Понятие классный час. Классный час и его характерные особенности

Понятие классный час. Классный час и его характерные особенности

Классный час по-прежнему остается основной формой воспитательной работы в школе. Теперь он вошел в школьное расписание, что дает возможность классному руководителю еженедельно в течение часа общаться с детьми, решать организационные и воспитательные задачи.

Классным часам посвящено огромное количество литературы. Методические пособия, профессиональные периодические издания обобщают опыт лучших классных руководителей России, приводят примеры отличных сценариев классных воспитательных мероприятий.

Классный час - одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Он включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день.

Формы классных часов разнообразны: лекция, беседа, диспут, викторина, конкурс, игра, конференция, заочное путешествие, праздник, акция и т. п.

По мнению некоторых ученых, классный час выполняет следующие воспитательные функции : просветительную, ориентирующую, направляющую и формирующую.

Просветительная функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников. Предметом классного часа может быть информация из разных областей знаний, явления социальной жизни, психологические проблемы детей.

Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к миру на основе моральных и духовных ценностей, в выработке нравственной оценки событий и явлений.

Часто классные часы помогают ученикам ориентироваться в общественных ценностях.

Направляющая функция классного часа предусматривает организацию деятельности воспитанников, воздействие на их поведение, чтобы знания перешли в убеждения.

Формирующая функция проявляется в выработке у учеников навыков обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает вести диалог, выстраивать аргументацию, отстаивать собственное мнение.

Чаще всего классный час одновременно выполняет все четыре указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет, и формирует навыки учащихся. Эти функции по возможности должны быть отражены при формулировке цели воспитательного мероприятия.

Тематика классных часов разнообразна.

Классные часы могут посвящаться:

Морально-этическим проблемам;

Проблемам науки и познания;

Эстетическим проблемам;

Вопросам государства и права;

Вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни;

Психологическим проблемам;

Проблемам экологии;

Общешкольным проблемам (значимым общественным событиям, праздничным датам).

При составлении плана классных часов на учебный год, необходимо учитывать ряд нормативных документов:

Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе на 2002-2005 годы».

Федеральная целевая программа «Дети России» на период с 2006 по 2010 год.

Конвенция о правах ребенка.

Закон РФ «Об образовании».

Типовое положение об общеобразовательном учреждении.

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

При составлении сценариев классных часов автор исходил из того, что основная цель воспитания школьника - это социализация ребенка, то есть включение его в общество, врастание в человеческую культуру, формирование человека, адекватного требованиям данного общества, эпохи, тем социальным условиям, в которых он будет жить и работать.

По мнению ученых, процесс социализации имеет такие стадии:

Адаптация (ощущение себя частью народа, страны, края, семьи);

Индивидуализация (осознание себя личностью, открытие путей самопознания, саморазвития);

Интеграция (желание «вписаться» в контекст современного общества, развивать навыки общения).

Во многих школах работа классного руководителя планируется на год по неделям: к примеру, первая неделя месяца - организационные классные собрания, на которых решаются текущие вопросы классной жизни, вторая неделя - подготовка общешкольных мероприятий, третья и четвертая недели месяца - классные часы различной тематики. На них и ориентировано содержание данной книги.

Таким образом, в течение года классный руководитель может провести в классе 17 классных часов (по 2 мероприятия в месяц, кроме января). Планируя тематику классных мероприятий в классе, можно рассмотреть такое соотношение:

Тематические классные часы информационно-познавательного плана - 8 сценариев (по 1 на каждый месяц);

Классные часы нравственной, психологической, интеллектуальной, информационной направленности - 8 сценариев (по 2 сценария каждого направления);

Диагностические классные часы - 2 сценария (в начале и в конце года).

Организация классного часа

Работа с детьми включает в себя распределение ролей, организацию команд (выбор названия, девиза и т. п.), советы по подготовке к конкурсам.

Самое трудное для организатора - обеспечить детей текстами ролей. Заставлять детей переписывать свои реплики из книжки - занятие долгое и неблагодарное. Ребенок, переписав свои реплики, не знает, в каком месте сценария он должен выходить, после кого он должен говорить эти реплики, кто будет говорить после него и т. п.

Немаловажную часть общей организационной работы составляет и подготовка помещения к классному мероприятию. Комната, в которой будет проводиться классный час, должна быть чисто убрана, проветрена. Хорошо бы поставить на стол цветы. Тема классного часа может быть написана на доске или плакате, где также указываются вопросы, подлежащие обсуждению. На листе бумаг и в качестве афоризма можно привести слова выдающейся личности или цитату из известной книги.

Во время классного часа дети могут сидеть, как на уроке. Но иногда, чтобы организовать групповую работу, работу в командах, лучше поставить парты так, чтобы дети сидели лицом друг к другу.

