Виды и жанры народной художественной культуры. Жанры музыкального фольклора: что это такое и какие они бывают

Виды и жанры народной художественной культуры. Жанры музыкального фольклора: что это такое и какие они бывают

Виды и жанры самодеятельного народного творчества. Их характеристика. Специфические особенности.

Жизнь современного человека многогранна и разнообразна в своих проявлениях. От того, как отдыхает человек, во многом зависит его самочувствие, здоровье и в конечном счёте его работоспособность. Высокий ритм жизни, поток впечатлений и разнообразной информации оказывают прямое воздействие и на характер отдыха, способ использования свободного времени, на вкусы и потребности людей, их эстетические запросы. Вот почему в числе важных элементов досуга существенное место занимает любительское художественное творчество. Для такого рода занятий всегда найдётся место в школах, средних и высших учебных заведениях, на предприятиях, во Дворцах и Домах культуры, в сельских клубах и т.д.

Потребность в общении, самовыражении, стремление участвовать в общественной жизни, желание приобщиться к искусству, побуждает множество людей разного возраста участвовать в самодеятельности. Любительское творчество многообразно, каждый может выбрать тот вид, который ему по душе. Одним близки подвижные и энергичные занятия в танцевальном коллективе, другим - спокойное и неторопливое создание предметов декоративно-прикладного искусства.

Основная задача самодеятельности заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создании условий полной самореализации в сфере досуга.

Коллектив художественной самодеятельности - творческое объединение любителей одного из видов искусства, работающее на добровольных общественных началах при клубах или других культурно-массовых учреждениях. Коллективная самодеятельность имеет ряд особенностей. Это наличие единой цели, руководителей, органов самоуправления, а также сочетание общественных и личных устремлений и интересов участников самодеятельного коллектива.

Сущностные признаки самодеятельного творчества: добровольность участия в самодеятельном коллективе, инициатива и активность участников самодеятельности, духовная мотивация участников самодеятельных коллективов, функционирование самодеятельности в сфере свободного времени. Специфические признаки самодеятельного творчества: организованность, отсутствие у участников самодеятельности специальной подготовки к деятельности, более низкий, чем у профессиональных коллективов уровень деятельности, безвозмездность и др.

Можно заметить, что художественная самодеятельность повторяет виды и жанры, существующие в профессиональном искусстве. Эта особенность позволяет творчески заимствовать методы работы и учебный процесс, а в определенной степени и репертуар профессиональных исполнителей и коллективов. Стадии приближения любительского искусства к профессиональному могут быть разными.

Если профессиональное искусство можно назвать работой, то самодеятельность носит безвозмездный характер. Людей привлекает не материальная выгода от занятий тем или иным видом творчества, а само участие, удовольствие, получаемое от творческого процесса.

Самодеятельность по собственной инициативе. Она способствует становлению самостоятельно творческой личности. Творчество не мыслимо без самодеятельности. Она позволяет познать самого себя, развить свои способности. Коллектив художественной самодеятельности – это добровольное объединение любителей (музыки, хореографии, театра и т.д.) основанное на общности интересов и совместной творческой деятельности, способствующей развитию даровании его участников.

Участие в коллективах художественной самодеятельности, осуществления в свободное от работы, учёбы время. Она является активной формой общественной деятельности.

Художественная самодеятельность признана способствовать:

    Расширению кругозора участников, формированию моральных качеств и эстетического вкуса.

    Способствовать дальнейшему развитию массового художественного творчества, широкому вовлечению в него новых участников.

    Культура обслуживает населения.

    Содействовать разумному полноценному досугу, организации их отдыха.

Сегодня художественное самодеятельное и техническое творчество имеют разнообразное содержание и охватывают все виды и жанры:

    Вокальная самодеятельность (хоровое, сольное пение).

    Музыкальная самодеятельность (оркестры, ансамбли и т.д.).

    Театральная самодеятельность (народные театры).

    Хореографическая самодеятельность.

    ИЗО (живопись, прикладное творчество).

    Кинолюбительские.

