Анализ образа и характера Джейн Эйр (Бронте Шарлотта). Шарлота бронте

Анализ образа и характера Джейн Эйр (Бронте Шарлотта). Шарлота бронте

Вопрос образной системы художественных произведений входит в круг важнейших для литературоведения. Он затрагивает особенности изображения взаимосвязи и взаимодействия героев, их влияния на сюжетное развитие текста, а также играет важную роль в раскрытии авторского замысла. Литературное пространство «художественного образа»является важнейшей категорией произведения, котороеслужит основой любого литературного текста. Художественный образ может модифицироваться различными формами: образы-детали, пейзажи, интерьер и другие. Важнейшимобъектом отражения действительности является образ человека.

В литературном энциклопедическом словаре Кожевникова В. М. и Николаева П. А. дается определение вышеуказанного понятия: «образ художественный – обобщенное художественное отражение действительности в конкретной форме, картина человеческой жизни (или фрагмент такой картины), созданная при помощи творческой фантазии художника и в свете его эстетического идеала . Стоит отметить, что для образа характерно обобщение каких-либо черт и свойств, присущих объекту. Процесс создания литературного образа зависит от творческого мастерства писателя, эпохи создания текста и различных социальных, бытовых, экономических и культурных аспектов времени, в котором живет автор и которое описывается в тексте.Литературный образ характеризуется определенными особенностями, которые выделяют одного героя среди других, ему подобных в контексте одного произведения, а также среди других типичных персонажей одного времени. К отличительным особенностям относятся: место и роль самого героя в произведении, его поступки по отношению к другим персонажам, к природе, внешность и характер, а также мнение читателя о герое, сформированное при чтении художественного текста.

Писательница Ш. Бронте создала галерею образов, отражающих особенности жизни Англии. К таким образам относится и главная героиня романа «Джейн Эйр».

Творчество Ш. Бронте изучали отечественные исследователи: Е.А. Соколова, В.М. Базилевич, М.С. Михайлова, О.М. Петерсон; а также зарубежные: Е.Н. Бесараб, В. Вульф, Э. Гаскелли др. К образу Джейн Эйр в своих трудах обращались многие исследователи, среди которых можно выделить Е.Е. Борунову, Ю.Е. Гениеву, З.Т. Гражданскую, М.А. Гритчук, В. Вульф, В. Стивенсона, Э. Тайлер и др.

Актуальность работы заключается в изучении особенностей образа главной героини и определенииважностиподобных образов для литературы.

В романе «Джейн Эйр» Ш. Бронте поднимала важные вопросы, затрагивающие общественную жизнь. Ярко представлены темы воспитания детей и их образования, справедливости и милосердия, любви и самоотдачи. Каждая из тем затрагивает формирование характера персонажа и тех событий, которые происходили в его жизни. Создавая тип новой героини, писательница ставила перед собой цель – создать образ невзрачной девушки, которая будет хороша своими внутренними качествами, воспитанием, образованностью и глубиной души. Этот образ она воплотила в романе «Джейн Эйр».Писательница Э. Гаскелл, изучавшая жизнь и творчество Ш. Бронте, писала о том, как создавался образ Джейн Эйр:«Однажды она сказала своим сестрам, что они неправы, изображая обычно своих героинь прекрасными. Они отвечали, что невозможно было сделать героиню интересной другим способом. Ее ответом было: вы увидите, что вы неправы: я покажу вам героиню такую же некрасивую и маленькую, как я сама, и она будет такой же интересной для читателя как ваша» . Писательница стремилась создать образ, противоположный общепринятой литературной красавице.

Литературовед Е.Е. Борунова писала о воспитательном потенциале романа Ш. Бронте и утверждала, что «в образе героини писательница воплотила свои представления о современной женщине, способной определить свою жизнь, стать не только женой, но и реализоваться на общественном поприще. В условиях Викторианской Англии такая постановка проблемы была воспринята как проявление крайней смелости взглядов писательницы. Образа, подобного Джейн Эйр не было ни у кого из современников Бронте. Она являлась носительницей нового типа самосознания, духовного воспитания и нравственности» . Исследовательница выделяет тип главной героини на фоне эпохи создания произведения и замечает, что автор наделила ее чертами, не характерными для девушки 19 в. Роман «Джейн Эйр» является социально-психологическим романом, на станицах которого развертываются жизненный коллизии главной героини.

Исследователь Е.Ю. Гениева отмечала, что Джейн Эйр –«романтическая героиня в неромантических слоях общества» . Эта мысль подтверждается и писательницей В. Вульф: «быть во всех случаях самой Джейн Эйр не всегда удобно. Прежде всего, это означает постоянно оставаться гувернанткой, и притом влюбленной, в мире, где большинство людей, – не гувернантки и не влюблены» . Чувствительность души юной девушки погружена в бытовые обстоятельства, которыепостоянно заставляют героиню принимать важнейшие решения.

Образ Джейн Эйр представлен в конкретной социально-бытовой обстановке. Ш. Бронте выстраивает особенности формирования характера Джейн Эйр с самого детства, чтобы акцентировать внимание читателя на специфике ситуаций, повлиявших на образ девушки и ее характер. Главный страх маленькой девочки-сироты – красная комната, где ее наказывала мисс Рид. Героиня, ведя свой рассказ, отмечала: «… я кажется, до самой смерти не могла бы забыть ужасный случай в красной комнате, <…> ничто не могло смягчить воспоминаний о том смертном страхе, который сжал мне сердце, когда миссис Рид отвергла мои горячие мольбы о прощении и вторично заперла меня в темной красной комнате наедине с призраком» . Свое утешение героиня искала не в людях: «Я всегда клала с собой куклу: каждое человеческое существо должно что-нибудь любить, и, за неимением более достойных предметов этого чувства, я находила радость в привязанности к облезлой, дешевой кукле, скорее похожей на маленькое огородное пугало . С самого детства и юности Джейн казалось, что она не достойна быть любимой и желанной. Данное убеждение явно отразилось на ее будущих отношениях с мистером Рочестером. Мужчина, признав наличие любви к своей гувернантке, говорил, что «никогда не встречал создания болеех рупкого и более непобедимого . Это объясняется тем, что Джейн боролась с невзгодами и проблемами, но при этом оставалась девушкой с чувствительной, и стойкой душевной организацией.

