Обряд изгнания злых духов. Что такое экзорцизм? Из «Творения святых Ангелов»

Обряд изгнания злых духов. Что такое экзорцизм? Из «Творения святых Ангелов»
Обряд изгнания злых духов. Что такое экзорцизм? Из «Творения святых Ангелов»

(Эксклюзивно для «Вестника магии и колдовства» (№20-21) 2010)

В христианской доктрине экзорцизмом называют изгнание из человеческого тела злых духов, приспешников Сатаны, с помощью определенных религиозных ритуалов. В Евангелии изгнанию бесов отведено довольно видное место. Иисус Христос, в период после Крещения, неоднократно изгонял нечистых духов из бесноватых. Одна из самых известных библейских историй, касающихся практики экзорцизма, повествует о том, как Иисус выгнал из некоего человека бесов и вселил их в стадо свиней. Животные, обезумевши, бросились в пропасть. «Ибо [Иисус] сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много». (Марк, 5:8-9) Таким образом, в Священном Писании впервые упоминается о том, что человек может быть одержим сразу же многими бесами.

Психические проблемы могут вызвать странное поведение, и люди склонны соответствовать ожиданиям. Это означает, что человек, испытывающий экзорцизм, с большей вероятностью будет действовать так, как он или она слышал о том, как другие ведут себя во время экзорцизма. Экзорцизмы иногда также включают использование зелий, наркотиков или поста, каждый из которых может вызывать сильную болезнь и странное поведение. Голодание может влиять на функцию мозга, а стресс экзорцизма может кардинально изменить поведение.

Экзорцизм с точки зрения науки

Некоторые защитники экзорцизма настаивают на том, что экзорцизм работает. Люди, подвергающиеся экзорцизму, могут проникать в гипнотические трансы, в течение которых они могут быть гораздо более внушаемыми, а это значит, что их поведение может впоследствии измениться. Драматический ритуал экзорцизма также может быть катарсистским для некоторых глубоко религиозных людей и может вдохновлять на изменение поведения или личности.

Властью изгнания нечистой силы вначале обладал только Иисус Христос, т.к. экзорцизм, как таковой, редко практиковался в иудаизме. Впоследствии, после нисхождения Святого Духа, эту Силу обрели и апостолы. Теология утверждает, что именно через них, основателей христианской церкви, эта способность перешла к их последователям — священникам через рукоположение.

Экзорцизм как злоупотребление Хотя каждый человек имеет право практиковать свои собственные религиозные убеждения, экзорцизмы иногда становятся формой жестокого обращения, и некоторые эксперты в области психического здоровья обеспокоены тем, что они могут заменить компетентное психиатрическое лечение людей с проблемами психического здоровья.

За последнее десятилетие несколько человек погибли во время экзорцизма. Женщина в Форт-Уэйн, штат Индиана, пыталась изгнать своего сына, заставляя его пить уксус и оливковое масло, а затем удерживала его во время экзорцизма. Мальчик задохнулся, и его мать была признана виновной в убийстве. А 3-летняя девочка в Аризоне почти задохнулась от своего деда, который пытался изгнать ее; дед был застрелен полицией.

Анализируя, изучая феномен одержимости, священнослужители со временем систематизировали свои знания и создавали каноны борьбы с проявлением потусторонних сил. На Руси самым первым таким каноном стало описание ритуала по изгнанию бесов, написанное в 1646 году Киевским митрополитом Петром Могилой. Он и является основой экзорцизма в православном обряде, наряду с Каноном святого Василия Великого (IV век).

  • Экзорцизм: злоупотребление или лечение?
  • Хранитель.
Эта статья впервые появилась в столбце «От редактора» в «Журнале христианских исследований», том 25, номер 3. Хэнк Ханеграфф сделал это снова. После первого предоставления чрезвычайно краткого, доступного и целеустремленного обращения с молитвой, он теперь предоставил ту же службу теме духовной войны. В обоих случаях он приносит освежающе библейскую перспективу предметам, в которых христиане проявляют большой интерес, но также большое недоразумение.

