Описание утреннего натюрморта петрова водкина. Сочинение по картинам К.С

Описание утреннего натюрморта петрова водкина. Сочинение по картинам К.С
Описание утреннего натюрморта петрова водкина. Сочинение по картинам К.С

К.С. Петров-Водкин - это один из самых оригинальных художников в истории русской живописи. Этот самобытный творец остался в искусстве в первую очередь как автор бессмертного «Купания красного коня». Петрова-Водкина отличает необычность его композиций, нестандартное сочетание цветов и, конечно, видение мира. Его манеру выражения формы, перспективы и настроения сложно спутать, а потому его полотна так завораживают, покоряют воображение.

В творчестве художника довольно большое место занимает натюрморт. В основном это очень эмоциональные картины, написанные будто на одном дыхании. Его работа «Утренний натюрморт», созданная в 1918 году, - яркий пример такой художественной чувственности – и именно поэтому она заняла достойное место в Русском музее Санкт-Петербурга.

Живописец изобразил на своём полотне скромный завтрак - чай и два варёных яичка. Важно отметить, что оно было написано в сложный 1918 год, когда Россия переживала крайне тяжёлое время, связанное с Революцией, Гражданской и Первой мировой войнами. В эти годы всеми жителями страны очень остро ощущалась нехватка чего-то светлого, простого и тёплого. «Утренний натюрморт» же - это отдушина, долгожданный отдых в череде народных бедствий и несчастий. Глядя на неё, зритель может ощутить красоту окружающего мира, откинув призму повседневности. Петров-Водкин мастерски показывает прелесть и нежность быта, которую так часто не замечают!

На картине изображён деревянный стол, аккуратно обструганный, приятного тёплого оттенка. Художник изящно передаёт рисунок досок, что придаёт полотну особую реалистичность. В верхнем левом углу можно увидеть выкрашенную синей краской раму. Того, что происходит за окном, не видно, но свет оттуда падает так, что становится ясно: на улице солнечно и очень светло.

Удивительная гармония пронизывает стоящие на столе предметы скромного быта. «Треугольником» расположены чайник, гранёный прозрачный стакан на блюдечке, и свежие полевые цвета - это вершины «треугольника». Складывается ощущение, будто всё здесь находится в тесной эмоциональной взаимосвязи. Эта сбалансированность во многом достигается благодаря тому, что предметы попарно отражаются друг в друге.

Сразу две вещицы здесь имеют грани - стакан с чаем, стоящий на бело-голубом блюдечке, и чайник, сверкающий своими начищенными до блеска боками. В стакане можно увидеть троекратно размноженное отражение чайной ложки, а в чайнике - будто отзеркаленное изображение яйца в скорлупе. Благодаря этому художник будто раздвигает границы реальности, углубляет и преломляет пространство, выходит за пределы трёхмерного мира.

Этот эффект достигается ещё и благодаря тому, что именно в отражениях можно увидеть героя, которого по-другому никак нельзя рассмотреть. Речь идёт, конечно же, об отражении в чайнике. При внимательном рассмотрении можно заметить, что где-то за пределами картины сидит ярко-рыжий солнечный котик - он совершенно случайно попал «в кадр», схваченный зеркальной поверхностью.

Букет полевых цветов - самый яркий элемент «Утреннего натюрморта». В этой скромной и простой обстановке он смотрится глотком свежего воздуха. Пожалуй, это очень символичная деталь: даже в трудные времена человек стремится найти красоту вокруг себя и сделать свою жизнь более яркой и приятной. Букет стоит в простенькой стеклянной баночке. Кто-то заботливо собрал колокольчики и разбавил небесную синеву солнечно-жёлтыми соцветиями. Этот трогательный элемент вызывает у зрителя тёплую улыбку. Возле стола умными глазками на хозяина смотрит породистый пёс. Он послушен и умён.

К.С. Петров-Водкин создаёт свой натюрморт в исключительно тёплых тонах, отчего кажется, будто всё полотно пронизано солнечным светом и уютом. Композиция построена таким образом, что кажется, будто зритель сам сидит за столом и собирается трапезничать в компании своих четвероногих любимцев. Огромное мастерство живописца здесь заключается в удивительно добром и прекрасном чувственном посыле, который он смог передать зрителю через годы - через целые десятилетия. Этот бесхитростный натюрморт полон какой-то трогательной, если не сказать, наивной красоты. Благодаря такому полотну так легко вспомнить о том, какой восхитительной может быть привычная нам обыденность - и как важно уметь находить счастье в мелочах.