На формирование характера Джейн Эйр также повлияла Ловудская школа-приют. Жесткие условия воспитательно-образовательного учреждения сформировали у героини тягу к знаниям, трудолюбие и нравственное убеждение в необходимости быть милосердной.

Еще один главный персонаж романа мистер Рочестер говорил так о Ловуде и его влиянии на Джейн: «Восемь лет! Ну, значит, вы очень живучи. Мне кажется, если прожить там половину этого времени, так подорвешь и не такое здоровье. Неудивительно, что вы похожи на существо из другого мира» . Не только Рочестер называл Джейн «существо», а и многие другие герои романа. Например, служанка Бесси говорит, что она «маленькое, одинокое существо» , «странное, испуганное, застенчивое маленькое существо» , «маленькое, наблюдательное существо» . Данным словом женщина хотела не обидеть девочку, а пожалеть ребенка, который одинок среди людей. Иное, негативное обращение наблюдаем у мисс Эббот, для которой Джейн «скрытное существо» . Стоит отметить, что недоброжелательное отношение, одиночество и трудная жизнь не сформировали в подростке отрицательногомненияо мире и жизни. Выделим особенности внутренних характеристик Джейн Эйр:

· стремление к свободе и независимости: «Я свободное человеческое существо с независимой волей» ;

· высокое нравственное воспитание: «Жизнь слишком коротка, и не стоит тратить ее на то, чтобы лелеять в душе вражду или запоминать обиды» ;

· вспыльчивость характера:«Я не знаю ни в чем середины; и никогда в своих отношениях с людьми более властными и твёрдыми, наделёнными характером, противоположным моему, я не могла найти середины между полной покорностью и решительным бунтом. Я всегда честно повиновалась до той минуты, когда во мне происходил взрыв протеста, иной раз прямо с вулканической силой» ;

· синтез чувств и разума: «Чувство без разума не слишком питательная еда; но и разум, не смягченный чувством, – горькая и сухая пища и не годится для человеческого потребления» ;

· боязнь одиночества и непринятия общественностью: «…Я понимаю, главное – знать, что я не виновата; но этого недостаточно: если никто не будет любить меня, лучше мне умереть. Я не вынесу одиночества и ненависти, Элен» ;

· тяга к рисованию как способ выразить собственные чувства и мысли:«– Вы чувствовали себя счастливой, когда рисовали эти картины? – вдруг спросил меня мистер Рочестер.– Я была целиком поглощена ими, сэр; да, я была счастлива. Словом, когда я их рисовала, я испытывала самую сильную радость в своей жизни» .

Священник Сен-Джон говорил, что Джейн Эйр «прилежна, понятлива, бескорыстна, правдива, постоянна и бесстрашна» . Он видел в ней спутницу и помощницу, что характеризует ее как верного друга.Будучи женой мистера Рочестера героиня говорит: «Уже десять лет, как я замужем. Я знаю, что значит всецело жить для человека, которого любишь больше всего на свете. Я считаю себя бесконечно счастливой, и моего счастья нельзя выразить никакими словами, потому что мы с мужем живем друг для друга. Ни одна женщина в мире так всецело не принадлежит своему мужу» . Такая формулировка характеризует героиню как ответственную девушку, глубоко преданную своему возлюбленному.

Касаемо специфики внешней характеристики героини стоит отметить, что ее невзрачность и не особо притягательная внешность часто упоминается в выражения других персонажей и во внутреннем монологе. При раскрытии образа своей героини Ш. Бронте обращается именно к внутреннему монологу, как к способу с точностью узнатьэмоциональное состояниегероини. Чаще всего этот монолог эмоционален, экспрессивен, порывист. Например, сама себя молодая девушка называет «бедной, невзрачной и маленькой» .Автор намеренно делает акцент на не броскости молодой девушки, с целью выделить неординарность ее внутренней красоты.Подробное описание внешности Джейн, связанное с характером девушки, даётся через монолог мистера Рочестера: «в ее глазах вспыхивает пламя; их взор прозрачен как роса, он мягок и полон чувств; эти глаза улыбаются; они выразительны; впечатление за впечатлением отражается в их глубине; они насмешливы» . Далее он описывает рот: «…он любит смеяться, он готов высказать все, что подсказывает ум; это рот, который готов много говорить и часто улыбаться, выражать теплые человеческие чувства; но он будет молчать о том, что испытывает сердце» . Данные описательные цитаты отражают в себе эмоциональное состояние героини через внешний облик, который тесно связан с чертами характера девушки. Стоит отметить, что даже описание внешности девушки автор проводит через ее нравы.

Многие авторы отечественной и зарубежной литературы обращались к образу Джейн Эйр, который сочетал в себе приятный человеческий характер и непривлекательный внешний вид, несмотря на ее аккуратность ко всему. Например, Марью Болконскую в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» автор описывает так: «Нехорошо было не платье, но лицо и вся фигура княжны» . Схожесть в описании героини также наблюдается и в речевой характеристике: «все только подтверждали его убеждение, что она была совсем особенное и необыкновенное существо» .

