Святая гора Афон будет открыта для женщин. Что нужно знать о святой горе афон Афонское время

Святая гора Афон будет открыта для женщин. Что нужно знать о святой горе афон Афонское время
Святая гора Афон будет открыта для женщин. Что нужно знать о святой горе афон Афонское время

Полезные советы паломнику

Погода на Афоне

С точки зрения погоды лучшее время поездки на Афон – с конца сентября до начала ноября. Лето на Афоне жаркое. Днем столбик температуры часто поднимается до +40С, ночью часто не опускается ниже +25С. Зима на Афоне в разные годы разная: в декабре бывает +5С, но может быть и -2С. Часто идет дождь, иногда со снегом. Ветрено. На море не редкость сильные шторма, и потому отменяется навигация. Как говорилось выше, часто случалось, что паломники оказывались «запертыми» на Афоне на несколько дней и не имели возможности вернуться в Урануполис.

Время на Афоне

Все монастыри, кроме Иверского, живут по так называемому византийскому времени. То есть стрелки часов ежедневно ставятся на полночь в момент захода солнца за горизонт. Летом разница между греческим и византийским временем около трех часов. Зимой она достигает шести часов. Однако, общаясь с мирянами, местные монахи для простоты понимания называют греческое время.

Богослужение на Афоне

Афон, также как и Русская Православная Церковь, живет по юлианскому календарю. Каждый монастырь ежедневно пребывает в ритме традиционного суточного круга богослужений, состоящего из девяти служб. Это есть основа монастырской жизни. И только приветствуется, если паломник будет участвовать в монастырских службах с монахами, хотя это и нелегко для мирянина. Если паломник приехал в некий монастырь как турист и не участвует в богослужениях, никто его принуждать к тому не будет. Однако это не останется без внимания. И – кто знает — в следующий раз этот паломник может получить отказ в разрешении посетить монастырь.

Что взять с собой на Афон

Фонарик. Паломнику обязательно понадобится карманный фонарик. На Афоне нет постоянного электроснабжения. В большинстве монастырей электроэнергию, получаемую от солнечных батарей, отключают с заходом солнца. Кроме того, может случиться, что сумерки вас застигнут на дороге.

Карта Афона. Паломнику может пригодиться карта Афона, особенно если он намерен пешком ходить из монастыря в монастырь. Карту можно купить заранее в одном из многочисленных киосков в Урануполисе. Кроме того, полезной схемы представленная на нашем сайте.

Перочинный ножик . В пешем паломничестве по Святой горе может пригодиться перочинный ножик.

Мобильный телефон . Возьмите с собой мобильный телефон и афонский телефонный справочник.

Одежда. Летом вам будет нужна легкая одежда. Обувь – легкие сандалии. В летние месяцы здесь нередко 40-градусная температура.

Внимание: шорты на Афоне запрещены; на богослужение в церковь можно заходить в рубашках только с длинными рукавами. За пределами монастырей допускается рубашка с коротким рукавом. Если планируете долгие пешие переходы, вам пригодится головной убор для защиты от солнца, темные очки, мазь или спрей от комаров. Зимой вам пригодится теплая одежда, непромокаемая и непродуваемая куртка, теплые ботинки, шерстяной головной убор.

Лекарства . Вам может пригодиться аптечка с небольшим набором основных лекарств, которые люди обычно берут в дорогу. Не забудьте пластырь, бинт, йод.

Фотоаппарат. Вы пожалеете, если не возьмете фотоаппарат. Только помните, не во всех монастырях благословляется фотосъемка.

Пешие переходы по Афону.

Первый совет: не берите с собой много вещей, если собираетесь ходить пешком по Святой Горе. Ходите налегке. Возьмите только самое необходимое. Для этого хорош небольшой рюкзак. Летом не забудьте взять в дорогу большую пластиковую бутылку воды. Рекомендуем не ходить по Афону в одиночку. Лучше, если вашим спутником будет местный монах или паломник, который много раз был на Афоне. Только те паломники, которые многократно бывали на Афоне и знают местные обычаи, дороги и тропинки, месторасположение монастырей, скитов и келий, могут отправляться в путь без спутников. Новички, не зная ни афонских дорог, ни афонских правил и обычаев, рискуют попасть в трудные ситуации: либо им отказывают в ночлеге, либо они остаются голодными до утра, либо блуждают по запутанным афонским тропам. Помните, что почти все монастыри традиционно закрывают свои ворота вечером, каждый в свое время, но в среднем около 18.00. Поэтому паломник, пришедший в монастырь позже этого срока, рискует остаться на улице.

Монастырская трапеза. Не берите на Афон никакой еды, кроме того случая, когда вы собираетесь совершить восхождение на вершину Афона. В любом монастыре вас не оставят голодным. Как правило, паломники и монастырская братия трапезничают вместе, но сидят за разными столами. В отдельных случаях, если паломники пришли в монастырь после трапезы, их могут накормить отдельно. Монастырская еда довольно проста. В русском монастыре, например, на трапезе часто бывает овощной суп, чечевичная каша, и, если не постный день, рыба. На столе много хлеба и оливок. В праздник – красное вино. В греческих монастырях можно отведать постные или рыбные блюда традиционной греческой кухни, и даже в пост греческие монахи едят всякую морскую живность кроме рыбы. Во всех монастырях две трапезы в день – после литургии и после вечерни. В постные дни, а также во время длинных постов во всех монастырях только одна трапеза в день.

Опасности на Афоне. Совершая пешие переходы по Афону, будьте внимательны. Здесь есть ядовитые змеи и скорпионы. Но увидев змею или скорпиона, не торопитесь убить их. Монахи не благословляют убивать какую либо живность на Афоне.

16 декабря 2017-го. Из-за сильного ветра паромы на Афон не ходят. Вместе с другими паломниками принимаю решение отправиться на Святую Гору через сухопутную границу. Такое в моей жизни будет впервые!..

Тихий курортный городок — милый Уранополис — остаётся позади. Минут тридцать идём вдоль берега, чередуя плавные подъёмы и спуски. Вот и пограничный блокпост. Здесь уже скопилось человек сто, если не больше. Полиция тщательно проверяет документы у каждого. Несколько часов проходит в томительном ожидании. Наконец, нас пропускают к микроавтобусу, с водителем которого — за солидную плату — мы по телефону договорились заранее. Минута, другая — и автобус выезжает через небольшие ворота на афонскую дорогу.

Всюду виднеются сухие голые деревья, острые обломки торчащих из земли стволов, обгорелые корневища… В этих местах в августе 2012-го бушевали страшные пожары. На афонитов обрушились тогда ядовитые облака угарного газа. Хвойные деревья трескались, лопались, взрывались, исчезая в искрящихся протуберанцах жуткого пламени. Плазменные торнадо неслись прямо на русские скиты Новая Фиваида и Крумица. Но — каким-то чудесным образом — замерли перед ними, обогнули их и двинулись дальше.

