Биографии, истории, факты, фотографии. Лопе де вега - биография, информация, личная жизнь Лопе де вега самые известные произведения

Биографии, истории, факты, фотографии. Лопе де вега - биография, информация, личная жизнь Лопе де вега самые известные произведения
Биографии, истории, факты, фотографии. Лопе де вега - биография, информация, личная жизнь Лопе де вега самые известные произведения

Я очень люблю пьесы. Мне хватает фантазии, чтобы разыгрывать сценки в своей голове, словно на театральной сцене. Большой плюс этого: я могу подставлять на роли тех актеров, которых мне вздумается. И наделять их нужными голосами. Короче говоря - пьесы это тема. Но нужно учитывать: есть такие товарищи как Шекспир, Шоу, Чехов, Вампилов, у которых пьесы спокойно читаются как книги. А есть Шварц, Шиллер, Гольдони и вот де Вега, к примеру - их все равно надо смотреть. Надо обыгрывать. Не только в голове. Иначе что-то такое неуловимое теряется... Поэтому лучше сначала глянуть постановку или экранизацию.

Сюжет: богатая и очень знатная вдова Диана однажды замечает шашни между слугами и решает, что, собственно, ничем не хуже. Она жестко прессингует своего секретаря Теодоро на предмет "Я вас хочу, чего же боле?" и достигает платонической взаимности. После чего трясет головой, думает "Да что я, очумела что ля?" и дает секретарю под зад изящной туфелькой. Секретарь ощущает себя чисто ромашкой: "Любит - не любит - плюнет - поцелует - к сердцу прижмёт - к черту пошлёт".
В расстройствах он мечется между графиней и служанкой. Мимика лица перекошена, в глазах сверкает надпись "Хочу бабу". Но в дело вклинивается проныра Тристан, который чисто шулерским путем спускает в доме не в меру разведенные пары. А себе более высокое социальное положение, о чем в книге не говорится, но упускать это из виду никак нельзя.
В общем, желания исполнены, главное чтобы это не было Мефистофелевским исполнением желаний... В том смысле, чтобы потом не ревели.

Легендарную "Собаку на сене" можно рассматривать с разных углов:

1. Комедия. Это, пожалуй, в первую очередь. Потому что в пьесе присутствует слуга Тристан, являющийся вторым Фигаро. Он не смешон, но смешит. Плюс есть целый ряд персонажей, которые не смешат, но смешны - слуга Фабио, служанка Марсела, маркиз Рикардо, граф Лудовико. Да и главные герои в большей степени демонстрируют житейскую глупость, чем романтичность.
Автор включает в текст много фраз, ставших сегодня крылатыми. А может какая-то часть из них уже и во времена де Веги были афоризмами, не знаю. В названии же он вывел пословицу.

2. Социальная драма. С этой точки произведение уже не выглядит забавным. Людей начинаешь жалеть: сами себя загнали в рамки, которые не дают быть счастливыми. Возможно, это одно из первых литературных творений, поднимающих анти-классовые вопросы.

3. Психология. И вот тут уже совсем интересно. Это как история с Золушкой: свадьба, фейерверк, торт с лебедями. Все счастливы. А счастливы ли? Как Золушка с принцем столкнутся с непониманием друг друга, так и Диана с Теодоро после первой недели медового месяца прифигеют от мысли "Это что - насовсем?". Ну что их связывает, по сути, кроме банального вожделения? Они долгое время жили вместе в одном доме и даже не рассматривали друг друга как мужчину и женщину. И только после того как Тристан забросал место действия шапкой пошло-поехало. Более того, Теодоро и вовсе подошел с открытой расчетливостью. Он не совсем Альфонс, но на грани.
И каковы их отношения будут после венчания? А если совместный секс их не удовлетворит? Это же единственная точка соприкосновения их интересов! Нужно было Диане послушать совет секретаря:

Что если сказанная дама,
Любя простого человека,
Боится честь свою умалить,
То пусть она им насладится,
Оставшись, с помощью обмана,
Неузнанной.

