Открытый урок ко дню единства. По всей стране прошли "открытые уроки", приуроченные ко дню народного единства

Открытый урок ко дню единства. По всей стране прошли
Открытый урок ко дню единства. По всей стране прошли "открытые уроки", приуроченные ко дню народного единства

МБОУ Верхнебыковская ООШ Учитель истории и обществознания Венцова Л.А. Пояснительная записка. Воспитательной направленности образовательного процесса в современном учебном учреждении уделяется большое внимание. Сегодня, как никогда ранее, становится приоритетной задача формирования у молодого поколения гражданских ценностей: патриотизма, активной жизненной позиции, проявляющихся в любви к своей стране, ответственности за ее судьбу, в уважении к ее истории. Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Грамотный патриот – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие патриотизм включает формирование любви к своей семье, своему родному краю, своему обществу, природе, стране, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного патриота своей страны, а не стороннего наблюдателя. Формируя патриота, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека, личность. Поэтому патриот – это человек, проникнутый патриотизмом, т.е. преданностью к своей малой родине, своей земле, Отечеству, своему народу. С педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая национальным самосознанием, уважением к историческому и культурному наследию своего народа, к человеческой личности и правам человека. В данной методической разработке представлен урок по истории России для 5­9 классов, посвященный одному из Дней воинской славы России ­ 4 ноября. Этот день известен как День народного единства. В соответствии с Федеральным законом 4 ноября 2005 года наша страна впервые отметила День народного единства, который стал ежегодным торжественным и памятным Днем.

Тема урока: « День народного единства». Эпиграф к уроку: "Патриот ­ это человек, служащий Родине, а Родина ­ это прежде всего народ." (Н.Г. Чернышевский) Цель: сформировать представление о новом российском празднике, его истоках и значении, воспитание у школьников гражданских качеств, патриотических чувств. Ожидаемые результаты: Предметные: умение отвечать на заданные вопросы, проводить анализ, выделять причины, итоги, следствия, владеть понятиями данного периода; Коммуникативные: умение работать в группе, распределять обязанности, сотрудничать, слышать других учеников, доказывать свою точку зрения; Регулятивные: умение нести ответственность не только индивидуальную, но и солидарную за деятельность группы; Личностные: развитие толерантности; Познавательные: продолжить поиск информации и ее анализ после урока, использование дополнительной литературы для расширения кругозора. Ход урока: Учитель: Наша страна в последние годы официально обрела новый праздник «День народного единства», который теперь отмечается ежегодно 4 ноября. Вопрос: Скажите, а что такое единство? Зачем оно нужно? В каких условиях оно возникает? Ответ: Празднование этого дня связано с событиями российской истории далёкого 1612 года. Вопрос: Скажите, что же за события происходили в это время?

Ответ: эти события были связаны с освобождением Москвы от польских интервентов. Учитель: Русские люди всегда любили свою Родину. Во имя ее они совершали подвиги, слагали песни и былины, сочиняли стихи... Широко ты, Русь, по лицу земли В красе царственной развернулася! У тебя ли нет богатырских сил, Старины святой, громких подвигов Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, назвать матерью, Стать за честь твою против недруга За тебя в нужде сложить голову! Учитель: Какие чувства вызвало у нас это стихотворение? Ответ: Чувство торжества и гордости за свою Родину - Россию, за ее могучий и славный народ. Учитель: В разное время русские люди сочиняли пословицы, поговорки о Родине. Вот только некоторые из них. Своя земля и в горсти мила. Своя земля - свой прах. Без корня и полынь не растет Всяк кулик свое болото хвалит. Родимая сторона - мать, чужая - мачеха. Кто в Москве не бывал, красоты не видал. Учитель: Родина и единство... Давайте поговорим о том, как вы понимаете эти слова, в чем смысл сегодняшнего праздника? Ответ: В единстве, единении народа - сила России. Учитель: Но откуда мы с вами все это знаем? Правильно, из истории! Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса,

вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а еще - кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам. А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века. О каком событии идет речь? Что за великая смута потрясла русскую землю? (ответы учащихся). Совершенно верно. Речь о событиях далекого 17 века, о смутном времени, когда Россия стояла перед выбором: быть или не быть. В то далекое время решалась судьба нашей страны и нашего народа. Было это 4 ноября 4 столетия назад. Вот почему, когда мы говорим о празднике 4 ноября, мы понимаем, что 4 ноября – это день единства всех российских народов; это день спасения России от самой большой опасности, которая когда­либо ей грозила; это возрожденный праздник со своей историей. Кстати, об истории: 4 ноября славится разными историческими событиями. А у нас, в России, в этот день отмечают освобождение России от польско­ литовской интервенции. Почти 4 столетия назад в начале ноября народное ополчение прогнало польских интервентов из Москвы и положило конец так называемому Смутному времени. В Смуту не могли разделить властные полномочия между собой бояре, а Речь Посполитая уже планировала, где и что на Руси возведет, когда приберет ее к рукам. Тянулось это долго, и если бы у польской шляхты осуществились планы, то не жить нам с вами ни в СССР, ни в России. Кто его знает, кем бы мы сейчас были?.. Ополчение уникально тем, что это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Народ шел освобождать землю и наводить порядок в столице. Воевать шли не за царя – его не было. Наши пра­пра­пра­пра­много раз пра­деды шли воевать за землю, и они победили. Тогда объединились все сословия, все национальности, деревни, города и метрополии. Этот день по праву называют Днем народного единства. Другого такого дня в русской истории не было.

Этот праздник отмечают с 2005 года. Непосредственной причиной введения нового праздника была запланированная отмена празднования 7 ноября, которое в сознании людей связано с годовщиной октябрьской революции 1917 года. Идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства, была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года. Она была поддержана думским комитетом по труду и социальной политике. 29 сентября 2004 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября. Я прочитаю вам отрывок из стихотворения, а вы вспомните из курса отечественной истории, что происходило в тот период в нашей стране? Великое смятенье на Руси… Двенадцать лет нет доброго покоя. От царствия Бориса – посейчас В правительстве – разлад, В народе – смута, И пустота великая по землям, Да слезы вдов, Да горький детский плач… Есть от чего отчаянью гнездиться В душе моей: Столица сожжена, А Кремль в руках зарвавшихся поляков, Ох, тяжко стонет тягловый народ! Разруха, беспорядок, поруганье Святынь людских и святости церквей… Вокруг кого сплотиться русским людям? Кто избавленье от врагов нам принесет?

Учащиеся отвечают, что это период между царствованием двух династий: от смерти царя Федора Ивановича до воцарения Михаила Федоровича Романова, когда страну потрясали голодные бунты, появлялись самозванцы, и польско­ шведские интервенты пытались захватить русские земли. Учитель: Да, это очень нелегкий период в истории нашего Отечества, когда независимость нашей Родины висела в буквальном смысле «на волоске», и польско­шведские интервенты уже чувствовали себя в русских землях как дома. Учитель: давайте сегодня еще раз перелистаем страницы истории того тяжелого времени и попытаемся дать ответ на вопрос: кто же помог русским людям в лихие годы справиться с врагом? На экране – портреты исторических персон без подписей: Федор Иванович, Борис Годунов, Лжедмитрий 1, Василий Шуйский, Дмитрий Пожарский, Иван Сусанин. Учитель: Кто эти гости? Подводится итог: учащиеся правильно ответили на вопрос. Далее учитель предлагает в списке исторических персоналий отметить те личности, которые сыграли важную роль в освобождении Москвы и всей России от поляков и помогли Михаилу Федоровичу Романову венчаться на царство. Учащиеся отмечают: Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин, Иван Сусанин. Учитель: 22 октября в 1612 году бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай – город. Князь Пожарский вступил в город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы. Эта дата в отечественной истории считается концом Смутного времени и началом единения российского народа. Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству. Они заговорили о братской любви и жертвенности. Среди злобы, корыстолюбия и отчаяния, охватившего народ, они напомнили о том, что нет больше подвига, как отдать жизнь за брата своего... Выходец из народа Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский! Все

их помыслы, вся воля были устремлены к спасению Родины и веры отцовской. И они совершили невозможное, победили врага, полонившего страну. Это были трудные времена польской интервенции. Поляки хозяйничали в Москве, шведы захватили Новгород. Управление страной было полностью утрачено. В этих условиях нижегородский староста Кузьма Минин призвал народ к освобождению Родины. Командование ополчением возглавил опытный военачальник князь Дмитрий Пожарский. Весной 1612 года народное ополчение выступило в поход и в ноябре этого же года захватчики сложили оружие. Символом верности Родине вечно будет служить подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина. Он пожертвовал жизнью ради другого человека, юноши Алексея - будущего царя России. Патриотическое движение народа увенчалось полной победой. В Кремле восстанавливалась власть. В феврале 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова. Учитель: Я зачитаю вам отрывки из поэтических произведений, а вы попробуете ответить какому герою принадлежат строки: Люд русский! Православный люд! Ужели враг непобедим? Ужели землю отдадим? Нет! За собой народ ведя, Пойдем мы, жизни не щадя, Отчизну, родину любя! Давайте все, кто чем богат, Ничуть, нимало не тая. Поможем все, как брату брат, Ведь мы – одна семья! Учащиеся отвечают: Кузьме Минину Учитель: Какому герою принадлежат эти строки? «Куда ты ведешь нас?... не видно ни зги! –

