня и божественного плотника Агни (палочки для добывания огня), «мистический двойной Арани», а также Дьяуса, древнего арийского бога Неба, а позднее Индры. Ассоциируется также с Брамой, Сурьей, Вишну, Шивой и с Ганешей как первопроходцем и богом перекрестков. Свастика используется иногда для опечатывания кувшинов со святой водой из Ганга. Как древний символ ариев свастика считалась неиконическим изображением их высшего божества Солнца, и небесного бога Дьяуса.


Буддизм

У буддистов «Печать сердца Будды», эзотерическая доктрина Будды, колесо сансары. Один из Восьми Благоприятных Знаков на Отпечатках Ступней Будды.
«Закрученная» концами влево, - буддийский символ бесконечного цикла существования,
неподвижная сердцевина Колеса Становления.


Джайнизм

В джайнизме четыре согнутые в локте руки обозначают уровни бытия - божественный мир, человеческий мир, животный мир и преисподняя.
У последователей джайнизма это божественная сила, Создатель Неба и Земли. Четыре руки символизируют четыре ступени существования: протоплазматическая жизнь, растения и животные, человек, небесные существа.
Свастика с тремя кругами над ней означает Три Драгоценности правильной веры, правильного знания и правильного поведения; с полумесяцем над ней - состояние освобождения (нарастающая Луна всегда становится более полной); свастика с одним кругом над полумесяцем - это символ состояния полного знания, всеведения.


Гностицизм

Была секретным знаком гностиков и применялась вместо креста в христианской секте манихеев.
Гностические секты поздней античности использовали разновидность свастики, составленной из согнутых в коленях ног как тайный символ, сравнимый с трехосевым (трискешс) крестом.

Христианство

В православной традиции свастика является важнейшим символом и означает присутствие Бога.
Изображения свастики видны на иконе Христа-Вседержителя в Новгородском Софийском соборе.
На явленной в 1917 году иконе Богоматери Державной, мы можем увидеть изображенную на голове Богородицы левую свастику.

Ислам

У мусульман Азии свастика означает четыре стороны света и контроль над четырьмя временами года со стороны ангелов: Запад - Ангел Записывающий, Юг - Ангел- Смерти, Север - Ангел Жизни, Восток - Ангел Возвещающий.


Магия

В средневековой Европе - амулет-оберег от дурного глаза. Играет важную роль в искусстве составления пентаклей; она приносит счастье. благоприятное воздействие оказывает, лишь когда «лапки» повернуты по часовой стрелки; в противном случае оказывает пагубное воздействие и называется саувастикой. В масонской традиции ее использовали в качестве символа, отводящего беду и зло. Смвол связан с вращающимися фигурами, которые первоначально выражали собой идеи смешивания семенной субстанции в материнской чаше. Высказывалось предположение, что четырехликий Гор и другие четырехликие боги несли ее символизм, в то время как граф Гоблет д’Алвиелла предположил, что свастика, crux ansata и крылатый диск были изначально одним и тем же символом, и потому взаимоисключающим. Он разделил древний мир на две зоны символизма, при этом свастика преобладала «во всем арийском мире, за исключением Персии, а crux ansata и крылатый диск никогда не сменяли друг друга». крест как четыре угла квадрата, над которыми движется по кругу Солнце, превращая их в круг (то есть округляя квадрат и делая квадратом круг кабалистического Алефа, символа первобытного движения Великого Дыхания, закручивающего хаос в центре творения.

Пентаграмма

Первые известные изображения пентаграммы происходят из Шумера и древнего Египта, стран, где по преданию зародилась магия. Нарисованные на глине пятиконечные звезды, найденные в развалинах древнего города Урука, по мнению ученых, датируются примерно 3500 г. до н. э..

