Какое название носит крест. Древнерусские нательные кресты

Какое название носит крест. Древнерусские нательные кресты
Какое название носит крест. Древнерусские нательные кресты

Древнерусские нательные кресты XI-XIII веков. Несмотря на обилие древних крестов, находящегося как в руках археологов, так и в различных коллекциях, связанный с ними пласт исторической науки практически не изучен. В обзорном очерке мы кратно расскажем о видах и типах древнерусских тельных крестов XI-XIII веков.

Не существует сколько-нибудь полного свода типов домонгольских тельных крестов XI-XIII веков. Более того, не выработаны даже четкие принципы классификации материала. Между тем существует множество публикаций, посвящённых этой теме. Условно их можно разделить на две группы: издания коллекций и статьи, посвящённые археологическим находкам. Образцом дореволюционной публикации тельных крестов, включающей в себя и предметы домонгольского времени, может служить знаменитое двухтомное издание коллекции Б.И. и В.Н. Ханенко, увидевшее свет в Киеве. Ныне, после почти столетнего перерыва, вышел целый ряд каталогов частных коллекций с разделами, посвящёнными крестам XI-XIII века: можно упомянуть «Тысячелетие креста» А.К. Станюковича, «Каталог средневековой мелкой пластики» А.А. Чудновца, публикацию коллекции вологодского собирателя Сурова, описание образцов домонгольской металлопластики одесского музея нумизматики. При всём различии научного качества описания, эти издания объединяет одно - случайность подбора описываемого материала и отсутствие классификационного принципа. Если второе связано с научной неразработанностью темы, то первое свидетельствует лишь об отсутствии серьёзных, репрезентативных собраний, которые могут быть предоставлены их владельцем для публикации. Стоит упомянуть также и работу Нечитайло «Каталог древнерусских нательных крестов X-XIII вв.», в которой автор пытается, хотя и не вполне удачно, систематизировать все известные ему типы домонгольских нательных крестов и крестовидных привесок. Работа эта страдает очевидной неполнотой и крайней субъективностью автора, относящего почему-то к тельным крестам крестовидные накладки и даже пуговицы, и включившего в свой каталог некоторое количество подделок. Можно надеется, что приятным исключением станет подготавливающийся ныне к печати каталог собрания тельных крестов XI-XIII вв. С.Н. Кутасова — обширность собрания предоставляет авторам широкие возможности для построения типологии домонгольских нательных крестов.

Кроме того, проводятся местные обследования дорог и встречи с владельцами, чтобы установить историю их креста и создать визуальный архив. В регионах созданы партнерские отношения с владельцами для сохранения своего креста в соответствии с признанными стандартами охраны. Похоже, что это «не наименее красивое наследие наследственного наследия» предназначено для светлого будущего. Если соответствующие муниципалитеты сделают запрос, следующим шагом в наследии этих привлекательных и хрупких объектов народной культуры станет признание Министерством культуры, коммуникаций и положения женщин Квебека своей ценности. самые ценные кресты как охраняемые культурные ценности.

Статьи, посвящённые археологическим находкам, и в то же время не являющимися сводами таких находок, по своей природе не могут сколько-нибудь полного представления о типах крестов. В то же время именно они создают почву для правильной датировки предметов и помогают избежать курьёзных ситуаций, когда предметы XV века, а иногда и XVII-XVIII веков, не всегда даже являющиеся тельными крестами, описываются в каталогах частных коллекций как домонгольские кресты (пример тому - известное вологодское издание).

Диана Джоли Историк искусства и наследия. На протяжении более 60 лет он собирает французско-канадские исторические факты, легенды, песни, обычаи, традиции и списки объектов идентичности. Массикотт сотрудничает с Мариусом Барбо для разработки фотографий и Комиссии исторических памятников для командировочных расходов. Для институциональных крестов, установленных избранными должностными лицами, обществами или членами духовенства, он стремится узнать историю эрекции и различные обычаи, связанные с этим крестом.

Для частных крестов он встречает владельца и отмечает дату эрекции и историю креста. Он интересуется народным искусством, народной религией и религиозным наследием, на котором он опубликовал много важных статей и работ. Он активно работает, он занимает пост президента Общества этнологии Квебека. как эксперт или лектор, на различных семинарах и семинарах по наследию, помимо содействия специализированным исследованиям в этой области.

И, тем не менее, несмотря на имеющиеся проблемы, мы можем хотя бы в общих чертах охарактеризовать всё обилие известных на данный момент домонгольских крестов, выделив несколько больших групп предметов.


Древнерусские нательные кресты с изображением Распятия, XI-XIII вв

Эта последняя работа составляет докторскую диссертацию автора, которая была направлена ​​Жаном Симаром. Прорабатываются проекты классификации или перекрестная ссылка. Массиботт является автором этой книги. Дополнительные документы В некоторых дополнительных документах необходимо проконсультироваться с подключаемым модулем. Свастику называют также саувастикой. Термин «Свастика» можно перевести как «то, что приносит удачу, что приносит удачу». Это изначально религиозный символ, который мы находим из Европы в Океанию, которая появляется с эпохи неолита.

К самой малочисленной группе относятся тельные кресты с изображениями. Если на энколпионах и тельных иконках XI-XIII веков спектр изображений достаточно обширен - мы находим изображения Иисуса, Богоматери, архангелов, святых, встречаются иногда многофигурные сцены - то на тельниках мы видим лишь изображение Распятия, иногда, с предстоящими. Пожалуй, единственным исключением является группа двусторонних крестов с изображением святых в медальонах. Существует также небольшая группа крестов — переливок с энколпионов. На данный момент опубликовано несколько десятков различных типов домонгольских крестов с изображением распятия. (Рис.1) За исключением нескольких основных, эти типы представлены достаточно малым количеством известных экземпляров.

Его можно охарактеризовать как крест, состоящий из четырех виселиц в виде греческого гамма-капитала, а значит, и его другое название свастика. Этот символ особенно используется на Востоке в джайнском, индуистском и буддийском символизме, где он играет очень важную роль. В Азии, и особенно в Индии, это вездесущий символ.

