В хабаров портрет милы биография. Сочинение по картине Хабарова «Портрет Милы

В хабаров портрет милы биография. Сочинение по картине Хабарова «Портрет Милы
В хабаров портрет милы биография. Сочинение по картине Хабарова «Портрет Милы

Картина художника В. И. Хабарова «Портрет Милы» очень интересна по своему решению.
Центральная фигура картины — девочка Мила. Девочка, очевидно, школьного возраста, уютно устроилась в глубоком кресле. Она поджала под себя ноги и увлеченно погрузилась в книгу. Мила даже забыла о том, что ноги ее обуты в тапочки, и в обуви влезла в кресло. Можно предположить, что героиня наконец-то взяла в руки книгу, которую давно мечтала прочесть. Поза героини картины свидетельствует о том, что девочка сопереживает персонажам, она увлечена чтением. Очевидно, повествование уже подходит к завершению, и потому лицо героини выражает такую сосредоточенность и погруженность в события сюжета.Попробуем рассмотреть героиню. У Милы тонкие черты лица. Ее светлые волосы аккуратными прядями спадают на плечи. Почему-то кажется, что лицо этой девочки редко выражает такую сосредоточенность.
Над головой девочки можно увидеть небольшой белый светильник.
Вероятно, уже наступил вечер, и девочка отдыхает с книжкой на коленях.
Очень интересна композиция картины Хабарова. Прямоугольный холст, центральную часть которого занимает круглое кресло. Именно кресло с девочкой, сидящей в нем, является центром композиции картины. Оно отчетливо выделено художником — уютное, большое, глубокое, в котором можно устроиться с любимой книжкой и провести приятный вечер, сопереживая героям. Синий тон обивки кресла также свидетельствует о стремлении художника изобразить спокойствие вечера. Обрамление кресла — это светлые бежевые обои на стенах и тепло-коричневый, слегка красноватый пол, предположительно деревянный или паркетный. Пол сверкает в лучах электрического света, оттеняя матовую синеву кресла. Почти янтарного цвета тонкие ножки кресла подчеркивают «солнечность», уютность настроения картины. Хабаров сумел изобразить расслабленную увлеченность девочки, отдыхающей с книгой в руках.
Интересная деталь на картине — белые фигурные коньки, лежащие рядом с креслом, в правом нижнем углу картины. Деталь эта любопытна и с точки зрения сюжета картины, и композиционно. Коньки словно отражают своим белым цветом изображенную в левом верхнем углу настенную лампу. Два белых пятна еще сильнее подчеркивают тепло-янтарное цветовое решение комнаты и темную насыщенную синеву кресла. От коньков к лампе можно провести диагональную черту.
Что касается сюжета картины, в нем коньки тоже играют не последнюю роль. Если дать волю фантазии, можно представить, как девочка Мила после школы мчится на каток с коньками в руках. А следовательно, на улице зима, мороз, лед замерз и превратился в сверкающее хрустальное зеркало. Мила с друзьями катается по льду. Наверное, она неплохо катается, и коньки — частые ее спутники. Ведь иначе они лежали бы в шкафу и покрывались пылью. Но недаром художник изобразил фигурные коньки рядом с креслом, в котором устроилась девочка. К тому же, Мила сидит в кресле в спортивных брюках. Итак, Мила после школы побывала на катке с друзьями, после чего вернулась домой. Возможно, поднялась метель, за окнами бушует ветер, хлопья снега падают на землю белоснежным покрывалом. А девочка, сняв верхнюю одежду и небрежно бросив коньки, взяла книгу и уютно устроилась в кресле.
Мне понравилась картина Хабарова «Портрет Милы». Девочка, сидящая в кресле с книгой в руках, кажется увлекающейся натурой. Ей нравится спорт, но и книги тоже. Недаром на лице ее такая увлеченность. Мила полностью погрузилась в строчки книги. Становится интересно, что же она читает. И кажется, что на страницах книжки описываются приключения, путешествия к дальним странам.

Вот сейчас передо мной находится репродукция картины Хабарова Портрет Милы. Когда смотришь на его работу, то понимаешь, шедевр можно сотворить и с обычных бытовых ситуаций и для этого не обязательно изображать знаменитых личностей.

