Вороны одина значение. Места нахождения всех «Глаз Одина»

Вороны одина значение. Места нахождения всех «Глаз Одина»
Вороны одина значение. Места нахождения всех «Глаз Одина»

Согласно «Старшей Эдде» (песнь «Речи Гримнира») у Одина помимо двух волков (Гери и Фреки) есть два ворона, которых зовут Хугин и Мунин. Их имена в переводе с древнеисландского означают «думающий» (Huginn) и «помнящий» (Muninn). Также существует альтернативный перевод имен Хугина и Мунина, по этой версии вороны Одина называются «мысль» и «память».

Хугин и Мунин упоминаются не только в Старшей и Младшей Эддах, но и во многих других средневековых памятниках скальдической поэзии. Также о воронах Одина Хугине и Мунине говорят авторы «Круга Земного» (Снорри Стурлусон) и «Третьего грамматического трактата» (Олав Тордарсон).

С точки зрения «функциональности» вороны Хугин и Мунин представляют собой достаточно любопытные мифологические образы. В песни «Речи Гримнира » Один говорит о том, что Хугин и Мунин располагаются у него на плечах. Каждое утро Всеотец отправляет птиц странствовать по Девяти Мирам (не только по Мидгарду), и каждый вечер они возвращаются, чтобы поведать великому асу о том, что творится во Вселенной. Это не посланники богов, как полагали ранние исследователи скандинавских мифов. Вороны Хугин и Мунин не показываются ни людям, ни етунам, они лишь наблюдают, слушают и запоминают, это, образно выражаясь, личные «шпионы» Одина, которые собирают для него необходимую информацию.

Мотив общения людей (или богов) с птицами является традиционным для европейского оккультизма. При этом нет никаких упоминаний о том, как именно Один внимает Хугину и Мунину, вероятно, вороны говорят на языке асов (в «Круге Земном» Стурлусон упоминает, что Один сам обучил своих птиц). Это вполне логично, если брать в расчет древний, но ошибочный миф о том, что вороны живут очень долго и за свою жизнь могут многому обучиться. В действительности вид Corvus corax живет от 10 до 30 лет в дикой природе, а в неволе - не более 75-80. Тем не менее, экспериментально подтверждено, что вороны действительно способны изучить человеческую речь, хоть и на уровне пятилетнего ребенка (на этот счет данные различных исследований расходятся). А если учесть, что вороны Хугин и Мунин имеют «божественное» происхождение, и служат Одину, потенциально бессмертному существу, то вполне вероятно, что срок их жизни (а, следовательно, и опыт) также неограничен.

Вороны Одина - эзотеризм образа

Вороны Одина Хугин и Мунин многими скандинавоведами рассматриваются как глубинный, комплексный образ северной шаманической традиции. В частности, известный фольклорист Джон Линдоу говорит о том, что путешествия Хугина и Мунина - суть метафорическое изображение шаманского путешествия, когда человек входит в особое трансцендентное состояние, которое можно классифицировать как экстатический транс. При этом в уже упомянутой песни «Речи Гримнира» Один упоминает, что боится за своих воронов Хугина и Мунина, когда отправляет их странствовать. Здесь Линдоу видит завуалированное предупреждение: без должной подготовки шаман может не вернуться из транса, навсегда «потерявшись среди миров», оставшись в измененном состоянии восприятия, грубо говоря - он попросту сойдет с ума.

Немецкий филолог и историк Рудольф Зимек говорит о том, что образ воронов Хугина и Мунина - это символическое воплощение ментальной (умственной) силы Одина. Это прямое указание на то, что владыка Асгарда знает все обо всем, ибо он настолько велик и непостижим в своем величии. В связи с этим не ясна трактовка образа Хлидскьяльва, престола Одина, который также позволяет видеть все уголки Девяти Миров.

