Благодать божия в православии. Что такое божья благодать? Благодать с точки зрения

Благодать божия в православии. Что такое божья благодать? Благодать с точки зрения
Благодать божия в православии. Что такое божья благодать? Благодать с точки зрения

Профессор А. Деликостопулос


Божественная благодать это дар, любовь, благоволение и помощь, которую приносит Бог человеку по Своему благоутробию и благости. Это великая сила, имеющая решающее значение для духовного возрождения человека в подвиге жизни и добродетели. Божественная благодать подается каждому даром. Это не плата и не награда за добрые дела, труды и жертвы человека. Этот дар исходит от крестной жертвы и воскресения Господа и дается Духом Святым. Другими словами, возрождение, которое несет человеку божественная благодать, и духовные плоды жизни во Христе дарует Святой Дух.

Священное Писание через Апостола Павла весьма ясно об этом свидетельствует: «Если по благодати, то не по делам» (Рим. 11, 6) и «благодать Божия и дар по благодати одного человека Иисуса Христа преизбыточествует для многих» (Рим. 5, 15).

Наше искупление, которое Искупитель совершил объективно в истории, должно стать субъективным и личным для каждого из нас, делающих «со страхом и трепетом свое спасение» (Флп. 2, 12). Это усвоение осуществляется животворящим и спасительным действием Святого Духа.

Это субъективное усвоение искупления не должно и не может мыслиться как внешнее, механическое и магическое. Напротив. Это результат двух факторов - божественного и человеческого, т.е. благодати Святого Духа, с одной стороны, и свободного сотрудничества человека, с другой. В этой встрече, безусловно, всегда предваряет и доминирует божественный фактор. Следует подчеркнуть, что под словом «сотрудничество» Отцы Церкви понимают активное участие человеческой воли в процессе освящения человека и, вообще, его спасения.

Таким образом, с одной стороны, всеблагой Бог Своею благодатью совершает призвание, просвещение, покаяние и обращение грешника, а затем оправдание, возрождение и освящение его в Церкви на основе искупительного дела Спасителя. А с другой стороны, свободный человек, приняв благодать, которая ему подается, свободно содействует делу собственного спасения своей правой верой и добрыми делами. Следует подчеркнуть, что это делается, как о том нас учит Священное Писание, «верой, действующей любовью» (Гал. 5, 6) и, таким образом, мы избегаем любой механический или магический момент в оправдании и спасении человека.

Действительно, Бог хочет спасения всем людям, «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4). Однако, спасаются не все или из-за злоупотребления своим самовластием, или потому, что Бог спасает Своею любовью лишь тех, кто свободно желает исполнять Его волю и заповеди. Таким образом, оба эти фактора, божественный и человеческий, гармонично сотрудничают в деле субъективного усвоения нами искупления, для осуществления которого они оба необходимы.

Божественная благодать это проявление благосклонности и любви Божией к человеку, и она составляет спасительную силу Божию, которой, как мы сказали, Он отдает в распоряжение человека искупительное дело Господа, возделывает жизнь во Христе и готовит ее к вечности. Ее основное содержание и сущность в том, что она подается даром ради искупительного дела и жертвы Спасителя, в связи с чем и называется благодатью, проистекающей из искупительного подвига Господа.

Искупление совершает по заповеди Отца Сын, а его плоды дарует человечеству Святой Дух. Священное Писание и наша Церковь веру, оправдание, освящение, покаяние и совершение всякого добра и богоугодного дела и всего того, что совершается в Церкви, приписывают силе и действию Святого Духа, который и составляет животворящее начало и душу Церкви, ибо «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5, 5). И св. Григорий Богослов в этом месте подчеркивает: «И от Духа нашего возрождение, а от возрождения воссоздание, а от воссоздания познание достоинства воссоздавшего».

Божественная благодать, как скажем ниже, необходима для человека, дается даром, является всеобщей, но не принудительной.

Божественная благодать, которая даруется Святым Духом, совершенно необходима для спасения человека, потому что никто из нас не может спастись без нее своими собственными силами. По Василию Великому, «в благодати Божией спасение». Участие и сотрудничество человека в деле собственного спасения не пассивное. Он не механически и магически приемлет действие божественной благодати. Его участие активно и существенно. Божественная благодать абсолютно необходима человеку для избавления от первородного греха и всех его последствий.

Спасение это дар Божественной любви. Человек сподобляется божественной благодати не за свои дела, а по благоутробию Божию. Любое благодеяние человека не может служить заслуживающим награды основанием для получения божественной помощи, которая даруется по благосклонности и благоволению Бога. Не по делам праведности, которые мы сотворили, а по Своей милости Он спас нас «банею пакибытия и обновления Духом Святым» (Тит. 3, 5). Т.е. Бог спас нас не по делам той добродетели, которую мы совершили, а по Своей милости, водою крещения, в которой нас возрождает и обновляет Святой Дух. Здесь следует подчеркнуть, что человек, совершающий нравственное добро, может легче получить спасение, которое ему даруется. Совершением добра человек предуготовляется к получению спасения, делается более восприимчивым к нему. Между грехом и благодатью огромная пропасть. Только с помощью божественной силы человек может перейти во власть благодати. Божественная благодать - это дар, который свободно подает любовь Божия человеку.

Божественная благодать является всеобщей, но не принудительной. Она свободно даруется всем людям. По св. Иоанну Златоусту, «благодать изливается на всех... с одинаковой призывая честью». Следует отметить, что действие божественной благодати не является принудительным и не нарушает свободной воли и действия человека. Они гармонично взаимодействуют так, что одна опирается на другую, а вместе соделывают спасение человека. Опять-таки, согласно Златоусту, «когда речь идет о спасении в буквальном смысле слова, мы принимаем действие обоих: и наше и Божие. Человеческая свобода под воздействием божественной благодати становится необходимым получающим органом спасения во Христе. Без того или без другого достичь субъективного спасения невозможно.

