Экономические игры для студентов примеры. Экономическая игра «предпринимайка

Экономические игры для студентов примеры. Экономическая игра «предпринимайка
Экономические игры для студентов примеры. Экономическая игра «предпринимайка

Сценарий деловой игры «Занимательная экономика»

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов

Автор: Францева Ольга Николаевна, методист МБОУДОД «Центр внешкольной работы» г.Брянска
Описание материала: разработка будет полезна вожатым, педагогам-организаторам, классным руководителям школ для проведения внеклассных мероприятий. Сценарий предназначен для учащихся 5-7 классов. Материал в яркой и увлекательной форме направлен на обобщение базовых экономических понятий и становление экономического мышления школьников.
Цели: формирование и обобщение основных экономических понятий, с которыми учащиеся имеют дело в повседневной жизни.
Задачи:
- учить принимать решения, анализировать информацию, излагать свою точку зрения и вести дискуссию;
- формировать осознанное экономическое поведение;
- развивать инициативу, познавательную активность, интерес к постоянной потребности в новых знаниях, стремление к самовыражению и самореализации;
- содействовать экономическому воспитанию учащихся.
Форма: деловая игра.
Оборудование:
карточки с заданиями;
6 бумажных кошельков;
игрушечные бумажные деньги;
плакат с надписью игры;
листы бумаги, ручки;
костюм для инсценировки.
Предварительная работа:
1) Формируются команды. Учащиеся придумывают название и девиз своей команды.
2) Команды готовят рекламу своей творческой работы.
Участники: учащиеся 5-7 классов. На сцену выходит Знайка
Знайка:
Хочу сегодня я, друзья
Открыть вам свой секрет,
Об этом говорил ещё мой дед:
"Ученье - свет, а неученье - тьма!"
И как же прав он был!
Вот посудите сами…
Все хотят красиво жить,
А чтобы вы могли есть шоколад
И молоко кокосов пить,
Вам надобно, друзья,
Предметов прежде много изучить.
К примеру, экономика.
Детишки! Дама эта мудрена.
Не любит шуток в счете денежек она.
С ней будете встречаться Вы немало лет,
Пока покажет вам она ваш жизненный билет.
Предметов будет очень много –
Долго их считать,
А мне, сказать по правде,
Очень уж не терпится узнать,
Умеете ли вы считать?
Ну что ж, проверить мне не трудно вас.
Начнем игру «Занимательная экономика» сейчас.
Ведущий: Здравствуйте, ребята, члены жюри. Вы узнали нашего героя? Кто это? Сегодня мы встретились здесь, чтобы показать свои знания и выявить лучших знатоков экономики, научиться принимать решения, анализировать информацию, излагать свою точку зрения и вести дискуссию.
Итак, мы начинаем игру «Занимательная экономика». Давайте поприветствуем наши команды.
Представление команд и жюри.
Ведущий: За каждое правильное выполненное задание команда будет получать деньги, и та, у которой в итоге их окажется больше - выигрывает.

Конкурс «Разминка»
Ведущий: Разминка введет нас в игру, т.к. сейчас мы попытаемся вспомнить и назвать некоторые экономические понятия.
Вопросы для разминки команд
1.Финансовое кредитное учреждение. (Банк)
2.Отчисления от доходов в пользу государства. (Налог)
3.Денежная единица государства. (Валюта)
4.Управляющий, специалист по управлению. (Менеджер)
5.Деньги, переданные в долг под проценты. (Кредит)
6.Лицо, объявленное неспособным расплатиться с долгами. (Банкрот)
7.Сказочный персонаж, с помощью мистической силы превративший нагревательный прибой в транспортное средство.(Емеля)
8.Самый, если верить легенде, надежный сторож для крупных ценностей. (Дракон)
9.Разговорное обозначение миллиона денежных единиц. («Лимон»)
10.Одна из крупнейших в мире фирм по производству детских конструкторов. («ЛЕГО»)
11.Сказочное существо, умеющее изготавливать золотые монеты простым ударом копыта. (Антилопа)
12.Название комнаты, в которой хранились несметные сокровища, потерянные во время Второй мировой войны. (Янтарная)
Жюри подводит итоги разминки.

Конкурс «Экономика в литературе»
Ведущий: экономические термины встречаются в литературных произведениях, в устном народном творчестве (пословицах, поговорках).
Задание: как можно больше вспомнить сказок, мультфильмов, кинофильмов, песен, литературных произведений, пословиц, поговорок, в которых вспоминаются деньги или говорится о богатстве.
Варианты ответов: «Золотая Антилопа», «Алладин и волшебная лампа», «Али-Баба и сорок разбойников», «Кот в сапогах» (Ш. Перо), «Сказка о рыбаке и рыбке» и «У Лукоморья» (Пушкин), «Огниво» (Г. X. Андерсен), «Буратино» (А. Толстой), к/ф «Бриллиантовая рука»; «Без копейки рубля нет», «Копейка рубль бережет», «Деньгам – счет, а хлебу мера», «Нелегко деньги нажить, а легко прожить», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Деньги любят счет», и т.д.
Жюри подводит итоги конкурса.

Конкурс «Экономическая задача»
Ведущий: Каждая хозяйка знает, как много времени уходит на приготовление пищи и другую домашнюю работу. Чтобы оставить время на отдых или для занятия любимым делом, необходимо правильно планировать и экономить рабочее время. Попробуем?
Задание: Девочка решила помочь маме приготовить ужин. До прихода мамы остался один час. Меню ужина состоит из овощного салата, картофельного пюре и котлет. На приготовление необходимые следующие затраты времени (в минутах):
-мытье овощей - 10 мин.
-резку овощей - 10 мин.
-чистку картофель - 10 мин.
-варку картофеля - 30 мин.
-приготовление пюре - 10 мин.
-приготовление котлет из фарша - 10 мин.
-жарка котлет - 30 мин.
-накрывание стола - 10 мин.
Всего: 120 мин.
Вопрос: В какой последовательности необходимо производить операции по приготовлению ужина, чтобы успеть к мамину приходу? Распределите последовательность работ так, чтобы уложиться в 60 минут. Решение есть.
Ответ:
-чистку картофель - 10 мин. - варку картофеля - 30 мин.
-приготовление котлет из фарша - 10 мин. - жарка котлет - 30 мин.
-мытье овощей - 10 мин.
-резку овощей - 10 мин.
-приготовление пюре - 10 мин.
-накрывание стола - 10 мин.
Всего: 60 мин.

Конкурс «Логика»
Ведущий: Экономика - наука сложная, но интересная. Люди, работающие в этой отрасли должны уметь быстро и правильно принимать самостоятельные решения, а для этого надо быть не только знающим и умеющим, но и думающим.
Вопросы:
1.Ребята пилят бревна на метровые куски. Отпиливание одного такого куска занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5 метров?
Ответ: 4 минуты.
2.Два землекопа выкапывают два метра канавы за два часа. Сколько землекопов за пять часов выкопают 5 метров канавы?
Ответ: 2 землекопа.
3.Один человек купил трех коз и заплатил 3 рубля. Спрашивается: почему каждая коза пошла?
Ответ: по земле.
4.Мельник пришел на мельницу. В каждом из четырех углов он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по три кошки, а каждая кошка имела при себе троих котят. Спрашивается, много ли ног было на мельнице.
Ответ: две ноги.
5.Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три вряд. Сколько всего летело уток?
Ответ: всего летело три утки, одна за другой.
6.Что это может быть: две головы, две руки и шесть ног, а в ходьбе только четыре?
Ответ: всадник на лошади.
7.Два отца и два сына поймали трех зайцев, а досталось каждому по одному зайцу. Спрашивается, как это могло случиться?
Ответ: это были дедушка, его сын и внук.

Конкурс «В супермаркете»
Ведущий: Следующее задание по своему характеру очень близко к первоначальному определению слова «экономика», то есть оно связано с ведением домашнего хозяйства. Вам приходится пойти в магазин и купить продукты.
Задание: игрок первой команды называет продукт питания, который можно приобрести в современном супермаркете, участник из второй команды называет продукт на последнюю букву и т.д. Тот, кто не может быстро назвать продукт на нужную букву, выходит из игры. Игра идет до тех пор, пока не останется один участник.
Например: М ясО короК олбасА брикоС метана...

