Беседы с отцом Сергием. О богохульстве

Беседы с отцом Сергием. О богохульстве
Беседы с отцом Сергием. О богохульстве

Богохульство

Богоху́льство (от Бог и др.-рус хула , ст.-слав хѹла ) - непочтительное использование имени Бога или богов, а также поношение любых объектов религиозного поклонения и почитания.

По иудейским, христианским и мусульманским верованиям является грехом .

В разные периоды истории и у разных народов это понятие понималось по-разному и в различной степени преследовалось по закону.

История

Состав и наказуемость этого деяния (до сих пор считающимся в ряде стран преступным) в разные времена были весьма различны.

Наказуемость богохульства по закону возникла в государственных системах, в которых были введены государственные боги и религии, например, в некоторых языческих государствах и в иудейской теократии. В них всё, что связано с религией, охранялась законом. Всякий виновный в посягательстве на религиозные святыни и, тем более, на бога государственной религии, должен был отвечать за это как за государственное преступление. На этом отчасти была основана юридическая сторона направляемых против христиан гонений. Как особенно тяжкое преступление, по Закону Моисееву , подлежало для природного еврея и для чужеземца смертной казни , которая совершалась через побиение камнями . Так, например, иудаизм не признает Иисуса Мессией, считает учение о воплощении бога в человеке богохульством и попыткой человека поставить себя на один с ним уровень .

Хотя субъективной стороной богохульства признавался умысел «поколебать веру присутствующих или произвести соблазн», наказуемость не устранялась и в тех случаях, когда оно было совершено неумышленно и даже случайно, вообще без умысла оскорбить святыню, когда виновный не знал и не мог знать о преступности своего деяния.

Самым тяжким наказанием, а именно лишением всех прав состояния и ссылкой в каторжные работы на срок от 12-15 лет, закон грозил виновному в богохульстве, совершённом в церкви. За богохульство в ином публичном месте при многолюдном собрании виновный подвергался лишению всех прав состояния и ссылке в каторжные работы на время от 6-8 лет, а виновный в богохульстве, совершённом лишь при свидетелях, - лишению всех прав состояния и ссылке на поселение в отдалённейших местах Сибири . Неумышленное богохульство, совершённое по неразумению, невежеству или пьянству, наказывалось тюрьмой. За недонесение о богохульстве недоносители приговаривались к тюрьме или аресту.

Интересно, что наказание за богохуление или порицание веры, совершённое посредством печатных или письменных, каким-либо образом распространяемых сочинений (ст.181 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных), было ниже, чем за публичное богохуление и порицание веры, хотя, казалось бы, печать, могущая действовать на большое число людей и даже на последующие поколения, представляет собой гораздо более опасное средство совершения этого преступления, чем устное слово, действие которого ограничено сравнительно незначительным числом слушателей и вовсе не долговечно. Причина этой странной постановки наказуемости неизвестна, можно лишь предполагать, что законодатель, принимая во внимание весьма низкий уровень грамотности, особенно в простом народе, на момент появления этого закона, счёл печатную форму менее доступной широкому кругу людей, а также менее способной возбудить страсти толпы и вызвать беспорядок.

Ссылки

  • Кротов Я. Азбука ненависти. Кощунство

Примечания

См. также

  • Карнавализация

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Диатрема
  • Грифон (геологический)

Смотреть что такое "Богохульство" в других словарях:

    богохульство - Кощунство, святотатство. См … Словарь синонимов

    богохульство - БОГОХУЛЬСТВО, кощунство, святотатство БОГОХУЛЬНИЧАТЬ, богохульствовать, кощунничать, кощунствовать, святотатствовать … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    БОГОХУЛЬСТВО - в праве некоторых стран одно из религиозных преступлений. В России наказание за Б. было установлено в Соборном уложении 1649 г. и включало неверие, отрицание православной веры, поношение, оскорбление святынь. В 1738 г. за Б. была установлена… … Юридический словарь

    БОГОХУЛЬСТВО - БОГОХУЛЬСТВО, богохульства, ср. (церк.). Брань, поношение бога. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    богохульство - БОГОХУЛЬСТВОВАТЬ, твую, твуешь. Хулить Бога, поносить, оскорблять церковные реликвии, обряды. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Богохульство - – преступное деяние, выражающееся в оскорблении имени Божия, Пресвятой Девы Марии, признанных церковью святых, а также священных предметов. Подобные деяния впервые предусматриваются еврейским законодательством, а оттуда переходят в уголовные … Полный православный богословский энциклопедический словарь

богохульствовать

словом или делом оскорблять святыню, ругаться над тем, что свято, отрекаться Бога, Господа. Богохуление, богохульство, богохульначество ср. хула на Господа. Богохульный, содержащий хулу на Бога; к ней относящ. Богохульник м. -ница ж. произносящий хулу на Бога. Богочеловек м. Бог, принявший тело, образ человека, Бог во плоти. Сын Божий, Бог Сын, Господь, Спаситель, Искупитель, Иисус Христос. Богочеловеческий или богочеловечный, принадлежащий, свойственный Богочеловеку. Богочестие ср. богопочитание; благоговейное почитание или чествование Бога. Богоявление ср. явление Бога на земле человеку.

Крещенье, Иордань, водокрещи, праздник в воспоминание крещения Господа нашего Иисуса Христа, 6 января. Накануне, крещенский вечер, крещенский или второй сочельник. Яркие звезды породят белых ярок. Крещение под полный месяц, к большой воде. Крещенский снег (коли идет) собирают от недугов и для беления холстов. Увидать Господне крещенье: в полночь, чаша с водою сама колыхнется. На крещенский сочельник ставят меловые кресты. В богоявленскую ночь, перед утреней, небо открывается; а о чем открытому небу помолишься, то сбудется. Кто о святках рядился, обмывается на Иордани. На Крещенье день теплый - хлеб будет темный, густой. В Крещенье метель, и на святой метель. Коли на воду пойдут в туман, хлеба будет много. На Крещенье снег хлопьями, к урожаю; ясный день, к недороду. Коли прорубь на Иордани полна, будет большой разлив. На полдень облака - к урожаю. Звездистая ночь - урожай на горох и ягоды. Коли собаки много лают, будет много зверя и дичи, перм. До трех дней, до первого Спаса и после Крещенья, белья не прут. Трещи, не трещи, а минули водокрещи. Дуй, не дуй, не к Рождеству пошло, к Великодню. Разъездился, как мордва на Богоявленье. В этот день иногда трудно проехать через мордовское село, где все катаются, запрягая почередно всех лошадей своих, чтобы шайтан на них не ездил. Богоявленный, явленный, показанный Богом, соделанный явным, видимым для человека. Богоявленский, относящийся до праздника

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

богохульствовать

богохульствую, богохульствуешь, несов. (церк.). Произносить богохульства.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

богохульствовать

Твую, -твуешь. Хулить Бога, поносить, оскорблять церковные реликвии, обряды.

