Л. Толстой

Л. Толстой

Берг - немец, «свежий, розовый гвардейский офицер, безупречно вымытый, застегнутый и причесанный». В начале романа поручик, в конце - полковник, сделавший неплохую карьеру, имеющий награды. Б. точен, спокоен, учтив, эгоистичен и скуп. Окружающие посмеиваются над ним. Говорить Б. мог только о себе и своих интересах, главным из которых был успех. Об этом предмете он мог говорить часами, с видимым удовольствием для себя и одновременно поучая других. Во время похода 1805 г. Б. - ротный командир, гордящийся тем, что он исполнителен, аккуратен, пользуется доверием начальства и выгодно устроил свои материальные дела. При встрече в армии Николай Ростов относится к нему с легким презрением.

Б. сначала предполагаемый и желаемый жених Веры Ростовой, а затем и ее муж. Предложение будущей супруге герой делает в то время, когда отказ ему исключен, - Б. верно учитывает материальные затруднения Ростовых, что не мешает ему потребовать от старого графа части обещанного приданого. Достигнув известного положения, дохода, женившись на Вере, которая соответствует его требованиям, полковник Б. чувствует себя довольным и счастливым, даже в оставляемой жителями Москве заботясь о приобретении мебели.

Образ Берга в романе "Война и мир" (2 вариант)

Кроме исключительных людей с исключительными качествами и поступками, Лев Николаевич Толстой в «Войне и мире» рисует совершенно иные портреты. Это и портреты-маски, и портреты-контрасты, и так далее. Портреты-маски Толстой создает в сатирических целях, например, при характеристике отрицательных персонажей: Курагиных, Бориса Друбецкого, Берга. Дважды срывается маска обольстителя с Василия Курагина, и обнажаются черты придворного льстеца-карьериста и корыстолюбца.
Красивая внешность Берга также обманчива. Она не соответствует его внутреннему облику, а скрывает пустоту и ничтожность. Этот человек из светского общества уже давно потерял все нравственные идеалы и принципы честного и чистого человека. Хотя, вряд ли они у него когда-то вообще были.
Берга интересовало то, что было модно, то, чем интересовались все молодые люди высшего света – он стремился быть счастливым и успешным. Казалось бы, что в этом плохого? Мне кажется то, что Берг всегда и везде видел только себя и пытался в любой ситуации перевести на себя взгляды окружающих. Чаще других в его речи звучало слово «я».
Самый обычный карьерист…. Как же ему не упомянуть в разговоре то, что «переводом в гвардию он уже выиграл чин перед своими товарищами по корпусу, как в военное время ротного командира могут убить, и он, оставшись старшим в роте, может очень легко быть ротным, и как в полку все любят его, и как его папенька им доволен»? И хвалился Берг этими страшными вещами с такой наивностью, что, наверное, очень удивился бы, открой ему кто-нибудь глаза на его безнравственность. Толстой называет такое свойство характера этого героя «наивным эгоизмом». Мне кажется, очень точное определение.
«Сын темного лифляндского дворянина», «скромный, нравственный молодой человек с блестящей карьерой впереди и даже прочным положением в обществе», Берг быстро занял хорошую должность. Но он постоянно стремится все выше, руководствуясь жаждой денег и желанием занять место получше. При этом больше ничего вокруг этого героя не интересует. Толстой показывает, что это было нормально для светского общества того времени.
Толстой иронизирует над Бергом в рассказе о том, как «в Фридляндском сражении ему удалось отличиться»: «Он поднял осколок гранаты, которым был убит адъютант подле главнокомандующего, и поднес начальнику этот осколок…» За такую «доблесть» Берг получил две награды. Но зачем же он это всем рассказывает? Мне кажется, для того, чтобы все поверили, что сей нелепый поступок было просто необходимо совершить. А про то, как он был ранен в Аустерлицком сражении, Берг так настойчиво и часто рассказывает, что получает за это целых две награды.
Этот герой такой, каким ему диктуют быть нормы поведения в светском обществе. И это по-настоящему страшно. Поражает ситуация, когда герой делал Вере Ростовой. «Я не из-за денег женюсь, я считаю это неблагородно!» - говорит Берг, а сам через некоторое время заявляет графу, что если «не получит вперед хотя части того, что назначено ей, то принужден будет отказаться». Но в скором времени он опять же утверждает, что искренне любит Веру за удивительный характер. На самом деле, не говорить же невесте, что лучшей партии в финансовом плане ему и не найти! Ведь этот герой реально беден, а Вера, помимо финансовых достоинств, оказалась еще и красавицей.
Конечно, и Ростовы в какой-то степени были рады отдать Веру замуж. Они опасались, что их старшая дочь больше ни от кого не получит предложения, а ведь ей уже двадцать четыре года. Отец и мать Ростовы решили: пусть Вера будет женой этого бедного юноши. К тому же, и воспитаны они в одном духе.
К сожалению, надежды на счастье Веры не оправдались. Вскоре стал явно виден финансовый расчет со стороны Берга, ибо даже детей он считал обузой, а свою жену – глупой и слабой.
Но Толстой так описывает Берга, что этот герой не вызывает у нас особого раздражения. Он вообще не вызывает никаких эмоций, его не замечаешь. Такую реакцию вызывают только мертвецы, каковым, по сути, Берг и является.
Берг – человек аккуратный, но в нем и это не завидная черта. Она сводится к тому, что у него на приеме «все было, как у всех»: «старички со старичками, молодые с молодыми, хозяйка у чайного стола, на котором были точно такие же печенья в серебряной корзиночке, какие были у Паниных на вечере, все было совершенно так же, как у других». И это для Берга самое важное - «улыбка радости не сходила долго с его лица».
По классификации Толстого, Берг принадлежит к «маленьким наполеончикам». Во время бегства из Москвы в войну 1812 года он не проявляет ни капли патриотизма – покупает за бесценок мебель, а потом едет к Илье Ростову с просьбой взять его на подводы. Неужели он думал, что сможет все это потом продать?
Берг не упускает ни малейшей возможности получить лишнюю копейку – будь то фуражные деньги, удачная женитьба или что-то еще. Он говорил в обществе о деньгах, хотя в высшем свете это было неприемлемо. Но его слушали, относясь с иронией. Ведь лучше выслушать, чем переубедить человека, свято уверенного в том, что он делает все правильно.
Вместе с тем, мне кажется, что от поступков Берга нет никакого вреда. И даже расчетливая женитьба на Вере не несет ничего плохого – эти молодые люди были под стать друг другу.
Образ Берга создан для контраста с другими действующими лицами романа. Этот герой всего лишь пополнил лагерь таких же, как он сам. И его примера достаточно, чтобы понять, что представляют собой подобные люди.

