Философия ямвлиха. Философия ямвлиха Ямвлих философская школа

Философия ямвлиха. Философия ямвлиха Ямвлих философская школа

Глава Сирийской школы неоплатонизма в Апамее. По происхождению сириец, родился в Халкиде (греч. «Ямвлих» является калькой с сирийского «он царь»). Особенностью учения Ямвлиха было сочетание платонизма с элементами пифагореизма, мистикой Халдейских оракулов и языческим культом.

Сочинения Ямвлиха: Свод пифагорейских учений в 10 кн. (из них дошли: Жизнь Пифагора , Протрептик , Об общей математической науке , Комментарий к Введению Никомаха , Теологумены арифметики ), О египетских мистериях (в 10 кн.), комментарии к сочинениям Платона и Аристотеля (к Федру , Тимею , Пармениду , Алкивиаду I , Федону , Филебу , Софисту ; к Категориям , Аналитике I , Об истолковании , О небе – все известны лишь по отрывочным фрагментам), о других сочинениях известно в основном лишь по названиям (среди них наиболее важны О душе и Платонова теология .

Как глава школы и комментатор Ямвлих разработал каноническую для последующих школ неоплатонизма последовательность изучения платоновских диалогов. Т.н. «канон Ямвлиха» включает двенадцать диалогов, составляющих два цикла: Алкивиад I – введение в философию; Горгий , Федон – этика; Кратил , Теэтет – логика; Софист , Политик – физика; Федр , Пир – теология; Филеб – сводка основных проблем платоновской философии; эти 10 диалогов составляли первый цикл; второй, высший цикл состоял из Тимея (физика) и Парменида (теология). После изучения философии Платона предполагалось чтение и толкование Халдейских оракулов , которые со времен Ямвлиха стали неотъемлемой частью философского курса в неоплатонических школах.

Ямвлихом была осуществлена дальнейшая разработка неоплатонической доктрины и внесены изменения в учение о каждой из трех ипостасей. Наиболее существенные новации коснулись сферы единого. В понятии единого, как оно было сформулировано Платоном и Плотином, Ямвлих различает единое полностью невыразимое и просто единое, или «благо», которое, через оппозицию предела и беспредельного, соединено с единым-сущим (соответствует второй гипотезе Парменида ). В сфере ума Ямвлих различает триаду: бытие – жизнь – ум, т.е. мыслимое (бытие), мыслящее (ум) и тождество того и другого (жизнь). Т.о., в сфере ума у него оказываются объединены «космос умопостигаемый» и «космос мыслящий», а тем самым функции парадигмы и демиурга (в смысле космогонических терминов Тимея ). Душа причастна уму в меру своей разумности и помещена над всеми внутрикосмическими душами как монада. Ямвлих строго отличал души людей, которые вечно связаны с умопостигаемой природой, от душ животных, и не допускал их взаимоперехода, которое теоретически обосновывал

Ямвлих (др.-греч. , 245/280 - 325/330) - античный философ-неоплатоник, ученик Порфирия, глава Сирийской школы неоплатонизма в Апамее.

Биография

Единственным источником биографических данных о Ямвлихе служит сочинение «Жизни философов и софистов» Евнапия. По происхождению сириец, родился в Халкиде. Греческое имя «Ямвлих» является калькой с сирийского «он царь» и восходит к семье жрецов-правителей Эмесы). Ямвлих был учеником Анатолия (ученик Порфирия), позже учился в Риме у самого Порфирия. После возвращения в Сирию основал собственную школу в Апамее. Изучал труды пифагорейцев, Платона, Аристотеля, особое внимания уделяя его сочинениям по логике. Продолжал руководить своей школой до самой смерти.

Ученики обращались к Ямвлиху с обращением «Божественный учитель». О нём ходили легенды, что он был способен к левитации на высоту до 10 локтей (5 метров), во время которой тело и одежда его наполнялись златовидным сиянием.