Конкурс «Геометрический бег»
Ведущий: Ребята, многие, из вас став взрослым, наверное, захотят открыть своё дело, заняться бизнесом. А бизнес - это непременно рискованный труд. И прямо сейчас вы начнете преодолевать препятствие в конкурсе «Геометрический бег».
Представители команд вытаскивают карточки с заданиями.
Задания конкурса «Геометрический бег»
1.Бежать треугольником
2.Бежать пунктиром
3.Бежать кругом
4.Бежать косой линейкой
5.Бежать овалом
6.Бежать прямоугольником и т.п.
Жюри подводит итоги 2 конкурсов.

Конкурс «Назови профессию»
Ведущий: Ребята, вы, конечно, со мной согласитесь, что такие черты поведения, как тактичность, вежливость, деликатность необходимы не только для умения вести себя в обществе, но и для повседневной жизни. Именно имидж человека в любой профессии гарантирует и успех деятельности, и удовлетворение от неё.
Представители команд вытаскивают карточки с названием профессии и показывают ее пантомимой. Другие команды отгадывают эту профессию.
Варианты профессии: парикмахер, компьютерщик, продавец, врач, учитель, астроном, садовник, водитель, повар, дворник, артист, спортсмен.
Ведущий: А какие качества отличают людей экономических профессий?
Ответы учащихся: смекалка, находчивость, обман, и т.д.

Конкурс «Реклама»
Ведущий: как вы думаете, отчего зависит коммерческий успех?
Ответы учащихся.
Коммерческий успех зависит от того, насколько деятельность производства нацелена на изучение запросов людей и создания нового товара.
Всем хорошо известно выражение «Реклама - двигатель торговли». А что такое реклама?
Ответы учащихся.
Реклама - это деятельность по ознакомлению людей с товарами и продвижение их на рынок.
Ведущий: Какие вы знаете виды реклам?
Ответ: телереклама, объявление в газетах и журналах, рассылка почтой, наружная, выставки-продажи, упаковка товара.
И сейчас мы с вами побываем на презентации ваших творческих работ.
Команды показывают домашнее задание «Реклама».
Жюри подводит итоги 2 конкурсов и всей игры.
Награждение победителей.

Деловая игра - это имитация реальной производственной (управленческой или экономической) ситуации. Создание упрощенной модели рабочего процесса позволяет каждому участнику в реальной жизни, но в рамках определенных правил, сыграть какую-либо роль, принять решение, совершить действия.

Метод деловой игры

Деловые игры (ДИ) являются эффективным методом практического обучения и применяются довольно широко. Они используются как средство познания в менеджменте, экономике, экологии, медицине и других областях.

Активно применяться в мире для изучения науки управления ДИ стали с середины XX века. Весомый вклад в развитие игровых технологий привнесли С.П. Рубинштейн, З. Фрейд и другие ученые.

Данный метод позволяет смоделировать объект (организацию) или сымитировать процесс (принятие решений, цикл менеджмента). Производственно-хозяйственные ситуации связаны с подчинением вышестоящим, а организационно-управленческие с руководством отделом, группой, сотрудником.

Перед игроками можно поставить разные цели, для достижения которых они используют знания основ социологии, экономики, методов управления. Итоги игры будут связаны со степенью достижения целей и качеством управления.

Классификация деловых игр

ДИ можно классифицировать по многим признакам.

Отражение реальности

Реальные (практика)

Теоретические (абстрактные)

Уровень сложности

Небольшой (одна задача, небольшая команда игроков)

«Морской бой», «Аукцион», «Кроссворд», «Кто больше знает», «Презентация»

Имитационная игра

Имитация практики. Участники вместе или индивидуально решают задачу.

«Этика менеджера», «Сплетни на фирме», «Как удержать сотрудника от увольнения?», «Шантаж»

Инновационная

Направлена на генерацию новых идей в нестандартной ситуации.

Тренинги по самоорганизации, мозговой штурм

Стратегическая

Коллективное создание картины будущего развития ситуации.

«Создание нового продукта», «Выход на новые рынки»

Все вышеперечисленные технологии и примеры деловых игр взаимосвязаны. Рекомендуется использовать их в комплексе для эффективной практической деятельности участников и достижения поставленных задач.

Как организовать игру?

Игры осуществляется по определенным правилам.

  1. Темы деловых игр разнообразны, но их условия должны быть актуальными и близкими к жизненной ситуации, проблеме. Игроки могут и не иметь опыта для ее решения, но обладают базовыми знаниями, воображением и другими способностями.
  2. Общий для всей команды конечный результат, достижение цели, выработанное решение.
  3. Правильных решений может быть несколько. Возможность искать разные пути для решения задачи необходимо заложить в условие.
  4. Участники сами выбирают роли и модели поведения для успешного решения задачи. Интересная и достаточно сложная ситуационная задача побуждает к творческому поиску и применению знаний.

Этапы проведения

  1. Подготовительный этап. Выявление проблемы, выбор темы и определение задач. Выбор вида и формы игры, работа над игровой стратегией, подготовка материалов.
  2. Ввод участников в игровую ситуацию. Привлечение интереса, целеполагание, формирование команд, мобилизация участников.
  3. Групповая или индивидуальная работа по установленным правилам или без них.
  4. Выводы и анализ итогов самостоятельно и/или с привлечением экспертов.

Проведение деловой игры может быть связано с большим количеством этапов. В ходе проведения игры участникам предстоит определить проблему, рассмотреть и проанализировать ситуацию, выработать предложения по решению проблемы. Завершают работу обсуждение хода игры и пожелания.

Деловая игра «Производственное совещание»

В управлении производством моделирует активная деловая игра по менеджменту. Пример включает в себя характеристику и сценарий деловой игры «Производственное совещание». Проводится в конце курса «Менеджмент», когда студенты уже имеют представление о принципах управления и роли процесса производства.

Участники игры:

  • сотрудники предприятия (7 человек). В совещании участвуют директор, заместитель по производству, начальник технического отдела, начальник цеха сборки, начальник токарного цеха, бригадир, секретарь;
  • группа экспертов (10 человек).

Паровозоремонтный или машиностроительный завод (организация любого профиля со средней или небольшой численностью персонала). Владельцами предприятия не так давно был поставлен новый директор. Он был представлен коллективу и менеджерам завода. Директору предстоит провести оперативное совещание впервые.

План игры «Производственное совещание»

Сценарий деловой игры

Вводная часть

Вступление. Цели и тема игры.

Игровая ситуация

Ознакомление с ситуацией на фирме.

План подготовки к совещанию

  • Рраспределение ролей (7 сотрудников и 10 экспертов)
  • ведущий организует информирование участников игры с на совещании.
  • удаление директора на время в другой кабинет «по производственной» необходимости.
  • далее ведущий доводит до участников информацию о поведении сотрудников на совещании (из характеристик). Присутствующие на совещании отнеслись к новому начальству со скептицизмом и недоверием.

Совещание

Выступление директора, реакция и вопросы от начальников.

Дискуссия и

коллективное обсуждение вопросов.

Каким будет поведение директора на совещании?

Что он может сказать или сделать для налаживания деловых контактов с сотрудниками?

Какие он может принять при подведении итогов первого оперативного совещания?

Подведение итогов

Выводы от экспертов, от участников игры. Самооценка. Решили ли поставленные задачи, достигли ли целей?

Ролевая игра

Вхождение в производственную ситуацию в определенной роли - это интересная деловая игра. Примеры для студентов могут быть самыми разнообразными. Стоит только подключить фантазию.

