Хара морин квн состав команды. Команда КВН «Хара Морин» даст бесплатный концерт для жителей Бурятии

Хара морин квн состав команды. Команда КВН «Хара Морин» даст бесплатный концерт для жителей Бурятии
Хара морин квн состав команды. Команда КВН «Хара Морин» даст бесплатный концерт для жителей Бурятии

Название «буряты» произошло от монгольского корня «бул», что означает «лесной человек», «охотник». Так монголы называли многочисленные племена, жившие по обоим берегам Байкала. Буряты стали одними из первых жертв монгольских завоеваний и долгих четыре с половиной столетия платили дань монгольским ханам. Через Монголию же в бурятские земли проникла тибетская форма буддизма - ламаизм.

В начале XVII века, перед приходом русских в Восточную Сибирь, бурятские племена по обе стороны Байкала все еще не составляли единой народности. Однако казакам не скоро удалось покорить их. Официально Забайкалье, где проживала основная часть бурятских племен, было присоединено к России в 1689 году в соответствии с Нерчинским договором, заключенным с Китаем. Но фактически процесс присоединения завершился только в 1727 году, когда была проведена русско-монгольская граница.

Еще ранее указом Петра I для компактного проживания бурят были выделены «коренные кочевья» - территории по рекам Керулен, Онон, Селенга. Установление государственной границы привело к обособлению бурятских племен от остального монгольского мира и началу их формирования в единый народ. В 1741 году русское правительство поставило для бурят верховного ламу.
Не случайно, буряты питали живейшую привязанность к русскому государю. Например, когда в 1812 году они узнали о пожаре Москвы, то их с трудом можно было удержать от похода против французов.

В годы Гражданской войны Бурятию оккупировали американские войска, сменившие здесь японцев. После изгнания интервентов в Забайкалье была создана Бурят-Монгольская Автономная Республика с центром в городе Верхнеудинске, впоследствии переименованном в Улан-Удэ.

В 1958 году Бурят-Монгольская АССР преобразовалась в Бурятскую АССР, а после распада Союза - в Республику Бурятия.

Буряты - одна из самых многочисленных народностей, населяющих территорию Сибири. На сегодняшний день их численность в России составляет больше 250 тысяч. Однако в 2002 году решением ЮНЕСКО бурятский язык был занесен в «Красную книгу» как вымирающий - печальный итог эпохи глобализации.

Дореволюционные русские этнографы отмечали, что телосложение у бурят крепкое, но вообще они расположены к тучности.

Убийство среди них - почти неслыханное преступление. Однако же они отличные охотники, на медведя бурят смело идет в сопровождении только своей собаки.

Во взаимном обхождении буряты учтивы: здороваясь, подают друг другу правую руку, а левой захватывают ее повыше кисти. Подобно калмыкам, они не целуют своих возлюбленных, но обнюхивают их.

У бурят существовал древний обычай почитания белого цвета, который в их представлении, олицетворял чистое, священное, благородное. Посадить человека на белый войлок, значило пожелать ему благополучия. Лица знатного происхождения считали себя белокостными, а бедняков—чернокостными. В знак принадлежности к белой кости богачи устанавливали юрты из белого войлока.

Многие, наверное, удивятся, когда узнают, что у бурят только один праздник в году. Но зато длится он долго, почему и называется «белый месяц». По европейскому календарю его начало выпадает на сырную неделю, а иногда на самую масленицу.

У бурят с давних пор сложилась система экологических принципов, в которой природа рассматривалась как коренное условие всякого благополучия и богатства, радости и здоровья. Согласно местным законам, осквернение и разрушение природы влекло за собой тяжелые телесные наказания, вплоть до смертной казни.

Издревле у бурят почитались святые места, которые были ни чем иным, как заповедниками в современном смысле слова. Они находились под защитой вековых религий — буддизма и шаманизма. Именно эти святые места помогли сохранить и спасти от неминуемого уничтожения целый ряд представителей сибирской флоры и фауны, природные богатства экологических систем и ландшафтов.

Особо бережное и трогательное отношение у бурят к Байкалу: испокон веков его считали священным и великим морем (Ехэ далай). Упаси Боже на его берегах произнести грубое слово, не говоря уже о брани и ссоре. Возможно, в XXI веке до нас, наконец, дойдет, что именно это отношение к природе и должно называться цивилизацией.

Культура и вероисповедание бурят представляют собой синтез восточных и европейских традиций. На территории Республики Бурятия можно встретить и православные монастыри, и буддийские храмы, а также побывать на шаманских ритуалах. Буряты - колоритный народ с интересной историей, которая развивалась на берегу величественного Байкала. О религии и пойдет речь в нашей статье.

Кто такие буряты?

Этот этнос проживает на территории Российской Федерации, Монголии и Китая. Больше половины от общего числа бурят проживает в России: в Республике Бурятия, в Иркутской области (Усть-Ордынский округ), Забайкальском крае (Агинский округ). Встречаются и в других районах страны, но в меньшем количестве. Буряты - это древнейшая народность Байкальского региона. Современные генетические анализы показали, что их ближайшими родственниками являются корейцы.

По одной из версий, название народа произошло от монгольского слова «бул», означающего «охотник», «лесной человек». Так древние монголы называли все племена, жившие на берегах Байкала. Долгое время буряты находились под влиянием ближайших соседей и на протяжении 450 лет выплачивали им налоги. Близость с Монголией способствовала распространению буддизма в Бурятии.

История возникновения народности

Буряты произошли из различных монгольских племен и в начале своего становления (XVI-XVII века) состояли из нескольких родовых групп. Новый толчок в развитии этноса наступил с приходом в Восточную Сибирь первых русских поселенцев. С присоединением прибайкальских земель к Российскому государству в середине XVI века часть бурят переселилась в Монголию. Позже произошел обратный процесс, и до начала XVIII века они вернулись в свои родные земли. Существование в условиях российской государственности привело к тому, что бурятские племена и группы стали объединяться благодаря социальному и культурному взаимодействию. Это привело к образованию нового этноса в конце XIX века. Самостоятельная государственность бурят (Бурят-Монголия) начала формироваться в первой половине XX века. В 1992 году в составе Российской Федерации была образована Республика Бурятия, Улан-Удэ стал ее столицей.

