Сколько славянских стран в мире. На какие ветви делятся славянские народы? Древние и современные славянские народы

Сколько славянских стран в мире. На какие ветви делятся славянские народы? Древние и современные славянские народы
Сколько славянских стран в мире. На какие ветви делятся славянские народы? Древние и современные славянские народы

Славянские народы относятся к одной из самых многочисленных этноязыковых групп на территории Евразии и Европы. Несмотря на это, их история изобилует белыми пятнами. Более того, некоторые ученые считают, что история славян не единожды переписывалась, а значит, выявить из обилия информации достоверные факты невероятно сложно. Однако год от года историкам удается собрать воедино все больше данных о жизни наших предков и их культурных традициях. А они, как уверяют специалисты, весьма разнообразны. Ведь славяне никогда не были единой народностью с идентичными верованиями, культурой и языком. Они были расселены по довольно обширным территориям, поэтому с течением времени приобретали все больше различий между собой.

В нашей статье рассмотрены историческое развитие западных славян, их самобытность и религиозные верования, существенно отличающиеся от народов, которые принято называть восточными и южными славянами.

Краткая характеристика этноязыковой группы

Западные славяне, как, наверное, уже понял наш читатель, представляют собой некую общность племен, объединенных единым названием, культурными ценностями и традициями. Историки утверждают, что данная группа выделилась в результате расселения племен по различным территориям. Это и стало катализатором, запустившим процесс обособления одних славян от других.

Для многих остается непонятным, кто относится к западным славянам. Ведь в общую этноязыковую группу входит довольно много племен. Самыми яркими представителями названного блока являются хорваты, чехи, поляки, поляне и тому подобные народности.

Славянские народы, как утверждают историки, даже на начальном этапе исторического развития никогда не были едины. Они имели определенные различия, обусловленные проживанием в той или иной местности. Изначально их сложно было назвать заметными и сколько-нибудь существенными, однако, спустя время, культурная пропасть между славянскими народами стала только увеличиваться. На это повлияли в основном два фактора:

  • массовое переселение на новые территории;
  • скрещивание с представителями иных этнических групп.

Первая волна переселения сменилась новой, и постепенно на освоенных землях создавались общины, существенно отличавшиеся от своих прототипов. Культурные и торговые связи между славянскими племенами стали рваться, на что в значительной мере повлияло расстояние. Можно сказать, что именно данный момент считается той точкой отсчета, в которой берет начало обособленная история западных славян.

Если чуть более подробно рассматривать тему расселения племен, то нужно отметить, что оно происходило по трем направлениям: юг, восток и запад. Славяне, которые позже стали называться западными, направились на земли Среднего Подунавья, а также заселили территории между Одером и Эльбой.

Территория западных славян

Историки пишут о том, что процесс отделения данной славянской ветви начался еще до нашей эры и продолжался на протяжении нескольких столетий. Именно в этот период формировались те самые черты, которые в будущем стали основой новой этнической группы. Первое, что объединяло переселившиеся племена, - это территориальные границы.

Расселение западных славян представляло собой длительный процесс, в результате которого были заняты обширные территории:

  • река Одра;
  • река Лабе;
  • река Заала;
  • средний Дунай.

По последним данным можно судить о том, что славяне дошли вплоть до современной Баварии и даже вступали в военные конфликты с древними германскими племенами. Интересно, что на сегодняшний день к славянским относят более ста племен, из них западными являются приблизительно пятьдесят этнических групп, принесших на новые земли свои традиции.

Историки, изучая язык и культуру народов, ведущих свою историю от западнославянской группы, отметили, что последние имеют много общего со своими предками. Это прослеживается в этимологии названий и в первую очередь в религиозных верованиях, игравших очень важную роль вплоть до принятия христианства.

Кстати, многие ученые считают тот факт, что славяне, освоившие западные территории, приняли христианскую религию по типу католицизма, еще одним нюансом, разделившим некогда братские народы. Однако даже во времена древних западных славян религиозный раскол между ними уже наблюдался и в дальнейшем только изменил свою форму и масштабы.

Религиозные верования

До принятия христианства описываемый народ относился к язычникам, почитающим не только определенных божеств, но и духов природы, а также животных. Отличительной чертой славянских религиозных культов является тот факт, что они часто не выделяли отдельных богов, а поклонялись духам в целом. К примеру, в лесу, по верованиям древних племен, обитало огромное количество божеств. Поэтому, отправляясь на охоту либо собирать лесные дары, наши предки обращались сразу ко всем, прося их милости и защиты.

Примечательно, что славяне верили и в демонов. Однако в их представлениях они не являлись злобными сущностями. Древние народы считали, что демоны - это всего лишь души животных, растений и камней. Они могут жить в определенных предметах, но при необходимости выходят из них и путешествуют по миру.

Тотемизм или почитание прародителя-животного тоже было широко распространено в племенах. Особенно важен этот культ был для западных славян. Каждое племя выбирало свое тотемное животное и поклонялось ему, однако убийство священного зверя не считалось чем-то преступным. Данный факт является существенным отличием между славянским тотемизмом и тем видом, который он в дальнейшем принял, к примеру, в Египте. Интересно, что некоторые историки считают легенды об оборотнях, столь распространенные в Европе, результатом влияния подобных культов. Многие славянские общности почитали волков и во время ритуальных мероприятий надевали их шкуры. Порой обряд требовал передвижений в таком виде по местности, что, естественно, смотрелось дико и даже ужасающе для случайных путников.

В язычестве западных славян было принято служить богам на специально сооруженных местах, где устанавливались идолы. Капища, как их называли, устраивались в основном на холмах, которые отлично просматривались со всех сторон. Рядом располагалось место для жертвоприношений или требник. Языческие культы всегда подразумевают приношение в жертву животных во время обрядового служения.

Западные славяне после своего окончательного оформления в обособленную общность немного видоизменили капища. Они стали строить их закрытыми и помещали внутрь всех идолов одновременно. Примечательно, что входить в это подобие храма могли только волхвы. Рядовые члены племени имели возможность присутствовать при некоторых ритуалах рядом с капищем, но большая часть обрядов была скрыта от посторонних глаз.

