Презентация на тему «Древний Китай. Презентация на тему "Натуральный шёлк" Презентация по технологии на тему шелк

Презентация на тему «Древний Китай. Презентация на тему
Презентация на тему «Древний Китай. Презентация на тему "Натуральный шёлк" Презентация по технологии на тему шелк

Среди множества китайских преданий о рождении шелка есть и такое: императрица Си Линь Чи, встав ранним утром с постели, вышла на балкон дворца и поразилась блеску и сиянию паутины в ветвях деревьев, освещаемых восходящим солнцем. Императрица пожелала получить полотно такой же легкости и сияния, чтобы покрыть им свое ложе. И тогда полученный из нити правда, не паука, а тутового шелкопряда шелк помог китайской владычице преобразить свою спальню.


Самые древние обнаруженные фрагменты шелковых тканей датируются второй половиной II тысячелетия до нашей эры. Шелк обладает уникальными свойствами. Шелковая ткань очень гигроскопична. Она дает ощущение сухости, даже впитав влаги более чем на треть собственного веса, - свойство незаменимое во влажных и жарких субтропических регионах Азии. Она легко вбирает влагу кожи и необыкновенно быстро отдает ее воздуху. Вот почему шелк - материал не только знамен и стягов, но и нижнего белья. Он приятен коже и будто продолжает ее. Нить, выделяемая шелковичным червем, необычайно прочна и достигает в длину метров (эти фрагменты нитей соединяются при помощи прядения и используются в ткачестве). Нить имеет треугольное сечение, и, подобно призме, отражает свет, поэтому шелковые ткани так красиво переливаются. Шелк легко окрашивается, не вызывает аллергии, легок и не требует особого ухода. В холодную погоду он согревает, а в жару дает ощущение прохлады.



До изобретения синтетических материалов из шелка делали корд велосипедных и автомобильных гоночных шин, изготавливались тонкие тросы. Его идеальные изоляционные свойства оказались востребованы в электротехнике, причем, в противовес искусственным материалам, шелк сохранял диэлектрические качества даже при высоких температурах, полностью обуглившись. Подлинный расцвет шелковых тканей наступил в начале двадцатого века. Развитие авиации вызвало к жизни парашют, для которого требовалось полотно легкое и прочное одновременно. Альтернативы шелку здесь не было. Шелкопряд спас жизнь сотням тысяч летчиков. Американская фирма «Ирвин», пионер в производстве парашютов, даже поместила на свою эмблему гусеницу шелкопряда. Каждому пилоту, спасшемуся благодаря парашюту «Ирвин», выдавался значок из чистого золота: шелковичный червячок с рубиновыми глазками, а его обладатель зачислялся в «Клуб гусеницы» (Caterpillar club). Шелк устойчив к растяжению, на разрыв и при экстремальных нагрузках: 16 уложенных один на другой слоев шелковой ткани останавливают пистолетную пулю. Возможно, вскоре появятся легкие и дешевые шелковые бронежилеты.


Прочная шелковая нить издавна применялась в хирургии. Ее прочность, нейтральность и гладкость делали шелк словно специально созданным для сшивания ран. Про шелк как материал для наложения хирургических швов говорится в древнеиндийском медицинском трактате «Аюрведа» (I тысячелетие до н. э.). В XIX веке шелк становится самым употребительным шовным материалом в Европе. Наряду с гладкостью, которую Пирогов называл одним из главнейших свойств хирургической нити, шелк был удобен своей стойкостью к высоким температурам, что позволяло тщательно стерилизовать хирургическую нить. Очень давно известен лечебный эффект белков, составляющих шелковую нить. Сегодня косметология и медицина взяли на вооружение целебные свойства шелка. Тертый кокон тутового шелкопряда, добавленный в косметические средства и кремы, оказывает стимулирующее и омолаживающее действие на кожу.




