Аргументы по направлению «Месть и великодушие. Проблема мести (Сочинение на свободную тему)

Аргументы по направлению «Месть и великодушие. Проблема мести (Сочинение на свободную тему)

Что есть месть? Это боль, порождающая желание нанести вред обидчику. Но есть ли в этом необходимость?

Одной из проблем, затронутых в предложенном для анализа тексте В.А. Солоухина, является проблема необходимости мести. Повествователь вспоминает о том, как долго он составлял план мести за беспричинный удар по спине от тайком подкравшегося сзади приятеля и как легко стало на душе, когда он все же решил простить обидчика. Хотя позиция автора не выражена явно, ее отражает логика текста: с его точки зрения, нет необходимости мстить человеку, который чем-то обидел, мстительность - это отрицательное качество, которое негативно сказывается прежде всего на его обладателе, лишая его радости и умиротворения. С этим нельзя не согласиться: гораздо лучше разрешить конфликт мирным путем, чем прибегать к агрессии.

Но ведь бывают ситуации, в которых обидчик не может быть прощен. В доказательство своих суждений приведу два примера из русской классической литературы.

В качестве первого аргумента может служить роман А.С. Пушкина "Капитанская дочка". После дуэли Гринева и Швабрина, в ходе которой последний подло нанес удар в момент его отвлечения противника, Петр Андреевич простил своего оппонента, потому что был умен и понимал, что этого человека уже ничем не исправить и потому нет смысла продолжать конфликтовать с ним. Но Алексей продолжил коварно мстить сопернику, написав на него донос его родителям. В ходе продолжения истории Швабрин всё более раскрывал себя как безнравственную личность, его поступки становились все более низкими и бесчестными. В итоге великодушный Гринев не запятнал свою честь и обрел истинное счастье, а его неприятель остался ни с чем, кроме груза на душе.

Теперь же рассмотрим "Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова. Данная поэма повествует о том, как купец Калашников в драке убил опричника, осквернившего честь жены, таким образом отомстив ему. В этом случае невозможно сказать точно, стоило ли купцу идти на убийство или нет. С одной стороны, каждый человек, каким бы он ни был, имеет право на жизнь. Но с другой, Калашникова понять можно: прежнюю репутацию жены не вернуть (в шестнадцатом веке то, что сделал Кирибеевич с Алёной Дмитриевной считалось большим позором), а переговоры с обидчиком не привели бы ни к улучшению положения, ни к душевному облегчению. Да и государство не решило бы конфликт справедливо, так как обидчик был любимцем царя. Таким образом, бывают такие критические ситуации, в которых виновник должен быть наказан.

Месть или отказ от мести - это выбор, перед которым может оказаться каждый из нас. Главное - ни в коем случае не стоит поддаваться сиюминутным эмоциям. И помните: месть = это блюдо, которое подается холодным.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-05-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Антипод Морозки - Павел Мечик. В романе он «антигерой». Это юный мальчик, который ушел в отряд лишь из любопытства. Но он тут же разочаровался в идеях, ради которого «перестал» быть городским интеллигентом. Но Мечик скрывал это от всех. Люди, которые окружали Павла, принесли ему много разочарований, поскольку оказались не совместимыми с теми «идеальными» героями, какими их создало пылкое юное воображение. все же слаб, поскольку в дальнейшем повествовании он предает участников отряда. Мечик был поставлен Левинсоном -начальником отряда - в дозор, но Павел посчитал это не верным и, не выполнив своего долга, скрылся в лесу, что привело к гибели отряда. «...Мечик, отъехавший уже довольно далеко, оглянулся: Морозка ехал позади него. Потом отряд и Морозка скрылись за поворотом... Он задремал. Он не понимал, зачем его послали вперед. Он вскинул голову, и сонное состояние мгновенно покинуло его, сменившись чувством ни с чем не сравнимого животного ужаса: на дороге стояли казаки...»

Мечик скрылся и спас только свою жизнь, поставив на карту жизни участников отряда. Фадеев сосредотачивает внимание не на самих битвах, а на время между нами, когда наступает момент передышки, отдыха. Эти эпизоды, казалось бы, «мирные» полны внутреннего напряжения и конфликта: будь то случай с глушением рыбы, с конфискацией свинины у корейца или ожидание результата разведки Метелицы. В таком построении заключается глубокий смысл повествования: важны морально-нравственные, идейно-политические проблемы и философское их осмысление. Ход мыслей героев, их поведение, внутреннее метания по отношению ко всему, что происходит вокруг, - вот что Фадеев назвал «отбором человеческого материала».

В этом отношении интересен образ Морозки, одного из героев романа. Собственно, его нахождение в центре произведения и объясняется тем, что он является образцом нового человека, подвергающегося «переделке». Автор говорил о нём в своём выступлении: «Морозка - человек с тяжёлым прошлым... Он мог украсть, мог грубо выругаться, мог врать, пьянствовать. Все эти черты его характера, бесспорно, огромные его недостатки. Но в трудные, решающие моменты борьбы он поступал так, как нужно для революции, преодолевая свои слабости. Процесс участия его в революционной борьбе был процессом формирования его личности...»

Говоря об отборе «человеческого материала», писатель имел в виду не только тех, кто оказался необходим революции. Люди, «непригодные» для строительства нового общества, беспощадно отбрасываются. Таким героем в романе является Мечик. Не случайно этот человек по социальному происхождению принадлежит к интеллигенции и сознательно приходит в партизанский отряд, ведомый представлением о революции как о великом романтическом событии. Принадлежность Мечика к иному классу, несмотря на сознательное желание сражаться за революцию, сразу же отталкивает от него окружающих. «Сказать правду, спасённый не понравился Морозке с первого взгляда. Морозка не любил чистеньких людей. В его жизненной практике это были непостоянные, никчёмные люди, которым нельзя верить». Такова первая аттестация, которую получает Мечик. Сомнения Морозки созвучны словам В. Маяковского: «Интеллигент не любит риска, / Он красен в меру, как редиска». Революционная этика построена на жёстко рациональном подходе к миру и человеку. Сам автор романа говорил: «Мечик, другой “герой” романа, весьма “морален” с точки зрения десяти заповедей... но эти качества остаются у него внешними, они прикрывают его внутренний эгоизм, отсутствие преданности делу рабочего класса, его сугубо мелкий индивидуализм». Здесь прямо противопоставлены мораль десяти заповедей и преданность делу рабочего класса. Автор, проповедующий торжество революционной идеи, не замечает, что соединение этой идеи с жизнью оборачивается насилием над жизнью, жестокостью. Для него исповедуемая идея не утопична, и поэтому любая жестокость оправданна.

Самое главное в итоговом сочинении – это примеры из литературы. Именно они определяют отношение жюри к работе. Поэтому так важно уделить время на прочтение качественных подборок с аргументами, которые раскроют основные темы в рамках одного направления. Перед вами именно такая статья. Но нам нужна ваша помощь, чтобы ее улучшить! Пишите в комментариях, какие книги нужно добавить в наш перечень, и команда «Литерагуру» обязательно это сделает.

В пьесе М. Горького «На дне» отношения героев построены на ожесточенности и мести. Каждый из них, не задумываясь, мстит всем остальным за то, что свалился на дно жизни. Все эти бедняки тянут друг друга еще глубже, ведь обратной дороги не должно быть ни у кого, если ее нет у тебя самого. Это неписанный закон ночлежки. Например, Василиса тиранит младшую сестру из-за ревности. Ее любовник, Васька Пепел, проявлял к ней симпатию, и деспотичную женщину это возмутило. Кульминации ее месть достигла в финале, когда в результате драки погиб ее законный муж. Теперь Пеплу грозит верная каторга, но его бывшая дама сердца не делает ничего, чтобы его спасти, напротив: она усердно топит всех в своей клевете. Даже ее «любовь» к Ваське не останавливает мстительную натуру героини. Очевидно, что месть – чувство, разрушающее человека изнутри и изгоняющее из него все добродетели.