Подобно тому, как мы дополняли публикацию «Молитвы Иисуса» в Журнале с динамичным интервью Хэнка о молитве Ли Стробеля, в этом выпуске мы имеем столь же глубокую дискуссию между Штробелем и Ханеграаффом о духовной войне. Подобно молитве, духовная война имеет большое практическое значение для христианского роста. Крайне важно точно понять и применить то, что Библия должна сказать о преодолении искушения и противостоянии хитростям дьявола. Если Злой может убедить достаточно большой процент христиан, чтобы заменить суеверный подход к битве с ним вместо библейской модели, он в значительной степени нейтрализовал бы свидетеля церкви.

В русском православии обряд изгнания бесов называется отчиткой или вычиткой. Этот ритуал представляет собой чтение специальных молитв, осенение крестным знамением, а также окурение ладаном. Отчитывать имеет право только священник, получивший специальное благословение епископа. Но подобной практикой пользуются и миряне, обладающие, по их утверждению, даром изгнания бесов, имеющие благодать Духа Святого индивидуально, не так как священники через епископов, а те — преемственно от первых апостолов.

Этот сценарий может показаться нелепым, но есть веские основания полагать, что он идет полным ходом. Кажется, что нет конца субъективному, сенсационному и суеверному тарифу на духовную войну, которая доминирует на христианском книжном рынке. Посетите свой местный христианский книжный магазин. Скорее всего, вы найдете от 10 до 20 книг по темам духовной войны. Будут представлены два принципиально разных подхода. Подавляющее большинство книг будет пропагандировать относительно новую модель освобождения для духовной войны.

Эта модель подтверждает способность злых духов обладать или «демонизировать» христиан. Он предполагает существование и необходимость идентифицировать духов, связанных с различными грехами, духами, привязанными к определенным физическим местоположениям или объектам, и духами различных грехов, передаваемых по линиям крови человека. В любом из этих случаев он подчеркивает, что Бог дал христианам право противостоять этим демонам непосредственно, упрекая их, устно «привязывая» их 2, и приказал им оставить любого человека или место, которое, как полагают, они населяют.

Ритуалы, которыми пользуются почти все нецерковные экзорцисты, достаточно схожи между собой и являются помесью церковных канонов с заговорами из «народной магии» и заклинаниями из магии ритуальной. К церковным канонам относятся «заклинательные молитвы» святого Василия Великого, Канон Петра Могилы, католический «Ritual Romaum» («Римский Обряд», 1614 г.).

Использование этой власти считается центральным как для духовной войны, так и для христианского освящения или победы над грехом. Это прямое противостояние может принимать форму «молитвы о войне», в которой прежде всего обращаются к дьяволу и его легионам, а не к Богу, - а также к сеансам освобождения, совершаемым на христианах, включая иногда себя.

Если ваш христианский книжный магазин не обладает необычайно проницательной и добросовестной властью, вы найдете всего лишь несколько книг, которые не будут преподавать эти концепции и практики, но скорее будут пропагандировать историческую модель ученичества для духовной войны и освящения. Вероятно, в последней группе будет только одна книга, которая будет явно отделяться от прежней группы и называть те последние нововведения в духовной битве библейски ложными. Эта книга будет «Покрытие».

Сущность экзорцизма

По определению, понятие «экзорцизм» происходит от древнегреческого слова и означает «клятва». Проводить экзорцизм — это значит не столько изгонять нечисть, сколько «привести беса или демона к присяге», а также обратиться к высшим силам для того, чтобы они заставили сущность покинуть одержимого.

Случается, что по каким-то причинам, в человека (реже животное) вселяется какая-либо сверхъестественная сущность или поселяется в определённом здании или местности.