    Фотолюбительские.

Высшей формой проявления художественной самодеятельности является звание «народный коллектив» и «образцово-показательный».

Жанры народной музыки это несколько основных видов музыкальных произведений, которые были созданы неизвестными авторами и впоследствии сохранены народом при помощи устной передачи от одного поколения к другому.

Чтобы разобраться в этой теме, сначала надо выяснить что означают понятия "жанр" и "фольклор". К фольклору (в переводе с английского "народная мудрость") относится не только музыкальное творчество, но и другие проявления культуры. Это сказки и легенды, заговоры и заклинания, пословицы и поговорки, танцы, гадания и приметы, различные обряды (праздничные и религиозные), а также игры, считалки и даже анекдоты.

Жанр - это исторически сформировавшиеся виды произведений с некоторыми особенностями формы и содержания, с особенностями исполнения и определенным жизненным предназначением. Симфония, балет, опера, романс, песня - все это примеры музыкальных жанров.

Жанры музыкального фольклора

Их количество чрезвычайно высокое. Поэтому их делят на вокальные (песни), инструментальные (наигрыши) и, конечно же, вокально-инструментальные. Кроме того, большинство музыкальных жанров можно разделить по трем категориям содержания - эпос (история), лирика (упор на чувства) и драма (действие).

Отдельное внимание стоит уделить жанрам русского песенного фольклора. Каждый новый тип танца или песни - это определенный жанр. Например, хоровод, былина, трепак, веснянка, колыбельная, частушка, колядка и т. д.

Основной жанр русского народного музыкального творчества - это песня. Песен очень много и все они разнообразны. Поэтому существует огромное количество жанровых разновидностей русской песни. Проще всего их запоминать по тому событию, которое они сопровождали. Итак, русские песни бывают:

  1. связанные с календарем (встреча весны, заклинание, летние и ранневесенние троицкие хороводы, песни сенокоса, колядки, масленичные песни);
  2. связанные с событиями в жизни людей (рождение или смерть, крестильные песни, детские хороводы, колыбельные, свадебные песни, духовные стихи);
  3. лирические (песни о любви, канты и городские страдания;
  4. праздничные и будничные (песни солдатов и студентов, бурлацкие, крестьянские песни, шуточные песни и балаганные, частушки).

Чтобы ознакомиться с примерами старинной народной русской музыки, можно послушать канты "О, дивный остров Валаам", "Буря море раздымает", "Мира Заступнице" и другие произведения.

Инструкция

Первоначально народное творчество не подразделялось на виды. В народных праздниках и обрядах сливались воедино поэзия, музыка и пение, танец, театральное и декоративно- . Разделение на отдельные виды и жанры происходило постепенно.

Поэтическое творчество возникло практически одновременно с процессом формирования человеческой речи. Первоначально оно было устным. Вслед за письменностью появилась литература, которая на раннем этапе была тесно связана с традициями устного народного творчества. В древнейший период бытовали легенды и мифы, трудовые и обрядовые песни, заговоры. Позднее появились сказки и , затем – внеобрядовая лирическая поэзия, романс, частушка и другие малые лирические жанры.

Народная музыка также бытовала преимущественно в неписьменной форме и передавалась, благодаря талантливым народным исполнителям. Основными жанрами народного музыкального творчества являются песни, былины (которые также исполнялись нараспев), танцевальные мелодии, инструментальные пьесы и наигрыши. Музыка звучала на протяжении всей жизни человека: во время календарных праздников, полевых работ, семейно-бытовых торжеств и обрядов.

Народный театр существовал в тесной связи с устным народным творчеством. Его истоки следует искать в глубокой древности, прежде всего, в обрядовых играх, сопровождавших праздники охотников и земледельцев. Кроме того, элементы театрализации присутствовали в календарных и семейно-бытовых праздниках и обрядах. В дальнейшем на их основе стал развиваться народный театр, в качестве основных видов которого можно выделить театр живого актера и театр кукол. Хотя народный театр не был профессиональным, во всех странах мира были свои специалисты в области театрального дела, к примеру, русские скоморохи.

