Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э

Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э
Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э

История

Федеральное государственное учреждение культуры «Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря» (ВХНРЦ) - старейшая государственная реставрационная организация России - был основан 10 июня 1918 года по инициативе художника и исследователя искусства Игоря Эммануиловича Грабаря , при Отделе по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения (32-й отдел Наркомпросса) РСФСР в виде Всероссийской комиссии по сохранению и раскрытию древнерусской живописи. Председателем этой комиссии был назначен И.Э. Грабарь . В 1924 году комиссия была преобразована в Центральные государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ). Усилиями И.Э. Грабаря в ЦГРМ был собран цвет отечественной научной реставрации того времени: и выдающиеся ученые-искусствоведы, и опытные реставраторы-практики.

В 1934 году Центр был ликвидирован. Часть ведущих сотрудников Центра подверглись репрессиям, вплоть до «высшей меры социальной защиты». Обвинения, конечно же, ложные, но в тогдашней обстановке почти «заслуженные»: «пропаганда религии» под видом сохранения культуры. По счастью, И. Э. Грабарь был фигурой такого масштаба, что его не тронули. Возвращение реставраторов из опалы - «заслуга» войны. По мере освобождения оккупированной части СССР, становился яснее масштаб ущерба, причинённого войной не только экономике, но и культуре - памятникам истории, художественным ценностям. 1 сентября 1944 года CНК издаёт Распоряжение № 17765-р за подписью зам. Председателя В. М. Молотова о разрешении Комитету по делам искусств при Совнаркоме СССР организовать Центральную художественно-реставрационную мастерскую. Естественно, что для организации был привлечён опытнейший И. Э. Грабарь , который, став художественным руководителем «новой» мастерской, фактически воссоздал старые, привлекая для этого уцелевших реставраторов, даже отзывая их с фронтов. Именно благодаря И. Э. Грабарю , нынешний Центр справедливо считается правопреемником тех мастерских, что начинались в 1918.

За почти вековую историю центра трудами его сотрудников для отечественной и мировой культуры были сохранены тысячи памятников изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Среди этих памятников фрески Новгородских и Владимирских храмов, соборов Московского Кремля, древнерусские иконы, в том числе такие святыни, как «Богоматерь Владимирская» «Троица » кисти Андрея Рублева; живопись из собрания Дрезденской галереи, ГТГ и ГМИИ им. А. С. Пушкина; панорама «Бородинская битва » Ф.Рубо ; средневековые рукописи и античная керамика.

С 1986 по 2010 годы Центром руководил художник и искусствовед Алексей Петрович Владимиров. В непростых для всех учреждений культуры условиях последних десятилетий ВХНРЦ удалось сохранять лучшие традиции реставрационной школы, заложенные И. Э. Грабарем и его соратниками.

ВХНРЦ специализируется на консервации, реставрации, экспертизе памятников масляной живописи, иконописи, графики (в том числе на пергаментном основании), книг (в том числе «инкунабул»), памятников деревянной, каменной, гипсовой и восточной лаковой скульптуры, предметов прикладного искусства (металл, кость, шитье и ткани, керамика).

Центр сегодня

Коридор. Вдоль стен лежат разложенные для просушки иконы XVIII века из одного из северных храмов, присланные на реставрацию в Москву. Помещение до пожара

На сегодняшний день Центр является одной из немногих реставрационных организаций, обладающих проверенной временем системой подготовки новых сотрудников. Еще в 1947 г. в ГЦХРМ было принято «Положение о художниках-реставраторах», вменявшее в обязанность каждому мастеру «постоянное совершенствование: а) по истории и теории искусства; б) по методике реставрационных процессов; в) по общему художественному уровню (выполнение творческих работ в соответствии со своей специальностью - по рисунку, живописи, лепке, копированию и т. д.)».

С 1955 г. Центр был в числе создателей и постоянных участников Государственной Аттестационной комиссии Министерства культуры РСФСР, определявшей уровень мастерства реставраторов. Центр стоял у истоков создания государственной системы обучения новых реставрационных кадров, и в настоящее время он является одним из немногих учреждений культуры, бережно хранящих сложившийся в течение десятилетий порядок последовательного повышения квалификации молодых специалистов. Как правило, новые сотрудники, приходящие в отделы ВХНРЦ, имеют высшее либо среднее специальное художественное образование. Основы профессии они постигают под руководством реставраторов высшей и первой категории. Постепенно, по мере приобретения новых знаний и опыта, их допускают к работе со все более сложными экспонатами.

