Выдающиеся балерины 20 века. Балерины XX века

Выдающиеся балерины 20 века. Балерины XX века
Выдающиеся балерины 20 века. Балерины XX века

Они воздушны, стройны, легки. Их танец неповторим. Кто они эти выдающиеся балерины нашего века.

Агриппина Ваганова (1879-1951)

Одним из самых важных в истории российского балета годов является 1738. Благодаря предложению французского танцмейстера Жана-Батиста Ланде и утверждению Петра I в Санкт-Петербурге открылась первая школа балетного танца в России, которая существует по сегодняшний день и называется Академией Русского балета им. А.Я. Вагановой. Именно Агриппина Ваганова в советское время систематизировала традиции классического императорского балета. В 1957 году ее имя было присвоено Ленинградскому хореографическому училищу.

Майя Плисецкая (1925)

Выдающаяся танцовщица второй половины XX века, вошедшая в историю балета феноменальным творческим долголетием, Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве.

В июне 1934 года Майя поступила в Московское хореографическое училище, где последовательно занималась у педагогов Е. И. Долинской, Е. П. Гердт, М. М. Леонтьевой, но лучшим своим педагогом считает Агриппину Яковлевну Ваганову, с которой встретилась уже в Большом театре, куда ее приняли 1 апреля 1943 года.

Маяй Плисецкая – символ русского балета. Одну из своих главных партий Одетты-Одиллии из «Лебединого озера» она исполнила 27 апреля 1947 года. Именно этот балет Чайковского стал стержнем ее биографии.

Матильда Кшесинская (1872-1971)

Родилась в семье танцовщика Ф. И. Кшесинского, поляка по национальности. В 1890 году окончила балетное отделение Петербургского театрального училища. В 1890-1917 годах танцевала в Мариинском театре. Прославилась в ролях Авроры («Спящая красавица»,1893), Эсмеральды (1899), Терезы («Привал кавалерии») и др. Ее танец отличала яркая артистичность, жизнерадостность. В начале 1900-х годов была участницей балетов М. М. Фокина: «Евника», «Шопениана», «Эрос», в 1911-1912 годах выступала в труппе «Русский балет Дягилева».

Анна Павлова (1881-1931)

Родилась в Петербурге. После окончания Петербургского театрального училища, в 1899 г. была принята в труппу Мариинского театра. Танцевала партии в классических балетах «Щелкунчик», «Конёк-Горбунок», «Раймонда», «Баядерка», «Жизель». Природные данные и постоянное совершенствование исполнительского мастерства помогли Павловой выдвинуться в 1906 г. в ведущие танцовщицы труппы.
Огромное влияние на выявление новых возможностей в исполнительской манере Павловой оказала совместная работа с балетмейстерами-новаторами А. Горским и, особенно, М. Фокиным. Павлова исполнила главные партии в балетах Фокина «Шопениана», «Павильон Армиды», «Египетские ночи» и др. В 1907 г. на благотворительном вечере в Мариинском театре Павлова впервые исполнила поставленную для нее Фокиным хореографическую миниатюру «Лебедь» (позже «Умирающий лебедь»), ставшую впоследствии поэтическим символом русского балета XX века.

Светлана Захарова (1979)

Светлана Захарова родилась в Луцке, на Украине, 10 июня 1979 года. В шестилетнем возрасте мать отвела ее в хореографический кружок, где Светлана занималась народными танцами. В возрасте десяти лет она поступила в Киевское хореографическое училище.

Проучившись четыре месяца, Захарова покинула училище, так как ее семья переехала в Восточную Германию в соответствии с новым назначением ее отца-военнослужащего. Вернувшись через полгода на Украину, Захарова снова сдала экзамены в Киевское хореографическое училище и была принята сразу во второй класс. В Киевском училище она занималась главным образом с Валерией Сулегиной.

Светлана выступает во многих мегаполисах мира. В апреле 2008 года ее признали звездой знаменитого миланского театра «Ла Скала».

Галина Уланова (1909-1998)

Галина Сергеевна Уланова родилась в Санкт-Петербурге 08 января 1910 года (по старому стилю 26 декабря 1909 г.), в семье мастеров балетного исскуства.

1928 году Уланова окончила Ленинградское хореографическое училище. Довольно скоро она поступила в труппу ленинградского Государственного академического театра оперы и балета (ныне Мариинский).

Любимую Мариинку Улановой пришлось оставить в годы блокады Ленинграда. Во время Великой Отечественной войны Уланова танцевала в театрах Перми, Алма-Аты, Свердловска, выступая в госпиталях перед ранеными. В 1944г. Галина Сергеевна переходит в Большой театр, в котором периодически выступала с 1934 г.

Настоящим достижением Галины стал образ Джульетты в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта». Ее лучшими танцами являются так же роль Маши из «Щелкунчика» Чайковского, Марии из «Бахчисарайского фонтана» и Жизель Адана.

Тамара Карсавина (1885-1978)

Родилась в Петербурге в семье танцовщика Мариинского театра Платона Карсавина, внучатая племянница Алексея Хомякова, видного философа и литератора 1-й половины XIX века, сестра философа Льва Карсавина.

Училась у А. Горского в Петурбургском театральном училище, которое окончила в 1902 г. Еще воспитанницей исполнила сольную партию Амура на премьере балета «Дон-Кихот» в постановке Горского.

Балетную деятельность начинала в период кризиса академизма и поисков выхода из него. Поколонники академического балета находили в исполнении Карсавиной много изъянов. Балерина совершенствовала свое исполнительское мастерство у лучших российских и итальянских педагогов
Замечательный дар Карсавиной проявился в работах над постановках М. Фокина. Карсавина явилась родоначальницей принципиально новых тенденций в искусстве балета начала XX века, позднее названных «интеллектуальным искусством».

Талантливая Карсавина быстро достигла статуса примы-балерины. Она исполняла ведущие партии в балетах «Карнавал», «Жизель», Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» и многих других.

Ульяна Лопаткина (1973)

Ульяна Вячеславна Лопаткина родилась в Керчи (Украина) 23 октября 1973 г. В детстве занималась в танцевальных кружках и в секции спортивной гимнастики. По инициативе матери поступила в Академию русского балета им. А.Я. Вагановой в Ленинграде.

В 1990 г, будучи студенткой, Лопаткина участвовала во Втором Всероссийском конкурсе им. А.Я. Вагановой для учащихся хореографических училищ и получила первую премию..

В 1995 году Ульяна стала примой-балериной. В ее послужном списке лучшие роли в классических и современных постановках.

Екатерина Максимова (1931-2009)

Родилась в Москве 1 февраля 1939 года. С детства маленькая Катя мечтала танцевать и в десять лет поступила в Московское хореографическое училище. В седьмом классе станцевала первую роль – Машу в «Щелкунчике». После училища поступила на службу в Большой театр, и сразу же, практически минуя кордебалет, стала танцевать сольные партии.