Одним из самых древних видов народного творчества является народный танец. Появление хороводов было связано с календарной обрядностью. Постепенно, отходя от обрядовых действий, хороводы наполнялись новым бытовым содержанием. Сегодня наиболее распространенной формой народной хореографии стал народно-сценический танец, исполняемый профессиональными и любительскими хореографическими коллективами.

Народное деревянное зодчество и декоративно-прикладное искусство включают жилые постройки, одежду, домашнюю утварь и игрушки. К числу наиболее распространенных в народном творчестве художественно-технологических процессов относятся: художественная обработка глины, резьба и роспись по дереву, прядение, ткачество, вышивка, кружевоплетение, художественные лаки и т.д. Сегодня они продолжают свое развитие в произведениях народных промыслов.

Принципы классификации жанров

Творчество – продуктивная деятельность человека, направленна я на создание культурных материальных и духовных ценностей. По продукту этой деятельности определяются формы и жанры. По технологии творчество делится на формы: Устное творчество, музыкальное, декоративно-прикладное творчество.

Устное народное творчество

Передавалось рассказом, устной речью (из уст в уста) впервые начало фиксироваться в Европе в 18 веке. Термин «фольклор» ввел археолог Вильям Томс в 1846 г.

Фольклор – это народное творчество, чаще всего устное, это художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы. В 1815 г. Макаров опубликовал сказки, где героем была Баба-яга. Устное народное творчество делится на большие и малые жанры.

Большие жанры

Сказка (выделяют богатырские, сатирические, анедоктические, небылицы, легендарные и др)

Фольклорная сказка – это эпический жанр устного народного творчества, прозаический устный рассказ о вымышленных героях, событиях в фольклоре разных народов.

Сказка литературная - эпический жанр ориентированный на вымышленные произведения, принадлежит конкретному автору, не бытовавшая до публикации в устной народной форме.

Сказки о животных – «Волк и семеро козлят» и др; Волшебные сказки уходят в мифологию человек одушевляет явления природы, приписывает магические свойства, волшебные сказки однотипны по своему строению состоят из элементов композиции сюжет в которых рассказ о всех причинах которые породили завязку запрещающую и нарушение запрета какими либо действиями. Сама завязка где герой обнаруживает какую то потерю или недостачу, развитие сюжета происходит поиск потерянного или недостающего, Кульминация, где герой сражается и всегда побеждает. Развязка где герой все преодолевает и побеждает Персонажи волшебных сказок (вредитель, даритель, помощник, царевна или ее отец, герой, отправитель, ложный герой) - «Царевна-лягушка»; новелистические сказки – «Ночь перед рождеством»; анекдотическая сказка; небылицы – построены на абсурде. Реалистичные или бытовые сказки это реальные персонажи с реальным бытовым сюжетом. Все сказки похожи друг на друга, герои как правило царевич или младший из 3 сыновей, злодей, поп, помещик, барины, богачи, сюжеты как правило оптимистичные так как главный герой побеждает противника. Виды бытовых сказок

Социальная тематика

Сказки обличающие чел. пороки (сказка о бывалом солдате, сварливая баба)

Героический эпос - обязательно воспетые героические события, обязательно есть главный герой, чаще всего несет собирательный образ. Песни, сказания, предания повествовательного характера это произведения о собственной жизни героев.



Предания – устные прозаические рассказы о фактах далекого прошлого переданные из уст в уста основанные на реальных фактах (исторические, генеалогические) «Повесть време- нных лет»
Былины– повествовательный, песенный жанр, фольклора о подвигах богатырей далекого прошлого с установкой на достоверность. Былина воспринимается как старинное предание серьезное и стихотворное. Буслаев собирал былины севера и юга Руси,

Герои: «Джангар» (калмык), Урал-батыр Акбузат – (башкирский), сказание о мамаевом побоище (Куликовская битва 1380 г.) Житие А. Невского (О чудском озере)

