Горбачева. Основные направления политики М

  Горбачева. Основные направления политики М
Горбачева. Основные направления политики М

Предыстория перестройки, «кадровая революция», конституционная реформа 1988–1990 годов, формирование многопартийности, национальная политика и межнациональные отношения, августовский политический кризис 1991 г. и его последствия.

Предыстория перестройки.

После смерти JI. И. Брежнева во главе партии и государства встал Ю. В. Андропов. Он первым из советских лидеров признал нерешенность многих проблем. Предпринимая меры по наведению элементарного порядка, искоренению коррупции, Андропов выступал за сохранение и обновление системы, за ее очищение от очевидных злоупотреблений и издержек. Такой подход к реформированию вполне устраивал номенклатуру: он давал ей шанс на сохранение позиций. Деятельность Андропова была встречена в обществе с симпатией, зародила надежды на перемены к лучшему.

В феврале 1984 г. Андропов умер, и главой КПСС, а затем и государства стал К. У. Черненко. Он в целом продолжил курс Андропова на очищение и спасение системы, но успеха не достиг.

При Черненко окончательно сформировалось и усилило свои позиции то крыло в руководстве партии, которое выступало за более радикальное обновление общества. Его лидером стал член Политбюро М. С. Горбачев. 10 марта 1985 г. Черненко умер. Менее чем через сутки пленум ЦК КПСС избрал генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачева.

Наследство, доставшееся новому руководству, было непростым. Продолжавшиеся гонка вооружений и афганская война не только привели к относительной международной изоляции СССР, но и усиливали кризисные явления к экономике, понижали уровень жизни населения. Выход Горбачеву виделся в радикальных системных реформах всех сфер жизни страны.

«Кадровая революция».

Новое руководство пришло к власти без четкой концепции и программы перемен. Горбачев позже признавал, что на первых порах предусматривалось лишь совершенствование устоявшихся за последние десятилетия порядков и выправление «отдельных деформаций». При таком подходе одним из главных направлений перемен стала смена кадров руководителей.

В январе 1987 г. пленум ЦК КПСС признал необходимым осуществлять подбор кадров на основе главного критерия - поддержки ими целей и идей перестройки. Смена партийно-государственных руководителей ускорилась под предлогом борьбы с консерватизмом. Мало того, по мере того как экономическое реформирование оказывалось безуспешным, критика «консерваторов» усиливалась.

В 1985-1990 гг. произошли массовая замена и «омоложение» партийно-государственных кадров как на центральном, так и на местном уровне. Одновременно росла роль местных руководителей, окруженных, как и прежде, близкими и преданными людьми. Однако очень скоро инициаторы перестройки посчитали, что простой заменой кадров проблем страны не решить. Необходима была серьезная политическая реформа.

Конституционная реформа 1988-1990 гг.

В январе 1987 г. ЦК КПСС принял меры по развитию элементов демократии в партии и на производстве. Вводились альтернативные выборы партийных секретарей, выборы руководителей предприятий и учреждений. Правда, широкого внедрения эти нововведения не получили. Вопросы реформы политической системы обсуждала XIX Всесоюзная партийная конференция (лето 1988 г.). Ее решения, по существу, предусматривали соединение «социалистических ценностей» с политической доктриной либерализма. Из курсов Новой истории и истории России вспомните, что вам известно о сущности либерализма как политического учения.

В частности, был провозглашен курс на создание «социалистического правового государства», разделение властей (одной из которых называлась КПСС), создание советского парламентаризма. Для этого Горбачев предложил сформировать новый высший орган власти - Съезд народных депутатов, превратить Верховный Совет в постоянно действующий парламент. Это была главная задача первого этапа конституционной реформы. Изменили избирательное законодательство: выборы предполагалось проводить на альтернативной основе, сделать их двухступенчатыми, треть депутатского корпуса формировать от общественных организаций.

Одной из главных идей XIX партконференции было перераспределение властных функций от партийных структур к советским. Предлагалось соединить посты партийных и советских руководителей разных уровней в одних руках.

Из доклада М. С. Горбачева на XIX Всесоюзной партийной конференции

Существующая политическая система оказалась неспособной предохранить нас от нарастания застойных явлений в хозяйственной и социальной жизни в последние десятилетия и обрекла на неудачу предпринимавшиеся тогда реформы. Стало характерным все большее сосредоточение хозяйственно-управленческих функций в руках партийно-политического руководства. Одновременно гипертрофировалась роль исполнительного аппарата. Число лиц, избранных в различные государственные и общественные органы, достигало трети взрослого населения страны, но при этом их основная масса была отстранена от реального участия в решении государственных и общественных дел.

Весной 1989 г. прошли выборы народных депутатов СССР по новому избирательному закону. На I Съезде народных депутатов СССР (май-июнь 1989 г.) Горбачев был избран председателем Верховного Совета СССР. Относительно свободные выборы депутатов привели к тому, что именно к ним перешла политическая инициатива.

Из предвыборной платформы А. Д. Сахарова. 1989 г.

