Что нарисовать цветными карандашами поэтапно. Рисование цветными карандашами: разноцветная графика

Что нарисовать цветными карандашами поэтапно. Рисование цветными карандашами: разноцветная графика
Что нарисовать цветными карандашами поэтапно. Рисование цветными карандашами: разноцветная графика

Цветные карандаши - универсальный инструмент, которым могут рисовать все. Они не требуют особых навыков и идеальны для первых зарисовок. Выбрали 8 советов из книги «Дневник художника-натуралиста» - попробуйте создать свою первую картину прямо сейчас.

1. Смешивайте цвета штрихованием

Цвета карандашей редко соответствуют нужному оттенку. Огромный набор не выход: его тяжело и неудобно носить, а поиск нужного цвета отнимает много времени. Лучше купите средний набор и научитесь составлять цвета. Основные цвета - небесно-голубой, желтый и маджента. Из них можно получить другие оттенки.


Дневник художника-натуралиста

Обычно цвет карандаша интенсивный и насыщенный. В природе тона более приглушенные. Поэтому еще один плюс смешивания - возможность приглушить чистые цвета до природных оттенков.

2. Как штриховать слоями

Чтобы научиться штриховать слоями, нужно учитывать два момента. Во-первых, выбирайте слегка зернистую бумагу. Не давите на карандаш слишком сильно, иначе бумага отполируется и пигмент не удержится на ней.

Во-вторых, черный карандаш для тени выглядит неестественно - она кажется «приклеенной». Поэтому используйте дополнительные цвета для теней. Их пары лежат на круге друг напротив друга:

  • маджента и зеленый,
  • голубой и оранжево-красный,
  • желтый и фиолетово-синий.

Используйте цветовой круг, чтобы определять цвета для теней

Сочетание цвета объекта с дополнительным дает приглушенную коричневую или серую тень. Вот пример, как использовать оттенки для изображения тени.

1. Начните рисунок оранжевого шара с тени дополнительным цветом - синим.

2. Поверх тени положите слой темно-оранжевого.

3. Добавьте другие цвета: желтые, красные и зеленые. Рисунок будет светиться проблесками разных оттенков.

3. Выбирайте подходящую технику штриха

Именно техника штриха влияет на результат и скорость выполнения рисунка. Выбирайте подходящий вариант для желаемого эффекта.

  • Мелкие, легкие, округлые штрихи идеальны для ровного покрытия и максимального контроля. Грифель меньше крошится, цвета проще смешиваются. Требует усидчивости, но под настроение очень расслабляет.

  • Каракули - быстрая и интересная техника, но не такая точная. Чем мельче каракули, тем точнее результат. Текстура будет видна на законченном рисунке.

  • Линии - серии параллельных линий. Тоже быстрая техника. Линии рисуйте под углом, удобным для руки. Контролируйте нажим и не увеличивайте его в конце штриха, иначе останутся полосы.

  • Перекрестный штрих - серии пересекающихся линий. Чем больше слоев, тем глаже текстура: следующие слои скрывают неровности предыдущих. Перекрестные штрихи можно класть тем же цветом для углубления тона или другим, если хотите изменить оттенок.

4. Как быстро и легко рисовать тени

Тени придают изображению объем и глубину. Не забывайте о них и не оставляйте на потом. Помните, что в конце добавить тени сложнее: жалко перекрывать тщательно смешанные цвета, а бумага уже почти полностью отполирована. Сначала рисуйте тени, затем к ним подбирайте локальный цвет.

  • Оттенок для теней. Большинство теней можно нарисовать карандашом цвета Black Grape. Это приглушенный фиолетовый, он дает убедительные тени в сочетании с большинством других цветов.
  • Жёлтые оттенки. Сложнее всего рисовать тени на желтых объектах. Если в цвете тени есть хоть намек на голубой, она сразу становится зеленой. «Выручалочка» - цвет Greyed Lavender. Его бледный фиолетовый оттенок при смешении с желтым дает приятный нейтральный коричневый или серый.

5. Как перейти к черному

Если рисовать тени или фон только черным, картина выглядит плоской. Оживите тени дополнительными цветами, а черные области рисунка - темными карандашами. Какими? Синий индиго (Indigo Blue), темный зеленый (Dark Green) и тосканский красный (Tuscan Red) в сочетании дают насыщенный черный с проблесками изначальных цветов. Можно начать со слоя черным карандашом и добавить один или несколько из этих цветов.