Легенды – это не реальные исторические факты а вымысел который преподносит рассказ как на реальных событиях, в них очень часто смешаны христианские и языческие понятия

Былички Устные короткие рассказы о столкновениях человека с нечистой силой(домашние духи, черти), в них часто говорится о том, что будто бы было с рассказчиком или людьми хорошо ему знакомых. Особенность данного жанра в архаичном отражении мировоззрении народа которое соединяется с жизненным опытом этическими и эстетическими нормам

Малые жанры

Песни, частушки, загадки, пословицы, скороговорки, поговорки, приметы

Пословица- это коротенькая притча суждение, приговор, высказанная обиженным и отточенная народом пословица не сочинялись, а являлись следствием остоятельсльсв это вроде крика или возгласа невольно сорвавшегося с души. Согласно определения Пермякова П.Л. пословицы это предложения клишированные то ес тсостоящии и одних постоянных высказываний. И потому не изменяемых и не дополняемых в речи, т.е. замкнуты.

АА. Потебня делил пословицы на образные (сюжетные) «Мир не без добрых людей», «злой плачет от радости, добрый от печали» и безобрвзные (изречения нравственного содержания) «На Бога надейся, а сам не плошай»

Поговорка – это окольное выражение, переносная речь, простое иносказание без притчи, без суждения. Поговорка может заменять только прямую речь, иногда не называет вещи, но условно весьма ярко намекает она вне речевого контекста «Золото и в грязи блестит». Главным признаком поговорок является то, что все тексты образно оценивают единичные обстоятельства и эти обстоятельства не несут какой – либо закономерности.

Присловье – весьма близко к приговорке и относится к месту которое жители бранят дразнят или чевствуют этим словом. Оно может составляться из короткого слова.

Скороговорка - они слагаются для упражнения в скором и чистом произношении, в ней сталкиваются звуки затрудняющие быстрый говор. Она служит для развития речи, устраняет речевые дефекты (народная логопедия)

Прибаутки, пустобайки, пустоговорки как правило они используются для того чтобы сказать в тему или не в тему этим раньше славились ямщики.

Загадки - это разные поговорки, пословицы и притчи, главная задача которых испытать сообразительность собеседника. Загадками пользовались в древние ремена, в истоках загадки лежит метафора, можно выделить классификацию загадок

Прямые с помощью прямых и косвенных черт о ни загадывают предмет или явления

(Не лает, не кусает, а в дом не пускает)

Загадки обманки – подразумевают одно решение, но за игрой слов или др. обманным примемом кроется совсем другое.

Загадки математические – с помощью подсчетов, но часто подразумевает с использованием логического и образного мышления математика обращается в народную речь.

Загадки на образное мышление - они обычно решаются если включить плоскость решения факторы которые могут подразумеваться из-за двусмысленных трактовок слов которые в загадке используются.

Примета – это высказывание в котором указывается связь двух явлений мира природы, или событий в окружающей среде и человеческой жизнью (суеверные, наблюдения, шутливые)

Анекдот - краткий рассказ о вымышленном событии, здболдненного общественно – политического содержания с шутливой или сатирическим определением. Термин появился в 19 веке.

Байки – сатирические сказки, заимствовали многое от юмора в особенности из анекдотов – это сжатость концентрированная динамическая заостренная композиция, пародийность.

Частушки – это жанр лирической не обрядовой поэзии, песенная миниатюра юмористического характера. Россе Г. – устный жанр фольклора на злободневную тему с предельной сжатостью фрагментарностью, это четверостишие с произносимой ритмикой возникла в середине 19 века на пересечении двух культур города и деревни путем слияния фольклора и традиции.

Музыкальное творчество песенное творчество возможно разделить на Историческую песню (казачья) ; Военную песню (солдатская, рекрутская, казачья); Любовно-лирическую (песни о одиночестве Калина, хоровод –Береза, чистота девственность -Троица); Семейно –бытовая лиричная песня; Жестокий романс (конец 19- нач. 20 века.) деревня чаще выезжает в город происходит ожесточение души.