Канон Ямвлиха

Особенностью учения Ямвлиха является сочетание платонизма с элементами пифагореизма, мистикой халдейских оракулов и языческими культами. Также Ямвлих занимался астрологией, магией, гаданием и практиками экстатического восхождения в «сверхчувственные сферы».

Ямвлих комментировал труды Платона в эзотерическом духе, чем оказал большое влияние на развитие оккультизма; повлиял на Пико делла Мирандола, христианских каббалистов и др. При этом Ямвлих отмечал разницу не только между эзотеризмом и религией, но и между эзотеризмом и философией: «об эзотеризме надо мыслить эзотерически, о философии - по-философски».

Большое историко-философское значение имеет у Ямвлиха метод комментирования диалогов Платона (трактовка во всех аспектах - этическом, логическом, космологическом, физическом и др.), определивший все позднейшие неоплатонические комментарии и последовательность изучения диалогов, вплоть до флорентийской платоновской Академии. Т. н. «канон Ямвлиха» включает двенадцать диалогов, составляющих два цикла.

Первый цикл:

  1. Алкивиад I - введение в философию;
  2. Горгий
  3. Федон - этика;
  4. Кратил
  5. Теэтет - логика;
  6. Софист,
  7. Политик - физика;
  8. Федр,
  9. Пир - теология;
  10. Филеб - сводка основных проблем платоновской философии.

Второй цикл (высший):

  1. Тимей - физика;
  2. Парменид - теология.

После изучения философии Платона предполагалось чтение и толкование Халдейских оракулов, которые со времен Ямвлиха стали неотъемлемой частью философского курса в неоплатонических школах.

Ученики Ямвлиха

Из учеников Ямвлиха наиболее известны Дексипп, Феодор Асинский, Эдесий, относящиеся к Пергамской школе неоплатонизма. Влияние Ямвлиха также испытали римский император Юлиан II Отступник, который ставил его на второе место после Платона, философ-неоплатоник Прокл Диадох, через которого идеи Ямвлиха воспринял Псевдо-Дионисий Ареопагит, и Афинская школа неоплатонизма в целом. От Ямвлиха также берет начало схоластическая традиция неоплатонизма, которая переходит в труды византийских авторов, таких как Михаил Пселл, а позже и в западную философию.

Теоретическая философия

Теоретическая философия Ямвлиха продолжает начавшуюся до него разработку основных категорий Плотина: Единого, Ума и Души. У Ямвлиха эти категории ещё более дифференцируются и оформляются терминологически.

Наиболее существенно Ямвлих разработал сферу Единого. Так, в Едином Плотина Ямвлих различает два единых. Первое из них - как у самого Плотина - выше всякого бытия, всякого познания и всякого наименования. Второе есть начало всего последующего и потому именуется не только Единым, но и Благом. Это второе единое через оппозицию предела и беспредельного соединено с Единым-сущим (в соответствии со второй гипотезой «Парменида»)

В сфере ума Ямвлих различает триаду: бытие - жизнь - ум, то есть мыслимое (бытие), мыслящее (ум) и тождество того и другого (жизнь). Т.о. в сфере ума у него оказываются объединены космос умопостигаемый и космос мыслящий, а тем самым функции парадигмы и демиурга (в смысле космогонических терминов «Тимея»).

Ямвлих (ок. 280 - ок. 330 Н. Н.э.) - представитель неоплатонизма, глава сирийской школы неоплатоников. Ученик Порфирия, он значительно усложнил мировоззренчески-философскую систему взглядов Плотина последующей их мифологизацией и расширением теургического практики, а также просвитлив некоторые непоследовательности своего учителя о познаваемость и непознаваемость.

Он впервые различил их терминологически от першоединого с помощью еманацийнои диалектики, элементы которой уже были у его предшественников. Единственное Плотина он разделил на два единственных. Подняв единственное до уровня превосходства всякого бытия и всего рационального познания, от себя Ямвлих ввел просто единое как начало бытия и познания, делая попытку перекинуть мостик между единым и умом, единственным и логосом, между приобретением и бытием.