Боги западных славян мало чем отличались от божеств своих восточных и южных собратьев. И это вполне закономерно, ведь у всех славян был общий пантеон богов. Хотя каждое племя отдельно почитало своего идола, считающегося покровителем именно этой общности. Если обратиться к классификации божеств, то можно сказать, что они делятся на три группы:

  • высшие;
  • средние;
  • низшие.

Подобное разделение соответствовало пониманию мироустройства, согласно которому наш мир состоит из трех уровней: Явь, Правь и Навь.

Славянские божества

В религии древних славян высшая группа богов включала в себя представителей небесной сферы таких как Перун, Сварог, Даждьбог и других. У большинства племен Перун являлся верховным божеством, так как он отвечал за гром и молнии. Чуть позже он стал считаться покровителем княжеской дружины и находился в данном статусе вплоть до принятия христианства. Однако западные славяне почитали его как рядовое божество высшего уровня. Среди них он был известен как Перкунас.

Интересно, что описываемая группа выше остальных духов и богов чтила Сварога. Когда-то для всех племен он являлся высшей силой, так как владел огнем и металлом. Наши предки верили, что он не только дал народу огонь и научил плавить металл, но и спустил свыше некий свод правил и предписаний, касающихся всех сторон жизни. К примеру, именно Сварог повелел мужчине иметь только одну женщину и брать ее в жены до конца своих дней.

Западные славяне называли его Свентовит, и со временем он превратился в бога войны. Для его прославления строили святилища, где абсолютно все, включая стены и крышу, было красного цвето. Само божество изображалось с четырьмя головами, повернутыми во все стороны света. Обычно в его руках был охотничий рог, который жрецы наполняли вином один раз в год. По истечению этого срока они смотрели, сколько вина осталось на дне сосуда и делали предположение о будущем урожае.

Боги средней группы были приближены к земле, людским потребностям и страхам. Среди них очень почитаема была Лада - богиня плодородия. К низшей группе относились различные духи и сущности: русалки, лешие, домовые.

Резюмируя, можно сказать, что религия древних славян практически не видоизменилась в результате расселения племен по разным территориям. До принятия христианства в ней прослеживались общие узнаваемые черты.

Несколько слов о племенах

В статье уже вскользь упоминалось о том, какие народности можно отнести к западным славянам. Однако эта информация не раскрывает всего разнообразия этих групп, имеющих общие корни. Хочется отметить, что на первом этапе своего расселения на новые территории славяне активно создавали военно-племенные союзы. Подобные сообщества имели явные преимущества, так как позволяли быстрее осваивать земли, налаживать торговлю, выстраивать укрепленные поселения и даже постепенно переходить от обороны к захвату новых территорий.

Историки делят всех западных славян на несколько групп. Самой многочисленной из них были полабские славяне. Под этим названием объединено несколько племен и военно-племенных союзов. Самыми крупными союзами считались бодричи, лужичане и лютичи. Последние, кстати, поклонялись волкам и внушали настоящий ужас своим соседям. Их военно-племенной союз объединял между собой пятнадцать племен.

Также ученые выделяют польские (куявы, любушане, гопляне), силезские (ополяне, слупяне, дедошане) и чешские племена (ходы, дудлебы, ганаки). Кроме перечисленных существовали и поморяне (словинцы, кашубы и так далее).

Если упоминать о расселении, то западнее всех находились ободриты. Они обустраивали свои поселения, начиная от Кильской бухты и далее вдоль рек. Их южными и восточными соседями были лютичи. Так как они являлись многочисленным племенем, то активно заселяли побережье Балтики. Практически совсем рядом с ними находился остров Рюген. Он полностью принадлежал руянам. А огромные территория от Одры до Вислы занимали поморяне. Также их поселения часто встречались и у реки Нотечь. Соседями западных славян этой группы были польские племена, расселившиеся небольшими сообществами на плодородных землях, пригодных для земледелия.

Интересно, что несмотря на общие корни и большое количество идентичных культурных традиций, славянские племена являлись разрозненными. Между ними не были налажены связи, а объединение происходило только под влиянием общей угрозы. Ученые считают, что именно нежелание племен вести политику объединения и развиваться в данном направлении тормозило переход к государственности, несмотря на обилие предпосылок к появлению единой централизованной власти.

Возникновение и ассимиляция западной группы

Истоки зарождения славянской этнической группы ученые ищут приблизительно в I веке до нашей эры. Именно в этот период малочисленные прославянские племена объединились с венедами, обитавшими восточнее германских земель. Ко II веку к данной группе присоединились и иные племена, которые стали составлять единый культурный пласт со схожей языковой базой.

С III по VI век славяне начали свое расселение по различным территориям, занимая Прибалтийское побережье, бассейн Эльбы, Вислы, Одера и Дуная. Византийские летописцы отмечали, что постоянно встречали многочисленные племена славов, как тогда называли славян. Они уверенно продвигались по дунайским территориям и в процессе налаживали контакты с коренным здешним населением - германцами.

Главным их занятием вплоть до VIII века являлось земледелие. Скотоводство было после него на втором месте, так как скот использовался для пахоты. К VI в. западные славяне сумели освоить два вида земледелия:

  • подсечно-огневое;
  • пашенное.

Последнее являлось более передовым и требовало использования железных орудий труда. Их каждое племя производило самостоятельно и делало это очень искусно.

Интересно, что, переселившись на новые земли, славяне стали тесно контактировать не со своими собратьями, а с соседями, постепенно перенимая и их культурные традиции. Западные славяне в зависимости от места своего обитания попадали под влияние германцев, греков, фракийцев и других народов. В итоге они в буквальном смысле ассимилировались, приобретая все больше черт от более развитых культур.

Первые славянские государства

К VII веку западные славяне стали образовывать первые государства. Они возникали в бассейне Дуная и Лабы. Причиной их формирования служили классовое расслоение и постоянные войны с германскими племенами. Первое славянское государство было образовано чешскими и словенскими племенами, а также полабами. Все они объединились под властью одного единственного князя, правившего до середины VII века.

Столица западных славян во время правления князя Само располагалась недалеко от сегодняшней Братиславы и являлась довольно укрепленным поселением. Молодое государство очень быстро наладило торговые связи с соседними племенами, что вызвало недовольство германцев. Война с ними оказалась удачной для Само, однако его государство не просуществовало долго. Смерть князя привела к его распаду. На месте некогда единого центра возникло несколько мелких объединений, создававшихся на принципах государственности.

