Верещагин корпус бенуа. Василий верещагин в русском музее

Верещагин корпус бенуа. Василий верещагин в русском музее
Верещагин корпус бенуа. Василий верещагин в русском музее

СМЕРТЬ И ОПУСТОШЕНИЕ

В Русском музее в корпусе Бенуа открыли выставку с картинами знаменитого живописца Василия Верещагина . В экспозицию к 175-летию художника вошли больше 150 картин.

Такой большой выставки Верещагина в Петербурге еще не было. Мы собрали картины из собственных собраний, из Третьяковской галереи, музеев Новгорода , Иванова , Ярославля , Череповца , Казани и частных коллекций, - рассказала заместитель директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова .

Одними из самых известных экспонатов стали картины из Туркестанской и Балканской серий, на которых изображены сцены военных сражений и солдатский будней.

Верещагин не был баталистом, он ненавидел войну и в своих картинах показывал ужасы сражений, не важно, чем они кончались – победой или поражениями, - пояснила Петрова.

Одной из таких картин стало полотно «Апофеоз войны», на котором изображена гора человеческих черепов на фоне разрушенного города. Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана». Замысел был связан с великим полководцем, войска которого оставляли за собой пирамиды черепов. Каждый элемент картины олицетворяет собой смерть и опустошение.

ГЕНИЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ

Василий Верещагин был единственным художником 19 века, который изображал войну с безжалостной достоверностью. Его современник Илья Репин называл картины Верещагина «реальными до гениальности». Современные искусствоведы уверены, что своей актуальности художник не теряет и по сей день.

При жизни у Верещагина состоялось около 60 профессиональных выставок, такого успеха не было ни у одного его современника. С одной стороны, его везде принимали на ура. С другой о Василии Васильевиче ходило много толков. После выставки 1874 в Петербурге Верещагина обвинили в антипатриотизме и сочувствии к врагу. Лично ознакомившийся с полотнами император Александр II резко выразил свое неудовольствие. Сейчас Верещагин такой же актуальный, как и столетие назад, - рассказала искусствовед.

Кстати, экспозицию дополнят уникальные архивные документы и предметы быта из собрания Этнографического и Русского музея, связанные с жизнью и творчеством Василия Верещагина.

Увидеть произведения Василия Васильевича жители Северной столицы смогут до 24 июля 2017 года. Рекомендовано для зрителей старше 16 лет.

СПРАВКА КП

Василий Верещагин родился 14 октября 1842 года родился в многодетной семье потомственного дворянина Череповецкого уезда Новгородской губернии. Когда ему было девять лет, поступил в морской кадетский корпус. Почти сразу после выпуска вышел в отставку и поступил в петербургскую Академию художеств. Он жил на Кавказе и Туркестане , где написал знаменитую «Туркестанскую серию» из тринадцати картин, более восьмидесяти этюдов и ста тридцати карандашных рисунков. Он долго путешествовал по Индии , результатом путешествий стала «индийская» серия - с красочными этнографическими мотивами. Василий Васильевич побывал во всех «горячих точках» своего времени. Он погиб в 1904 году на одном из кораблей, которые атаковали эскадру японских крейсеров.

С.-ПЕТЕРБУРГ, 20 апр — РИА Новости. Выставка, посвященная 175-летию со дня рождения всемирно известного русского художника-баталиста Василия Верещагина, открывается в корпусе Бенуа Государственного Русского музея в четверг, сообщает музей.

На выставке "Василий Васильевич Верещагин. К 175-летию со дня рождения" будет представлено более 150 произведений художника из собрания Русского музея, Третьяковской галереи, Государственного Исторического музея, художественных музеев Пскова, Новгорода, Иванова, Костромы, Ярославля, Череповца, Казани и частных собраний. Банк ВТБ выступает генеральным спонсором выставки. С именем Верещагина в истории отечественной живописи ассоциируется определение — художник-путешественник. С 1858 года художник побывал в Дании, на Филиппинах, во Франции, в Индии, у берегов Англии и в Средней Азии, на Кавказе и Кубе, на Балканах и в США.