  1. Ролевая игра «Собеседование». проводит собеседование в виде интервью с соискателем. Вакантная должность - менеджер по продажам. Перед игрой участники читают биографию и характеристику своего героя. После изучения документов (10 минут) руководитель начинает собеседование. При подведении итогов оценивается, как начальник провел собеседование и интервью, проанализировал информацию в документах, какое решение принял. Соискатель оценивает работу руководителя.
  2. Ролевая игра «Конфликтный клиент». Игра проводится в парах. Начальник отдела отвечает на звонок разгневанного клиента по телефону. Клиент высказывает претензии по поводу качества товара. Оценивается, сможет ли менеджер справиться с конфликтной ситуацией и построить разговор должным образом.
  3. Ролевая игра «Оценка профессионализма сотрудника». Игрок с позиции руководителя оценивает деятельность работника, используя информацию об эффективности работы коллектива. На основе данных он заполняет аттестационную форму и готовится к интервью с работником. Обдумывает, как построить беседу, какие вопросы задать. В роли работника может быть молодой специалист, женщина с двумя детьми, передовой сотрудник и другие. В итоге оценивается то, как игрок формулировал вопросы, выделил главное.

Стратегическая деловая игра. Примеры для студентов

Стратегическая игра «Трикотажная фабрика «Стиль»». Руководство трикотажной фабрики планирует расширение рынков сбыта. Для этого требуется производить более качественную и востребованную продукцию. Кроме того, планируется запустить несколько новых технологических линий.

Уже давно планировалось заменить оборудование в нескольких цехах. Проблемой стал недостаток финансовых ресурсов, связанный с крупной дебиторской задолженностью. Какая стратегия является приемлемой в данной ситуации? Что может предпринять руководство завода? Прогноз на основе данных таблицы. Несколько показателей финансово-хозяйственной деятельности рекомендуется представить за три года.

Примерные темы игр по менеджменту

Примеры деловых игр

Групповая дискуссия

«Принятие управленческих решений. Выбор кандидатуры на должность директора»

«Организационная культура студентов колледжа»

«Цикл менеджмента в учебном заведении»

Ролевая игра

«Аттестация персонала»

«Как попросить прибавку к зарплате?»

«Переговоры по телефону»

«Заключение контракта»

Эмоционально-деятельностная игра

«Этика делового общения. Служебный роман»

«Конфликт между начальниками отделов»

«Деловое общение. Увольнение сотрудника»

«Справиться со стрессом»

Имитационная игра

«Эффективность контроля»

«Разработка бизнес-плана»

«Деловое письмо»

«Подготовка годового отчета»

Метод игр и метод кейсов

При планировании деловой игры рекомендуется сочетать разные ее формы. Игра может содержать кейсы (ситуации). Кейс-метод отличается от метода деловых игр, так как он ориентирован на поиск и решение проблемы. Примеры деловых игр связаны с развитием умений, формированием навыков.

Таким образом, кейс - это модель определенной ситуации, а деловая игра - модель практической деятельности.

Метод деловой игры позволяет доступно преподнести принципы менеджмента и процессы принятия решений. Основным преимуществом игр становится активное участие группы, команды игроков.

Подробности

Ав торы: Ширяева В.В., зам. директора по УР, Смирнова В.Н., преподаватель спецдисциплин, ГБОУ СПО МКМП

Методическая разработка

по профессиональной ориентации школьников

Экономическая игра «ПРЕДПРИНИМАЙка»

Пояснительная записка

«Берись за то, к чему ты сроден, коль хочешь,

чтоб в делах успешный был конец»

И.А. Крылов

Каждый старшеклассник сталкивается с проблемой выбора будущей профессиональной деятельности. В современном мире насчитывается более 10 тысяч профессий.

Профессия – род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки (знаний, практических навыков, компетенций). Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. Однако на этом пути школьники сталкиваются с различными неожиданностями, препятствиями, сложностями. Это связано с недостаточной информированностью о мире профессий, нехваткой знаний о самих профессиях и требованиях, которые предъявляются к работающим.

На сегодняшний день в профориентационной работе актуально взаимодействие старшей ступени школы с образовательными учреждениями системы СПО. Целью этого взаимодействия является оказание профориентационной поддержки учащимся школ в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, профессиональное самоопределение студентов в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом потенциальных работодателей.

Новизна представленной разработки заключается в том, что она отличается от традиционных, наиболее часто используемых форм проведения профориентационной работы (профтестирование, экскурсии на производство, ярмарки профессий и т.п.). Проведение профориентационной работы в форме деловой игры:

1. усиливает заинтересованность ее участников в более глубоком понимании мира профессий;

2. является весьма продуктивной и эффективной;

3. активизирует творческую, познавательную деятельность школьников в области выбора профессии;

4. способствует закреплению уже приобретенных знаний о профессиях в рамках школьных уроков по профессиональному самоопределению.

Представленная деловая экономическая игра имеет практическую значимость не только для совершенствования профориентационной работы. Также она может завершать учебный школьный курс «Основы предпринимательской деятельности». Игра может проводиться автономно или включаться в серию тематических игр.

Социально-экономические преобразования в нашей стране предопределили появление и развитие предпринимательской деятельности.

Одним из направлений деятельности ГБОУ СПО МКМП является подготовка выпускников по специальностям экономического цикла. Для освоения этих специальностей необходимы знания основ предпринимательской деятельности.

Экономическая деловая игра «ПРЕДПРИНИМАЙка» проводится с целью знакомства учащихся 9-11 классов с такими популярными и востребованными профессиями как менеджер, коммерсант, экономист и др. Знакомство участников с игрой происходит непосредственно перед ее началом. Форма игры – командная. Место проведения – большая аудитория или актовый зал. Подготовительная работа к проведению игры заключается в подготовке раздаточного материала к конкурсным заданиям. Рабочая группа и ведущие – студенты Колледжа. Привлечение студентов к проведению игры обусловлено лучшим восприятием школьниками материала, в следствие небольшой возрастной разницы между участниками игры и ведущими.

Деловая игра способствует проявлению таких качеств личности участников, как дисциплинированность, ответственность, чувство долга, умение работать в коллективе и создает условия для большой эмоциональной включенности игроков в процесс.

Подведение итогов игры сопровождается вручением призов, специально учрежденных наград за отдельные этапы игры и служит фактором мотивации для дальнейшего знакомства с профессиями экономической направленности и выбора учебного заведения СПО.

Рефлексия:

· выделяется общий положительный результат работы;

· освещаются позиции, занятые командами;

· анализируются правильные и ошибочные решения;

· обосновываются оптимальные подходы к решению заданий;

· очерчивается круг знаний и навыков, необходимых для изучения профессий экономической направленности.

Сценарий проведения деловой игры

«ПРЕДПРИНИМАЙка»

Цель игры – познакомить участников игры с основными понятиями предпринимательской деятельности.

1. формирование навыков работы в группе;

2. оценить свою готовность к профессиональной деятельности области предпринимательства;

3. профессиональное ориентирование по специальностям «Экономика и бухгалтерский учет», «Коммерция»

Материально-техническое обеспечение:

1. мультимедийный комплекс;

2. раздаточный материал: карточки-задания, ребусы, кроссворды;

3. канцтовары

Ход мероприятия

1.Организационный момент (5-8 мин.)

Участники знакомятся с конкурсной программой, составом жюри.

Формирование двух команд по 7-10 человек, выбор капитанов.

Каждая команда придумывает название и девиз.

Представление команд.

Команды получают конкурсное задание.

2. Выполнение конкурсных заданий.

1. Конкурс «Найди пару» Время выполнения задания 10 мин.

Задание: каждой команде выдаются карточки-задания. Необходимо разделить слова на части, которые могли бы служить частями новых слов (название некоторых профессий и экономических понятий).

Пример: ПРОГ-рамма и гип-НОЗ = ПРОГНОЗ

Побеждает та команда, участники которой за определенное время найдут пару из двух частей разных слов, составят новое слово.