Что-то мне подсказывает, что такой расклад устроил бы обоих. И плюс Марселу с графом и маркизом...
А так в данном свете представляется весьма разумным уже совет самой Дианы, данный Теодоро после односторонней драки:

А где платок ваш?
- Здесь, сеньора.
- Отдайте. [...]
Он будет мой, вот с этой кровью.
Сходите от меня к Отавьо.
Ему приказано вам тотчас
Вручить две тысячи эскудо.
Нашить платков побольше. [...]

Похоже, собачка на сене будет и кусаться, и драться. Возможно даже ногами... Бедный Теодоро, помнишь как ты вопел с гордостью "Мой ум, мое к наукам рвенье, Мое перо"? Не помогли они тебе,
пользоваться ими не умеешь. Будешь учиться пользоваться платками...

(1. Зоологический факультет)

Лопе де Вега (исп. Lope de Vega; полное имя - Феликс Лопе де Вега и Карпио, исп. Félix Lope de Vega y Carpio; 25 ноября 1562, Мадрид - 27 августа 1635, Мадрид) - испанский драматург, поэт и прозаик. Автор более чем 2000 пьес, из которых 425 дошли до наших дней.

Родился в семье ремесленника-золотошвея. С ранних лет обнаружил недюжинные творческие способности (в 10-летнем возрасте перевёл в стихах «Похищение Прозерпины» Клавдиана). Учился в университете в Алкале, начал писать стихи.

Университет закончить ему, однако, не удалось. За сатиру на семью отвергнувшей его возлюбленной он был осуждён на 10 лет изгнания из Мадрида. Несмотря на это Лопе возвращается в столицу, чтобы похитить новую даму сердца и тайно жениться на ней.

В 1588 году принял участие в походе «Непобедимой армады», после поражения которой поселился в Валенсии, где и создал ряд драматических произведений для поддержания семьи.

Лопе де Вега состоял секретарём у герцога Альбы (1590), маркиза Малвпика (1596) и герцога Лемосского (1598). К этому же периоду относится расцвет его драматического творчества.

В 1609 году Лопе де Вега получил звание familiar del Santo oficio de la Inquisición (добровольного слуги инквизиции), а в 1614-м принял сан священника.

Лопе де Вега создал более 2000 пьес, из которых до наших дней сохранилось 426. Дерзкий в жизни, Лопе поднял руку и на традиции испанской драматургии: он отказался от принятого тогда принципа единства места, времени и действия, сохранив лишь последнее, и смело объединял в своих пьесах элементы комического и трагического, создав классический тип испанской драмы.

Пьесы Лопе де Вега затрагивают различные темы: социально-политические драмы из отечественной и иностранной истории (например, пьеса о Лжедмитрии «Великий герцог Московский»), исторические хроники («Доблестный кордовец Педро Карбонеро»), любовные истории («Собака на сене», «Девушка с кувшином», «Учитель танцев»).

В драмах Лопе очень велик исторический пласт. Среди них «Последний готский король», «Граф Фернан Гонсалес», «Зубцы стен Торо», «Юность Бернарда дель Карпио», «Незаконный сын Мударра» и др., - пьесы, в основе которых народные романсы и «Песнь о моём Сиде». Трактовка исторических событий у Лопе близка или совпадает с той, которую столетиями давали романсеро. Театр Лопе де Вега на более высоком уровне разыгрывал знакомые любому жителю Пиренеев сюжеты.

Пьесы Феликса Лопе де Веги построены таким образом, что случай, вмешивающийся в поток явлений, опрокидывает спокойный ход действия, доводя напряжение драматических переживаний до степени трагизма, чтобы затем ввести это взволнованное море страстей и своеволия в русло законности и строгой католической морали. Любовная интрига, развитие и разрешение которой составляет стержень его драматической фабулы, именно в силу того, что она в состоянии раскрыть всё могущество человеческих инстинктов и своеволия, служит у Лопе де Вега, с одной стороны, для показа всей полноты и многообразия человеческого поведения в семье и обществе, с другой - даёт возможность наглядно продемонстрировать значимость политических и религиозных идей, господствовавших в современном писателю обществе.