Вплотную подошли к сербскому монастырю Хиландар. И буквально чудом Божиим были остановлены…

Моросит мелкий дождь. Машина неспешно, с натугой взбирается на перевал. Просветлённое сознание чётко фиксирует, запоминает трогательные, незабываемые ощущения. Где-то за гранью, далеко, глубоко внутри, в таинственных недрах озарённого духа, вне прошлого и будущего, как бы в одном безконечно огромном Миге, вновь попадаю в самое родное место на земле, где меня всегда ждут. А рядом с умиротворённой душой, безмерно её утешая и возвращая лучшие годы минувшего, незримо предстоят самые верные и близкие — безсмертные — друзья, наставники, молитвенники из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: иеромонах Филадельф (Боголюбов, в схиме — Моисей, 1915 — 1992) и богоносный авва последних времён, всероссийский старец, архимандрит Кирилл (Павлов, 1919-2017).

Передо мной — плывущий вне времени надмирный линкор Афонского полуострова. Это — монашеское государство на юге падшей, безбожной Европы, первый удел Божией Матери на стонущей, агонизирующей планете, неодолимая твердыня Истинного Православия.

Затаив дыхание, всецело осознавая своё недостоинство, начинаю тридцатое странствие по этому необоримому форпосту, духовному укрепрайону на дальних подступах к лучезарной Вечности.

Привычная, обыденная реальность как бы сворачивается, умаляется, исчезает. Нескончаемая суета сует, яркие кричащие образы гигантских мегаполисов тают и гаснут, как далёкие миражи в зыбучих песках. Технотронные чары глобального Вавилона слабеют, меркнут, уходят а небытие.

Каждый час приносит что-то новое. Незаметно меняет устоявшийся жизненный ритм. Перемещает в Иное Время. День за днём уводят тебя всё дальше и глубже в какую-то особую, таинственную, нездешнюю Страну. И ты с удивлением обнаруживаешь в себе иные, внутренние пространства. В священном безмолвии погружаешься в метафизические сферы духа. Приоткрываешь незримые врата в некие запредельные, инобытийные недра…

Женщин сюда не пускают: Царица Небесная строго запретила. Но убелённые сединами старцы и бравые мужи в расцвете сил, священники и архипастыри, исповедники и патриархи, чиновники среднего звена и главы государств, простецы и учёные, философы и военные, писатели и дипломаты, кающиеся разбойники и наивные поэты, юноши и даже малые отроки вместе со своими отцами из века в век совершают душеспасительное паломничество по цветущему духовному саду Заступницы Усердной рода христианского. И в каждом паломнике таится захватывающая эпопея жизненного пути, многомерный мир — целая Вселенная. Каких только поразительных историй тут не услышишь! Вот где открывается неизреченная премудрость Божественного Промысла и неисповедимость путей Господних…

Но гостеприимные, любвеобильные святогорцы готовы, не щадя жизни, защищать свои владения от богоборцев и сатанистов. Так, например, совсем недавно на благословенном Афоне с официальным визитом собрались побывать высокопоставленные, всемирно известные масоны — эмиссары Глобального Синедриона.

Святая Гора ответила должным образом. С борта парома у пристани монастыря Дохиар, по обе стороны от каменного причала мы собственными очами созерцали два больших красных полотнища на высоких шестах. На алом фоне чётко просматривались надписи, сделанные яркими чёрными буквами: "Вон с Афона, антихристы!"

В итоге визит "вольных каменщиков" так и не состоялся. Вражеская "разведка боем" провалилась в самом начале…

Врезался в память лейтмотив одной из бесед с моим давним другом и соратником, схимником-келиотом. Он сказал, что власти США и европейских государств, в том числе и Греции, уже давным-давно находятся под пятой масонов-богоборцев. На их пути стоит исстрадавшаяся, измученная, но всё ещё непокорённая, богохранимая Россия. Именно поэтому она всегда на прицеле. Рискованно балансирует на острие самых изощрённых оккультно-магических, дьявольских происков, санкций, атак.

Президент России во многом несвободен, но он верит в Бога, считает себя православным, уже дважды побывал на Афоне. За его душу идёт великая борьба. И в этой жестокой битве президенту жизненно необходима наша духовная поддержка.

И нам самим следует неустанно подвизаться, творить Иисусову молитву, причащаться Святых Христовых Тайн, противостоять гибельному обновленчеству, модернизму, экуменизму, технотронному глобализму и — главное — неусыпно хранить чистоту Святого Православия. При этом надо избегать смертоносных расколов, оставаться в Церкви и держаться золотой середины, ибо "Крайности с обеих сторон одинаково опасны, чрезмерности — от дьявола" (преподобный Иоанн Кассиан Римлянин).

Беззаботный и радостный, блаженно странствую по горным дорогам Афона. На скалистых выступах и удобных площадках любуюсь светло-изумрудными, бирюзово-синими морскими просторами и мягкими контурами далёких островов. Одолеваю перевал и спускаюсь в Кариес — афонскую столицу, крошечный монашеский посёлок, где пересекаюсь с добрыми знакомыми и давними друзьями-святогорцами. Направляюсь вниз, к Стримонскому заливу и опять начинаю нелёгкий подъём. Посещаю Филофей, Каракал, Иверон, другие известные монастыри и отдалённые кельи. Усердно молюсь на долгих ночных службах. В минуты отдыха веду подробный дневник. Так неприметно проходит неделя за неделей…

Постепенно приближаюсь к своим любимым местам. Наконец, попадаю в глухой, заветный уголок. Вступаю в царство сугубой Исихии, в чертоги глубочайшего молитвенного Покоя…

Январь 2018-го. Новый год встречаю в скалистых теснинах, на фоне исполинских круч. Живу почти один в дивном ущелье исихастов. Наслаждаюсь царственной духовной Свободой. Из окошка уютной кельи созерцаю восхитительные красоты южной природы….

Отвесные стены светло-серых утёсов. Громадные зубцы устрашающих глыб. Высокие зеленеющие кактусы с колючими фиолетовыми плодами. Неприступные заросли мелкого кустарника, лавровишни, астрагала, диких оливковых деревьев, карликовых дубов. Белопенная лента горного потока. Прозрачная лазурь бездонного небосвода. Ослепительно яркая гладь Эгейского моря. Весёлый размах Сингитского залива. Синеющие в безкрайней дали манящие кряжи благословенной Эллады.

Повсюду разлита густая, безмятежная Тишь…

Именно в этих местах, в тесных суровых пещерах несколько веков назад ревностно подвизались великие подвижники умного делания — святитель Григорий Палама, преподобные Григорий Синаит, Максим Кавсокаливит и другие Отцы, достигшие совершенства. Самоотверженные, безстрашные исихасты пребывали в постоянном аскетическом Подвиге. Денно и нощно творили Иисусову молитву.