Образ Берга в романе "Война и мир" (3 вариант)

Берг напоминает Молчалина: у того два качества - умеренность и аккуратность», этот, в свою очередь, «во время похода получив роту, успел своею исполнительностью и аккуратностью заслужить доверие начальства». Действительно, Молчалив и Берг - одного толка чиновники. Но люди они разные, и, может быть, Берг сложнее. Мы еще не знакомы с ним, когда слышим впервые его имя, - Наташа, «разгорячась», говорит Вере: «У каждого свои секреты. Мы тебя с Бергом не трогаем… Ты кокетничай с Бергом сколько хочешь…» Уже то, что с Бергом кокетничает Вера - красивая, холодная, спокойная Вера, всегда говорящая неприятные вещи, так непохожая на остальных Ростовых, - уже одно это настораживает. Но вот и он сам - «свежий, розовый… безупречно вымытый, застегнутый и причесанный» - сидит в кабинете старого графа Ростова и «розовыми губами» выпускает дымок «из красивого рта».

Берг неприятен нам сразу, как неприятен Толстому, и он не изменится; с первых страниц до последних он останется тем же аккуратным, рассудительным, чисто вымытым розовым офицером; только чины его будут меняться.

«Берг говорил всегда очень точно, спокойно и учтиво. Разговор его всегда касался только его одного; он всегда спокойно молчал, когда говорили о чем-нибудь, не имеющем прямого к нему отношения… Но как скоро разговор касался его лично, он начинал говорить пространно и с видимым удовольствием».

Все его рассказы - это рассуждения вслух о своей выгоде: «Будь я в кавалерии, я бы получал не более двухсот рублей в треть, даже и в чине поручика; а теперь я получаю двести тридцать…», «Я, знаете, граф, не хвалясь, могу сказать, что я приказы по полку наизусть знаю… Поэтому, граф, у меня по роте упущений не бывает. Вот моя совесть и спокойна». Бергу выгодно не только получать двести тридцать рублей, но и быть честным. Он заботится не только о повышении в чине, но и о спокойной совести. Он по-своему патриот: встретившись с Ростовым на войне, «надел чистейший, без пятнышка и соринки, сюртучок, взбил перед зеркалом височки кверху, как носил Александр Павлович, и… с приятной улыбкой вышел из комнаты». Его патриотизм - в подражании и преданности царю. У него тоже есть свой нравственный идеал: «В нашей породе фон Бергов, граф, все были рыцари…» Согласно этому нравственному идеалу, он и совершил «подвиг» при Аустерлице: взял шпагу в левую руку и пошел вперед. Ему было страшно, но он преодолел страх. Он имел право уйти с поля боя, но не ушел, остался…

Зато уж потом он выжмет из своего «рыцарского» поведения все, что возможно.

Это не грубый расчет, нет. Это такой самоуверенный эгоизм, что можно было бы ему удивляться, если бы он редко встречался в людях. Но, к сожалению, он встречается не так уж редко.

Берг не просто расчетлив, эгоистичен, скуп - он твердо убежден, что иначе жить нельзя; поэтому ему не стыдно рассказывать о том, как переводом в гвардию он уже выиграл чин перед своими товарищами по корпусу, как в военное время ротного командира могут убить и он, оставшись старшим в роте, может очень легко быть ротным…». Это напоминает уже не Молчалина, а Скалозуба: «Довольно счастлив я в товарищах моих; вакансии как раз открыты: то старших выключат иных; иные, смотришь, перебиты…» Но Скалозуб - тупой полуграмотный солдафон, а Берг - милый, учтивый, аккуратный…

Для графини Веры Ростовой Берг вовсе не блестящая партия. Несколько лет назад его предложение, несомненно было бы отклонено, да и он сам, четыре года назад показав Веру своему товарищу и сказав: «Она будет моею же^ ною», - не торопился делать предложение. Он был безвестный дворянин из обрусевших немцев; она - девушка из богатой и знатной семьи. Но Берг терпелив - он ждал четыре года, и за это время многое изменилось: «дела Ростовых были очень расстроены… а главное, Вере было двадцать четыре года, она выезжала везде, и, несмотря на то, что она несомненно была хороша и рассудительна, до сих пор никто никогда ей не сделал предложения».