Лопе де Вега в своих многочисленных комедиях («Собака на сене» и др.) обнаруживает исключительный талант комического писателя. Его комедии, которых «и сейчас нельзя читать и видеть без смеха» (Луначарский), насыщены яркой, подчас несколько плакатной весёлостью. Особая роль в них отводится слугам, история которых образует как бы параллельную интригу пьес. Именно они, - остроумные, лукавые, сыплющие меткими пословицами и поговорками, - большей частью являются средоточием комической стихии произведения, в чём Лопе де Вега предвосхищает Мольера и автора «Севильского цирюльника» - Бомарше.

Источник wikipedia.org

Биография
Лопе де Вега
Lope Félix de Vega Carpio
(Полное имя Лопе Феликс де Вега Карпио)
Испанский писатель
Родился 25 ноября 1562 г. в Мадриде в бедной дворянской семье. С ранних лет обнаружил недюжинные творческие способности (в 10-летнем возрасте перевел в стихах «Похищение Прозерпины» Клавдиана). Учился в иезуитской коллегии, затем в университете в Алькала.
Некоторое время Лопе де Вега служит в пажах у епископа Херонимо Манрике, а в 1583 г., по некоторым сведениям, принимает участие в военной экспедиции на Азорские острова. Вскоре он уже обращает на себя внимание как поэт, и Сервантес с похвалой отзывается о нём в своём пастушеском романе «Галатея» (1585).
Конец 80-х – первые выступления Лопе де Вега как профессионального драматурга, сблизившие его с закулисным миром, с актерской средой. Он увлекается одной из популярных мадридских артисток – Еленой Осорьо, дочерью театрального антрепренера Херонимо Васкеса. Связь Лопе с замужней актрисой длилась около пяти лет. Она окончилась разрывом после того, как у Елены Осорьо появился новый, более богатый поклонник.
1588 – после разрыва с актрисой Еленой Осорио (Филида в его стихах) Лопе распространяет стихотворения, порочащие её саму и её семью, и вскоре попадает под суд за клевету и изгоняется из Мадрида на восемь лет. Воспоминания об этом эпизоде впоследствии вдохновили его повествование «Доротея» (La Dorotea, 1632).
Через три месяца после оглашения этого приговора Лопе де Вега женится на дочери придворного герольда Исабеле де Урбина, а через три недели после свадебной церемонии отбывает на борту галеона «Сан Хуан» к британским берегам в качестве солдата – участника похода «Непобедимой армады». На палубе корабля им была написана поэма «Красота Анджелики» (La hermosura de Angelica, опубликована в 1602 г.), в которой он стремился соперничать с «Неистовым Роландом» Ариосто.
После поражения «Непобедимой Армады» Лопе де Вега селится с женой в Валенсии.
1590-1596 – служит секретарем в сначала в Толедо, затем в Альба де Тормес у герцога Альбы. За это время создается ряд комедий, в том числе «Учитель танцев» (El maestro de danzar, 1594) и пасторальный роман «Аркадия» (La Arcadia, опубликован в 1598 г.).
1595 – умирает жена Лопе де Вега, затем и две его малолетние дочери. Примерно к этому же времени относится начало связи Лопе де Вега с одной из талантливейших артисток его времени, Микаэлой де Лухан, связи, длившейся до 1613 г.
1596 – служит секретарем у маркиза Мальпика.
1598 – драматург переселяется в Мадрид и служит секретарем у герцога Лемосского. Лопе вступает во второй брак с Хуаной де Гуардо, дочерью крупного мясоторговца-оптовика.
Первые два десятилетия XVII века были периодом необычайной продуктивности Лопе де Вега. В поэтическом трактате «Новое искусство сочинять комедии в наше время» (Arte nuevo de hacer comedias en este tiempo, 1609) Лопе де Вега формулирует важнейшие эстетические принципы своей драматургии: отказ от строгого следования правилам аристотелевско-классицисткой поэтики; следование вкусам испанского массового зрителя, совпадающим с законами естественного искусства; эти законы отвечают требованиям «постоянного совершенствования искусства и принципу подражания природе», вечно меняющейся и диктующей соответствующие изменения в содержании и форме драмы. В этом трактате Лопе де Вега упоминает о том, что написал четыреста восемьдесят три пьесы. В предисловии к XI части собрания своих комедий, вышедшей в свет в 1618 г., драматург говорит уже о восьмистах своих драматических произведениях. А через два года в предисловии к XIV части этого же собрания сообщается, что число их достигло девятиcот.