Начиная с публикации этих статей, новые авторы вышли на передний план с бестселлерами, которые распространяли дальше на евангелизм ошибочные идеи духовной войны и подходы к модели освобождения. Ее серия книг о силе молитвы 6 в последние годы доминировала над списками бестселлеров христианского научно-популярного журнала, нарушая рекорды в этом процессе, и у них нет никаких признаков ослабления. 7. Большая часть того, что Омартиан должен сказать о молитве, а христианская жизнь - это хорошо, и нет никаких сомнений в том, что ее книги помогли многим людям.

Эти сущности — всегда обязательно разумны, в отличии от сил действующих в порче, т.е. они представляют из себя то, кого называют бесами, дьяволами, злыми или иными духами. (Считается, что это может ещё быть проклятые души могущественных чародеев, пытающихся избежать кары, за свою преступную жизнь) Когда эти силы овладевают человеком, то он становится бесноватым или одержимым. В таком состоянии человек теряет свою индивидуальность и злой дух полностью овладевает его телом. При этом, возможны некоторые сверхъестественные проявления, в частности, левитация, телекинез, огромная физическая сила, одержимый говорит на незнакомых ему языках и упоминает о событиях, принципиально ему неизвестных. Дело в том, что все эти сущности, до падения, были могущественными светлыми существами. И они, хотя и омрачились падением, но свой ангельский ум и другие способности в определённой мере сохранили. Они прекрасно изучили свойства человека, физические и психические, они имеют доступ к телу, нервам, мозгу человека, они действуют и на душевные качества и проявления, всегда действуя во зло и к погибели человека.

Несмотря на добрые намерения Омартиана, когда она затрагивает вопросы духовной войны, она повторяет ошибки, которые она впитала в свою церковь в 23 года, «Церковь на пути» в Ван-Нуисе, штат Калифорния. Недавно он стал ведущим диспенсером модели освобождения духовной войны через свои очистительные министерства.

Первым шагом в отказе от греха является то, чтобы спросить у Бога то, от чего вам нужно избавиться. Если вы имеете дело со злыми духами, попросите Его показать вам, какие из них. Скажи: Боже, дай мне откровение. Покажите мне, если злой дух вызывает мой страх. Затем произнесите Писание из Слова Божьего, которое поддерживает вашу власть, чтобы изгнать этот дух. Выберите Писание, которое относится к вашей собственной жизни. Например, скажите: «Бог не дал духа страха, но силы, любви и здравого ума». Говорите прямо с злым духом с уверенностью и смелостью и полным знанием, что Иисус дал вам власть сделать это во имя Его.

Следует прояснить саму природу этих сущностей. Все эти силы существуют вне времени и пространства, и преград для их проникновения в наш мир практически не имеется. Существуют лишь определённые правила, регулирующие влияние сверхъестественного на наш мир. Эти сущности часто опосредованно участвуют в воздействиях порчи.

Порча – это магические действия чародеев посредством чёрной магии (в любой её форме), передается по роду и негатив его может проявляться не обязательно сразу, проявляясь на каждом члене семьи в разной форме и степени. То есть колдовство - это мина замедленного действия, готовая взорваться в назначенное время. Порча - это наложение на человека в период его жизни магии тёмных сил, деформирующей и пробивающей защитные поля личности на конкретном периоде жизни, вследствие чего возникают травмы, различные проблемы, неудачи, заболевания (вплоть до летального исхода). Она сама становится причиной в причино-следственной цепочке событий. Именно под её воздействием человек может в любой момент погибнуть от непредвиденных обстоятельств. Порча ускоряет процессы реализации родовых проклятий…

Скажи: Я обращаюсь к тебе, дух страха. Большая часть путаницы, которая существует над духовной войной, возникает из-за принятия библейских отрывков, которые имеют ограниченное применение и рассматривают их так, как будто они не имеют границ. Однако Иисус даже не намекнул, что эта власть перенесла наши личные битвы с грехом и сатаной.