О. Генри в рассказе «Дебют Тильди» также прибегает к образу «маленькой, толстенькой, некрасивой» , «с носом-пуговкой и волосами цвета соломы» , но которая «была хорошей работницей» , а также чувствительной девушкой.

Благодаря этому можно сделать вывод, что образ главной героини романа «Джейн Эйр» является актуальным, ведь писатели обращали внимание на тип малопривлекательной девушки с положительными чертами характера.

Вывод. Таким образом, образ Джейн Эйр был новым типом молодой девушки для английской литературы, который характеризовался внешней невзрачностью и глубиной внутреннего мира. Образ главной героини романа «Джейн Эйр» актуален, т.к. ранее, а также в современной литературе авторы часто обращались к образу, который синтезирует в себе противоположные внешние и внутренние данные.

Список литературы:

  1. Борунова Е. Е., Столярова Е. В. Воспитательный потенциал романа Шарлотты Бронте «Джен Эйр». –2017. – №1.1. – С. 18-21.
  2. Бронте Ш. Джейн Эйр. – М., 1991. – 425с.
  3. Вульф В. «Джейн Эйр» и «Грозовой перевал. – М.: «Художественная литература», 1989. – 780 с.
  4. Гениева Е Ю. Неукротимый дух. –М.: Худ. л-ра, 1990 –С. 5-14.
  5. Гаскелл Э. Жизнь Шарлотты Бронте. – М.: «Эксмо», 2016. – 167с.
  6. Генри О. «Дебют Тильды»; [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://poesias.ru/proza/ogenri/ogenri10013.shtml
  7. Кожевников В. М., Николаев П. А. Литературный энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 752 с.
  8. Соколова Е. А. Традиции романтизма в творчестве Шарлотты Бронте. – М., 1995. – 185 с.
  9. Толстой Л. Н. Война и мир. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 3,4. М., "Лексика", 1996; [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ilibrary.ru/text/11/index.html .(дата обращения: 11.10.2018).

(1936-1937)

Создатель: Шарлотта Бронте Произведения: «Джейн Эйр » Пол: женский Национальность: англичанка Возраст: 10, 18, ~28 Семья: отец - мистер Эйр;
мать - миссис Эйр (в дев. Рид);
дядья - Джон Эйр и мистер Рид;
неродная тётка - Сара Рид (в дев. Гибсон);
двоюродные братья/сёстры - Сент-Джон, Диана и Мэри Риверс,
а также Джон, Элиза и Джорджиана Рид;
супруг - Эдвард Ро́честер Дети: сын Роль исполняет: Кэтрин Хепбёрн
Вирджиния Брюс
Джоан Фонтейн
Сюзанна Йорк
Сорча Кьюсак
Зила Кларк
Шарлотта Генсбур
Саманта Мортон
Рут Уилсон
Миа Васиковска
и пр.

Внешность

Джейн Эйр описана как неприметная молодая девушка, внешне напоминающая неземное существо, эльфа. Себя она считает «бедной, невзрачной и маленькой». Мистер Рочестер однажды говорит о том, что у неё карие глаза, но на самом деле у Джейн они зелёные.

Жизнеописание

Детство

Родители Джейн, мистер и миссис Эйр, скончались вскоре после рождения дочери. Девочку удочерил брат матери мистер Рид. На смертном одре он заставил поклясться свою супругу Сару опекать племянницу, что являлось сущим наказанием для миссис Рид, ведь тётка невзлюбила её с первой минуты появления в доме. После смерти дяди, жизнь Джейн в доме Ридов стала невыносимой: постоянные принижения, оскорбления и стычки с двоюродными братом Джоном и сёстрами Элизой и Джорджианой, которых науськала тётя.

В десятилетнем возрасте тётка отправляет-таки нелюбимую племянницу с глаз подальше, а точнее, в Ловудскую школу-приют. Наставник учебного заведения, мистер Броклхёрст, обожает ханжеские нравоучения о пользе смирения плоти и не заботится о том, что девочки постоянно голодны и мёрзнут. Там Джейн находит своего первого друга Элен Бёрнс.

Весной в приюте разыгрывается эпидемия тифа и ослабшие здоровьем девочки умирают одна за одной, в том числе и Элен. Перед смертью подруга говорит Джейн: «Я верю и надеюсь: я иду к богу». Эти слова и умиротворение, с которыми Элен принимает свою скорую кончину, сильно влияют на христианское восприятие мира девочки.

Джейн проводит в Ловуде восемь лет, последние два года - учительницей.

Юношество

Джейн выросла. Директриса мисс Темпл, бывшая все эти годы единственным другом девушки, выходит замуж и покидает Ловуд. Мисс Эйр даёт объявление о поиске работы и получает место гувернантки в поместье Торнфилд. Она предполагает, что будет обучать дочь (Адель Варанс) миссис Фэйрфакс, но узнаёт, что та лишь экономка, домоправительница, владельцем же является некий мистер Эдвард Ро́честер. Миссис Фэйрфакс предупреждает Джейн, что хозяин редко бывает дома и она будет видеть его нечасто.

Впервые Джейн встречает Рочестера, гуляя недалеко от поместья в наступающих сумерках. Не увидев девушку из-за тумана и пытаясь не раздавить её лошадью, хозяин дома падает со скакуна и повреждает лодыжку . Джейн помогает ему добраться до коня, хотя тогда ещё не знает, что это за мужчина. Лишь возвратившись с прогулки, Джейн узнаёт, что это был Рочестер. Домовладелец в шутку утверждает, что мисс Эйр - ведьма, околдовавшая его лошадь.

