«Какие качества романтических героинь свойственны Ревекке и Ровене.

«Какие качества романтических героинь свойственны Ревекке и Ровене.

Мы проанализировали множество текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку и выявили общие закономерности в формировании проблем. К каждой из них мы подобрали примеры из литературы. Все они доступны для скачивания в формате таблицы, ссылка в конце статьи.

  1. Для родного человека не имеет значения, как ты выглядишь, как ты себя ведёшь, он будет любить тебя, несмотря ни на что. Любовь матери – это великая сила. В произведении Д. Улицкой «Дочь Бухары» Аля, узнав о страшном диагнозе дочери, не отказывается от неё. Наоборот, любящая мать тратит все свои силы во благо своего ребёнка. Вместе они проходят через множество трудностей. Одна, оставшись без мужа, Бухара бросает свою работу и устраивается в школу для отсталых детей, чтобы всегда быть с Милочкой. Вскоре Аля заболевает и знает, что это смертельно. Однако она старается за это время успеть обустроить жизнь дочери наилучшим образом и не успокаивается, пока Мила не выходит замуж. Лишь в ее счастье она находит покой.
  2. Дети – самое дорогое, что есть у женщины. Поэтому материнская любовь всесильна. Потерять ребёнка – это самая страшная трагедия в жизни родителей. В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» показывается горе женщины, потерявшей сына на войне. Графиня Ростова узнаёт о смерти любимого Пети и словно теряет рассудок после этого. Её сердце предчувствовало трагедию, она не хотела отпускать сына на службу. Но, в силу юношеских лет, Петя не знал, что такое война. Он мечтал стать героем. Однако тому не суждено было сбыться, и он погибает в первой же битве. Получив страшное известие, графиня запирается в комнате, кричит и зовёт сына. Жизнь ей больше не важна. За месяц, проведённый в этой скорби, когда-то прекрасная женщина становится старухой. И лишь усилиями дочери она выходит из комнаты. Однако без сына её жизнь уже не будет прежней.

Роль матери в жизни ребенка

  1. «Мама» - это первое слово, которое произносит почти каждый ребёнок. Но не каждому везет ощутить ласку и заботу той, кого так хотелось позвать к себе. Главный герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» был вывезен из дома ещё в детстве. Он знал, что где-то далеко у него есть семья, он помнил, как его нянчила мать. Но всего этого его лишила война. Русский офицер увез его, но оставил в монастыре, когда испугался, что пленник умрет, не пережив сложной дороги. Пытаясь заполнить пустоту в своём сердце, повзрослевший Мцыри сбегает из своей холодной темницы. Он мечтает найти родных, наконец, почувствовать тепло и заботу. Однако, осознав, что прошлое не вернуть, он погибает. И все же именно воспоминание о родительском доме заставило юношу познать себя и взбунтоваться против медленной пытки – заточения в монастырских стенах. Он с благодарностью принимает смерть, ведь жизнь в рабстве гораздо хуже. Юноша совершил этот прыжок к свободе лишь благодаря силе воспоминания о своем происхождении, о своей семье, о своей матери.
  2. Маму нельзя заменить. Как и нельзя дать ту же любовь, что даёт тебе твой родной человек. Так, в повести Марка Твена «Приключения Тома Соера» мы видим жизнь мальчика, оставшегося без матери. Да, его воспитывает тётя. Однако она никогда не сможет воспринимать Тома, как своего сына, и мальчик это чувствует. Он нарочно сбегает из дома. Отсутствие материнской любви сказывается и на его характере: сорванец, не чувствующий заботы и не готовый трудиться ради кого-то.
  3. Неблагодарность ребёнка

    1. Главный герой рассказа Е. Карпова «Меня зовут Иваном» не смог вовремя понять силу материнской любви. Семёна ранят на войне, и после такого страшного события он решает не возвращаться домой. Состарившийся, слепой и немощный, он пытается доживать свою исковерканную жизнь. Случайно узнав его по голосу в электричке, мать Семёна ринется к нему, но он оттолкнёт некогда родную женщину и назовётся другим именем. Лишь спустя время, он осознаёт, что случилось. Однако будет слишком поздно. Лишь стоя на могиле матери, он всё понимает.
    2. Иногда мы осознаём важность мамы в нашей жизни слишком поздно. Подтверждение своей мысли я нахожу в произведении К. Г. Паустовского «Телеграмма» . Главная героиня, Катерина Петровна, три года не виделась со своей дочерью. Мать писала ей письма и мечтала снова с ней встретиться. Настя же жила своей жизнью, иногда посылала «сухие» письма и немного денег. Но Катерина Петровна и тому была рада. Перед смертью она всё мечтала в последний раз увидеться с дочкой. Но этому не суждено было сбыться. О плохом состоянии матери Настя узнала лишь из телеграммы Тихона. Однако было уже слишком поздно. Хоронили женщину совсем чужие люди. И лишь на могиле матери Настя осознала, что потеряла самого родного на свете человека, так и не выразив свою благодарность.
    3. Любовь к матери