Наряду с огромным количеством комедий, созданных Лопе де Вега до конца 20-х годов XVII века, множится количество его поэтических и прозаических творений. Лопе де Вега публикует поэму «Песнь о Драконе» (La Dragontea, 1598), изображавшую гибель ненавистного Испании английского адмирала пирата Фрэнсиса Дрейка, поэму о легендарном покровителе Мадрида «Исидор» (Isidro, 1599) и назидательно-авантюрный роман «Странник в своем отечестве» (El peregrine en su patria, 1604), представляющий особый интерес для биографов и исследователей приложенным к нему списком, по-видимому, неполным, созданных драматургом до 1604г. двухсот девятнадцати комедий.
1604 – выходит первая часть собрания комедий Лопе де Вега без ведома и участия автора. Только начиная с IX части, выпущенной в 1617г., издание это стало осуществляться под наблюдением самого драматурга, который и довел его до XX части, напечатанной в 1625г. Части XXI-XXV были изданы уже после кончины Лопе де Вега его зятем Луисом де Усатеги.
1605-1635 – состоит на службе у Луиса Фернандеса де Кордова-и-Арагон, герцога де Сессы. Обширная переписка между драматургом и его патроном служит ценнейшим источником биографии Лопе и материалом для характеристики мадридской литературной и светской жизни.
К этому же периоду относится расцвет его драматического творчества.
1608 – Лопе де Вега публикует большую эпическую поэму «Завоеванный Иерусалим» (La jerusalen conquistada).
1609 – Лопе де Вега получает звание familiar del Santo oficio de la Inquisicio"n (добровольного слуги инквизиции) и в этой роли, как сообщают современники, распоряжается в 1623г. церемонией сожжения на костре одного францисканского монаха, заподозренного в ереси.
До 1610г. написана пьеса «Саламейский алькальд».
1612 – Лопе де Вега вступает в религиозную, полумонашескую организацию терциариев ордена св. Франциска Ассизского. В этом же году публикуется роман в стихах и прозе «Вифлеемские пастухи» (Los pastures de Belen).
Между 1613 и 1618гг. написана комедия «Собака на сене».
1614 – Лопе де Вега принимает духовный сан. Издан сборник «Священные стихи» (Rimas sacras).
1619 – опубликована пьеса «Овечий источник», написанная в 1612-1613гг.
1621 – издана поэма «Соловей» (La Filomena), в которой Лопе де Вега использует античное предание о происхождении сладкозвучной птицы для полемики со своими литературными врагами.
1624 – изданы четыре новеллы («Приключения Дианы», «Бедствия из-за чести», «Самая благоразумная месть» и «Гусман Храбрый»).
1625 – Лопе де Вега исчисляет количество своих драматических произведений цифрой одна тысяча семьдесят, а в поэтическом послании к своему давнему другу Клаудьо Конде («Egloga a Claudio»), написанном в 1632 г., умножил их до тысячи пятисот. Эта же цифра фигурирует и в заключительных словах одной из поздних комедий Лопе – «Девушка с кувшином» (написана до 1627г.).
1627 – за поэму «Трагическая корона» (Corona tragica), посвященную возвеличению Марии Стюарт, папа Урбан VIII награждает Лопе де Вега титулом доктора теологии.
1630 – Лопе де Вега публикует поэму «Лавр Аполлона» (El laurel de Apolo), содержащую широкий обзор современной ему литературной жизни и характеристики двухсот восьмидесяти испанских и португальских писателей, тридцати шести иностранных поэтов и двадцати четырех древних авторов.
1632 – Лопе де Вега печатает давно уже созданное им действо в прозе – диалогический роман «Доротея», реалистическое повествование о современном дворянском обществе Мадрида.
«Эклога к Клаудьо», поэмы «Амариллис» (Amarilis, 1633) и «Филида» (Fills, 1635), шуточная поэма, пародировавшая итальянский рыцарский эпос, «Война котов» (La gatomaquia, 1634) и философско-утопическая поэма «Золотой век» (El siglo de oro, 1635) были последними крупными поэтическими творениями Лопе де Вега. По-видимому, последним драматическим произведением семидесятидвухлетнего писателя была комедия «Подвиги Белисы» (Las bizarrias de Belisa, 1634).
27 августа 1635 – Лопе де Вега умер в Мадриде. Погребен он был в церкви св. Себастьяна, которая в 1937 г. была взорвана фашистами.
Памяти Лопе де Вега были посвящены два сборника: «Посмертное прославление» (Fama postuma), изданное другом и учеником Лопе Хуаном Пересом де Монтальбан при участии ста пятидесяти трех испанских писателей, и «Поэтические похороны» (Essequie poetiche), составленные сто четырьмя итальянскими поэтами и напечатанные Фабьо Франки в Венеции. Официальные испанские круги воздержались от каких-либо знаков внимания к памяти писателя. Королевский совет отклонил просьбу городского управления Мадрида о торжественном погребении его праха. В 1644 г. этот же совет в своем постановлении о театрах и театральном репертуаре предписал изъять из репертуара почти все представлявшиеся до сих пор пьесы, «в сюжеты которых были вплетены любовные истории, и, в особенности, сочинения Лопе де Вега, которые принесли столько вреда добрым нравам».

