Национальная одежда русского народа названия. Народная русская одежда – один из важнейших элементов национальной культуры

Национальная одежда русского народа названия. Народная русская одежда – один из важнейших элементов национальной культуры

Мужская одежда

Рубаха-косоворотка

Основой мужской одежды была сорочка или нижняя рубаха. У первых известных русских мужских рубах (XVI - XVII веков) под мышками квадратные ластовицы, по бокам от пояса треугольные клинья. Рубахи шили из льняных и хлопчатобумажных тканей, а также из шёлка. Рукава у кисти узкие. Длина рукава, вероятно, зависела от назначения рубахи. Ворот либо отсутствовал (просто круглая горловина), либо в виде стойки, круглой или четырехугольной («каре»), с основой в виде кожи или бересты, высотой 2,5-4 см; застегивался на пуговицу. Наличие ворота предполагало разрез посередине груди или слева (косоворотка), с пуговицами или завязками.

В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати - нижней. Дома бояре носили горничную рубаху - она всегда была шелковой.

Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные. Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом. На спину и грудь рубахи пришивали подкладку, которая называлась подоплёка .

Зепь - вид кармана.

Заправлялись в сапоги или онучи при лаптях . В шагу ромбовидная ластовица. В верхнюю часть продевается поясок-гашник (отсюда загашник - сумочка за поясом), шнур или веревка для подвязывания.

Верхняя одежда

Зипун. Вид спереди и сзади

Порты. Вид спереди и сзади

Андрей Рябушкин «Пожалован шубой с царского плеча». 1902.

Поверх рубашки мужчины надевали зипун из домашнего сукна. Поверх зипуна богатые люди надевали кафтан. Поверх кафтана бояре и дворяне надевали ферязь , или охабень . Летом поверх кафтана надевали однорядку . Крестьянской верхней одеждой бывал армяк .

Два основных вида русского женского костюма - сарафанный (северный) и понёвный (южный) комплексы:

  • Запона
  • Приволока - безрукавная накидка.

Верхняя одежда

Женская верхняя одежда не подпоясывалась и застегивалась сверху донизу. Верхней выходной женской одеждой был длинный суконный опашень , с частыми пуговицами , украшенный по краям шёлковым или золотым шитьем, причём длинные рукава опашня висели, а руки продевались в особые разрезы; всё это покрывалось душегреями или телогреями и шубами. Телогреи, если надевались через голову, назывались накладными.

Знатные женщины любили носить шубки - женскую разновидность шубы. Шубка была похожей на летник, но отличалась от него формой рукавов. Декоративные рукава шубки были длинными и откидными. Руки продевали в специальные прорези под рукавами. Если шубку носили в рукава, то рукава собирали в поперечные сборки. К шубке пристёгивали круглый меховой воротник.

Женщины носили сапоги и башмаки. Башмаки шили из бархата, парчи, кожи, первоначально с мягкой подошвой, а с XVI века - с каблуками. Каблук на женской обуви мог достигать 10 см.

Ткани

Основные тканями были: посконные и льняные , сукно , шёлковые и бархат . Киндяк - подкладочная ткань.

Одежда знати изготовлялась из дорогих привозных тканей: тафта, камка (куфтерь), парча (алтабас и аксамит), бархат (обычный, рытый, золотный), дороги, объярь (муар с золотым или серебряным узором), атлас , коноват, куршит, кутня (бухарская полушерстяная ткань). Хлопчатобумажные ткани (китайка , миткаль), сатынь (позже сатин), кумач . Пестрядь - ткань из разноцветных ниток (полушелковая или холстина).

Цвета одежды

Применялись ткани ярких цветов: зелёные , малиновые, лиловые, голубые, розовые и пестрые. Чаще всего: белые , синие и красные .

Другие цвета, встречающиеся в описях Оружейной палаты : алый, белый, белый виноградный, багровый, брусничный, васильковый, вишнёвый, гвоздичный, дымчатый, еребелевый, жаркий, жёлтый, травный, коричный, крапивный, красно-вишнёвый, кирпичный, лазоревый, лимонный, лимонный московской краски, маковый, осинный, огненный, песочный, празелен, рудо-жёлтый, сахарный, серый, соломенный, светло-зелёный, светло-кирпичный, светло-серый, серо-горячий, светло-ценинный, таусинный (тёмно-фиолетовый), тёмно-гвоздичный, тёмно-серый, червчатый, шафранный, ценниный, чубарый, тёмно-лимонный, тёмно-крапивный, тёмно-багровый.

Позже появились ткани чёрного цвета. С конца XVII века чёрный цвет стал считаться траурным .

Украшения

Андрей Рябушкин. Семья купца в XVII веке. 1896 год.
Крупные пуговицы на женской одежде, на мужской одежде нашивки с двумя гнёздами для пуговиц. Кружево по подолу.

Покрой одежды остаётся неизменным. Одежда богатых людей отличается богатством тканей, вышивки, украшений. По краям одежды и по подолу пришивали кружево - широкую кайму из цветной ткани с вышивкой.

В качестве украшений используются: пуговицы, нашивки, съёмные воротники-«ожерелья», зарукавья, запоны. Запоны - пряжка, застёжка, кованная, с драгоценными камнями бляха. Зарукавья, запястья - накладные обшлага, род браслета.

Всё это называлось нарядом, или снарядом платья. Без украшений одежда называлась чистой.

Пуговицы

Пуговицы изготовлялись из разных материалов, различных форм и размеров. Деревянная (или другая) основа пуговицы обшивалась тафтой, обвивалась, покрывалась золотой канителью, пряденым золотом или серебром, обнизывалась мелким жемчугом . Во время царствования Алексея Михайловича появляются алмазные пуговицы.

Металлические пуговицы украшались финифтью , драгоценными камнями, золотились. Формы металлических пуговиц: круглые, четырёх- и восьми- угольные, прорезные, половинчатые, сенчатые, витые, грушевидные, в виде шишки, головы льва, карася, и другие.

Кляпыши - разновидность пуговицы в виде бруска или палочки.

Нашивки

Нашивки - поперечные полоски по числу пуговиц, иногда с завязками в виде кистей. Каждая нашивка имела петлю для пуговицы, поэтому позднее нашивки стали называться петлицами. До XVII века нашивки назывались образцами.

Нашивки изготовлялись из тесьмы длиной три вершка и шириной в половину или до одного вершка. Они нашивались по обоим сторонам одежды. В богатом наряде нашивки из золотных тканей. Тесьма нашивок украшалась узорами в виде трав, цветков и т. д.

Нашивки размещались на груди до пояса. В некоторых костюмах нашивки размещались по всей длине разреза - до подола, и по прорехам - на боковых вырезах. Нашивки размещались на равных расстояниях друг от друга или группами.

Нашивки могли изготовляться в виде узлов - особое плетение шнура в виде узлов на концах.

В XVII веке большой популярностью пользовались нашивки кызылбашские . В Москве жили кызылбашские мастера: нашивочных дел мастер Мамадалей Анатов, шелкового и тесмяночного дел мастер Шебан Иванов с 6 товарищи. Обучив русских мастеров, Мамадалей Анатов выехал из Москвы в мае 1662 года .

Ожерелье

Ожере́лье - нарядный воротник в одежде из расшитого жемчугом или камнями атласа, бархата, парчи, пристёгивавшийся к кафтану, шубе и т. п. Воротник стоячий или отложной.

Другие украшения

Аксессуары

Мужской костюм знати дополнялся рукавицами с крагами . Рукавицы могли иметь богатую вышивку . Перчатки (рукавки персчатые) появились на Руси в XVI веке . К поясу подвешивалась сумка-калита . В торжественных случаях в руке держали посох . Одежду подпоясывали широким кушаком или поясом. В XVII веке начали часто носить козырь - высокий стоячий воротник .

Фляшки (фляжки) носили на перевязи. Во фляжке могли находиться часы. Перевязь - золотая цепь, пришитая к атласной полосе.

Женщины носили ширинку - платок, отрезанный по всей ширине ткани, рукавки (муфты на меху) и большое количество ювелирных украшений.

