Как называется раскопка могилы. Раскопки захоронений - наше мнение

Как называется раскопка могилы. Раскопки захоронений - наше мнение
Как называется раскопка могилы. Раскопки захоронений - наше мнение

В которых мы участвовали.
Раскопки проводились перед костёлом св. Николая, известном с XIV в. (подробнее о нём - ), а город Бычина впервые упоминается с 1228 г. Кладбище появилось здесь задолго до постройки существующего костёла. Вероятно, ещё в X в., т.к. в другой части могильника были погребения по обряду кремации, да и в "нашей" встречались переотложенные кости из трупосожжений - археологи называют их кальцинированными. Впоследствии (с середины XVI в.) костел принадлежал протестантам. Соответственно, на кладбище столетиями хоронили жителей города. Примерно в XVIII веке кладбища стали выносить за черту города и захоронения здесь прекратились.

Мы присоединились к работам в конце сентября. Археологи Опольского университета во главе с проф. Магдаленой Пшысенжна-Пизарской (Magdalena Przysiężna-Pizarska) к этому времени работали уже не первый месяц и вели спасательные раскопки. Связано это с тем, что в Бычине ведутся активные строительные и реставрационные работы, которым должны предшествовать превентивные исследования.

Эта поездка состоялась в рамках программы сотрудничества Новгородского государственного университета с Опольским университетом . Летом к нам в Руссу на раскопки приезжала группа археологов Института истории Опольского университета, а осенью мы нанесли им ответный визит.
До этого только двое из нас неоднократно участвовали в изучении некрополей в Великом Новгороде, Старой Руссе и других пунктах Новгородчины, остальные делали это впервые.

В принципе методика исследования не очень сложна. Перед тем как перейти к рассказу о некрополе, попробую в двух словах описать методику (в принципе я уже писал об этом - , но повторюсь).
Вначале тонкими слоями снимают землю, пока не покажется погребение.

Потом тщательно расчищают скелет с помощью совочков, мастерков, ножей, ложек, зубочисток и прочего инструмента. Стараются при этом выявить контуры ямы и остатки погребальных конструкций.

Работать приходится в тесноте, тщательно выбирая место где можно сесть или поставить ногу -

После этого погребение отрисовывается и фотографируется -

В солнечный день для фотографии,приходится создавать тень подручными средствами -

Один раз пришлось отвлечься от работы, чтобы дать интервью местным журналистам -

Костяк разбирается и упаковывается в коробку. Весь грунт просматривается и перебирается. Кроме того, по просьбе коллег мы поработали с металлодетектором, проверяя отвал. Как оказалось, они совсем не использовали имеющийся у них прибор, а мы работаем с ним постоянно.

Грунт здесь песчаный и сухой, поэтому сохранность органических материалов довольно плохая. Нередко от костей оставалась лишь труха (польские коллеги объясняли специфическую сохранность нескольких костяков, разложившихся до стадии муки, тем, что погребенный при жизни страдал туберкулезом костей).

Кладбище может немало рассказать о городе и его жителях.

Первым делом следует отметить, что это городское прицерковное кладбище, поэтому многочисленные погребения шли слоями. Связано это с тем, чего территория невелика и новые могилы копали на месте старых, разрушая их. Соответственно, бОльшая часть погребений дошла до нас не полностью.

Инвентарь в погребениях практически отсутствовал. Связано это с верой в то, что христианин ничего не берёт с собой в загробный мир, поэтому ему кроме савана и гроба ничего ненужно.

Очень редко в погребениях встречались монеты, вероятно, выполнявшие роль "обола мёртвых" -

Чаще всего сохранность была плачевной. Хотя были и читаемые монеты -

Одной из самых любопытных находок была фальшивая монета, сделанная из покрытого бронзой железа.
Изредка встречались бусины. Вот это, например, костяная бусина, от чёток -

А это стеклянная -

Найдены и многочисленные металлические детали гробов - гвозди (почти в каждом погребении) или вот такая ручка -

Довольно часто встречались бронзовые булавки, скреплявшие саван. Очень много было небольших (до 3 х 3 мм) бесформенных бронзовых фрагментов, очень сильно окислившихся в слое.

Несмотря на отсутствие предметов, человеческие останки могут довольно много рассказать о жизни и смерти в древности.

Вот, например, одно из погребений -

Совсем младенец. От гроба остались полосы тлена, кости тоже практически истлели. Если увеличить фотографию то можно разглядеть монету, лежащую в изножье и тонкие бронзовые булавки, скреплявшие пелёнки.

Вообще следует отметить, что в средневековье (да и в прочем в Новое время) детская смертность была очень высокой, поэтому на кладбищах этого времени много детских, а особенно младенческих погребений. Часто их гораздо больше, чем взрослых. И не мудрено при детской смертности, превышающей 50 %. Так что если кто-то говорит, что раньше все питались только натуральной пищей, дышали чистым воздухом, много двигались и поэтому были здоровыми и жили долго - плюньте ему в глаза не верьте. Просто этот человек никогда не раскапывал средневекового кладбища.

Высокой была и смертность среди женщин во время беременности и родов. Поэтому нередки двойные погребения. Младенца при этом чаще всего клали в ноги матери.