/ / Сочинение-описание по картине К.С. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт»

Мне очень нравится изучать картины художников, в которых скрыт какой-то потайной смысл. На первый взгляд, они совершенно обычные и даже без идейные. Но, если проявить интерес, можно увидеть много деталей, из которых и состоит полотно. К таким работам относятся картины Кузьмы Петровича Петрова–Водкина.

В 1918 году он создал полотно «Утренний натюрморт», который имеет свои особенности. Картина невероятно реалистична и проста. Перед нами бедный завтрак обычного крестьянина, который живет в трудные годы России. Это всего на всего чай и два яйца. Но, обратите внимание, как интересно сервирован стол, какие яркие, горячие краски преобладают на картине. Такие оттенки вызывают приятнее, светлые, и даже радостные эмоции.

На деревянном столе, кроме завтрака, стоит прозрачный кувшин. В нем изображен букетик полевых цветов, который совсем недавно был собран хозяином дома. На нем видны голубенькие полевые цветочки, которые в один миг превращают обычный завтрак в праздничное застолье. И не важно, что еды на нем практически нет. Самое главное – это настроение и расположение духа.

Возле букета стоит небольшое блюдце с граненым стаканом. В нем налит чай. Обратите внимание, это не чашка и блюдце. А невзрачная тарелочка и стакан. Насколько все просто и бедно. Но, букетик свеже сорванных цветов отрицает наши домыслы. Этот завтрак отличатся от иных хорошим настроением и душевной гармонией его хозяина или хозяйки.

С другой стороны стола стоит металлический чайник, который просто сверкает от чистоты. В его отражении виднеется рыженький котик, который живет в этом доме. Из-под стола выглядывает рыжий пес, который смотрит преданным взглядом. Думаю, домашние любимцы ожидают завтрак. Но, что же может предложить им хозяин? Скорее всего, одно яйцо, которое приготовлено для завтрака, человек отдаст своим питомцам.

Эта картина наполнена любовью и добротой. Несмотря на жизненные трудности, люди человечны и заботливы. Они делятся последним со своими домашними любимцами. Ведь в этом и заключается смысл настоящей дружбы.

Петров-Водкин восхищает меня не «Купанием красного коня» из школьного учебника, а натюрмортами. А главный герой его натюрмортов — граненый стакан!
Именно этот пролетарский предмет из прочного стекла вновь и вновь появляется в центре композиции и буквально магнитом притягивает ваше внимание. Художник любовно преломляет в его гранях окружающие предметы (особенно убедительно преломляются чайные ложки) и легко создает иллюзию трехмерности и наполненности.




У Сезанна граненый стакан все еще скромно прячется за яблоками. Но зато какие у Сезанна яблоки! За эти яблоки сейчас платят по сто миллионов долларов на аукционах. А вот Петров-Водкин рисовал яблоки, которые ему присылала посылками мама из родного Хвалынска Саратовской губернии в голодные годы военного коммунизма. И в отличие от состоятельного Сезанна, голодный Кузьма Сергеевич с удовольствием съедал яблоки сразу после окончания работы над картиной.

  • Поль Сезанн анн (Paul Сezanne) — Still Life with Apples and a Glass of Wine, 1877-79
  • Поль Сезанн (Paul Сezanne) — Still Life with Open Drawer, 1877-79


Винсент Ван Гог мог бы достойно поспорить с Петровым-Водкиным за лидерство в стаканной живописи! Во-первых, жил всю жизнь в пролетарской нищете и от безысходности тоже часто рисовал самую дешевую натуру — свой стол с со скромной утварью и скудными продуктами. Во-вторых, часто и много пил абсент.

Но не дотянул — переборщил с цветами. Наши люди цветы в стакан не ставят! А дешевый абсент Ван Гог предпочитал пить из рюмок.

  • Винсент Ван Гог — Цветущая ветка миндаля в стакане и книга, 1888 (Private Collection)
  • Винсент Ван Гог — Веточка цветущего миндаля в стакане, 1888 (Van Gogh Museum, Amsterdam)
  • Винсент Ван Гог — Стакан с розами, 1886 (Van Gogh Museum, Amsterdam)
  • Винсент Ван Гог — Натюрморт со стаканом с абсентом и кувшином, 1887 (Van Gogh Museum, Amsterdam)



Только в 1905 году первый полноценный отечественный граненый стакан решился изобразить импрессионист Игорь Грабарь (пост на эту тему читайте .) Он состоит из одних бликов и буквально растворен в воздухе. А вот зеленый стакан Константина Коровина ничем не примечателен — второстепенная деталь натюрморта.



И вот, наконец, Кузьма Петров-Водкин потеснил всех, выдав целую серию тяжелых и грубых пролетарских стаканов. Настоящий «стакановец» 20-го века!


Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939) — Автопортрет, 1918 (Государственный Русский Музей) ФРАГМЕНТ

Почин подхватил фовист Анри Матисс. Он упростил форму стакана донельзя превратив его во что-то бесформенное и передал эстафету кубисту Жоржу Браку, который восстановил форму стакана, но не смог решиться на грани. Больше граненый стакан в натюрмортах великих замечен не был. Эволюция завершилась.

  • Анри Матисс (Henri Matisse) — Натюрморт, 1917 (Private Collection)
  • Жорж Брак (Georges Braque) — Натюрморт с лимонами, 1960


Утренний натюрморт - Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. 1918. Холст, масло 66 x 88



Одна из главных идей творчества Кузьмы Петрова-Водкина заключалась в том, чтобы суметь изобразить через предметную живопись душу, дух, настроение окружающего мира. Если внимательно присмотреться к картинам живописца, то можно заметить, что все они полны внутренней динамики и энергии.

Утренний натюрморт очень настроенческая работа. Кажется, что можно почувствовать аромат чая, благоухание цветов и услышать тонкий металлический стук серебряной чайной ложечки о гранёные бока стеклянного стакана. Эту утреннюю картину каждый вспомнит без труда, и в этом цель данного полотна. Петров-Водкин доказывает зрителю – сколько вокруг нас прекрасных вещей, которые за своей цикличностью «спрятались» в скучный разряд обыденностей. Автор услужливо предлагает посмотреть на обычные вещи по-новому, без этой ретуши затёртой повседневности.

Утро. Ярко освещённый стол позволяет предположить, что за окном солнышко. Стол деревянный, аккуратно обструганный, светло-коричневого с «розовинкой» цвета. Каждый предмет на столе обособлен, при этом ничем не выделяясь в цветовом плане, но вместе всё выглядит сбалансировано и гармонично – зритель просто переходит взглядом от одного предмета к другому, внимательно изучая каждый элемент.

Такая композиционная гармония, целостность и сбалансированность достигается своеобразной «перекличкой» каждой составляющей этого приветливого утреннего стола. В гранях стального начищенного чайника отражаются яйца, блестящие бока которых также несут отсвет от чайника, затем в этом своеобразном зеркале можно заметить рыжего кота и отражение стола, из-за края которого выглядывает умная морда ирландского сеттера. Всё как будто переплетено между собой при полной независимости предметов.

Интересным является тот факт, что целых два предмета на столе имеют грани. Таким способом художник стремится расширить существующее пространство – троекратно размножена чайная ложечка сквозь грани стакана, а чайник, как выясняется, услужливо показывает героев, которых на картине нет (рыжий кот).

С целью расширения пространства, а также обогащения работы динамизмом, большинство предметов имеют гладкую отражающую поверхность. В прозрачной вазе отражаются чудесные летние цветы, одуванчики и колокольчики, чья жизнь вне природы слишком коротка, но так прекрасна, ярко блестит блюдце, отражая солнечный свет, источник которого автор также нам не показал, и, наконец, блестящий фонарик замыкает эту светящуюся композицию.

Человека в пространстве полотна нет, но его неизменно можно почувствовать: по свежесобранным цветам, налитому чаю, оставленным спичкам, и, кончено же, животным, что примчались к столу в ожидании чего-нибудь вкусненького. Картина нарисована так, что зритель, разглядывая работу, будто находится на месте этого человека, сидит вот за таким утренним столом. Непревзойдённый эффект присутствия – автор тонко и умело делает нас действующими персонажами своего натюрморта.

По простоте доступного нашему взору интерьера, можно утверждать, что это домик в деревне или дача. Место это для художника наполнено тишиной, покоем и радостью, именно поэтому так ярка и жизнерадостна его цветовая палитра. Живописец любуется всем этим простым вещам, позволяя и зрителю уловить эту чистую наивную красоту. Чувствуется его мудрый взгляд, спокойствие, размеренность, которые одухотворяют этот бесхитростный натюрморт, приукрашивая его многовариантностью трактовок и такой понятной и близкой каждому человеку душевностью.