С VII по IX век на моравской равнине существовало уже более тридцати подобных центров. Они представляли собой укрепленные поселения, дававшие крышу над головой и защиту целой общине. Ее главой являлся князь, а внутри населенных пунктов активно развивалось ремесло, кораблестроение, добыча руды, земледелие и скотоводство.

Начало VIII века ознаменовалось образованием Великой Моравской державы, которая стала вторым по счету западнославянским государством в истории. В ее основу легли земли нескольких племен:

  • моравов;
  • чехов;
  • словенцев;
  • сербов;
  • полабских славян;
  • польских славян.

Территория державы была довольно обширна и граничила с Баварией, Болгарией и Хорутанией. С IX века княжество начало укрепляться, чему способствовала мудрая политика ее правителя - Моймира. Последующее столетие государство расширялось за счет захвата соседних земель и по политическому курсу князей, выступавших за укрепление державы и ее связей с православным миром.

С этими целями в княжество были приглашены даже широко известные Кирилл и Мефодий, проводившие богослужения по православному образцу, что очень не устраивало католических священников, мечтавших взять под свою власть столь богатые земли.

Со временем им удалось внести раздор между моравскими князьями и в конце IX в. из единой державы стали постепенно выделяться небольшие удельные княжества. Первыми отделились чешские славяне, создав два независимых княжества, стремившихся наладить отношения с Русью.

Образование польских государств

Польские славянские племена проходили свой путь развития. Начальный этап их объединения относится к IX в. Изначально данный процесс происходил вокруг нескольких центров, но вскоре сформировалось два независимых государства: Малая Польша и Великая Польша. Первое было захвачено моравскими правителями в конце IX века, а второе стало единственным древнепольским государством.

Его становление пришлось на начало XI века, когда окончательно сформировалась система государственного управления. Она базировалась на городах и их правителях. Они одновременно выполняли массу функций, среди которых были, к примеру, военные и судебные.

Интересно, что отношения Великой Польши с соседями всегда складывались сложно. Нередко между ними возникали военные конфликты, решаемые не в пользу польского государства. Стоит отметить, что его позиция была довольно слаба, поэтому приблизительно с середины XI в. оно периодически попадало в вассальную зависимость от более сильных соседей.

Культура западных славян

Культурные традиции западнославянской группы формировались под влиянием более развитых государств. Они с одной стороны способствовали быстрому культурному росту племен, однако лишили славян возможности пройти свой путь и сохранить самобытность. С момента принятия христианства влияние Запада только усилилось, теперь оно подкреплялось священниками, насаждавшими свои обряды и даже язык. Западные славяне на долгие годы были вынуждены разговаривать и писать на латыни. Лишь к XIII веку в некоторых государствах стала развиваться собственная письменность.

Культурные традиции разных западнославянских племен заметно отличались, поэтому довольно сложно рассказать обо всех них в одной статье. Достаточно привести несколько характерных черт культурного развития данной группы на примере сравнения двух государств - чешских княжеств и Великой Польши.

В чешском государстве летописи на родном языке велись с XII века, что позволило через два столетия сложиться литературному и театральному искусству. Интересно, что на сцене нередко ставили сатирические произведения. Это являлось большой редкостью для того времени. А вот польская литература начала формироваться только в XIII веке. Причем на протяжении долгого времени преподавание велось только на латинском языке, что существенно тормозило развитие литературного направления.

Чешская архитектура отличается неким симбиозом романского и готического стилей. Наибольшего расцвета это искусство достигло к XIV веку, тогда как польская архитектура достигла своего пика только к XV веку. В Великой Польше преобладал готической стиль, к которому относят большую часть памятников западнославянской архитектуры.

В целом можно сказать, что к XV в. во многих западнославянских государствах наблюдался подъем в живописи, архитектуре, скульптуре и науке. Культурные достижения этого периода сегодня являются настоящим достоянием современных государств.

Вместо заключения

История славян более интересна и насыщена событиями, чем это может показаться с первого взгляда. Однако до сих пор она полностью не изучена и хранит множество секретов.

Происхождение термина «славяне», вызывающее большой интерес общественности в последнее время, является весьма сложным и запутанным. Определение славян как этноконфессиональной общности, в силу весьма большой территории, занимаемой славянами, часто бывает затруднено, а использование понятия «славянской общности» в политических целях на протяжении веков вызывало серьезное искажение картины реальных взаимосвязей между славянскими народами.

Происхождение самого термина «славяне» современной науке неизвестно. Предположительно, он восходит к некоему общеиндоевропейскому корню, смысловым содержанием которого является понятие «человек», «люди». Существует также две теории, одна из которых выводит латинские названия Sclavi, Stlavi, Sklaveni от окончания имен «-слав», которое, в свою очередь связывается со словом «слава». Другая теория связывает наименование «славяне» с термином «слово», приводя в подтверждение наличие русского слова «немцы», производного от слова «немой». Обе эти теории, однако, опровергаются практически всеми современными лингвистами, утверждающими, что суффикс «-янин» однозначно указывает на принадлежность к определенной местности. Так как местность под названием «Слав» истории неизвестна, то и происхождение названия славян остается невыясненным.

Основные знания, имеющиеся у современной науки о древних славянах, основываются либо на данных археологических раскопок (которые сами по себе не дают никаких теоретических знаний), либо на основе летописей, как правило, известных не в оригинальном виде, а в виде позднейших списков, описаний и толкований. Очевидно, что подобного фактического материала для сколько-нибудь серьезных теоретических построений совершенно недостаточно. Источники сведений об истории славян рассмотрены ниже, а также в главах «История» и «Лингвистика», однако следует сразу оговориться, что любое исследование в области жизни, быта и религии древних славян не может претендовать ни на что большее, чем на гипотетическую модель.

Следует также заметить, что в науке XIX-XX вв. произошло серьезное расхождение во взглядах на историю славян между русскими и зарубежными исследователями. С одной стороны, оно было вызвано особыми политическими отношениями России с другими славянскими государствами, резко возросшим влиянием России на европейскую политику и необходимостью исторического (или псевдоисторического) обоснования этой политики, как и обратной реакции на нее, в том числе со стороны откровенно фашистских этнографов-теоретиков (к примеру, Ратцеля). С другой стороны, имелись (и имеются) принципиальные различия научных и методологических школ России (особенно советской) и западных стран. На наблюдаемое расхождение не могли не повилять и религиозные моменты – претензии российского православия на особую и исключительную роль в мировом христианском процессе, корнями уходящие еще в историю крещения Руси, также требовали определенного пересмотра некоторых взглядов на историю славян.

