Игры для практики английской грамматики. Обучающие игры на уроках английского языка (грамматические, лексические, языковые игры и т.д.)

Игры для практики английской грамматики. Обучающие игры на уроках английского языка (грамматические, лексические, языковые игры и т.д.)
Игры для практики английской грамматики. Обучающие игры на уроках английского языка (грамматические, лексические, языковые игры и т.д.)

Грамматика занимает очень важное место в изучении английского языка по ряду причин. Во-первых, без нее невозможно научиться правильно говорить, строить фразы и предложения, даже если вы обладаете завидным лексическим запасом. Но по сути грамматика — это просто набор правил, и учить их большинству людей не так уж и интересно. Но учителя и методисты не зря свой хлеб едят, они постоянно стараются разбавить сухие грамматические правила, придумывая игры, которые не только интересны и увлекательны, но еще и гармонично вписываются в учебный процесс и помогают легко и ненавязчиво учить необходимый материал.

Когда использовать

Не смотря на доказанную пользу и целесообразность использования игр учебном процессе вообще и при изучении грамматического материала в частности, важно помнить, что лучшее — враг хорошего. Поэтому их также нужно использовать в меру и правильно. Во-первых, помните, что играя, студенты, особенно если это дети, да еще и не индивидуально , а в группе, очень возбуждаются и становятся энергичными. Поэтому если вы запланировали после игры обсуждать новую тему, вы зря потеряете время, так как наладить дисциплину может быть достаточно сложно. Игры лучше использовать на закрепление изученной темы, чтобы отработка новых грамматических конструкций проходила легко и непринужденно в игровой и дружеской атмосфере. Следовательно, наиболее целесообразно использовать игры в промежуточных уроках в цикле обсуждения определенной грамматической темы. Относительно времени на уроке, то лучше делать это ближе к завершению — это поможет немного расслабиться и оставить приятные впечатления от урока до следующей встречи.

Виды игр

Игры на уроке английского могут быть самыми разнообразными. Их использование может быть ограничено только лишь продолжительностью урока и креативностью учителя. Так, например, игры могут быть с использованием различных предметов в качестве реквизитов и без них. По мнению И. Франка, реквизиты способствуют тому, чтобы игровая ситуация была более реалистичной, что, в свою очередь, помогает лучшему усвоению материала. Но, конечно же, когда речь идет об обучении по Skype, это вряд ли возможно. По своему характеру игры могут быть предметные, сюжетные, деловые, ролевые, имитационные и игры-драматизации. Для того, чтобы внести больше разнообразия в игровой процесс, учитель может использовать различные виды работы во время занятия, такие как индивидуальная, парная, групповая и фронтальная. Каждая из них имеет свои преимущества для студента, поэтому, отдавая предпочтение одной, не стоит пренебрегать и остальными.

Примеры

  • К примеру, если вы изучаете со студентами оборот «going to», предложите им определенную ситуацию, где им нужно описать, что они планируют делать. Это может быть поездка в Лондон (здесь заодно можно будет выучить и достопримечательности Лондона) или организация вечеринки или планы на отпуск.
  • При изучении времени Present Continuous , можно использовать игру с карточками. Для этого нужны серии картинок по темам. Если это темя «Food», то можно подобрать картинки, где кто-то пьет чай, кто-то ест грушу, люди накрывают на стол, готовят обед и т.д. В отверстие, вырезанное в открытке, видна только голова человека. Показав открытку студентам, преподаватель спрашивает: «What is he doing?» Студенты должны отгадать, задавая наводящие вопросы в соответствующем времени: «Is he eating soup?» «Is he cooking?» и т. д. Учитель отвечает «No, he is not», «Yes, he is». Вопросы можно задавать и друг другу, используя парную работу и практикуя оба навыка — задавать вопросы и отвечать на них.
  • Для изучения предлогов можно использовать разные виды игр, например, активные. Если вы занимаетесь с детьми, им очень понравится, если вы будете давать им указания, где нужно стать (behind the door, at the table, near the bookcase, etc). Известно, что подключая двигательную активность к процессу запоминания, память активируется еще больше. Подобную игру можно проводить и онлайн — по очереди загадывать определенный предмет в свое комнате или на картинке, и отгадывать, где он находится.
  • Для многих студентов камнем преткновения в изучении английского языка являются неправильные глаголы. Согласитесь, что зубрить порядка ста глаголов с тремя формами ой как не весело. Но и эту рутину можно скрасить, используя игровой подход. Нужно приготовить карточки. На одной стороне напишите 3 формы глагола, например: drive, drove, driven. На обратной стороне карточки запишите эти же формы, но только с переставленными буквами, например: rdvei, erdvo, nedriv. Показывайте студентам обратные стороны этих карточек или можно писать эти формы в чате в Skype, например, a ученики должны попытаться отгадать эти три формы глагола. После того, как задание выполнено, преподаватель переворачивает карточки лицевой стороной, после чего нужно обязательно правильно прочесть все три формы, чтобы они правильно отложились в памяти. По началу это может быть сложновато, но немного потренировавшись, как правило, все с интересом и охотой играют в эту игру.

Если вы спросите любого человека, изучающего английский, что ему дается сложнее всего, девяносто процентов ответят, что это грамматика, особенно разветвленная система английских времен. В руках преподавателя огромная сила, которая может сделать процесс обучения не только легким, но еще и увлекательным и более результативным. Помните, что все, что человек делает с удовольствием, он делает значительно лучше. При помощи игр можно учить с удовольствием даже самые сложные и нудные грамматические правила. Если игры станут неотъемлемой частью вашего занятия, то ваши студенты станут успешнее в изучении английского языка.

Большая и дружная семья EnglishDom

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Основные цели грамматических игр: научить детей употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности; практически применять знания по грамматике, создать естественную ситуацию для употребления грамматических конструкций в естественных ситуациях общения

1 . Hide – and – Seek in the Picture.

Цель: тренировка употребления предлогов места.

Необходима большая картинка с изображением комнаты. Водящий (один из учеников) “прячется” где-нибудь на картинке, пишет на бумаге, куда он спрятался и отдаёт её учителю. Дети, задавая водящему общие вопросы, “ищут” его на картинке. Чтобы больше было похоже на настоящие прятки, можно хором прочитать присказку:

Bushel of wheat, bushel of clover,
All not hid, can’t hide over.
All eyes open! Here I come.

Где твои игрушки ?

    Are you under the bed?

    Are you behind the door?

    Are you on the chair?

    Are you in the box?

2. Act as you say.

Цель : тренировка употребления Present Continuous.

Задание заключается в выполнении команд с комментариями. Играют по 3 ученика: 1 – отдаёт команду, 2 – выполняет и говорит, что он делает, 3 – описывает действия второго.

Daily life

1 – Play volleyball. 2 – I am playing volleyball. 3 – He/ She is playing volleyball.

1 – Wash your face. 2 – I am washing my face. 3 – He/ She is washing his/ her face.

1 – Do exercises. 2 – I am doing exercises. 3 – He/ She is doing exercises.

3. Magic Box.

Цель: закрепление употребления изученных временных форм.

В яркой коробке у учителя лежат карточки. Дети вытягивают по одной карточке. Задание: необходимо составить рассказ (можно шутливый), используя глагол, написанный на карточке, во всех известных временных формах. Учитель вытягивает карточку первым и выполняет задание в качестве примера. По возможности все действия могут быть иллюстрированы мимикой, жестами.

Take a shower !

I take a shower every day. I am taking a shower now. But I didn’t take a shower yesterday because I went for a walk with my dog and came home late. Tomorrow I will take a shower because I will do exercises.

Первыми отвечают сильные ученики. После выполнения своего задания, они могут помочь более слабым ученикам или взять ещё карточку и выполнить задание письменно.

4. Theatre.

Цель: тренировка образования утвердительной, вопросительной, отрицательной форм изученных времён.

Класс делится на две команды. Каждому члену команд раздаются карточки – роли с составными частями предложения. С помощью этих “ролей” участники задают вопросы соперникам, соперники отвечают на них, выстраиваясь в ряд и образуя предложение.

5. Игра с картинкой.

Для лучшего усвоения учащимися структур в Present Continuous можно использовать игру с картиной. Школьникам предлагается угадать, что

делает тот или иной персонаж, изображенный на картинке, которую они пока не видели. Ребята задают вопросы, например: P 1 : Is the girl sitting at the table?

T: No, she is not.

P 2 : Is the girl standing?

Побеждает ученик, который угадал действие, изображенное на картинке. Он становится ведущим и берёт другую картинку.

6. Лото.

Лото «Глаголы в картинках» является хорошим наглядным пособием для тренировки грамматических форм. На картах - несколько картинок, изображающих какие-либо действия человека, например: катание на коньках, игра в шахматы, чтение книги и т.д. На фишке – одна картинка. Учитель показывает фишку с картинкой (мальчик катается на коньках) и спрашивает: What is he doing ?