Хабаров Портрет Милы

Хабаров Портрет Милы написал в 1970 году, а сегодня, знакомясь с картинами и самим художником, нам предстоит написать по его картине для 7 класса.

Свое Хабарова начну с центральной композиции, а именно, с главной героини, которую и изобразил художник. Это красивая девочка, которая имеет стройное и слегка худощавое телосложение. По названию картины мы понимаем, что зовут ее Мила.

О работе художника Хабарова Портрет Милы в своем сочинении скажу, что это замечательная работа, в которой автор изобразим Милу за чтением книги. Что это за книга, мы не можем знать, но, судя по ее состоянию, она слегка растрепалась, ее уже много раз читали. Значит, это очень увлекательная книга. Да и по Миле мы видим, насколько она увлеклась чтением. Ничто ее не может отвлечь. К тому же, книгу она читает уже на последних страницах, а значит, сейчас происходит развязка сюжета и уж точно оторваться невозможно, по себе знаю.

Мила — красивая, нежная, у нее светлые волосы. Одета в домашнюю одежду. Расположилась она в уютном кресле, которое автор изобразил в синем цвете. Наверное таким решением он хотел привлечь к своей картине внимание зрителя, чтобы мы свое внимание сконцентрировали именно на девочке, а не на окружающих деталях, которых не так уж и много.

Кресло глубокое, и кажется, очень уютным и комфортным. Стоит оно в углу комнаты, на стене висит бра, а рядом на полу лежат коньки. Возможно, Мила только недавно пришла с улицы, где с подругами каталась на коньках, а может, наоборот, только собирается пойти и приготовила коньки, которые нужно захватить с собой, но процесс чтения настолько увлек девочку, что она обо всем позабыла. Есть только Мила, книга, и те герои, что живут в произведении.

Картина Хабарова Портрет Милы привлекает своей душевностью и теплотой. Смотришь на нее и понимаешь, как же это прекрасно прибежать домой после прогулки, и перед сном почитать любимую книгу, уютно устроившись в кресле.

Валентин Хабаров - замечательный советский художник, чьи картины всегда интересны своими сюжетами, отражающими целую эпоху. Свое полотно «Портрет Милы» Валентин Иосифович написал в 1970 году. Он показал то, что его поколение очень любило читать. Книги в то время значили очень многое, и это было настоящее волшебство, которому человек всегда обращался в свое свободное время. Читали в то время много, но увлекались чтением не только взрослые, но и дети.

Картина Валентина Хабарова «Портрет Милы» интересна по тому, как автор полотна строит изображение. Так, в центре картины находится сама девочка. Видно, что она школьного возраста, но когда у Милы выдалась свободная минутка, то она, уютно устроившись в кресле на тоненьких ножках, сразу стала читать. Зритель обратить внимание и на то, что девочке сидеть удобно, несмотря на то, что кресло глубокое. Но Мила, поджав ноги, увлечена развитием сюжета в ее книге. Девочка настолько сильно увлеклась чтением, что даже забыла снять тапочки и прямо в них села в кресло. Может быть, именно сегодня ей попалась книга, о которой она давно мечтала. Поэтому героиня картины так спешить прочитать это произведение. По тому, как девочка сидит, как она прижимает колени и сжимает свои руки, заметно, что Мила переживает из-за того, как развивается сюжет и как складывается судьба главных героев.

По толщине книги, которая уже прочитана девочкой, можно определить, что она скоро сюжет уже будет дочитан и героиня картины уже сможет выдохнуть. Но пока она ничего не замечает вокруг, а ее глаза прикованы к строчкам в книге. На лице Милы отражается сосредоточенность и погруженность в сюжет книги, в то, как происходит развязка действия.

