Торжественная увертюра 1812 год. Музыка истории

Торжественная увертюра 1812 год. Музыка истории

Торжественная увертюра «1812 год», соч. 49 - оркестровое произведение Петра Ильича Чайковского в память о победе России в Отечественной войне 1812 года . Пользуется популярностью, в числе прочего, из-за эффектного звучания. В исполнении участвуют хор, колокола, в финале предусмотрены пушечные залпы.

Премьера увертюры состоялась в Храме Христа Спасителя 8 августа (20 августа) 1882 года .

Обзор

Торжественная увертюра «1812 год» (1880 г.) принадлежит к особому роду произведений, предназначенных для исполнения в больших помещениях или на открытом воздухе. Это монументальная, программная пьеса написана для исполнения большим составом симфонического оркестра с прибавлением группы ударных, больших колоколов и подвешенного барабана, употребляемого в оперных оркестрах для изображения пушечных выстрелов, а также группы инструментов военного оркестра (по желанию).

Чайковский не дал литературной программы к увертюре, но образы пьесы настолько конкретны, что не нуждаются.в разъяснениях. В большом вступлении к сонатному allegro последовательно проходят три темы: молитва о даровании победы «Спаси, Господи, люди твоя» и две оригинальных темы - тревоги и героических военных сигналов. Сонатное allegro многотемно. Кроме главной и побочной партий, контрастных друг другу, в allegro введены темы, символизирующие две враждебные силы: русская песня «У ворот, ворот батюшкиных» и «Марсельеза». Обе имеют большое значение в разработке и репризе сонатной формы. В торжественной коде снова звучит тема молитвы в импозантном тембре медных, после чего появляется тема русского гимна «Боже, царя храни!» .

В коде Чайковский изобразил яркую картину победы русского войска, использовав эффект колокольного перезвона и пушечного салюта.

Тематизм увертюры основан па конкретных жанровых типах. Напевная мелодия побочной партии близка лирическим народным песням. С образом напева «У ворот, ворот батюшкиных» композитор, как видно, связывал молодецкую отвагу русских воинов. Но если в характеристике русских образов Чайковский удачно использовал фольклорный материал, то в характеристике французского нашествия он допустил просчет. Ему пришла в голову мысль воспользоваться темой «Марсельезы». Эта мелодия в течение всего XIX века ассоциировалась для европейцев с идеями свободы, борьбы народа за свои права. Здесь же «Марсельеза» рисует образ врага, характеризует нашествие, что вносит смысловой диссонанс. Героический мужественный характер мелодии противоречит её роли в драматургии целого.

Несмотря на этот недостаток, увертюра «1812 год» - эффектное произведение. Патриотическая идея придает ей героический характер, а величавое окончание утверждает его.

Инструменты

  • Духовой оркестр 1 (только в конце)
  • Деревянные духовые : флейта-пикколо , 2 флейты , 2 гобоя , английский рожок , 2 кларнета и 2 фагота
  • Медные духовые : 4 валторны в F, 2 корнета , 2 трубы , 3 тромбона (2 тенор, 1 бас) и туба
  • Ударные : литавры , большой барабан , малый барабан , тарелки , бубен , треугольник , колокола и пушка
  • Струнные : скрипки , альты , виолончели и контрабасы

Использование в популярной культуре

(используется, в основном, фрагмент с пушками)

  • По причине использования звука пушек и колоколов произведение очень хорошо подходит для тестирования качества воспроизведения низкочастотного диапазона динамиками класса Hi-Fi .
  • Примечателен выпуск грампластинок фирмой Telarc с этим произведением. По причине использования на дорожке для записи грома пушек зазора величиной примерно 300 мкм (нормальными считаются зазоры не более 100 мкм), большинство звукоснимателей оказывалось не в состоянии воспроизвести это место (вплоть до поломки иглы). Однако именно поэтому данная пластинка приобрела культовое значение в кругах поклонников аппаратуры класса High-End.
  • Произведение использует гимны Франции и России на момент 1882 года , а не 1812 года . С по 1815 год во Франции не было гимна, а «Марсельеза» не восстанавливалась в качестве гимна до 1870. «Боже, Царя храни» был написан и утверждён в качестве гимна России в 1833. Этот факт является, вероятно, случаем авторского подхода, когда Чайковский использовал мелодии, которые были знакомы публике.