Учащиеся находят у себя такую же картинку и отвечают:

He is doing .

При правильном ответе он получает фишку.

Цель – автоматизация навыков в употреблении общих вопросов.

А. Can a boy swim? В. Do fishes live in the sea?

Can a cat fly? Do books sing?

Can a fish run? Do you live in a tree?

Can a bird fly? Does Pete go in for sports?

Can you swim ?

7. Комментатор.

Учащиеся по очереди выполняют действия и комментируют их, например: I am sitting . I am standing up. I am going to the window.

Учитель даёт ученику карточку за каждое правильно названное действие. Победителем становится тот, который набрал большее количество карточек.

8. WHAT DO YOU LIKE TO DO ?

Цель – активизация в речи общих вопросов.

Один из учащихся загадывает, что он любит делать, остальные задают ему вопросы: Do you like to swim ? Do you like to play football ? До тех пор, пока не отгадают. Отгадавший становится водящим.

9. HAVE YOU

Цель: тренировать учащихся в употреблении общих вопросов с глаголом to have . На столе учителя разложены игрушки. Ученикам предлагается посмотреть на них и запомнить. /предварительно можно повторить с учащимися все названия по-английски/. Затем ученики отворачиваются, а ведущий берёт со стола какую-либо игрушку и прячет её за спиной. Остальные игрушки закрываются газетой. Ученики задают вопросы ведущему: Have you a cat ? Have you a dog ? и т. д. и так до тех пор, пока кто-либо из учеников не отгадает спрятанную игрушку. Он и занимает место ведущего.

10. CHANGES .

Один ученик выходит из класса. В это время в классе происходят какие-то изменения: один или два ученика меняют свои места за партами, передвигается стул, открывается окно и т. п.

Когда водящий возвращается, он должен ответить на вопрос « What has changed ?» т. е. назвать всё, что изменилось в классе. Например: The window was shat, now it is open. Pete was at the first desk, now he is at the third desk. Счёт может быть командным или индивидуальным. За каждое правильное предложение команда /или ученик/ получает одно очко.

11. Любимые занятия карлсона.

Ребята, вы знаете Карлсона, который живёт на крыше.

Передо мной картинка, на которой изображен Карлсон за своим любимым занятием. Угадайте, что он делает. Учащиеся задают вопросы: Is he playing ball ? Is he reading a book ? е tc .

12. Комнатный бой.

Это грамматическая игра на отработку структуры.

В игре – два человека.

Каждый из участников рисует план своей комнаты(они не должны видеть рисунков друг друга), а также пустой квадрат, представляющий собой план комнаты партнера, который будет заполняться «мебелью» в ходе игры.

При этом заранее оговариваются названия и количество предметов в комнатах. Затем они по очереди задают друг другу вопросы, пытаясь выяснить расположение мебели в комнате партнера.

Например: Is there a table in the middle of the room? Is there a TV-set in the left corner?

Если ответ утвердительный, то спрашивающий делает соответствующие рисунки в пустом квадрате и задает следующий вопрос.

Если ответ отрицательный, он теряет право задавать вопросы и отвечает на вопросы партнера. Выигрывает тот, кто первым отгадал расположение мебели в комнате партнера и заполнил пустой квадрат.

13. Подарки.

Цель: закрепление лексики по теме, автоматизация употребления изученных глаголов в будущем времени в устной речи.

Ход игры: образуются две команды. На доске записываются два ряда слов: 1) наименование подарка, 2) список глаголов. Играющие должны сказать, используя при этом глаголы из списка, что они будут делать с подарками, полученными в день рождения. Каждый участник игры придумывает по одному предложению. Выигрывает команда, которая быстрее справиться с заданием составит предложения без ошибок.

14. Цифры.

Цель: повторение количественных числительных.

Ход игры: образуются две команды. Справа и слева на доске записывается вразброску одинаковое количество цифр. Учитель называет цифры одну за другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру на своей половине доски. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.

Грамматические игры

Цель данного вида – научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности, создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца, развить речевую творческую активность и самостоятельность учащихся.

Примеры игр:

1 игра:

Глагол to have хорошо усваивается в игре “Button”. Все ученики держат ладони лодочкой. Ведущий кладет пуговицу в руки одного из них, а другой ведущий должен угадать, у кого она находится. Второй ведущий обращается к ученику: “Button, button! Have you a button? No”, слышит он в ответ и обращается с этим же вопросом к другому ученику. Игра продолжается до тех пор, пока ведущий не угадает, у кого в руках пуговица; при этом он может задать только три вопроса. Эта игра готовит учащихся к диалогической речи.

2 игра:

Для обработки более сложных фраз с глаголом to have может быть использована игра «Скорый поезд». Предлагается умеренный темп проговаривания фразы, например: “I have a book in my hand”. Через некоторое время предупреждаю, что поезд набирает скорость и ускоряет темп проговаривания фразы. Все учащиеся спешат проговорить фразу, чтобы «не отстать от поезда».

3 игра:

Дети становятся в кружок, водящий посередине. Дети водят хоровод и поют песенку:

One and two,

I and you,

One and two,

Who are you?

Учащийся, напротив которого оказался водящий отвечает на вопрос. Следующий куплет :

One, two, three

He and she.

One, two, three

Who is she?

На этот вопрос отвечает водящий, напротив которого оказался любой из учащихся.

4 игра:

Дети становятся в цепочку и за спиной передают какую-нибудь игрушку. Водящий считает до 10 и командует: Stop! И после этого пытается угадать, у кого игрушка, задавая при этом вопрос: Do you have a dog? Если он угадал, ученик отвечает: Yes, I do и становится водящим.

5 игра:

Дети водят хоровод и проговаривают считалочку:

One potato, two potatoes, three potatoes, four;

Five potatoes, six potatoes, seven potatoes more.

Как только считалка завершается, дети должны назвать имя того, на ком она кончилась: His name is…кто не успел или не правильно назвал her или his, садится на место.

6 игра “Wearenice”

Дети встают в две шеренги друг напротив друга. Учитель просит повторять за ним каждую строчку, сопровождая слова жестами:

I am nice (указывают на себя)

You are nice (указывают на стоящего напротив в другой шеренге)

We are nice (дети, в каждой шеренге указывают на всех, стоящих рядом)

And you (указывают на всех, стоящих напротив)

He is nice (указывают на мальчиков)

She is nice (указывают на девочек)

They are nice, too ( указывают на всех )

7 игра “Where do you live?”

Игра идет по цепочке. Дети передают другу друг мяч со словами:

Уч .1: You are a crocodile. Where do you live?

Уч .2: I live in the river. (обращаясь к следующему ученику) You are a frog. Where do you live?

Уч .3: I live in the pond. You are a horse. Where do you live?

Уч .4: I live in the farm. You are a bear. Where do you live?

Уч .5: I live in the forest. You are a dog. Where do you live?

Уч .6: I live in the house. You are a tiger. Where do you live?

Уч .7: I live in the zoo.

Грамматические игры.

Цели:

Научить учащихся употреблять речевые образцы, содержащие определённые грамматические трудности

Создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца

Развить речевую творческую активность учащихся

Игра “ What is this ?”

Учитель показывает открытку детям испрашивает: “ Guess , what is this ?” Ребята задают вопросы:” Is this a girl?” Учитель отвечает:” No it isn’ t” или “Yes, it is.”

Игра “ Memory Game.”

Обучает употреблению в речи структуры типа: It s Vera s pen .Прохожу между рядами с корзиной. Каждый ученик кладёт в неё какой-то предмет, иллюстрирующий изученную лексику, говоря:” Take it please .”Я благодарю учеников, а затем ставлю корзину на стол. Показывая один из предметов задаю вопрос: “ Whose pen is this ?”Желающий отвечает: “ It Vera pen .” Побеждает тот, кто узнал наибольшее количество предметов.

Игра “Фокусник.”

Отрабатывается вопрос и ответы на него:” What kind of box is this ?” “This is a big, small, long, short, round, square, thick, thin box.”Фокусник задаёт вопрос. Если предмет назван неверно, он показывает его и говорит:” That s wrong .”Если предмет угадан, то ученик выполняет роль фокусника и игра продолжается.

Игра “ Questions .”

Загадав предмет, ведущий начинает с присказки: “ I spy with my little eye something beginning with D ”, называя первую букву, задуманного слова. Ученики задают вопрос, пытаясь отгадать:” Is it a cat ?”

Игра “ The Gate .”

Игра позволяет повторить, закрепить в памяти все виды вопросительных предложений. Двое учеников, соединив руки, становятся перед классом, образуя ворота. Остальные по очереди подходят к ним и задают вопросы. В зависимости от правильности вопроса следует ответ:” The gate is open ”или” The gate is shut

Игра “Бестолковый поросёнок.”