Особое значение в творчестве Максимовой имело участие в телебалетах, раскрывших новое качество ее таланта – комедийное дарование.

С 1990 года Максимова являлась педагогом-репетитором театра «Кремлевский балет». С 1998 года — балетмейстером-репетитором Большого театра.

Наталья Дудинская (1912-2003)

Родилась 8 августа 1912 года в Харькове.
В 1923-1931 годах училась в Ленинградском хореографическом училище (ученица А.Я. Вагановой).
В 1931-1962 годах - ведущая танцовщица Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова. Исполняла главные партии в балетах «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» Чайковского, «Золушка» Прокофьева, «Раймонда» Глазунова, «Жизель» Адана и др.

Мы восхищаемся мастерством этих блестящих балеририн. Они сделали огромный вклад в развитие русского балета!

Балет является визитной карточкой России: недаром в некоторых государствах считают нашу страну родиной искусства театрального танца. В России всегда было множество великих балерин, но периодом расцвета балета считается 20 век.

Немного истории

Существует два мнения касательно даты первого балетного представления в России:

  1. Великий русский археолог XIX века, Иван Егорович Забелин, был убежден, что первое выступление состоялось в далеком 1672 году на праздновании масленицы 17 февраля. Танец исполнен в подмосковном селе Преображенское при дворе второго царя из Династии Романовых – Алексея Михайловича (Тишайшего);
  2. Уроженец Курляндии и автор книги о Московии, путешественник Якоб Рейтенфельс, живший в XVII веке, относил данное событие к 08.02.1675 г. В тот день проводилась постановка балета Шютца об Орфее (также при дворе царя Алексея Михайловича).

В XVIII веке при дворе Петра I стало зарождаться искусство танца в современном смысле данного термина: менуэты и контрдансы стали неотъемлемым атрибутом развлечений светского общества. Царь всея Руси даже издал указ, согласно которому танцы стали главной частью придворного этикета.

В 1731 г. открылся Сухопутный шляхетный корпус – «колыбель» русского балета. В данном учреждении будущие выпускники корпуса, которые имели знатное происхождение и по долгу службы должны были соответствовать требованиям светского общества, посвящали долгие и упорные часы изучению изящного вида искусства. В 1734 г. танцентмейстером корпуса назначили основоположника русского балетного искусства, Жана Батиста Ланде. Годом позже, в 1735 году, в петербургский корпус прибыл композитор Франческо Арайя, а еще через год – известный в те далекие времена балетмейстер Антонио Ринальди.

В 1738 г. открыта первая в российской истории школа бального танца во главе с Жаном Батистом Ланде. Сегодня данное заведение носит гордое название «Академия русского балета имени А. Я. Вагановой». Примечательно, что Ланде выбирал в ученики детей незнатного происхождения. Обучение для воспитанников было абсолютно бесплатным: подопечные Ланде находились на полном обеспечении.

Уже в эпоху царствования Елизаветы Петровны, в 1742 году, была создана первая балетная группа при школе Жана Батиста, а в 1743 году его ученики стали получать свои первые гонорары.

В период правления Екатерины II русский балет приобрел еще больший успех среди населения: зародилась традиция «крепостных» балов, а в придворном театре можно было застать за танцами наследника престола – Павла Петровича.

Стоит отметить, что в XVIII веке балет был неразрывно связан с оперой, но сами танцы показывались в антрактах. В 1766 году Россию посещает знаменитый австрийский композитор Гаспаро Анджолини, который добавил в свои постановки «русский колорит», используя национальные мелодии.

В период царствования Павла I, начиная с 1794 года, балетными постановками занялся первый русский (по национальности) балетмейстер Иван Вальберх, а на сцене по указу императора могли находиться только женщины.

В XIX веке в период правления Александра I балет достигает нового уровня в своем развитии благодаря французскому балетмейстеру Карлу Дидло. Великие классики – Пушкин и Грибоедов – воспевали талант Дидло, особенно отмечая двух учениц гения (Евдокию Истомину и Екатерину Телешову). На протяжении 30 лет Дидло занимал ведущие позиции на петербуржской сцене вплоть до конфликта с князем Гагариным, которому принадлежали театры. Это сильно сказалось на качестве постановок, но исправила ситуацию Мария Тальони, дебютировавшая в сентябре 1837 года в постановке «Сильфида». Еще никто не вызывал настолько бурной реакции публики. Гениальная балерина за 5 лет успела дать 200 танцев, после чего покинула Петербург.

В 1848 году Тальони заменила ее главная конкурентка Фанни Эльслер, а в 1851 году в «Жизели» дебютировала Карлотта Гризи, которая возымела огромный успех у публики. Постепенно популярность балета пошла на спад, во многом благодаря нараставшему ажиотажу вокруг итальянской оперы. Но это вовсе не означало, что балет «канул в лету»: на сцене игрались великолепные постановки, блистало множество талантливых танцовщиц и танцоров, таких как Филипп Тальони, Екатерина Санковская и Жюль Перро.

При Александре II на сцене продвигались отечественные таланты: в этот период времени техника исполнения ставилась намного выше пластики и мимики исполнителя. Среди известных балетмейстеров того времени стоит отметить такие имена, как Жюль Перро, Артур Сен-Леон и Мариус Петипа. Известных балерин было огромное множество, в частности, в историю вошли Надежда Богданова, Анна Прихунова, Христиан Иогансон и Николай Гольц.

При Александре III балетные постановки давались дважды в неделю на сцене Мариинского театра. Примами были Варвара Никитина, Евгения Соколова, Мария Петипа и многие другие. После назначения главным балетмейстером Хосе Мендеса известность приобрели Василий Гельцер, Николай Домашев, Лидия Гейтен, Евдокия Калмыкова и Елена Бармина.

В 1898 году в балетную труппу Мариинского театра был принят Михаил Фокин, известный русско-американский артист балета, хореограф. Михаил исполнял роль солиста в таких постановках, как «Спящая красавица», «Корсар» и «Пахита». Но душа танцора требовала перемен: в поисках новых форм Фокин готовит письмо для дирекции Императорских театров, описывая в красках возможные пути преобразования классического балетного танца. Несмотря на то, что ответ он так и не получил, и благодаря поддержке Александра Бенуа и Мариуса Петипа, Фокин продолжил проводить свои сценические эксперименты. Его излюбленной формой являлся однотактный балет с ярко выраженной стилистикой. Первым опытом Михаила в качестве хореографа является «Ацис и Галатея», исполнявшийся под музыку А. В. Кадлеца (20.04.1905). Закрепила успех гения постановка «Сон в летнюю ночь» по В. Шекспиру (1906 г.). За плечами хореографа великие балетные постановки, такие как «Шопениана», «Египетские ночи», «Половецкие пляски». При Фокине огромную славу получили примы-балерины Тамара Карсавина и Анна Павлова, а также знаменитый танцор Вацлав Нижинский.