      1. Мы должны уважать и ценить то, что делают для нас мамы. Они всегда на нашей стороне и отдают нам всю свою любовь. Это понимает и великий поэт С.А. Есенин . В стихотворении «Письмо матери» он с нежностью обращается к своей «старушке». Сын хочет уберечь родную женщину, обеспокоенную слухами и новостями о его плохом поведении. Он с осторожностью подходит к этому разговору и со всей заботой уверяет, что не о чем беспокоится. Он просит не ворошить прошлое и не грустить о нём так сильно. Есенин понимает, что матери нелегко смириться, когда про её ребёнка говорят злые вещи. И всё же он пытается уверить мать в том, что всё будет хорошо.
      2. Отрада для матери видеть своего ребёнка счастливым. Ведь именно она частично ответственна за его судьбу. В стихотворении А. Павлова-Бессоновского «Спасибо, мамочка» автор понимает, насколько важна в жизни мама. Он начинает своё произведение со слов благодарности за жизнь, за тепло и уют, за любовь. Поэт настолько переполнен чувством благодарности, что через каждую строчку стихотворения слышится отчётливое «спасибо».
      3. Чрезмерная материнская любовь

        1. Воспитание родителей часто влияет на дальнейшую судьбу ребёнка. Немало важную роль здесь играет именно мама. В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» читатели видят пример, где излишняя любовь матери вредит будущему сына. Митрофан – это своеобразный взрослый ребёнок. Он ленивый, невоспитанный и эгоистичный. Герой не видит выгоды в том, чтобы общаться с другими людьми вежливо. В этом большую роль сыграло воспитание матери, которая во всём всегда потакала сыну. Она никогда не заставляла его что-то делать, всегда ограждала от опасностей, поощряла любые его затеи. Однако в итоге такое чрезмерно-любвеобильное отношение обратилось против госпожи Простаковой. В конце пьесы мальчик отказывается от родной матери и отталкивает её.

Дата публикации: 25.12.2016

Готовые аргументы для сочинения ЕГЭ:

Проблема материнства

Проблема слепой материнской любви

Материнство как подвиг

Возможные тезисы:

Любовь матери - самое сильное чувство на свете

Быть хорошей матерью - настоящий подвиг

Мать готова на все ради своих детей

Иногда материнская любовь ослепляет, и женщина видит в своем ребенке только хорошее

Д. И. Фонвизин комедия «Недоросль»


Ярким примером слепой материнской любви является комедия Фонвизина «Недоросль». Простакова настолько сильно любила своего сына, что видела в нем только хорошее. Митрофану все спускали с рук, любые его капризы исполнялись, мать всегда шла у него на поводу. Итог очевиден - герой вырос избалованным и эгоистичным юношей, который не любит никого, кроме себя, и не равнодушен даже к собственной матери.

Л. Улицкая рассказ «Дочь Бухары»


Настоящий материнский подвиг описывается в рассказе Улицкой «Дочь Бухары». Аля, главная героиня произведения, была очень красивой девушкой. Став женой Дмитрия, восточная красавица родила девочку, но вскоре выяснилось, что у ребенка синдром Дауна. Отец не смог принять неполноценного ребенка и ушел к другой женщине. А Бухара, любившая дочку всем сердцем, не сдалась и посвятила свою жизнь воспитанию девочки, сделав все возможное для ее счастья, пожертвовав собственным.

А. Н. Островский пьеса «Гроза»


Не всегда материнская любовь выражается в ласке. В пьесе островского «Гроза» Кабаниха, свекровь главное героини, очень любила «воспитывать» своих детей, давая им наказания и читая морали. Неудивительно, что сын Тихон проявлял себя как безвольный, несамостоятельный человек и мямля, который не может и шагу ступить без «маменьки». Постоянное вмешательство Кабанихи в жизнь сына негативно сказалось на его жизни.