сущ. богохульство, -а, ср.

прил. богохульствен-ный, -ая, -ое. Богохульственные речи.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

богохульствовать

несов. неперех. Заниматься богохульством.

Примеры употребления слова богохульствовать в литературе.

богохульствующим

Плотники были угрюмы, электрики вымотаны, антрепренер не скрывал отчаяния, уборщики богохульствовали .

На лице у нее застыло ошеломленное выражение богобоязненной женушки, которая только что услыхала, как ее дорогой мужинек богохульствует в Божьем храме.

Ибо безумие и дикое отмщение бездны -- вот единственные дары Ньярлатотепа самонадеянным смертным, и хотя наездник с безумным усилием пытался поворотить своего летучего возницу, с насмешливым клекотом птица шантак продолжала неумолимо нестись вперед, в злонамеренной радости хлопая гигантскими перепончатыми крыльями, держа путь прямо к тем богомерзким провалам, куда не долетают сны, в тот предельный аморфный хаос нижних пределов естества, где бурлит и богохульствует в средоточии бесконечности неразумный султан демонов Азатот, чье имя никто не смеет произнести вслух.

Интересно другое: ты становишься совершенно неотразима, Василиса, когда богохульствуешь !

Несмотря на усердные увещевания, монах не переставал богохульствовать до тех пор, пока монахи, присутствовавшие при этом, не разделись догола и не стали истязать себя плетьми.

Наталья Николаевна, вы будете видеть, как дьякон Ахилла начнет казнить учителя Варнавку, который богохульствует , смущает людей живых и мучит мертвых.

До сих пор они как бы не замечали эту вопиющую ересь, но теперь Освободитель богохульствовал всего в дюжине миль от храма Висека, величайшего божества Вейлов.

В этот час ее неукротимый дух и порой даже дух сына, который, быть может, родился бы у них и будущем году, витали по всему дому, построенному для нее, хотя теперь в нем уже не было ни одной вещи, которую она бы трогала, держала в руках или видела, кроме печи, кухонного стола и одного платья - не сорочки или ночной рубашки, а клетчатого платьишка, похожего на то, в котором он впервые увидел ее в школе, да еще этого окна, из-за которого он даже в самые жаркие летние вечера, пока негр готовил ужин, сидел в душной кухне, пил виски из каменного кувшина, разбавляя его тепловатой водой из дубовой кадки, и разговаривал вслух, все больше ожесточаясь, богохульствуя яростно и непримиримо, но ему не на кого было броситься, некого было одолеть, победить.

Вы не должны богохульствовать , мой господин, - удалось ей прошептать, хотя она и не смела взглянуть на него.

Три точки также связываются исконно со Святой Троицей, по поводу которой Юные Редисы часто богохульствуют .

Там вам не придется каждый божий день иметь дело с проклятыми англичанами, или с богохульствующим и сквернословящим отребьем, вроде Брока, или с самим дьяволом во плоти, вроде Струана, или даже со старшим партнером, вроде Джефферсона Купера, который считает Бостон пупом земли и по молодости лет не имеет представления о сдержанности.

Что значит богохульство для православного христианина? Является ли это грехом, какое за него предполагается наказание и считается ли это кощунством?

Эти вопросы крайне важны для христианина, который заботится о своем духовном состоянии и стремится расти и познавать Господа, поэтому следует подробно изучить эти вопросы и ответы на них дать подробные.

Происхождение и значение слова

Что такое кощунство в православии? Данное слово известно всем и часто употребляется даже в шутливом разговоре, но что на самом деле оно означает? Наиболее близкими синонимами его являются слова «надругательство», «святотатство» и «богохульство». Различные словари трактуют кощунство по-разному:

  1. Википедия:
    • глумление по отношению к человеку, заключающееся в высмеивании его дорогих и важных вещей;
    • оскорбление религиозного чувства или святыни.
  2. Современный словарь:
    • оскорбление чувств верующих;
    • надругательство над дорогим и почитаемым предметом для кого-либо.
  3. Новый словарь:
    • оскорбление святыни для верующих.
    • поругание чего-либо почитаемого.
  4. Большая энциклопедия СССР:
    • издевательское отношение к предмету веры;
    • издевательство и насмешки над памятью людей, открытиями науки и искусства, человеческими подвигами, моралью и т. п.
    Толковый словарь русского языка

При правлении императорской семьи в России кощунство приравнивалось, точно также, как и богохульством, к преступлению против веры. Несмотря на то, что данные понятия могут достаточно широко объясняться.

Читайте еще о кощунстве:

Точные источники термина неизвестны, но существуют несколько теорий:

  1. от древнерусского «кощюны» с буквой «Ю» во втором слоге;
  2. от старославянского «кощун», что значит насмешка или грех;
  3. от латинского совмещение слов «sacer» или священный и «legere» или читать.

Рассмотрим отношение православной церкви к данному термину и Божьи повеления относительно кощунников.

Кощунство и богохульство в православии

Сегодня у слова «кощунство» достаточно много синонимов, но ранее, до 1917 года, все они имели конкретное значение. Например, «святотатство» употреблялось при описании страшных поступков варваров - ограбление могил и священных храмов, что нарушало всяческие законы морали.

А вот «татьба» - это воровство или преступление против церковной собственности. Отсюда и произошло «свято-татство», т. е. похищение святыни в 1653 году, когда слово стало означать в целом религиозное преступление точно так же, как и «богохульство».

«Кощунство» изначально определяло неуважительное отношение к церковным ритуалам и правилам христианства. Сегодня это все родственные выражения, которые говорят о нарушении морали и неуважительном отношения к вере.

Как православному человеку реагировать на кощунство?

Что такое кощунство в православии и как верующий человек должен реагировать на такое поведение? Существительное «кощунство» является и глаголом одновременно (кощунствовать), имеющие одинаковое значение - действие, оскорбляющее чувства религиозных людей.

Важно! Согласно Писанию, кощунник - это тот, кто является осквернителем и насмешником. Кощунник в православии - это человек, пренебрежительный и саркастически настроенный против предмета поклонения и почитания другого человека. Тот, кто «сеет» клевету, издевается и насмехается, не совершает должным образом обряды, установленные церковью или, не уважает Божье слово и повеления.