Это один из древнейших символов человечества, найденный во многих формах в большинстве цивилизаций мира, хотя он не всегда имеет то же значение. Первые известные свастики найдены на керамике из культуры Самарры, установленной на Среднем Тигре и Среднем Евфрате. Затем пришли те, которые были найдены на керамике Винка Трансильвании, начиная с пятого тысячелетия до нашей эры. Их присутствие более важно с бронзового века. Главные события свастики в Европе и Центральной Азии находятся на Кавказе, в Азербайджане, в скифах и их родственниках сарматы, хетты, кельты, греки и германские народы.


Рис.2 Домонгольские нательные кресты с изображением Распятия и Богоматери, XI-XIII вв

Редкость «сюжетных» тельных крестов на Руси в домонгольское время является вопросом, требующим разъяснения. На территории Византии, от Причерноморья до Ближнего Востока, кресты с изображениями - чаще всего Распятия или Богоматери Оранты - встречаются не реже, чем кресты орнаментальные, на Руси же в этот период мы видим совершенно иное соотношение встречаемости. Тельные кресты с изображением Богоматери, насколько нам известно, на Руси встречаются достаточно редко. (Рис.2) При этом нужно учитывать популярность тельных иконок и энколпионов с изображением Богоматери и святых, а так же тот факт, что среди типов крестов конца XIV в. - начала XVII в. преобладают кресты с фигурными изображениями.

Позже мы находим некоторые в Исландии. Свастика также появляется во многих культурах Азии, Африки и Америки. Значение и значение свастики варьируются в зависимости от культуры и времени. Это может быть только один знак среди других, например, на керамике Винчи или выдающийся религиозный символ, как в индуизме и буддизме. Были выдвинуты различные гипотезы, объясняющие универсальность свастики. Тривиальное объяснение состоит в том, что это декоративный узор, который легко выполнить. Другой, который использует символические функции, общие для всех людей, предполагает, что это изначально было бы представлением вращающегося движения: вращение ночного неба в северном полушарии вокруг звезды полярное, солнце в своем течении или другое небесное тело.


Рис.3 Древнерусские нательные кресты скандинавских типов, XI-XIII вв

Большинство домонгольских тельных крестов украшено орнаментами. К числу не орнаментальных, простейших с технической и художественной точки зрения могут быть отнесены лишь небольшие свинцовые кресты, датируемые началом XI века. Классификация орнаментальных крестов - задача непростая. Естественнее всего из основной массы выделяются типы со «скандинавским» и «византийским» орнаментом. На основе сличения с северным материалом можно выделить не более нескольких десятков «скандинавских типов», которые, однако, были достаточно широко распространены. (Рис.3) Ситуация с «византийским» орнаментом более сложная. На многих крестах, происходящих с византийской территории, можно видеть орнамент, состоящий из вдавленных в поверхность окружностей. (Рис.4)

Но Адольф Гитлер не был первым, кто использовал этот символ. Фактически, он использовался как мощный символ за тысячи лет до этого во многих культурах и континентах. Для индусов и буддистов в Индии и других азиатских странах свастика была важным символом в течение тысяч лет, и по сей день символ все еще можно увидеть в изобилии - на храмах, автобусах, такси и на обложке книги. Древние друиды и кельты также использовали символ, отраженный во многих объектах, которые были обнаружены. Он использовался норвежскими племенами, и даже ранние христиане использовали свастику в качестве одного из своих символов, в том числе тевтонских рыцарей, средневекового германского военного порядка, который стал чисто религиозным католическим порядком.


Рис.4 Византийские нательные кресты найденные на территории Древней Руси, XI-XIII вв

Существуют различные объяснения этого узора, наиболее известные из которых сводятся к тому, что перед нами либо схематичное изображение пяти ран Христовых, которое затем превратилось в элемент декора, либо это обережная символика, защищающая своего носителя от «злого глаза». На русских крестах, за исключением, одной, но достаточно многочисленный группы, такой орнамент встречается редко, но в то же время, он почти всегда украшает поверхность очень популярных славянских амулетов, изображающих «рысь», а так же амулетов-топориков, и встречается на щитках большой группы колец, влияние на тип которых со стороны византийских предметов личного благочестия представляется весьма сомнительным. Так что «византийским» этот орнамент может именоваться весьма условно, хотя с формальной стороны параллели между группой древнерусских и византийских крестов кажутся очевидными.

Но почему этот символ так важен и почему Адольф Гитлер решил использовать его? Слово «свастика» - это санскритское слово, означающее «это», «благополучие», «хорошее существование» и «удача». Он также сказал, что, как и любой символ, он может иметь положительное и отрицательное значение в зависимости от того, как оно нарисовано. Итак, в индуизме правая свастика является символом Бога Вишну и Солнца, а левая свастика - символом Кали и Магии. В буддизме свастика является символом удачи, процветания, изобилия и вечности.

Он напрямую связан с Буддой и может быть найден на резных статуях на подошвах его ног и на его сердце. Его также можно найти на оконных проемах таинственных рок-церквей Лалибелы в Эфиопии и в других других церквях по всему миру. В норвежских мифах Одина изображается проходящим через пространство, как кружащийся диск или свастика, смотрящая на все миры. В Северной Америке свастика использовалась навахо.


Рис.5 Древнерусские нательные кресты с криновидным окончанием лопастей, XI-XIII вв.

Основная же масса орнаментальных украшений, едва ли не более 90 процентов, имеет исконно русское происхождение. Но прежде чем охарактеризовать их, необходимо обратить свой взгляд к самой форме крестов. Морфология древнерусских тельных крестов поражает своим разнообразием. Такой пестроты форм не знала Византия, не знала её, насколько мы можем судить, и средневековая Европа. Феномен этого многообразия требует исторического объяснения. Но прежде чем говорить об этом, необходимо хотя бы кратко описать наиболее характерные формы «ветвей» домонгольских тельных крестов. Естественнее всего было бы ожидать доминирование прямоконечной формы «ветвей», как это мы находим в Византии. Однако это не так - прямоконечная форма встречается относительно редко по сравнению с другими формами ветвей. Крестов «мальтийского типа», с «ветвями», расширяющимися к оконечности, которые были достаточно популярны в Византии, на Руси известно лишь несколько типов, и то достаточно редко встречаемых. Основную же массу составляют кресты, ветви которых завершаются «криновидным», то есть подобным цветку лилии окончанием. Было бы неверным утверждать, что такая форма «ветви» креста - чисто русская специфика. Эта форма встречается и в Византии, но в очень небольшом пропорциональном отношении к равноконечным крестам, и по преимуществу - на Балканах. (Рис.5)

Каковы различные типы креста?

