Босх картины где выставлены. Иероним Босх

Босх картины где выставлены. Иероним Босх
Босх картины где выставлены. Иероним Босх

Итак, число подлинников, стоимость ухода за бородой, размах юбилейных торжеств и другие непоследние вещи...

Говорят, что биография Иеронима Босха — тайна за 7-ю печатями, его картины — антология 7-ми смертных грехов и еще 777-ми простительных, а чтобы понять их адекватно, требуется не меньше 7-ми пядей во лбу. Отчасти это и вправду так. Однако в распоряжении Артхива есть и кое-какие иные числа, проливающие свет на жизнь, творчество и посмертную славу Босха.

5 сыновей было у деда Босха, Яна ван Акена. По крайней мере, 4 из них (включая отца Иеронима — Антониса ван Акена, умершего около 1478 года) стали художниками.

Ни одной картины Босха не осталось в Хертогенбосе — городе, в котором художник родился и умер и который, скорее всего, никогда не покидал.

Каждый 19-й из жителей Хертогенбоса во времена Босха принадлежал к одной из религиозных конгрегаций, а сам Босх был высокопоставленным (или, как сказали бы сейчас, элитным) членом хертогенбосского Братства Богоматери. Того самого, которое существует с 1318 года и поныне, и на заседаниях которого принято лакомиться жареным лебедем.

Не менее 14-ти документов , дающих представление о финансовом положении Иеронима ван Акена, принявшего псевдоним «Босх», имеется в распоряжении его биографов. Женившись на много старшей его и далеко не бедной Алейт Гойартс ван дер Меервене, художник никогда не был стеснён в средствах, а к началу XVI века числился одним из самых богатых жителей города.

Ни одна из работ Босха не датирована самим автором.

Ни одно название картин Босха ему не принадлежит. Все названия — и даже имена персонажей картин — это позднейшие описания и интерпретации.

5 на 13 сантиметров — самая маленькая из известных на сегодняшний день картин, атрибутированных Босху. Это «Портрет старухи» из Музея Бойсманса ван Бёнингена в Роттердаме. Впрочем, исследователи склоняются к мысли, что скорее это не самостоятельный портрет, а лишь фрагмент какой-то из несохранившихся работ. Женский профиль напоминает поющую монахиню с другой известной луврской картины Босха, поэтому предполагают, что роттердамская старуха вполне могла быть частью неизвестной авторской версии «Корабля дураков».


Иероним Босх. Корабль дураков

Иероним Босх. Голова женщины (Голова старухи)

Только 1 раз женщина стала главной героиней алтарного триптиха Босха. Речь идёт о «Распятой мученице» из Дворца Дожей в Венеции, также известной еще, как минимум, под 3-мя именами: «Распятие святой Юлии», «Распятие святой Либераты» и «Распятие святой Вильгефортис» (от латинского Virgo Fortis — стойкая дева).


Иероним Босх. Распятая мученица
1500-е, 104×119 см

300 тысяч евро стоило восстановить бороду на лице героини триптиха Босха «Мученичество св. Вильгефортис». По легенде, христианская святая вымолила себе бороду, чтобы не быть насильно выданной замуж за короля-язычника. На полную реставрацию бороды у специалистов ушло почти 8 месяцев.

9 лет длился масштабный «Проект по исследованию и реставрации работ Босха» (The Bosch Research and Conversation Project, BRCP) под руководством Йоса Колдевея и Матхейса Илсинка — бороду св. Вильгефортис реанимировали в его рамках. Одним из результатов работы Проекта, завершившегося в 2016-м, в год 500-летия со дня смерти Босха, стало переатрибутирование некоторых работ художника. Например, «7 смертных грехов и 4 последние вещи» и «Извлечение камня глупости» из Прадо, а также «Несение креста» из Гента нидерландские исследователи считают работами последователей Босха.

Всего 24 картины и 20 рисунков принадлежат руке Босха, согласно выводам BRCP.

608 страниц составляет католог-резоне произведений Босха, выпущенный в издательстве Mercatorfonds как результат работы нидерландского исследовательского проекта. Приобрести каталог можно за 125 евро.

17 картин и 19 рисунков Босха путём беспрецедентных переговорных усилий сумел заполучить из разных музеев мира Шарль де Моэй, директор Музея Северного Брабанта для ретроспективной выставки «Иероним Босх. Видения гения», которая проходила в Хертогенбосе с февраля по май 2016-го года.