Также выделяют и кощунство над личностью - непочтительное отношение к служителям Церкви, причинение вреда, осквернение словами или действиями человека, служащего на ниве Божьей.

Такое кощунство может включать:

  • действие против целомудрия;
  • избиение священнослужителя;
  • привлечение служителей к ответственности по гражданским законам, а не по канонам.

Что значит богохульство для верующего? Для любого православного христианина Господь является Господом, Царем и Отцом. Он спас людей через Сына Своего Иисуса Христа и Его одного почитают. Когда кто-либо позволяет насмехаться над Ним, оскорбительно отзываться о Церкви и верующих все это причиняет боль христианину и, конечно, обиду.

О духовной жизни православного христианина:

Никто не хочет, чтобы оскорбляли и поносили родственников, семью, дорогих людей и вещи, но некоторые люди считают своим долгом унизить другого. Христианство - это религия любви, именно Христос заповедал людям «Любить ближнего своего как самого себя» и в этой заповеди нет исключения для богохульников и кощунников.

Совет! Любить следует всякого. Однако при этом не следует более сообщаться с такими людьми или слушать их. О них стоит просить Господа и молить об их спасении, но реагировать словесно или более того руками ни в коем случае нельзя!

Грех кощунства и богохульства

Церковь на протяжении всего своего существования многократно подвергалась оскорблениям и поношениям . Если в первые века людей, принявших Христа как своего Спасителя, убивали, распинали и умерщвляли любыми путями, то сегодня чувства их стараются унизить и оскорбить.

Как Господь реагирует на грех кощунства и есть ли наказание для таких людей - важный вопрос, но не менее важный и вопрос о том, как верующим следует реагировать на такие действия?

На последнем Архиерейском Соборе Церкви в 2011 году был разработан и принят программный документ, в котором содержится план действия в случае клеветы на Церковь и богохульства. Прежде всего, там описаны различия между конструктивной критики в адрес Церкви и ее оскорбления. В частности, объясняется, что именно считается богохульством - сознательная попытка унижения религиозных святынь, священных для православных верующих, выраженная словесно или конкретными действиями.

Архиерейский Собор Церкви

То есть если унижение направлено на конкретного священнослужителя как на человека, то это не считается богохульством, но если он подвергается насмешкам из-за веры, которую исповедает, то это уже грех богохульства, поскольку унижается Святой Дух, присутствующий в каждом верующем.

Важно! Следует также помнить, что Церковь - это организм и оскорбляя один его член, оскорбляют весь организм.

Наказание

Вина хулителя растет в зависимости от размеров святыни, которую он похулил. Например, поругание христианина менее греховно, нежели поругания Господа и более, нежели осквернение неживого предмета (икона, храм и пр.). Если человек, допустил в сердце своем насмешку над чем-либо священным и не раскаялся, то Страх Божий начинает покидать его, что приводит к усугублению греха, как написано в Писании «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства » (Рим.1:28).

Публичное неуважение к любым предметам, связанных с православной верой, является богохульством и попадает под определение «оскорбление чувств верующих», независимо от того, что именно подвергается унижению (человек, икона, святыня и пр.) . За такой поступок существует несколько наказаний:

  1. Божье наказание - если человек не раскаивается в своем поступке, то Господь допустит в его жизнь наказание за такой грех.
  2. Юридическое или государственное на основе поправки «За оскорбление чувств верующих».
  3. Наказание верующими, на основе законодательства о своих правах и свободах, которые предполагают защиту взглядов человека, в том числе и религиозных, от унижения.

Если во времена Моисея богохульников общество побивало камнями (книга Левит), то сегодня верующие могут использовать соответствующие меры для защиты, которые начинаются с отлучения от Церкви и заканчиваются требованиями о лишении свободы такого человека.

Следует помнить при этом и о том, что кощунник вредит не Богу, а самому себе, поскольку тем самым лишает себя вечности и подвергает душу страшному наказанию - лишения Божьей милости. Поэтому такой человек, прежде всего, нуждается в сожалении, но должен понести наказание.

Существует две крайности в отношения богохульства:

  1. Безразличие, которое рано или поздно приведет к принятию и повторению этих действий самим верующим;
  2. Человеконенавистничество, когда верующие готовы применять даже силу, чтобы наказать богохульника.

Это два неправильных пути, которые принесут лишь злобу и негодование, но не смогут исправить отношение.

Совет! В случае унижения, христианин должен брать пример с Христа - когда Его поносили, Он отвечал смиренно и кротко, но мудро, что ставило обидчиков в тупик.

Так и христианам, следует отвечать и отстаивать свою веру, но делать это кротко и мудро, чтобы обидчики не смогли найти в себе силы или ума для ответа.

Проповедь о безумии зла и о Божьем благоволении к человеку

[богохуление], тяжкий грех и церковное преступление, подлежащее церковным прещениям; в широком смысле слова не только прямая хула на Бога, но и всякое преступление против веры.

В ВЗ наказанием за хулу на Бога является смертная казнь: «...кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой; и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришелец ли, туземец ли станет хулить имя [Господне]...» (Лев 24. 15-16). В НЗ самым непростительным грехом Господь называет хулу на Св. Духа: «...всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12. 31-32). Хула на Св. Духа означает отвержение Божией благодати и тем самым сознательное принятие стороны демонических сил в их противлении Божественной воле и благодати, в то время как «слово на Сына Человеческого» означает непризнание Богосыновства Иисуса Христа, к-рое может происходить от неведения и потому не исключает внутренней перемены человека, покаяния и обращения к вере во Христа.

В канонах правосл. Церкви Б. в собственном смысле слова не упоминается, хотя в них предусматриваются прещения по религ. преступлениям, к-рые могут рассматриваться как Б. в расширительном значении этого понятия, в частности произвольное отречение от Христа или отречение, вызванное мучениями или страхом предстоящих мучений. Такое отречение в эпоху гонений на Церковь в Римской империи часто предполагало также и публичное хуление Христа. Более прямое отношение к преступлению Б. имеет правило свт. Василия Великого , не содержащее в себе, однако, никакой санкции: «Если кто, приняв имя христианина, оскорбляет Христа, такому нет никакой пользы от наименования» (Васил. 45). Интерпретация содержания этого правила в смысле осуждения греха Б. не является общепринятой. Существует толкование, по к-рому свт. Василий Великий говорит здесь не о словесной хуле на Христа, а о несоблюдении крестившимися в своей жизни заповедей Божиих как хулении Бога (ср.: Basil . Magn . In Isaiam proph. I 31).