Музыкальное оформление классного часа

Музыка во внеклассной работе, конечно же, необходима. Удачно подобранная музыка создает необходимый эмоциональный фон для общения во время классного часа. Музыкальные фразы могут заполнить паузы во время конкурсов, заданий. Музыка не оставляет детей равнодушными, они обязательно поинтересуются, что это за произведение, кто автор, что, безусловно, расширит кругозор детей.

Где взять необходимую музыку, на чем ее воспроизводить, если школьный магнитофон уже год не работает? Все эти вопросы неминуемо встанут перед классным руководителем.

Что тут можно посоветовать?

Самый главный и простой совет - использовать компьютер и Интернет. Компьютер с небольшими колонками может воспроизводить любую музыку, записанную на лазерных дисках. Музыкальные произведения можно скачать из Интернета. Лучше искать музыку в формате midi. Музыкальные файлы этого типа невелики по объему и быстро, а главное - бесплатно скачиваются из Интернета. А вот музыку в формате mpЗ лучше не искать. Музыкальные файлы этого типа очень хороши по качеству, но велики по объему, требуют много времени для закачки и часто небесплатны.

Музыкальное оформление можно поручить одному из учеников класса или старшеклассникам, которые работают в школьном компьютерном кабинете. Многие школы сейчас подключены к Интернету, и скачать любую музыку не составляет труда.

Функции классного часа.

Формы проведения классных часов.

Подготовка классного часа.

Проведение классного часа.

Понятие «классный час».

Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остается классный час. Классный час – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру. В.П.Сергеева

Классный час - это гибкая по составу форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организованное во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов Е. Н. Степанов

Исходя из названных определений классного часа можно выделить определенные черты:

· это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;

· это форма общения классного руководителя и его воспитанников, приоритетную роль в организации которой играет педагог.

Опыт успешно работающих классных руководителей свидетельствует о большом педагогическом потенциале этой формы воспитательной работы. В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:

1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

2. Обогащение сознания обучающихся знаниями о природе, обществе, человеке.

3. Формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребенка.

4. Усвоение детьми знаний, умений и навыков, познавательной и практико-созидательной деятельности.

5. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

2. Функции классного часа:

Классный час выполняет ряд воспитательных функций: (Н.Е. Щуркова)

· просветительская (классный час позволяет расширить круг знаний учащихся, которые не отражены в учебных программах. Это сведения о событиях в стране и за ее пределами, интересных людях и проблемах. Может быть, информация из разных областей знаний, явления социальной жизни, психологические проблемы детей, словом, обо всем, что волнует ребят). Примерные темы: «Как появился этикет», «Наша Конституция», «Проблемы современного общества».

· ориентирующая (обсуждение нравственных проблем и ценностей, т.е. формирование у учащихся определенных отношений к объектам окружающего мира на основе моральных и духовных ценностей, в выработке нравственной оценки событий и явлений). Примерные темы: «Кем Быть?», «Каким быть?»



· направляющая (эта функция классного часа предусматривает организацию деятельности воспитанников, воздействие на их поведение, чтобы знания перешли в убеждения). Примерные темы: «Международный год ребенка» может завершиться принятием коллективного решения о сборе книг для малышей из Дома ребенка.

· формирующая (функция проявляется в выработке у учеников навыков обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, в умении вести диалог, договариваться, аргументировано отстаивать свое мнение).

Чаще всего классный час одновременно выполняет все четыре указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет, и формирует учащихся. Эти функции по возможности должны быть отражены при формулировке цели воспитательного мероприятия.

Существуют следующие типы классного часа:

1.Нравственные классные часы , целями которых являются:

Ø Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;

Ø Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений;

Ø Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников;

Ø Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать ошибки, отстаивать свою точку зрения и уважать чужое мнение)

2. Интеллектуально-познавательные классные часы , цели которых:

Ø Развитие познавательных интересов

Ø Развитие умений и способностей осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию.

3.Тематические классные часы нацелены на:

Ø Развитие кругозора учащихся

Ø Духовное развитие и формирование у детей интересов и духовных потребностей



4.Информационные классные часы направлены на:

Ø Формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района

Ø Применение знаний, полученных на уроках (например, москвоведения, природоведения)

Ø Формирование личностного отношения к происходящему в классе, школе, микрорайоне, городе, стране

Ø Развитие исследовательских умений

3. Формы проведения классных часов:

Классный час может проводиться в форме классного собрания, беседы (нравственной, этической), диспута, встречи с интересными людьми, викторины по различным областям знаний, КВН, игры-путешествия, это может быть экскурсия или тематическая лекция. Может быть, экстренное классное собрание или замена по тем или иным причинам одной формы проведения классного часа другой.

Формы классного часа могут быть самыми различными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возрастных отличий детей, профессионализма педагога и т.д.