Граф Илья Андреевич объясняет Верину непохожесть на всю свою семью тем, что «графинюшка мудрила» со старшей дочерью. Мало вероятно, чтобы любящая мать могла так много «намудрить». Ростовы, живущие открыто, по-старинному, не задумываясь, просто ие заметили, как их старшая девочка становилась все холоднее и эгоистичнее по мере того, как появлялись новые дети и требовали своей доли материнских забот. Конечно, ее баловали, как баловали и Николая, и Наташу, и Петю, - но те трое любили друг друга, учились у отца быть добрыми и думать не только о себе. Рядом с ними росли Соня и Борис, нуждавшиеся в душевном тепле… Вера же с детства поняла, что ей мешают остальные дети, что они лишние; недаром она делает выговор Николаю за взятую у нее чернильницу; недаром возмущается «секретами» Наташи и Сонис все они ее раздражают; у нее одна забота - о себе.

Берг правильно выбрал себе жену и правильно рассчитал время, когда сделать предложение. К 1809 году он уже не тот безвестный офицер, который сидел в кабинете графа Ростова в 1805 году.

«Берг недаром показывал всем свою раненную в Аустерлицком сражении правую руку и держал совершенно ненужную шпагу в левой. Он так упорно и с такою значительностью рассказывал всем это сокрытие, что все поверили в целесообразность и достоинство этого поступка, - и Берг получил за Аустерлиц две награды». Еще две награды он получил за то, что в Финляндской войне «поднял осколок гранаты, которым был убит адъютант подле главнокомандующего, и поднес начальнику этот осколок». Самое поразительное, что, упорно повторяя рассказы об этих своих подвигах, Берг вовсе не думает о карьере: он любит себя и убежден, что каждый его поступок значителен и важен другим людям, что всем интересно знать, как он отличился. В результате в «1809-м году он был капитан гвардии с орденами и занимал в Петербурге какие-то особенные выгодные места».

И женился он вовсе не по расчету. Вера давно произвела на него впечатление. Еще в 1805 году он «с нежной улыбкой говорил с Верой о том, что любовь есть чувство не земное, а небесное», и верил тому, что говорил. Вера - та жена, какая ему нужна, «прекрасная, почтенная девушка… Вот другая ее сестра - одной фамилии, а совсем другое, и неприятный характер, и ума нет того, и эдакое, знаете?.. Неприятно…» Берг женился по любви, как он понимает любовь, «но надо, чтоб жена принесла свое, а муж свое», поэтому он торгуется со старым графом самым натуральным образом: «Берг, приятно улыбаясь, объяснил, что, ежели он не будет знать верно, что будет дано за Верой, и не получит вперед хотя части того, что назначено ей, то он принужден будет отказаться. теряется, ему чего-то стыдно, и он хочет поскорей покончить с расчетами. Трудно представить себе таких разных людей, как Илья Андреевич Ростов и Берг. Старый граф разорился, угощая обедами и ужинами всю Москву, а Берг даже товарищу своему хотел было сказать: «вот будете приходить к нам обедать», но сказал: «чай пить». Но ведь расточительный граф Ростов оставил своих детей без денег, и жена его, став вдовой, будет перебиваться только благодаря самоотречению сына; а Берг и родителям своим устроил аренду, и детям своим оставит приличное состояние.

Чем же плох аккуратный, старательный, очень твердо соблюдающий свое представление о долге и чести Берг? Это обнаружится со всей ясностью гораздо позже, когда наполеоновская армия подойдет к Москве, и русские, еще вчера втридорога продававшее сено своим, сегодня будут жечь его, чтобы не досталось врагу; Наташа начнет выкидывать из подвод вещи всей семьи, чтобы увезти с собой раненых; весь народ - то есть каждый человек! - будет думать не только о себе. Но люди, подобные Бергу, останутся собой - и сам он, такой же чистенький, как всегда, будет озабочен покупкой шифоньер очки для своей любимой жены.

Не стану уверять, что Берг когда-нибудь расплатился за то, что жил так мелко и самодовольно. Нет. Он всю жизнь будет чувствовать себя счастливым и таких же вырастит детей; он никогда ни в чем не раскается. Чацкий был по-своему прав, когда говорил: «Молчалины блаженствуют на свете». Они блаженствуют потому, что их счастье легко достижимо. Да, Берг счастлив. Но ведь нетрудно - добиться его идеала счастья. Вот он сидит, уже полковник, в «чистеньком мундире, с припомаженными наперед височками, сил государь Александр Павлович», в своем «новом, светлом, убранном бюстиками, и картинками, и новой мебелью кабинете», рядом красивая жена его в новой кружевной пелеринке, какая была на княгине Юсуповой… К ним съезжаются гости, и Берг счастлив оттого, что «вечер был как две капли похож на всякий другой вечер… все было, как и у всех», и в серебряной корзинке были точно такие же печенья, «какие были у Паниных на вечере, все было совершенно так же, как у других».

Этот идеал жизни враждебен Толстому прежде всего потоку, что люди не должны б ыть одинаковыми. Стремление быть, как все, рождает мещанина, а мещанство, можег быть, самая тяжкая болезнь общества. Там, где граждане превратились в мещан, останавливается духовное развитие людей и страны, там невозможен прогресс. Аккуратная и безобидная на первый взгляд психология Берга несет с собой гибель нравственности. Не спешите смеяться над Бергом - он не смешон, а страшен. И в особенности потому, что его идеал счастья не умер, он есть и сегодня; красивая жена, новенькая с иголочки одежда, квартира - все, как у других, как у всех… Посмотрите вокруг себя - разве вы не видите людей, замолкающих, как только разговор не касается лично их, истово убежденных, что главное в жизни - их благополучие и продвижение по службе. Загляните в свою душу - вы уверены, что там не притаился Берг?