В 7 миллионов евро оценили расходы на выставку в Хертогенбосе её организаторы, еще в 3 миллиона обошлись предварительные исследования.

Более 420 тысяч человек посетило выставку «Иероним Босх. Видения гения» на родине художника. Входной билет стоил 22 евро.

«Три философа» называется знаменитая картина Джорджоне, на которой, как полагает искусствовед Линда Харрис, автор книги «Тайная ересь Иеронима Босха», изображены Леонардо, сам Джорджоне и тайно посещавший Венецию Босх (в центре).


Джорджоне. Три философа
1504, 125.5×146.2 см

80 лет провела в запасниках Музея Нельсона-Аткинса в Канзас-сити доска «Искушение святого Антония» с атрибуцией «последователь/подражатель Иеронима Босха», пока в 2016-м году статус картины не был сенсационно повышен: теперь работу считают написанной самим Босхом.


Иероним Босх. Искушение Святого Антония
1500-е, 38.1×25.4 см

220 на 390 сантиметров — размеры «Сада земных наслаждений». Это самое масштабное произведение Босха из тех, что дошли до нашего времени, не только по глубине художественного замысла и мастерству исполнения, но и просто по габаритам. Второй по величине триптих Босха — «Страшный суд» (163,7 на 247 см, Вена), третий — «Искушение святого Антония» (131,5 на 225 см, Лиссабон).


Иероним Босх. Сад земных наслаждений
Иероним Босх. Страшный суд
Иероним Босх. Искушение Святого Антония. Триптих

3 картины Босха с одинаковым названием «Несение креста» хранятся в музеях трёх городов: первая в Вене, вторая в Мадриде, а третья и самая известная (хотя теперь и не считающаяся подлинником) — в Генте.


Иероним Босх. Несение креста

3 версии «Поклонения волхвов» приписываются кисти Босха: триптих, хранящийся в Прадо (Мадрид), и две картины — из Музея Метрополитен (Нью-Йорк) и Художественного музея Филадельфии.


Иероним Босх. Поклонение волхвов. Триптих


Иероним Босх. Поклонение волхвов

2-х странников , очень похожих между собой, написал в разное время Босх. Одного — на внешних створках триптиха «Воз сена», второго — на доске, которая сейчас представлена в Роттердаме (возможно, это также были также створки утраченного триптиха). Некоторые учёные склоняются к мнению, что обоих странников Босх щедро одарил собственными чертами лица. «Этот нос невозможно приписать никому другому!», — замечает исследователь Николас Бом, автор научно-популярного фильма «Загадки Иеронима Босха», снятого BBC.


Иероним Босх. Воз сена. Внешние створки триптиха.


Иероним Босх. Странник

4 типа темперамента обнаружили исследователи на картине Босха «Увенчание терновым венцом». Тянет руки из правого нижнего угла сангвиник, вкладывает персты в раны холерик, венок из терний надевает на Христа флегматик, а в правом верхнем углу сочувственно кладёт руку на Его плечо меланхолик. Многие считают, что последний — это автопортрет художника.


Иероним Босх. Увенчание терновым венцом
1510, 73.8×59 см

Более 40 персонажей Босха доступны в приложении для iOS и Android под названием Bosch Camera, выпущенном организаторами празднования года Босха в Хертогенбосе. С его помощью пользователь может переносить героев Босха на свои фотографии и коллажи.

3 доллара 99 центов нужно доплатить, чтобы получить возможно полетать на летучей рыбе среди героев центральной и правой створок триптиха Босха в приложении-симуляторе для iOS и Android «Босх: виртуальное путешествие по Саду земных наслаждений». Левую створку «Рай» можно исследовать бесплатно.

500 лет назад , 9 августа 1516-го года, по Босху отслужили заупокойную мессу в соборе Св.Иоанна.

Лишь за 12 лет до смерти художника, в 1504-м году, в документах впервые возникает псевдоним «Босх».

Ад - Иероним Босх (Часть триптиха «Сад земных наслаждений»). 1500-1510. Дерево, масло. 389 x 220 см


Ад – это правая створка знаменитейшего триптиха художника под названием «Сад земных наслаждений». Под эти лирическим названием кроется далеко не милая и идилличная картина. На самом деле триптих выполнен вполне в стиле Босха – жуткие видения, гротескные фигуры, ужасные образы здесь практически повсюду.