1. Ликвидация административно-командной системы и замена ее плюралистической с рыночными регуляторами и конкуренцией. Ликвидация всевластия министерств и ведомств...
2. Социальная и национальная справедливость. Защита прав личности. Открытость общества. Свобода убеждений...
3. Искоренение последствий сталинизма, правовое государство. Раскрыть архивы НКВД - МГБ, обнародовать данные о преступлениях сталинизма и всех неоправданных репрессиях...

На втором этапе конституционной реформы (1990-1991) выдвинулась задача введения поста Президента СССР. На III Съезде народных депутатов в марте 1990 г. им стал М. С. Горбачев. Однако инициаторы этих изменений не учли, что президентская система власти не может органично сочетаться с системой власти Советов, предполагавшей не разделение властей, а полновластие Советов.

Была также поставлена задача построения правового государства, в котором обеспечивается равенство граждан перед законом. Для этого была отменена 6-я статья Конституции СССР, закреплявшая руководящее положение КПСС в обществе. Это открывало возможность для формирования многопартийности в стране.

Формирование многопартийности.

По мере утраты политической инициативы КПСС в стране усилился процесс формирования новых политических сил. В мае 1988 г. первой «оппозиционной» КПСС партией провозгласил себя «Демократический союз». В апреле того же года возникают народные фронты в Прибалтике. Они стали первыми реальными независимыми массовыми организациями. Позже аналогичные фронты возникли во всех союзных и автономных республиках. Образованные партии отражали все основные направления политической мысли.

Либеральное направление было представлено «Демсоюзом», христианскими демократами, конституционными демократами, либеральными демократами и др. Наиболее крупной из либеральных партий стала оформившаяся в мае 1990 г. Демократическая партия России. В ноябре 1990 г. возникла Республиканская партия Российской Федерации. На базе движения избирателей «Демократическая Россия», созданного в ходе выборов народных депутатов СССР весной 1989 г., оформилась массовая общественно-политическая организация.

Социалистическое и социал-демократическое направления были представлены Социал-демократической ассоциацией, Социал-демократической партией России, Социалистической партией. Было положено начало формированию националистических политических партий и общественных организаций, в которые трансформировались, в частности, народные фронты прибалтийских и некоторых других республик.

При всем многообразии этих партий и движений в центре политической борьбы, как и в 1917 г., вновь оказались два направления - коммунистическое и либеральное. Коммунисты призывали к преимущественному развитию общественной собственности, коллективистских форм общественных отношений и самоуправления (о механизмах этих преобразований говорилось, однако, в самом общем виде).

Либералы (они называли себя демократами) выступали за приватизацию собственности, свободу личности, систему полноценной парламентской демократии, переход к рыночной экономике.

Позиции либералов, резко критиковавших пороки отжившей системы, казались более предпочтительными для общественности, чем попытки оправдать существование прежних отношений, предпринимавшиеся руководством КПСС. В июне 1990 г. была образована Коммунистическая партия РСФСР, руководство которой заняло традиционалистскую позицию.

Из выступления И. К. Полозкова, первого секретаря ЦК КП РСФСР. 1991 г.

Так называемым демократам удалось подменить цели перестройки, перехватить инициативу у нашей партии. Народ лишается прошлого, разрушается его настоящее, и никто пока вразумительно не говорит, что же его ждет в будущем... Ни о какой многопартийности у нас сейчас не может идти речи. Есть КПСС, отстаивающая социалистическую перестройку, и есть лидеры немногочисленных политических групп, у которых в конечном счете одно политическое лицо - антикоммунизм.

К XXVIII съезду КПСС сама партия пришла в состоянии раскола. Отчетливо прослеживались три основных течения: радикально-реформаторское, реформаторско-обновленческое, традиционалистское. Все они были представлены и в руководстве КПСС. Однако съезд не только не преодолел кризис в партии, но и способствовал его углублению. Выход из партии стал массовым. С 1985 по лето 1991 г. численность КПСС сократилась с 21 до 15 млн человек. В руководстве КПСС участились нападки на Горбачева и перестроечный курс. В апреле и июле 1991 г. ряд членов ЦК потребовали отставки генерального секретаря.

Национальная политика и межнациональные отношения.

Демократизация общества, политика гласности сделали неизбежным обострение, казалось, давно решенного национального вопроса. Из заключения и ссылок возвращались видные активисты национальных движений. Некоторые из них сочли текущий момент наиболее подходящим для начала активной борьбы за самоопределение. Еще в декабре 1987 г. в ответ на назначение Г. Колбина вместо отправленного в отставку лидера Казахстана Д. Кунаева казахская молодежь устроила в Алма-Ате массовые акции протеста, которые были разогнаны властями. 20 февраля 1988 г. на внеочередной сессии облсовета Нагорного Карабаха (НКАО) было принято решение ходатайствовать перед Верховными Советами Азербайджана и Армении о выводе области из состава Азербайджана и включении ее в состав Армении. Это решение было поддержано массовыми митингами и забастовками в НКАО. Ответом на это решение стали погромы и истребление армян в пригороде Баку - городе Сумгаите.

Для спасения людей туда были введены войска. В апреле 1989 г. в Тбилиси силами Советской армии была разогнана демонстрация сторонников выхода Грузии из состава СССР.