Византийский император и историк Константин VII Багрянородный (), автор труда «О церемониях византийского двора», настоятельно советовал своим преемникам: «Варварам следует говорить, что царские одежды нерукотворны и приносятся прямо с небес... Кто из императоров сделает эту одежду повседневной или подарит ее - подлежит проклятию!». Одежды были, разумеется, шелковыми. Эта ткань продавалась на вес золота: сверток шелка оценивался в двойную меру драгоценного металла. Получение нитей, окраска драгоценным пурпуром, узорчатое ткачество - каждый этап производства шелковой ткани был столь трудоемким, требовал таких больших затрат, что церемониальная одежда императоров действительно казалась настоящим чудом. Она была не только символом власти, но словно воплощала в себе саму власть.






Шелк чрезвычайно любили художники. Особенный блеск позволяет безошибочно опознать его на картинах живописцев любой эпохи и любого направления. Это способ не только показать потомкам высокий социальный статус изображенного, но и продемонстрировать виртуозность кисти, с легкостью передающей на холсте разные типы шелковых тканей - горделивый муар и переливчатость орденских лент, жесткость и тонкость тафты, сияние гладких и узорчатых атласов, изящество и нежные оттенки шелка- сырца в знаменитых шелковых кружевах «блондах» и «шантильи», великолепие парчи и мягкость шелкового бархата. Франсуа Буше. Маркиза де Помпадур. 1759г.


Особым успехом в средневековой Европе пользовались шелка, меняющие свой цвет. Техника их изготовления появилась в Китае и заключалась в том, что нити утка и основы были разного цвета. На изломах складок при ходьбе синяя ткань вдруг отсвечивала красным или голубым. Для китайских чиновников сочетание оттенков означало продвижение по службе в границах одного ранга. Византийцы тоже стали использовать эффект внезапного преображения важного в государстве лица - когда густой пурпурный цвет ткани, в которую был одет правитель, вдруг начинал сиять розовым или светло-сиреневым. Эта техника ткачества, которая известна под названием «шан-жан», не выходила из моды на протяжении многих лет. В платье из «шан-жан» одеты «Разборчивая невеста» и героиня в «Сватовстве майора» П.А. Федотова.




Из названий шелковых тканей различных эпох можно создать увлекательную историю вкусов и предпочтений, узнать имена тогдашних героев света и сцены, создателей моды. Самой ценной считалась шелковая ткань, называвшаяся «гро-гро» или «грогрон». Словом «гро» (gros) обозначали крупные неповрежденные коконы с самой длинной нитью. Поэтому частичка «гро» в названии любой ткани означала присутствие в исходном сырье шелка. Гродетур, гроденапль и гроданвер назвали по первоначальному месту производства - городам Туру, Неаполю и Антверпену. Гродешин, соответственно, был китайским шелком, а гродафрик (африканский) и громуар получили свое название по текстильному орнаменту. Муар получали, обрабатывая готовую ткань специальными валиками, сдвигавшими нити материи в различных направлениях. Чем мельче и четче получался отлив, тем выше ценился громуар, шедший на орденские ленты.




«Ментенон», «дюбарри» или «помпадур» - это не имена знаменитых фавориток французского двора, а старинные атласы, названные в их честь и отличающиеся от прочих сортов таким тщательным исполнением растительных орнаментов в виде букетов цветов и гирлянд, что они производили впечатление вышивки по атласу. В этом творения ткачей из Лиона не уступали совершенству тканого орнамента на материях из мастерских Исфахана, Тебриза или Кашана, иранских городов, откуда в XVI веке вывозились в Европу знаменитые «лицевые» ткани. Они получили свое название по изображению человеческих фигур - изящных юношей и красавиц, музицирующих в саду, героев-всадников, побивающих драконов и львов, сцен из эпосов и преданий. Изображения цветов, птиц, бабочек, создающие иллюзию присутствия, были вдохновлены суфийскими представлениями о рае как о пышно цветущем саде. Поэтому так часты изображения лилий, гиацинтов, гвоздик, кипарисов, платанов с порхающими среди ветвей пестрыми бабочками и птицами.


