Саломея и иоанн креститель. Иродиада и саломея

Саломея и иоанн креститель. Иродиада и саломея
Саломея и иоанн креститель. Иродиада и саломея

Вам помочь или не мешать?

Саломея - персонаж как евангельский, так и, несомненно, исторический. Она была дочерью Филиппа, сына Ирода Великого, и Иродиады, внучки этого же Ирода Великого, Ирода, который известен своим печальным приказом об умерщвлении 14 тысяч Вифлеемских младенцев, за что, как гласит предание, и поплатился ужасной смертью в Иерихоне, где живьём был съеден червями. Ирод Великий сначала дал в управление сыну Итурию, Авранит и Трахонит, но после лишил его наследства. Честолюбивая Иродиада тяготилась своим унизительным положением при неудачливом супруге и мечтала о власти. Когда в 26 году брат Филиппа -Ирод Антипа - гостил у родителей Саломеи, Иродиада сумела обворожить тетрарха. Тому было уже за пятьдесят, но он влюбился в племянницу и решил жениться на ней, хотя существовало множество препятствий: во-первых, Ирод был уже женат, во-вторых, Иродиада приходилась Ироду племянницей и женой брата, поэтому их брак сулил двукратное, если не трёхкратное нарушение Закона. Но Ирода это не остановило.
Иоанн Креститель открыто обличил Иродиаду в прелюбодеянии, и за это был заключён Иродом под стражу. Но ввергнутый в тюрьму пророк не переставал призывать Иродиаду к покаянию, она же, по вполне понятным причинам, возненавидела вольнодумца, но бессильна была что-либо сделать, поскольку Ирод, напротив, благоволил Иоанну и, как свидетельствует св. Марк, “многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его” (Мрк. VI, 20).
Дочь Иродиады Саломея (не названная в Евангелиях по имени) в день рождения Ирода Антипы «плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним». В награду за танец Ирод пообещал Саломее выполнить любую её просьбу. Она по наущению своей матери, которая ненавидела Иоанна за обличение её брака, попросила голову Иоанна Крестителя и «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей» (Мк.6:26). В темницу к Иоанну был отправлен оруженосец, который отсёк ему голову и, принеся её на блюде, отдал Саломее, а та «отдала её матери своей».

Можно с достоверностью утверждать, что Саломея родилась в 15 году по Р.Х., таким образом, на этот момент злополучного танца ей было около 15 лет. Через год она вышла замуж за своего дядю, овдовела в 34 году, оставалась вдовой до 54 года и затем снова вышла замуж на сей раз за царя Армении - Аристотеля. Умерла Саломея в 72 году. По преданию, рассказанному у Никифора (кн. I, гл. XX), Саломею постигла страшная смерть-расплата,а именно: зимой,на реке, Саломея провалилась под лед. Голову ее, отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову св. Иоанна Предтечи, а тело ее так и не нашли, но, по всей видимости, эта история продукт пропагандисткой религиозной мистификации. Считается, что Саломея была чрезвычайно красива, но достоверно о её внешности можно судить только по “острому семитскому профилю”, который выбит на монетах её второго мужа.

Саломея в живописи.
Я выбрала только то,что мне понравилось,в основном картины старых мастеров.

Дочь царя Ирода Саломея причастна к убийству Иоанна Крестителя. Человек, утверждающий подобное, скорее всего связан с деятелями культуру, нежели священнослужителями. Расхожий сюжет, многократно растиражированный в искусстве, когда красавица за свой танец требует головы Иоанны Предтечи, превратил ее в роковую женщину.

Сюжет об участии Саломеи или Саломии в гибели Иоанна Крестителя — расхожий сюжет западно-европейского искусства нескольких столетий. Тициан и Пикассо, Гейне и Уайльд, художники и скульпторы, поэты и драматурги увековечили образ этой femme fatale . В православной иконописной традиции сюжет известен под названием "Усекновение главы Святого Иоанна Предтечи".