Примечания

Ссылки

  • Российский гимн «Боже, Царя храни!» в музыке Чайковского - страница содержит несколько полных аудиозаписей увертюры.

Категории:

  • Произведения Петра Ильича Чайковского
  • Произведения для оркестра
  • Музыкальные произведения 1882 года
  • Отечественная война 1812 года в памятниках

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "1812 год (увертюра)" в других словарях:

    1812 год 1812 год (увертюра) увертюра П. И. Чайковского 1812 год (опера) опера М. М. Багриновского … Википедия

    Торжественная увертюра 1812 год Чайковского - … Орфографический словарь русского языка

    1812 может означать: натуральное число между 1812 и 1813. 1812 год невисокосный год григорианского календаря. В истории Англо американская война (1812 1815) война между Великобританией и США в период наполеоновских войн.… … Википедия

    - (французское ouverture, от лат. apertura открытие, начало) оркестровая пьеса, предваряющая оперу, ораторию, балет, драму, кинофильм и т.п., а также самостоятельное оркестровое произведение в сонатной форме (См. Сонатная форма). … … Большая советская энциклопедия

    увертюра - УВЕРТЮРА1, ы, ж Музыкальный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре, самостоятельная оркестровая пьеса, обычно программного характера. Знаменитая увертюра П.И. Чайковского «1812 год» музыкальное напоминание о событиях Бородинской битвы … Толковый словарь русских существительных

    Увертюра - (франц. ouverture открытие, вступление) инструмент, вступление к сочинениям крупной формы (опера, балет, оперетта, сюита, драматич. спектакль с музыкой и т. д.). Историч. корни У. в фанфарных сигналах, открывавших оперу на заре ее существования… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Наградная медаль в честь 100 летия победы в Отечественной войне 1812 года. Надпись: «Славный год сей минул, но не пройдут содеянные в нём подвиги» Отечественная война 1812 года оставила глубокий след в сознании российского общества, во … Википедия

    ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 Г. - Освободительная война России против наполеоновской агрессии. В июне 1812 года полумиллионная армия Наполеона, возглавляемая императором Франции, стремившимся к мировому господству, перешла русскую границу. План Наполеона состоял в том, чтобы… … Лингвострановедческий словарь

Торжественная увертюра «1812 год», соч. 49 - оркестровое произведение Петра Ильича Чайковского в память о победе России в Отечественной войне 1812 года . Пользуется популярностью в мире из-за эффектного звучания и важности событий 1812 года для Европы и Америки. В исполнении участвуют колокола, в финале предусмотрены пушечные залпы.

1812 год

Увертюра 1812 года, исполненная с пушечным огнём
Композитор П. И. Чайковский
Форма и номер опуса торжественная увертюра, op. 49
Тональность ми-бемоль мажор
Темп Largo (♩ = 60)
Дата и место сочинения
Инструменты флейта-пикколо, 2 флейты, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, 2 фагота, 4 фа-валторны, 2 корнета, 2 трубы, 3 тромбона (2 тенор, 1 бас) и туба, литавры, большой барабан, малый барабан, тарелки, бубен, треугольник, колокола и пушка, скрипки, альты, виолончели и контрабасы
Дата и место первой постановки 8 августа (20 августа) , Храм Христа Спасителя , Москва
1812 Overture
Performed by the Skidmore College Orchestra. Courtesy of Musopen
Помощь по воспроизведению

Премьера увертюры состоялась в Храме Христа Спасителя 8 (20 ) августа года .

