Часослов: богословие ежедневной молитвы. Что такое богослужебные часы и можно ли на них опаздывать

Часослов: богословие ежедневной молитвы. Что такое богослужебные часы и можно ли на них опаздывать

После Всенощного бдения в храмах читается первый час. Перед литургией третий и шестой, а иногда и девятый. А еще есть «великие или царские часы». Что это за чинопоследования, и какое отношение они имеют к реальному времени?

Часы – это краткое богослужение. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы. Их основу составляют псалмы (в каждом – по три), а также песнопения, связанные с днем недели, спамятью того или иного святого или иным праздником.

Само название часов связано с древними системами подсчета времени. В Античности и Средневековье сутки делились у разных народов на несколько частей. В традиции православного богослужения отражен так называемый римский счет:

«Сутки делились на часы неодинаковой протяженности; это были более или менее христианизированные старые римские часы. Час был примерно равен нашим трем: утреня (около полуночи), хвалины (3 часа пополуночи), час первый (6 часов утра), час третий (9 часов), час шестой (полдень), час девятый (15 часов), вечерня (18 часов), навечерие (21 час)» (Жак Ле Гофф. Цивилизация Средневекового Запада).

Заметим, что порядок богослужений связан с суточным кругом, и часы в идеале должны были совершаться в промежутках между службами. На практике же даже в монастыре невозможно сделать так, чтобы иноки постоянно были в храме, а потому часы постепенно стали примыкать к главным службам (Всенощному бдению и Литургии).

Но в самих текстах остались привязки ко времени суток или к новозаветным событиям.

Первый час посвящен «мыслям и чувствам верующих при наступлении утра» (М. Скаблланович «Толковый типикон»). Это чинопоследование появляется в палестинских монастырях не раньше IV века. Как и остальные часы, первый час состоит из псалмов (5, 89, 100), нескольких молитв и тропарей.

Гораздо раньше христиане стали выделять Третий, Шестой и Девятый часы, связанные с сошествием Святого Духа на апостолов, распятием и смертью Спасителя. Уже во II веке христиане читали в это время молитву «Отче наш», постепенно сформировалось и особое чинопоследование каждой из служб..

Тексты третьего часа (примерно 9 утра) тесно связана с воспоминанием о двух событиях Новозаветной истории – суде Пилата над Христом и сошествию Святого Духа на апостолов: «Общая тема 3-го часа - естественная в начале дня молитва о сохранении Праведности». Но сообразно двум воспоминаниям, связанным для христианина с этим часом, эта тема двоится: по «Учительному известию» Служебника, 3-й час воспоминает суд над Спасителем у Пилата с бичеванием и поруганием, имевший место именно между 9 и 12 ч. дня, и сошествие Св. Духа на

апостолов, последовавшее точно в этот час». (М. Скаблланович «Толковый типикон»).

Третий час также состоит из трех псалмов (16, 24, 50), нескольких тропарей и молитв.

Шестой час (примерно 12 дня) посвящен воспоминанию о распятии Христа. Такая привязка к страданиям Спасителя связана с со свидетельством Евангелия от Матфея: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он». (Мф. 27, 45-47). Все три псалма (53, 54 и 90) описывают чувства праведников, находящихся в окружении врагов.

В современной приходской практике Русской Православной Церкви Третий и Шестой час обычно читают перед литургией (священник в это время совершает в алтаре проскомидию).

Довольно часто к ним примыкает и Девятый час (примерно 15 часов), который посвящен воспоминанию о смерти Спасителя на кресте. И эта привязка основывается на свидетельстве Евангелистов, например Матфея: «И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись»(Мф. 27, 47-51) . Три псалма (83, 84, 85) посвящены теме разлучения души от тела.

По уставу Церкви Девятый час совершается перед Вечерней, но во многих приходских храмах его опускают, или читают перед литургией, когда священнику не хватает времени для совершения проскомидии.

Эти четыре часа (1,3,6, и 9) читаются в храме круглый год, но в особых случаях Церковь использует и другие службы, которые тоже называются часами.

Во время Великого поста к обычным часам добавляются тексты кафизм (Псалтырь разделена на 20 примерно равных частей для удобства использования за богослужением. Кафизмой называют одну из таких частей) великопостный тропари, молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и владыка живота моего» и чтение Ветхого Завета (паремии из книги пророка Исаии) на шестом часе. Такие расширенные часы называются «великопостными».

Нам осталось рассказать о Великих (царских) часах, которые совершаются три раза в год – накануне Рождества Христова и Богоявления Господня, а также в страстную пятницу. В них входят все обычные часы подряд (с 1 по 9), к которым добавляются чтения из Ветхого Завета, Евангелия и Апостола, а также особые тропари.

Название «царские» распространено только в России. Наша богослужебная традиция была взята из Византийской империи, На этих торжественных часах должен был присутствовать сам император. Византийские правители и русские цари оставляли все другие дела и спешили в храм. В память об этом и чтобы подчеркнуть особую торжественность этих богослужений на Руси, а затем и в России и стали пользоваться названием «царские часы».

Есть и еще один вид этого богослужения – Пасхальные часы , которые на Светлой седмице не только поются в храмах вместо обычных часов, но и заменяют для верующих утреннее и вечернее правило. Они очень короткие. Состоят из пасхального тропаря, песнопения «Воскресение Христово видевше», пасхального кондака и еще нескольких тропарей и молитв. Никаких псалмов, почти никакого чтения. Только радостные песнопения в честь Спасителя.

Богослужебные часы – это специальный чин молитвословий, который читается в храме в определенное время.

Обычно это довольно краткий чин, чтение и слушание которого не занимает более пятнадцати-двадцати минут.

Мне кажется, что возникновение молитвословий часов в Ветхозаветной и Новозаветной Церкви связано в первую очередь с Божественным установлением навыка у человека к непрерывной молитве. Ведь, в сущности, Ангелы и святые в раю пребывают в непрерывном славословии Господу. Образно говоря, в Царствии Небесном, в Его возвышенном и духовном храме, постоянно идет богослужение. И чтобы человек получил навык к этой райской непрерывной молитве, он приобретает его еще здесь – в земной жизни. Отсюда и богослужения часов в определенное время.