Следует отметить, что «много званных, но мало избранных» (Мф. 20, 16). Другими словами, многие призываются ко спасению, однако, не откликаясь на этот зов, сами себя подвергают осуждению, в то время как избранные - это люди, откликнувшиеся на зов и ушедшие из мира погибели. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мною» (Апок. 3, 20). Как только человек свободно захочет услышать голос и открыть дверь, Бог входит и начинает дело спасения человека. Ибо, согласно Василию Великому, «там, где готовое произволение, нет никакого препятствия, ибо зовущий человеколюбив, служитель усердный и благодать обильна».

Божественная благодать, будучи всеобщей, даруется всем людям, зовет их ко спасению, содействует и помогает им в осуществлении всякого доброго дела. И если из многих званных остаются избранными лишь немногие, то это объясняется только свободной волей человека, которая, внимая зову, входит в царство благодати, а, отвергая его, отпадает от благодати.

Здесь следует сказать два слова о предопределении человека в связи с волей Божией. Все, что происходит в мире, предполагает время и совершается вечной волей и произволением Бога. Что касается искупления, то оно является осуществлением вечной воли Божией во времени. В связи с вышеупомянутым тот факт, что одни принимают, а другие не принимают учение христианской веры, не ускользает от вечного предведения Божия. Как мы уже сказали, Бог до сотворения мира предопределил одних к вечной жизни, а других к вечному осуждению.

Предопределение является не самоуправным и абсолютным, а относительным, потому что определяется верой и жизнью людей. К вечной жизни предопределены будущие верующие, которых предвидит Бог, а к осуждению - неверующие и испорченные. Предопределение зиждится на предведении Бога, однако, не устраняется свобода человека. Таким образом, поскольку предопределение человека зависит от человеческих условий и деятельности, то нельзя заранее быть уверенным ни в том, что он останется во власти благодати, ни в том, что он предопределен к спасению и вечной жизни.

Наша Церковь, Священное Писание и Святые Отцы ясно учат о всеобщности благодати, о призыве ко всем людям и об относительном предопределении в связи со свободой человека. Относительное предопределение зиждится на божественном предведении, поскольку, с одной стороны, Бог, «кого предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего» (Рим. 8, 29), а с другой, «кто думает что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 10, 12). Т.е. тот, кому кажется, что он тверд в вере, пусть будет осторожен, дабы не упасть.

Свобода человека играет существенную роль в его спасении и стяжании вечной жизни. Однако, не оставляет сомнения тот факт, что отношение человеческой свободы к Божественному абсолюту превышает возможности его понимания со стороны человека всех эпох, а, следовательно, и современной. Антиномия, которую не в силах постичь человеческий разум, заключается в том, как благодать Божия, будучи абсолютной, зависит, тем не менее, от человеческой свободы. Человек теоретически не может понять, как человеческая свобода, действуя в отношении с Богом, не причиняет вреда Божественному Абсолюту. В качестве ответа можно привести соображение, что всемогущество Божие уважает человеческую свободу, которая и составляет основу бытия нравственного мира. Без свободы личности рушится система нравственного мира, и нравственный поступок уже не представляет никакой ценности. Православие, избегая протестантского абсурда «абсолютного предопределения», дает человеку возможность усвоения благодати Божией созерцанием обширного горизонта нравственной свободы.

б) Действие Божественной благодати

Божественная благодать, приводя человека к жизни во Христе, оправдывает его, освящает и делает наследником вечного царства. Она просвещает и укрепляет естественные силы человека на пути ко спасению. Последнее предваряется призванием, обращением ко Христу, т.е. подготовкой к оправданию, после чего идет оправдание, освящение и слава. Апостол Павел очень ясно излагает этот момент: «Кого призвал, тех и оправдал, а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8, 30).

Прежде чем приступить к раскрытию процессов действия божественной благодати, приведем два места из посланий Апостола Павла относительно плодов божественной благодати. «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» (Еф. 5,9). Другими словами, плоды, которые производит Святой Дух в душах просвещенных Им, проявляются внешне в виде доброты, справедливости и любви к истине. В другом послании Апостол Павел подчеркивает: «Плоды же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22-23). Упомянутые плоды составляют основу добродетелей, которые раскрывает возрожденный божественной благодатью человек.

в) Праведность, спасение и освящение

Первым действием божественной благодати является призыв человека к покаянию и вере, т.е. призыв ко спасению. Апостол Павел говорит: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф. 5, 14), т.е. восстань от сна греховного и воскресни от смерти, в которую ввержен грехом, и тебя озарит светом Бог. Божественная благодать пробуждает грешника от сна греховного и зовет к Богу, чтобы просветить, оживотворить и спасти его.

Человек, сколь бы грешен он ни был, как бы ни были тяжки и велики его грехи, откликаясь на зов, избавляется от тяжести вины, получает искупление от осуждения, спасается от божественного гнева, оправдывается. Человек своим покаянием, своей верой из грешника и преступника становится праведником перед Богом, примиряется с ним, обретает спокойную совесть и сподобляется Царства Божия. «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 5, 1).

Призвание является необходимым условием оправдания, потому что возрождение всегда предваряется покаянием или осознанием греха, умилением. «Слыша это, они умилились сердцем» (Деян. 2, 37-38), т.е. услышав слово Божие, они осознали свою вину, и их сердце охватила печаль и умиление.