В пьесе М. Горького «На дне» герои не склонны проявлять великодушие. Напротив, они стремятся задеть и уколоть друг друга больнее, ведь нищета изгоняет из них все то, что делает человека человеком. Но есть один странник, который разрывает порочный круг обид и оскорблений. Это Лука. Он тоже прожил непростую жизнь, даже намекал, что сбежал с каторги. Но эти испытания его не ожесточили. Старик находит для каждого собеседника ласковые слова поддержки и участия. В его глазах светится истинное великодушие ко всем, кто его окружает. Он дал обитателям дна надежду на светлое будущее, и они сами виноваты в том, что этого оказалось мало для их нравственного возрождения. В их едкой среде странник долго не продержался и ушел, наверное, поняв, что эти бедняки не имеют не только дома, но и сердца, раз безжалостно топят друг друга. К сожалению, великодушие не всегда может помочь людям.

А. И. Куприн, «Поединок»

В книге А. И. Куприна «Поединок» главный герой ухаживает за женой офицера, и женщина поощряет его попытки сближения. Ромашов искренне влюблен, только вот Шурочка играет его чувствами. Она безжалостно обрекает его на смерть ради продвижения своего супруга. Не то, чтобы ей был важен близкий человек, она просто жаждет перевода в новое место, где можно будет развлекаться. Из-за сплетен и анонимных записок обманутый супруг назначает дуэль Ромашову. Он хочет отомстить за попранную честь. Шура заверяет героя, что стреляться они будут «понарошку», только для того, чтобы Николаева не сочли трусом. Молодой подпоручик верит любимой женщине, но на поединке ее муж убивает соперника, поднимаясь в глазах однополчан. К сожалению, в обществе того времени месть считалась нормой, поэтому ее жертвами становились сотни молодых людей, способных на большее. Можно сделать вывод, что месть опасна для людей тем, что из-за чувства мнимой справедливости они присваивают права распоряжаться чужими жизнями.

В книге А. И. Куприна «Поединок» Ромашов бросает надоевшую любовницу. Но женщина не хочет отпускать молодого человека и клянется, что отомстит ему любой ценой. Раиса Александровна Петерсон была отчаянной авантюристкой. Она решила, что нужно скомпрометировать новую связь подпоручика, однако у него с Шурочкой ровным счетом ничего не было. Но госпожа Петерсон из-за своей испорченности подумала иначе и разослала анонимные письма с разоблачением измены жены Николева. Обманутый супруг вспылил и потребовал дуэли. В результате интриг самой Шурочки Ромашов был убит, а муж победоносно «защитил честь семьи». Последствия мести всегда трагические: убит невиновный человек, и его уже не вернуть никакими ухищрениями.

А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» месть привела к трагедии: был убит молодой поэт Ленский. Все началось с того, что главный герой получил письмо, где Татьяна признавалась ему в любви. Он отверг чувства девушки, ссылаясь на свою непригодность для семейных отношений. Естественно, он не хотел смущать ее своим присутствием, но восторженный друг приглашает его на именины Татьяны. Там же он рассчитывает провести приятный вечер с невестой. Евгений соглашается, но на самом вечере чувствует крайнюю степень неловкости. Во всем он винит Владимира и решает ему отомстить, заигрывая с его возлюбленной, Ольгой, ветреной кокеткой. Ленский был в ярости, ведь ему внимания девушки не досталось. Он вызвал соперника на дуэль, и Евгений не смог отказаться. В итоге Онегин убил товарища из-за своей мелочной и глупой мести. Вот, какими последствиями заканчивается мнимая погоня за справедливостью.

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» изображен идеал великодушной женщины. Это Татьяна Ларина. Ее душу поистине можно назвать великой, ведь она пренебрегла своей страстью ради сохранения семейного благополучия. Когда-то в юности девушка сильно полюбила приезжего дворянина, который не принял ее чувств всерьез. Но героиня сохранила их в своем сердце навсегда, хоть и вышла замуж за другого человека. Генерала она не любила, но уважала и была ему благодарна за то обожание, с которым он относился к ней. Когда через много лет Евгений вернулся из странствий по свету, он воспылал страстью к Татьяне. Но она была замужем и отказала тому, кого все еще беззаветно любила. Героиня великодушно отвергла собственное счастье, чтобы сохранить покой и радость близкого человека. Ведь настоящее великодушие требует самоотречения.

А. С. Пушкин, «Пиковая дама»

В драме А. С. Пушкина «Пиковая дама» герой всеми силами пытается узнать секрет трех карт – тайну, позволявшую всегда выигрывать в карты. Он хотел нажить большое состояние и занять высокое место в обществе, но долгие годы труда показались ему смехотворными, когда он узнал от Томского, что его родственница может поведать, как выигрывать всегда. Тогда Германн повел атаку на воспитанницу графини, признаваясь несчастной девушке в чувствах. Она не устояла и пригласила молодого человека на ночное свидание в доме. Герой пришел, но интересовала его не Лиза, а старуха с ее секретом. Он напугал несчастную женщину, она умерла. Но ее призрак вернулся и выдал желанную тайну в обмен на обещание жениться на Лизе. Германн, конечно, не стал его сдерживать, а сел за игровой стол. Однако решающая схватка подвела его: он спустил все нажитые деньги. Месть старухи была страшной: молодой человек сошел с ума от горя. Автор преподаёт важный урок: месть нельзя предугадать, она явится в любой момент, поэтому не стоит совершать предосудительные поступки в надежде избежать возмездия.

Нехватка великодушия может погубить человека. Такой пример демонстрирует А. С. Пушкин в драме «Пиковая дама». Герой использует невинную девушку в корыстных целях, пытаясь выведать у ее покровительницы тайну трех карт, чтобы всегда одерживать победы в карточных поединках. Для этого он не гнушается обманом. Лиза пускает его в дом графини, но Германн пришел туда лишь для того, чтобы узнать секрет. Он не пожалел и пожилую женщину, фактически доведя ее до смерти своими угрозами. После того, как призрак все-таки делится с ним нужными сведениями, герой все равно не образумился, нарушив слово. Он не женился на покинутой Лизе. Его волновал только собственный успех, и людей, игравших с ним и терпящих разорение, он не жалел. В итоге Германн теряет рассудок, ведь после краха ему, эгоисту, никто не поможет, и он знает это. Если бы герой был великодушен, он достиг цели честным путем и прожил счастливую жизнь, полную любви, сочувствия и гармонии, а не краткий миг успеха, состоящий из обмана, преступлений и грехов.

М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»

В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» автор описывает трагические последствия мести на примере Казбича, который убил похищенную девушку, чтобы отомстить Печорину. В начале главы Максим Максимыч сообщает, что Григорий влюбился в кавказскую красавицу и решил выкрасть ее, подкупив ее брата. Он пообещал ему знаменитую на весь край лошадь Казбича, о которой мечтал Азамат. Сделка свершилась, Бэла оказалась в плену у Печорина. Но ее руки добивался Казбич, поэтому он сильно разозлился, узнав об этом, и решил отомстить обидчику. Когда Григорий с Максимом Максимычем отправились поохотиться, герой забрал девушку, но их быстро нагнали. Спасаясь от погони и понимая, что вдвоем им не уйти, похититель убивает жертву и бросает на дороге. Добился ли он справедливости своей местью? Нет. Он лишь убил прекрасную Бэлу, оставшись ни с чем.