Средневек. каноническое право католич. Церкви тщательно разработало тему Б. С одной стороны, оно усматривает преступное деяние лишь в случае публичного богохуления, поскольку в нем наличествует умысел совращения присутствующих к отпадению от Христа, с др., расширительно толкуя данное церковное преступление, причисляет к нему помимо хулы на Бога поношение Божией Матери и святых, тем самым подводя под обвинение в Б. еретиков и позже протестантов, и распространяет понятие Б. на божбу и всякое призывание имени Божия всуе, а также лжеприсягу - случай, когда присяга дается с намерением ее не исполнять.

Рим. гос. уголовное право, согласно принципу «deorum injurias diis curae» (оскорбление богов - забота самих богов), не предусматривало наказания за Б., но в эпоху гонений на Церковь вопреки этому принципу христиане среди прочего обвинялись и в преступлении Б. и даже атеизма, под к-рым подразумевалось непочитание ими рим. богов.

Христ. императоры Рима установили уголовное наказание за преступления против христ. религии и Церкви, в т. ч. и за Б. В 77-й новелле св. имп. Юстиниана I говорится: «Так как некоторые, кроме чародейства, произносят также хулительные слова, клятву, божбу, чем возбуждают гнев Божий, то мы обращаемся к этим людям с предупреждением, чтобы они воздерживались от таких поступков, хранили в сердце страх Божий и подражали людям, нравственно живущим, ибо вследствие таких поступков посылаются на страну гонения, землетрясение и чума: поэтому виновные подлежат заключению и затем и смертной казни, дабы от попустительства таких преступлений не погибли самые народы и целые государства».

Средневек. уголовное законодательство Зап. Европы предусматривало за Б. самые тяжкие кары, как правило смертную казнь, в т. ч. через сожжение. С XVI в. наказания за данное преступление смягчаются: смертная казнь заменяется телесными наказаниями или штрафами. В XVIII в. уголовное право большинства европ. гос-в уже не предусматривает смертной казни за Б., изменяется объем этого преступления (из него, в частности, исключается божба), иначе трактуется и его природа. Так, в Австрии при имп. Марии Терезии (кодекс 1768 г.) Б. еще рассматривается как тягчайшее преступление, суть к-рого заключается в оскорблении Божества, могущем привлечь гнев Божий на попускающее его правительство и на всю страну, но уже при имп. Иосифе II (кодекс 1787 г.) трактуется как преступление против интересов религ. общины, угрожающее общественным возмущением. Виновные в Б. подлежали принудительному помещению в дом для умалишенных впредь до раскаяния и исправления. В кодексе революционной Франции 1791 г. Б. среди преступлений вовсе отсутствует. В уголовном законодательстве большинства гос-в ХХ в. Б. не рассматривается в качестве преступления, при этом отдельные его проявления могут подлежать уголовной ответственности как посягательства на законные интересы религ. общин и верующих.

В юридических источниках Др. Руси религ. преступления впервые упоминаются в Церковном уставе св. Владимира , где к ведению суда митрополита и епископов отнесено рассмотрение разных видов волшебства («ведьство, зелейничество, потвори, чародеяния, волхвования… зубоежа»), а также «еретичество», «церковная татьба, крест посекут», исполнение языческих обрядов: «кто молится под овином, или в рощеньи, или у воды» (Российское законодательство Х-ХХ вв. 1984. Т. 1. С. 149). Аналогичные положения о подсудности религ. преступлений епископу содержатся в церковном уставе новгородского кн. Всеволода Мстиславича (XII в.). Однако о Б. в собственном смысле слова речь в этих, как и в позднейших, актах не идет.

Кара за Б. впервые в российском законодательстве предусмотрена Соборным уложением царя Алексея Михайловича (1649), 1-я глава к-рого называется «О богохульниках и о церковных мятежниках». В ней, в частности, говорится: «Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русский человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на Честный Крест, или на святых Его угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохулника обличив, казнити, зжечь. А будет какой бесчинник пришед в церковь Божию во время Святыя литургии, и каким ни буди обычаем, Божественная литургии совершити не даст, и его изымав и сыскав про него допряма, что он так учинит, казнити смертию безо всякия пощады» (1985. Т. 3. С. 85).

Уголовное законодательство имп. Петра I разделило преступление Б. на 2 вида в зависимости от объекта хулы: хуление имени Божия, а также св. таинств влекло за собой прожжение языка, а затем отсечение головы, а поношение Божией Матери, святых и правосл. веры - отсечение сустава или смертную казнь. Смертной казнью или конфискацией имущества каралось, согласно «Воинскому артикулу» (1714) Петра Великого, и недонесение о Б. «Воинский артикул» однако находит основание для снисхождения, если преступление не содержит в себе намеренного богохуления и «слова оного ругателя… токмо из легкомыслия произошли». В этом случае виновный наказывается арестом на 14 дней и вычетом месячного жалованья в пользу госпиталя либо шпицрутенами, но троекратное совершение данного преступления влечет за собой уже смертную казнь через расстрел (1986. Т. 4. С. 329).

При императрицах Елизавете Петровне и Екатерине II среди наказаний за Б. была отменена смертная казнь. Религ. преступления подверглись тщательной разработке при составлении Свода законов Российской империи 1832 г., где они собраны во 2-м разд. 1-й кн. XV т., причем богохуление занимает 1-ю гл. этого раздела.

В «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г. разд. 2-й озаглавлен «О преступлениях против веры и о нарушении ограждающих оную постановлений», 1-я гл. раздела - «О богохулении и порицании веры». Согласно «Уложению», произнесение хулы на «Бога, или на Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на Честный Крест, или на бесплотные силы небесные, или на святых угодников Божиих и их изображения» в церкви карается лишением всех прав состояния и ссылкой в каторжные работы в рудниках сроком от 12 до 15 лет, а также наказанием плетьми и наложением клейма, если виновный не освобожден от телесных наказаний. Аналогичная хула, произнесенная не в церкви, но в публичном месте, влечет за собой лишение всех прав состояния и ссылку в каторжные работы на заводах сроком от 6 до 8 лет, а также наказание плетьми и наложение клейма. Уличенный в совершении того же преступления не в публичном месте, но при свидетелях и с намерением поколебать их веру наказывается лишением всех прав состояния и ссылкой на поселение в отдаленнейшие места Сибири, а также плетьми (Там же. 1988. Т. 6. С. 213). Недонесение о подобных преступлениях, согласно «Уложению», карается тюремным заключением на срок от 6 месяцев до 1 года либо арестом от 3 недель до 3 месяцев. Виновный в публичном произнесении слов, «имеющих вид богохуления или поношения святых …или порицания веры и Церкви», но учинивший это без умысла, а по неразумию или пьянству, подвергается заключению в смирительном доме на разные сроки, но не более 2 лет, а также в более тяжелых случаях лишением нек-рых прав и преимуществ. Богохуления, поношения святых и порицания веры и Церкви в печатных или даже письменных, но распространяемых сочинениях влечет за собой лишение всех прав состояния и ссылку на поселение в отдаленнейшие места Сибири, а также наказание плетьми. Причем наказанию подвергаются как авторы, так и распространители подобных сочинений, в т. ч. и книготорговцы.