Джейн понимает, что испытывает чувство к хозяину имения, то же самое происходит и с Рочестером. Следует признание в любви, а после и подготовка к свадьбе. Однако перед самым алтарём девушке предстоит узнать, что её избранник уже женат. Его законная супруга , Берта, буйнопомешанная в третьем поколении. Рочестер с отчаянием рассказывает Джейн историю его семейной жизни с Бертой - лишь после женитьбы Эдвард узнал о психическом заболевании любимой. Тогда он решил обезопасить её и от неё, разместив на чердаке и пристроив надсмотрщицу Грейс Пул.

Если бы мистер Рочестер женился на нынешней возлюбленной, то стал бы двоеженцем . Впрочем, у Джейн есть чувство собственного достоинства и она не согласна быть любовницей . Под покровом ночи отчаявшаяся девушка сбегает от милого сердцу человека. Джейн скитается в течение нескольких дней, прежде чем в изнеможении падает на ступени дома, где её, едва живую, подбирает молодой священник Сент-Джон Риверс. Сёстры пастора, Мэри и Диана, выхаживают девушку. Когда же силы возвращаются к ней, мисс Эйр устраивается учительницей в местную сельскую школу и скрывается под именем Джейн Эллиот.

Сент-Джон любит местную девушку Розамунду Оливер, но преодолевает страсть к юной красавице, утверждая, что она не стала бы хорошей женой миссионеру (кем он собирается стать). Позже священник узнаёт истинное имя Джейн и рассказывает ей о том, что её умерший дядя Джон Эйр (проживавший на Мадейре), оставил ей наследство в двадцать тысяч фунтов , а матушка Риверсов приходится сестрой Джону Эйру, и тогда он, Мэри и Диана - двоюродные брат и сёстры Джейн. Страшно обрадованная внезапным родством, Джейн делит наследство поровну. Всё это время Сент-Джон внимательно наблюдает за новообретённой сестрой. Незадолго до отъезда пастор просит Джейн выйти за него замуж, потому что она как никто подходит для роли жены миссионера. После недолгого сопротивления Джейн соглашается ехать с ним в Индию , но не стать его женой. Однако это не устраивает Риверса и он почти уговаривает её, когда в последний миг она слышит донёсшийся откуда-то голос Рочестера, зовущий её - «Джейн, Джейн, Джейн». Девушка ничего не знает о судьбе любимого и, желая увидеть его, быстрее возвращается назад в Торнфилд. Но на месте некогда величественного поместья остались лишь почерневшие камни. Как позже узнаёт Джейн, вскоре после её исчезновения Берта подожгла дом, а сама спрыгнула с крыши. Пытаясь спасти супругу, Рочестер ослеп и потерял кисть левой руки. Разузнав его новое место жительства, она немедля направляется туда и находит любимого в угнетённом состоянии духа.

Джейн и Эдвард воссоединяются. Наконец-то пара играет свадьбу. А по истечении двух лет к супругу частично возвращается зрение и он может видеть своего первенца.

Литература

  • Шарлотта Бронте «Джен Эйр» = Jane Eyre. - Эксмо , 2008 год . - (Зарубежная классика). - ISBN 978-5-699-12993-5

Ссылки

  • Джейн Эйр (персонаж) (англ.) на сайте Internet Movie Database

Wikimedia Foundation . 2010 .

Шарлотта Бронте — английская писательница, автор множества произведений. Известна во всем мире своим лучшим любовным романом под названием «Джейн Эйр». Любопытно, что вся семья автора была творческой. Ее младшая сестра, Эмили Бронте, написала всем известный «Грозовой перевал», еще одна сестра, Энн Бронте, сочиняла стихи и написала две книги, единственный сын в семье начинал как писатель, но позже занялся рисованием. Благодаря его творчеству мы можем точно знать, как выглядели известные романистки, так как он часто рисовал портреты своих сестер.

Впервые роман был опубликован в 1847 году. В то время Шарлотта Бронте писала книги под псевдонимом Коррер Бель. Произведение вышло в свет под названием «Джейн Эйр: Автобиография». В России было опубликовано в 1849 году в журнале «Отечественные записки».

Однажды Шарлота Бронте задумалась: «Почему всех персонажей романов делает невообразимо прекрасными и красивыми?». На что ее сестры сказали ей, что иначе читателя не привлечёшь. Писательница возразила им, сказав, что сделает свою героиню непривлекательной внешне, но абсолютно захватывающей свои умом и личными качествами. Именно такой стала Джейн Эйр.

Весь сюжет романа полностью реален, ни капли не выдуман и разве что немного дополнен. Эту историю госпожа Бронте услышала, будучи учительницей в школе Маргарет Вулер в Роу Хеде. Она была глубоко тронута случившимся. Ходило огромное количество слухов насчет бедной гувернантки, которая осталась в бедственном положении с ребенком, являясь как бы женой и в тоже время не женой богатого человека. Данные факты описаны в книге Элизабет Гаскелл «Жизнь Шарлотты Бронте», 1857.

Также ранние события романа, где Джейн попадает в школу с плохими условиями, тоже не выдуманы. Шарлотта Бронте описала свой жизненный опыт, когда она вместе со своими сестрами училась в подобном месте. Две ее сестры умерли в детстве из-за ужасных условий в школе в Коуэн-Бридже. Прототипом подруги Джейн Эйр, Элен Бернс, стала старшая сестра писательницы — Мария Бронте.

Жанр, направление

Произведение написано в сочетании таких жанров, как автобиографический и социально-психологический роман. Для 19 века характерно романтическое направление со смесью реализма. Книга написана в готическом стиле, который также характерен для английской литературы в первой половине 19 века.