Аналогично поступает он и с умом, в проблему которого вводит жизни, разделяя его на мыслимый и мыслящий. Ум в Ямвлиха появлялся, с одной стороны, как то бытие, участвующий в интеллектуальной жизни, а с другой - сам является интеллектуальной жизнью. Формулируя третья степень ума, он снова доказывал слияния в одно целое и неделимое бытия и познания. Триадичная в Ямвлиха есть душа, он выделял души людей и души животных, подчеркивая, что души людей связано с умозрительной природой, для животных недоступна. В практической жизни главным считал веру в богов и общение с ними.

Обращаясь к мифологии, Ямвлих насчитывал около 360 богов, разделял их на надкосмических (связанных с умом и душой) и внутрикосмичних (одухотворенных, которые действуют и хранят). В интерпретации богов доходил до их деперсонализации в логических категориях, каждая из которых строилась триадичная. Введением категории жизни Ямвлих оказывал теургическому и мистической практике регулятивной направленности. Однако введение категории жизни еще не давало обоснование теургии. Последнее требовало диалектизация самого мифа, совершившего Саллюстий.

Саллюстий (середина IV в.) Дал определение мифа как философской категории. По его мнению, в мифе объединены в одно неделимое целое познаваемое и непознаваемое бытие с восхождением к неоплатоновского першоединого, одновременно это целое неделимое бытие завершенным чувственно-материальным космосом. С точки зрения понимания мифа как единства символизма, першоединого и космологизму Саллюстий классифицировал богов как логическую систему развертывания бытия и познания (надкосмических, космические, боги, одухотворяют мир, и боги, которые мир упорядочивают), приближая чувственно-материальный космос в сферу их деятельности. Эту линию неоплатонизма на связь магической теургии с категоризацией диалектики мифа продолжил Плутарх Афинский, ученик которого Прокл завершил логическую разработку системы античного неоплатонизма и всей античной философии.

ЯМВЛИХ (Ἰάμβλιχος – транскрипция сирийского или арамейского yamliku «он царь») из Халкиды (Сирия) (не позже 280, вероятно в 245, – ок. 325) – античный философ-неоплатоник, ученик пифагорейца Анатолия , ученик, а затем оппонент Порфирия . Находился под сильным влиянием пифагореизма и Халдейских оракулов , соединял философскую разработку проблем платонизма с интенсивно разрабатывавшейся им теургией. Школа Ямвлиха в Апамее, в которой систематически отправлялся языческий религиозный культ, понимаемый как необходимая часть школьной жизни, впервые в позднем платонизме была учреждена как замкнутый самодовлеющий организм, сознательно противопоставленный христианству и закрытый для него. Для школьного обихода Ямвлих составил компилятивный «Свод пифагорейских учений в 10 кн.» (до нас дошло пять: «Жизнь Пифагора», «Увещание к философии (Протрептик)», «Об общей математической науке», «Комментарий к Введению Никомаха», «Теологумены арифметики»), комментарии к Платону, из сочинений которого были выбраны 12 канонических (см. Афинская школа ), и Аристотелю (сохранились фрагменты комментариев к «Федру», «Тимею» и «Пармениду», отдельные замечания из комментариев к «Алкивиаду I», «Федону», «Филебу», «Софисту»; есть свидетельства о комментариях Ямвлиха к «Категориям», «Аналитике I», «Об истолковании» и к трактату «О небе»), а также сочинения «О богах», «О речи Зевса в «Тимее»», «Халдейская теология», «Платонова теология», «О символах», фрагменты трактата «О душе» и др. Ямвлиху принадлежит также сочинение «О египетских мистериях» (в 10 кн.), в котором в ответ на «Письмо Анебону» Порфирия он защищает теургию, надев маску египетского жреца Абаммона.