Характеристика литературного героя Немец, сначала жених, а потом и муж Веры Ростовой. Это “свежий, розовый гвардейский офицер, безупречно вымытый, застегнутый и причесанный”. В начале произведения Берг поручик, а в конце произведения становится полковником, из чего можно увидеть, что Берг сделал неплохую карьеру. Он точен, спокоен, учтив, но очень эгоистичен и скуп. Любит и может разговаривать только о себе и своих успехах. Окружающие посмеиваются над ним, он чужой в доме Ростовых. Им непонятны его расчетливость, скупость. Берг делает Вере предложение и требует от старого графа обещанного приданого, невзирая на трудное финансовое положение Ростовых. Этот герой явно неприятен и чужд самому Толстому.

Сочинение по литературе на тему: Берг (Война и мир Толстой Л. Н.)

Другие сочинения:

  1. Борис Друбецкой Характеристика литературного героя Сын княгини Анны Михайловны Друбецкой. С детства воспитывался и долго жил в доме Ростовых, которым приходился родственником. Борис и Наташа были влюблены друг в друга. Внешне это “высокий белокурый юноша с правильными тонкими чертами спокойного Read More ......
  2. Петя Ростов Характеристика литературного героя Младший сын Ростовых. В начале романа мы видим П. еще маленьким мальчиком. Он типичный представитель своей семьи, добрый, веселый, музыкальный. Желает подражать старшему брату и пойти в жизни по военной линии. В 1812 году полон Read More ......
  3. Л. Н. Толстой с его огромным литературным наследием относится к числу явлений вечно развивающихся: каждое время, каждая эпоха по-своему воспринимает писателя. Наше время особенно чутко отзывается на нравственные проповеди Толстого, на его призыв к нравственному усовершенствованию. Потому что сейчас наше Read More ......
  4. Наташа Ростова Характеристика литературного героя Одна из главных героинь романа, дочь графа и графини Ростовых. Она “черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая…”. Отличительные черты Н. – эмоциональность и чуткость. Она не очень умна, но у нее есть поразительная способность Read More ......
  5. Берг – немец, “свежий, розовый гвардейский офицер, безупречно вымытый, застегнутый и причесанный”. В начале романа поручик, в конце – полковник, сделавший неплохую карьеру, имеющий награды. Б. точен, спокоен, учтив, эгоистичен и скуп. Окружающие посмеиваются над ним. Говорить Б. мог только Read More ......
  6. Андрей Болконский Характеристика литературного героя Это один из главных героев романа, сын князя Болконского, родной брат княжны Марьи. В начале романа мы видим Б. как умного, гордого, но достаточно надменного человека. Он презирает людей высшего света, несчастлив в браке и Read More ......
  7. Л. Н. Толстому удалось совместить в одном романе, пожалуй, целых два: исторический роман-эпопею и психологический роман. Страница за страницей раскрывают перед читателем характеры героев Л. Н. Толстого, передавая тончайшие детали, нюансы их схожести или разнообразия, статичности или изменчивости. “Люди как Read More ......
  8. К “Войне и миру” Толстой шел трудно – впрочем, легких путей в его жизни не было. Толстой блистательно вступил в литературу с первой же своей вещью – начальной частью автобиографической трилогии “Детство” (1852). “Севастопольские рассказы” (1855) упрочили успех. Молодого писателя, Read More ......
Берг (Война и мир Толстой Л. Н.) В одно утро полковник Адольф Берг, которого Пьер знал, как знал всех в Москве и Петербурге, в чистеньком с иголочки мундире, с припомаженными наперед височками, как носил государь Александр Павлович, приехал к нему. — Я сейчас был у графини, вашей супруги, и был так несчастлив, что моя просьба не могла быть исполнена; надеюсь, что у вас, граф, я буду счастливее, — сказал он, улыбаясь. — Что вам угодно, полковник? Я к вашим услугам. — Я теперь, граф, уже совершенно устроился на новой квартире, — сообщил Берг, очевидно зная, что это слышать не могло не быть приятно, — и потому желал сделать так, маленький вечерок для моих и моей супруги знакомых. (Он еще приятнее улыбнулся.) Я хотел просить графиню и вас сделать мне честь пожаловать к нам на чашку чая и... на ужин. Только графиня Елена Васильевна, сочтя для себя унизительным общество каких-то Бергов, могла иметь жестокость отказаться от такого приглашения. Берг так ясно объяснил, почему он желает собрать у себя небольшое и хорошее общество, и почему это ему будет приятно, и почему он для карт и для чего-нибудь дурного жалеет деньги, но для хорошего общества готов и понести расходы, что Пьер не мог отказаться и обещался быть. — Только не поздно, граф, ежели смею просить; так без десяти минут в восемь, смею просить. Партию составим, генерал наш будет. Он очень добр ко мне. Поужинаем, граф. Так сделайте одолжение. Противно своей привычке опаздывать, Пьер в этот день, вместо восьми без десяти минут, приехал к Бергам в восемь часов без четверти. Берги, припася, что нужно было для вечера, уже готовы были к приему гостей. В новом, чистом, светлом, убранном бюстиками, и картинками, и новой мебелью кабинете сидел Берг с женою. Берг в новеньком застегнутом мундире сидел подле жены, объяснял ей, что всегда можно и должно иметь знакомства людей, которые выше себя, потому что тогда только есть приятность от знакомств. — Переймешь что-нибудь, можешь попросить о чем-нибудь. Вот посмотри, как я жил с первых чинов (Берг жизнь свою считал не годами, а высочайшими наградами). Мои товарищи теперь еще ничто, а я на ваканции полкового командира, я имею счастье быть вашим мужем (он встал и поцеловал руку Веры, но по пути к ней отогнул угол заворотившегося ковра). И чем я приобрел все это? Главное уменьем выбирать свои знакомства. Само собой разумеется, надо быть добродетельным и аккуратным... Берг улыбнулся с сознанием своего превосходства над слабой женщиной и замолчал, подумав, что все-таки эта милая жена его есть слабая женщина, которая не может постигнуть всего того, что составляет достоинство мужчины, — ein Mann zu sein. Вера в то же время также улыбнулась с сознанием своего превосходства над добродетельным, хорошим мужем, но который все-таки ошибочно, как и все мужчины, по понятию Веры, понимал жизнь. Берг, судя по своей жене, считал всех женщин слабыми и глупыми. Вера, судя по одному своему мужу и распространяя это замечание на всех, полагала, что все мужчины приписывают только себе разум, а вместе с тем ничего не понимают, горды и эгоисты. Берг встал и, обняв свою жену, осторожно, чтобы не измять кружевную пелерину, за которую он дорого заплатил, поцеловал ее в середину губ. — Одно только, чтоб у нас не было так скоро детей, — сказал он по бессознательной для себя филиации идей. — Да, — отвечала Вера, — я совсем этого не желаю. Надо жить для общества. — Точно такая была на княгине Юсуповой, — сказал Берг с счастливой и доброй улыбкой, указывая на пелеринку. В это время доложили о приезде графа Безухова. Оба супруга переглянулись самодовольной улыбкой, каждый себе приписывая честь этого посещения. «Вот что значит уметь делать знакомства, — подумал Берг, — вот что значит умет держать себя!» — Только, пожалуйста, когда я занимаю гостей, — сказала Вера, — ты не перебивай меня, потому что я знаю, чем занять каждого и в каком обществе что нужно говорить. Берг тоже улыбнулся. — Нельзя же: иногда с мужчинами мужской разговор должен быть, — сказал он. Пьер был принят в новенькой гостиной, в которой нигде сесть нельзя было, не нарушив симметрии, чистоты и порядка, и потому весьма понятно было и не странно, что Берг великодушно предлагал разрушить симметрию кресла или дивана для дорогого гостя и, видимо, находясь сам в этом отношении в болезненной нерешительности, предложил решение этого вопроса выбору гостя. Пьер расстроил симметрию, подвинув себе стул, и тотчас же Берг и Вера начали вечер, перебивая один другого и занимая гостя. Вера, решив в своем уме, что Пьера надо занимать разговором о французском посольстве, тотчас же начала этот разговор. Берг, решив, что надобен и мужской разговор, перебил речь жены, затрогивая вопрос о войне с Австриею, и невольно с общего разговора соскочил на личные соображения о тех предложениях, которые ему были деланы для участия в австрийском походе, и о тех причинах, почему он не принял их. Несмотря на то, что разговор был очень нескладный и что Вера сердилась за вмешательство мужского элемента, оба супруга с удовольствием чувствовали, что, несмотря на то, что был только один гость, вечер был начат очень хорошо и что вечер был как две капли воды похож на всякий другой вечер с разговорами, чаем и зажженными свечами. Вскоре приехал Борис, старый товарищ Берга. Он с некоторым оттенком превосходства и покровительства обращался с Бергом и Верой. За Борисом приехала дама с полковником, потом сам генерал, потом Ростовы, и вечер уже совершенно несомненно стал похож на все вечера. Берг с Верой не могли удерживать радостной улыбки при виде этого движения по гостиной, при звуке этого бессвязного говора, шуршанья платьев и поклонов. Все было, как и у всех, особенно похож был генерал, похваливший квартирку, потрепавший по плечу Берга и с отеческим самоуправством распорядившийся постановкой бостонного стола. Генерал подсел к графу Илье Андреичу, как к самому знатному из гостей после себя. Старички со старичками, молодые с молодыми, хозяйка у чайного стола, на котором были точна такие же печенья в серебряной корзинке, какие были у Паниных на вечере, все было совершенно так же, как у других.