В видении художника ад предстает чудовищным сюрреалистическим местом. Правую створку триптиха критики часто называют «Музыкальным адом» из-за того, что здесь использовано множество разнообразных музыкальных инструментов. Однако не нужно надеяться, что их используют по прямому назначению. На самом деле на них даже черти не играют, как можно было бы заподозрить. Босх решил использовать совершенно далекие от прямого назначения музыкальных инструментов способы их применения. В большинстве случаев они выступают в роли пыточных приспособлений.

Например, арфа у художника играет роль креста для распятия или дыбы – на ней распластан несчастный грешник. Ни в чем не повинная лютня стала предметом пытки другого бедолаги, который лежит ничком. Интересно, что на его ягодицах отпечатаны ноты, по которым поет совершенно невообразимый хор – проклятые во главе с дирижером с рыбьим «лицом».

Передний план картины способен повергнуть в шок даже закаленного «ужастиками» современного человека. Кролик тащит человека с распоротым животом, которого привязали к жердине. При этом из бедняги буквально бьет струя крови. Хищный кролик выглядит очень мирно, и это составляет поистине чудовищный контраст по сравнению с тем, что он делает и что должно подразумевать его действие в дальнейшем.

Ненормальность этого места подчеркнута невероятными размерами ягод и фруктов, тут и там разбросанных по всей створке. Когда смотришь на это, непонятно, кто кого здесь ест – люди ягоды или ягоды людей? Мир перевернулся и стал адом.

Замерзший пруд с полыньей, куда устремляется грешник верхом на громадном коньке, люди, летящие на свет, как безмозглые мошки, человек, точащий в дверном замке – все эти образы аллегоричны и безусловно, были понятны современникам художника. Что-то из увиденного вполне можно толковать и интерпретировать и в наши дни, но уже с точки зрения человека современности, а не позднего средневековья.

Интересно, что исследовательница творчества Босха смогла расшифровать ноты, выгравированные на пятой точке грешника. Оказывается, художник записал вполне связную мелодию, которую можно сыграть и прослушать. Но это единственный нормальный реальный элемент в бредовом мире его ада.

Иероним Босх (недерл. Jheronimus Bosch , лат. Hieronymus Bosch ; около 1450—1516, родился и умер в городе Хертогенбос) — ярчайший представитель Северного Возрождения, художник, чья личность не перестаёт оставаться загадкой и через 500 лет после его смерти, а творчество — источником вдохновения для современных художников, дизайнеров, кинематографистов .

Особенности творчества художника Иеронима Босха : густонаселенность картин; смелая, безудержная фантазия в изображении монстров и ада реализована в канонических религиозных сюжетах; ловкое сочетание яркого визуального ряда с нравоучительным содержанием.

Известные картины и триптихи Иеронима Босха: «Сад земных наслаждений », «Искушение святого Антония ». «Несение креста ».

Хертогенбос — город, в честь которого художник Иероним ван Акен взял себе псевдоним Босх, — издавна славился производством колоколов и органов. В XV веке колокола и органы заглушали здесь все. Каждый шестой житель Хертогенбоса состоял в какой-нибудь религиозной общине. Если, здороваясь на улице с прохожим, вы улыбались, это считалось тяжким грехом. Смерть, страдание, бремя католической вины — вот« тренды» тех лет, которые безраздельно владели благочестивыми умами Хертогенбоса. А если кто-то сбивался с праведного пути, дорогу во мраке ему освещали костры инквизиции.

Отчасти все это объясняет появление столь своеобразного и пугающего гения, как Босх. Но только отчасти.

Картины художника Иеронима Босха — сложнейшие многофигурные ребусы, над решением которых бьются поколения искусствоведов. Его личность — такая же загадка, и честному биографу приходится использовать слово« вероятно» куда чаще, чем хотелось бы.

Колокола и органы

Предки Иеронима, вероятно, имели германские корни. Судя по фамилии, они, вероятно, были выходцами из города Ахен. В семье ван Акенов почти все мужчины были художниками. Художниками были дед Иеронима — Ян, его отец Антоний, его брат Гооссен, а также трое его дядьев. Так что ремеслу Иероним учился в домашней мастерской. Вероятно.