В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» доказана вся несостоятельность мести. Грушницкий пытался добиться ею справедливости, но сам же пал жертвой своего стремления. Дело в том, что он пытался произвести впечатление на княжну Мери. Он был влюблен, но девушка оставалась равнодушной к нему, ведь рядом с ней был более искусный кавалер – Печорин. Григорий влюбил в себя юную девушку, разыгрывая холодность к ней, что подстегнуло ее самолюбие и разожгло любопытство. В отчаянии юнкер решил отомстить удачливому сопернику. Вместе с друзьями он заметил, как Печорин ночью покидает дом княжны. Он уходил от своей любовницы Веры, но Грушницкий обвинил его в том, что он совращает Мери. Естественно, Григорий вызвал лжеца на поединок. Тогда трусливый клеветник решил не заряжать его пистолет, чтобы наверняка выиграть дуэль и избавиться от соперника. Но Григорий раскусил обманщика, и жертвой стал именно Грушницкий. Чего он добился своей местью? Ничего, кроме собственной смерти.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Детство

Что может быть прекрасное воспоминаний детства! Сколько уже написано об этом классиками русской литературы! Но странное дело: каждое новое поколение писателей вновь обращается к воспоминаниям детства и находит в них только свое сокровенное… «Счастливая, счастлива пора детства…» Эти слова Л. Толстого могут быть отнесены и к данным воспоминаниям

Человек живет для себя только в детстве. Только в детстве он счастлив своим счастьем и сыт, набив собственный животик. Только в детстве он беспредельно искренен и беспредельно свободен. Только в детстве все гениальны и все красивы, все естественны, как природа, и, как природа, лишены тревог. Все – только в детстве, и поэтому мы так тянемся к нему, постарев, даже если оно было жестким, как солдатская шинель.

Благотворительность

Сенсационные заявление сделал известный российский бизнесмен и один из богатейших людей планеты Владимир Потанин. Глава холдинга «Интеррос» решил, что после смерти все его состояние, которое оценивается в миллиардов долларов будет передано на благотворительные цели, главным образом на поддержку образовательных проектов.

Радость

На такие мысли меня наткнула книга английской писательницы Э. Портер « Поллианна». Героиню отец научил находить во всем положительные стороны. Он показал ей, что даже в неприятной ситуации можно обнаружить повод для радости. Например, когда бедной девочке благотворительное общество подарило костыли вместо куклы, она утешилась тем, что эти костыли ей не нужны. С тех пор Поллианна включилась в увлекательную игру: она начала искать радость во всех жизненных испытаниях, даже тех, когда «радоваться вроде бы и нечему».

Писатель

По моему глубокому убеждению, писатели всегда должны быть на гребне важны, должны оставаться преданным своему делу до конца своей жизни. Преодолевая невыносимую боль не выпускали пера из костенеющих рук Н. А. Некрасов и М. Е. Салтыков-Щедрин. Все, чем жил поэт, с потрясающей силой прозвучало в его предсмертных стихах. В стихотворении «Сеятели» Некрасов призывает: Сейте разумное, доброе, вечное! Сейте!

Искренность писателя есть его единственный пропуск в читательскую душу.

Мне представляется, что Писатель – Творец. Он создает мир, который не существовал ранее, и населяет его людьми, рожденными не женщиной, а им самим. Он управляет событиями в этом созданном им мире, он вяжет из событий истории, он заставляет солнце светить, когда он этого хочет, и присылает дожди и ненастья по собственной воле. У него огромная, божественная власть в мирах, сотканных им из собственной бессонницы, и значит, он должен быть справедлив, как высший судья. А справедливость – это победа добра.

Одиночество

Одиночество – это страшное наказание для человека в любом возрасте, тем более, когда наступает «осень жизни». В связи с этим вспомнились полные горечи строки из известного рассказа К. Паустовского «Телеграмма» Устами Катерины Ивановны автор гласит: «Не дай вам бог дожить до такой одинокой старости!»

15 лет Рабизон Крузо прожил один на необитаемом острове. Почему он не разучился говорить? Почему выжил? Победил одиночества?! Крузо помогало общение. «То был самый счастливый год моей жизни на острове. Ведь теперь я уже был не один, со мной был Пятница, и от этого я сделался храбрее…»

Добро, добрые дела

В рассказе « Крыжовник» Чехов пишет о том, что за дверью каждого счастливого должен стоять человек с молоточком и своим стуком напоминать о тех, кто несчастен, обездолен, нуждается в помощи. Мне кажется, таким «человеком с молоточком» был сам писатель. Правда, он не стоял за дверью, а сам заботился о нуждающихся, стремясь переделать и изменить к лучшему жизнь каждого из нас.

Как бы ни изменился окружающий мир, какие бы катаклизмы ни сотрясали наше общество, всегда будут существовать люди, которых Даль назвал праведниками. Такой является Матрена из рассказа «Матренин двор».

Всеми уважаемая Халима Ахматовна за годы работы в инспекции по делам несовершеннолетних многим подросткам помогла найти свое место в жизни. Где добрым словом и ласковым взглядом, где строгостью и безупречным своим поведением она вселяла в них надежду, заставляла их поверить в свои силы. Такие люди своим существом удерживают на должной высоте некую духовную планку, к которой всем нам тянуться и тянуться.

Культура языка

Считаю, надо сделать все, чтоб сохранить бессмертный дар природы. Во-первых, Правительство РФ должно заботиться о том, чтобы грамотно говорить по-русски стало престижно и выгодно. Во-вторых, ввести цензуру на отечественном телевидении, чтобы оно перестало тиражировать бескультурье. В третьих, наложить вето на издания, которые разрушают великий русский язык. В-четвертых, в семье, в детском саду и в школе воспитывать внимание, уважение к слову.

Слова К. Д. Ушинского: Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое.

В заключение обращаюсь к своим сверстникам: «Говорите по-русски, пожалуйста!»

Искусство

Леонардо до Винчи сказал, что хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представления его души. Думаю, оба мастера блестяще справились с данной задачей, вложив в портреты «Синтаксическая мадонна» и «Джоконда» весь свой опыт, всю свою мудрость. В этих шедеврах говорят не почерк, не удар кисти, а сердца великих художников. Они бессмертны, как бессмертны литературные герои: лучезарная Беатрисс, лучистая Джульетта и светоносная Татьяна Ларина…

Богатство

Отрадно то, что в истории России есть люди, которые запомнились не нажитом богатством, а истраченным. Это Савва Мамонтов, Третьяков, Щукин. Они жили не по принципу «кто кого переплюнет», их не распирало самодовольство. Все свое состояние они вложили в искусство. «Мое идея…-наживать для того, чтобы нажитое об общества вернулось бы также обществу (народу) в каких0либо полезных учреждениях…» - писал П. Третьяков. Разве это не пример, достойный для подражания для живущих «напоказ», для правителей, «напыщенных собой»?!

Одна из ведущих тем в повести О. де Бальзака «Гобсек» - власть денег над людьми. Располагая миллионами, не имея семьи, детей, Гобсек ведет аскетический образ жизни. Старому ростовщику деньги нужны не как средство приобретения а как способ проявить власть над окружающим

Ответственность

Проблеме ответственности родителей за своих детей много внимания уделяет ведущий телешоу «Пусть говорят» А. Малахов. Так, в одной из передач он озвучил историю трагической гибели двухлетней малышки. Девочка замерзла по вине родителей – пьяниц, по той же причине в другой семье повесился сын. Разве можно после этого их назвать родителями?!

Проблема ответственности нашла отражение и в русской литературе: в рассказе А. Платонова «Усомнившийся Макар», в повестях М. Булгакова «Собачье сердце» и «Роковые яйца». Чувство ответственности за монстра, созданного в результате операции на бездомную собаку, заставляет профессора Преображенского предпринимать все, чтобы вернуть Шарика в прежнее состояние.

Очень ответственным человеком, настоящим хозяином леса был старший Минниханов, отец Президента РТ Рустама Минниханова. В ознаменование заслуг ему поставлен памятник (единственный в России!), сложена песня.

«Ты всегда в ответе за всех…» - напоминает нам из далекого прошлого и А. де Сент – Экзюпери в повести – сказке «Маленький принц». Не забывайте эту истину!