Крестьянину с сердцем вскричали враги: ­ Мы вязнем и тонем в сугробинах снега:; Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега. Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути; Но тем Михаила тебе не спасти!» «Куда ты завел нас?» ­ лях старый вскричал. «Туда, куда нужно!» ­ крестьянин сказал. Предателя, мнили, во мне вы нашли: Их нет, и не будет у Русской земли! В ней каждый отчизну с младенчества любит, И душу изменой свою не погубит» ­ «Злодей! – закричали враги, закипев: Умрешь под мечами!» ­ «Не страшен ваш гнев! Кто русский по сердцу, в суровом бою Умрет, защищая отчизну свою! Учащиеся отвечают: Ивану Сусанину. Сообщение про подвиг Ивана Сусанина заранее подготовленного ученика. Иван Сусанин – русский национальный герой, крестьянин из Костромского уезда. О жизни Ивана Сусанина не известно в точности почти ничего. Существует и такое мнение, что Иван Сусанин был вотчинным старостой. Польский король решил уничтожить претендента на русский престол Михаила Романова и послал свой отряд в место, где в это время находился Михаил со своей матерью. Поляки и литовцы отрядом подошли к селу Домнину Костромского уезда с целью убить новоизбранного царя Михаила Федоровича. Поляки наняли Сусанина в качестве провожатого. Иван Сусанин завёл отряд поляков в непроходимые болота. Сам Сусанин погиб, но и поляки уже не смогли выбраться из болот.В центре Костромы стоит памятник Ивану Сусанину. Ивану Сусанину и его подвигу посвящены произведения

музыкального, изобразительного и словесного искусства: опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), дума К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», драма Н. А. Полевого «Костромские леса», картина М. И. Скотти «Подвиг Ивана Сусанина». Учитель: А о ком это стихотворение? Этот памятник поставлен Двум героям всей страной В честь того, что был избавлен От бесчестья край родной. Учащиеся: Минину и Пожарскому. Учитель: Так кто же все­таки помог России преодолеть смуту и изгнать врага? Учащиеся: Сами русские люди, объединившись в одно ополчение. Учитель: Мы знаем, что во все времена единение народа было, есть и будет для нашей страны главной национальной идеей и в политическом, и в духовном плане. Это та историческая основа, которая связывает наше прошлое, настоящее и будущее. Учитель предлагает ответить на вопросы к викторине: (групповая работа) 1. В каком году впервые был отмечен День народного единства в современной России? 2. Какую памятную дату заменил День народного единства? 3. Назовите президента, при котором День народного единства стал красным днём календаря? 4. При каком царе впервые был введен праздник? 5. Что послужило исторической причиной возникновения этой памятной даты? 6. От кого была освобождена Москва и Россия в 17 веке, что послужило началом истории Дня народного единства? 7. Кем была высказана идея сделать праздничным днём в России 4 ноября в сентябре 2004 года? 8. Кто возглавил штурм Китай­города 1 ноября 1612 года?

9. Какой город стал центром празднования Дня народного единства в 2005 году? Учитель предлагает выполнить упражнение: «Продолжи предложения»: (групповая работа) 1. Самое дорогое для человека – это… 2. Патриот своей Родины – это… 3. Вдали от родного дома я буду вспоминать… 4. Долг для меня – это… 5. Свет в окнах моего дома – это… 6. Мне бы хотелось, чтобы будущее моей страны было… 7.Помогать Отечеству – значит… 8. Закон для меня – это… Учитель: Давайте же всегда помнить, что мы, россияне, ­ единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим. Давайте трудиться сообща во имя благополучия нашей Родины. Нас всех объединяет Россия, и пусть наша любовь к Отечеству служит общему благу! Наш народ спас свою Родину, спас веру и государственность. День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика. В заключение возьмемся за руки и все вместе произнесем эту клятву: Главное - вместе! Главное - дружно! Главное - с сердцем, горящим в груди! Нам равнодушие не нужно! Злобу, обиду прочь гони! Запомните это чувство единения и удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны славы своих предков. Спасибо за внимание.