Бог воронов, бог повешенных…

Хугин и Мунин - популярные образы в средневековой поэзии, известны скандинавские кеннинги «слуга Одина», «путешественник по мирам», «незримо присутствующий», и все это метафорические определения ворона. В связи с этим и самого Одина часто называют богом воронов. Возможно, именно поэтому в позднесредневековом скандинавском фольклоре Один стал богом висельников, ведь вороны - падальщики, и они всегда присутствуют там, где можно отыскать гниющую плоть.

С этой чертой воронов образ Хугина и Мунина приобретает оригинальный колорит и особую значимость для скандинавоведов. В «Третьем грамматическом трактате» Тордасон пишет: «Вспорхнули вороны с плеч Хникара, к повешенным - Хугин, к мертвецам - Мунин». Этот момент очень важен, ведь во многих средневековых текстах говорится о том, что в жертву владыке Асгарда нередко приносили людей. Несмотря на то, что с высокой долей вероятности это лишь эффектный речевой оборот, образ получается довольно ярким и запоминающимся, он вновь отсылает нас к висельникам (ведь сам Один висел на Иггдрасиле вниз головой, как повешенный, чтобы «открыть» руны) и воронам.

И здесь стоит развеять всякие мифы относительно «жертвоприношений Одину». В Стурлусоновской «Саге об Инглингах» упоминается, что князь Уппсалы Аун «принес своего старшего сына в жертву Одину». Однако эту фразу не стоит воспринимать буквально. Современные фольклористы считают, что в этом эпизоде говорится о том, что Ауну пришлось сделать своего первенца жрецом Одина. По сути это и есть жертва, ведь традиционно старший сын должен наследовать трон, но, будучи жрецом, он не может этого сделать.

Любопытно отметить, что вороны Хугин и Мунин настолько полюбились скандинавам, что во время холодной войны шведы назвали их именами разведывательные зонды. В 1952 году самолет-разведчик Хугин был сбит пилотом МиГ-15, это важный исторический эпизод, который теоретически мог привести к началу полноценных военных действий.

Имена Одина, связанные с образом воронов Хугина и Мунина:

Хозяин воронов - Hrafnstýrandi;

Владыка воронов - Hrafnadróttinn;

Ас воронов - Hrafnáss;

Почитающий воронов - Hrafnblætr.

Подробная инструкция по поиску и уничтожению всех глаз Одина в скандинавских приключениях Кратоса

God of War образца 2018 года полна коллекционных предметов всех мастей, на поиск и сбор которых можно потратить не меньше часов, чем на прохождение основной сюжетной ветки игры.

В рамках данного материала мы расскажем, где найти и как убить 51 ворона Одина в God of War. Так как многие птицы находятся в недоступных на ранних этапах игры местах, будьте готовы к спойлерам.

Диколесье

  • Единственный ворон в этой локации кружит над ареной в тайном чертоге Одина. Там же можно найти и разрыв между мирами.

Переправа

  • На каменном алтаре справа от основного пути, недалеко от первой встречи с Броком.
  • В пещере после «семейной» головоломки, в просторном помещении перед выходом на арену сражения с троллем Бренна Дейди. Птица сидит на освещенном солнцем уступе, поэтому разглядеть ее крайне сложно.
  • На арене сражения с троллем Бренна Дейди, на вершине одной из «костей» в центре локации.
  • На крыше одного из домов в сгоревшей деревне. Легче всего этого ворона сбить еще до того, как вы спрыгнете в поселение.
  • Во время второго посещения дома ведьмы (после выполнения сюжетного задания «Внутри горы») взберитесь на уступ слева от черепахи. Пройдя мимо неактивного сундука Норна, вы увидите данный глаз Одина.
  • Последний ворон в данном регионе сидит в тайном чертоге Одина, а, точнее, на статуе справа от входа на арену сражения с валькирией.

Предгорье

  • У подножия горы, на скале слева от деревянного подъемника за авторством Синдри.
  • В секретном чертоге Одина, на балке над мистическими вратами.