Валентин Хабаров прекрасно и очень точно и детально изобразил и девочку. У Милы милое и светлое лицо с тонкими чертами. Ее тоненькие и светлые волосы, едва доходящие до плеч, аккуратно расчесаны и уложены. Глаза, не отрываясь, смотрят в книгу. Над головой девочки зритель видит белоснежный светильник. Он небольшого размера, круглой формы. На стене его поместили так, чтобы он всегда светил на кресло, где, наверное, многие члены семьи читали книги. Скорее всего, уже наступил вечер, и девочка специально села в это кресло, чтобы включить светильник и читать под более ярким освещением.

Интересно и кресло, которое художник поставил на центральное место в картине. Четко Валентин Иосифович прорисовывает и его. Оно уютное, большое, глубокое. В нем всегда можно приятно привести вечер, читая книгу. И поза девочки, да и кресло тоже указывает на то, что этот вечер хороший и спокойный.

Само кресло темно-синего цвета, но стоит оно на высоких коричневых ножках из дерева. Цвет этого кресла прекрасно сочетается с обоями на стенах. Они бежевые с оттенком тепло–коричневого цвета. В эту цветовую гамму картины прекрасно подходит и цвет пола - красноватый. Пол паркетный и чистый. На его поверхности отражаются световые блики от светильника, который включен на стене и дополняет основное освещение в комнате.

Художнику Валентину Хабарову удалось замечательно изобразить девочку, которая уверенно читает, но при этом с заинтересовавшей ее книгой она чувствует себя расслабленной и отдыхающей. Неожиданной деталью во всей этой композиции являются коньки, которые лежат рядом с креслом. Они белые и фигурные. Может быть, еще совсем недавно девочка была на прогулке, но, вернувшись, сразу же принялась за чтение той книги, которая смогла ее так сильно заинтересовать.

И вот тут хочется обратить внимание и на одежду девочки. Она одета в белоснежную майку с коротким рукавом. Но девочка, несмотря на то, что на улице зима совсем не мерзнет. Поэтому становиться понятно, что в квартире очень тепло. Но на ногах Милы одеты спортивные брюки, а это значит, что совсем недавно девочка занималась спортом: каталась, играла в снежки, бегала по снежным улицам города. Но не только веселые и подвижные развлечения нравятся девочке. Ее привлекает и чтение. Поэтому, едва закрыв дверь и сняв верхнюю одежду, Мила сразу же стала дочитывать книгу, которая ее так заинтересовала.

Может быть, в это время за окном бушует ветер, стучит в окна, падает снег красивыми и белоснежными хлопьями, но героиню картины Хабарова все это сейчас не интересует и она думает лишь только о том, каков будет финал всего того сюжета, который оказался таким интересным. Может быть, сама девочка начнет сочинять книги, которые потом будут дети. И хочется верить, что судьба этой искренней и такой спокойной героини картины сложиться хорошо и в жизни ее ждут лишь только удачи.

В своей картине художник Валентин Хабаров показал, что детство у девочки беззаботное, что она может спокойно бегать и прыгать, увлеченно проводить вечера за чтением понравившихся книг, заниматься спортом. Трудно оторвать глаз от этого полотна, и она очень нравится зрителям.

Для написания сочинения по "Портрету Милы" Хабарова необходим план работы.

План сочинения

Вступление. О художнике В. И. Хабарове.

1. О портрете и его сюжете.

2. Героиня портрета: одежда, обувь, книга.

3. Интерьер комнаты и общая композиция картины.

Заключение. Впечатления от портрета.

Вступление

Во вступлении к сочинению по "Портрету Милы" Хабарова нужно сказать, что сегодня художнику Валерию Иосифовичу Хабарову 73 года. Люди этого поколения родились в трудные военные годы, и расти им приходилось в неустроенное, голодное, послевоенное время. Тогда всем жилось нелегко, необходимо было много работать, на развлечения времени не было.

Художник Валерий Хабаров много учился, а ведь учеба - тоже труд. После средней школы он окончил художественное училище, художественный институт в Москве, а потом еще занимался в творческой мастерской известного художника. В результате он стал известным мастером, членом Союза художников, получил различные награды за свои работы, участвовал во множестве отечественных и зарубежных выставок.

Наибольшую популярность Хабаров приобрел как портретист. При описании картины Хабарова "Портрет Милы" нельзя не вспомнить и другие его замечательные портреты. Такие, например, как шахматиста Карпова и хранителя музея в Бородино Шатова.