Оправдание произвело существенную перемену в человеке, загладив грех и вину и определив начало новой святой и праведной жизни. С одной стороны, мы получили прощение грехов, а с другой освящение. Праведность ведет к спасению. Человек спасается, оправдывается своею верою и добрыми делами. Оправдавшись благодатью Божией и таинствами Церкви, он, если сразу умирает после оправдания, считается спасенным, идя путем спасения на небо. Впрочем, оправданный, продолжая жить и подвизаться на пути благодати Божией, если он не отпадает от нее, считается тоже наследником вечной жизни, которая зависит от оправдания. Оправдание, спасение и освящение не следует разделять по временным этапам, потому что составляют стороны одного акта. Как свет восходящего солнца разгоняет тьму, так и в человека, получившего оправдание, входит божественная благодать, освящает его и очищает от всякого греха.

Следует отметить, что, по учению нашей Церкви, оставление грехов является действительным их изглаживанием, и оправданный становится непосредственно чадом Царства Божия. И если в мирской жизни судья, оправдывая подсудимого, не делает его праведным, а просто объявляет его внешне невиновным, то в области благодати Бог «не считает» оправданного праведником, а «делает его праведником».

Оставшаяся в оправданном человеке наклонность но греху не считается грехом, поскольку воля человека не поддается ему. Следует подчеркнуть, что испорченность воли, составляя начало и основу греха, устраняется совершенно в царстве благодати, и возрожденная воля уже обращена к Богу, освящаясь в преуспеянии добра. Слова и выражения, которыми Священное Писание описывает оправдание, не оставляют никакого сомнения, что мы находимся перед настоящим оправданием, и соприкосновение оправдания и освящения является внутренним.

Новая во Христе жизнь не отделима от оправдания, а связана с ним органически, поскольку Святой Дух и любовь, которые составляют принцип этой жизни и ее животворный вид, подаются в оправдании и проявляются в последующей добродетельной жизни христианина.

Освящение благодаря обитанию божественной благодати, составляя душевную перемену, святое расположение духа и доброе убеждение, укрепляет веру человека, его любовь и проявляется в радости и совершении добра. Освящение составляет сущность оправдания, а оправдание, поскольку опирается на свободную волю человека, дифференцированную в каждом человеке, восприимчиво к развитию и прогрессу. Таким образом, мы имеем различные степени оправдания и освящения, различные степени нравственного характера и различные степени славы в Царстве Божием. Эти степени зависят от степени преуспеяния нравственной жизни и совершения добра, поскольку оправданный, злоупотребляя своей свободной волей, может через грех отпасть от благодати Божией. Подвиг ради спасения проходит через всю жизнь и требует от христианина, особенно, православного, постоянной бдительности в нравственном совершенствовании, требует молитвенного у Господа испрашивания «оставления долгов» его. Наличие грехов, простых или смертных, является основанием для беспокойства верующего за свое спасение и отпадение от благодати Божией. Никто из нас не знает, что случится завтра в этом подвиге нравственного совершенства. Однако, вера в искупительное дело Господа, в безграничную силу божественной благодати и в любовь Божию к нам дает нам твердое основание вести постоянную борьбу, в которой должны быть уверены, что с помощью Божией победим.

г) Правая вера и добрые дела как условия оправдания

Святые отцы Церкви учат, что правая вера и добрые дела - вот два необходимых условия оправдания человека, и именно оба вместе, помимо искупительной силы или воздаяния. Согласно св. Иоанну Дамаскину, «вера без дел мертва. Точно также и дела без веры, ибо истинная вера делами испытывается». Согласно православному учению, нельзя отделять друг от друга веру и дела, ибо и то и другое - неотъемлемые элементы одного и того же дела. Одно предполагает и содержит другое.

В третьей и четвертой главах первой части нашей книги мы раскрыли тему о вере и ее содержании на православной основе. Здесь мы можем сказать, что вера - это не просто принятие истин христианства, а преданность Спасителю в сочетании с принятием спасительных истин и евангельских событий. Совершенно очевидно, что такой вид веры - это не просто работа ума, а, прежде всего, нравственная работа, которая предполагает деятельность воли. Вера, связанная с покаянием, имеет нравственные свойства, которые совершенствует благодать Божия, Святой Дух, что составляет начало жизни во Христе. Вера это твердое убеждение в том, что Христос является единственным Спасителем и Искупителем грешника. Эта вера, будучи совершенной и вседушевной преданностью Христу и Его Церкви, проявляется как полное и совершенное соблюдение и применение заповедей Христовых, особенно, о любви. Вера - это начало христианского жития, в то время как любовь его вершина.

Вера тесно связана с любовью, необходимыми проявлениями и плодами которой являются добрые дела. Правая и живая вера содержит истину и жизнь во Христе, т.е. добрые дела, отсутствие которых делает эту веру ложной и лицемерной. Вполне очевидно, что праведная вера неразрывно связана с любовью, которая составляет существенный образ веры, и отделяются они друг от друга лишь в воображении, а не на самом деле. Сущность добрых дел зиждится на любви к Богу и к ближнему. Поэтому и добрые дела, как необходимое выражение любви, связаны с оправданием и спасением. Добрые дела - это необходимые проявления любви. Здесь следует подчеркнуть, что непроявление любви по причине отсутствия повода или материальных средств для ее проявления, имеет ту же нравственную ценность, что и проявление. Это есть намерение, которое составляет творческую силу любви, а не просто результат. На основании вышеупомянутого можно сформулировать православную позицию таким образом, что человек оправдывается верою, любовью споспешествуемой. Оправдание - это продукт живой веры, соединенной с любовью, или действующей через любовь, потому что «человек оправдывается делами, а не верою только» (Иак. 2, 24) и «во Христе Иисусе... имеет силу... вера, действующая любовью» (Гал. 5, 6). По Апостолу Павлу, связь веры с любовью имеет существенное значение: «Если я имею всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я – ничто» (1 Кор. 13, 2). Вера, оправдывающая человека, вдыхает в него дух усыновления, вливает в его сердце любовь Божию и зиждится на крестной смерти Господа и Его воскресении как высшее доказательство любви Бога к человеку и свидетельство величия Господня.