Обзор

Торжественная увертюра «1812 год» (1880 г.) принадлежит к особому роду произведений, предназначенных для исполнения в больших помещениях или на открытом воздухе. Эта монументальная, программная пьеса написана для исполнения большим составом симфонического оркестра с прибавлением группы ударных, больших колоколов и подвешенного барабана, употребляемого в оперных оркестрах для изображения пушечных выстрелов, а также группы инструментов военного оркестра (по желанию).

Чайковский не дал литературной программы к увертюре, но образы пьесы настолько конкретны, что не нуждаются в разъяснениях. В большом вступлении к сонатному allegro последовательно проходят три темы: молитва о даровании победы «Спаси, Господи, люди твоя» и две оригинальных темы - тревоги и героических военных сигналов. Сонатное аллегро многотемно. Кроме главной и побочной партий, контрастных друг другу, в аллегро введены темы, символизирующие две враждебные силы: русская песня «У ворот, ворот батюшкиных» и «Марсельеза ». Обе имеют большое значение в разработке и репризе сонатной формы. В торжественной коде снова звучит тема молитвы в импозантном тембре медных, после чего появляется тема русского гимна «Боже, Царя храни! ».

В коде Чайковский изобразил яркую картину победы русского войска, использовав эффект колокольного перезвона и пушечного салюта.

Тематика увертюры основана на конкретных жанровых типах. Напевная мелодия побочной партии близка лирическим народным песням. С образом напева «У ворот, ворот батюшкиных» композитор, связывал с исконной духовной стойкостью русских воинов. В характеристике русских образов Чайковский удачно использовал фольклорный материал, в характеристике французского нашествия он использовал тему «Марсельеза ». Несмотря на то, что «Марсельеза » для европейца ассоциируется с чистотой и свободой в увертюре она звучит напряженно, зловеще, с диссонансами на втором плане - это логичное решение, ведь русское дворянство боготворило французскую культуру, они разговаривали на французском языке, повторяли манеры французов и их моду. Но вот наполеоновская армия подошла к Москве, и, естественно, все «прекрасно-французское» мгновенно обретает иной окрас, и «Марсельеза» уже рисует образ врага, характеризует нашествие, что вносит дополнительный драматизм в структуру целого.

Увертюра «1812 год» - эффектное произведение. Патриотическая идея придает ей героический характер, а величавое окончание утверждает его.

В советское время эту увертюру, как правило, исполняли в редакции Виссариона Шебалина , где вместо темы «Боже, царя храни!» использована главная тема эпилога из оперы Глинки «Жизнь за царя» (транспонированная в ми-бемоль мажор). Существуют также редакции Сергея Кусевицкого и Эндрю Корнэлла, в которых темы молитвы и русского гимна дублируются смешанным хором.

Уроки музыки

В 1880 году Пётр Ильич Чайковский получил заказ на создание музыки, посвященной великой победе русских войск в войне с Наполеоном и приуроченной к 25-й годовщине восшествия на престол императора Александра II.

Сам Чайковский далеко не лестно отзывался о своем сочинении: «Будет очень громко и шумно, к тому же я писал без должной любви и энтузиазма, следовательно, в этом произведении не будет ни какой художественной ценности». В то же время композитор доказал, что, обладая истинным профессионализмом, музыкант может выполнить любой заказ, добившись при этом блестящего результата. Несмотря на собственное критическое отношение к увертюре, он написал, возможно, одно из самых известных оркестровых произведений.

Годовщина

Идея создания музыкального сочинения на эту тему родилась у Антона Рубинштейна – музыканта, педагога и основателя Русского музыкального общества в Москве.

Чайковский приступил к написанию произведения в 1880 году, а в 1882 году на Художественно-промышленной выставке в Москве состоялась премьера, совпавшая также с освящением Храма Христа Спасителя.

Несмотря на негативное мнение Чайковского о своем сочинении, увертюра прочно закрепилась в классическом репертуаре и стала одним из самых часто исполняемых произведений.