Для этой игры желательно иметь маску поросёнка. Поросёнок никак не может запомнить расписание уроков и всё время переспрашивает ребят:” Do you have 5 lessons on Monday ? Do you have English on Tuesday ?”

Игра “Дирижёр.”

В роли дирижёра выступает учитель. Дирижёр поднимает карточку со знаком вопроса и хор произносит: “ What are you doing ?”Учитель показывает на одного из учеников и тот говорит:” I am speaking English .”Хор комментирует:” He is speaking English .”Дирижёр вновь поднимает знак вопроса, и игра продолжается.

Игра “ There is …”

Группа делится на две команды. Учитель складывает в коробку предметы, названия которых известны ученикам. После этого члены команд по очереди называют по-английски эти предметы:” There is a book in the box .”

Игра “ Zoo .”

1. Скажи классу, какие из этих животных ты можешь увидеть в зоопарке.

Ученик-“I can see a tiger in the zoo.

2.Каких животных в зоопарке нет.

Ученик-“Cows don’t live in the zoo или There is no cow in the zoo.”

3.Каких животных можно увидеть в деревне.

Ученик: “I can see a horse in the village.”

Игра “ Hedgehogs .”

Даю предложения на русском языке, учащиеся ищут в тексте эквивалентное предложение на английском языке. Тот ученик, который первым нашёл нужное предложение, прочитывает его. Например:” Наша школа не очень большая.” Ученик из текста :”Our school is not so large”

Игра “Butterfly.”

Со словами:” Fly , butterfly , fly !”кто-либо из детей подбрасывает бабочку вверх, над листом бумаги, на котором написана та или иная грамматическая структура. Надо найти предложение с данной структурой.

Игра “ Blind Man s Buff .”

Игра в жмурки. Водящий с завязанными глазами постоянно спрашивает:” Where are you ?”Все вразнобой, иногда меняя голоса, кричат:” I am here .”Но вот водящий поймал “ жертву”.” Are you Lena ?” Lena :” Yes , I am .” Лена стала водить.

Изучение грамматических явлений является одним из наиболее трудных моментов в изучении английского языка. Но здесь тоже могут помочь различные рифмовки и стихотворения. Их можно использовать как на начальном и среднем, так и на продвинутом этапах обучения английскому языку.

The verb “ to be”

I am a pupil.

You are a writer.

She is a teacher.

He is a fighter.

***

I"ve got/She/He/It has got

I am a kitten.

I"ve got a mitten.

I am a giraffe.

I"ve got a scarf.

It is a kitten.

It has got a mitten.

It is a giraffe.

It has got a scarf.

***

Present Continuous

I am calling my friends

At half past three.

They are very busy,

They can"t come to me:

Pete is reading a book,

Kate is learning to cook,

Pat is feeding her cat,

Jack is tidying his flat.

***

Present Perfect

I"ve been to the Zoo,

I"ve seen a kangaroo,

I"ve eaten a cake-

I"m feeling great!

***

Subjunctive Mood

If I were a cat – I would catch a rat.

If I were a ball – I would jump and fall.

If I were a bee – I would hide in the tree.

If I were a kangaroo – I would live in the Zoo.

I wish I could run like a dog.

I wish I could swim like a frog.

I wish I could fly like a butterfly.

I wish I could smile like a crocodile.

***

Passive Voice

The book was read.

The pet was fed.

The work was done.

The song was sung.

The letter was written

And sent to Great Britain.

Then it was read

And quickly sent back.

Данные игры преследуют цели:

научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;

создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;

развить речевую творческую активность учащихся.

Хотелось бы привести примеры таких игр:

I. Hide-and-Seek in a picture.

Учитель говорит: "Let"s play hide-and-seek today!"

P: I want to be "It"

T: Let"s count out.

Выбрали водящего. Ребята было собрались уже прятаться, как их постигло разочарование: оказывается, прятки будут ненастоящие. "Спрятаться" надо мысленно за одним из предметов комнаты, изображенной на большой картине. Интересней всего водящему - он пишет на записочке, куда спрятался, и отдает ее учителю. Чтобы больше было похоже на настоящие прятки, класс читает присказку, которая обычно сопровождает эту игру у английских детей:

Bushel of wheat, bushel of clover:

All not hid, can"t hide over.

All eyes open! Here I come

Начинают "искать":

P 1: Are you behind the wardrobe?

It: No, I am not.

P 2: Are you under the bed?

It: No, I am not.

P 3: Are you in the wardrobe?

It: No, I am not.

P 4: Are you behind the curtain?

Отгадавший получает одно очко и право "прятаться".

В каждой игре требуется ведущий, ведь его роль особо велика, а исполнять которую лучше всего учителю, он должен быть душою игры и заряжать всех своим азартом. Так, например, успех следующей игры зависит от того, как поведет себя учитель, так как здесь сюжет игры построен на комичности ситуации.

II. I took a Trip.

Класс изучал глагольные формы в Past Indefinite.

Воспользовавшись тем, что ученики во время ездили куда-нибудь, учитель задает вопрос: "You went on a trip. What did you take with you?"

Pupils: I took a suitcase. I took a clock.

I took a book to read. I took a dog.

I took a food basket. I took a coat.

I took an umbrella. I took a note-book.

Teacher: Very good. But I know very well that that was the only thing you took. Yes, don"t be surprised. That was a very unisual trip.

Ученики начали понимать, что учитель снова что-то придумал и что они должны подыграть:

Katya took only a suitcase, Misha took only a food basket, Andrei took only a clock, in a word, each took only one thing. Is it clear? All right. Let"s go on. I want to ask:

What did you eat? Remember that you took only one thing with you.

Katya: I ate a book.

Andrei: I ate a clock.

Jane: I ate a dog.

Kolya: I ate an umbrella.

Ребята засмеются обязательно и от души. Затем учитель объяснит, что по правилам игры смеяться как раз нельзя, а тот, кто не выдерживает выходит из игры.

Продолжая игру, учитель может спросить:

What did you put on your head?

What did you put on your feet?

What kind of transport did you go in?

Для игры можно использовать и другие зачины, например:

You went to the park. What did you see there? You went to the market. What did you buy there?

Важно только понять принцип: отвечая на первый вопрос, ученики запоминают каждый свой предмет, который затем должны называть в ответах на другие вопросы учителя.

1. Цель игры - отработка предлогов, вопроса Were was …? и ответов на него.

Учитель раскладывает на столе предметы, названия которых на английском языке известны учащимся: книгу, ручку, пенал. Затем он оставляет на столе книгу, ручку вкладывает в книгу, а пенал прячет в стол. Дав ребятам одну -две минуты, что бы запомнить, где находятся предметы, учитель снова раскладывает их на столе, а затем задает детям вопросы:

T: Where was the book?

T: Where was the pen?

P 2: The pen was in the book.

T: Where was the pencil-box?

P 3: The pencil-box was in the table.

Затем учитель делает вид, что забыл, где находились предметы. Учащиеся напоминают ему

P 1: The book was on the table.

2. Задача данной игры состоит в том, чтобы закрепить в памяти учащихся пройденную лексику и оборот There is …

Группа делится на две команды. Учитель складывает в коробку предметы, названия которых известны школьникам. После этого члены команд по очереди называют по-английски эти предметы.

P 1: There is a book in the box.

P 2: There is a pencil in the box.

P 3: There is a pen in the box.

Выигрывает команда, назвавшая большее количество предметов.

1. В процессе игры повторяется пройденная лексика.

Первый вариант игры. Учитель вывешивает на доске 2 картинки (зараннее подготовленные), обращая внимание учащихся на то, что они на первый взгляд почти идентичны. Дается время на то, чтобы ребята сравнили эти две картинки и сказали бы, чем они отличаются друг от друга. Затем учитель убирает картинки и просит ребят назвать те предметы, которые на них изображены.

Второй вариант игры. Учитель вывешивает на доске заранее подготовленную картинку, где, например, яблоко синее, собака зеленая и т.п. Он просит учащихся внимательно посмотреть на картинку, назвать все предметы, цвет которых не соответствует действительному.

Например:

P 1: I see a blue apple. Apples are not blue. Apples are green, red and yellou.

Затем учитель, как и в первом случае убирает картинку и просит ребят перечислить все предметы, которые на ней изображены.

P 1: In the picture i see a tree.

P 2: In the picture i see a house.

Можно усложнить игру, попросив учащихся назвать так же цвет предмета, его размеры или форму.

P 1: In the picture i see a green tree.

P 2: In the picture i see a large white house.

2. В процессе данной игры школьники задают вопросы, отвечают на них в Ptesent Indefinite Tense и описывают тематические картинки.

Учитель дает первой команде картинку (например, по теме "Классная комната") и предлагает ребятам в течении двух-трех минут внимательно ее рассмотреть. Затем он передает картинку членам второй команды, которая задает вопросы своим противникам. Например:

How many desks are there in the crass room?

Where is the chair?

What things do you see on the desk?