Народный танец

Народные инструменты делятся на четыре вида; Духовые (флейта, свирель, волынка, рожки и др.); Щипковые (арфа, балалайка, домра, лира, лютня: Клавишные (орган, клавесин, клавекорд); Ударные (ложки, бубен, трещетки)

По хозяйственно культурному типу Степь – кожа, конский волос, мочевой пузырь Рога и жилы животного; Лес – дерево (балалайка, ложки, гусли, домбра) Глина – свистульки

Декоративно прикладное искусство (народное зодчество, народный костюм, народная утварь, игрушка, обрядовые куклы

Разнообразие материалов изготовления (Кость, дерево, металл)

Эпохи, люди, их культуры неповторимы. Каждая из них имеет свой характер, свои уникальные черты.
Удаленность древних цивилизаций во времени не позволяет в точности воссоздать их облик. Но почувствовать дыхание жизни наших предков помогают нам народная культура, народные традиции, выражающиеся в материальных и духовных памятниках.
«…Древние цивилизации – не угасшие миры, свет от них еще идет к нам. Их достижения – часть современной культуры.
Мы обращаемся к ним не только ради эстетического наслаждения шедеврами литературы и искусства. Уроки прошлого призваны служить благородным целям современности – взаимопониманию и взаимообогащению народов и осознанию себя наследниками общего богатства, накопленного предшествующими поколениями» .
(Л.Н.Боголюбов)
5.1 Определение народного творчества

Народное творчество – художественное народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культуры и верования.
В народном творчестве, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты о справедливости и счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народа, народное творчество отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.
Богатейшие образы, темы, мотивы, формы народного творчества возникают в сложном единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и коллективного художественного сознания.
Народ веками отбирает, совершенствует и обогащает найденные отдельными мастерами решения. Коллективность народного творчества, составляющая его постоянную основу и неумирающую традицию, проявляется в ходе всего процесса формирования произведений или их типов. Этот процесс, включающий импровизацию, ее закрепление традицией, последующее совершенствование, обогащение и подчас обновление традиции, оказывается чрезвычайно протяженным по времени.
Для всех жанров народного искусства характерно, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащающих традицию.
Важен также теснейший контакт исполнителей с воспринимающими искусство людьми, которые сами могут выступать как участники творческого процесса.
Следует также отметить и долго сохраняющуюся нерасчлененность, высокохудожественное единство различных жанров. В народных обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое; народная поэзия тесно связана с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью и характером связана с поэзией, трудовыми движениями, танцами. Произведения и навыки народной культуры передаются из поколения в поколение.

5.2 Народное творчество (фольклор)
Фольклор – устное народное творчество, включающее:

· сказки,

· пословицы и поговорки,

· колыбельные песни,

· загадки,

· потешки и др.

Слово “фольклор” в буквальном переводе с английского означает народная мудрость.
Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия , в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования.
В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.
М. Горький говорил: “… Начало искусства слова – в фольклоре”.
В доклассовом обществе фольклор тесно связан с другими видами деятельности человека, отражая зачатки его знаний и религиозно-мифологических представлений.
В процессе развития общества возникли различные виды и формы устного словесного творчества. Некоторые жанры и виды фольклора прожили длительную жизнь. Их своеобразие прослеживается только на основании косвенных показаний: на текстах позднейшего времени, сохранивших архаические черты содержания и поэтической структуры, и на этнографических сведениях о народах, находящихся на доклассовых ступенях исторического развития.
Только от 18 века и позже известны подлинные тексты народной поэзии. Очень немного записей сохранилось в 17 веке. Вопрос о происхождении многих произведений народной поэзии значительно сложнее, чем произведений литературных. Неизвестны не только имя и биография автора – создателя того или иного текста, но и неизвестна социальная среда, в какой сложилась сказка, былина, песня, время и место их сложения. Об идейном замысле автора можно судить только по сохранившемуся тексту, притом нередко записанному много лет спустя.
Именно поэтому знакомство с фольклорными произведениями приобщает детей к художественному наследию своей национальной культуры.
Произведение народного поэтического творчества воздействует на воображение, вызывает душевный отклик, пробуждает чувство сопричастности к происходящему. Описываемая ситуация создается в воображении ребенка посредством художественного слова.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем – в первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно.
Что заботило, что радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времени, вернуть утраченные ценности.
Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание-жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.
В древности говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться: наверное, самый благодарный путь – возрождение забытых национальных ценностей.
К счастью, детство - это то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не показное «сувенирное», а каждодневное обращение к ней диктует и нетрадиционные подходы к процессу воспитания.
Культура и опыт (особенно народные) передаются из уст в уста и действенно - из поколения в поколение.
Вытесняется ли народное творчество в сегодняшней «взрослой» жизни, бытующее преимущественно на сцене и в музеях, из жизни ребенка, становится ли для него, активно усваивающего современные информационные средства общения, неинтересным, архаичным и непривлекательным? Конечно же нет.
Фольклор, как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен.

Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. В ходе истории некоторые жанры претерпевали существенные изменения, исчезали, появлялись новые.
Несмотря на яркую национальную окраску фольклорных произведений разных народов России, многие мотивы, образы и даже сюжеты в них сходны.
Детский фольклор это особая часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоении им культурных богатств предшествующих поколений. Они необходимы ребенку для выражения в художественной форме своего особого видения мира, порожденного возрастными психическими особенностями. Эти особенности, взаимодействие ребенка с окружающим его миром, со сверстниками и взрослыми людьми меняются по мере развития ребенка от рождения до отрочества. Поэтому так богата, своеобразна область народного творчества, связанного с миром детства.
Трудно переоценить значение фольклора в воспитании дошкольников.
Народное творчество выполняет воспитательно-образовательную функцию; способствует развитию памяти: в произведениях устного народного творчества встречается много повторов, это помогает лучше запомнить, а потом и воспроизвести их содержание.
Фольклор влияет на оздоровление организма ребенка в целом , например, потешки «Сорока-ворона», «Куй, куй, молоток, подкуй чеботок», доставляют радость и помогают детям самостоятельно делать массаж кистей рук и ступней, а также воздействовать на биологически активные точки, расположенные на кистях рук и стопах ног.
Ряд потешек можно использовать для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук (например, «Пальчик-мальчик»).
Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей:

· обогащая словарь,

· развивая артикуляционный аппарат,

· фонематический слух,

· давая образцы для составления описательных рассказов и др.

Некоторые из них можно инсценировать; при этом передавать содержание только движениями, если дети пока не владеют активной речью (например, «Две тетери», «Киска»).

Благодаря ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности , а также творчеству музыкальных руководителей некоторые потешки превратились в игры со словом, игровые упражнения, которые помогают работать над согласованием движения со словом.
Народные песни, хороводы, игры с пением также широко используются, поскольку позволяют включать детей в самостоятельную музыкальную, речевую и игровую деятельность.
5.3 Колыбельные песни
Много песен создано народом:

· пестушки и потешки,

· колыбельные,

· заклички,

· прибаутки,

· небылицы.

Обратимся к колыбельным песенкам , которые каждый из нас знает: с незапамятных времен в доме, где рождался ребенок, под потолок подвешивали зыбку – колыбель для младенца. Мать, мерно раскачивая ее, порой выполняя какую-либо работу, напевала колыбельную своему ребенку:

Баю-баю, баюшок,
В огороде петушок.
Петя громко поет,
Ване спать не дает,
А ты, Ванечка, усни,
Крепкий сон к тебе приди.
Тебе спать – не гулять,
Только глазки закрывать.

Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложений. Значительно обогащается и словарный запас. В произведениях устного народного творчества изобилие слов-признаков предметов, образных сравнений, используется множество синонимов, антонимов и т.п.
Сначала ребенок копирует то, как взрослый выполняет те или иные движения и интонации, с которыми поется песня.
Позже появляются слова, тексты песен. Удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками.