Феликс Лопе де Вега и Карпио
Félix Lope de Vega y Carpio
Имя при рождении исп. Lope de Vega
Дата рождения 25 ноября (1562-11-25 )
Место рождения
Дата смерти 27 августа (1635-08-27 ) (72 года)
Место смерти Мадрид , Испания
Гражданство (подданство)
Род деятельности драматург , поэт , новеллист
Годы творчества 1572-1635
Направление возрождение , маньеризм
Жанр комедия, драма, новелла
Язык произведений испанский
Награды
Произведения на сайте Lib.ru
Файлы на Викискладе
Цитаты в Викицитатнике

Биография

Родился в семье ремесленника-золотошвея. С ранних лет обнаружил творческие способности (в 10-летнем возрасте перевёл в стихах «Похищение Прозерпины » Клавдиана). Учился в университете в Алькале . Сразу получили известность его романсы: в них, как и в других жанрах Лопе видел воплощение своего эстетического идеала, согласно которому Природа всегда должна стоять выше Искусства.

Однако университет закончить ему не удалось. За сатиру на семью отвергнувшей его возлюбленной он был осуждён на 10 лет изгнания из Мадрида. Несмотря на это Лопе возвращается в столицу, чтобы похитить новую даму сердца и тайно жениться на ней. Эта история отразилась в вершинном творении Лопе де Вега - диалогическом романе «Доротея» (1634).

В 1588 году принял участие в походе «Непобедимой армады », после поражения которой поселился в Валенсии , где и создал ряд драматических произведений для поддержания семьи.

Был секретарём герцога Альбы (1590), маркиза Малвпика (1596) и герцога Лемосского (1598). К этому периоду относится расцвет его драматического творчества. Лопе де Вега принимает активное участие в организации пышных театрализованных праздников. Придворный стиль жизни, намёки на любовные связи и чувства самого Лопе и известных ему людей, переживания писателя, связанные со смертью его первой жены Исабель де Урбина (1594), легли в основу сюжета его пасторального романа «Аркадия» (1598).