Реформа политической системы, проводившаяся Горбачевым, неуклонно вела к еще большей активизации национального движения. 18 мая 1989 г. Литва первой из республик СССР приняла Декларацию о суверенитете. В июне произошли кровавые столкновения между узбеками и турками-месхетинцами в Ферганской долине в Узбекистан.

11 марта 1990 г. Верховный Совет Литвы принял Акт о провозглашении независимости Литовской Республики.

12 июня 1990 г. Декларацию о государственном суверенитете принял I Съезд народных депутатов РСФСР.

Все это заставило руководство СССР принять меры по оформлению нового Союзного договора. Его первый проект был опубликован 24 июля 1990 г. Одновременно принимались и силовые меры по сохранению Союза. В апреле 1990 г. началась экономическая блокада Литвы. В ночь с 12 на 13 января 1991 г. введенные в Вильнюс войска заняли Дом печати и здания Комитета по телевидению и радиовещанию.

Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия.

К лету 1991 г. большинство союзных республик СССР приняли законы о суверенитете, что заставило Горбачева ускорить разработку нового Союзного договора. Его подписание было назначено на 20 августа. Подписание нового Союзного договора означало не только сохранение единого государства, но и переход к его реальному федеративному устройству, а также ликвидацию ряда традиционных для СССР государственных структур.

Стремясь не допустить этого, консервативные силы в руководстве страны предприняли попытку сорвать подписание договора. В отсутствие Президента Горбачева в ночь на 19 августа 1991 г. был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли вице-президент Г. Янаев, премьер В. Павлов, министр обороны Д. Язов, председатель КГБ В. Крючков, министр внутренних дел Б. Пуго и др. ГКЧП ввел в отдельных районах страны чрезвычайное положение; объявил расформированными структуры власти, действовавшие вопреки Конституции СССР; приостановил деятельность оппозиционных партий и движений; запретил митинги и демонстрации; установил жесткий контроль над средствами массовой информации; ввел войска в Москву.

Руководство РСФСР (Президент Б. Ельцин, глава правительства И. Силаев, первый заместитель председателя Верховного Совета Р. Хасбулатов) выступило с обращением к россиянам, в котором осудило действия ГКЧП как антиконституционный переворот, а сам ГКЧП и его решения объявило незаконными. По призыву Президента России десятки тысяч москвичей заняли оборону вокруг Белого дома России. 21 августа была созвана чрезвычайная сессия Верховного Совета России, поддержавшая руководство республики. В тот же день Президент СССР Горбачев возвратился в Москву. Члены ГКЧП были арестованы.

Ослабление центральной власти привело к усилению сепаратистских настроений в руководстве республик. Большинство республик после событий августа 1991 г. отказались от подписания Союзного договора. В декабре 1991 г. лидеры Российской Федерации, Украины и Белоруссии заявили о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и намерении создать Содружество Независимых Государств (СНГ). Оно объединило 11 бывших союзных республик (без Грузии и стран Прибалтики). В декабре 1991 г. Президент Горбачев ушел в отставку. СССР прекратил свое существование.

После прихода к власти либерально настроенного Горбачева в обществе, в экономической и политической жизни страны, началась так называемая «перестройка».

В 1985--1986 гг. проводилась так называемая политика ускорения социально-экономического развития, которая заключалась в признании отдельных недостатков существовавшей системы и попытках исправить их несколькими крупными кампаниями административного характера (т. н. «Ускорение») -- антиалкогольная кампания, «борьба с нетрудовыми доходами», введение госприёмки. Однако никаких существенных перемен в жизни страны в этот период не происходило. Кардинальные реформы были начаты лишь после январского пленума 1987 года, когда перестройка была фактически объявлена новой государственной идеологией.

Вскоре появились новые термины, преобразовавшиеся в устойчивые выражения, характеризующие основные направления политической деятельности Горбачева: «кадровая революция», «ускорение», «гласность», «реабилитация», «новое политическое мышление».

Реформа политической системы

Новое руководство пришло к власти без четкой концепции и программы перемен. Горбачев позже признавал, что на первых порах предусматривалось лишь совершенствование устоявшегося за последние десятилетия общества и выправление «отдельных деформаций» социализма. Не удивительно, что при таком подходе одним из главных направлений перемен становилась смена кадров.

В 1985-1986 гг. произошли массовая замена и омоложение партийно-государственных кадров как на центральном, так и на местном уровне. За 1985-1990 гг. было заменено 85% руководящих работников ЦК КПСС, на республиканском уровне - до 70%. Одновременно усилилась роль местных руководителей, окруженных, как и прежде, сонмом близких и преданных людей.

Однако очень скоро инициаторы перестройки поняли, что простой заменой кадров проблем страны не решить. Необходима была серьезная политическая реформа.

В январе 1987г. ЦК КПСС впервые принял меры. Способствовавшие развитию элементов демократии в партии и на производстве: альтернативные выборы партийных секретарей, открытое голосование заменялось тайным, вводилась система выборов руководителей предприятий и учреждений.