Фамилия

Имя, фамилия человека всегда вызывали неподдельный интерес у писателей, журналистов. Об этом свидетельствуют говорящие фамилии Фонвизина, Грибоедова, повесть «шинель» Гоголя, прекрасные книги автора данного фрагмента «Слово о словах», «Ты и твое имя». Героиня Астафьева (Агафья), назвав своего младенца Агафьей, считает, что в старинном имени сохраняется память о бабушке, которой за ум и доброту кланялась в ноги вся округа. А в рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунина не упоминается ни имя, ни фамилия главного героя, не изображается его внутренний мир. По Бунину тот, кто не имеет внутреннего мира, не может существовать во внешнем, реальном мире. Зачем ему тогда имя, фамилия?

Подвиг

Спасая пассажиров троллейбуса из ледяной воды, Шаварш Карипетян рисковал своей жизнью. Но прославленный спортсмен думал не о личном благополучии, для него важнее было не «130 завоеванных медалей, а 20 спасенных жизней». Об этом статья Бочарова в журнале «Огонек». Сергей, герой повести В. Титова «Всем смертям назло», тоже рисковал жизнью, спасая товарищей по работе… Считаю, что самоотверженный поступок и Шаварша, и Сергея – это норма поведения людей с высоким чувством патриотизма, основанном на любви к своим близким, к своему дому, к своей стране, это подвиг.

Письмо, алфавит

Над проблемой будущего письменности размышляют в своих публицистических статьях и журналисты Казначеев, Костомаров, переводчица Н. Галь. Если первый обеспокоен тем, как бы не пришлось в близком будущем констатировать свершившийся факт словами Татьяны Бек: «До свидания, алфавит», то последние разделяют позицию автора данного текста.

Время

Да, сегодня цейтнот становится всеобщим. В публицистических статьях К. Паустовского, В. Солоухина, Жарикова и Кружельницкого, во многих средствах массовой информации даются советы, как сберечь время. Мне кажется, что все они сводятся к одному – только рациональное использование времени позволит человеку стать «властелином» своего дня.

Махонька, любимая героиня Ф. Абрамова, как раз из породы тех редких людей, которые научились преодолевать время. Оно может путешествовать из одной эпохи в другую…

Пониманием неумолимо бегущего времени наполнена и вся пьеса Чехова «Вишневый сад», начиная с первых слов Лопахина «который час?»

Мать

« О матерях можно рассказывать бесконечно!» писал М. Горький, рано лишившийся родительской ласки.

Тяжелую душевную драму переживала Катерина Ивановна, героиня рассказа Паустовского «Телеграмма». Она все ждала Настю, свою кровинушку. Боялась, что умрет, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты». Не дождалась она дочери. Только тусклая слеза, скатившаяся из-под закрытых век, свидетельствовала о её неутешном горе. Сможет ли Настя после этого жить спокойной совестью? Не знаю. Наверное, нет. Ведь именно она должна была сидеть у постели матери, она должна была проводить её в последний путь!

Шум

Недавно прочитал этюды заслуженного врача Айрапетова «Здоровье, эмоции, красота», где есть любопытный факт. Некий Качалкин 22 года спал, не просыпаясь. Известный умный Павлов, когда в городе стала тишина, подошел к больному и шепнул: «Вставай!» И что же вы думаете? Качалкин встал! Оказывается, он не выдерживал сильных раздражителей, любой шум вызывал активность тормозных структур. Эту тайну разгадал Павлов.

Историческая память

У кого нет памяти, у того нет жизни (В. Распутин). За последние годы меняет свой облик и Казань, превращаясь в современный мегаполис. Но сохранятся ли в городе памятники прошлого? К сожалению, факты показывают, что не всегда. Ярким примером бережного отношения к архитектуре начала 20 в. Является г. Троицк. В центре города прекрасно соседствуют старые одноэтажные купеческие дома и современные высотки, где расположены офисы, супермаркеты.

Замечательным памятником многострадальным, стойким женщинам, перенесшим все тяготы войны, является роман Ф. Абрамова «Братья и сестры». Гимном материнской любви, победившей смерть, звучит замечательная повесть В. Закруткина « Матерь человеческая». Потеряв всех хуторян, в том числе самых близких, мужа и сына, Мария осталась одна на «испепеленной, искромсанной, изуродованной войной земле». Ничего: ни смерть, ни огонь, ни раны – не могло остановить жизнь на этой земле. Героиня не только выстояла сама, но и взяла под свою защиту блокадных детей, которых нашла на дальнем поле, более того – подарила жизнь новому человечку – сыночку. Только в финале, когда появился луч надежды на то, что дети и животные в надежных руках, Мария позволила себе расслабиться...

Ревность

Именно она становится одной из причин расторжения брачных уз, более того – страшных трагедий, которые часто показывают в телепередачах «Пусть говорят», «Федеральный судья». Несколько лет назад всю деревню обошла шокирующая весть: наш сосед, обвинив жену в

измене, нанёс ей одиннадцать ножевых ударов и труп её три дня прятал в подвале. От этого «постоянно грызущего душу подозрения» страдает и наша семья. Отец, честный и трудолюбивый человек, отличный плотник, начинает нервничать, если мать чуть задерживается на работе. Он никак не научится «властвовать собой», хотя прекрасно знает, что мама верна ему.

В том, что ревность, один из людских пороков, разрушающий жизнь, мы убеждаемся, и читая поэму А.С.Пушкина «Цыганы». Ревнивый и злой Алеко, в порыве гнева вонзает нож сначала в соперника, затем – в Земфиру…

Война

О бесчеловечности войны и рассказ Л.Н.Толстого «Севастополь в мае(55)», в котором есть поразительная сцена. Объявлено перемирие. Солдаты воющих сторон стремятся друг к другу. А между тем 10-летний ребенок, увидев обезглавленный труп, в ужасе бежит…Неужели солдаты не обнимутся, как братья? Нет, снова льется безвинная кровь. Как видим, и Толстой, и ­­­­­­­­­­­­­­­ ____ рисуют войну как безумие, заставляющее усомниться в разуме людей.

Экология

Проблема отношения к родной земле привлекла внимание В. Белова. Автор пишет о своем детстве, о жизни в родном доме, где все знакомо и привычно, где « вильнула хвостом тропа», по которой ходил он много – много раз, где по – особому шепчут березки, где повсюду чувствуется теплота земли. Каждое слово автора проникнуто любовью, но в них же чувствуется и боль, ведь на смену цветущим сёлам приходят многоэтажные коробки, а шепот травы заглушает гул реактивного самолета. Проблема в том, что принять эти метаморфозы так сложно! Вот и вопрошает

Сегодня человек потребительски относится к окружающей среде. В результате исчезают с лица земли ценные породы деревьев, редкие породы птиц и зверей в том числе и уссурийские тигры, загрязняется воздух, высыхают озера и реки. Видя, как Земле наносится огромный ущерб, писатели не могли остаться безучастными. Взаимоотношения человека и природы стали объектом размышлений С. Залыгина, В.Распутина, В.Астафьева, в.Белова. Писателем-заступником за природу стал и М.Алексеев, лауреат Государственной премии.

Честь

Учат жить по совести в известные литературные герои. Это Петр Гринев, свято выполняющий завет отца. Это Андрей Болконский, идущий своеобразной дорогой чести. Честь является святым понятием и для героев романа М. Булгакова «Белая гвардия». Как бы трудно ни было, они не сдают свои нравственные позиции, хотя дорогой ценой платят за возможность оставаться благородными людьми в сошедшем с ума мире.

казанец Асгат Галимзянов, который всю свою жизнь большую часть доходов семьи перечислял и перечисляет в детские дома, за что при жизни ему поставили памятник на одной из улиц столицы РТ. Считаю, что именно на таких людях держится мир, ибо для них понятие чести – главное качество человеческой души.

Знание, ограниченность

Человек, расширяя круг своих знаний, тем самым увеличивает мир неопознанного. Недаром великий Сократ сказал: «Теперь я знаю, что ничего не знаю, и многие этого не знают!»