В Древней Греции Пифагор использовал свастику под названием «Тетракты», и это был символ, соединяющий небо и землю, с правой рукой, указывающей на небо и левую руку, указывающую на Землю. Давайте откроем вместе одни из самых известных крестов! Нх или крест - это египетский символ и иероглиф, представляющий жизнь, и это также один из символов, представляющих умирающую Изиду.

Латинский крест, вероятно, является одним из самых известных христианских символов и эмблем католицизма, его происхождение, разумеется, является распятием Иисуса на кресте. Он берет свое название от Андрея, который был бы распят на кресте этой формы. Его также можно назвать крестом, или соте, и очень используется на эмблемах и флажках или в качестве предупреждающего символа. Крест Святого Петра - это перевернутый латинский крест, потому что, согласно традиции, Святой Петр распял бы голову, не желая иметь честь умереть, как Иисус.

Строго говоря, нельзя утверждать, что «криновидный» тип «ветвей» доминирует на тельных крестах XI-XIII веков в своём чистом виде. «Идеальный» криновидный тип охватывает, быть может, не более четверти от всех типов тельников этой эпохи. Однако принципиальное влияние «криновидной» формы на морфологию домонгольского креста-тельника мне представляется очевидным. Помимо «идеального» криновида мы находим следующие формы завершения «ветвей»: три точки, расположенные треугольником, треугольник, окружность с тремя точками с внешней стороны, бусина с тремя точками или одной, наконец, просто бусина или окружность. На первый взгляд округлое завершение «ветви» креста едва ли может быть сведено к криновидному, однако, если построить типологический ряд, с лёгкостью может быть видна морфологическая трансформация, превращающая криновид в окружие или в бусину.

Этот символ рассматривается некоторыми как сатанинский символ. Свастика, также называемая свастикой, является крестом, ветвь которого простирается перпендикулярной линией и является основой индусского и буддийского религиозного символа, но которая была принята в качестве эмблемы нацистов во время Вторая мировая война, таким образом, получившая отрицательный аспект на Западе, поскольку индус это символизировал скорее строительство или разрушение.

Солнечный крест - это простой крест, расположенный внутри круга. Этот крест часто появлялся в неолите. Как видно из названия, оно представляет собой солнце, но этот крест используется сегодня в астрономии для представления Земли. Крест Лотарингии - латинский крест со вторым горизонтальным стержнем наверху. Он был помещен на герб архиепископов, а затем был использован герцогами Анжу, позднее герцогами Лотарингии. Верхний бар представляет собой знак, который был бы помещен над Христом.

Таким образом, выявляя доминирование криновидного типа «ветвей» креста, мы можем предположить, что и характер декора креста, который неотделим от его формы, будет определяться именно этой формой. Этим, по-видимому, и объясняется самобытность декора древнерусских тельных крестов.


Он очень похож на крест Лотарингии, за исключением того, что он имеет три горизонтальные полосы: это папский крест, символ папского двора. Его часто использовали в форме палки. Иерусалимский крест - древняя эмблема христиан Востока, которая стала гербом Иерусалима.

Кельтский крест - это крест, над которым расположен круг. Это, в частности, символ ирландского христианства. Крест святой Бригитты - один из символов Ирландии, сделанный с камышами или соломой, и защищает дом огня и злобу в соответствии с традициями. Татуировки с крестом являются одними из самых универсальных и необходимых татуировок. Символ основных христианских религий, а также жизни и смерти, единения с природой и четырьмя элементами, использование этой иконы восходит задолго до смерти Христа.

Рис.6 Древнерусские нательные крестовключенные подвески 11-13 вв.

Особую, и весьма многочисленную группу, составляют так называемые крестовидные привески. Их семантика до конца не ясна - в равной степени они содержат в своей форме элементы, как христианского креста, так и языческого амулета. Сложность в их отнесении к христианским предметам заключается ещё и в том, что мотив креста не чужд и язычеству. Когда мы видим переплетённые крестовидным образом овалы, четыре круга, соединённые крестовидным образом, ромб с шариками на конце или криновидную привеску, напоминающую формой крест, мы не можем с уверенностью утверждать, отразилось ли в такой композиции христианское влияние, или же это чисто языческая символика. На основании археологических находок можно лишь утверждать, что эти предметы бытовали в той же среде, что и кресты-тельники, что и даёт некоторые основания для рассмотрения их в контексте предметов личного благочестия, пусть и с некоторыми оговорками. (Рис.6)

Прежде всего нужно знать, что существуют сотни различных типов крестов, но кажется, что только 9 из них имеют религиозные значения. Наиболее распространенным является, несомненно, латинский крест, тот, у которого вертикальная линия длиннее горизонтальной. Латинские крест-татуировки часто выбирают те, кто признает себя христианами, особенно католиками, представляя их веру и полное доверие к божественной воле. Тогда есть основная комиссия, похожая на Т и, наконец, греческий крест, у которого оба оружия равны.

В общем, татуировка с крестом представляет для многих. напоминание о жизни и прежде всего о смерти и воскресении Иисуса. В этом свете, поскольку смерть и воскресение идут рука об руку с христианами, крест - это надежда. приглашение следовать по стопам Христа в повседневной жизни вашей жизни, также обращаясь к страданиям.

Основным аргументом для разделения крестовидных привесок на «христианскую» и «языческую» группу (и то и другое обозначение условно) может служить наличие или же отсутствие многочисленных аналогичных предметов, происходящих с византийской территории. В случае с «крестовключёнными» привесками мы должны признать их в большей степени предметами христианской культуры, чем языческой, так как существуют многочисленные аналоги, происходящие со всей византийской территории, а в Херсоне этот тип, насколько можно судить, был одним из самых распространённых типов крестов-тельников. В то же время нельзя не заметить, что на подвесках этого типа практически все кресты, включённые в круг, имеют криновидные, или же близкие к криновидным завершения. Таким образом, даже в отношении этого типа, имеющего множество аналогий сред византийского материала, мы не можем говорить о полном заимствовании формы из Византии.