В «Уголовном уложении» 1885 г. в целом сохранены положения «Уложения» 1845 г. В уголовном законодательстве нач. ХХ в. Б. трактуется как одно из самых тяжких преступлений, но наказания, предусмотренные для виновных в этом преступлении, смягчены, как смягчены они и по всем др. преступлениям.

В уголовном законодательстве советской эпохи ввиду отделения Церкви от гос-ва, атеистической политики гос. власти и дискриминации Церкви не было места для такого преступления, как Б. Более того, Б., в т. ч. в самой циничной форме, официально поощрялось, составляло характерную черту атеистических публикаций, особенно в 20-30-х гг., на страницах ж. «Безбожник» , а также на рубеже 50-60-х гг., во время хрущевских гонений на Церковь.

Уголовный кодекс РФ 1996 г. не включает в перечень преступлений Б. Но косвенным образом отдельные случаи Б. могут подлежать уголовной ответственности, если они, напр., содержат в себе также оскорбление религ. чувств, возбуждение религ. вражды, чинение препятствий в совершении санкционированных богослужений, акты вандализма.

Лит.: Белогриц-Котляревский Л . С . Преступления против религии в важнейших государствах Запада. СПб., 1886; Российское законодательство Х-ХХ вв.: В 9 т. М., 1984-1988.

Прот. Владислав Цыпин

Богохульство принадлежит к группе преступных деяний, направленных против веры и ограждающих ее законов. Подобные деяния впервые предусматриваются законодательством евреев, а оттуда, чрез каноническое право, переходят и в уголовные кодексы новых народов.

Относительно богохульства еврейское право постановляло: «и детям Израиля скажи: кто будет злословить Богу моему, тот понесет грех Свой, и кто хулительно произнесет Имя Всевышняго, да умрет, да побиют его каменьями, будет ли это свой или чужеземец» (Левит. 24, 15, 16). Тот же взгляд отразился и на римском праве христианской эпохи, вытеснив господствовавший до того времени принцип онаго: «deorum injurias diis curae», т. e. - наказание за оскорбление богов вверяется их личной заботе. Вот почему в 77-й новелле Юстиниана о богохульниках говорится следующее: «так как некоторые, кроме чародийства, произносят также хулительныя слова, клятву, божбу, чем возбуждают гнев Божий, то мы обращаемся к этим людям (с предупреждением), чтобы они воздержались от таких поступков, хранили в сердце страх Божий и подражали людям, нравственно живущим, ибо вследствие таких поступков посылаются на страну гонения, землетрясение и чума; поэтому виновные подлежат заключению, а затем и смертной казни, дабы от попустительства таких преступлений не погибли самые народы и целыя государства».

Но полная формулировка богохуления получилась лишь в каноническом праве. Так, здесь вместе с богохулением в тесном смысле появляется богохуление особого вида, а именно, - когда предметом поношения являются Божия Матерь и признаваемые церковью святые, при чем этот вид богохуления карается только тогда, когда он совершен публично, при многолюдном собрании (multis coram astantibus publice) - в виду того, что в этом преступлении усматривается посредствующий умысел совратить присутствующих к отпадению от божественного учения. Кроме того, к богохулению каноническое право отнесло божбу и в особенности лжеприсягу. При божбе различалась клятва каким-либо небожественным существом от клятвы Богом, как существом физическим, или частями его существа (волосами, головой); сюда же относилось и призывание имени Бога всуе, без достаточного к тому основания. К подобным воззрениям канонического права примыкает и светское законодательство средних веков и даже начала нового времени, каковы, например, известное «Abschied und Befehl auf dem Reichstag; zu Worms» 1495 г. - в Германии и ордонанс 1670 г. - во Франции, а также городские права, особенно право города Шпейера). Тот же, затем, взгляд переходит в Bambergensis и в Каролину, которая, между прочим, грозила наказанием «an Leib, Leben oder Glieder» (в отношении тела, жизни или членов) тому, «кто Богу приписывает то, что не преличествует Богу, или своими словами отнимает у Бога то, что принадлежит ему, всемогущество Божие, оскорбляет Его Святую Матерь Деву Марию». Но мало-помалу в практику судов по подобным преступлениям начинает врываться стремление смягчить излишнюю суровость закона, особенно в виду субъективных обстоятельств вроде легкомыслия, опьянения, невежества, или чистосердечного раскаяния. Вследствие этого во всех подобных случаях смертная казнь, полагавшаяся за богохуление, начинает заменяться не только телесным наказанием, но нередко и денежною пенею. Затем, в ХVІІ столетии, наряду с уменьшением ответственности за богохуление, значительно изменяется и самый объем этого преступления. Так, прежде всего исчезает уголовная наказуемость божбы, клятвы (о ней, например, уже не упоминается в Allgemeines Preussisches Landrecht 1794 г.); самое богохуление по немецкому земскому праву уже перестает наказываться смертною казнию и определяется так: «что публично высказанными грубыми богохульствами дает повод к общему соблазну», т. е., на первый план выдвигается момент возбуждения соблазна, а не прежнее понятие об оскорблении Божества. В Австрии еще Терезиана 1768 г. ставила богохуление во главе всех тяжких преступлений и объясняла это опасением чтобы всемогущий Бог по праведному гневу сам не наказал попустительные власти и всю страну» Но уже по кодексу Иосифа II (1787) богохуление рассматривается со стороны нарушения им интересов религиозной общины и возникающей отсюда опасности для государственного спокойствия; богохульник наказывался заключением в дом для умалишенных до тех пор, пока не раскаивался в своем преступлении. Во Франции смягчение ответственности за богохуление началось еще ранее; так, еще в ХVІ в. здесь исчезает применение к богохулению смертной казни, при чем за случаи более легкие стала назначаться денежная пеня, а за более тяжкие - наказания телесные, переходившие, при повторении преступления, в наказания членовредительные. Правда, в ХVІІ в. при Людовике ХІV эдикт 1666 г. снова возвращается к строгим наказаниям за богохуление, доходящим до смертной казни простой и даже до квалифицированной, вроде колесования, четвертования и т. п.; но затем, в конце того же столетия и в ХVІII в. практика вновь возвратилась к значительно более смягченной наказуемости богохуления.