Ф. М. Достоевский роман «Преступление и наказание»

В романе Достоевского «Преступление и наказание» также прослеживается нескончаемая материнская любовь. Пульхерия Александровна больше всего беспокоилась о счастье сына Родиона и верила ему несмотря ни на что. Ради него женщина была готова жертвовать дочерью. Создается впечатление, что сын для Пульхерии был намного важнее Дуни.


А. Н. Толстой повесть «Русский характер»

В повести Толстого «Русский характер» подчеркивается сила материнской любви. Когда танкист Егор Дремов получил ожоги, обезобразившие его лицо до неузнаваемости, он побоялся, что семья отвернется от него. Герой навестил родных под видом своего друга. Но порой материнское сердце видит яснее чем глаза. Женщина, несмотря на чужой облик, узнала в госте своего родного сына.

В. Закруткин повесть «Матерь человеческая»

О том, насколько большим может оказаться сердце настоящей матери, рассказывается в повести Закруткина «Матерь человеческая». Во время войны главная героиня, потеряв мужа и сына, осталась одна со своим будущим ребенком на разграбленной фашистами земле. Ради него Мария продолжала жить, а вскоре приютила маленькую девочку Саню и полюбила ее как родную. Через некоторое время малышка умерла от болезни, героиня чуть не сошла с ума, но упорно продолжала свое дело - возрождать уничтоженное, для тех, кто, может быть, вернется. За все время беременная женщина успела приютить на своем хуторе еще семь сирот. Этот поступок можно считать настоящим материнским подвигом.

(Связь человека с мамой проходит крепкой, невидимой нитью через всю его жизнь. Начиная от тихой песни у колыбели, мама становится самым преданным другом и мудрым наставником.

Материнская забота заключается не только в стирке, уборке и приготовлении еды. Кто лучше матери пожалеет, приласкает и успокоит? Только нежные, родные руки своим прикосновением снимут боль и усталость. Только теплые материнские губы облегчат физические и моральные страдания.

Малыш побежал за летящей, пестрой бабочкой, споткнулся, упал навзничь, содрал ладошки, заревел от испуга и боли. Мама подхватила на руки, прижала к груди, подула на кровоточащие ранки, прикоснулась легким поцелуем к заплаканным глазкам, при этом утешая спокойным, ласковым голосом. Ребенок затих, изредка всхлипывая, обвил ручонками мамину шею, склонил на родное плечо головку и счастливо улыбнулся.

Поверьте, что содранные ладошки сына пекут в материнском сердце болью, превосходящей в разы любую, ее собственную, боль.

Мама, словно птица, заботливо прикрывает надежным крылом свое дитя от невзгод и опасности. Не спит ночами у кроватки больного малыша. Крепко держит за руку, когда ему страшно или одиноко. Помогает со школьными уроками. Советует в первых сложных ситуациях. Учит человеческой доброте, умению дружить и любить, помогать и сострадать. Быть открытым, честным и человечным. Беречь и охранять природу и животных, попавших в беду.

Мамы мудро ведут по жизни, и всегда стараются найти оправдание нашим оплошностям, потому что дня них мы всегда остаемся детьми - самыми любимыми и самыми лучшими.

Материнская любовь - это бездонная чаша ангельского терпения; житейской мудрости; душевной доброты; неиссякаемого сердечного тепла; неутомимой, бескорыстной заботы и бесконечной преданности.

Затем - пример из текста.

Пример из жизненного опыта или из худ-го произв.

Таким образом, могу сделать вывод, что дети должны ценить любовь, подаренную матерью, потому что нет ничего прекраснее ее.

Или ещё одно начало:

Хорошие родители могут отказаться от карьеры, рисковать жизнью, они всегда придут на помощь, обогреют лаской и добротой, поймут и простят.

Пример из литературы:

А в комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» мы сталкиваемся с главным героем пьесы, Митрофаном. Его родители безумно любили, не давали в обиду, не заставляли ничего делать, именно поэтому мальчик вырос ленивым и невоспитанным. В данном случае читатель видит, что любовь матери пошла ребенку не во благо. Пьеса направлена на высмеивание нравов и жизненных устоев семьи Простаковых, но несмотря на весь набор отрицательных качеств, в госпоже Простаковой все же живет светлое чувство. Она души не чает в своем сыне. С проявления заботы к Митрофанушке начинается пьеса, и эта забота и любовь живут в ней до последнего явления пьесы. Последняя реплика Простаковой заканчивается криком отчаяния: «Нет у меня сына!» Ей было больно и трудно перенести предательство сына, которому сама признавалась, что «только в нем и видит утешение». Сын для нее - все. В какое бешенство приходит она, когда узнает, что дядюшка чуть было не побил Митрофанушку! И уже здесь мы видим главные черты образа матери в русской литературе - это безотчетная любовь к своему ребенку и не за личностные качества, а потому что это её сын.