Ямвлих осуществил школьную разработку неоплатонической доктрины. В Едином Плотина он различает единое полностью неизреченное и просто единое, или «благо», которое через противоположности предела и беспредельного соединено с единым-сущим. В сфере ума (нуса ) Ямвлих твердо различает намеченную Плотином и развитую Порфирием триаду бытие – жизнь – ум, т.е. мыслимое (бытие), мыслящее (ум) и тождество того и другого – жизнь, которая в триаде помещена между полюсами «немыслящего» бытия и «не-сущего» мышления. Т.о., наряду с «умопостигаемым космосом» Ямвлих вводит «космос мыслящий», объединяя их в сфере ума. Душа причастна уму в меру своей разумности и помещена над всеми внутрикосмическими душами как монада. Ямвлих строго отличал души людей, вечно связанные умопостигаемой природой, от душ животных и не допускал их взаимоперехода. Богов Ямвлих разделял на надкосмических, относя их к сферам сущего, ума и души, и внутрикосмических, деля последних на создающих, одушевляющих, сочетающих и сохраняющих. Ямвлих развивает учение о времени и вечности, полагая, что вечность есть мера умопостигаемого мира, а время – реальная сущность, истекающая от ума (тогда как пространство есть только врожденное свойство тел).

Ямвлих провел реформу неоплатонического комментария, суть ее в нахождении единственной «цели» (σκοπός) диалога, с которой согласуется все толкование, а также в установлении иерархии типов толкования, которая начинается с физической и этической интерпретации, восходит к математической и завершается метафизической. Под влиянием Ямвлиха сформировались Пергамская и Афинская школы неоплатонизма, авторитет его был чрезвычайно велик вплоть до флорентийской Академии в Италии 15 в.

Сочинения:

1. De vita pythagorica, ed. L.Deubner. Lipsiae, 1937 (cur. U.Klein. Stuttg., 1975);

2. Iamblichus. On the Pythagorean Way of Life, text, transl., and notes by J.Dillon and J.Hershbell. Atlanta, 1991, trad. franç, par L.Brisson et A.P.Segonds. R., 1996;

4. De communi mathematica scientia liber, ed. N.Festa. Lipsiae, 1891 (cur. U.Klein. Stuttg., 1975);

5. In Nicomachi arithmeticam introductionem liber, ed. H.Pistelli. Lipsiae, 1894 (cur. U.Klein. Stuttg., 1975);

6. Theologumena arithmeticae, ed. V. de Falco. Lipsiae, 1922 (cur. U.Klein. Stuttg., 1975) (эти пять трактатов – соответственно 1, 2, 3, 4 и 7-я книги «Свода пифагорейских учений»);

7. Les mystères d’Egypte, texte ét. et trad. par E. des Places. P., 1966;

8. In Platonis dialogos commentariorum fragmenta, ed. with transl. and comm. by J.Dillon. Leiden, 1973;

9. De anima, trad. par A.J.Festugière, in: La Révélation d’Hermès Tristmégiste, t. III: Les doctrines de l’âme, p. 177–264 (обширные примечания). Рус. пер.: Жизнь Пифагора, пер. и вступ. ст. Р.В.Светлова. СПб., 1997; пер. В.Б.Чернышевского. М., 1997;

10. О египетских мистериях, пер. и вступ. ст. Л.Ю.Лукомского. М., 1995;

11. Ответ учителя Абаммона на письмо Порфирия к Анебону, пер. И.И.Маханькова. – В сб.: Знание за пределами науки, сост. И.Т.Касавин. М., 1996.