Вместе с реформацией появляется и усердно разрабатывается мыслителями, каковы: Мильтон, Спиноза и особенно - Локк, идея веротерпимости, которая имела сильнейшее влияние на изменение группы религиозных преступлений и самую юридическую конструкцию посягательств этого рода. Так, господствовавшая до того, как мы видели, идея о том, что богохульник посягает на самое Божество или на самую веру, стала вызывать справедливые возражения. «Невозможно, чтобы Божество было оскорблено, говорит Фейербах в § 303 своего учебника, немыслимо, чтобы оно мстило человеку за оскорбление; нелепо, чтобы оно было удовлетворяемо наказанием оскорбителя», а комментатор Фейербаха Морштадт поясняет эти положения так: невозможно - потому, что Божество недосягаемо для преступника; немыслимо - ибо иначе пришлось бы приписать Всеблагому Существу потребность мести, между тем нельзя говорить о потребности мщения у лица, имеющего безграничную силу предупреждения; нелепо, ибо нельзя говорить об удовлетворении того кто неуязвим и не нуждается в человеческих страданиях.

Последствием этого учения было то, что криминалисты от понятия посягательства (в религиозных преступлениях и, в частности, в богохульстве) на Божество, перешли к понятию посягательств на права религиозных обществ и их членов, оскорбляемых в их наиболее дорогих убеждениях и стесняемых в наиболее ценном проявлении их свободы. Основатель этого воззрения Штюбель утверждает, что, понося и унижая предмет верования какого-либо лица, тем самым оскорбляют и самое лицо, ибо для человека нет более тяжкого оскорбления, когда уничижают, порицают, хулят или насмехаются над тем предметом, который, по искреннему убеждению этого лица, составляет его святыню. То же говорит и Гролльман. А Фейербах, кроме того, поясняет: церковь, как моральное лицо, имеет право на честь; кто унижает цель ее бытия, унижает и самое общество, верующее в нее; кто ругается над предметами религиозного почитания или поклонения, служащими целью церковного единения, тот ругается над самою церковью.

Таким образом, государственное и общественное значение религиозных посягательств совершенно стушевывается, и они входят в область посягательств против частных (как физических, так и юридических) лиц, причем богохуление и кощунство отходят в область оскорблений, а различные виды посягательств на свободу вероисповедания - в группу посягательств на свободу вообще. Этих, отчасти, воззрений держалось общее земское уложение Германии 1794 г. Гораздо далее в отрицании государственного и общественного значения религии и необходимости ее охраны пошло французское революционное законодательство. Так, кодекс 1791 г. совсем не знал религиозных посягательств, а закон 7 вандемиера ІV года, хотя и предусматривал случаи оскорбления предметов религиозного почитания в местах, назначаемых для отправления культа, но имел в виду не столько направленные против религии посягательства, сколько злоупотребления, учиняемые в интересах какого-либо вероисповедания, как например, принуждение к соблюдению праздников, к участию в издержках культа, выставление предметов религиозного поклонения вне назначенных для того мест, публичное совершение недозволенных церемоний, злоупотребления, учиняемые духовными лицами и т. п.

Однако изложенное учение о существе религиозных посягательств вообще и богохульства в частности, - учение, вполне соответствовавшее общим воззрениям конца XVIII века на сущность преступления, оказалось односторонним и неполным. В самом деле, религия является не только одним из важнейших благ отдельных лиц, не только интересом, около которого группируются известные церковные общения, но она, по-крайней мере в большинстве современных государств - является одним из самых главных условий развития и существования обществ, одним из тех основных устоев, на коих покоятся государственная и общественная жизнь. Поэтому-то религия представляется ценнейшим публичным достоянием, охрана коего вызывается не только соображениями об отдельных, к тому или другому исповеданию принадлежащих, верующих, но и интересами всего государства. «Нравственность и религия, говорит Гепп, образуют настоящие основы государства и гражданского союза, а потому защита религии составляет один из священнейших государственных интересов». Стоящий на той же точке зрения Миттермайер (в комментариях к учебнику Фейербаха) утверждает, что основание наказания богохуления заключается в том, что государство в высшей степени заинтересовано в защите религиозных чувств, равно как и предметов религиозного почитания. Посягательство на религию не только оскорбляет религиозные чувства отдельных лиц и целых народных масс, но, при безразличном отношении закона к таким деяниям, может поколебать уважение к религии и подорвать основы государственной жизни. Из западных ученых того же воззрения держатся Россгирт, Тотман, Вахтер, Вальберг и Берпер, а из наших - Кистяковский, Таганцев и Белогриц-Котляревский. По словам Гуго Мейера, современные кодексы отказались видеть в религиозных преступлениях посягательство на известные частные права, но признают здесь нападение на призвание государства охранять религиозные воззрения и учреждения, в виду их общественного, нравственного значения. «Религия, - говорит один из новейших исследователей вопроса о постановке религиозных посягательств, Колер, охраняется государством, как один из тех высших культурных человеческих интересов, установление и развитие которых составляет задачу государственной жизни». Этою публичностию защищаемых государством религиозных интересов только и может быть объяснено, почему религиозные посягательства преследуются не как нападения на честь и свободу отдельных лиц, страдающих от этих посягательств, а в порядке публичном, и почему наказания за эти посягательства назначаются иные, чем за посягательства против чести частных лиц. Только с этой точки зрения государственного значения посягательств этого рода может быть выяснена различная постановка их в отдельных современных законодательствах, при чем относительная тяжесть уголовной наказуемости сих посягательств определится, судя по значению религии в данном государстве, по взаимным отношениям религиозных обществ в оном и, наконец, - по тому значению, которое придается, среди других вероисповеданий, господствующей в том государстве вере.

Сообразно этому религиозные посягательства будут поставлены совершенно иначе в государствах: 1) где известное исповедание имеет значение господствующего, 2) где хотя одно исповедание и признается религиею государственною, но без предоставления ей преобладающего пред прочими значения и 3) где церковь и государство поставлены совершенно независимо друг от друга (по определению Кавура, «libera chiesa in libero stato»).