JI . Н. Толстой. «Война и мир». «Мысль семейная» в романе.

Семьи Ростовых и Болконских, Бергов и Курагиных

______________________________________________________________________________________________________________________

Цель:

    на материале романа JI . Н. Толстого «Война и мир» рас­крыть тему «Мысль семейная», используя элементы ана­лиза средств создания образов героев;

    через сопоставитель­ную характеристику семей выявить авторский взгляд на тему семьи;

    совершенствовать исследовательские навыки учащихся:

Умение анализировать, выделять главное, сравнивать, ставить и решать проблемы;

    формировать собственный семейный идеал учащихся.

Оборудование: учебник, текст романа «Война и мир», раздаточный мате­риал, таблицы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые

результаты: учащиеся раскрывают тему «Мысль семейная» на мате­риале романа JI . Н. Толстого «Война и мир», используя элементы анализа средств создания образов героев; через сопоставительную характеристику семей выявляют автор­ский взгляд на тему семьи; выполняют аналитическую работу в группах; участвуют в беседе, мини-дискуссии.

ХОД УРОКА

    Организационный этап

    Актуализация опорных знаний

Беседа

    Как группируется система образов в романе-эпопее?

    Как посредством портретной характеристики JI . Н. Толстой раскрывает

психологию героя и его внутренний мир?

    Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

- В романе «Война и мир» тема семьи занимает одну из ключевых позиций. Семья для Толстого - это почва для формирования человеческой души. Атмо­сфера дома, родового гнезда, по мнению писателя, определяет склад психоло­гии, взглядов и даже судьбы героев. Автор пытается объяснить многие особен­ности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. Только в семье человек получает всё то, что в последующем опреде­ляет его характер, привычки, мировоззрение и мироощущение.