В 1598 году он женился на дочери богатого торговца Хуане де Гуардо. Но главное место в жизни Лопе на протяжении 1599-1608 годов занимала актриса Микаэла де Лухан (в стихах и прозе Лопе - Камила Лусинда). В период серьезного духовного кризиса Лопе разорвал эту связь.

В 1609 году он становится добровольным слугой инквизиции и получает звание familiar del Santo oficio de la Inquisición . Душевное состояние писателя было усугублено последовавшими друг за другом смертями, любимого сына Карлоса Феликса (1612), жены (1613), а затем - и Микаэлы. Свидетельство пережитой духовной драмы - сборник «Священные стихи», опубликованный в 1614 году.

В 1616 году Лопе встретил свою последнюю любовь - двадцатилетнюю Марту де Неварес, которую воспел в стихах и в прозе под разными именами (Амарилис, Марсия Леонарда) и которой посвятил одну из лучших своих комедий - «Валенсианскую вдову» (1604, перераб. в 1616-1618?), а также новеллы: «Приключения Дианы» (1621), «Мученик чести», «Благоразумная месть», «Гусман Смелый». Последние годы жизни Лопе - целая череда личных катастроф: в 1632 году умерла Марта, за два года до смерти ослепшая и потерявшая рассудок, в том же году в морском походе погиб сын Лопе, а его дочь была похищена любовником. Но творческая деятельность Лопе не прерывалась ни на один день.

Творчество

Лопе де Вега создал более 2000 пьес, до наших дней сохранилось 426. Дерзкий в жизни, Лопе поднял руку и на традиции испанской драматургии - отказался от принятого тогда принципа единства места, времени и действия, сохранив лишь последнее, и смело объединял в своих пьесах элементы комического и трагического, создав классический тип испанской драмы.

Пьесы Лопе де Вега затрагивают различные темы: социально-политические драмы из отечественной и иностранной истории (например, пьеса о Лжедмитрии «Великий герцог Московский»), исторические хроники («Доблестный кордовец Педро Карбонеро»), любовные истории («Собака на сене», «Девушка с кувшином», «Учитель танцев»).

В драмах Лопе велик исторический пласт. Среди них «Последний готский король», «Граф Фернан Гонсалес», «Зубцы стен Торо», «Юность Бернарда дель Карпио», «Незаконный сын Мударра» и др., - пьесы, в основе которых народные романсы и «Песнь о моём Сиде ». Трактовка исторических событий у Лопе близка или совпадает с той, которую столетиями давали романсеро . Театр Лопе де Вега на более высоком уровне разыгрывал знакомые любому жителю Пиренеев сюжеты.

Внешние видеофайлы
Видео песни на стихи Лопе де Веги
Песня на стихотворение "Одиночеством к людям гонимый..." (Тимур Миргалимов)

Пьесы Феликса Лопе де Веги построены таким образом, что случай, вмешивающийся в поток явлений, опрокидывает спокойный ход действия, доводя напряжение драматических переживаний до степени трагизма, чтобы затем ввести это взволнованное море страстей и своеволия в русло законности и строгой католической морали. Любовная интрига, развитие и разрешение которой составляет стержень его драматической фабулы, именно в силу того, что она в состоянии раскрыть всё могущество человеческих инстинктов и своеволия, служит у Лопе де Вега, с одной стороны, для показа всей полноты и многообразия человеческого поведения в семье и обществе, с другой - даёт возможность наглядно продемонстрировать значимость политических и религиозных идей, господствовавших в современном писателю обществе.