В то же самое время огромный авторитет имел артист балета Александр Горский, который с 1902 по 1924 являлся балетмейстером Большого театра. Горский стал инициатором реформ академического балета, работая в паре с видным деятелем культуры – художником Константином Коровиным. В результате неимоверных усилий режиссера общественности был представлен первый спектакль под названием «Дон Кихот», поставленный на музыку Л. Минкуса в 1900 г. Среди заслуг Горского стоит отметить редакции «Лебединого озера», «Жизели» и «Конька-Горбунка».

Начиная с 1924 г. в Мариинском театре руководителем балетной труппы был назначен Федор Лопухов. Среди самых известных его постановок следует выделить «Ночь на Лысой горе», «Ледяную деву», «Красный мак», «Болт», «Тщетную предосторожность» и «Весеннюю сказку». Примечательно, что сегодня все спектакли Лопухова забыты. В Мариинке периодически идут лишь обрывки из его номеров, например, танец персиянок в «Хованщине» или фанданго из «Дон Кихота».

Известные балерины

В XX веке на сцене Большого и Мариинского театра выступало немало прим. Однако лучшими из лучших можно назвать десять великих русских балерин 20 века, покоривших сердца тысячи неравнодушных зрителей:

  • Матильда Кшесинская (1872-1971);
  • Агриппина Ваганова (1879-1951);
  • Анна Павлова (1881-1931);
  • Тамара Карсавина (1885-1978);
  • Галина Уланова (1910-1998);
  • Наталья Дудинская (1912-2003);
  • Майя Плисецкая (1925-2015);
  • Екатерина Максимова (1939-2009);
  • Светлана Захарова (1979);
  • Ульяна Лопаткина (1973).

Матильда Феликсовна Кшесинская – балерина польского рода, артистка Мариинки и Императорских театров (с 1890 по 1917 гг.), появилась на свет 31 августа 1872 г. в семье артистов балета Мариинского театра.

Знаменита своими близкими отношениями с членами императорской семьи: в 1890-94 гг. встречалась с цесаревичем Николаем Александровичем, а позднее с князьями Андреем Владимировичем и Сергеем Михайловичем. Ее избранником стал Андрей Владимирович: за счет удачного замужества Матильда приобрела титул княгини Красинской в 1926 г., а чуть позже, в 1935 г., получила звание светлейшей княгини Романовской-Красинской.

Будущая прима окончила Императорское театральное училище в Санкт-Петербурге в 1890 году. Ее учителями были Х. Иогансон, Е. Вазем и Л. Иванов. Сразу после выпуска Кшесинскую приняли в состав Мариинского театра. Работала с известнейшими балетмейстерами своего времени – М. Петипа и Л. Ивановым. Также брала уроки у Энрико Чекетти. Первая из русских балерин исполнила 32 фуэте подряд: ранее подобное мастерство демонстрировали лишь итальянские примы. Обладала незаурядными физическими способностями и превосходно владела техникой исполнения.

В репертуаре Кшесинской огромное количество постановок, но особый успех ей принесли роли:

  • Авроры в «Спящей красавице» М. Петипа 1893 г.;
  • Эсмеральды в одноименном спектакле Ж. Перро в редакции Петипа 1899 г.;
  • Лизы в «Тщетной предосторожности» Петипа и Иванова 1896 г.

Агриппина Яковлевна Ваганова – российская и советская балерина, балетмейстер и педагог, является создателем теории русского классического балета, родилась 14 (26 июня) 1879 в г. Санкт-Петербурге в семье капельдинера Мариинского театра. Имеет множество наград, в т.ч. звание Народной артистки РСФСР от 1934 г. Также является Лауреатом Сталинской премии высшей степени от 1946 г.

Внесла существенный вклад в развитие балетной индустрии благодаря разработке уникальной методики классического танца. Также прима является автором блестящей публикации – книги «Основы классического танца». Учителями балерины были Е. Соколова, А. Облаков, А. Иогансон, П. Гердт и В. Степанов.

Ваганова прославилась благодаря блестящим сольным вариациям, которые можно было наблюдать в балете «Коппелия» Делба. Ее не зря прозвали «королевой вариаций». Незадолго до конца своей карьеры Ваганова получила главные партии в Мариинском театре. Она имела смелый характер и нестандартный взгляд на искусство, внося порой слишком смелые корректировки в академические приемы хореографии. Мариус Петипа даже осуждал приму и ее исполнительское мастерство. Но критика не сломала артистку: ее хореографические приемы заимствовали ведущие танцовщики эпохи.

Не менее блестящей была карьера Вагановой в качестве педагога. Покинув сцену в 1916 году, выпустила огромное количество талантливых и способных артисток. В их числе такие незаурядные личности, как Наталья Камкова, Ольга Иордан, Галина Уланова, Фея Балабина, Наталья Дудинская, Галина Кириллова, Нонна Ястребова, Нинель Петрова, Людмила Сафронова и др.

Анна Павловна (Матвеева) Павлова – русская артистка балета, прима Мариинского театра, одна из гениальных балерин прошлого века, родилась 31 января (12 февраля) 1881 г. в Санкт-Петербурге.

Именно благодаря мировым гастролям (балерина посетила более 40 стран, выступая со своей труппой после начала Первой мировой войны) слава русского балета вознеслась до небес. Миниатюра «Умирающий лебедь» в ее исполнении считается эталоном русской школы балета и в наши дни. Павлова проходила обучение в Императорском театральном училище. Ее преподавателями были Е. Вазем, П. Гердт и А. Облаков. После окончания учебы была принята в Мариинский театр. Балерина прибегала к помощи Петипа при подготовке своих выступлений в «Корсаре» и «Жизели». Ее партнерами были С. и Н. Легат, М. Обухов, М. Фокин. В свое время регулярно исполняла партии в классических постановках Императорского театра: «Щелкунчик», «Раймонда», «Баядерка», «Жизель».

В 1906 году стала одной из лучших исполнительниц в Петербурге наравне с Кшесинской, Преображенской и Карсавиной. Значительное влияние на творчество примы оказали А. Горский и М. Фокин.

Сыграла главные партии в постановках последнего:

  • Сильфиды в «Шопениане» (1907 г.);
  • Армиды в «Павильоне Армиды» (1907 г.);
  • Вероники в «Египетских ночах» (1908 г.).

22 января 1907 г. впервые исполнила миниатюру «Лебедь», поставленную специально для исполнительницы балетмейстером М. Фокиным. Произошло грандиозное событие на благотворительном концерте в Мариинском театре. Благодаря данной роли Павлова навсегда останется символом классического балета XX века.