Нигде мы не находим апостолов или учеников, обращаясь к невидимым духам. В более широком контексте Иакова 4 ясно, что это сопротивление предполагает подчинение Богу, приближение к Нему, серьезное отношение к покаянию и унижение себя в присутствии Господа. То же самое относится ко всем другим местам Библии, которые говорят о сопротивлении сатане. Духовная война не состоит в обращении к Дьяволу, а в обращении к Богу в молитве; дело не в том, чтобы утверждать собственную власть использовать имя Христа над дьяволом, а скорее стоять твердо и неумолимо в своей вере и послушании Богу.

Признаки одержимости

Перед тем как принимать решение об экзорцизме, необходимо убедиться, действительно ли человек одержим. С первых веков христианства известно много признаков одержимости. Вот основные из них.

Порча и одержимость имеет много общих и схожих признаков. Одержимый бесом не может долго находиться в церкви, на службах чувствует себя плохо и нередко теряет сознание. Окропление святой водой, прикосновение освященного креста может вызывать у него физические муки, корчи и судорги. То же самое происходит, если он вдыхает ладан. Одержимый физически не сможет принять ни одно из христианских таинств. Звуки церковного колокола вызывают у него головную боль. Освящённые предметы и чтение молитв, вызывает у него припадки ярости, сквернословия. Однако одержимость может выражаться и не так явно. Известны случаи, когда она проявлялась в систематических болях, потере сознания и плохом самочувствии даже за пределами церкви. Еще один признак одержимости — так называемое буйство, когда прежде спокойный человек становится необыкновенно вспыльчивым, раздражительным и даже агрессивным. Эти больные говорят иногда не от своего имени, а в минуты просветления сознают себя во власти враждебных им сил и очень страдают. Лица их, особенно во время припадков, выражают крайнее мучение и производят, в то же время, отталкивающее впечатление.

Эта устойчивая приверженность перед лицом духовной оппозиции - нравственное упражнение, которое заставляет нас расти по образу Христа, - это то, что заставляет дьявола уйти. Сатана будет «связан» и изгоняется из нашего присутствия во время Второго пришествия, но тем временем он служит цели в развитии Бога нашего характера 15, и только наше стойкое сопротивление злу заставляет его бежать, а не просто высказывание слов или утверждение нашей власти во Христе.

Этот более ограниченный взгляд на авторитет верующего над бесами не означает, что верующий менее приспособлен к победе над «духовными силами зла в небесных местах», чем он или она будет в модели освобождения. В обсуждении этого вопроса, как и в «Покрытии», Хэнк Ханэграфф отвлекает внимание от странствующих взглядов на духовную войну, чтобы обеспечить позитивную презентацию того, что Бог обеспечил, чтобы обеспечить нашу духовную победу: «доспехи Бога», которые Ханеграффа называет «Покрытие».

Есть и другие формы одержимости. Например, ранее равнодушный к алкоголю, наркотикам, азартным играм человек, вдруг пускается во все тяжкие и не может остановиться. Есть одержимость проявляющаяся в скупости и алчности. Есть бешенство плотской страсти (чаще всего это проявление суккубов и инкубов). Есть мания или страсть к зрелищам и нигилизму. Патологическое сквернословие, тоже можно отнести к разряду бесноватости.

Одна часть этого доспеха, Писание, правильно отмечена Омартианом как играющая решающую роль в духовной войне; это «меч Духа», наше одно наступательное оружие, и сатана должен уступить его власти. Однако это происходит естественным образом, поскольку мы находимся в вере в Слове во времена искушения и испытания и правильно используем его при общении с потерянными и спасенными. Не существует ни необходимости, ни библейской основы цитирования Писания Дьяволу. 16 Когда Омартиан говорит, что мы должны искать Писания, которые применимы к нашей ситуации, она права.

Одержимые обыкновенно проявляли глубокое нравственное развращение, которое в средние века определялось прежде всего неуважением к религии. Они хулили Бога, Святую Деву и Святых, смеялись над догматами веры и обрядами культа, выражали отвращение к святым Таинствам, Церкви, священникам. Будучи во власти отца лжи, одержимые обыкновенно отчаянно лгали, а иногда, наоборот, вдруг ни с того ни с сего начинали говорить правду, о которой их никто не спрашивал и которая даже шла во вред дьяволу, в них сидевшему и говорившему их устами.