Пентаграмма Древнего Шумера

Изображения пентаграмм встречаются и на египетских статуях. Как сообщает в своей "Новой Энциклопедии Франк-масонства" Артур Уэйт, египтяне называли пентаграмму "звездой псоглавого Анубиса".
Геометрический символ гармонии, здоровья и мистических сил, связанный с символикой числа пять. Будучи бесконечной, пятиконечная звезда воспринимает значение, силу и совершенство круга. Подобно кругу, пентаграмма способна связывать злые силы и элементали, поэтому символизирует также удачу. Пять её вершин означают дух, воздух, огонь, воду и Землю. Это также символ брака, осуществления: пять её лучей представляют собой плодотворный союз тройки, мужского начала, и двойки - женского. Перевернутая пентаграмма в обыденном восприятии - символ разрушения, Дьявола (козлиная голова), похотливости и грубых инстинктов.

В то же время есть мнение, что связь перевёрнутой пентаграммы с сатаной - это ловушка, которую оставил Элифас Леви в своей работе. В пользу этой версии, кроме прочего, говорит и тот факт, что в начале истории христианства перевёрнутая пентаграмма трактовалась как символ Преображения Христа.

Пентаграмма Константина

Именно перевёрнутая пентаграмма стоит на печати римского императора Константина, сделавшего христианство государственной религией и причисленного Церковью к лику святых.

Разгадку такого толкования следует искать в трудах древних каббалистов. Согласно им, перевёрнутая пентаграмма - это «Зеир Анпин», микропрозоп или «Малый Лик» Господа, который образуют на каббалистическом Древе Жизни шесть нижних Сефирот: Хесед-Гебура-Тиферет-Нетцах-Ход-Иесод. В то же время «Зеир Анпином» именуется Тиферет, Божественный Сын, через соединение с которым наш мир мог спастись.

У Пифагора и его учеников пентаграмма рассматривается как комбинация чисел два и три (соответственно - женское, земное и мужское, небесное начала), что определило её роль как символа союза небес и земли, мистической гармонии, а также микрокосма (человеческого тела и разума). Будучи священным символом телесно-духовной гармонии, пентаграмма также служит знаком пяти чувств, здоровья и богини Гигиеи.


В этом последнем случае у вершин пентаграммы изображаются буквамы S, A, L, V, S.

Вписанная в круг (невидимый) пентаграмма, означает молчание посвящаемого: пять её концов - символ пяти лет молчания ученика, предшествующие посвящению.

С читается, что именно благодаря пифагорейцам «пентаграмма окончательно приобрела оккультное значение».
В 300-150 гг. до н. э. пентаграмма выступает (официальной) эмблемой Иерусалима.

Каббала

В Великом Искупительном Астральном Клише буквы символизируют волю божества, Слово как орган этой Воли; символ (шин/shin=300=21 аркан) означает механизм инволюции, материализации, т.е. Воплощения этого Слова. В данном случае пентаграмма представляется так.
Верхняя ее вершина будет то материальное оружие, которым эта воля оперирует в физическом плане. Это клише есть Наимогущественнейшая из пентаграмм всего астрального плана. Ей в ментальном плане соответствуют догматы Воплощения и искупления (Розенкрейцерские школы 16-18 столетий).
Если в этом же символе вы будете толковать не как Божию Волю, а как слабое ее отражение-волю отдельной человеческой личности, то символ сведется к обыкновенной человеческой пентаграмме.

Магия

Пентаграмма - один из наиболее часто и разнообразно используемых магических символов. Обычно, она служит охранительным знаком (против демонов), поэтому её изображения часто обнаруживаются на строениях (вырезанные на порогах, дверях и дверных балках), талисманах и амулетах (перстни), деревьях, скалах. Например, в альпийском регионе имеется большое число пентаграмм, высеченных на скалах в периоды позднего средневековья и раннего Нового времени, изображения которых сочетаются с христианскими символами и обозначениями половых органов, также воспринимаемых как обереги.