"Верещагин был свидетелем и участником многих исторических событий. Достоверность и неординарность сюжетов его полотен, всегда придававшие им особую притягательность, стали основополагающими творческими принципами мастера и в работе над батальными ценами, и в изображении жизни различных народов. С самого начала своей художественной карьеры Верещагин оказывался там, где происходили важные для России политические события, где требовался художник-военный корреспондент, способный беспристрастно зафиксировать обстановку, передать общее и подметить характерные детали", — говорится в сообщении.

Верещагин совершил два путешествия в Туркестан в составе военной миссии, участвовал в операциях против бухарского эмира и в обороне Самаркандской крепости и за проявленное мужество был награжден Георгиевским крестом 4-й степени. В этой серии представлены такие картины, как "Киргизские кочевья", "Перевал Барскаун", "Развалины в Чугучаке", "У дверей мечети" и другие. Как отмечают организаторы, художественная концепция Верещагина-баталиста воплотилась в одном из его самых знаменитых произведений "Апофеоз войны". Отступая от официальной концепции батального жанра, художник обращался к эпизодам, связанным с изображением жестокостей войны и поражений русской армии. В этом плане характерна картина "Шипка-Шейново".

"В батальных картинах туркестанской серии определился главный вектор в работе художника, выступившего реформатором этого жанра, — снижение официального пафоса в образных решениях картин, прославляющих победы отечественного оружия, и обращение к мотивам, передающим опасные будни армейской жизни, полные внутреннего драматизма", — отмечают в музее.

Индийско-гималайские работы, по словам организаторов, раскрыли талант Верещагина-пейзажиста, также он много писал святые места, монастыри и пещерные храмы. В этой серии представлены такие работы, как "Ледник по дороге из Кашмира в Ладак", "Мавзолей Тадж-Махал в Агре", "Главный храм монастыря Тассидинг. Сикким". Также известна серия работ Верещагина, созданная им в путешествии по Японии: "Шинтоистский храм в Никко", "Японка", "Японский нищий", "В парке" и другие.

С середины 1880 годов Верещагин стал чаще бывать и работать в России, и в этот период обратился к темам, связанным с ее историей и национальной культурой. Он побывал в Ярославле, Костроме, Ростове, Вологде, на Соловках. Созданные им работы представили его как историка национального искусства, мастера интерьерной и орнаментальной живописи, и как портретиста.

Экспозицию дополнят уникальные документальные материалы из архива Русского музея и предметы быта из собрания Российского Этнографического музея, связанные с жизнью и творчеством Верещагина.

Выставка "Василий Васильевич Верещагин. К 175-летию со дня рождения" продлится до 24 июля 2017 года.

В Русском музее в Санкт-Петербурге открылась выставка работ одного из самых известных русских художников-баталистов Василия Верещагина. Знаковое событие приурочено к 175-летию со дня рождения мастера, еще при жизни получившего всемирную известность.

Петербуржцы смогут увидеть более 150 произведений живописца, причем, не только из собрания Русского музея, но и привезенные из Третьяковской галереи, Исторического музея, художественных музеев Пскова, Новгорода, Иванова, Костромы, Ярославля, Череповца, Казани и даже из частных собраний. Поддержку в организации экспозиции оказал банк ВТБ , сотрудничающий с Русским музеем уже более 10 лет.

Сам Верещагин называл себя не баталистом, а художником военных сцен. В его произведениях действительно редко можно увидеть эффектные "глянцевые" сцены сражений, яркие образы героев-победителей или официальные портреты высших военных чинов, столь характерные для традиционной батальной живописи. В первую очередь его волновали приносимые войной страдания и героический дух простых солдат. В своих произведениях он первым в изобразительном искусстве рассказал зрителю о войне как о величайшем зле, как об огромной человеческой драме.

Что такое война Верещагин знал не понаслышке. В 1868 году художник в составе небольшого русского гарнизона оборонял от войск бухарского эмира цитадель Самаркандской крепости. За проявленный героизм был награжден Георгиевским крестом IV степени. Этот период своей жизни Верещагин запечатлел в знаменитой Туркестанской серии, посвященной жизни народов Средней Азии.