Верования

Буряты долгое время находились под влиянием монгольских племен, потом последовал период Российской государственности. Это не могло не отразиться на вероисповедании бурят. Как и многие монгольские племена, изначально буряты были приверженцами шаманизма. Для этого комплекса верований используют и другие термины: тенгрианство, пантеизм. А монголы называли его «хара шашын», что означает «черная вера». В конце XVI века в Бурятии получил распространение буддизм. А с середины XVIII столетия стало активно развиваться христианство. На сегодняшний день эти три религии бурят гармонично сосуществуют на одной территории.

Шаманизм

У местного народа всегда было особое отношение к природе, что нашло отражение в их древнейшей вере - шаманизме. Они почитали Вечно Синее Небо (Хухэ Мунхэ Тэнгри), которое считалось верховным божеством. Природа и природные силы считались одухотворенными. Шаманские ритуалы проводились у определенных объектов на открытом воздухе, чтобы достичь единства между человеком и силами воды, земли, огня и воздуха. Тайлаганы (ритуальные празднества) устраивались на близлежащих к озеру Байкал территориях в особо почитаемых местах. Через жертвоприношения и соблюдение определенных правил и традиций буряты воздействовали на духов и богов.

Шаманы были особой кастой в общественной иерархии древних бурят. Они сочетали в себе мастерство целителя, психолога, манипулирующего сознанием, и сказителя. Стать им мог только тот, у кого были шаманские корни. Обряды производили сильное впечатление на зрителей, которых собиралось до нескольких тысяч. С распространением буддизма и христианства шаманизм в Бурятии начал притесняться. Но это древнее верование, лежащее в основе мироощущения бурятского народа, не могло быть уничтожено полностью. Многие традиции шаманизма сохранились и дошли до наших дней. Духовные памятники того периода, в частности сакральные места, являются важной частью культурного наследия бурятского народа.

Буддизм

Жители западного побережья Байкала оставались приверженцами этого вероисповедания, буряты же, жившие на восточном берегу, обратились к буддизму под влиянием соседей-монголов.

В XVII веке из Тибета через Монголию в Бурятию проникает ламаизм - одна из форм буддизма. Как следует из названия, в этом религиозном направлении большая роль уделяется ламам. Они почитались как учителя и проводники на пути к просветлению. Для этой новой для бурят религии характерна особая пышность церемоний. Обряды проводятся по строгим правилам. Ярким примером является ритуал цам-хурал. Этот театрализованный обряд богослужения включал исполнение священных танцев и показ пантомим.

Преданность шаманизму среди бурят была настолько велика, что даже в ламаизм они привнесли такие атрибуты древнего верования, как одухотворение природных сил и почитание духов-хранителей рода (эжинов). Вместе с буддизмом в Бурятию приходит культура Тибета и Монголии. В Забайкалье прибыло более 100 тибетских и монгольских лам, начали открываться дацаны (буддийские монастыри). При дацанах функционировали школы, издавались книги, развивалось прикладное искусство. А также они были своеобразными университетами, которые готовили будущих священнослужителей.

1741 год считается поворотным в истории становления буддизма как вероисповедания бурят. Императрица Екатерина Петровна подписала указ, признававший ламаизм одной из официальных религий на территории России. Официально был утвержден штат из 150 лам, который освобождался от уплаты налогов. А дацаны становились центром развития тибетской философии, медицины и литературы в Бурятии.

На протяжении почти двух столетий ламаизм активно развивался, обретая все больше последователей. После революции 1917 года, когда к власти пришли большевики, начался период упадка буддийской традиции бурят. Дацаны были закрыты и разрушены, а ламы репрессированы. Только в 1990-х годах началось возрождение буддизма. Было построено 10 новых дацанов. Однако еще в 1947 году недалеко от Улан-Удэ был основан и снова заработал Агинский.

Сейчас Республика Бурятия является центром В Эгитуйском дацане находится статуя Будды, сделанная из сандалового дерева. Для нее даже было построено помещение, в котором поддерживается определенный микроклимат.

Буддийские храмы и монастыри

Буряты были кочевниками. Жили они, как и многие тюркские племена, в юртах. Поэтому изначально у них не было постоянных храмов. Дацаны располагались в юртах, обустроенных специальным образом, и «кочевали» вместе с ламами. Первый стационарный храм, Тамчанский дацан, был построен в конце XVI века. Монастыри делятся на несколько категорий:

  • Дуган - монастырский храм, название произошло от тибетского слова, означающего «зал собраний».
  • Дацан - у бурят означает «монастырь», а в Тибете так называли учебные факультеты при крупном монастыре.
  • Хурул - так называют все буддийские храмы калмыков и тувинцев. Название произошло от монгольского «хурал», что означает «собрание».

Интересна архитектура буддийских монастырей и храмов Бурятии, в которой прослеживаются 3 стиля:

  • Монгольский стиль - представлен строениями, напоминающими юрты и шатры. Первые храмы были передвижными и располагались во временных сооружениях. Стационарные храмы сначала строились в виде шести- или двенадцатиугольных зданий, а затем стали квадратными. Крыши выполнялись в форме, напоминающей верхушку шатра.
  • Тибетский стиль - характерен для ранних буддийских храмов. Архитектура представлена прямоугольными сооружениями с белыми стенами и плоской крышей. Храмы, выполненные в чисто тибетском стиле, встречаются нечасто.
  • Китайский стиль - предполагает роскошное убранство, одноэтажные постройки и двускатные крыши, выполненные из черепицы.

Многие храмы построены в смешанном стиле, например, Агинский дацан.

Иволгинский монастырь

Этот дацан был основан в 1947 году в 40 км от Улан-Удэ. Он служил резиденцией Духовного управления буддистов России. В дацане находится священная статуя Будды и трон далай-ламы XIV. Каждый год в храме проводятся крупные хуралы. В начале весны празднуется Новый год по восточному календарю, а летом - праздник Майдари.