ВХНРЦ тесно сотрудничает с отечественным и международным музейным сообществом, его специалисты принимают активное участие в работе российского отделения ИКОМ ЮНЕСКО с момента его основания. Сейчас в числе партнеров Центра более 200 музеев, реставрационных мастерских и научно-исследовательских организаций России и стран ближнего и дальнего зарубежья.

Сотрудники ВХНРЦ проводят обследование и реставрацию музейных экспозиций и фондов на местах во время командировок, принимают на стажировку музейных реставраторов и хранителей, обмениваются с российскими и зарубежными коллегами научной информацией в ходе многочисленных конференций и выставок.

Подготовка реставрационных кадров в ВХНРЦ

ВХНРЦ сегодня - не только реставрационная и научно-исследовательская организация, но и научно-методическая база Министерства культуры РФ, в том числе по подготовке квалифицированных кадров для реставрационных центров, мастерских, реставрационных отделов музеев России.

До Великой Отечественной войны и сразу после её окончания в СССР ещё не практиковалась подготовка реставраторов в специальных учебных заведениях, хотя потребность в них была огромной, особенно в послевоенные годы. В первую очередь необходимы были не столько высококлассные художники-реставраторы для восстановления утраченного, сколько реставраторы-консерваторы для «скорой помощи» повреждённым памятникам - способные следить за сохранностью музейных фондов, предотвращать окончательную утрату исторических и художественных ценностей, проводить неотложные консервационные и, уже по мере возможности, несложные реставрационные работы.

Для решения этой важной задачи, Центральные государственные реставрационные мастерские, как тогда назывался Центр Грабаря, в 1955 году организовали двухгодичные курсы подготовки реставраторов станковой живописи, графики, скульптуры и предметов прикладного искусства. Слушатели курсов прошли необходимую подготовку, не только практическую, но и общекультурную теоретическую, и, получив квалификационные удостоверения с указанием перечня работ, которые им разрешалось выполнять, стали настоящим спасением для тысяч экспонатов во многих музеях Советского Союза. Лучшие выпускники были приняты на работу в ЦГРМ, многие из них и по сей день являются гордостью Центра.

В настоящее время подготовка реставрационных кадров в России обычно складывается из двух ступеней: в ряде художественных учебных заведений страны открыты реставрационные факультеты и отделения, после окончания которых выпускники стажируются у опытных мастеров-практиков.

Именно такое наставничество традиционно для ВХНРЦ - квалифицированный и опытный художник-реставратор несколько лет руководит, обучая на практике, работой учеников, доводя их до высокого профессионального уровня.

С целью подготовки и переподготовки реставраторов для музеев страны в ВХНРЦ разработана система стажировок в разных отделах с обязательным прочтением теоретических курсов по технологии, методикам реставрации и различным видам предреставрационных и реставрационных исследований памятников (физических, химических, рентгенологических, биологических и др.). Стажировки проводятся на основании договоров ВХНРЦ с заинтересованными организациями и лицами.

Пожар 2010 года

В начале 2011 года сотрудник отдела реставрации рукописей Евгения Осипова за спасение из пожара древних рукописей, в т.ч. Спасского Евангелия XIII века, удостоилась Премии «Своя колея» имени В.С.Высоцкого за 2010 год.

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря - государственная реставрационная организация России .

Достопримечательность
Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И. Э. Грабаря
Страна
Местоположение Москва
Дата основания 10 июня
Сайт grabar.ru
Медиафайлы на Викискладе

Угол улиц Радио и Бауманской. Бывшее здание ФГУП ЦАГИ. Сейчас здание реставрационного центра

История

Федеральное государственное учреждение культуры «Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря» (ВХНРЦ) - старейшая государственная реставрационная организация России - был основан 10 июня 1918 года по инициативе художника и исследователя искусства Игоря Эммануиловича Грабаря , при Отделе по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения (32-й отдел Наркомпросса) РСФСР в виде Всероссийской комиссии по сохранению и раскрытию древнерусской живописи. Председателем этой комиссии был назначен И. Э. Грабарь . В 1924 году комиссия была преобразована в Центральные государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ). Усилиями И. Э. Грабаря в ЦГРМ был собран цвет отечественной научной реставрации того времени: и выдающиеся ученые-искусствоведы, и опытные реставраторы-практики.