6. Зачем нужно тиснение бумаги

Итак, вы рисуете зеленый лист, и вам нужно получить тонкие светлые линии на темном фоне. Как это сделать?

  • Белые линии. Продавите бумагу тонким тупым инструментом (его можно сделать самим из тонкой шариковой ручки с высохшими чернилами) - и линии останутся белыми на фоне слоя цветного карандаша. Он должен быть тупым, чтобы грифель не задевал тиснение.
  • Цветные линии. Если хотите получить тонкие цветные линии, сначала нанесите цвет, потом сделайте тиснение и сверху положите другой цвет.

7. Используйте растворитель без запаха для растушевки

Чаще всего на рисунках видны мелкие участки бумаги. Избавиться от них, растушевать штрихи и сделать цвет ярче поможет растворитель без запаха (уайт-спирит). Это обычный бензиновый растворитель, из которого удалили вредные летучие вещества.

Нанесите его поверх однородных, близких штрихов. Для удобства залейте в кисть с резервуаром и размазывайте по рисунку ватной палочкой/диском или растушевкой. Когда бумага высохнет, можно продолжать рисовать: фактура полностью сохраняется. Растворитель без запаха можно применять в сочетании с бесцветным карандашом - блендером.

8. Бесцветный блендер - тоже для растушевки

Еще один хороший инструмент для растушевки - блендер. Как его использовать? Круговыми движениями потрите рисунок. Цвета смешаются, пробелы исчезнут, бумага отполируется. Цветной слой станет однородным и ярким. Но он подходит только для штрихов, которые расположены близко.

Как рисовать линиями — знают многие. В этом уроке предлагается изучить методы тонирования и рисования несколькими слоями, что безусловно усложняет рисунок и делает его глубоким и насыщенным.

Цветные карандаши так универсальны и просты в обращении, что позволяют использовать любую технику рисования, отвечающую вашему темпераменту и вашим потребностям. Однако большинство художников использует технику так называемого многослойного тонирования.

Тонирование

При тонировании карандашные штрихи накладываются плотно, образуя сплошные участки цвета.Многослойное - подразумевает наложение друг на друга нескольких полупрозрачных слоев тона.
Например:

Участок А - закрашен тупым карандашом

Участок Б - закрашен острым карандашом, что уменьшило просветы бумаги и увеличило насыщенность тона

Участок В - тон наложен так, чтобы создавалось впечатление неровности поверхности - фактура придает рисунку правдоподобность и жизненность.

Многослойность

Для прокладки цветов несколькими слоями могут быть 4 основные причины:

1. Чтобы приглушить природную яркость или остроту отдельных пигментов

2. Чтобы смешивать и получать новые цвета

3. Чтобы модулировать цвет, варьировать оттенки и с их помощью цветовым участкам объем, сложность и богатство

4. Чтобы создавать и менять фактуру изображаемых поверхностей.

В большинстве случаев эффект выразительности достигается с помощью двух трех слоев.

Чернота кошки на этом тональном рисунке была достигнута не черным карандашом, а последовательной прокладкой трех иных цветов: красного, синего и темно-пурпурного.

Прокладка слоев с сильным нажимом.

Демонстрация методов изображения гладких, лишенных фактуры предметов.

1 метод - традиционный

1.Накладываются различные тона с легким или средним нажимом на карандаш. Белизна бумаги остается весьма заметной.


Вся поверхность рисунка закрашивается белым карандашом с сильным нажимом. Это приглушает ранее нанесенные тона и значительно уменьшает просветы бумаги.

3. На гладко выбеленную поверхность бумаги накладываются новые цветовые слои.


4. Для полировки остатков фактуры бумаги по всей поверхности вновь используется белый карандаш. Теперь поверхность рисунка выглядит как живописная картина.

5. В завершение работы на вощеную поверхность рисунка вновь наносятся цветов, восстанавливающие тональную насыщенность и ликвидирующие последние просветы и шероховатость бумаги.


2 метод - быстрый.