Вопросы реформы политической системы обсуждала XIX Всесоюзная партийная конференция, летом 1988 года. Её решения предусматривали соединение «социалистических ценностей» с политической доктриной либерализма. В частности, был провозглашен курс на создание «социалистического правового государства», разделение властей, создание «советского парламентаризма». Для этого Горбачев предложил создать новый орган власти - съезд народных депутатов, превратить Верховный Совет в постоянно действующий «парламент». Было изменено избирательное законодательство. Предполагалось также создать Комитет конституционного надзора, который должен следить за соблюдением Конституции страны.

Одной из главных идей конференции было перераспределение властных функций от партийных структур к советским при сохранении в них партийного влияния.

Весной 1989 года были проведены выборы народных депутатов СССР по новому избирательному закону. На I съезде народных депутатов СССР (май - июнь) 1989г. Горбачев был избран Председателем Верховного Совета СССР. Следует отметить, что дебаты по кандидатуре председателя проводились в жесткой полемике. Решение было принято уже не единогласно. Депутаты вступали в прения, появились признаки политической борьбы. Это было уже в диковинку: речь шла уже не о краткой процедурной формальности, а о длительном ожесточенном столкновении мнений.

В политической биографии Михаила Сергеевича первый день работы первого Съезда народных депутатов СССР стал одним из самых памятных экзаменов. Причем по мере приближения к концу заседания этот экзамен все более усложнялся. Относительно свободные выборы депутатов привели к тому, что именно к ним, предлагавшим более радикальные перемены, теперь перешла и инициатива политического реформирования.

Концепция политической реформы в 1990-1991 гг. была дополнена рядом важных положений. Главным из них стала идея построения правового государства в СССР, где обеспечивается равенство всех перед законом. Для этого III Съезд народных депутатов в марте 1990 года счел целесообразным ввести пост Президента СССР. Этот пост вводился под Горбачева и явился, если так можно выразиться, знаковым: его учреждение ознаменовало крупные преобразования в политической системе, связанные, прежде всего, с отказом от конституционного признания руководящей роли КПСС в стране.

Первым и последним Президентом Союза Советских Социалистических Республик стал Михаил Сергеевич Горбачев.

Президентская система власти не могла органично сочетаться с системой власти Советов, предполагавшей не разделение власти, а полновластие Советов.

В феврале 1990 г. в Москве прошли массовые митинги с требованием отмены статьи 6 Конституции СССР. В этих условиях Горбачёв в перерыве между II и III Съездами народных депутатов СССР соглашается на отмену статьи 6 Конституции, одновременно инициируя вопрос о необходимости дополнительных полномочий исполнительной власти. III съезд 15 марта 1990 г. отменил статью 6, принял поправки в Конституцию, допускающие многопартийность. Это открывало возможность для легальной многопартийности в СССР.

По мере утраты политической инициативы КПСС в стране усилился процесс формирования новых политических партий.

В мае 1988 г. первой оппозиционной КПСС партией провозгласил себя «Демократический союз» (лидер В. Новодворская). В апреле того же года возникают народные фронты в Прибалтике. Они стали первыми независимыми массовыми организациями. Позже аналогичные фронты возникли во всех союзных и автономных республиках. Вновь образованные партии отражали все основные направления политической мысли.

Появилось либеральное направление, представленное «Демсоюзом», христианскими демократами, конституционными демократами и либеральными демократами. Наиболее заметными на политической арене стали «Демократическая партия России», «Республиканская партия Российской Федерации». На базе движения избирателей «Демократическая Россия» оформилась массовая общественно-политическая организация.

Социалистическое и социал-демократическое направления были представлены «Социал-демократической ассоциацией» и «Социал-демократической партией России». А также «Социалистической партией».

Было положено начало формированию националистических политических партий и общественных организаций, в которые трансформировались народные фронты Прибалтийских и некоторых других республик.

При всем многообразии этих партий и движений в центре политической борьбы, как и в 1917 году, вновь оказались два направления - коммунистическое и либеральное.

Одним из политических просчетов лидеров перестройки было то, что реформирование КПСС сильно отставало от процессов демократизации общества. Таким образом, к XXVIII съезду КПСС, который стал последним в её истории, правящая партия пришла в состоянии раскола. В ней к тому времени отчетливо прослеживались три основных течения: радикально-реформаторское, реформаторско-обновленческое, традиционалистское. Все они были представлены и в руководстве КПСС. Однако съезд не только не преодолел кризис в партии, но, не предложив конкретной программы перестройки КПСС. В особенности её первичных организаций, способствовал его усугублению. Выход из партии стал массовым. За 1985 - 1991 численность КПСС сократилась с 21 до 15 млн. человек. В руководстве КПСС участились нападки на Горбачева и перестроечный курс. В апреле и июне 1991 г. ряд членов ЦК потребовали его отставки.

К середине 80-х годов в социально-экономической и политической сферах жизни советских республик наблюдались кризисные явления. Очевидным стало безнадёжное отставание социалистического общества от более развитых стран мира. Для того чтобы избежать окончательного краха и улучшить ситуацию в стране, правительством СССР были проведены экономические реформы 1985-1991 гг.

