Что такое проза? Формы, роды и жанры литературы.

Что такое проза? Формы, роды и жанры литературы.
Что такое проза? Формы, роды и жанры литературы.

Отдав на откуп ведение жанров на сайте самим авторам, думал, что творческие люди имеют хотя б малейшие представление о той области, в которой они творят.

В голове людей настоящая каша. Каких только жанров не придумали, чтобы хоть как-то выделиться из общей массы. Среди жанров оказались и «ходили мы походами», и «ночнушки», и «о гуманизме», и «маньяки»…

Данная статья составлена по материалам из википедии, литературных сайтов и энциклопедий.

Начнем с определение прозы, данного в литературной энциклопедии (скопировано из википедии):
Проза (лат. prosa) - устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки - стихи; в противоположность поэзии её ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (периодов, предложений, колонов). Иногда термин употребляется в качестве противопоставления художественной литературы вообще (поэзия) литературе научной или публицистической, то есть не относящейся к искусству.

А вот другое определние (словарь Даля):
Проза - обычная речь, простая, не мерная, без размера, противоположно стихи. Есть и мерная проза, в которой, однако, нет размера по слогам, а род тонического ударения, почти как в русских песнях, но гораздо разнообразнее. Прозаист, прозаик, прозаический писатель, пишущий прозой.

В разных источниках жанры прозы (их количество) различны. Остановлюсь только на тех, относительно которых нет разночтений.

РОМАН - большое по объему повествовательное произведение со сложным и развитым сюжетом. Произведение крупной формы, может иметь несколько сюжетных линий (Вспомните Л.Н.Толстого "Война и Мир").

ПОВЕСТЬ - род эпический поэзии, близкий к роману, изображает какой-нибудь эпизод из жизни; от романа отличается меньшей полнотой и широтой картин быта, нравов. Данное определение жанра характерно исключительно для отечественной литературоведческой традиции. Старинное значение термина - «весть о каком-то событии» - указывает на то, что этот жанр вобрал в себя устные рассказы, события, которые лично видел или о которых слышал рассказчик. Важным источником таких «повестей» являются летописи («Повесть временных лет» и др.). В древнерусской литературе «повестью» называли всякое повествование о каких-либо действительных событиях. В западном литературоведении для прозаических произведений такого рода используются определения «роман» или «короткий роман».

РАССКАЗ - малая эпическая жанровая форма художественной литературы - небольшое по объёму изображенных явлений жизни, а отсюда и по объёму своего текста.

НОВЕЛЛА (итал. novella - новость) - литературный малый повествовательный жанр, сопоставимый по объёму с рассказом (что даёт иногда повод для их отождествления), но отличающийся от него генезисом, историей и структурой. Это повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка.

ЭССЕ (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. В отношении объёма и функции граничит, с одной стороны, с научной статьёй и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой - с философским трактатом.

БИОГРАФИЯ - сочинение, в котором излагается история жизни и деятельности какого-нибудь лица.

ЭПОПЕЯ - монументальное по форме эпическое произведение, отличающееся общенародной проблематикой. Сложная, продолжительная история чего-либо, включающая ряд крупных событий. (Та же "Война и мир", которая одновресменно является и романом и эпопеей) Корни эпопеи в мифологии и фольклоре.

СКАЗКА (литературная) - эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.

БАСНЯ - стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение - так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В Библии мы находим, например, басню о том, как деревья избрали себе царя (Суд. 9.8 и дал), или рассказ о терне и кедре (4 Цар. 14:9). Эти рассказы очень близко подходят к притчам.

ПРИТЧА -притча – небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме. Словарь В.Даля толкует слово «притча» как «поучение в примере».
Притча, как правило, существует и может быть правильно понята только в определенном контексте. Например, евангельская притча о сеятеле - это проповедь Христа, которую он произносит перед толпой народа. Тогда становится ясно, что «Сеятель» – Иисус Христос, «семя» – слово Божие, «земля», «почва» – сердце человеческое.

МИФ (от греч. mytos – сказание) - в литературе - сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях. Это предания о первопредках, богах, духах и героях. Мифологический комплекс, принимающий в обрядах синкретические визуально-вербальные формы, выступает как специфический способ систематизации знаний об окружающем мире. В числе особенностей мифа: произвольное (алогичное) соединение сюжетов и тождественность означающего и означаемого, персонификация явлений природы, зооморфизм, увеличение зооморфных элементов в архаических пластах культуры.