См. также

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Русские пуговки гирьки - классификация, история, материал, рисунки и их магический смысл.
  • Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной: в 4 т. - СПб.: Тип. Императорской Академии Наук, 1881-1885. на сайте Руниверс

Литература

  1. Древняя одежда народов Восточной Европы. М.,1996
  2. Пушкарева Н. Л. Женщины древней Руси. М., «Мысль», I999
  3. Древняя Русь. Быт и культура. Археология. М.,"Наука",1997
  4. Кудь Л. Н. Костюмъ И украшенія древнерусской женщины. Кіевъ, 1994
  5. Брайчевская Е. А. Летописные данные о древнерусском мужском костюме X-XIII вв.// В кн. Земли Южной Руси в IX-XIV вв. Киев, «Наукова думка»,1995
  6. Гиляровская Н. Русский исторический костюм для сцены. М.,-Л., «Искусство»,1945
  7. На путях из Земли Пермской в Сибирь: очерки этнографии североуральского крестьянства XVII-XX вв. М.: Наука, 1989. ISBN 5020099554
  8. Этнография русского крестьянства Сибири. XVII-середина XIX в. М.: Наука, 1981.
  9. Иван Забелин. «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях». Издательство Транзиткнига. Москва. 2005 ISBN 5-9578-2773-8
  10. РУССКАЯ НАРОДНАЯ ОДЕЖДА в рисунках B. Гордеевой. М., 1974

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Русские национальные костюмы мужчин и женщин хорошо изучены, начиная с XVI – XVII вв. Основные материалы – хлопок и лён, реже использовался шёлк (последний был привилегией знати – бояр). Он формировался на основе древнерусских традиций с некоторым византийским, польским и западноевропейским влиянием (последнее связано с эпохой Петра Первого).

Цветовая гамма костюма русских мужчин всех сословий включала оттенки белого, красного и синего цветов. Рубахи допускалось украшать вышивкой. Наиболее распространённый орнамент – солярная (солнечная) символика - коловраты и круги (это связано с отголосками древнерусской языческой эпохи).

Основные детали русского народного костюма молодцев:

Мужские головные уборы

Раньше мужчины носили тафьи – особые круглые шапочки (их старались не снимать даже в церкви, хотя митрополит Филипп осуждал это). Поверх тафей можно было надевать шапки из разных материалов, в зависимости от социального статуса человека: у простых людей были популярны войлок, сукманина и поярок, а богатые предпочитали бархат или тонкое сукно.

Многие мужчины носили треухи – особые шапки, у которых были три лопасти. Также у обоих полов на Руси были популярны горлатные шапки – высокие, обшитые мехом, а в верхней части – парчой или бархатом.

Сугубо мужской головной убор – шляпа-мурмолка (у неё плоская бархатная или алтабасовая тулья и меховой отворот).

Русская народная мужская рубаха

Основной материал для пошива русских рубах – шёлк (у богатых) или хлопчатобумажные ткани (у низших сословий). Раньше в районе подмышек у русских рубах были ластовицы квадратной формы, а по бокам – клинья-теругольники. Назначение рубахи (для работы и повседневной жизни, для выхода в свет и т. д.) определяло длину рукавов (в районе кистей рук они сужались). Наиболее распространённый вариант ворота – стойка. Если он присутствовал, то застёгивался на пуговицу. Вырез с пуговицами мог находиться либо слева (особенность косоворотки), либо посередине.

Штаны русского народного костюма

Обычные русские народные штаны – это порты и гачи. Такие штаны можно было заправлять в сапоги или в «портянки»-онучи, которые носили вместо носков с лаптями.

Русские народные мужские сапоги

Сапоги на Руси были трёх видов:

  • ичиги – лёгкий вариант (у них был мягкий носок и жёсткий задник);
  • чёботы - сафьяновые, бархатные или атласные сапоги с укороченными голенищами;
  • валенки – зимние сапоги, сделанные из войлока (их носят и сейчас).

На формирование любого национального костюма, его покроя, орнамента и особенностей, всегда оказывали влияние такие факторы, как климат, географическое положение, хозяйственный уклад и основные занятия народа. Национальная одежда подчёркивала возрастные и семейные отличия.

На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит. В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях.

Наш народ издавна считался народом-земледельцем, и это, безусловно, повлияло и на особенности национального костюма: его орнамент, покрой, детали.

Учёные считают, что русский национальный костюм стал складываться примерно в XII веке. Его носили и крестьяне, и бояре, и цари вплоть до XVIII века, пока по указу Петра I не произошла принудительная смена костюма на европейский. Петр I считал, что для России очень важно культурное и торговое общение с Европой, а русский костюм для этого не слишком подходил. К тому же, для работы он был не очень удобен. Возможно, это был политический шаг, а, может, просто дело вкуса самого Петра I, но так или иначе с тех пор русский национальный костюм сохранился в основной своей массе в крестьянском слое. Указом Петра I было запрещено производить и продавать русское платье, за это были предусмотрены штрафы и даже лишение имущества. Только крестьянам было разрешено ношение национального костюма.

При всём обилии различной одежды, на Руси выделялись несколько основных комплектов русского женского костюма. Это сарафанный комплекс (северно-русский) и понёвный комплекс(южнорусский, более древний). При этом издавна рубаха была основой женского наряда. Как правило, рубахи были изо льна или хлопка, а более дорогие - из шёлка.

Подол, рукава и ворот рубах украшались вышивкой, тесьмой, пуговицами, блёстками, аппликациями и различными узорными вставками. Иногда плотный орнамент украшал всю нагрудную часть рубахи. Узоры, орнамент, детали и цветовая гамма в различных губерниях были особенными. Например, рубахи Воронежской губернии, как правило, были украшены вышивкой чёрного цвета, что добавляло наряду строгость и изысканность. А вот в рубахах центральных и северных губерний можно в основном отметить вышивку золотыми нитями - шёлковыми или хлопчатобумажными. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и чёрный цвета, а также двустороннее шитьё. Для южнорусских рубах (например, Тульская и Курская губернии) были характерны различные узоры и плотная красная вышивка.

Интересно, что на рубахах девушек (в основном Тверской, Архангельской и Вологодской губерний), которые уже были просватаны, встречались различные геометрические узоры: ромбы, круги, кресты. У древних славян такие узоры несли смысловую нагрузку.

Сарафан

Сарафан (от иранского слова sеrāрā - значение этого слова примерно «одетый с головы до ног») был основной одеждой северно-русских областей. Сарафаны были также нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сарафаны, популярные в районах Приуралья, имели трапециевидный силуэт, и отличались тем, что их перед был сшит из двух полотнищ ткани, а не одного (как в глухом сарафане). Полотнища ткани соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек.

Более простым в изготовлении был прямой (круглый) сарафан на лямках. Он появился несколько позднее. Самыми популярными цветами и оттенками для сарафанов были тёмно-синий, зелёный, красный, голубой, тёмно-вишневый. Праздничные и свадебные сарафаны шили в основном из парчи или шелка, а повседневные из грубого сукна или ситца. Выбор ткани зависел от семейного достатка.

Поверх сарафана одевалась короткая душегрея, которая для крестьян была праздничной одеждой, а для знати повседневной. Душегрейка шилась из дорогих, плотных тканей: бархата, парчи.

Более древний, южнорусский национальный костюм отличался тем, что состоял из длинной холщовой рубахи и понёвы.

Понёва

Понёва (набедренная одежда, типа юбки) была обязательной принадлежностью костюма замужней женщины. Она состояла из трёх полотнищ, была глухой или распашной; как правило, её длина зависела от длины женской рубахи. Подол понёвы украшался узорами и вышивкой. Сама понёва изготавливалась, как правило, из ткани в клетку, полушерстяной.

Понёва одевалась на рубаху, и оборачивалась вокруг бёдер, а на талии её держал шерстяной шнур (гашник). Спереди часто надевали ещё передник. На Руси для девушек, которые достигли совершеннолетия, существовал обряд одевания понёвы, который говорил о том, что девушка могла быть уже просватанной.

В разных регионах понёвы декорировали по-разному. Они также отличались по цветовой гамме. Например, в Воронежской губернии, понёвы богато украшались оранжевой вышивкой и блёстками.

А в Рязанской и Калужской губерниях понёвы были украшены сложными ткаными узорами. В Тульской губернии в основном была понёва красного цвета, а чёрная клетчатая понёва встречалась в Калужской, Рязанской и Воронежской губерниях.

Понёвы были украшены дополнительными деталями, в зависимости от семейного достатка: бахромой, кистями, бисером, блёстками, металлическим кружевом. Чем моложе была женщина, тем ярче и богаче была украшена её понёва.

Кроме сарафанов и понёв в русском национальном костюме встречались юбка-андарак и платье-кубелёк . Надо отметить, что эти наряды использовались не повсеместно, а лишь в отдельных регионах и сёлах. Например, платье-кубелёк было отличительной одеждой казачества. Его носили донские казачки и казачки Северного Кавказа. Это было платье, которое надевалось поверх рубахи с широкими рукавами. Под это платье часто носили шаровары.

В русском народном костюме существовало чёткое деление на повседневный и праздничный наряд.

Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения, праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20-ти предметов, а повседневный всего 7. Повседневная одежда шилась обычно из более дешёвых тканей, чем праздничная.

Рабочая одежда была похожа на повседневную, но существовала и специальная одежда, именно для работы. Такая одежда шилась из более прочных тканей. Интересен тот факт, что рабочая рубаха для жатвы (жатвенная) была богато украшена и приравнивалась к праздничной.

Ещё существовала так называемая обрядовая одежда, которую носили на свадьбу, похороны, в церковь.

Ещё одной отличительной чертой русского народного костюма было разнообразие головных уборов. Головной убор завершал весь ансамбль, делая его цельным.

На Руси различались головные уборы для незамужних девушек и замужних женщин. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми, и были довольно простыми. Это были ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки.

А замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы под головным убором. Кика была женским нарядным головным убором замужних женщин. По древнерусскому обычаю поверх кики надевали платок (убрус).

Особо хотим обратить внимание, к статье прикрепляем редкие книги по истории Русского Национального костюма:

  • Материалы по истории Русской одежды, том I, 1881 год — Скачать
  • Материалы по истории Русской одежды, том II, 1881 год — Скачать
  • Материалы по истории Русской одежды, том III, 1881 год — Скачать
  • Материалы по истории Русской одежды, том IV, 1881 год — Скачать

  • Русская народная одежда Пармон Ф.М. — Скачать
  • Костюм в России XV — Начало XX века 2000. — Скачать
  • Русская народная одежда Работнова И.П. — Скачать

  • Народная одежда в восточнославянских традиционных обрядах -Скачать
  • Русская народная одежда и современное платье — Скачать
  • Русский народный костюм — Ефимова Л.В. — Скачать

  • Традиционный костюм новгородского края Васильев.. — Скачать
  • Народный костюм Воронежской губернии Пономарев.. — Скачать
  • Поэзия народного костюма Мерцалова М.Н.1988. — Скачать
  • Беловинский Л.В. Типология русского народного костюма — Скачать
  • Быков А.В. Народный костюм вологодской области — Скачать
  • Гринькова Н.П. Народный костюм Вологодской области — Скачать
  • Гринькова Н.П. Височные украшения в русском народном женском костюме — Скачать
  • Гринькова Н.П. Очерки по развитию русского костюма — Скачать
  • Губанова Е.Н., Ожерельева О.В. Женский костюм — Скачать
  • Зеленин Д.К. Русский народные обряды со старой обувью (1913) — Скачать
  • Иванова А. Северный русский народный костюм — Скачать
  • Каршинова Л.В. Русский народный костюм — Скачать
  • Кислуха Л.Ф. Народный костюм Русского севера — Скачать
  • Маковцева Л.В. Руссский народный костюм — Скачать
  • Решетников Н.И. Народный костюм и обрядность — Скачать
  • Сабурова Л.М. Одежда русского населения Сибири — Скачать
  • Соснина Н., Шангина И. Русский традиционный костюм — энциклопедия — Скачать

Традиционная русская одежда женщин

Национальная русская одежда не только защищала от холода и жары. Она «рассказывала» о семейном положении своего обладателя, его возрасте, откуда он родом.

Каждый вариант костюма имел характерные детали, особое оформление. Немаловажным был также правильный подбор тканей. Украшения, отделка и покрой носили скрытый символический смысл.

По мнению исследователей русский национальный костюм «сформировался» приблизительно в XII столетии.

И до XVIII века его носили представители всех слоев населения - от бедных земледельцев до богатых бояр и правителей.

После указа Петра I русское традиционное платье уступило место европейскому. Петр был уверен в том, что «простонародный костюм» не подходил для полноценного культурного и торгового обмена с европейцами.

Некоторые ученые считают, что это не было политическим шагом, а представляло собой проявление вкуса правителя. С того времени традиционное русское платье стало «крестьянским» и сохранилось только у представителей соответствующих слоев населения.

Это было закреплено законодательно: за производство и продажу русского национального костюма предусматривались штрафные санкции.

Традиционное русское платье существовало в двух вариантах, праздничном и повседневном. Для обоих характерна так называемая «многосоставность» (наличие нескольких слоев одежды). Силуэт прямой или расширенный книзу (клеш).

Подчеркивать талию было не принято. При выборе тканей предпочитали яркие расцветки.

Русский национальный костюм для женщин мог быть сарафанным и понёвным.

Первый вариант пользовался популярностью в северных областях, второй - в южных. Основой наряда была просторная рубаха. Шили рубахи из натуральных тканей - льна или хлопка. Представительницы обеспеченных слоев населения выбирали более дорогие варианты, например, шелк.

Подол рубахи, а также рукава и область ворота украшали вышивкой, расшивали тесьмой, блестками и пуговицами. Также при шитье применяли узорчатые вставки. Для праздничного костюма готовили рубаху, полностью расшитую спереди плотным орнаментом.

В каждой области существовали свои разновидности узоров и орнаментов, которыми была украшена русская одежда.

Цветовая гамма тоже различалась. В селах и деревнях около Воронежа носили одежду с вышивкой черного цвета, которая смотрелась очень изысканно. В северных и центральных губерниях предпочитали яркие варианты: вышивку вызолоченными или ярко окрашенными нитями из шелка или хлопка. Преобладающими оттенками были красный, синий и черный.

Южный русский национальный костюм состоял из длинной просторной рубахи и поневы (набедренного куска ткани, похожего на юбку).

Такая одежда была обязательной для ношения замужними женщинами. Поневу изготавливали из трех кусков ткани. На подоле располагали вышивку и другие украшения. Ткань выбирали плотную полушерстяную (в отличие от рубахи, которую шили из простого холста).

«Русский народный костюм». Познавательная беседа с детьми старшего дошкольного возраста

На талии поневу удерживал шнур из шерстяных нитей (гашник). Спереди нередко дополнительно надевали передник. В южных областях рубахи расшивали преимущественно красными узорами.

Элементы вышивки также имели большое значение.Они сообщали окружающим важную информацию о владельце одежды. Например, на рубахах у просватанных девушек можно было увидеть круги, ромбы и крестики.

Некоторые варианты орнаментов имели древнеславянское происхождение и языческий смысл.

Сарафан

Традиционный русский сарафан, как ни удивительно, имеет восточное происхождение. В переводе название этой вещи означает «одетый полностью». Существовало несколько разновидностей сарафанов:

  • Распашные сарафаны носили в уральском регионе. Они имели вид трапеции.

    Шов, соединяющий два куска ткани, располагался впереди. Место скрепления полотен украшали пуговицами или декоративной тесьмой.

  • Глухой сарафан не имел шва впереди. Изготавливали такую одежду из одного тканевого полотнища.
  • Прямые «круглые» сарафаны были очень удобны в носке благодаря своему свободному покрою и наличию наплечных лямочек.

Расцветка сарафанов зависела от предназначения одежды (праздничная или на каждый день).

Самой востребованной была красная, синяя, голубая, бордовая ткань. На обычные сарафаны использовали грубое сукно или ситцевый материал. Для торжественных вариантов выбирали дорогую парчовую или шелковую ткань. Сверху сарафана надевали душегрею (душегрейку) из плотного дешевого материала или же парчи, меха, бархата и тому подобного.

Повседневная и праздничная русская одежда

В русском национальном костюме существовало очень четкое разделение нарядов на праздничные и будничные.

Одежда для ежедневного ношения была очень простой и состояла всего лишь из нескольких элементов (обычно не более 7).

Шили ее из недорогих материалов. Для работы существовали отдельные варианты костюма - прочно пошитые, из плотной ткани, удобные и не стесняющие движений.

Праздничный русский костюм мог включать до 20 разнообразных элементов. Для пошива использовали дорогие ткани: шерсть, парчу, бархат и т.п. Надевали такую одежду только по торжественным поводам, в остальное время бережно хранили в сундуках.

Разновидностью праздничного костюма был обрядовый - для походов в церковь, участия в похоронах, крестинах.

Украшения

Женщины любого возраста издавна любили разнообразные украшения.

Русскую одежду дополняли бусами, роскошными ожерельями, серьгами, подвесками. В зажиточных семьях пуговицы также декорировали вставками из камней, филигранью, изящной гравировкой.

Головной убор тоже считался украшением. Незамужние девушки носили яркие ленты, разнообразные повязки, обручи или же особым образом завязанные платки.

Выйдя замуж, женщина кардинально меняла свой образ. Она полностью прятала волосы под кикой или кокошником с наброшенным сверху платком. Богато декорированные кики и кокошники были частью праздничного наряда, а для повседневного использования больше подходили чепцы-повойники и платки из хлопка или льна.