Сценарий праздника "Россия-Родина моя" для учащихся начальных классов на День народного единства

Сценарий праздничного мероприятия, посвящённого Дню народного единства, для детей младшего школьного возраста

Фимина Екатерина Борисовна, воспитатель ГПД МОУ-СОШ с. Лебедёвка, Краснокутского района Саратовской области
Описание работы : Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Очень важно начать прививать ребенку любовь к Родине, стране, своему народу с раннего детства. Материал будет полезен воспитателям ДОУ, педагогам начальных классов, воспитателям ГПД. Сценарий предназначен для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Применение в учебно-воспитательной работе.
Цель: Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества
Задачи: Способствовать формированию правильного отношения детей к своей стране. Воспитывать уважение к культурному прошлому России. Закреплять у детей знания о государственной символике страны.

Ход мероприятия:

Ведущий:
Здравствуйте, дорогие гости! Мы очень рады видеть вас. Сегодня у нас праздник, который посвящён нашей Родине. Совсем скоро, 4 ноября, вся Россия отмечает праздник «День народного единства».

Этот праздник совсем молодой, ему всего 9 лет. Но это не вновь придуманный, а восстановленный праздник. У него очень древняя история.
Послушайте одну историю. Всё началось 400 лет назад, в 17 веке. Тогда на Руси началось страшное время, которое называлось Смутой (все смешалось, ничего не понять). В стране не было царя, не соблюдались законы. Этим воспользовались предатели- бояре (знатные богачи). Они хотели стать ещё богаче, продав свою Родину врагам (полякам). Поляки захотели захватить нашу страну, сделать ее частью своего государства.
В Нижнем Новгороде в это время жил торговец Минин. Он был честным и добропорядочным человеком и люди выбрали его старостой города. Минин убеждал народ «стать за веру, за Отечество». Жители Нижнего Новгорода начали собираться вместе и решали, откуда взять людей и средства для борьбы с врагами. По совету Минина люди стали давать «третью деньгу», т.е. третью часть имущества, для снаряжения войска. По его же совету выбрали вождем войска князя Дмитрия Пожарского.


Скоро и другие города примкнули к Новгородцам. Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей и в октябре 1612г. была Москва очищена от поляков. Люди восстановили государственную власть, избрали царя и передали ему власть.

В Москве на Красной площади в честь победы над поляками установлен бронзовый памятник Минину и Пожарскому, чтобы люди не забывали и чтили героев своей страны
.

Вот в честь этого события и празднуется День Народного Единства.
Прошло 400 лет, за это время много раз разные страны пытались захватить Россию, но ничего у них не получилось, все люди вставали на защиту своей страны.
Наша страна многонациональна, в России живет более 180 национальностей и у каждого свои обычаи, сказки и песни. Но у всех нас одна большая, единая Родина Россия!

Ребёнок:
Люди, нация, народ -
Праздник светлый у ворот!
С Днём единства поздравляем
И от всей души желаем
Заодно быть, сильным,
Единым, неделимым,
Свято чтить историю,
И луга просторные,
Реки, сёла, города -
Мы - великая страна!

1.Ребёнок:
С историей не спорят, с историей живут.
Она объединяет на подвиг и на труд.
2.Ребёнок:
Едино государство, когда един народ,
Когда великой силой он движется вперёд
3.Ребёнок:
Врага он побеждает, объединившись в бой,
И Русь освобождает, и жертвует собой.
4.Ребёнок:
Во славу тех героев живём одной судьбой,
Сегодня День единства мы празднуем с тобой!
Исполняется хором песня «Моя Россия».

Ведущий:
Одна у человека родная мать, одна у него и родина. Крепко любит народ ее. «Что же такое Родина? » И об этом нам расскажут ребята в своих стихах.

Родина

1.Ребёнок:
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
2.Ребёнок:
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
3.Ребёнок:
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.

Ведущий:
Продолжим разговор о нашей Родине. Наша страна называется Россией, Российской Федерацией. А чем отличается одна страна от другой? Они отличаются языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями, географическим положением. Символы страны- это отличительные знаки с помощью которых можно понять принадлежность к стране. Назовите основные символы нашей страны (дети называют) (герб, флаг, гимн).
Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах. На нашем Российском гербе изображён двуглавый золотой орёл на фоне российского флага. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад.

Герб России
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
(Александр Трифонов)

Ведущий:
Ребята, что изображено на монетах? Как называются монеты, на которых изображен всадник? Почему они так называются?

Копье Святого Георгия Победоносца дало название монете - копейка. Московские князья, а затем и русские цари использовали печати, чеканили монеты с изображением всадника, копьем поражающего змею.