В магической практике пентаграмма рассматривается как средство обретения власти над земным и потусторонним мирами, её изображения часто служат основой разнообразных заклинательных символов и средств при магических ритуалах.
Под различными наименованиями (Звезда Микрокосма, пантакль Воли,) широко известен рисунок Агриппы Неттесгеймского, представляющий сознательного человека, фигура которого с распростёртыми конечностями вписана в пятиконечную звезду. Это изображение рассматривается как образ целостной личности (Человек-Микрокосм), дух и воля которого доминирует над материальностью четырёх стихий и собственными страстями (конечности).


В своём желании объять весь мир (четырехугольник) и, благодаря знанию управляющих им законов, такой человек стремится выйти за его пределы (верхний луч) к новому счастливому бытию. При этом, то как такой адепт использует доступные ему средства заклинания и овладения (во зло или во благо для окружающего мира) зависит лишь от го Воли.

Опрокинутая пентаграмма представляет фигуру человека, обращённого головой вниз - символ покоряемой страстями воли или пассивного человека, позволяющего злым духам подчинять себе его волю.

Довольно позднее «разделение» магии на светлую и чёрную способствовало закреплению за опрокинутой пентаграммой негативного значения как символа зла, Сатаны, извращения истинной природы человека, ведьмовства, некромантии и сатанизма. В этом качестве она обычно называется «ведьминой ногой», «копытом козла» и часто изображается с вписанной в неё козлиной головой. Подобная смысловая дивергенция (в частности, смена позитивного значения на негативное при переворачивании знака) характерна для всякой традиции с резким (этическим) противопоставлением добра и зла.

При начертании магической пентаграммы важно, чтобы она была вычерчена одним непрерывным движением и была замкнута, как это представлено в одной из сцен «Фауста» Гёте, в которой Мефистофель не может покинуть дом доктора пока мышь не прогрызает одну из линий, начертанного им пентакля. Часто подчёркивается важность последовательности вычерчивания знака: так «беломагический» способ рисования требует начинать с левого зубца, затем вести линию направо, оттуда налево, вниз и т. д., пока фигура не будет закончена в исходном пункте.

Гексаграмма

Печать Соломона, Соломонова печать - лат. Sigillum Salomonis, Звезда Сиона, щит (звезда) Давида (Давидов); лат. Scutum Davidis; шестиконечник.
Гексаграмма широко распространенная во множестве древних культур и традиций, встречаясь уже на наскальных рисунках альпийского региона. Традиционное толкование усматривает в ней вселенский символ гармонического слияния дуалистических противоположностей. Это обстоятельство может быть подкреплено различной окраской треугольников: белой - у «огненного», мужского треугольника, обращённого вершиной вверх; чёрной - «водного» (влажного) треугольника, представляющего женское начало. «В мифологии и религиозных учениях вообще данный символ всегда ассоциируется с рождением бога или полубога как высшего выражения динамического сознания». Постепенно дуалистический символизм гесаграммы в космогонических спекуляциях вытесняется символизмом четырёх стихий. При этом гексаграмма «раскладывается» на четыре компоненты, включая «воздух» (треугольник вершиной вверх) и «землю» (горизонтально пересеченный треугольник вершиной вниз).

Гексаграмма наиболее употребима как «властный» магический символ в колдовских (и еретических) книгах. Как символ иудейства начинает использоваться (устойчиво, широко) начиная с XVIII в. В настоящее время является одной из конфессиональных эмблем иудаизма и государственным символом государства Израиль (изображён на его флаге).

В алхимии первоначально - муже-женская двойственность огня и воды. Позднее - союз четырех элементов; квинтэссенция - «пятый элемент»; праматерия, включающую в себя стихийные составляющие.