Русский народный костюм

Платье-кафтан для путешествий и развлечений

Вчера мы смотрели на платья из шарфов, и сегодня мы обратим внимание на платье-кафтан. Эти костюмы имеют много общего. Одежда-кафтан часто изготовлена ​​из легких тканей и мучается воздухом. Именно поэтому эта модель отлично подходит для любителей путешествовать в теплую страну и просто для артистов.

Как выглядит?

В оригинальной версии была туника с длинной лодыжки, широкими рукавами и открытой шеей. В современной версии это платье обычно короче, рукава уже, собака слишком высока. Обычно кошки изготовлены из легких неупругих тканей, таких как муслин, белье или хлопок, хотя иногда происходят роскошные шелковые изменения.



Кафтановая просторная плоская шовная одежда — традиционная североафриканская и восточно-средиземноморская мужская одежда.

В 1950 году Кристиан Диор первым отправил коллекции модной одежды. Позднее Ив Сен Лоран и Рой Хэлстон продолжали развивать тему модных кутантов.

Кафтанс стал популярным в 1960-х годах благодаря редактору Vogue Диане Вриленд, Элизабет Тейлор и многим другим знаменитостям. Все они создали красивые образы и помогли сделать мужскую одежду Коутана объектом элегантного женского гардероба.

Сегодня эту одежду можно увидеть в коллекциях Etro, Alberto Ferretti, Emilio Pucci и многих других.



Кто подходит к костюму-кафтане и как его сочетать

Кафтан — лучший выбор для путешествий в теплую область и море.

Для того, чтобы изображение ощутило расслабление, платье должно дополнять золотые сандалии на плоской подошве или других открытых ботинках. Красивый пояс и длинные серьги помогут превратить ковбоя из пляжной одежды в вечерние мероприятия.

Платье-кафтан украсит любую картину.

Возможно, единственное, что нужно рассмотреть, это расположение образца. Сайт должен располагаться на уровне части тела, которая может визуально увеличиваться.

Это универсальное летнее платье носит богатых посетителей дорогих пляжных курортов и даже просто женщин, которые хотят выглядеть элегантно и расслабленно.

Платья-кафтаны удобные и легкие, поэтому эта вещь необходима в нашем гардеробе, потому что места и развлечения доступны не только летом, но и в течение всего года.

В дополнение к легким рисункам дизайнеры предлагают одежду-кафтан из плотных натуральных тканей. Многие модели украшены краями, сферами, пайетками, вышивкой. Такое платье станет отличным выбором для встречи с новым годом или другим праздником.

Большинство русских рабочих в дореволюционной России были в первом поколении и еще не потеряли связи с деревней, где у них были родственники; Фермеры часто приезжали в город «за работой», которые вернулись домой на урожай.

Несмотря на наступление стратификации, фермеры и рабочие все еще имели много общего в форме мыслей, обычаев и режимов одежды.

Конец XIX. На протяжении веков фермеры на юге России носили традиционную одежду, изготовленную по старым моделям: мужские рубашки и узкие брюки, женская одежда, рубашки, брюки, фартуки и нагрудные знаки.

В городе и вступлении в производство они продолжали носить одно и то же, но изменили условия жизни и влияние городской моды вскоре привели к созданию нового наряда. Уже в начале двадцатого века люди, работающие на фабриках и объектах, носили брюки, жилеты и куртки, а женщины-рабочие стали носить крылья и свитера.

Однако следует отметить, что в одежде городских рабочих часть фермы была частично сохранена: например, пояс, который вытащил рубашку, все еще был обязательной частью мужской одежды, а женщины не оставляли передник.

Непрерывное взаимодействие с рабочими стало заимствовать у фермеров новые стили одежды. Новая одежда вошла в крестьянскую жизнь и использовала ее вместе со старым, традиционным. В целом, молодые люди хотели носить одежду в урбанистическом стиле, а пожилые люди оставались верными традиционной сельской одежде; но были и другие варианты сосуществования этих двух форм костюма.

В других деревнях сельские женщины носили рубашки и пироги в своей повседневной жизни, одетые в праздничную городскую одежду на праздники; но также случилось так, что праздник считался, напротив, старым, шов был выполнен на заказ для крестьянской одежды, что придавало ему священную ценность, а одежда в стиле города носилась в обычные дни.

Во время гражданской войны было трудно получить платье или ткань, чтобы рабочие и фермеры продолжали носить то, что было до войны.

Одежда часто была напряженной, со следами повторного ремонта.

В те же годы многие фермеры, объединенные в вооруженные детали и банды, которые были одинаково противоположны как красным, так и белым — тогда эти ассоциации назывались «зелеными».

Члены таких отрядов были одеты в обычную деревенскую одежду, когда их носили и заменяли одеждой, которую они брали у врага. Типичным снаряжением «зеленого» истребителя было странное сочетание элементов красно-белой армии и гражданской одежды.

Многие отделы «зеленых» занимались потребностями одежды у богатого населения, а затем дополняли свои костюмы дорогими роскошными вещами, такими как шубы, которые были изношены независимо от сезона. Особым очарованием среди «зеленых» было то, что оно принесло как можно больше оружия.

Традиционное крестьянское платье

Внутренние ткани по-прежнему использовались для производства крестьянской одежды в некоторых регионах, но они были быстро выжаты из различных тканевых материалов — от дешевого хлопка до дорогой парчи.

Костюмы были украшены промышленными товарами, такими как разноцветные ленты, пятнистая марля, металлический блеск, шарики, пуговицы. Самыми распространенными традиционными одеждами были сами фермеры, но они были особенно сложными и красивыми для шитья по заказу «мастеров» или на ярмарках.

Каждый возраст соответствовал их представлениям о одежде. Самые яркие платья касались молодых женщин — молодых женщин от свадьбы до рождения первого ребенка. Одежда пожилых семейных фермеров казалась более скромной: основное внимание уделялось не элегантности, а качеству материала.

Для пожилых фермеров это было неприемлемо одетым, одежда была сделана из цветных тканей, которые у них были с небольшой отделкой. Из одежды пожилых людей все украшения полностью исчезли.

Традиционным женским костюмом на юге России была длинная футболка, кастрюля, фартук (приют, запад) и нагрудный знак (перемычка, серна).

Рубашка была плоская, с длинными рукавами.

Он скрывал его с помощью так называемых поликлинических вставок. Поликасы могут быть прямыми и косыми. Полки были соединены четырьмя прямоугольными полотняными полотнами шириной 32-42 см каждая, а наклонная полическая (трапециевидная), соединенная с широкой нижней втулкой, узкой — с крышкой (см.

Образцы). Торжественная рубашка была украшена вышивкой, косами, вставками из красивых ярких тканей.

В женских рубашках были перья. Этот носовой ремень, в котором множество продольных полос частично или полностью взаимосвязано друг с другом и установлено на верху скрученных Гашниковых (скрученных канатов), которые имеют заслонки под лентой к бедрам.

Банку из нетканых полотна называли качели и полностью изъяты как крыло-глухие. В длинной кастрюле в этом случае четвертая традиционная ткань добавляется к четвертой — «прошка». Он был сделан из другого вопроса, он был короче, а со дна был «подпоручик» из той части ткани, из которой они были вырезаны. Снаружи он оказался чем-то вроде фартука. Сковорода обычно была такой же длины, как и рубашка или немного короче.

Штифты были сделаны из шерстяных или полушерстяных тканей, иногда на холсте.

У них был темный цвет, чаще всего синий, черный, красный, с липким или полосатым рисунком.

На их футболки и пони женщины носили длинный фартук с рукавами или лентами или, как было сказано, занавесом или занавеской.

На груди он закрыл фигуру женщины из сундука и был привязан к сундуку. Перрон также может быть одноголовым с отверстиями для головы и рук. Мантии перрона были украшены интрузиями, белыми или цветными кружевами, различной ширины.

Над рубашкой иногда носят крылья и фартук (напершник, шушпан, шушков, носы и т. Д.) — на шарнирах или листовой форме туники с рукавом.

Ежедневный фартук и тротуар были скромно обрезаны, чаще всего просто сплетенными или трикотажными вязаными. Но праздничная одежда была украшена вышивкой, тканым рисунком, цветными затворами, шелковыми лентами.

В традиционном костюме сохранились старые одеяла и свадьбы, так что замужняя женщина прячет свои волосы, чтобы оставить девочку открытой. Поэтому головной убор считался повязкой или узкой завесой, покрытой тканью с украшениями шаров, шаров и шаров.

У замужней женщины была сложная голова, называемая сорока. Основой для этого был китч — твердая голова в форме подковы, иногда с маленькими рогами, которые выступали вверх. На нем был прикреплен кусок холста, края которого были прикреплены к тонкой струне, «восхождение».