Тамара Павловна Красавина родилась 25 февраля (9 марта) 1885 г. в Петербурге. Сестра философа Льва Красавина и внучатая племянница А. Хомякова, знаменитого литератора XIX в. Выпускница Императорского театрального училища, ученица П. Гердта, А. Горского и Э. Чекетти. Окончила учебное заведение в июне 1902 г. Еще во время пребывания в училище впервые исполнила партию Амура в «Дон Кихоте» под управлением Горского, после чего была зачислена в Мариинку. Ее дебют состоялся в апреле 1902 г. – исполнила па-де-де балета «Жавотта» Сен-Санса под названием «Жемчужина и рыбак».

С 1910 года являлась примой-балериной: в ее репертуаре были партии из «Жизели», «Щелкунчика», «Лебединого озера» и т.д. Ее основная деятельность приходилась на период кризиса академической балетной школы.

С 1909 г. выступала по России и Европе по приглашению С. Дягилева, исполняя ведущие роли в «Призраке оперы», «Карнавале», «Жар-птице», «Треуголке» и т.д. Сама Тамара считала своей лучшей ролью образ Шамаханской царицы из «Золотого петушка», исполняемый ею под руководством Фокина. Имя Красавиной, как и Павловой, связано с торжеством импрессионизма начала прошлого столетия: Жар-птица Красавиной наравне с Лебедем Павловой являлись символами эпохи, воплотившими в себя желание избежать трагедии на фоне осознания ее неизбежности. Красавина зародила новые веяния в искусстве XX века, быстро добилась успеха и завоевала мировое имя вместе со своим партнером по танцам Вацлавом Нижинским, благодаря своим неординарным способностям и с «легкой руки» Фокина и Дягилева.

Галина Сергеевна Уланова – еще одна популярная артистка балета, заслуженный педагог и балетмейстер СССР, родилась 26 декабря 1909 г. (8 января 1910 г.) в г. Санкт-Петербурге в семье балетных режиссера и педагога.

Была примой Мариинского театра с 1928 по 1944 гг. и Большого театра с 1944 по 1960 гг. Получила множество премий и наград, в т.ч. звание Народной артистки СССР от 1951 г. Является Дважды Героем Социалистического труда, лауреатом Ленинской, Сталинской премий, премий РФ и Президента РФ. Считается самой титулованной артисткой балета за всю российскую балетную историю. Несомненно, одна из величайших прим своего времени.

В 1928 г. завершила обучение по классу Вагановой в Ленинградском хореографическом училище и была принята в «мариинскую» труппу.

Свою первую партию станцевала в качестве Одетты в балете «Лебединое озеро» в 19 лет (1929 г.). С 1930 по 1940 гг. выступала в дуэте с К. Сергеевым: их совместное творчество признано критиками эталонным. Среди наиболее известных ролей балерины следует отметить:

  • Жизель в «Жизели» А. Адана;
  • Маша в постановке «Щелкунчик» Чайковского;
  • Мария в «Бахчисарайском фонтане» А. Асафьева;
  • Джульетта в «Ромео и Джульетте» С. Прокофьева.

Во время блокады Ленинграда была экстренно перевезена в Алма-Ату в 1942 г., где исполняла партии Жизели и Марии в составе Казахского театра. В 1944 г. поступила в труппу Большого театра, однако сама исполнительница данные изменения в своей жизни приняла с большим трудом, заявив, что никогда бы по доброй воле не переехала в столицу. Несмотря ни на что, смогла продержаться в качестве примы-балерины вплоть до 1960 г., блестяще исполняя партии в знаменитых постановках: «Лебединое озеро», «Золушка», «Жизель», «Красный мак», «Бахчисарайский фонтан» и др.

После окончания Великой Отечественной войны выступала в Австрии с великолепной миниатюрой «Лебедь», вальсом из «Шопенианы» и «Вальсом» Рубенштейна. Уланова имела огромный успех в Лондоне, исполняя Жизель и Джульетту, повторив подвиги Анны Павловой.

С 1960 по 1997 гг. занимала должность педагога Большого театра и внесла вклад в развитие балетной школы СССР и России, который невозможно переоценить. Среди ее «воспитанников» – В. Васильев, С. Адырхаева, Н. Грачева, Е. Максимова, Н. Тимофеева и др.

Наталья Михайловна Дудинская – известная артистка балета, педагог, родилась 8 (21 августа) 1912 г. в Украине, г. Харькове. Ее мать также была балериной. Наталья Михайловна получила звание Народной артистки СССР, а также была лауреатом 4 Сталинских премий II степени.

В 1931 году стала выпускницей хореографического училища в Ленинграде. Ее учитель – сама Агриппина Ваганова. Сразу после выпуска была определена в Мариинский театр, в составе которого продержалась 30 с лишним лет.

Дудинская выступила в роли Одиллии в «Лебедином озере», а сам танец навеки запечатлен в киноленте «Мастера русского балета» 1953 года. Исполняла партии:

  • принцессы Флорины в «Спящей красавице» 1932 г.;
  • незабываемой Жизель в «Жизель» 1932 г.;
  • Одетты в «Лебедином озере» 1933 г.;
  • Маши в «Щелкунчике» 1933 г.;
  • Китри в «Дон Кихоте» 1934 г.;
  • Никии в «Баядерке» 1941 г.;
  • Золушки в одноименной постановке 1946 г.;
  • и многие другие.

Майя Михайловна Плисецкая – российско-советская артистка балета, балетмейстер, педагог и актриса, родилась 20.11.1925 г. в Москве в семье дипломата и актрисы немого кино. Является продолжательницей традиций династии Мессерер-Плисецких, значимой примой Большого театра с 1948 по 1990 гг. Имеет множество почетных званий и наград, в т.ч. Героя Соц. Труда, Народной артистки СССР и Ленинской премии.

Одна из наиболее выдающихся балерин XX века. Обладательница невероятной пластики, невообразимого прыжка, идеально-гибкого стана и изысканной манеры подавать себя на сцене. Прима создала свой уникальный и неповторимый стиль, сочетающий в себе такие редкие черты, как изящество, графичность и завершенность каждого образа и жеста. Благодаря гармоничному сочетанию редкого дара с невероятной работоспособностью смогла продемонстрировать феноменальное творческое долголетие.

Среди наиболее известных партий из репертуара Майи Михайловны на сцене «Большого» стоит отметить роли:

  • Китри в балете «Дон Кихот»;
  • Принцессы Авроры в «Спящей красавице»;
  • Джульетты в «Ромео и Джульетте»;
  • Мехмэнэ-Бану в «Легенде о любви»;
  • Царь-девицы в «Коньке-Горбунке»;
  • и многие другие.

В 1967 году проявила себя в качестве талантливой актрисы, сыграв Бетси Тверскую в киноэкранизации «Анны Карениной» режиссера А. Зархи. На ее счету более 50 ролей в кинематографе, 33 роли из репертуара «Большого театра» и 12 ролей на других сценах, десятки наград и всемирное призвание. Одной из ключевых партий Плисецкой считается Одетта-Одиллии из «Лебединого озера» на музыку П. Чайковского, исполненная 27.04.1947 г. Именно этот балет является стержнем всей биографии великой артистки.