1. Используется мягкая бумага. Плотными слоями с сильным нажимом на карандаш, закрашен фон и поверхность стола. Тона на яблоко наложены более легкими движениями, поскольку им предстоит почти незаметно, соединиться со следующим слоем. Сравните этот метод с методом полировки белым карандашом.


Везде, где нужно, плотно наложены дополнительные цвета. Белый цвет использовался весьма ограничено. Живописный эффект рисунка достигается только за счет сильного нажима на карандаш при смешении цветов. Сами цвета выглядят более насыщенными, так как сглаживания поверхности белым карандашом не требовалось.


Двухслойное тонирование

Верный способ сэкономить время при многослойном тонировании заключается в использовании меньшего количества слоев. Попробуйте применить двухслойный метод. Помните, что основными мотивами использования множества слоев являются приглушение слишком ярких красок, создание новых оттенков, тональные переходы и создание фактуры поверхности.

Наложение друг на друга слоев двух ярких близких цветов приводит к некоторому уменьшению яркости.

2.Нанесенные друг на друга яркие взаимодополняющие цвета создают почти нейтральный тон.

3.При наложении двух малонасыщеных цветов кажется, что смешивалось гораздо большее количество оттенков.

Техника точечного тонирования


Идея этого тонирования состоит в том, чтобы прокладывать цвета небольшими фрагментами или пятнами ради лучшей модуляции цветов и плавности переходов оттенков.

Акцентированное точечное тонирование

Детальный рисунок

Точечное тонирование может быть ярко выраженным, акцентированным, или более тонким, малозаметным, приглушенным - в зависимости от вашего стиля и самого произведения. На этом рисунке стрелиция цвет наложен быстро и смело, что подчеркивает природную выразительность цветка.

Сначала графитовым карандашом создается композиция. Затем закрашивается негативное пространство теплым розовым цветом, штрихи наносятся во всех направлениях. Далее с помощью точечного тонирования на цветок наносится: солнечно-желтый, оранжевый, а также синий на «язычках», и травянисто зеленый на «лодочке». Кончики листьев закрашиваются солнечно-желтым. Поверх розового фона добавляется несколько пятен фиолетового тона.


«Лодочка» растения моделируется оливково-зеленым. Немного лавандового и синего приближают цветок к оригиналу. Синие «язычки» дорабатываются ультрамарином и зеленым. Поверх розового тона накладывается фиолетовый тон, так чтобы кое-где проглядывался розовый. В некоторых местах фона добавляется красный.


«Язычки» дорабатываются перемежающимися пятнышками оранжевого, алого, теплого розового и красного цветов. К «лодочке» и листьям возвращаем первоначальный травянисто-зеленый цвет. Смягчаются края красных пятен в негативном пространстве. Картина готова.


Взаимодействие цветов

Тон, заданный одним цветным карандашом, выглядит «сырым» и простоватым. Можно создать более сложный слой из смыкающихся цветов, которые взаимодействуют друг с другом.

Близкие цвета


Они похожи между собой, это соседние тона на цветовом круге.

Взаимодополняющие цвета

Находятся на цветовом круге напротив друг друга. На рисунке поле окрашено в синий цвет, а цветы изображены разными оттенками оранжевого и желтого цветов.

Все яркие цвета


Сама белизна бумаги участвует в схеме «яркие цвета»

Все тусклые цвета


Речь идет о неярких цветах.

Цвета контрастирующих «температур»


«Температура» одного и того же цвета может меняться в зависимости от окружения.


Использование линий в тональном рисунке

Чисто линейный рисунок - самая быстрая техника работы цветным карандашом, но при рисовании вся выразительность цветов обеспечивается смешением цветов и как правило, одних линий недостаточно.

Некоторые из возможный применений линии в тональном рисунке:


  • А - Небрежная линия, произвольно пересекающая тон
  • Б - Целеустремленная штриховка. Цвет штрихов можно менять по мере необходимости.
  • В - Эксцентричные каллиграфические линии, образующие замысловатый узор.
  • Г - Тон, проложенный поверх линий
  • Д - Линия, созданная двумя отдельными цветами и ограничивающая тональный участок.

Цветы на белом фоне


На этом рисунке линии использовались двояко. Наиболее очевидным способом является линейная прорисовка на лепестках. Цвет здесь задавался простым смыканием близких красных и оранжевых тонов. Добавление линий помогает подчеркнуть контуры и фактуру.