Китча помещали на голову на уровне лба и тщательно накрывали тряпкой женских волос, затем прикрепляли ткань на голове, неоднократно соединяя шнур рога и закрепляя его. Задняя часть головы и шеи была покрыта пассажиром (сзади) — прямоугольной лентой, сделанной из ткани, прикрепленной к жесткости на картоне, по краям, на которых сшиты ленты. Они скрестились на лбу и неоднократно соединяли рожки, заставляя собак пальцами на затылке.

И, наконец, на вершине рогов на самом деле их было сорок пурпурных, бархатных или подбородков, которые увенчались всей структурой.

Сорока была украшена множеством ярких красочных деталей — цветными лентами, подвесками из шариков, гирляндами, кружевами, перьями птиц и пухом.

Обязательной деталью костюма была талия, тканая или трикотажная шерсть (редко — шелковая нить) и украшенная орнаментом.

Самые дорогие ремни с ткаными надписями — например, текст молитвы. Чаще всего ширина полосы изменяется в 1-6 см, длина — от 1,2 до 2,5 метров.

На ногах женщины носили шерстяные носки или заменители для них, узкие ленты ведьм, обернутые вокруг их ног. Повседневная обувь была сплетена индивидуальной обуви, кожаной обуви или кошек (обувь с толстыми подошвами с каблуками). Кошки были богато украшены заявкой из Марокко, искрами, маленькими гвоздиками и даже колокольчиками.

Кошки стояли на ногах с кружевами.

Женские костюмы Южной России характеризуются специальной цветовой схемой, построенной на контрастных комбинациях. Самый популярный цвет был красный.

В связях сельских женщин в южных провинциях преобладают геометрические украшения. Но в каждом регионе костюм имел свои особенности. Итак, в Воронежской области, где могли находиться города Преображенска и Державина, они были пони в белой клетке на черном или красном поле; они были украшены цветными линиями желтого и зеленого. Рубашки были сделаны с наклонными вставками из кумачи и покрыты черной вышивкой. Перрон был талии.

Тканые поясные ремни в Воронеже заканчивались по обе стороны овальных кругов картона и вышиты цветной шерстью, металлической плиткой, стеклянными бусами и шариками.

В праздничные дни женщины и мужчины носили ожерелье на груди-грибатке — состоят из трех узких полосок черной трикотажной веревки на таблетках, шары, связанные с четырьмя парами, такие же, как на кружках лацканов.

Традиционная мужская деревенская одежда, как на севере, так и на юге России, — это футболки и узкие брюки. Рубашка обычно выпускается над брюками и ремнями.

Мужские рубашки были только длинными, почти до середины бедер, а иногда и до колен. Они сражались в пальто с латеральными клиньями и вставками. Трубка наклонена вниз, без гранул, с набором на плече.

Овальная шея, воротник. Чаще всего разрез в области шеи был прямой — посередине сундука, а также слева, справа или слева (см. Рис.

образец).

Футболки заперты на горле. Самые распространенные повседневные рубашки были синими. Умный — белый, черный, бордовый, зеленый, красный и т. Д., Иногда в строках или небольших узорах. Финиш — косы, вышивка, сборка и мелкие морщины, модные пуговицы (белая жемчужина на черном или темном фоне, черная или цветная — на свету).

Брюки состояли из двух штанов с двумя штанами и летней толстовки.

Они были узкими, сузились. На талии их подбирали и держали с ключами (см. Образец). Уплотнения выполнены из черного, синего или полосатого вещества.

На ногах находятся сандалии коры и коры, скручивающие нижнюю часть стопы от основания до пояса колена, прикрепленные к верхней части стопы Оборо (Лыков со шнуром или лентами), поперечно покрывающие ногу.

Более дорогие ботинки — туфли на низком каблуке.

Необходимой частью мужской крестьянской одежды была собака. Он может, как и женщины, быть тканым, связанным или сплетенным. У мальчиков такие ремни обычно длиннее и шире, чем у женатых мужчин. Мужчины также носили кожаные ремни, в которых женщинам не разрешалось ходить.

На них были черные шляпы и шапки с блестящими кожаными топами.

Они были настроены, слегка сдвинуты на одно ухо.

Костюмы и фермеры в начале двадцатого века

Мужчины и женщины, занятые в различных отраслях (и после них фермеры), использовали наиболее часто используемую одежду, которая производилась в больших количествах и была доступна для всех. Вы можете купить такие костюмы во многих магазинах в готовой одежде.

Иногда они сшивали швы и дома, но с завода и с заводских образцов.

Наиболее распространенным типом простой женской одежды в начале 20-го века была так называемая «пара», которую можно дополнить фартуками, головами и плечами.

«Пара» — это куртка и крыло, которое вращается вместе как единый ансамбль. Их обычно вычищали из одной ткани или из тканных оттенков: более красочные — для куртки, более окрашенной в цвет — для крыла.

Но иногда в платье — пара использует контрастные цвета или комбинированные материалы — например, гладкие печатные ткани с начинками.

Границы были широкими, расположены или снабжены небольшими морщинами в пояснице, иногда с подкладкой на краю. Треклеты могут быть разными — от бесплатных до футуристических. Таким образом, куртка «Башка» или «Казак» была зашита в стене, с стоячим воротником, с красивыми рукавами, сузившимися под локтем. Кнопки «Башка» на кнопках или флажках сбоку или в центре.

Рубашки «разлетайка» были без, без пояса, и носились без пояса. Праздничные куртки были украшены на груди с машинным кружевом и арками.

Платформа выглядела как полоска ткани, собранная в полоску на поясе, который был связан вокруг талии. Абрикосы были повседневными и праздничными, которые служат для украшения одежды.

В этом случае они были изготовлены из дорогих тканей с обильным оборудованием.

Очень популярными были шарфы и шарфы, которые носили на голове и бросали на плечи. Существует много маршрутов: холст, хлопок, ситце, шелк и кумач.

Очень ценные салфетки с цветными цветочными узорами.

История моды. Русский народный костюм

Некоторые рабочие могут позволить себе носить кружева и шутки в кружевах вместо шарфов в праздничные дни. Из ювелирных изделий они используют жемчужные, бисером, апельсином, коралловыми и стеклянными бусами и серьгами. Были также кольца из меди, олова и серебра.

Девочки носили кольца с цветными очками, женщины — гладкое сражение.

Обувь — кожаная обувь с резиновыми ремнями по бокам, реже — грубая обувь с небольшой пяткой.

Мужское платье рабочего и молодого фермера состояло из рубашки с поясом или юбкой, брюками, курткой и курткой.

Рубашки-рубашки были похожи на традиционные крестьянские рубашки, но они были короче по сравнению со старым стилем, с суженным рукавом и более высокой шеей шеи.

Еще одна новинка — сундук с сундуком появился в Косоваре. В будние дни они были одеты в майки из черного, синего, коричневого хлопка или атласа; по праздникам — футболки из светлых тканей, например из розового, темно-красного, красного атласа или шелка. Козерог сверху брюк и талии или крыльев.

У них также были рубашки с отражающим воротником.

Куртки были одностороннего и двубортного, классического стиля. Куртки и брюки темного цвета. Что касается жилета, то нормально, что шильская ткань представляет собой куртку или наоборот, а задняя часть выполнена из базового материала и снабжена уплотнительной лентой.

Особым украшением в начале двадцатого века является металл, в том числе серебряные цепочки из карманных ушей, помещенные в карман.

Главной обувью для такого костюма были сапоги, которые были заполнены брюками.

Крышка была покрыта ослами, кожей или тканью, а также колпачками. В праздничный день они были украшены лентой с шелковой лентой или косами, для которой живые или искусственные цветы застряли в нескольких местах.

    Прямой крой в народном костюме.

    Схема кроя крестьянской рубахи.

3.Виды покроя и декоративного оформления народных рубах.

4. Схема кроя женской рубахи с прямыми поликами.

5. Женская рубаха с прямыми поликами.

Женская рубаха с косыми поликами.

Прямой крой в народном костюме.

Русская народная одежда представляет собой явление материальной культуры русского народа. В соответствии с этнографическим делением имеет два ярко выраженных комплекса национальной русской женской одежды: северорусский и южнорусский. Комплекс южнорусской народной одежды (рис 1) – рубаха, понева, передник (занавеска, завеска, запон) и головной убор.

Существовало много разновидностей этого комплекса, различных по назначению, в том числе обрядовых.