Проза (лат. prōsa ) - устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки - стихи; в противоположность поэзии её ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (периодов, предложений).

Так что же это такое — проза

Казалось бы это такое простое понятие, которое известно всем. Но, как раз этом и заключается сложность его описания. Проще определить, что такое стихи, поэзия. Стихотворная речь подчиняется строгим законам и правилам.

  1. Это четкий ритм или метр. Как в марше: раз – два, раз – два, или как в танце: раз – два – три, раз – два – три.
  2. Хотя и необязательное условие: Рифма, т.е слова созвучные по своему произношению. Например любовь – морковь или проза – роза и т.д.
  3. Определенное количество строф. Две строфы это двустишье, четыре — четверостишье, есть восемь строф, а также различное их сочетание.

Вся остальная письменная или устная речь, которая не подчиняется этим законам – проза. В ней слова льются как полноводная река, плавно, свободно и независимо, подчиняясь только мысли и воображению автора. Проза – это описание простым доступным языком всего того что находится вокруг.

Есть такое понятие проза жизни. Это повседневные, обыденные события, которые происходят в жизни людей. Писатели, которые описывают эти события в своих произведениях. Называются писатели – прозаики. За примерами далеко ходить не надо.

Вся мировая классическая литература, да не только классическая. Ф.М.Достоевский, Л.Н. Толстой. М.Горький, Н.В.Гоголь – это великие писатели прозаики. Откройте любую из их книг, и вы сразу поймете, что такое проза, если до сих пор этого еще не знали.

Но остались еще на широких, необъятных просторах нашей Родины люди, Которые всерьез считают, что писатели прозаики это такие люди которые пишут про ЗАЕК. Кто – то считает их неграмотными и необразованными, кто-то наоборот оригинальными и креативными. Выбирать вам.

Так что же такое проза? Посмотрите внимательно, перед вами пример простого прозаического произведения. Эта статья. А если кому – то все равно до сих пор не понятно, что такое проза, то прочитайте её еще раз.

Литература способна влиять на мировоззрение человека, характер и духовность. Прозаические произведения учат читателя приспосабливаться к жизни в социуме, поднимают нравственность общества и раскрывают проблемы современного мира. Любовная литература , повести, поэмы строятся на драматизме и реализме сегодняшнего времени, обрамляются изысканными эпитетами, метафорическими оборотами и красочными аллегориями. В современных рассказах и романах можно встретить размышления на тему общечеловеческих ценностей и жизненных проблем. В каталоге нашего портала представлены различные жанры: исторические романы, сказки, виды устного народного творчества (былины, быль), рассказы-приключения, детективы и многое многое другое. В каждое произведение автор вкладывает свою душу, пытается достучаться до разума и сердца читателя, старается изменить привычные стереотипы о литературе в целом.

Антиутопия - оригинальный жанр прозаической литературы, который является своеобразным отзывом автора на давление нового порядка. Как правило, антиутопия становится популярной в момент политического или гражданского переворота, во время войны, революции, митингов и других событий, которые переворачивают привычную жизнь народа. Здесь общее представление о мире передается через жизнь одного человека. Читатель наблюдает конфликт личности и государства. Как правило, главный герой старается сломать привычные стереотипы и идет наперекор законам.

Детская литература занимает особое место среди современных творцов. Как правило, детские произведения ведут читателя в таинственный волшебный мир и окутывают невероятными сказочными событиями. Часто, незамысловатое произведение для детей скрывает не только проблемы добра и зла, но и актуальные вопросы современного общества. Таким образом автор пытается подготовить будущих подростков к суровой действительности. Такая книга кроме развлекательной, несет и образовательную функцию. Написание детских произведений требует особой ответственности, мастерства и таланта.

Популярностью среди авторов и читателей пользуется эзотерика - литература, которая способна изменить восприятие реального мира. Основными направлениями эзотерики являются книги о способах гадания, нумерология, астрология и многое другое. Наиболее востребованной среди читателей остается фантастика. Такие произведения затрагивают множество философских вопросов и раскрывают глаза читателей на различные несовершенства мира. Иногда, современная фантастика - это оригинальная подборка развлекательных сюжетов, которые позволяют отвлечься от повседневной суеты и погрузиться в мир неизведанного.

Проза (лат. prōsa) – это речь без деления на соизмеримые отрезки, ритм которой опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций. Она же – нестихотворная литература.

В отличие от поэзии, проза не имеет значительных ограничений по ритму и р ифме. Она предоставляет авторам, как отмечал М. М. Бахтин, более широкие «возможности языкового многообразия, соединения в одном и том же тексте разных манер мыслить и высказываться: в прозаической художественности (наиболее полно проявившейся в романе)». Проза, в частности, многократно превосходит поэзию в жанровом многообразии.

Копирайтеру необходимо уметь создавать как прозаические, так и поэтические произведения. Знание поэзии обогащает язык прозаика. Как отмечал К. Паустовский:

«Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную девственную свежесть».

Роды и жанры литературы

Все словесно-художественные произведения можно объединить в три большие группы, именуемые литературными родами и включающими в себя как поэтические, так и прозаические тексты:

– эпос,

– драма,

– лирика.

Также как отдельный род выделяют лироэпику и отличают некоторые межродовые и внеродовые формы.

Хотя имеется разделение на роды, в литературных произведения может быть «родовое пересечение». Так, может быть эпическая поэма, лирическая повесть, драматический рассказ и т.д.

В каждый из литературных родов входят произведения определенного жанра.

Литературные жанры – это группы произведений, собранные по формальному и содержательному признаку. Также можно сказать, что жанр – это исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения, имеющий определенный комплекс устойчивых свойств (размер, речевые конструкции, принципы построения и т.д.). Жанры обеспечивают преемственность и стабильность в литературном развитии.

Со временем одни жанры отмирают, им на смену приходят другие. Также «оставшиеся в живых» жанры могут становиться как более, так и менее популярными – как у авторов, так и у читателей. На формирование или изменение литературных жанров влияет историческая действительность. Так, например, на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков мощно развивались детективный, полицейский роман, научно-фантастический и дамский («розовый») роман.

Классификация ж анров – задача непростая, т.к. разные жанры могут обладать одинаковым свойствами.

Исторически жанры разбивали на две группы: «высокие» и «низкие». Так, в ранние литературные времена жития святых относились к «высоким», а развлекательные произведения – к «низким». В период классицизма была установлена строгая иерархия жанров: высокие – это ода, трагедия, эпопея, низкие – комедия, сатира, басня. Позже к «высоким» стали относить сказку, роман.

Сегодня говорят о высокой литературе (строгой, подлинно художественной, «литературном верхе»), и о массовой («тривиальной», «популярной», «потребительской», «паралитературе», «коньюктурной литературе», «литературном низе»). Первая предназначена для людей рефлексирующих, образованных, разбирающихся в искусстве. Вторая – для невзыскательного большинства читателей, для человека «не приобщенного (или мало приобщенного) к художественной культуре, не обладающего развитым вкусом, не желающего либо не способного самостоятельно мыслить и по достоинству оценивать произведения, ищущего в печатной продукции главным образом развлечения». Массовую литературу отличает схематизм, использование стереотипов, клиширование, «безавторство». Но свои недостатки популярная литература компенсирует динамично развивающимся действием, обилием невероятных происшествий.

Также выделяют классическую литературу и беллетристику. Классическая литература – это те произведения, которые являются вершинами творчества и на которые нужно равняться современным авторам.

Как говорят, классика – это то, что пишется с расчетом на вкусы будущих поколений.

Беллетристикой (от фр. belles lettres – изящная словесность) обычно называют неклассическую повествовательную прозу, относящуюся к массовой литературе, но не находящуюся в самом «низу». Другими словами, беллетристика – срединная массовая литература, находящаяся между классикой и бульварным чтивом.

Копирайтер должен хорошо представлять себе специфику родов и жанров литературных произведений. Например, смешение или подмена жанров может легко «убить» текст для читателя, ожидающего одно, а получившего другое (вместо «комедии» – «драму», вместо «боевика» – «мелодраму» и т.д.). Однако же продуманное смешение жанров может также и эффективно работать на определенный текст. Конечный результат будет зависеть от грамотности и мастерства копирайтера. Он обязан знать «законы жанра».

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книгах А. Назайкина

Проза вокруг нас. Она в жизни и в книгах. Проза - это наш повседневный язык.