Крест также является символом победы. Это из-за видения, которое Император Константин имел, что рядом с битвой увидела на небеса надпись «В сиквеле синьо», окруженная крестом. Не случайно империя Константина была крестом, который стал признанным символом христианства, хотя исторические версии этого события очень противоречивы, особенно учитывая его сверхъестественную коннотацию. Одна из этих версий предполагает, что интерпретация этого христианского события, исторически говоря, является переносом языческого поклонения Богу Солнца в моде с римлянами во времена Константина.


Древнерусские крестовключенные лунницы VII-XIII вв

Интереснейшим примером языческо-христианского синтеза могут служить лунницы, включающие в себя крест. Зная множество дохристианских типов лунниц, можно без сомнения утверждать, что крест, возникший на некоторых типах линниц (впрочем, достаточно редких) - элемент чисто христианский, и является следствием возникшего «двоеверия» - то есть органического соединения языческих и христианских представлений в рамках единой модели мира. Хорошо известно, что «двоеверие» на Руси в пределах народной культуры сохранялось до самого позднего времени, и существование лунниц с крестом, которые должны быть включены как в своды домонгольских тельных крестов, так и языческих амулетов - ярчайшее его проявление. (Рис.7)

Символ Бога Солнца был просто крестом, наложенным на Х, и Константин увидел его появление именно там, где его ожидали увидеть на небесах. Таким образом, кросс-тату не является прерогативой тех, кто имеет христианскую веру: это может быть ссылка на другие культы, для которых существует интеллектуальная и духовная близость, символ, присущий жизни и ее трудностям, и так далее. Однако, как мы уже говорили, крест не является символом, исключительно используемым в основных культах христианства, он действительно является графическим элементом, используемым за многие века до появления Христа.

Подробнее о лунницах и других славянских оберегах можно прочитать в статье " ".

Параллельно очерченной мной семантической типологии крестов-тельников можно выделить и несколько типологических групп, основываясь на материале и технике изготовления крестов. У серьёзного историка, стремящегося к предметам «первого уровня», не может не возникнуть вопрос - а существуют ли золотые кресты-тельники? Предметы такие, конечно же, существовали, но, по-видимому, лишь в княжеском обиходе. Известны лишь единицы золотых крестов, происходящих с территории Руси. В то же время на территории Византии такие предметы не являются абсолютной редкостью. Тельные кресты из листового золота с полудрагоценными камнями встречаются как на западном антикварном рынке, так и в археологических отчётах, однако же полновесные золотые кресты кресты достаточно редки, и на Западе, так же как и в России, их практически невозможно встретить на антикварном рынке.

Серебряные тельные кресты XI-XIII веков представляют собой достаточно немногочисленную группу предметов. Основную их массу составляют небольшие кресты простых форм, с «ветвями», оканчивающимися бусинами, и достаточно крупные кресты со «скандинавским» орнаментом. Серебряные кресты необычных форм единичны. В археологических публикациях фигурируют погребальные кресты из листового серебра, но на практике они встречаются крайне редко.


Древнерусские каменные тельные кресты, XI - XIII вв.

Отдельную группу составляют каменные тельные кресты. Их отличает простота формы, отсутствие резьбы. Лишь в некоторых случаях они обрамлены в серебряную оправу. В основном они сделаны из шифера, реже - из мрамора. Кресты из мрамора имеют византийское происхождение. Несмотря на то, что объективной редкостью они не являются - их часто находят во время раскопок на византийской территории - реально их не так много, что объясняется просто: они не могут быть найдены металлодетектором, и являются лишь случайной находкой.

Очень многочисленна группа эмалевых крестов. Стандартный «киевский» тип эмалевого креста относится к наиболее встречаемым типам домонгольских крестов. Разнообразие подтипов внутри общего типа простейшего эмалевого креста достаточно велико. Помимо самого базового разделения на два подтипа по количеству шариков, которыми заканчивается «ветвь», они различаются цветами эмали, а также декором оборотной стороны: если в большинстве своём эти кресты двухсторонние, то к более редкому типу могут быть отнесены односторонние кресты с гладкой оборотной стороной, с гравированным крестом на оборотной стороне или же с надписью, чаще всего нечитаемой из-за качества отливки.


Рис.8 Домонгольские нательные кресты с выемчатыми эмалями, XI - XIII вв.

Помимо типа эмалевого креста с криновидными завершениями «ветвей», существует более редкий «прямоконечный» тип, и тип с закруглением на конце ветвей. К ним примыкает достаточно многочисленная группа крестов, или же крестовидных привесок очень необычных форм, не имеющей аналогов ни среди византийский, ни среду русских предметов. В качестве аналогии может быть приведён лишь крестовидный орнамент на достаточно многочисленной группе крупных домонгольских пуговиц, также украшенных эмалью. (Рис.9)


Рис.9 Древнерусские нательные кресты с чернью, XI-XIII вв

Отдельную, достаточно немногочисленную группу составляют кресты, украшенные чернью. На данный момент нам известно не более десятка типов крестов с чернью, один из которых относительно распространён, остальные же — достаточно редки. (Рис.9)

Переходя к «технической» стороне описания интересующего нас материала, нельзя обойти молчанием два вопроса, волнующие любого заинтересованного человека, а именно: степень редкости предметов, к которым он обращает свой взгляд, и проблема подлинности этих предметов. Часто при общении с разного рода специалистами приходится слышать утверждение о том, что тот или иной домонгольский крест «уникален». Между тем опытный исследователь знает, что многочисленные кресты, помеченные в публикациях наивысшим знаком редкости, зачастую встречаются в десятках экземпляров. Дело здесь, конечно же, не в некомпетентности составителей подобных таблиц редкости, а в самой природе рассматриваемого нами изделия. За редким исключением, все тельные кресты изготавливались литьевым методом, что подразумевает наличие многих десятков, а иногда и сотен совершенно идентичных предметов. Мы знаем множество случаев повторной отливки, при которой качество изделия, конечно, может несколько ухудшатся, но сам тип, и даже его мелкие детали сохраняется. Насколько можно судить, кресты, по крайней мере, в домонгольское время, не переплавлялись, так что все экземпляры, попавшие в землю, ждут своего часа находки. Иными словами, действительно уникальный литой крест - явление почти невероятное. Практическая же редкость может объясняться просто: в отличие от Византии, где существовали большие центры массового литья, из которых кресты распространялись по всей территории империи, на Руси литьевые мастерские были рассредоточены по всей территории государства. Произведения этих локальных мастерских в большинстве своём не уходили за пределы своего изначально небольшого региона бытования, и в том случае, если место производства какого-либо необычного типа крестов ещё не найдено, он может рассматриваться как очень редкий, но едва лишь будет обнаружен центр производства, и поятся десятки одинаковых или схожих предметов. Иными словами, редкость медных крестов-тельников всегда относительно. Серебряные кресты объективно достаточно редки, но часто ввиду своей внешней не эффектности, малого размера и отсутствия интересного декора они не привлекают серьёзного внимания заинтересованных лиц. К сказанному можно добавить лишь, что наибольшую, хотя опять-таки относительную редкость могут представлять кресты необычной формы, имеющие необычное орнаментальное оформление, и тем более - мелкие разновидности.