В «Капитанской дочке» и «Тарасе Бульбе» и Пушкин, и Гоголь показывают мать в момент разлуки её со своими детьми. Пушкин одним предложением показал состояние матери в момент, когда она узнает о предстоящем отъезде сына: «Мысль о скорой разлуке со мной так поразила её, что она уронила ложку в кастрюльку, и слезы потекли по её лицу», а когда Петруша уезжает, она «в слезах наказывает» ему беречь здоровье. Точно такое же изображение матери и у Гоголя. В «Тарасе Бульбе» автор подробно описывает эмоциональное потрясение «старушки». Только встретив сыновей после долгой разлуки, она вновь вынуждена с ними расстаться. Всю ночь она проводит у их изголовья и чувствует своим материнским сердцем, что в эту ночь она последний раз их видит. Гоголь, описывая её состояние, дает верную характеристику любой матери: «…за каждую каплю крови их она отдала бы себя всю». Благословляя их, она безудержно плачет, точно так же как и мать Петруши. Таким образом, на примере двух произведений мы видим, что значит для матери расставание со своими детьми и как непросто она его переносит.

Любовь матери – самая чистая, не зависящая ни от каких обстоятельств. Именно мать всегда поймет, примет любой выбор ребенка, потому что главное для нее – счастье любимого чада. Если у человека в семье происходит именно так, то он может считаться самым счастливым.

Многие писатели и поэты воспевали материнскую любовь в своих произведениях. Эти литературные примеры для сочинения-рассуждения на ОГЭ по русскому языку Многомудрый Литрекон с удовольствием подобрал для Вас. Но если Вам не хватило какого-то определенного аргумента, то напишите нам в комментариях, что нужно добавить.