Именно поэтому в системе всех основных образов романа JI . Н. Толстой выде­ляет несколько семей, на примере которых ярко выражено авторское отношение к идеалу домашнего очага,- это и хранящие аристократические традиции Бол­конские; и представители московского дворянства Ростовы; лишённая взаимного уважения, душевности и связей семья Курагиных; семья Бергов, которая начина­ет своё существование с закладки «материального фундамента». А в эпилоге ро­мана JI . Н. Толстой представляет на суд читателей две новые семьи - Пьер и На­таша, Николай и Марья, семьи, основанные на искренних и глубоких чувствах.

    Работа над темой урока

    Аналитическая работа (в группах, с опорой на текст романа)

1-я группа. Семья Бергов - идеалы, «фундамент» семьи, образцы, которым следуют Берги, характеристика Берга, Веры.

    Какие из эпизодов свидетельствуют о расчётливости Берга, Веры?

2-я группа. Семья Курагиных - стиль отношений между членами семьи. Как складываются отношения у Курагиных вне их семьи? Какими члены семьи выходят в жизнь? Характеристика князя Василия, Анатоля, Элен.

    Какими этическими принципами руководствуются члены семьи Курагиных?

    Существуют ли в их системе ценностей такие понятия, как честь, благород­ство, совесть, жертвенность?

3-я группа. Семья Ростовых - стиль отношений в семье, основная черта всех Ростовых, единодушие в семье - залог счастья всех её членов.

    Какой вариант семейственных, родовых связей приемлем для JI . Н. Тол­стого?

    К какому типу семьи примыкают Ростовы?

    Что значит для них родительский дом?

    В каких ситуациях мы встречаемся с семейством Ростовых?

    Каковы взаимоотношения родителей и детей?

    Обратите внимание на этику этих взаимоотношений. Что будет значить се­мья в жизни Наташи-матери?

4-я группа. Семья Болконских - идеалы, фундамент семьи, стиль отноше­ний между членами семьи, характеристика старого князя Болконского, Анд­рея, Марьи.

    Каковы взаимоотношения между членами семьи Болконских?

    Составляют ли они породу, как Ростовы? Что общего у них?

    Что скрывается за внешней суровостью старика Болконского?

    Каковы наиболее яркие, на ваш взгляд, детали в изображении внутреннего и внешнего облика Болконских?

    Как воплотит княжна Марья отцовский идеал семьи?

    Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых?

Ориентировочные ответы

Семья Бергов. В самом Берге есть много общего с грибоедовским Молчалиным (умеренность, исполнительность и аккуратность). По мысли Толстого, Берг не только мещанин, но и частица вселенского мещанства (мания приоб­ретательства в любой ситуации берёт верх, заглушая проявление нормальных чувств - эпизод с покупкой мебели во время эвакуации из Москвы большинства жителей). Берг эксплуатирует войну 1812 г., выжимает из неё максимум выго­ды для себя. Берги всеми силами стараются походить на принятые в обществе образцы: вечер, который устраивают Берги,- точная копия множества других вечеров со свечами и чаем. Вера (хотя и принадлежит по рождению к Ростовым i ещё в девичестве, несмотря на свою приятную внешность и развитость, хоро­шие манеры и правильность суждений, отталкивает от себя людей равнодуши­ем к окружающим и крайним эгоизмом.

Такая семья, по мнению Толстого, не может стать основой общества, потому что фундамент, положенный в её основу,- материальные приобретения, кото­рые скорее опустошают душу, способствуют разрушению человеческих отношений, а не объединению.

Семья Курагиных: князь Василий, Ипполит, Анатоль, Элен. Члены се­мьи связаны только внешними отношениями. У князя Василия нет отеческого чувства к детям, все Курагины разобщены. И в самостоятельной жизни дети князя Василия обречены на одиночество: у Элен и Пьера нет семьи, несмотря на официальный брак; Анатоль, будучи женатым на польке, вступает в новые связи, ищет богатую жену. Курагины органично вписываются в общество завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер с его фальшью, искусственностью! лжепатриотизмом, интригами. Подлинное лицо князя Василия проявляется в эпизоде дележа наследства Кирилы Безухова, от которого он ни при каких обстоятельствах не намерен отказаться. Он фактически продаёт свою дочь, выдавая её за Пьера. Животное безнравственное начало, заложенное в Анатоте Курагине, особенно ярко проявляется, когда отец привозит его в дом Волков­ских, чтобы сосватать за него княжну Марью (эпизод с мадмуазель Бурьен). А отношение его к Наташе Ростовой настолько низко и безнравственно, что не нуждается ни в каких комментариях. Элен достойно завершает семейную галерею - это женщина-хищница, готовая ради денег и положения в обществе ти замуж по расчёту, а затем жестоко относиться к своему мужу. Отсутствие связей, душевной близости делает эту семью формальной, то ь в ней живут люди, родные только по крови, а духовного родства, близости человеческой в этом доме нет, а потому можно предположить, что такая семья может воспитать нравственного отношения к жизни.

Семья Болконских. Глава семьи, старый князь Болконский, устанавли- в Лысых Горах осмысленную жизнь. Он истинный аристократ и бережно сохраняет все традиции аристократии.