В невидимых битвах богомудрые аскеты сокрушали легионы коварнейших, безпощадных демонов. Погружались в безмерные глубины молитвенного Созерцания. Обновляли, преображали своего внутреннего человека. Восходили на неприступные блистающие вершины живоносного Богообщения. Неизреченно, всем своим существом постигали Непостижимое. Таинственно, "внутри себя, — по слову преподобного Макария Египетского, — переходили от смерти к жизни". И ещё тут, на грешной земле, дерзновенно раздвигая границы пространства-времени, обретали надмирное Небо, благоухающий Рай, нескончаемую Весну, вечный Пир безконечного Бытия…

И вдруг где-то над головой с огромной высоты благостную тишину яростно разрубают реактивные секиры. Ширятся, нарастают мощные гулы, рокоты, рыки. Кажется, прямо на нас с давящим скрежетом и грохотом лавиной накатывает невидимая танковая армада. Вероятно, начинаются обычные, плановые учения ВВС Греции. Однако нельзя исключать и другой — экстремальный — вариант. Может быть, греческие истребители-перехватчики Ф-16 (производство США) или "Миражи 2000" (Франция) преследуют в очередной раз дерзких нарушителей — турецкие "Фантомы". Говорят, над Эгейским морем уже бывали настоящие воздушные бои, чреватые полномасштабной войной. Хрупкий мир в этом взрывоопасном регионе висит на тончайшем волоске, в любой момент готовом оборваться. Чуткие афонские схимники подчёркивают сей непреложный факт с максимальной категоричностью.

Впрочем, то же самое относится и к любой точке земного шара. Ибо крупнейшие масоно-талмудические кланы и Тайное Мировое Правительство, люто ненавидящие Россию и Святое Православие, активно и на всех уровнях готовят приход и последующее триумфальное воцарение "человека греха", "сына погибели" (2Фес. 2, 3), лжемессии-Антихриста. Сей "планетарный лидер" и "вселенский миротворец" появится в самом разгаре всемирной анархии, когда все воюют со всеми.

"Антихрист придёт при совершенном безначалии, о коем и хлопочут его предтечи"(преподобный Амвросий Оптинский).

Совершенное безначалие — это и есть столь модная ныне сатанинская теория управляемого хаоса в действии. Адские технологии кровавого развала и распада обкатываются, шлифуются на самых разных театрах военных действий: в Северной Африке (Алжир, Тунис, Ливия, Египет) и на Большом Ближнем Востоке (Сирия, Йемен, Ирак, Палестина), в Афганистане и на подступах к Северной Корее, на Кавказе и, конечно же, на Украине, в Донбассе.

двойной клик - редактировать изображение

Наша бурная эпоха — лишь краткое затишье перед грандиозной, вселенской бурей. Огнедышащий, испепеляющий Армагеддон (Откр. 16, 16) подкрадывается, подползает всё ближе и ближе. На падшее, обезумевшее человечество, погрязшее в трясине самых жутких пороков, массовых абортов, противоестественных ЛГБТ-мерзостей, в любую секунду готовы низринуться лазерные мечи, климатические тараны, плазменные цунами, ядерные смерчи…

И всё-таки пока ещё — но сие малое "пока" неудержимо сжимается! — нам всем даётся некое время на Спасительное Покаяние, чтобы мы обратились к Богочеловеку Иисусу Христу и Его непобедимой Церкви…

Так же внезапно всё умолкает. Снова душу окрыляет чудное Безмолвие. Её подхватывают и плавно уносят нежные волны умиротворяющей Тишины. Лазурная ткань небесного шатра мало-помалу окрашивается в мягкие янтарно-пурпурные тона. Пылающий диск заходящего солнца багряно зависает над далёкими хребтами, застывшими на горизонте…

О, этот влекущий, чарующий, недосягаемый горизонт!..

Как часто в лучезарной курсантской юности и офицерской молодости я останавливал на нём свой пристальный, неотрывный взор!.. Казалось, ещё мгновенье, другое — и неведомые, загоризонтные дали проявятся и приблизятся. Станут доступными и понятными. Окутают с ног до головы всей своей обворожительной Новью. Откроют все неразгаданные тайны и сокровенные смыслы…

"А главное, — пела сиреной заветная мечта, — именно там, в этих сказочных далях, ты встретишь её, единственную, ненаглядную. Она — тебя, единственного, неповторимого. Вы полюбите друг друга. И в этой чистой, светлой Любви, в законном, венчанном браке, получив Божие Благословение, будете жить вечно!"

Так проходили дни, недели, месяцы, годы в тщетных, безплодных поисках немеркнущего, совершенного Идеала. Неудержимое время всё быстрее необратимо мчалось вперёд. Зияющие пустоты, оставленные утраченными иллюзиями, спешили заполнить новые фантазии. И всё по-прежнему оставалось неизменным. Мне всё ещё было непонятно: идеальная, совершенная, безсмертная Красота, которую так жаждало найти моё сердце, живёт лишь на Небе, на лоне нетленной Гармонии, в Вечном Царстве Божественной Славы!..

двойной клик - редактировать изображение

Два зорких ястреба, долго паривших над заливом, скрываются за скалистым выступом. Насыщенный день тихо гаснет за далёкими кряжами соседнего полуострова — Ситонии. Задумчиво сгущаются лазоревые сумерки.

Изящно выплывают первые робкие звёзды. Морской воздух, смешанный с горным, почему-то терпко пахнет весной…

Дикое ущелье заливает мягкое сияние. Чуткий слух ласкает едва уловимый шёпот моря. Со всех сторон подступает насыщенная, упоительная первозданность…

Пролетают два-три дня. Погода резко меняется. Небо заволакивают угрюмые тучи. Резкие порывы холодного ветра пригибают почти к земле мокрые тёмно-зелёные кроны невысоких деревьев. Нудная изморось превращается в проливной дождь. С редкими перерывами он может продолжаться неделю.

Море заволакивает хмурая белёсая мгла. Лишь кое-где едва виднеются слабые просветы. Там и сям возникают свирепые вихри. Шторма нет, но внезапные шквалы коварны, непредсказуемы. Они запросто опрокидывают неустойчивые суда с неглубокой посадкой. Поэтому паромы, катера, яхты, скоростные моторные лодки не ходят.

Иногда зимой Святая Гора бывает полностью отрезана от материка. Морем идти крайне опасно. Никто на это не осмелится. Бурные воздушные потоки не дают подняться вертолётам. Грунтовые дороги быстро размывает вода. Ехать по ним невозможно. И даже мощные грузовики с железными цепями на шинах не могут сдвинуться с места в топкой грязи. В таких случаях паломникам остаётся только смириться, набраться терпения, молиться и пережидать непогоду.

Моя уютная келья расположена в крепком одноэтажном домике, у самого обрыва. На отшельнической кухне потрескивают сухие дрова в жарко натопленной металлической печке-плите. За широким окном привычно постукивают о черепичную крышу дождевые капли. Мерно шумит внизу близкий поток, превратившийся в реку.

И в эти блаженные ночные минуты, в неколебимой внутренней тиши глубинного уединения, под рёв и свист ураганного ненастья, бушующего снаружи, ты всеми фибрами благодарной души, каждой клеточкой окрепшего, обновлённого тела с какой-то особенной остротой чувствуешь, ощущаешь благодатный покров Всепречистой Девы — Царицы Небесной. Её спасительный Омофор щедро, царственно распростёрт и над всем благословенным Афоном, и над тобой лично!..