Портреты, выполненные Хабаровым, в частности "Портрет Милы", сочинение по которому мы разбираем, интересны, потому что выполнены в особенной, немного напряженной манере. Их герои словно захвачены какой-то идеей или деятельностью: вот гроссмейстер Анатолий Карпов стоит, опираясь на столик и тревожно вглядываясь в собеседника. Девочка Мила поглощена чтением книги. А пожилой хранитель музея Константин Шатов смотрит с портрета так мудро, словно сам был свидетелем битвы при Бородино, и все события тех лет навеки остались в его памяти.

Особенностью письма художника в своем сочинении по "Портрету Милы" Хабарова можно назвать некоторую резкость изображения - такую можно встретить в работах представителей так называемой наивной живописи. Но эта угловатость не портит портреты, наоборот, она придает им особый шарм.

О портрете и его сюжете

Теперь перейдем непосредственно к описанию "Портрета Милы" Хабарова.

Полотно "Портрет девочки в кресле" (как оно первоначально называлось) написано в 1974 году. Оно считается одной из самых известных работ художника. Героиню портрета звали Мила Халдевич, поэтому картину часто называют просто "Портрет Милы".

К сожалению, об истории "Портрета Милы" Хабарова и о самой Миле Халдевич практически ничего не известно. Разве что мы можем предположить ее возраст и по некоторым деталям догадаться о том, как и где она жила.

Героиня портрета: поза, одежда, обувь, книга

Здесь перейдем к описанию внешности человека в картине Хабарова "Портрет Милы".

На портрете изображена девочка 12-13 лет, забравшаяся с ногами на кресло и увлеченно читающая книгу. Девочка полностью погружена в чтение: ее рот полуоткрыт, словно она в уме проговаривает фразы, приближающие сюжет к развязке. Наверное, так все мы выглядим со стороны, когда увлечены чем-то. Мы словно находимся внутри себя самого, как в какой-то чудесной капсуле. Может быть, поэтому художник изобразил свою героиню внутри круглого кресла, поджавшую ноги.

Вот-вот перевернутся последние страницы интересной книги, и девочка торопится. Эти страницы - всегда самые увлекательные, поэтому нет ничего удивительного в том, что девочка, прибежав с катка, едва успев раздеться, схватила книжку.

Эта картина предлагает множество вариантов изложения предыдущих и последующих событий, и это-то как раз всегда интересно зрителю (или, например, читателю) художественного произведения. Мы, обсуждая эти предполагаемые события, словно участвуем в создании картины наравне с художником.

В сочинении по "Портрету Милы" Хабарова можно отметить, что героиня портрета, скорее всего, целеустремленная, подвижная, развитая девочка. Она много читает (лентяйка ни за что не заставила бы себя прочесть такую толстую книгу до конца), занимается спортом (это видно по ее осанке, брошенным конькам и еще по тому, что на ней брюки - девочки в то время нечасто носили брюки). И она еще совсем не подвержена девчоночьим заботам о своем внешнем виде: на ней простенькая футболка, а пряди ее прямых волос просто и скромно разбросаны по плечам.

А вот джинсы... Нужно напомнить, что портрет написан в 1970-е годы, когда джинсами в советских магазинах еще не торговали, их можно было приобрести только на черном рынке. И это наводит на мысль о том, что Мила - из обеспеченной семьи, со связями. Она может позволить себе такую роскошь, как джинсовые брюки для девочки-подростка. Но даже эти джинсы говорят в пользу ее скромности - Миле некогда отвлекаться на улицу и прогулки с друзьями, она вся в учебе и своих внешкольных занятиях.

Интерьер комнаты и общая композиция картины

В сочинении по картине Валерия Хабарова "Портрет Милы" попытаемся описать окружающую героиню обстановку.

Скорее всего, Мила - городская жительница. Об этом нам сообщает интерьер, "попавший" на полотно. Паркет, изящный светильник, довольно изысканное для того времени круглое, как чаша, кресло.