На выставке в Русском музее соберутся вместе и холсты Балканской серии, в основном рассказывающие о трагическом штурме Плевны. Верещагин прошел с русской армией весь ее трудный боевой путь, исключая лишь то время, когда после тяжелого ранения на Дунае, пролежал более двух месяцев в госпитале, борясь со смертью.

"Выполнить цель, которой я задался, дать обществу картину настоящей неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, болезни, раны. Нужно не бояться жертвовать своей кровью, своим мясом, иначе картины мои будут не то", — писал Верещагин.

Но бесстрашный военный и неутомимый путешественник Верещагин писал не только войну. Наряду с прославленными военными полотнами на выставке впервые будет наиболее полно раскрыта менее известная широкому зрителю, но не менее важная грань творчества живописца. Посетители смогут увидеть выполненные в разные годы пейзажные этюды, графические произведения, а также портреты и сюжетные композиции, посвященные этнографическим мотивам. Художник путешествовал всю жизнь, побывал в Западном Китае, Индии, Сирии, Палестине, Америке, Японии, на Филиппинах и Кубе. Жизнь этих стран он запечатлел в жанре документально-этнографической живописи.

"Одни распространяют идеи мира своим увлекательным могучим словом, другие выставляют в защиту ее разные аргументы, религиозные, экономические и другие, а я проповедую то же посредством красок", — писал Верещагин о своем творчестве.

Погиб художник 31 марта 1904 года, находясь на флагманском броненосце "Петропавловск", который подорвался на японской мине на рейде Порт-Артура. Чтобы петербуржцы смогли познакомиться не только с творчеством, но и с биографией удивительного художника, представленную в Петербурге экспозицию дополнили уникальные документальные материалы из архива Русского музея и предметы быта из собрания Российского Этнографического музея, связанные с жизнью Верещагина.

Увидеть выставку работ Василия Верещагина в Русском музее можно с 20 апреля по 24 июля в корпусе Бенуа (Набережная канала Грибоедова, 2).

Генеральный спонсор выставки банк ВТБ.

С.-ПЕТЕРБУРГ, 20 апр — РИА Новости. Выставка, посвященная 175-летию со дня рождения всемирно известного русского художника-баталиста Василия Верещагина, открывается в корпусе Бенуа Государственного Русского музея в четверг, сообщает музей.

На выставке "Василий Васильевич Верещагин. К 175-летию со дня рождения" будет представлено более 150 произведений художника из собрания Русского музея, Третьяковской галереи, Государственного Исторического музея, художественных музеев Пскова, Новгорода, Иванова, Костромы, Ярославля, Череповца, Казани и частных собраний. Банк ВТБ выступает генеральным спонсором выставки. С именем Верещагина в истории отечественной живописи ассоциируется определение — художник-путешественник. С 1858 года художник побывал в Дании, на Филиппинах, во Франции, в Индии, у берегов Англии и в Средней Азии, на Кавказе и Кубе, на Балканах и в США.

"Верещагин был свидетелем и участником многих исторических событий. Достоверность и неординарность сюжетов его полотен, всегда придававшие им особую притягательность, стали основополагающими творческими принципами мастера и в работе над батальными ценами, и в изображении жизни различных народов. С самого начала своей художественной карьеры Верещагин оказывался там, где происходили важные для России политические события, где требовался художник-военный корреспондент, способный беспристрастно зафиксировать обстановку, передать общее и подметить характерные детали", — говорится в сообщении.

Верещагин совершил два путешествия в Туркестан в составе военной миссии, участвовал в операциях против бухарского эмира и в обороне Самаркандской крепости и за проявленное мужество был награжден Георгиевским крестом 4-й степени. В этой серии представлены такие картины, как "Киргизские кочевья", "Перевал Барскаун", "Развалины в Чугучаке", "У дверей мечети" и другие. Как отмечают организаторы, художественная концепция Верещагина-баталиста воплотилась в одном из его самых знаменитых произведений "Апофеоз войны". Отступая от официальной концепции батального жанра, художник обращался к эпизодам, связанным с изображением жестокостей войны и поражений русской армии. В этом плане характерна картина "Шипка-Шейново".