Гора

  • У основания деревянного моста, незадолго до первой рунной колонны с выбором символа.
  • Дойдя до первой лавки Брока в локации, подойдите к уступу, с которого открывается вид на «внутренности» горы – птица будет кружить над пропастью.
  • На втором этаже помещения с гигантской тележкой, рядом с третьим подвесным мостом, по которому можно будет пройти.
  • В секретном чертоге Одина, слева от входа на арену сражения с валькирией. Ворон сидит на каменном балкончике.

Смотровая башня

  • Птица кружит непосредственно над данной областью. Чтобы в нее попасть, нужно встать на возвышение у моста Тюра либо дождаться второго отлива на озере и зайти с противоположной стороны.

Ландсутерские рудники

  • Птица сидит на деревянной конструкции над лавкой Брока.
  • Второй ворон в этой области обитает в помещении с протекающей через пещеру рекой (нижняя часть рудника). Глаз Одина сидит на скале под строительными лесами.

Берега Девяти

  • На палубе разбитого корабля. Попасть в птицу можно с вершины нифльхеймской башни.

Железная бухта

  • Стоя на палубе корабля напротив рунной двери, вы сможете увидеть эту летающую над скалами к западу птицу.

Остров смерти

  • Причалив у берега, поверните налево и пройдите чуть вперед – ворон будет сидеть на камне между двумя скалами.

Хранилище Фафнира

  • На вершине деревянного крана рядом с причалом.
  • Ворон кружит в области над мастерской Синдри.
  • На ветке рядом с водопадом перед ареной сражения с драуграми возле собственно хранилища Фафнира.
  • Птица сидит над входом в хранилище.
  • Глаз Одина летает кругами над центральным залом хранилища.

Забытые пещеры

  • Стоя на вершине свартальвхеймской башни, повернитесь на 180 градусов и пройдите через двойные двери. Подойдите к краю платформы – птица будет сидеть внизу.
  • Птица расположилась на вертящемся столбе неподалеку от .

Конунсгард

  • На пути к самому Конунсгарду поверните налево к ядовитой области. Птица сидит на скалах напротив сундука позади позорного столба.
  • Забравшись на верхний ярус области (еще до дракона) и повернув направо, вы увидите данного ворона. Он сидит на скалах за пределами доступной локации.
  • На скалах за удерживающим дракона алтарем.
  • Пройдя через рунную дверь, двигайтесь по дороге к святилищу, пока не дойдете до подвесного моста. Сбросив его, посмотрите направо – ворон будет сидеть на соседней скале.
  • Непосредственно в самом замке, поверните на первой развилке направо и пробегите мимо святилища мифов в дальнюю комнату. Птица пристроилась на камнях в потолочной дыре.

Крепость Нортри

  • На балке напротив лавки Синдри.
  • На решетчатых воротах напротив главного корабля.

Тело Тамура

  • Слева от причала, на обломках крепостной стены за мистическими вратами.
  • В тайном чертоге Одина, на ветке дерева над ареной сражения с валькирией.

  • Несмотря на принадлежность к локации «Совет валькирии», данный ворон на самом деле сидит на носу лодки одного из гребцов Ньорда рядом со входом в канал каменщика.

Каменный водопад

  • Стоя на вершине локации, рядом с водяным колесом, посмотрите в сторону водопада на западе – птица пристроилась на скале над ним.

Кладовая Бури

  • С берега данной локации посмотрите в сторону каменного водопада – птица будет летать вокруг скалы слева от него. Как вариант, можете сбить этого ворона, стоя на краю платформы на самом каменном водопаде.

Вейтургард

  • Первая птица в данной области летает вокруг статуи Тора из просьбы «Падение молота».
  • За алтарем, к которому прикован красный дракон, есть две деревянные преграды. Ворон спрятался за левой.
  • Глаз Одина притаился между скал слева от запертой на четыре руны двери храма. Тут же находится

Мыслью и Памятью их называем, как символы Одина их признаем. Две древние птицы над миром летают, не скрыться от них нам ни ночью ни днем.