Предположительно он родился в 1453 году(большинство биографов осторожно говорит о 1450-х) в Хертогенбосе — одном из центров графства Брабант на юге Голландии. Это был крупный торговый город с оживленной рыночной площадью. Впрочем, музыку — не только ту, что исполнялась на колоколах и органах, — в Хертогенбосе заказывала католическая церковь. Вокруг нее вертелась местная экономика, с ней, так или иначе, были связаны любые проявления здешней культурной, интеллектуальной или светской жизни. Одним из основных градообразующих элементов было Братство Богоматери — влиятельная светско-религиозная организация, основанная в начале XIV века. Ван Акены обслуживали Братсво в течение двух столетий: Яну ван Акену приписывается авторство фресок в соборе св. Иоанна, множество заказов Братства выполнил и Антоний ван Акен. Семья не бедствовала: работая на Братство, Антонию удалось построить каменный особняк на главной площади города. Что касается Иеронима, первое упоминание о нем как о художнике встречается в архивах Братства Богоматери лишь в 1481-м. По меркам тех лет 28 — возраст для художника более чем зрелый. Это(в пользу такой теории говорит также отнюдь не поверхностное знакомство Босха с богословием) позволяет некоторым биографам сделать вывод, что живопись не была его первым выбором: изначально Иероним готовился стать священником.

Как бы то ни было, гены взяли свое. Иероним унаследовал« семейный бизнес» и всю свою жизнь сотрудничал с Братством — расписывал алтари, оформлял торжественные шествия, делал эскизы витражей, амвонов и прочих паникадил.

Примерно в это же время Иероним Босх женился на Алейт ван ден Меервеен, происходившей из влиятельного и богатого рода. Это была выгодная партия — Иероним стал зажиточным землевладельцем и даже поучаствовал в судебной тяжбе с шурином, который счел себя обделенным. Суд вынес решение в пользу художника.

Разумеется, он тотчас вошел в Братство Богоматери — уже на правах почетного члена. В архивах сохранились документы, свидетельствующие, что Иероним не раз председательствовал на заседаниях Братства, которые проходили в его доме. Он по-прежнему много писал — за символическую плату и не ради . Картины художника Иеронима Босха тем временем все меньше соответствовали образу респектабельного бюргера. В них все заметнее проступало то, за что позднее сюрреалисты назовут Босха« почетным профессором ночных кошмаров».

Король ужаса

Трудно не заметить, что при всей своей иконографичности, стиль картин Иеронима Босха выходит далеко за рамки каких-либо канонов. В современной поп-индустрии существует такое явление как« христианский рок» — многие« богоугодные» коллективы звучат громче, чем ад, и мрачнее, чем апокалипсис. В определенном смысле их можно считать последователями Босха. Босх тоже прославлял Бога, но сделался знаменит за счет присутствовавшего на его полотнах Дьявола.

Он определенно был мизантропом. Пожалуй, худшими из грехов Босх считал легкомыслие и доверчивость. Его знаменитые работы(«Воз сена », «Фокусник », «Корабль дураков «), репродукции которых представлены на нашем портале, — отнюдь не похвала глупости. Впрочем, Босх не делал скидок ни для кого. Простак не менее грешен, чем вор, запустивший руку в его карман. Священник торгующий индульгенциями, будет гореть в адском пламени вместе с купившим прощение убийцей. Человечество обречено и надежды нет.

Само собой, столь своеобразный взгляд на мироустройство в сочетании с таким ярким талантом не могли остаться незамеченными.

Некоторые исследователи считают, что приблизительно в 1500 году Иероним Босх побывал в Италии. Такое мнение подпитывает написанная художником картина« Распятая мученица »(репродукцию и описание этой картины Иеронима Босха можно посмотреть на нашем сайте), предположительно посвященная св. Юлиане, культ которой был особенно распространен в северной Италии. Кроме того, искусствоведы усматривают влияние Иеронима Босха в работах Джорджоне и даже Леонардо да Винчи .

Другие биографы уверены, что Босх никогда не покидал Хертогенбос, в то время как его картины, его слава уже при жизни распространились не только за пределы родного города, но и за границы Нидерландов. Именно поэтому он начал подписывать свои работы« Jheronimus Bosch"*.

В числе его заказчиков(помимо неизменного Братства Богоматери) было немало знатных вельмож. Картинами художника Иеронима Босха владели герцог Бургундии Филипп I Красивый, герцог Нассау-Бреда Генрих III, король Испании Филипп II . Едва ли современники понимали Босха. В лучшем случае вместо назидания и сатиры они видели теологические ребусы. В худшем — «страшилки», которые бодрят и щекочут нервы. Художник был для них хоррормейкером. Если бы в XV веке была известна такая технология, показывая картины Иеронима Босха, хозяева подавали бы гостям попкорн.