Иволгинский храм знаменит тем, что там хранится ламы Итигэлова. По легенде, в 1927 году лама завещал своим ученикам осмотреть его тело через 75 лет, затем сел в медитацию и ушел в нирвану. Его похоронили в той же позе в кедровом кубе. Согласно завещанию в 2002 году куб был открыт, а тело осмотрено. Оно было в неизменном состоянии. Были проведены соответствующие обряды и ритуальные действия, а нетленное тело ламы Итигэлова перенесено в Иволгинский дацан.

Агинский монастырь

Этот буддийский дацан был построен в 1816 году и освещен ламой Ринченом. Комплекс представляет собой главный храм и 7 малых сумэ. Агинский дацан известен тем, что с момента основания в нем ежедневно по 4 раза совершался Маани хурал (поклонение Бодхисаттве Арья Бала). В монастыре печатались книги по философии, медицине, логике, астрономии и астрологии. В конце 1930-х храм был закрыт, некоторые здания были частично разрушены, а некоторые были заняты под военные и светские нужды. В 1946 году Агинский монастырь был снова открыт и действует до сих пор.

Гусиноозерский монастырь

Другое название - Тамчинский дацан. Изначально не был стационарным, а располагался в большой юрте. В середине XVIII века был построен первый храм на постоянном месте. А спустя почти 100 лет монастырский комплекс состоял уже из 17 храмов. С начала XIX и до середины XX века был главным монастырем Бурятии, которая в то время называлась Бурят-Монголия. Постоянно там проживало 500 лам, и еще 400 были приходящими. С приходом к власти большевиков дацан был упразднен, как и многие другие религиозные объекты. Его здания заняли под нужды государства. Там располагалась тюрьма для политзаключенных. В конце 50-х годов XX века Гусиноозерский дацан был признан памятником архитектуры и начались работы по его реставрации. Снова открыл храм свои двери для верующих в 1990 году. В этом же году он был освящен.

В дацане хранится памятник, представляющий высокую историческую и культурную ценность. Это так называемый «оленный камень», возраст которого, по данным археологов, составляет 3,5 тыс. лет. Свое название этот камень получил из-за изображений мчащихся оленей, которые высечены на нем.

Христианство

В 1721 году была создана Иркутская епархия, с которой и началось распространение православия в Байкальском регионе. Особого успеха миссионерская деятельность достигла у западных бурят. Там получили распространение такие праздники, как Пасха, Рождество, Ильин день и др. Активному продвижению православия в Бурятии препятствовала приверженность местного населения шаманизму и развивающемуся буддизму.

Российская власть использовала православие как способ влияния на мировоззрения бурят. В конце XVII века началось строительство Посольского монастыря (на фото выше), что способствовало укреплению позиции христианской миссии. Использовались и такие методы привлечения последователей, как освобождение от уплаты налогов в случае принятия православной веры. Поощрялись межэтнические браки между русскими и коренным населением. К началу XX века около 10% от общего количества бурят были метисами.

Все эти усилия привели к тому, что к концу XX века насчитывалось 85 тыс. православных бурят. Затем последовала революция 1917 года, и христианская миссия была ликвидирована. Активные деятели церквей были расстреляны или сосланы в лагеря. После окончания Второй мировой войны началось возрождение некоторых храмов. А официальное признание православной церкви произошло только в 1994 году.

Селенгинский Троицкий монастырь

Открытие храмов и монастырей всегда было важным событием в укреплении христианства. В 1680 году по указу царя Федора Алексеевича было поручено построить на берегу монастырь и сделать его центром православной миссии в регионе. Новая обитель получила поддержку в виде казенных средств, а также денег, книг, утвари и одежды от царя и знати. Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь владел землями, рыболовными угодьями, вотчинами. Вокруг обители стали селиться люди.

Как и планировалось, монастырь стал средоточием православной веры и образа жизни в Забайкалье. Почиталась обитель среди населения близлежащих сел за то, что в ней хранилась икона чудотворца Николая Мирликийского. Монастырь посещали выдающиеся религиозные, политические и государственные деятели. В обители находилась обширная по тем временам библиотека из 105 книг.

В 1921 году Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь был закрыт. Его здания некоторое время занимал детский дом, а с 1929 по 1932 год монастырь пустовал. Затем здесь действовал пионерский санаторий, а позже - детская спецколония. За это время многие здания монастыря потеряли прежний облик, какие-то были разрушены. Только с 1998 года обитель стала возрождаться.

Старообрядчество

В середине XVII века на Руси началась церковная реформа. Менялись обряды, но не все были готовы к этим изменениям, что привело к расколу церкви. Несогласных с новыми реформами преследовали, и они вынуждены были бежать на окраины страны и за ее пределы. Так появилось старообрядчество, а его последователей называли староверами. Они скрывались на Урале, в Турции, Румынии, Польше и в Забайкалье, где жили буряты. Староверы селились большими семьями в основном на юге Забайкалья. Там они возделывали землю, строили дома и церкви. Насчитывалось до 50 таких поселений, 30 из которых существует и сейчас.

Бурятия - самобытный, колоритный регион с красивейшей природой и богатой историей. Чарующие чистейшие воды Байкала, буддийские храмы и священные места шаманов привлекают людей, желающих окунуться в природную и духовную атмосферу края.

Первоначальным местом поселения протобурятских племен, очевидно, следует считать Предбайкалье, хотя ранее была довольно популярна точка зрения, что бурятские племена являются пришлыми из Монголии. Сегодняшние данные позволяют говорить о существовании еще в позднем неолите (около 2500 года до н.э.) протобурятских племен шоно и нохой . Названия эти являются тотемными, и переводятся как волк и собака . Некоторые исследователи считают племя шоно предками и , а нохой - предками . Вероятно, в ходе длительных процессов передвижений племен, нохой большей частью перешли на восточную сторону , где вошли в состав империи . Шоно же находились в даннической зависимости.

История бурятских племен

Более подробные сведения о предках относятся к IX-X векам нашей эры. Считается, что западные племена предков бурят входили в то время в состав племенного союза, а восточные составляли сильный хори-туматский союз. Существует точка зрения, что между курыканским и хори-туматским союзами были длительные военные столкновения, продолжавшиеся более 100 лет с различной интенсивностью. После поражения от хори-туматов протобурятские племена Предбайкалья остались, а курыкане (предки и ) ушли частью на север, частью на запад. Другие исследователи считают туматов предками курыкан, и отвергают предположение о войне. Однако влияние древних тюрков на формирование бурятской народности несомненно.