Как вот здесь, например -

В принципе эта картина практически не отличается от средневековых кладбищ Новгорода и Старой Руссы.
Но мы встретили и много непривычного.

Например, положение тел. Практически все христиане захораниваются лёжа на спине, головой на запад. За всю нашу практику мы только один раз встретили погребение ориентированное иначе - головой на восток. Да и то, это, скорее всего, связано с тем, что покойника хоронили в закрытом гробу и перепутали изголовье с изножьем.

На кладбище в Бычине часть погребений ориентирована иначе.

Были костяки ориентированные по линии север-юг. Часть была погребена лицом вниз.

Как, например, здесь -

Погребения расположены крест-накрест, а один из покойников лежит лицом в низ, да ещё и руки за спиной.

А тут тела, похоже, были сброшены в общую могилу лицами вниз. Рука одного лежит на спине другого

Необычно и это групповое погребение -

На двух костяках можно увидеть камни, которые были положены на горло покойникам при захоронении -

Это не случайность.

Такие камни есть и в других погребениях (но не во всех). Что это обозначает неясно, но можно догадаться, что жители боялись того, что покойник может встать из могилы (в славянской мифологии они назывались - заложные покойники и пытались ему помешать. Самое удивительное, что такие камни есть даже в детских погребениях.

Этот обычай был довольно широко распространён в прошлом в Польше, да и вообще в Европе
Вот погребение XVI в. с вложенным в рот кирпичом, раскопанное в Пизе (Италия) -

А вот совсем необычное погребение обнаруженное в Польше на кладбище XVII-XVIII в. - женщина, похороненная с серпом у горла -

Чем вызван этот обычай? Единого мнения пока нет, но авторы статей (изображения из которых приведены выше) считают, что камнями придавливали покойников умерших от инфекционных заболеваний (чумы или холеры, например). Очевидно те, кто поступал так, считали таких умерших жертвами "вампиров", "ходячих мертвецов" (или какой другой нечисти, см. например -

Невероятные факты

Мы склонны полагать, будто археологи - это "пыльные" эксперты, которые изучают людей и их культуру с помощью артефактов и человеческих останков.

Но иногда они больше похожи на древних сказителей, которые при помощи найденных древностей рассказывают интереснейшие сюжеты, волшебно переносящие нас в далёкие времена и места.

В историях, представленных ниже, мы перенесёмся в древние миры давно забытых детей. Некоторые истории трогают за душу, другие просто загадочны, а некоторые ужасны.

10. Возрождение Ориенса

В октябре 2013 года на одном из полей Лестершира, Англия, охотник за сокровищами с помощью металлоискателя обнаружил метровый гроб римского ребёнка . Чтобы не говорит о ребёнке в третьем лице, научное сообщество решило назвать его "Ориенс", что означает "восходить" (как Солнце).

Считается, что Ориенс был захоронен в 3-4 веках. Доподлинно неизвестно, сколько лет было ребёнку, но браслеты на руках позволяют предположить, что это была девочка .

Браслеты с руки девочки

Застёжка браслетов

Ориенс, должно быть, жила в богатой семье или её родные имели высокий социальный статус, потому как её нашли свинцовом гробе, который был редкостью в то время, особенно в вопросах детских захоронений.

Гроб внутри

Большинство детей тогда предавали земле, одев в саван (одежда для усопшего). От малышки осталось лишь несколько фрагментов костей. Тем не менее, археологам удалось собрать воедино некоторые подробности её жизни, в том числе и информацию об обществе, в котором она жила.

Они многое узнали, анализируя некоторые смолы, найденные в её гробу.

Молочные зубы Ориенса

По рассказам Стюарта Палмера (Stuart Palmer) из команды археологов Уорикшира (Archaeology Warwickshire ), присутствие ладана, оливкового масла, а также масла фисташковых орехов в почве, найденной в гробу, говорит о том, что Ориенса можно отнести к очень небольшому количеству римских захоронений людей с самым высоким статусом.

Девочка была похоронена по очень дорогим средиземноморским и ближневосточным обычаям.

"Гвозди", которые удерживали внутренние составляющие гроба

Смолы маскировали запах разлагающего тела во время проделывания загробных ритуалов, что, по мнению древних, облегчало переход к загробной жизни. С социальной точки зрения это говорит о том, что жители Римской Британии продолжали следовать континентальным обрядам захоронения, поэтому они должны были импортировать масла и смолы с Ближнего Востока.

9. Секреты ребёнка – певца

Почти 3000 лет назад семилетняя Tjayasetimu пела в хоре в храме фараонов Древнего Египта. Несмотря на то, что большинство секретов девочка унесла с собой в могилу, кураторы Британского музея, где в 2014 году была выставлена её мумия, сумели выяснить некоторые детали о ребёнке.

Доподлинно неизвестно, где она жила и работала, потому что Британский музей купил мумию у дилера ещё в 1888 году. Однако, тело Tjayasetimu невероятно хорошо сохранилось. В 1970-х годах в рамках проекта по реставрации были найдены иероглифы и рисунки под почерневшими от масел повязками на теле.