Задание для 1 команд Задание для 2 команды:

ЦЕ – МЕНТ ИМ – ПУЛЬС

НА – РЕЗ БЕ – ДА

КОН – ТАКТ РЕБЕ – НОК

АН – ТРАКТ САМО – ВАР

БАР – ЖА ОБ – МЕР

БИР – КА ФЕР – МЕНТ

ЛЕС – КА РЫ – БА

ПРЯ – НИК ПОРТ – РЕТ

БРО – НЯ ТО – ПАЗ

АН – КЕР АРЕН – А

ХА – ЛИФ ПО – ТОК

ТЕР – КА ВАР - ВАР

ЛИФТЕР, ЛЕСНИК, ПОВАР, ФЕРМЕР

БРОКЕР, БИРЖА АРЕНДА. РЫНОК,

КОНТРАКТ, ЦЕНА ТОВАР, ИМПОРТ

2.Ребусы. Примерное время выполнения задания 6-8мин.

Задание: каждой команде выдается равное количество карточек-ребусов, в которых зашифрованы некоторые понятия профориентации. Расшифруйте их. Побеждает команда, которая быстрее расшифрует все ребусы.

3.Конкурс капитанов. Метаграммы.

Примерное время выполнения задания 3-5 мин.

Метаграмма – это загадка, в которой из слова путем замены одной буквы на другую слово получает новое значение.

Пример: БаРЖА – БиРЖА, чЕСТЬ – лЕСТЬ.

Задание: капитаны получают по две карточки-задания с метаграммами. Побеждает команда, чей капитан быстрее выполнит задание.

Задание для 1 команды:

С буквой «Т» со сцены звучат стихи,

песни и музыкальной исполнение.

С «Н» - предприятий формы объединения.

(концерТ - концерН)

С «А» - я полосатый и мягкий,

Удобный для отдыха взрослых и детей.

С «О» - у меня на лентах золотые якоря.

На реях и по мачте карабкаюсь кошкой я.

(матрАс – матрОс)

Задание для 2 команды:

В магазине и рынке

Ты легко найдешь меня.

Если сменишь «Т» на «П»,

То профессией стану я,

И на кухне увидишь ты меня.

(Товар – Повар)

С буквой «О» товары вывозят из страны.

А с «Е» - специалист по разрешению

Спорных и трудных вопросов между людьми.

(экспОрт – экспЕрт)

4. Пять «Я»

В мире слов есть много слово,

Которые в конце содержат «Я».

Ты эти слова не раз встречал,

Пусть они заговорят.

Задание для 1 команды:

1. приспосабливает нас к окружающей жизни и труду (адаптация)

2. приносит владельцу постоянный дивиденд (акция)

3. объединяет людей (ассоциация)

4. вложение деньг в дело (инвестиция)

5. снижает количество бумажных денег у людей (дефляция)

Задание для 2 команды:

1.соперничество между деловыми людьми (конкуренция)

2. помогает выбрать профессию (профориентация)

1. создает малое предприятие (кооперация)

4.приносит владельцу ежегодный процентный доход (облигация)

5.Передает человеку часть государственного имущества (приватизация)

5. А ну-ка, собери!

Задание: каждая команда получает комплект с равным количеством карточек. В каждом комплекте есть карточки с буквами, пустые карточки обозначают пробелы между словами. У 1-ой команды первая часть пословицы о труде, у второй – вторая часть той же пословицы.

Подсказка: в первой части пословицы есть частица отрицания и глагол, вторая часть пословицы начинается с тире и тоже содержит глагол.

Ответ: Не спеши языком – торопись делом.

Список литературы

1. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера». Кн. для учителя / И.П. Арефьев, Т.В. Васильева, А.Я. Журкина и др. Под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 1998

2. Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-11 кл. общеобразоват. учреждений / М.С. Гуткин, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило и др. Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной – М.: Просвещение, 1998

3. Трайнев В.А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии: методология и практика проведения: учеб. пособие для студентов вузов – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005

4. Фирсов Е.Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: «Академия развития», 1998

Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» СБОРНИК ДЕЛОВЫХ ИГР по дисциплине «Экономическая оценка инвестиций» для студентов экономического факультета Челябинск 2010 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Составители Солодкина Л. А. - канд. техн. наук, доцент кафедры экономики и организации СХП (ЧГАА), Мешкова З. Б. – канд.экон.наук, доцент кафедры экономики и организации СХП (ЧГАА), Габсаликова Г.М. – ассистент кафедры экономики и организации СХП (ЧГАА) Печатается по решению редакционно-издательского совета ЧГАУ. Ответственный за выпуск – зав. каф. экономики и организации СХП канд. экон. наук, доцент Дорошенко Ю.В. Челябинский государственный агроинженерный университет, 2010 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» ВВЕДЕНИЕ (по материалам сайта консалтинговой группы MD www.md-hr.ru) Метод деловых игр известен с 17-18 века и история его возникновения описана в литературе. Деловая игра этого времени определяется как “военная или предпринимательская”. Первое упоминание деловой игры значилось как “военные шахматы”, потом как “маневры на карте”. Интересно, что в 19 веке “военные игры должны были служить для того, чтобы разбудить внимание молодых военнослужащих и уменьшить трудности при обучении”. Один из прусских генералов применял игровой метод при обучении офицеров. Развитие предпринимательских игр продолжает традицию “плановых упражнений” военных. Впервые применение игр в хозяйственной сфере было осуществлено в СССР в 1932 году на Лиговском заводе пишущих машин для обучения персонала в условиях освоения новой продукции. Деловая игра, направленная на решение производственных проблем, была проведена в 1932 году Марией Мироновной Бирнштейн и называлась "Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы". Ее участниками стали студенты ВУЗов и руководители предприятий, играли в выходные дни на территории фабрики “Красный ткач”. Свободные высказывания участников, множество вариантов решения проблем, наработанные в ходе деловых игр, сделали этот вид деятельности опасным и не совместимым с режимом тотальной регламентации, и их судьба с 1938 г. замерла на десятилетия. Первая машинная игра была создана в 1955 году в США. Она имитировала снабжение баз ВВС. В 1955 г. Американская ассоциация управления разработала игру "Имитация решений в высшем управленческом звене" и испытала ее на ежегодном семинаре в Саранак Лейк в 1957 г. Там впервые появился термин "деловая игра". Уже через 10 лет они применялись почти во всех школах бизнеса. Первые игры не отражали процесс принятия решения, основное внимание уделялось выбору из альтернатив. Большая Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» часть из них - рыночные игры. Они, как правило, моделировали деятельность нескольких производящих какой-либо продукт и сбывающих его на рынке. Каждую компанию представляет команда игроков, которая принимает решения, по нескольким управляемым параметрам. Решения рассчитываются по некоторой математической модели, и игроки информируются о результатах своих действий. Затем широкое распространение получили внутрифирменные игры, включающие более выраженный драматический компонент. В них участники получали возможность развить управленческие навыки, обучиться принимать решения в сложных ситуациях с учетом многих факторов. В настоящее время количество деловых игр измеряется тысячами. Они различаются по масштабности имитируемых объектов (цех или отрасль), функциональному профилю (управленческие, рыночные, производственные и др.), особенности строения. В СССР игры снова стали применяться в 60-е годы. Было разработано около 800 игр, однако применялось очень малое их количество. Такое положение объясняется тем, что многие из учтенных игр устарели морально, некоторые включенные предъявленным к в каталоги, деловым играм, не соответствуют сконструированы требованиям, без учета психологических закономерностей. В 1970-80 годы в стране произошел всплеск деловых игр, различных по методике проведения. Это было связано с появлением понятия "человеческий фактор" как ведущего в эффективной организации производства, что где-то на 10 лет отстало от фундаментального западного понятия "человеческий ресурс". Введение целевого менеджмента, группового обучения рабочих, проведение игр в виде совещаний, а затем иных форм привлечения сотрудников к управлению организацией берет свое начало в модели "человеческие отношения". В этот период появляются целые школы обучающих игр: школа В.К.Тарасова (Таллин), эмоционально-игровая методика Е.В.Гильбо Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» (Ленинград), ролевые игры в тренинге, деловые игры в педагогике. Новаторами в методике преподавания деловых игр явились ВУЗы. Насчитывается более 1000 различных видов обучающих игр. В 1980-90годы в России наступил этап экономических реформ, связанный с введением новых форм хозяйствования, а затем появлением различных форм собственности. С помощью деловых игр выявлялись пути развития промышленных предприятий, варианты решения крупных региональных проблем, например, сохранения экологии озера Байкал. Игра проходила в течение 10 дней с участием специалистов разных профилей – биологов, экономистов, геологов и др. Эпоха выборов руководителей также не обошлась без игрового подхода, например, выборы руководителя на ВАЗе. Стали проводиться игры по поиску и решению конкретных проблем на предприятиях Севастополя, Омска, Владивостока, Северодвинска и др. С наступлением эпохи компьютеризации широкое распространение получили компьютерные игры, позволяющие получить необходимые навыки по различным специальностям, развить скорость мышления и реакцию. Сложность понятия "деловая игра" привела к несогласованности в многочисленных попытках его определения. В настоящее время деловую игру можно рассматривать и как область деятельности и научнотехнического знания, и как имитационный эксперимент, и как метод обучения, исследования, решение практических задач. Однако все это многообразие недостаточно представлено в существующих определениях деловой игры. Предлагается несколько вариантов:  Деловая игра - это анализ ситуации, в которую включены обратная связь и фактор времени.  Деловая игра - устройство для согласования хозяйственных интересов. воспроизведения процессов Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»  Деловая игра - это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную производственную обстановку.  Управленческая имитационная игра - это имитационная модель функционирования организации.  Имитационная игра - игра, являющаяся имитационной моделью, которая предназначена для изучения процессов функционирования организационно-экономических систем.  Деловая игра - это своеобразная система воспроизведения управленческих процессов, имеющих место в прошлом или возможных в будущем, в результате которой устанавливается связь и закономерности существующих методов выработки решении на результаты производства в настоящее время и в перспективе.  Деловая игра - это творение игрового образа в ходе имманентного преодоления добровольно принятых правил. Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Деловая игра №1 Оценка и пути улучшения инвестиционного климата сельского хозяйства России Цель деловой игры: определить инвестиционный климат сельского хозяйства России как отрасли народного хозяйства в текущем году, его изменение за несколько прошедших лет и прогноз на будущее. Изучить факторы, влияющие на изменение инвестиционного климата, проанализировать показатели, характеризующие инвестиционный климат. Предложить возможные пути улучшения инвестиционного климата. Участники деловой игры: 1. Две «команды» студентов по четыре человека в каждой. 2. Два студента – «независимые эксперты». 3. Остальные студенты – «аудитория для голосования». 4. Модератор – преподаватель. Правила игры: 1. «Командам» студентов заранее дается задание преподавателем подготовить презентацию и доклад на тему: «Оценка инвестиционного климата сельского хозяйства России» на основании следующей системы показателей. а) динамика макроэкономических показателей (таблица 1). Таблица 1 Динамика макроэкономических показателей Наименование показателя 200_ г. 1.Динамика реального объема произведенного ВВП в % к предыдущему году (валовой внутренний продукт в рыночных ценах), в том числе: - производство товаров, из них: промышленность; сельское хозяйство 2.Валовой региональный продукт (в текущих основных ценах; млн.рублей): -Российская Федерация; -Челябинская область 3.Валовой региональный продукт на душу 200_ г. 200_ г. 200_ г. Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» населения, руб.: -Российская Федерация; -Челябинская область 4.Динамика производительности труда в экономике Российской Федерации (в % к предыдущему году): - в целом по экономике; - сельское хозяйство 5. Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в фактически действовавших ценах; млрд. рублей; до 2000 г. - трлн. руб.), в том числе: - растениеводства; - животноводства 6.Динамика производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году) 7.Индексы физического объема инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах): - в процентах к предыдущему году 8.Структура инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности (в процентах к итогу): - сельское хозяйство 9.Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по видам экономической деятельности (млн.долл. США, в процентах к итогу): - сельское хозяйство 10. Реальная начисленная заработная плата, в процентах к предыдущему году б) состояние и развитие фондового рынка в РФ (таблица 2) Таблица 2 Состояние и развитие фондового рынка в РФ Наименование показателя 200_ г. 1.