Разумеется, у нас, многомятежных грешников, благодатные состояния не задерживаются, быстро проходят. А вот напряжённейшая борьба с самим собой, страстями и дьяволом — незримая война за Вечное Спасение — не затихает ни днём, ни ночью. Поле невидимой брани — ум и сердце христианина. Мысль сражается с мыслью, идея с идеей, учение с учением, чувство с чувством. Главное — сразу же отражать, отсекать вражеские помыслы и держать молитву: "Именем Иисуса бить мысленных супостатов" (преподобный Иоанн Лествичник).

И тут, слушая тяжкие вздохи и стоны разгулявшейся стихии, перечитывая "Слово" преподобного Ефрема Сирина о скончавшихся Отцах, невольно вспоминаешь уединённые, исихастские пустыни Святой Горы, которые простираются от монастыря святого Павла до Великой Лавры и по горно-лесистым склонам поднимаются к афонскому пику. В разные годы, с 1997‑го по 2017‑й, нам приходилось странствовать по этим дебрям.

Особенно врезалось в память живописное место, где подвизался преподобный Нил Мироточивый. Его пещерная келья как бы чудом прилепилась к исполинским кручам красивейшего каньона с отвесными бортами. Мы спускались туда по маленьким ступеням, выдолбленным в громадной скале. Это был немалый риск. Один неверный шаг, малейший сбой в координации движений — и ты падаешь в зев ужасающей пропасти!..

В диких пустынях Афона, среди непроходимых ущелий, в гуще непролазной чащобы можно, при желании, надёжно укрыть мотострелковый батальон и даже целую десантно-штурмовую бригаду с тяжёлым вооружением. Именно в этой глухомани обитает таинственное братство невидимых отшельников. По святогорскому преданию, их 7 или 12. С незримыми гигантами духа так или иначе общались некоторые афониты высокой жизни, в том числе великие подвижники XX века: старец Иосиф Исихаст (1897-1959), преподобные Порфирий Кавсокаливит (1906-1991), Паисий Святогорец (1924-1994) и другие.

Говоря о духоносных Отцах Афона, хочется особо подчеркнуть важнейший момент: всем нам надо читать, изучать и знать замечательную богословскую статью преподобного Паисия Святогорца "Знамения времён 666".

Эта дивная работа, написанная по наитию Свыше, появилась в 1987-м. Она постепенно разошлась по всему православному миру. Просветила сонмы умов и сердец. Оказала громадную духовную помощь иерархам Элладской Православной Церкви. Сыграла выдающуюся роль в борьбе с глобализмом и планетарным электронным концлагерем. В основу последнего заложена всемирная антихристианская компьютерная система тотального обезличивания, управления, контроля. В этой адcкой системе преобладают электронные документы (паспорта, карточки, удостоверения личности) с апокалиптическими штрих-кодами EAN 13, UPC (две боковые и центральная полоски) или микрочипами, содержащими дьявольское "число зверя — 666" (Откр. 13, 18).

Об этом же говорит ещё один уникальный труд, написанный в XVI или XVII веке и переизданный уже в наши дни Свято-Успенской Почаевской Лаврой. Название сей знаменательной брошюры — "Сказания Зиновия мниха о прелести антихристовой". Эту библиографическую редкость мы обрели в одном из афонских книгохранилищ…

Пресловутые "электронные правительства", безналичные расчёты, цифровая экономика, так называемый искусственный интеллект, пожизненные идентификационные номера (личные коды), айфоны, гаджеты, подробнейшее электронное досье на каждого человека, лазерные начертания, микро и нано-чипы, генная инженерия, клонирование, биороботы, киборги и прочие образчики биотехнологического сатанизма — звенья одной цепи. Конечная цель масоно-талмудической глобализации — "начертание зверя". Вопрос стоит крайне остро. И от него нельзя отмахнуться, как пытаются иные "умники", наивно полагая, что если они любят Бога, то никакие печати и начертания им не повредят. Священное Писание свидетельствует об обратном. Приведём лишь одну цитату: "…кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией…и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем…" (Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов, Откровение, глава 14, стихи 9-10).

Невидимые старцы — эти "земные Ангелы" и "небесные человеки" — мужественно претерпевают палящий зной и лютую стужу. Чудесно питаемые Богом, они живут в крайнем воздержании. Достигают полного безстрастия. Молятся за весь мир. Неустанно сокрушают полчища дьявола. Созерцают невыразимые тайны блаженной Вечности. В исключительных случаях являются видимым образом. Помогают людям, открывая волю Божию. И в конце времён совершат последнюю Божественную Литургию на вершине Афона, в храме Преображения Господня. А затем грянет кончина мира — Второе и Славное Пришествие Христово!..

После продолжительной ночной молитвы выхожу из кельи на свежий воздух. Свирепый ветер с севера угомонился, поутих, как бы затаился. В облачной толще образовались широкие прогалины. Над ними величаво раскинут чёрный бархат роскошного неба. Оно усыпано мириадами сверкающих бриллиантов, алмазов, топазов, жемчужин.

Бытийная мгла отринута, сокрушена, рассеяна. Очищенный космос вернул первозданную цельность.

На сердце покойно, прозрачно, свободно, блаженно. Ибо мне уже явно не 900 и даже не 65, а вновь 19. Лучезарная юность победно вернулась. Просветлённая душа пьёт небесный нектар из кубка Безсмертия. Она полна творческих сил. Насыщена пульсирующей энергией жизни. Готова объять Необъятное, постичь Непостижимое, выразить Невыразимое.

Раскрывается пройденный путь (хотя он безконечен!): никаких потерь, одни благоприобретения.

И вновь вижу себя на вершине Афона, как это было незабвенным летом 1999-го, когда двести наших десантников совершили исторический бросок из Боснии в Косово и к семи утра 12 июня заняли стратегически важный аэродром "Слатина" у города Приштины, встав на пути танковой армады НАТО.

В тот исторический день мы поднялись на пик Святой Горы, к маленькому Преображенскому храму, похожему на ДОТ (долговременная огневая точка). Долго и восхищённо, в немом изумлении стояли на самой высокой отметке в 2033 метра, подле высокого железного креста, венчающего Афон. Перед нами открывались сказочные просторы Эгейского моря; мощнейший чёрно-лиловый грозовой фронт, наползающий с Запада и рассекаемый ртутно-бордовыми молниями; едва заметные в исчезающей дали контуры Турции на востоке и победное Будущее.

Я выполнил просьбу бывалых "афганцев", моих верных друзей из спецназа ГРУ. Бравые витязи подарили сшитую ими же новую, экспериментальную форму и попросили подняться в ней на афонскую вершину. На мне был эффектный четырёхцветный камуфляж с двуглавыми византийскими орлами на шевронах. Именно эти орлы приводили боголюбивых эллинов в неописуемый восторг. Они видели в этих орлах символы русского преображения. Явственно ощущали имперскую мощь наших ВДВ и морской пехоты. Чаяли грядущую славу России. Предвосхищали громоносные победы русских в неизбежной глобальной войне. Как бы усматривали начало исполнения древних пророчеств об освобождении Константинополя-Царьграда. Приближали наш успех на ближнем Востоке, триумф в Сирии, эпохальный прорыв к Старому Иерусалиму. Созерцали реванш Святорусской Державы, золотой блеск православных крестов на куполах возрождённого храма Святой Софии.