Предательство, дружба

мне кажется, прекрасным подтверждением противоречивости человеческих поступков является повесть В. Быкова «Сотников» Сотникова и Рыбака отправляют на ответственное задание. Несмотря на очевидную опасность, Рыбак не бросает напарника, помогает ему идти. А попав в плен, он начинает думать лишь о том, чтоб выжить. Достойной смерти Рыбак предпочел жизнь ценою предательства.

Пусть дружба, одна из важнейших ценностей в жизни человека, не заканчивается предательством!

Талант

Талант – это как оружие, скажем, как топор или нож, или можно созидать, строить дом, вырезать прекрасные изделия или убивать. Возьмем хотя бы Шекспера. Он не боялся изображать темные стороны человеческой натуры, но при этом у него никогда не смешивалось доброе и злое, от чтения его произведений всегда остаются светлые ощущения, вера в то, что добро все ровно торжествует над злом. Высшее у него никогда не принимается за низшее. И вообще настоящий талант никогда не будет воспевать зло.

Не перевелись таланты и у нас. Элина, студентка I курса КГМУ, одержала победу в республиканской олимпиаде по химии «Будущее медицины». С 2008 года она получает специальную премию Благотворительного фонда «Русский стандарт» Она также стала обладательницей премии от «Татфонтбанка» в рамках республиканской акции «100 талантливых детей села».

Вера в себе

Недавно мы прослушали кассету с выступлением известного бизнесмена Прищепы. Когда его жена, сидящая с ребенком, заявила о своем желании ехать в Венгрию н7а бизнес - семинар, в семье разразился крупный скандал…Из Венгрии она приехала преобразившейся. Первая удача жены окрылила мужа-скептика, вселила в него вера в себя. Победив страх, пройдя через огонь, чета Прищепы сегодня добилась бриллиантового уровня и делится своим опытом работы. Елена, когда-то не умевшая произнести тост за столом, превратилась в бизнес – леди.

Жизненные испытания

ВИЧ–инфицированная Светлана Изамбаева, узнав о своей болезни, не ныла, не устраивала истерик. Мужественная девушка старалась настроиться на выздоровление и полноценную жизнь! Сегодня как руководитель группы «Настроение» Светлана оказывает помощь женщинам, попавшим в сложные ситуации, из которых трудно выбраться самим.

Недавно мой брат, самый близкий мне человек, серьезно заболел. Болезнь превратила его совсем в другого человека. Он научился любить себя! Болезнь научила его жить, отдыхая, а не бежать сломя голову мимо жизни. Она напомнила ему о существовании богатого мира оттенков, цвета, вкуса, отношений, природы и чувств. Научила радоваться жизни здесь и сейчас. Болезнь повернула его лицом к себе. Он понял простую истину: как можно сострадать другому, не научившись сострадать себе?

Спор

Примером высочайшего полемического мастерства служит переписка царя Грозного и князя Курбского. Между Бором и Эйнштейном шел 40 летний спор.

Моя мама – мудрый человек. Она лично для себя вывела правило трех «у»: убеди, уступи, уходи. В любом спорном случае попробуй убедить оппонента в своей правоте. Не можешь убедить - уступи, а вдруг он прав. Не хочешь уступить, уходи, дальнейшие общение с ним не принесет удовольствия.

Книга

Многие писатели только благодаря книгам «выжили» в обществе и стали великими личностями. Например, И. Бунин, М. Горький. Последний же, исходя из собственной жизни, писал: «Любите книгу, она облегчит вам жизнь, научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку». Любящие читать есть и сегодня. Например, выпускник нашей школы Азат с детства любил книги и посвятил им очень много времени. Результат такой деятельности не заставил ждать долго: он поступил в Казанский Государственный университет и продолжает хорошо учиться. Я стараюсь с него брать пример и в свободное время читаю книги, особенно занимательные.

Месть, прощение

Оскорбленное человеческое достоинство, жестокость способны вызвать ответную реакцию – месть. Что же такое месть? Это намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду. Но не все так просто, ведь месть – это сложнейшее и противоречивое явление в жизни общества.

Однако стоит заметить, что проблема мести связана не только с военными событиями, и существует не только в мире взрослых. Месть или отказ от мести – это выбор, перед которым может оказаться каждый из нас. В связи с этим вспоминается мне рассказ Солоухина «Мститель». В душе героя-рассказчика идет борьба между желанием отомстить и нежеланием бить доверчивого приятеля. В итоге ему удается разорвать порочный круг, и на душе становится легко.

Так, мстить или отказаться от мести. Я думаю, что поверженного, повинившегося врага стоит простить, памятуя, что «высушить одну слезу – больше доблести, чем пролить целое море крови».

Слабый никогда не прощает. Прощать - свойство сильного (М.Ганди индийский политик)

Писатель. Счастье писателя

Нет двух абсолютно одинаковых человеческих миров. Каждый человек по-своему переживает любовь, ненависть, зависть и по-разному истолковывает эти понятия. Та же история и с понятием счастье. Да, писатели, делясь своим жизненном опытом, страданиями и надеждами, учат читателей жить, предостерегают от ошибок, вселяют в них надежду… Разве не в этом писательское счастье?! Думаю в этом. А мы, читатели, усваивая крупицы счастливой души, получаем энергию для борьбы за собственное счастье. А. Грин, умирающий от голода, пишет феерию «Алые паруса» , которая до сих пор утверждает преданность мечте и способность человека творить чудеса собственными руками. Талантливый актер П. Луспекаев на двух протезах создает обаятельнейший образ весельчака Верещагина, лихо преодолевающего все препятствия на своём пути. Это примеры того, как преданность делу жизни делает людей счастливыми вопреки всем испытаниям.

Компьютер

Компьютер – одно из самых значительных достижений человеческой мысли. Его влияние на развитие научно-технического прогресса трудно оценить. Компьютеры незаменимы в банковском деле, в сфере образования, в правоохранительных органах. И это далеко не все сферы применения компьютеров. Сайтов во Всемирной книге много, любой желающий может разместить в ней свою информацию. Но любая информация, считаю, должна учитывать менталитет, национально обусловленную систему ценностей Может быть, в сайте политических деятелей автор увидел известного человека в неудобной позе? Или популярную артистку, выступающую в сауне? Или жестокое преступление? Вопрос остается открытым. Но я уверен, что Интернет помогает постичь мир. Я сам часто использую его в учебных целях: при подготовке к ЕГЭ, при ведении научно-исследовательской работы.

Не станет ли виртуальная жизнь будущей социальной нормой? Думаю, нет, не станет. Дело в том, что русский человек ко всему новому относится с подозрением, с опаской. Так было, когда появилась фотография. Думали, что фотография заменит картину. Один из героев художественного фильма « Москва слезам не верит» говорит из 60-х годов прошлого века о грядущем, в котором будет одно сплошное телевидение. Как видим, не оправдались прогнозы. Фотографии и картины, телевидение и книги существуют параллельно. Думаю, только единицы будут жить в нескольких виртуальных мирах. Уверен: большинство, разумно используя Интернет-ресурсы, не покинет мир подлинный ради мира призрачного.

Телевидение

Уверен, что телевидение никогда не вытеснит книгу, как фотография в свое время не вытеснила творения великих художников. Они будут существовать параллельно, взаимно дополняя друг друга.

Роль книги в развитии личности уникальна. Я люблю смотреть интеллектуальный шоу «Умницы и умники». Невольное восхищение вызывают у меня ведущий Вяземский и участники игры. Сколько литературы надо «перелопатить», чтобы быстро и точно ответить на поставленные вопросы! Зато победитель поступает в МГИМО без экзаменов! «Всем хорошим.. обязаны книгам» и участники игры «Что? Где? Когда?» - духовная элита страны. Это мой ответ тем легкомысленным людям, которые считают необязательным чтение книги, когда можно посмотреть экранизацию.