Мы верим, что грешника спасает жертва Христова, вера в Него и его добрые дела, а не чужие. Православное учение находится между двумя упомянутыми крайностями. Оно принимает дела в их органическом единстве с верой и как плоды этой веры и Святого Духа. Наша Церковь учит, что не дела сами по себе заслуживают награды, и не только они оправдывают человека, а только те, которые соединяются с верой и находятся под действием божественной благодати. Добрые дела, которые мы совершаем, не составляют причину нашего оправдания, потому что мы «получаем оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим. 3, 24). Любое добро, которое мы делаем, делаем потому, что должны это делать во исполнение нашего долга. «Когда исполните все повеленное вам, говорите, что мы – рабы ничего не стоющие, потому что сделали то, что должны были сделать» (Лк. 17,10).

По православному учению, имеется внутренняя связь между верой и делами. В соответствии же с верой, подготовкой и содействием человека на пути оправдания и освящения через веру и добрые дела, Православная Церковь допускает различные степени оправдания и освящения (Мф. 20, 1-16) и, соответственно, различные степени славы в Царстве Небесном. Василий Великий ясно говорит об этом: «Каждому отмеривается по вере». Афанасий Великий приводит и случай отпадения верующего от божественной благодати по причине серьезных и смертных грехов, ибо «он уже не в Боге, поскольку отступил от него в Боге святой и утешительный Дух». И Апостол Павел, как мы уже упоминали, подчеркивает необходимость постоянного бодрствования, говоря: «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 10, 12).

Здесь уместно отметить, что все вышеупомянутое догматическое учение Православной Церкви о божественной благодати и стяжании спасения, а также о спасении во Христе, воплощении, крестной жертве, сошествии во ад, воскресении, вознесении и седении одесную Отца, с одной стороны, уже вошло в православное богослужение в виде церковных песнопений огромной красоты и поэтического обаяния, а с другой, в течение веков с любовью вынашивалось благочестивой полнотой Церкви. Все содержание православного догматического учения находится в повседневном богослужении и через песнопения становится доступным верующему любой эпохи, различных духовных способностей и различной степени веры.

Когда размышляешь над тем, что такое благодать, попутно возникает вопрос: «Чем она отличается от понятий любви и милости?» В литературном древнерусском произведении «Слово о законе и благодати» можно почерпнуть много интересных умозаключений на эту тему. По церковному учению она является вышеестественным даром Бога человеку.

Считают благодать «Божественной славой», «лучами Божества», «нетварным светом». Ее действием обладают все три составляющие Святой Троицы. В писании святого Григория Паламы говорится, что это «энергия общая и Божественная сила и действие в Триипостаного Бога».

В первую очередь каждый должен для себя понять, что благодать - это не одно и то же, что и его милосердие (милость). Эти три абсолютно разные проявления божьего характера. Высшая благодать - это когда человек получает то, чего он не заслуживает и не достоин.

Любовь. Милость. Божья благодать

Основной чертой Бога является любовь. Она проявляется в Его заботе о людях, их охране, прощении (13 глава первого послания Коринфянам). По милости Высшего удается избежать даже заслуженного наказания, о чем свидетельствует прощение Адама за его прегрешения. Бог его не только не умертвил, но и даровал ему шанс спасения через принесенную жертву Иисусом Христом. Что же касается благодати, то нередко в писаниях можно встретить такое определение: благодать - это незаслуженная милость. Но можно сказать, что это однобокая формулировка. Некоторые люди, получившие откровения свыше, утверждают, что Божья благодать - это и сила Отца Небесного, выраженная как дар, чтобы человек мог с легкостью претерпеть то, что ему самостоятельно трудно преодолеть, как бы он ни старался.

Божественная энергия доступна тем, кто искренне верит

Ежедневно к Богу нужно подходить в искренней молитве с таким смыслом, что без него в жизни ничего не будет так, как должно быть, и только с ним все проявится наилучшим образом. Смирение пред Высшим, вера в него открывают доступ к его благодати, просьбы становятся услышанными. Библейская церковь «Слово благодати» учит тому, как правильно обращаться с мольбой к Отцу Небесному.

Все, кто принимает Иисуса Христа, спасутся благодаря своей вере. В источнике Ефесянам (2:8-9) сказано: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился». Также из этого следует, что через что придет спасение, то и должно чтиться, люди должны жить по благодати.

В открытое сердце Богу стучаться не приходится

От осознания, что Бог всегда находится рядом и не только для того, чтобы поддерживать в час нужды, приходит радостное умиротворение, ведь человек начинает чувствовать, что у него есть самый близкий и надежный друг. Он проявляется в каждом мгновении повседневной жизни, в любой, даже на первый взгляд незаметной, мелочи. Мимо взора Всевышнего не проходит ни одна деталь. Вот почему при искренней вере все и происходит с Божьей помощью, а не исключительно собственными силами. Эту истину всем мирянам пытается донести и библейская церковь. Благодать,по мнению ее церковников, заслуживают все. Чтобы получить к ней доступ, необходимо просто радоваться каждому мгновению своей жизни и не уповать только на свои собственные силы.

Что закрывает путь к Богу?