Важную роль в развитии речи ребенка играет развитие фонематического восприятия, чему способствуют колыбельные песни. По мнению народа, они «спутник детства ».
Колыбельные, наряду с другими жанрами народного творчества, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста.
Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом , например, "заинька".
Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи.
Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя".
К тому же положительные эмоции , связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.
Колыбельная песня, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании особой интонационной организации речи ребенка.

· медленный темп,

· наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.

Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.
Несмотря на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
5.4 Детский фольклор.
Потешки, заклички, считалки
Детский фольклор дает возможность педагогу уже на ранних этапах развития ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры.

Что же еще относится к детскому фольклору?

· Потешки, прибаутки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками, т.п.).

· Заклички – обращение к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

· Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Адресованные детям потешки, заклички, считалки, прибаутки звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора.
Сколько в этих, казалось бы незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове.
В любом, даже самом маленьком произведении – будь то потешка, прибаутка или закличка – высвечивается эпоха, быт, колорит национальной культуры.
Фольклор для детей не исключение из общего правила – это очень веселый, порой поучительный жанр народного творчества.В шуточной форме можно похвалить и пожурить ребенка.
Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и заклички, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке (к каким именно явлениям природы ему нужно обратиться), снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее.
Считалка – это фольклорный жанр, который помогает ребятам вести честную игру, и, прежде всего выбрать водящего.
Создавая этот жанр, поэт как бы вступает в игровые отношения с детьми, но не только смыслом и назначением своего стиха, но и звуком. Таким образом считалка помогает работать над звукопроизношением.
Особенности этих фольклорных произведений-миниатюр – глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка.
Фольклорные произведения интересны детям разного возраста, они быстро запоминаются ребенком.

5.5 Сказка
В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо.
Читая сказки, мы, сами того не замечая, оказываемся во власти вымысла. В сказках всегда повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем вымысел несет определенную идею, обычно материализованную в гиперболических образах:добро и зло ведут постоянную борьбу .
Сказка зовет на борьбу со злом, с врагами, призывает отстаивать добро, справедливость. В ней - утверждение нравственного закона жизни, предельно ясно выражены нравственные принципы, нормы, эстетические идеалы.
Сказка помогает верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом.
В сатирической сказке народ высмеивает безделье, желание легко получить жизненные блага, жадность и другие человеческие недостатки. И наоборот воспевает удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружбу.
Получается, что сказка – правда и вымысел одновременно.
«Сказка – ложь, да в ней намек: добру молодцу - урок».
Сказка имеет специфический языковой стиль, которому характерны: напевность, повторы различных словосочетаний.
Язык сказок очень красив:

· певуч и поэтичен,

· содержит много метафор, образных сравнений,

· метких и поучительных пословиц и поговорок.

Все эти особенности делают сказку незаменимым средством речевого развития и воспитания детей разных возрастов.
Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству.
Когда мы говорим о рассказывании и даже о разыгрывании сказки детьми, то имеем в виду только народные произведения, которые изначально создавались для и в процессе устного исполнения, то есть «сказывались».
Рассказывание сказки напрямую связано с задачами развития речи детей. Свободный пересказ сказки не исключает хорошего знания наизусть типично сказочных фраз, постоянных эпитетов, зачинов, припевов типа: «Жили-были…», «Мало ли, много ли тому времени прошло: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается…» и т.д.
Всё это способствует воссозданию колорита произведения, воспитывает у детей стилистическую чуткость, настраивает слушателей на определенный эмоциональный лад.
Народные сказки делятся на следующие группы:

· о животных,

· волшебные,

· бытовые,

· авантюрно-новеллистические,

· докучные.

Среди них только сказки о животных и докучные могут быть без сомнения предложены детям.
Сказка должна соответствовать возрасту ребенка, быть небольшой по объему, интересной по содержанию, динамичной и яркой.

Загадка

«Загадка – ключ словесного образа,
зерно поэзии, метафора».