Ведущий:
Российский флаг – это трёхцветное полотнище с белой, голубой и красными полосами.
Что символизирует белый, синий, красный цвета российского флага? Есть разные версии.
1 версия -это единство моря, земли и неба.
2 версия – это содружество трёх славянских народов.
3 версия –белый – веру, чистоту; синий – небо, благородство, верность; красный – героизм, отвагу, смелость.
4 версия- белый – это вера, синий – надежда, а красный – любовь.


О Флаге Российской Федерации
Красно - сине - белый флаг,
Ты – страны родимой стяг.
Гордо веешь до небес,
Что мы знаем о тебе?
Сила жизни – красный цвет,
Цвет сражений и побед.
Проливалась красным цветом
Кровь погибших в войнах дедов.
Синий цвет – вселяет веру
В Отчизну, в правильное дело.
В нём – народа постоянство,
Дружба, неразрывность, братство.
Самый верхний – белый цвет –
Неба чистого привет.
Пусть над нами будет ясно!
Каждый день будет прекрасным!

Ведущий:
Гимн Российской Федерации– символ нашего государства. А кто автор слов и музыки?
Музыку гимна придумал композитор Александров, а слова – поэт Сергей Михалков.
А ещё Сергей Михалков написал очень много стихов для детей, вы их хорошо знаете (дети вспоминают произведения С.В. Михалкова: “Дядя Стёпа”, “А у вас?”, “Фома”, “Мы с приятелем” и др.).
Люди издавна любили гордые и смелые песни. Уже у древних народов были торжественные песнопения. В них славились красота родной земли, её богатство, подвиги героев. - Когда звучит гимн? (При встрече высоких гостей, на торжественных собраниях, в честь спортсменов – победителей на соревнованиях).
А сейчас мы послушаем Гимн – торжественную песнь нашей Родины. Запомните, что гимн государства нужно слушать стоя.
Звучит отрывок Гимна.

Гимн России и я
Я обожаю Гимн России.
Я с ним родилась и расту.
В нём моя гордость, моя сила,
С ним часовой я на посту.

Я с ним страну обозреваю,
Её просторы, красоту,
И сердце гордость наполняет:
Я здесь родилась и расту.

Мне по душе леса и реки,
Поля, озёра и луга.
Я с ними связана навеки,
Мне так Россия дорога.

Я не сменю на заграничье
Природы нашей чистоту.
Меня поддержат стаи птичьи -
Я здесь родилась и расту.
(Рудольф Доронов)

Ведущий:
У каждой страны есть кроме символов и главный город- столица. Назовите столицу России (Москва).

Москва
Россия - необъятная страна.
Но ты, столица, у нее одна.
Хоть я ни разу не была в Москве,
Но очень много знаю о тебе.
На башне у Кремля горит звезда,
Которая не гаснет никогда.
Течет прекрасная Москва-река,
И мост через нее, как радуга-дуга.
Тебя, Москва, люблю я всей душой,
Ты покорила всех своею красотой!

Ведущий:
В каждой стране есть главный человек- президент. Назовите нашего Российского президента.


Ведущий:
Много разных прекрасных стран есть в мире и каждый народ больше всего любит свою Родину. Мы с вами родились в России, мы россияне. Но у каждого из нас есть ещё одна родина, малая, то место (город, село) где родился каждый из нас.


Родина – это святое,
Малое и большое.
Родина в детском сердечке –
Отчего дома крылечко.
Родина – запах ромашки,
Кляксы на промокашке.
Родина – песни раздолье,
Родина – хлебное поле,
Родина – мамины руки,
И колыбельные звуки.
Родина там, где родился –
Там, говорят, пригодился.

Ведущий:
О нашей Родине написано очень много произведений, сложено стихов, песен, нарисовано картин. И мы с вами тоже, как умеем, рисуем свою родину.


Рисунок
На моём рисунке поле с колосками,
Церковка на горке рядом с облаками.
На моём рисунке Мама и друзья,
На моём рисунке Родина моя.

На моём рисунке лучики рассвета,
Рощица и речка, солнышко и лето.

На моём рисунке Родина моя.

На моём рисунке выросли ромашки,
Вдоль по тропке скачет всадник на коняшке,
На моём рисунке радуга и я,
На моём рисунке Родина моя.

На моём рисунке мама и друзья,
На моём рисунке песенка ручья,
На моём рисунке радуга и я,
На моём рисунке Родина моя.
(П. Синявский)

Ведущий:
Да, русские ни с мечом, ни с калачом не шутили. Врагов себе не искали, друзьями дорожили. Берегли русские земли, воспевали красоту Родины в песнях, сказаниях. На праздничных гуляньях затевали игры, пляски.
Танец в русских нарядах «Светит месяц, светит ясный»

Цели : формировать уважительное отношение и любовь к своей Родине; вызвать интерес к осознанию себя частью страны.