Позже, в «Сборнике летописей» персидского ученого Рашид-ад-Дина упоминается о лесных племенах булагачинов и кэрэмучинов, живших к западу от . Очевидно, речь идет о предках эхиритов и булагатов. Эти племена входили по Рашид-ад-Дину в страну Могулистан, населенную монголо-язычными племенами.

Также говорится о местности Баргуджин-Тукум. Этим термином у монголов обозначался обширный район по обе стороны . В него входили, судя по всему баргуты, хори, булагачины и кэрэмучины и другие малочисленные племена или живущие отдельно от своих соплеменников монголы, меркиты, киданьские переселенцы. В период монгольского владычества в этом районе сформировались племена эхиритов, булагатов и хонгодоров. Хори же сформировались раньше, и ко времени появления русских жили в Забайкалье. Их первоначальное местожительство до сих пор вызывает горячие споры у историков, этнографов, археологов. По мнению многих ученых, неоспорим факт совместного жительства трех главных бурятских племен в глубокой древности. Видимо, в процессе дальнейшего развития хори оказались на территории Забайкалья, а затем с Х века вновь оказались в Предбайкалье, а во времена Чингисхана часть из них ушла обратно в Забайкалье. Об этом свидетельствует проживание нескольких хоринских родов на территории нынешних районов Усть-Ордынского округа.

В русских документах булагаты, эхириты и хонгодоры именуются "большими брацкими людьми" и говорится о существовании племени буретов, по имени которых стали называть и другие племена Предбайкалья.

В то время большие группы булагат - ашагабаты и икинаты, жившие в долинах рек Уда и Ока (нынешние , и районы ) находились на стадии формирования собственных племен, поэтому некоторые исследователи выделяют их в отдельные племена. Однако ашагабаты и икинаты все же являются булагатами.

История бурят

(Буряадууд) - монголоязычный народ Сибири . Общая численность их в мире составляет 520 тыс. человек. Основная масса народа сосредоточена в республике Бурятия (249,5 тыс. чел.), в (49 тыс.чел.), в Агинском Бурятском автономном округе Читинской области (42,3 тыс. чел.) и в ряде районов этих же областей, не входящих в состав автономий. За пределами РФ буряты живут в Монголии (35 тыс. чел.) и Китае (около 10 тыс.)

Археологические и другие материалы допускают предположение о том, что отдельные протобурятские племена (шоно и нохой) сложились в конце неолита и в эпоху бронзы (2500-1300 лет до н э.). По мнению авторов, племена скотоводов-земледельцев тогда соседствовали с племенами охотников. В позднем бронзовом веке, на территории всей Центральной Азии, включая Прибайкалье, проживали племена так называемых «плиточников» - прототюрков и протомонголов. Начиная с III в. до н.э. население Забайкалья и Предбайкалья втягивается в грандиозные исторические события, которые развернулись в Центральной Азии и Южной Сибири , связанных с образованием ранних негосударственных объединений гуннов, сяньби, жужаней и древних тюрков. С этого времени начинается распространение монголоязычных племен в прибайкальском регионе и постепенная монголизация аборигенов. В IX-XIV веках Забайкалье оказалось в центре монгольских политических событий, в том числе в создании единого Монгольского государства во главе с Чингисханом .

Этноним «бурят» впервые упоминается в монгольском сочинении "Сокровенное сказание монголов" ("Монголой нюуса тобшо") наряду с такими племенами, как хори-туматы, баргуты, ойраты и др. Более достоверные сведения о предках бурят появляется в первой половине 17 века в связи с приходом русских в Восточную Сибирь. В этот период Забайкалье являлось частью Северной Монголии, входившей в состав Сецен-хановского и Тушету-хановского ханств. Господство в них занимали монголоязычные народы и племена, подразделявшиеся на собственно монголов, халха-монголов, баргутов, дауров, хоринцев и др. Предбайкалье находилось в даннической зависимости от Западной Монголии. Основными этническими группами-племенами здесь были эхириты, булагаты, хонгодоры и икинаты. Все эти племена по обе стороны Байкала не составляли единой народности, имели различия в языке, быте и культуре.

Военное дело у бурят

С самого начала образования бурятских племён, само собой было необходимо отстаивать свою независимость, самостоятельность, защищать свою землю от набегов соседей и, что греха таить, нападать на более мелкие и слабые племена.

Первые упоминания о войнах на территории Прибайкалья восходят ещё к гуннам , в состав которых входили и предки бурят. Позже предки бурят-племена чинос (шоно) и нохой, часто подчинялись тем или иным могущественным соседям - сяньби, жужаням. Во времена тюрков протобурятские племена, входившие в состав курыкан, и племя баргут, первоначально подчинившиеся тюркам, позже, при распаде великого Тюркского каганата, воевали против тюркутов. Затем были войны с пришедшими на свои земли хори-туматами, которые в свою очередь, воевали с киданями, племена Предбайкалья отражали агрессию енисейских кыргызов.

Во времена Монгольской империи с монголами воевали хори-туматы, чинос были вынуждены участвовать в походе Чингисхана на Среднюю Азию. Во времена Чингисхана покорённые хори, булагаты и эхириты были поделены на десятки, пятидесятни и сотни, монголы установили свою военную организацию.

До монголов войска предков бурят - курыкан, хори-туматов, баргутов - составляли в основном ополчение, лишь при родовых вождях и племенных предводителях состояли небольшие отряды нукеров. Войска были конными, на вооружении стояли сложный лук (номо) с боевыми стрелами (годли) , имевшими железные наконечники (зэбэ) , кольчуга куяк , железный или кожаный шлем, колчан-сайдак (hаадаг) , железное копьё или рогатина (жада) , сабля (hэлмэ) , длинные метательные ножи (мадага) , палица (гулда) , боевой топор (hухэ) .