Предпосылки к реформированию

В 80-х годах экономика оказалась на грани развала. По всей стране наблюдалось замедление темпов ее развития, а в некоторых отраслях народного хозяйства произошёл сильный спад уровня производства. Неэффективность социалистических методов хозяйствования выразительней всего проявлялась в машиностроении, металлургии, металлообрабатывающей промышленности и других отраслях. Хоть в 1985 г. на территории СССР производилось около 150 тысяч тонн стали, что было больше, чем в США, металла стране всё равно не хватало. Причина этого заключалась в несовершенной технологии его плавления, при которой большая часть сырья превращалась в стружку. Ситуацию усугубляла бесхозяйственность, из-за которой тонны металла просто ржавели под открытым небом.

Экономические реформы СССР 1985-1991 гг. были необходимы не только из-за проблем в сфере тяжёлой промышленности. В начале 80-х годов в Советском Союзе провели оценивание машин и станков отечественного производства. Из всех проверенных объектов, а их оказалось около 20 тысяч, третья часть была признана технически устаревшей и непригодной к эксплуатации. Некачественное оборудование подлежало снятию с производства, но его по-прежнему продолжали выпускать.

Несмотря на то что Советский Союз особое внимание уделял развитию оборонной промышленности, она тоже оказалась неконкурентоспособной на мировом рынке. Когда на стыке 70-80-х годов во всём западном мире происходила микропроцессорная революция, в СССР огромные средства шли на поддержание гонки вооружений. Из-за этого не выделялось достаточное количество средств на развитие науки и техники. Советское общество всё больше стало отставать от западного по уровню технологического и промышленного развития.

Политические и экономические реформы 1985-1991 годов назрели также и из-за падения реального уровня жизни населения. По сравнению с концом 60-х годов к 1980 г. снизились почти в 3 раза. Советскому человеку всё чаще приходилось слышать слово «дефицит». Все сферы жизни поразили бюрократизм и коррупция. Происходило падение морали и нравственности простого человека.

Приход к власти Горбачёва

Весной 1985 года генсеком стал Михаил Горбачёв. Понимая, что экономика страны находится на грани краха, он провозгласил курс на её реформирование. По телевидению зазвучало новое для советских людей слово «перестройка», смысл которого заключался в преодолении застойных процессов, создании эффективного и надёжного механизма управления, направленного на улучшение и ускорение развития в социальной и экономической сферах жизни.

Этапы экономических реформ 1985-1991 годов

Реформирование советской экономики можно условно поделить на несколько этапов.

  1. В 1985-1986 годах советское правительство во главе с Горбачёвым пыталось сохранить социалистическую систему путём форсирования темпов развития переоснащения машиностроительной отрасли и активизации человеческих ресурсов.
  2. В 1987 г. началось проведение экономической реформы. Её смысл заключался в сохранении централизованного управления при переходе от административных методов к экономическим.
  3. В 1989-1990 годах объявили курс на постепенный переход от социалистической модели экономики к рыночной. Была разработана антикризисная программа «500 дней».
  4. В 1991 г. провели денежную реформу. Восстановление экономики оказалось под срывом из-за непоследовательных действий правительства.

Политика ускорения

Экономические реформы 1985-1991 годов начались с провозглашения курса на ускорение развития страны. Осенью 1985 г. Горбачёв призвал руководителей предприятий организовать многосменный режим работы, внедрить в практику социалистические соревнования и следить за соблюдением трудовой дисциплины на производстве, улучшать Эти действия, по мнению Москвы, должны были позитивно отобразиться на повышении производительности труда и ускорении социально-экономической сферы жизни всего СССР. Приоритетная роль отводилась машиностроительной отрасли, продукцию которой планировалось использовать для переоборудования народного хозяйства.

Объявленный М. Горбачёвым курс на ускорение подразумевал значительное увеличение экономики. До 2000 г. советское руководство планировало удвоить производственный потенциал и национальный доход государства, поднять в 2,5 раза производительность труда.

При Горбачёве началась бескомпромиссная борьба с пьянством. По мнению политика и его окружения, антиалкогольная кампания должна была положительно повлиять на укрепление дисциплины и повысить производительность труда. Во многих регионах закрывались заводы по изготовлению винно-водочной продукции, безжалостно вырубались виноградники. В результате такой политики производство алкогольных напитков в СССР сократилось в 2 раза. Из-за ликвидации винно-водочных предприятий страна терпела многомиллионные убытки. Нехватка денег в государственном бюджете привела к задержке зарплат. Чтобы восполнить недостающие средства, правительство приняло решение о печатании новых денег.

Экономические реформы 1985-1991 годов в СССР проявились в запрете советским гражданам получать прибыль с нетрудовых доходов. За работу по частному найму, самовольную торговлю и прочие неподконтрольные государству виды деятельности человек мог сесть в тюрьму на срок до 5 лет. Но вскоре стало понятно, что подобные меры неэффективны, и в ноябре 1986 г. появился закон, разрешающий в СССР индивидуальную трудовую деятельность.