Наука

И среди нас есть люди, которые посвятили свою жизнь исследованиям, изучениям в разных областях науки. Например, наш земляк Низамов Гимай собирает архивные материалы об истории деревень Кукмора, их граждан, изучает быт и традиции народа, жившего в этой местности. Его деятельность вызывает у меня уважение и восхищение. А в школе работает кружок астрономии, где ученики могут с помощью телескопа наблюдать за звездами, смотреть на луну, изучать траекторию движения спутников. Одним словом, при желании условия созданы, чтобы начать свои «маленькие» исследования.

Интеллигентность

Думаю, что любой мыслящий человек хотя бы раз задумывался о том, кого следует считать истинно интеллигентным человеком. Если обратиться к словарю, то можно прочитать, что интеллигент – это человек, имеющий высшее или среднее специальное образование и работающий в сфере умственного труда. Однако Д. С. Лихачев в корне не согласен с таким определением. Он считает, что истинно интеллигентным можно назвать человека, который тонко чувствует другого и ведет себя так, чтобы всем рядом с ним было комфортно.

В какой бы ситуации я ни оказалась, постараюсь вести себя интеллигентно! Интеллигентно в понимании Лихачева: не проявляя грубости, злорадства, зависти, оценивая другого по достоинству. Этому учит текст.

Музей

Музей семьи Степановых здание специально построено. Перед ним – сквер. В сквере Вечный огонь, рядом бюст Героя Советского Союза Александра Степанова.

С цветами идем в музей. В музей ее семьи, Валентины Михайловны, что она сейчас чувствует?

Наверное, это единственный такой музей на земле, как единственна эта семья, девять сыновей из которой отдали жизнь за нас. Здесь, в окружении Степановых, нельзя фальшивить. Это значило бы обманывать их, предавать смысл их жизни и гибели, это значило бы, что ты живешь другими, потаенными чувствами, но тогда зачем приходить сюда?

Молодежь

Будущее любого общества зависит от молодежи. От того, научится ли молодое поколение самостоятельно решать свои проблемы, научится ли выступать в качестве полноправного субъекта политических отношений. Эта общественно значимая проблема часто поднимается в средствах массовой информации, в том числе и в данной статье. Нынешняя российская молодежь прагматична. Не менее четверти молодых людей в качестве своего жизненного кредо выдвигают карьерные устремления и приобретение богатства. Думаю, те, кто поддался «призам», акциям, карьерным продвижениям, не смогут быть надежной опорой той или иной политической партии. На них нельзя рассчитывать и на выборах, на которых каждая партия старается набрать как можно большее количество голосов.

Знание языка

Прочитав размышления Битова, я понял, что знание языков обогащает духовный мир человека, расширяет его кругозор и повышает культурный уровень. Невозможно полностью понять другой народ, его культуру, быт, традиции, не владея его языком. Вообще, знание языков ценилось во все времена и во всех государствах, даже в Древнем Египте. Толмачи занимали привилегированное положение, обеспечивали взаимопонимание между различными народами и способствовали развитию торговли. А в XVIII – XIX веках изучение иностранных языков превратилось привилегию дворянского сословия. Знание языков всегда будет востребовано, особенно в наше время, когда свободно можно пересекать границы государств. Владение другими языками поможет успешно вести свою профессиональную деятельность

Аргументы из книги Ольги Громовой «Сахарный ребенок»

1. Проблема воспитания.

Родители маленькой Стеллы Нудольской из книги Ольги Громовой «Сахарный ребенок» много работали и были очень занятыми людьми, но у них всегда находилось время, чтобы организовывать для ребенка интеллектуальные игры, обучать девочку языкам, рисованию и пению. На всю жизнь она запомнила важные правила «хорошего человека», который не боится трудностей, «развязывает все узлы сам» и умеет терпеть. Всё это помогло Стелле стать по-настоящему сильной, смелой и свободной.

2. Проблема роли литературы в жизни человека.

Главная героиня книги Ольги Громовой «Сахарный ребенок» Стелла помнит, что важной частью жизни их семьи были книги. У них была прекрасная библиотека и традиция вечернего чтения вслух. Так складывались у ребенка представления о том, что книга – друг, советчик и поддержка в любых ситуациях. В дальнейшем в ссылке, в киргизском селе, эти чтения возобновятся для людей, объединенных общей бедой. Они будут слушать и стихи и поэмы А.С. Пушкина, и киргизский эпос «Манас». Так литература объединит людей разных национальностей и возрастов с различным жизненным опытом, образованием.

3. Проблема преодоления жизненных трудностей, стойкости и терпения.

Главная героиня книги Ольги Громовой «Сахарный ребенок» Стелла Нудольская вместе с матерью подверглись репрессиям: их отправили в ссылку как членов семьи врага народа. Сложно было женщине, перенесшей костный туберкулез, справляться с тяжелой физической работой, страшно за судьбу дочери, но она ни разу не пожаловалась на боль или усталость. Именно стойкость, мужество и упорство матери помогли ей и Стелле выжить в нечеловеческих условиях и при этом остаться гордыми, внутренне свободными людьми.

4. Проблема милосердия.

Главная героиня книги Ольги Громовой «Сахарный ребенок» Стелла помнит, как Южаковы, рискуя своей свободой, бескорыстно помогали выжить ссыльным, просто потому, что видели, как тяжело было женщине и ее дочери справляться с нуждой и болезнью. Южаковы приняли на себя заботу о Стелле и ее матери: лечили, кормили, помогали с переездом, привозили продукты. Это и есть пример сострадания.

5. Роль родительской любви.

Вспомним биографию Стеллы Нудольской из книги Ольги Громовой «Сахарный ребенок». Женщина, перенесшая в жизни много бед, несправедливости и жестокости, с благодарностью вспоминает своих родителей, которые с любовью относились к ней, всегда поддерживали. В детстве они всегда уделяли дочери много времени: играли с ней, читали ей книги, учили её языкам. С детства усвоила Стелла многие истины, которые помогли воспитать характер, главная из них – «Рабство - это состояние души. Свободного человека сделать рабом нельзя».

6. Проблема трудолюбия.

Примером трудолюбивого человека может служить Савелий Южаков из книги Ольги Громовой «Сахарный ребенок». Этот человек всю свою жизнь посвятил тяжелому крестьянскому труду и детей с детства приобщал к работе: мальчики наравне с отцом пахали, сеяли, косили, девочки во всем помогали матери по дому. Кроме этого Савелий прекрасно вырезал по дереву, валял обувь, а жена и дочери пряли, шили. Усилия всей семьи давали свои плоды: хозяйство «южаков» было крепким, несмотря на трудности, коллективизацию, сложный климат.

7. Проблема поиска смысла жизни.

Вспомним книгу Ольги Громовой «Сахарный ребенок», повествующую о судьбе репрессированной семьи. Стелла, главная героиня произведения, не раз задумывается, в чем смысл жизни, каковы ориентиры, которым стоит следовать на жизненном пути. Воспитанная, несмотря на все трудности, свободным человеком, Стелла считает главной жизненной целью умножение добра. Перенесшая множество лишений, она и в пожилом возрасте не отказывается от активной жизненной позиции и участвует в сборе средств гуманитарной помощи пострадавшим от землетрясения людям.

8. Проблема борьбы за правду, справедливость

Обратимся к книге Ольги Громовой «Сахарный ребенок», в центре внимания которой находится судьба репрессированной девочки Стеллы Нудольской. Девочка даже под угрозой исключения из пионеров, что считалось в те годы позором, отказывается закрашивать чернилами в учебнике портреты Блюхера и Тухачевского, так как считает их достойными людьми, внесшими свой вклад в историю нашей страны. Это достойный поступок, показывающий силу характера героини произведения.

9. Проблема патриотизма

Вспомним книгу Ольги Громовой «Сахарный ребенок». Стелла Нудольская, главная героиня этого произведения, несмотря на трудности судьбы репрессированного еще в детстве и объявленного членом семьи изменника родины человека, остается верна своей Отчизне. У нее даже мысли не возникает об эмиграции, ведь она понимает, что страна – это не только вожди, правительство, но и народ, поэтому оставлять родную землю в трудную для Отечества пору нельзя, нужно служить людям и творить добро.