Where is the book?

После ответов на вопросы, правильность которых контролируются членами второй команды, картинка вывешивается снова, и члены второй команды описывают ее.

Вы любите игры? Думаем, каждому изучающему английский хочется, чтобы процесс обучения был легким и увлекательным, как любимая игра. Мы тоже считаем, что учить английский язык надо с удовольствием, поэтому сегодня предлагаем вам 10 сайтов со сборниками бесплатных онлайн-игр для изучения английского языка. Они помогут вам не просто приятно провести время, но и расширить словарный запас, подтянуть знание грамматики и правописание. Вы готовы поиграть в английский?

9. Cambridge English

Игры для изучения английского от организации Cambridge English, по мнению их разработчиков, ориентированы на детей, однако мы рекомендуем вам подтягивать здесь свои знания, если вы начинаете изучать английский и устали от упражнений из учебника. Желательно заниматься здесь на уровне Beginner-Elementary.

Несмотря на то, что игр здесь не очень много, мы рекомендуем этот сайт как неплохую тренировочную площадку для тех, кто хочет лучше запомнить базовую лексику с помощью простых и забавных игр.

10.

Сайт знаменитого Британского Совета тоже порадует любителей изучения с развлечением. Пробовать заниматься на нем можно с уровня Elementary, однако некоторые игры будут интересны и на Intermediate, и на Upper-Intermediate.

Здесь вы найдете игры на расширение словарного запаса, проверку навыка правописания, а также всевозможные головоломки со словами. Простые развлечения помогут вам улучшить свои знания английского.

Мы предложили вам список из 10 замечательных сайтов с играми для изучения английского языка. Играйте в них хотя бы 10-15 минут в день, и пусть самостоятельные занятия английским станут для вас ежедневным приятным времяпровождением.

Игра, как известно, - основной вид деятельности ребёнка. Она является своеобразным общим языком для всех ребят. Одновременно игра – это инструмент преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, оказывает эмоциональное воздействие на обучающих. Это мощный стимул к овладению языком.

По мнению психолога А.А.Леонтьева, мотивация, создаваемая игрой, должна быть представлена наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией. Всё это вместе взятое составляет мотивацию учения. Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приёмы и методы обучения, удовлетворяющие потребности школьников в новизне изучаемого материала, в разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приёмов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся.

Все игры можно разделить на две группы: подготовительные игры и творческие игры. Подготовительные игры способствуют формированию новых навыков, а именно игры:

- грамматические

- лексические

- фонетические

- орфографические

Подготовительные игры, как бы, " строят" фундамент речи, ведь без грамматических структур, лексики, фонетики и орфографии не овладеешь языком. А однообразные тренировки, не приносящие удовлетворения, можно заменить играми и игровые ситуации, которые помогут скучную работу сделать более интересной и увлекательной.

Краткая классификация игр

Грамматические игры:

Данные игры преследуют цели научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности, создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца, развить речевую активность и самостоятельность учащихся.

Грамматические игры помогают преодолевать трудности обучения языку. Они отвечают возрастным возможностям детей и полезны для развития их самостоятельности.

Все игры обогащают словарный запас детей. Но не следует увлекаться задачей накопления слов: нужно следить, чтобы слова были хорошо поняты и чтобы школьники научились свободно использовать их в речи.

В качестве грамматического материала следует использовать образцы речи мастеров слова. Простые и звучные строки легко запоминаются детьми и совершенствуют их речь. Однако нельзя стеснять себя требованиями образцовой связной речи. Для некоторых игр это невозможно. Поэтому допускаются и отдельные слова, и отдельные сочетания слов, и самые простые обиходные фразы.

Многие игры могут сопровождаться творческими заданиями: составить рассказ по опорным словам, составить предложение, придумать пример по аналогии (такой же), ответить на вопрос и т. п.

Пояснения к игре обращены к учителю, а учитель сам, вместе с детьми, на основе пояснений составит «правила». Это для ребят довольно интересная работа. Хочется предоставить больше простора для самодеятельности учащихся.

Все комплекты игр дети делают сами или с родителями в свободное время, на уроках труда. Следуя моим указаниям, вырезают, клеят, чертят, надписывают карточки. Считаю очень важным сам процесс изготовления игры. Дети прекрасно осваивают и запоминают то, что сделали сами.

Лексические игры:

Лексически направленные упражнения в форме игры способствуют развитию внимания учащихся, их познавательного интереса; помогают созданию благоприятного психологического климата на уроке.

Лексические игры могут быть языковыми и речевыми.

Целью языковых лексических игр является тренировка учащихся в овладении словами вне контекста, а также усвоение всех системных признаков иноязычного слова. В языковой игре процесс овладения лексическими единицами носит строго регламентированный характер. Все внимание школьников направлено на воспроизведение учебного материала, при этом строго фиксируются и учитываются ошибки учащихся.

Цель речевой лексической игры - это решение различных коммуникативных задач имеющимися лексическими средствами. При решении таких задач внимание учащихся концентрируется на содержании высказывания, а не на форме, как в первом случае.

При проведении лексических игр (языковых и речевых) большая роль отводится учителю, который является здесь организующей фигурой. Он определяет функцию игры и ее место в учебном процессе, форму проведения, а также время, которое необходимо для проведения игры. Существенным при этом является тот факт, что учитель, организуя игру, должен вовлечь в нее как можно больше учащихся группы (класса), а затем незаметно и умело выйти из нее. Далее учитель только наблюдает за игрой, управляет ею, давая при этом какие-то рекомендации и подсказки, если в ходе игры возникают затруднения. В это время учитель незаметно для учащихся записывает ошибки с целью их систематизации и проведения в последующем их коррекции.

Фонетические игры:

Одним из видов игры при обучении иностранного языка являются фонетические игры, способствующие формированию речевых навыков.

Фонетические игры бывают двух типов: такие, которые направлены на предупреждение (профилактику) ошибок, и такие, которые направлены на исправление (коррекцию) ошибок. Сложность в работе с играми состоит в том, что все, даже самые сложные звуки и звукосочетания встречаются уже с самых первых занятий, так что языковой материал никак нельзя упростить, что отработанный на занятиях материал не сразу переходит в спонтанную речь.

Фонетические игры проводятся по принципу от простого - к сложному, либо связываются с вводимыми на занятиях словами, либо нужны для исправления наиболее грубых ошибок. При проведении фонетической игры вначале находится какое-то важное для усвоения различие в звукосочетаниях. Затем связывается различие в произнесении с различием в смысле. Каждый раз разница в значении, достаточно ясно видная детям, связывается с разницей в звучании.

После демонстрации звукосочетаний в игровом контексте предполагается, что они стали прочной ассоциацией, учитель просит повторить звукосочетания, а затем дает задания на различение пар: угадай по звуку, что сейчас происходит и т.д. После этого дети сами могут произносить звукосочетания в зависимости от ситуации.

Фонетические игры используются для развития слухового внимания и памяти, учат их слушать звуки немецкого языка по их характеристикам. Это важно для формирования навыков иноязычного произношения, интонации. Многие игры способствую запоминанию слов, учат говорить в быстром и медленном темпе.

Орфографические игры:

Орфографические игры способствуют формированию и развитию речевых навыков. Основная цель этих игр - освоение правописания французских слов. Часть игр рассчитана на тренировку памяти учащихся, другие - на воспроизведение орфографического образа слова. Как правило, в этот вид упражнений входят орфографические закладки, составление слов из одного слова, из данных букв и другие.

Часть II

Грамматические игры

«Кукла – третье лицо»

Цель: развитие умения диалогической и монологической речи.

Длительность: 45 мин.

Возраст/класс : начальная школа, 4 класс

Оборудование : кукла (любая)

Количество учеников: 10

Правила игры: Игровое задание с куклой в этой функции могут быть такими: «Ваша кукла уже большая. Она умеет прыгать, бегать, петь и танцевать. Расскажите соседу обо всем, что умеет ваша кукла, и спросите его, что умеет делать его кукла».

Как и обычная ролевая игра, игра с куклой позволяет сохранить сюжетные цепочки заданий. Один из примеров таких цепочек.

1. Незнайка пришел в магазин покупать шарики. Но так как он не знал названий цветов, он стал показывать пальцем на шарики. Продавцы не захотели разговаривать с таким невежливым мальчиком. Давайте научим незнайку правильно называть цвета.

2. Незнайка не все запомнил и переспрашивает ребят: What colour is it?

3. Незнайка хорошо запомнил ваши ответы, а вы запомнили его вопрос? Давайте проверим! Вы задаете вопрос незнайке, а он отвечает.

Игра предложена и апробирована: Козловской А.А

«Hide – and – Seek in the Picture»

Цель: тренировка употребления предлогов места.