В 1934 году Центр был ликвидирован. Часть ведущих сотрудников Центра подверглись репрессиям, вплоть до «высшей меры социальной защиты». Обвинения, конечно же, ложные, но в тогдашней обстановке почти «заслуженные»: «пропаганда религии» под видом сохранения культуры. По счастью, И. Э. Грабарь был фигурой такого масштаба, что его не тронули. Возвращение реставраторов из опалы - «заслуга» войны. По мере освобождения оккупированной части СССР, становился яснее масштаб ущерба, причинённого войной не только экономике, но и культуре - памятникам истории, художественным ценностям. 1 сентября 1944 года СНК издаёт Распоряжение № 17765-р за подписью зам. Председателя В. М. Молотова о разрешении Комитету по делам искусств при Совнаркоме СССР организовать Центральную художественно-реставрационную мастерскую. Естественно, что для организации был привлечён опытнейший И. Э. Грабарь , который, став художественным руководителем «новой» мастерской, фактически воссоздал старые, привлекая для этого уцелевших реставраторов, даже отзывая их с фронтов. Именно благодаря И. Э. Грабарю , нынешний Центр справедливо считается правопреемником тех мастерских, что начинались в 1918. [ ]

За почти вековую историю центра трудами его сотрудников для отечественной и мировой культуры были сохранены тысячи памятников изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Среди этих памятников фрески Новгородских и Владимирских храмов, соборов Московского Кремля, древнерусские иконы, в том числе такие святыни, как «Богоматерь Владимирская» «Троица » кисти Андрея Рублева; живопись из собрания Дрезденской галереи, ГТГ и ГМИИ им. А. С. Пушкина; панорама «Бородинская битва » Ф.Рубо ; средневековые рукописи и античная керамика.

С 1986 по 2010 годы Центром руководил художник и искусствовед Алексей Петрович Владимиров. В непростых для всех учреждений культуры условиях последних десятилетий ВХНРЦ удалось сохранять лучшие традиции реставрационной школы, заложенные И. Э. Грабарем и его соратниками.

ВХНРЦ специализируется на консервации, реставрации, экспертизе памятников масляной живописи, иконописи, графики (в том числе на пергаментном основании), книг (в том числе «инкунабул»), памятников деревянной, каменной, гипсовой и восточной лаковой скульптуры, предметов прикладного искусства (металл, кость, шитье и ткани, керамика).

Центр сегодня

На сегодняшний день Центр является одной из немногих реставрационных организаций, обладающих проверенной временем системой подготовки новых сотрудников. Ещё в 1947 г. в ГЦХРМ было принято «Положение о художниках-реставраторах», вменявшее в обязанность каждому мастеру «постоянное совершенствование: а) по истории и теории искусства; б) по методике реставрационных процессов; в) по общему художественному уровню (выполнение творческих работ в соответствии со своей специальностью - по рисунку, живописи, лепке, копированию и т. д.)».

С 1955 г. Центр был в числе создателей и постоянных участников Государственной Аттестационной комиссии Министерства культуры РСФСР, определявшей уровень мастерства реставраторов. Центр стоял у истоков создания государственной системы обучения новых реставрационных кадров, и в настоящее время он является одним из немногих учреждений культуры, бережно хранящих сложившийся в течение десятилетий порядок последовательного повышения квалификации молодых специалистов. Как правило, новые сотрудники, приходящие в отделы ВХНРЦ, имеют высшее либо среднее специальное художественное образование. Основы профессии они постигают под руководством реставраторов высшей и первой категории. Постепенно, по мере приобретения новых знаний и опыта, их допускают к работе со все более сложными экспонатами.

ВХНРЦ тесно сотрудничает с отечественным и международным музейным сообществом, его специалисты принимают активное участие в работе российского отделения ИКОМ ЮНЕСКО с момента его основания. Сейчас в числе партнеров Центра более 200 музеев, реставрационных мастерских и научно-исследовательских организаций России и стран ближнего и дальнего зарубежья.

Сотрудники ВХНРЦ проводят обследование и реставрацию музейных экспозиций и фондов на местах во время командировок, принимают на стажировку музейных реставраторов и хранителей, обмениваются с российскими и зарубежными коллегами научной информацией в ходе многочисленных конференций и выставок.

Подготовка реставрационных кадров в ВХНРЦ

ВХНРЦ сегодня - не только реставрационная и научно-исследовательская организация, но и научно-методическая база Министерства культуры РФ, в том числе по подготовке квалифицированных кадров для реставрационных центров, мастерских, реставрационных отделов музеев России.

До Великой Отечественной войны и сразу после её окончания в СССР ещё не практиковалась подготовка реставраторов в специальных учебных заведениях, хотя потребность в них была огромной, особенно в послевоенные годы. В первую очередь необходимы были не столько высококлассные художники-реставраторы для восстановления утраченного, сколько реставраторы-консерваторы для «скорой помощи» повреждённым памятникам - способные следить за сохранностью музейных фондов, предотвращать окончательную утрату исторических и художественных ценностей, проводить неотложные консервационные и, уже по мере возможности, несложные реставрационные работы.