«Классные часы» - Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа. Проект решения педсовета. Традиционный классный час. Понятие и функции классного часа. Тема педсовета «Классный час в системе воспитательной работы». Направляющая – классный час помогает теоретические знания перевести в область практики, направить учащихся на реальные практические дела.

«Классный час ВОВ» - Участник ВОВ. 1941 – 1945 г.Г. Помним и гордимся. Дети войны. Никто не забыт, ничто не забыто. Николай Данилович. Кучеренко Николай Игнатьевич. Классный час. Марфин Иван Абрамович. Танкист.

«Классный час о блокадном Ленинграде» - Хлеб стал практически единственной пищей ленинградцев. «Каждый, защищавший Ленинград, не просто горожанин, а солдат». Но риск оправдывал себя: Ленинград жил! Не удалось! Зюкова Ольга Гемелловна. Один из красивейших городов мира. Начала действовать «Дорога жизни»-осенью и летом по воде, зимой по льду.

«Классные часы и воспитание» - Личная значимость для учащихся; Комфортность, благоприятный психологический климат; Возможность для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей школьников; Обогащение жизненного опыта учащихся; Духовно-нравственная ценность; Вовлечённость учащихся в подготовку и проведение классного часа.

Разработка учителя начальных классов Султаншиной М.Р. Размышление ученика вслух и выбор оптимального варианта гипотезы. Работа в микрогруппах «четверках», выбор лучшей гипотезы. Семья. Дидактические цели. Почему дедушки и бабушки моя семья? Деятельность учителя. Классный час «Моя СЕМЬЯ». Для учителей.

«Главное-человек» - Радуга Главное чудо? Человек. Смотри на мир веселей. Джами? Ни один человек не может быть всегда прав. Классный час. ? Мы, как радуги цвета, неразлучны никогда. ? ОРТ: Оригинальные, романтичные, талантливые. Мальчики и девочки. Эразм Роттердамский. Слезами горю не поможешь. Человек живет среди людей.

Всего в теме 16 презентаций

Классный час - одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Он включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день. Обычно классный час проходит в форме лекции, беседы или диспута, но может включать в себя и элементы викторины, конкурса, игры, а также других форм воспитательной работы.

По мнению Н.Е. Щурковой и Н.С. Финданцевич, классный час выполняет следующие воспитательные функции: просветительская, ориентирующую и направляющую.

Просветительская функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, психологии, физике, математике, литературоведению и другим наукам. Предметом классного часа могут быть и знания из области техники, народного хозяйства, а также сведения о событиях, происходящих в деревне, городе, стране, мире, т. е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни.

Примерные темы: "Как появился этикет", "Наша Конституция", "Проблемы современного общества" и т. д.

Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительная функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая - его оценку. Названные функции неразрывно связаны между собой. Так, трудно или даже невозможно привить детям любовь к классической музыке, которую они ни разу не слышали.

Часто классные часы помогают ученикам ориентироваться в общественных ценностях. Темы таких классных часов: "Как стать счастливым?", "Кем быть?", "Каким быть?", "О мужественности и женственности" и т. д.

Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе проведения классного часа отсутствует определенная направленность, то эффективность его воздействия на воспитанников существенно снижается, а знания не переходят в убеждения. Например, классный час на тему "Международный год ребенка" может завершиться принятием такого коллективного решения, которое предполагает сбор книг для малышей из Дома ребенка.

Чаще всего классный час одновременно выполняет все три указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет учащихся.

Классные часы проводятся с различными воспитательными целями :

  1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.
  2. Обогащение обучающегося знаниями о природе, обществе, человеке.
  3. Формирование эмоционально- чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка.
  4. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

Формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий. Классный час – это не урок. Но обыкновенно ему отводят место в школьном расписании, чтобы сделать обязательным еженедельную встречу классного руководителя со своим классом. Это требование сегодня есть не в каждой школе. Может это и правильно, где сам классный руководитель определяет, когда и где он будет проводить встречу с классом. Лучше всего, если классный час поставлен в школьное расписание в субботу, между 3 и 4 уроками. Это даёт классному руководителю встречаться с родителями учащихся, которые в субботу имеют больше свободного времени для посещения школы. Иногда слышишь, что в школе требуют, чтобы классный час длился 45 минут, как урок. Но не всегда так получается, иногда можно общаться и 20 минут, а иногда можно говорить намного дольше, это зависит от темы и цели, возраста, формы проведения классного часа.

Основные компоненты классного часа.

Целевой – целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.

Организационно- деятельный – обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.

Оценочно-аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.

После описания основных компонентов классного часа целесообразно обратить внимание на технологические аспекты его организации:

  • составление педагога совместно с учащимися и родителями тематики классных часов на новый учебный год;
  • уточнение темы и цель классного часа, выбор формы проведения;
  • определение времени и места проведения классного часа;
  • определение ключевые моментов и разработка плана подготовки и проведения классного часа;
  • подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление по теме;
  • определение участников подготовки и проведения классного час;
  • распределение заданий между участниками и группами;
  • проведение классного часа;
  • анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению (что зачастую отсутствует в работе).

Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах классных руководителей. Классные часы могут посвящаться:

  • морально-этическим проблемам. На них формируется определённое отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т. д.;
  • проблемам науки и познания. В данном случае цель классных часов заключается в выработке у воспитанников правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности;
  • эстетическим проблемам. В процессе таких классных часов ученики знакомятся с основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном в природе, одежде человека, быту, труде и поведении. Важно, чтобы у школьников сформировалось эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, себе, развился творческий потенциал;
  • вопросам государства и права. Следует развивать интерес учеников к политическим событиям, происходящим в мире, чувство ответственности за действия Родины, ее успехи на международной арене, учить воспитанников видеть суть государственной политики. Классные часы на политические темы должны проводиться в прямой зависимости от насыщенности года различными политическими событиями;
  • вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека;
  • психологическим проблемам. Цель таких классных часов заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения;
  • проблемам экологии. Необходимо привить школьникам ответственное отношение к природе. Как правило, здесь организуются беседы о животном и растительном мире;
  • общешкольным проблемам (значимым общественным событиям, юбилейным датам, праздникам и т. д.).

Организация классного часа начинается с психологической подготовки учеников к серьезному разговору. Немаловажную часть общей организационной работы составляет и подготовка помещения к данному мероприятию. Комната, в которой будет проводиться классный час, должна быть чисто убрана, проветрена. Хорошо бы поставить на стол цветы. Тема классного часа может быть написана на доске или плакате, где, кроме нее, указываются вопросы, подлежащие обсуждению. На листе бумаги в качестве афоризма можно привести слова выдающейся личности или цитату из известной книги.

На классном часу воспитанники рассаживаются так, как им хочется.

Перед проведением классного часа классный руководитель должен решить ряд задач: определить тему и методы проведения классного часа, место и время его проведения, составить план подготовки и проведения классного часа, вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников, распределить задания между творческими группами и отдельными учащимися. Как и в любом воспитательном мероприятии, он учитывает возрастные особенности детей, особенности классного коллектива, уровень его развития.

Во время классного часа важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса.

Классный час является прямой формой общения классного руководителя с учениками.

Классный час может проводиться в форме:

  1. Воспитательного часа (час классного руково­дителя);
  2. Экскурсии;
  3. Тематической лекции;
  4. Беседа (этическая, нравственная);
  5. Диспуты;
  6. Встречи с интересными людьми;
  7. Викторины по различным областям знаний;
  8. Дискуссии (дискуссии могут носить свободный харак­тер, а могут быть дискуссии по заданной теме);
  9. КВНы;
  10. Интерактивные игры;
  11. Игры - путешествия;
  12. Театральные премьеры;
  13. Психологические игры и тренинги;
  14. Читательские конференции.

Час классного руководителя (классный час) - это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельно­сти, способствующей формированию у них системы отношений к ок­ружающему миру.

Функции классного часа

  1. Просветительская

    Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содер­жать в себе информацию о событиях, происходящих в городе, в стране и за рубежом. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие.

  2. Ориентирующая

    Ориентирующая функция способствует формированию опреде­ленного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.

    Просветительская и ориентирующая функции тесно связаны между собой, т.к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они не знакомы. Хотя иногда классный час выполняет исключительно ориентирующую функцию: при обсуждении широ­ко известного события.

  3. Направляющая

    Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.

  4. Формирующая

    Формирующая функция вырабатывает у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диа­лога и высказывания, отстаивания собственного мнения.

Для выбора темы и содержания классного часа классному руко­водителю необходимо выявить возрастные особенности учеников, их нравственные представления, интересы и т.д. Это можно сде­лать, например, при помощи анкетирования или беседы.

При подготовке классного часа необходимо четко следовать методике организации и проведения классного часа.

  1. Определение темы и задач классного часа
  2. Определение времени и места проведения классного часа
  3. Определение ключевых моментов классного часа и разработка плана подготовки и проведения классного часа (подобрать соответствующий материал, наглядные посо­бия, музыкальное оформление по теме, составить план (сценарий) проведения классного часа)
  4. Определение участников подготовки и проведения класс­ного часа (дать задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу (если это предусмотрено планом), определить степень целесообразности участия педагогов или родителей)
  5. Анализ его результативности.

Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию ма­териал или поставить «острый» вопрос, использовать музы­кальную паузу, сменить вид деятельности.