М.А.Рыбникова
Загадка – жанр народного творчества, который, как пословицы и поговорки, также относится к малым фольклорным формам.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".
Ценность загадок состоит в их образности, художественности и поэтичности.
Яркие, конкретные, красочные художественные образы загадок помогают ребенку по-новому взглянуть на окружающий мир, развивают поэтический взгляд на действительность, способность анализировать ее и, следовательно, логически мыслить.
Благодаря таким поэтическим средствам, используемым в загадках, как метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, с самыми простыми предметами происходят волшебные превращения: початок кукурузы становится башней, морковь – девицей с косой.
Метафоры и сравнения в загадках отличаются от метафор и сравнений в других литературных и фольклорных жанрах тем, что здесь они даются в форме занимательной игровой задачи, и внимание слушателя или читателя специально направлено на необходимость отгадки, сопоставления и сравнения.
Следовательно, сама художественная специфика загадки является той ступенькой, которая поднимает человека по лестнице, ведущей к пониманию поэтического образа, развитию художественного мышления и творчества.
Загадки по своему содержанию отражают историю становления и развития народных культур. В этом и состоит их особая ценность. Они формируют первые представления о единстве мира и его закономерностях.
В отличие от пословиц и поговорок они направлены на нахождения тождества или сходства различных предметов и явлений.
Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического мышления, умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.
В воспитательной работе с детьми можно использовать и другие малые формы фольклора, имеющие конкретные развивающие и обучающие функции:

· скороговорки,

o чистоговорки, используемые для выработки правильной, фонетической чистой речи;

o считалки (элемент игры);

o зазывалки (тип песенок)

6. Описание собственного педагогического опыта по теме
Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтомунаряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я использую этот богатейший материал словесного творчества народа.
Сколыбельными песнями начинаю знакомить детей еще в раннем возрасте, что позволяет малышам запоминать слова и формы слов , словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.
Потешки, считалки , заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.
Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора.
Русские народные, хороводные игры привлекли мое внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью . Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры.
Мною отмечено, что в процессе ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием . А самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.
На основе фольклорных произведений составила комплекс закаливающей гимнастики после дневного сна для детей младшего дошкольного возраста, который применяется каждый день для укрепления и сохранения здоровья детей, поддержания интереса к занятиям физическими упражнениям.
Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения. В соответствии с этим разработала цикл развлеченийхудожественно-эстетического цикла.
Подготовила консультации по данной тематике для родителей и педагогов, отражающие актуальные вопросы развития речи ребенка в ДОУ и семье.
Изготовила настольные театры: «Маша и медведь», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Колобок»и театры на фланелеграфе: «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба».
Составила картотеку по русским народным играм: «Огуречик-огуречик», «Жаворонок», «Морская фигура», «Утка и селезень», «У медведя во бору», «Мосток», «В воробья», «Гуси-гуси», «Пчелы и ласточка», «Молчанка», «Золотые ворота», «Птички», «Куры-курченяточки», «Крута гора», «Змейка»,»Каравай»,»Летят-не летят», «Утка и волк»..
Совместно с родителями в группе собранадетская библиотека русских народных сказок.
Диагностика по разделу программы «Детство» «Развиваем речь детей» на конец 2006-2007 учебного года показала эффективность внедряемой мною работы по ознакомлению детей с устным народным творчеством.
Наблюдается увеличение количества детей с уровнем выше среднего на 20%, соответствие уровня речевого развития возрастным нормам наблюдается у 78% детей группы.
По разделу «Развитие словаря» положительная динамика на середину 2007- 2008 учебного года составила 9,4%, по разделу «Развитие связной речи» - на 9,5% по сравнению с началом учебного года. По разделу «Грамматическая правильность речи» на середину учебного года отсутствуют дети с низким уровнем.
Я уверена, что фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.
В дальнейшей своей работе я буду активно использовать все виды и формы детского фольклора, русские народные игры, чтение и рассказывание сказок.

Главная → Реферат → для студента → Использование малых фольклорных форм для развития речи дошкольников

Использование малых фольклорных форм для развития речи дошкольников


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26