Поверх рубахи в южнорусских областях одевалась понева, которая практически являлась юбкой и состояла из трех шерстяных или полушерстяных полотнищ. Поневы были распашными или замкнутыми, по талии собранными на шнурке. Носили поневы только замужние женщины.

Поверх рубахи и поневы надевался передник – занавеска (см.

рис. 1, рис. 2). Его надевали также поверх рубахи с сарафаном, завершая весь ансамбль. Занавеска всегда декорировалась разнообразными приемами – узорным ткачеством, вышивками, полосками тканей и др. узорное ткачество, вышивка на занавеске распределялись зачастую от верха до низа, но в основном в нижней ее части.

Иногда оформлялась лишь нижняя часть занавески.

В основе создания народной одежды лежат принципы и характерные особенности, согласно которым формировался покрой, располагались орнаменты, отдельные части соединялись в тот или иной ансамбль.

Русский народный костюм

Обычаями и временем было установлено, когда, какую и в каком сочетании одежду надевать.

Непосредственно связанная с трудовой деятельностью человека, народная одежда отличается большой целесообразностью покроя. В большинстве своем он прост и экономичен, так как обусловлен шириной домотканого полотна, стремлением создать удобную для человека форму и полностью утилизировать ткань. Такой костюм не стеснял движений и был одинаково хорош и для тяжелого крестьянского труда, и для празднеств.

Русскую народную одежду можно представить в двух силуэтах: прямом (без сборок и со сборками) и трапециевидном (косоклинный крой).

Эти силуэтные формы одежды соответствуют естественным пропорциям женской фигуры.

Например, основная часть одежды у многих народов – рубаха – кроилась из прямоугольных кусков полотна. Ее стан, рукава, вставки под мышками и на плечах (ластовицы, полики) представляли собой прямоугольники разной длины и ширины (рис. 3).

Конструктивное членение рубахи в основном зависело от ширины холста. Ширина холста и экономичность кроя определяли линию притачивания рукава и длину плечевых срезов. При применении более широкой ткани плечевой срез удлинялся довольно значительно и линия притачивания рукава иногда принимала горизонтальное положение.

При использовании узкой ткани плечевой срез удлинялся незначительно, а линия проймы принимала вертикальное положение и прямоугольную форму.

В мудрости народного кроя емкие функции. Каждая основная деталь с прямыми линиями кроя, а также и полики, клинья, ластовицы рукавов не только несут конструктивные и эстетические функции, но и способствуют экономичности кроя.

Прямой крой крестьянской народной рубахи дает основание считать ее единой конструктивной основой. В южных областях прямой крой рубах усложнился введением деталей поликов (Рис.5).

Полик – это прямоугольная или трапециевидная деталь кроя, соединяющая перед и спинку по линии плеча (рис.6). Полики прямоугольной формы соединяют четыре полотнища холста, образуя плечевой пояс в изделии.

Косые полики (трапециевидные детали, полученные из прямоугольных) соединяются широким основанием с вертикальным разрезом, узким – горловиной. Полик обеспечивает высокую функциональность народной одежды. Применение полика в рубахах прямого кроя определено высоким мастерством ремесленника XIX века, стремившегося к максимальной практичности, которая превратилась в искусство (невыкроенная пройма и рукав без оката).

Конструктивная функция полика играет важную роль в одежде:

    он помогает сбалансировать прямой крой рубахи на любую фигуру независимо от размера;

    размеры полика способствуют увеличению или уменьшению объема рубахи;

    полик помогает обрисовать стан фигуры и тем самым отделить объем одежды от фигуры;

    создает направление рукаву и обеспечивает его поворот и динамичность.

Эстетическая сторона полика проявляется в определении места его положения и величины отделки, взаимосвязанной с ним.

В рубахах с прямыми поликами характерной отделкой являлся сам полик, выполненный из кумача, набивного ситца, сатина либо из вставок узорного ткачества. Полики по швам украшались вышивкой, кружевом, тесьмой и т.п.

На рис.7 представлена длинная женская рубаха с прямыми поликами, присобранная по горловине.

В рубахах с косыми поликами украшались места соединения полика со станом, зрительно отделяя полик от рукава (Рис.8). Вышивка и цветные вставки располагались на рукавах низко, почти на линии локтя. Отделкой являлись и притачные клинья в нижней части рукавов.

Притачные клинья располагались по обе стороны основной части рукава. Клин со стороны локтевой части рукава, как правило, был значительно больше и кроился из более тонкой

ткани, а чаще другого цвета. Притачная линия клина со стороны переднего переката была значительно короче другой стороны этого клина, чем способствовала направлению рукава вперед.

Кроме того, она удлинялась против локтевого среза на величину цельнокроеной ластовицы. Женская рубаха с косыми поликами изображена на рис.8.

В этнографических изделиях начало вертикальных разрезов от середины спинки и переда колеблется от 11 до 25см. при ширине поликов 17 – 23см.

и глубине разреза с одной стороны от 31 до 41см.

Форма полика (ширина и длина сторон) не стабильна, его варианты зависят от чисто индивидуального вкуса и направления моды.

Узкая сторона полика составляет часть горловины. Длина этой стороны полика зависит от всей длины линии горловины, составных частей (спинки, переда) и методов обработки.

Длина противоположной, широкой, стороны полика зависит от глубины вертикальных разрезов по полочке и спинке и проектируется в соответствии с эскизом модели.

Место расположения вертикальных разрезов намечают от середины спинки и переда на одинаковом расстоянии в соответствии с шириной полика, а длина разреза равна длине самой большой стороны полика.

  1. Анализ русского народного костюма

    Реферат >> Культура и искусство

    русского костюма характерен прямой крой со свободно падающими линиями. Следует подчеркнуть традиционность народного костюма , которая … вышивки согласовывалось с покроем напоминая народный костюм . На смену прямому силуэту юбок приходит силуэт …

  2. Казахский народный костюм

    Реферат >> История

    узбеков, туркмен. Есть и элементы прямых заимствований, о чем свидетельствует встречающиеся … материалами, небольшими деталями в крое . В степных условиях незаменимы … пошивочных мастерских.

    Казахский народный костюм , создателей которого отличает удивительное …

  3. Диалог современного и традиционного древнерусского женского костюма в воспитании художественно-э

    Реферат >> Педагогика

    народном костюме наиболее значимой и заметной деталью была женская рубаха (сорочица), форма кроя которой – прямой … на совершенстве конструкций, экономичности кроя , выразительности силуэта русского народного костюма .

    Известный русский график …

  4. Белорусский национальный костюм

    Реферат >> История

    … исследователи выделяют более 30 разновидностей народного костюма , достаточно строго привязанных к определённой местности …

    10. Особенности кроя В белорусском костюме использовалось три типа рубах: с прямыми плечевыми вставками, туникообразная …

  5. Конкурсная коллекция современного женского костюма с использованием элементов этно-стиля

    Дипломная работа >> Косметология

    … индивидуальность. 1.2 Формообразование в русском народном костюме северных губерний Женская крестьянская одежда …

    а часто и внизу рукавов. Она кроилась из прямоугольных кусков ткани. На … талии или середины бедра, с прямыми полами и отрезной в области лопаток …

Хочу больше похожих работ…

Русский народный костюм. Одежда, в которой отразились обычаи русского народа, его история и деятельность. Комплекты вещей для будних дней, работы и праздничных выходов. Костюмы, за облачение в которые при въезде в Петербург времен Петра I Алексеевича взималась пошлина.

Русский народный костюм со времени своего появления пережил многое, неизменным во все времена оставалось одно правило – многослойность наряда. Это требование предъявлялось и к женским, и к мужским вещам. Чем зажиточнее был русский человек, тем в большее число слоев одежды он облачался. Праздничное одеяние богатой женщины могло состоять из двадцати вещей, для повседневного комплекта хватало и семи элементов.

Мужской русский народный костюм

Традиционный мужской костюм для летней поры состоял из нескольких вещей. Основа его – рубаха, чаще всего без ворота. Богатые мужики и бояре носили ее строго под низ всего наряда, для бедных крестьян она была верхней и, по сути, единственной одеждой.

Рубаха с воротом и вырезом в области груди называлась косоворотка, она украшалась вышивкой или ткаными рисунками. Традиционные цвета косоворотки – белый, синий и красный. В отличие от нижней рубахи, косоворотка в онучи и порты не заправлялась, ее нужно было подпоясывать.

Поверх рубах крестьяне надевали зипуны с вышивкой и без отложного ворота, а боярам было положено дополнять комплекты кафтанами. Зипуны у них играли роль современной жилетки.