  1. В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» материнская любовь показана на примере жены главного героя, сурового казака Тараса. Героиня вложила всю свою любовь, нежность и страсть в чувство к сыновьям Остапу и Андрию. Замужество не принесло ей счастья: она видела от супруга только злобу и побои. Зато дети для нее всегда оставались светом в окошке. Их приходилось видеть редко, так как сыновья учились вдали от дома. Но когда мать встречалась с детьми, она все делала для их комфорта, не могла на них наглядеться. Она даже не испугалась заступиться за сыновей перед отцом, который отправлял их воевать. А в последнюю их ночь дома безутешная мать до утра любовалась на спящих Остапа и Андрия. Ее любовь к отпрыскам – свидетельство того, что сердце мамы бьется ради ее детей.
  2. Материнская любовь ярко показана в повести Л. Н. Толстого «Детство» в образе Натальи Николаевны, матери Николеньки. Женщина отличалась кротостью и добротой, ее считали настоящим ангелом. Она любила своего мужа, но тот ее обманывал и разорял. Любовь к детям Наталья Николаевна не скрывала, ей не стыдно было их ласкать и разговаривать с ними (хотя в дворянской среде такое внимание к потомству не было распространено). Да, мать проводила с детьми не слишком много времени, однако все они чувствовали ее любовь и заботу, каждый день с ней общались. Смерть Натальи Николаевны стала страшным ударом для всех, особенно для Николеньки. Дети особенно сильно чувствуют любовь матери, поэтому им очень тяжело ее лишиться.
  3. Слепая и безрассудная материнская любовь показана в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» . Помещица Простакова любила только своего сына Митрофана, потакала ему, окружала заботой (подчас излишней). Женщина все делала ради своего великовозрастного чада, даже не замечая, что излишняя забота делает его неблагодарным и ленивым. Сам Митрофан принимал материнскую любовь как должное, для него существовали только собственные интересы, а мать была только их исполнителем. Поэтому сын отказался от родительницы в трудную минуту, когда она перестала быть могущественной. К сожалению, не все люди могут оценить материнскую любовь по достоинству.
  4. Теме любви матери уделено внимание и в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» . Главная героиня жила вместе со старушкой-матерью, которая была для нее единственным родным человеком. Пожилая крестьянка очень любила своего мужа и дочь, и потеря возлюбленного сделала Лизу последней надеждой для матери. Поэтому, несмотря на огромную любовь к Эрасту, сметающую все на своем пути, девушка заботилась о родительнице, старалась оградить ее от страстей собственной жизни, даже перед самоубийством думала о том, как бы смягчить этот поступок для матери. Однако со смертью дочери для пожилой женщины смысл жизни иссяк, она тоже умерла. Таким образом, суть бытия матери – жизнь ее чада, поэтому женщинам так сложно пережить гибель детей.
  5. Материнская любовь всегда проявляется по-разному. А. Н. Островский в драме «Бесприданница» показал необычную материнскую любовь Хариты Игнатьевны Огудаловой к дочери Ларисе. Огудаловы бедны, шанс выйти из бедности только один – удачное замужество Ларисы. В этом и состоит причина того, что Харита Игнатьевна старается всячески продвинуть дочь для устройства ее личной жизни: устраивает вечера, на которые приглашает состоятельных людей, просит у наиболее приближенных богачей деньги на содержание, заставляет Ларису общаться с неприятным ей «высоким» обществом. Харита Игнатьевна именно в этом видит счастье и успех, она желает дочери добра, только делает это по-своему, с упором на материальное благополучие.
  6. В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Пульхерия Александровна, мать Родиона Раскольникова, показывает пример высшей материнской любви. Она видит в сыне только самое лучшее, возлагает на него все надежды. Для образования и проживания его в Петербурге мать готова отдать все свои сбережения. Пульхерия Александровна все делает ради наследника, а он ценит эту любовь и заботу, стыдиться такой высокой чести для него, убийцы. Когда Родиона стали судить за преступление, безутешная мать сошла с ума, а потом и умерла, ведь не смогла выдержать страданий сына. Этот пример демонстрирует неразрывную связь матери и ее дитя: когда случается беда в жизни ребенка, его мама переживает ее острее, чем он сам.
  7. Графиня Ростова, героиня романа Л. Н. Толстова «Война и мир» , представляет собой абсолютный образ матери. Ее материнство – главная характеристика личности, ради семьи и детей она готова на все, даже на подлость (не хочет отдавать подводы для раненых, чтобы сохранить имущество для детей, препятствует любви Сони и Николая, потому что девушка бедна). Потеря ребенка для нее – главная трагедия в жизни, ведь после гибели сына Пети она сама чуть не погибла. Для своих детей Ростова – главный защитник и советчик, она сделает для них все, что только возможно, за это ее любят и ценят. Это говорит о щедрости и силе материнской любви, всепоглощающей и всепрощающей.
  8. Ильинична, героиня романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» , вложила в детей всю свою жизнь. Замуж она вышла красивой и цветущей девушкой, а потом начались побои и измены мужа. Но как же уйти, ведь у них семья, нельзя лишать детей отца. Все терпела женщина, лишь бы поставить ребятишек на ноги, вырастить их достойными людьми. Во время революционных событий, в которых Ильинична не хотела разбираться, она была на стороне тех, кто мог бы защитить ее семью. Сына Петра отняла гражданская война, а сыну Григорию сломала жизнь. Ильинична угасла, горе и тоска по Григорию поглотили ее, поэтому она не дождалась его с войны. Этот пример говорит о том, что сердце матери очень чутко к бедам и радостям детей.
  9. Катерина Петровна, героиня рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма» , жила одна, ее питали лишь надежды на счастье дочери Насти. Мать не хотела мешать ей, писала редко, но постоянно думала о Насте, которая жила и работала в Ленинграде. Дочери было некогда даже прочитать письмо матери, она была занята работой, не зная, что в это время Катерина Петровна умирает. Но пожилая женщина уходила в мир иной без упреков в адрес невнимательного чада, для нее было счастьем получить хоть короткую весточку от Насти, а потом тихо умереть. Так и произошло. Образ кроткой и доброй матери вызывает наибольшее уважение читателя. Глядя на героиню, мы познаем всю силу материнской любви.
  10. Образ материнской любви показан Л. Улицкой в рассказе «Дочь Бухары». Восточная красавица Аля родила дочку с синдромом Дауна, тогда это был совершенно незнакомый и непонятный диагноз, ясно было то, что маленькая Милочка никогда не будет обычным ребенком. Этого обстоятельства не выдержал муж Али, оставил ее с ребенком одну. Но мать делала все, чтобы приспособить дочь к жизни, научить ее жить самостоятельно. Женщина заболела смертельной болезнью, знала, что ее дни сочтены, но думала не о себе, а о Милочке. Мать устроила дочь на работу, выдала ее замуж, а потом просто уехала умирать, чтоб оградить чадо от страданий. На такое высшее самопожертвование способна только материнская любовь.