И сейчас, в ущелье исихастов, глухой ночью, в январе 2018-го, как и тогда, на афонском пике, под сенью лазурного дня, в июне 1999-го, моё трепещущее сердце переполняют самые светлые ожидания и надежды.

Поэт и воин слагает гимн у врат неизбывной Вечности:

Афон — в лагунах лунной Тишины.

Плывут над кельей звёздные скрижали.

Душисто-нежный плен весенней дали.

Фиалы ночи горних тайн полны…

Внутри, на гребне временной волны,

Меня Горе, над временем подъяли.

Какие шири в сердце просияли!

Какие глуби стали там видны!..

Да был ли дольний мир — юдоль страданья?!

Струится свет Иного Мирозданья.

Душа выходит за пределы "я"…

И Миг вместил размах тысячелетий,

Когда очам ума красоты эти

Открыла вдруг во мне Любовь Твоя…

Святая Гора Афон — Уранополис — Подмосковье

Фото Андрея Фефелова

Мы так привыкли жить по системе «каждый день – это сутки, состоящие из 24 четырех часов», что с трудом можем представить себе иную временную систему. А ведь она есть! И в соответствии с этой самобытной системой исчисления времени живет пусть и маленькое, но все же государство.

Речь идет об Афоне – монашеской республике, расположенной на севере Греции. Население Афона почти полностью состоит из монахов, которые живут в двадцати крупных монастырях и множестве более мелких скитов и келий. Монахи обитают на Афоне в течение многих веков и в течение всего этого времени пользуются правом самостоятельно определять условия жизни на полуострове – сегодня, чтобы попасть на Афон нужна особая виза, там действует своя таможня, которая следит, чтобы с полуострова не увезли ценные реликвии. Кроме того, Афон в течение всего своего существования как государство монахов живет по так называемому «византийскому времени».

Что оно собой представляет? Сутки согласно византийскому времяисчислению делятся также на 24 часа. Но момент начала византийских суток постоянно меняется и зависит от заката солнца. С точки зрения древних византийцев и современных афонских монахов время 0 часов 0 минут наступает тогда, когда солнечный диск полностью скрывается за горизонтом. Понятное дело, что в силу природных особенностей световой день в зависимости от времени года то увеличивается, то уменьшается, и время заката также постоянно из-за этого меняется. Поэтому афонские монахи вынуждены практически ежедневно подкручивать стрелки часов так, чтобы полночь наступала именно в момент заката. В силу того, что Афон постоянно живет в соответствии с такой византийской традицией, его время летом отличается от материкового (времени Греции) на три часа, а зимой – на целых семь.

Помню, когда я впервые оказался на Афоне, то был византийским временем полностью дезориентирован. Мое появление на полуострове состоялось вечером. Утром я собирался пойти на монастырское богослужение. Потому спросил местного монаха, когда нужно будет завтра утром прийти в храм. Он ответил мне – в 7 утра. В семь – так в семь, - подумал я и преспокойно улегся спать. В четыре утра меня разбудил стук в дверь.

Стучал еще один монах. Я спросил его, в чем дело? И между нами произошел вот такой диалог. - В чем-в чем?! В храм пора! - Как в храм? Ведь сейчас только четыре! – Уже четыре! Служба начинается! Так ничего и не поняв, я поспешил в монастырскую церковь. Там действительно начиналось богослужение. После него я стал выяснять, почему начало было объявлено на семь, а на самом деле служба началась в четыре. Причина, естественно, состояла в том самом византийском времени. Я прибыл на Афон в конце весны. На тот момент разница между афонским и материковым временем составляла три часа, а монах, у которого я спросил про время начала службы, назвал мне его в соответствии с византийской традицией.

К чему так мучиться? – спросите вы. Ответ очень прост. Если жить по византийскому времени и заканчивать день с закатом солнца, то очень естественно начинать его с первыми лучами дневного светила. Что и делают все афонские монахи, встречая каждый день молитвой.

Долгожданный переход Афона из-под власти мусульман-турок к православным грекам произошел в 1912 году. Однако русским афонитам это, как ни парадоксально, принесло не облегчение, а новые испытания. Греки начали политику «эллинизации» Святой Горы и ограничения доступа на неё славян и русских. В 1926 году греческое правительство окончательно объявило Афон своей территорией, а все монахи, независимо от национальности, стали считаться подданными греческого государства.

Второе испытание было связано с так называемой «афонской смутой» – «имяславием». Церковная иерархия – и русская, и Константинопольского патриархата – расценила это движение как еретическое и попыталась бороться с ним... В итоге в июле 1913 года 833 монаха-имяславца Пантелеимонова монастыря и Андреевского скита, записанные в еретики, были депортированы с Афона в Россию, что не могло не нанести русскому монашеству на Святой Горе серьёзный урон.

А главное, что с началом Первой мировой войны, а потом и революционной смуты в России ниточки связи с ней Афона надолго прервались. Хотя оставался приток туда русских эмигрантов, тезис о недопущении на Афон новых иноков из России под предлогом «коммунистической опасности» или пресловутого «панславизма» еще более осложнил жизнь русских обителей. Вскоре они лишились всех своих подворий в России, многих земельных владений в Греции, распродали свои суда и часть имущества, почти везде закрыли монастырские мастерские и промыслы. В итоге Пантелеимонова община стала резко сокращаться: в 1918 году она насчитывала около 800 иноков, в 1925 – 560, в 1946 – 215 (всего на Афоне тогда насчитывалось 472 русских инока), в 1956 – 75, а в 1965 – лишь 20.

При этом русским монахам пришлось пережить и постоянные конфликты с греческим священноначалием Афона, стремившимся «завладеть всеми русскими обителями» и их «духовными сокровищами» (только в Свято-Пантелеимоновом монастыре тогда хранилось около 100 000 старинных книг и более 50 ковчегов с мощами святых), и немецкую оккупацию полуострова, и бушевавшую в Греции в 1946–1949 годах гражданскую войну, и периодически случавшиеся губительные пожары.

В июле 1945 года настоятель Свято-Пантелеимонова монастыря архимандрит Иустин обратился к Московскому Патриарху Алексию с просьбой принять русских святогорцев под свою духовную защиту, указав, что «вот уже 30 лет, как Святая Гора Афонская перешла без согласия на то России во власть греков. С этих пор наш монастырь и все русские обители на Афоне начали подвергаться тяжёлым стеснениям со стороны греческого правительства... Негреческие обители Святой Горы обречены на верное и сравнительно быстрое вымирание и уничтожение... В нашей беде, беде русских людей на Афоне, нам может помочь одна лишь Россия». С этого времени началась многолетняя борьба Московской Патриархии за сбережение русского присутствия на Святой Горе.