Напомним этот известный сюжет. Саломея танцевала перед Иродом во время празднования его дня рождения. Танец юной девушки настолько понравился Ироду, что он пообещал ей все, что она пожелает, вплоть до половины своего царства! По наущению своей матери Иродиады Саломея попросила у Ирода голову Иоанна Крестителя. Ирод приказал обезглавить Иоанна Предтечу и принести его голову на блюде.

На страницах Святого Писания нет упоминания ее имени в связи со смертью Иоанна. Ни в Евангелии от Марка, ни в Евангелии от Матфея имя девушки не называется. "И когда праздновали день рождения Ирода, дочь его танцевала перед гостями…". Но имя ее не названо. Только у историка Иосифа Флавия, на страницах его "Иудейских древностей" встречается это имя.

Французский историк и писатель, эзотерик и оккультист Робер Амбелен в книге "Иисус, или смертельная тайна тамплиеров" предлагает свою версию того, почему Саломея не могла быть на том зловещем пиру. Ирод Великий умер в 5 году до н. э. После его смерти, старший сын, Архелай, отплыл в Рим, чтобы император Август утвердил его на троне Иудеи. Брат его, Ирод Антипа, возвращаясь из Рима, склонил Иродиаду, жену своего брата Ирода Филиппа, к сожительству с собой. В "Иудейских древностях" Иосиф Флавий сообщил, что Иродиада согласилась на это вскоре после рождения дочери Саломеи.

"Следовательно, — пишет Амбелен, — означенная Саломея уже появилась на свет в 5 году до н. э., и к тому времени ей было около года. Смерть Крестителя имела место в 32 году нашей эры, значит, к тому времени Саломее было (5 + 32) не менее тридцати семи лет".

Согласно все тому же Иосифу Флавию первый раз Саломея вышла замуж за своего двоюродного брата Филиппа, сына Ирода Антиппы, который одновременно был ее родным дядей и вследствие брака с Иродиадой) отчимом. После смерти Филиппа Антиппы, не оставив потомства от брака с Саломеей, она вторично вышла замуж за Аристобула, брата Агриппы. В этом браке она родила троих сыновей: Ирода, Агриппу и Аристобула. Сохранились монеты с ее изображением, датируемые 56-57 гг. На аверсе изображение Аристобула, на реверсе — Саломеи.

В своем дворце в Тивериаде Ирод Антипа устраивает большой пир. Допустим, Саломея восседает за столом, где собрались высшие сановники Иудеи, вместе со своим вторым супругом — Аристобулом. Историк Р. Амбелен задается вопросом: "Насколько правдоподобно, чтобы идумейский тетрарх попросил Саломею, мать семьи, танцевать перед своим супругом?"

И сам отвечает: "На Востоке в те времена не танцевали, как внаше время в европейских дансингах, "в своем кругу" и "для своего удовольствия". Существовали танцовщицы, для которых это было ремеслом, и ремеслом весьма презренным. И попросить у своей падчерицы, которая в то же время была его племянницей, начать выделывать соблазнительные антраша на глазах супруга и перед всем двором было вещью немыслимой: это значило бы нанести тяжкое оскорбление обоим. Тем более речь идет о женщине 37 лет, которая, как бывает на Востоке и с учетом эпохи, скорее всего, преждевременно расплылась".

Сомнительно, чтобы тетрарх предложил Саломеи награду в размере, как пишет евангелист Марк, вплоть до половины своего царства? Не станет лучше, если попытаться заменить Саломею Иродиадой, которой в то время было пятьдесят лет.

Представляется, что не обделенные талантом писатели Марк и Матфей решили представить казнь Иоанна Крестителя не как рядового политического заключенного, а как жертвы любовной интриги. И в этом качестве сюжет упал на благодатную почву искусства и запомнился многим поколениям. Противопоставление танца и смерти оказалось олицетворением и древних мифов и исторических анекдотов. Страсть и преступление фигурировали в самой Библии: Самсон и Далила, но особенно Юдифь с головой Олоферна. В реальной истории достаточно вспомнить имена шотландской королевы Марии Стюарт или шпионку Мату Хари.