Реализм в этой работе приобретается за счёт описания второстепенных персонажей, их образа жизни и характерного для того времени сословного строя в Англии. Так называемый «фон» для основных персонажей выделяет романтическую историю любви Джейн Эйр и мистера Рочестера. Мрачный замок мистера Рочестера, страшная тайна, скрываемая в его стенах, обезумевшая жена, которая набрасывается на людей словно вампир — все это характерно для готического стиля произведения.

Главные герои и их характеристика

  1. Главный женский персонаж : Джейн Эйр. Она в детстве жила в семье своего дяди. Он взял девочку к себе после смерти своей сестры. Но и сам он вскоре умер, взяв обещание со своей жены, что она будет заботиться о девочке. Несмотря на богатство семьи дяди, бедная родственница жила в лишениях, так как Миссис Рид ненавидела ребенка, полностью потакая своим детям, которые издевались на маленькой Мисс Эйр. В дальнейшем тетя отправляет девочку в школу, именуемую Ловуд. Там она проводит все свое детство. Сама по себе героиня очень умная особа, которая имеет свое мнение насчет любых вопросов. И это не плохо, но прислуги и семья дяди считали это плохим нравом, бунтарством и даже одержимостью злым духом. Джейн любила проводить время за интересной книгой, постоянно перечитывая свои любимые сказки, мечтая когда-нибудь увидеть необычных существ. Будучи в школе, она все также «бунтовала» и искренне не понимала, почему взрослые ведут себя так ужасно. Но со временем девочка поняла, как следует себя вести, чтобы к ней не придирались. Она стала спокойнее, но ее нрав и ум по-прежнему оставался живыми и неподдающимися влиянию других. Школу она закончила с отличием, позже осталась там преподавательницей. Но спокойной жизни в Ловуде и стабильной обыденности мало для героини. Она всем сердцем чувствовала, что нуждается в чем-то большем. То, что она имеет, — не предел ее мечтаний и возможностей. Ей была нужна свобода. Джейн увлекалась рисованием, ее притягивал мир, и сам мир тянулся к ней. Хоть она не обладала привлекательной внешностью, хорошие манеры, твердый, принципиальный характер и интересный склад ума располагали людей к этой своенравной особе. Джейн была сильной личностью. На протяжении всего романа мы видим, как растет потенциал героини. И в финале она оправдывает наши ожидания.
  2. Главный мужской персонаж : Мистер Рочестер. Своенравный, гордый и суровый мужчина. Не терпит непослушания, но любит умных собеседников, способных отстаивать собственное мнение. Несмотря на его твердый характер и непробиваемое сердце, в душе этот человек страдает и мучается от невозможности быть счастливым. На нем лежит груз ответственности, который душит все его душевные порывы. Он боится любить, боится привязываться. Но когда он влюбляется в Джейн, для читателей открывается его другая сторона. Его любовь страстная, пылкая и такая же непреклонная, как и он сам. Он — человек ответственный. Его обманули, но он, как и обещал, продолжил оберегать свою сумасшедшую жену. Он бескорыстно воспитывал дочь своей любовницы, ни в чем ее не обвиняя. Ему так же, как и Джейн, интересен мир вокруг. Он объездил множество стран. Мистер Рочестер умен и имеет свое взвешенное и обдуманное мнение насчет всего, что есть на свете. В течение романа его глубокая натура раскрывается, словно цветок. От холодного взгляда, каменного выражения лица через короткие прикосновения до пылких поцелуев и объятий.

Темы и проблемы

  • Автор поднимает тему женской независимости . Из-за любви не стоит терять голову и предавать свои мечты и стремления. Женщина имеет право добиваться своих целей. Мужчина и чувства к нему не должны ограничивать ее. Жизнь дамы не заключается только в том, чтобы растить детей и прислуживать мужу. Писательница доказывала свои утверждения собственным жизненным опытом. Она честно зарабатывала себе на жизнь, минуя унизительную участь супруги по расчету.
  • Также затрагивается тема воспитания . Юная Джейн, несмотря на одиночество, отсутствие родителей, выросла доброй и понимающей. Тогда как дети ее дяди выросли избалованными и совершенно неприятными личностями. У них была мать, было хорошее образование, но потакание семьи во всех их прихотях, следование за таким же ограниченным умом своей матери, сделали их такими. У них черствое сердце, к бедным людям они относятся отвратительно. Несмотря на издевательства, отсутствие любви, Джейн выросла прекрасным человеком. И дело тут не во внешних факторах, которые повлияли на нее, а в ней самой, в ее нраве и ее самовоспитании.
  • Тема воспитания пересекается с темой семьи и взаимоотношений в ней. Конечно, этот общественный институт очень сильно влияет на личность, поэтому родители должны в полной мере осознавать ответственность за будущее своих детей. В то же время отсутствие этих священных уз не дает человеку права запускать себя и махнуть рукой на свою судьбу. В память об утраченной любви, об умерших предках, он должен расти и развиваться, несмотря на превратности судьбы.
  • Кроме того, писательница затрагивает тему религии . Так, в лице священника, мистера Брокльхерста, раскрывается собирательный образ многих священнослужителей, которые не обладают истинной верой. Они лицемерны и порой деспотично уперты в своей правоте. Также служанка Джейн Эйр, Ханна, считает себя истинной христианкой, но, тем не менее, довольно часто упрекает Джейн в бедности. Истинный христианин не должен так поступать. Шарлотта Бронте поступила действительно храбро, показав англичанам того века такой образ священника и лик верующих. При этом она сама была дочерью священнослужителя. В те времена такая выходка могла стоить человеку свободы, англичане представляли собой на редкость пуританское общество.
  • Также автор раскрывает проблему сложности выбора жизненного пути . Юная Джейн понимает, что работа в школе не приносит никакого удовольствия. Она боится что-то изменить, но тем не менее, страстно желает вырваться из рутины. Только лишь твердость характера и понимание, что она может увидеть другую жизнь и достичь чего-то большого, помогают сделать ей той самый шаг на пути к новому будущему и новым открытиям.
  • Ну и, конечно же, тема любви между мужчиной и женщиной. Трудности признания, преодоления разницы в социальном положении. Столкновение двух своенравных и гордых особ. Жизненные преграды и трудности в преодолении собственных страхов. Но, в конце концов, любовь все равно остается любовью, и все остальное перестает иметь значение.
  • Смысл