Древнерусские нательные кресты с перегородчатой эмалью XI-XII вв

Сколь бы кратким не был этот набросок типологического описания крестов тельников домонгольской эпохи, он ставит перед вдумчивым читателем целый ряд вопросов, принципиальных для понимания не только данной узкой темы, но и истории христианизации Руси в целом. Не может не поражать факт иконографической и типологической обособленности древнерусских крестов-тельников от византийских образцов. Византийская традиция, сформировав русский тип креста-энколпиона, фактически не затронула формирование типов крестов-тельников. Ранее, когда единственным источником обретения предметов металлопластики являлись археологические раскопки, бытовало широко распространено мнение, что энколпионы носились лишь представителями элиты. Сейчас, благодаря массовым находкам энколпионов на селищах, стала ясна неправомерность этого утверждения. Речь идёт не о разделении типов крестов - тельников и энколпионов - по «сословному принципу», но лишь о выделении двух принципиально различных типов носимых крестов: одни тип полностью ориентирован на византийские образцы, на привозные экземпляры из «культурной метрополии» (это кресты-энколпионы), другой же тип - то есть небольшие кресты-тельники - практически полностью ориентирован на местную, славянскую культуру.

Славянская культурная ориентация - это, прежде всего ориентация на язычество. Однако это ни в какой степени не означает противостояния язычества и христианства, скорее наоборот: крест как символ принадлежности к христианской общине, как предмет личного благочестия оказался наделённым народным сознанием амулетной семантикой. Крест-тельник получил совершенно иной смысл, чем тот, каким он обладал в Византии - наряду со славянскими лунницами, коньковыми привесками, амулетами- ложками, ключиками, топориками, он превратился в инструмент взаимодействия человека - своего хозяина - с силами внешнего мира. По-видимому, тельный крест имел охранительные функции - не случайно орнаментальное оформление домонгольских крестов, не имеющее соответствий среди византийского материала, находит множество параллелей в оформлении щитков перстней, имевших, бесспорно, охранительный смысл.

«Двоеверие» как один из основополагающих фактов русской культуры изучено ещё недостаточно хорошо, ввиду скудности источников, и здесь древнерусская металлопластика может являться одним из интереснейших и богатейших источников нового знания. Человек, обративший на неё свой взгляд, соприкасается с самой историей в её ещё нетронутом, ещё непознанном обличии, перед ним - предмет исследования, богатый и интересный, а что как не стремление к непознанному является той силой, что движет сердце и будит страсть увлеченного искателя истины?!

Древнерусские нательные кресты XI-XIII веков

Несмотря на обилие древних крестов, находящегося как в руках археологов, так и в различных коллекциях, связанный с ними пласт исторической науки практически не изучен.


Крест-корсунчик; XIII в. Материал: металл серебро, серпентин; техника: зернь, резьба по камню, скань, тиснение (басма)


В обзорном очерке мы кратно расскажем о видах и типах древнерусских тельных крестов XI-XIII веков. Не существует сколько-нибудь полного свода типов домонгольских тельных крестов XI-XIII веков. Более того, не выработаны даже четкие принципы классификации материала. Между тем существует множество публикаций, посвящённых этой теме.

Условно их можно разделить на две группы: издания коллекций и статьи, посвящённые археологическим находкам. Образцом дореволюционной публикации тельных крестов, включающей в себя и предметы домонгольского времени, может служить знаменитое двухтомное издание коллекции Б.И. и В.Н. Ханенко, увидевшее свет в Киеве. Ныне, после почти столетнего перерыва, вышел целый ряд каталогов частных коллекций с разделами, посвящёнными крестам XI-XIII века: можно упомянуть «Тысячелетие креста» А.К. Станюковича, «Каталог средневековой мелкой пластики» А.А. Чудновца, публикацию коллекции вологодского собирателя Сурова, описание образцов домонгольской металлопластики одесского музея нумизматики. При всём различии научного качества описания, эти издания объединяет одно - случайность подбора описываемого материала и отсутствие классификационного принципа. Если второе связано с научной неразработанностью темы, то первое свидетельствует лишь об отсутствии серьёзных, репрезентативных собраний, которые могут быть предоставлены их владельцем для публикации. Стоит упомянуть также и работу Нечитайло «Каталог древнерусских нательных крестов X-XIII вв.», в которой автор пытается, хотя и не вполне удачно, систематизировать все известные ему типы домонгольских нательных крестов и крестовидных привесок. Работа эта страдает очевидной неполнотой и крайней субъективностью автора, относящего почему-то к тельным крестам крестовидные накладки и даже пуговицы, и включившего в свой каталог некоторое количество подделок. Можно надеется, что приятным исключением станет подготавливающийся ныне к печати каталог собрания тельных крестов XI-XIII вв. С.Н. Кутасова — обширность собрания предоставляет авторам широкие возможности для построения типологии домонгольских нательных крестов.

Статьи, посвящённые археологическим находкам, и в то же время не являющимися сводами таких находок, по своей природе не могут сколько-нибудь полного представления о типах крестов. В то же время именно они создают почву для правильной датировки предметов и помогают избежать курьёзных ситуаций, когда предметы XV века, а иногда и XVII-XVIII веков, не всегда даже являющиеся тельными крестами, описываются в каталогах частных коллекций как домонгольские кресты (пример тому - известное вологодское издание).