Осведомлённость старого князя о современных событиях удивляет даже его сына. Ироничное отношение к религии и сентиментальности сближает отца с сыном. Смерть князя, по мысли Толстого,- расплата за его деспотизм. Бол­конский живёт умом, в доме царит интеллектуальная атмосфера. Даже свою дочь старый князь сам обучает точным и историческим наукам. Но, несмотря на целый ряд чудачеств князя, его дети - князь Андрей и княжна Марья - лю­бят и уважают своего отца, прощая ему некоторую бестактность и резкость. Мо­жет быть, в этом и состоит феномен семьи Болконских - безусловное уважение и приятие всех старших членов семьи, безотчётная, искренняя, в чём-то даже жертвенная любовь членов семьи друг к другу (княжна Марья для себя решила, что не будет думать о личном счастье, чтобы не оставить отца одного).

Отношения, сложившиеся в этой семье, по мнению Толстого, способствуют воспитанию таких чувств, как уважение, преданность, человеческое достоин­ство, патриотизм.

Семья Ростовых . На примере семьи Ростовых Толстой представляет свой идеал семейного бытия, добрых отношений между всеми членами семьи. Росто­вы живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непри­нуждённо относясь к жизненным неурядицам. Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху. Всем членам семьи Ростовых свойственна жи­вость и непосредственность. Переломным моментом в жизни семьи становится отъезд из Москвы в 1812 г., решение отдать подводы, предназначенные для вы­воза имущества, для перевозки раненых, что фактически явилось разорением Ростовых. Умирая, старик Ростов чувствует не только вину за разорение детей, но и гордится выполненным патриотическим долгом. Дети в семье Ростовых на­следуют от родителей искренность, открытость, бескорыстие, стремление лю­бить весь мир, всё человечество.

    Обобщение учителя

- «Эпилог» - это апофеоз семейного счастья и согласия. Здесь ничто не предвещает тяжёлых драматических конфликтов. Всё просто и надёжно в мо­лодых семьях Ростовых и Безуховых: устоявшийся быт, глубокая привязан­ность супругов друг другу, любовь к детям, понимание, участие.

Николай Ростов и Марья Болконская. Любовь этих людей зарождается в мо­мент беды, нависшей над отечеством. Для Николая и Марьи характерна общность в восприятии людей. Это союз, в котором муж и жена духовно взаимообогащаются. Николай делает счастливой Марью, а она вносит в семью доброту и нежность.

Наташа Ростова и Пьер Безухов. Цель их любви - супружество, семья и дети. Здесь Толстой описывает идиллию - интуитивное понимание близкого человека. Прелесть Наташи-девушки ясна всем, очарование Наташи-женщины - только мужу. Каждый из них находит в любви и семье именно то, к чему стремился всю свою жизнь, смысл своей жизни, который, по мнению Толстого, для женщины состоит в материнстве, а для мужчины - в осознании себя опо­рой для более слабого человека, своей необходимости.

Подводя итог рассуждению, нужно отметить, что тема семьи, её значение в становлении характера человека для Толстого в романе «Война и мир» явля­ется одной из самых важных. Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. В то же время он подчёркивает большое значение семьи в формировании как юного человека и его характера, так и человека взрослого. Только в семье человек получает всё то, что в последующем определяет его характер, привыч­ки, мировоззрение и мироощущение.

И своей концовкой «Война и мир» напоминает открытую книгу: последние слова повествования - это мечты ребёнка, планы жизни, которая вся впере­ди. Судьба героев романа - только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих, и в их числе того человека, который сегод­ня, в начале XXI в., читает «Войну и мир» с надеждой найти в ней ответы на «вечные» вопросы. И ныне «юноша, стиснув рот, заново определяет: ради чего живёт, ради чего страдает? Что такое любовь? Где обитает совесть? И всё - не в глаз, так в бровь, в самую душу то есть»,- считает А. Яшин.

Наше время - особенное, утрачены многие ценности, часто на первое место выходит материальное, а не духовное начало (вспомните союз Пьера и Элен), но можно ли такой союз назвать семьёй? Я думаю, мы с вами пришли к единому мнению, что счастливая семья - это семья, основанная на тех нравственных принципах, которые мы сегодня определили, и надеюсь, что, создавая свою се­мью, вы вспомните сегодняшний урок.

Каждая семья - это большой сложный мир, в котором свои традиции, отно­шения и привычки, даже свой взгляд на воспитание детей. Говорят, что дети - эхо своих родителей. Однако, чтобы это эхо звучало не только в силу естествен­ной привязанности, но и, главным образом, в силу убеждённости, необходимо, чтобы в доме, в семейном кругу укреплялись обычаи, порядки, правила жизни, переступить которые нельзя не из страха перед наказаниями, а из уважения к устоям семьи, к её традициям. Делайте всё, чтобы детство, будущее ваших де­тей, были прекрасными, чтобы семья была крепкой, дружной, семейные тради­ции хранились и передавались из поколения в поколение. Я желаю вам счастья в семье, в той, в которой вы живёте сегодня, которую сами создадите в будущем. Пусть под крышей вашего дома всегда царят взаимопомощь и взаимопонима­ние, пусть жизнь ваша будет богата и духовно, и материально!

    Рефлексия. Подведение итогов урока

«Учимся дискутировать»: мини-дискуссия

    Какое воспитание вам ближе: воспитание в семье Ростовых или воспитание в семье Болконских? Почему?

    Какая же семья для Толстого - идеал, какую семейную жизнь он считает «настоящей»?

    Домашнее задание

    Опережающие задания

    Подготовить краткий пересказ эпизода «Смотр в Браунау» (т. 1, ч. 2, гл. 1. 2, 3) и выразительное чтение отрывка из т. 1, ч. 2, гл. 2 от слов «Как же сказывали, Кутузов кривой...» и до «То-то и видно, что дурак, ты слушан больше...».