Существует три способа, как уничижить свою веру и тем самым отстраниться от Бога - это гордость, самосожаление и жалобы. Гордость проявляется в том, что человек приписывает себе те заслуги, которые воздались по милости Отца Небесного. Этим грешник «крадет» у Бога славу. Горделивый считает себя независимым, но по-настоящему без Христа он ничего не может. Посетив библейскую церковь, благодатьв которой ощущается единым потоком, каждый мирянин услышит от наставника, что греховность такого плана губит душу человека.

Самосожаление можно отнести к идолопоклонству. Человек, все время размышляя над своей горемычной участью, по сути, поклоняется только лишь себе. Его мысли: «А как же я?» - приводят к глубоким заблуждениям. В нем все меньше проявляется истинное человеколюбие. Он теряет духовную силу, так как жалость этому способствует.

Жалобы - это первый способ забыть о благодарности к Отцу Небесному. Жалуясь, человек умаляет все, что для него сделал, делает и будет делать Высший. Тщательно изучив закон и благодать, человек понимает, что Богу нужно быть благодарным даже за малые дары. Ему также виднее, что правильно для человека, а что неправильно, в чем он более нуждается.

Кто достоин благодати?

Обычно, прежде чем человек научится жить, исповедуя библейское писание, которому учит церковь «Слово благодати», в его жизни может наблюдаться беспорядок. Женщина может быть сварливой, манипулировать членами своей семьи, стараться все держать под своим бдительным контролем. Мужчина может проявлять грубость по отношению к домочадцам. Но важно понимать, что чтобы другие люди не раздражали, а приносили радость, нужно начать изменения с самого себя и в первую очередь открыть сердце Богу, довериться ему. Со временем во многих сферах жизни начнут происходить положительные изменения.

У Бога для каждого имеется свой индивидуальный замысел, и он подводит к тому, чтобы научиться радоваться каждому дню. Зачастую людям это не удается из-за присутствия в их жизни постоянных страхов и сомнений. А нужно просто доверять Высшему, он всегда и во всем поможет, направит, даст силу, чтобы свершить то, что необходимо.

Земной труд и благодать

В Слове Божьем говорится, что человеку может быть дано нечто по благости, как подарок свыше. Прийти это может к тому, кто на первый взгляд по земным законам его абсолютно не заслуживает, кто ради этого ничего не сделал. Нужно понимать, что благодать и работа не могут сосуществовать одновременно. Из-за того, что христианам трудно понять и принять этот факт, они, вместо того чтобы наслаждаться тем, что у них уже есть, и использовать это для постижения всей глубины отношений с Богом, все время стараются получить через труд то, что уже имеют.

Считается, что благодать - это то, за что Бог отдал лучшее небесное и тем самым спас худшее земное. А потому на нее может рассчитывать каждый, но это не значит, что можно уже ничего не делать, не совершенствоваться, не чтить Всевышнего. Он дарует силу в первую очередь тем, кто в него уверовал всем сердцем, тогда каждый день человека будет проходить в радости. Главное - довериться его благости и мудрости.

Суть божественных энергий

Божья благодать - это дар. Ее ни купить, ни продать, это ниспосланная Богом милость, его нетварная энергия, которая может быть многообразной. Существует боготворящая энергия, делающая человека богом по благодати, она его освящает, обоживает. Есть просвещающаяся, очищающая, освящающая энергии. С их помощью Бог поддерживает человеческое существование.

Божественная энергия - врачеватель души человеческой

Иисус сказал: «…Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне» (Иоанна 15:4). И это означает, что Отец Небесный не требует от человека обходиться собственными силами, божья благодать снизойдет к каждому, кто в него уверует всецело.

Божественная энергия является мостом между человеком и Богом. Если ее нет, то между первым и вторым непреодолимая бездна. Именно поэтому христиане поклоняются святым иконам, мощам, так как они являются носителями благодати божьей и помогают приобщиться к энергиям Отца Небесного.

Самой великой тайной благодати является смирение. Когда человек смирился и кается, он смотрит только на себя и никого не судит. В этом случае Высший принимает и очищает его душу. Стяжать благодать можно через непрекословное соблюдение божьих заповедей, но быстрее всего благодатная энергия снизойдет к смиренным через их покаяние.

Люди не всегда понимают, о чем говорят. Иногда не знают, потому что не проявляют любопытства, иногда их информация о данном понятии неверна. Божья благодать - это некая неощутимая физическими способами сила, которую посылает Бог человеку, для его очищения от скверны. Само слово благодать говорит о даре, то есть эта сила посылается случайно.

Так как вездесущ, то считается существом намного более развитым, чем человек. Для борьбы с человеческими пороками и страхами Господь дарует благодать. По большей части божья благодать - это проявление того или иного , подтверждение того, что он действительно всю свою веру и жизнь дарует Богу.

Божья благодать - представляется как нечто неосязаемое, как вуаль, отделяющая нас от Ада и Рая. Лишь тот, кто каждый день верует и следует учению Христа, борется с грехом, может понять, что на него снизошла благодать. Осознание того, что благодать божия с вами, не дает вам возможности отречься от Бога и совершать любые деяния, а наоборот раскрывает всю вашу душу и делает вас ярым последователем веры, истинным послушником церкви Христа и Святого Духа.

Почему спасение в благодати

Спасение любого человека - в гармонии с самим собой, Богом и окружающим миром. Лишь смирение перед Богом, не перед священником или любым другим представителем Бога на земле, а именно Богом, наделяет человека в душе благодатью. Спасение же - это и есть гармония, а гармония - единство с Богом и миром, который окружает каждого.

Суть спасения и озарения благодатью в том, что человек не может грешить не потому, что останавливает себя и борется с пороками ежесекундно. Со временем человек достигает такого просветления, что у него не возникает мысли о грехе, а значит, он окончательно изгоняет из себя лукавого. Сегодня, самыми приближенными к такому состояния могут быть монахи, но и любой человек, который строит храм в своей душе, может ощутить божью благодать.