Звуки войны

Увертюра описывает вторжение армии Наполеона в Россию и сражение при деревне Бородино под Можайском. В страшной битве обе стороны – и русские, и французы – понесли огромные потери, тем не менее, Наполеону удалось занять Москву. Однако, благодаря храбрости русских войск, великий полководец вынужден был отступить и с позором покинуть Россию.

Триумфальный финал

Торжественная увертюра «1812 год» (1880 г.) принадлежит к особому роду произведений, предназначенных для исполнения в больших помещениях или на открытом воздухе. Это монументальная, программная пьеса написана для исполнения большим составом симфонического оркестра с прибавлением группы ударных, больших колоколов и подвешенного барабана, употребляемого в оперных оркестрах для изображения пушечных выстрелов, а также группы инструментов военного оркестра (по желанию).

Чайковский не дал литературной программы к увертюре, но образы пьесы настолько конкретны, что не нуждаются в разъяснениях. В большом вступлении к сонатному allegro последовательно проходят три темы: молитва о даровании победы «Спаси, господи, люди Твоя» и две оригинальных темы — тревоги и героических военных сигналов. Сонатное allegro многотемно. Кроме главной и побочной партий, контрастных друг другу, в allegro введены темы, символизирующие две враждебные силы: русская песня «У ворот, ворот батюшкиных» и «Марсельеза». Обе имеют большое значение в разработке и репризе сонатной формы. В торжественной коде снова звучит тема молитвы в импозантном тембре медных, после чего появляется тема русского гимна.

В коде Чайковский изобразил яркую картину победы русского войска, используя эффект колокольного перезвона и пушечного салюта.

Тематизм увертюры основан па конкретных жанровых типах. Напевная мелодия побочной партии близка лирическим народным песням. С образом напева «У ворот, ворот батюшкиных» композитор, как видно, связывал молодецкую отвагу русских воинов. Но если в характеристике русских образов Чайковский удачно использовал фольклорный материал, то в характеристике французского нашествия он допустил просчет. Ему пришла в голову мысль воспользоваться темой «Марсельезы». Эта мелодия в течение всего XIX века ассоциировалась для европейцев с идеями свободы, борьбы народа за свои права. Здесь же «Марсельеза» рисует образ врага, характеризует нашествие, что вносит смысловой диссонанс. Героический мужественный характер мелодии противоречит ее роли в драматургии целого.

Несмотря на этот недостаток, увертюра «1812 год» - эффектное произведение. Патриотическая идея придает ей героический характер, а величавое окончание утверждает его.

П. И. Чайковский. Торжественная увертюра «1812 год»
В исполнении оркестра Всесоюзного радио, дирижер В. Федосеев

П. И. Чайковский — Торжественная увертюра «1812 год»
В исполнении Королевского симфонического оркестра, дирижер Марк Элдер
Лондонский королевский зал искусств и наук имени Альберта

Разработка Prototype в разделе Готовые уроки , Разработки уроков и опубликована 7th Декабрь, 2014
Вы находитесь:

Получил заказ на создание музыки, посвященной великой победе русских войск в войне с Наполеоном и приуроченной к 25-й годовщине восшествия на престол императора Александра II.

Сам Чайковский далеко не лестно отзывался о своем сочинении: «Будет очень громко и шумно, к тому же я писал без должной любви и энтузиазма, следовательно, в этом произведении не будет ни какой художественной ценности». В то же время композитор доказал, что, обладая истинным профессионализмом, музыкант может выполнить любой заказ, добившись при этом блестящего результата. Несмотря на собственное критическое отношение к увертюре, он написал, возможно, одно из самых известных оркестровых произведений.

Годовщина

Идея создания музыкального сочинения на эту тему родилась у – музыканта, педагога и основателя Русского музыкального общества в Москве.