Лопе де Вега в своих многочисленных комедиях (комедия «плаща и шпаги» «Учитель танцев», «Собака на сене » и др.) обнаруживает талант комического писателя. Его комедии, которых «и сейчас нельзя читать и видеть без смеха » (Луначарский), насыщены яркой, часто несколько плакатной весёлостью. Особая роль в них отводится слугам, история которых образует параллельную интригу пьес. Остроумные, лукавые, сыплющие меткими пословицами и поговорками, слуги большей частью являются средоточием комической стихии произведения, в чём Лопе де Вега предвосхищает

Родился 25 ноября 1562 в Мадриде. Учился в иезуитской коллегии, затем в университете в Алькала. К двадцати двум годам заявил о себе как поэт и драматург. После разрыва с актрисой Еленой Осорио (Филида в его стихах) распространял стихотворения, порочащие ее саму и ее семью, в 1588 был судим за клевету и изгнан из Мадрида на восемь лет. Воспоминания об этом эпизоде впоследствии вдохновили его на шедевр – повествование Доротея (La Dorotea, 1632). В изгнание Лопе прихватил с собой юную Исабель де Урбина (Белиса в его стихах), чья семья начала против него судебный процесс, прекращенный после женитьбы. Оставив жену в Валенсии, служил на галеоне «Сан Хуан» в походе «Непобедимой Армады». По возвращении поселился с женой в Валенсии, в 1595 вернулся в Толедо секретарем герцога Альбы. Овдовев (обе дочери от этого брака умерли в младенчестве), в 1596 Лопе переехал в Мадрид секретарем маркиза де Малпика, а затем графа де Лемоса. С 1605 и до смерти состоял на службе у герцога де Сессы.

В 1598 Лопе вступил во второй брак с Хуаной де Гуардо. Сын от этого брака умер в детстве, дочь не пережила отца, сама Хуана умерла в 1613, ее последние годы были омрачены связью Лопе с актрисой, родившей ему двоих детей. В 1614 Лопе принял духовный сан, через два года вступил в связь с замужней женщиной Мартой де Неварес (Марсия Леонарда, или Амарилида в его стихах), чей муж начал против него судебный процесс, но умер, не успев довести его до конца. Лопе жил с Мартой до ее смерти в 1632. Через два года после смерти Марты дочь, рожденная от этой связи, убежала с мужчиной, который так и не женился на ней, а единственный оставшийся в живых сын Лопе погиб в море. Эти семейные горести, последовавшие за ранней смертью почти всех его детей, представлялись ему возмездием за грехи, и в последние месяцы жизни его мучили угрызения совести. Умер Лопе в Мадриде 27 августа 1635. Том панегириков, опубликованный через год после его смерти, составили произведения 153 авторов. Знаком международного признания стало присвоение ему папой Урбаном VIII, которому он посвятил эпическую поэму о Марии Стюарт Трагический венец (La corona trgica), степени почетного доктора теологии и награждение крестом ордена Иоаннитов.

По признанию Лопе, он написал 1500 комедий, а его первый биограф доводил их число до 1800. Эти цифры почти наверняка завышены. Известны названия около 800 пьес Лопе, сохранились тексты 470. Его недраматические произведения, при первой публикации составившие 21 том, складываются из Доротеи (длинное прозаическое повествование в форме диалога), трех романов, нескольких новелл, пяти крупных и четырех малых эпических поэм, трех больших дидактических поэм, рассказа о христианских мучениках в Японии, двух религиозных произведений и огромного массива лирической поэзии.

В его творчестве выделяются две стилевые тенденции – усложненная, искусственная, старательно возводимая к гуманистической традиции Возрождения и более свободная, живая, естественная манера, своей непосрественностью близкая народному творчеству. Первая представлена эпическими поэмами, романами и стихотворениями «на случай», вторая – пьесами, автобиографическими стихами, балладами и песнями. В целом различие определялось аудиторией: ученый стиль – для просвещенных знатоков, народный – для широкой публики. В теории Лопе признавал законность классических правил, составлявших для него понятие «искусства». При этом он постоянно подчеркивал превосходство естественного над условным, динамического над статическим: драматическая поэзия, будучи живым делом, а не доктриной, обращается прежде всего к воображению и чувствам, а не к разуму. Созидательная энергия Лопе дала ему силы вопреки рассудочности века утвердить неклассицистический тип пьесы, «новую комедию», как стали ее называть (новая комедия охватывает и трагедию, и комедию, и граница между ними часто размыта). Внешне она характеризуется делением на три акта и широким спектром стихотворных размеров в рамках одной пьесы. Внутренне этот тип драмы характеризуется преобладанием действия над характером.