Число акционерных обществ, единиц 2.Значение индекса РТС (на конец года) 3.Значение индекса ММВБ (на конец года) 4.Количество размещенных на фондовом рынке акций, единиц 4.Количество размещенных на фондовом рынке облигаций, единиц 200_ г. 200_ г. 200_ г. в) Состояние и развитие банковского сектора (таблица 3) Таблица 3 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Состояние и развитие банковского сектора РФ Наименование показателя 200_ г. Число кредитных организаций, имеющих право на осуществление банковских операций - всего Число кредитных организаций c иностранным участием в уставном капитале, имеющих право на осуществление банковских операций Зарегистрированный уставный капитал действующих кредитных организаций, млн.руб Депозиты, кредиты и прочие привлеченные кредитными организациями средства, млрд.рублей - всего Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства, предоставленные организациям, физическим лицам и кредитным организациям, млрд.рублей - всего 200_ г. 200_ г. 200_ г. Первой «команде» в презентации и докладе необходимо сделать упор на положительные тенденции в развитии и динамике показателей. Второй «команде» – на отрицательные. Обеим «командам» проанализировать причины того или иного изменения показателей, характеризующих инвестиционный климат АПК России. 2.В ходе проведения игры «команды» по очереди представляют доклад и презентацию на суд «независимых экспертов» и «аудитории» (остальных студентов). Распечатка презентаций должна быть у каждого «эксперта». 3.После представления докладов и презентаций «команд» выступают «эксперты» и выражают свою точку зрения по поводу степени благоприятности инвестиционного климата и возможных путей его улучшения. 4.После выступления «независимых экспертов» модератор ставит на голосование вопрос о состоянии инвестиционного климата в АПК РФ в настоящее время. «Аудитория» формирует мнение по этому вопросу, каждый студент записывает свое мнение и мнение «аудитории» в тетрадь. Литература 1.Официальный статистики www.gks.ru сайт Федеральной службы государственной Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 2.Законы РФ, касающиеся инвестиций и инвестиционной деятельности. 3.Гражданский Кодекс РФ. 4.Книги и учебные пособия по финансам и биржевому делу. 5.Периодические издания по тематике Деловая игра №2 Характеристика инвестиционного проекта Цель деловой игры: закрепить теоретические знания по теме «инвестиционный проект», научиться классифицировать инвестиционные проекты по признакам. Участники деловой игры: 1.Все студенты группы 2.Модератор – преподаватель. Правила игры: 1.Заранее подобрать несколько примеров реальных инвестиционных проектов, используя материалы производственной практики, периодические издания (газеты, журналы, Internet), подготовить презентацию инвестиционных проектов по следующим признакам: 1)Объем инвестиций (капитальных вложений) в проект. Таблица 1 показатели инвестиции из собственных средств кредиты инвестиции, полученные государственного бюджета ИТОГО 1 год 2 год из 2)Субъекты инвестиционной деятельности по проекту. ..год t-й год Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Таблица 2 субъекты инвестиционной деятельности инвестор заказчик исполнитель поставщик потребитель посредник наименование организации, предприятия, фирмы 3)Длительность реализации. Таблица 3 Календарный план проекта наименование этапа начало этапа окончание этапа 4)Необходимость участия иностранного капитала. Таблица 4 Иностранные инвестиции в проект Страна, организация ……………. ИТОГО % от общей суммы инвестиций Сумма инвестиций 5)Влияние на социально-экономическую среду региона или страны. Таблица 5 Аспекты влияния 1.создание новой отрасли 2.создание нового предприятия 3.вновь созданные рабочие места 4.сокращение рабочих мест 5.улучшение экологической обстановки 6.повышение культурно-образовательного уровня населения 7.расширение внешнеэкономической деятельности 8.укрепление продовольственной безопасности страны, Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» региона 9.расширение номенклатуры выпускаемой продукции 10.улучшение потребительских свойств и качества продукции 11.расширение сегментов рынка. 12.техническое перевооружение производства 13.внедрение новой технологии 14.соответствие культурным традициям региона 15.реконструкция существующего производства 2.После обсуждения сделать вывод о том, к какому типу инвестиционных проектов относится выбранный вариант и почему, вывод записать в тетрадь. Литература: 1. Материалы периодических изданий. 2. Журналы «АПК: экономика и управление», «Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, «Инвестиции в России». 3.Отчеты по практике, другие источники. Деловая игра №3 Составление декларации о намерениях Цель деловой игры: научиться составлять первый документ в инвестиционном проектировании – Декларацию о намерениях. Участники деловой игры: 1. 8 -10 «команд» студентов по два человека в каждой. 2. Два студента – «независимые эксперты». 3. Модератор – преподаватель. Правила игры: 1. Используя различные идеи инвестиционных проектов, составить Декларацию о намерениях, представить ее на суд «независимых экспертов» и модератора в виде презентации. Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Примерный состав декларации о намерениях Заказчик (инвестор), его юридический адрес. Местоположение намечаемого к строительству объекта или реализации мероприятий. Срок строительства и ввода объекта в эксплуатацию или реализации мероприятий. Обоснование социально-экономической необходимости намечаемой деятельности. Примерная численность рабочих и служащих, источники удовлетворения потребности в рабочей силе. Потребность в сырье и материалах. Потребность в водных ресурсах (объем, количество, источник водоснабжения). Потребность в энергоресурсах (электроэнергия, топливо, тепло, пар), источники снабжения. Транспортное обеспечение. Обеспечение работников и их семей объектами жилищно- коммунального и социально-бытового назначения. Потребность в земельных ресурсах. Возможное влияние на окружающую среду: -наименование и количество ингредиентов-загрязнителей, -возможность аварийных ситуаций, -отходы производства, способы их утилизации. Предполагаемые источники финансирования намечаемой деятельности, учредители, пайщики, финансовые институты. Использование готовой продукции, реализация. 2. «Независимые эксперты» после изучения представленных Деклараций готовят заключение по каждой из них с указанием достоинств и недостатков, на основании заключений составляют рейтинг Деклараций. Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Литература: 1.Материалы периодических изданий. 2.Журналы «АПК: экономика и управление», «Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, «Инвестиции в России». 3.Отчеты по практике, другие источники. 4. Алексанов Д.С., Кошелев В.М. Экономическая оценка инвестиций. – М.Колос-Пресс.2002. Деловая игра № 4 Денежные потоки при реализации инвестиционного проекта Цель деловой игры: научиться моделировать денежные потоки инвестиционного проекта от инвестиционной, операционной и финансовой деятельности по проекту. Задание: по данным реальных бизнес-планов или Декларации о намерениях построить денежные потоки от инвестиционной, операционной и финансовой деятельности по проекту. Рассчитать сальдо денежных потоков от каждого из трех видов деятельности по каждому шагу расчета. Подготовить презентацию «Денежные потоки инвестиционного проекта» Участники деловой игры: 1. 8 -10 «команд» студентов по два человека в каждой. 2. Два студента – «независимые эксперты». 3. Модератор – преподаватель. Правила игры. 1.Построить денежный поток от инвестиционной деятельности по проекту. Таблица 1 Денежный поток от инвестиционной деятельности по проекту Показатели Шаги расчета, t 0 1 … T Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 1.Земля Отток Приток Отток Приток 3.Машины и оборудование, передаточные Отток устройства Приток 4.Нематериальные активы Отток Приток 5.ИТОГО вложений в основной капитал Отток (1 стр.+2 стр.+3 стр.+4 стр.) Приток 6.Прирост оборотных активов Отток Приток 7.ВСЕГО инвестиций, (5 стр. + 6 стр.) Отток Приток 8. САЛЬДО денежного потока от инвестиционной деятельности, (приток по стр.7 – отток по стр.7), Фи(t) 2.Здания, сооружения 2.Построить денежный поток от операционной деятельности по проекту. Таблица 2 Операционная деятельность по проекту Показатели 0 Шаги расчета, t 1 … T 1.Объем реализации продукции в натуральных единицах 2.Цена, руб/ед. 3.Выручка, т.руб. 4.Внереализационные доходы, т.руб. 5.Условно- постоянные затраты, т.руб. 6. Условно-переменные затраты, т.руб. 7.Амортизация зданий, т.руб. 8.Амортизация оборудования, т.руб. 9.Прибыль до вычета налогов, т. руб. 10.Налог на прибыль, т.руб. 11.Чистая прибыль (доход) (9 стр.-10 стр.), т.руб. 12.Амортизация (7 стр. + 8 стр.),т.руб. 13.Чистый приток (сальдо) от операционной деятельности, (11 стр. + 12 стр.), Фо (t), т.руб. 3.Построить денежный поток от финансовой деятельности по проекту. Таблица 3 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Финансовая деятельность по проекту Показатели Шаги расчета, t 1 … 0 T 1.Собственный капитал, руб. 2.Краткосрочные кредиты, руб. 3.Долгосрочные кредиты, руб. 4.Выплата процентов по кредитам, руб. 5.Погашение задолженности по основным суммам кредитов, руб. 6.Помещение средств на депозитные вклады, руб. 7.Снятие средств с депозитных вкладов, руб. 8.Получение процентов по депозитным вкладам, руб. 9.Выплата дивидендов, руб. 10.Сальдо денежного потока от финансовой деятельности (1 стр. + 2 стр. + 3 стр. - 4 стр. –5 стр. – 6 стр. + 7 стр. + 8 стр. – 9 стр.), Фф (t), руб. 2.