Общий упадок Святой Горы показывают следующие цифры, приведённые историком М. В. Шкаровским в его обстоятельной книге «Русские обители Афона и Элладская Церковь в ХХ веке» (М., 2010): в 1956 году во всех обителях проживал всего 1491 монах, что было в пять раз меньше уровня 1903 года, из них греков – 1290, русских – 62 (примерно в 57 раз меньше, чем в 1903 году), болгар – 17, сербов – 28, румын – 94 человека.

В 1958 году страшный пожар вспыхнул в Свято-Андреевском скиту, в котором тогда оставалось лишь пять престарелых монахов в возрасте около 80 лет. Настоятель скита архимандрит Михаил, не желая рисковать жизнями монахов, остановил их порыв к тушению пожара словами: «Пусть горит». За четыре дня в огне пожара погибло около 20 000 книг и древних рукописей, архив скита и часть утвари, полностью уничтоженной оказалась самая древняя часть скита – келия Серай. В 1968 году архимандрит Михаил скончался, а нового игумена уже не было смысла избирать в силу малочисленности братии. И вот в 1971 году умер последний русский насельник скита отец Сампсон, и вскоре «греки объявили Андреевский принадлежащим Ватопедскому монастырю», хотя долгие годы – до 1992 года – греческие насельники вообще не заселяли быстро разрушавшуюся обитель.

В октябре 1968 года огромная беда в виде опустошительного пожара потрясла и Свято-Пантелеимонову обитель. Тогда выгорела вся восточная часть монастыря с шестью параклисами, сгорели гостиницы и келии, огромное количество картин. Спасение чудом снизошло лишь на маслину, посаженную от ростка того самого дерева, которое выросло на месте кончины великомученика Пантелеимона.

В 1969 году увидела свет замечательная книга русского писателя-эмигранта Владислава (Владимира) Маевского «Афон и его судьба», в которой во весь голос зазвучал призыв к спасению Русского Афона, были приведены свидетельства «об угнетении греческой властью своих же единоверцев», «о фактическом умерщвлении негреческих обителей» на Святой Горе. Автор привёл в своей книге слова немецкого учёного Зоргенфрея: «Вероятно, пройдёт еще совсем немного времени, и для изучения драгоценной старины Афона уже не понадобится совершать туда сложное путешествие. Эти старины, вероятно, окажутся по различным музеям и библиотекам далеко вне Афона, так как в результате гонений греков на монахов негреческих народностей закроются все их монастыри...»

Однако, несмотря ни на какие лишения и потрясения, испытания и катаклизмы, русская лампада на Афоне так и не угасла. Подвижник старец Силуан Афонский, отдавший Афону почти 40 лет, игумены Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандриты Мисаил и Гавриил, иеросхимонах Феодосий Афонский (Харитонов), архиепископ Василий (Кривошеин) и многие другие монахи продолжали являть примеры истинного монашеского служения Господу. Очень точно сказал об этом в 1952 году в Оксфорде сам отец Василий: «На Афоне даже теперь много людей высокой духовной жизни и действительной святости... Вне Афона я никогда не встречал людей, столь явно просвещённых благодатию... В заключение выражу мысль, что подлинное назначение Афона состоит, прежде всего, в том, чтобы порождать такие явления святости, каковым был среди других сей блаженный старец Силуан. И покамест это продолжается, существование Святой Горы вполне оправдывается, и сохраняется её великое значение в духовной жизни Вселенской Православной Церкви».

Лишь в 1966 году при содействии Московского Патриархата в Пантелеимонову обитель поступили впервые за долгие годы четверо монахов, в 1970 году приехали еще два инока, в 1975 – один, летом 1976 года – четыре монаха, а затем ещё 9 иноков. К тому времени в Свято-Пантелеимоновом монастыре оставалось лишь 13 насельников. В 1972 году Святую Гору впервые за всю историю посетил Патриарх Московский и всея Руси Пимен, заявивший в Протате, что Афон должен быть сохранён как всеправославный монашеский центр.

В этой делегации находился и будущий Предстоятель Русской Церкви Кирилл, который рассказал братии Свято-Пантелеимонова монастыря во время своего последнего посещения Афона в июне 2013 года о своих ощущениях в тот давний период: «Сердце трепетно бьётся, когда переступаешь порог нашего Пантелеимонова монастыря, входишь под своды этого благолепного храма, слышишь ваше пение. Невольно вспоминаю давно минувшие годы. Тогда не было такого благолепия и не было такого пения – в ту пору на весь огромный монастырь насчитывалось всего шесть или семь монахов. Но даже в то время в душе всегда была надежда, что процветёт Пантелеимонов монастырь и Гора Афон укрепится, что Святая Русь обратится ко Христу и множество паломников будут посещать Святую Гору. И все эти воздыхания сердечные, все эти мысли с Божией помощью сегодня осуществляются».

Эти же воспоминания, но более обстоятельно Патриарх Кирилл повторил, выступая 7 июня 2013 года в Покровском соборе Свято-Пантелеимонова монастыря: «Особенные воспоминания связаны у меня с этим храмом: именно сюда в далёком 1972 году я впервые поднялся по неосвещённой лестнице, потому что в обители не было электричества. Во всём этом огромном корпусе проживало всего семь человек, один из которых даже не мог прийти на Божественную службу. Не было ни одного паломника. И этот образ величественного, наполненного видимыми, вещественными знаками любви нашего народа к Святой Горе храма выглядел одиноким, но не пустым. Хотя людей не было, мысленно каждый из нас, кто был тогда в этом храме, представлял его наполненным людьми, как это было в благочестивые времена великих паломничеств со Святой Руси на Святую Гору Афон, и каждый молился о том, чтобы эти времена вернулись.

Если оценивать ту эпоху с внешней точки зрения, как теперь оценивают любую эпоху светские учёные, используя различные способы анализа и прогноза, то никакого будущего у храма не было. Но вопреки этим объективным устрашающим фактам здесь жили семь иноков – пожилых, больных, немощных; они молились за обитель свою и за Отечество своё. И те небольшие группы, которые прибывали сюда один раз в год ко дню празднования памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона, конечно, присоединялись к ним своими молитвами.

Сегодня мы видим совершенно другой Афон: возрождаются монастыри, которые в то время, как и наша обитель, приходили в запустение. Вспоминаю, как в греческой прессе появлялись статьи, в которых говорилось, что у Афона нет никакого будущего и нужно найти применение всем этим сокровищам. В трудное время, когда в Греции была политическая диктатура, возник страшный проект: превратить Афон в место европейского и всемирного туризма, а для этого нужно было убрать оставшихся иноков, и в первую очередь, русских иноков. Именно поэтому было невозможно направить сюда практически ни одного человека.