Ополченцы - улусные люди, собиравшиеся на защиту земель, вооружались кто чем может, редко кто из них имел полный комплект боевого снаряжения. В основном у них были луки со стрелами, копья, редко кто имел даже шлем и кожаные доспехи, защищавшие разве только от стрел, да и то на излёте. Боевая дружина предводителя - нухэрнууд , были вооружены куда лучше, имели и кольчугу с железными или бронзовыми пластинами, железный остроконечный шлем, опушенный мехом, калантырь - кожаные доспехи с пластинами, круглый деревянный или железный щит и т.д.

Тактика боя была такая же, как и в Монголии - нападение, затем - притворное отступление и нападение с окружением. Маневренность войска позволяла преодолевать значительные расстояния, бурятские воины самостоятельно, уже не в составе монгольских войск, ходили на племена тунгусов, качинцев, живших на территории Красноярского края, нередко угрожали хакасам и тувинцам. Но и сами позже страдали от набегов монгольских нойонов.

Появление русских в Предбайкалье

Во времена прихода русских предбайкальские буряты первое время нередко сталкивались с их отрядами, ходили под


Глоссарий бурятских слов

ЖИЗНЬ ДО ПРИХОДА РУССКИХ КОЛОНИЗАТОРОВ
БУРЯТСКИЙ И МОНГОЛЬСКИЙ ЯЗЫКИ
ПЕРВЫЕ СВЕДЕНИЯ О БУРЯТАХ СРЕДИ РУССКИХ
ВХОЖДЕНИЕ В КОНТАКТ С РУССКИМИ
Два основных бурятских племени
Разное отношение к русским колонизаторам
БОРЬБА ПРОТИВ РУССКИХ
ЭТНОНИМ БУРЯТЫ
Бурят-Монголы в 1700-1907гг
РУССКАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ БУРЯТ
Устав 1822 г об управлении инородцев Сперанского
БУРЯТЫ ОХРАНЯЮТ ГРАНИЦУ
РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ВОСТОЧНЫМИ И ЗАПАДНЫМИ БУРЯТАМИ
РЕЛИГИОЗНЫЙ ВОПРОС (2 ЦЕРКВИ)
ЛАМАИЗМ
КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ
Грамотность у западных и восточных бурят
НАЧАЛО 20 ВЕКА
РЕВОЛЮЦИЯ
СОЦИАЛИЗМ
Буряты после второй мировой войны
Библиография

Глоссарий бурятских слов

Ajl дом, юрта, семья, группа юрт
Ajmak монгольская провинция
Ajrag молоко в состоянии брожения (часто кобылицы)
Arxi Алкоголь на молочной основе
Burxan дух, иногда Будда
Duun песня
Ëxor бурятский танец кругом
Taabari загадка
Mangadxaj антигерой, злое зооморфное существо
Nojon монгольский аристократ
Oboo место поклонение (святые места). Нагромождение камней или вязанок хвороста часто у подножия холма
Sèržèm жидкость, которую преподносят во время жертвоприношения
Surxarban летние бурятские игры
Tajlgan летний шаманский ритуал
Ül’gèr бурятская эпопея
Ulus семья, юрта, дом, группа юрт

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАССЕЛЕНИЕ БУРЯТ

В. А. Рязановский в своей книге « Монгольское право » так излагает свою версию о происхождении бурят:
« Первые исторические сведения о бурятах относятся, повидимому, к XII веку. В летописях Юань-чао-ми-ши, Санан-Сэтцена и Рашид Эддина упоминается о подчинении Чингиз-хану бурятских племен, обитавших за Байкалом. Так, в летописи Санан-Сэтцена под 1189 г. говорится о вожде бурят Шикгуши, поднесшем Чингиз-хану сокола (ястреба) в знак покорности бурятского народа, жившего в то время у Байкала В летописи Рашид Эддина под 1188 г. сообщается о победе Чингиз-хана над тайджиютами у реки Ингоды, на стороне которых сражался вождь племени хори—Сумаджи, а под 1200-1201 г. (594 г. геждры) говорится, что Ван-хан разбил Тухту, который ушел в место, называемое „Баргуджин"; „это место за рекой Селенгой к Востоку от Монголии, к одному племени из монголов, которое называется Баргут, это имя усвоено по той причине, что они обитали в этом Баргуджине; и они до сих пор называются этим именем"). Таким образом по самым древним, дошедшим до нас, историческим сведениям буряты первоначально обитали в Забайкалье, откуда они, повидимому, двинулись при Чингиз-хане на юг). Внутренние междуусобия в Монголии, внешние нападения на нее, поиски новых пастбищ заставляли монголов Халхи двигаться на север, селиться по р. Селенге, о. Байкалу и за Байкалом (XV-XVII в.). Здесь новые пришельцы вытесняли одни местные племена, покоряли другие, смешивались с третьими и образовали современных нам бурят, среди которых можно различать две ветви—одни с преобладанием бурятского типа —бурят-монголы, гл. обр. северные буряты, другие с преобладанием монгольского типа—монголо-буряты, преимущественно южные буряты. »
В Википедии мы узнаем, что:
« Современные буряты сформировались, по всей видимости, из различных монголоязычных групп на территории северной окраины ханства Алтан-ханов, сложившегося в конце XVI — начале XVII века. К XVII веку буряты состояли из нескольких племенных групп, крупнейшими среди которых были булагаты, эхириты, хоринцы и хонгодоры. »
“Пастбища к востоку от озера Байкал были домом пастбищных кочевников с незапамятных времен и в самом деле на Ононе к югу от современной Российской границы родился Чингис Хан.(Онон (монг. Онон гол) — река в северо-восточной Монголии и России. Верхнее течение Онона — одно из предполагаемых мест, где родился и вырос Чингисхан. По легенде здесь же он и захоронен. Википедия) Таким образом этот факт дает бурятам живущим на востоке Байкала основание считать себя « чистыми монголами ». Эти племена включали «the Tabanut, Atagan and Khori »(Табануты, Атаганы и Хори) - последние жили также на западном берегу Байкала и на большом острове « Oikhon » (по-русски Ольхон). Другие монгольские племена - « the Bulagat, Ekherit and Khongodor »(Булагаты, Эхириты и Хонгодоры)- расселились вокруг озера Байкал и у долины реки Ангары которая вытекает из южного конца озера. Здесь и в соседних долинах, доходящих до верховья реки Лены они нашли луговые степи, которые можно было использовать в качестве пастбищ для их лошадей и рогатого скота. Эти монголы, расселившиеся по Тунгусске и другие жители лесов, и стали западными бурятами. »₁