Удаление цвета - два метода


1.Использование маскирующей ленты

Небольшие куски ленты наклеиваются на участки, с которых будет удаляться тон. Ввиду сильной клейкости маскирующей ленты ее нужно накладывать очень осторожно. Притирка в данном случае производится широкой деревянной лопаткой.

Теперь оба куска ленты удаляем, обнажив две очищенные от карандашного пигмента полосы. Но очищены они неодинаково: ровные границы верхнего участка обеспечены основательным притиранием маскирующей ленты до самых краев, на нижнем участке притирка была не столь тщательно. Запомните эту разницу и используйте в зависимости от нужного вам результата.

2.Использование самоклеющейся пленки


Оторвав пленку от защитной основы, чуть переместим ее, прежде чем вновь наклеить на основу, освобождая часть липкой поверхности. Затем клейкой стороной она накладывается на участок, который нужно очистить от пигмента или создать на нем фактуру. Не давите пальцами на пленку во избежание появления нежелательных пятен. Результат этого процесса во многом определяется типом притирочного инструмента. Здесь показан специальный инструмент с полированными металлическими шариками на концах, водя которым поверх пленки можно получать нужные линии и отметины.

Демонстрационный рисунок

Этот, выполненный цветными карандашами рисунок, нуждается в значительных исправлениях. Необходимо придать больше драматизма и пестроты общему колориту, а также исправить слабость и изолированность центральных деталей, шляпы и палочки, окруженных слишком широкими пустыми участками. До появления современных технологий удаления цвета эти проблемы показались бы практически неразрешимыми.

Сначала с помощью самоклеющейся пленки, маскирующей ленты и притирочного инструмента средней ширины удаляются шляпа и часть фона. Кусочки клейкой ленты, на скатерти о фоне, оставлены для возможного повторного использования. Обратите внимание на наметки звезд в левом верхнем углу. Они были нарисованы «негативно» за счет снятия соответствующих участков тона с помощью самоклеющейся пленки и заостренного инструмента.

Обесцвечиваем фон до очень светлого тона, который виден на звездочках и прокладываем новые, более сложные цвета. Перекрашиваем скатерть и трость. С черной шляпы снимем достаточно тона, чтобы ее место мог занять белый кролик.

Введение цвета


Под введением цвета понимается его добавление в предварительно осветленный участок другого тона. Эта техника подобна точечному тонированию, однако она более приспособлена к большим по размерам, не осложненным деталями площадям и нацелена преимущественно на модуляцию цвета, а не формы.

Тонируя большой участок вы специально оставляете небольшие «прорехи», а затем в светлые места вводите другой цвет. Или же аккуратно удаляете нужный участок резинкой не делая острых углов.

Техника подмалевка

Подмалевком в живописи называют предварительную проработку картины сплошным тоном, на который затем наносятся остальные краски.
Наряду с существенной экономией времени, затрачиваемого на тонирование фона, подмалевок имеет и дополнительное преимущество. Этот тон, участвующий во всех последующих смесях, обычно помогает объединить общую цветовую гамму рисунка.

Сначала выполнен подмалевок синим карандашом со средним нажимом. Он может иметь просветы или наноситься достаточно плотно - выбор за вами.

Общий колорит аналогичен выбранному цвету подмалевка. Листья и трава окрашены различными оттенками зеленого тона, кое-где просвечивается подмалевок. Фон оставлен без изменений.

В этом рисунке, сделанном на основе синего подмалевка, теплая цветовая гамма контрастирует с синевой фона. Различные участки подмалевка осветлены пластичной резинкой, и туда методом точечного тонирования введен фиолетовый.

Желаю удачи!

по материалам книги Б. Джонсон

Учимся как правильно раскрашивать цветными и обычными карандашами


Письмо и рисунок - очень похожие действия. Поэтому большинство людей держит карандаш так же, как и ручку - между большим и первыми двумя пальцами, ближе к острию карандаша. Но помните – хорошо заточенный кончик карандаша при сильном нажиме легко ломается и крошится. Давить на карандаш, как при письме ручкой, не надо.
Этот способ позволяет легко управлять карандашом и идеален для конкретной техники - линейной и перекрестной штриховки.