Дьявол внутри

Поскольку фактов о Босхе известно немного, судить о личности этого удивительного художника приходится по его картинам. Существует немало чуднЫх, часто противоположных версий насчет того, кем на самом деле был Иероним Босх . Ревностным католиком. Тайным еретиком. Визионером. Практикующим алхимиком, антихристом, мессией, инопланетянином, шизофреником, провидцем. В самом деле, человек, в чьей голове роились столь чудовищные образы, должен был быть хотя бы немного безумцем. Достоверных подтверждений какой-либо из этих версий нет. Скорее наоборот — судя по всему, Иероним Босх прожил на удивление спокойную и нормальную жизнь. Жизнь, которая во времена Клайва Баркера и Ганса Руди Гигера кажется слишком размеренной и даже скучной. Если он был богохульником, то чрезвычайно удачливым — самые ревностные инквизиторы тех лет ему покровительствовали. О «тайной ереси» Босха заговорили только в XVI веке. И до эпохи реформации Иероним Босх благополучно не дожил.

Он умер в 1516 году и был торжественно отпет как« выдающийся мастер» в соборе св. Иоанна.

Сейчас в доме, где жил Иероним, — магазин мужской одежды. На улицах Хертогенбоса вы не встретите ни птицеголовых монстров, ни гигантских жаб, ни распятых мучениц. Ничто в этой тихой« спальной» провинции не намекнет вам, откуда Босх черпал вдохновение.

Впрочем, эту загадку еще в XVII веке разгадал испанский монах Хосе де Сигуэнса, который писал: «В то время как другие художники изображали человека таким, какой он снаружи, только Босху хватало мужества рисовать его таким, каков он изнутри».

* Хертогенбос и 500 лет назад и сейчас в разговорной речи сокращают до Ден Босх(Den Bosch).

Также мы приготовили для вас два увлекательных теста по творчеству Иеронима Босха:

1. «Босх в деталях»: угадайте, из каких картин Босха взяты фрагменты с демонами и святыми.

2. «Босх или не Босх? »: в каждой паре картин только одна принадлежит Босху — выбор за вами.

Иероним Босх (Еру́н Анто́нисон ван А́кен) - выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе.

Биография Иеронима Босха

Ерун ван Акен родился около 1453 г. в Хертогенбосе (Брабант). Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана сживописным ремеслом - художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония . Поскольку о становлении Босха как художника ничего не известно, предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы - в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. Так что «Хиеронимус-живописец », как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch ), видимо, из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.

Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе, который в те времена входил в состав Бургундского герцогства, а сейчас является административным центром провинции Северный Брабант в Нидерландах. В соответствии со сведениями о жизни художника, сохранившимися в городском архиве, в 1478 г. умер его отец, и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Он вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw» ) - религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян.

Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. В архивных документах имя Босха упомянуто несколько раз: ему, как живописцу, поручались разнообразные заказы, начиная от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства и заканчивая написанием створок алтаря для капеллы Братства в соборе св. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516 г. Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери.

Затем последовало обучение в нидерландских городах Харлеме и Делфте, где молодой художник познакомилея с искусством Рогира ван дер Вейдена, Дирка Боутса, Гертгена тот Синт Янса, влияние которых ощущалось потом в разные периоды его творчества. В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем.

В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). Эта девушка из богатой и знатной семьи принесла в приданое мужу солидное состояние, предоставив ему право распоряжаться им по своему усмотрению.
Брак Иеронима не был особо счастливым (супруги не имели детей), но он дал художнику материальное благополучие, положение в обществе и независимость: даже выполняя заказы, он мог себе позволить писать так, как хотел.

Ни одна из дошедших работ Босха не датирована им самим.

Поэтому, предположительно, первые известные его картины, носившие сатирический характер, относятся к середине 1470-х гг. Созданные в 1475-1480гг. картины «Семь смертных грехов», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости») носят ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры.

Не случайно испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Здесь еще чувствуется неуверенность штриха молодого художника, он использует лишь отдельные элементы символического языка, которые позже заполнят все его произведения.

Немногочисленны они и в картинах «Операция глупости» и «Фокусник», высмеивающих людскую наивность, которой пользуются шарлатаны, в том числе и в монашеском одеянии.

Еще острее Босх высмеял церковников в картине «Корабль дураков» (1490-1500гг.), где подвыпившие монашкa и монах горланят песню в компании простолюдинов на утлом суденышке, управляемом шутом.

Резко осуждавший развращенность духовенства, Босх все же вряд ли являлся еретиком, как утверждал современный немецкий искусствовед В. Френглер. Хотя свой путь к постижению Бога он искал вне официальной церкви .