Переходя за сим к рассмотрению постановки религиозных посягательств в отдельных современных уголовных кодексах, нельзя не заметить, что к приведенным выше доктринам XVIII века всего ближе и по ныне стоит законодательство французское. Во Франции code penal религиозным посягательствам посвящено пять статей (260-264) § VIII, гл. I, кн. III, причем кодекс совершенно не предусматривает случаев богохуления и порицания веры и ее догматов, когда таковые не соединены с надругательством над священными или освященными предметами. Наказание за эти посягательства по code penal идут от денежной пени, 16-500 франков и до заключения в тюрьму, на 6 дней - 6 месяцев, а нанесение побоев духовному лицу какого-либо исповедания, при исполнении им обязанностей его звания, влечет за собой и лишение прав - degradation civique, - если только не вызывает более сильного взыскания по другим статьям того же кодекса. Кроме кодекса, во Франции по отношению к этим посягательствам принимаются еще законы: 19 марта 1859 г. (о терпимых или допускаемых вероисповеданиях), 25 марта 1822 г., 10 сентября 1830 г. и 29 июня 1881 г. Постановления бельгийского кодекса (ст. 142-146) совершенно тождественны с французскими, за исключением только того, что он дает охрану не только вероисповеданиям, признанным таковыми государством, но и всяким вообще религиозным единениям лиц, одинаково верующих. Новейший итальянский кодекс (1890 г.) говорит о преступлениях против свободы вероисповеданий в ряду преступлений против прав, гарантированных конституцией (ст. 140 до 144). Наказание - штраф от 50 до 3000 лир и заточение от 3 до 30 месяцев. По кодексу нидерландскому (ст. 145-147) религиозные преступления облагаются пенею до 120 флоринов или влекут за собою тюрьму на срок не свыше 1 года.

Несколько иной характер имеют постановления германского кодекса. Он сходен с французским в том отношении, что одинаково исходит из принципа религиозной свободы, в силу коего каждому предоставляется свобода исповедовать любую веру и полная свобода научного разбора вопросов религии и философии, при чем обнаружение тех или других религиозных воззрений не подлежит стеснению. Равным образом, подобно французскому, германское законодательство предоставляет свободу перехода из одного вероисповедания в другое, и действие уголовного закона имеет место лишь в том случае, когда такой переход является результатом принудительных мер. Но, исходя таким образом из идеи религиозной свободы, германский кодекс старается оградить как государственную религию, так и все иные, допускаемые в государстве исповедания, от всякого посягательства не только на свободное отправление их культа, но и на их догматы и учение. Отсюда далее в самом оглавлении того отдела германского уголовного уложения, который трактует о религиозных преступлениях, замечается большая полнота и широта по сравнению с кодексом французским и подражающими последнему. И, действительно, по кодексу германскому к отделу религиозных преступлений относятся: а) богохуление и б) препятствование богослужению. Первое делится на отдельные преступления, а именно: 1) возбуждение соблазна хулением Бога, 2) поругание церкви и веры и 3) учинение в церкви или ином назначенном для религиозных собраний месте, оскорбительного бесчинства. Наказание за все эти преступления одинаково - тюрьма на срок не свыше 3-х лет. Второе делится на две группы преступлений - препятствование совершению публичного богослужения и прерывание богослужения, безразлично публичного, или частного. Наказание за то и другое - одно и то же - тюрьма не свыше 3 лет. Кроме того, отдельно стоят похищение трупа или его частей, разрушение и оскорбление могил и оскорбление предметов религиозного чествования (ст. 168) - тюрьма до 3-х лет или пеня в 1500 марок, иногда с лишением почетных гражданских прав. Из религиозных проступков, караемых полицейскими законами, германский кодекс знает несоблюдение воскресных и праздничных дней. Наказание - арест до 2 недель, или денежная пеня но свыше 60 марок. По венгерскому уголовному уложению преступления и проступки против религии и свободы вероисповеданий (глав. IX, ст. 190-192) поставлены на ряду с посягательствами на права, охраняемые конституцией. Наказание - пеня до 1000 флоринов или тюрьма до 1 года. По проекту нового австрийского уложения все религиозные преступления и проступки делятся на 3 группы, а именно: препятствование богослужению или прерывание оного, оскорбление святыни, куда относится и богохуление (Gotteslasterung), словесное оскорбление духовного лица при совершении им обязанностей своего сана, оскорбительное бесчинство на кладбище и распространение религиозного вероучения, запрещенного австрийскими государственными законами. Наказание - тюрьма или исправительный дом (Zuchthaus) на срок не свыше 3 лет или пеня до 600 флоринов.

В России первые постановления относительно религиозных посягательств встречаются в уставах св. Владимира и Всеволода, при чем постановления эти носят на себе все отличительные признаки норм византийского церковного права, перешедшего на Русь чрез номоканон Иоанна Схоластика и номоканон в XIV титулов, вместе с христианством. Но вплоть до уложения царя Алексея Михайловича из обширной группы посягательств этого рода наибольшее внимание и церкви и государства вызывали соблюдение языческих обрядов, склонение в ереси и суеверия с волшебством. Собственно богохульство впервые предусматривается этим именно уложением здесь, в главе 1-й - «о богохульниках и о церковных мятежниках»; - статья 1-я говорит о богохулении (о религиозных преступлениях говорится еще и в XXII главе), при чем таковым преступлением признается: возложение хулы на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на родившую его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на Честный Крест, или на святых Божиих угодников - и при том безразлично - иноверец ли это совершит или русский человек. Наказание - смертная казнь сожжением, безотносительно к тому, где и при каких условиях было учинено таковое богохульство.