Специально для примы были поставлены:

  • миниатюры «Прелюдия» и «Гибель розы» 1967 и 1973 гг.;
  • «Кармен-сюита» 1967 г. под руководством балетмейстера А. Алонсо;
  • танцевальный спектакль «Безумная из Шайо» 1992 г. – хореограф Ж. Качулян, Париж.

Майя Михайловна стала душой и главным символом русского балета прошлого века.

Екатерина Сергеевна Максимова – балерина, педагог и актриса (01.02.1939) из Москвы. Ученица по классу Е. П. Гердт Московского хореографического училища. Стала победительницей Всесоюзного конкурса 1957 года, и дебютировала в балете Чайковского «Щелкунчик» в роли Маши. В 1958 г. была принята в Большой театр: ее репетитором была Галина Уланова.

Воспитанница академической школы демонстрировала легкий прыжок, точное вращение, обладала врожденной грацией и изящностью. Показывала высокий технический уровень, отличалась филигранностью во всем. Выступала в паре с мужем: это был один из самых потрясающих танцевальных дуэтов XX века. Даже после полученной травмы позвоночника Максимова смогла выступать на сцене Большого театра, несмотря на скептицизм лечащих врачей.

Довольно часто гастролировала по миру: посетила США, Норвегию, Данию, Канаду и Австрию. Выступала на лучших площадках Милана, Нью-Йорка, Парижа, Лондона и Буэнос-Айреса. Была в составе легендарных трупп М. Бежара, театра «Сан-Карло», Английского национального балета и т.д. В 1980 г. получила специальность педагога-балетмейстера в ГИТИСе и начала преподавательскую карьеру. С 1990 г. была репетитором в театре «Кремлевский балет», а с 1998 г. – балетмейстером Большого театра.

Одной из лучших балерин России 21 века является Светлана Юрьевна Захарова, которая родилась 10 июня 1979 г. в Украинской СССР, г. Луцке, в семье военнослужащего и хореографа. На протяжении 6 лет обучалась у В. Сулегиной в Киевском училище.

В 1995 году взяла второй приз в конкурсе Академии русского балета и получила приглашение на прохождение обучения. Успешно окончила Академию А. Я. Вагановой по классу Е. Евтеевой и была принята в Мариинский театр под руководство О. Моисеевой. Ее карьера развивалась стремительно: очень быстро заняла лидирующие позиции солистки, а в 2003 г. перешла в Большой театр под руководство Л. Семеняки. В 2008 г. приобрела новый статус – примы миланского театра «Ла Скала», выступала с гастролями по всему миру.

В 2014 г. исполняла роль Наташи Ростовой на церемонии открытия сочинской олимпиады. С 2007 по 2011 г. являлась депутатом Гос. Думы от «Единой России», членом Комитета Гос. Думы по культуре. Также Захарова – одна из учредителей фонда «Талант и успех» и руководитель фестиваля детского танца под названием «Светлана».

Ульяна Вячеславовна Лопаткина – российская артистка балета, родилась 23 октября 1973 г. в Керчи в семье учителей. В 1991 году стала выпускницей Академии им. А. Я. Вагановой по классу Н. Дудинской и сразу была принята в Мариинский театр. В 1995 г. стала примой.

В 2000 г., несмотря на полученную травму голеностопа, смогла закончить спектакль «Баядерка». Из-за данного инцидента ей пришлось несколько лет восстанавливать здоровье. После успешно проведенной операции в 2003 году смогла вернуться на сцену. В репертуаре Ульяны большое количество постановок (как классических, так и современных), в т.ч.:

  • «Жизель» (Мирта и Жизель);
  • «Анна Каренина» (Китти и Анна Каренина);
  • «Ленинградская симфония» (Девушка);
  • «Бахчисарайский фонтан» (Зобеида);
  • и многие другие.

3 / 5 ( 1 vote )

«Дилетант» решил рассказать о легендах балетного искусства XX века.

Ольга Преображенская


В 1879 году поступила в , где занималась у педагогов Николая Легата и Энрико Чекетти . После выпуска была принята в Мариинский театр , где её основной соперницей стала Матильда Кшесинская . С 1895 года гастролировала по Европе и Южной Америке, успешно выступала в театре Ла Скала . В 1900 году стала прима-балериной. Оставила сцену в 1920 году.

В 1914 году начала педагогическую деятельность, с 1917 по 1921 вела класс пластики при оперной труппе Мариинского театра, преподавала в Петроградском хореографическом училище, в Школе русского балета А. Л. Волынского .

В 1921 году эмигрировала, с 1923 года жила в Париже , где открыла балетную студию и почти 40 лет продолжала педагогическую деятельность. Также преподавала в Милане , Лондоне , Буэнос-Айресе , Берлине . Оставила преподавательскую деятельность в 1960 году. Среди ее учеников были Тамара Туманова , Ирина Баронова , Татьяна Рябушинская , Нина Вырубова , Марго Фонтейн , Игорь Юшкевич , Серж Головин и др.

Ольга Иосифовна умерла в 1962 году и похоронена на (в некоторых источниках ошибочно указывается кладбище Монмартр ).

Матильда Кшесинская

Родилась в семье артистов балета Мариинского театра : дочь российского поляка Феликса Кшесинского (1823—1905) и Юлии Доминской (вдовы балетного танцовщика Леде, от первого брака у неё было пять детей). Сестра балерины Юлии Кшесинской («Кшесинская 1-я»; в замужестве Зедделер , муж — Зедделер, Александр Логгинович ) и Иосифа Кшесинского (1868—1942) — танцовщика, балетмейстера, постановщика, заслуженного артиста РСФСР (1927).

В 1896 Преображенская получила статус прима-балерины


В 1890 году окончила Императорское театральное училище , где её педагогами были Лев Иванов , Христиан Иогансон и Екатерина Вазем . После окончания школы была принята в балетную труппу Мариинского театра , где поначалу танцевала как Кшесинская 2-я (Кшесинской 1-й официально именовалась её старшая сестра Юлия ). Танцевала на императорской сцене с 1890 по 1917 год .

В 1896 получила статус прима-балерины императорских театров (вероятно, во многом благодаря своим связям при дворе, так как главный балетмейстер Петипа не поддерживал её выдвижение на самый верх балетной иерархии).

В 1929 году открыла собственную балетную студию в Париже . Ученицей Кшесинской была «бэби-балерина» Татьяна Рябушинская .

В эмиграции при участии своего супруга написала мемуары , первоначально изданные в 1960 году в Париже на французском языке. Первое российское издание на русском языке осуществилось лишь в 1992 году .