Для решения этой важной задачи, Центральные государственные реставрационные мастерские, как тогда назывался Центр Грабаря, в 1955 году организовали двухгодичные курсы подготовки реставраторов станковой живописи, графики, скульптуры и предметов прикладного искусства. Слушатели курсов прошли необходимую подготовку, не только практическую, но и общекультурную теоретическую, и, получив квалификационные удостоверения с указанием перечня работ, которые им разрешалось выполнять, стали настоящим спасением для тысяч экспонатов во многих музеях Советского Союза. Лучшие выпускники были приняты на работу в ЦГРМ, многие из них и по сей день являются гордостью Центра.

В настоящее время подготовка реставрационных кадров в России обычно складывается из двух ступеней: в ряде художественных учебных заведений страны открыты реставрационные факультеты и отделения, после окончания которых выпускники стажируются у опытных мастеров-практиков.

Именно такое наставничество традиционно для ВХНРЦ - квалифицированный и опытный художник-реставратор несколько лет руководит, обучая на практике, работой учеников, доводя их до высокого профессионального уровня.

С целью подготовки и переподготовки реставраторов для музеев страны в ВХНРЦ разработана система стажировок в разных отделах с обязательным прочтением теоретических курсов по технологии, методикам реставрации и различным видам предреставрационных и реставрационных исследований памятников (физических, химических, рентгенологических, биологических и др.). Стажировки проводятся на основании договоров ВХНРЦ с заинтересованными организациями и лицами.

Научно-реставрационный центр им. И. Грабаря – крупнейшее в России учреждение, занимающееся реставрацией движимых предметов искусства – статуй, икон, живописи, графики, рукописей, книг, мебели, тканей, керамики, изделий из металла, кожи и кости.

Специалистами Центра были созданы и запатентованы многие уникальные методики научной реставрации, позволившие сохранить бесценные предметы искусства. Услугами реставраторов Центра Грабаря пользуются все крупные музеи России и многие мировые музеи.

Центр научной реставрации был создан в 1918 г. художником и историком И. Э. Грабарем. В задачу учреждения входило не только восстановление древних памятников, но и координация деятельности всех реставрационных мастерских и школ страны.

Первой крупной работой Центра стало обследование и реставрация кремлевских фресок, древнерусских икон и живописных полотен из Благовещенского собора. В 1921 г. в Москве прошла Первая Всероссийская реставрационная конференция, на которой академик И. Грабарь представил результаты деятельности Центра, сообщил о новых методиках и принципах научной реставрации предметов искусства.

По меркам 20-х гг. мастерские Грабаря были необычайно хорошо оснащены, в них работали опытнейшие мастера и искусствоведы. К 1930-му г. были отреставрированы многие иконы 12-13 вв., включая шедевры А. Рублева, Ф. Грека, иконы «Владимирская Богоматерь» и «Спас Златые Власы».

Под научным руководством И. Грабаря были разработаны основные принципы научной реставрации. Академик предложил уникальную методику возвращения произведения искусства к изначальному внешнему виду путем его очищения от более поздних наслоений. Главной задачей работы реставратора Грабарь назвал строжайшее следование авторской концепции художественного произведения.

Помимо основной деятельности, центр занимался организацией выставок древнерусской живописи, икон, скульптур. Экспозиции демонстрировались как в СССР, так и за рубежом.

В 30-е годы огромный пласт культурно-исторического наследия России был назван властями «романовским хламом». Это стало отправной точкой к уничтожению многих «идеологически вредных» художественных и церковных ценностей. Активные защитники отечественной культуры были подвержены репрессиям, многие погибли в лагерях.

В 1934 г. Мастерские Грабаря были закрыты. Реставрацию памятников власти поручили нескольким крупным московским и ленинградским музеям, а сотрудники Мастерских были зачислены в штат этих музеев. Спустя 10 лет СНК СССР возобновил работу Центра Грабаря. Академику были переданы руководящие функции, а всю организационную деятельность взяла на себя директор Мастерских В. Н. Крылова. Эта женщина совершила невозможное, вернув в Центр почти всех его реставраторов.

После ВОВ Мастерские Грабаря стали ключевым элементом в восстановлении пострадавших памятников искусства. За несколько лет реставраторы вернули прежний вид бесценным полотнам из отечественных музеев, а также из многих музеев Дрездена, Берлина, Варшавы, Софии, Будапешта и Вены.

В 1966 г. город Флоренция подвергся страшному наводнению, и итальянцы обратились к художникам-реставраторам из Мастерских Грабаря с просьбой оказать помощь в восстановлении величайших живописных полотен эпохи Возрождения.

В наше время Научно-реставрационный центр им. И. Грабаря занимается реставрацией всех разновидностей предметов искусства, используя для этого современные и проверенные временем методики.

Центр ведет обширную издательскую деятельность, выпускает журналы, методические пособия, каталоги. В стенах учреждения проходят обучение реставраторы из разных стран мира.

Частные коллекционеры и государственные организации могут заказать в Центре Грабаря научно-техническую экспертизу культурных ценностей – одну из самых авторитетных в мире. Специалисты занимаются подтверждением подлинности предметов старины, выявляют подделки.

Отдельное направление деятельности Центра – экспедиции. Специалисты выезжают в самые отдаленные уголки России для поиска произведений искусства. Таким образом были обнаружены сотни икон, фресок, картин.

В структуру Центра, помимо реставрационных отделов и отделения научной экспертизы, входят библиотека, архив и фонотека. В Архангельске, Вологде и Костроме работают филиалы учреждения.

В Центре регулярно проходят Дни открытых дверей, научные конференции, временные выставки, экскурсии.

"Коммерсант" сообщает о том, что Министерство культуры, возможно, вскоре запретит Всероссийскому художественному научно-реставрационному центру имени Грабаря (ВХНРЦ) проведение коммерческой экспертизы...

В настоящий момент ВХНРЦ остался последним государственным учреждением, занимающимся коммерческой экспертизой произведений искусства для частных и физических лиц. Российские музеи лишились права выдавать экспертные заключения еще в 2006 году — вследствие скандальных ошибок в атрибуции картин русских художников. По словам Светланы Вигасиной, заместителя директора по науке ВХНРЦ, сотрудники центра и вправду ждут письмо из Минкульта, но "о запрете речь, скорее всего, не пойдет", просто попросят разобраться с документами.


В сентябре "грабари" сменили директора — вместо уволенного Алексея Владимирова руководящее место заняла Евгения Перова, его бывший заместитель. Причиной перемен мог стать пожар 15 июля 2010 года, в результате которого погибли два произведения искусства: ковер из усадьбы Мураново и знамя петровской эпохи из музея Переславля-Залесского. Многие произведения, находившиеся в центре на экспертизе и реставрации, сильно пострадали, а господин Владимиров раскритиковал деятельность МЧС, сказав что "из 58 пострадавших работ 8 пострадали от пожара, 50 — от пожарных".

Однако возможно, что причиной расторжения контракта с Алексеем Владимировым стали другие проблемы. В июле 2010 года один из коллекционеров, отдавших свои произведения на экспертизу в центр Грабаря, написал заявление в МВД, где сообщил о "противоправных действиях Киселевой А. Р.", начальника отдела экспертиз. Тогда же выяснилось, что центр продолжал до июня 2010 года выдавать экспертизы на недействительных бланках с шапкой Федерального агентства по культуре и кинематографии (к которому центр имени Грабаря действительно относился до 2008 года, когда агентство было расформировано).

Если центр имени Грабаря перестанет выдавать экспертные заключения на бланке Министерства культуры, это будет означать, что государство окончательно устранилось от арт-рынка, предоставив его участникам разбираться самим. Такая схема действует в Европе, где государственные музеи занимаются наукой и выставками, а частные эксперты (которые могут быть и учеными, и арт-дилерами) — коммерческой экспертизой. С одной стороны, это благо — на частного эксперта, выдавшего неверное заключение, можно подать в суд, потребовать возмещения ущерба (а попробуй-ка посудись с государством).

С другой стороны, могут быть проблемы. Других экспертов, кроме всем известных сотрудников крупнейших музеев и ВХНРЦ, взять пока негде. Будет вполне логичным, если после запрета проводить экспертизу по месту работы эксперты ВХНРЦ создадут некий независимый институт, который будет делать частным коллекционерам и арт-дилерам такие необходимые им экспертные заключения.

Экспертизу будут делать те же самые люди на том же оборудовании и с использованием тех же музейных сравнительных баз — как это происходит сейчас, например, в Научно-исследовательской независимой экспертизе имени П. М. Третьякова (НИНЭ), созданной сотрудниками Третьяковки после того, как в музее им делать экспертизы запретили. Судиться с НИНЭ еще никто не пробовал.

Специалисты Русского музея после запрета делать экспертизы оказывают частным лицам "консультационные услуги научно-исследовательского характера". Недовольный этими услугами петербургский коллекционер Константин Азадовский, например, обнаружил, что в договоре есть пункт о том, что письменный результат исследования, каким бы он ни оказался, не подлежит передаче в судебные органы.