Вороны Одина кратко

  1. Два ворона Хугин — Мысль и Мунин — Память.
  2. Каждый день вороны Одина облетают девять миров и сообщают верховному богу обо всём что увидели.
  3. Вороны Одина — главный символ мудрости и тайного знания в Скандинавии.

Здоровья тебе, друг. Рад видеть тебя здесь, это не просто приветствие для галочки. Мне действительно очень приятно, когда читают мои записи. Меня зовут Гаврилов Кирилл . Я увлекаюсь историей мифологией и культурой средневековой Скандинавии. А это мой Северный дневник — .

В этой записи я с большим удовольствием расскажу тебе о воронах Одина. Один — это верховный бог в скандинавской мифологии. Отец легендарного Тора и побратим коварного Локи.

  • Если тебе интересно, то в этой записи — — я расскажу тебе о самом владыке Асгарда.

Вороны Одина — Хугин и Мунин

Одина называет всезнающим. А знаешь ли ты кто сообщает новости о произошедшем во всех девяти мирах? Но я думаю ты уже догадался. Каждое утро два древних чёрных ворона Хугин — Мысль и Мунин — Память, покидают покои Одина в Асгарде. Направляются они во все остальные миры.

Какие еще миры? Спросишь у меня ты. Разве он не один? А вот и нет, друг мой. Всего их девять. Если ты путаешься в мирах, богах, богинях и существах скандинавской мифологии. Я хочу предложить тебе краткие удобные списки с небольшими описаниями. Я бережно составил их для твоего удобства.

В общем, ты наверное уже понял. Что у меня в дневнике очень много интересного и не только о скандинавской мифологии. Впереди будет еще лучше — ведь я только начал его вести. Ладно, что хотел — предложил. А теперь вернёмся к нашим воронам.

Хугин и Мунин с молотом Тора — Мьёльниром

За день облетают вороны все девять миров. Запоминают они каждое событие. Узнают о всех победах и поражениях. Смертях и рождениях. Бедах и радостях. Ничто не может укрыться от их взора.

Вечером, вороны возвращаются в Асгард. Садятся на плечи Всеотца. Рассказывают ему обо всем что видели и слышали за день прошедший. Поэтому люди считают воронов символом мудрости бога Одина и символом всезнания.

  • Одина часто называют Всеотцом, потому что приёмным сыном называет он каждого погибшего воина попавшего к нему в .

Еще немного о воронах Одина

  1. Имена воронов на древнескандинавском — «Huginn» и «Muninn».
  2. Впервые, Вороны Одина встречаются в Младшей Эдде — это сборник скандинавских мифов. Который написал исландский поэт и историк Снорри Стурлусон. Но еще до сборника Снорри, вороны были частыми персонажами в стихах и песнях скандинавских скальдов.
  3. Хугин и Мунин умели разговаривать на человеческом языке. Один сам наделил их речью, это событие описывается в Круге Земном — еще одном сборнике Снорри Стурлусона.
  4. В современной Скандинавии вороны Одина, до сих пор являются главными символами мудрости и знания. Я знаю, что в Дании был книжный магазин, названный в честь Хугина и Мунина.

А на этом у меня все. Большое спасибо за то, что дочитал запись до конца. Надеюсь я смог рассказать тебе что-нибудь новое и интересное - это действительно очень важно для меня. Я уважаю своих читателей и их время.

Дата публикации: 10.05.2018 16:16:09

«Глазами Одина» в God of War называют Воронов, которых можно найти по всему игровому миру. Всего в GOW представлен 51 Ворон . Этих птиц часто сложно заметить, но они издают характерный «хрустальный» звук. Так что как только его услышите, осмотритесь вокруг. В этом гайде вы найдете месторасположения всех Воронов.