Диана Джоли Историк искусства и наследия. На протяжении более 60 лет он собирает французско-канадские исторические факты, легенды, песни, обычаи, традиции и списки объектов идентичности. Массикотт сотрудничает с Мариусом Барбо для разработки фотографий и Комиссии исторических памятников для командировочных расходов. Для институциональных крестов, установленных избранными должностными лицами, обществами или членами духовенства, он стремится узнать историю эрекции и различные обычаи, связанные с этим крестом.

Для частных крестов он встречает владельца и отмечает дату эрекции и историю креста. Он интересуется народным искусством, народной религией и религиозным наследием, на котором он опубликовал много важных статей и работ. Он активно работает, он занимает пост президента Общества этнологии Квебека. как эксперт или лектор, на различных семинарах и семинарах по наследию, помимо содействия специализированным исследованиям в этой области.

И, тем не менее, несмотря на имеющиеся проблемы, мы можем хотя бы в общих чертах охарактеризовать всё обилие известных на данный момент домонгольских крестов, выделив несколько больших групп предметов.


Рис.2 Древнерусские нательные кресты с изображением Распятия, XI-XIII вв


К самой малочисленной группе относятся тельные кресты с изображениями. Если на энколпионах и тельных иконках XI-XIII веков спектр изображений достаточно обширен - мы находим изображения Иисуса, Богоматери, архангелов, святых, встречаются иногда многофигурные сцены - то на тельниках мы видим лишь изображение Распятия, иногда, с предстоящими. Пожалуй, единственным исключением является группа двусторонних крестов с изображением святых в медальонах. Существует также небольшая группа крестов — переливок с энколпионов. На данный момент опубликовано несколько десятков различных типов домонгольских крестов с изображением распятия. (Рис.2) За исключением нескольких основных, эти типы представлены достаточно малым количеством известных экземпляров.


Рис.3 Домонгольские нательные кресты с изображением Распятия и Богоматери, XI-XIII вв


Редкость «сюжетных» тельных крестов на Руси в домонгольское время является вопросом, требующим разъяснения. На территории Византии, от Причерноморья до Ближнего Востока, кресты с изображениями - чаще всего Распятия или Богоматери Оранты - встречаются не реже, чем кресты орнаментальные, на Руси же в этот период мы видим совершенно иное соотношение встречаемости. Тельные кресты с изображением Богоматери, насколько нам известно, на Руси встречаются достаточно редко. (Рис.3) При этом нужно учитывать популярность тельных иконок и энколпионов с изображением Богоматери и святых, а так же тот факт, что среди типов крестов конца XIV в. - начала XVII в. преобладают кресты с фигурными изображениями.


Рис.4 Древнерусские нательные кресты скандинавских типов, XI-XIII вв


Большинство домонгольских тельных крестов украшено орнаментами. К числу не орнаментальных, простейших с технической и художественной точки зрения могут быть отнесены лишь небольшие свинцовые кресты, датируемые началом XI века. Классификация орнаментальных крестов - задача непростая. Естественнее всего из основной массы выделяются типы со «скандинавским» и «византийским» орнаментом. На основе сличения с северным материалом можно выделить не более нескольких десятков «скандинавских типов», которые, однако, были достаточно широко распространены. (Рис.4) Ситуация с «византийским» орнаментом более сложная. На многих крестах, происходящих с византийской территории, можно видеть орнамент, состоящий из вдавленных в поверхность окружностей. (Рис.5)


Рис.5 Византийские нательные кресты найденные на территории Древней Руси, XI-XIII вв


Существуют различные объяснения этого узора, наиболее известные из которых сводятся к тому, что перед нами либо схематичное изображение пяти ран Христовых, которое затем превратилось в элемент декора, либо это обережная символика, защищающая своего носителя от «злого глаза». На русских крестах, за исключением, одной, но достаточно многочисленный группы, такой орнамент встречается редко, но в то же время, он почти всегда украшает поверхность очень популярных славянских амулетов, изображающих «рысь», а так же амулетов-топориков, и встречается на щитках большой группы колец, влияние на тип которых со стороны византийских предметов личного благочестия представляется весьма сомнительным. Так что «византийским» этот орнамент может именоваться весьма условно, хотя с формальной стороны параллели между группой древнерусских и византийских крестов кажутся очевидными.


Рис.6 Древнерусские нательные кресты с криновидным окончанием лопастей, XI-XIII вв.


Основная же масса орнаментальных украшений, едва ли не более 90 процентов, имеет исконно русское происхождение. Но прежде чем охарактеризовать их, необходимо обратить свой взгляд к самой форме крестов. Морфология древнерусских тельных крестов поражает своим разнообразием. Такой пестроты форм не знала Византия, не знала её, насколько мы можем судить, и средневековая Европа. Феномен этого многообразия требует исторического объяснения. Но прежде чем говорить об этом, необходимо хотя бы кратко описать наиболее характерные формы «ветвей» домонгольских тельных крестов. Естественнее всего было бы ожидать доминирование прямоконечной формы «ветвей», как это мы находим в Византии. Однако это не так - прямоконечная форма встречается относительно редко по сравнению с другими формами ветвей. Крестов «мальтийского типа», с «ветвями», расширяющимися к оконечности, которые были достаточно популярны в Византии, на Руси известно лишь несколько типов, и то достаточно редко встречаемых. Основную же массу составляют кресты, ветви которых завершаются «криновидным», то есть подобным цветку лилии окончанием. Было бы неверным утверждать, что такая форма «ветви» креста - чисто русская специфика. Эта форма встречается и в Византии, но в очень небольшом пропорциональном отношении к равноконечным крестам, и по преимуществу - на Балканах. (Рис.6)

Строго говоря, нельзя утверждать, что «криновидный» тип «ветвей» доминирует на тельных крестах XI-XIII веков в своём чистом виде. «Идеальный» криновидный тип охватывает, быть может, не более четверти от всех типов тельников этой эпохи. Однако принципиальное влияние «криновидной» формы на морфологию домонгольского креста-тельника мне представляется очевидным. Помимо «идеального» криновида мы находим следующие формы завершения «ветвей»: три точки, расположенные треугольником, треугольник, окружность с тремя точками с внешней стороны, бусина с тремя точками или одной, наконец, просто бусина или окружность. На первый взгляд округлое завершение «ветви» креста едва ли может быть сведено к криновидному, однако, если построить типологический ряд, с лёгкостью может быть видна морфологическая трансформация, превращающая криновид в окружие или в бусину.