Матильда Феликсовна прожила долгую жизнь и скончалась 5 декабря 1971 года за несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем в одной могиле с мужем и сыном. На памятнике эпитафия : «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров К шесинская ».

Вера Трефилова

Вера Трефилова родилась в артистической семье. Мать Н. П. Трефилова, унтер-офицерская вдова, была драматической актрисой, в браке не состояла. Крестной стала выдающаяся драматическая актриса М. Г. Савина .

Помимо того, что источники дают балерине ещё фамилию Иванова, она носила ещё три фамилии по своим мужьям: по 1-му мужу — Бутлер, по 2-му — Соловьева, по 3-му — Светлова.

Трефилова была приверженцем классического балета


В 1894 году закончила Петербургское театральное училище , педагоги Екатерина Вазем и Павел Гердт , и сразу была принята на сцену в императорский Мариинский театр в кордебалет с обещанием, что через несколько лет она займет амплуа солистки — что и произошло в 1906 году после того, как она, уже работая на сцене, продолжала брать уроки, её преподавателями были: Катарина Беретта , Энрико Чеккетти , Мори в Париже, Евгения Соколова , Николай Легат . В 1898 году на премьере «Дочери микадо» балетмейстера Л. И. Иванова она заменила Екатерину Гельцер , но выход прошел неудачно, оставив балерину ещё на несколько лет в кордебалете. Тем не менее в небольших сольных партиях она выступала. А перейдя, наконец, в солистки, уже уверенно чувствовала себя в сложных первых партиях.

Трефилова была приверженцем классического балета, отрицая новаторство. Но зато стала мастером академического балета.

В Мариинском театре В. Трефилова проработала 1894—1910 годы.

Юлия Седова

Окончила Санкт-Петербургское хореографическое училище в 1898 году. Ведущий педагог Энрико Чекетти поставил для неё и другой своей ученицы Любови Егоровой специальный выпускной спектакль «Урок танцев в гостинице», рассчитанный на демонстрацию хорошего владения техникой исполнения.

Хотя с первых лет её пребывания в Мариинском театре, ей поручались значительные партии, её служебная карьера складывалась далеко не благополучно, только в 1916 году перед уходом в отставку она получила высшее в балетной карьере звание балерины. Для этого были причины субъективного характера, её откровенно не любил директор императорских театров В. А. Теляковский , который оставил в своих дневниках много нелестных отзывов о ней. Её обвиняли в склоках и интриганстве. Сейчас невозможно судить о объективности этих высказываний, особенно, если принять во внимание специфическую атмосферу отношений в петербуржском балете, которым фактически заправляла Матильда Кшесинская .

Седова имела крупное сложение, широкие плечи, сильные мускулистые ноги


Объективно можно говорить о том, что артистка имела предприимчивую деятельную натуру и видимо ладила с коллегами, о чём говорят многочисленные гастроли, которые она возглавляла. Однако кроме субъективных причин не вполне успешной карьеры, были и вполне объективные. Она имела крупнокостное сложение, широкие плечи, сильные мускулистые ноги с большими ступнями, поэтому добиваясь очень хороших результатов в сложных прыжках и вращениях проигрывала в пластике поз. Таким образом её внешние данные никак не устраивали избалованную петербуржскую балетную публику.

К 1911 году репертуар Мариинского театра в значительной мере опирался на неё, так как ряд артисток, например Анна Павлова и Вера Трефилова покинули театр, а Кшесинская и Тамара Карсавина появлялись на сцене ограниченно. Тем не менее она не получила давно заслуженного звания балерины и, вероятно, в знак протеста подала прошение об отставке, когда была повышен оклад Карсавиной. Отставка была принята.

Оставшись без работы артистка возглавила большую гастрольную поездку по США , её партнёром в поездке был Михаил Мордкин . Солистами труппы были Лидия Лопухова , Бронислава Пожицкая , Александр Волинин и Николай Солянников , как мимический танцор. Кордебалет составлял шесть-десять человек. Декорации были написаны художником Константином Коровиным . Гастроли удались. Американская публика, впервые увидевшая классический балет такого уровня, принимала хорошо. График выступлений был очень напряженным, спектакли давались практически каждый день. Труппа выступила в 52 городах. Седова выступила 38 раз в « Лебединном озере », 27 раз в « Коппелии » и 10 раз в «Русской свадьбе», небольшом балете поставленным М. Мордкиным. Постановку «Жизели» пришлось отменить, из-за болезни Мордкина. Петербургская пресса следила за гастролями и сообщала о восторгах американцев.

После возвращения из Америки последовали переговоры о возвращении в Мариинский театр, которые ни к чему не привели. 6 марта 1912 года актриса дала «Прощальный вечер» на сцене Петербургской консерватории . В 1912—1914 годах актриса гастролировала в Западной Европе . Только в 1914 году она смогла вернуться в Мариинский театр. 9 ноября 1916 года состоялся её прощальный бенефис, на котором она впервые исполнила роль Аспиччии в « Дочери фараона ». В возрасте 36 лет, она навсегда покинула сцену.

Агриппина Ваганова

Агриппина Ваганова родилась 14 (26 июня ) 1879 года в Санкт-Петербурге , в семье капельдинера Мариинского театра. Её отец — Акоп (Яков Тимофеевич) Ваганов — перебрался в Петербург из Астрахани, где со времён Ивана Грозного существовала армянская община; впрочем, сам он был из персидских армян и капитала в Астрахани не нажил; служил унтер-офицером, а после отставки переехал в Петербург.

В 1888 году была принята в Императорское театральное училище . Среди педагогов Вагановой были Евгения Соколова , Александр Облаков , Анна Иогансон , Павел Гердт , Владимир Степанов . В младших классах в течение двух лет занималась у Льва Иванова , назвав это время «двумя годами безделья» , затем перешла в класс Екатерины Вазем . Первой ролью Вагановой стала мать Лизы, главной героини, в школьном спектакле « Волшебная флейта », поставленном Львом Ивановым для учеников средних классов.

В 1897 году, после окончания училища, была принята в балетную труппу Мариинского театра, через несколько лет получила статус солистки . Вагановой блестяще удавались отдельные сольные вариации, например, в балете Делиба « Коппелия », за что её прозвали «королевой вариаций».

Она вносила некоторые изменения в хореографические приёмы, которые вначале могли показаться неуместными строгим ревнителям академизма, однако впоследствии занимали достойное место в технике ведущих танцовщиков.

Ваганова вносила некоторые изменения в хореографические приемы


Покинув сцену в 1916 году , занялась преподаванием. Сначала преподавала в различных частных школах и студиях, затем, уже после революции, была приглашена А. А. Облаковым на работу в Петроградское театральное училище . Свой первый выпуск, в числе которого были Нина Стуколкина , Ольга Мунгалова и Нина Млодзинская , подготовила в 1922 году. В 1924 году выпустила класс, который начала учить в 1921 году. Беря предвыпускные женские классы, подготовленные такими педагогами, как Е. П. Снеткова , М. А. Кожухова , М. Ф. Романова , выпускала через год, иногда ежегодно. Разработала собственную педагогическую систему, основанную на ясности и осмысленности техники, строгости постановки корпуса, позиций рук и ног. « Система Вагановой » сыграла определяющую роль в развитии балетного искусства XX века.