Чайковский приступил к написанию произведения в 1880 году, а в 1882 году на Художественно-промышленной выставке в Москве состоялась премьера, совпавшая также с освящением Храма Христа Спасителя.

Несмотря на негативное мнение Чайковского о своем сочинении, увертюра прочно закрепилась в классическом репертуаре и стала одним из самых часто исполняемых произведений.

Звуки войны

Увертюра описывает вторжение армии Наполеона в Россию и сражение при деревне Бородино под Можайском. В страшной битве обе стороны – и русские, и французы – понесли огромные потери, тем не менее, Наполеону удалось занять Москву. Однако, благодаря храбрости русских войск, великий полководец вынужден был отступить и с позором покинуть Россию.

Триумфальный финал

Торжественная увертюра «1812 год» (1880 г.) принадлежит к особому роду произведений, предназначенных для исполнения в больших помещениях или на открытом воздухе. Это монументальная, программная пьеса написана для исполнения большим составом симфонического оркестра с прибавлением группы ударных, больших колоколов и подвешенного барабана, употребляемого в оперных оркестрах для изображения пушечных выстрелов, а также группы инструментов военного оркестра (по желанию).

Чайковский не дал литературной программы к увертюре, но образы пьесы настолько конкретны, что не нуждаются в разъяснениях. В большом вступлении к сонатному allegro последовательно проходят три темы: молитва о даровании победы «Спаси, господи, люди Твоя» и две оригинальных темы - тревоги и героических военных сигналов. Сонатное allegro многотемно. Кроме главной и побочной партий, контрастных друг другу, в allegro введены темы, символизирующие две враждебные силы: русская песня «У ворот, ворот батюшкиных» и «Марсельеза». Обе имеют большое значение в разработке и репризе сонатной формы. В торжественной коде снова звучит тема молитвы в импозантном тембре медных, после чего появляется тема русского гимна.

В коде Чайковский изобразил яркую картину победы русского войска, используя эффект колокольного перезвона и пушечного салюта.

Тематизм увертюры основан па конкретных жанровых типах. Напевная мелодия побочной партии близка лирическим народным песням. С образом напева «У ворот, ворот батюшкиных» композитор, как видно, связывал молодецкую отвагу русских воинов. Но если в характеристике русских образов Чайковский удачно использовал фольклорный материал, то в характеристике французского нашествия он допустил просчет. Ему пришла в голову мысль воспользоваться темой «Марсельезы». Эта мелодия в течение всего XIX века ассоциировалась для европейцев с идеями свободы, борьбы народа за свои права. Здесь же «Марсельеза» рисует образ врага, характеризует нашествие, что вносит смысловой диссонанс. Героический мужественный характер мелодии противоречит ее роли в драматургии целого.

Несмотря на этот недостаток, увертюра «1812 год» - эффектное произведение. Патриотическая идея придает ей героический характер, а величавое окончание утверждает его.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация 15 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Торжественная увертюра «1812 год», ми-бемоль мажор, соч. 49, финал симфонической увертюры, mp3;
Торжественная увертюра «1812 год», ми-бемоль мажор, соч. 49 (полная версия), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Единственным крупным музыкальным произведением, посвящённым Отечественной войне 1812 года, по сию пору, остаётся Торжественная увертюра «1812 год», написанная Петром Ильичем Чайковским в 1880 году, к открытию храма Христа Спасителя. Композитор воспел в ней подвиг русского народа.

Увертюра принадлежит к особому роду произведений, предназначенных для исполнения в больших помещениях или на открытом воздухе. Это монументальная, программная пьеса написана для исполнения большим составом симфонического оркестра с прибавлением группы ударных, больших колоколов и подвешенного барабана, употребляемого в оперных оркестрах для изображения пушечных выстрелов, а также группы инструментов военного оркестра (по желанию).