По воспоминаниям пожилых, люди в 1970-х годах жили скромно. Если, конечно, это были не представители партийной верхушки. Многие товары нельзя было купить из-за дефицита. Все надо было "доставать". Это еще не так чувствовалось в крупных городах, но в провинции, и тем более в селах, трудно было найти даже хорошие книги. Хотя сейчас в это трудно поверить.

Значит, Мила, скорее всего, жила в крупном городе, где были каток и приличная библиотека. Вероятно, у нее были мать и отец, то есть полная семья.

Заключение. Впечатления от портрета

В заключении сочинения по картине Хабарова "Портрет Милы" можно отметить, что понравилась в этой картине. Например, то, что она написана реалистично, хоть и не так мастерски, как написаны картины Сурикова, Тропинина, Федотова.

И еще есть в ней какая-то сказочность. Не кажется, что Мила Халдевич - обычная девочка, такая, как все. И сами черты ее лица, и изображенный интерьер - все не обыденное, не повседневное.

Может быть, художник, как представитель направления "социалистический реализм", специально приукрасил жизнь самой простой девочки из типовой советской семьи? Ведь художники тех лет и должны были показывать обычные события жизни и рядовых героев. Хабаров отразил уют и мягкость мира Милы в картине. Но за всей этой мягкостью сквозит недосказанность. Социальным и семейным конфликтам явно нет места в этой спокойной, благополучной, полной достатка жизни.

Заканчивая описание картины Хабарова "Портрет Милы", заметим, что с годами это произведение будет вызывать все большее удивление у зрителей. Слишком многое изменилось с тех пор. Современная девочка, скорее, держала бы в руках смартфон или электронную книгу. Бумажные тома постепенно уходят в прошлое. Да и трудно сегодня встретить человека, с таким увлечением читающего книгу.

На высказывании этих спорных соображений закончим сочинение по картине Хабарова "Портрет Милы".

Удивительна и многогранна жизнь русского художника Валерия Иосифовича Хабарова.

Жизнь и творчество В. И. Хабарова

Полное название картины - «Портрет девочки в кресле», написана она в 1974 году художником Хабаровым Валерием Иосифовичем. Автор известен не только в России, но и во Франции, Италии, Германии, США. Родился художник в 1944 году, 4 августа, в городе Мичуринске Тамбовской области. Война лишила мальчика отца, поэтому он воспитывался своей матерью Зинаидой Дмитриевной. Творческие способности Валерий стал проявлять рано, его первым учителем был Платицин А.В. По рекомендации учителя мальчика взяли в Рязанское художественное училище в 1958 году. А в 1967 году Хабаров В. И. поступает в Московский художественный институт имени В. И. Сурикова. Его обучение продолжается и в творческой мастерской по 1977 год.

В этом же году он женится на Гурьяновой И. Основным его жанром был и остается портрет. В каждое свое творение он вкладывает особый смысл.

Самые популярные творения художника «Портрет В. И. Кушиловой и С. А. Гонозовой, написанный в 1989 году; «Портрет мальчика», «Натюрморт с вербой», «Портрет К. Шатова», написанный в 1977 году.

В произведении «Портрет девочки в кресле» многое раскрывает Хабаров «Портрет Милы» считает апофеозом своего творчества. Пишет В. И. Хабаров также иконы для Ильинской церкви в городе Мичуринск. Впечатляет выразительностью, глубиной отличается Богородица с младенцем на руках. Большинство его работ хранится в музее-усадьбе А. М. Герасимова.

Описание портрета Хабарова «Портрет Милы»

Глубоким смыслом наполнен и портрет Милы Холдевич. Стоит подробно изучить описание картины. Хабаров «Портрет Милы» видит под особым углом. На нем изображена девочка 12 лет, с интересом читающая книгу. Глубина переднего плана выразительно подчеркнута игрой полутонов - светлых и темных, ярких и приглушенных, теплых и холодных. Синее кресло на фоне теплых оттенков стен и пола, светлые детали одежды девочки - все здесь представлено в единой композиции и гармонично вписывается в общую идею. Игра контрастов создает впечатление наполненности и законченности образа. Удивительно, что передний план вовсе не противопоставлен фону.