Люблю тебя, моя Россия,

За яркий свет твоих очей,

Учитель. Велика и красива наша Родина. Богата событиями её история. Совсем недавно в календаре появился новый праздник. Какой же это праздник, ребята?

Учащиеся . Праздник народного единства.

Учитель . Давайте разберемся, что это за праздник и какова его история.

Учащиеся . Этот праздник был установлен в честь победы русского народа в 1612 году над поляками.

Учитель . Да, ребята, страшное время тогда пришло для Руси. Изменники бояре впустили в Москву иноземцев- захватчиков и главой Русского государства провозгласили польского королевича Владислава.

Москвичи стали сопротивляться, захватчики подожгли Москву, и она вся выгорела. Уцелели только каменные церкви и Кремль, где укрывались захватчики. Казалось, нашему государству пришёл конец. Но народ рассудил иначе.

1-й ученик. Он начал освободительную войну против польско-литовских захватчиков. А возглавил ее посадский староста Из города Нижнего Новгорода Козьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский. Козьма Минин был нижегородским посадским человеком. Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде призвал народ собрать ополчение и освободить Москву. Он привлёк князя Д. Пожарского в качестве военоначальника.

2-й ученик . На церковном крыльце купец Козьма Минин обратился к народу и сказал громким голосом: «Православные люди! Пришла пора помочь родимой Руси! Спасем нашу веру и нашу милую Родину. Не пожалеем своего имущества, продадим свои дома, отдадим последнее, что имеем, чтобы нанять войско. Поищем человека, который встал бы честно и храбро за родную землю. Тогда и другие города соединятся с нами, и Бог даст, мы прогоним врагов».

Весь народ отозвался на эти добрые слова: богатые люди принесли Минину все свое имущество и каждый бедняк отдавал последнюю копейку на святое дело. Наняли войско и начальствовать над ним поставили Дмитрия Пожарского, славного и храброго полководца.

3-й ученик. Под Москвой встретили русские поляков, была тут жестокая битва! Но в Москве был голод. Русские со стороны Пожарского начали вести подкоп к Китай-городу. Осаждённые, заметив это, ворвались в подкоп, перебили, кого нашли, взяли в плен и возвратились в Кремль. Кремль окружили со всех сторон. Там начался голод и поляки в конце концов изнемогли и сдались.

4-й ученик . В Москве на Красной площади героям поставлен бронзовый памятник. Справа - князь Пожарский. Он ещё болен, ещё страдает от ран, полученных в боях с захватчиками. Князь внимательно слушает Козьму Минина, который от имени народа пришел к нему как к опытному полководцу.

Учитель показывает изображение памятника.

Учитель . Ребята, а как вы понимаете, что это такое - единство? Давайте с вами создадим цветок единства.

У детей лепестки, на которых написаны слова: согласие, объединение, дружба, надежда, мир, доброта.

Дети.

Единство - это объединение всех людей.

Единство - это согласие народа.

Единство - это когда есть общая надежда.

Единство - это мир и дружба.

Единство - это доброта, понимание и прощение.

На доске появляется цветок единства.

Учитель . А где мы впервые встретились с проявлением согласия и единства?

Учащийся. В сказке «Репка». Именно благодаря согласию герои этой сказки оказались способными вытащить из земли огромную репку. В этой сказке, которую знают даже самые маленькие, заложена мудрость: общая надежда достигается при общем согласии.

Учитель . А сейчас послушайте басню.

Учитель читает басню «Отец и сыновья».

«Отец приказал сыновьям, чтобы жили они в согласии: они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте!»

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику. Сыновья легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит...

Учитель. А как вы думаете, что сказал отец?

Учащиеся предполагают, что он сказал. Учитель дочитывает басню.

Если наш народ объединится, то его никто не победит. Так поступал наш народ много раз, когда беда подступала к нашей Родине.

В 1812 г. - русский народ объединился в борьбе с французами и победил.

В 1941 г. - в Великой Отечественной войне мы победили, потому что на борьбу поднялся весь народ от мала до велика.

И прозвучали слова:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой.

Учащиеся приводят примеры из истории Великой Отечественной войны.

Учитель. В русском языке много пословиц о согласии. Давайте вспомним их.

Дети. «Согласие да лад - для общего дела клад», «Согласному стаду и волк не страшен».

Учитель . А если не было согласия и единства, наступала беда. Об этом мудро написал И. А. Крылов. Что он говорил?

Ученик.

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело - только мука.

Учитель . Вы ещё дети. Но все-таки давайте и мы с вами подумаем, чем можем помочь объединению и единству.