В своей книге, « La chasse à l’âme » посвященной главным образом бурятскому шаманизму, Roberte Hamayon так рассказывает о первых упоминаниях о бурятах:
« p.44 Sources anciennes
Названия племен, которые сформируют позже бурятский этнос, фигурируют в Секретной истории Монгол « Histoire secrète des Mongols » (речь идет о тексте изготовленном в монгольской среде, но известном только по китайской транскрипщии датированной 1240 годом(…) В этом тексте фигурирует племя ekires или ikires, часть которого присоединилась с давних пор к будущему Чингис Хана, эта часть племени была включена в 1206 году, наряду с булуганскими людьми(Bulugan (la tribu bulagazin ?)) в федерафию племен войлочных палаток (tribus aux tentures de feutre), предками Эхиритов и Булагатов прибайкалья; племя « qori-tümed », упомянутое в числе «лесных людей » покорившихся в 1207 году, потомками которого являются Хори Забайкалья; а также племя бурияд (burijad), также причисленное к « лесным людям », и покорившееся в 1207 году, исторически отличное от предыдущих), генеалогическое повествование о роде Чингиз Хана. Эта летопись считается содержит данные об отношениях между племенами и кланами в доимпериальную эпоху, об отношениях сотрудничества и мести, которые вписываются в кадр шаманических действий, и которые встречаются в похожем виде в прибайкалье 19 века. В эту эпоху монгольский двор с благосклонностью принимал все иностранные религии, в то же время стремясь обуздать шаманов, не желая больше допущения раздела власти с ними (раздел власти который окажется свойственный шаманизму, и следовательно несовместимый с государственной централизацией) ; монгольский двор был терпим к маргиналам, но Чингиз Хан во время своего восхода к высшей власти устранил шамана Kököcü по прозвищу Теб Тенгери, который намеревался пустить в ход свои полномочия.
Упомянутые племена оказываются забытыми до их вступления в российскую империю в середине 17 века.

ЖИЗНЬ ДО ПРИХОДА РУССКИХ КОЛОНИЗАТОРОВ

Буряты на востоке Байкала сохранили традицинный монгольский стиль жизни основанный на разведении лошадей и скота, кочуя между пастбищами и живя в переносных тентах обитых войлоком[юртах]. На западном берегу озера однако некоторые из них приняли седентарный стиль жизни, научились строить деревянные дома - восьмиугольные с отверстием для дыма в центре пирамидальной крыши - и культивировать сухой фураж и такие сельскохозяйственные культуры как просо, ячмень и гречку. Охота играла значительную роль в жизни всех монголов, известно что буряты организовывали большие совместные охоты с несколькими кланами. В относительно развитой культуре бурят использование железа было важной особенностью с давних времен, и как и в других сибирских общинах кузнецы, которые выковывали оружие, топоры, ножи, горшки, сбруи и серебрянные украшения пользовались практически сверхъестественным статусом.
Как все монголы до 16 века, буряты были шаманистами. Тем не менее это приняло более сложную форму по сравнению с другими сибирскими общинами, так как они не только почитали духов относящихся к явлениям природы (в честь которых они строили пирамиды из камней(oboo) в священных местах) но также имели многосложный пантеон состоящий из 99 божеств также как и их многочисленных прародителей и потомства. В высокоразвитой мифологии огонь особенно почитался. Сами шаманы- главным образом потомственная каста- разделялись на два вида: « белые » шаманы служили небесным божествам, и « черные », которые служили богам преисподни. Бурятские шаманы тем отличались от тунгусских и кетских, что их экстатический танец не сопровождался тамбурином, они использовали в своих ритуалах маленький колокольчик и деревянной лошадью (hobby horse). Центральным ритуалом в религиозной практике бурят, как и всех монголов-шаманистов, являлось кровное жертвоприношение « blood sacrifice » небесному богу Тенгри, во время этого жертвоприношения лошадь (обычно белая) умерщвлялась и ее кожа подвешивалась на длинный шест. Шаманизм, религия Чингис Хана, сохранялась до конца 16 века, когда буддизм из Тибета, быстро распространился среди монголов. Буряты, как бы то ни было, покинули свою родовую религию только через столетие, и в действительности буряты жившие на восточном берегу Байкала приняли буддизм, в то время как лесные буряты к западу оставались верными шаманизму.
Живя на границе между северными лесами и степями Внутренней Азии, бурятские монголы являлись посредниками в бартерной торговле, обменивая свой рогатый скот, скобяной товар и grain for furs (от тунгусов и других лесных жителей), эти товары в свою очередь обменивались на китайские текстиль, драгоценности и серебро.
Буряты были многочисленным народом(по меньшей мере 30 000 человек в 17 веке) в отличие от большинства аборигенов Сибири. Их социальная организация была также высокоразвитой. Главы кланов (khans or taishis) формировали наследственную аристократию, которая обладала значительной властью над обычными членами клана; класс богатых скотоводов(noyons) также существовал, особенно в восточной Бурятии. Тем не менее, права на пастбища и луга считались общими, внутри клана действовала система взаимопомощи (русские марксистские писатели утверждали, что это был всего лишь предлог для экплуатации бедных богатыми). В 17 веке в социальной структуре западных бурят, которая содержала многие традиционные племенные свойства, различия уже развились; что касается восточных бурят, их связь с монголами вывела их на дорогу феодализма
Будучи монгольскими племенами, буряты входили в границы империи Чингиз Хана в 13 веке, но историки расходятся во мнениях по поводу участия бурят в кампаниях армии Чингиза[и все-таки, как мне кажется, более популярным мнением является то, что буряты были у монголов в положении вассалов, как и русские]. Ясно то, что они разделяли. Даже на западе, тем не менее, наследственные главы кланов использовали свою власть для покорения соседних племен, принуждая последних выплачивать дань. Бурятские главы кланов также формировали из своих вассалов вооруженных людей на случай войны. Таким образом, до прихода русских, многие племена тунгусов, самоедов и кетов жившие между озером Байкал и Енисеем были на положении подданых народов, либо у бурятских монголов, либо у киргизских тюрков.
монгольскую традицию военной организации, эффективные конные тактики и использование лука и стрел. В результате, они представляли гораздо более внушительного врага для русских нежели примитивные племена Центральной Сибири. В определенный момент во время русской войны против бурят, служилые люди в Верхоленской крепости были так осаждены, что написали письмо царю Михаилу: "Spare us, your slaves, lord, and command that in the … fort two hundred mounted men be garrisoned…(…)…because, lord, the Buryats have many mounted warriors who fight in armour…and helmets, while we, lord, your slaves, are ill-clad, having no armours…"[не смогла найти оригинала на русском] из « Колониальной политике в Якутии ».