Инструменты, которыми, возможно, пользовалась Tjayasetimu

Благодаря надписям удалось выяснить её имя и должность. Имя Tjayasetimu, которое означает "богиня Исида победит их", защищает от злых духов. Её работа певицы в храме считалась очень важной для бога Амона.

Неизвестна и причина получения девочкой такой "должности": её голос или семейные связи. Известно лишь, что она была важной персоной, потому как тело мумифицировалось с золотой маской на лице.

Сканирование показало молочные зубы девочки

В 2013 году компьютерная томография показала, что её тело, в том числе лицо и волосы, до сих пор хорошо сохранилось. В связи с отсутствием признаков длительной болезни и травм, она, как полагается, умерла от непродолжительного по времени заболевания, такого как холера.

8. Загадка "канализационных" младенцев

В Римской империи детоубийство широко практиковалось с целью ограничить размеры семьи, потому как надёжных методов контроля над рождаемостью не существовало. Это помогало сохранить дефицитные ресурсы и улучшить жизнь других членов семьи.

К детям в возрасте до 6 месяцев в римском обществе вообще не относились как к людям.

В этом колодце было обнаружено захоронение

Тем не менее, даже зная этот факт, исследователи всё равно ужаснулись, когда в 1988 году в Ашкелоне, на южном побережье Израиля, сделали страшное открытие. Археологи обнаружили в древней канализации, находившейся под римскими банями, массовое захоронение почти 100 детей.

Развалины церкви в Ашкелоне

Большинство найденных костей были нетронутыми, и, по мнению учёных, дети были брошены в канализацию сразу после смерти. Учитывая общий возраст деток и отсутствие признаков заболеваний, причиной смерти почти наверняка служило детоубийство.

По этим костям эксперты определили, что погибшие были младенцами

Хотя римляне больше предпочтения отдавали детям мужского пола, исследователи не сумели найти доказательства того, что они намеренно убивали больше младенцев женского пола. Они не сумели найти этому подтверждение и при исследовании этой находки.

Некоторые эксперты отмечают, что баня над канализацией работала и как публичный дом. Они предполагают, что младенцы были нежелательными детьми женщин древнейшей профессии, которые там работали.

Некоторым младенцам женского пола, возможно, жизнь была сохранена, чтобы они впоследствии стали куртизанками. Несмотря на то, что в Римской империи древнейшей профессией занимались и женщины, и мужчины, всё-таки первые были более востребованными.

Древние археологические раскопки

7. Необычный ребёнок рабочих – металлистов

Около 4000 лет назад в доисторической Британии дети получали задание украшать ювелирные изделия и оружие золотыми, тонкими как человеческий волос, нитями. На некоторых экземплярах на одном квадратном сантиметре дерева располагалось более 1000 таких нитей.

Учёные обнаружили это после того, как в 1800-х годах в районе кургана Буш возле Стоунхенджа была найдена богато украшенная ручка деревянного кинжала.

Найденные тогда же в Буше кинжалы. Равнина Солсбери. Были обнаружены в самой богатой и в самой важной могиле бронзового века, среди всех, когда-либо найденных в Британии

Работа настолько ювелирная, что невооружённым глазом сложно разглядеть все детали. После проведённых исследований эксперты пришли к выводу, что, скорее всего, подростки и дети в возрасте до 10 лет были авторами такого чрезвычайного мастерства на ручке кинжала.

Без увеличительного стекла обычный взрослый человек не смог бы такое сделать, потому что его зрение не обладает достаточной резкостью. Уже после 21 года зрение человека постепенно начинает ухудшаться.

Хотя дети и пользовались простыми инструментами, у них было особое понимание дизайна и геометрии. Однако, за красивую ручную работу они платили высокую цену. Их зрение быстро портилось, миопатия настигала их в возрасте 15 лет, а к 20 годам они уже были частично слепы.

Это делало их непригодными для другой работы, поэтому они вынуждены были полагаться на свои общины.

6. Очень хорошие родители

Полагая, что к неандертальцам отношение со стороны некоторых учёных было не совсем объективное, археологи из университета Йорка решили переписать историю этих доисторических людей. До недавнего времени считалось, что дети неандертальцев проживали опасную, трудную и короткую жизнь.

Однако, команда вышеуказанных археологов пришла к другим выводам после того, как изучила социальные и культурные факторы жизни первых людей по находкам разных времен в разных местах по всей Европе.

"Мнение о неандертальцах меняется", - рассказывает Пенни Спайкинс (Penny Spikins), ведущий исследователь. "Отчасти из-за того, что они спаривались с нами, а это уже говорит о нашем сходстве. Но не менее важными оказались и последние находки. Существует принципиальное различие между суровым детством и детством, проведённом в суровых условиях".

Неандертальский ребёнок исследует своё отражение в воде. Неандертальский музей в Кропине, Хорватия

Спайкинс полагает, что дети неандертальцев были очень сильно привязаны к своим семьям, а семьи были сплочёнными. Он также отмечает, что детей обучали обрабатывать инструменты. В двух местах двух разных стран команда археологов обнаружила камни, которые были хорошо обработаны на фоне других, обладавших сколами.

Они выглядели так, будто дети обучались у взрослых, как делать инструменты.

Хотя нет никаких убедительных доказательств этому заявлению, Спайкинс считает, что доисторические детки «играли в пикабу», подражая взрослым, потому что в такую же "игру" играли люди и большие обезьяны.