Бывает, что человек, получив благодать, становиться излишне заносчив, позволяет себе то, о чем ранее не смел и думать. В такие моменты Господь отнимает свою благодать у человека. Мирянину кажется, что на него снизошли все наказания, которые могут существовать, его разрывают пороки, но если он сможет одуматься и душа его наполниться истинной верой вновь, Бог вернет к нему свое расположение.

Божья благодать окружает нас каждое мгновение нашей жизни и лишь мы решаем, стать ли нам достойными, чтобы увидеть и воспользоваться ею.

  • иеромонах Софроний
  • архим.
  • Божественная благодать и свобода человека свт.
  • архиеп.
  • митр.
  • Благода́ть - 1) Божественное действие вообще; 2) Божественное действие, направленное на сохранение и развитие мира; 3) Божественное действие, направленное на спасение человека.

    Само слово «благодать» означает благой, добрый дар , потому что только Бог является источником высшего .

    Можно ли именовать благодать Богом, Божественностью?

    Равным образом проявление или действие природы огня - раскаленное, сияющее движение газов, созерцаемое в форме языков, - мы называем не только горением, но и огнём. Как прикасаясь к огню, мы приобщаемся не к его сущности, а к его действию (обжигает ведь именно действие), так и причастность Божественному проявлению или энергии, причастность благодати, есть причастность Самому Богу.

    В этом отношении благодать Божья нередко именуется так же, как и третье Лицо Пресвятой Троицы - Святым Духом, хотя её можно обозначить и более развёрнутым выражением: благодатью Святого Духа или благодатью Отца и Сына и Святого Духа. Святым Духом она называется потому, что Божественное действие всегда проистекает от Отца через Сына и проявляется в Духе Святом.

    Что значит стяжать Святого Духа?

    Стяжание Святого Духа есть стяжание Божьей благодати. Под стяжанием нельзя подразумевать накапливание по подобию того, как накапливаются материальные или даже нематериальные ценности, такие как трудовые навыки или знания.

    Стяжание благодати означает нечто другое. По мере духовно-нравственного преображения человека, которое совершается не иначе как при содействии Божьем, человек не просто становится лучше и совершенней; он уподобляется Богу и духовно сближается с Ним. Чем выше степень уподобления и единения человека и Бога, тем ярче проявляется и выразительней сияет в нём Божья благодать. Собственно, весь этот благодатный спасительный процесс и называется стяжанием благодати или освящением, обожением (см: ; ).

    Как следует относиться к положению о преподании благодати посредством священных предметов, святынь, таких как иконы и мощи Божьих угодников?

    Низведение благодати может осуществляться Богом как непосредственно, так и посредством представителей или предметов сотворенного мира. В случаях ниспослания благодати посредством святых икон и мощей они служат средством общения с Богом и Его святыми (см: ; ).

    В отличие от магических средств, где акцент ставится на ритуалы и заклинания, благодать Божия действует не механически, а преподаётся человеку по его вере. Способность же воспринимать благодать зависит от внутреннего состояния человека, от его сердечного настроя. В этом отношении молитва понимается святыми отцами не так, будто молясь, человек преклоняет к себе Бога, а так, что молясь, он сам возвышается и раскрывается для взаимодействия с Ним.

    При молении же перед иконой или мощами, богомольцу легче настроиться на обращение, легче сосредоточиться и вознести свой дух (разум и сердце) к тому первообразу, чей образ запечатлен на иконе, или к тому святому, к чьим мощам он желает припасть. Вступая в молитвенную связь со святыми угодниками, мы просим у них ходатайства перед Творцом, а Он отвечает - в той мере, в какой это необходимо для пользы молящегося, - Своим благословением (действием).

    Неверно считать, будто православные иконы или святые мощи являются самостоятельными источниками Божьей благодати, Божьих энергий. Такое отношение сродни отношению язычников к талисманам и оберегам, и должно признаваться чуждым христианскому сознанию.

    Если благодать, подаваемая верующему при посредстве святого или святыни, не излучается ими как её непосредственными источниками, то почему явился Мотовилову в блеске благодатного света?

    Благодать Божия есть не что иное как Божественное действие, направленное в мир; в более узком значении - Божественное действие, направленное на спасение человека.

    В обычных для грешного человека условиях благодать, как правило, бывает невидима. В свою очередь подлинно верующий человек способен, при содействии Божьем, созерцать её духовными очами .

    Между тем, по особому усмотрению Вседержителя сияние благодати может быть явлено даже и грешному человеку, причём даже чувственным образом. Для чего? - В каждом конкретном случае бывает особая Промыслительная цель (см.: ).

    По усмотрению Божьему сияние благодати бывает видимо и тогда, когда она (благодать) почивает на Божьих святых.

    Так, свет, исходивший от лица Моисея (), служил свидетельством для сынов Израиля о его близости к Богу, о том, что Господь благоволит к их законоположнику и вождю. Это свидетельство укрепляло авторитет Моисея, удерживало его соплеменников от чрезмерного ропота и, вероятно, от потенциально возможного бунта.

    Как иноверцы, так и неверующие лишены возможности приобщения к тем благодатным , которые преподаются исключительно членам (разумеется, лишены не безусловно, а лишь до тех пор, пока они не вступят в ряды христиан).

    Однако, сказанное не означает, что они полностью лишены возможности причастия Божественной благодати.

    Во-первых, спасительная благодать действует на них призывающим образом (этому соответствует понятие «призывающее действие Божественной благодати»). Ещё перед Своими Страданиям Господь возвестил: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» ().