С 1931 по 1937 год Ваганова — художественный руководитель балетной труппы ЛАТОБ имени С. М. Кирова .

Агриппина Яковлевна умерла в Ленинграде 5 ноября 1951 года . Похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища


Балет называют неотъемлемой частью искусства нашей страны. Русский балет считается самым авторитетным в мире, эталоном. В этом обзоре собраны истории успеха пяти великих российских балерин, на которых равняются до сих пор.

Анна Павлова



Выдающаяся балерина Анна Павлова родилась в семье, далекой от искусства. Желание танцевать появилось у нее в 8-летнем возрасте после того, как девочка увидела балетную постановку «Спящая красавица». В 10 лет Анну Павлову приняли в Императорское театральное училище, а после его окончания – в труппу Мариинского театра.

Что любопытно, начинающую балерину не поставили в кордебалет, а сразу же стали давать ей ответственные роли в постановках. Анна Павлова танцевала под руководством нескольких балетмейстеров, но самый удачный и плодотворный тандем, оказавший основополагающее влияние на ее манеру исполнения, получился с Михаилом Фокиным.



Анна Павлова поддерживала смелые идеи балетмейстера и с готовностью соглашалась на эксперименты. Миниатюра «Умирающий лебедь», которая впоследствии стала визитной карточкой русского балета, была практически экспромтом. В этой постановке Фокин дал балерине больше свободы, позволил самостоятельно прочувствовать настроение «Лебедя», импровизировать. В одной из первый рецензий критик восхищался увиденным: «Если можно балерине на сцене подражать движениям благороднейшей из птиц, то это достигнуто: ».

Галина Уланова



Судьба Галины Улановой была предопределена с самого начала. Мать девочки работала балетным педагогом, поэтому Галине, даже если бы очень и хотелось, то не удалось миновать балетный станок. Годы изнурительных тренировок привели к тому, что Галина Уланова стала самой титулованной артисткой Советского Союза.

После окончания хореографического техникума в 1928 году Уланову приняли в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета. С самых первых постановок молодая балерина привлекла внимание зрителей и критиков. Уже через год Улановой доверили исполнять ведущую партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». Одной из триумфальных ролей балерины считается Жизель. Исполняя сцену сумасшествия героини, Галина Уланова делала это настолько проникновенно и самозабвенно, что в зале не могли сдержать слез даже мужчины.



Галина Уланова достигла . Ей подражали, педагоги ведущих балетных школ мира требовали от учеников делать па «как Уланова». Прославленная балерина – единственная в мире, кому поставили памятники при жизни.

Галина Уланова танцевала на сцене вплоть до 50 лет. Она всегда была строга и требовательна к себе. Даже в преклонном возрасте балерина каждое утро начинала с занятий и весила 49 кг.

Ольга Лепешинская



За страстный темперамент, искрометную технику и точность движений Ольгу Лепешинскую прозвали «Попрыгуньей-стрекозой». Балерина родилась в семье инженеров. С раннего детства девочка буквально бредила танцами, поэтому родителям ничего не оставалось, как отдать ее в балетную школу при Большом театре.

Ольга Лепешинская легко справлялась как с классикой балета («Лебединое озеро», «Спящая красавица»), так и с современными постановками («Красный мак», «Пламя Парижа».) В годы Великой Отечественной войны Лепешинская бесстрашно выступала на фронте, поднимая боевой дух солдат.

Title="Ольга Лепешинская -
балерина со страстным темпераментом. | Фото: www.etoretro.ru." border="0" vspace="5">


Ольга Лепешинская -
балерина со страстным темпераментом. | Фото: www.etoretro.ru.


Несмотря на то, что балерина являлась любимицей Сталина и имела множество наград, она была очень требовательна к себе. Будучи уже в преклонном возрасте, Ольга Лепешинская говорила, что ее хореографию нельзя было назвать выдающейся, но «природная техника и огненный темперамент» делали ее неподражаемой.

Майя Плисецкая



Майя Плисецкая – еще одна выдающаяся балерина, имя которой золотыми буквами вписано в историю русского балета. Когда будущей артистке было 12 лет, ее удочерила тетя Суламифь Мессерер. Отца Плисецкой расстреляли, а мать с маленьким братом выслали в Казахстан в лагерь для жен изменников Родины.

Тетя Плисецкой была балериной Большого театра, поэтому Майя тоже стала посещать занятия по хореографии. Девочка достигла больших успехов на этом поприще и после окончания училища была принята в труппу Большого театра.



Врожденный артистизм, выразительная пластика, феноменальные прыжки Плисецкой сделали ее примой-балериной. Майя Плисецкая исполнила ведущие партии во всей классических постановках. Особенно ей удавались трагические образы. Также балерина не боялась экспериментов в современной хореографии.

После того, как в 1990 году балерину уволили из Большого театра, она не отчаялась и продолжила давать сольные выступления. Энергия, бьющая через край, и позволили Плисецкой дебютировать в постановке «Аве Майя» в день своего 70-летия.

Людмила Семеняка



Прекрасная балерина Людмила Семеняка выступила на сцене Мариинского театра, когда ей исполнилось всего 12 лет. Талантливое дарование не могло остаться незамеченным, поэтому спустя некоторое время Людмила Семеняка была приглашена в Большой театр. Значительное влияние на творчество балерины оказала Галина Уланова, ставшая ее наставницей.

Семеняка настолько естественно и непринужденно справлялась с любой партией, что со стороны казалось, будто она не прикладывает никаких усилий, а просто наслаждается танцем. В 1976 году Людмила Ивановна была удостоена премии имени Анны Павловой от Парижской академии танца.



В конце 1990-х годов Людмила Семеняка сообщила о завершении карьеры балерины, но продолжила свою деятельность в качестве педагога. С 2002 года Людмила Ивановна – педагог-репетитор в Большом театре.

Вот только осваивал он мастерство балета в России, а большую часть жизни выступал в США.

Анна Павлова

А́нна Па́вловна (Матве́евна) Па́влова (31 января 1881, Санкт-Петербург — 23 января 1931, Гаага, Нидерланды) — русская артистка балета, прима-балерина Мариинского театра в 1906—1913 годах, одна из величайших балерин XX века. После начала Первой мировой войны поселилась в Великобритании, постоянно гастролировала со своей труппой по всему миру, выступив в более чем 40 странах и во многих из них впервые представив искусство балета. Гастроли Анны Павловой способствовали утверждению мировой славы русского балета. Хореографическая миниатюра-монолог «Умирающий лебедь» в исполнении балерины стала одним из высоких эталонов русской балетной школы. Исполнительская манера Анны Павловой, равно как и Тамары Карсавиной, свидетельствует о расцвете балетного импрессионизма начала XX века.