При изучении захоронений неандертальских младенцев и детей Спайкинс пришла к выводу, что родители предавали земле своё потомство с большой осторожностью, так как чаще находились сохранившиеся до наших дней останки детей, а не взрослых.

Команда археологов также подчёркивает, что есть свидетельства, подтверждающие факт заботы родителей в течение нескольких лет о своих больных или травмированных детях.

Древнейшие находки археологов

5. Бой скауты Древнего Египта

Чтобы узнать о том, как жили дети в городе Оксиринх Древнего Египта, историки исследовали около 7500 документов предположительно шестого века. В городе проживало более 25 000 человек, а сам он считался римским административным центром своего района, в котором процветала ткацкая промышленность Египта.

Более века назад были найдены артефакты времён существования Оксиринха, после анализа которых историки пришли к выводу, что в Древнем Египте активно работала молодёжная группа бойскаутов, известная как "гимназия", где молодые люди обучались тому, чтобы стать хорошими гражданами.

Мальчики на верблюде. Мозаика периода поздней античности, начало 6 века.

Мозаичный музей Great Palace в Стамбуле, Турция.

На обучение принимали мальчиков, родившихся в свободных египетских, греческих и римских семьях. Несмотря на "богатую" демографию, членство в гимназии ограничивалось 10-25 процентами семей города.

Для мальчиков, оставлявших заявки на обучение в гимназии, - это был переход ко взрослой жизни. Они становились полноценными взрослыми, когда женились в возрасте "слегка за двадцать". Девочки, которые вступали в брак в подростковом возрасте, готовились к своей роли, работая в родительских домах.

Мальчики из свободных семей, которые не попадали в гимназии, начинали работать, будучи детьми, по контракту в течение нескольких лет. Многие контракты были на работу в ткацком производстве.

Римский мальчик с причёской в египетском стиле. Боковая прядь волос отрезана и пожертвована богам перед предстоящей церемонией совершеннолетия. Первая половина второго века нашей эры. Музей истории культуры, Осло.

Историки обнаружили один ученический контракт, заключённый с девочкой. Но, как выяснилось, её случай был уникальным, потому что она была сиротой и вынуждена была погашать долги её покойного отца.

Дети рабов могли заключать такие же рабочие контракты, как и мальчики, родившиеся в свободных семьях. Но в отличие от последних, которые жили со своими семьями, дети рабов могли быть проданы. В таком случае они проживали со своими владельцами. Обнаруженные документы показали, что некоторые детки рабов продавались уже в возрасте двух лет.

4. Загадка "лосиного" геоглифа

В этой истории наше открытие прошлого вызвано любопытством относительно того, что же будет в будущем. Изображения, полученные из космоса в 2011 году, поведали о существовании гигантского лосиного геоглифа (нанесённый на землю геометрический узор) в Уральских горах, который, как предполагается, предшествовал известным в геоглифам Наски тысячелетнего возраста, найденных в Перу.

Тип кладки, известный как "каменный скол", говорит о том, что эта структура могла быть построена примерно в 3000 – 4000 гг. до н.э.

Геоглифы Наски

Структура около 275 метров в длину с двумя рогами, четырьмя ногами и длинной мордой, обращённой к северу. В доисторические времена геоглиф можно было разглядеть с соседнего хребта. Он выглядел как блестящая белая фигура на фоне зелёной травы. Сегодня это место покрыто почвой.

Археологи были поражены продуманностью конструкции. "Копыта лося были сделаны из мелких дроблёных камней и глины", - объясняет Станислав Григорьев, специалист Российской академии наук. "Стены были очень низкими, как я полагаю, а проходы между ними очень узкими. Также ситуация обстояла и в области морды: щебень и глина, четыре небольших широких стены и три прохода".

"Лосиный" геоглиф

Исследователи также обнаружили свидетельства наличия двух мест, в которых лишь единожды разжигали костры. Они полагают, что эти места использовались для проведения важных ритуалов.

Однако, много вопросов осталось без ответов, в особенности таких, как: кто построил этот геоглиф и почему. Нет никаких археологических доказательств того, что культура в тот период была настолько продвинутой, чтобы люди могли построить такую структуру в этом регионе.

Но эксперты полагают, что наиболее интересное открытие касается детей. Им удалось найти более 150 инструментов на месте, длиной 2-17 сантиметров. Они считают, что эти инструменты принадлежали детям, которые работали бок о бок со взрослыми в рамках общественного проекта.

То есть это был не рабский труд, а совместные усилия во имя достижения важной цели.

Археология: находки

3. Дети облаков

В июле 2013 года в высотной области региона Амазонас в Перу археологи обнаружили 35 саркофагов, каждый из которых был длиною не более 70 сантиметров. Небольшие гробы навели исследователей на мысль, что они принадлежат детям таинственной культуры Чачапоя, известной также как "воины облаков", потому что они жили в тропических лесах гор.

В период между 9 веком и 1475 годом, когда их территории были завоеваны инками, Чачапоя основывали деревни и фермы на крутых горных склонах, растили там свиней и лам, а также воевали между собой.