В понятие «славян» те или иные народы зачастую включаются с определенной долей условности. Ряд народностей за свою историю претерпел настолько значительные изменения, что они могут называться славянскими лишь с большими оговорками. Многие народы, преимущественно на границах традиционного славянского расселения, имеют признаки как славян, так и их соседей, что требует введения понятия «маргинальные славяне». К таким народам определенно относятся дакорумыны, албанцы и иллирийцы, лето-славяне.

Большая часть славянского населения, испытав многочисленные исторические перипетии, так и или иначе смешалась с другими народами. Многие из этих процессов происходили уже в новое время; так, русские поселенцы в Забайкалье, смешавшись с местным бурятским населением, породили новую общность, известную как чалдоны. По большому счету, есть смысл выведения понятия «мезославяне» в отношении народов, имеющих прямую генетическую связь лишь с венедовами, антами и склавенами.

Использовать лингвистический метод при идентификации славян, как это предлагается рядом исследователей, необходимо с крайней осторожностью. Имеется масса примеров подобного несоответствия либо синкретизма в лингвистике некоторых народов; так, полабские и кашубские славяне де-факто говорят на немецком языке, а многие балканские народы только за последние полтора тысячелетия несколько раз изменили изначальный язык до неузнаваемости.

Такой ценный метод исследований, как антропологический, к славянам, к сожалению, практически неприменим, так как единый антропологический тип, характерный для всего ареала обитания славян, так и не сформировался. Традиционно-бытовая антропологическая характеристика славян относится преимущественно к северным и восточным славянам, которые на протяжении веков ассимилировали с прибалтами и скандинавами, и не может быть отнесена к восточным и тем более к южным славянам. Более того – в результате значительных внешних воздействий со стороны, в частности, мусульманских завоевателей, существенно изменялись антропологические признаки не только славян, но и всех жителей Европы. К примеру, коренные жители Аппеннинского полуострова в период расцвета Римской империи имели внешность, характерную для жителей Центральной России XIX в.: светлые кудрявые волосы, голубые глаза и округлые лица.

Как уже было сказано выше, информация о праславянах известна нам исключительно из античных, а позднее – византийских источников начала I тысячелетия н.э. Греки и римляне давали праславянским народностям совершенно произвольные названия, относя их к местности, внешнему виду или боевым характеристикам племен. Вследствие этого в названиях праславянских народов наблюдается известная путаница и избыточность. При этом, однако, в Римской империи славянские племена обобщенно назывались терминами Stavani, Stlavani, Suoveni, Slavi, Slavini, Sklavini, имеющими очевидно, общее происхождение, однако оставляющими широкий простор для рассуждений о первоначальном значении этого слова, как уже было сказано выше.

Современная этнография достаточно условно делит славян нового времени на три группы:

Восточных, к которым относит русских, украинцев и белорусов; некоторые исследователи выделяют лишь русскую нацию, имеющую три ветви: великорусскую, малорусскою и белорусскую;

Западных, к которым относит поляков, чехов, словаков и лужичан;

Южных, к которым относит болгар, сербов, хорватов, словенцев, македонцев, боснийцев, черногорцев.

Легко заметить, что это деление соответствует скорее лингвистическим различиям между народами, чем этнографическим и антропологическим; так, разделение основного населения бывшей Российской империи на русских и украинцев носит весьма спорный характер, а объединение в одну национальность запорожцев, галицийцев, восточных поляков, северных молдаван и гуцулов относится скорее к политике, чем к науке.

К сожалению, исходя из вышесказанного, исследователь славянских общностей вряд ли может основываться на ином методе исследований и следующей из него классификации, чем лингвистический. Однако, при всем богатстве и эффективности лингвистических методов, в историческом аспекте они весьма подвержены внешним воздействиям, и, как следствие этого, в исторической перспективе могут оказаться недостоверными.

Безусловно, основной этнографической группой восточных славян являются так называемые русские, как минимум в силу своей численности. Однако в отношении русских мы можем говорить только в обобщающем смысле, так как русская нация представляет собой весьма причудливый синтез мелких этнографических групп и народностей.

В формировании русской нации принимали участие три этнических элемента: славянский, финский и татаро-монгольский. Утверждая это, мы, однако, не можем определенно сказать, каким именно был первоначальный восточнославянский тип. Аналогичная неопределенность наблюдается и в отношении финнов, которые объединены в одну группу лишь вследствие некой близости языков собственно балтийских финнов, лопарей, ливов, эстов и мадьяров. Еще менее очевидно генетическое происхождение татаро-монгол, которые, как известно, имеют достаточно отдаленное отношение и к современным монголам, и тем более к татарам.

Ряд исследователей считает, что социальную верхушку древней Руси, давшей имя всему народу, составил некий народ русов, который к середине X в. подчинил себе словен, полян и часть кривичей. Существуют, однако, значительные расхождения в гипотезах о происхождении и самом факте существования русов. Норманнское происхождение русов предполагается от скандинавских племен периода экспансии викингов. Эта гипотеза описана еще в XVIII в., однако была в штыки воспринята патриотически настроенной частью русских ученых во главе с Ломоносовым. В настоящее время норманнская гипотеза рассматривается на западе как базовая, в России – как вероятная.

Славянская гипотеза происхождения русов сформулирована Ломоносовым и Татищевым в пику норманнской гипотезе. Согласно этой гипотезе, русы ведут свое начало из Среднего Поднепровья и отождествляются с полянами. Под эту гипотезу, имевшую в СССР статус официальной, подогнаны многие археологические находки юга России.

Индо-иранская гипотеза предполагает происхождение русов от сарматских племен роксаланов или росомонов, упоминаемых античными авторами, а название народа – от термина ruksi - «светлый». Эта гипотеза не выдерживает критики, в первую очередь, по присущей захоронениям того времени долихокефальности черепов, что присуще только северным народам.

Существует устойчивое (и не только в быту) убеждение, что на формирование русской нации оказала влияние некая нация, именуемая скифами. Между тем в научном смысле этот термин не имеет права на существование, так как понятие «скифы» не менее обобщенно, чем «европейцы», и включает в себя десятки, если не сотни кочевых народов тюркского, арийского и иранского происхождения. Естественно, эти кочевые народности, в той или иной мере, оказали определенное влияние на формирование восточных и южных славян, но считать это влияние определяющим (или критичным) совершенно неверно.

По мере распространения восточных славян они смешались не только с финнами и татарами, но и, несколько позднее, с немцами.

Основной этнографической группой современной Украины являются так называемые малороссы, проживающие на территории Среднего Поднепровья и Слобожанщины, называемые также черкасами. Также выделяются две этнографические группы: карпатские (бойки, гуцулы, лемки) и полесские (литвины, полищуки). Формирование малоросской (украинской) народности произошло в XII-XV вв. на основе юго-западной части населения Киевской Руси и генетически мало отличалось от коренной русской нации, сформировавшейся к моменту крещения Руси. В дальнейшем произошла частичная ассимиляция части малороссов с венграми, литовцами, поляками, татарами и румынами.

Беларусы, называющие себя так по географическому термину «Белая Русь», представляют собой сложный синтез дреговичей, радимичей и частично вятичей с поляками и литовцами. Изначально, до XVI в., термин «Белая Русь» применялся исключительно к Витебщине и северо-восточной Могилевщине, в то время как западная часть современной Минской и Витебской областей вместе с территорией нынешней Гродненской области назывались «Черной Русью», а южная часть современной Белоруссии – Полесьем. Эти районы намного позднее вошли в состав «Белой Руси». Впоследствии беларусы поглотили полоцких кривичей, а часть из них оттеснили в Псковские и Тверские земли. Русское название беларусско-украинского смешанного населения – полищуки, литвины, русины, руськие.

Полабские славяне (венды) – коренное славянское население севера, северо-запада и востока территории, занимаемой современной Германией. В состав полабских славян входят три племенных союза: лютичи (велеты или вельцы), бодричи (ободриты, ререки или рароги) и лужичане (лужицкие сербы или сорбы). В настоящее время все полабское население полностью онемечено.

Лужичане (лужицкие сербы, сорбы, венды, сербья) – коренное мезославянское население, проживает на территории Лужицы – бывших славянских областей, ныне находящихся на территории Германии. Ведут свое происхождение от полабских славян, оккупированных в X в. немецкими феодалами.

Крайне южные славяне, условно объединенные под названием «болгары», представляют собой семь этнографических групп: добруджанци, хърцои, балканджии, тракийци, рупци, македонци, шопи. У этих групп существенно различается не только язык, но и обычаи, общественное устройство и культура в целом, и окончательное формирование единой болгарской общности не завершено даже в наше время.

Изначально болгары жили на Дону, когда хазары, после перемещения на запад, основали большое царство на нижней Волге. Под давлением хазар часть болгар переместилась на нижний Дунай, образовав современную Болгарию, а другая часть – на среднюю Волгу, где впоследствии смешались с русскими.

Балканские болгары смешались с местными фракийцами; в современной Болгарии элементы фракийской культуры прослеживаются к югу от Балканского хребта. С расширением Первого Болгарского царства в состав обобщенного народа болгар вошли новые племена. Значительная часть болгар ассимилировала с турками в период XV-XIX вв.

Хорваты - группа южных славян (самоназвание – хрвати). Предки хорватов – племена качичи, шубичи, свачичи, магоровичи, кроаты, которые переселились вместе с другими славянскими племенами на Балканы в VI-VII вв, и затем расселились на севере Далматинского побережья, в южной Истрии, в междуречье Савы и Дравы, на севере Боснии.

Собственно кроаты, составляющие костяк хорватской группы, более всего родственны славонцам.

В 806 г. хорваты попали под власть Фраконии, в 864 г. – Византии, в 1075 г. образовали собственное королевство.

В конце XI – начале XII вв. основная часть хорватских земель была включена в состав Венгерсколго королевства, в результате чего произошла значительная ассимиляция с венграми. В середине XV в. Венеция (еще в XI в. захватившая часть Далмации) завладела хорватским Приморьем (за исключением Дубровника). В 1527 году Кроация получила самостоятельность, попав под власть Габсбургов.

В 1592 г. часть хорватского королевства была завоевана турками. Для защиты от османов была создана Военная граница; ее жители, граничары – хорваты, славонцы и беженцы-сербы.

В 1699 г. Турция уступила Австрии захваченную часть в числе других земель по Карловицкому миру. В 1809-1813 гг. Кроация была присоединена к иллирийским провинциям, уступленным Наполеону I. С 1849 по 1868 гг. она составляла, вместе со Славонией, береговой областью и Фиуме, самостоятельную коронную землю, в 1868-м г. вновь соединенную с Венгрией, а в 1881 г. к последней была присоединена и Словацкая пограничная область.

Небольшая группа южных славян – иллирийцы, позднейшие обитатели древней Иллирии, находившейся к западу от Фессалии и Македонии и к востоку от Италии и Реции вплоть до реки Истра к северу. Наиболее значительные из иллирийских племён: далматы, либурны, истры, яподы, паннонцы, дезитиаты, пирусты, диционы, дарданы, ардиеи, таулантии, плереи, япиги, мессапы.

В начале III в. до н. э. иллирийцы подверглись кельтскому влиянию, в результате чего сформировалась группа иллиро-кельтских племен. В результате Иллирийских войн с Римом иллирийцы подверглись быстрой романизации, в результате чего исчез их язык.

От иллирийцев ведут свое происхождение современные албанцы и далматинцы.

В формировании албанцев (самоназвание шчиптар, известны в Италии как арбреши, в Греции как арванитес) приняли участие племена иллирийцев и фракийцев, а также на нем сказалось влияние Рима и Византии. Общность албанцев сформировалась сравнительно поздно, в XV в., однако подверглась сильнейшему влиянию османского господства, разрушившего хозяйственные связи между общинами. В конце XVIII в. сформировались две основные этнические группы албанцев: геги и тоски.

Румыны (дакорумыны), до XII века представлявшие собой пастушеский горный народ, не имеющий стабильного места проживания, не являются в чистом виде славянами. Генетически они представляют собой смешение даков, иллирийцев, римлян и южных славян.