Сюжеты пьес Лопе отражают ценности, общественные нормы и условности эпохи. По этой причине драму Лопе называют «национальной», однако речь идет преимущественно о внешних приметах, и несправедливо по отношению к Лопе считать, что в его драме не находят выражения общечеловеческие истины. Во многих его драмах наличествует исторический сюжет, в иных он вымышленный, однако, сравнительно с предшественниками, все они у Лопе исполнены социальной напряженности. Любовь, например, в соответствии с традициями литературы 16 в. поначалу идеализировалась в романтическом и рыцарственном духе, как в Средстве от несчастий (El remedio en la desdicha, ок. 1599), но затем она предстает источником социального конфликта, рожденного противостоянием природы и цивилизации. У Лопе есть развлекательные комедии, типичные для этого жанра, такие, как Изобретательнаявлюбленная (La discreta enamorada, ок. 1606), в которой интрига построена на хитроумии, с каким молодая женщина обходит светские условности, чтобы завоевать любимого. Более оригинальную комедию представляет собой Собака насене (El perro del hortelano, ок. 1613), в которой графиня обнаруживает, что влюбилась в собственного секретаря. Легкий финал не заглушает заложенной в пьесе социальной критики: классовые различия искусственны и должны отступить перед уравнивающей всех силой природы, проявляющей себя в любви. Оригинальна и группа пьес, в которой подобная тема трактуется со всей серьезностью, присущей трагедии, как в Девушке скувшином (La moza de cntaro, ок. 1624).

Наиболее своеобразный тип испанской трагедии представлен «драмами чести», в которых муж убивает жену, дабы отомстить за ее реальную или предполагаемую измену. В ранний период творчества «драмы чести» у Лопе мелодраматичны в своей жестокости, как Командоры Кордовы (Loscomendadores de Crdoba, ок. 1597), в конце творческого пути он умел с трагической иронией вскрыть неоднозначность подобного конфликта. В Наказание – не мщение (El castigo sin venganza, ок. 1631) изменницу-жену убивает муж, чье собственное безнравственное поведение заставило ее отплатить ему той же монетой; и поступок, который, как он воображает, смыл пятно с его чести, на деле привел егок полному краху. Тем более неоднозначна тема чести у Лопе на фоне социального противостояния. В широко известных пьесах Овечий источник (FuenteOvejuna, ок. 1613), Лучший алькальд –король (El mejor alcalde el Rey, ок. 1621) и Перибаньес (Peribez, ок. 1621) Лопе отстаивал равенство простых людей и знати в праве на собственное достоинство.

Лопе не только придал испанской драме мощное социальное звучание, но также расширил ее диапазон, выведя религиозную тематику на подмостки публичного театра, который до него был преимущественно светским. Его религиозные пьесы в большинстве своем либо носят библейский характер и иллюстрируют эпизоды Ветхого Завета, либо представляют собой «комедии о святых» («comedias de santos»), т.е. повествуют о жизни исторических и легендарных святых.

Лирика Лопе ставит его в первый ряд испанских поэтов. В основном его стихи рождены непосредственными переживаниями, что придает жизненность и свежесть любовной поэзии, ставшей к тому времени условным и отвлеченным искусством.

Пасторальный роман Аркадия (La Arcadia, 1598) и религиозно-буколическое повествование Вифлеемские пастухи (Pastores de Beln, 1612) стоят далеко в стороне от мощного развития испанского романа. Эпические поэмы длинны, искусственны и скучны. И только обратившись в старости к воспоминаниям о своей бурной юности в Доротее (1632), он создал произведение, стоящее в одном ряду с шедеврами испанской прозы.