1. Руины Йотнура

В руинах, сразу после победы над Тяжелым Драугром, сверху появляется два бросающихся снарядами Драугра, а Ворон находится на скале над ними.



2. Переправа

После решения головоломки с чашей с песком (позволяет открыть круглую дверь с тремя вращающимися кольцами) следуйте по правому пути, пока не увидите вверху просвет. Ворон находится на самой вершине скалы.



3. Переправа

После встречи с Броком и преодоления двух пещер вы обнаружите первые следы кабана и наткнетесь на Тролля по имени Бренна Дейди. Ворон сидит высоко сверху на дереве в виду дуги.



4. Заброшенный лагерь

После убийства тролля Бренна Дейди вы придете по следам кабана к заброшенной деревне. Ворон находится на крыше правой хижины.



5. Основание Горы

Поднимитесь по тропам или на подъемнике возле Лавки Синдри к основанию Горы. Повернитесь лицом к лифту и посмотрите на скалистый утес слева. Ворон находится там.



6. Альвхейм

Плывите на северо-западную часть Озера Света и найдете пляж Светлых Эльфов. Выходите на берег и подойдите к воде. Повернитесь на юго-восток и заметите пьедестал, на котором сидит Ворон.


7. Гора (Темные пещеры)

Сразу после того, как вы нейтрализуете «Черное дыхание», входите в Темные пещеры. Сразитесь с Вельвой-призывательницей, затем идите по мосту и сразу же как дойдете до конца дырки, повернитесь к ней лицом посмотрите под мост. Ворон сидит на деревянной балке.



8. Гора (Сердце Горы)

После выхода из Темных пещер вы окажитесь в Сердце Горы. Найдите туннель в северо-восточной части, ведущий к Лавке Брока. Следуйте к уступу скалы и посмотрите направо – там летает Ворон.



9. Гора (Сердце Горы)

После встречи с Броком вы найдете большую тележку, которую можно двигать вдоль рельс. Подтолките ее к мосту и опустите его с двух сторон, чтобы была возможность перейти к восточной стороне пещеры. Идите на север и в следующем углу найдете Ворона.



10. Переправа (дом Ведьмы)

Когда вернетесь к Ведьме с головой Мимира, выходите из пещеры, чтобы добраться к ее двору. Взберитесь по цепи на севере и посмотрите на восток, чтобы найти Ворона на уступе.



11. Тело Тамура

Приплывите на лодке к северному причалу возле тела Тамура и посмотрите налево. Ворон находится на каменном строении.


12. Хельхейм

На мосту найдите арку, образующую кольцо вокруг моста. Ворон находится на внутренней стороне кольца на северной стороне.


13. Хельхейм

После боя с Хел-викеном внизу в яме вы должны будете избавиться при помощи клинков от колючек, чтобы получить доступ к колонне, по которой вы сможете продолжить свой путь. Прежде чем ползти по колонне, посмотрите на север, и увидите сидящего Ворона.



14. Хельхейм

После боя Хел-викеном внизу в яме идите к юго-восточному уступу и посмотрите вниз, чтобы увидеть летающего по кругу Ворона.


15. Хельхейм (после посещения с Атреем)

Вернувшись в мир мертвых с Атреем, следуйте через небольшой туннель, затем взберитесь по мосту спереди. Взорвите кристалл справа, чтобы получить доступ к небольшой комнатке с сундуком и саркофагом. Здесь также находится и Ворон.


16. Хельхейм (после посещения с Атреем)

Вернувшись в мир мертвых с Атреем, взберитесь на второй узкий мост, который проходит перпендикулярно к основному мосту. Взорвите кристалл, чтобы получить доступ к Сокрытому Чертогу Одина. В конце моста увидите Ворона.


17. Хельхейм (после посещения с Атреем)

Спуститесь на нижний этаж Сокрытого Чертога Одина и приблизьтесь к ступенькам. Посмотрите вперед и вверх, и увидите Ворона.