Длительность: 20 минут

Возраст/класс : средняя школа, 5 класс

Оборудование: 11 листочков –карточек, картина с изображение комнаты

Количество участников: 11

Правила игры: Необходима большая картинка с изображением комнаты. Водящий (один из учеников) “прячется” где-нибудь на картинке, пишет на бумаге, куда он спрятался и отдаёт её учителю. Дети, задавая водящему общие вопросы, “ищут” его на картинке. Чтобы больше было похоже на настоящие прятки, можно хором прочитать присказку:

Bushel of wheat, bushel of clover,
All not hid, can’t hide over.
All eyes open! Here I come.

Дети задают вопросы водящему:

· Are you under the bed?

· Are you behind the door?

· Are you on the chair?

· Are you in the box?

P.S.: Чтобы игра была интересной и увлекательной, необходимо использовать картинку с большим количеством мест, куда можно спрятаться. Если у вас тема урока «Home, sweet home», то это прекрасная возможность повторить ещё и лексику, помимо употребления предлогов места. Желательно, чтобы дети сели вкруг, чтобы все участники хорошо видели картину. В течении игры водящего нужно менять, чтобы и другие могли попробовать себя в роли водящего. Разнообразить игру можно используя не одно изображение комнаты, а несколько.

«Theatre»

Цель: тренировка образования утвердительной, вопросительной, отрицательной форм изученных времён

Длительность: 10- 15 минут

Возраст/класс : средняя школа, 8 класс

Оборудование: карточки с составными частями предложения

Кол-во участников: 9

Правила игры: Класс делится на две команды. Каждому члену команд раздаются карточки с составными частями предложения. Выстраивая карточки в правильном порядке и образуя предложения, участники задают вопросы соперникам, соперник, который собрал из карточек корректный ответ, отвечает на вопрос.

Первыми отвечают сильные ученики. После выполнения своего задания, они могут помочь более слабым ученикам.

P.S.: Данная игра хорошо воспринялась классом, однако также возникли некоторые трудности у детей, которые знали материал не совсем хорошо. Поэтому на начальных этапах можно пользоваться формулами образования времён и их утвердительных, вопросительных и отрицательных форм (таблицей).Как вариант, можно постепенно осложнять правила игры. Допустим, на первом уроке провести данную игру для тренировки времён группы Simple, потом Continuous - Perfect- Perfect Continuous в активном залоге с предшествующим повторением правил образования. И после всех этих этапов провести игру для тренировки всех времён активного залога без использования таблиц и формул образования. Потом можно перейти и к пассивному залогу.

« What do you like to do? »

Цель: активизация в речи общих вопросов.

Длительность: 15-20мин.

Возраст/класс : средняя школа, 5 класс

Оборудование: нет

Количество учеников: 8

Правила игры: Один из учащихся загадывает, что он любит делать, остальные задают ему вопросы: Do you like to swim? Do you like to play football? До тех пор, пока не отгадают. Отгадавший становится водящим.

P.S.: Желательно сидеть в кругу или за круглы столом, чтобы видеть и слышать отвечающего. Игра была хорошо воспринята учащимися 5 класса.

Саввулиди Д.И.,

« Множественное число (части тела) Plurals»

Цель: тренировать учащихся в употреблении множественного числа

Длительность: 15-20мин.

Возраст/класс : средняя школа, 5 класс

Оборудование: мяч или мягкая игрушка

Количество учеников: 8

Правила игры: Учитель бросает мяч ребёнку, называя существительное (часть тела или что-то другое) в единственном числе. Ребёнок называет это существительное во множественном числе и бросает мяч учителю.

P.S.: При выполнении данной игры учащимся должны сесть в круг. Так легче всего играть. Количество детей не ограничено.

Игра предложена и апробирована: в средней школе в 5 классе.

Саввулиди Д.И.,

«Crosses and spots»

Цель : автоматизировать и развить стойкость и гибкость грамматических и лексических навыков.

Длительность : 10-15 минут

Возраст/класс : начальная школа, 4 класс

Оборудование: карточки с глаголами.

Кол-во учеников: весь класс

Правила игры: Для этой игры можно использовать карточки с глаголами, или просто разложить слова на карточках или картинках. Играя соблюдать принцип постепенности. Играющий забирает себе карточку, если:

  • Назвал глагол по-русски;
  • Перевел его на английский;
  • Дал 3 формы глагола;
  • Составил простое предложение, например:“I go to school every day.”;
  • Составил предложение в Past Ind.: “I went to school yesterday.”;
  • Составил предложение в 3-м лице единственного числа: “He goes to school every day .”;
  • Составил вопрос (общий, специальный);
  • Составил отрицание;

P.S.: “Crosses and spots” применимы только для студентов, которые уверенно могут играть в эту игру на русском языке, и которые безболезненно относятся к собственному проигрышу. Игра применима на любом этапе для поднятия эмоционального тона студента.

«Pass the card»

Цель: тренировка и повторение конструкции have/ has

Длительность: 10-15 минут

Возраст/класс : младшая- средняя школа,3-6 класс

Оборудование: Карточки, коробочка

Кол-во участников: 10

Правила игры: Дети рассаживаются полукругом и передают друг другу коробочку с карточками, называя её. . Для усложнения задания дети могут произносить: “I have a…”/ “I have a… and a…”. Затем поговорить о товарищах и ответить что у них есть: She has a…/He has a ….

Примечание: возможно использовать во время внеклассного мероприятия

« My word»

Цель: Развитие навыка структурирования предложений. Развитие грамматической базы знаний учеников

Длительность: 5-10 мин.

Возраст/класс : начальная школа, 3-4 класс.

Оборудование: листы формата A4 со словами, являющимися частями предложения, магниты для доски.

Кол-во участников: весь класс.

Правила игры: Участникам раздаются листы со словами, с помощью которых они могут составить предложение. Предложение произносится на русском, ученики должны составить это предложение на английском языке, поочередно выходя к доске и прикрепляя свое слово. Прежде чем ученики начнут выходить к доске, учитель повторяет правила для избегания типичных ошибок. Составленное предложение проверяется учителем и коллективно исправляется.

«Домино»

Цель: развитие лексических и грамматических навыков

Длительность: 20 мин

Возраст/класс :

Оборудование: карточки с иллюстрациями (пройденная лексика), несколько карточек с двойным изображением какого-либо объекта

Количество участников: 11

Правила игры: Участники садятся в круг. Каждому участнику раздаётся по 5-7 карточек. Оставшиеся карточки кладут в центр. Начинает игру участник с карточкой, на которой двойное изображение объекта. Игрок кладёт эту карточку и называет по-английски, что изображено на ней (There is…\There are…). Далее игра идёт по правилам игры «Домино». Побеждает тот, у кого не осталось ни одной карточки. Остальные участники игры кладут свои карточки в центр круга, при этом называя по-английски, что изображено на каждой иллюстрации.

P.S.: для игры необходимо как можно больше карточек

Игра предложена и апробирована: Савченко А.А.

«Last Word Chain»

Цель: развитие навыков монологической речи, навыков построения логически связного высказывания.

Длительность: 10- 15 минут

Возраст/класс : средняя школа, 8 класс

Оборудование: текст, карточки к данному тексту.

Количество участников: 9

Правила игры: Для начала игры учитель произносит первое предложение. Следующий ученик должен придумать предложение, которое начиналось бы с последнего слова предыдущего предложения. Если ученик затрудняется, он пропускает ход, и ход переходит к следующему ученику:

1) I have got a cat.
The cat is grey.
The grey cat is under the chair.
The chair is near the table.
The table is in the room.

2) I like Christmas.
Christmas is celebrated on the 25 of December.
December is in winter.
Winter is my favourite season.
The season I don’t like is autumn.

P.S.: При выполнении данной игры учащимся лучше всего сесть в круг, либо за круглый стол. Так они будут настроены на выполнении задания. Учитель может видеть и контролировать каждого, чтобы ученики не могли подсказывать друг другу. Также можно использовать какой-либо предмет, который будет передаваться отвечающему от уже ответившего, чтобы внимание учащихся было нацелено лишь на ответ.

Игра предложена и апробирована Эмирасановой А.С.

«Can you fly?»

Цель: развить умение правильно употреблять глагол ‘can’, задавать вопросы и отвечать на них употребляя глагол ‘can’
Длительность: 5-10 мин.
Возраст/класс : младшая школа, 4 класс
Оборудование: карточки с глаголами действия
Кол-во участников: 10-15
Правила игры: Учитель кладет в коробку карточки с глаголами, а ученики вытягивают по одной карточке и показывают ее учителю. Затем учитель задает ученикам по цепочке вопрос ‘Can you…и добавляет глагол, который написан на карточке ученика. Ответом будет ‘No, I can’t’ / ‘Yes, I can’. Затем ученики, используя свои глаголы, задают эти же вопросы учителю.

Игра предложена и апробирована: Шульгой А.Д.

Лексические игры

«Работа с новой лексикой»

Цель: ввести новые лексические единицы по заданным темам.