Анна Павлова в балете «Дочь фараона» на музыку Цезаря Пуни 1910

Агриппи́на Я́ковлевна Вага́нова (1879 — 1951) — русская и советская артистка балета, балетмейстер и педагог, основоположник теории русского классического балета. Народная артистка РСФСР (1934).Лауреат Сталинской премии I степени (1946). Автор книги «Основы классического танца» (1934), ставшей основополагающей для русской балетной школы XX века, и разработчик собственной методической системы классического танца, вошедшей в основу подготовки отечественных артистов балета.

Ваганова не придумала ничего нового в движениях. Она обобщила все, что было до нее, во многом использовав уроки Ольги Преображенской. Хорошие педагоги были и до Вагановой, но они учили интуитивно, а она систематизировала их приемы и составила методику постепенного обучения классическому танцу. Во французской школе был провисший локоть, а в итальянской - слишком напряженный. Ваганова соединила французскую мягкость и итальянскую аккуратность рук, нашла середину, и получилась русская школа. Еще одна заслуга Вагановой в том, что она вместе с Федором Васильевичем Лопуховым сохранила в послереволюционную разруху русский балет - его репертуар, школу, профессиональное мастерство.


Тамара Карсавина


Тама́ра Плато́новна Карса́вина (25 февраля 1885, Санкт-Петербург, Российская империя — 26 мая 1978, Лондон, Великобритания) — русская балерина. Солировала в Мариинском театре, входила в состав Русского балета Дягилева и часто танцевала в паре с Вацлавом Нижинским. После революции жила и работала в Великобритании.


Невеста в балете «Синий бог» 1912 года; фото и эскиз костюма Льва Бакста



Галина Уланова


Гали́на Серге́евна Ула́нова (26 декабря 1909 , Санкт-Петербург — 21 марта 1998, Москва) — советская артистка балета, балетмейстер и педагог. Прима-балерина Ленинградского академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова (1928—1944) и Государственного академического Большого театра СССР (1944—1960). Балетмейстер-репетитор Большого театра России (1960—1998). Дважды Герой Социалистического Труда (1974, 1980). Народная артистка СССР (1951). Лауреат Ленинской премии (1957). Четырехкратный лауреат Сталинской премии I степени (1941, 1946, 1947, 1950). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1997). Лауреат премии Президента Российской Федерации (1997). Самая титулованная балерина за всю историю отечественного балета. Одна из величайших балерин XX столетия.



Екатерина Максимова



Воспитанная в лучших традициях академической школы, Максимова обладала лёгким, упругим прыжком, стремительно-чётким вращением, природной грацией, изящной мягкостью линий. Её танец был отмечен элегантностью, технической виртуозностью, филигранно отточенными деталями. Вместе с мужем, танцовщиком Владимиром Васильевым, составляла один из выдающихся балетных дуэтов XX века. Среди других партнёров балерины были Марис Лиепа, Алексадр Богатырёв.




Майя Плисецкая


Ма́йя Миха́йловна Плисе́цкая (20 ноября 1925, Москва, СССР — 2 мая 2015, Мюнхен, Германия) — артистка балета, представительница театральной династии Мессерер — Плисецких, прима-балерина Большого театра СССР в 1948—1990 годах. Герой Социалистического Труда (1985), народная артистка СССР (1959). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», лауреат премии Анны Павловой Парижской академии танца (1962), Ленинской премии (1964) и множества других наград и премий, почётный доктор университета Сорбонны, почётный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, почётный гражданин Испании. Также снималась в кино, работала как балетмейстер и как педагог-репетитор; написала несколько мемуаров. Была супругой композитора Родиона Щедрина. Считается одной из величайших балерин XX века


Ната́лия И́горевна Бессме́ртнова (1941, Москва — 2008, Москва) — советская балерина, педагог—репетитор. Народная артистка СССР (1976). Лауреат Ленинской (1986), Государственной премии СССР (1977) и Премии Ленинского комсомола (1972).

Прекрасная балерина Людмила Семеняка выступила на сцене Мариинского театра, когда ей исполнилось всего 12 лет. Талантливое дарование не могло остаться незамеченным, поэтому спустя некоторое время Людмила Семеняка была приглашена в Большой театр. Значительное влияние на творчество балерины оказала Галина Уланова, ставшая ее наставницей. Семеняка настолько естественно и непринужденно справлялась с любой партией, что со стороны казалось, будто она не прикладывает никаких усилий, а просто наслаждается танцем. В 1976 году Людмила Ивановна была удостоена премии имени Анны Павловой от Парижской академии танца.

Людмила Семеняка, Андрис Лиепа и Галина Уланова на репетиции. |

В конце 1990-х годов Людмила Семеняка сообщила о завершении карьеры балерины, но продолжила свою деятельность в качестве педагога. С 2002 года Людмила Ивановна - педагог-репетитор в Большом театре.

Улья́на Вячесла́вовна Лопа́ткина (род. 23 октября 1973, Керчь, УССР, СССР) — российская артистка балета, прима-балерина Мариинского театра в 1995—2017 годах. Народная артистка России (2006), лауреат Государственной премии (1999) и премии Правительства РФ (2015).



Светлана Захарова


Светла́на Ю́рьевна Заха́рова (род. 10 июня 1979, Луцк, Украинская ССР, СССР) — российская артистка балета. Солистка Мариинского театра в 1996—2003 годах, прима-балерина Большого театра (с 2003) и миланского театра «Ла Скала» (с 2008). Народная артистка России (2008), лауреат Государственной премии РФ (2006).




Ни́на Алекса́ндровна Капцо́ва (16 октября 1978, Ростов-на-Дону, СССР) — российская артистка балета, прима-балерина Большого театра России. Заслуженная артистка России (2010). Мировую славу Капцовой принесли лирико-драматические партии в балетах «Жизель», «Спартак», «Сильфида», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Ромео и Джульетта»


Диана Вишнева

Диа́на Ви́кторовна Вишнёва (род. 13 июля 1976, Ленинград) — российская артистка балета, прима-балерина Мариинского театра (с 1996) и Американского театра балета (2005—2017). Победитель конкурса «Приз Лозанны» (1994), лауреат театральных премий «Бенуа танца», «Золотой софит» (оба — 1996), «Золотая маска» (2001, 2009, 2013), лауреат Государственной премии РФ (2000), народная артистка России (2007).

Евге́ния Ви́кторовна Образцо́ва — артистка балета, солистка Мариинского театра с 2002 года, с 2012 года — прима-балерина Большого театра. Заслуженная артистка России, лауреат премии «Золотая маска»