«Независимые эксперты» после изучения презентаций готовят заключение по каждой из них с указанием достоинств и недостатков, на основании заключений составляют рейтинг инвестиционных проектов. Литература 1.Управление инвестициями. Справочное издание в 2-х т / Под ред. В.В.Шеремета. - М.: Высшая школа, 1998 . 2. Лившиц В.Н. и др. Оценка эффективности инвестиционных проектов.- М.: Дело, 2001 . Деловая игра № 5 Расчет показателей эффективности инвестиционного проекта Цель деловой игры: рассчитать показатели эффективности инвестиционного проекта и сделать выводы об эффективности проекта по известным критериям. Участники деловой игры: Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 1.8 -10 «команд» студентов по два человека в каждой. 2.Два студента – «независимые эксперты». 3.Модератор – преподаватель. Правила игры. 1.Используя данные декларации о намерениях, денежные потоки инвестиционного проекта, рассчитать показатели эффективности, сделать выводы об эффективности инвестиционных проектов и составить рейтинг проектов. Рассчитать чистый доход ЧД. ЧД = Σ (Фi(t)), руб. Рассчитать ставку дисконтирования одним из известных методов. Рассчитать чистый дисконтированный доход. ЧДД = Σ (Фi (t) / (1 + Еi) t), руб. Рассчитать внутреннюю норму доходности проекта (ВНД) графическим методом. Срок окупаемости проекта простой и дисконтированный рассчитать графическим методом Индексы доходности а) индекс доходности затрат И1 = ΣП / ΣО б) индекс доходности инвестиций простой и дисконтированный ИД1 = 1 + (ЧД / К) Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» ИД2 = 1 + (ЧДД / К’) где К’ – инвестиционные затраты с учетом дисконтирования Подготовить презентацию «Показатели эффективности инвестиционного проекта» (таблица) Таблица 2 Показатели эффективности инвестиционного проекта Показатели эффективности чистый доход чистый дисконтированный доход внутренняя норма доходности срок окупаемости срок окупаемости с учетом дисконтирования индекс доходности затрат индекс доходности инвестиций индекс доходности инвестиций с дисконтирования Значение учетом 2.«Независимые эксперты» после изучения презентаций готовят заключение по каждой из них с указанием достоинств и недостатков, на основании заключений составляют рейтинг инвестиционных проектов. Литература 1.Управление инвестициями. Справочное издание в 2-х т. Под редакцией В.В.Шеремета. М.Высшая школа, 1998 . 2. Лившиц В.Н. и др. Оценка эффективности инвестиционных проектов. М. Дело.2001 . 3. Алексанов Д.С., Кошелев В.М. Экономическая оценка инвестиций. – М.Колос-Пресс.2002. 4.Сергеев И.В., Веретенникова И.И., Яновский В.В. Организация и финансирование инвестиций. - М.: Финансы и статистика, 2002 Деловая игра № 6 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Анализ чувствительности инвестиционного проекта Цель деловой игры: Научиться проводить анализ чувствительности проекта по коэффициенту эластичности, ранжировать исходные параметры проекта по степени их влияния на показатели эффективности проекта. Участники деловой игры: 1.8 -10 «команд» студентов по два человека в каждой. 2.Два студента – «независимые эксперты». 3.Модератор – преподаватель. Правила игры. 1.Используя результаты рейтинга инвестиционных проектов, составленного в предыдущих деловых играх, выбрать для проведения анализа чувствительности один инвестиционный проект. Рассчитать коэффициенты эластичности по чистому дисконтированному доходу при изменении следующих исходных параметров (таблица). Каждая команда производит расчет коэффициента эластичности по одному из вариантов. Таблица 2 - Исходные данные: № вар 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Исходный параметр Изменение исходного параметра, % Суммарные затраты на производство и +12 реализацию продукции Суммарная выручка от реализации -13 продукции Инвестиционные затраты +22 Процентная ставка по кредиту +35 Объем реализации продукции -21 Цена на продукцию +14 Стоимость машин и оборудования +23 Ставка дисконтирования -32 Условно-переменные затраты +25 Чистая прибыль +14 2.»Независимые эксперты» должны проанализировать результаты расчета коэффициента эластичности и проранжировать исходные параметры по степени их влияния на чистый дисконтированный доход. Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 3. Предложить мероприятия по снижению риска возникновения неблагоприятной для проекта ситуации. Деловая игра № 7 Какие акции покупать? Цель деловой игры: Научиться проводить оценку эффективности финансовых инвестиций и инвестиционного портфеля предприятия. Участники деловой игры: 1.8 -10 «команд» студентов по два человека в каждой. 2.Два студента – «независимые эксперты». 3.Модератор – преподаватель. Правила игры. 1.Каждая команда рассчитывает рыночную стоимость акций по заданным модератором условиям. Вариант 1 Уставный капитал акционерного общества «А» составляет 10 млн.руб. На эту же сумму были выпущены акции номинальной стоимостью 1000 руб. каждая. Соотношение между обыкновенными и привилегированными акциями составило 85 и 15% соответственно. За 2010 г. акционерным обществом была получена чистая прибыль в размере 3 млн.руб., из которой 50% было направлено на выдачу дивидендов, из них 0,5 млн.руб. направили на выплату дивидендов по привилегированным акциям, а остальную сумму на выплату дивидендов по обыкновенным акциям. Определить рыночную стоимость обыкновенных акций на конец 2010, если известно, что процент по кредитам банков составлял в 2010 году 25%. Вариант 2 Уставный капитал акционерного общества «Б» составляет 100 млн.руб. На эту же сумму были выпущены акции номинальной стоимостью 10000 руб. Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» каждая. Соотношение между обыкновенными и привилегированными акциями составило 95 и 5% соответственно. За 2010 г. акционерным обществом была получена чистая прибыль в размере 38 млн.руб., из которой 50% было направлено на выдачу дивидендов, из них 6,5 млн.руб. направили на выплату дивидендов по привилегированным акциям, а остальную сумму на выплату дивидендов по обыкновенным акциям. В 2010 году чистая прибыль акционерного общества составила 3,5 млн.руб. Она была распределена следующим образом: 0,6 млн.руб. на выплату дивидендов по привилегированным акциям, 1,2 млн.руб. на выплату дивидендов по обыкновенным акциям, остальная часть пошла на развитие производства. Определить рыночную стоимость обыкновенных акций на конец 2010, если известно, что процент по кредитам банков составлял в 2010 году 25%. Вариант 3 Уставный капитал акционерного общества «В» составляет 25 млн.руб. На эту же сумму были выпущены акции номинальной стоимостью 1000 руб. каждая. Соотношение между обыкновенными и привилегированными акциями составило 75 и 25% соответственно. В 2010 году чистая прибыль акционерного общества составила 8,5 млн.руб. Она была распределена следующим образом: 2,6 млн.руб. на выплату дивидендов по привилегированным акциям, 5,2 млн.руб. на выплату дивидендов по обыкновенным акциям, остальная часть пошла на развитие производства. Определить рыночную стоимость обыкновенных акций на конец 2010, если известно, что процент по кредитам банков составлял в 2010 году 25%. Вариант 4 Уставный капитал акционерного общества «Г» составляет 6 млн.руб. На эту же сумму были выпущены акции номинальной стоимостью 1000 руб. Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» каждая. Соотношение между обыкновенными и привилегированными акциями составило 85 и 15% соответственно. За 2010 г. акционерным обществом была получена чистая прибыль в размере 1,8 млн.руб., из которой 60% было направлено на выдачу дивидендов, из них 0,3 млн.руб. направили на выплату дивидендов по привилегированным акциям, а остальную сумму на выплату дивидендов по обыкновенным акциям. Определить рыночную стоимость обыкновенных акций на конец 2010, если известно, что процент по кредитам банков составлял в 2010 году 25%. Вариант 5 Уставный капитал акционерного общества «Д» составляет 15 млн.руб. На эту же сумму были выпущены акции номинальной стоимостью 1000 руб. каждая. Соотношение между обыкновенными и привилегированными акциями составило 95 и 5% соответственно. В 2010 году чистая прибыль акционерного общества составила 9,0 млн.руб. Она была распределена следующим образом: 1,6 млн.руб. на выплату дивидендов по привилегированным акциям, 4,2 млн.руб. на выплату дивидендов по обыкновенным акциям, остальная часть пошла на развитие производства. Определить рыночную стоимость обыкновенных акций на конец 2010, если известно, что процент по кредитам банков составлял в 2010 году 25%. Методические указания к решению 1.Определить ставку дивиденда как отношение суммы дивиденда на одну акцию к ее номинальной цене. 2.Опредлить курс акции как отношение ставки дивиденда к процентной ставке по кредитам. 3.Определить рыночную стоимость акций. Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Вариант 6 Определить оптимальную структуру инвестиционного портфеля по доходности, если известны следующие данные. Акции Соотношение акций компаний 1 2 3 А 0,4 0,1 0,3 В 0,2 0,6 0,4 С 0,1 0,2 0,1 К 0,3 0,1 0,2 Акции имеют следующие инвестиционные характеристики: -акции компании А – доходность без учета риска 20%, коэффициент  - 1,25 -акции компании В – доходность без учета риска 12%, коэффициент  - 0,75 -акции компании С – доходность без учета риска 25%, коэффициент  - 1,25 -акции компании К – доходность без учета риска 10%, коэффициент  - 0,5 Средняя доходность фондового рынка 18%. Литература 1.Д.А.Ендовицкий, Л.С.Коробейников, Е.Ф.Сысоева. Практикум по инвестиционному анализу. М. Финансы и статистика, 2001. Редактор Редакционно-издательский отдел Челябинской агроинженерной академии, г.Челябинск, пр.Ленина, 75 Формат 60х84/16 Объем_______уч.изд.л. Тираж 100 экз. Заказ_______ ООП ЧГАА государственной