Творчество художника

Кто бы был в состоянии рассказать о всех тех бродивших в голове Иеронима Босха удивительных и странных мыслях, которые он передавал с помощью кисти, и о тех привидениях и адских чудовищах, которые часто более пугали, чем услаждали смотревшего! — Карел ван Мандер. «Жизнь замечательных нидерландских и немецких живописцев»

Творчество Босха началось с росписей деталей различных алтарей, капелл. Одной из первых выдающихся работ Иеронима Босха была роспись створок алтаря в соборе Святого Иоанна. Надо заметить, что это работа очень понравилась Филиппу Красивому, который впоследствии стал королем Кастилии.

Босх был жизнерадостным и общительным человеком, но за пределы своего села Оерошорт выезжал очень редко и недалеко, где поселился после женитьбы.

Картины Иеронима Босха до сих пор остаются загадкой для искусствоведов. На его счет записано около 40 картин. Возможно, их было и больше, но художник никогда не подписывал свои работы.

Помимо рисования Босх занимался изготовлением гравюр, был неплохим кузнецом. Однажды он сделал огромную роспись на стекле в церкви, а также изготовил отличную металлическую рамку.

Картины Босха висели во многих королевских дворах, и вызывали восхищение его современников. Жизнь Босха закончилась 9 августа 1516 года, в городе, где он и родился.

На полотнах художника часто встречаются чудовища, забавные или дьяволические фигуры, вышедшие из народных легенд, аллегорических поэм, морализированной религиозной литературы, а также направлений позднего готического искусства. Такие работы в биографии Иеронимуса Босха, как «Garden of Earthly Delights» , спутывают аллегории. Однако символизм этих работ непонятен, вызывает различные толкования.

Босх интересовался гротеском, дьяволическим, богатым и смертельным.

Он был одним из первых художников Европы, изобразившим на своих полотнах сцены повседневной жизни, хотя часто с ненормальными элементами.

Король Испании Филипп Второй собирал некоторые из лучших творений Босха. «Temptation of St. Anthony» (Лиссабон), «The Last Judgment» являются часто встречаемыми темами в творчестве художника. Другие картины Босха представлены в Эскориале, Брюсселе. Примеры «Adoration of the Magi» представлены в музее «Метрополитен», музее Филадельфии, где также находится «Mocking of Christ».

В биографии Босха глубокое влияние оказало творчество Питера Брейгеля. В 20 веке Иеронимуса воспринимали как предвестника сюрреализма. Работы Босха до сих пор впечатляют современных художников. Картины Босха часто подделывали, а стиль копировали. Сам же художник за всю свою жизнь продал лишь 7 полотен. Со временем ученые стали приписывать руке Босха все меньше и меньше работ, считавшихся до этого его произведениями. К началу 21 века названо всего 25-30 картин, точно являющихся творением Босха.

Его техника называется алла прима. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. На основании результатов современных исследований творчества Босха искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха 25 картин и 8 рисунков . Картины - это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Лишь 7 творений Босха подписаны. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.

Исследователи до сих пор не могут уверенно говорить о творческой эволюции и хронологии произведений Босха, так как ни на одном из них нет даты, а формальное развитие творческого метода не представляет собой поступательного движения и подчинено собственной логике, предполагающей приливы и отливы .

    • Ввиду творчества художника и его необычного виденья, среди коллег было принято называть Босха «почетным профессором кошмаров».
    • Увлечение живописью пришло к художнику от родственников по мужской линии. Ему даже не пришлось заниматься искусством в специализированной школе – все умения он приобрел в мастерской своей семьи.
    • Босх не был беден. Неплохое состояние и положение в обществе дала ему удачная женитьба.
    • Творения Иеронима нельзя назвать соответствующим духу того времени. Преимущественно он занимался работами религиозной тематики. Но при этом его видение религии сильно противоречило существующему на тот момент времени. Что самое странное, то Церковь принимала его картины безо всякой критики, несмотря на многие нюансы.
    • Смерть известного художника окутана тайной. Ведь его тело было захоронено с торжеством и почестями в часовне церкви, в родном городе. Спустя столетия могила Босха была вскрыта, но, к огромному удивлению, она оказалась пустой, и не содержала останков ни художника, ни кого-либо еще. Дальнейшие раскопки были поспешно остановлены после исследования осколка надгробия с его могилы, который под микроскопом начал нагреваться и светиться.