    Главная мысль произведения состоит в том, что женщина не должна зависеть от мужчины и потакать ему. Если она чувствует, что хочет достичь чего-либо сама, то она так и должна сделать. Женщина должна стремиться оставаться собой даже в браке. Даже если у них с мужчиной неравное положение в обществе, она обязана сохранять свое достоинство и не позволить поработить себя. Путь свободы тернист, автор этого не скрывает, честный заработок для дамы и сейчас остается сложной задачей, ведь многие люди живут стереотипами родом из прошлых столетий и не готовы принять самостоятельность слабого пола. Даже сегодня данная книга не потеряла злободневной остроты, даже сегодня она читательницы находят себя в образе главной героини.

    Также писательница подчеркивает, что, несмотря на внешнюю непривлекательность и тяжелые жизненные обстоятельства, женщина сможет достичь успеха, если ее личные качества находятся на высоте. Это и есть основная идея произведения. Доброта, ум, честность, светлые помыслы и упорный труд всегда будут цениться такими же высоконравственными людьми. Именно они, а не красивая внешняя оболочка, смогут привлечь надежного и преданного спутника жизни. Чтобы его найти, нужно оставаться верной себе и своим принципам, не сдаваться. Эти условия помогут и в самореализации.

    Критика

    После публикации книга получила хорошие отзывы и любовь читателей. А также о романе хорошо отозвался сам метр Уильям Теккерей, которому Шарлотта Бронте посвятила свое второе издание «Джейн Эйр». Писательница очень уважала его творчество и местами старалась походить на него в писательстве. Однако в обществе все же стали появляться язвительные намеки на то, что, возможно, Уильям Теккерей является прототипом мистера Рочестера, так как личная жизнь писателя частично совпадала с горем главного героя романа Шарлотты Бронте, его жена была сумасшедшей. Говорили, что он также сделал писательницу прототипом своей героини Бекки Шарп в «Ярмарке тщеславия».

    На данный момент роман занимает 10 место в списке 200 лучших книг по версии BBC. Роман был множество раз экранизирован. По нему сняты сериалы, фильмы. Также было издано еще около трех книг от других авторов, в которых они продолжали и развивали историю любви главных героев. Все это свидетельствует о величии данного произведения Шарлотты Бронте.

    Изначально нельзя сказать, что роман был принят абсолютно всеми. Все-таки писательница пошла против обычных моральных правил англичан. Так, в журнале Quarterly Review (1848 г.) была размещена статья некой мисс Ригби, которая жестоко порицала главную героиню романа и упрекала ее в мятежности и независимости ее духа, говоря, что она ни капли не благодарна тому, что предоставили ей другие.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

2. Лексико-стилистические приемы Ш. Бронт е в создании образов в романе «Джейн Эйр»

2.1 Портретный образ Джейн Эйр

Одним из главных достоинств романа «Джейн Эйр» является создание положительного образа героини. Роман привлек и поразил читателей образом смелой и чистой девушки, одиноко ведущей тяжелую борьбу за существование.

Образ Джейн Эйр, т

ак же как и большинство других образов построен по принципу контраста, который заключается в данном случае в том, что писательница противопоставляет внешность героини ее внутреннему облику. Создавая образ героини, Бронте поставила перед собой цель – в противовес общепринятой «красавице», которая обычно изображалась в литературных произведениях, показать невзрачную, но привлекательную благодаря своему внутреннему благородству героиню. В книге о Бронте Гаскел приводит цитату из анонимного некролога «На смерть Коррел Белл», в котором автор пишет:

«Однажды она сказала своим сестрам, что они неправы, изображая обычно своих героинь прекрасными. Они отвечали, что невозможно было сделать героиню интересной другим способом. Ее ответом было: вы увидите, что вы неправы: я покажу вам героиню такую же некрасивую и маленькую, как я сама, и она будет такой же интересной для читателя как ваша».1

Невзрачность Джейн постоянно подчеркивается автором в речи различных персонажей, во внутреннем монологе, в самом повествовании. Так, служанка Эббот просто называет ее уродом (such a little toad as that p. 39.). Рочестер при первом знакомстве с нею говорит, что она похожа на выходца с того света (you have rather the look of another world), на семейство

Риверс она производит впечатление бледной, очень некрасивой девушки, лишенной обаяния (pallid… not at alt handsome… grace and harmony of beauty are quite wanting in those features).

Рисуя образ Джейн, Бронте показывает ее как незаурядную, мыслящую девушку, обладающую сильной волей и душевной чистотой.