"В батальных картинах туркестанской серии определился главный вектор в работе художника, выступившего реформатором этого жанра, — снижение официального пафоса в образных решениях картин, прославляющих победы отечественного оружия, и обращение к мотивам, передающим опасные будни армейской жизни, полные внутреннего драматизма", — отмечают в музее.

Индийско-гималайские работы, по словам организаторов, раскрыли талант Верещагина-пейзажиста, также он много писал святые места, монастыри и пещерные храмы. В этой серии представлены такие работы, как "Ледник по дороге из Кашмира в Ладак", "Мавзолей Тадж-Махал в Агре", "Главный храм монастыря Тассидинг. Сикким". Также известна серия работ Верещагина, созданная им в путешествии по Японии: "Шинтоистский храм в Никко", "Японка", "Японский нищий", "В парке" и другие.

С середины 1880 годов Верещагин стал чаще бывать и работать в России, и в этот период обратился к темам, связанным с ее историей и национальной культурой. Он побывал в Ярославле, Костроме, Ростове, Вологде, на Соловках. Созданные им работы представили его как историка национального искусства, мастера интерьерной и орнаментальной живописи, и как портретиста.

Экспозицию дополнят уникальные документальные материалы из архива Русского музея и предметы быта из собрания Российского Этнографического музея, связанные с жизнью и творчеством Верещагина.

Выставка "Василий Васильевич Верещагин. К 175-летию со дня рождения" продлится до 24 июля 2017 года.






Описание

20 апреля 2017 года в Корпусе Бенуа Государственного Русского музея открывается масштабная выставка выдающегося русского художника Василия Васильевича Верещагина.


Художник Верещагин известен своими батальными полотнами. Его живописные произведения Туркестанской и Балканской серий известны во всем мире. Не меньший интерес представляют работы мастера, посвященные его путешествиям на Восток – пейзажи, портреты, этнографические бытовые сцены. Смело можно выделить Василия Верещагина, как художника сумевшего наиболее тонко раскрыть смысл жизни и бытия Востока.


Жизненный и творческий путь художника неразрывно связан с русской армией. Получив военное образование, Василий Верещагин поступает в Петербургскую академию художеств, которую заканчивает с отличием.


Многие работы раннего периода художника были выполнены во время его путешествий.


В 1868 году Василий Верещагин, оказавшись в Туркестане в качестве картографа, стал свидетелем и участником войны, объявленной бухарским эмиром России. В дальнейшем именно впечатления от жестокостей и ужасов этой войны сподвигли художника на создание серии картин, названной Туркестанской. Философское осмысление пережитого привнесло в произведения мастера пацифистский смысл.


Батальные полотна Василия Верещагина пронизаны патриотизмом и одновременно несут трагические ноты. Картины в своем безупречном композиционном построении, великолепно нарисованы в реалистической манере с тщательной деталировкой и великолепно прописаны в присущей мастеру живописной манере.


Вместе с Туркестанской серией в Русском музее будут широко представлены произведения знаменитой Балканской серии.


Во время Русско-Турецкой войны 1877-1878 г.г. Верещагин участвует в боевых действиях на Балканах. Сюжеты большинства картин этого цикла не изображают батальные сцены, события происходят до, либо после сражения. Такой сюжетный выбор позволил художнику добиться максимального психологического воздействия на зрителя и раскрытия главной философской идеи художника неприятия войны.


На выставке будут представлены работы мастера, выполненные во время его путешествий в Индию и другие страны Востока. В отличие от военных серий, эти картины пронизаны лирическими настроениями и выполнены в импрессионистической манере.


На выставке «Василий Васильевич Верещагин. К 175-летию со дня рождения» широко представлены натурные зарисовки и графические листы, выполненные художником во время путешествий. На стендах можно ознакомиться с архивными документами, посвященными великому русскому художнику.