Литература:

1. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века, кн. 1. М., 1988, с. 122–301;

2. Dalsgaard Larsen В. Jamblique de Chalcis. Exégète et philosophe, vol. 1–2. Aarhus, 1972 (Appendice Testimonia et fragmenta exegetica);

3. Larsen B.D. La place de Jamblique dans la philosophie antique tardive, Places E. des, La religion de Jamblique. – De Jamblique à Proclus, Neuf Exposés suivis de Discussions, prép. par H.Dörrie, Vandoeuvres-Gen., 1975 (Entretiens sur l’Antiquité classique XXI), p. 1–26, 69–102;

4. Steel C. The changing Self. A study on the Soul in later Neoplatonism: Iamblichus, Damascius, and Priscianus. Brux., 1978;

5. Dillon J. Iamblichus of Chalcis. – ANRW II, 36.2, 1987, p. 862–909;

6. O’Meara D. Pythagoras revived. Oxf., 1989;

7. Nasemann В. Theurgie und Philosophie in Jamblichs «De mysteriis». Stuttg., 1991.

НЕОПЛАТОНИЗМ - философско-мистическое направление античной мысли 3-6 вв., соединяющее восточные учения с греческой философией; представляет собой синтез идей Платона с добавлением логики и толкований Аристотеля, не противоречащих Платону, пифагоризма и орфизма, идей халдейских оракулов и египетской религии.

Корни некоторых идеи (например, эманации духа в материю и его возвращение и слияние с Богом (Абсолютом) уходят в индуистскую философию. Как социальное движение неоплатонизм существовал в виде отдельных школ: александрийская (Аммоний Саккас), римская (Плотин, Порфирий), сирийская (Ямвлих), пергамская (Эдесей), афинская (Сириан, Прокл).

Основное философское содержание неоплатонизма составляет разработка диалектики платоновской Триады: Единое - Ум - Душа. Неоплатонизм представляет иерархию бытия по нисходяще-восходящей ступеням: над всем существует неизреченное, сверхсущее Единое, Благо. Оно эманирует в Ум (Нус), где происходит дифференциация на равносущее множество идей. Ум нисходит в Душу (Псюхе), где появляется чувственное начало и образуются иерархии существ демонических, человеческих, астральных, животных. Образуются умственный и чувственный Космос. Дальнейшая эманация в материю необходима для развития и совершенствования душ, умов и возвращения их к Единому. Задача человека - преодолеть страсти, вожделения, пороки и путем добродетелей, аскетизма, теургии, музыки, поэзии, творчества стремиться к слиянию с Единым. Истинное соединение с Божеством-Благом может наступить в состоянии сверх- и безумного экстаза.

На неоплатонизм оказал влияние стоицизм с его учением о тождестве мирового Первоначала (Огня) с внутренним Я человека и о периодических огненных катаклизмах, очищающих Землю.

Неоплатонизм признает учение о переселении душ (метемпсихоз), эманации Божества, духовных иерархиях, учит освобождению души из материи; элиминирует из Божества все элементы антропоморфизма и определяет Бога как непознаваемое, сверхразумное, сверхмировое неизреченное начало. Мистика, утонченная логика и абсолютная этика всегда были в единстве и шли «рука об руку» в неоплатонизм.

Основателем неоплатонизма является Аммоний Саккас (ум. в 242), который не оставил письменного изложения своего учения. Продолжателем и систематизатором стал Плотин, создавший школу в Риме (244).

С 270 г. его ученик Порфирий продолжает дальнейшую разработку неоплатонизма. Ямвлих, ученик Порфирия, основывает сирийскую школу и впервые вводит в неоплатонизм практику теургии. Сочинение Ямвлиха «О мистериях» объединяет мантику, теургию и жертвоприношения. Ученик Ямвлиха Эдесей создает пергамскую школу (4 в.), уделяя внимание преимущественно мифологии и теургии. К этой школе принадлежал император Юлиан. В сочинении Евнапия «Жизнеописания философов и софистов» содержатся важные сведения о Плотине, Порфирий, Ямвлихе и ближнем круге императора Юлиана. Платоновская школа в Афинах через ритора Лонгина поддерживает связи с Порфирием.


В дальнейшем ее руководителем становится Сирин (5 в.), который определяет круг текстов неоплатонизма: труды Платона, пифагорейцев, Гомер, орфическая литература, «Халдейские оракулы». Его преемник Прокл подводит итог развитию платонизма.