Их культура, в конечном счёте, была уничтожена заболеваниями, такими как оспа, которые принесли с собой европейские исследователи.

О Чачапоя и их детях известно очень мало, потому что они не оставили никакого письменного языка после себя. Однако, согласно испанским документам 1500-х годов, они были свирепыми воинами.

Педро Сьеса де Леон (Pedro Cieza de Leon), который вёл хронику истории Перу, так описал их внешний вид: "Они самые белые и самые красивые из всех людей, которых я видел в Индии, а их жены настолько прекрасны, что из-за их мягкости, многие из них заслуживают быть женами инков и жить в храме Солнца".

Но эти воины облаков всё же оставили кое-что после себя: мумифицированные тела в необычных и странных саркофагах, которые были найдены на высоких уступах с видом на долину. Глиняные гробы были расположены вертикально и по оформлению очень напоминали по декорированию людей: туники, украшения и даже трофейные черепа.

Но никому неизвестно, почему детей хоронили на их собственном кладбище отдельно от взрослых. Также непонятно, почему все маленькие саркофаги «смотрели» на запад, в то время как взрослые гробы были расположены иначе.

Загадочные археологические находки

2. Дары богам озёр

Древние деревни бронзового века раскинули свои просторы вокруг альпийских озёр Германии и Швейцарии. Когда некоторые из деревень были обнаружены в ходе раскопок 1970-х и 1980-х годов, археологи не могли нарадоваться, потому что они нашли более 160 домов возрастом 2600 – 3800 лет.

Это были дома вдоль прибрежной полосы озера, которые оказались затопленными. Чтобы защититься от подъёма уровня воды, жители часто переселялись на менее опасные территории, поближе к суше. Когда же условия улучшались, они снова возвращались.

Раскопки могильников и поселений - это наиболее ответственная часть процедуры полевых исследований в археологии. Разведки дают сведения разного уровня, которые потом можно неоднократно проверять и дополнять. Процедура лабораторных исследований также повторима и зависит от совершенствования используемых методик. Раскопки же неповторимы.

Как бы тщательно и квалифицированно ни проводились раскопки памятника, он, тем не менее, разрушается. После раскопок он перестает существовать полностью или частично как памятник археологии, становится суммой добытых научных материалов и сведений. Поэтому раскапывать памятники должны только специалисты, имеющие соответствующую подготовку и разрешение на раскопки (открытый лист).

Организация, проводящая раскопки, и руководитель раскопок должны позаботиться об участии в экспедиции необходимых специалистов. Проведением раскопок руководит специалист-археолог. В составе отряда должны быть помощники-лаборанты, квалифицированный фотограф, чертежник, реставратор, антрополог и другие специалисты, в зависимости от задач экспедиционного исследования.

Основные задачи изучения могильников

Исследование древних могил в мировой и отечественной науке имеет большую историю. Их раскопки дали науке колоссальный археологический, антропологический и иной материал. Однако особенность этого вида памятников заключается в том, что с погребенными клали только те предметы, которые требовались по обряду погребения. Поэтому при выделении археологической культуры нельзя основываться лишь на данных, полученных из могил, как это делалось раньше. Впрочем, неверно и строить обобщающие выводы об археологической культуре только на материалах одних поселений. Материалы этих памятников необходимо подвергать общему анализу. Только это позволяет добиться необходимой полноты данных для реконструкции археологической культуры.

Древнюю могилу следует рассматривать в комплексе, не ограничиваясь вещественным материалом. Важно все: ее устройство, проведенный обряд погребения, расположение вещей и их набор.

Исследование погребальных комплексов должно включать изучение устройства могильного сооружения, места захоронения, получение сведений о процессе захоронения, обряде и действиях с погребенным, о сопровождающем инвентаре, его размещении.

Приступая к раскопкам, надо учитывать, какой вид погребального сооружения будет исследоваться. В зависимости от этого следует выбирать соответствующие методики исследования.

Оборудование места погребения . Наиболее распространенным сооружением являются вырытые в грунте (в материке) могильные ямы, разные по форме: четырехугольные, овальные, без дополнительных сооружений или со срубом, сложенными из бревен или камня стенками, с подбоем, перекрытые деревом или камнем. В особую группу можно выделить сложные по устройству погребальные камеры, известные, например, у скифов, саков, в Горном Алтае. Они устраивались в виде обширного деревянного сруба с дополнительными помещениями для инвентаря, погребения коней. Такие камеры имели специально оборудованный коридорный вход.

Вместе с тем известны и другие погребальные устройства: погребальные урны, оссуарии - специальные сосуды из керамики или камня, в которые складывались остатки умершего. Урны хранились в склепах из глины или кирпича.

Археологам часто приходится сталкиваться с устройством места погребения на поверхности погребенной под насыпью кургана почвы или в насыпи кургана. Место погребения в таком случае может быть оборудовано деревянной рамой, обложено каменными плитами или дерном. Сооружения из дерна бывает особенно сложно обнаружить.

Рис. 87.

1 - скорченное погребение эпохи бронзы в могильной яме с деревянным покрытием; 2 - погребение в специально сделанной катакомбе

К более позднему времени, как правило, к периоду сложения ранних государств, относятся погребения в саркофагах из дерева, камня, терракоты, в гробах. Простые и сложные, украшенные, они имели еще и социальную функцию, как, впрочем, и вся конструкция наземного погребального сооружения. Исследуя их, надо иметь в виду, что эти архитектурно-археологические памятники, имеющие свое традиционное устройство, отражали мировоззрение создавших их людей, связанное с представлениями о жизни, смерти, структуре мироздания. Таковы, например, царские курганы у скифов, курган Иссык у саков, курганы в долинах Пазырык и Укок в Горном Алтае, курган Аржан в Туве и др.

В археологии известно несколько способов захоронения , которые без труда устанавливаются в ходе раскопок. Сложнее бывает установить, какие действия совершались с умершим: трепанация черепа, извлечение внутренностей, расчленение и т.д. Археолог в ходе археологических раскопок должен но возможности проследить, какие действия производились перед погребением.

Простое захоронение - помещение тела умершего в землю или гроб, колоду. В археологии фиксируется много разновидностей трупоположения: вытянутое; скорченное на боку, при котором колени умершего подогнуты; на спине с различным положением рук и ног. В ходе раскопок погребений обнаруживается скелет погребенного или его остатки. При этом надо учитывать, что кости рук, ног, череп могли изменить свое первоначальное положение при разложении мышечной ткани, при уплотнении заполняющей могильную яму земли. Например, если погребенный был положен на спину, а ноги его подогнуты коленями вверх, то такое положение со временем сохраниться не может; при раскопках археолог обнаружит кости ног погребенного согнутыми и лежащими коленями вправо или влево, а может быть, и в стороны, в позе "танца". Те же изменения происходят и с расположением черепа. Когда археолог пишет в дневнике, что погребенный был положен на спину, а голова повернута вправо или влево, почти всегда можно сказать, что его утверждение ошибочно, поскольку череп разворачивается под действием тяжести земли, заполнившей могильную яму.

Рис. 88.

1 - одиночное в грунтовой яме; 2 - в подбое; 3 - в каменном ящике; 4 - в срубе; 5, 6 - в погребальной камере

Место, где погребено большое количество людей одновременно или последовательно в течение длительного периода, называется групповым захоронением. Такой тип захоронений, например, известен в Сибири в тагарской культуре эпохи раннего железного века.

Вторичное захоронение - это перезахоронение костей после того, как мышечные ткани сгнили. Зачастую эти кости выкладывались в могильную яму, склеп или урну после того, как они находились какое-то время в другом месте, были захоронены или лежали на поверхности земли.

Основная цель бальзамирования умершего - сохранить тело умершего, для чего череп трепанировался, внутренние органы извлекались и заменялись бальзамирующими веществами. После этого умершего хоронили. В России такие бальзамированные трупы погребенных найдены в Горном Алтае и относятся к пазырыкской культуре.

Обряд кремации (сжигания трупа) в древности был довольно широко известен. Встречается довольно много его разновидностей. В качестве основных можно выделить три из них: сожжение трупа на специальных погребальных площадках внутри могильной ямы или погребального склепа, сожжение умерших вместе с погребальной камерой и погребение в могиле кучек пепла или обожженных костей в урнах и специальных мешочках. Само же сожжение в таком случае совершалось где-то на стороне, за пределами места захоронения. С обрядом сожжения в ряде археологических культур совмещался обряд сохранения облика умершего путем изготовления глиняных и терракотовых масок, скульптурных голов погребенных (тесинская и таштыкская культуры гунно-сарматской эпохи раннего железного века).

Рис. 89. "Групповое" погребение тагарской культуры раннего железного века

Спасательные археологические раскопки селища Петелино-1 проводил летом в Подмосковье Институт археологии РАН. Археологи под руководством Алексея Викторовича Алексеева раскопали одно из древнейших поселений Московской области. В XIV веке здесь располагалось принадлежавшее великому московскому князю Дмитрию Донскому село Дмитриева Слободка - административный и экономический центр большой и богатой волости. Дмитриева Слободка не раз была упомянута в завещаниях московских князей и главных государственных актах как важный пункт. Раскопки захватили и часть древнего средневекового некрополя XIV-XVI веков с большим количеством погребений. Найдено большое количество редких и интересных находок: белокаменные надгробия, каменный крест, нательные кресты, серебряные монеты, образки, прикладная печать, серебряные поясные накладки, много керамики XIV-XVI веков и другое.
Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 06-07.2016г.

Историческая справка, схема раскопок, начало спасательных раскопок селища Петелино-1, а также небольшой ликбез по археологии здесь:
Раскопки Петелино-1, средневековой некрополь, 1 часть
Раскопки селища Петелино-1, видео-экскурсия

1. Всё, что сохранилось от человека - наиболее крепкие кости и рыхлый череп. Обратите внимание, как неглубоко он был похоронен, всего около 60 см от тогдашнего уровня земли

2. Еще одна могила с сохранившимися останками человека и гробовины (начало - фото 37,38 предыдущей части). В последствии оказалось, что это наиболее сохранившееся захоронение из всех найденых. Гробы тогда представляли собой выдолбленные из цельного дерева антропоморфные колоды

3. Бумажную работу никто не отменял

4. Средневековой нательный крест

5. Хорошая находка - серебрянная монета Золотой Орды, дирхем хана Бердибека (758-760/1357-1359)