Из шелка ткали плотные штофы для мебельной обивки и стен, тончайшие муслины с изящнейшей вышивкой, драгоценную парчу с введением серебряных и золотых нитей, разнообразные бархаты. Шляпный шелк отличался от одежного, а обувной от бельевого. В шелк можно одеться с головы до ног. Им можно украсить жилище - из него изготавливают обои, кружевные шторы, драпировки и ковры. История сохранила имя иранского ткача Гийаса ад-Дина Али из города Иезда, отличавшегося невероятным мастерством. Но даже он не смог бы соткать более 10 сантиметров узорчатой материи в день. До появления в 1809 году машины Жозефа Мари Жаккара, позволившей механизировать узорчатое ткачество, цветные шелка оставались привилегией знати. До XIX века почти во всех странах Европы существовали законы, ограничивавшие использование шелка низшими сословиями. Но и когда эти законы перестали действовать, шелк оставался столь дорогим, что был доступен немногим.


В XVIII столетии европейцы были увлечены всем китайским, а в двадцатом увлеклись всем японским, в том числе и росписью по шелку. Японские кимоно, появившиеся на выставках второй половины XIX века, произвели глубокое впечатление не только на художников, но и на парижских модниц. Шелка по окончании выставок разошлись по европейским городам, а способ орнаментации вызвал интерес дизайнеров. Кимоно не надо было примерять, его выбирали как картину. Роспись, вышивка, аппликация наносились на готовое кимоно, и художественная композиция не подчинялась крою. Техника свободной росписи поразила европейцев, и расписные шали и платки надолго вошли в моду в двадцатом столетии. Природная нить так завораживала людей, что с глубокой древности они пытались если не превзойти, то повторить волшебные свойства шелка. Но как бы ни совершенствовалось текстильное производство, обогащаясь новыми материалами, торжественность шелка, великолепие парчи, блеск атласа и мягкость бархата не утратят своего значения для ценителей природной красоты.







По легенде. Порох китайцами был изобретен случайно. Китайские алхимики пытались создать смесь, которая даровала бы им бессмертие. Но по иронии судьбы им удалось создать то, с помощью чего легко отобрать жизнь у человека. Но по иронии судьбы им удалось создать то, с помощью чего легко отобрать жизнь у человека. По легенде. Порох китайцами был изобретен случайно. Китайские алхимики пытались создать смесь, которая даровала бы им бессмертие. Но по иронии судьбы им удалось создать то, с помощью чего легко отобрать жизнь у человека. Но по иронии судьбы им удалось создать то, с помощью чего легко отобрать жизнь у человека. Однако в Китае порох использовали не только на поле боя, причем мирное применение неуступало военному. Его использовали в взрывчатого порошка по своему разнообразию домашнем хозяйстве, когда травили насекомых. Медики прижигали порохом язвы и раны, а также с его помощью во время эпидемий проводилась дезинфекция. Наиболее известный, красочный и совсем уж «китайский» способ применения пороха – это фейерверки. Наиболее известный, красочный и совсем уж «китайский» способ применения пороха – это фейерверки.


Во 2 веке до н.э. китайцы научились изготовляли фарфор, который называют - белое золото Китая. О китайском фарфоре говорят: Секрет изготовления китайского фарфора держался в строжайшем секрете. Под угрозой смерти запрещалось выносить эту тайну за пределы страны. Лишь в 18 веке, когда развитие химии позволило европейцам определить состав загадочного вещества, секрет китайской посуды был раскрыт. Белизной подобен нефриту, тонкостью - бумаге. Блеском подобен зеркалу, звонкостью-цимбалам.