Для придания рисунку большей выразительности, живости и легкости попробуем держать карандаш дальше от конца.
Живописные энергичные линии или растушовку удобнее делать, прижав стержень сверху указательным пальцем.
"Обратный захват" - способ может быть удобен для штриховки и растушовки. Карандаш кладется на кисть и прижимается большим пальцем.
Движения при этом получаются короткие, всей кистью.


Еще один способ обратного захвата.
Движения кончика карандаша производятся всей кистью.


В академической школе рисунка существует «правильный способ держания карандаша». Таким способом художникам удобно пользоваться когда они стоят за мольбертом. Рука при этом находится навесу и для работы требуется движение всей кисти. Она не закрывает рисунок и он не затирается в процессе работы.

Совет! Когда художниники рисуют за столом (на горизонтальной плоскости), то всегда подкладывают под руку лист чистой бумаги – «Подложку». Подложка позволяет избежать «затирания» бумаги и защищает уже готовую часть рисунка.

Урок второй:
ШТРИХОВКА И ТУШЕВКА
Два основных технических приема для тонирования рисунков.
Штриховка - это нанесение штрихов (линий) различной толщины и с различной силой нажима на определенном расстоянии друг от друга. Линии могут быть прямыми и кривыми, короткими и длинными, накладываться друг на друга в несколько слоев под разными углами, образуя сетку.


Растушевка - однородная (или с градациями) "заливка" поверхности карандашом без просветов между линиями.
Это может быть просто растирание карандаша по поверхности бумаги для получения сплошного тона различной интенсивности.
Иногда для этого используются кусочки бумаги, ваты, замши, собственный палец и т.д.


УЧИМСЯ ШТРИХОВАТЬ

Чтобы рука послушно наносила штрихи в нужном направлении и с определённой силой нажима руку необходимо тренировать! Выработка твердости руки, силы и своевременности нажима требуют многочасовых упражнений!
Выполним несколько упражнений для освоения базовой техники рисования - тонирования карандашом. Не огорчайтесь, если с первого раза получилось не очень красиво. Немного терпения, и Вы сами увидите результат!

УПРАЖНЕНИЕ 1. ОБЩАЯ ШТРИХОВКА
Возьмем лист бумаги альбомного размера, простой карандаш ТМ или НВ и начертим “от руки” (без линейки) 4 прямоугольника.


Первый прямоугольник заштриховываем равномерно, используя только один угол наклона.
В других - угол наклона изменяем. Расстояния между линиями стараемся делать равномерными!
Нажим на карандаш - одинаков!

УПРАЖНЕНИЕ 2. ШТРИХОВКА С РАЗЛИЧНЫМИ ГРАДАЦИЯМИ
Вычертим два (можно и больше!) прямоугольника.
Учимся делать штрихи с разным нажимом
Сильный нажим в начале штриха и очень слабый (почти не касаясь карандашом бумаги) в конце.
А теперь так, чтобы штрихи плавно усиливались и потом также плавно ослабевали и сходили на нет.

Держим карандаш в руке свободно, как бы делая взмахи. При этом очень хорошо должно работать запястье.
Линии необходимо проводить не отрывая карандаша от бумаги!
Лист нельзя поворачивать!
Не забываем соблюдать одинаковые (либо пропорциональные) расстояния между линиями!
УПРАЖНЕНИЕ 3. ПЛАВНОЕ УСИЛЕНИЕ ГРАДАЦИЙ
Заштрихуем длинный прямоугольник, равномерно сгущая тон от светлого к тёмному.
Старайтесь добиться его максимального ровного усиления.


Не прибегайте к растиранию штрихов в пятна и старайтесь пока не пользоваться растушевкой.

Эти приемы можно применять по отдельности или вместе.
Тренируясь или рисуя, старайтесь избегать механического тушевания или штриховки. Всегда думайте о характере поверхности, форме и объеме предметов.
Необходимо научиться верно передавать в рисунке светотень,градации светотеней цветных предметов.
Штрихуя рисунок карандашом развивайте чувство соотношений силы тона и умение
видеть силу теневых и контрастных соотношений в штриховке. Используя технику штриховки,старайтесь передавать фактурность поверхности в рисунке.