БУРЯТСКИЙ И МОНГОЛЬСКИЙ ЯЗЫКИ

Язык бурят относится к монгольской семье. Монгольский язык в настоящее время основан на халхасском диалекте. Многие слова идентичны в бурятском и халхасском, например gar « рука », ger « дом », ulaan « красный » и khoyor « два », но так же есть некоторые систематические звуковые отличия. Например, вода в бурятском языке - uha, тогда как в монгольском это us. Другие подобные отличия:
Hara месяц sar
Seseg цветок tsetseg
Morin лошадь mor
Üder день ödör
В грамматике бурятского языка сохранились личные глагольные окончания, напр. Bi yabanab, shi yabanash, tere yabna « Я иду, ты идешь, он идет », тогда как монгольский имеет только одну форму yabna для « Я иду, ты идешь, он идет » .
бурятский язык содержит много тюркских слов (результат долгого контакта с тюркскими народами внутренней азии и западной сибири), так же как и заимствования с китайского, санскрита, тибетского, манчжурского и др. языков.
ПЕРВЫЕ СВЕДЕНИЯ О БУРЯТАХ СРЕДИ РУССКИХ
Первые слухи среди русских о бурятах появились в 1609 году. Русская экпедиция в Томск была послана для того чтобы подчинить племена на восточном берегу Енисея и обложить их данью. Русские узнали от кетов и самоедов, что те уже заплатили ясак бурятам, которые жили за горами в идинской долине и иногда приезжали за данью. Поэтому русские встретили идинских бурят только через 20 лет спустя.[должно быть, буряты даже по слухам представлялись русским серьезным врагом]
В 1625 году русские из Енисейска взяв ясак с тунгусов впервые услышали о бурятских монголах в этом регионе.
Последовали так называемые Они решили исследовать и покорить эту землю.
бурятские войны - череда кампаний, рейдов и контр-атак. Главным стимулом русских покорить бурятские земли являлся слух о серебрянных залежах
Первая встреча русских с бурятами произошла в 1628 году в устье реки в этой местности.
Оки
[ Forsyth]. В тот раз русские не получили дани от бурят, но нанесли им поражение, забрав их жен и детей в качестве пленников.В следующем году казачий командир Бекетов (далеко продвинувшись по Оке) успешно взял оброк с бурят. К концу захвата ангарской долины русскими были уже основаны форты: Братск (от слова « брат »), Идинск, Иркутск(был основан в 1652 году как ясачная застава(yasak outpost)).
Бурятское сопротивление продолжалось на других территориях. На Ангаре основные анти-русские кампании произошли в 1634 году(когда братский форт был сожжен), они продолжались в течение 1638-41гг.
Крупнейшее бурятское восстание произошло в 1644 году. Русские пришельцы представляли из себя разбойников и мародеров. Большой бунт произошел по бурятским территориям в 1695-1696 гг, когда Иркутск был осажден.
Т.к. в 1640е надежда на изгнание русских испарилась, некоторые из эхиритских бурят двинулись вниз по Байкалу в Монголию. В 1658 году русские переселенцы нанесли поражение племенам амехабатских бурят, вынудив их покинуть территорию отныне занятую русскими. В том же году большая часть булагатских бурят также перебралась в Монголию
Оккупация русскими забайкальских земель вынуждала коренных жителей(тех кто не желал платить ясака) покидать свою территорию.
Многочисленные племена Хори бурят после нескольких лет борьбы с русскими шайками были вынуждены в начале 1650х гг. уйти из своих земель по обеим сторонам Байкала и двинуться в северную Монголию. К сожалению, в то время Монголия не была гостеприимным убежищем.

ВХОЖДЕНИЕ В КОНТАКТ С РУССКИМИ

Два основных бурятских племени
Разное отношение к русским колонизаторам

На западе Эхирит-Булагаты, видя в них сначала захватчиков во время первых встреч в 1627-1628 годах, плохо их приняли и сделали жизнь казаков достаточно трудной. Они будут организовывать восстания против их присутствия, как например на Лене в 1644-1665. Они находятся в самом рассвете, они живут охотой, у них есть лошади, которые позволяют им увеличить доходность их облав. Они держат в повиновении малочисленные народы тофаларов, кетов, тунгусов.Поэтому они воспринимают русских как соперников. К тому же долина Ангары, в которой царствовали булагаты ценна плодородной землей. Это привлекает русских поселенцев. Эхирит Булагаты начали платить подать в 1662, а через 2 года их декларируют как подчинившихся, хотя сами они признают это только в 1818.
Напротив Хори, которые хотят защититься от монголов, достаточно доброжелательно принимают первых казаков, русское присутствие менее плотное, чем на прибайкалье и вес от него ощущается медленнее.
Версия Рязановского выглядит немного иначе:
« Пришедшие в начале XVII в. в восточную Сибирь русские нашли бурят на современных местах. Первые сведения о бурятах русские получили в 1609 году от „десарских людей", ко-торые платили ясак „братским людям". В 1612 г. буряты напали на подчинившееся русским племя аринов. В 1614 г. в числе других туземных племен, осаждавших Томск, упоминаются и „браты". В 1621 г. также встречаем упоминание о бурятах, беспокоящих томских служилых людей. К 1622 г. относятся сведения о том, что буряты в числе 3-х тыс. чел., не считая данников, ходили войной на аринцев и других канских инородцев. Таким образом, буряты представляли воинственный и многочисленный народ, на который не могли не обратить внимания русские завоеватели. В 1628 г. сотник Петр Бекетов из Енисейска с 30 казаками дошел до устья реки Оки и взял первый ясак с проживающих здесь бурят. С этого времени начинается постепенное подчинение бурятских племен русской власти. Это подчинение произошло не сразу и редко добровольно.»

БОРЬБА ПРОТИВ РУССКИХ

Но несмотря на сопротивление местных жителей, русские упорно продвигаются дальше на восток
« На протяжении полувека (и даже дольше) воинственные буряты оказывали упорное сопротивление завоевателям. Они вступали в открытые бои, отказывались платить ясак, побежденные вновь восставали, нередко вызываемые к этому жестокостью и грабительством завоевателей, нападали на русских, осаждали остроги, иногда разрушали их, уходили на новые места, наконец, уходили в Монголию. Однако, русские, хотя и медленно, по приобретали перевес над бурятами, подчиняли их себе.
В 1631 г. атаман Перфильев построил на бурятской земле первый острог, названный „братским", который, однако, в 1635 г. был разрушен бурятами и в 1636 г. вновь возобновлен; в 1646 г. атаман Колесников добрался до Ангары и у устья р. Осы построил острожек; в 1654 г. был выстроен острог Балаганский, а в 1661 г. острог Иркутский. Почти одновременно с описанным продвижением началось продвижение русских за Байкал со стороны Якутска, возникшего в 1632 г. и вскоре ставшего самостоятельным воеводством. В 1641 г. был выстроен Верхоленский острог, в 1643 г. русские добрались до Байкала и заняли остров Ольхон, в 1648 г. боярский сын Галкин дошел до устья р. Баргузина и построил здесь острог Баргузинский, ставший опорным пунктом русских в Забайкалье В 1652 г. Петр Бекетов из Енисейска дошел до р. Селсиги и основал острог Усть-Прорву, в 1653 г. он добрался до Хилка и Иргеня и построил Иргенский острог, и затем Нерчинский. Однако в следующем году принужден был оставить занятые места. Но продвижение русских на восток все продолжалось. В 1658 г. был построен острог Телембинский и вновь восстановлен сожженный тунгусами Нерчинский острог, в 1665 г.—Удинский, Селенгинский и другие. Постепенно все Забайкалье было подчинено русским - -со всеми обитавшими там бурятскими, тунгусскими и прочими туземными племенами. Но в Забайкалья русские встретились с новым врагом, столкнулись с правами халхасских князей, которые издавна считали Забайкалье своим владением и делали неоднократные попытки силою прогнать русских. В 1687 г. монголы осаждали Селенгинский острог, в 1688 г. Верхоленский, но в обоих случаях потерпели жестокую неудачу. После этого ряд монгольских тайшей и сайтов перешли в русское подданство. В 1689 г. стольник Головин заключил с Китаем Нерчинский договор, согласно которому все Забайкалье со всеми выходцами из Монголии было признано русским владением. Что касается стоящего особняком тункинского края, то присоединение его произошло несколько позднее. Тункинский острог был выстроен в 1709 г. и край был подчинен русскому влиянию в половине XVIII ст. »
Далее Рязановский замечает:
« При завоевании русскими восточной Сибири буряты делились па три главных племени: булагаты, обитавшие преимущественно в районе р. Ангары, эхириты—в районе р. Лены и хоринцы— в Забайкалья. Это деление сохряняется и поныне. Племена в свою очередь разделяются па роды. Кроме того здесь встречаются группы родов—выселенцев из Монголии (по р. Селенге, в Тунке и др. местах), смешавшиеся с местными бурятами, некоторые же из них и до сих пор сохраняют известную обособленность. »[иногда мне кажется, что разнообразные « деления » являются своеобразным бурятским хобби. Многие буряты знают из какого рода они происходят].

ЭТНОНИМ БУРЯТЫ

Объяснения этнонима « буряты » многочисленны и иногда неубедительны.
По Зориктуеву прибайкальские буряты назывались buraad от buraa,лес, с суффиксом d, который означает группу людей, следовательно buraad
Егунов выдвигает другую версию, по которой самоназвание - «лесные люди».
буряад произошло от тюркского слова « bürè
Только с 19 века регулярно употребляют название « буряты » в официальных русских документах. Первые казачьи регистры называют их « братьями » или « братские » и назыв их землю братской землей. » (волк). Волк был тотемом некоторых кланов западных бурят.
[Почему-то мне приходит на ум история с « кенгуру »: русские казаки встретив представителей одного из прибайкальских племен спрашивает о том, кто они. На что прибайкальцы отвечают,что они живут в лесах, «buraa ». Русские, для лучшей меморизации ищут созвучное и главное простое слово в своем лексиконе. И вот отсюда появились « браты ».]
По крайней мере только перед опастностями колонизации, потому что прибайкальские группы прежде всего ставят свою кланов идентичность, между кланами существует соперничество,следовательно зачастую принятие « общего » названия только для вида.
Это название сохранилось со временем, и из-за превратностей колонизации, а также благодаря лингвистической близости служит созданию у раньше изолированных групп (а иногда и вражеских племен) общей идентичности, а впоследствии это название поможет сформировать этнос.
Даже Хори возьмут это название, котор им позволит отличить себя от монголов и поспособствует их интеграции в Российскую империю, даруя им правосубъектность, уже полученная прибайкальскими бурятами.
Для всех это имя конкретизирует чувство идентичности появившейся для одних от опозиции русскому проникновению, для других это опозиция притязаниям монгольского сюзеренитета.
Буряты называют русских в обиходе « mangad » этот термин в эпопее обозначает врага героя, того кто занимает его территорию, присваивает себе его собственность, его жену, и котор за этот причиненный им вред наказан быть побежденным, хотя он сильнее, но взамен он награжден посмертным культом « bon mâle », потому что в бою он показал себя отважным (или честным).[это самая распространенная версия, хотя некоторые буряты с этим не согласны.
В конце концов, все названия и пр. Можно интерпретировать по-разному, благо есть обильный материал: легенды, песни, письменные повествования, в которых фигурирует слова созвучные этому. ]

Часть вторая -->