Сочинение по картине К. С. Петрова-Водкина "Утренний натюрморт".
К жанру натюрморты Кузьма Сергеевич Петров-Водкин обратился не в раннем творчестве, а гораздо позднее, чем многие другие художники. Но от этого его картины не утратили художественного своеобразия.
Картина "Утренний натюрморт" написана в 1918 году. На ней изображен нехитрый завтрак дачного жителя в то тяжелое время. На простом деревянном столе, который не покрыт скатертью, стоит никелированный чайник, лежат два яйца. В стакан налит свежий чай. Судя по блеску, который разливается по столу, отражая стоящие на нем предметы, еще раннее утро. Стол блестит от росы. Букет полевых цветов в простой стеклянной вазе еще свеж. Цветы, видимо, только что сорваны, во время ранней прогулки. Все предметы четко прорисованы художником. Мы видим их отражение и на зеркальной поверхности стола и в чайнике, начищенном до блеска. В чайнике художник изобразил отражение рыжего кота, который, возможно, лежит на коленях хозяина. Сквозь стакан видна серебряная ложечка.
В незатейливой простоте изображенных предметов столько серьезности и красоты, что возникает какое-то радостное чувство, ощущение утренней свежести, приятного покоя и наслаждения пищей после прогулки на свежем воздухе. Зримо ощущается присутствие человека, хотя художник и не нарисовал его. Но преданный взгляд собаки направлен на того, кто сидит напротив нее. Пройдясь по утренней свежести, хозяин отдыхает, быть может, он любуется окружающим пейзажем. А собака терпеливо ждет, когда на нее обратят внимание.
Картина полна яркого света, покоя и чистоты. Отчего ощущение радости становиться еще сильнее.

Натюрморт "Утренний натюрморт".
В "Утреннем натюрморте" радости и оптимизма еще больше, хотя по обилию пищи он уступает "Селедке" - из еды там два куриных яйца да неполный стакан чая. Зато не уступает по экспрессивности и внутреннему драматизму.
Скорее всего, дело происходит на террасе в светлое, но не слишком солнечное летнее утро. Деревянный стол изображен в той же "неправильной" наклонной перспективе. На нем всего лишь несколько предметов, из которых большая часть наделена стеклянным, металлическим или глянцевым блеском, что дает художнику по-разному "играть" со световыми бликами на всех поверхностях - рыжей столешнице, начищенном чайнике, блюдце, стакане с чаем, вазе, преломившейся чайной ложке. Предметы отражаются друг в друге: в маленьком чайнике яйцо отражается как в зеркале и накладывается на другое отражение - рыжего кота. Из-за стола выглядывает смышленая морда собаки.
Только человека не видно, но его присутствие угадывается во всем. Это он собрал на утренней прогулке сине-желтый букет полевых цветов. Это на него поглядывает коричневая собака. Это его кот отражается в чайнике. Это ему принадлежит коробок спичек и ему предназначен нехитрый завтрак. Маленькая зарисовка дачной жизни того времени. И опять, как и в "Селедке", мы видим в картине подкупающую честность, оптимизм, какой-то особенно умный, мудрый и добрый взгляд художника на жизнь.

Описание картины К. С. Петрова-Водкина "Утренний натюрморт".
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин написал свой пейзаж "Утренний натюрморт"; в 1918 году. На картине изображен обычный завтрак дачника. На простом деревянном столе, не накрытом скатертью, стоит незамысловатая стеклянная ваза с полевыми цветами. Цветы приятного желтого и фиолетового цветов, они очень свежие. Создается впечатление, что человек вот-вот вернулся с ранней утренней прогулки, на которой сорвал эти цветы и тут же поставил их в вазу.
На столе стоит небольшой никелированный чайник, начищенный до блеска, в чайнике отражаются предметы, изображенные на столе, а также рыжий кот, который, наверное, свернулся калачиком на коленях у хозяина. Крышечка чайника лежит рядом с ним, дачник только что заварил чай и не успел закрыть чайник крышкой. Рядом на столе стоит стакан со свежим чаем.
Прибор стоит на алюминиевом блюдце, рядом лежит чайная ложечка. Еще на столе лежат два яйца. Чай да вареные яйца - вот и весь скудный завтрак дачника. Слева на картине изображены, также, коробка спичек и никелированная трубка, лежащие на столе. Все предметы хорошо прорисованы художником. На деревянном столе есть следы росы, это создает ощущение прохладного и свежего раннего утра.
Вообще вся картина, откровенно говоря, незамысловатая и простая, создает такое приятное ощущение, которое испытываешь после прогулки ранним утром по полю, лугу, лесу или только начинающим свой день улочкам деревеньки; когда переполненный ощущения утренней свежести и чистоты возвращаешься в деревянный дом и принимаешься за простую пищу, которая кажется необычно вкусна после пешей прогулки.
Художник не изобразил на картине человека, однако его присутствие чувствуется. На него так преданно смотрит собака коричневой окраски слева от стола. Вся картина нарисована таким образом, будто зритель, который на нее смотрит, находится на месте человека, сидящего перед столом. Картина полна чистоты, ярких природных красок и покоя. От нее так и веет умиротворением и единением с природой, а от созерцания этого шедевра создается ощущение радости.