Основные детали русского народного костюма добр молодцев:

  • Мужской головной убор русского народного костюма
  • Русская народная мужская рубаха
  • Штаны русского народного костюма
  • Русские народные мужские сапоги

Женский русский народный костюм

Основой женского народного костюма также являлась рубаха. Этот элемент одеяния шился из льняного и хлопчатобумажного сукна. Для рубах богатых использовался натуральный шелк. Все рубахи были традиционных белых и красных цветов, их украшали вышивки. Часто орнамент был плотным, а расцветка и мотивы отличались в зависимости от региона. Представители центральных и северных губерний щедро украшали свои рубахи золотой вышивкой, для губерний юга был характерен орнамент красного цвета. В Воронежской губернии рубахи вышивали черными нитями.

Поверх рубах женщины надевали свободный сарафан. Он также мог быть украшен вышивкой. Для пошива повседневных сарафанов и платья крестьян использовалось грубое сукно или ситец. Праздничные и богатые варианты сарафанов отшивались из парчи и шелка.

Замужние женины и девушки, которые были готовы к посватанию, могли носить поневу. Это вышитое полотно с завязками, которое отдаленно напоминает современную юбку с запахом. Сарафаны и понева дополнялись передниками.

Основные детали русского народного костюма красен девиц:

  • Женский головной убор русского народного костюма
  • Русский народный платок
  • Русская народная женская рубаха
  • Русский народный сарафан
  • Русская народные женские сапожки

Зимний русский народный костюм

Зимой поверх многослойных нарядов положено было надевать теплую, верхнюю одежду. Бедные слои населения носили шубы из овчины и заячьих шкурок. Бояре могли позволить себе изделия из соболя и куницы. Шубы – это длинная и тяжелая одежда, рукава которой были разрезаны до локтя. Носилось изделие мехом вовнутрь, снаружи его закрывало грубое сукно или богатая парча, что зависело от доходов владельца вещи.

Еще мужчины носили зимой кожухи. Это верхняя одежда, которая шилась из телячьих или овечьих шкур. Длина их могла быть короткой, примерно до середины бедра, либо в пол. Для женщин шились короткие душегреи. Дополняли они их меховыми шапками, поверх которых повязывали платки.

Основные детали русской народной зимней одежды:

  • Русская народная шапка-ушанка
  • Русский шерстяной платок
  • Русская народная шуба (шубейка)
  • Валенки русские народные

На историю русского народного костюма оказывала влияние большая территория страны и разница в обычаях, быте и погодных условиях, а также запреты последнего царя Петра I Алексеевича на ношение народного костюма отдельными слоями населения или гостями Петербурга. И все же общие черты у костюма имеются: это многослойность, вышивка, длина костюмов и материалы, из которых они сшивались.

Кто желает приобрести русские рубахи и славянские платья, загляните в раздел — .

Народный костюм — традиционный комплекс одежды, характерный для определённой местности. Отличается особенностями кроя, композиционно — пластического решения, фактуры и колорита ткани, характера декора (мотивами и техникой выполнения орнамента), а также составом костюма и способом ношения различных его частей.

Творческим источником современного модельера — дизайнера является народный костюм

Способы использования костюма в качестве источника создания нового в дизайне одежды могут быть самыми различными. В чём заключена столь притягательная сила народного костюма? Эстетичность, а так же функциональность, целесообразность, рациональность кроя и исполнения, и всё это относится к любому народному костюму любой национальности. Во второй половине ХХ века народный костюм, его покрой, орнамент, цветовые сочетания широко используются модельерами при проектировании русской одежды. Появляются даже фольклорный, этнический стили. Народный костюм становится объектом пристального изучения.

Народный костюм является одним из древнейших и массовых видов народного декоративно-прикладного искусства, обладает богатством форм выражения, широтой и глубиной культурных и художественных связей. Костюм представляет собой целостный художественный ансамбль гармонично согласованных предметов одежды, и дополнений, обуви, головного убора, прически и грима. В искусстве традиционного костюма органично соединяются различные виды декоративного творчества и используются разнообразные материалы.

Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX в. — фабричные шёлк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир.

Женские рубахи шили из прямых полотнищ прямой или полотняной ткани домашнего изготовления. В крое многих рубах использовали полики — вставки, расширяющие верхнюю часть. Форма рукавов была различной — прямые или суживающиеся к кисти, свободные или сборчатые, с ластовицами или без них, их собирали под узкую обшивку или под широкий, украшенный кружевом манжет. В свадебной или праздничной одежде встречались рубахи — долгорукавки с рукавами до двух метров длиной, с клиньями, без сборок. При ношении такой рукав собирался горизонтальными складками либо имел специальные прорези — окошки для продевания рук. Рубахи украшали вышивкой льняными, шёлковыми, шерстяными или золотыми нитями. Узор располагался на вороте, оплечьях, рукавах и подоле.

Косоворотка — русская традиционная мужская рубашка с застежкой на груди, смещённой влево, реже вправо. Изображения рубахи с такой застёжкой, относят к 12 в. В 1880-х гг. именно косоворотка была положена в основу новой военной формы в русской армии, став прообразом будущей гимнастерки.

Косоворотка — исконно русская мужская рубаха с застежкой, которая располагалась асимметрично: сбоку (рубаха с косым воротом), а не посередине переда. Воротник — крохотная стойка. Мотивы косоворотки можно найти не только в мужской, но и в женской моде. Полотняные косоворотки традиционно широко использовались в России в гражданском обиходе, являясь синонимом русской мужской рубахи, а также в качестве нижнего солдатского белья. Косоворотка у древних славян была основой любого костюма. Ее готовили из домотканины. Повсеместно встречались рубахи с красным тканьем в клетку и полоску. Они были рабочими и праздничными, все зависело от богатства отделки.

Косоворотки носили навыпуск, не заправляя в брюки. Подпоясывались шёлковым шнуровым поясом или тканым поясом из шерсти. Пояс мог иметь на концах кисти. Завязка располагалась с левой стороны.

Косоворотки шили из полотна, шёлка, атласа. Иногда расшивали по рукавам, подолу, вороту. В помещениях (в трактире, лавке, дома и т.д.) косоворотки носили с жилетом. Следует заметить, что именно косоворотка явилась основой для возникновения в 1880 году такого элемента форменной одежды русской армии как гимнастёрка.

Косоворотки древних крестьян представляли собой конструкцию из двух полотнищ, которые покрывали спину и грудь и были соединены на плечах 4-угольными отрезами ткани. Все сословия носили рубахи одинакового покроя. Разница была лишь в качестве ткани.

Женские рубахи — в отличие от мужской косоворотки, женская рубаха могла доходить до подола сарафана и называлась «стан». Существовал даже фасон женской рубахи со сборенными рукавами специально для кормления младенцев. В Сибири, например, женскую рубаху называли «рукава», потому что из-под сарафана были видны одни рукава. Женские рубахи несли различный смысл и назывались будничными, праздничными, покосными, ворожбенными, свадебными и похоронными. Женские рубахи шили из домотканины: льна, холста, шерсти, пеньки, конопли. Глубокий смысл закладывался в элементы украшения женской рубахи. Различные символы, кони, птицы, Древо Жизни, ланки, растительные узоры соответствовали различным . Рубахи красного цвета были от злых духов и несчастий.

Детские рубахи — первой пеленкой для новорожденного мальчика служила косоворотка отца, девочки в рубахе матери. Детские рубахи старались шить из полотна ношеной рубахи отца или матери. Считалось, что сила родителей защитит младенца от порчи и сглаза. Для мальчиков и девочек рубаха выглядела одинаково в полотняная косоворотка длиной до пят. Матери всегда украшали детскую рубаху вышивкой. Все узоры обладали оберегающими смыслами. Как только дети переходили в новый этап, им полагалась первая рубаха из новой ткани. В три года, первая рубаха из новины. В 12 лет в понёва для девочек и штаны-порты для мальчиков.

Картуз — наша страна имеет очень богатую историю нарядов. Если вы пойдёте в краеведческий музей, то непременно увидите, насколько разнообразна была одежда на Руси. Костюмы обязательно были яркими и этим они характеризовали нашу русскую душу. Был в истории русской «моды» и такой головной убор как картуз. Картуз — мужской головной убор с козырьком. Он был создан для лета из сукна фабричной выработки, трико, плиса, бархата, на подкладке. Картуз был известен с XIX века. В середине XIX века он бытовал в сёлах и городах северных губерний Европейской России, но особенно широкое распространение получил в губерниях Центральной России. Знали о нём также и русские в Сибири. В Западной Сибири он появился в первой половине XIX века. Принимались многочисленные регламентирующие указы, определяющие одежду не только военных, но и гражданских чиновников. Детально оговаривались форма, цвет, отделка головного убора. Картуз приближался по форме к фуражке, но не имел отличительных знаков, указывающих на принадлежность к тому или иному ведомству.