Ускорение развития машиностроения привело к сокращению финансирования других сфер промышленности. Из-за этого из свободной продажи стали исчезать товары широкого потребления. НТР, которой в процессе перестройки уделялась особая роль, так и не получила своего развития. Кризисные явления и дальше ослабляли государство. К концу 1986 г. стало очевидно, что качественное реформирование экономики невозможно провести из-за несовершенной системы госпланирования.

Экономические преобразования 1987-1989 годов

В 1987 г. пост премьер-министра занял обещающий за полтора года стабилизировать экономику. Его правительство развернуло серию реформ, направленных на создание социалистического рынка. Отныне предприятия переводились на хозрасчёт, им предоставлялось частичное самоуправление, расширялась сфера их самостоятельности. Организации получали право сотрудничать с партнёрами из зарубежных стран, а их руководители не подчинялись больше ни рынку, ни чиновникам. Стали появляться первые кооперативы, связанные с теневыми структурами. Результат такой политики для СССР оказался неблагоприятным: правительство перестало контролировать экономику государства. Переход к социалистическому рынку стал невозможен. Экономические реформы 1985-1991 годов не принесли ожидаемых результатов.

Дальнейшие попытки восстановить экономику

Поиски выхода из кризиса продолжались и дальше. В 1989 г. советские экономисты Г. Явлинский и С. Шаталин разработали программу «500 дней». Её суть заключалась в передаче в руки частных лиц государственных предприятий и переходе страны к рыночным отношениям. При этом в документе не уделялось внимание таким проблемам, как реформирование политической системы государства, приватизация недвижимости, денационализация земельной собственности, проведение денежной реформы. Экономисты обещали, что воплощение их концепции в жизнь не отразится на материальном положении населения. Одобренная Верховным Советом СССР программа должна была вступить в силу с октября 1990 г. Но у неё был один существенный недостаток: она не отображала интересы номенклатурной верхушки. Из-за этого Горбачёвым в последний момент была выбрана другая программа, которая не смогла обеспечить переход к рыночным отношениям.

Одной из последних попыток стабилизировать экономическое положение стало проведение в 1991 г. денежной реформы. Горбачёв планировал с её помощью пополнить казну и остановить Но реформа привела к неконтролируемому росту цен и снижению жизненного уровня народа. Недовольство населения достигло предела. По многим регионам государства прокатились забастовки. Повсеместно начал проявляться национальный сепаратизм.

Результаты

Итоги экономической реформы 1985-1991 годов оказались плачевными. Вместо восстановления народного хозяйства действия правительства ещё больше усугубили ситуацию в стране. Ни одна из запланированных реформ так и не была закончена. Разрушив прежние структуры управления, власти так и не смогли создать новые. В этих условиях крах огромной страны стал неизбежным.

СССР в период перестройки (1985-1991 гг.): реформа политической системы

Складывание многопартийной системы.

Переход к многопартийности начался в нашей стране с формирования так называемых «неформальных» организаций, когда был провозглашён переход к политике гласности. Неформальных, во-первых, потому что они как бы противостояли «формальным» организациям - партии, комсомолу, профсоюзам и т.п.; во-вторых, потому что, как оказалось, в стране практически не существовало законодательных норм, на основе которых оно могли быть зарегистрированы и получить законный статус.

Движения, организации, клубы связывали себя с идеями, которые назывались либеральными, радикальными и т. п., и на первом этапе своей деятельности объявляли о своём противодействии догматической части аппарата, административно-командной системе в целом, выражая поддержку новым начинаниям реформаторской части партийно-государственного руководства.

Первоначально новые движения были преимущественно интеллигентскими по своему составу. Но появление новых форм собственности (коопера­тивной, арендной) вызвало к жизни союзы кооператоров, арендаторов, наиболее активная часть, которых также стала ставить вопрос о том, что одной экономической деятельности недостаточно для защиты своих интересов и что надо приступать к организации политических партий.

Считалось, что история советского общества совпадала с историей Коммунистической партии Советского Союза. Важнейшие политические и экономические решения принимались от имени партии, хотя на самом деле это делалось в узком кругу высшего партийного руководства.

Отсутствие политического единства в рядах партийной номенклатуры, её разъединённость создавали условия и для разложения системы в целом. Одни деятели номенклатуры стояли на догматических позициях и не спешили следовать в фарватере горбачёвских новаций. Другие готовили себе «запасные аэродромы» в бизнесе. Третьи были растеряны. Четвертые подключились к национальным движениям. Лишившиеся остатков страха, ещё сохранявшихся при Брежневе, деятели номенклатуры уже были неспособны поддер­живать режим старыми методами.

Наряду с этим в стране все глубже и полнее осознавалось, что последовательное проведение в жизнь принципов правового государства предполагает возможность создания других партий, помимо КПСС, в том случае, если они действуют в рамках закона и отказываются от насилия как метода борьбы за власть. В дискуссиях, в выступлениях некоторых органов печати все чаще высказывалась мысль о том, что законодательное, конституционное закреп­ление руководящей и направляющей роли одной партии не соответствует принципам правового государства.