Следуя логике Робера Амбелена, Ирод Антипа заключил Иоанна Крестителя в Махеронте, в пустыне Моав, чтобы лишить его всякого влияния на еврейский народ. Год спустя он повелел обезглавить его в той же крепости Махеронт, когда восстание зелотов стало приобретать опасный размах. К личности члена Французской Академии и Всемирной Ассоциации франкоязычных писателей, мартинисту Амбелену и его книге можно относиться как к беллетристике, а не как к научному труду, но трудно не согласиться с выводом, сделанным им по поводу Саломеи и ее участия в гибели Крестителя.

"Это была лишь простая и жестокая мера предосторожности, но ни Иродиада, ни Саломея тут ни при чем. Это и объясняет, почему отцы церкви ничего не знали о пресловутом "танце Саломеи", эпизоде, который следует отнести к сфере легенд", — заключает Амбелен.

Иродиада была внучкой царя Иудеи Ирода Великого - того самого, по инициативе которого произошло избиение младенцев. А по приказу его внучки был убит Иоанн Креститель - праведник и предшественник Иисуса Христа.

Имя иудейского царя Ирода Великого стало нарицательным: слово «ирод» в нашем сознании ассоциируется с жестокостью и бесчеловечностью. Тем не менее, историки оценивают его деятельность не только отрицательно. Этот царь много сделал для строительства Иудеи. А вот о его внучке Иродиаде история не донесла до нас ни одного хорошего слова.

Язык мятежного Предтечи

Иоанн Креститель (Предтеча) был сыном Елизаветы (родственницы Марии, матери Иисуса Христа) и священника Захарии. Он появился на свет за несколько месяцев до того, кого христиане считают Спасителем. И позже в своих проповедях предрекал его появление.

Иоанн Креститель вел отшельнический образ жизни: носил простую, грубую одежду и питался самой простой пищей. В возрасте около 30 лет он стал ходить по Иудее, проповедуя ее жителям покаяние в грехах. Он крестил людей, омывая их в водах реки Иордан и говоря, что этот обряд принесет покаяние и очищение от грехов. Кроме того, Иоанн утверждал: «Я крещу в воде; но стоит среди вас [Некто], Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его».

Увидев как-то Иисуса, Предтеча сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю».

Вскоре Иоанн Креститель стал известен всем жителям Иудеи. Он пользовался большой популярностью среди соотечественников, хотя проповедовал явно не иудейскую традицию. Соотечественникам Крестителя явно импонировали аскетизм Иоанна, его желание сделать мир людей лучше, а также бесстрашие. Дело в том, что Предтеча не стеснялся никому говорить правду в глаза. И представителям власти - в том числе. За это ему предстояло заплатить дорогую цену.

Жестокие кровосмесители

В то время Галилеей и Переей, частью Иудеи, где развернулись последующие страшные события, правил сын Ирода Великого - Ирод Антипа. Властительницей же этой местности считалась женщина по имени Иродиада. Она не была законной женой Ирода и вообще приходилась ему племянницей.

С детства Иродиада отличалась не просто склонностью к разврату. Она пренебрегала одним из самых главных правил - запретом на инцест. Эта женщина с ранних лет стремилась к самому высокому положению, поэтому в своих интимных предпочтениях она не выходила за «рамки» династии Иродиадов, основанной ее дедом.

Успех у мужчин собственной семьи сначала привел ее к браку с первым своим дядей Иродом Бефом. От него 20-летняя Иродиада примерно в 5 году нашей эры родила дочь Саломею. Брак между такими близкими родственниками был самой настоящей пощечиной для правоверных иудеев, боявшихся кровосмесительства как огня. Но это замужество Иродиады соотечественники еще как-то переварили.

Однако этот родственник показался недостаточно перспективным честолюбивой женщине. И она обратила свои взоры на следующего. Новым супругом развратницы стал другой дядя - Ирод Филипп. Народ содрогнулся. Но Иродиада плевать хотела на обычаи предков. Ее религией стала жажда власти.

И опять прокол - Ироду Филиппу не светило высокое положение. Ну что делать? Злая и властолюбивая Иродиада ломала руки от досады. Пришлось опять сменить спутника жизни. И не стоит в этом сомневаться - опять стал ближайший родственник. И опять дядя - Ирод Антипа, который к моменту начала совместной жизни с Иродиадой был правителем Галилеи и Переи. Конечно, эти части Иудеи - не целая Римская империя. Но лучше уж так, чем прозябать в рядовых аристократках, думала честолюбивая женщина. Тут следует отметить, что к моменту сближения с Иродиадой Ирод Антипа был женат на дочери Ареты, царя набатеев. Супруга не желала так просто отпускать мужа к разлучнице. Она нажаловалась отцу, и Арета пошел войной на Антипу. Сын Ирода Великого проиграл это сражение. Но к жене не вернулся - уж слишком околдовала его своими чарами красивая племянница Иродиада. Сколько людей погибло в том сражении - неизвестно. А для Иродиады кровь человеческая была жиже воды...

Став женой Ирода Антипы, Иродиада по большей части удовлетворила свои властные амбиции. Она счастливо жила с мужем и своей дочерью Саломеей. Подданных парочка грабила нещадно, облагая иудеев непосильной данью.

Народ пребывал в ужасе. Но, как это часто бывает, безмолвствовал. Алчная кровосмесительница наглела все больше.

Единственным человеком, который открыто выступил против зарвавшейся власти, был Иоанн Креститель. Этот человек, как мы уже писали, вел отшельнический образ жизни. И совсем не походил на холеных представителей местной аристократии. Он открыто клеймил кровосмесительницу и ее мужа, которые обирали свой народ.

Поначалу Иродиада не принимала Предтечу и все, что он говорил, близко к сердцу. «Мало ли что там несет какой-то оборванец», - думала она. Но вскоре Иродиаде стали доносить о том, что Иоанн, несмотря на свой нищий вид, пользуется большим авторитетом у иудеев (притом что некоторые его утверждения шли вразрез с иудаизмом). И она поняла: надо как-то его заткнуть. Но как? Неудачей стало то, что Ирод Антипа, который готов был всегда подчиниться коварной красавице, тут стал сопротивляться. Он утверждал: Иоанн - праведный муж и мудрец. Кроме того, Антипа не хотел казнить Крестителя в страхе перед народным гневом.

Единственное, чего добилась Иродиада, стало заключение Иоанна в крепости Махерон. Вот как описывает историк это страшное место: «Сама крепость образована была скалистым холмом, поднимающимся на чрезвычайную высоту и потому трудно досягаемым, но природа еще позаботилась о том, чтобы он был недоступен. Со всех сторон холм окружен невероятной глубины пропастями, так что переход через них практически невозможен. Западная горная впадина простирается на 60 стадий и доходит до Асфальтового озера, и как раз на этой же стороне Махерон достигает наибольшей высоты. Северная и южная впадины хотя и уступают в длине только что упомянутой, но тоже делают невозможным нападение на крепость. Что касается восточной, то она имеет не менее 100 локтей глубины, но примыкает к горе, противоположной Махерону».

Не стоило сомневаться в том, что заключение не стало серьезным испытанием для Иоанна - человека мудрого и аскета по своему складу. Это Иродиада поняла сразу же. И она решила во что бы то ни стало уничтожить Крестителя.

Казнь на день рождения

Шел 28 год нашей эры. В одну из ночей во дворце Ирода Антипы праздновали день рождения правителя. И гости, и хозяева после полуночи были пьяны настолько, что уже не помнили себя от веселья и нетрезвой удали.

В этот момент в голове Иродиады созрел коварный план. Она попросила свою юную дочь Саломею станцевать перед гостями развратный танец в обнаженном виде. Это предложение очень понравилось Антипе. Но тут испорченная с юных лет Саломея, как и надоумила ее мать, решила немного поломаться. Пьяный Антипа заявил: он готов заплатить любую цену за танец. И Саломея «по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей» (Мф. 14:8-11).

Иоанна умертвили. Его голову принесли на блюде Саломее - та позвала мать, и Иродиада в бешенстве исколола иглой язык человека, который столько правды сказал народу о ней...

Что было потом? Согласно одной версии, Антипа с Иродиадой потеряли власть и умерли в бедности примерно в 40 году нашей эры. Согласно другой, земля разверзлась под ногами убийц и поглотила их...

Гибель Саломеи также была страшна - ее насмерть затерли льдины реки, которую она переходила зимой. Две льдины сомкнулись у нее на шее и оторвали ей голову так же, как некогда нож убийцы отрезал голову Иоанна Крестителя.

Мария Конюкова

Саломея в живописи September 17th, 2013

По сообщению синоптических Евангелий, танец юной Саломеи на праздновании дня рождения Ирода Антипа очаровал его так, что он согласился выполнить любое её желание. Будучи научена своей матерью, Саломея потребовала убить пророка Иоанна Крестителя, и ей была принесена на блюде его голова.

Караваджо. Саломея с головой Крестителя 1609 г.

САЛОМЕЯ. Часто картины с изображением Саломеи с головой Иоанна крестителя путают с другим мифологическим сюжетом-"Юдифь и Олоферн", о котором я писала в предыдущем посте. Путают их еще и потому, что мифологических персонажей одевали в костюмы по моде современников. Опять же и отрезаная голова присутствует. Но, если Юдифь сама отсекла голову Олоферну, то Иоанна обезглавили только по просьбе Саломеи.

В искусстве образ Саломеи вдохновлял многих художников, среди которых Боттичелли, Дюрер, Тициан, Рембрандт, Караваджо, а также романтиков и декадентов Оскара Уайльда (одноименная пьеса, поставленная в 1896) и Рихарда Штрауса (одноименная опера 1905 — по пьесе О. Уайльда).

Батистелло, Саломея, 1615

Лукас Кранах Старший Саломея ок. 1530 г. Что интересно, персонажи похожи друг на друга и на картины Кранаха "Юдифь с головой Олоферна",поскольку Кранах писал этих персонажей с реального лица - со своей хозяйки и музы Сибиллы Клевской. Это же лицо можно увидеть и на других полотнах Кранаха.Из предыдущего поста:" В руки Юдифи художник хотел вложить свою собственную голову, но не решился — аллегорию могли истолковать в том смысле, что сам художник лишился головы от любви. Тогда мужу Сибиллы, курфюрсту Саксонскому, предложили «одолжить» свою голову для картины о Юдифи. Иоганн Фридрих согласился."

Ловис Коринт Саломея (вторая версия) 1900 г.

После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, правителем Галилеи. Пророк Божий открыто обличал Ирода в том, что тот, сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа. В день своего рождения Ирод устроил пир. Дочь Иродиады - Саломея плясала перед гостями и угодила имениннику. В благодарность девице, он пообещал дать все, что она захочет, даже половину своего царства. По совету матери, Саломея Попросила у Ирода в награду принести ей на блюде голову святого, Иоанну Крестителю тут же отрубили голову и принесли Саломее. Божий гнев обрушился на тех, кто решился погубить пророка. Зимой на реке Саломея провалилась под лед. Голову ее, отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову св. Иоанна Предтечи, а тело ее так и не нашли. Бывший тесть, аравийский царь Арефа, двинул свои войска против Ирода и нанес ему поражение. Римский император в гневе сослал Ирода вместе с Иродиадой в Испанию, где они и погибли...

Rudolph Ernst Salome and the Tigers.

В основу драмы Уайльдом был положен библейский миф о Саломее - падчерице иудейского царя Ирода, невероятно красивой и обольстительной танцовщице. Но Уальд расставил другие акценты в легенде, и причиной смерти Иоанна становится в пьесе безответная любовь к нему самой Саломеи.
Ирод и сам пылал к Саломее греховной страстью, и когда она исполнила с особым блеском танец семи покрывал, он обещал ей выполнить любое ее желание. А в это время по Иудее бродил пророк Иоанн Креститель, возвещавший близкий приход Иисуса Христа.


Беноццо Гоццоли Танец Саломеи на пиру у царя Ирода и обезглавливание Св. Иоанна Крестителя 1461-1462 г.г.
Когда Саломея, по наущению своей матери Иродиады, которую Иоанн заклеймил как распутницу и убийцу, потребовала от царя голову пророка, даже жестокий правитель Иудеи потрясен, услышав, что юная дщерь иерусалимская ставит условием поднести ей на блюде отрубленную голову пророка. Но тем не менее Ирод выполняет обещанное и приказывает казнить Иоанна. Его голову Саломея получила на серебряном блюде.

Согласно классической библейской легенды одна из дочерей Ирода Антипы , Саломея подарила отцу на день рождения великолепный страстный сирийский танец. Гости просили снова и снова исполнить его. Когда же сильно нетрезвый царь иудейский спросил ее, что она хочет в награду, то по наущению своей матери Иродиады, Саломея попросила голову Иоанна Крестителя.

Танец Саломеи

Прежде чем разбирать эту историю, отмечу, что это преступление против всего христианского мира, не сильно исторически подкованные граждане часто приписывают Ироду Великому. Тому самому, который отдал приказ об умерщвлении вифлеемских младенцев.

Однако он тут совершенно не причем. Один из главных героев данной истории — Ирод Антипа . Он был одним из сыновей Ирода Великого. Родовое имя Ирод он принял после изгнания за дурное правление Палестиной другого сына Ирода – Архелая. А Саломея, кстати, была дочерью Иродиады от первого брака и царю иудейскому приходилась падчерицей.

Также как и история с «избиением младенцев» легенда о танце Саломеи и жутком подарке является весьма и весьма сомнительна.

Ирод Антипа

Во-первых, ни в одном из Евангелий нет имени Саломеи в контексте смерти Иоанна, везде говорится о дочери Ирода Антипы , но не называется ее имя.

Во-вторых, трудно поверить в то, что дочь царя стала бы танцевать перед какими-то гостями. Времена и нравы на Востоке и тогда были суровыми, не располагавшими к танцу царевен перед пьяными мужчинами.

Танец Саломеи

В-третьих, при всех очевидных недостатках царя Иудеи, он все же не подпускал своих дочерей к государственным делам, как бы они не танцевали, и как бы их не звали. Что же касается убийства Иоанна, то Ирод Антипа в нем действительно повинен. Но сделал он это не по женской прихоти, а по «государственной необходимости», поскольку считал, что проповеди Крестителя могут привести к смуте. Вот, что пишет об этом Иосиф Флавий: «Так как многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души, Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на [вполне подчинившуюся ему] массу не повело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел предупредить это, схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно».

Вальтер Кремер и Гетц Тренклер в своей книге «Лексикон популярных заблуждений» отвечают на вопрос, почему же сюжет о танце Саломеи и голове Крестителя в награду так запал в душу многих художников и писателей, следующим образом:

«Да только потому, что он так удачно укладывается в схему «секс и преступление», которая лежит в основе множества других подлинных и вымышленных сюжетов (Юдифь и голова Олоферна, Мария Стюарт, Мата Хари). Противопоставление танца и смерти – это самое живое олицетворение таких фундаментальных основ бытия. Как любовь, жизнь и смерть, которые как бы одновременно появляются на сцене.

Голова Иоанна

Кстати, это понимали и не лишенные таланта писатели Марк и Матфей. В их интерпретации Иоанн погибает не просто как политический заключенный, а как жертва любовной интриги. И таким образом смерть Иоанна Крестителя прочно западала в память потомков. А поскольку памяти поколений следует помочь. Дав событиям и персонажам имена. В дальнейших интерпретациях «окрестили» и дочь Ирода Антипы , дав ей звучное имя Саломея».

Вряд ли бы настоящей Саломее понравилось бы то, что ее имя таким образом будет закреплено в памяти потомков. Но это не первый и, тем более не последний, случай когда