Шились они с плоским круглым верхом на высоком (около 5 — 8 см) стоячем околыше с широким твёрдым козырьком надо лбом. Козырьки могли быть полукруглыми, наклонными или длинными прямыми, их обтягивали кожей или той тканью, из которой был сделан весь головной убор. Праздничные картузы молодых людей украшались над козырьком по околышу ленточками, шнурками с пуговками, бисерными подвесками, искусственными и живыми цветами. Существовала особая, картузная, ткань, но её применяли не для головных уборов, а для запалов в артиллерийских снарядах. Носили картуз деревенские помещики, управляющие и отставные чиновники.

Сарафан — . В крестьянской среде известен с XIV века. В наиболее распространенном варианте кроя широкое полотнище ткани собиралось мелкими складочками — прищепом под узкий корсаж на бретелях. Различия в крое, используемых тканых и их цвете в различных областях России очень велики. Как категория русской женской одежды, знакома современникам не только в России. Первое упоминание о нем в Никоновской летописи, относится к 1376 году. Формы и стили изготовления сарафанов менялись из века в век, с севера на юг, от крестьянки до дворянки. Мода на них не проходила никогда, лишь накладывала свои отпечатки в декоре, способах ношения. Сарафан — длинное платье на бретелях, носившееся поверх сорочки или на голое тело, искони считается русским женским костюмом.

Сарафан носили и как повседневную и как праздничную одежду (одевали на народные гуляния, свадебные торжества). Девушка на выданье должна была иметь в приданном до 10 сарафанов разных расцветок. Представители зажиточных сословий и знати шили богатые сарафаны из дорогих заморских тканей (бархата, шелка и т.д.), привезенных из Персии, Турции, Италии. Его украшали вышивкой, тесьмой и кружевами. Такой сарафан подчеркивал общественное положение хозяйки.

Русские сарафаны состояли из множества элементов, поэтому были очень тяжёлыми, особенно праздничные. Косоклинные сарафаны шили из «волосины» — шерсть овцы, сотканной в черный цвет отваром из ольхи и дуба. Различались праздничные и «буденные» сарафаны. Праздничные на каждый день декорировались по подолу «читаном» («гайтаном», «гайтанчиком») — тонкой в 1 см тесьмой домашней работы из красной шерсти. Верх украшался полоской бархата. Однако не только шерстяные сарафаны носились каждый день. Как лёгкая, домашняя одежда бытовая «саян» — прямой из сатина, собранный в мелкую складку по спинке и бокам. Молодые носили «красные» или «бардовые» саяны, а пожилые — синие и чёрные.

Кокошник — название «кокошник» происходит от древнеславянского «кокош», обозначавшего курицу и петуха. Характерная черта кокошника — гребень, форма которого в разных губерниях была различной. Кокошники делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых — драгоценными камнями. Кокошник — старинный русский головной убор в виде опахала или округлого щита вокруг головы. Кичка и сорока носились только замужними женщинами, а кокошник — в том числе незамужними.

Носить кокошник могла только замужняя женщина, для девушек был свой головной убор — сорока. Назвали его так потому, что у косынки был как бы хвост и два крыла. Наверное, именно сорока стала прототипом сегодняшней банданы. Характерная черта кокошника — гребень, форма которого в разных губерниях была различной. Так, например, в Псковской, Костромской, Нижегородской, Саратовской и Владимирской землях кокошники напоминали по форме наконечник стрелы. В Симбирской же губернии женщины носили кокошники полумесяцем. В других местах схожие с кокошниками головные уборы назывались «каблучок», «наклон», «златоглав», «рогачка», «кокуй», или, например, «сорока».

Кокошники считались большой семейной ценностью. Крестьяне бережно хранили кокошники, передавали их по наследству, часто они использовались несколькими поколениями и были непременной частью приданого зажиточной невесты. Кокошники изготавливались обычно профессиональными мастерицами, продавались в деревенских лавочках, городских магазинах, на ярмарках или делались на заказ. Формы кокошников необычайно своеобразны и самобытны.

Кокошник был не только украшением женщины, но и её оберегом. Его расшивали различными орнаментами-оберегами и символами супружеской верности и плодородия. Орнамент очелья кокошника обязательно состоял из трёх частей. Позумент — металлическая ленточка — обрисовывает его по краям, а внутри каждой части «канителью» (витая проволочка) вышивается орнамент — оберег. В центре располагается стилизованная «лягушка» — знак плодородия, по бокам — S-образные фигуры лебедей — символов супружеской верности. Тыльная часть кокошника вышивалась особенно богато: стилизованный куст символизировал древо жизни, каждая веточка которого — новое поколение; часто располагалась над веточками пара птиц, символ связи земли и неба и брачующейся пары, в лапках птиц — семена и плоды.

Кокошник считался праздничным и даже свадебным головным убором. В Симбирской губернии впервые его одевали в день свадьбы, а затем носили по большим праздникам до рождения первого ребёнка. Изготавливали кокошники в городах, в больших сёлах и монастырях специальные мастерицы-кокошницы. Они вышивали золотом, серебром и жемчугом дорогую ткань, а затем натягивали её на твердую (берестяную, позже картонную) основу. Кокошник имел матерчатое дно. Нижний край кокошника часто обшивали поднизями — сеткой из жемчуга, а по сторонам, над висками крепили Рясна — низко спадающие на плечи нити жемчужных бус. Более поздние кокошники в виде шапочки орнаментированы просто красивым орнаментом свадебной символики «виноград и роза», появившейся в вышивке под влиянием городской моды, и олицетворявшей в народном сознании «сладку ягодку и аленький цветочек».

Одежда представляла собой большую ценность, её не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости.

Праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям. Знать же стремилась к тому, чтобы её костюм отличался от одежды простолюдинов.

Не лёгкой была жизнь простого человека. Тяжелый труд от зари до зари в поле, забота об урожае, домашних животных. Но когда наступал долгожданный праздничный день, люди словно преображались, надевали самую лучшую, самую красивую одежду. Она могла многое рассказать о семейном положении, возрасте её владельца. Так в южных районах нашей страны все дети до 12 лет ходили в одних длинных рубахах.
Праздничную одежду хранили в сундуках.

В орнаментах можно увидеть изображение солнца, звёзд, Древа Жизни с птицами на ветках, цветы, фигурки людей и животных. Такой символический орнамент связывал человека с окружающей природой, с чудесным миром легенд и мифов.

У русской народной одежды многовековая история. Общий её характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Начиная с 18 века северная часть России оказалась в стороне от развивающихся центров и поэтому здесь значительно полнее сохранились традиционные черты народного быта и одежды, в то время, как к югу (Рязань, Орёл, Курск, Калуга) русский народный костюм получил заметное развитие.

Разнообразные по цвету и фактуре, но прекрасно подобранные друг к другу детали создавали наряд который как бы дополнял суровую природу края, расцвечивал ее яркими красками. Все костюмы отличались друг от друга, но при этом имели общие черты:
— прямой, расширенный к низу силуэт изделия и рукавов;
— преобладание симметричных композиций с ритмом округлых линий в деталях, отделке;
— использование декоративных узорных тканей с эффектом золота и серебра, отделка вышивкой, тканью другого цвета, мехом.

Древнерусская одежда имела свои особенности: некоторые виды одежды имели рукава длиннее рук. Их обычно собирали в мелкие складки. А если «спустить рукава», то работать было почти невозможно.

Поэтому о плохой работе говорят, что она сделана «спустя рукава». Такие платья носили очень богатые люди. Те, кто был победнее, носили короткие платья, лучше приспособленные к ходьбе и работе.

Как всегда народ остался верён старинной своей одежде, а высшие сословия обменяли или смешали свою одежду с европейским стилем особенно во времена Петра I.

В 16 веке мужчины стали носить рубашку с узким воротом, штаны длинные, вверху широкие, собранные на тесьме. Кафтан узкий как чехол доходивший до колен и снабженный рукавами. При Петре I были в употреблении штаны из шелка, холста или сукна, которые засовывались в сапоги. Длинный кафтан Пётр I заставлял укорачивать. Тому, кто не хотел это сделать добровольно, согласно царскому указу, солдаты обрезали полы. В 16-17 веках знатные женщины носили рубаху, рукава которой широкие и мешковатые вверху книзу сужались, затем- кафтан, который делался шире мужского, по всей длине застегивался с помощью серебренных пуговиц. Этот кафтан подпоясывался шалью.

В русской народной одежде нашли отражения душа народа и его представление о прекрасном.

Просмотры: 1 796