Арумыны (аромуны, цинцары, куцовлахи) являются потомками древнего романизованного населения Мезии. С высокой долей вероятности предки арумын до IX – X веков проживали на северо-востоке Балканского полуострова и не являются автохтонным населением на территории настоящего проживания, т.е. в Албании и Греции. Лингвистический анализ показывает практически полную идентичность лексики арумын и дакорумын, что свидетельствует о том, что эти два народа длительное время находились в тесном контакте. О переселении арумын свидетельствуют и византийские источники.

Происхождение мегленорумын полностью не изучено. Нет сомнений, что они относятся к восточной части румын, подвергшейся продолжительному влиянию дакорумын, и не являются автохтонным населением в местах современного проживания, т.е. в Греции.

Истрорумыны представляют собой западную часть румын, в настоящее время в незначительных количествах проживающих в восточной части полуострова Истрия.

Происхождение гагаузов, народа, проживающего практически во всех славянских и сопредельных им странах (преимущественно в Бессарабии), весьма спорно. По одной из распространенных версий, эта православная народность, говорящая на специфическом гагаузском языке тюркской группы, представляет собой отуреченных болгар, смешавшихся с половцами южнорусских степей.

Юго-западные славяне, в настоящее время объединяемые под условным наименованием «сербы» (самоназвание – срби), а также вычленяющиеся из них черногорцы и боснийцы, представляют собой ассимилированных потомков собственно сербов, дуклян, тервунян, конавлян, захлумян, наречан, занимавших значительную часть территории в бассейне южных притоков Савы и Дуная, Динарские горы, юж. часть побережья Адриатики. Современные юго-западные славяне делятся на региональные этнические группы: шумадийцы, ужичане, моравцы, мачване, косовцы, сремцы, баначане.

Боснийцы (босанцы, самоназвание – муслимане) проживают в Боснии и Герцеговине. Фактически представляют собой сербов, смешавшихся с хорватами и принявших ислам во время османской оккупации. С боснийцами смешались переселявшиеся в Боснию и Герцеговину турки, арабы, курды.

Черногорцы (самоназвание – «црногорци») проживают в Черногории и Албании, генетически мало отличаются от сербов. В отличие от большинства балканских стран, Черногория активно сопротивлялась османскому игу, в результате чего в 1796 г. получила независимость. Вследствие этого уровень турецкой ассимиляции черногорцев минимален.

Центром расселения юго-западных славян является историческая область Рашка, объединяющая бассейны рек Дрина, Лим, Пива, Тара, Ибар, Западная Морава, где во второй половине VIII в. сложилось раннее государство. В середине IX в. было создано Сербское княжество; в X-XI вв. центр политической жизни перемещался то на юго-запад от Рашки, в Дуклю, Травунию, Захумье, то вновь в Рашку. Затем, в конце XIV – начале XVвв., Сербия вошла в Османскую империю.

Западные славяне, известные под современным названием «словаки» (самоназвание – словаци), на территории современной Словакии стали преобладать с VI в. н.э. Двигаясь с юго-востока, словаки частично поглотили прежнее кельтское, германское, а затем и аварское население. Южные районы расселения словаков в VII в., вероятно, входили в границы государства Само. В IX в. по течению Вага и Нитры возникло первое племенное княжество ранних словаков – Нитранское, или княжество Прибины, которое около 833 года присоединилось к Моравскому княжеству – ядру будущей Великоморавской державы. В конце IX в. Великоморавское княжество распалось под натиском венгров, после чего его восточные области к XII в. вошли в состав Венгрии, а позже Австро-Венгрии.

Термин «словаки» появился с середины XV в.; ранее жители этой территории назывались «словени», «словенка».

Вторая группа западных славян – поляки, образовавшиеся в результате объединения западно shy;славянских племен полян, слензан, вислян, мазовшан, поморян. Вплоть до конца XIX в. единой польской нации не существовало: поляки делились на несколько крупных этнических групп, различавшихся диалектами и некоторыми этнографическими особенностями: на западе – великополяне (к которым относились куявяне), ленчицане и серадзяне; на юге – малополяне, в группу которых входили гурали (население горных районов), краковяне и сандомирцы; в Силезии – слензане (слензаки, силезцы, среди которых различались ляхи, силезские гурали и др.); на северо-востоке – мазуры (к ним относились курпи) и вармяки; на побережье Балтийского моря – поморяне, причем в Поморье особенно выделялись кашубы, сохранявшие специфику языка и культуры.

Третья группа западных славян – чехи (самоназвание – чеши). Славяне в составе племен (чехи, хорваты, лучане, зличане, дечане, пшоване, литомержцы, хебане, гломачи) стали преобладающим населением на территории современной Чехии в VI-VII вв., ассимилировав остатки кельтского и германского населения.

В IX в. Чехия входила в состав Великоморавской державы. В конце IX – начале X вв. образовалось Чешское (Пражское) княжество, в X в. включившее в свои земли Моравию. Со второй половины XII в. Чехия вошла в состав Священной Римской империи; далее на чешских землях прошла немецкая колонизация, в 1526 г. установилась власть Габсбургов.

В конце XVIII – начале XIX вв. началось возрождение чешского самосознания, завершившееся, с распадом Австро-Венгрии в 1918 г., образованием национального государства Чехословакия, которое в 1993 г. распалось на Чехию и Словакию.

В составе современной Чехии выделяются население собственно Чехии и исторической области Моравия, где сохраняются областные группы гораков, моравских словаков, моравских валахов и ганаков.

Лето-славяне считаются самой молодой ветвью северо-европейских арийцев. Они проживают на восток от средней Вислы и имеют значительные антропологические отличия от литовцев, проживающих в той же местности. По мнению ряда исследователей, лето-славяне, смешавшись с финнами, дошли до среднего Майна и Инна, и лишь позднее были частично вытеснены, а частично ассимилированы германскими племенами.

Промежуточная народность между юго-западными и западными славянамисловенцы, занимающие в настоящее время крайний северо-запад Балканского полуострова, от верховьев рек Сава и Драва к восточным Альпам и побережью Адриатики вплоть до Фриульской долины, а также в Среднем Подунавье и Нижней Паннонии. Эта территория была занята ими во время массового переселения славянских племен на Балканы в VI-VII вв., образовав два словенских региона -альпийский (карантанцы) и дунайский (паннонские славяне).

С середины IX в. большая часть словенских земель оказалась под господством южной Германии, вследствие чего там стало распространяться католичество.