Длительность: 45 мин.

Возраст/класс : начальная школа, 4 класс

Оборудование: карточки с заданием на перевод слов, бумага для коррекции ошибок.

Количество учеников: 10

Правила игры: Класс делится на три подгруппы.

Сначала лексика вводится фронтально. Затем начинается работа в малых группах: учащиеся получают карточки с заданием перевести слова.
В карточке обязательно даётся ключ для проверки правильности ответов. Ученики работают в парах. После этого учащиеся объединяются в четвёрки и тренируются в правописании новых слов. Сильный ученик диктует слова, остальные пишут, а затем сверяют. Если кто-то ошибся, то должен написать слово несколько раз для запоминания. В конце даётся письменное задание. Оно выполняется «по цепочке».

Примеры заданий для работы в группах над лексическим материалом по теме: “Weather”

1. New words. (Лексика вводится фронтально).

Weather, seasons, sun, shine, clouds, snow, rain, icy, windy, wet, humid.

2. Работа в парах.

А). Ведущий сначала произносит фразу по-английски; партнёр повторяет её и переводит на русский язык.
The weather is fine and warm.
The wind is blowing.
The sky is blue and cloudy.
It snows in winter.

Б). Ведущий произносит русское предложение; партнёр переводит его на английский язык письменно, затем проговаривает вслух.
Какое славное утро! Осень. Тепло. Но пора идти в щколу.
«Какая сегодня погода?» - «Ужасная».
Это правда! В Англии действительно прохладно летом? Это интересно.

3. Spelling (диктует капитан команды)
Cloudy and wet, windy and snowy, cold but sunny, hot and cloudy.

4. Контрольное задание (по цепочке).
Летом солнце светит ярко.
Погода сегодня тёплая.
Зима - холодное время года.
Осенью часто дует ветер.
Сейчас идёт сильный снег.

P.S.: В течение данной игры, дети могут сесть в круг. Данная аудитория должна быть хорошо освещенной.

Игра предложена и апробирована Козловской А.А

«Let’s draw a picture»

Цель: закрепление лексики по пройденным темам

Длительность: 20 минут

Возраст/класс : средняя школа, 8 класс

Оборудование: расчерченные листочки, цветные фломастеры

Количество участников: 9

Правила игры: Каждому ученику нужно заранее приготовить лист, расчерченный на 20 клеток. Учитель называет слова по изученным темам (не только существительные, но и прилагательные, и глагола, и даже словосочетания). Ученики должны зарисовать каждое слово, которому соответствует своя клетка. Затем учителем называется номер клетки, а задача учащихся – с помощью своего рисунка “восстановить” слово.

P.S.: Данную игру хорошо применять при изучении тем, связанных с частями тела, фруктами, овощами, животными. Дети смогут визуально представить предмет и изобразить его на бумаге. Сложнее будет обстоять дело с абстрактными понятиями, их будет сложнее изобразить на бумаге, либо придумать ассоциацию.

Учитель должен иметь заранее расчерченные листочки, а также цветные фломастеры должны лежать на каждой парте.

Игра предложена и апробирована Эмирасановой А.С.

« Champion Game»

Цель: закрепление лексики по теме урока, тренировка памяти.

Длительность: 20 минут

средняя школа, 5 класс

Оборудование: доска, картина с изображением

Кол-во участников: 11

Правила игры: На доске весит картина c изображением комнаты. Начиная игру, учитель называет первое слово. Каждый последующий ученик должен назвать все предыдущие слова в том порядке, в каком они включались в игру, и сказать новое слово. Если кто-то забыл слово или перепутал порядок, он выбывает из игры.

P.S.: Картина должна быть с большим количеством изображённых предметов по пройденной теме. Желательно, чтобы дети сели вкруг, чтобы все участники хорошо видели картину. Эта игра даёт возможность повторять лексику по любой пройденной теме. Для того чтобы сделать игру более интересной, детей можно поделить на две команды и устроить соревнование. Перед тем, как проводить игру надо удостоверится, что лексика хорошо освоена детьми.

Игра разработана и апробирована: Аджалиевой И.А.

"Magic box»

Цель: повторение лексических единиц, развитие памяти, совершенствование слухо-произносительных навыков

Длительность: 10-15 минут
Возраст/класс : средняя школа, 5 класс

Оборудование: коробочка, карточки со словами

Кол-во участников: 8 человек

Правила игры: каждый ученик должен вытянуть листочек, где написано слово. Он должен перевести это слово на английский язык. И так это коробочка проходит по кругу несколько раз, пока в коробочке не останется не одного листочка.

P.S.:Данная игра может использовать при изучении различных тем. Учащиеся могут сидеть как по кругу, так и за своими рабочими местами.

Игра предложена и апробирована: в средней школе в 5 классе.

Саввулиди Д.И.,

«Цветик- семецветик»

Цель: тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;

Длительность: 15-20мин.

Возраст/класс : средняя школа, 5 класс

Оборудование: ромашки со съемными разноцветными лепестками.

Количество учеников: 8 чел.

Правила игры: Класс делится на две команды. Школьники друг за другом по цепочке называют цвет лепестка. Если ученик ошибся, все лепестки возвращаются на место и игра начинается сначала.

P.S.: В данной игре можно использовать не только лепестки, но и обычную цветную бумагу. Желательно, члены команды сидели в одном кругу.

Игра предложена и апробирована: в средней школе в 5 классе.

Саввулиди Д.И.,

«Крестики-нолики»

Цель: Автоматизировать и развить стойкость и гибкость лексических навыков и навыков говорения.
Длительность: 3 минуты
Возраст/класс: начальная школа, 4 класс

Оборудование: доска, мел, губка
Кол-во участников: 2
Правила игры: На доске чертится таблица, в которой указывается, к примеру, время. К доске вызываются двое учеников, которые должны выбрать ячейку, и правильно назвать время. Если ученик назвал время правильно, он ставит крестик/нолик. Помимо того, что ученики должны правильно назвать время, каждый из них стремиться выиграть (по правилам игры «крестики-нолики»).

12:48 15:35 6:17
8:30 5:45 23:06
14:11 19:20 13:15

Игра предложена и апробирована: Голуб Л.И.

«Синонимический ряд»

Цель: автоматизировать и развить стойкость и гибкость лексических навыков.

Длительность: 5 минут

Возраст/класс: начальная школа, 4 класс

Оборудование: карточки с глаголами.

Кол-во учеников : 11

Правила игры: Каждому ученику предлагается слово, к которому он должен подобрать максимальное количество синонимов. Когда отвечающий ученик закончил, другие имеют возможность дополнить его ответ. На доске пишутся имена (по списку) и за каждый полный синонимический ряд, напротив фамилии ставится смайлик, за не полный – галочка.

Игра предложена и апробирована: Голуб Л.И.

«What is missing»

Цель: развить внимательность, повторить пройденный материал

Длительность: 15минут

Возраст/класс : младшая -средняя школа, 3-5 класс

Оборудование: карточки

Кол-во участников: 8

Правила игры: На ковре(столе) раскладываются карточки со словами, дети их называют. Учитель даёт команду: "Close your eyes!" и убирает 1-2 карточки. Затем даёт команду: "Open your eyes!" и задаёт вопрос: "What is missing?" Дети вспоминают пропавшие слова.

P.S.: возможно использование на природе в командах (одна команда задает вопрос другой команде)

Игра предложена и апробирована: Николайчук Л.И.

«Story»

Цель : повторение пройденной лексики и отработка звука(в данном случае R)

Длительность: 5 минут

Возраст/класс : средняя школа, 5 класс

Оборудование: наглядный материал, магниты, доска

Кол-во участников: 8- 10

Правила игры: Используются все пройденные слова на определённый звук. Из них составляется рассказ. Когда в истории встречается слово на звук – его показывают детям на карточке, и они называют его хором.

Например: Жил-был (Rabbit). И была у него чудесная (rope). Наш (Rabbit) просто обожал скакать через свою (rope) по длинной (road). А вдоль (road) росли необыкновенно красивые (roses). Каждое утро, если не было (rain), наш (Rabbit) собирал прекрасные (roses) и относил своим друзьям! Etc.

P.S.: Проводится в классе на уроке, допустимо во время внеклассного занятия.

Игра предложена и апробирована: Николайчук Л.И.

«Make a story»

Цель: развитие умения слышать и понимать, а также логически мыслить

Длительность: 20 минут

Возраст/класс : средняя школа, 5 класс, 10 лет

Оборудование: раздаточный материал

Количество учеников: 11

Правила игры:

Каждый участник получает карточку с одним предложением из определённого рассказа. Ему не разрешается показывать это предложение другим участникам или записывать – он должен его запомнить. На это даётся 2 минуты. Затем карточки собираются, и учитель читает рассказ. Играющие прослушивают его, а затем каждый из них в соответствии с логикой построения по очереди называют своё предложение. Сильным ученикам достаются более сложные предложения, а слабым – проще.