Ультраправое направление было представлено «Демократическим союзом», выступившим за резкую и безоговорочную смену модели общественно­го развития, и партиями христианско-демократической ориентации (РХДД, ХДСС, ХДПР).

Либеральное направление было представлено «Демократической партией Советского Союза», позже преобразованной в «Консервативную партию», «Демократической партией России» и другими демократическими партиями (ДП, РПРФ, тремя партиями конституционных демократов), выступившими с идеей создания в России правового государства. В октябре 1990 г. большин­ство из них объединилось в массовое общественно-политическое движение «Демократическая Россия».

Социал-демократическое направление представлено социал-демократическими (СДА, С ДПР) и Социалистической партиями, выступавшими за мо­дернизацию общества через систему социальных реформ. К этому направле­нию тяготели и партии анархистского толка (АКРС, КАС), выступавшие за безгосударственный социализм.

Общим для большинства новых партий было то, что они возникли как анти-КПСС, как оппозиция ей, отсюда - антикоммунизм (антитоталитаризм), отказ от социалистического выбора. В программах партий выдвигались одни и те же демократические лозунги, ранее введённые в оборот М. Горбачёвым. Поэтому какой-либо серьёзной альтернативы курсу на «перестройку» ни одна партия не смогла предложить.

Центральной политической силой, противостоящей новым партиям, оставалась КПСС. В 1990-начале 1991 г. в ней образовалось три платформы (демократическая, марксистская, большевистская), каждая из которых предлагала свой вариант и свою направленность реформ.

В марте 1990 г. была отменена статья 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе. К этому времени в стране уже действовали многочисленные политические организации. Отмена статьи 6 явилась стимулом возникновения новых партий и движений. После принятия закона «Об общественных объединениях» с марта 1991 г. началась регистрация новых партий. Время существования многих партий оказалось кратким, они распадались, сливались с другими организациями. Возникали новые политические группы и блоки, и все они активно участвовали в общественной жизни СССР.

Одновременно с указанными процессами шёл процесс образований партий национально-патриотической ориентации (Национально-патриотический фронт «Память», Русская национально-демократическая партия), выступавших с позиций праворадикального переустройства общества и ставивших целью возрождение русской нации, единой и неделимой России.

Начался массовый выход из КПСС, значительная часть коммунистов перестала выплачивать членские взносы. Фактически прекратили свою деятельность комсомол и пионерская организация как молодёжная и детская структуры КПСС. Такое развитие событий вело к укреплению агрессивно-реакционного крыла КПСС, побуждая его к активным действиям. После событий 19-21 августа 1991 г. КПСС как всесоюзная организация фактически прекратила своё существование. М. С. Горбачёв сложил с себя обязанности Генерального секретаря.

Таким образом, становление системы многопартийности в годы пере­стройки имело противоречивый и незавершённый характер. Однако этот процесс имел положительное значение для разрушения административно- командной системы и возникновения новых общественно-политических отношений в государстве.

Основные даты и события: 1985-.1991 гГ. - М. С. Горбачев во гла­ве КПСС и СССР; 1988 г. - принятие программы политической реформы; 1989 г. - выборы народных депутатов СССР; 1990 г. ­выборы народных депутатов союзных республик; 1990 г. - отме­на 6-й статьи Конституции СССР о руководящей и направляю­щей роли КПСС в" советском обществе, начало реальной много­партийности.

Исторические деятели: М. С. Горбачев; А Д. Сахаров; Б. Н. Ельцин. Основные термины и понятия: перестройка; гласность; де мокра­тизация.

План ответа: 1) М. С. Горбачев; 2) кадровая революция; 3) по­литическая реформа 1988 г.; 4) выборы народных депутатов СССР (1989) и РСФСР (1990); 5) возрождение много партий­ности; 6) межнациональные отношения и национальная поли­тика; 7) власть и церковь; 8) август,Овский политический кри­зис 1991 г.; 9) распад СССР: причины и последствия.

Материал к ответу: После смерти К. У. Черненко новым совет­ским лидером стал М. С. Горбачев - бывший первый секретарь Ставропольского крайкома КПСС, а затем член Политбюро и секретарь ЦК по сельскому хозяйству. Как и его предшест­венники, Горбачев начал перемены со смены «команды». В ко­роткий срок на своих постах были заменены 70% руководите­лей обкомов КПСС, более половины министров союзного правительства. Значительно обновился состав ЦК КПСС: если в 1985-1987 гг. бьши заменены более половины членов Полит-

бюро и секретарей ЦК, то лишь на одном апрельском (1989) ПЛенуме ЦК из 460 членов и кандидатов в члены ЦК бьцIИ от­правлены в отставку сразу 110 человек. Учитывая роль партий­ного аппарата, Горбачев заменил почти 85% руководящих кадров ЦК КПСС - опоры системы управления. Вскоре на всех клю­чевых постах в партии и государстве бьЦlИ лишь назначенцы Горбачева. Однако дела по-прежнему двигались с большим тру­дом. Стало ясно, что нужна серьезная политическая реформа.

Перелом в политической ситуации наступил в 1987 году.