Я рада представить вам новый курс «Рисование цветными карандашами» по книге «Рисовать цветными карандашами просто» автора Илин Сорг (оригинальное название — «Drawing made easy: Colored pencil» by Eileen Sorg ).

Курс состоит из 4-х теоретических уроков , в которых вы узнаете основные техники рисования цветными карандашами и 22-х практических поэтапных уроков рисования цветными карандашами различных объектов.

Я решила пройти этот курс вместе с вами, поэтому по ходу буду вносить свои замечания и показывать свои работы. Свои пометки и наблюдения я буду выделять синим цветом.

Всем творческих успехов и терпения! Приступим.

Введение

Цветные карандаши прошли долгий путь от тех инструментов, которыми мы пользовались в начальной школе. Художники по всему миру берут эту маленькую деревянную палочку с пигментом внутри и создают целые галереи своих работ. Цветные карандаши имеют множество полезных свойств, как для начинающих, так и для опытных художников. Они портативные, недорогие, нетоксичные, удобные и абсолютно незаменимые. Карандашами можно добиться любого художественного стиля, от легких скетчей до фотореалистичных картин. Вы ограничены только вашим воображением и желанием.

Я всегда считал себя чертежником в душе, но был пленен цветными карандашами с тех пор как познакомился с ними много лет назад. Я увлечен рисованием линий и тем множеством способов, которыми эта линия может описать мир вокруг нас. Мои любопытство и упорство привели меня к необходимости развития своих навыков, чтобы показать себя и свой собственный уникальный стиль на бумаге. В этой книге я намереваюсь научить вас базовым основам рисования цветными карандашами и дать вам уверенности продолжать улучшать свои навыки. Я надеюсь, что эти пошаговые уроки разожгут тот же огонь внутри вас, что и зажегся у меня много лет назад, и тогда вы продолжите изучать рисование цветными карандашами , чтобы найти свой художественный голос.

Материалы и инструменты

Работа с цветными карандашам и требует совсем немного принадлежностей, многие из описанных ниже вы можете найти дома. По мере развития ваших навыков, вы можете добавлять все больше инструментов в ваш арсенал и расширять палитру цветов.

Карандаши

Существует три основных типа цветных карандашей. Я использую восковые карандаши, но также существуют масляные и акварельные. У каждого типа свои характеристики, так что лучше поэкспериментировать. Многие магазины продают карандаши поштучно, чтобы вы могли попробовать и подобрать именно те, которые вам нужны.

Лично у меня акварельные карандаши Kooh-I-Noor 36 цветов. Я буду использовать их. Для начала советую вам сделать палитру всех цветов, которые есть у вас в наборе. Просто расчертить табличку на листе бумаги, желательно такого же качества, на какой вы будете рисовать. Сделать небольшие свотчи всех цветов и подписать номера. Так будет гораздо удобнее при выборе цвета, потому что цвет грифеля или самого корпуса карандаша не передает истинный цвет и насыщенность. Когда я делала свотчи, то сразу же заметила, что некоторые карандаши мягче и ярче, а некоторые тверже и бледнее. Свотчи лучше делать при разных нажатиях.


Мой набор цветных карандашей
Моя палитра

Если у вас нет возможности приобрести карандаши в вашем городе, то вы всегда можете заказать их через интернет.

Приведу для примера несколько наборов, которые отлично подойдут для прохождения этих уроков:

1. Бюджетный вариант — Цветные карандаши Lyra «Osiris Aquarell», акварельные, 36 цветов. Эти карандаши подойдут новичкам для, того чтобы изучить основы и попробовать себя в рисовании.

2. Для тех, кто хочет делать более профессиональные работы, лучше не скупиться и купить профессиональные карандаши Faber-Castell . Этот набор состоит из 36 цветов, которых вполне хватит для начала.

3. Ну и последние вариант для тех, кому мало 36 цветов — Акварельные карандаши ART GRIP AQUARELLE, набор цветов, в металлической коробке, 60 шт . Это набор моей мечты!