Это можно сравнить с монашеской трапезой. Чтобы инок не погружался с головой в поглощение пищи, трапеза где-то посредине прерывается звуком колокольчика. Все встают. Крестятся. Произносится краткая молитва. Затем снова садятся и вкушают пищу. Этим человек будто бы выбивается из земной колеи, из умственной и сердечной концентрации на своем животе, и снова учится вперять свое внимание в горнее – в небесное.

Часы, мне думается, имеют ту же функцию – отвлечь внимание человека от материальных забот дня. И обратить свой взор к Господу Богу.

О том, что Ветхозаветная Церковь знала богослужения часов, свидетельствуют нам первые главы Книги святого апостола и евангелиста Луки Деяния святых апостолов: «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» (Деян. 3:1); «На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться» (Деян. 10:9).

О том, что апостолы знали и употребляли определенные часы дня для молитвы, свидетельствует нам книга, написанная в начале II века по Рождестве Христовом, «Учение 12 апостолов». Она предписывает читать молитву Господню «Отче наш» три раза в день.

Названия же 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часа эти краткие богослужения получили из-за несколько иного, чем наше, исчисления времени суток в древнем Израиле.

Древние евреи разделяли ночь на четыре стражи (менялись часовые, охраняющие населенный пункт), а день – на четыре часа (изменения движения солнца относительно земли). Первый час соответствует нашему седьмому часу утра. Третий час – девятому часу утра. Шестой – двенадцати часам – полудню. Девятый час – трем часам дня.

В Новозаветной Церкви значение богослужения часов стало еще более символично. Оно приобрело знаковое евангельское значение, связанное с важнейшими событиями в жизни Господа нашего Иисуса Христа и Церкви.

Итак, начнем с первого богослужебного часа, который применяется в храме. Так как церковный богослужебный день начинается с вечера (вечерни), то первым (не в арифметическом или хронологическом смысле) часом является девятый. Он также первый и в духовном смысле.

Мы точно знаем из Святого Евангелия, что Спаситель умер на кресте в девятом часу (третьем пополудни в нашем счислении). Поэтому молитвенная память девятого часа посвящена крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа, а также Его сошествию в ад. Поэтому молитвословия этого часа скорбные, но в то же время в них есть уже и нарождающаяся пасхальная радость, ведь очень скоро произойдет Светлое Воскресение Христово. Поэтому девятый час и предваряет все остальные суточные службы: вечерню, утреню, первый, третий, шестой часы, Литургию. Ведь церковная завеса раздирается надвое, и человечество получает возможность войти в рай. Настает эра Нового Завета – эра спасения. Человечество делает новый шаг к Богу, Который максимально приблизил его к Себе.

Первый час был с Божьей помощью установлен позднее трех остальных. Как пишет профессор Киевской духовной академии Михаил Скабалланович в своей книге «Толковый Типикон»: «Установлен 1-й час в IV в. в палестинских монастырях с аскетическими целями…» Т. е. Церковь апостольских времен не знала его. Он уже был установлен с развитием монашества в IV веке в связи с аскезой и подвижнической дисциплиной типа: «меньше спать, а больше молиться». Дело в том, что для усугубления молитвенного бдения древние монахи разбивали ночь также на несколько страж, во время которых вставали на молитву. Последняя молитвенная стража ночи – это первый час.

Кроме того, он также несет в себе и духовный евангельский смысл. Церковь вспоминает в его молитвословиях взятие Христа под стражу в Гефсиманском саду, синедрион, страдания и избиение Спасителя фарисейскими слугами, суд у Пилата и несправедливый смертный приговор, вынесенный Праведнику.

Главное же воспоминание третьего часа – сошествие Святого Духа на Пресвятую Богородицу и апостолов, которое произошло именно в третьем часу (см. Деян. 2:15). А также крестный путь Христа на Голгофу, который также происходил около третьего часа и позже.

Воспоминание шестого часа – Распятие Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Казнь произошла, по Святому Евангелию, именно в двенадцатом часу дня.

Таким образом, мы видим, что богослужения часов посвящены преимущественно Страстям Христовым и призваны молитвенно пробуждать в человеке духовное зрение Креста, Смерти, Воскресения Христового, а также дня рождения Церкви, одного из главных событий в нашей истории – Святой Пятидесятницы. Многие святые отцы говорили, что памятование и проживание сердечное, внутреннее человеком Страстной Седмицы очень спасительно и благотворно. Оно соединяет человеческую душу со Христом и возрождает ее к жизни. Об этом нам напоминает и святой первоверховный апостол Павел: «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним…» (Рим. 6:8).

Потому что памяти богослужебных часов соединены со Страстями Христовыми, в этих молитвословиях не бывает пения, только чтение, которое менее торжественно и более скорбно.

Итак, структура часов… Она типична для всех четырех, и, исходя из этого, каждый час занимает около двадцати минут. В молитвословиях часов после «шапочки» или сразу за «Придите поклонимся» идут три избранных псалма (для каждого часа они разные), за ними тропари (специальные молитвы), посвященные памяти дня, празднуемого события или святого (святых). Затем следуют специальные молитвы «Богородичны», посвященные Пресвятой Богородице. «Богородичны» также для каждого часа свои. Затем «Трисвятое по Отче наш» (см. любой православный молитвослов: начало утренних молитв). Далее специальное молитвословие «кондак», посвященное памяти дня. Потом сорок раз «Господи, помилуй», молитва «Иже на всякое время», иерейский отпуст (для 3-го и 6-го часов – это «Молитвами святых отец наших…», а для 9-го и 1-го – это «Боже, ущедри ны…») и молитва часа (для каждого своя).

Часы всегда начинаются с молитвы «Приидите, поклонимся», которое является своеобразным исповеданием нашей веры во Святую Троицу, продолжаются они псалмами, а после них новозаветными молитвами, что показывает глубокую органическую взаимосвязь Ветхозаветной и Новозаветной Церквей. В часы также монтируются тропари и кондаки дня – т. е. специальные краткие молитвы, посвященные празднуемому в этот день событию или поминаемому святому. Центральной частью часов, по завещанию святых апостолов, является чтение молитвы «Отче наш». Углубленное покаянное моление «Господи, помилуй», повторяющееся сорок раз, и молитва «Иже на всякое время», говорящая нам о том, что мы во всякое время и во всякий час должны поклоняться Богу и славить Его. Затем отпуст и молитва часа. Все псалмы и молитвы богослужебного часа подобраны святыми отцами с Божьей помощью таким образом, чтобы напоминать нам о вышеуказанных памятях часа. Пример тому 50-й псалом на третьем часе, стихи которого «Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене» будто бы прямо нам говорят о сошествии Святого Духа на апостолов. А в Великий пост на этом часе в тропаре прямо сказано о воспоминаемом событии: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови в нас, молящих Ти ся».

Кстати говоря, часы в продолжение богослужебного года терпят изменения. В Великий пост к ним добавляются чтения кафизм, молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего…», определенные тропари. На Святую Пасху и в Светлую седмицу структура часов на девяносто процентов меняется. Тогда в них входят песнопения, славящие Светлое Христово Воскресение: тропарь и кондак Пасхи, песнопение «Воскресение Христово видевше» и т. д. Из-за особой торжественности праздника пасхальные часы часто не читаются, а поются.

Кроме того, в навечерие таких больших праздников, как Рождество Христово и Святое Богоявление (Крещение Господне), читаются великие часы. Они имеют обычную структуру богослужений часов, с той лишь разницей, что на них читаются ветхозаветные чтения паремии, Апостол, Святое Евангелие. На Руси их часто называют царскими часами. Это историческое название, так как часто на них присутствовали монархи.

В древности часы служились, как и положено – в 7 и 9 часов утра, в 12.00 и 15.00. Но, к сожалению, для современного человека с его спешкой и занятостью такой график не подходит. Потому сейчас девятым часом начинается вечерня, утреня же заканчивается первым часом. А третий и шестой час присоединяются к началу Божественной литургии с той необходимостью, чтобы священник успел во время чтения данных часов совершить проскомидию. Так как с девятого и третьего часа начинается богослужение суточное, то данные молитвословия имеют «шапочку»: священнический возглас «Благословен Бог наш…», затем обычное начало «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Приидите, поклонимся…» А первый и шестой час начинаются только с «Приидите, поклонимся…»

Хочется сказать, что в Церкви нет ничего маловажного и малозначительного. Это касается и богослужебных часов. К сожалению, часто приходится наблюдать, как люди стараются прийти к началу Литургии, но опаздывают на часы. Создается впечатление, что чтец, одиноко стоящий на клиросе и читающий часы, делает это только для себя, ну и для батюшки, в крайнем случае. Многие же другие заняты свечками, записочками, разговорами – одним словом, обычной храмовой суетой. И только когда звучит возглас «Благословенно Царство…», все утихают.

Но ведь третий час – это сошествие Святого Духа на Пресвятую Богородицу и апостолов, это крестный путь на Голгофу Спасителя, а шестой час – Распятие Христово. Он повествует нам о том, что в Его пречистые руки вбивали гвозди за наши грехи. И Бог добровольно предавал себя на страдание во имя спасения всех нас! Можем ли мы игнорировать это? Можем ли мы пренебрегать часами?

Да, бывают крайние случаи, когда по объективным причинам человек опоздал к началу Литургии, может быть, единоразово или несколько раз проспал. С кем не бывает? Но есть устоявшаяся традиция отношения к часам как к чему-то малозначительному. Типа можно «подрезать», опоздать. И это уже страшно. Ведь речь идет о воспоминании Страстей Господних.

Потому, дорогие братья и сестры, будем помнить, что прийти за полчаса до начала Литургии – это не прибыть под возглас «Благословенно Царство», опоздав на часы. Нет. Это значит прийти до начала чтения часов. Чтобы и записочки успеть подать, и свечечки поставить, и образы святые поцеловать. А потом, отдышавшись и успокоившись, начинать слушать часы и сердечно углубляться в воспоминание Страстей Христовых и Сошествия Святого Духа на апостолов.

Ведь кто распинается вместе с Господом нашим Иисусом Христом, тот с ним и воскреснет.

Иерей Андрей Чиженко

1. Тем, кто хотят научиться совершать богослужение дома.

2. Тем, кто оказались оторваны от прихода и поэтому не могут или не всегда могут ходить на готовые богослужения.

Всем остальным мирянам, тем, у которых есть свой приход, тоже хорошо бы научиться домашнему богослужению, но их не заставить. Возможно, просто еще не пришел их момент.

Зачем, если есть приход

Если у человека есть приход, но он хочет освоить домашнее богослужение, то не надо откладывать, надо начинать. Но зачем это нужно, если можно спокойно ходить на готовые службы? По двум главным причинам.

1. Одна катакомбница однажды сказала мне: «Сейчас можно служить открыто, это воспринимается как нечто нормальное, как будто так будет всегда. Но на самом деле это может быстро отняться».

Да, есть страны, где можно ходить в любую церковь – если в ней не практикуются самосожжения, то государство не будет вам это запрещать. Но есть и другие страны, например, Китай или близкая к нам Белоруссия, где разрешается принадлежать только к нескольким официальным церквям, а всё остальное жестко преследуется. И нет гарантии, что в России будет развиваться европейское отношение к так называемой свободе совести, а не китайское. Даже сейчас вряд ли можно найти открытый приход ИПЦ, который не подвергался давлению властей. Тут можно приводить много разных примеров, но я кратко упомяну только нашу историю.

В 1997-1999 годах, после того, как был убит отец Александр Жарков, наш приход существовал в основном без священника и на квартирном богослужении. А в 2010 году сотрудники центра «Э» пытались по ложному обвинению посадить нашего настоятеля, а храм отобрать в пользу Московской патриархии. Так что даже сейчас возможна ситуация, когда храм закрывают, а священника сажают - к этому времени надо уметь служить. Не надо рассчитывать на то, что мирная жизнь будет всегда.

2. Богослужение становится гораздо понятнее, если читать на службе. Для многих прихожан служба остается просто красивым звуковым фоном для своих мыслей или «возвышенных состояний». А ведь у церковных текстов есть свой смысл - он не только у ектений. На домашней службе вы будете читать эти тексты и привыкать следить за их содержанием.

0. Есть и еще одна причина – «лирическая». Указываю ее здесь дополнительно, так как не уверена в ее каноничности. «Иже на всякое время и на всякий час на небеси и на земли покланяемый и славимый…» - на всякое время и на всякий час. Возможно, когда вы зажигаете лампаду и произносите первый возглас службы, кто-то в другом городе или в другой стране только что завершил свое богослужение. А затем, после вас, службу начинает кто-то другой – в Чикаго, в Омске или в Мариуполе. Получается такое постоянное богослужение.

Зачем, если прихода нет

Если вы оказались там, где нет прихода, то есть две причины наладить самостоятельное богослужение.

1. Православный христианин, находящийся на свободе, не может оставаться без службы. Здесь уже нет вариантов. Если такой человек не учится, он сам себя лишает богослужебной жизни. Нет такого тупого, который не освоил бы хотя бы минимальное богослужение – я знаю случаи, когда самостоятельную службу осваивали и совсем не учившиеся люди. В такой ситуации, в отрыве от прихода, первым делом приходится изучать обедницу, на которой можно причащаться запасными дарами.

2. Домашняя служба – это свойство прихода, пусть даже он пока состоит только из одного человека. Но позже обязательно соберутся люди, если вы в этом приходе будете поддерживать богослужение. Я знаю два случая, когда такое богослужение совершалось три года, а затем приходили люди. Первый случай описан в книге об о.Серафиме Роузе «Не от мира сего» - Алексей Янг и его жена Сусанна по совету отца Серафима молились на водокачке три года, а потом вокруг них собрался приход, и Алексей Янг стал священником. Второй случай – это отец Теодор в Берлине, он три года совершал богослужения с единомудренным ему братом, вдвоем, а затем вокруг них собрался приход, и это был крупнейший в Берлине приход ИПЦ.

А если приход не собрался, и вы совершаете богослужение в одиночестве – не получается ли это просто усложнение утренних или вечерних молитв? Нет, это другое. Утреннее и вечернее правило – это индивидуальные молитвы, а вечерня или обедница - это общественное богослужение, даже если его совершаешь один. Сейчас один, а позже будешь не один, просто остальные еще не пришли. А они могут появиться не только из числа личных знакомых. Бывает, что кто-то обращается из интернета, а затем ищет в своем городе место, где совершается служба. Поэтому можно просто придумать название своему одноместному приходу и нести вахту, «божественную стражу».

Внутренние доводы против

1. «Все равно не получится». - Получится! В следующей части доклада я расскажу, как начинать.

2. «Не хочется, не люблю богослужение». - Тут уместно вспомнить слова Амвросия Оптинского: «Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь». Этот совет помогает и относительно любви к богослужению. Ведите себя так, будто богослужение вам очень нравится, и вы поймете, что оно на самом деле прекрасно.

Как совершать

Если рядом есть приход, желательно найти единомышленников. Это помогает держаться, когда первое стремление ослабело. Как в знаменитой истории «Вовочка, ты не можешь не идти в школу, ты же директор». Или, как сказал в XV веке Иннокентий Комельский, ученик Нила Сорского, перефразируя Екклесиаста: «Одному же горе, если он впадет в уныние или сон, или разленение, или отчаяние, нет воздвизающего его среди людей».

Но если никого нет, надо начинать одному, в надежде на Божию помощь.

Служить лучше по установленному ритму. Для нормального и непривыкшего к службам человека это раз в неделю.

Если рядом нет прихода, то служить надо в субботу вечером или в воскресенье утром. Если есть приход, то лучше не разорять соборное богослужение и в субботу-воскресенье молиться в храме, потому что приходы в ИПЦ обычно маленькие, отсутствие каждого человека бывает заметно, а присутствие всегда укрепляет других. Для домашней службы тогда можно выбирать день на неделе, когда празднуется любимый святой или когда есть возможность собраться.

Впрочем, если на основе вашего домашнего богослужения со временем начнет формироваться полноценный отдельный приход, то это тоже хорошо.

Какие книги нужны

Если вы совсем не умеете служить, то для начала вам понадобятся две книги, а затем еще одна. Две первые книги – это Часослов и на славянском языке с разбиением на кафизмы. Если вы совсем не знаете церковнославянского языка, то Псалтирь может быть русскими буквами, но непременно на церковнославянском. Использование книг на русском языке теоретически возможно, но крайне нежелательно. Во-первых, начиная домашнее богослужение, вы пускаетесь в рискованное самостоятельное плавание и у вас будет много шансов потерпеть крушение на этом пути, поэтому лучше не проявлять лишней инициативы и постараться всё устроить по тем правилам богослужения, которые приняты среди близких вам по духу людей. Во-вторых, читая на церковнославянском, вы быстро выучите и полюбите этот язык, он окажется не таким уж и сложным.

Но если вы живете не в России, имеет смысл начинать служить на местном языке, хотя бы частично, чтобы сделать возможным присоединение к вашему приходу местных жителей.

После Псалтири и Часослова вам понадобится также Октоих. Его, как и Псалтирь с Часословом, можно купить в некоторых церковных лавках. В Великий пост нужна Постная триодь, а в период от Пасхи до Пятидесятницы – Цветная триодь. Кроме того, весь год нужна еще одна книга – Минея, но она очень большая, в ней не меньше 12 томов, по числу месяцев года, некоторые месяцы при этом разбиты на два или три тома, в зависимости от издания.

Часослов и Псалтирь лучше иметь на бумаге в виде книг – купить их легко. Все остальные книги можно брать в интернете. Вот ссылки на них: Октоих , Минеи (вот еще один вариант Минеи ), Цветная триодь , Постная триодь , все книги . Некоторые службы есть в календаре сайта Православие.Ru . Некоторые редкие службы, важные для ИПЦ, собраны на сайте прихода св. княгини Елисаветы. (Кое-что полезное есть и ).

Как научиться

Мне кажется, удобнее всего начинать учиться с вечерни. Эта служба совершается вечером и при нормальном чтении занимает примерно полчаса.

Хотя это небольшая служба, с непривычки вычитывать ее полностью будет трудно. Особенно если вы не знаете церковнославянский язык. Поэтому можно вначале совершать ее часть, а затем понемногу ее увеличивать.

Каждая служба мирским чином (без священника) начинается и заканчивается возгласом:

«Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь».

После начального возгласа нужно прочитать «Приидите, поклонимся…», а затем предначинательный псалом «Благослови душе моя Господа…», который написан в самом начале вечерни. После этого на первый раз можно и закончить - в конце тот же возглас «Молитвами святых отец наших…».

Если текст предначинательного псалма на церковнославянском в Часослове вам покажется слишком трудным, прочитайте его не из Часослова, а из Псалтири русскими буквами – это псалом 103. Но постепенно от русских букв надо будет перебираться к церковнославянским. Для этого существует несколько приемов.

1. Достать молитвослов со славянским шрифтом и читать по нему уже привычные вам утренние и вечерние молитвы.

3. Изучить учебник церковнославянского языка (например, Алипия Гамановича).

При чтении надо особое внимание обращать на правильное ударение слов. Концы слов нельзя проглатывать, в церковнославянском четко произносятся все окончания: «ТвоеГО», «ПростирАЯЙ небо..», «звеРИЕ дубравнИИ» и т.п.

Когда предначинательный псалом будет получаться достаточно хорошо, к нему можно добавить кафизму. Это уже настоящее испытание на чтение псалтири – тут вам придется поучиться! В понедельник вечером читается 6-я кафизма, во вторник – 9-я, в среду – 12-я, в четверг – 15-я, в пятницу – 18-я, в субботу – 1-я кафизма «Блажен муж…». В воскресенье вечером кафизмы нет, увы, но можно прочитать ту же 1-ю кафизму в учебных целях. В пост в будние дни почти всегда читается 18-я кафизма.

Когда кафизмы станут привычнее, можно будет добавить остальную часть вечерни, по частям или сразу. «Господи, воззвах..» и всё остальное. Тут уже потребуются вставки из октоиха и минеи, но для начала можно ограничиться только вставками из октоиха. Как их добавлять – здесь вам понадобится объяснение человека, знающего устав. Если у вас есть приход, то там есть люди, которые объяснят, как к часослову добавляются другие книги. Если прихода нет, спросите у кого-то еще, или, например, у меня.

Да, есть еще сайт последование.рф . На нем добрые люди размещают некоторые службы подряд, полный текст с объединением всех книг, так что никакие книги не понадобятся. И всё набрано русскими буквами! Текст там включает также слова священника и дьякона, а на домашней службе их нет - эти вкрапления нужно опускать. Но лучше всё же служить по книгам, чтобы изучать устав. А этим сайтом можно пользоваться как справочником.

Какие опасности

Если вы наладили домашнее богослужение, опасайтесь превратиться в самодостаточный механизм. Надо все же общаться с единомышленниками и с кем-то обсуждать своих тараканов. Потому что тараканы обязательно возникнут, и они будут коварными. Мне приходилось молиться с человеком, который служил дома ежедневно около трех лет. Он всё пытался преодолеть усилием собственной воли, слишком надеялся на себя и никогда ни с кем не советовался. В итоге его снесло во тьму кромешную.

А еще опасно перегружаться. Лучше держать небольшую службу, но регулярно.

Домашнее богослужение и Иисусова молитва

На эту тему я приведу цитату из одной проповеди:

«Казалось бы, уделить час-полтора в неделю для богослужения в домашних условиях несложно. Даже самые занятые люди находят подобное количество времени, скажем, на ежедневную чистку зубов и тому подобные процедуры, а ведь никто не будет спорить, что молитва важнее. Дело тут вообще не во времени: если поставить целью служить в неделю одно обязательное богослужение продолжительностью полчаса (за такое время можно вычитать воскресную вечерню или, для не знающих устава, прочитать несколько кафизм Псалтири), то все равно окажется трудно. Если пытаться заставлять себя просто усилием воли, то это приведет (в большинстве случаев) к срыву: человек бросит вообще все, что касается богослужения, и хорошо, если только домашнего.

И всё это потому, что псалмопение (богослужебная молитва) изначально не рассчитано на употребление в качестве основного духовного блюда. Это только гарнир, в котором нет и не должно быть как раз главных питательных веществ - тех, для усвоения которых этот гарнир подается. Почему это так, можно объяснить другим сравнением. Богослужение нужно в качестве металлической арматуры для бетонной плиты, но сам бетон - это молитва внутренняя, молитва Иисусова. В ней и состоит не просто главное, но и единственное занятие христианина, а все остальное - это лишь создание условий для этого занятия.

Богослужение и Иисусова молитва, когда они вместе, становятся также и инструментом, позволяющим человеку совсем иначе, нежели «невооруженным глазом» увидеть собственные проблемы и если и не всегда разрешить их, то, по крайней мере, сформулировать вопросы, которые затем можно кому-то задать».

В дневное богослужение входят 3-й, 6-й часы и Божественная литургия. 3-й час соответствует нашим 10-12 часам дня, а 6-й – 1-3 после полудня.

Службы этих часов приняты Святой Церковью от древних времен. Часы 3-й и 6-й сделались особенно важными для христиан по знаменательности совершившихся в них событий: с 3-м часом Православная Церковь соединяет воспоминания о суде Пилата над Спасителем, мучения, которые Он претерпел в претории, а также о Сошествии Святого Духа на апостолов; на 6-м часе воспоминаются шествие Спасителя на крестные страдания и Его крестная смерть.

Апостолы освящали эти часы молитвой (Деян 2, 15; 10, 9). Распределение псалмов, которые читаются в настоящее время за службами, было известно уже в IV в. Как полагают, оно сделано преподобным Пахомием Великим († 348).

3-й и 6-й часы совершаются в храме, а иногда в притворе.

В Великие четверток и субботу, а также в праздник Благовещения, выпадающий на эти дни, 3-й, 6-й, 9-й часы и изобразительные совершаются вместе, но отдельно от Божественной литургии. По Уставу в Великий четверток часы положены в 3-м, а Божественная литургия – в 8-м часу дня, в Великую субботу часы совершаются в 4-м, а Божественная литургия – в 10-м часу. Как совершаемые отдельно от Божественной литургии, эти часы вместе с изобразительными по Уставу отправляются в притворе, а в конце их бывает отпуст. Если Благовещение случится в Великие понедельник, вторник и среду, то часы, на которых читается Евангелие, совершаются в храме. В эти дни после изобразительных отпуста не бывает, а вслед за молитвой «Пресвятая Троице» читается «Приидите, поклонимся» и затем служится вечерня.

Часы бывают великопостные, великие (царские), пасхальные и вседневные.

Великопостные часы совершаются в среду и пяток Сырной седмицы, за исключением случаев, указанных в Уставе, в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток всех седмиц Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы.

Великие часы отправляются в Великий пяток и перед праздниками Рождества Христова и Богоявления. На этих часах 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы соединяются вместе и отправляются в храме. Царскими эти часы стали называться отчасти потому, что в древности на них всегда присутствовали византийские императоры.

Пасхальные часы совершаются в течение всей Пасхальной седмицы до Недели о Фоме. Вседневные часы отправляются во все остальные дни года. Последование вседневных часов находится в Часослове и Следованной Псалтири; великопостных – в Часослове, Следованной Псалтири и в Уставе на 1-ю седмицу Великого поста; пасхальных – в доследованиях Святой Пасхи и царских – в Триоди на Великий пяток, в Минее на 25 декабря и 5 января и в Уставе на эти дни.

Междочасия составляют как бы продолжение служб часов. Их положено совершать лишь в седмичные дни. В настоящее время они совершаются обычно только в православных монастырях, но не во всех.

Последование их находится в Следованной Псалтири. Последование изобразительных, называемое также обедница, – краткая служба, совершавшаяся пустынножителями вместо Божественной литургии, которая своими песнопениями и молитвословиями являлась как бы изображением ее или подобием. По своему положению в ряду других суточных служб изобразительные соответствовали той части Божественной литургии, которая записывалась не в Евхологии, а в Типиконе. Под названием изобразительные и обедница это последование известно и в соединении с Божественной литургией, и отдельно от нее.

В дни Великого поста, когда на утрене поется «Аллилуиа», изобразительные совершаются после 9-го часа. Если изобразительные бывают не в дни Великого поста, когда на утрене поется «Бог Господь», они отправляются после 6-го часа. Последование службы находится в Часослове и Следованной Псалтири.

Количество записей: 16441

Здравствуйте, подскажите, к чему падает икона венчальная? Ни с чего взяла и упала венчальная икона мужа.

ксенич

Дорогая Ксения, не обращайте внимания на суеверия. С молитвой и надеждой на Бога Вы сможете такие страхи из души изгнать. Храни Вас Господь.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, батюшки! Я хотела съездить в отпуске на Смоленское кладбище, поклониться мощам Святой блаженной Ксении Петербургской. Но дело в том, что сейчас не очень хорошо с финансами (рассчитывала на премию, она будет, но маленькая, и много других трат). То есть, поездку придется отложить "до лучших времен". Скажите, пожалуйста, слышат ли святые наши молитвы, просьбы, и помогают нам, даже если нет возможности приехать лично и поклониться мощам? Вот, подумала, что можно пока хотя бы почитать Акафист Ксеньюшке Петербургской 40 дней, но на это, как я поняла нужно благословение священника брать? И еще, не знаете ли Вы, где в Москве служат молебен Ксении Петербургской? Извините, что так много вопросов. Спасибо!

Наталья

Здравствуйте, Наталия. Несомненно, святые слышат наши молитвы, возносимые в любом месте, хоть на другом конце света. Они принадлежат к духовному миру, и земные расстояния для них не препятствие. Хоть радости паломнической поездки и придется отложить, помолиться блаженной Ксении Вы можете и дома. Решаясь читать акафист регулярно определенный срок, а не от случая к случаю, хорошо будет взять благословение у духовника или священника, которому обычно исповедуетесь. Где регулярно служится акафист блаженной Ксении, мне найти не удалось, попробуйте сами. Благослови Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте. Я долгое время носила неосвещенный крестик, сама я еще в детстве была крещена. Во время крещения мой крестницы мне его освятили, после того, как я его надела, у меня началась страшная слабость. Может ли быть такое, что крестик меня очищает? И вообще, можно ли это связывать с освящением крестика?

Евгения

Здравствуйте, Евгения. Понятие «крестик очищает» не верно – душу очищает покаяние. Поэтому, если совесть обличает в чем-то, хорошо пойти на исповедь. Связывать с освящением креста Вашу слабость не следует. Помоги Вам Бог.

иерей Сергий Осипов

Я крестил у друга сына, могу ли я взять его за кума? Чтобы он покрестил мою дочь?

Александр

Да, Александр, это не воспрещается.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, я бы хотела узнать ваше мнение. Мой дедушка очень суетливый человек, не может жить спокойно вообще, все время совершенно напрасно торопится и т.д. Бабушка говорит, что это его бесы подгоняют, и надо идти в церковь. Может ли быть такое? Я за собой замечаю, что я тоже неусидчивая, за многое хватаюсь, и все бросаю, загораюсь, и тут же охладеваю. Не знаю, что и делать...

Елизавета

Елизавета! Возьмите себе за правило читать утренние и вечерние молитвы из молитвослова, молиться в течение дня: перед едой и после, перед и после каждого дела. Так Вы будете более внимательно и ответственно относиться ко всему, а Господь своею благодатью будет помогать Вам в Ваших делах. Ходите в храм, чаще исповедуйтесь и причащайтесь, то есть больше времени уделяйте духовному. Всегда помните слова Спасителя: "Ищите прежде Царства Божия и правды его и все это (т.е. земное) приложится вам".

иерей Владимир Шлыков

Можно ли молиться дома без платка?

Ангелина

Ангелина! Бывают ситуации, когда нет возможности покрыть голову для молитвы, например, в дороге. В этом случае лучше помолиться без платка, чем не молиться вообще. Дома ничто не мешает надеть платочек, поэтому при домашней молитве голову надо покрывать.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшки. Великим постом была на соборовании, было очень много народу. Батюшки прочитали три раза Евангелие и три раза помазание, затем прочитали заключительную часть и возложили Евангелие на голову, считается Таинство полным? И как расцениваются мои сомнения насчет действия священников, как в этом грехе каяться (как его назвать)? Спасибо.

Наталья

Наталья, в идеале в таинстве соборования участвуют семь священников, поэтому число чтений и помазываний тоже семь. Учитывая последние распоряжения по совершению таинства соборования, семикратное помазание и чтение семи Евангелий не является обязательным. Вы можете не смущаться, а покаяться в том, что осуждали священников.

иерей Владимир Шлыков

Можно ли спать на месте умершего до 40 дней?

Да, Татьяна, можно спать и до 40 дней, и после.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день! У меня сестра болеет очень (рак 3-4 степени), скажите, какие молитвы читать и ей, и мне? И еще, если человек не молится, а молюсь я за него, мои молитвы будут услышаны? Спасибо.

Снежана

Снежана, молиться друг за друга - наш долг любви к ближним. Эта любовь умилостивляет Господа, который сам есть Любовь. Читайте акафист иконе Богородицы "Всецарица", по возможности часто приглашайте батюшку, чтобы причащать и соборовать болящую.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! Подскажите, пожалуйста, когда у меня день ангела? Кто мой покровитель? Какому ангелу молиться? Я родился 1 июня.

Дмитрий

Дмитрий, 1 июня Церковь чтит память святого благоверного великого князя Димитрия Донского. Это Ваш святой покровитель. День Вашего рождения совпадает с Днем Ангела.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, я некрещеная, в ближайшее время собираюсь принять крещение. Можно ли некрещеным осенять себя крестным знамением в церкви?

Анна

Анна, это не запрещено.

иерей Владимир Шлыков

С праздником! Батюшка, как поступать в ситуации, когда неверующие люди начинают при мне всячески злословить Бога, святых, и в целом говорить непотребства про православную веру, я начинаю ужасно злиться. Должна ли я молчать в этой ситуации - это будет малодушием или правильным поступком? Я знаю, что не смогу их убедить, но и молчать, мне кажется, неправильно. И ещё, батюшка, я дала маловерующему человеку прочитать книгу о Причащении, но он посмеялся и не поверил в то, что там было написано, грешна ли я в том, что так поступила? Спаси Вас Господь.

Олеся

Здравствуйте, Олеся. Авва Дорофей пишет, что в каждом деле есть восемь частей. Одна восьмая составляет само дело, а семь восьмых составляют сохранение мира в сердце. Что пользы человеку, если приобретет весь мир своей проповедью православия, а душу свою погубит? Начинаете злиться, значит, не дерзайте никого перевоспитывать, повернулась и ушла. Не надо поддерживать отношения, кроме вынужденного минимума (например, с родственниками и сотрудниками), с людьми враждебными Христу. Лучше потерять одну восьмую, чем все дело погубить. Потому что никого Вы не переубедите, даже если гору передвинете, а в сердце уже поселился гнев. Господь молчал перед лицом своих обвинителей. И Вы молчите. И лучше держитесь подальше от такого рода людей. Если глаз соблазняет тебя..., и т.д. И не мечите бисера своей веры перед свиньями. Не потому, чтобы мы считали неверующих свиньями и презирали их, нет. Но, нельзя накормить свинью жемчугом, он для нее не имеет никакой ценности, ей желуди нужны и ботва. И человеку неверующему не драгоценность Слов о Таинствах нужна, а самые элементарные доводы рассудка о необходимости целостного и обоснованного мировоззрения. Какую-нибудь увлекательную книжку, вроде "Потопа" Головина. Благословенье Господне на Вас.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте. У меня такой вопрос, извините, если проявляю невежество. Слышу постоянно, что то грех, и то грех, кругом грех, не знаешь, с каким из грехов нужно бороться в первую очередь. В Евангелии от Иоанна прочёл:" ... если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; ..." Можно -ли считать, что основной грех всё-таки - неверие в Христа и Его миссию? А остальное - это уже "метастазы"? Ещё раз извините, и спасибо.

Пивоваров Сергей

Здравствуйте, Сергей. Христианство называет грехом все то, что повреждает ткань природы бытия. Т.е. нашей собственной природы. Мать предупреждает ребенка: "Сереженька, не ешь сосульку, горлышко заболит". Это заповедь, но не сама заповедь закон, закон только обозначен этим предупреждением, а действует он в природе, это закон физики. Переохлаждение вызывает ангину. Об этом Сережа не знает, поэтому мама его предупреждает. Сережа не послушался, усомнился, и съел сосульку. Горлышко у него заболело. Пострадал он не потому, что нарушил заповедь, а потому что нарушил закон природы и повредил ее, - свою собственную природу. Не мама его наказала, давшая заповедь, а он сам. Грех родился в виде помысла: что мамы могут понимать в сосульках? И был реализован нарушением закона природы. Все заповеди Божии имеют такое же свойство, они обозначают для нас не видимые нами закономерности, законы бытия, форму существования нашей природы. Мы природу не видим, видим только поверхность, "кожу". Способность человека видеть природу была утрачена в результате грехопадения Адама, а мы его наследники. Мы на генетическом уровне получаем эту наследную болезнь духовной слепоты. Потому и понадобилось такое большое количество заповедей, что мы не видим природы. Если бы видели, то и в заповедях не нуждались бы. Взрослого человека никто не будет предупреждать о сосульке, он знает. Поэтому нет малых и больших заповедей. Ну хорошо, я выполняю заповедь не пить кислоту, но зато танцую по толченому стеклу. И что обо мне сказать можно? Неверие - это одна из начальных страстей, порождающей обильное потомство, однако, одной веры недостаточно. И бесы веруют, но остаются бесами. Вера подразумевает понуждение себя к жизни по вере, к осуществлению веры. Если хотите, христианин - это тот, кто любит Христа. А Христос прямо говорит, в чем выражается любовь: "Кто любит Меня, исполнит заповеди Мои". И знает Бог, что мы ни одной заповеди не можем исполнить как следует, но, тем не менее, именно это и поручает нам. Почему? Потому что практика жизни по заповедям открывает человеку саму природу греха в нем самом, приводит его к смирению, покаянию, и рождает молитву. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ведь Он гордым противится, а смиренным дает благодать. Помощи Божией.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка. 1. В какие дни пост в среду и пятницу отменяется? 2. Что значит "принятие хульных помыслов"? Если я не могу забыть этот помысел, и он приходит ко мне снова и снова, значит ли это, что я принял этот помысел? Благодарю за ответ.