С благоговейной памятью я выражаю признательность покойному владыке Никодиму, который сделал, казалось бы, невозможное, и было получено разрешение на приезд нескольких иноков из Советского Союза сюда, на Афон. Конечно, они не изменили радикально ситуацию, но произошло самое главное: те, кто родился в советское время, прибыли на Афон так же, как и прибывали на Святую Гору их благочестивые предки. Как будто сомкнулось время. Тогда мы почувствовали, что, несмотря на самые тяжелые условия, в которых проживали в ту пору афонские иноки, здесь, в Свято-Пантелеимоновом монастыре, будет гореть лампада русского православия на Святой Горе. И по милости Божией так и произошло».

В 1982 году, когда в Свято-Пантелеимоновом монастыре оставалось лишь 22 насельника, его игумен архимандрит Иеремия (Алёхин) обратился к Московской Патриархии с просьбой снова пополнить количество иноков монастыря. Вскоре тоненький ручеёк такого пополнения начал постепенно увеличиваться, и ко времени визита на Афон Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в июне 1992 года в Пантелеимоновом монастыре насчитывалось уже 40 человек. Однако новое потрясение ждало в это время братию Свято-Ильинского скита: в мае 1992 года по требованию Синода Константинопольского Патриархата скитоначальник архимандрит Серафим и все семеро иноков этой обители были без суда и следствия насильственно при участии греческой полиции изгнаны с Афона. Все просьбы Московской Патриархии заселить скит русскими монахами остались без последствий, и скит перешёл в полное ведение монастыря Пантократор, его заселили греческие монахи.

Огромное значение в деле возрождения афоно-русских связей имело паломничество на Афон вскоре после своей интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а также принесение в Россию в 1996 и 2000 годах честной главы святого Пантелеимона, а в 2003 году – честной стопы святого апостола Андрея Первозванного. В 1992 году по благословению Патриарха Алексия II вновь открылось на месте приходского храма святого великомученика Никиты (ул. Гончарная, 6) Афонское подворье в Москве, а через 10 лет в нём уже был освящён храм Всех Афонских святых, построены часовни святого Пантелеимона и преподобного Силуана Афонского.

Надежды на возрождение Русского Афона особенно усилились в условиях новой России, когда связи нашей страны со Святой Горой вышли из «замороженного состояния». Ныне в Свято-Пантелеимоновом монастыре, оставшимся единственной крупной русской обителью на Афоне, насчитывается уже около 80 иноков (не считая русских монахов в других афонских монастырях, скитах, келиях и каливах). Его жизнь постепенно, при подвижничестве нынешних руководителей монастыря – игумене Иеремии и духовнике монастыря иеромонахе Макарии, набирает новые обороты: идёт восстановление и реставрация храмов и построек (в 2003 году впервые за многие годы освящён вновь построенный храм в честь матери святого Пантелеимона святой праведной Еввулы и его учителя священномученика Ермолая). Постоянно увеличивается поток на Афон паломников из России, Украины и других православных стран, разворачивается активная просветительско-издательская деятельность монастыря.

Удивительное преобразование получила уникальная библиотека обители, ставшая при поддержке мэрии Москвы по уровню своего обустройства в первый ряд библиотечно-архивных центров славянского мира. По свидетельству заведующего библиотекой и архивом монастыря монаха Ермолая (Чежия), многолетняя огромная работа по каталогизации фондов зафиксировала следующий потрясающий результат: в библиотеке хранится 42 640 наименований книг (88 272 тома), не считая брошюр (самая ранняя из книг датирована 1492 годом), 2399 рукописей – греческие, церковнославянские, русские и иноязычные, датируемые с VII по ХХ век, а также многочисленные документы по истории русского присутствия на Афоне, содержащие, к примеру, сведения о 7 500 насельниках русских обителей.

В настоящее время идёт кропотливая работа по реставрации книг и рукописей и по перенесению их на цифровые носители для удобства пользователей. В планах монастыря – издание многотомной серии книг «Русский Афон XIX–XX веков. Визит в Грецию и на Афон представительной делегации Русской Православной Церкви во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в июне 2013 года, на мой взгляд, открывает новый этап в развитии греко-русских отношений и возрождении Русского Афона. Всего за семь дней пребывания в Греции Святейшему Патриарху удалось провести многочисленные встречи с верующими и представителями Элладской Церкви, возглавить служения и молебны, посетить Афины, Салоники, Вирею, Карею, Свято-Пантелеимонов монастырь, Андреевский и Ильинский скиты, скиты Ксилургу и Старый Русик, а также следующие монастыри Афона: Великой Лавры, Ватопед, Иверон, Пантократор, Хиландар и Зограф. И везде в эти дни звучала нота возрождения и развития древних традиций.

Как отмечал Святейший Патриарх Кирилл: «Сегодня, когда я вижу большое количество братии, среди которых много молодых людей, преданных монашескому служению, готовых свою жизнь связать с этим святым местом, когда взираю на членов своей делегации, многих паломников, в числе которых те, которые представляют государственную власть, бизнес, являются людьми известными в нашей стране, то поневоле вспоминаю слова великого прокимна: «Ты еси Бог творяй чудеса». Это великое чудо воскрешения Руси, преображения Афона произошло на наших глазах. По крайней мере, я видел Афон в упадке и ныне имею счастье видеть его во славе. Это счастье, потому что Бог помог мне увидеть Его руку как над Святой Горой Афон, так и над Отечеством нашим.

Сегодня на Афоне при активном участии нашего верующего народа осуществляются большие ремонтные, реставрационные работы и здесь, в этой обители, и в других обителях – как славянских, так и неславянских. Так было всегда: Русь никогда не жалела своих ресурсов для поддержания Православия. Достаточно проехать по обителям Афона, чтобы увидеть, что в каждой из них остались знаки любви народа нашего к Святой Горе Афонской. И самые величественные кивоты, паникадила, потрясающей красоты облачения, утварь – всё это от сердца своего отрывал народ наш, не будучи богат, для того, чтобы излить свою любовь на это святое место. И сегодня происходит то же самое».

Святейший Патриарх ещё раз подчеркнул ту роль, которую играет в современной духовной жизни монашество: «Если говорить о роли монашества и роли Афона, то она очень велика, потому что монашество в Церкви – как некий краеугольный камень, как колонна, на которую опирается конструкция. Почему? Потому что монахи оставляют всё в этом мире, отказываются от того, что дорого и желанно абсолютному большинству людей, и делают это ради одной цели – чтобы полностью посвятить себя Богу через молитву, через созерцание, через добрые дела, через изучение богословия. Именно поэтому монашество всегда было источником для пополнения церковных кадров, включая самые высокие должности в Церкви. Эта традиция восходит к глубокой древности, она эффективно работает и сегодня.

Когда приезжаешь на Афон, понимаешь важность монашества для всей Православной Церкви и особенно осознаешь значение Святой Горы. Святая Гора Афон представляет собой полуостров, но и в переносном смысле она тоже полуостров – полуостров Византии, то, что сохранилось от Византии и дошло до XXI века...»