18. Канал Мейсона (Берега Девяти)

Высадитесь на пляж к западу от Башни Альвхейма и поднимитесь на первый уступ спереди. Поверните налево в направлении к Гребцам Ньорда и увидите Ворона, сидящего на вершине правого корабля.


19. Каменный водопад (Берега Девяти)

Найдите духа рядом с колесом, управляющим вратами, на верхнем уровне Каменного водопада. Повернитесь на запад по направлению к водопаду и посмотрите наверх – на утесе сидит Ворон.



20. Хранилище Бури (Берега Девяти)

После того, ка уровень воды снизится второй раз, вы сможете найти Ворона около Каменного водопада. С северной стороны Хранилища Бури посмотрите на каменную колонну, расположенную слева от Каменного водопада, и увидите летающего Ворона. Бросьте Левиафан, чтобы его сбить. Также Ворона можно поразить с верхнего утеса Каменного водопада.


21. Забытые пещеры (Берега Девяти)

Ищите столб возле Норнского сундука, на котором расположены колокола с рунами. Ворон сидит сверху на столбе.


22. Забытые пещеры (Берега Девяти)

Плывите на лодке в водопад позади Башни Свартальфхейма и взбирайтесь по стене к задней части башни. Обернитесь и посмотрите вниз налево, и у видите на уступе Ворона.



23. Остров смерти (Берега Девяти)

После того, как уровень воды опустится второй раз, Ворон будет сидеть на нижнем уровне Острова смерти под потерпевшим крушение кораблем. Загляните между двумя скалами и увидите Ворона.



24. Железная бухта (Берега Девяти)

Ворон летает у скалы около кораблекрушения на юге. Он виден с вершины Острова смерти, но оттуда по нему сложно попасть. После того, как уровень воды снизится во второй раз, сползите с вершины Острова смерти к Железной Бухте, и идите в правую часть кораблекрушения. Теперь вы приблизились достаточно близко, чтобы попасть по Ворону топором.


25. Башня Нифльхейма (Берега Девяти)

После второго снижения уровня воды езжайте на правом лифте на вершину башни и взгляните за Мистические врата. Ворон сидит на корабле.


26. Смотровая башня (Берега Девяти)

Ворон кружит над Смотровой башней. Чем выше вы поднимитесь, тем легче будет попасть по птице.



27. Скалы ворона (Берега Девяти)

Отправляйтесь в дальнюю часть области, где находится жаровня и труп Огра. Двигайтесь на северо-запад по прямолинейному пути к вратам слева. Посмотрите вверх на скалу и увидите Ворона.


28. Вейтургард (Берега Девяти)

Приплывите к небольшому острову со статуей Тора на севере Вейтургарда, чтобы найти кружащего вверху Ворона. Сюда вы попадете во время выполнения сайд-квеста «Падение молота».



29. Вейтургард (Берега Девяти)

На юго-восточной стороне Вейтургарда, немного слева от входа в замок, вы найдете Ворона, сидящего внизу на камнях. Его можно увидеть на юго-востоке от Святилища Йотнура.


30. Вейтургард (Берега Девяти)

У якоря, который удерживает Дракона, повернитесь в его направлении и уничтожьте деревянные доски слева. За ними находится Ворон.


31. Велундерская бездна (Берега Девяти)

Ворон сидит над причалом Велундерских рудников.



32. Ландсутерские рудники

Ворон сидит вверху на деревянной платформе неподалеку от Мистических врат, на западе от Лавки Брока.


33. Ландсутерские рудники

Спуститесь на нижний уровень шахт и продвигайтесь вглубь большой пещеры, где вы столкнетесь с Властителем Темных Эльфов. Войдя в пещеру и убив Эльфов, посмотрите вверх в северо-восточный угол, и найдете Ворона на скалистом уступе.