Позже Горбачев назвал это время первым серьезным кризисом «переctpoЙки». Выход из него бьш лишь один - демократизация общества. Январский (1987) ПЛенум ЦК принял решение о со­зыве (после 46-летнего перерыва) Всесоюзной партийной кон­ференции, в повестку дня которой бьшо решено включить вопрос о подготовке реформы политической системы. Летом 1987 г. про­шли выборы в местные органы власти. На них впервые бьшо раз­решено выдвигать по нескольку кандидатов на одно депутатское место. Бьш снят контроль за явкой избирателей. Резулылат заста­вил власти задуматься: почти в десять раз возросло число го­лосов против кандидатов, массовой стала неявка избирателей на участки, в 9 округах выборы вообще не состоялись. Летом 1988 г. прошла XIX Всесоюзная партийная конференция КПСС, объявившая о начале политической реформы. Главной ее идеей стала попытка соединить несовместимое: классичес­кую советскую политическую модель, предполагавшую едино­властие Советов, - с либеральной, опирающейся на разделение властей. Бьцю предложено: создать новый высший орган государ­ственной власти - Съезд народных депутатов; Верховный Совет превратить в постоянно действуюший «парламент»; обновить избирательное законодательство (предполагавшее, в частности, алылернативность, а также избрание депутатов не только по ок­ругам, но и от общественных организаций); создать Комитет конституционного надзора, обязанного следить за соблюдени­ем Конституции. Однако главным пунктом реформы стало пе­рераспределение властных полномочий от партийных струк­тур - к советским, создаваемым в ходе относительно свободных выборов. Это был самый сильный удар по номенк­латуре за все годы ее существования. Именно это решение не только лишило Горбачева поддержки влиятельной части обще­ства, но и вынуждало ее захватить в личную собственность то, что прежде находилось в ее управлении.

Весной 1989 г. прошли выборы народных депутатов СССР по новому избирательному закону. На 1 съезде Председателем Верховного Совета СССР был избран Горбачев. Через год вы-

боры прошли в союзных республиках, где «конкурс» составил 8 чел. на один депутатский мандат. Теперь инициатива рефор­мирования страны перешла к избранным в ходе открытых вы­боров предtтавителям народа. Вскоре они дополнили полити­ческую реформу новыми положениями. Главной среди них была идея построения правового государства, в котором было бы реально обеспечено равенство граждан перед законом. Введение этого положения потребовало отмены 6-й статьи Конституции страны об особой роли Коммунистической пар­тии. Горбачев согласился на предложение об учреждении по­ста президента и был избран первым (и, как оказалось, по­следним) президентом СССР.

Кризис коммунистической идеологии и социалистического реформирования привел к тому, что люди стали искать выход из сложившейся ситуации в иных идейных и политических направлениях. Первой ОППОЗИIIИОННОЙ партией в мае 1988 г. провозгласила себя группа В. И. Новодворской, принявшая на­звание «Демократический союз». Тогда же возникли народные фронты в республиках Прибалтики, ставшие первыми массо­выми независимыми организациями. Несмотря на то что все эти группы и объединения заявляли о (<поддержке перестрой­ки», они представляли самые различные направления полити­ческой мысли. Либеральное направление включало в себя пред­ставителей «Демсоюза», несколько организаций христианских демократов, конститyционных демократов, либеральных демо­кратов. Наиболее массовой политической организацией либе­рального толка, объединившей представителей различных ли­беральных течений, стала «Демократическая партия России» Н. И. Травкина, созданная в мае 1990 года. Социалисты и социал-демократы были объединены в «Социалистической партии», «Социал-демократической ассоциации» и «Социал-де­мократической партии России». Анархисты создали «Конфеде­рацию анархо-синдикалистов» и «Анархо-коммунистический реВОЛЮIIИОННЫЙ союз». Первые национальные партии стали формироваться в республиках Прибалтики и Закавказья. Од­нако при всем многообразии этих партий и движений основ­ная борьба развернулась между коммунистами и либералами. Причем в условиях нараставшего экономического и политиче­ского кризиса политический вес либералов (их называли «де­мократами,» увеличивался с каждым днем.

Начавшаяся демократизация не могла не отразиться на отно­шениях государства и церкви. В ходе выборов 1989 г. народны­ми депутатами СССР были избраны представители основных религиозных конфессий. Значительно ослаб, а после отмены 6-й

статьи конституции и вовсе бьЦI отменен партийно-государст­венный контроль за деятельностью церковных организаций. На­чалось возвращение верующим религиозных сооружений и свя­тынь. Кризис коммунистической идеологии привел к росту религиозных настроений в обществе. После смерти патриарха Московского и всея Руси Пимена новым предстоятелем Рус­ской Православной Церкви в июне 1990 г. бьЦI избран Алексий 11. Изменения, происшедшие в годы «перестройки», вновь сде­лали церковь одним из авторитетных и самостоятельных эле­ментов общественной системы.

Таким образом, попытки демократизации советской полити­ческой системы с отменой 6-й статьи Конституции СССР при­вели к кризису и началу распада союзных структур власти. При­чем новых образцов государственности предложено не бьЦIО.