P.S.: необходимо выбрать рассказ согласно программным требованиям для того или иного класса!

«Try to guess»

Цель: - активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

Повторить лексику по теме внешность.
Длительность: 25 минут
Возраст/класс : средняя школа, 5 класс
Оборудование: доска, маркер
Кол-во участников: 11
Правила игры: Класс делится на две команды. Из числа одной из команд учитель выбирает лидера. Лидер выбирает любого ученика и описывает его/ее не называя его/ее имени. Члены обоих команд пытаются догадаться, о ком идет речь. Та команда, член которой угадал, получает одно очко. Из числа победившей команды выбирается новый лидер, и игра начинается снова. Команда, набравшая большее количество очков победила.

P.S: Перед началом игры необходимо объяснить детям, что они должны поднимать руку, а не говорить одновременно. В противном случае, очки не будут засчитываться. До начала игры доску нужно разделить на две части вертикальной чертой: справа написать «команда А», слева «команда В». Ниже крестиками или галочками отмечать количество очков, заработанных командами.

« Where are you from? »

Цель: - активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

Развивать речевую реакцию учащихся.

Повторить лексику по теме страны и национальности.

Длительность: 25 минут
Возраст/класс : средняя школа, 5 класс
Оборудование: доска, маркер
Кол-во участников: 11
Правила игры: На доске написаны названия стран на английском языке. Количество стран соответствует количеству учеников в классе. Учитель выбирает лидера и предлагает ему выбрать одну из стран, но не произносить ее название вслух. Остальные ученики стараются узнать, какую из стран загадал лидер, задавая вопросы. Тот ученик, кто отгадает первым, становится лидером и игра начинается сначала. Отгаданные страны учитель зачеркивает.

Пример: S1: Are you from Poland?

S2: Are you from Greece?

S3: Are you from Bulgaria?

L: Yes, I am Bulgarian.

Игра предложена и апробирована Мищенко У. Е.

«The chain of words “

Цель: 1.Закреплене пройденной лексических единиц

2. Развитие навыка говорения.

Длительность: 5-7 минут

Возраст/класс: начальная школа, 3-4 класс.

Оборудование: мяч

Кол-во учеников: весь класс.

Правила игры: Учитель называет опрделенное слово по заданной лексике на русском языке и бросает мяч ученику. Ученик, поймавший мяч, должен перевести слово на английский язык. Таким образом, в игре задействованы все ученики. Данную игру можно проводить на закрепление любых лексических единиц, например: названия цветов, профессий, животных, дней недели и т.д.

P.S: Данная игра является наиболее эффективной непосредственно на начальном этапе обучения, так как характеризуется узким форматом задания.

« One-two”

Цель:

2. Развитие ассоциативной памяти.

Длительность: 10-15 мин.

Возраст/класс: средняя школа, 6-7 класс.

Оборудование: лексические единицы на определенную тему

Кол-во учеников: весь класс.

Правила игры: Участники в стают в круг. Учитель присваивает каждому ученику «имя» т.е. определенное слово по пройденной лексике. Для начала, чтобы запомнить свои «имена» ученики по очереди проговаривают их, затем начинается непосредственная игра. С произнесением ключевой фразы « оne-two» ученик, открывающий игру, произносит свое имя и имя другого участника, например: «one-two» - “ bear-dog”, “one-two”- “dog-cat”. Игра проводится на скорость и проверяет степень знания слов, если какой-либо ученик долго мешкает в ответе или забывает имена других участников, он выходит из игры.

Игра предложена и апробирована Мустафаевой Э.Н.

«Tell the sixth”

Цель : 1. Закрепление пройденной лексики.

2. Расширение синонимического словарного запаса.

3. Развитие спонтанной речи.

Длительность : 5-10 минут

Возраст/класс: средняя школа, 6-7 класс.

Оборудование: лексические единицы, активный словарный запас учеников.

Кол-во участников: весь класс.

Правила игры: Учитель задает лексическую тему и называет ученика, который должен привести пять слов, относящихся к данной лексике, затем учитель спрашивает другого ученика и тот должен добавить шестое слово к перечню предыдущих. Подобным образом проводится опрос на любую пройденную лексику.

Игра предложена и апробирована Мустафаевой Э.Н.

«Нарисуй-ка и запомни!»

Цель: развитие и закрепление лексического навыка

Длительность: 45 минут

Возраст/класс: средняя школа, 5 класс, 10 лет

Оборудование: раздаточный материал

Кол-во учеников: 11

Правила игры:

К нам в гости пришёл знаменитый художник. Он принёс каждому ученику специально расчерченный на 20 клеток лист бумаги. Художник называет слова по изученным темам (не только существительные, но и прилагательные, и глаголы, и словосочетания). Ученики должны зарисовать каждое слово, которому соответствует своя клетка. Затем художник называет номер клетки, а задача учащихся - с помощью своего рисунка «восстановить» слово или словосочетание.

P.S: художник должен принести фломастеры ученикам!

Игра предложена и апробирована Савченко А.А.

«Бинго»

Цель : закрепить выученную лексику
Длительность: 4 - 5 мин
Возраст/класс: например младшая школа, 3, 4 класс
Оборудование: доска, рабочие тетради
Кол-во участников: 10-15 человек
Правила игры: На доске записано 10 слов. Дети должны выбрать любые 7 и записать их в тетрадь. Учитель называет слова, которые записаны на доске. Если названное слово записано у ребёнка в тетради, он подчеркивает его карандашом. Выигрывает тот, кто подчеркнёт все слова. Подчеркнув последнее слово, он громко говорит «Бинго».

Игра предложена и апробирована Шульгой А.Д.

«How many pages?»

Цель: тренировка числительных больше 20

Длительность: 20 минут

Возраст/класс: средняя школа, 5 класс

Оборудование: книги

Количество участников: 11

Правила игры:

У учителя на столе всегда лежат много красивых книг. Однажды он спрашивает у детей, показываю на одну из книг:

How many pages are there in this book?

Дети пытаются отгадать: - There are …

Затем учитель смотрит какое кол-во страниц в книге, произносит и дети хором повторяют.

P.S.: Игра прекрасно помогает повторить числительные. Вместо учителя, задавать вопрос может один из учеников. Чтобы разнообразить игру можно задать вопрос - How many pictures are there in this book?. Ученики могут предполагать, сколько картинок, какие они (красочные, интересные и т.д.) Желательно чтобы ученики сидели за круглым столом.

Игра разработана и апробирована: Аджалиевой И.А.

Фонетические игры

«Monkey Talk [ð]»

Цель: отработать правильность произношения звука [ð]

Длительность: 15 минут

Возраст/класс: средняя школа, 5 класс

Оборудование: книги

Количество участников: 11

Правила игры:

Учитель: Мне кажется, что вы все очень хорошо можете изображать маленьких обезьянок – как они строят рожицы, как они болтают. Обезьянки в английском зоопарке разговаривают по – английски. И когда они произносят звук [ð] они очень стараются – так стараются, что показывают посетителям свои язычки. Рассерженная обезьянка на всех кричит: “They, they, they”, а учёная обезьянка разговаривает как поэт: “Thee, Thee, Thee”:

Little monkey in the tree

This is what he says to me,

Thee, thee, thee”.

Monkey jumps from limb to limb

While I chatter back to him:

“Thee, thee, thee

They, they, they”.

P.S.: Игра прекрасно подходит для того чтобы отработать произношение звука [ð]. Требуется 2 занятия, чтобы выучить стихотворение. Можно поделить участников на две команды. Аудитория должна быть светлой и просторной. Одна команда отвечает ведущему как поэтическая обезьянка «Thee, thee, thee», а вторая как рассерженная “They, they, they”. Можно меняться репликами. Менять ведущего. Главное, чтобы каждая команда, не перепутала реплику. И чётко произносила звук [ð].

Игра разработана и апробирована: Аджалиевой И.А.

«Sending a telegram»

Цель: тренировать учащихся в произнесении английских звуков.

Длительность: 20-30минут

Возраст/класс: средняя школа, 5 класс

Оборудование: карточки со словами.

Кол-во учеников: 8

Правила игры: Класс выбирает ведущего. Учитель просит его представить себя в роли телеграфиста и послать телеграмму – сказать по буквам слова, делая паузу после каждого слова.

P.S.: Слова брать из изученных тем. В классе должна быть полнейшая тешена.

Игра предложена и апробирована: в средней школе в 5 классе.

Саввулиди Д.И.,

Назови слово (игра с предметом)

Цель: формирование навыков фонематического слуха.

Длительность: 15-20минут

Возраст/класс: средняя школа, 5 класс

Оборудование: мяч или мягкая игрушка

Количество учеников: 8

Правила игры: Ведущий бросает по очереди ученикам мяч, называя слово, в котором этот звук слышится.