Stauros (T) в центре фигуры указывает на процесс оплодотворения вертикальной чертой (активность) горизонтальной черты (пассивность), т.е. намекает на необходимость считать восходящий треугольник первоначальным, а нисходящий отраженным. Несколько толкований:

  1. Восходящий треугольник можно именовать треугольником Иисуса-он символизирует эволютивный процесс нашего Искупления. Тогда нисходящий треугольник будет треугольником Марии-элемента, участвовавшего в инволютивном процессе воплощения. Stauros будет показывать, что искупление-цель, а воплощение-средство.
  2. Рассматривая пентакль как знак макрокосма, т.е. как общую схему хода феноменов в природе, мы назовем восходящий треугольник-треугольником огня, символа возраждающих, очищающих процессов. Нисходящий треугольник получит название треугольника воды, символизирующей совокупность инволютивных, сгущающих, осложняющих процессов. Stauros даст нам понять, что жизнь густого, косного, сложного есть лишь отражение жизни лучезарного, тонкого, простого.

Материя обязана существованием Духу, а не наоборот…

Литература:

  • Мифы народов мира
    Энциклопедия: в 2-х т. / Гл. ред. С. А. Токарев. - М.: «Сов. Энциклопедия», 1991
  • Каббала. Что это? Составитель Б. М. СПб., Айю, 1999, 160 с. Научное издание
  • Wilson Т., The swastika, the earliest known symbol and its migrations, Wash., 1896 < MNME
  • PAN"S ASYLUM Oasis O.T.O.

КРЕСТ

Крест - геометрическая фигура, состоящая из двух пересекающихся линий или прямоугольников. Угол между ними зачастую составляет 90°. Хотя бы одна из линий, составляющих крест, должна делиться пополам. Линии обычно располагаются вертикально или горизонтально.

Крест - символ жизни, произошёл от солярного знака, символизирующего движение Солнца по небесной сфере. Окружность символизирует годовой путь Земли вокруг Солнца. Точка в наиболее верхней части окружности символизирует день зимнего солнцестояния, в нижней - день летнего солнцестояния. Правая и левая точки - дни весеннего и осеннего равноденствия, соответственно.

Крест также символизирует древние представления человека об окружающем пространстве, мире, где отсчёт идёт от человека, вовне, во «все четыре стороны», окружающего человека со всех четырёх сторон. В пользу этого говорят выражения: «окрест» (вокруг), «на все четыре стороны» (то есть в пространство вообще), «окрестности» (местность вокруг) и т. д. Очень много поверий связано с перекрёстками путей. Крест - символ выбора пути, дороги; символ пересечения двух противоположностей, слияния их в месте пересечения.

Крест - один из самых древних символов человечества, используются во множестве религий, но наиболее часто его связывают с христианством. Средневековые памятники в виде креста встречаются и в славянских странах, напр. Здудичский каменный крест.

Часто крест означает разделение мира на четыре элемента (воду, огонь, воздух и землю), либо как деление на божественное (вертикальная линия) и земное (горизонтальная линия). Существуют и другие варианты креста, как кельтский, скандинавский, коптский, крест св. Петра (перевёрнутый).

Крест в язычестве

рис. Символ бога Солнца Ашшура в Ассирии

рис. Символ бога Солнца Ашшура и бога луны Сина в Месопотамии

Первым цивилизованным народом, широко использующим кресты, были древние египтяне. В египетской традиции существовал крест с кольцом, анх, символ жизни и богов. В Вавилоне крест считался символом Ану - бога небес. В Ассирии, которая первоначально была колонией Вавилона (во втором тысячелетии до н. э., крест, заключённый в кольцо (символизировавшее Солнце, чаще под ним изображался ещё лунный серп), был одним из атрибутов бога Ашшура - бога Солнца.

То, что символ креста использовался в различных формах языческого поклонения силам природы до появления христианства, подтверждают археологические находки практически по всей территории Европы, в Индии, Сирии, Персии, Египте, в Северной и Южной Америке. Так, например, в древней Индии крест изображался над головой фигуры, убивающей детей и на руках бога Кришны, а в Южной Америке муиски верили, что крест изгоняет злых духов, и клали под него младенцев. И до сих пор крест служит религиозным символом в странах, на которые не распространяется влияние христианских церквей.