34. Хранилище Фафнира

В северо-западной части Озере Девяти найдите Ущелье Фафнира и следуйте по воде вплоть до пляжа. Поднимите лифт, отойдите подальше и посмотрите выше, чтобы увидеть Ворона, сидящего на лифте.


35. Хранилище Фафнира

Найдите в хранилище Лавку Синдри. Слева от нее вверху летает Ворон.


36. Хранилище Фафнира

Пройдя Лавку Синдри и протиснувшись через узкую щель, но перед тем, как сразиться с Вельвой, найдите Ворона на ветке упавшего дерева слева от тропы.



37. Хранилище Фафнира

Ворона можно увидеть сидящим на балке в самом конце лесной зоны, чуть левее от большого водопада у выхода из хранилища.



38. Хранилище Фафнира

Этого Ворона можно найти во время выполнения квеста «Клад Фафнира». Пройдите через лес и войдите в круглую комнату за водопадом. Ворон летает над пьедесталом.


39. Крепость Нортри

Причальте к Лавке Синдри и повернитесь лицом к лодке. Ворон сидит на балке на противоположной стороне через воду.



40. Крепость Нортри

Станьте в задней части корабля и посмотрите на запад от носа судна. Ворон сидит на решетке по другую сторону водоема.


41. Крепость Конунсгард


42. Крепость Конунсгард

Убейте Огра по пути к северному камню и поднимитесь по скале рядом с ручьем. Затем повернитесь на юго-восток и перепрыгните на другую сторону разрушенного моста. В углу позади скалы на юге вы увидите Ворона.


43. Крепость Конунсгард

Найдите якорь, который удерживает дракона, и посмотрите через каньон, чтобы увидеть Ворона, сидящего под вратами.



44. Крепость Конунсгард

Освободив дракона, откройте руническую дверь и проходите через врата слева. Следуйте по тропе к мосту и освободите его при помощи топора. Ворон сидит на скале справа.


45. Крепость Конунсгард

Находясь внутри крепости, поверните направо, чтобы найти Святилище Йотнура, а затем идите налево и найдете саркофаг. Ворон сидит высоко на камнях над саркофагом.



46. Тело Тамура

После того как у вас будет резец, войдите в Сокрытый Чертог Одина на северном причале. В задней части комнаты, где проходит бой с Валькирией, вы найдете Ворона в ветвях прямо над ареной.


47. Пещера Ведьмы

После того как у вас будет резец, войдите в Сокрытый Чертог Одина. В комнате, где проходит бой с Валькирией, вы увидите Ворона в отверстии на правой стене.



48. Основание Горы

Откройте Тайную комнату при помощи резца и отправляйтесь на лифте на нижний этаж. Ворон сидит на балке, которую можно увидеть со ступенек или балкона перед ареной с Валькирией.

Ворон (Corvus corax) широко распространен в Северном полушарии. Он является героем множества мифов и легенд, занимая особое место в мифологии народов Северной Америки, Скандинавии и Сибири. По мнению Клода Леви-Страуса, французского этнографа и создателя структурной антропологии, ворон и приобрели свой столь популярный статус мифологических персонажей, так как издревле считались посредниками между жизнью и смертью.

Первое письменное упоминание о вороне было создано около 5 тысяч лет назад. В шумерском клинописном «Эпосе о Гильгамеше» рассказывается о Утнапиштиме, единственным уцелевшем после всемирного потопа человеке. Он поочередно выпускал со своего корабля голубя, и . Два первых пернатых вернулись назад, и только последняя птица нашла землю.

Ворон в скандинавской мифологии

Викинги часто использовали изображение ворона, чьи крылья у них символизировали паруса. Живший в IX веке Рагнар Лодброк, датский конунг и выходец из рода Инглингов, своим победам и поражениям был обязан чудесному знамени под именем Реафан, на котором был изображен ворон Одина. Когда знамя развевалось на ветру, доблестный воитель неизменно побеждал, а когда оно оставалось без движения, сражение было проиграно.