В 1918 г. произошло создание королевства сербов, хорватов и словенцев под общим названием Югославия.

Славянские страны, зажатые между Востоком и Западом, были (и остаются) полем боя и зоной экспансии. Из-за такого невыгодного положения славяне часто смешивались с другими народами. Но некоторых это коснулось в большей мере, другие же смогли этого избежать. Рассказываем, какие народы славянские народы на сегодняшний день наиболее самобытные и чистокровные.

По гаплогруппам

Генетически славянские народы очень неоднородны. В генетике славян хорошо видно смешение с другими народами. Славяне всегда были готовы вступать в контакт с инородцами, никогда не замыкались на себе и тем самым уберегли себя от черт вырождения, которые иногда прослеживаются у народов, живущих в изоляции.

Гаплогруппы - это такой генетический маркер, который свидетельствует о родстве разных человеческих популяций, позволяет выделить людские группы, общий предок которых жил наиболее недавно. Гаплогруппа R1a1 в Европе наиболее характерна для славянских народов - среди славянских народов ее содержание в геноме колеблется от 60% до 30%, что позволяет ученым делать выводы о наибольшей чистоте тех популяций, в которых она доминирует.

К слову, наибольшая концентрация этой гаплогруппы в генетике брахманов северной Индии, у киргизов и монголо-тюркского народа хотонов. Но это не делает их нашими ближайшими родственниками. Генетика куда сложнее, чем наши представления о народах и их родстве.

Наиболее высокая концентрация R1a1 прослеживается у поляков (57.5%), белорусов (51%) русских Юга (55%) и Центра (47%). Это вполне логично, ведь славянские народы появились именно на территории Польши. Наименьшая концентрация этих генов обнаруживается у македонцев, болгар и боснийцев.

Эти цифры могут показаться показательными, однако с точки зрения этнологии, они мало о чем могут сказать. Ведь многие славянские народы складывались гораздо позже процессов формирования гаплогрупп. Главное, о чем говорят эти группы - о путях миграций наших предков, о том, где они задерживались на своем пути, где оставляли свое семя. Также эти данные позволяют соотнести генезис языковых групп с археологическими культурами. То есть на основании этих цифр мы можем, например, утверждать, что среди предков славян и поляков были представители Ямной культуры, и что они были индоевропейцами, но утверждать, что македонцы меньшие славяне, чем белорусы, мы не можем.

По культуре и языку

Славяне постоянно вступали в культурное взаимодействие и смешение с соседями и захватчиками. Еще во время переселения народов славяне оказались под влиянием авар, готов и гуннов. Позже на нам влияли финно-угры, татаро-монголы, (которые, что характерно, не оставили следа в нашей генетике, но оказали сильное влияние на русский язык и еще более сильное на нашу государственность), нации католической Европы, турки, прибалты и многие другие народы. Здесь поляки отпадают сразу - их культура формировалась под сильным влиянием западных соседей.

В XVIII-XX вв. Польша была разделена между соседними державами, что тоже повлияло на национальную культуру и самосознание. Русские тоже - в нашем языке много финских и тюркских заимствований, очень сильное влияние на наши традиции оказали татаро-монголы, греки, а также достаточно чужеродные, с точки зрения традиции, преобразования Петра. В России уже несколько веков принято возводить традицию к Византии или к Орде, и при этом полностью забывать про, например, Великий Новгород.

Южные славянские народы поголовно были подвержены сильнейшему влиянию турок - мы можем видеть это и в языке, и в кухне, и в традициях. Наименьшее врияние иностранных народов испытали, прежде всего, славяне Карпат: гуцулы, лемки, русины, в меньшей мере словаки, западные украинцы. Эти народы формировались в ареале западной цивилизации, однако из-за изоляции смогли сохранить много древних традиций и защитить свои языки от большого числа заимствований.

Также стоит отметить старания народов, которые стремятся к восстановлению своей подпорченной историческими процессами традиционной культуры. Прежде всего, это чехи. Когда они попали под власть немцев, чешский язык начал стремительно исчезать, К концу XVIII века его знали только в глухих селах, а чехи, особенно в городах, не знали другого языка, кроме немецкого.

Преподаватель кафедры богемистики Каролав университета в Праге Мария Янечкова рассказывает, что если интеллигент-чех хотел выучить чешский язык, то шел в специальный лингвистический кружок. Но именно такие национальные активисты и восстановили по крупицам почти утраченный чешский язык. При этом очистили его от всех заимствований в довольно радикальном духе. Например, театр по-чешски - дивадло, авиация - лейтадло,артиллерия - делострелетство и так далее. Чешский язык и чешская культура очень славянские, но это было достигнуто благодаря стараниям интеллектуалов Нового Времени, а не благодаря непрерывной трансляции древней традиции.

По политической преемственности

Большинство славянских государств, существующих сегодня, достаточно молодые. Исключения - Россия, Польша и Сербия. Эти страны всю свою историю боролись за свою независимость, стремились сохранить свою индивидуальность и сопротивлялись захватчикам до конца.

Поляки, наследники древней и сильной державы, возникшей в X веке, дрались до последней капли крови за свою независимость с русскими и немцами. Но с начала XVIII века и до 1917 попали под власть других держав. Еще более древняя Сербия попала под власть турок в 1389 году. Но все 350 лет османского ига сербский народ неистово сопротивлялся, и своими силами смог отстоять свою свободу, культуру и веру.

Но единственное славянское государство, которое никогда не было зависимым от других - Россия (если не считать Ига). Русский народ впитал многое у своих соседей, русские традиции и русский язык сильно видоизменились под натиском инородцев. Однако мы всегда остервенело боролись за свою самобытность и независимость.

Славянские страны – это государства, которые существовали или существуют до сих пор, имеющие большей частью своего населения славян (славянские народы). Славянские страны мира – это те страны, в которых славянское население составляет около восмидесяти-девяноста процентов.

А какие страны относятся к славянским?

Славянские страны Европы:

Но все же на вопрос «население какой страны относится к славянской группе?» сразу напрашивается ответ – России. Население славянских стран на сегодняшний день составляет около трехсот миллионов человек. Но ведь есть и другие страны, в которых живут славянские народы (это европейские государства, Северная Америка, Азия) и говорят на славянских языках.

Страны славянской группы можно разделить на:

  • Западнославянские.
  • Восточнославянские.
  • Южнославянские.