Крест в христианстве

У христианского креста существует немало вариаций. Английское слово «cross» происходит от латинского «crux», означающего "дерево, виселица или другие деревянные орудия казни". Соответствующий глагол «cruciare» означает "пытать, мучать".

У православного креста над основной горизонтальной перекладиной есть ещё одна, поменьше. Она символизирует табличку на кресте Христа с надписью INRI (либо ІНЦІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»). Нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Также она символизирует двух разбойников, распятых слева и справа от Христа. Один из них перед смертью раскаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же перед смертью хулил и поносил своих палачей и Христа.

До конца XIV века в русском языке слово «крестьянин» означало не род занятий, а принадлежность к религии, то есть «христианин, человек» в современном произношении.

Возникновение христианского креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по вынужденному приговору Понтия Пилата. Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме, позаимствованным от карфагенян - потомков финикийских колонистов (считается, что впервые распятие использовалось именно в Финикии). Обычно к смерти на кресте приговаривали разбойников; многие ранние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён Нерона, также были казнены таким образом. В частности, апостол Пётр пожелал быть распятым головой вниз, считая себя недостойным принять ту же смерть, что и Божий сын.

В православной аскетике есть такое понятие, как несение своего креста, то есть терпеливое исполнение христианских заповедей на протяжении всей жизни христианина.

Распятие Христово - казнь Иисуса, её изображение в прикладном и изобразительном искусстве.
Крест Животворящий - священная реликвия.
Распятие - предмет декоративно-прикладного искусства, нательные крестики, проч.

Греческий крест

Греческим крестом называют крест, у которого линии имеют равную длину, перпендикулярны друг другу и пересекаются в середине. Это самая древняя форма креста. Его также называют «мирным», так как его форма не позволяет использование при пытках и распятии. Такой крест часто встречался с незапамятных времён в доколумбийской Америке, в Междуречье и других районах Земли. Он ассоциировался чаще всего с Солнцем и силами, управляющими погодой.

Латинский крест

Латинским крестом (Crux immissa, Crux capitata) называют такой крест, у которого поперечная линия делится вертикальной пополам, причём поперечная линия находится выше середины вертикальной линии. Обычно он ассоциируется с распятием Иисуса Христа, то есть, тем самым, с христианством в целом.

До Иисуса таким символом обозначался, кроме всего прочего, посох Аполлона - бога солнца, сына Зевса; такой символ нередко чеканили на древнегреческих монетах.

В первые века нашей эры латинский крест стал тем, с чем он ассоциируется сейчас - символом христианства. Теперь он стал ассоциироваться со смертью, виной (нести крест), кроме того - с воскрешением, возрождением, спасением и вечной жизнью (после смерти).

В генеалогии латинским крестом обозначают смерть и дату смерти.

В России среди православных латинский крест зачастую считался несовершенным и презрительно назывался «крыж» (в русском языке - косой крест, в польском - krzyż - крест).

Крест Святого Петра

Крестом Святого Петра называют перевёрнутый латинский крест. По легенде, Святой Пётр был распят на перевёрнутом кресте (вверх ногами). Символ Антихриста.

Крест евангелистов

Крестом евангелистов символически обозначались четыре евангелиста: Матфей, Марк, Лука (апостол) и Иоанн.

Архангельский (голгофский) крест

Архангельским крестом (крестом Голгофы, Golgata cross) обозначали особый крест, который символизировал архангелов - покровителей христианской религии.

Мальтийский крест

Мальтийский крест (Cross of Maltese) - знак могущественного рыцарского ордена госпитальеров-иоаннитов, основанного в XII веке в Палестине. Иногда называется крестом Святого Иоанна Иерусалимского или Георгиевским крестом.

Крест назван по названию острова Мальты. В 1530 году Император Карл V предоставил Мальту духовно-рыцарскому ордену иоаннитов, получившему с тех пор название Мальтийского ордена.