Когда она говорит нам, чтобы найти Писания, которые поддержат нашу власть, она ошибается. Это авторитет Божьего Слова и Христа, на которых мы стоим. Стивен Паркс, «Дьявол в деталях: исследование учения Боба Ларсона», том. 24, вып. Как и многие учителя освобождения, Омартиан делает различия, которые должны успокоить христиан относительно пределов власти Дьявола над ними, но это, по сути, мало или совсем не отличается. Она делает различие между демоном, пребывающим в духе верующего, который, по ее словам, не может произойти, и демон, привязывающий себя к жизни верующего, который, по ее словам, часто случается и является причиной, по которой верующие нуждаются в освобождении.

Никто не может быть обольщен дьяволом, если кто не захочет дать ему согласие своей воли. Это правило одинаково действует на весь тонкий мир, защищая человека от него. Насильно, против воли человека, дьявол не может повредить никому. Только тот подпадает власти дьявола, кто сам сознательно подаёт ему руку.

Вообще, сама по себе формулировка «Трёх «ДА»», универсальна для взаимоотношения человека и «мира духов». (Одна из основных форм: «В здравом ли уме и твёрдой памяти? («ДА»), По своей воле и без принуждения? («ДА»), Осознавая и принимая всю ответственность на себя? («ДА»)»)

Она также квалифицирует, что христиане не могут быть одержимы, но только угнетены. С одной стороны, она утверждает: Иисус в вас. Злые духи не в вас. С другой стороны, она утверждает: «Таким образом, Освобождение выселяет дьявола и отказывается быть калекой от него», и она наставляет верующих «изгонять дух»и «удалять право на пребывание». Омартиан использует библейскую терминологию, когда она говорит о том, чтобы изгнать или выгнать демона, но она не понимает, что это обязательно означает нечто гораздо хуже, чем привязанность к жизни.

Всякий раз, когда Библия говорит об освобождении, она всегда имеет в виду выдворение демона из тела человека, которое демон сделал своим домом, и из которого демон смог полностью контролировать и причинять крайнее несчастье, потерял жертву. Более того, нет библейского служения освобождения верующим. Христиане, которых преодолевают искушения, последовательно наставляют «убить дела тела»; им никогда не говорят, чтобы изгонять демонов разных грехов. Омартьеан учит, что демоны могут контролировать верующих против их воли, и это библейское учение о владении демона другим именем.

Определение одержимости

Нередки случаи, когда одержимость путают с психическими заболеваниями. Так, например, одним из типов шизофрении является имитация одержимости. Больной полностью уверен, что им овладел бес, но на самом деле он просто психически болен, хотя во время сеанса экзорцизма может вести себя как одержимый, но без сверхъестественных проявлений. Об этом феномене человеческой психики знают и священники.

Возникает вопрос: каким образом отличить психически больного от реально одержимого? Во-первых, одной из способностей людей, умеющих изгонять бесов, является возможность чувствовать присутствие в человеке злых духов. Во-вторых, необходимо быть знакомым хотя бы с азами анатомии, медицины и психиатрии.

Умственные способности бесноватых то понижены и притуплены, то приподняты и обострены; одни одержимые немеют, другие становятся невероятно болтливыми. Бесчисленное множество их говорит на языках, которые они никогда не изучали. Другие получали прозорливость - открывали самые сокровенные тайны, указывали, где искать потерянные либо украденные вещи, рассказывали события, происходящие в дальних странах, как будто видели их своими глазами, иногда даже предсказывали будущее. Но вместе с тем злой дух играет больным как своею куклою. То увеличивает его силы во много крат, то наводит на него обмороки и каталепсию, то поднимает его над землею; перегибает пополам, ставит вверх ногами, скручивает клубком, заставляет вертеться волчком, кататься обручем, кувыркаться, извиваться, проделывать тысячи странных, диких, смешных и страшных движений, которые XIX век объясняет истеро-эпилепсией и болезненным состоянием нервных центров.