Языки в этих странах произошли от одного общего языка (его называют праславянским), некогда существовавшего у древних славян. Он формировался во второй половине первого тысячелетия нашей эры. Неудивительно, что большинство слов созвучны (например, русский и украинский языки очень похожи). Также имеются сходства в грамматике, структуре предложений, фонетике. Это легко объяснить, если учесть длительность контактов между жителями славянских государств. Львиную долю в структуре славянских языков занимает русский. Его носителями являются 250 миллионов человек.

Интересно, что флаги славянских стран тоже имеют некоторые сходства в цветовом решении, в наличии продольных полос. Связано ли это как-то с их общим происхождением? Скорее всего да, чем нет.

Страны, в которых говорят на славянских языках, не так уж и многочисленны. Но все же славянские языки до сих пор существуют, процветают. А прошло уже несколько сотен лет! Это означает лишь то, что славянский народ самый могущественный, стойкий, непоколебимый. Важно, что славяне не теряют самобытности своей культуры, уважения к своим предкам, чтят их и хранят традиции.

Сегодня есть множество организаций (как в России, так и за рубежом), которые возрождают и восстанавливают славянскую культуру, славянские праздники, даже имена для своих детей!

Первые славяне появились во втором-третьем тысячелетии до нашей эры. Разумеется, что зарождение этого могучего народа происходило в районе современной России и Европы. С течением времени племена осваивали новые территории, но все же далеко уйти от своей прародины они не смогли (или не хотели). Кстати, в зависимости от миграции, славяне делились на восточных, западных, южных (у каждой ветви было свое название). У них были отличия в образе жизни, земледелии, некоторых традициях. Но все же славянское «ядро» осталось целым.

Большую роль в жизни славянских народов сыграло появление государственности, войны, смешение с другими этническими группами. Появление отдельных славянских государств с одной стороны намного уменьшило миграцию славян. Но, с другой стороны, с этого момента смешения их с другими народностями тоже резко упало. Это позволило славянскому генофонду прочно укрепиться на мировой арене. Это сказалось и на внешности (которая является уникальной), и на генотипе (наследственных признаках).

Славянские страны в период Второй мировой войны

Вторая мировая война внесла большие перемены в страны славянской группы. Например, в 1938 году Чехословацкая Республика потеряла свое территориальное единство. Чехия перестала быть независимой, а Словакия превратилось в немецкую колонию. В следующем году Речи Посполитой пришел конец, а в 1940 году то же произошло и с Югославией. Болгария встала на сторону фашистов.

Но были и положительные стороны. Например, образование антифашистских направлений и организаций. Общая беда сплотила славянские страны. Они боролись за независимость, за мир, за свободу. Особенно такие движения приобрели популярность в Югославии, Болгарии, Чехословакии.

Советский Союз же во Второй Мировой войне сыграл ключевую роль. Граждане страны самоотверженно боролись с режимом Гитлера, с жестокостью немецких солдат, с фашистами. Страна потеряла огромное количество своих защитников.

Некоторые славянские страны в период Второй мировой войны были объединены Всеславянским комитетом. Последний был создан Советским Союзом.

Что такое панславизм?

Интересно понятие панславизм. Это такое направление, которое появилось в славянских государствах в восемнадцатом-девятнадцатом веках. Оно имело целью объединение всех славян мира на основе их национальной, культурно-бытовой, языковой общности. Панславизм пропагандировал независимость славян, восхвалял их самобытность.

Цветами панславизма были белый, синий и красный (эти же цвета фигурируют на многих флагах стран). Зарождение такого направления, как панславизм, началось после наполеоновских войн. Ослабленные и «уставшие», страны поддерживали друг друга в трудную минуту. Но с течением времени о панславизме стали забывать. А вот в настоящее время опять есть тенденция возвращения к истокам, к предкам, к славянской культуре. Возможно, это приведет к образованию движения неопанславистов.

Славянские страны сегодня

Двадцать первый век – это время некого разлада в отношениях славянских стран. Особенно это касается России, Украины, стран Евросоюза. Причины здесь больше политические, экономические. Но несмотря на разлад, многие жители стран (из славянской группы) помнят о том, что все потомки славян – братья. Поэтому войн и конфликтов никто из них не хочет, а хочется лишь теплых родственных отношений, как было когда-то у наших предков.

    Сущ., кол во синонимов: 1 славянщина (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Славянская Таксон: ветвь Ареал: Славянские страны Число носителей: 400 500 млн Классификация … Википедия

    С. языки составляют одну из семей ариоевропейской (индоевропейской, индогерманской) отрасли языков (см. Языки индоевропейские). Названия славянин, славянские языки не только нельзя считать родственным этимологически слову человек, но даже нельзя… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    славянские народы Этнопсихологический словарь

    СЛАВЯНСКИЕ НАРОДЫ - представители славянских наций, русские, украинцы, белорусы, болгары, поляки, словаки, чехи, югославы, имеющие свою специфическую культуру и своеобразную национальную психологию. В словаре мы рассматриваем лишь национально психологические… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Немецкий язык принадлежит к западногерманской подгруппе германских языков и является официальным государственным языком таких государств, как Федеративная Республика Германия (около 76 77 млн говорящих), Австрия (7,5 млн человек),… … Википедия

    Южнославянские страны в XIII-XV вв. Албания - Болгария после освобождения от Византийского владычества В период существования Второго Болгарского царства (1187 1396), начавшийся после свержения византийского ига, Болгария вступила, далеко ещё не преодолев феодальной раздробленности. Это… … Всемирная история. Энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Славяне (значения). Славяне … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Болгария (значения). Республика Болгария Република България … Википедия

    Западнославянские страны … Википедия

Книги

  • Серия "Тысячелетие русской истории" (комплект из 18 книг) , . Много ли мы знаем об истории собственной страны? Страны, в которой мы живем? Книги серии "Тысячелетий русской истории" преподносят историю нашей страны как череду загадок и тайн, каждый том…
  • Учебно-методический комплекс по истории Средних веков. В 5 книгах. Книга 4. Авторская программа курса. Планы семинарских занятий. Хрестоматия , Под редакцией В. А. Ведюшкина. Цель программы - дать преподавателям возможность построить работу таким образом, чтобы студенты получили наиболее полное представление об изучаемом предмете. Цель хрестоматии - предоставить…