Иероним Босх – самый загадочный художник всех времён и народов. Его картины пытаются расшифровать до сих пор. Но к их полной разгадке мы не приблизимся.

Потому что Босх говорил на нескольких языках. На языке религиозной символики. На языке алхимиков. А ещё голландских пословиц. И даже астрологии.

Сложно не запутаться. Но благодаря этому интерес к Босху никогда за иссякнет. Вот лишь несколько его шедевров, которые так пленяют своей загадочностью.

1. Сад земных наслаждений. 1505-1510 гг.


Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид. Wikimedia.commons.org

“Сад земных наслаждений” – самая известная работа Босха. Ее можно рассматривать часами. Но так ничего и не понять. К чему все эти обнаженные люди? Гигантские ягоды. Причудливые фонтаны. Диковинные монстры.

В двух словах. На левой створке изображён Рай. Бог только что сотворил Адама и Еву. Но Босховский рай не такой уж райский. Здесь мы видим и Зло. Кошка тащит в зубах мышь. А рядом птица клюёт лягушку.

Почему? Животным можно совершать зло. Это их способ выживания. А вот для человека это грех.


Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент левой створки триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид

На средней части триптиха множество обнаженных людей ведут праздный образ жизни. Волнуют их лишь земные удовольствия. Символами которых являются гигантские ягоды и птицы.

Люди предаются греху сладострастия. Но условно. Мы это понимаем через символы. Вы не найдёте откровенной эротики. Только одна пара выглядит не очень пристойно. Попробуйте ее найти.

Если не получится, найдёте ее крупным планом в статье .

А знали ли вы, что в хранится копия центральной части знаменитого триптиха? Создан на 50 лет позже последователем Босха. Позы и жесты те же. Только люди в стиле маньеризма. С прекрасными торсами и томными лицами.

У Босха персонажи более плоские и обескровленные. Как болванки, заготовки людей. А зачем писать настоящих людей, если жизнь их пустая, бесцельная.

Сверху: Последователь Босха. Сад земных наслаждений. Фрагмент. 1556-1568 гг. , Санкт-Петербург. Снизу: Иероним Босх. Центральная часть триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид

На правой створке мы видим Ад. Здесь те, кто увлекался праздной музыкой или обжорством. Картежники и пьяницы. Гордецы и скупердяи.

Но и тут загадок не меньше. Почему мы здесь встречаем Еву? Она сидит под стулом монстра с птичьей головой. Что за ноты изображены на заду одного из грешников? И почему все-таки бедные музыканты в Ад попали?



2. Корабль дураков. 1495-1500 гг.

Иероним Босх. Корабль дураков. 1495-1500 гг. . Wikimedia.commons.org

Картина “Корабль дураков”. Почему корабль? Распространённая метафора во времена Босха. Так говорили о Церкви. Она должна “везти” своих прихожан через мирскую суету к духовной чистоте.

Но с кораблём Босха что-то не так. Его пассажиры предаются пустому веселью. Они горланят, пьют. И монахи, и миряне. Они даже не замечают, что их корабль уже никуда не плывёт. Причём так давно, что через днище проросло дерево.

Обратите внимание на шута. Дурак по профессии ведёт себя серьёзнее остальных. Он отвернулся от веселящихся и пьёт свой компот. Без него и так хватает глупцов на этом корабле.

“Корабль дураков” – это верхняя часть правой створки триптиха. Нижняя часть хранится в другой стране. На ней мы видим берег. Купальщики побросали одежду и окружили бочку с вином.

Двое из них и подплыли к кораблю дураков. Посмотрите, у одного из них такая же миска, что и у купальщика рядом с бочкой.

Иероним Босх. Аллегория чревоугодия и любострастия. 1500 г. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США.

3. Искушение святого Антония. 1505-1506 гг.


. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия. Wikimedia.commons.org

Искушение святого Антония. Ещё один фантастический триптих Босха. Среди вороха монстров и чудищ – четыре сюжета из жизни отшельника.

Сначала святого в небе терзают бесы. Их послал Сатана. Не давало ему покоя, что тот борется с земными искушениями.

Измученного святого бесы бросили на землю. Мы видим, как его обессиленного ведут под руки.

На центральной части святой уже стоит на коленях среди загадочных персонажей. Это алхимики пытаются собразнить его элексиром вечной жизни. Как мы знаем, ничего у них не вышло.


Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

А на правой створке Сатана предпринял ещё одну попытку совратить святого с его праведного пути. Прийдя к нему в образе прекрасной царицы. Дабы его соблазнить. Но и тут святой устоял.

Триптих “Искушение святого Антония” интересен своими монстрами. От такого разнообразия неведомых существ глаза разбегаются.

И монстры с головой овцы с телом ощипанного гуся. И полулюди-полудеревья с рыбьими хвостами. Самый известный монстр Босха тоже обитает здесь. Нелепое создание с воронкой и птичьим клювом.


Иероним Босх. Фрагмент левой створки триптиха “Искушение святого Антония”. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Этими сущностями вы можете в деталях полюбоваться в статье .

Босх любил изображать святого Антония. В 2016 году ещё одна картина с этим святым была признана работой Босха.

Да, маленькие монстры похожи на босховских. В них нет ничего страшного. Но фантазии хоть отбавляй. И воронка на ножках. И нос в виде черпака. И рыба ходячая.

Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1500-1510 гг. Музей Нельсон-Аткинс, Канзас-Сити, США. Wikimedia.commons.org

4. Блудный сын. 1500 г.


Иероним Босх. Блудный сын. 1500 г. Музей Бойманса – Ван-Бенингена, Роттердам, Нидерланды. Wikimedia.commons.org

На картине “Блудный сын” вместо огромного количества персонажей – один главный герой. Путник.

Он изрядно потрепан жизнью. Но у него есть надежда. Покидая мир разврата и греха, он хочет вернуться домой, к отцу. В мир праведной жизни и духовной благодати.

Он оглядывается на дом. Который является аллегорией распутного образа жизни. Таверна или постоялый двор. Временный приют, полный примитивных увеселений.

Крыша прохудилась. Ставня перекошена. Посетитель справляет нужду прямо за углом. А двое милуются в дверном проеме. Все это символизирует духовную деградацию.


Иероним Босх. Блудный сын. Фрагмент. 1500 г. Музей Бойманса – Ван-Бенингена, Роттердам, Нидерланды

Но наш путник уже очнулся. Он понял, что нужно уходить. Из окна на него смотрит женщина. Она не понимает его поступка. Или завидует. У неё нет сил и возможности покинуть этот “прохудившийся”, жалкий мир.

“Блудный сын” похож на другого путника. Который изображён на закрытых створках триптиха “Воз Сена”.


Иероним Босх. Странник. Закрытые створки триптиха “Воз Сена”. 1516 г. Музей Прадо, Мадрид

Здесь смысл похожий. Мы – путники. На нашем пути есть чему порадоваться. Но и много опасностей. Куда мы идём? И придём ли мы куда-нибудь? Или будем так скитаться, пока смерть не настигнет нас на дороге?

5. Несение креста 1515-1516 гг.


Иероним Босх. Несение креста. 1515-1516 гг. Музей изящных искусств, Гент, Бельгия. Wga.hu

Неожиданная работа для Босха. Вместо далёких горизонтов и множества персонажей – очень близкое приближение. Только передний план. Лица так близко к нам, что даже можно почувствовать приступ клаустрофобии.

Уже нет никаких монстров. Уродливы сами люди. Все их пороки читаются на их лицах. Злорадство. Осуждение другого. Душевная глухота. Агрессия.

Обратите внимания, что только трое персонажей имеют нормальные черты. Раскаившийся разбойник в правом верхнем углу. Сам Христос. И святая Вероника в левом нижнем углу.

Иероним Босх. Несение креста. Фрагмент. 1515-1516 гг. Музей изящных искусств, Гент, Бельгия. Wikipedia.org

Они закрыли глаза. Отрешившись от этого мира, который заполнен кричащей и злобной толпой. Только разбойник и Христос идут направо, в сторону смерти. А Вероника налево, в сторону жизни.

На платке Вероники проступил образ Христа. Он смотрит на нас. Печальными спокойными глазами. Что он хочет нам сказать? Увидели ли мы себя в этой толпе? Готовы ли мы стать людьми? Освободившись от агрессии и осуждения.

Босх был художником . Да, он был современником Леонардо да Винчи и Микеланджело.

Поэтому его главный герой – человек. Которого он рассмотрел со всех точек обзора. И издалека. Как в “Саде земных наслаждений”. И очень близко. Как в “Несении креста”.

Его вердикт не утешителен. Люди погрязли в пороках. Но есть надежда. Надежда на то, что каждый из нас найдёт путь к спасению. Главное вовремя посмотреть на себя со стороны.

Проверьте свои знания, пройдя