Художественная проза - это не имеющее размера (особой формы организации звучащей речи), нерифмованное повествование.

Прозаическое произведение - это написанный без рифмы, в чем его главное отличие от поэзии. Прозаические произведения бывают как художественные, так и нехудожественные, иногда они переплетаются между собой, как, например, в биографиях или мемуарах.

Как возникло прозаическое, или эпическое, произведение

Проза пришла в мир литературы из Древней Греции. Именно там появилась сначала поэзия, а потом и проза как термин. Первыми прозаическими произведениями были мифы, предания, легенды, сказки. Эти жанры определялись греками как нехудожественные, приземленные. Это были религиозные, бытовые или исторические повествования, получившие определение "прозаические".

В на первом месте стояла высокохудожественная поэзия, проза была на втором месте, как некое противопоставление. Положение стало меняться только во второй половине Прозаические жанры стали развиваться и расширяться. Появились романы, повести и новеллы.

В XIX веке писатель-прозаик оттеснил поэта на второй план. Роман, новелла стали главными художественными формами в литературе. Наконец, прозаическое произведение заняло свое законное место.

Прозу классифицируют по размеру: на малую и большую. Рассмотрим основные художественные жанры.

Произведение в прозе большого объема: виды

Роман - прозаическое произведение, которое отличается длиной повествования и сложным сюжетом, развитым в произведении в полной мере, а также роман может иметь побочные сюжетные линии, помимо основной.

Романистами были Оноре де Бальзак, Даниель Дефо, Эмили и Шарлотта Бронте, Эрих Мария Ремарк и многие другие.

Примеры прозаических произведений русских романистов могут составить отдельную книгу-список. Это произведения, ставшие классикой. Например, такие как «Преступление и наказание» и «Идиот» Федора Михайловича Достоевского, «Дар» и «Лолита» Владимира Владимировича Набокова, «Доктор Живаго» Бориса Леонидовича Пастернака, «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева, «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова и так далее.

Эпопея - это по объему большее, чем роман, и описывающее крупные исторически события или отвечающее общенародной проблематике, чаще и то и другое.

Самые значимые и известные эпопеи в русской литературе - «Война и мир» Льва Николаевича Толстого, «Тихий Дон» Михаила Александровича Шолохова и «Петр Первый» Алексея Николаевича Толстого.

Прозаическое произведение небольшого объема: виды

Новелла - короткое произведение, сопоставимое с рассказом, но имеющее большую насыщенность событиями. История новеллы берет начало в устном фольклоре, в притчах и сказаниях.

Новеллистами были Эдгар По, Герберт Уэллс; Ги де Мопассан и Александр Сергеевич Пушкин также писали новеллы.

Рассказ - небольшое прозаическое произведение, отличающееся малым количеством действующих лиц, одной сюжетной линией и подробным описанием деталей.

Рассказами богато Бунина, Паустовского.

Очерк - это прозаическое произведение, которое легко перепутать с рассказом. Но все же есть существенные отличия: описание только реальных событий, отсутствие вымысла, сочетание литературы художественной и документальной, как правило, затрагивание социальных проблем и присутствие большей описательности, чем в рассказе.

Очерки бывают портретные и исторические, проблемные и путевые. Также они могут между собой смешиваться. Например, исторический очерк может содержать в себе также портретный или проблемный.

Эссе - это некие впечатления или рассуждения автора в связи с конкретной темой. Оно обладает свободной композицией. Этот вид прозы сочетает в себе функции литературного очерка и публицистической статьи. Также может иметь нечто общее с философским трактатом.

Средний прозаический жанр - повесть

Повесть находится на границе между рассказом и романом. По объему ее нельзя отнести ни к малым, ни к большим прозаическим произведениям.

В западной литературе повесть называют «короткий роман». В отличие от романа, в повести всегда одна сюжетная линия, но развивается она также полно и полноценно, поэтому ее нельзя отнести к жанру рассказа.

Примеров повестей в русской литературе множество. Вот лишь некоторые: «Бедная Лиза» Карамзина, «Степь» Чехова, «Неточка Незванова» Достоевского, «Уездное» Замятина, «Жизнь Арсеньева» Бунина, «Станционный смотритель» Пушкина.

В зарубежной литературе можно назвать, например, «Рене» Шатобриана, «Собака Баскервилей» Конан-Дойля, «Повесть о господине Зоммере» Зюскинда.