Но никто не может самостоятельно избавиться от взявших верх над ним темных сущностей.

Экзорцисты - это священники, занимающиеся изгнанием бесов из людей, которые ими одержимы. Практика экзорцизма или отчитки является древнейшей - сам Иисус Христос исцелял бесноватых, о чем неоднократно говорится в Евангелии. Тем не менее, этот обряд многие века проводился в основном в католической церкви, а в православной изгнание бесов до недавних времен было довольно редкой практикой. Однако в последние два - три десятилетия замечен рост популярности отчитки. Действительно ли в этом появилась необходимость?

“Если мы говорим об экзорцизме, то не имеем в виду последнюю стадию, когда в человеке находится злой дух, - говорит отец Иосафат Мощич, координатор чрезвычайного и делегированного служения по делам экзорцизма УГКЦ. - Такое обычно случается редко. Есть и подневольные грехам люди, которые нуждаются в особой помощи. Когда кто гневается, не прощает своим ближним, желает мести, к нему цепляется злые духи. Поэтому лучший экзорцизм (или молитва освобождения) - это искренняя исповедь. Но когда священник подозревает, что в человеке уже находится злой дух, тогда уже необходим особый чин экзорцизма”.

О том, как происходит обряд изгнания бесов, рассказал главный ватиканский экзорцист - 86-летний Габриэле Аморт. Он служит Богу более полувека, и вот уже 20 лет освобождает людей от злых духов. По его словам, он совершил обряд изгнания бесов более 70 тысяч раз.

“Одержимые не выносят присутствия святых даров и освященных вещей. Когда их благословляют, они принимаются беситься,- говорит священник. - При соприкосновении с распятием - утихомириваются. Задача экзорциста - выявить демонов. Очень много способов “открывать” бесов: с помощью масла, святой воды или соли. Бесы не хотят разговаривать, поэтому их следует принуждать. Они отвечают через одержимого, но очень странным, неестественным голосом. Если в человека вселился сам дьявол, он отвечает: “Я - сатана (или Люцифер, или Вельзевул)”. Мы спрашиваем, один ли он и, если нет, то сколько бесов вместе с ним. Их может быть два, пять, двадцать, тридцать. Мы должны точно установить количество. Затем выясняем, как демон проник в тело данного человека, потому что необходимо знать, является ли присутствие дьявола результатом порчи, и если да, то кем и как наведенной. Он не хочет отвечать, он злится. Наделяет людей страшной силой. Однажды я видел, как 11-летнего ребенка держали четверо сильных мужчин: они сели на него и прижали ему руки-ноги к полу. Мальчик расширял мужчин в секунду”.

О подобном свидетельствуют и многочисленные описания обрядов изгнания демонов. Например, Уильям Питер Блетти написал свой первый роман ужасов “Экзорцист”, узнав реальную историю изгнания беса из 14-летнего мальчика. Это случилось в городке Маунт Райнер в штате Мэриленд. Подросток начал проявлять симптомы сильной одержимости после занятий спиритизмом со своей тетей. Освободить ребенка пригласили троих священников, которые начали долгий и мучительный обряд. Мальчика рвало, он бегло говорил и ругался на латинском языке, на его теле выступали ссадины и порезы, он проявлял дикую силу - вырываясь, сломал руки двум помощникам священника. После экзорцизма подростка отправили на реабилитацию в госпиталь Джорджтаунского университета, где в то время и учился будущий писатель.