С достоянием мировой культуры. «Не делай в отношении другого то, чего не желаешь, чтобы сделали с тобой» Известное изречение «Не делай в отношении другого то, чего не желаешь, чтобы сделали с тобой» принадлежит Конфуцию – выдающемуся просветителю, жившему в эпоху «Весны и осени». По Конфуцию, люди должны любить своих ближних, тогда станет возможным поддержать правильные отношения между старшими и младшими, провести четкую грань между благородным и подлым, а это в свою очередь позволит поддержать устои семьи и порядок в обществе. Конфуций положил начало частным школам. Конфуций (гг до н.э.) Китайская философия -


Родина шелка – Китай. Существует легенда, что жена императора Китая Хуан Ди, 14- летняя Си Линг Чи обнаружила уникальные свойства тутового шелкопряда, когда он случайно упал к ней в чашку горячего чая и выпустил тонкую шелковую нить. 3 тысячи лет Китай был единственным местом на земле, где умели производить шелк. Тутовый шелкопряд самое распространенное на Земле слепое и не умеющее летать насекомое-производитель.




Китайские земледельцы давно находили странные глиняные черепки. В 1974 г. Крестьянин Янь Джи Ван решил выкопать на своем участке колодец. Воду он не нашел, зато обнаружил нечто другое. На глубине 5 метров он наткнулся на статую древнего воина в полный рост. Раскопки показали, что воин здесь не один. Ученые обнаружили целую армию - несколько тысяч фигур. Сомнений быть не могло. Глиняные солдаты пролежали в земле уже больше лет с момента смерти легендарного объединителя Китая Цинь Шихуанди. 15

Шелк
(исторические сведения)

и
есть
Среди множества китайских преданий о
рождении шелка
такое:
императрица Си Линь Чи, встав ранним
утром с постели, вышла на балкон
дворца и поразилась блеску и сиянию
паутины в ветвях деревьев, освещаемых
солнцем. Императрица
восходящим
пожелала получить полотно такой же
легкости и сияния, чтобы покрыть им
свое ложе. И тогда полученный из нити
- правда, не паука, а тутового
шелкопряда - шелк помог китайской
владычице преобразить свою спальню.

Самые древние обнаруженные фрагменты шелковых тканей
датируются второй половиной II тысячелетия до нашей эры.
Шелк обладает уникальными свойствами. Шелковая ткань очень
гигроскопична. Она дает ощущение сухости, даже впитав влаги более
чем на треть собственного веса, ­ свойство незаменимое во влажных и
жарких субтропических регионах Азии. Она легко вбирает влагу
кожи и необыкновенно быстро отдает ее воздуху. Вот почему шелк ­
материал не только знамен и стягов, но и нижнего белья. Он приятен
коже и будто продолжает ее.
Нить, выделяемая шелковичным червем, необычайно прочна и
достигает в длину 800­1000 метров
(эти фрагменты нитей
соединяются при помощи прядения и используются в ткачестве).
Нить имеет треугольное сечение, и, подобно призме, отражает свет,
поэтому шелковые ткани так красиво переливаются. Шелк легко
окрашивается, не вызывает аллергии, легок и не требует особого
ухода. В холодную погоду он согревает, а в жару дает ощущение
прохлады.

До изобретения синтетических материалов из шелка делали корд
велосипедных и автомобильных гоночных шин, изготавливались
тонкие тросы. Его идеальные изоляционные свойства оказались
востребованы в электротехнике, причем, в противовес искусственным
материалам, шелк сохранял диэлектрические качества даже при
высоких температурах, полностью обуглившись.
Подлинный расцвет шелковых тканей наступил в начале двадцатого
века. Развитие авиации вызвало к жизни парашют, для которого
требовалось полотно легкое и прочное одновременно. Альтернативы
шелку здесь не было. Шелкопряд спас жизнь сотням тысяч летчиков.
Американская фирма «Ирвин», пионер в производстве парашютов,
даже поместила на свою эмблему гусеницу шелкопряда. Каждому
пилоту, спасшемуся благодаря парашюту «Ирвин», выдавался значок
из чистого золота: шелковичный червячок с рубиновыми глазками, а
его обладатель зачислялся в «Клуб гусеницы» (Caterpillar club).
Шелк устойчив к растяжению, на разрыв и при экстремальных
нагрузках: 16 уложенных один на другой слоев шелковой ткани
останавливают пистолетную пулю. Возможно, вскоре появятся легкие
и дешевые шелковые бронежилеты.