После смерти Прокла во главе афинской школы стояли Марин и Исидор, ставившие озарение выше теоретических исследований. Александрийская школа тесно связана с Афинской. Многие ее философы учились у афинян. У Плутарха - Гиерокл, автор комментариев к «Золотым стихам» пифагорейцев, у Сириана - Гермий, у Прокла - Аммоний.

В 529 г. н. э. вышел запрет императора Юстиниана на деятельность философских школ. Платонизм и неоплатонизм были преданы анафеме на двух Поместных Соборах в Византии (1076, 1351). Между тем неоплатонизм оказал мощное - прямое и косвенное - влияние на становление христианского вероучения и теизма в целом.

Оказал содержательное влияние на всю европейскую традицию, а также на европейскую, арабскую, еврейскую философии. Значение неоплатонизма для истории философии особо отмечал Гегель: «в неоплатонизме греческая философия достигла полной силы и высочайшего развития на фоне кризиса римского и всего античного мира». В 20 в. неоплатонизм выступает специальным предметом исследования и реинтерпретации.

ПРОКЛ

ПРОКЛ по прозвищу Диадох («преемник») (412- 485) - древнегреческий философ-платоник. Родился в Константинополе. Учился в Александрии, а затем в Афинах у Плутарха Афинского и Сириана, которого сменил в качестве главы платоновской Академии в 437. Умер в Афинах. Более полное представление о его жизни дает биография, написанная его учеником Марином, «Прокл, или О счастье».

Считается систематизатором школьного платонизма; его литературно-философское наследие охватывает несколько тысяч страниц. К главнейшим трудам Прокла можно отнести его комментарии к 12 диалогам Платона, «Орфическую теологию», комментарии к Плотину, введение к философии Аристотеля, комментарии к трактату Порфирия «О пяти общих понятиях», «О промысле, судьбе и о том, что в нас», «Об ипостасях зла», комментарии к «Элементам» Евклида, «Начала физики», «Первоосновы теологии», «Теология Платона».

Во время путешествия по Азии познакомился с некоторыми восточными учениями. Вел жизнь аскета, соблюдая посты по египетской религии и культу Кибелы. Ему же приписывается утверждение, согласно которому философ призван быть «иереем целого мира». Прокл - самый яркий представитель афинской школы неоплатонизма (наряду с римской: Плотин, Порфирий, Амелий), сирийской (Ямвлих), а Прокла александрийской (комментаторы) и пергамской (Юлиан, Саллюстий). Иногда называют последним схолархом школы.

Если Плотина отличало страстное желание вернуться на свою истинную родину, устремленность за пределы этого мира к его последнему истоку (так, что он даже испытывал отвращение к своему рождению, стыдясь собственного тела и не желая вспоминать ни родителей своих, ни места рождения), то в школе Прокла религиозная практика, молитвы солнцу, ритуалы стали необходимой составляющей самого образовательного процесса.

Единое выше всякого бытия, всякой сущности и ума, непричастно ничему; и является потенцией всякого бытия и всякой сущности; и охватывает собою все, все же и порождая. Отсюда и трудности в интерпретации неоплатоновской эманации. Ведь Единое свербытийно, сверхсущностно и сверхэнергийно.

Оно абсолютно идентично с собой, трансцендентно и не выходит из себя. Как же ему, неопределимому, мы можем приписать эманацию (истечение), причем беспрерывную? Некоторые авторы, кстати, отрицали учение об эманации уже у Плотина.

А. Ф. Лосев также не принимает понимание эманации в грубо вещественном плане, трактуя ее как понятийно-логический, смысловой процесс, благодаря которому можно признать и бесконечное разнообразие вещей, и индивидуальность каждой (таким образом, эманация - это и принцип индивидуализации), и абсолютную неразличимость всех вещей в Первоедином. Вслед за Единым Прокл рассматривает Числа, «сверхсущие единицы». Они выше бытия, ибо являются принципом самого бытия и его различения. Они также выше мышления, поскольку выступают принципом всякого разделения и объединения, без чего мышление не может осуществиться. Число, таким образом, занимая первое место после Единого, есть расчленяющая и объединяющая творческая сила.