Чайковский не дал литературной программы к увертюре, но образы пьесы настолько конкретны, что не нуждаются.в разъяснениях. В большом вступлении к сонатному allegro последовательно проходят три темы: молитва о даровании победы «Спаси, господи, люди твоя» и две оригинальных темы - тревоги и героических военных сигналов. Сонатное allegro многотемно. Кроме главной и побочной партий, контрастных друг другу, в allegro введены темы, символизирующие две враждебные силы: русская песня «У ворот, ворот батюшкиных» и «Марсельеза». Обе имеют большое значение в разработке и репризе сонатной формы. В торжественной коде снова звучит тема молитвы в импозантном тембре медных, после чего появляется тема русского гимна «Боже, Царя храни».

В коде Чайковский изобразил яркую картину победы русского войска, использовав эффект колокольного перезвона и пушечного салюта.

Патриотическая идея увертюры, придает ей героический характер, а величавое окончание утверждает его.

В 1927 г. Главный репертуарный комитет запретил публичное исполнение увертюры Чайковского «1812 год». Победа России над Наполеоном была названа войной «реакционного народа» против «республики, наследницы Великой французской революции». Остановить всю эту кампанию удалось только после того, когда И.Сталиным была разгромлена «оппозиция» в ВКП(б). Резкий поворот был совершён в мае 1934 г. Тогда исполнили увертюру Чайковского «1812 год».

В октябре 1941 года Москва превратилась в прифронтовой город. Оставшийся в столице симфонический оркестр радиокомитета под руководством народного артиста СССР Николая Семеновича Голованова дал в Колонном зале Дома союзов концерт для бойцов, отправлявшихся на фронт. И вновь прозвучала увертюра «1812 год». Симфонический и участвовавший вместе с ним духовой оркестр исполнили это произведение великого композитора с большим подъемом. Бойцы, одетые в походную форму, стоя аплодировали музыкантам. Оркестр пять раз повторял финальную часть увертюры. Она прозвучала как гимн великому русскому народу, как призыв к победе над врагом.

Однако кампания гонения на великое произведение не канула в Лету и возобновилась с ещё большим размахом усилиями «шестидесятников» в короткий момент хрущёвской «оттепели». Кинорежиссёр Михаил Ромм, выступая 26 февраля 1963 г. перед деятелями науки и искусства, заявил: «Хотелось бы разобраться в некоторых традициях, которые сложились у нас. Есть очень хорошие традиции, а есть и совсем нехорошие. Вот у нас традиция: исполнять два раза в году увертюру Чайковского "1812 год". Товарищи, насколько я понимаю, эта увертюра несёт в себе ясно выраженную политическую идею - идею торжества Православия и самодержавия над революцией. Ведь это дурная увертюра, написанная Чайковским по заказу. Я не специалист по истории музыки, но убеждён, что увертюра написана по конъюнктурным соображениям, с явным намерением польстить Церкви и монархии. Зачем Советской власти под колокольный звон унижать "Марсельезу", великолепный гимн французской революции? Зачем утверждать торжество царского черносотенного гимна? А ведь исполнение увертюры вошло в традицию».

Кинорежиссёр связал увертюру Чайковского с «советским антисемитизмом». А сегодня некоторые иностранные историки называют её и саму победу России в Отечественной войне 1812 г. «русским фашизмом». Даже в популярных монографиях, посвящённых творчеству П.И.Чайковского, говорится о всех произведениях великого композитора, кроме Торжественной увертюры. Кампания эта продолжается и ныне. Задача разрушения исторической памяти народа соответствует устойчивым философским установкам западников, согласно которым «время должно быть не хранителем вековой мудрости, не естественным залогом непрерывности традиции, а разрушителем старого и создателем нового мира».

Источники:

П.И. ЧАЙКОВСКИЙ. ТОРЖЕСТВЕННАЯ УВЕРТЮРА «1812 ГОД»

Исполняют: Оркестр штаба Западного военного округа и Центральный военный оркестр Министерства Обороны РФ. Дирижер: генерал-лейтенант Валерий Халилов, 25.09.2011 г.