Известен также случай, произошедший в 1976 году в Германии. Благочестивая католичка, 23-летняя Аннелиза Михель более десяти лет проявляла психические признаки одержимости. Пастор, наблюдавший за девушкой, так описывал ее поведение во время приступов: она отказывалась есть, ломала в доме распятия и изображения Христа, срывала с себя одежду, часами кричала, наносила себе увечья. Когда епископ разрешил экзорцизм, Аннелиза указала, что ею командуют шесть демонов, которые называли себя Люцифер, Каин, Иуда Искариот, Нерон, Флейшман и Гитлер. Когда священники касались девушки, она кричала: “Убери свою лапу, она жжет, как огонь!” Обряд был очень тяжелым, и на следующее утро девушка умерла. Вскрытие показало, что причиной смерти послужили обезвоживание и недоедание, от которых Аннелиза страдала во время долгих приступов одержимости. История молодой немки легла в основу фильма “6 демонов Эмили Роуз”.

С точки зрения Аморта, у Адольфа Гитлера и Иосифа Сталина тоже имелись явные признаки одержимости бесами. По словам священника, в Ватикане хранятся документы, согласно которым папа ПийХii во время Второй мировой войны пытался дистанционно изгнать дьявола из Гитлера.

К слову, большинство одержимых все-таки женщины. Отчего - неизвестно, то ли потому, что слабый пол более привержен оккультизму, спиритизму и прочим нехристианским учениям, то ли потому, что дьявол еще со времен Евы привык использовать женщин в своих целях.

Вместе с тем, стоит отметить, что нельзя путать одержимость демоном и простую болезнь. Так, по словам Г.Аморта, из тысячи человек, которые к нему приходят, только сто оказываются одержимыми.

“Такой метод воздействия, как ритуал экзорцизма, можно отнести к своего рода психотерапевтическим методикам. Его результативность зависит как от силы веры человека в свое исцеление, так и от грамотности священнослужителя, который этим занимается, - считает заведующая диспансерно-поликлиническим отделением Днепропетровской городской больницы Н. Галицкая-Пасечник. - Но любая психотерапевтическая методика имеет противопоказания. Ритуал экзорцизма нельзя применять для лечения острых состояний шизофрении, эпилепсии, психозов, умственной отсталости. Хочу сказать огромное спасибо служителям церкви, которые направляют пациентов к психиатру и объясняют своим прихожанам, что им нужно обратиться к врачам. В этом священники и врачи сотрудничают довольно тесно”.

Это еще один довод к тому, что отчитку может проводить только священник, имеющий на это благословение. Иначе он подвергает опасности и себя, и тех, кто к нему обращается за помощью - с точки зрения как науки, так и религии.

Как отмечают священники, обряд экзорцизма считается лживым, когда:

  • Он совершается во имя Иисуса Христа, но не призванными к этому лицами (гадалками, экстрасенсами, знахарями и другими людьми без разрешения епископа);
  • Он совершается силой языческих идолов, таинственных энергий, маятников, в языческих обрядах, посредством магии, призвания духов;
  • Он касается мнимого изгнания духов покойников, космических сущностей, астральных тел и флюидов, таинственных божеств и энергий;
  • Его делают корыстно, за деньги или другие блага;

Последний пункт очень важен: отчитка должна проводиться бесплатно, как и прочие церковные таинства. Тем не менее, находятся пастыри, совершенно точно знающие, почем исцеление души. Так, один из Днепропетровских сайтов предлагает целый прайс-лист церковных услуг. В их числе - отчитка он-лайн за 10 евро на месяц и безлимитная отчитка за 100 евро, вместе с которыми вы гарантированно избавитесь от духов алкоголизма, наркомании, игромании и прочих нечистых сил.

“Людей легко поймать на удочку мошенников. Это не их отдельная проблема, это проблема всего общества, где люди оторваны от Бога, - говорит Игорь Осадовский. - Человек в таком обществе ищет чуда, хочет исцеления, но не хочет прилагать для этого никаких духовных усилий. Он заменяет религию верой во что попало, и добровольно становится жертвой таких лже-экзорцистов, думая: я приношу деньги, меня отчитывают, и я избавляюсь от своих проблем. Когда этот ритуал совершается без разбора и над всеми подряд, ни о какой нравственной и мистической составляющей и речи быть не может”.