трактате «Аюрведа»
Прочная шелковая нить издавна применялась в хирургии. Ее
прочность, нейтральность и гладкость делали шелк словно
специально созданным для сшивания ран. Про шелк как
материал для наложения хирургических швов говорится в
(I
древнеиндийском медицинском
тысячелетие до н. э.). В XIX веке шелк становится самым
употребительным шовным материалом в Европе. Наряду с
гладкостью, которую Пирогов называл одним из главнейших
свойств хирургической нити, шелк был удобен своей
стойкостью к высоким температурам, что позволяло тщательно
стерилизовать хирургическую нить.
Очень давно известен лечебный эффект белков, составляющих
шелковую нить. Сегодня косметология и медицина взяли на
вооружение целебные свойства шелка. Тертый кокон тутового
шелкопряда, добавленный в косметические средства и кремы,
оказывает стимулирующее и омолаживающее действие на кожу.

Шелковые ткани

советовал
настоятельно
Византийский император и историк Константин VII
(905­959), автор труда «О церемониях
Багрянородный
византийского
своим
двора»,
преемникам: «Варварам следует говорить, что царские одежды
нерукотворны и приносятся прямо с небес... Кто из
императоров сделает эту одежду повседневной или подарит ее
­ подлежит проклятию!». Одежды были, разумеется,
шелковыми. Эта ткань продавалась на вес золота: сверток
шелка оценивался в двойную меру драгоценного металла.
Получение нитей, окраска драгоценным пурпуром, узорчатое
ткачество ­ каждый этап производства шелковой ткани был
столь трудоемким, требовал таких больших затрат, что
церемониальная одежда императоров действительно казалась
настоящим чудом. Она была не только символом власти, но
словно воплощала в себе саму власть.

Великий шёлковый путь

Китайский
император

Маньчжурская
императрица

Особенный
чрезвычайно
любили
Шелк
блеск
художники.
позволяет безошибочно опознать его
на картинах живописцев любой эпохи
и любого направления. Это способ не
только показать потомкам высокий
социальный статус изображенного, но
и продемонстрировать виртуозность
кисти, с легкостью передающей на
холсте разные типы шелковых тканей
­ горделивый муар и переливчатость
орденских
и
тонкость тафты, сияние гладких и
узорчатых атласов, изящество и
нежные оттенки шелка­сырца
в
знаменитых шелковых
кружевах
«шантильи»,
«блондах»
великолепие
и мягкость
шелкового бархата.
лент, жесткость
Франсуа Буше. Маркиза де Помпадур. 1759г.
и
парчи

сочетание
оттенков
чиновников
Особым успехом в средневековой Европе пользовались
шелка, меняющие свой цвет. Техника их изготовления
появилась в Китае и заключалась в том, что нити утка и
основы были разного цвета. На изломах складок при ходьбе
синяя ткань вдруг отсвечивала красным или голубым. Для
китайских
означало
продвижение по службе в границах одного ранга. Византийцы
тоже стали использовать эффект внезапного преображения
важного в государстве лица ­ когда густой пурпурный цвет
ткани, в которую был одет правитель, вдруг начинал сиять
розовым или светло­сиреневым. Эта техника ткачества,
которая известна под названием «шан­жан», не выходила из
моды на протяжении многих лет. В платье из «шан­жан»
одеты «Разборчивая невеста» и героиня в «Сватовстве
майора» П.А. Федотова.