Этот символ рассматривается некоторыми как сатанинский символ. Свастика, также называемая свастикой, является крестом, ветвь которого простирается перпендикулярной линией и является основой индусского и буддийского религиозного символа, но которая была принята в качестве эмблемы нацистов во время Вторая мировая война, таким образом, получившая отрицательный аспект на Западе, поскольку индус это символизировал скорее строительство или разрушение.

Солнечный крест - это простой крест, расположенный внутри круга. Этот крест часто появлялся в неолите. Как видно из названия, оно представляет собой солнце, но этот крест используется сегодня в астрономии для представления Земли. Крест Лотарингии - латинский крест со вторым горизонтальным стержнем наверху. Он был помещен на герб архиепископов, а затем был использован герцогами Анжу, позднее герцогами Лотарингии. Верхний бар представляет собой знак, который был бы помещен над Христом.

Таким образом, выявляя доминирование криновидного типа «ветвей» креста, мы можем предположить, что и характер декора креста, который неотделим от его формы, будет определяться именно этой формой. Этим, по-видимому, и объясняется самобытность декора древнерусских тельных крестов.


Рис.7 Древнерусские нательные крестовключенные подвески 11-13 вв.


Особую, и весьма многочисленную группу, составляют так называемые крестовидные привески. Их семантика до конца не ясна - в равной степени они содержат в своей форме элементы, как христианского креста, так и языческого амулета. Сложность в их отнесении к христианским предметам заключается ещё и в том, что мотив креста не чужд и язычеству. Когда мы видим переплетённые крестовидным образом овалы, четыре круга, соединённые крестовидным образом, ромб с шариками на конце или криновидную привеску, напоминающую формой крест, мы не можем с уверенностью утверждать, отразилось ли в такой композиции христианское влияние, или же это чисто языческая символика. На основании археологических находок можно лишь утверждать, что эти предметы бытовали в той же среде, что и кресты-тельники, что и даёт некоторые основания для рассмотрения их в контексте предметов личного благочестия, пусть и с некоторыми оговорками. (Рис.7)

Основным аргументом для разделения крестовидных привесок на «христианскую» и «языческую» группу (и то и другое обозначение условно) может служить наличие или же отсутствие многочисленных аналогичных предметов, происходящих с византийской территории. В случае с «крестовключёнными» привесками мы должны признать их в большей степени предметами христианской культуры, чем языческой, так как существуют многочисленные аналоги, происходящие со всей византийской территории, а в Херсоне этот тип, насколько можно судить, был одним из самых распространённых типов крестов-тельников. В то же время нельзя не заметить, что на подвесках этого типа практически все кресты, включённые в круг, имеют криновидные, или же близкие к криновидным завершения. Таким образом, даже в отношении этого типа, имеющего множество аналогий сред византийского материала, мы не можем говорить о полном заимствовании формы из Византии.

Крест также является символом победы. Это из-за видения, которое Император Константин имел, что рядом с битвой увидела на небеса надпись «В сиквеле синьо», окруженная крестом. Не случайно империя Константина была крестом, который стал признанным символом христианства, хотя исторические версии этого события очень противоречивы, особенно учитывая его сверхъестественную коннотацию. Одна из этих версий предполагает, что интерпретация этого христианского события, исторически говоря, является переносом языческого поклонения Богу Солнца в моде с римлянами во времена Константина.


Рис.8 Древнерусские крестовключенные лунницы VII-XIII вв


Интереснейшим примером языческо-христианского синтеза могут служить лунницы, включающие в себя крест. Зная множество дохристианских типов лунниц, можно без сомнения утверждать, что крест, возникший на некоторых типах линниц (впрочем, достаточно редких) - элемент чисто христианский, и является следствием возникшего «двоеверия» - то есть органического соединения языческих и христианских представлений в рамках единой модели мира. Хорошо известно, что «двоеверие» на Руси в пределах народной культуры сохранялось до самого позднего времени, и существование лунниц с крестом, которые должны быть включены как в своды домонгольских тельных крестов, так и языческих амулетов - ярчайшее его проявление. (Рис.8)

Подробнее о лунницах и других славянских оберегах можно прочитать в статье "Древнерусские привески и амулеты XI - XIII веков ".

Параллельно очерченной мной семантической типологии крестов-тельников можно выделить и несколько типологических групп, основываясь на материале и технике изготовления крестов. У серьёзного историка, стремящегося к предметам «первого уровня», не может не возникнуть вопрос - а существуют ли золотые кресты-тельники? Предметы такие, конечно же, существовали, но, по-видимому, лишь в княжеском обиходе. Известны лишь единицы золотых крестов, происходящих с территории Руси. В то же время на территории Византии такие предметы не являются абсолютной редкостью. Тельные кресты из листового золота с полудрагоценными камнями встречаются как на западном антикварном рынке, так и в археологических отчётах, однако же полновесные золотые кресты кресты достаточно редки, и на Западе, так же как и в России, их практически невозможно встретить на антикварном рынке.

Серебряные тельные кресты XI-XIII веков представляют собой достаточно немногочисленную группу предметов. Основную их массу составляют небольшие кресты простых форм, с «ветвями», оканчивающимися бусинами, и достаточно крупные кресты со «скандинавским» орнаментом. Серебряные кресты необычных форм единичны. В археологических публикациях фигурируют погребальные кресты из листового серебра, но на практике они встречаются крайне редко.


Рис.9 Древнерусские каменные тельные кресты, XI - XIII вв.


Отдельную группу составляют каменные тельные кресты. Их отличает простота формы, отсутствие резьбы. Лишь в некоторых случаях они обрамлены в серебряную оправу. В основном они сделаны из шифера, реже - из мрамора. Кресты из мрамора имеют византийское происхождение. Несмотря на то, что объективной редкостью они не являются - их часто находят во время раскопок на византийской территории - реально их не так много, что объясняется просто: они не могут быть найдены металлодетектором, и являются лишь случайной находкой.