Характеристику Джейн, так же как и ее внешности мы встречаем в речи других героев и во внутреннем монологе. Уже в первых главах романа, где автор описывает жизнь Джейн в доме Рид, мы можем получить представление о характере девочки. Из высказываний миссис Рид, ее детей, а главным образом слуг. Так, служанка Беси, которая жалеет девочку, считает ее странным ребенком (a strange child); говоря о Джейн она постоянно употребляет слово «существо» (thing), Little roving solitary thing a queer frightened shy little thing you little sharp thing (маленькое, одинокое существо…странное, испуганное, застенчивое маленькое существо…ты маленькое, наблюдательное существо). «Скрытным существом» называет ее и другая служанка в доме Рид – Эббот (thing Fa -5).

Характеристики, которые персонажи романа дают Джейн Эйр, в какой-то степени служат и характеристикой им самим. Так, слова Бланш о Джейн «creeping creature» (ничтожество), «that person» (эта особа); презрительность тона в речи Бланш не случайна: она подчеркивает пренебрежительное отношение избалованной аристократки к девушке, живущей своим трудом.

Из высказываний героев о Джейн, мы узнаем о чертах ее характера. Розамонда Оливер считает Джейн спокойной, уравновешенной, твердой в своих решениях, Сен-Джон, желая убедить Джейн, что она обладает качествами, необходимыми для жены миссионера, говорит: « Вы прилежны, понятливы, бескорыстны, правдивы, постоянны и бесстрашны». Существенны для характеристики Джейн и высказывания Сен-Джона и Рочестера о ее самопожертвовании. Когда Джейн соглашается выйти замуж за слепого калеку Рочестера, последний говорит, что она «находит радость в жертве»

(you delight in sacrifice). Сен-Джон выражает ту же мысль более возвышенно: «…a soul that revelled in the flame and excitement of sacrifice» (душа, которая испытывает наслаждение в возбуждающем пламени жертвы). У Сен-Джона это связано с отношением Джейн к наследству, которое она разделила между ним и его сестрами; добровольно отдать деньги, по мнению Сен-Джона, очень большая жертва, поэтому он так выспренно и говорит об этом.

Подробное описание внешности Джейн, связанное с ее характером, мы получаем через монолог мистера Рочестера. Он переодетый цыганкой, гадает Джен Эйр: в ее глазах вспыхивает пламя; их взор прозрачен как роса, он мягок и полон чувств; эти глаза улыбаются; они выразительны; впечатление за впечатление отражается в их глубине; они насмешливы и т.д. Далее он описывает рот: …он любит смеяться, он готов высказать все, что подсказывает ум; это рот, который готов много говорить и часто улыбаться, выражать теплые человеческие чувства; но он будет молчать о том, что испытывает сердце. Лоб как будто говорит: «Я могу жить одна, если уважение к себе и обстоятельства этого потребуют». Рочестрер делает общий вывод: « the forehead declares, `Reason sits firm and holds the reins, and will not let the feeling burst away and hurry her to wild chasms …judgement hall still have the last word in every argument, and the casting vote in every decision. Strong wind, earthquake-shock, and fire may pass by: but I shall follow the guiding of that still small voice which interprest the dictates of cjnscience». (этот лоб заявляет: «разум крепко cидит в седле и держит поводья, и не дает чувствам вырваться наружу и увлечь его в пропасть…решающее слово в любом споре всегда будет за разумом. Буйные ветры, землетрясения, пожары, чтобы мне не угрожало, я буду следовать тихому голосу, который выражает веление совести» (т. 1, с. 305).

При описании внешности героини Ш. Бронте использует лексику различной эмоциональной окраски. Так, говоря о первом впечатлении, которое произвела Джейн на Риверсов, она употребляет образные выразительные средства и лексику, подчеркивающую тяжелое состояние героини: сравнение as white as clay or death (бледна как мел или смерть), такие выражения как a mere spectre (просто привидение), fleshless and haggard face… very bloodless (осунувшееся, изможденное лицо…совсем бескровное). Рочестер в описании внешности Джейн тоже часто прибегает к сравнениям: (вы похожи на монашенку, маленький бледный эльф, горчичное семечко и др.). С другой стороны, в описании внешности Джейн, после того как она узнает, что любима, преобладает лексика оценочного порядка: blooming, smiling, truly pretty, sunny-faced girl, dimpled cheeks, blissful mood, radiant hazel eyes и др. (цветущая, улыбающаяся, поистине хорошенькая, сияющая девушка, щеки с ямочками, блаженное состояние, лучистые карие глаза). Как мы видим, Бронте постоянно связывает описание внешности героини с ее внутренним состоянием и достигает этого использованием соответствующей лексики и образных выражений.

Постепенно в ходе повествования Бронте продолжает раскрывать черты характера своей героини, причем, одна и та же черта воспринимается по-разному различными персонажами. Так, например, Елена Бернс, осуждает Джейн за импульсивность и страстность, а Рочестер называет ее « уверенным в себе, независимым существом, хрупким внешне, но несгибаемым внутренне, свободолюбивым и упорным в достижении своей цели. То, что было неприемлемым в ней для смиренной Елены, явилось именно теми качествами, которые в ней полюбил Рочестер и оценил Сен-Джон.

1. Независимость девочки Джен Эйр.

2. Суровые испытания героини.

3. Независимость и любовь Джен Эйр.

4. Противопоставление Сент-Джона и Джен Эйр.

5. Возвращение и жизненное предназначение героини.

Главная героиня Шарлотты Бронте - Джен Эйр, по моему мнению, является идеалом женской красоты. Красота Джен - это скромность, интеллектуальность, доброта и независимость. Независимость Джен Эйр проявляется во всех жизненных этапах, описанных в романе. Независимость главной героини можно встретить уже на первых страницах. Ей приходилось испытывать не мало оскорблений и несправедливости в доме своей богатой и лицемерной тетки. «Ведь это же несправедливо, несправедливо!» - твердил разум Джен «с той недетской ясностью, которая рождается пережитыми испытаниями...». Девочка, довольно натерпевшись оскорблений и унижений от своего двоюродного брата, сумела дать ему отпор: «Противный, злой мальчишка. Ты - как убийца, как надсмотрщик над рабами, ты - как римский император!» Джен не побоялась наказаний за такие слова со стороны своей жестокой и бесчувственной тетки. Она впервые нашла смелость постоять за себя.