Почти тысячу лет длится история Русского Афона, в неё вместилось столько трагических и промыслительных, героических и мало заметных глазу духовных событий, что их хватило бы на историю многих и многих стран мира. Казалось бы, всё это уже в далёком прошлом и представляет интерес лишь для профессиональных историков. Но это совсем не так. Стоит лишь ступить на афонскую землю, вдохнуть полной грудью непередаваемый аромат Святой Горы, увидеть будто бы выросшие из-под земли, нерукотворные и непобедимые монастыри и скиты, как ты постоянно и неотвязно ощущаешь на Афоне дыхание тревожной и величественной истории монашеской республики, выстоявшей, несмотря ни на какие ветры и испытания судьбы.

Русские на Афоне свершили истинный духовный подвиг, сохранив вековые традиции и несгибаемый молитвенный накал. Они многократно спасали из небытия и разрухи свои обители, явив всему миру пример стойкости веры и служения Господу. Будем надеяться, что вся эта история только продолжается, что сейчас наступил лишь новый этап в её развитии, и что перемены в современной России, а также в других православных странах мира дадут толчок к дальнейшему возрождению Афона и присутствию на нём русского монашества.

Святая гора Афон (Athos) , полуостров в восточной Греции , единственная в мире православная монашеская "республика", входит в состав Греческой республики.

Святая Гора Афон представляет собой полуостров в северовосточной Греции , восточный выступ полуострова Халкидики далеко вдавшийся в изумрудные воды Эгейского моря приблизительно на 80 км в длину и около 12 км в ширину. Полуостров горист, покрыт густыми лесами, изрыт бесчисленными скалистыми оврагами. В юго-восточной части Св. Горы возвышается гора Афон высотой 2033 м. над уровнем моря. Несмотря на то, что это полуостров, добраться до него можно только по морю или на вертолете.

История

В языческой древности Афонскую гору знали как Аполлониаду (по храму Аполлона), позднее на вершине горы стоял храм Зевса , который назывался Афос по-гречески (по-русски - Афон).

Церковное предание повествует, что Божия Матерь , приняв благодать Св. Духа в огненных языках, готовилась по жребию отправиться в Иверскую землю, но получила известие от Ангела, что труд апостольства ей предстанет на другой земле. Корабль, на котором Божия Матерь с Апостолами направлялась на остров Кипр к епископу Лазарю , попал в бурю и причалил к Афонской горе. Народ языческий принял Божию Матерь и слушал ее проповеди, затем уверовал и крестился. Многие чудеса совершила там Божия Матерь прежде чем отплыть на Кипр. Она поставила там начальником и учителем одного из Апостольских мужей и сказала: “Cue место буди мне в жребий, данный мне от Сына и Бога моего”. Потом благословив народ, присовокупила: “Благодать Божия да пребудет на месте сем и на пребывающих здесь с верою и благоговением и соблюдающих заповеди Сына и Бога моего. Потребные к жизни на земле блага будут им с малым трудом в изобилии, и жизнь небесная уготовится им, и не оскудеет милость Сына моего от места сего до скончания века. Я же буду заступница места сего и теплая о нем ходатаица пред Богом”.

С тех пор Афон вступил в эру христианской истории. Он находился под владычеством Рима , преследовавшего христиан до года, когда император Константин Великий издал указ о даровании христианам права гражданства и свободы вероисповедания. К этому времени христианство на Св. Горе было довольно развито. Появились монастыри, расцвело иночество.

Кроме монастырей и скитов, на Афоне функционирует богословское училище - так называемая "Афониада ", основанная в году. С года она расположена в Карее .

Афонские монастыри имеют несколько подворий за пределами Святой Горы. Самое известное из них - женский монастырь Ормилия , являющийся подворьем обители Симонопетра . Здесь подвизается свыше ста монахинь. Адрес: 63071, Ormylia Chalkidikis. Тел. (30-371) 41278.

Паломнику на заметку

Все клирики, желающие посетить Святую Гору, должны получить благословение Вселенского Патриарха. Это делается с целью недопущения на Афон неканонически рукоположенных клириков. Остальные паломники, желающие посетить Святую Гору, должны предварительно получить разрешение в Бюро паломников в Салониках. Это несложная процедура, занимающая немного времени. Бюро находится по адресу: Салоники, бульвар Караманли. Добираться на автобусах 173, 546, 38. Тел. (30-31) 833733, 861611. Поскольку правила выдачи разрешений время от времени меняются, мы рекомендуем желающим предварительно позвонить в Бюро и узнать, что необходимо иметь для получения разрешения. Также перед поездкой на Святую Гору необходимо созвониться с каким-либо из монастырей и договориться, чтобы этот монастырь Вас принял. Это особенно важно в периоды Пасхи и Рождества, когда существует большой наплыв паломников. Договариваться с монастырями необходимо потому, что у них не всегда существует достаточно мест для приема посетителей. Телефоны монастырей приведены выше.

В Салониках автобус до Урануполя, из которого отправляется корабль к монастырям, отходит в 6 часов утра от автостанции "КТЕЛ Халкидикис". Автобус приходит в Урануполь незадолго до отхода корабля. За это время все паломники со своими разрешениями должны прийти в Бюро паломничеств, которое находится недалеко от остановки автобуса, по правую сторону вдоль берега моря. Здесь они на основании разрешений и наличия свободных мест в монастырях (монастыри каждый день подают список с фамилиями людей, забронировавших в них места, поэтому предварительный звонок в монастырь крайне рекомендуется) покупают "диамонитирион". Он стоит порядка 20 долларов США. "Диамонитирион" дает право на пребывание на Афоне в течение 4-х дней. Продлить его можно в Протате в Карее . В монастырях часто (хотя и не всегда) просят предъявить этот документ. С "диамонитирионом" необходимо идти на корабль, который перевозит паломников к монастырям Дохиар, Ксенофонт, Св. Пантелеимона, к пристани Зографского монастыря, от которой путь к Зографу и Костамониту. Корабль доходит до Дафни - главного Афонского порта. Здесь его ждут автобусы, которые перевозят желающих до Кареи, откуда они могут добраться до своих монастырей. В Карее паломников ожидают машины из некоторых монастырей. Плата за перевозку может быть достаточно высокой - в зависимости от количества пассажиров. Желающих путешествовать по морю далее, особенно к монастырям Симонопетра, Григориат, Дионисиат, св. Павла, скиту св. Анны и т.д. к приходу корабля из Урануполя ждет меньший корабль, котороый, в случае хорошей погоды, идет к Кавсокаливскому скиту, а в случае больших волн, только до Святой Анны.

На Афоне есть телефоны-автоматы, причем не только в монастырях, но и в скитах, а иногда просто на тропинках. Недавно появилась мобильная связь. На всей территории Афона запрещена видеосъемка На улице можно фотографировать без разрешения, для фотосъемок в храмах и других помещениях нужно обязательно иметь благословение. Досмотра при въезде нет (только при выезде). На Афоне запрещено купаться и загорать.

На Святой горе - византийское время, которое определяется следующим образом: во время захода солнца (в субботу) стрелки часов устанавливаются на полночь и - начинается новый день. В Ивероне сутки начинаются с восходом солнца.

Литература

  • Критон Хрисохоидис, "Исторический очерк афонского монашества" // Страница интернет-издания Общества друзей Ватопедского монастыря "Пемптусия":