Очень многочисленна группа эмалевых крестов. Стандартный «киевский» тип эмалевого креста относится к наиболее встречаемым типам домонгольских крестов. Разнообразие подтипов внутри общего типа простейшего эмалевого креста достаточно велико. Помимо самого базового разделения на два подтипа по количеству шариков, которыми заканчивается «ветвь», они различаются цветами эмали, а также декором оборотной стороны: если в большинстве своём эти кресты двухсторонние, то к более редкому типу могут быть отнесены односторонние кресты с гладкой оборотной стороной, с гравированным крестом на оборотной стороне или же с надписью, чаще всего нечитаемой из-за качества отливки.


Рис.10 Домонгольские нательные кресты с выемчатыми эмалями, XI - XIII вв.


Помимо типа эмалевого креста с криновидными завершениями «ветвей», существует более редкий «прямоконечный» тип, и тип с закруглением на конце ветвей. К ним примыкает достаточно многочисленная группа крестов, или же крестовидных привесок очень необычных форм, не имеющей аналогов ни среди византийский, ни среду русских предметов. В качестве аналогии может быть приведён лишь крестовидный орнамент на достаточно многочисленной группе крупных домонгольских пуговиц, также украшенных эмалью. (Рис.10)


Рис.11 Древнерусские нательные кресты с чернью, XI-XIII вв


Отдельную, достаточно немногочисленную группу составляют кресты, украшенные чернью. На данный момент нам известно не более десятка типов крестов с чернью, один из которых относительно распространён, остальные же — достаточно редки. (Рис.11)

Переходя к «технической» стороне описания интересующего нас материала, нельзя обойти молчанием два вопроса, волнующие любого заинтересованного человека, а именно: степень редкости предметов, к которым он обращает свой взгляд, и проблема подлинности этих предметов. Часто при общении с разного рода специалистами приходится слышать утверждение о том, что тот или иной домонгольский крест «уникален». Между тем опытный исследователь знает, что многочисленные кресты, помеченные в публикациях наивысшим знаком редкости, зачастую встречаются в десятках экземпляров. Дело здесь, конечно же, не в некомпетентности составителей подобных таблиц редкости, а в самой природе рассматриваемого нами изделия. За редким исключением, все тельные кресты изготавливались литьевым методом, что подразумевает наличие многих десятков, а иногда и сотен совершенно идентичных предметов. Мы знаем множество случаев повторной отливки, при которой качество изделия, конечно, может несколько ухудшатся, но сам тип, и даже его мелкие детали сохраняется. Насколько можно судить, кресты, по крайней мере, в домонгольское время, не переплавлялись, так что все экземпляры, попавшие в землю, ждут своего часа находки. Иными словами, действительно уникальный литой крест - явление почти невероятное. Практическая же редкость может объясняться просто: в отличие от Византии, где существовали большие центры массового литья, из которых кресты распространялись по всей территории империи, на Руси литьевые мастерские были рассредоточены по всей территории государства. Произведения этих локальных мастерских в большинстве своём не уходили за пределы своего изначально небольшого региона бытования, и в том случае, если место производства какого-либо необычного типа крестов ещё не найдено, он может рассматриваться как очень редкий, но едва лишь будет обнаружен центр производства, и поятся десятки одинаковых или схожих предметов. Иными словами, редкость медных крестов-тельников всегда относительно. Серебряные кресты объективно достаточно редки, но часто ввиду своей внешней не эффектности, малого размера и отсутствия интересного декора они не привлекают серьёзного внимания заинтересованных лиц. К сказанному можно добавить лишь, что наибольшую, хотя опять-таки относительную редкость могут представлять кресты необычной формы, имеющие необычное орнаментальное оформление, и тем более - мелкие разновидности.


Рис.12 Древнерусские нательные кресты с перегородчатой эмалью XI-XII вв


Сколь бы кратким не был этот набросок типологического описания крестов тельников домонгольской эпохи, он ставит перед вдумчивым читателем целый ряд вопросов, принципиальных для понимания не только данной узкой темы, но и истории христианизации Руси в целом. Не может не поражать факт иконографической и типологической обособленности древнерусских крестов-тельников от византийских образцов. Византийская традиция, сформировав русский тип креста-энколпиона, фактически не затронула формирование типов крестов-тельников. Ранее, когда единственным источником обретения предметов металлопластики являлись археологические раскопки, бытовало широко распространено мнение, что энколпионы носились лишь представителями элиты. Сейчас, благодаря массовым находкам энколпионов на селищах, стала ясна неправомерность этого утверждения. Речь идёт не о разделении типов крестов - тельников и энколпионов - по «сословному принципу», но лишь о выделении двух принципиально различных типов носимых крестов: одни тип полностью ориентирован на византийские образцы, на привозные экземпляры из «культурной метрополии» (это кресты-энколпионы), другой же тип - то есть небольшие кресты-тельники - практически полностью ориентирован на местную, славянскую культуру.

Славянская культурная ориентация - это, прежде всего ориентация на язычество. Однако это ни в какой степени не означает противостояния язычества и христианства, скорее наоборот: крест как символ принадлежности к христианской общине, как предмет личного благочестия оказался наделённым народным сознанием амулетной семантикой. Крест-тельник получил совершенно иной смысл, чем тот, каким он обладал в Византии - наряду со славянскими лунницами, коньковыми привесками, амулетами- ложками, ключиками, топориками, он превратился в инструмент взаимодействия человека - своего хозяина - с силами внешнего мира. По-видимому, тельный крест имел охранительные функции - не случайно орнаментальное оформление домонгольских крестов, не имеющее соответствий среди византийского материала, находит множество параллелей в оформлении щитков перстней, имевших, бесспорно, охранительный смысл.

«Двоеверие» как один из основополагающих фактов русской культуры изучено ещё недостаточно хорошо, ввиду скудности источников, и здесь древнерусская металлопластика может являться одним из интереснейших и богатейших источников нового знания. Человек, обративший на неё свой взгляд, соприкасается с самой историей в её ещё нетронутом, ещё непознанном обличии, перед ним - предмет исследования, богатый и интересный, а что как не стремление к непознанному является той силой, что движет сердце и будит страсть увлеченного искателя истины?!