Многое рассказывает Хабаров, «Портрет Милы». Сочинение-описание его картин раскрывает суть и смысл всего его творчества. Картина обладает необыкновенным магнетическим свойством. Каждая деталь на ней пропитана особым наполняющим теплом и уютом. Глядя на картину, как будто ощущаешь, как тепло разливается по телу после долгой зимней прогулки, когда входишь в уютную портрета Хабарова «Портрет Милы» позволяет увидеть, как бытовой жанр в картине весьма удачно соединился воедино с портретным изображением девочки.

Искусство портрета

Но не только это хотел передать автор в своем творчестве. Многие художники пишут картины известных людей того времени. Но история обычно прячется в монотонном и привычном укладе простого народа. Привычки, традиции, культура глубоко проникли в их быт. Считается, что портрет - это связующее звено между прошлым и настоящим. Это зеркало истории.

Взглянуть на портрет - это все равно что прочесть целую книгу. По внешнему описанию картины можно многое узнать об окружающем мире изображенного героя. Неслучайно современная школьная программа включает описание картины. Хабаров «Портрет Милы» пишет на понятном для современности языке.

Требования к портрету

Настоящий художник всегда заботится не только о внешнем сходстве, он старается передать чувства, мысли и характер человека. Перед первым взмахом кисти автор обязательно спросит: «Кто этот человек передо мной? Что он собой представляет? Строгий он, или добрый? Что любит? Чем занят герой? О чем мечтает?». В таком жанре, как портрет, необходимо продумать каждую деталь, запечатлеть каждую черту лица, каждую деталь мимики, чтобы как можно больше рассказать о человеке и об истории. Искусство портрета зародилось давно и имело культовое значение, но обособилось в отдельный жанр в эпоху Возрождения. Но во все времена основным требованием к портрету являлось внешнее сходство и раскрытие сущности человека.

О чем рассказывает «Портрет Милы»

Посредством красок и полотна художник способен запечатлеть блеск глаз, румянец или бледность. По ним можно сделать выводы о настроении изображенного человека и соприкоснуться с его внутренним миром. Опытный мастер помимо изображения на холсте, всегда даст волю фантазии для зрителя. Так и в картине «Портрет Милы» можно о многом поразмыслить. Описание портрета Хабарова «Портрет Милы» позволяет увидеть сосредоточенность на лице девочки, что говорит о большой увлеченности чтением. Можно предположить, что девочка увлекается фигурным катанием и буквально недавно пришла либо с тренировки, либо с катка, где весело проводила время с друзьями. Небрежно лежащие коньки говорят о спешке, с которой девочка садилась за книгу. Захватывающий сюжет читается в глазах девочки. Возможно, это приключенческий роман или историческое повествование о подвигах рыцарей.

Запечатленные мысли В. И. Хабарова

Если тщательно рассмотреть описание портрета Хабарова «Портрет Милы», то можно увидеть особую глубину и значимость картины для автора. На девочке домашняя одежда - футболка и джинсы. Русые волосы ее рассыпаны по плечам. Она представляет собой обыкновенную девочку нашего времени. Никто так точно не изобразил увлечение молодежи, их постоянную занятость, как Хабаров, «Портрет Милы». Сочинение-описание его творчества многое позволяет понять. В общей композиции картины читается, что автор отразил и себя в детстве. Возможно, это его желание и мечты, или грусть об ушедшем детстве - самом беззаботном периоде, когда можно спокойно читать интересующую тебя книгу и гулять с друзьями. Это время настоящей личной свободы, полетов мыслей и фантазий. Когда даже обычное синее кресло янтарного цвета с ножками, стоящее в углу комнаты, становится для тебя твоим собственным миром, в который ты уходишь, чтобы побыть наедине с собой. Описание картины В. Хабарова «Портрет Милы» таит особый смысл. Творческие личности имеют свое тонкое видение мира. Поэтому в картине В. И. Хабарова запечатлены те важные моменты, которые мы со временем упускаем из виду и перестаем ценить. Это время детских мыслей, незамутненных посторонними эмоциями, и отражающих только твое видение мира.