Сфера Ума начинается с сущего как первого качественного наполнения чисел. Затем идет область энергийного наполнения самого бытия, которую Прокл называет жизнью. А жизнь, сопоставляющая себя с собою же, и дает нам собственно мышление и познание. Сферу ума образуют три ступени - бытие, жизнь, познание. Мировая душа (третья ипостась неоплатонизма) - не что иное, как принцип вечного становления Космоса. Как Ум есть у Прокла единство бытия и мышления, так Душа есть единство ума и тела. Душа привлекается для объяснения движения в мире, подобно тому, как Ум привлекается для объяснения закономерности действий самой души. Соответственно, внутримировыми душами являются принципы становления отдельных тел. Прокл говорит о разных типах душ - божественных, душ ума и душах изменчивых.

Вообще душа обозначает у Прокла среднюю область между неделимым умом и делимыми телами. К свойствам души он относит ее бестелесность, бессмертие, отражение ею в себе всех форм ума, связанность ее с тем вечным телом, для которых она является оживляющим принципом и т.п. Прокл также говорит о круговращении душ и об их иерархии.

Этика Прокла. В центре здесь понятие «добродетель» как то, что воссоединяет нас с богами, приближая к Единому. В школе Прокла различали добродетели естественные, нравственные, общественные и более высокие, к каковым относились: очистительные, умозрительные и боготворческие (впрочем, последние признавались выше доли человеческой). Марин, ученик Прокла, среди естественных добродетелей перечислял: безущербность всех внешних чувств, телесную силу, красоту, здоровье. Всеми ими, по его свидетельству, в полной мере обладал Прокл. Как и прочими, восходя к боготворческим добродетелям. Традиционно особое место среди античных добродетелей занимала справедливость. Она трактовалась как некий «уклад, приводящий к миру все части души». Что касается проблемы зла, то причина последнего усматривается Проклом в отвращении человека от высшего, умопостигаемого мира, в привязанности к чувственному. Отсюда и задача человека - отвратившись от низшего мира, познать высшую силу своей души. Эту силу Прокл ставил выше даже ума, ибо она то и способна к восприятию первоединого. Поэтому Прокл называл ее «цветом нашей сущности» и «тем единым в душе, что лучше и ума в ней». Ее можно отождествить с мистическим энтузиазмом, со священным безумием, ведущим нас к слиянию с Божеством. Прокл признавал переселение душ, хотя отрицал переселение человеческих душ в тела животных.

У Прокла виртуозно разработана диалектика (бытия и мифа), теология и теософия, теургия, а также своеобразная эстетика и этика. Причем его этическое воззрение является в то же время и космологическим; ведь и человека, заявляет Прокл, нужно рассматривать точно так же, «как весь космос, потому что и человек представляет собою маленький космос. А именно, он обладает умом, логосом, божественным и смертным телом, подобно Вселенной».

Счастье для Прокла слагается из счастья мудрых, но также и житейского благополучия. Справедливо будет подчеркнуть в Прокле живое единство «интеллектуальности и интимности, углубленного логического продумывания и безотчетного вдохновения» (А.А. Тахо-Годи). Философия Прокла пользовалась огромным влиянием в средние века и эпоху Возрождения. А. Ф. Лосев ставил Прокла даже выше основателя школы Плотина «в отношении огромной аналитической силы его ума, большого разнообразия его интересов в отношении мастерства микроскопических исследований отвлеченнейшего логического предмета, а также в отношении тончайшего философско-филологического вникания в текст Платона».

Его последователями можно считать Николая Кузанского, Пико делла Мирандолу, Иона Петрици и др. Прокл считал своими покровителями Афину и Аполлона, стремясь сочетать, объединить философское мышление и поэтическое видение, мудрость и искусство.


Табл. 1. Сводная таблица истории античной философии