Например: fat, map, cap, sat, dad

P.S.: Игры очень подходит для отработки звуков. Желательно, чтобы учащиеся сидели по кругу.

Игра предложена и апробирована: в средней школе в 5 классе.

Саввулиди Д.И.,

« I hear, I don"t hear”

Цель: формирование навыков фонематического слуха

Длительность: 5 минут

Возраст/класс: начальная школа, 3-4 класс.

Оборудование: слова с долгими и краткими гласными.

Правила игры: Обучаемые делятся на команды. Учитель произносит слова. Если он произносит слово, в котором есть долгий гласный - ученики поднимают левую руку, если в названном слове краткий гласный -правую. Учитель записывает ошибки игроков на доске. Выигрывает та команда, которая сделала меньше ошибок.

Игра предложена апробирована: Мустафаевой Э.Н.

Орфографические игры

«The Comb»

Цель: закрепление изученной лексики, развитие орфографических навыков

Длительность: 10-15 минут

Возраст/класс: средняя школа, 8 класс

Оборудование: доска, цветной мел

Кол-во участников: 9

Правила игры: Класс делится на 2 команды. На доске для каждой команды пишется длинное слово. Представители команд по очереди подбегают к доске и пишут слова, начинающиеся с букв, составляющих первоначальное слово, по вертикали. Слова одной команды не должны повторяться. Выигрывает та команда, которая первой и правильно написала слова. Слова могут быть разных частей речи, главное, чтобы они были длиннее, чем слова соперников.

e d u c a t i o n
x i s u u e n p o
p s a r t a v p t
e a g r h c e o e
r p e i o h s r b
i p c r e t t o
e o u i r i u o
n i l t g n k
c n u y a i
e t m t t
i y
o
n

P.S.: Обратите внимание, что данную игру лучше всего проводить в помещении, где много места. Если места мало и во избежание шума и хождения по классу, желательно, чтобы учитель сам по очереди записывал слово каждого учащегося, чередуя одну команду с другой, также детям даётся возможность сказать слова соперника при неправильном ответе или если его нет вообще. Учитель должен иметь цветной мел, чтобы в конце игры быстро и точно подсчитать баллы каждой команды по цвету слова, написанного на доске.

Игра предложена и апробирована Эмирасановой А.С.

«Вставь букву»

Цель: проверка усвоения орфографии в пределах изученного лексического материала.

Длительность: 20 минут

Возраст/класс : средняя школа, 5 класс

Оборудование: доска, мел

Количество участников: 11

Правила игры:

Доска разделена на две части. Для каждой команды записаны слова, в каждом из которых пропущена буква. Представители команд поочередно выходят к доске, вставляют пропущенную букву или буквы и читают слово и переводят его.

Например:

beds..de cab..net

P.S.: Игра прекрасно подходит для усвоения орфографии в пределах изученного лексического материала. Слова должны быть записаны на доске до того, как начнётся урока. Желательно доску завесить картами, чтобы слов не было видно.

Игра разработана и апробирована: Аджалиевой И.А.

«Invisible Words»

Цель: развитие орфографических навыков.

Длительность: 15-20мин.

Возраст/класс: средняя школа, 5 класс

Оборудование: нет

Кол-во участников : 8

Правила игры: Выбирается ведущий. Его задача - написать слово, но слово он “пишет” рукой в воздухе. Задача остальных - записать слова в тетрадях. Выигрывает тот, кто правильно записал все слова.

P.S.: Класс должен быть хорошо освещенный. Игра подходит для изучения орфографии, по изучаемой лексики.

Игра предложена и апробирована: в средней школе в 5 классе.

Саввулиди Д.И.,

«Remember the Words»

Цель: формирование навыка орфографической памяти

Длительность: 15-20минут

Возраст/класс: средняя школа, 5 класс

Оборудование: список слов, листочки, ручки

Кол-во участников 8

Правила игры: Учащимся предлагается быстро просмотреть список слов, а затем назвать слова, в которых есть заданная буква. Выигрывает тот, кто сможет назвать больше слов.

P.S.: Данная играподходит для усвоения орфографии, по уже изучившей лексики.

Игра предложена и апробирована: в средней школе в 5 классе.

Саввулиди Д.И.,

« Right verb»

Цель: 1. Закрепление грамматической базы знаний учеников.

2. Развитие навыка письма.

Длительность: 5-10 минут

Возраст/класс: начальная школа, 3-4 класс.

Оборудование: доска, мел

Кол-во участников: весь класс.

Правила игры: На доске написаны предложения, в которых пропущен глагол. Ученики по очереди выходят и вписывают глагол в нужной форме.

Игра предложена и апробирована: Мустафаевой Э.Н.

Заключение

Роль игр в методике преподавания иностранного языка трудно переоценить. Это объясняется в первую очередь спецификой предмета. С одной стороны, необходимость учить наизусть языковой материал, грамматику и т.д. зачастую вызывает неприязнь у учащихся, и здесь как раз игровые моменты могут оказать неоценимую помощь в создании позитивного настроения к уроку иностранного языка вообще, и к изучаемому материалу в частности. С другой стороны игры, являются по своей сути коммуникативными упражнениями, существенно помогает в достижении главной цели обучения иностранного языка, а именно научить общению на языке.

Под игрой понимается игра, используемая в учебном процессе в качестве задания, содержащего учебную задачу, решение которой обеспечит достижение определенной учебной цели. В играх выделяются фонетические, лексические, грамматические игры, речевые (игры для обучения говорению, аудированию, чтению). В данной работе мы рассмотрели, как влияют игры на повышение мотивации к изучению английского языка в школе.

Был апробирован комплекс игр, направленный на повышение мотивации учащихся к изучению английского языка.

Итак, цель нашего исследования об эффективности использования игр на уроках английского языка - выполнена, а гипотеза - подтверждена.

Список литературы

1. Алексеев Н.Г Организационно-деятельностная игра: возможности в области применения / Алексеев Н.Г., Золотник Б.А., Громыко Ю.В. //Вестник высшей школы. 1987.№ 7.

2. Ануфриева Г.В. Ролевые игры в обучении диалогической речи/ Ануфриева Г.В Иностранные языки в школе № 5

3. Ануфриева Р. А. Иры как средство развития интереса к изучаемому языку/ Ануфриева Р. А. //Иностранные языки в школе №9

4. Божович А.И. Отношение школьников к изучению как психологическая проблема. / Божович А.И. //Изв. АПНРСФСР.-М., 1986.-36с.

5. Бурдина М.И. Обучающие игры на уроках английского языка/ Бурдина М.И // Иностранные языки в школе №7

6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка./ Выготский Л.С №6 1966-523с.

7. Игра как средство обучения младших школьников: Метод, пособие. - Новокузнецк: изд. НПК, 1998 -с 123

8. Игры - обучение, тренинг, досуг / под ред. В.В. Петрусинского. - М.: Новая школа, 1994-с365

9. Ковалев А.Г. психология личности./ Ковалев А.Г. 3-е изд.-М., 1970.-76с.

10. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам / Колесникова О.А // Иностранные языки в школе. -№ 4, 1989.

11. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку./ Конышева А. В. -Мн.: Тетра Системс, 2003. - 175 с.

12. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку./ Конышева А.В. - СПб.: КАРО, Мн. издательство « Четыре четверти», 2006.-192с.

13. Кузовлева Н.Е. Широкая социальная мотивация и ее роль в обучении иноязычной речевой деятельности / Кузовлева Н.Е // Коммуникативный метод обучения иноязычной речевой деятельности.- Воронеж, 1985.250с.

14. Леоньтьев Л.С. Психологические основы дошкольной игры./ Леоньтьев Л.С. -М., 1954-223с.

15. Лившиц О.Л. Ролевая игра на уроках английского языка в VIII классе / Лившиц О.Л. // Иностранные языки в школе. - № 5.-1987.

16. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка./ Маслыко Е.А, Бабинская. Минск.2000-522с.

17. Минкин Е.М. От игры к знаниям./ Минкин Е. М. - М., 1983. - 206 с.

18. Мифтакова Л.Н. Игры и игровые задачи на уроках иностранных языков/ Мифтакова Л.Н. //Начальная школа, №9 1994

19. Пзанъко С.Ф. Игра и учение: Теория, практика и перспективы игрового общения. / Пзанъко С.Ф., Тюнников Ю.С., Тюнникова С.М. - М., 1992. - 231 с.

20. Пассов Е. И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур. / Пассов Е. И. - Минск: ООО "Лексис", 2003. - 184 с.

21. Петровский А.В. История советской психологии./ Петровский А.В - М., 1967.-27с.

22. Рогова Г.В. О некоторых причинах снижения интереса к предмету «Иностранный язык» у школьников / Рогова Г.В., Никитенко 3.Н // Иностр.яз. в школе. 1982.№ 6.

  • Глава 2. Оптимизация когнитивной функции языка. § 1. Компьютерная лингвистика23