    Святые отцы называют благодать «лучами Божества», «Божественной славой», « »… Действием Божественной благодати обладают все три Лица Святой Троицы. «Действие несозданной сущности, – пишет св. , – есть нечто общее, хотя оно и свойственно каждому Лицу». Св. , размышляя о домостроительном проявлении Святой Троицы, отмечает, что благодать исходит от Отца и сообщается через Сына во Святом Духе. По слову св. , благодать есть «энергия общая и Божественная сила и действие Триипостасного Бога».

    Действием Божественной благодати открывается возможность познания Бога. «…Без благодати ум наш не может познавать Бога, – учит св. , – …каждый из нас может рассуждать о Боге настолько, насколько познал благодати Святого Духа». Действие Божественной благодати дает человеку возможность исполнения заповедей, спасения и духовного преображения. «Действуя в себе и вокруг себя, христианин вносит в подвиги всю свою личность, но делает это, и может успешно делать, только при непрерывном содействии Божественной силы – благодати, – учит св. . – Нет мысли, которую христианин может по-евангельски мыслить, нет чувства, которое он может по-евангельски ощущать, нет дела, которое он может по-евангельски сделать без благодатной помощи Божьей». Действие Божественной благодати сообщает человеку неоценимый дар соединения с Богом – . В этом благодатном состоянии человек, по слову св. , уподобляется Христу и становится выше первого Адама.

    Действие Божественной благодати осуществляется в сотрудничестве (в ) со свободной волей человека. «Богочеловеческий синергизм является существенным отличием христианской деятельности в мире. Здесь человек соработает Богу и Бог соработает человеку, – разъясняет св. . – … Человек со своей стороны изъявляет волю, а Бог – благодать; из совместного их действия создается христианская личность». По учению св. , созидая нового человека, благодать действует таинственно и постепенно. Благодать испытывает человеческое произволение, сохраняет ли он всецелую любовь к Богу, замечая в нем согласие со своими действиями. Если в духовном подвиге душа оказывается благоискусной, ничем не огорчая и не оскорбляя благодать, то она проникает «до глубочайших ее составов и помышлений», пока вся душа не будет объята благодатью.

    Понятие «Благодать Божия» в Священном Писании

    Слово «благодать» весьма часто встречается в Священном Писании, как Ветхого, так и Нового Завета, и употребляется в различных смыслах:

    а) иногда означает благоволение, благорасположение, благосклонность, милость (; ; );

    б) иногда дар, благо, всякое благо, всякий дар, какие Бог дарует тварям Своим, без всякой с их стороны заслуги (; ; ), и естественные дары, которыми преисполнена вся земля (; ; ) и сверхъестественные, чрезвычайные дарования Божии, которые даются Богом различным членам церкви (; ; );

    в) иногда означает все великое дело нашего искупления и спасения, совершенное благодатью Господа нашего Иисуса Христа (), ();

    г) но собственно благодатью называется спасительная сила Божия, которая, сообщаясь нам по заслугам Иисуса Христа для нашего освящения и спасения, возрождает нас в жизнь духовную и, утверждая, и совершенствуя, совершает наше освящение и . Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими ().

    Догматические определения о благодати

    (Из кн.: «Каноны или Книга Правил». Правила святых соборов Поместных . Правила святаго поместнаго собора Карфагенскаго (393–419))

    125. Определено также: если кто речет, что благодать Божия, которою оправдываются в Иисусе Христе, Господе нашем, действительна к одному только отпущению грехов, уже содеянных, а не подает сверх того помощи, да не содеваются иные грехи, — таковой да будет анафема, так как благодать Божия не только подает знание, что подобает творить, но еще вдыхает в нас любовь, да возможем и исполнить, что познаем.

    126. Также, если кто речет, что та же благодать Божия, которая о Иисусе Христе Господе нашем, вспомоществует нам к тому только, чтобы не согрешать, поскольку ею открывается и является нам познание грехов, да знаем, чего должно искать и от чего уклоняться, но что ею не подается нам любовь и сила к деланию того, что мы познали должным творить: таковой да будет анафема. Ибо когда Апостол глаголет: разум делает гордым, а любовь созидает (): то весьма нечестиво было бы верить, что к кичению нашему имеем благодать Божию, а к созиданию не имеем; тогда как и то и другое есть дар Божий: и знание. что подобает творить, и любовь к добру, которое подобает творить, дабы при созидающей любви не мог кичить разум. Ибо как от Бога написано: учай человека разуму (): так же написано и сие: любовь от Бога есть ().

    127. Определено также: если кто речет, что благодать оправдания нам дана ради того, дабы возможное к исполнению по свободному произволению удобнее исполняли мы чрез благодать, словно бы и не приняв благодати Божией, мы хотя с неудобством, однако могли и без нее исполнить Божественные заповеди, — таковой да будет анафема. Ибо о плодах заповедей не сказал Господь: без Мене неудобно можете творить, но сказал: без Меня ничего не можете творить ().

    Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ().

    преподобный : «Всякой богобоязненной душе предлежат два великие подвига: первый, чтобы получить благодать Святого Духа, потому что и возможности нет вступить кому-нибудь на путь спасения и тем паче шествовать по нему, если не получит он наперед таинственной благодати Всесвятого Духа, второй более тяжкий, чтобы не лишиться сей благодати, получаемой со многими потами и трудами… И этот-то великий подвиг, чтоб не лишиться Божьей благодати, полученной уже, предлежит душе до последнего нашего издыхания».