Использована методика подготовки и проведения «Гражданского форума», предложенная Российским центром гражданского образования. Форум позволяет создать условия для формирования компетентного общественного суждения по актуальным и сложным вопросам современности, способствовать развитию основных компетенций учащихся.

  • 2006

    Урок проходит в игровой форме – одной из наиболее приемлемых для изучения экономики в классах среднего звена. Цель урока – с помощью методов активного обучения обобщить и проанализировать полученные знания по теме "Деньги". Игровые формы позволяют раскрепостить учащихся и вовлечь их в удивительно интересный мир экономики, сделать более насыщенными и увлекательными стартовые шаги в этой области. Предлагаемые задания позволяют заинтересовать обучающихся, развить у них речь, мышление, память, воспитать культуру общения в коллективе.

  • Деловая игра "Горжусь, что я – логист!" 2017

    Цели деловой игры: изучить работу склада на примере логистической цепочки от приемки до отправки товаров (грузов) с элементами обработки документации и хранением товарных запасов, а также комплектации заказов для дальнейшей транспортировки заказчикам; развивать у учащихся умения выделить главное в изучаемом материале.


  • Деловая игра "Города" 2006

    Цель игры: поднятие и развитие экономико-социального статуса города за счет расширения сфер деятельности ведущих предприятий, сотрудничества с другими городами. Задачи игры: сплочение коллектива участников; развитие организаторских качеств участников; развитие навыков ведения дискуссий и принятия решений. Возраст участников: 13–17 лет.

  • Деловая игра "Как человеку жить по средствам своим…" 2009

    Цель деловой игры – изучить структуру семейного бюджета с помощью игровых ситуаций. Класс делится на 3 семьи: с низким, средним, высоким уровнем дохода. Каждая семья должна принять участие в предлагаемых турах. В результате учащиеся получат практический опыт определения доходной и расходной части семейного бюджета, опыт проектной деятельности, разработки стратегии увеличения доходной части семейного бюджета.

  • Деловая игра "Книжная фабрика" 2004

  • Деловая игра "Налоговый инспектор" 2006

    Игра проводится на последнем занятии в форме урока обобщающего повторения изученного курса по налогообложению. Она является имитационной игрой, так как имитируется деятельность налоговой инспекции, а каждый участник игры (учащийся) – работник налогового органа. Цели урока: в игровой форме выявить теоретические знания и практические умения и навыки учащихся; способствовать развитию логического мышления, формированию устойчивых интересов к профессии налоговый инспектор. Задача урока – через игру в контексте экономизации образования научить старшеклассников в игровой форме логике экономического мышления, показать способы решения экономических проблем с помощью игровых технологий.

  • Деловая игра "Открытие фирмы" 2003

    На уроке учащиеся в форме деловой игры закрепляют экономические понятия, определения, термины, знакомятся с современными профессиями, процедурой конкурсного отбора, отрабатывают реакцию на ситуативность, учатся искусству самопрезентации, предприимчивости.

  • Деловая игра "Рабочая неделя менеджера" 2005

    Данная разработка включает в себя планирование нескольких интегрированных уроков информатики менеджмент (или информатика-экономика). Серия уроков прошла апробацию в ОУ г. Кушва. Выше рассмотренный пример показывает, что деловые игры обеспечивают развитие творчества, заинтересованность, активность учащихся и еще они развивают речь. Кроме того, деловые игры позволяют ориентировать учащегося на какую-либо профессиональную деятельность и, тем самым, подготовить ученика к взрослой жизни. 1

  • Деловая игра "Разработка ключевых положений антикризисной программы" по дисциплине "Экономика" 2012

    Основная цель деловой игры – формирование у студентов предпринимательского мышления. У студентов вырабатываются практические умения быстрого и правильного нахождения и принятия оптимальных управленческих решений в условиях рыночной экономики.

  • Деловая игра "Фирма" 2010

    Учащиеся повторяют изученный материал "Фирма. Виды прибыли и затрат". Во время урока группы разгадывают кроссворд на основные термины, показывают свою презентацию фирмы, находят прибыль, описывают организацию предприятия.

  • 2006

    Повышение эффективности подготовки специалистов на основе внедрения новых прогрессивных форм и методов обучения – важная задача, стоящая перед педагогами. Одним из эффективных методов подготовки квалифицированных кадров, получившим широкое распространение среди других форм обучения, являются деловые игры.

  • Деловая игра по экономике "Мой бизнес-план" 2010

    В ходе подготовки к деловой игре учащиеся 10-х классов изучают основные разделы бизнес-плана. Полученные знания они закрепляют при составлении своих бизнес-планов. Самостоятельная разработка бизнес-планов учащимися формирует у них экономическое мышление, самостоятельность, ответственность за принятые решения, предприимчивость.

  • Деловая игра по экономике "Что такое деньги" 2010

    При изучении экономики, в курсе которой много проблемных и дискуссионных тем, есть несколько возможностей организовать оживленную дискуссию на занятиях. Одна из них – деловая игра. Деловая игра – это активная работа учеников в течение всего урока, заставляющая переосмысливать изучаемый материал.

  • 2006

    Урок-игра "Я и моя фирма" обобщает и систематизирует полученные знания об организации и создании фирм, развивает умение принимать решения при возникновении экономической ситуации, воспитывает умение работать командой.

  • Деловая игра - телемост: "Энергетика: вчера, сегодня, завтра…" 2005

    Игра проводится для учащихся старших классов с целью развития экономического и экологического мышления на основе межпредметной интеграции учебных предметов. Проблемой номер один называют проблему энергетических ресурсов. Ей посвящен телемост, который проводится между Россией и Германией. В ходе игры рассматриваются вопросы, связанные с традиционными и альтернативными источниками энергии; выявляются положительные стороны и отрицательные последствия, использования энергетических ресурсов.

  • Деловая игра-аукцион "Мир рыночной экономики" 2012

    В методической разработке урока дано подробное описание деловой игры-аукциона "Мир рыночной экономики" как новой организационной формы проведения занятий по основам экономики. Методическая разработка деловой игры-аукциона "Мир рыночной экономики" является частью учебного материала по курсу "Экономика". Данная методическая разработка деловой игры может быть использована на уроках истории, обществознания, литературы и других предметах.

  • Деловое общение 2009

    На уроке учащиеся овладевают техникой телефонных разговоров, служебных приемов, деловых совещаний.

  • Деловые игры на уроках экономики 2007

    На рынке самолетов разворачивается конкурентная борьба между фирмами (группами учащихся) за качественный товар, который производится в условиях ограниченности ресурсов. Каждая фирма стремится работать эффективно. В конце игры все производители понимают, что главные способы борьбы при ограниченности ресурсов – это разделение труда и специализация.

  • Деловые игры на уроках экономики 2010

    Деловые игры получили очень широкое распространение в обучении учащихся в школе, так как являются педагогическим средством и активной формой обучения. При проведении деловых игр происходит приближение обучения к реальной действительности, требуя от школьников взаимодействия, творчества и инициативы.

  • Деньги и банки в век электроники 2010

    Урок экономики, проведенный по проектной технологии, способствует развитию социального кругозора личности в подростковом возрасте, интереса к изучению предмета, способствует формированию ключевых компетенций.

  • Деньги и их роль в экономике 2010

    Данная форма урока направлена на развитие творческих способностей учащихся, помогает в освоении технологий поиска, отбора и анализа информации. Готовясь к конференции, учащиеся выбрали интересную для себя тему, материал которой они смогут использовать в дальнейшем. В ходе подготовки ребята изучали дополнительную литературу, находили информацию в Интернете.

  • Деньги, банки и банковская система (урок-КВН по экономике с использованием ресурсов Интернета) 2010

    Основу урока-соревнования составляют состязания команд при ответах на вопросы и решении чередующихся заданий, предложенных учителем. Эффективность уроков-соревнований обусловлена частой сменой различных методов проверки знаний. У каждой команды имеется минимум один ноутбук или ПК с выходом в Интернет.

  • Дидактические материалы для компетентностно-ориентированного образования 2008

    При переходе школы на компетентностно-ориентированное образование необходимо изменить форму заданий для проверки знаний учащихся. Эти задания должны проверять не только знания ученика, но и способность применить полученные знания на практике. Разработанные мной задания можно применять в конце года, когда идет повторение материала, или после изучения темы. Задания подходят для 7–11-х классов.

  • Дистанционный конкурс. Каким он должен быть? 2010

    В работе излагается опыт проведения дистанционных конкурсов в режиме on line в Виртуальной школе Краевого дворца пионеров и школьников. Анализируются особенности и отличия от конкурсов традиционной формы, вопросы мотивации детей и сопровождающих процесс педагогов, привлечениz специалистов к наполнению и организации конкурса. Приводятся примеры заданий конкурса и педагогические находки.