6. Оборот дирхема Бердибека

7. Нательный крест и дирхем

8. Панорама раскопок, видны могилы

9. Уже выкопанные могилы, средневековые могильные плиты и могильные пятна (выделяющиеся на фоне материка прямоугольники)

11. Видны две начатые могилы. Извлекается сначала одна половина, затем другая

13. Очистка захоронения со 2 фото. Работа идет ножем и щеткой, наверное самая медленная и нудная часть раскопок

15. Весь извлеченный грунт посеивается через сито в поисках артефактов

16. После очистки стали видны кости рук и фаланги пальцев (сравни с фото 13)

17. А это могила в могиле. Более позднее захоронение частично расположено на более раннем. Человеческие останки растворились, частично сохранился лишь череп

18. Здесь также одна могила находит на другую. Видны следы истлевшей колоды, человеческие останки не сохранились

19. Наконец-то полностью ичистили останки из могилы со 2-го фото. На зачистку ушло пару дней

23. Следы групповой могилы, мы предполагали там захоронение семьи и возлагали ра раскоп этой могилы большие надежды

24. Перекур, справа начало раскопа групповой могилы с предыдущего фото

25. К сожалению, надежды на оправдались, человеческие останки в этой могиле не сохранились. Удалось обнаружить лишь след от черепа - полость в земле в форме черепа (сразу вспоминаются Помпеи). Однако его расположение подтвердило нашу догатку о групповом захоронении

26. Всё, что осталось от человека - полось в земле в форме черепа

27. Начали копать дальше и обнаружили еще одну полость от черепа. А между ними след еще одного маленького захоронения. Скорее всего это была семья с ребенком

28. А это захоронение с сохранившемся черепом, предположительно ребенка. Маленькие глазницы при большом черепе наводят на мысль о болезни (рахит?). Кстати, по окончанию раскопок все кости были отправлены антропологам для анализа и исследований

29. Начало расчистки захоронения с фото 18, видны остатки черепа и следы колоды

30. В ходе раскопок было найдено много фрагментов керамики XIV-XVII веков. При этом в самих могила практически ничего не найдено (почему это происходило я объясняю в видео и предыдущей части)

31. Захоронение с фото 18, 29 после расчистки

32. А это главный специалист по расчисткам погребений. Не всякий способен длительное время ножом, иголкой и щеточкой расчищать кости - это достаточно трудоемкое занятие, требующее усидчивости и терпения

33. Найденая керамика, XIV-XV век

34. Венчик фрагмента средневекового керамического сосуда

36. Профиль венчика с предыдущего фото

37. Обратите внимание на волнистый узор, это XIV-XV век

43. Средневековая керамика

44. Необычная находка - осколок черноморской амфоры XIV века (справа)

46. Венчики керамических сосудов XIV-XV веков, видны волнистые линии.

48. Во время раскопок к нам приезжали репортеры с канала Россия-24 снимать документальный фильм о археологических раскопках. Руководитель экспедиции Алексеев А.В. дает им интервью. Позже выложу ссылку на фильм

49. Снимают самые примечательные и ценные находки

Недавно выяснилось, что поисковый отряд экспедиции «Долина» три года вёл раскопки на деревенском кладбище.

Эта история началась прошлым летом, когда к нам обратились из старорусского комитета культуры и попросили посмотреть место на окраине д. Черенчицы. Выехав на место, мой коллега С. Е. Торопов, осмотрев берег, где велись раскопки, убедился, что там находится деревенское кладбище.

Недавно эта история всплыла снова, и мне удалось связаться с командиром отряда проводившего там работы Н. Г. Бабинцевой. Вот что удалось выяснить.

Собственно говоря, в очередной раз повторилась старая ситуация. Поисковый отряд в ходе поиска незахороненных павших бойцов натолкнулся на старое кладбище и принял его за захоронение мирных жителей, погибших во время войны.

Само село имеет древнюю историю.
В средневековье Черенчицы – центр одноименного крупного округа-погоста, разделенного р. Ловать на две половины, расположенные соответственно на территории Шелонской и Деревской пятин. Наиболее раннее из дошедших до нас описаний с. Черенчицы сохранилось в Переписной книге Шелонской пятины 1539 г. По её данным, на территории села значится ц. св. Иоанна Богослова. Черенчицкий погост впервые упоминается в Переписной оброчной книге Деревской пятины, составленной около 1495 г. В XVI в. находящаяся в Черенчицах ц. Иоанна упоминается в Приходной книге новгородского Дома Святой Софии 1576/1577 г.
По мнению академика В. Л. Янина, Черенчицы (под названием Черняны (Черняне)) упоминаются Новгородской I летописью под 1200 г. в сообщении о литовском набеге на Южное Приильменье: «Ловоть взяша Литва и до Налюця, с Белее до Свинорта и до Ворча середу; и гнашася новгородьци по них и до Цьрнян и бишася с ними». Данная локализация поддержана с ономастической точки зрения В. Л. Васильевым.

Во время войны, эта деревня оказалось на линии фронта и была разрушена в ходе боёв. При этом позиции, естественно, закладывали на всех удобных местах, в том числе и на кладбище, прилегавшем к ц. св. Иоанна Богослова.