Значительные видоизменения этого определения были внесены законодательством Петра Великого. Воинский устав (арт. 3 и 4) разделил это преступление по объектам хулы на два вида: к 1-му отнесены те, которые имени Божию хуление произносят, оное презирают и службу Божию поносят и ругают Слово Божие и Св. Таинство; за это деяние полагалось прожжение языка и затем отсечение главы. Второй же вид составляло поношение Богородицы и Святых ругательными словами, а по морскому уставу - и поношение Св. Писания и веры кафолической; наказание - отсечение сустава или «лишение живота». Следует при этом заметить, что во всех этих случаях виновный подлежал наказанию одинаково, «хотя сие в пьянстве или в трезвой жизни учинится», но за то артикул 6-й указывал те случаи, когда слова хулителя никакого богохуления не содержат, а произнесены только по легкомыслию. За таковое легкомыслие в 1-й и 2-й раз полагалось заключение в железо на 14 дней, вычет жалованья за месяц (по гошпитали) или гонение шпицрутенами, а в 3-й раз- аркебузирование. Наконец, в артикуле 5-м воинского устава установлено особое наказание для тех, которые слышали богохуление, но не донесли о нем, за что виновный «яко причастник богохуления» имел быть лишенным живота или своих пожитков. Реакция против этих суровых наказаний замечалась в проекте уголовного уложения Елизаветы Петровны (1754 г.), где, между прочим, предполагалось богохульников отсылать «в духовное правительство» на увещание «и если он раскается, а иноверец - примет православную веру, то поступать с ними по правилам каноническим, а нераскаянных отсылать к светскому суду»; тоже начало проводилось и в проекте уложения 1813 г. При Екатерине II о богохулении трактовалось в уставе благочиния 1782 г., причем по ст. 195 под таковым понималось возложение хулы на Господа Бога, Богородицу, Честный Крест и Святых. При составлении в 1832 г. свода законов российской империи все религиозные преступления были отнесены ко 2-му разделу 1-й книги XV-го тома; богохуление же занимает 1-ю главу этого раздела, вместе с порицанием веры. Тоже самое место за религиозными преступлениями было сохранено у нас и в уложении 1845 г., но из богохуления были выделены при этом случаи оскорбления святыни, каковые и помещены совместно со случаями нарушения благочиния в церквах и оскорбления духовных лиц, при чем к этой последней категории были отнесены даже случаи убийства, или изувечения и поранения священнослужителя. Нужно заметить, что уже к этому времени религиозные преступления подверглись такой детальной разработке в нашем уголовном кодексе, что перечисление их по уложению 1845 г. занимало целых 81 статью - количество, которого не было отведено для религиозных преступлений ни в одном из западных уголовных кодексов того времени. В действующем нашем уголовном уложении (изд. 1885 г.) преступления религиозные, или «преступления против веры и ограждающих оную постановлений» занимают 2-й раздел части 1-й, статьи 176-240 (всего 64 статьи), из которых собственно богохулению отведены ст. 176-181. Богохуление определяется здесь так: «кто дерзнет публично в церкви с умыслом возложить хулу на славимаго в Единосущной Троице Бога, или на Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на Честный Крест Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на безплотныя Силы Небесныя, или на Святых угодников Божиих и их изображения, тот подвергается лишению всех прав, состояния и ссылке в каторжную работу в рудниках на время от 12 до 15 лет. Когда сие преступление учинено не в церкви, но в публичном месте, или при собрании более или менее многолюдном, то виновный приговаривается к лишению всех прав, состояния и к ссылке в каторжную работу на заводах на время от 6 до 8 лет» (ст. 176). «Учинивший сие преступление хотя и не публично и не в многолюдном собрании, но однакож при свидетелях, с намерением поколебать их веру или произвести соблазн, приговаривается к лишению всех прав, состояния и к ссылке на поселение в отдаленнейших местах Сибири» (ст. 177). «Кто в публичном месте, при собрании более или менее многолюдном, дерзнет с умыслом порицать христианскую веру или православную церковь, или ругаться над Св. Писанием, или Святыми Таинствами, тот подвергается лишению всех прав, состояния и ссылке в каторжную работу на заводах на время от 6 до 8 лет. Когда сие преступление учинено не в публичном собрании, но однакож при свидетелях и с намерением поколебать их веру или произвести соблазн, то виновный приговаривается к лишению всех прав, состояния и к ссылке на поселение в отдаленнейших местах Сибири» (ст. 178). «Кто, будучи свидетелем произносимого в публичном месте с умыслом богохуления или поношения Святых угодников, или же дерзкого, с намерением поколебать в ком-либо веру, порицания христианского закона вообще, или в особенности церкви православной, или же ругательства над Священным Писанием и Святыми Таинствами, не дает о том знать надлежащему начальству для прекращения соблазна, тот за сие подвергается заключению в тюрьме от 4 до 8 месяцев, или аресту от 3 недель до 3 месяцев» (ст. 179). «Если будет доказано, что дозволивший себе в публичном месте произнести слова, имеющие вид богохуления, или поношения Святых Господних, или же порицания веры и церкви православной, учинил сие без умысла оскорбить святыню, а единственно по неразумию, невежеству или пьянству, то он подвергается заключению в смирительном доме на время от 8 мес. до 1 года и 4 мес. с потерею некоторых особенных прав и преимуществ, или заключению также в смирительном доме, без ограничения в правах и преимуществах, на время от 4 мес. до 8 мес., или. наконец, заключению в тюрьме на время от 4 мес. до 1 года и 4 мес.» (ст. 180). «Кто в печатных или хотя и письменных, но каким-либо образом распространяемых им сочинениях дозволит себе богохуление, поношение Святых Господних, или порицание христианской веры, или церкви православной, или ругательства над Священным Писанием и Святыми Таинствами, тот подвергается лишению всех прав, состояния и ссылке на поселение в отдаленнейших местах Сибири. Сим же наказаниям подвергаются и те, которые будут заведомо продавать или иным образом распространять такие сочинения» (181 ст.). Таким образом оказывается, что богохуление по нашим уголовным законам, по строгости уголовной кары, принадлежит к важнейшим преступлениям. Таким же оно остается и по внесенному ныне на рассмотрение Государственного Совета проекту нового уголовного уложения, хотя уголовная кара здесь значительно легче, как, впрочем, и по всем другим преступлениям в этом проекте.

Литература.
Katz, Ein Grundriss des kanonischen Strafrechts. 1881 г.; S. Mayer, Geschichte d. Strafrechte. 1876 г. Wahlberg, Die religiosen Beziehungen (в его Gesammelte Schriften т. I) Tissot, Le droit penal. Севоров, О церковных наказаниях; Л. С. Белогриц-Котляревский, Преступления против религии в важнейших государствах Запада. 1886 г.; Рефераты В. Д. Спасовича и Н. С. Таганцева, - О преступлениях против веры и О религиозных преступлениях и об основаниях к их будущему пересмотру (в ІІІ т. протоколов Юридического Общества при С.-Петербургском Университете); Ф. Г. Тернера, Свобода совести и отношение государства к церкви (ІІІ-й т. Сборника государственных знаний, издан. В. П. Безобразовым); Объяснения к проекту нового уголовного уложения т. IV, 1895 г.

* Николай Федорович Марков,
кандидат канонического права С.-Петербурского университета,
помощник юрисконсультанта при Священном Синоде.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 2, стлб. 849. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1901 г. Орфография современная.