    Столько людей говорят о благодати не понимая что это такое, какова её цель и смысл. Потому что ещё не встречались с ней или не заметили её действие. Поэтому и говорят о ней, как в примере с ленивой студенткой первого семестра:

    "Если Фауст в конце своей жизни, трудясь над познанием, говорит: «Я вижу, что мы ничего не можем знать», то это результат;
    и совершенно иное дело, когда те же слова мы услышим от студентки первого семестра, пытающейся оправдать свою леность (Кьеркегор). "

    Господь не двузначно сказал, что ленивые, неверные и лукавые рабы, ни по какой благодати, не войдут в Царство Небесное. Во что бы они не верили, что бы не исповедовали, на чтобы не надеялись.

    Благодать - это не оправдание нашей, недостойной Царства Божьего, жизни.

    [ Благода́ть (др.-греч. χάρις, лат. gratia) - понимается как нетварная Божественная сила или энергия, в которой Бог являет Себя человеку и которая даруется человеку для его спасения. С помощью этой силы человек преодолевает в себе греховное начало и достигает состояния обо́жения.
    Также благодатью называется незаслуженная милость и благоволение Бога по отношению к людям. ]

    Для чего же благодать?
    Дьявол - есть духовная личность, превосходящая человека (ибо он плоть) и в мудрости, и в силе,
    и во всём остальном. Ему удалось совратить совершенного человека в Едемском саду. Поэтому ему ничего не стоит сбивать с прямых путей многих и многих уже не совершенных людей. И они ничего не могут сделать, потому что они - плоть. Своей силой они не могут его победить. Но только благодатью Божией они получают способность быть победителями над ним. Другими словами благодать Божья нужна нам для помощи жить святой жизнью.

    15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха.
    16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести БЛАГОДАТЬ для благовременной помощи . (Евр.4:15,16)

    Иисус был искушён и знает трудности борьбы с грехом и плотью. Он понимает и может сострадать в наших немощах, потому что Сам был искушен. И у нас есть возможность, по Его милости, получать эту благодать для благовременной помощи.

    11 Ибо явилась благодать Божия , спасительная для всех человеков,
    12 научающая нас , чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, (Тит.2:11,12)

    Суть благодати - не оправдание наших грехов, непослушания или неверности, а сверхъестественная способность не грешить или делать то, что просто невозможно совершить в этом мире без действия благодати Божьей.

    Может поэтому Павел писал: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе. (Фил.4:13)

    Но понять это может не каждый, не любой, но только тот, кто следуя повелениям Христа, до крови сражается с грехом, плотью и миром. Совершенное послушание заповедям Христа должно было осуществляться в ежедневных трудах. Благодать не освобождает от следования Христу, но, наоборот приводит в полное послушание Христу. И только такой человек видит реальное действие благодати и понимает её предназначение и смысл.

    Человек, который не внимает словам Иисуса, не проявляет усилий, не входит тесными вратами, продолжает жить миром - не может получать помощь в виде благодати Божьей. Так как не имеет в этом нужды, поскольку не ищет этого всем сердцем.

    Почему говорится, что спасение - по благодати?
    8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
    9 не от дел, чтобы никто не хвалился. (Еф.2:8,9)

    Благодать дается через веру. Вера в Иисуса заключается в послушании Ему. Желающему быть послушным, Бог дарует способность быть угодным Ему. Эта благодать (способность) не от них, но дар Бога. Поэтому никто не может хвалиться этими делами.
    Мы спасены благодатью в том смысле, что обретаем способность жить святой и угодной Богу жизнью в этом мире греха. И это дается как дар, поэтому похвалиться никто не может.

    Кто может видеть и переживать на себе благодать?
    ...Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. (Иак.4:6)
    Смиренный перед Богом (именно в первую очередь перед Богом), обретает способность делать невозможное, чего он не мог делать раньше. Не исключая того, что через него будут посрамлены те, кто еще вчера над ним превозносился.

    ..но Бог избрал немудрое мира (но смиренное), чтобы посрамить мудрых, и немощное мира (но смиренное) избрал Бог, чтобы посрамить сильное; (1Кор.1:27)
    Именно под благодатью - не мудрый становится премудрым, слабый становится сильным...
    Возможно поэтому во время пробуждения в Уэльсе великие толкователи Англии приходили и сидели у ног грубых, тяжело трудящихся угольщиков, и видели чудесные дела Божьи.

    Благодатью Божьей мы можем не грешить в этом мире.
    Всякий, рожденный от Бога, не делает греха , потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить , потому что рожден от Бога. (1Иоан.3:9)
    Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит ; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. (1Иоан.5:18)

    Сам, своими силами, человек не может противостать искушениям и дьяволу. Но, зная действие благодати Иоанн, делал такие заявления: "Всякий, рожденный от Бога не может грешить!". Именно сверхъестественное действие благодати позволяет верующему жить святой жизнью и хранить себя, если он этого хочет.

    Временами Бог отнимает благодать.
    Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим.7:24)
    Временами Бог отнимает благодать, чтобы испытать человека на верность и воспитывать святой характер или показать кто он без благодати (в случае, когда он начинает превозноситься).

    Благодать дается для служения.
    Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною. (1Кор.15:10)
    Благодать Божья даёт способность успешно служить. Но человек может активно применять её в служении или же зарывать данные ему таланты и способности.

    В случае с Павлом, он говорит что использовал благодать на "полную катушку": "я более всех их потрудился". Но тут же поправляется, зная, что способности не от него: " не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною."

    Итак, благодать - это не оправдание нашей, недостойной Царства Божьего, жизни.
    Благодать - это помощь жить жизнью, угодной Богу, для тех, кто этого ищет.

    P.S. Всё это говорю не как теорию, но то, что прохожу на практике.
    Есть еще что сказать о благодати, но пока умолчу, поскольку тема еще раскрывается.