Независимость помогла героине Шарлотты Бронте выжить в детском приюте Ловуда, отличавшимся нечеловеческими условиями. Джен убедилась, что цель воспитание девушек в приюте - это покорность, смирение, раболепие, подавление воли. Им внушают принципы об «умерщвлении грешной плоти, ради спасения бессмертной души». Здесь царит голод, нищета, болезни и смерти. Слабые личности не выдерживают такого сурового и бессмысленного испытания и погибают, как погибла кроткая, терпеливая и умная Элен Берне. Ее воля была сломана, она стала безразличной ко всяким издевательствам над собой.

Джен Эйр - полная противоположность Элен. Джен не подчинилась жестоким правилам приюта, не позволила издеваться над собой. В разговоре девочек между собой об отношении с людьми Джен утверждает: «...ты хороша с теми, кто хорош с тобой. А, по-моему, так и надо. Если бы люди всегда слушались тех, кто жесток и несправедлив, злые так бы все и делали по-своему: они бы не боялись и становились бы все хуже и хуже. Когда нас бьют без причины, мы долж­ны отвечать ударом за удар - я уверена в этом, и притом с такой силой, чтобы навсегда отучить людей бить нас». В этой фразе - отражение недетской мудрости девочки, уро­ков, которые ей преподнесла ее нелегкая жизнь. Это новый этап формирования ее независимости.

Неординарность характера, независимость, внутренняя красота и чистота гувернантки Джен мгновенно привлекли внимание к ней мистера Рочестера при первой встрече. При их откровенном разговоре он восхищенно вспоминал: «...ты - сочетание странных противоположностей... ты строга, скромна... и вместе с тем робка непомерно... ты по природе утонченна... Когда я к тебе обращался, ты смотрела на меня открытым, смелым и горячим взглядом, и он был полон проницательности и силы. Когда я задавал тебе настойчивые вопросы, ты бесстрашно и искусно парировала их...».

Независимость, светлый душевный мир героини противостоит эгоизму и внутренней пустоте аристократов, собравшихся в замке мистера Рочестера. Яркая представительница этого светского общества - Бланш Ингрэм. Для нее характерны жестокость, лицемерие, тщеславие, на фо­не которых меркнет даже ее внешняя красота. Оказалось, что Джен Эйр, простая девушка, по своему развитию и культурному уровню, по своим духовным интересам гораздо вы­ше этой блестящей аристократки.

В разговоре с мистером Рочестером о его предстоящей женитьбе Джен выразила свое жизненное кредо, свою независимую сущность: «Я не птица, и никакие сети не удержат меня, я свободное человеческое существо, с независимой волей...». Джен отказывалась от драгоценностей, которые со

бирался ей подарить Рочестер в день свадьбы. «Драгоценнотти и Джен Эйр - несовместимы...», - признается девушка.

Объяснение Джен в любви Рочестеру принимает характер декларации о равенстве: «Или вы думаете, что я автомат, бесчувственная машина... У меня такая же душа, как у вас, и, безусловно, такое же сердце... Я говорю с вами сей­час, презрев обычаи и условности и даже отбросив все земное...». Этот дух протеста и независимости неразрывен с Джен Эйр. В этом причина ее разрыва с мистером Рочестером. Она не смогла стать рабыней, любовницей, игрушкой даже любимого человека. Так как честь, гордость и независимость - ее единственное достояние. Она своими качествами дорожит больше всего на свете.

Независимость и жизненная стойкость Джен ярко проявилась и на следующем жизненном этапе, когда она обрела своих родственников. Кузен Джен Сент-Джон - педант и фанатик, приносящий человеческие чувства и отношения в жертву своему долгу. Сент-Джон обратил свое внимание на кузину. В ней его поразила настойчивость и целеустремленность, твердость характера и решимость, справедливость и скромность, невозмутимость и наличие «неиссякаемой энергии». Он предлагает Джен брак без любви и совместную миссионерскую деятельность в Индии. Девушка не долго раздумывала над его предложением, потому что она - настоящая и бескорыстная, способная на пылкое чувство. Джен понимала, что в случае принятия предложения, ей придется угождать своему кузену и мужу. А это значит, что придется «в значительной мере отказаться от себя, подавить часть своих способностей... принудить себя стремиться к целям, к которым у меня нет врожденного влечения...». Джен отказывается от этого брака.

В заключительной части романа Джен Эйр доказывает свою независимость и победу высших человеческих качеств. Она возвращается к ослепшему, беспомощному, обедевшему и измученному Рочестеру. Испытания судьбы, лишения не смогли в очередной раз сломить девушку. Джен Эйр приносит мистеру Рочестеру свою помощь, утешение и любовь. Она самостоятельно создает себе и своему любимому человеку счастье. Джен готова посвятить себя служению любимому человеку. В этом она и видит свое жизненное предназначение.

На протяжении всего романа Джен Эйр борется за свою свободу, любовь, счастье. Джен Эйр всегда - в доме у тетушки, в приюте, замке Рочестера - стремится к независимости. Но не богатство, а честный труд обеспечивает ей эту независимость. Джен Эйр твердо, уверенно стоит на страже своей чести, своей независимости, для нее невозможно пойти против совести.