Символом рыцарей Мальтийского ордена стал белый восьмиконечный крест, восемь концов которого обозначали восемь блаженств, ожидающих праведника в загробном мире.

В 1798 году крест стал высшим орденом Российской Империи, по приказу императора Павла I, который был удостоен звания Великого Магистра Мальтийского ордена. Мальтийским крестом были награждены Суворов, Ушаков, Кутузов.

В 1807 году Российским Императором Александром I, в качестве награды был учрежден Георгиевский крест, по образцу Мальтийского креста. Он был предназначен для награждения нижних чинов армии и флота за подвиги и храбрость в военное время.

Мальтийский крест также известен как первый почтовый штемпель.

Лотарингский (патриарший) крест

Лотарингский крест (фр. Croix de Lorraine) - крест с двумя поперечинами. Иногда называется патриаршим крестом или архиепископальным крестом. Означает чин кардинала или архиепископа в католической церкви.

Крест назван по названию Лотарингии - провинции на границе Франции и Германии. В Средние века эта провинция была независимым княжеством. В крестовом походе в 1099 году Иерусалим был взят, а победа была посвящена князю Лотарингии.

Этот крест является также крестом Греческой православной церкви. Он использовался, например, в Средние века в Белоруссии и часто встречается там в настоящее время.

В алхимии таким знаком обозначались свинцовые белила - некоторые ядовитые белые пигменты, содержащие свинец.

В 1940 году крест стал символом Движения французского сопротивления против Германии, а в 1963 году - символом изгнанных кубинцев и их (неудачной) попытки захвата Кубы и свержения Фиделя Кастро..

Совсем недавно лотарингский крест стал международным символом борьбы против туберкулёза.

Двойной крест используется на гербе Литвы и флаге Словакии.

Папский крест

Папский крест - разновидность латинского креста, но с тремя поперечинами.

Поперечины обозначают папское тройное правление как высшего священника, высшего учителя и главного пастыря. Они также символизируют идею о том, что папа, как представитель Бога на Земле, является соправителем трёх царств: небесного, земного и адского. Число 3 также считается божественным в некоторых культурах. Иногда такой крест называется западным тройным крестом.

Православный крест

Православный крест, который чаще всего используется Русской и Сербской православными церквями, содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский» (ИНЦИ, или INRI на латыни). Нижняя косая перекладина - подпорка для ног Иисуса Христа символизирует "мерило праведное", взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа, ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад. Буквы IС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа.

Критика и отрицание «Культа Креста»

Наиболее известны своим отрицательным отношением к кресту, как символу христианства, следующие религиозные течения:
- Катары
- Толстовцы
- Богомилы
- Молокане
- Свидетели Иеговы

Свидетели Иеговы считают, что христианский символ в форме креста был заимствован из язычества, что он не имеет чисто христианского происхождения. По их мнению, в христианской церкви крест появляется только в IV веке, после того как римскому императору Константину I Великому в 312 год было видение в форме креста, которое он посчитал знамением предстоящей победы. Стараясь объединить войска, состоявшие из христиан и язычников, Константин был инициатором распространения креста как символа, так как с одной стороны он радовал христиан, религия которых была узаконена государством, а с другой стороны для язычников был символом благосклонности их бога солнца, которого они почитали.

Культурное влияние

Япония. Аниме

Вместе с первыми иезуитами-миссионерами христианский (латинский) крест попал в Японию. В связи с агрессивной политикой иезуитов и общей боязнью гайдзинов (иностранцев), христианский крест обрёл символ агрессии, страдания (именно так воспринимался рассказ о Христе). В настоящее время христианский крест и образ распятия очень часто используется в аниме, для создания мистической и тревожной атмосферы. Очень часто особо мощные взрывы рисуются в образе креста, поднимающегося над поверхностью (возможно, совмещение образа креста и ядерного взрыва).

Некоторые виды крестов. Иллюстрация из книги Lexikon der gesamten Technik (1904) von Otto Lueger