    Подготовить краткий пересказ эпизода «На мосту через Дунай» (т. 1, ч. 2. гл. 7-8), обращая внимание на то, как оценил потери полковник и кому приписал честь поджигания моста.

· Тема семьи и ее значение в становлении характера человека в романе «Война и мир» является одной из самых важных. Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью к той или иной семье.

Только в семье человек получает все о, что в последующем определяет его характер, привычки, мировоззрение и мироощущение.

· В романе Толстой рассказывает о разных семьях - это и хранящая аристократические традиции семья Болконских; и представители московского дворянства Ростовы; лишенная взаимного уважения, душевности связей семья Курагиных; семья Бергов, которая начинает свое существование с закладки «материнского фундамента». А в эпилоге романа Толстой представляет на суд читателей две новые семьи - Пьер и Наташа, Николай и Марья, - по мнению автора именно такой должна быть семья, основанная на искренних и глубоких чувствах.

Берги (Берг и Вера)

Идеалы, «фундамент» семьи

Мания приобретательства в любой ситуации берет верх, заглушая проявление нормальных чувств - эпизод с покупкой мебели во время эвакуации из Москвы большинства жителей.

В самом Берге есть много общего с грибоедовским Молчалиным (умеренность, исполнительности и аккуратность). Берг не только мещанин сам по себе, но и частица вселенского мещанства.

Образцы, которым следуют Берги

Берги всеми силами стараются походить на принятые в обществе образцы: вечер, которые устраивают Берги - точная копия множества других вечеров со свечами и чаем. Вера (хотя и принадлежит по рождению к Ростовым) еще в девичестве, несмотря на свою приятную внешность и развитость, хорошие манеры и «правильность» суждений, отталкивает от себя людей своим равнодушием к окружающим и крайним эгоизмом.

Такая семья не может стать основой общества, потому что «фундамент», положенный в ее основу - материальные приобретения, которые скорее опустошают душу, способствует разрушению человеческих отношений, а не объединению.

Курагины - князь Василий, Ипполит, Анатоль, Элен

Стиль отношений между членами семьи

Члены семьи связаны только внешними отношениями, все Курагины разобщены.

Как складываются отношения Курагиных вне их семьи

В самостоятельной жизни дети князя Василия обречены на одиночество: у Элен и Пьера нет семьи, несмотря на официальный брак; Анатоль, будучи женатым на польке, вступает в новые связи, ищет богатую жену.

Какими члены семьи «входят» в жизнь

Курагины органично вписываются в общество завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер с его фальшью, искусственностью, лжепатриотизмом, интригами.

Князь Василий

Подлинное лицо князя Василия проявляется в эпизоде дележа наследства Кириллы Безухова, от которого он не при каких обстоятельствах не намерен отказаться. Он фактически продает свою дочь, выдавая ее за Пьера.

Анатоль Курагин

Животное, безнравственное начало, заложенное в Анатоле Курагине, особенно ярко проявляется, когда отец привозит его в дом Болконских, чтобы сосватать за него княжну Марью (эпизод с мадмуазель Бурьен). А отношение его к Наташе Ростовой настолько низко и безнравственно, что не нуждается ни в каких комментариях.

Элен Курагина

Элен достойно завершает семейную галерею - это женщина-хищница, готовая ради денег положения в обществе выйти замуж по расчету, а затем жестоко относиться к своему мужу.

Отсутствие связей, душевной близости делает эту семью формальной: в ней живут люди, родные только по крови, а духовного родства, близости человеческой в этом доме нет, и поэтому такая семья не может воспитывать нравственного отношения к жизни.

Болконские

Глава семьи

Старый князь Болконский устанавливает в Лысых Горах осмысленную жизнь. Он весь в прошлом - он истинный аристократ и все традиции аристократии им бережно охраняются.

Сходство между отцом и сыном

Ироничное отношение к религии и сентиментальности, они живут «умом», в доме царит интеллектуальная атмосфера. Настоящая жизнь тоже находится в поле внимания старо князя - его осведомленность о своевременных событиях удивляет даже его сына.

Отношение к отцу

Несмотря на целый ряд чувств князя, его дети, князь Андрей и княжна Марья, любят и уважают своего отца, прощая ему некоторую бестактность и резкость. Может быть, в этом и состоит феномен семьи Болконских - безусловное уважении и приятие всех старших членов семьи, безотчетная, искренняя, в чем-то даже жертвенная любовь членов семьи друг к другу (княжна Марья для себя решила, что не будет думать о личном счастье, чтобы не оставить отца одного).

Княжна Марья

Безоговорочно подчиняется отцу, боясь его гнева, но в то же время любит его, безусловно, уважает его и признает в нем авторитет.

Стиль отношений в этой семье способствует воспитанию таких чувств, как уважение, преданность, человеческое достоинство, патриотизм.

Стиль отношений в семье

На примере семьи Ростовых Толстой описывает свой идеал семейного бытия, добрых отношений между всеми членами семьи. Ростова живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непринужденно относясь к жизненным неурядицам. Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху.

Основная черта всех Ростовых

Всем членам семьи Ростовых свойственна живость и непосредственность.

Единодушие в семье - залог счастье всех ее членов

Переломным моментом в жизни семьи становится отъезд из Москвы, решение отдать подводы, предназначенный для вывоза имущества, для перевозки раненых, что фактически я вилось разорением Ростовых. Старик Ростов умирает с чувством вины за разорение детей, но с чувством выполненного патриотического долга.

Дети в семье Ростовых наследуют от родителей лучшие качества - искренность, открытость, бескорыстие, стремление любить весь мир и все человечество.