Ластики

Успешное стирание помарок от цветного карандаша зависит от двух факторов: цвет карандашной линии и сила нажатия, с которой она была нарисована. Темные цвета имеют тенденцию окрашивать бумагу, их сложнее стереть. Также сложно подчистить плотные линии, особенно на мятой бумаге. Я обычно использую ластик-клячку (на картинке вверху в центре). При применении она захватывает частички графита, не повреждая бумагу и не размазывая рисунок, в отличие от обычного ластика. Для сложных областей используйте ластик на батарейках (внизу справа). Не стоит пользоваться резиновыми и виниловыми ластиками при работе с цветными карандашами , т.к трение между бумагой и резинкой на самом деле может расплавить восковой пигмент и сделать плоской поверхность бумаги.

У меня обычная двухсторонняя стирательная резинка . Посмотрим как она себя поведет в процессе рисования цветными карандашами.

Также я недавно приобрела ластик-клячку . Оказалось пользоваться ей довольно удобно.

Точилки

Вы можете добиться разных эффектов в зависимости от того, насколько тупой или острый ваш карандаш, но обычно нужно, чтобы карандаши всегда всегда были остро наточенными. Я редко пользуюсь карманными точилками (на картинке посередине), потому что они имеют тенденцию ломать кончик карандаша и кромсать дерево, но некоторые художники любят их. Я предпочитаю хорошие электрические точилки с автостопом (слева), потому что они строгают быстро и чисто, а автостоп защищает от перетачивания. Если вы планируете работать на улице, вам подойдет точилка на батарейках (справа). Также можно пользоваться наждачной бумагой, чтобы подточить кончик карандаша.

У меня была обычная карманная точилка , которая неплохо подтачивает карандаши. Главное, чтобы она была хотя бы новая, не затупившаяся.

Также недавно заказала через интернет механическую точилку . Она отлично строгает и вписывается в интерьер моей рабочей зоны 🙂 Советую присмотреться.

Карандаши для смешивания цветов (блендеры)

Это те же самые цветные карандаши, только без пигмента. Они создают гладкую, сияющую растушевку. После нанесения двух и более слоев различных цветов, поработайте этими карандашами, чтобы смешать цвета вместе. Поверхность бумаги станет немного скользкой после использования блендера, поэтому сколько бы цветов вы ни добавили сверху, они легко смешаются. Эта техника называется «полировка», она очень полезна при изображении светящейся или влажной поверхности. Вы также можете использовать растушевочные палочки или бесцветные маркеры.

Блендеров у меня пока нет, зато есть растушевочные палочки. Но, к сожалению, цветные акварельные карандаши у меня не получилось ими растушевать. Зато простой карандаш они тушуют очень хорошо.

Бумага

Выбор бумаги самый важный фактор, от которого зависит качество работы. Многие виды бумаги не соответствуют требованиям многослойности цветов, поэтому лучше уделить время тестированию новой бумаги, прежде чем начинать большой проект. Если вы используете акварельные карандаши, то и бумагу используйте акварельную. Для работ, насыщенных деталями, я использую акварельную бумаге горячего прессования, которая имеет очень гладкую поверхность, что идеально подходит для прорисовки тонких деталей. Для работ, где может понадобиться много дополнительных слоев, я использую наждачную бумагу, предназначенную для рисования пастелью. Вы можете использовать более грубую бумагу с гранулами для пейзажей или других текстурных объектов. Всегда используйте бескислотную бумагу для ваших рисунков, иначе со временем она пожелтеет. Для практики вне дома удобно пользоваться скетчбуком или блокнотом для рисования. Поэкспериментируйте.

Очень удобно пользоваться скетчбуком, который можно всегда и везде таскать с собой и в любую свободную минутку заняться любимым делом. Свой я заказывала .

Линейки

Используйте линейки, чтобы размечать область вашего рисунка. Никогда не пренебрегайте ими, если нужно нарисовать твердые прямые линии, например здания.

Художественный скотч

Используйте специальный скотч, чтобы прикрепить бумагу к поверхности, на которой рисуете, например к столу или мольберту. Этот вид скотча бескислотный и может быть легко удален с поверхности бумаги без каких-либо повреждений. Но даже используя этот скотч, будьте аккуратны.

Дополнительные инструменты

Используйте пылевую щетку, чтобы аккуратно убрать остатки карандаша с поверхности бумаги, так как смахнув рукой, вы рискуете все смазать, а дунув, на рисунок могут попасть слюни. Возможно, вы захотите приобрести спрей для фиксации финишного варианта работы.