Король Норвегии Харальд III Суровый (1015-1066) имел подобный боевой стяг Ландейтхан. Такой же талисман был у короля Дании Кнуда Великого (995-1035). Оба считались грозными воинами, и оба считали мудрую птицу своим покровителем.

У верховного германо-скандинавского бога Одина на плечах сидели два ворона Хугин и Мунин. Их имена на древнеисландском языке означают «мыслящий» и «помнящий». Они умели говорить, были посланниками Одина и его главными информаторами. На основе их донесений он часто принимал судьбоносные решения. Бог ежедневно выпускал утром птичек в кругосветное путешествие. За день они облетали всю землю и к вечеру возвращались обратно с обстоятельным докладом.

Ворон изображается на правой стороне геральдического герба Острова Мэн, бывшей колонии викингов. Он стал неизменной частью фольклора островитян, ассоциируясь со смертью и потерянными душами. В Швеции вороны олицетворяют призраки убитых, а в Германии души проклятых людей.

Кельтская мифология

Ирландцы ассоциируют черных птиц с военными действиями и полем боя под предводительством богинь войны Бадб и Морриган. Богиня Морриган в образе ворона сидит на плече Кухулина, легендарного ирландского героя с семью зрачками и семью пальцами на ногах. При жизни он отверг ее любовь, в итоге лишился ее поддержки и был убит собственным копьем.

Бран Благословенный был величайшим королем Британии в мифах валлийцев. Его птицами были вороны, которые по традиции до сих пор охраняют Лондонский Тауэр и всю Великобританию.

Германское язычество

По одной из легенд Фридрих I Барборосса заснул в одном из пивных подвалов у подножья горы в Тюрингии вместе со своими рыцарями после обильного возлияния. Он никак не мог проснуться несколько суток подряд. Подданные короля очень опечалились, так как все попытки его разбудить оказались безуспешными. Многие уже думали, что их властелин скончался.

К счастью, прилетевшие вороны стали кружиться над горой и сильно кричать. Спустя несколько часов их крики возымели действие на уснувшего богатыря и вернули его из царства Морфея. После этого случая он во время сна закрывал глаза, но всегда поднимал руку, чтобы молодой слуга посмотрел, летают ли еще вокруг него шумные пернатые или нет.

Древняя Греция

Аполлон был очарован красотой царевны Корониды, дочерью Флегия, царя Орхомена. Олицетворяющий собой Солнце бог приставил к ней белого ворона, который охранял ее от любых напастей. Однажды пернатый страж потерял бдительность. Воспользовавшись удобным случаем, смертный по имени Исхис незамедлительно соблазнил царевну.

Разъяренный Аполлон хотел ее убить, но уже почти перед своей смертью Коронида узнала, что она беременна от него сыном Асклепием, будущим покровителем медицины и врачевания. Папаша смилостивился над сыночком, позволил ему родиться и отдал его на воспитание кентавру Хирону. В качестве наказания за халатное отношение к своим обязанностям белый ворон навсегда превратился в черную птицу.

Ворон в мифологии эскимосов

Эскимосы относятся к ворону с явным благоговением. Они считают, что именно он является прародителем вселенной. Будучи всесильным существом, он создал людей, принес им дневной свет, научил их пользоваться огнем, строить каноэ, плести рыбные сети, использовать шкуры для одежды, петь, танцевать и делать прочие полезные вещи. Само собой разумеется, ворон сотворил животных, птиц и растения, чтобы у любимых им эскимосов всегда было вдоволь еды.

Подобные верования сохранились у чукчей, коряков, ительменов и североамериканских индейцев. У многих народов Востока ворон является символом мудрости и долголетия, а в Японии и Китае покровителем семейной любви. Он был эмблемой китайской династии Шу (221-263) и изображался с тремя лапками, символизировавшими восход солнца, его зенит и закат.