Дети . Дружить, сделать наш класс дружным, ведь мы - это маленькое общество.

Учитель. Да, настоящая дружба крепка и нерушима. В одной старинной книге сказано: «Друг верный - прибежище и утешение». Как вы это понимаете? (Дети отвечают.)

Учитель . О верной школьной дружбе прекрасно написал А. С. Пушкин.

Ученик (читает стихотворение).

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен -

Неколебим, свободен и беспечен...

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское Село.

Учитель . Дружба для поэта - это прекрасный союз, он неразделим и свободен. А что такое для вас дружба?

Учащиеся отвечают.

Учитель . Праздник единства - новый молодой праздник, но, как и каждый праздник, он имеет свои отличительные признаки. Давайте представим, что мы попали на праздничное шествие. Встанем в круг, положим ладони на ладони и скажем, что мы можем услышать.

Дети передают по кругу: радостный смех, крики «ура», песни, музыку и так далее.

Учитель. На празднике всегда звучат пожелания. Какие пожелания вы бы хотели сказать всем людям нашей Родины?

Дети.

1. Я желаю людям нашей Родины дружбы и красоты.

2. Я желаю, чтобы ум был в ладу с сердцем.

3. Я желаю жить в согласии со своей совестью.

4. Я желаю единомыслия, толерантности.

5. Я желаю людям моей Родины быть едиными и мирно жить всем народам.

Учитель. А теперь, ребята, я хочу высказать свои пожелания каждому из вас.

Живи красиво, весело и просто,

Люби людей светло и простодушно,

Ищи свою дорогу с малых лет.

Уверенно иди вперед сквозь годы.

Оставь на этой лучшей из планет

Свой яркий след, свои живые всходы.

Дети в круге поют песню.

Я, ты, он, она -

Вместе целая страна,

Вместе дружная семья,

В слове «мы» сто тысяч я -

Босоногих, озорных,

Белых, черных и цветных,

Шумных и веселых

В городах и селах.

Открытый урок, посвященный самому молодому государственному празднику России - Дню народного единства, состоялся в субботу, 25 октября, в средней общеобразовательной школе №63 (улица Крауля, 82 «а»).

Почетными гостями познавательного урока стал ректор Института международных связей, член Общественной палаты Екатеринбурга Олег Скворцов.

Провел урок учитель истории Виктор Якушев. В доступной форме с использованием видеопрезентации школьники ознакомились с событиями начала XVII века, с окончанием смутного времени в России.

О страшных испытаниях, выпавших на долю народа и о спасительной силе в лице героев ополчения, рассказали старшеклассники. Выдержки из сообщения одного из ребят: «Все те страшные испытания, выпавшие на долю народа, привели к необходимости объединиться и сообща изгнать из государства иноземных захватчиков. В этот момент, когда, казалось, спасения ждать было уже не от кого, в Нижнем Новгороде началось формирование Второго народного ополчения. Инициатива его создания исходила от земского старосты Кузьмы Минина. Именно он обратился к жителям Нижнего Новгорода с воззванием жертвовать ради спасения Отечества своим имуществом. Сам Кузьма Минин подал пример. Однако формирующемуся ополчению нужны были не только денежные средства и продовольствие, но и предводитель, имеющий серьезный боевой опыт. Военное руководство формирующимся ополчением было предложено князю Дмитрию Пожарскому».

Школьники подчеркивали, что благодаря воинам народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского был положен конец смутного времени на Руси. «В июле 1612 года ополчение Минина и Пожарского выступило на освобождение Москвы с клятвой: "Умрем за Русь Святую". Храбро сражались ополченцы. В этих словах воедино слились все сердца и души нашего народа. Но исход битвы был не ясен. Выручил Минин, бросивший 300 воинов на неприятеля с тыла, в самую гущу поляков. Этот маневр разобщил противников и мы смогли одержать первую победу над польскими интервентами. 24 августа 1612 года части польского гарнизона все еще сидели в стенах Кремля. В течение двух месяцев ополченцы вели тяжелейшую осаду крепости. 22 октября по старому стилю - 4 ноября по новому стилю Кремль был освобожден, поляки бежали из Москвы. Российскому государству не дали умереть», - с особой гордостью рассказали школьники - участники открытого урока.

Исторические события начала XVII века стали основанием учреждения в 2005 году нового праздника - Дня народного единства, который является данью памяти и уважения предкам, отстоявшим независимость страны.