10. Проблема ответственности за нравственный выбор.

Ольга Громова в книге «Сахарный ребенок» размышляет о том, как правильно сделать нравственный выбор, чтобы не утратить самоуважения и не потерять человеческое достоинство. Стелла Нудольская, главная героиня произведения, беседует с матерью о том, почему врагами народа и кулаками объявляют честных и трудолюбивых людей, которые служили народу. В конце разговора девочка понимает, что при оценке людей нужно «слушать сердце» и думать самой, а не слепо верить громким словам, лозунгам, обвинениям и славословиям. Стелла приходит к выводу, что каждый сам должен выбирать, чью сторону он принимает, и отвечать за собственное решение.

11. Проблема дружбы

Обратимся к книге Ольги Громовой «Сахарный ребенок», в центре повествования которой находится судьба Стеллы Нудольской. Будучи репрессированной и оказавшись с матерью в далекой Киргизии, главная героиня произведения понимает ценность дружбы. Когда девочку за то, что она отказывается зачеркивать портреты Блюхера и Тухачевского в учебнике, исключают из пионеров, товарищи не оставляют её в беде. Сапкос и Фрида поддерживают Стеллу и остаются верными друзьями, несмотря на то, что их могли тоже осудить общение с ней.

Аргументы из повести Бориса Львовича Васильева «Летят мои кони…»

    Проблема любви к малой родине.

Проблему любви к малой родине поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор признаётся в том, что ему «сказочно повезло» родиться в Смоленске. С чувством гордости рассказывает прозаик об истории города, о людях, которые в нём живут, о дубе, сохранившем «вечно живую теплоту» прошлого. Рассказчик понимает, что на земле есть города краше, но именно Смоленск стал дорог, потому что он «колыбель детства».

    Проблема патриотизма

Проблему патриотизма поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор признаётся в том, что его любовь к Отечеству началась с уважения к истории родного города, с умения ценить традиции своей семьи и своего народа. Именно за Смоленск, где прошло детство, идет сражаться молодой лейтенант Васильев, понимающий, что «колыбель детства» невозможно отдать врагу.

    Проблема доброго отношения к окружающим людям

Проблему доброго отношения к окружающим людям поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В этом произведении автор, рассказывая о своём детстве, вспоминает, что оно было «насыщено Добром». Помогать соседям, которым приходилось трудно, было нормой, за это не ждали похвалы или награды. Эта «простейшая форма добра» помогла рассказчику сформировать нравственные ценности, сохранить гуманность до пожилых лет.

    Проблема воспитания

Проблему воспитания поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор, рассказывая о своём детстве, демонстрирует, как его воспитывали родители, прививая ему «великое чувство повседневного бытового интернационализма», трудолюбие, трепетное отношение к книге, умение жертвовать необходимым ради людей. Родители своим примером показывали мальчику, как нужно жить, чтобы быть «вполне хорошим» человеком. Например, отец ни разу не позволил себе использовать служебную машину в личных целях, потому что считал такой поступок бесчестным.

    Влияние природы на человека

Проблему воспитания поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В этом произведении автор рассказывает об огромном старом дубе, «самом древнем жителе» Смоленска. Красоту и величие этого дерева, хранящего историю веков, мальчик запомнил на всю жизнь. Именно этот дуб заставил его задуматься о роли истории в жизни каждого человека.

    Проблема роли детства, детских воспоминаний в жизни человека

Проблему роли детства, детских воспоминаний в жизни человека поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В этом произведении автор, человек многое переживший, с трепетным чувством вспоминает тех, кто «одарил его детством и согрел собственным сердцем», потому что именно в детстве были заложены те черты, которые помогали выжить в трудные годы войны, которые сделали его творцом и человеком, ценящим превыше всего духовность.

    Проблема самопожертвования, любви к людям

Проблему самопожертвования, любви к людям поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В этом произведении автор рассказывает о судьбе доктора Янсена, «святого города Смоленска». Этот человек посвятил свою жизнь бескорыстному служению людям. Врач в районе, где жила беднота, он работал без выходных и праздников, был всегда вежлив и терпелив. Доктор Янсен пожертвовал собой ради спасения двух мальчишек, которые во время игры провалились в канализационную шахту и могли задохнуться. На похороны этого достойного человека пришел весь Смоленск.

    Проблема роли искусства в жизни человека

Проблему роли искусства в жизни человека поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В этом произведении автор видит функцию искусства в том, чтобы насыщать человеческую жизнь смыслом, учить людей сомневаться, чувствовать и страдать. Всё это, по мнению писателя, продлевает жизнь физическую и духовную.

    Проблема поиска смысла жизни

Проблему смысла жизни поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о том, как, пытаясь постичь цель собственного существования, он обращается к отцу с вопросом: «Зачем человеку столько отпущено?» И получает короткий, но ёмкий ответ: «Для работы». Именно этот разговор помог юноше уверовать в «необходимость упорного, ежедневного, исступленного труда». В этом видел он высокую цель, умножающую добро в мире.

    Проблема роли труда в жизни человека

Проблему роли труда в жизни человека поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о своей семье, в которой трудились все. С раннего детства рассказчик помнит руки, обожженные выполотой травой, отца, который в свободное от службы время что-то чинил, восстанавливал, мать и тётку, вечно что-то штопавших и перешивавших. Для них человек, не желавший работать, «заведомо воспринимался с отрицательным знаком, если он здоров».

11/ Проблема духовности, моральных ценностей

    Роль литературы и чтения в формировании личности

Проблему литературы и чтения в формировании личности поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о своей семье, главной ценностью в которой были книги. На всю жизнь мальчик запомнил, как по вечерам читали вслух классику, литературу, которую «читают, образно говоря, сняв шляпу». Так он открыл для себя Тургенева, Гончарова, Гоголя, Лермонтова… Произведения великих литераторов сформировали лучшие черты характера будущего писателя, при этом он «так и остался стоять на коленях перед Литературой».

    Проблема отношения к животным

Проблему отношения к животным поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор призывает читателей видеть в животном не забаву, не каприз, а помощников, необходимых людям и поэтому уважаемых. Именно тогда животные облагораживают человека, делают его добрее, требовательнее к себе самому. Главное – не забывать об ответственности перед братьями нашими меньшими и быть к ним милосердными. Именно таким можно назвать отца рассказчика, который кормил брошенных людьми собак, а те отвечали ему преданным служением.

    Проблема упорства в преодолении трудностей

Проблему упорства в преодолении трудностей поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о своём отце, который никогда не бросал начатого дела, потому что верил: «всё дело лишь в желании да труде». Этому человеку всегда хватало сил преодолеть преграды. Например, он взял на себя обязанность чинить списанные автомобили, чтобы учить новичков водить машины. Не жалея времени, офицер работал, и ему удалось «вдохнуть жизнь в эти автотрупы».

    Проблема мужества и героизма

Проблему мужества и героизма поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о своём отце, скромном и немногословном человеке, который в экстремальной ситуации проявил силу духа и смелость. Когда из-за неосторожности мальчика в гараже возник пожар, грозящий перекинуться на жилые дома, отец рискуя жизнью, вытащил уже загоревшуюся бочку с бензином, чем спас людей от огня.

    Проблема совести

Проблему совести поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о своём отце, скромном и немногословном человеке, который, несмотря на то что имел право на личный автомобиль и в его распоряжении были три машины, никогда не использовал их в личных целях, потому что ему было совестно перед людьми, ведь техника и бензин были государственной собственностью.

    Проблема милосердия, умения жить не для себя

Проблему милосердия, умения жить не для себя поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о своей бабушке, которая умела сочувствовать чужой беде. Например, когда она узнаёт, что одна из знакомых уже месяц живёт без света и примуса, отдаёт той свой керосин вместе с бидоном и нисколько не жалеет об этом.