Спустя много лет, весной 2013 года, бойцы поискового отряда обнаружили на окраине деревни Черенчицы человеческие кости, лежащие на грунтом берегу р. Ловать.



Раскопки на берегу Ловоти

Три года отряд из Кирова вёл поисковые работы, в результате которых извлечены костные останки не менее 80-ти человек, включая многочисленные младенческие и детские скелеты. Взрослых мужчин очень мало. Ни личных вещей, ни фрагментов одежды при останках не обнаружено. Вокруг найдены немецкая пулемётная лента, немногочисленные гильзы и патроны от немецкого и советского оружия, 2 гильзы крупнокалиберного снаряда, несколько гильз от противотанкового ружья, 1 или 2 гильзы от немецкой ракетницы, битый кирпич, битое тонкое стекло, десяток кованых гвоздей, фрагменты досок, несколько крупных осколков снарядов.

Кроме того были найдены 11 нательных крестов, которые предварительно можно датировать XVIII- нач. XX в.

Найденные в ходе работ, нательные кресты и осколок сосуда с изображением Иоанна Богослова

"Кружечка из раскопа под бруствером"

Самое удивительное - это то что, находя сопровождавшие останки, фрагменты истлевшего дерева и кованые гвозди, они не смогли сообразить, чтобы это значило. Хотя любому человеку, знакомому с раскопками погребений, ясно, что это остатки гробовищ. Не могли бойцы и командир отряда понять, почему среди погребений много разрозненных костей и их фрагментов. А это ещё один из признаков долго функционировавшего кладбища – кости из разрушенных погребений.


Расчищенный костяк. Положение типичное для православного захоронения. Лежит на спине, руки сложены на груди

Возможно, среди найденных костяков и могли находится останки непогребённых солдат, но основная масса - это погребения старого кладбища частично разрушенные и перемешенные позициями.

В переписке описывалось, что некоторые скелеты были обнаружены группами, матери прижимали к себе детей. Но в это верится слабо. Такие рассказы я уже слышал в 2007 г., когда при таких же обстоятельствах был раскопан жальник у д. Хотыня, где ничего подобного не было. Методика работы, при которой не фиксируется положение костяков, при наличии фантазии позволяет сделать любые выводы.



Шурфы и методика раскопок

Всё это позволяют сделать вывод о том, что в результате поисковых работ было повреждено церковное кладбище, содержащее погребения XVIII – нач. XX в., а возможно и более раннего периода. Основной причиной сложившейся ситуации, по всей видимости, стало отсутствие у руководителей поискового отряда информации о расположении в районе поисковых работ археологических памятников (которым по факту является раскопанное кладбище) и неумение отличать объекты военного времени от кладбищенских погребений эпохи средневековья и XVIII – нач. XX вв.

Учитывая древность села, стоит предполагать, что на его территории могут находиться и гораздо более древние археологические объекты.
Непосредственно же рядом с местом раскопок находится разрушенный храм Иоанна Богослова. Командир отряда о нём знал, но почему-то не подозревал о том, что вокруг старых храмов обычно располагаются кладбища.

Как можно заниматься поисковой работой по 15-20 лет и не знать этого, да ещё и не уметь отличить деревенское кладбище от военных захоронений, у меня не укладывается в голове. Ведь судя по описанию, не было вообще ничего, что позволяло бы признать эти погребения военными (гильзы и патроны, валявшиеся на поверхности, не в счёт - их везде хватает).

Тем более, что проблема разрушений могильников звучала уже неоднократно. В 2007 г. Разрушен средневековый жальник у д. Хотыня Шимского района, в 2009 г. поисковым отрядом раскопан жальник у д. Бракловицы Старорусского района (там тоже позиции располагались прямо на могильнике). Мы об этом неоднократно говорили, писали в штаб "Долины" , встречались с руководством.

Но в итоге, отряд три года сдавал отчёты в штаб «Долины» и там никто не обеспокоился таким странным захоронением. Три года перезахоранивают останки женщин и детей, и ни у кого не вызывает подозрения тот факт, что нет ни одного повода считать их погибшими в ходе Великой Отечественной войны. По-моему, это признак больших проблем в организации поискового движения и контроля над работами поисковых отрядов. Надеюсь, что новое руководство «Долины» предпримет шаги для решения этой проблемы и повторения подобных случаев удастся избежать.
Уж не знаю что должны чувствовать бойцы этого отряда, осознавая, что их труды не просто прошли впустую, а нанесли серьёзный вред...

В заключение, ещё раз призываю членов и командиров поисковых отрядов пользоваться подготовленной нами Памяткой (БЕРЕГИТЕ ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ! (памятка бойцу поискового отряда)). Если бы копавшие в Черенчицах были знакомы с ней, то сразу бы поняли, что это не военное захоронение (все признаки налицо).
В свою очередь, мы готовы при возникновении спорной ситуации выехать на место работ и выяснить, что же на самом деле было обнаружено. Мы так уже неоднократно делали. Ни разу не отказали. когда нас просили посмотреть на «странное захоронение» (хотя стоит признать что это было всего несколько раз) и выезжали на место (вот например, видеосюжет про один из выездов