владислав

Доброго здоровья, Владислав. 1. Постов в среду и пятницу нет в сплошные седмицы. Это "святки" - от Рождества до Крещенского сочельника; неделя мытаря и фарисея; сырная седмица, или "масленица"; светлая, или Пасхальная седмица; Троицкая. А также если на среду или пятницу приходится Господский двунадесятый праздник: Рождество, Богоявление, Преображение. 2. Непроизвольные помыслы называются прилогом, они не являются грехом в собственном смысле слова, потому что возникают непроизвольно. Грехом будет внимание к ним, из него рождается собеседование с помыслом, затем принятие помысла, затем согласие с помыслом, а потом и готовность к осуществлению помысла. Бороться с греховными помыслами надо на стадии прилога, в крайнем случае, на стадии начального внимания. Помыслы надо отгонять краткой и настойчивой молитвой и чтением, питающим противоположные, благие помыслы. Бог в помощь.

иерей Александр Белослюдов

Благословите, батюшка! У меня вопрос, который меня очень смущает. Я стараюсь исповедоваться и причащаться каждый месяц. И вот, в последний раз у меня не было покаяния перед исповедью и на исповеди. Я пыталась в себе выработать чувство сокрушения и слезы, но почти ничего не вышло. Только немножко. И на исповеди я не сказала всех грехов. Я их много говорила, но не все. Но я их обязательно скажу на следующей исповеди, потому что не люблю, когда совесть нечистая. А после исповеди и причастия, уже дома, я задумалась над собой, и мне Господь дал слезы, и почувствовала такую любовь к Богу, что мне ничего уже не надо было. И вот я думаю, неужели опять мне надо все эти грехи, которые я сказала, исповедовать? Спаси Господи!

Виктория

Здравствуйте, Виктория. Во-первых, не надо внушать себе сокрушение и слезы, это, говоря словами святителя Игнатия, кровяное разгорячение. Сокрушение сердца - это труд молитвы и покаяние, а слезы бывают не всегда, и не обязательно их наличие означает, что сокрушение есть, а их отсутствие - что сокрушения нет. Нам заповедано понуждать себя к исполнению заповедей Евангелия. Если будете в этом трудиться, непременно Господь подаст познание грехов, которое именуется начальным смирением, и на нем сокрушение произрастет в содружестве с молитвой покаяния. Слезы вообще не показатель. Хорошо, когда они есть, если они действительно плач о грехах, а не жалость к себе. Слезы делают молитву легкой. Но надо знать, что не та молитва сильна, которая течет легко и непринужденно, а та, к которой приходится себя понуждать. Это труд, и он приятен Богу. Если пребудете в покаянии, то нет нужды в подробном отчете на исповеди. Господь всегда принимает покаяние. На исповеди же надо не отчитаться с детальной точностью о всех проделанных грехах, а назвать те страсти, с которыми мы безуспешно боремся и которые понуждают нас с насилием над нашей волей совершать грехи. Помоги Бог.

иерей Александр Белослюдов

ПОМИНАЮТ ЛИ УТОПЛЕННИКА НА 40 ДЕНЬ?

ЛЮДМИЛА

Здравствуйте, Людмила. Молиться надо за всех. Если человек погиб в результате несчастного случая, то должна быть и церковная, и домашняя молитва. А если сам себя погубил, то только домашняя.

иерей Александр Белослюдов

Добрый день! У меня тяжелая ситуация в семье, муж ушел жить на другую квартиру, я осталась с сыном. Пару недель назад первый раз исповедалась и причастилась. Но последнюю неделю очень тяжело, муж ушел от нас 5 дней назад, навязчивые мысли постоянно, тревога, страх. Завтра есть возможность сходить на исповедь и Причастие, но начались критические дни. Как мне быть?

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина. Чтобы Вас потом не уязвляла совесть, исповедуйтесь, но не причащайтесь. Держите в уме какую-нибудь краткую молитву, Иисусову или Мытареву, не занимайтесь самокопанием и самоедством. Пути Господни неисповедимы. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Батюшка Александр Белослюдов, здравствуйте! Хотела бы спросить у Вас. Пою в церковном хоре, и всегда стараюсь одеваться очень просто и скромно, платочек ношу, как бабушки, перевязав под подбородком. За это мне другие певчие (некоторые) делают замечание, что слишком уж скромно одеваюсь, что похожа на старушку, и что мой муж (он нецерковный человек, к сожалению) скоро перестанет на меня обращать внимание, если я и дальше буду так одеваться, не краситься и т.д. Как поступить в такой ситуации? И ещё. Можно ли читать дома после правила такие последования, как шестопсалмие, повечерие, полунощница и пр.? Мне очень нравятся эти молитвы из Часослова. Спаси Господи!

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина. Не обращайте внимания на пересуды. Ваш облик должен соответствовать внутреннему образу. Все искусственное нежизнеспособно. Часослов читать не возбраняется, но не умножайте свое правило сверх меры. Отцы говорят, что лучше и полезнее, если со временем появляется искреннее желание, и даже потребность, прибавить несколько молитв к обычному правилу. Но беда, если под влиянием плотского разгорячения мы создаем себе огромное правило, а потом по немощи, усталости, и еще по какой причине, начинаем от него отступать. Полчаса для домашней молитвы вечером - оптимальная продолжительность. Ангела в помощь.

иерей Александр Белослюдов

Добрый день! Меня интересует вот такой вопрос. Из семьи, спустя 17 лет, ушел муж и отец 7-ми летнего сына... ушел к любовнице... Мы с сынишкой очень тяжело переживаем, любим его и хотим его вернуть. Прошу помочь, подсказать, какие молитвы мне лучше читать для воссоединения семьи, и как молиться ребенку? Он сейчас, молясь, просит у Господа и своего Ангела-Хранителя, своими словами. Говорят, детская молитва очень сильная. Просветите по этому вопросу, пожалуйста.