    Проблема материнской любви

Проблему материнской любви поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о своей матери, которая подарила ему жизнь, рискуя собственной, ведь её «сжигала чахотка». Этот подвиг материнской любви, самоотречения и жертвенности рассказчик пронёс через всю свою судьбу. С благодарностью вспоминает писатель о том, что мама научила его не жаловаться на жизнь, дружить с людьми, не обращая внимания на их национальность, читать классическую литературу.

    Проблема исторической памяти

Проблему исторической памяти поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор делится своими взглядами на роль памяти о предках в жизни каждого из нас. Прозаик считает, что не потеряли своей актуальности слова А.С. Пушкина о том, что нужно гордиться славою своих предков, а не уважать её – постыдное малодушие. Именно история связывает поколения, хранит традиции и «не позволяет человеку остаться варваром».

    Проблема роли учителя в жизни человека

Проблему роли учителя в жизни человека поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор с благодарностью рассказывает о своей первой учительнице, которая видела свой долг не в том, чтобы «нафаршировать» детей знаниями, изготовить из них будущих «роботов-специалистов», а в том, чтобы «воспитать Граждан Отечества своего». Именно она позволила детям прикоснуться к прошлому Родины, привила им любовь к истории.

21. Проблема влияния войны на судьбу человека

Проблему влияния войны на судьбу человека поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». Будучи участников ВОВ, Борис Васильев говорит о том, что тяжесть ее все равно невозможно сбросить с плеч. Это время называет обугленным листком биографии и считает своим долгом писать о том военном времени. Именно поэтому появляется повесть «В списках не значился». Это венок памяти на могилу самому близкому другу Николаю Плужникову. Военное поколение лишено было юности: ранняя ответственность сделала их молодыми взрослыми.

Аргументы из книги Дмитрия Сергеевича Лихачева «Письма о добром»

    Проблема поиска цели и смысла жизни

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что «увеличивать добро в окружающем нас мире» - самая высокая и достойная цель человеческой жизни. Ошибается тот, кто считает главной ценностью карьеру или материальный достаток, ведь все это можно утратить в один момент. А человек, который радовался каждому своему доброму делу, не теряет, а приобретает уважение и благодарность окружающих.

    Проблема чести и достоинства

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что каждый человек должен следовать мудрой народной пословице и беречь честь смолоду. Ведь в памяти людей живут наши поступки. Достойные будут в старости согревать сердце, а дурные не дадут спокойно спать по ночам.

    Проблема любви

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что любовь необходима, так как именно она делает человека лучше, помогает ему обрести мудрость. Однако это чувство не должно быть безотчетным, слепым. Нужно видеть недостатки любимого человека и помогать ему бороться с ними.

    Проблема правды, честности

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что ложь, хитрость всегда обращена против обманщика. Верность истине и справедливости академик считает высшим чувством. Мудрый человек не будет изворачиваться, правда дает ему самое ценное в жизни – спокойную совесть.

    Проблема патриотизма и национализма

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что нужно быть патриотами, а не националистами. Нет необходимости ненавидеть другие народы, если ты любишь свой. Истинный патриот должен знать и ценить историю своей страны, стремиться сделать все возможное для процветания Отчизны.

    Проблема доброго отношения к людям

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что необходимо быть открытым, терпимым к чужим недостаткам. В людях нужно искать хорошее. Это умение видеть в человеке «заслоненную» красоту обогащает духовно.

    Проблема обиды и мести

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что не стоит опускаться до обиды, ведь излишняя обидчивость – признак закомплексованности, поэтому необходимо научиться прощать и никогда не мстить, так как это позволяет человеку уделять больше внимания добрым чувствам.

    Проблема алчности, жадности

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что жадность – это «забвение собственного достоинства», отвратительное чувство, унизительное для человека, враждебное ему и окружающим. Алчность в отличие от разумной бережливости – болезнь, овладевающая умом.

    Проблема сохранения чистоты русского языка

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что язык – это показатель человеческой культуры, степени психологической уравновешенности, духовной силы. «Плюющиеся словами» люди травмируют окружающих, уверенный в себе человек не будет ругаться, употреблять жаргонизмов: он знает, что его слово и так весомо.

    Проблема проявления совести

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что совесть всегда исходит из глубины души, ей «в той или иной мере очищаются». Именно это чувство «грызет» человека за совершенные им дурные поступки. К тому же совесть никогда не бывает ложной. Поистине честный человек считает ее своим жизненным ориентиром.

    Проблема интеллигентности

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что человек обязан быть интеллигентным при любых обстоятельствах. В чем же проявляется интеллигентность? Она не только в знаниях, но и в способности понимать других, толерантно относиться к чужому мнению, почитании всех лучших традиций прошлого.

    Проблема зависти

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что зависть – это ужасное, разрушительное чувство, которое свойственно людям, не нашедшим свой путь в жизни, неуверенным и закомплексованным. Чтобы избавиться от зависти, необходимо развивать в себе неповторимые черты, стремиться быть самим собой.

    Проблема воспитания

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что воспитанный человек – это тот, «кто хочет и умеет считаться с другими». Мало прочесть и изучить книги о правилах этикета, нужно научиться заботиться об окружающем мире и людях, уважать прошлое своей страны.

    Проблема счастья

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что счастливым человека делает «духовная культура», ведь именно она наполняет жизнь людей смыслом. Самыми счастливыми можно считать тех, кто идет «дорогами добра».

    Проблема образования, просвещения

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что учиться нужно всегда, но особенно благоприятное время для получения хорошего образования – молодость. Знания растут и умножаются, поэтому необходимо самообразование, способствующее интеллектуальному росту и расширению кругозора.

    Проблема исторической памяти

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что молодые люди должны стремиться лучше узнать прошлое своей семьи, города, страны и всего мира. Однако этого мало: нужно еще и бережно хранить памятники культуры, предметы, оставшиеся от предков, чтобы донести до потомков историю. Ведь народ, забывающий о прошлом, не имеет права на будущее.

    Проблема влияния произведений искусства на человека

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что искусство облагораживает человека, раскрывает его душу для восприятия прекрасного, учит гуманности. Нужно только при обращении с великими произведениями быть «вооруженным знаниями», сведениями. Ведь знания – это сила, а искусство «недоступно бессильному».

    Проблема сохранения природы

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что законы экологии необходимо соблюдать, ибо их нарушение приведет к физической гибели людей. К тому же пейзаж каждой страны – это важный элемент национальной культуры, так как природа – «выражение души народа». Не беречь её – разрушать культуру своей страны.

    Вандализм, уничтожение памятников культуры

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что «запас памятников» культуры крайне ограничен и истощается с прогрессирующей скоростью. Поэтому, чтобы не быть «родства не помнящими», мы должны бережно относиться к культурной среде, иначе нам нечего будет оставить своим потомкам.

    Проблема милосердия и сострадания

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что человек должен быть заботливым, милосердным. Сострадание – это проявление нравственности, оно объединяет людей, заставляет их бороться за гуманность, справедливость, сохранение природы и прошлого своей страны. Это чувство помогает людям не очерстветь душой, поскольку оно было забыто, его необходимо возродить.

    Проблема ответственности ученого за открытие

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Академик убеждает юных читателей в том, что человек науки несет нравственную ответственность за свои открытия. В век машин и роботов, атомной энергии и биологического оружия ученые должны быть особенно осторожны и стараться не навредить окружающей среде и людям.

    Проблема памяти

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что память – это преодоление времени и смерти, поэтому «беспамятный – это неблагодарный, безответственный и неспособный на благородные поступки человек». Молодому поколению необходимо бережно относиться к памяти и знать, что она «наше богатство».

    Роль юности, молодости в судьбе человека

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что молодость – это время, когда человек обретает настоящих друзей, воспитывает в себе привычки, которые помогут или помешают ему в дальнейшем. Например, важно в юности привить трудолюбие, так как нет несчастнее «человека ленивого и избегающего усилий». Необходимо помнить, что совершенные в юности поступки будут греть сердце в старости, а дурные «не дадут спать».