Итак, с инструментами мы разобрались. Давайте теперь перейдем к изучению основ теории цвета.

Орел является хищной птицей с крупным туловищем, сильными лапами, длинными крыльями, острыми когтями, коротким хвостом, массивным клювом и большими глазами с хорошим зрением. Все эти особенности позволяют ему долго парит высоко в небе, рассматривать будущую добычу и легко нападать. Поэтому научиться рисовать орла непременно следует, ведь она достаточно часто встречается на территории Евразии, Африки и Северной Америки.

Необходимые материалы для рисования такой птицы:

Decorys

Сова — ночная птица, которая охотиться именно в это время суток. А все это благодаря большим глазам, которые хорошо видят в темное время. Нарисовать сову будет не сложно. Особенно, если это в мультяшном варианте.

Необходимые материалы:


Decorys

В наше время можно встретить не только обычных лесных ежей, но и домашних. Они внешне очень похожи на своих диких сородичей, но имеют чуть другие особенности, которые помогают им хорошо жить в домашних условиях. Так что давайте научимся рисовать любимого ежика, который имеет иголки на своей спинке, а еще умеет скручиваться в колючий клубок.

Любой рисунок начинается с наброска, где необходимо определить общий размер животного или предмета, а затем переходить к прорисовки больших деталей. Если вы рисуете ежика, то на первом этапе достаточно будет нарисовать большой овал. Постепенно простая геометрическая фигура будет приобретать естественный вид, где будут колючие иголки, короткие лапки и вытянутая мордочка с мелкими чертами.

Необходимые материалы для рисования ежика:


Decorys

Олень – это настоящая гордость леса. Ведь такой «короны» не имеет ни одно животное. Кроме этого, олень очень грациозное млекопитающее. Поэтому его очень сложно нарисовать в динамике. Так что для первого знакомства с ним научимся рисовать милого парнокопытного зверька в простой позе. Строение головы и туловище очень схоже на лошадь, но есть и отличии. Например, изящное и короткое туловище, короткий маленький хвостик, ветвистые шикарные рога и небольшая голова. Все эти черты делают оленя индивидуальностью, которые дают вдохновение, чтобы научиться рисовать.

Необходимые материалы:


Decorys

Можно в любое время года, ведь они очень красивые. Например, как нарисовать ласточку. Основная часть туловища ничем не отличается от других птиц, но вот хвост длинный и имеет разрез посередине. Поэтому он напоминает вилку. Также у этой птички можно заметить и другую особенность – крылья, которые изогнутые, острые и длинные. Цвет ласточки будет на рисунке очень прост. Для ее раскрашивания достаточно будет иметь три цветных карандаша – черного, красного и коричневого цвета. По желанию можно дополнить и другими оттенками.

Необходимые художественные материалы для рисунка ласточки:


Decorys

Дед Мороз и его внучка Снегурочка часто пестрят на открытках и всевозможных елочных украшениях. Однако, есть и другие прекрасные и добрые герои. Например, снеговик. Можно нарисовать снеговика не только в виде трех окружностей, но и составить интересную иллюстрацию. В ней красиво располагаем главного персонажа на этом альбомном листе. «Наряжаем» его в шляпу и шарф. В правую руку помещаем подарок, а в левую – метлу. Дополняем рисунок мелкими элементами и раскрашиваем яркими цветами. Так и получаем рисунок снеговика на Новый год 2018.

Воробей – весьма небольшая птичка, которая не очень сильно выделяется своим окрасом перьев или пением. Однако, это очень распространенная птица в лесу, в парке, во дворах или собственном саду. Поэтому такого мелкого воробья вы наверняка видели.

Научится рисовать воробья

Чтобы научиться рисовать птичку, следует определить его главные черты и обязательно их запечатлеть на бумаге в этапах наброска до нанесения штрихов цветными карандашами. При рисовании не забывайте, что она мелкая на вид, у нее короткий крохотный клюв и небольшие лапки. Кроме правильных пропорций следует отдать должное время раскрашиванию рисунка, чтобы цвет получился естественным, как у настоящей птички. Для этого подберите как можно больше разных оттенков коричневых карандашей. Захватите с собой и черный угольный карандаш, который поможет раскрасить глаз, некоторые фрагменты перьев и придать обводку.

Необходимые материалы: