Народный хор что. Н

Народный хор что. Н
Народный хор что. Н

Художественный образ музыкального произведения в хоре создается и раскрывается посредством напева и слова. Поэтому основными техническими требованиями хоровой звучности являются, во-первых, точность высотного интонирования звука каждым певцом а отдельной партии и каждой партией в общем хоровом звучании; во-вторых, тембровая слитность и динамическая уравновешенность отдельных голосов внутри каждой партии и всех партий в общем хоровом ансамбле; в-третьих, четкое произношение слов.
Но стройная, интонационно чистая, уравновешенная в силе, слитная по тембру хоровая звучность — это только предпосылка для создания художественного образа, передающего содержание произведения. Поэтому, прежде чем приступить к разучиванию песни, руководитель должен путем анализа произведения уяснить себе его содержание и те средства, которыми оно раскрывается композитором. В результате ознакомления с литературным текстом можно понять тему и идею произведения и его характер: то ли героический, то ли лирический, то ли шуточный и т. д. В зависимости от общего характера песни определяется темп, динамика, тембровая окраска звучания, характер движения мелодии, художественно-смысловое выделение фраз.

После такого анализа произведения составляется исполнительский план, которому подчиняется вся последующая вокально-хоровая работа. Руководитель определяет трудности в освоении произведения, намечает пути их преодоления, вырабатывает определенные упражнения и составляет подробный репетиционный план.
Работа с хором над новой песней обычно начинается с чернового разучивания — запоминания мелодии, с выстраивания интервалов, созвучий, с отработки ритмической стороны произведения и дикции.
По мере овладения техническими элементами руководитель начинает больше уделять внимания художественной отделке произведения. Наступает время, когда голые ноты начинают обрастать художественной плотью.
Приводим в качестве примера художественный анализ и исполнительский план работы с хором над песней «Полюшко колхозное», слова и напев Г. Савицкого, обработка для женского состава народного хора И. Ивановой. (Песня напечатана в этом номере сборника на стр. 13).

В литературном тексте песни раскрывается картина широкого, раздольного колхозного поля.

Ой, ты мое полюшко,
Полюшко колхозное,
Ты мое широкое,
Ты мое раздольное.
Рожь густая волнами,
Ветром колыхается.
Ежегодно полюшко
Урожаем славится.
Ой, ты мое полюшко,
Полюшко колхозное,
Ты мое широкое.
Ты мое раздольное.

Стихотворение отличается необычайной лаконичностью и вместе с тем выразительностью образа. Несмотря на то, что оно состоит всего из трех четверостиший, причем третье является буквальным повторением первого, образ «полюшка колхозного» выступает выпукло и сильно. Какой великий и широкий по своему тематическому охвату смысл вкладывает автор в слова «полюшко колхозное»! В них глубокий подтекст В этом «полюшке» — вся жизнь трудового человека, жизнь новая, счастливая, как «полюшко» широкая и раздольная.
Этот внутренний смысл, или идея, стихотворения намечается уже в первом четверостишии, где величественный образ «полюшка» начинает раскрываться через глубоко эмоциональное, полное любви обращение: «Ой, ты мое полюшко».

Если в первом четверостишии образ «полюшка колхозного» выявляется в лирико-эпическом характере, то во втором четверостишии на первый план выступает героическое звучание образа, который приобретает все большее динамическое наполнение. Так, энергичное начало второго четверостишия —

Рожь густая волнами,
Ветром колыхается.

передает стремительное движение, динамику в раз витии образа «полюшка колхозного». Оно уже не только «широкое и раздольное», но и «урожаем славится». Здесь происходит дальнейшее раскрытие подтекста стихотворения. Колышащееся море ржи — это плоды созидательного труда советского человека — творца всех земных благ. Поэтому в третьем четверостишии, являющемся буквальным повторением первого, обращение к «полюшку» звучит с новой силой: уже не как раздумье, а как гимн его плодородию, как гимн творческому труду советского человека.
Итак, образ «полюшка колхозного» в стихотворении раскрывается в динамическом развитии от лирико-эпической величавости к могучему героическому звучанию. Прием обрамления сообщает стихотворению тематическую цельность и вместе с тем открывает простор для творчества композитора и автора хоровой обработки.

Анализируя музыку песни «Полюшко колхозное », легко отметить, что интонационно она очень точно, в народно-песенной манере передает характер литературного образа. Мелодия песни широкая, напевная и благодаря разнообразной метроритмической организации создает атмосферу эмоциональной взволнованности и внутреннего движения. Каждый куплет песни, передавая настроение соответствующего четверостишия, является как бы определенной стадией развития музыкального образа песни.
В музыке первого куплета звучит мягкое, любовное обращение к «полюшку колхозному». Но вместе с этим это не разговор в буквальном смысле, а скорее глубокое раздумье, где «полюшко колхозное» и судьба человека, вся его жизнь сливаются в единое понятие. Отсюда исходит определяющее настроение первого куплета — мягкость, задушевность и значительность.

Темп медленный, движение мелодии плавное, общий оттенок пианиссимо (очень тихо).
Все элементы художественной выразительности (мелодия, метро-ритм, фактура, фразировка) находятся в постоянном движении, как бы раскрывая все новые и новые стороны образа, благодаря чему произведение становится благодатным материалом для художественного исполнения.

Первый куплет, как и последующие куплеты, состоит из четырех фраз, каждая из которых имеет свою динамическую вершину. Звуки, следующие до вершины, исполняются с усилением звучности, а звуки, следующие после вершины, — с ослаблением. Таким образом, вершина динамически подчеркивается и организует вокруг себя предыдущие и последующие звуки. В разбираемой песне вершиной каждой фразы является первая доля второго такта. Но и фразы по своему значению не равноценны. В данном случае главной, вершинной фразой является третья. К ней восходит эмоцинальное нарастание, мелодия расширяет диапазон, ускоряется внутреннее движение посредством сокращения количества тактов во второй фразе, насыщается фактура: сначала запевает одна певица, во второй фразе к ней присоединяется вторая, а в третьей фразе звучит уже многоголосный хор. В четвертой фразе, напротив, ощущается уже ослабление эмоционального напряжения, динамически она звучит слабее, чем третья, изменяется ее ритмический рисунок, укорачивается диапазон и упрощается фактура: на смену четырехголосью приходит унисон.
Такое разграничение фраз по своему художественному значению называется фразировкой. (Пример № 1) Если общий оттенок куплета — пианиссимо, то в вершинах фраз звук может несколько усиливаться, достигая пиано, а к концу фразы возвращаться к исходному оттенку.

Третья фраза (вершинная) звучит несколько сильнее, чем все остальные (в пределах пиано).

Развитие музыкального образа во втором и в третьем куплетах идет по пути динамического нарастания — от пиано до форте, фактурного усложнения, вариантного развития голосов, изменений тембра, характера движения мелодии и произношения слов. Все эти изменения идут по принципу нагнетания — постепенного и непрерывного увеличения, расширения. В подтверждение сказанного рассмотрим динамический план и фактурные изменения песни.

Динамический план
Первый куплет — пианиссимо.
Второй куплет — пиано.
Третий куплет — от меццо-форте — к фортиссимо.

Изменения в динамике тесно связаны с фактурным усложнением: первый куплет запевает одна певица, второй — двое, а третий куплет начинает весь хор. Здесь мы видим не только увеличение числа запевал, но и увеличение количества голосо-партий, а также вариантность в самой мелодической линии запева. (Пример № 2)

Кульминационного звучания песня достигает в последнем куплете на словах: «Ты мое широкое, ты мое раздольное». Все элементы художественной выразительности в этом месте достигают своего высшего уровня. Здесь самое громкое звучание хора, характер движения мелодии (в противоположность предыдущим куплетам, отличается уже не мягким и спокойным становлением звука, а размашистым, ярким, броским произнесением звука и слова, основанном на сочетании акцента и максимальной протяженности звуков), фактура достигает предельного развития (5 голосов, подголоски), наконец, мелодия взлетает к высшей своей точке, подчеркивая эмоциональную кульминацию и окончание всей песни. (Пример № 3)

Итак, в результате художественного анализа руководитель уяснил содержание песни и те средства, которыми композитор его раскрывает. Но этим не ограничивается предварительная работа над произведением.
Каждый вид искусства имеет свою технику, т. е. совокупность определенных навыков, необходимых для создания художественного образа. В. хоровом искусстве—это строй, ансамбль, дикция, вокальные навыки — дыхание, звукообразование и резонирование. Поэтому ясно, что следующим этапом предварительной работы руководителя является анализ произведения уже с точки зрения его технических трудностей.
Рассмотрим основные моменты работы над строем хора.
Пение без сопровождения предъявляет к исполнителям особенно высокие требования в части интонирования интервалов и аккордов. Очень развитая мелодическая линия песни, изобилующая широкими интервалами, представляет большую трудность для интервального интонирования. Нужно обратить внимание на мелодические отрезки, которые хор может спеть фальшиво: на звуки секундного соотношения

на последовательность звуков одинаковой высоты, вызывающих часто понижение интонации и поэтому требующие «подтягивание» высоты каждого последующего звука, на интонирование полутонов.
Для достижения интонационно чистого звучания руководитель хора должен знать закономерности интонирования различных ступеней мажорной и минорной гаммы в соответствии с их ладовым значением.
Интонирование мажорной гаммы.

Звук первой ступени (основной тон) интонируется устойчиво. Звуки второй, третьей, пятой, шестой и седьмой ступеней интонируются х.о стремлением к повышению. С особенно сильным стремлением к повышению интонируются звуки третьей и седьмой ступеней (терция тонического трезвучия и вводный тон). Звук четвертой ступени интонируется со стремлением к понижению.

Следует отметить, что в русской песне часто встречается мажорный лад с пониженной седьмой ступенью. В этом случае она интонируется со стремлением к понижению.

На примере № 5 показан характер интонирования различных ступеней мажорной гаммы. Стрелки, направленные вверх, указывают, что звук нужно интонировать со стремлением к повышению, горизонтальная стрелка указывает на устойчивое интонирование, а стрелка, направленная вниз,—на интонирование со стремлением к понижению

Интонирование минорной гаммы (натуральной).

Звуки первой, второй и четвертой ступеней интонируются со стремлением к повышению.
Звуки третьей, шестой и седьмой ступеней — со стремлением к понижению.
В гармоническом и мелодическом миноре звук седьмой ступени интонируется с сильным стремлением к повышению. В мелодическом миноре звук шестой ступени интонируется также со стремлением к повышению.

На примере № 6 показан характер интонирования звуков гаммы «си-бемоль минор», в которой написана песня «Полюшко колхозное».
Точное интонирование в большой степени зависит от певческого дыхания. Вялое дыхание с утечкой воздуха вызывает понижение звука, перенапряженное дыхание со слишком сильным воздушным напором, наоборот, приводит к форсировке и повышению интонации. Вялое становление звука (с подъездом) также вызывает интонационную неточность. Низкая позиция, вызывающая переутомление гортани, влечет за собой понижение интонации звука, к такому же результату приводит перекрывание звука в верхнем регистре (у народных голосов это бывает в тихих песнях). При недостаточном использовании грудных резонаторов интонация изменяется в сторону повышения.
Особо благотворно влияет на интонирование «высокая позиция» звука, суть которой заключается в направлении звучания в верхние резонаторы и в освобождении от напряжения гортани. Высокой позиции необходимо добиваться в любом регистре.

В работе над данной песней это особенно нужно учитывать при занятиях со вторыми альтами, которые поют в очень низком регистре. Большую пользу в отработке высокопозиционного звучания приносят вокальные упражнения, пропевание отдельных фраз с закрытым ртом или на слога «ли», «ле».
Таким образом, интонационно чистое пение в хоре в большой степени зависит от уровня всей вокальной работы, которая должна проводиться в направлении воспитания различных певческих навыков и исправления тех или иных недостатков голоса певцов (зажатость звучания, форсировка, тремоляция, носовой оттенок и т. д.).
Важнейшим вокальным навыком является правильное, опёртое дыхание." Часто про певца, владеющего певческим дыханием, говорят, что он поет «на опоре», или «опертым звуком». Опертое дыхание характерно тем, что весь воздух при пении идет полностью на звукообразование без утечки и расходуется плавно и экономично. При этом возникает так называемый «опертый звук». В нем много насыщенности, плотности, упругости. Неопертый же звук, наоборот, тусклый, рыхлый, слабый, с сипотой, что свидетельствует о бесполезной утечке воздуха. При опертом звуке возможна большая экономия воздуха и, следовательно, пение на одном дыхании больших музыкальных построений. Неопертый звук требует частой смены дыхания и приводит к разрыву музыкальной фразы.

Для получения опертого звука необходимо сохранять «вдыхательную установку», то есть при пении певец не должен допускать опускания и сужения грудной клетки. Набрав воздух, необходимо на какой-то момент сделать «задержку» дыхания и после этого приступить к звукообразованию. Этот момент «задержки» как бы приводит в готовность весь певческий аппарат. Дышать нужно легко и непринужденно, без излишнего напряжения, почти так же, как при обычной разговорной речи. Певец должен брать столько воздуха, сколько ему понадобится для выполнения определенного задания. Объем вдыхаемого воздуха зависит от величины музыкальной фразы и регистра, в котором она звучит, а также от силы звука. Пение в высоком регистре требует большей затраты воздуха. Вдыхание слишком большого количества воздуха приводит к напряженному звучанию и неточному интонированию. Продолжительность вдоха зависит от темпа произведения и должна равняться временной длительности одной доли такта. Для непрерывного исполнения длинных музыкальных построений, а то и всего произведения применяется так называемое «цепное дыхание». Суть его заключается в поочередном подновлении дыхания певцами хора. На примере № 7 приводится хоровая часть второго куплета, которая исполняется на «цепном дыхании».

Каждый певец в отдельности не может спеть весь этот отрезок без обновления дыхания, но в хоре в результате поочередного обновления дыхания певцами эта фраза звучит нерасчлененно. Нормальное певческое дыхание одного певца иссякает на рубеже четвертого и пятого тактов, но дышать в этом месте даже одному певцу не рекомендуется. При «цепном дыхании» лучше дышать не на стыке двух музыкальных построений, а перед ним или спустя некоторое время. Нужно отключаться от пения и вновь в него включаться незаметно, дыхание брать коротко и преимущественно в середине слова или на выдержанном звуке. (Пример № 7).

Следует еще раз подчеркнуть важность характера выдоха. Он должен быть экономным и ровным на всем своем протяжении. Только такой выдох может создать плавное, эластичное пение. Нельзя допускать, чтобы при выдохе израсходовался весь воздух. На сильно израсходованном запасе воздуха петь вредно.
В пении процесс дыхания тесно связан с моментом зарождения звука, или атакой. Различаются три типа атаки — твердая, придыхательная и мягкая. При твердой атаке связки смыкаются до подачи воздуха. Затем воздушная струя с небольшим усилием размыкает связки. В результате возникает резкий звук.
Придыхательная атака — противоположность твердой. При ней возникновению звука предшествует беззвучный выдох, после чего связки спокойно смыкаются. При этом гласная «А» как бы получает характер звучания «хх-а», но согласная «х» не должна быть слышна.

При мягкой атаке смыкание связок начинается одновременно с началом звучания.
Твердая атака в пении встречается редко (в звуковых возгласах, в громком становлении звука после паузы).
Большую пользу приносят твердо атакированные упражнения, они воспитывают ощущение «опертого» звука и являются средством борьбы с вялым звукообразованием, вызывающим «подъезд». Такие упражнения (пример № 8) следует пропевать в медленном темпе на гласную «А»

Основой пения является мягкая атака. Придыхательная — применяется при тихой и очень тихой звучности.
С певцами, обладающими резкими голосами, полезно заниматься пропеванием небольших полевок или отрезков музыкальной фразы разучиваемого произведения на гласные «Я», «Е», «Ё», «Ю» или слога «ЛЯ», «ЛЕ», «ЛЁ», «ЛЮ».
Художественный образ в вокальном искусстве выступает в единстве музыки и слова. От способа произношения слов, или дикции, зависит не только качество донесения до слушателя литературного текста песни, но и весь певческий процесс. Как известно, слово состоит из единства гласных и согласных звуков. Непременным условием правильной дикции при пении является максимально длинное звучание гласных и короткое, активное произношение согласных, основанное на четком взаимодействии языка, губ, зубов и нёба при ровном и ни в коем случае не толчкообразном выдохе. Отрабатывать четкость произношения согласных полезно на тихом звучании посредством их удваивания. При этом для фиксации всего внимания на согласных полезно коротко, но не резко бросать каждый слог, в уме высчитывая длительность выдержанных нот. (Пример № 9)

Особую трудность в произношении представляют сочетания из нескольких согласных (страна), согласная в начале слова (встречай, а не стречай) и согласная в конце слова (цвет, а не цве).
Для сохранения предельной непрерывности звучания мелодии согласные, стоящие в конце слога, нужно соединять с последующим слогом.
« У—ро—жа—е—мс л а—в и—тс я ».
Четкую дикцию обычно отождествляют с ясным произношением согласных, забывая, что гласные также играют громадную роль в произношении слов и в общей слитности хорового звучания.
Гласные—это чистые звуки без примеси шумов. Одни из них звучат ярко, открыто — «А», другие прикрыто—«О», «У», третьи — «близко» — «И». Степень напряженности, или яркости, гласных различна, она зависит от положения рта и от места гласной в слове (ударные гласные звучат напряженнее, ярче, чем безударные).

В пении для создания ровной вокальной линии все гласные в некотором роде нейтрализуются, то есть стирается резкая грань между ними. Это происходит в результате сохранения примерно одинакового положения рта для всех гласных. Известно, что одна и та же гласная при разных положениях рта приобретает разные звуковые качества: при широко раскрытом рте она звучит открыто, ярко, при полуоткрытом — прикрыто, мягко, при пении с раздвинутыми уголками губ (на улыбке) — звучит светло, легко, «близко». Поэтому вполне понятно, что в звучании отдельной фразы или всего произведения, отмеченных определенным настроением, все гласные должны звучать в одном эмоциональном тонусе, при одном преобладающем положении рта. Единая манера формирования гласных в хоре приобретает решающее значение, так как она является основой тембровой слитности голосов. Для выработки единого резонирования гласных полезно петь последовательность звуков одинаковой высоты на слога МИ—МЕ—МА— МО—МУ (согласная «М» используется для смягчения атаки. Пример № 10). При этом нужно следить, чтобы все гласные исполнялись с одинаковой степенью раскрытия рта.

Во избежание «подъезда» при пении гласных «А», «О», «У», «Э», «И», следующих за какой-либо другой или одноименной гласной, особенно на стыке двух слов, необходимо первую гласную протянуть предельно длинно и мгновенно перейти на вторую, несколько тверже атакируя звук. Например: «.полюшко урожаем славится».
Выше мы уже говорили, что ударная гласная звучит сильнее и ярче, чем безударная. Но иногда в народных песнях сильная доля такта не совпадает с ударением в слове. В этих случаях приходится гласную, звучащую на сильной доле такта, исполнять менее рельефно, нежели гласную, на которую падает ударение словам (Пример 11)

Здесь мы видим, что в слове «Мое» безударная гласная «О» соответствует относительно сильной доле такта и поэтому, выделяясь, будет искажать слово. Чтобы этого не случилось, слог «МО» нужно исполнять несколько тише, чем гласную «Ё».
Работа над гласными в народном хоре приобретает особенно большое значение в связи с ошибочным взглядом некоторых музыкантов на тембр народного голоса. Они считают, что для народного пения характерен только открытый, белый звук. Непонимание вокальной основы народного пения приводит к неправильной ориентации этого замечательного жанра хорового искусства. Разве жанровое богатство русской народной песни от тихой, нежной припевки, острой частушки до широких полотен распевных лирических песен и голосистых веснянок не говорит о ее широчайшем эмоциональном диапазоне?! Как же можно все эти песни петь одним звуком?! Совершенно ясно, что звучание народного хора, как и любого другого хора, зависит от содержания песни, от ее эмоционального тона.

Основой всякого коллективного музыкального искусства, в том числе и хора, является единство и определенная согласованность действий всех членов коллектива. Все элементы хоровой звучности: строй, дикция, сила, тембр, скорость движения и т. д. существуют только в коллективной, ансамблевой форме. Поэтому работа над ансамблем пронизывает все стадии хоровой работы.
Мы уже говорили о единой манере формирования гласных и согласных. Теперь мы рассмотрим ритмический и динамический ансамбль. В «Полюшке колхозном» каждый голос имеет свой самостоятельный ритмический рисунок. При единовременном исполнении возникает опасность нарушения ритмического ансамбля. Чтобы это предотвратить, необходимо воспитывать у певцов чувство пульсации мелодии. С этой целью хорошо применять пропевание музыкальных отрывков с дроблением вслух каждой четверти, половинной и целой ноты на составные восьмые доли (пример N2 12).

Благодаря этому упражнению хор будет точно выдерживать сложные длительности и вовремя переходить на последующие звуки. Обычно на звуках большой длительности певцы теряют точное ощущение движения и переходят на последующие звуки с опозданием или раньше времени.
Динамический ансамбль в хоре основывается на уравновешенности в силе голосов одной партии и на определенной согласованности партий между собой: то верхняя партия, ведущая основной голос, звучит громче других партий, то на передний план выступает средний или нижний голос, то все партии звучат с одинаковой силой. Так, в песне «Полюшко колхозное» сначала верхний голос звучит громче, затем начинают динамически подчеркиваться мелодические изменения в различных голосах, в кульминации песни все голоса звучат с одинаковой силой.

Большинство русских народных песен исполняется с запевалами. В этих случаях очень важен ансамбль между запевалой и хором, который перенимает от запевалы весь характер исполнения песни. Это нужно учесть и при разучивании данной песни. Основой хорошего ансамбля в хоре является правильный подбор голосов и количественное их равенство в каждой партии. В результате получается естественный ансамбль. Но иногда у голосов, составляющих аккорд, различные тесситурные условия. В этом случае уравновешенность звучания достигается искусственным путем, в результате особого распределения силы звучания между голосами: второстепенный голос, написанный в высоком регистре, должен звучать тише, а основной голос, написанный в невысоком регистре, должен исполняться громче. Если же все голоса при данной ситуации будут исполняться с одинаковой силой, то второстепенный голос заглушит основной, и ансамбля, конечно, никакого не получится.
Для создания художественно полноценного ансамбля необходимо, чтобы каждый певец не только точно пел свою партию, но и, слушая своих соседей по партии, сливался с ними. Мало того, он должен слушать основной голос и соразмерять с ним силу своего голоса.

Свою историю коллектив ведет со 2-ого марта 1911 года, когда на малой сцене Благородного собрания состоялся первый концерт крестьянского хора по руководством Митрофана Ефимовича Пятницкого. В программу первого концерта вошло 27 песен Воронежской, Рязанской и Смоленской областей России. Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин, Иван Бунин были потрясены первозданным и вдохновенным певческим искусством крестьян и дали высочайшую оценку крестьянским певцам и музыкантам. Эта оценка в значительной степени способствовала становлению коллектива, как творческой единицы Российской эстрады тех лет. До 1917 года коллектив был «самодеятельным». После Октябрьской революции деятельность хора была поддержана Советским правительством. Все участники переезжают на постоянное место жительства в Москву. И с начала 20-х годов хор ведет большую концертную деятельность не только в Москве, но и по всей стране.

С начала 30-х годов коллектив возглавил в качестве музыкального руководителя народный артист СССР, лауреат Государственных премий В. Г. Захаров, авторские песни которого «И кто его знает», «Вдоль деревни», «Русская красавица», прославили хор имени Пятницкого на всю страну.

В конце 30-х годов в хоре создаются оркестровая и танцевальная группы, которые возглавили народный артист РФ В.В.Хватов и народная артистка СССР, лауреат Государственных премий, профессор Т.А.Устинова. Это дало возможность значительно расширить выразительные сценические средства и такая структурная основа сохранена до настоящего момента и по этому образу созданы многие Государственные коллективы.

В годы ВОВ хор имени М.Е.Пятницкого ведет большую концертную деятельность в составе фронтовых концертных бригад. А песня «Ой,туманы» В.Г. Захарова стала гимном партизанского движения. 9 мая 1945 года хор был одним из основных коллективов в празднествах великой Победы в г.Москве. Кроме того, он был одним из первых коллективов, которому было доверено представлять страну за рубежом. Все последующие десятилетия хор имени М.Е.Пятницкого вел огромную гастрольно-концертную деятельность. Он познакомил со своим искусством каждый уголок страны, побывал более чем в 40 странах мира. В коллективе были созданы шедевры мирового народного искусства.

Значительная страница в истории коллектива - творчество народного артиста СССР, лауреата Государственной премии композитора В.С.Левашова. Песни В.С.Левашова «Бери шинель - пошли домой», «Мое родное Подмосковье» - и сегодня являются украшением современной песенной эстрады.

О хоре имени М.Е.Пятницкого созданы художественные и документальные фильмы, такие как «Певучая Россия», » Русская фантазия», «Вся жизнь в танце», «Ты, Россия моя», О хоре имени М.Е.Пятницкого изданы книги «Государственный русский народный хор имени М.Е.Пятницкого», » Воспоминания о В.Г.Захарове», «Русские народные танцы» ; издано огромное количество музыкальных сборников «Из репертуара хора имени М.Е.Пятницкого»,газетно-журнальных публикаций,выпущено множество пластинок.

Современный хор имени М.Е. Пятницкого представляет собой сложный творческий организм, состоящий из хоровой, оркестровой, балетной групп с художественно-административным аппаратом.

Источник - http://www.pyatnitsky.ru/action/page/id/1194/?sub=kolektiv

С арафаны в пол, кокошники и песенное искусство. Русские народные хоровые коллективы со званием «академические» - как признание наивысшего уровня сценического мастерства. Подробнее о пути «народников» на большую сцену - Наталья Летникова.

Кубанский казачий хор

200 лет истории. Песни казаков - не то конный марш, не то пешая вылазка под «Маруся, раз, два, три...» с молодецким посвистом. 1811-й - год создания первого хорового коллектива в России. Живой исторический памятник, пронесший сквозь века кубанскую историю и певческие традиции казачьего войска. У истоков стояли духовный просветитель Кубани протоиерей Кирилл Россинский и регент Григорий Гречинский. С середины ХIХ века коллектив не только участвовал в богослужениях, но и давал светские концерты в духе бесшабашной казачьей вольницы и, по Есенину , - «тоски веселой».

Хор имени Митрофана Пятницкого

Коллектив, уже век гордо именующий себя «крестьянским». И пусть сегодня на сцене выступают профессиональные артисты, а не обычные голосистые крестьяне-великороссы из Рязанской, Воронежской и других губерний, - хор представляет народную песню в удивительной гармонии и красе. Каждое выступление вызывает восхищение, как и сто лет назад. Первый концерт крестьянского хора состоялся в зале Благородного собрания. Зрители, в числе которых были Рахманинов , Шаляпин, Бунин, ушли после выступления потрясенные.

Северный народный хор

Простая сельская учительница Антонина Колотилова жила в Великом Устюге. За рукоделием собирала любителей народной песни. Февральским вечером шили белье для детского дома: «Ровный, мягкий свет, падавший от лампы-молнии, создавал особый уют. А за окном бушевала февральская непогода, ветер свистел в трубе, гремел досками на крыше, бросал хлопья снега в окно. От этого несоответствия между теплом уютной комнаты и завыванием снежной вьюги было немножко тоскливо на душе. И вдруг зазвучала песня, грустная, протяжная...» Так и звучит северный напев - 90 лет. Уже со сцены.

Рязанский народный хор имени Евгения Попова

Есенинские песни. На родине главного певца земли Русской и поют его стихи. Мелодичные, пронзительные, волнующие. Где белая береза - не то дерево, не то девушка, застывшая на высоком берегу Оки. А тополь непременно «серебрист и светел». Создавался хор на основе сельского фольклорного ансамбля села Большая Журавинка, выступавшего с 1932 года. Рязанскому хору повезло. Руководитель коллектива Евгений Попов сам писал музыку к стихам удивительно чувствовавшего красоту земляка. Поют эти песни - будто рассказывают о своей жизни. Тепло и нежно.

Сибирский народный хор

Хор, балет, оркестр, детская студия. Сибирский хор многогранен и созвучен морозному ветру. Концертная программа «Ямщицкий сказ» основана на музыкальном, песенном и хореографическом материале Сибирского края, как и многие сценические зарисовки коллектива. Творчество сибиряков видели в 50 странах мира - от Германии и Бельгии до Монголии и Кореи. Чем живут, о том и поют. Сначала в Сибири , а потом и по всей стране. Как вышло с песней Николая Кудрина «Хлеб - всему голова», которая впервые прозвучала в исполнении Сибирского хора.

Воронежский русский народный хор имени Константина Массалитинова

Песни в прифронтовой полосе в те тяжелые дни, когда, казалось бы, совсем не до творчества. Воронежский хор появился в рабочем поселке Анна в разгар Великой Отечественной войны - в 1943 году. Первыми услышали песни нового коллектива в воинских частях. Первый большой концерт - со слезами на глазах - прошел в освобожденном от немцев Воронеже. В репертуаре - лирические песни и частушки, которые в России знают и любят. В том числе благодаря самой известной солистке Воронежского хора - Марии Мордасовой.

Волжский народный хор имени Петра Милославова

«По сцене театра Шатле гуляет степной ветер и доносит нам аромат самобытных песен и танцев», - писала французская газета L’Umanite в 1958 году. Самара-городок представила французам песенное наследие Поволжья. Исполнитель - Волжский народный хор, созданный решением Правительства РСФСР в 1952 году Петром Милославовым. Неспешная и душевная жизнь по берегам великой Волги и на сцене. В коллективе начинала свой творческий путь Екатерина Шаврина. В исполнении Волжского хора впервые прозвучала песня «Белоснежная вишня».

Омский народный хор

Медведь с балалайкой. Эмблема прославленного коллектива хорошо известна и в России, и за рубежом. «Любовь и гордость земли Сибирской», как окрестили коллектив критики в одной из зарубежных поездок. «Омский народный хор не назовешь только реставратором и хранителем старой народной песни. Он сам - живое воплощение народного творчества наших дней», - писала британская The Daily Telegraph. В основе репертуара - сибирские песни, записанные основателем коллектива Еленой Калугиной полвека назад и яркие картинки из жизни. К примеру, сюита «Зимние сибирские забавы».

Уральский народный хор

Выступления на фронтах и в госпиталях. Урал не только давал стране металл, но и поднимал боевой дух вихревыми плясками и хороводами, богатейшим фольклорным материалом земли Уральской. При Свердловской филармонии объединили самодеятельные коллективы окрестных сел Измоденово, Покровское, Катарач, Лая. «Наш жанр - живой» , - говорят в коллективе и сегодня. И сохранять эту жизнь считают главной задачей. Как знаменитую уральскую «Семёру». «Дробушки» и «барабушки» на сцене уже 70 лет. Не танец, а пляска. Истовая и удалая.

Оренбургский народный хор

Пуховый платок как часть сценического костюма. Пушистые кружева в переплетении с народными песнями и в хороводе - как часть быта оренбургского казачества. Коллектив создан в 1958 году для сохранения уникальной культуры и обрядов, бытующих «на краю Руси обширной, вдоль Урала берегов». Каждое выступление - словно спектакль. Исполняют не только песни, что сложил народ. Даже у танцев литературная основа. «Когда казаки плачут» - хореографическая композиция по мотивам рассказа Михаила Шолохова из быта станичников. Впрочем, что ни песня или танец - то своя история.

Северный русский народный хор – душа Беломорья

Архангельские поморы – потомки древних новгородцев, заселивших этот край в глубокой древности. Их искусство до сих пор сохранилось в своей первозданности. Этот своеобразный художественный мир со своими законами и понятиями красоты. Вместе с тем в песнях и танцах Севера ярко проявляются свойственные поморам юмор, задор, внутренний темперамент. Северное песенное искусство особенное, его отличает строгость стиля, целомудренная чистота и сдержанность, всё это соединяется с мужественным эпическим и волевым началом.
Северный хор по праву называют жемчужиной русской культуры. За 85 лет своего существования он никогда не менял своё амплуа. Каждое выступление – это особый художественный мир и яркое динамичное представление: большие сюжетные постановки, вокально-хореографические композиции, картины народных праздников. Все звуковые оттенки северной природы слышны в песенном многоголосии хора: задумчивый говор тайги, плавная целомудренность рек, гулкая глубина океана и прозрачная трепетность белых ночей.

Антонина Яковлевна КОЛОТИЛОВА – основатель и художественный руководитель Государственного академического Северного русского народного хора (1926 – 1960), народная артистка РСФСР, Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии СССР

«Кто не любит родной песни, тот не любит родной народ!» (А.Я. Колотилова)

Антонина Яковлевна Колотилова (Шерсткова) родилась в 1890 году в деревне Жилино, недалеко от старинного города Великий Устюг.
В 1909 году Колотилова с отличием окончила Великоустюгскую женскую гимназию и уехала учительствовать в сельскую школу в деревню Пелягинец Никольского уезда Вологодской губернии. Именно в этой деревне Антонина Колотилова начала проявлять уже профессиональный интерес к фольклору. Она всегда с интересом наблюдала северные обряды, слушала песни, сама училась причитать, величать, усвоила манеру движения девушек и женщин в хороводах, кадрилях, поклонах.
Колотилова, рожденная и выросшая на Севере России, глубоко любила свой родной край, особенно – раздолье заливных лугов в пору цветения трав.
В 1914 году Антонина Яковлевна выходит замуж и переезжает в Никольск. Там она работает учительницей в народной школе и продолжает собирать и записывать местные песни, сказы, частушки. Врождённое артистическое дарование помогло молодой девушке легко осваивать культуру и манеру исполнения.
Через 5 лет Колотиловы переезжают в Великий Устюг. Именно в этом старинном русском северном городе начинается история Северного хора. Здесь Антонина Яковлевна организовывает самодеятельный женский ансамбль, который выступает в клубах, а чуть позже и на открывшейся в городе широковещательной радиостанции. Надо сказать, что первые участники коллектива были в основном домохозяйки. Они запросто приходили к ней на квартиру, устраивали коллективные спевки, изучали заинтересовавшие их песни. Слушатели с одобрением встретили концерты молодых хористок, а выступления по радио сделали группу очень популярной. В самодеятельном хоре Колотиловой в то время насчитывалось около 15 человек.

«Антонина Яковлевна полностью заслужила любовь народа и славу о себе, ибо все силы и помыслы, неистощимую энергию и страсть души отдала народному пению и созданному ею хору... Если не было бы на свете этой замечательной женщины – не было бы нашего Северного русского народного хора!» (Нина Константиновна Мешко)

Рождение Северного хора

В 1922 году в Москве на студии звукозаписи Антонина Яковлевна знакомится с Митрофаном Пятницким. Именно эта встреча стала знаковой для Колотиловой. Знакомство с творчеством хора Пятницкого послужило толчком к созданию собственного народного хора северных песен. 8 марта 1926 года небольшой самодеятельный коллектив впервые выступил в Доме работников просвещения. Этот день стал днём рождения Северного русского народного хора.
Поначалу хор был этнографический, но затем условия сценической жизни потребовали организационной и творческой перестройки: появились танцевальная группа, баянисты. В 1952 году в составе хора была организована оркестровая группа стараниями композитора В.А. Лаптева.
В коллективе тогда насчитывалось всего 12 певиц. Костюмами служили наряды мам и бабушек – настоящие крестьянские сарафаны и блузы. Первыми гармонистами были братья Тряпицыны Борис и Дмитрий, а также – младший брат Антонины Яковлевны Валерий Шерстков. Партии на репетициях разучивали с голоса художественного руководителя. Антонина Яковлевна не только показывала, как нужно петь, но и как необходимо правильно двигаться, кланяться и держать себя на сцене.
Вновь созданный хор всегда тепло встречали на предприятиях города, в учебных заведениях, окрестных деревнях. Статус любительского коллектива не мешал Колотиловой работать серьёзно, бережно относясь к северной песне и точно воспроизводя манеру её исполнения! Этим требованиям она никогда не изменяла и в дальнейшем. В первые годы хор исполнял в основном старинные народные песни, которые певицы – бывшие крестьянки, коренные жительницы Севера – знали с детства, владели не только исполнительскими навыками, но и народной импровизационной манерой. Недаром Северный хор долгие годы считался самым этнографически достоверным, последовательным в своей творческой линии, сберегающим традиции северной песни, а певцов хора всегда отличало умение проникнуть в глубину музыкального образа и воплотить его в неповторимой красоте.
В 1931 году Колотилова организует хор в Архангельске уже в большем масштабе, как по числу участников, так и по объёму репертуара. В концертные программы входят песни Пинежья, Северного Поморья, разнообразятся пляски и бытовые сцены. Богатейший музыкальный материал Колотилова собирает сама во время поездок по различным районам Архангельской области. Одновременно приобретались костюмы для участников хора.
В 1935 году, путешествуя по Поморью, Антонина Яковлевна встретилась с Марфой Семёновной Крюковой – известной сказительницей. Колотилова добилась, чтобы Крюкова участвовала в первом Всесоюзном радиофестивале (1936). В дальнейшем Марфа Крюкова ездила вместе с Северным хором в Москву, где вместе с Антониной Яковлевной работала над первыми сказами.
Кроме былин, в программы хора всегда входили весёлые, плясовые, шуточные песни-скоморошины, ведущие начало от искусства бродячих музыкантов-скоморохов, и протяжные лирические, которые певцы исполняли в трогательно-задушевной манере.
Во время войны коллектив много концертировал. Передвигались в теплушках, жили впроголодь, недосыпали, то и дело спасались от бомбёжек. Выезжали на Северный флот, в Мурманск, Заполярье, на Карело-Финский фронт, на Урал. В 1944-м уезжали на полгода на Дальний Восток.


Антонина Колотилова: «Люблю свой родной Север и ему пою песни!»

До 1960 года Антонина Яковлевна оставалась художественным руководителем коллектива. Все годы работы Колотиловой были наполнены неустанным, нелёгким трудом и творческим горением, искренним стремлением сохранить и передать современникам глубину самобытности и красоты народного творчества Северного края, постоянным поиском всё новых сценических форм и исполнительских средств. Жизнь Колотиловой была подлинным творческим подвигом, а заложенные ею традиции живы в коллективе.

Источник: Выдающиеся вологжане: Биографические очерки/
Ред. совет «Вологодская энциклопеция».- Вологда:
ВГПУ, издательство «Русь», 2005. - 568 с. - ISBN 5-87822-271-X

В 1960 году народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии Антонина Яковлевна Колотилова передала руководство коллективом выпускнице Московской государственной консерватории имени Чайковского, опытному педагогу и хормейстеру Нине Константиновне Мешко. Новый период в жизни коллектива отмечен ростом профессионализма и сценической культуры.

Нина Константиновна Мешко – народная артистка СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени Глинки, художественный руководитель северного народного хора с 1960 по 2008 год, академик МАЮ, профессор кафедры РАМ им. Гнесиных

«На культуре своей традиционной, коренной и держится народ!» (Нина Мешко)

Нина Мешко родилась в 1917 году в деревне Малахово Ржевского района Тверской области в семье учителей, где очень любили песни. У мамы, Александры Васильевны, был замечательный голос, а отец, Константин Иванович, не только руководил школьным хором, но и любил петь в местной церкви.

Из воспоминаний Н.К. Мешко: «Сколько мне было лет не помню, может, даже меньше года… Я была завернута в пуховой платок, и кто-то держал меня на руках. В кухне вокруг большого деревянного стола сидели люди, и все пели. А я при этом испытывала какое-то совершенно неизъяснимое блаженство…»
Маленькая Нина самостоятельно освоила игру на рояле, изучила элементарную теорию музыки, сольфеджио. И её настолько захватил мир музыки, что она решила: только музыка и больше ничего! И поэтому, нисколько не сомневаясь, Нина Мешко поступает в музыкальное училище имени Октябрьской революции, и по окончании в Московскую консерваторию на дирижерско-хоровой факультет. Именно там Нина Константиновна впервые услышала Северный хор. Он произвёл на неё очень сильное впечатление.
А дальше Нине Мешко предложили создать народный хор Московской области. Именно после этой работы Нина Константиновна решила окончательно: только народное пение и больше ничего.
Из воспоминаний Н.К. Мешко: «В меня буквально ворвалась какая-то одержимость возродить народную культуру пения. Потому что она была высочайшая! Это такое мастерство! Об этом говорят записи, особенно северные».
После Московского хора Нина Мешко работала с Хором русской народной песни Всесоюзного радио, ну а затем последовало приглашение возглавить Северный хор. Север её покорил и влюбил в себя.
Из воспоминаний Н.К. Мешко: «Исполнять песню так, как на Севере, могут люди, замечательно владеющие культурой пения, имея прекрасные, гибкие, свободные голоса».
Почти 50 лет Нина Константиновна Мешко возглавляла Академический Северный русский народный хор, известный не только в России, но и далеко за её пределами. Она приняла эту эстафету от своего учителя Антонины Колотиловой. При Нине Мешко хор стал лауреатом всевозможных международных конкурсов. Мешко была основателем «Гнесинской школы народного пения». «Школа Мешко» воспитала целую плеяду преподавателей, хормейстеров и исполнителей народной песни. Среди них Татьяна Петрова, Надежда Бабкина, Людмила Рюмина, Наталья Борискова, Михаил Фирсов и многие другие. Своим учителем считала её Людмила Зыкина. Мешко разработала собственную хоровую методику, которую используют теперь её многочисленные ученики.
Из воспоминаний Н.К. Мешко: «Песенное искусство – летопись жизни всего русского народа. Она уникальна, необыкновенно богата, как непревзойдённо богат русский язык. И потом она живая, непрерывно развивающаяся, обновляющаяся, возрождающаяся из пепла… На культуре своей традиционной, коренной держится народ».

Исповедь

Прости, прости меня, Господь,
За то, что сделать не сумела
И в суете дневных забот
Отдать долги я не успела.
Я не успела подарить
Кому-то взгляд, кому-то ласку,
Одним не облегчила боль,
Другим не досказала сказку.
Перед родными в скорбный час
Не совершила покаянья
И нищему в суму не раз
Не положила подаянья.
Любя друзей, нередко их
Сама невольно обижаю,
А видя горести других,
Я от страданья убегаю.
Я устремляюсь жадно к небу,
Но груз забот влечёт к земле.
Хочу отдать кусочек хлеба -
И забываю на столе.
Я знаю всё, что я должна,
Но не исполнила завета…
Простишь ли Ты меня, Господь,
За всё, за всё, за всё за это?

Н. Мешко

Ирина Лыскова,
пресс-секретарь Северного хора


Самобытность репертуара и внимание к песенному богатству края

Ведущая группа коллектива – женский хор очаровывает слушателя неповторимым тембром, красотой самобытных распевов, чистотой звучания женских голосов а-капелла. В хоре сохраняется преемственность певческой традиции. Северный хор, отличающийся высокой певческой культурой и неповторимой самобытностью, стабильно сохраняет традиции и приоритет высокой духовности в исполнении.
Отдельного внимания заслуживают костюмы Северного хора. Созданные профессиональными художниками-костюмерами, на основе лучших образцов из музейных коллекций Архангельска, Москвы, Санкт-Петербурга, они являют собой собирательный образ русского национального костюма северян. Во время концерта артисты несколько раз меняют костюмы – представая перед зрителем в праздничном, будничном или стилизованном костюмах, созданных специально для концертных номеров.
В состав коллектива входят три группы - хоровая, танцевальная и оркестр русских народных инструментов. Ещё в 1952 году в составе хора была организована оркестровая группа стараниями композитора В.А. Лаптева. В звучании русских народных инструментов оркестра – удивительная задушевность и теплота. Самобытность репертуара и внимание к песенному богатству края, современность и высокий уровень исполнения, приносят хору заслуженный успех!
Внимание зрителя постоянно приковано к сцене: весёлые скоморошины чередуются с лирическими протяжными песнями, задорные кадрили сменяют степенные хороводы, а-капелльное пение чередуется с музыкальными произведениями.
Особое внимание Северный хор уделяет воспитанию своего слушателя, своего зрителя, поэтому множество его программ посвящается детской, подростковой и студенческой аудитории. Хор активно продолжает свою концертную деятельность в России и за рубежом.
В 1957 году коллектив становится лауреатом фестиваля молодёжи и студентов в Москве. Это событие открыло хору дорогу за рубеж. Начался новый этап в деятельности коллектива, чтобы добиться признания за рубежом, хор должен быть особенным.
С 1959 года хор побывал в Польше, Болгарии, Франции, Германии, Италии, Китае, Индии, Афганистане, Японии, Тунисе, США. Коллектив несколько раз выезжал с концертами в Финляндию, побывал в Швеции и Норвегии. Подготовил программу «Арктическая рапсодия» совместно с фольклорным танцевальным ансамблем «Rimpparemmi» в Финляндии (Рованиеми). Работал в 2004 и в 2007 году в Дамаске (Сирия), где в русско-сирийском центре проходили Дни России. В 2005 году коллектив приглашается музейным объединением города Варде (Норвегия) на празднование юбилея города. Осенью 2005 года коллектив участвует в фестивале русской культуры и кинематографии в Ницце. «Самые сокровенные уголки французской души были задеты артистами – северянами из России, получив мощный эмоциональный отклик, зал долго не отпускал артистов, аплодируя со слезами на глазах. Это триумф русского национального народного искусства!» – так оценивали выступления хора французские СМИ. В 2007 году Северный хор официально приглашён Министерством культуры Сирии, Представительством Росзарубежцентра в Сирийской Арабской Республике и Российским культурным центром в Дамаске на фольклорный фестиваль в г. Босра.
Северный хор постоянный участник больших событий в России, так весной 2004 года, коллектив принимал участие в Пасхальном фестивале в Москве, в 2005 году вместе с заслуженной артисткой России, ученицей Н.К. Мешко Т. Петровой и Национальным академическим оркестром народных инструментов России имени Н.П. Осипова принимал участие в праздновании 250-летия МГУ.
Северный хор успешно сочетает авторскую музыку современных композиторов с традиционным народным мелосом, добиваясь сценической правды и северного колорита в исполнении артистов. В репертуаре хора звучат песни на стихи: Сергея Есенина, Ольги Фокиной, Ларисы Васильевой, Александра Прокофьева, Виктора Бокова, архангельских поэтов Дмитрия Ушакова и Николая Журавлёва, Олега Думанского.

Награды и звания северного хора

За свою 85–летнюю творческую жизнь коллектив удостоен высоких званий и наград.

1940 год
Коллективу присвоен статус профессионального государственного коллектива.

1944 год
1 премия на Всероссийском смотре хоров (Москва)

1957 год

Лауреат и Большая Золотая медаль VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (г. Москва).
Лауреат и Диплом 1 степени (вторично) во втором Всесоюзном фестивале музыкальных театров, ансамблей, хоров (г. Москва).

1967 год

Диплом Всесоюзного смотра профессиональных художественных коллективов.

1971 год
Лауреат VI Международного фольклорного фестиваля в Тунисе.

1975 год
Лауреат и Диплом 1 степени во Всероссийском смотре профессиональных русских народных хоров.

1976 год
Приказом министра культуры присвоено звание – «Академический».

1977 год
Лауреат и Золотая медаль Магдебургского фестиваля советско-немецкой дружбы.
Лауреат конкурса художественных коллективов России.

1999 год
Лауреат IV фестиваля «Фольклорная весна» и 1 Всероссийского фестиваля национальной культуры.

2001 год
Лауреат Международного фольклорного фестиваля в г. Сен-Гислен (Бельгия).

2002 год
Лауреат Международного фольклорного фестиваля в г. Рованиеми (Финляндия).
Лауреат Всероссийского Московского фестиваля национальных культур.

2003 год
Лауреат Российского фестиваля национальных культур (г. Санкт-Петербург).
Лауреат конгресса и фестиваля национальных культур народов России (г. Нижний Новгород).

2007 год
Лауреат фестиваля народного искусства в г. Босра (Сирийская арабская Республика).

2010 год
Лауреат I Всероссийского фестиваля народно-певческого искусства «Вечные истоки» (г. Москва).

2011 год
8 марта концертной программой «Северный хор на все времена» отмечен 85-летний юбилей Северного хора.
Северному хору присвоен статус «Особо ценный объект культурного достояния Архангельской области».
Лауреат Международного Рождественского фестиваля в Италии. В рамках конкурса коллектив получил два золотых диплома в номинации «Сценический фольклор» и «Духовное пение».

2012 год
Лауреат фестиваля профессиональных хоров «Славянский хоровод» (г. Рязань).
Организатор II Всероссийского фестиваля памяти Народной артистки СССР, художественного руководителя коллектива Нины Константиновны Мешко.

Руководители Северного хора

Директор хора: Наталья Георгиевна Асадчик.

Художественный руководитель: заслуженная артистка России, профессор Академии музыки имени Гнесиных Светлана Конопьяновна Игнатьева.

Главный дирижёр: заслуженный артист России Александр Михайлович Качаев.


Главный балетмейстер: заслуженный артист России Селиванов Александр Петрович.