Федотов П.А. Разборчивая невеста

Федотов П.А. Сватовство майора

(gros)
Из названий шелковых тканей различных эпох можно создать
увлекательную историю вкусов и предпочтений, узнать имена
тогдашних героев света и сцены, создателей моды. Самой
ценной считалась шелковая ткань, называвшаяся «гро­гро» или
«грогрон». Словом «гро»
обозначали крупные
неповрежденные коконы с самой длинной нитью. Поэтому
частичка «гро» в названии любой ткани означала присутствие в
исходном сырье шелка. Гродетур, гроденапль и гроданвер
назвали по первоначальному месту производства ­ городам
Туру, Неаполю и Антверпену. Гродешин, соответственно, был
китайским шелком, а гродафрик (африканский) и громуар
получили свое название по текстильному орнаменту. Муар
получали, обрабатывая готовую ткань специальными валиками,
сдвигавшими нити материи в различных направлениях. Чем
мельче и четче получался отлив, тем выше ценился громуар,
шедший на орденские ленты.

Император
Наполеон на коне

«Ментенон», «дюбарри» или «помпадур» - это не
имена знаменитых фавориток французского двора, а старинные
атласы, названные в их честь и отличающиеся от прочих сортов
таким тщательным исполнением растительных орнаментов в виде
букетов цветов и гирлянд, что они производили впечатление
вышивки по атласу. В этом творения ткачей из Лиона не уступали
совершенству тканого орнамента на материях из мастерских
Исфахана, Тебриза или Кашана, иранских городов, откуда в XVI
веке вывозились в Европу знаменитые «лицевые» ткани. Они
получили свое название по изображению человеческих фигур ­
изящных юношей и красавиц, музицирующих в саду, героев­
всадников, побивающих драконов и львов, сцен из эпосов и
преданий. Изображения цветов, птиц, бабочек, создающие
иллюзию
суфийскими
представлениями о рае как о пышно цветущем саде. Поэтому так
часты изображения лилий, гиацинтов, гвоздик, кипарисов,
платанов с порхающими среди ветвей пестрыми бабочками и
птицами.
вдохновлены
присутствия,

«Изобретение книгопечатания» - Первобытные типы письма. Финикийский алфавит. Путешествие к истокам книгопечатания. Береста. Изобретение письма. Гутенберг изготовил типографическую краску. Логографическое письмо. Папирус. Величайшее изобретение Китая. Изобретение Гутенберга. Изобретения Гутенберга. Писчий материал. Значение книгопечатания.

«История возникновения книги» - Узелковое письмо. Надписи на берестяных книгах выполнялись кириллицей. Выемку каждой дощечки заполняли воском. Первые свитки появились в Египте в III в. до нашей эры. Что такое книга? Русский первопечатник Иван Федоров Первая печатная книга на Руси «Апостол». Текст наносился только на одну сторону листа.

«Первая печатная книга» - Книга богаче украшена. На каждой странице по 15 строк. Из слоновой кости. Печатный станок. Литеры. «Букварь». Первопечатник Иван Федоров. Переплет. Памятник И. Федорову в Москве. Современная типография. VI век. Типография. Первое издание книг в России. «Часослов». Написан букварь на старославянском языке.

«История книгопечатания» - В начале III тысячелетия на рынке книгопечатания царил застой. Ручной печатный станок. Компьютер вытесняет книгу. Иоганн Гутенберг (1400-1468 гг.). Для печатания были созданы ручные печатные станки. Иван Федоров. В Московском государстве книгопечатание возникло в середине XVI века. Через 100 лет после Гутенберга.

«Происхождение книги» - Книги. Книгопечатники. Книжный знак И. Фёдорова. Кирилл и Мефодий. Петр Тимофеев Мстиславец. В наши дни пользуются похожим рисунчатым письмом. «Секретный приказ». Папирус. Буквы. Бумага. Отгадай кроссворд. Месопотамия. Путешествие в прошлое. Книги в Месопотамии делали из глины. Одними рисунками не обойтись.

«Книгопечатание» - Наборная касса и инструменты наборщика. Иван IV Васильевич Грозный. Книга как птица,- Может весь мир облететь. Буквица. Ксилография. Такая заглавная буква называлась буквица. В Китае печатали на одной стороне листа, оставляя обратную чистой. Китай. Рукописные книги. Киевский князь Ярослав Мудрый, написал «Похвалу книгам». (11 век).

Всего в теме 32 презентации