В ходе открытого урока ребята прочитали стихи на тему предстоящего праздника, а также ответили, пожалуй, на самый главный вопрос: что помогало русским воинам на протяжении многих битв одерживать победу? «Храбрость, мужество, сильная вера, единство», - с уверенностью ответили школьники.

Завершился открытый урок выступлением творческого коллектива «Палитра здоровья».

Стоит отметить, что педагогический коллектив школы №63 особое внимание уделяет патриотическому воспитанию детей. В частности, в образовательном учреждении действует музей боевой славы, а в преддверии Дня защитника Отечества отличившиеся ребята получают знак «Патриот школы».

Материалы по теме

Александр Якоб: 10 тысяч человек приняли участие в праздничных мероприятиях 4 ноября 5 ноября 2014 14:17
Сергей Тушин принял участие в церемонии подъема и установки креста на купол храма покровительницы Екатеринбурга 4 ноября 2014 16:10
«В единстве мощь России»: в Екатеринбурге прошел праздничный концерт, посвященный 4 ноября 4 ноября 2014 15:11
День народного единства: общественность Екатеринбурга отмечает праздник 195-го пехотного Оровайского полка 4 ноября 2014 15:01
Студенты Екатеринбурга выразили поддержку российской государственности 4 ноября 2014 13:17
Александр Мяконьких о Дне народного единства: этот праздник с каждым годом становится все более популярным 3 ноября 2014 11:45
Эльвира Гончаренко о Дне народного единства: праздник должен объединять всех 2 ноября 2014 12:34
В ночь на 4 ноября екатеринбургские музеи откроют свои двери 31 октября 2014 18:40
Где и как отметить День народного единства в Екатеринбурге? 31 октября 2014 15:55
Александр Якоб поздравил горожан с Днем народного единства 31 октября 2014 08:00
Екатеринбургские мусульмане примут активное участие в праздновании Дня народного единства 30 октября 2014 19:44
Светлана Учайкина о Дне народного единства: 4 ноября - нужный праздник, и хорошо, что он есть! 30 октября 2014 19:13

В преддверии Дня народного единства в ряде российских городов прошли открытые уроки.

В школах Волгограда с учениками поговорили о единении населяющих страну народов. Участниками беседы "Славянское единство: история народов - история родного языка" стали школьники седьмых классов, представители "Славянского клуба" при музее истории русского языка имени Трубачева, казачьих коллективов фольклорной песни "Потешка" и "Златица".

В школах Амурской области проходят тематические открытые уроки по темам: "В единстве сила", "Листаем страницы истории нашего Отечества", "И встала Русь единая", "Заступники земли русской", "Мы - дети России".

В Санкт-Петербурге 2 ноября в рамках фестиваля "Академия талантов" прошли мастер-классы для детей и родителей. Участники вязали замысловатые китайские узлы, водили бурятский хоровод, попробовали сыграть на хакасских народных инструментах чатхане и хомусе и на шотландских маршевых барабанах, мастерили украшения для дома в русских народных традициях, складывали оригами в виде журавлика - "символа мира".

После мастер-классов состоялся праздничный концерт, в котором приняли участие лучшие фольклорные танцевальные и вокальные ансамбли Санкт-Петербурга и творческие коллективы национально-культурных объединений города.

Открытый урок, посвященный Дню народного единства, в лицее №200 Новосибирска провел врио губернатора области Андрей Травников. Он напомнил ребятам об истории праздника, когда объединенное народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского в 1612 году смогло прогнать польско-литовских интервентов с территории нашего государства.

Уполномоченный по правам ребенка при президенте Анна Кузнецова приняла участие в открытом уроке, который прошел в соборе Рождества Христова в Южно-Сахалинске в преддверии Дня народного единства. Перед уроком для омбудсмена и ребят провели экскурсию по храму. Ключарь собора протоиерей Василий Иванов рассказал про особенности строения собора, его росписи и дальнейшее благоустройство. Он также показал, как колокола могут управляться компьютером.

"Я жду возвращения домой, чтобы выполнить намеченные задачи в отношении нескольких детишек на Сахалине - очень надеюсь, что в ближайшее время получится сделать так, чтобы они оказались в семьях, вернулись назад из разных учреждений", - призналась Кузнецова.

Еще одной проблемой детей на Сахалине омбудсмен назвала невозможность вовремя попасть на лечение из-за удаления региона. При этом отметила роль интернет-ресурсов, например, в оказании психологической помощи.

4 ноября Россия отмечает День народного единства. Праздник учрежден в память о событиях 1612 года, когда восстание во главе с Мининым и Пожарским освободило Кремль и Москву от поляков. В этом году россияне отмечают праздник уже в двенадцатый раз.

Подписывайтесь на нас в Instagram: