Великое освящение православного храма в гамбурге. Гамбург, церковь Святого Михаила: история, архитектурный стиль, отзывы и расположение

Великое освящение православного храма в гамбурге. Гамбург, церковь Святого Михаила: история, архитектурный стиль, отзывы и расположение
Великое освящение православного храма в гамбурге. Гамбург, церковь Святого Михаила: история, архитектурный стиль, отзывы и расположение

Являющаяся главным протестантским храмом в городе (Гамбург), церковь Святого Михаила вот уже больше трехсот лет (с небольшими перерывами на восстановление) ежедневно открывает двери прихожанам и завораживает своим внешним обликом туристов. И действительно, такое прекрасное и одновременно немного мрачное архитектурное творение навевает определенные мысли.

Церковь видна из морского порта и многих районов города, так как ее колокольня, которая к тому же является символом Гамбурга, располагается на большой высоте. Храм Святого Михаила, в простонародье именуемый «Большой Михель», - главнейшая достопримечательность города, представляющая особую ценность для всей страны.

Церковь в Гамбурге: история

С 1648 по 1669 годы Кристофом Корбинусом и Петером Маркардтом был возведен первый храм. Это была церковь Святого Михаила, но не та, которая стоит на этом месте сегодня. Она являла собой большой трехнефный храм, красивое сооружение, которому не суждено было долго простоять - в середине XVIII века оно полностью выгорело. Причиной этому стала молния. Колокольня обрушилась, от церкви остались только руины.

Спустя год (в 1751) на этом же месте начали строить новый храм. Проектированием занимались Эрнст Георг Зоннин и Иоганн Леонарда Прея. Через 15 лет с момента начала возведения церкви ее увенчали яркой и элегантной башенкой и открыли. Гамбургцы прозвали храм Михелем, так и говорят по сей день.

Но на этом жестокие испытания не заканчиваются. В 1906 году, когда проводились реставрационные работы, начался пожар, вследствие которого главный символ города (Гамбург) - церковь Святого Михаила, потерял красивую башню и сам сильно пострадал, остались только стены.

На этот раз вызвало много споров. Это и не удивительно, ведь сложности, выпавшие на долю «Большого Михеля», не оставили без внимания никого. Вместо храма архангелу, архитекторы и влиятельные личности настаивали на возведении другой церкви, уже в стиле не позднего барокко, а наиболее соответствующем XX столетию. Но их планам не суждено было сбыться: гамбургцы настолько обожали достопримечательность своего города и так сильно ею гордились, что настояли на восстановлении церкви в честь Михаила.

Примечательно, что третье по счету здание храма возводилось по тем же чертежам, что и предыдущие, но архитекторы использовали уже современные материалы и технологии строительства. Уже к 1906 году церковь Святого Михаила (Гамбург) была готова. Самым удачным решением архитекторов было строительство с железобетонной конструкцией. Именно благодаря ей третье архитектурное творение, посвященное архангелу, выстояло в ходе жестоких сражений во времена Второй мировой войны, даже несмотря на то что Гамбург тогда подвергался мощнейшим бомбардировкам.

Архитектурный стиль и внешний облик церкви

Здание было возведено в стиле позднего барокко. Длина церкви составляет порядка 71 м, ширина - 51 м, а высота нефа - 27 м. В качестве облицовочного материала был выбран красный кирпич. Для создания декоративных элементов использовали известняк.

Главной отличительной особенностью храма является громадная статуя держащего в руках копье, конец которого пронизывает дьявола. Она выполнена из бронзы и установлена над главным входом, а потому хорошо видна посетителями.

Посещая Гамбург, церковь Святого Михаила, стоит обратить внимание на колокольню. Ее венчают самые большие в Германии часы, отделанные золотом, которое переливается в любое время суток. Также здесь оборудована смотровая площадка, открывающая прекрасный городской пейзаж.

Интерьер и убранство храма архангела Михаила

Внутри церковь такая, какой полагается быть любому зданию, построенному в стиле барокко - богатая и очень красивая. Оформление интерьера - весьма впечатляющее зрелище: здесь и алтарь размером в 20 м, созданный из мрамора, и картины библейской тематики, и рельеф, изображающий Тайную вечерю, сделанный из бронзы. Церковь Св. Михаила в Гамбурге - это сдержанное, но изящное архитектурное творение. Становится понятно, почему гамбургцы так защищали свою достопримечательность.

Церковь Святого Михаила в наши дни

Сегодня храм не только прекрасно выглядит и является полностью восстановленным, он остается действующим. Здесь проходят службы, выступает церковный оркестр с органом, звуки которого становятся еще более «сильными» во всех отношениях благодаря акустике. К слову, она здесь уникальна, вряд ли где-нибудь еще можно найти такие же мощные отзвуки.

Если собираетесь увидеть Гамбург, церковь Святого Михаила, стоит учесть, что посещать ее можно только после проведения службы. Туристам разрешается подняться на смотровую площадку, чтобы взглянуть на окрестности.

С конца осени и до середины весны работает с 10 утра до 17:30, а в теплое время года - с 9:00 до 19:30. Как и при посещении других церквей, нужно соблюдать дресс-код: никаких маек, шорт и коротких юбок.

Адрес храма архангела Михаила

Точное расположение: Englische Planke 1, 20459, Гамбург, Германия. В полукилометре от церкви есть станции метро Baumwall и Rödingsmarkt, а на расстоянии 600 м - St. Pauli.

Посещая этот немецкий город, обязательно нужно заглянуть и в храм в честь архангела. Не только потому, что церковь является одной из главных и его символом. Архитектурный облик, интерьер и, конечно, смотровая площадка на вершине - все это заслуживает внимания туриста.

Церковь Святого Михаила (Гамбург), по отзывам путешественников, оставит неизгладимое впечатление в душе. Это величественное здание, такое серьезное снаружи и нежное внутри является самым лучшим местом на земле для знакомства с поздним барокко и истинно-германскими мотивами. Многие туристы ставят перед собой целью в первую очередь посетить этот храм, а после того как побывают в нем, рекомендуют сделать это другим отдыхающим.

Интервью продолжает рубрику культурно-просветительского и паломнического центра святого апостола Фомы – Христианская Европа» – рассказы о православных приходах, истории христианских святынь и современной жизни европейских христиан.

– Отец Сергий, расскажите, как в Гамбурге, который всем известен как один из крупнейших портов мира, появилась русская паства?

– Порт предполагает терпимое отношение к иностранцам, потому что, подразумевает много торговых взаимодействий. Кроме того, Гамбург был одним из центров знаменитого торгового ганзейского союза. В это сообщество торговых городов входил также и наш Великий Новгород, поэтому русские купцы в Гамбурге и Любеке издревле были нередким явлением.

С городом Любек связан один интересный факт: известный русский святой блаженный Прокопий Устюжский был родом из северогерманских земель. В молодые годы он был успешным купцом в Любеке. Его торговые связи с Русью привели к тому, что в далеком XIII веке он не только принял Православие, но и стал одним из первых русских юродивых.

В начале XX столетия в Гамбурге было уже не только торговое русское население, дипломаты, но и представительство Свято-Владимирского братства. Именно оно начинает сборы средств для строительства первого храма в Гамбурге. В 1908 году на собранные средства был приобретен особняк в центре города, в котором и был освящен домовый храм во имя святителя Николая.

В этом храме служил будущий патриарх Тихон, по дороге к месту своего епископского служения в Америке. Тогда он молитвенно пожелал городу и его православной общине процветания.

– По сути, преподал благословение этой земле, это очень важно.

– Да. Есть замечательные слова, оставленные им в книге почетных гостей прихода, это напутствие гамбургской православной общине, чтобы она расцвела в древо благосеннолиственное (т.е. в большое дерево с пышной кроной дарующее в тени своей спасительную прохладу). Домовый храм долгое время был духовным центром и местом, где собиралась русская эмиграция. Он пережил печальные годы революции. Через Гамбург многие уезжали в Америку. Храм был постоянным прибежищем людей, которые часто находясь в сильной нужде, ждали своего выезда. После революции этот храм перешел в руки Свято- Владимирского братства, но со временем дом с храмом, к сожалению, был продан братством.

В другом гамбургском храме св. Прокопия Устюжского Русской Зарубежной Церкви устроен музей, рассказывающий о лишениях и трудностях людей, оказавшихся в Гамбурге после Второй Мировой войны. В Гамбурге было много лагерей перемещенных лиц. Внутри этих лагерей сооружались домовые храмы.

В музее собраны экспонаты, связанные с этими лагерными храмами: чаши для Святых Даров, кадила, которые собственными руками делали эти мужественные люди. Когда они уже имели возможность жить открыто, самостоятельно, они первым делом приступили к формированию своей новой православной общины. Вот эта многострадальная, послевоенная община смогла добиться того, что немецкая власть выдала земельный участок для строительства храма. Так в Гамбурге был построен небольшой храм. Со временем он был снесен, потому что, началась перестройка города. В качестве компенсации город выделил другое место под строительство храма. В 1965-м году было совершено освящение красивой церкви в псевдорусском стиле, в строительстве которой участвовал и город. Долгое время этот храм, музей которого упомянут выше, был единственным и главным прибежищем всех русских православных людей.

Но, когда, в начале 90-х годов, хлынул поток эмигрантов из России, этот храм уже не мог вместить всех молящихся, всех желающих обрести духовное утешение. Возникла инициативная группа, ставшая семечком новой общины Русской Православной Церкви.

– Что естественно, потому что, Гамбург очень большой город .

– Да, Гамбург – это второй по величине город в Германии, крупнейший работодатель. Поэтому многие русские эмигранты сюда стремятся. В 2001 году решением Священного Синода Русской Православной Церкви Московского Патриархата был открыт новый приход в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского.

По благословению архиепископа Феофана протоиерей Борис Устименко первым начал возделывать целину нового прихода. Отец Борис, является не только благочинным Северной Германии, но и фактически новым миссионером этих мест, поскольку является отцом основателем большинства северогерманских общин. Приезд отца Бориса в Гамбург совпал с тем, что приход Сербской Православной Церкви выходил из того помещения, которое они долгое время снимали у Евангелической Церкви. Получилось так, что то намоленное место, где около 20 лет совершалась Божественная Литургия, перешло в наследство новой общине.

Однако, проблема заключалась в том, что была очень высокая арендная стоимость. Это помещение представляло собой спортивный зал в лютеранском детском садике. По договору за него нужно было платить полторы тысячи евро в месяц. В 2003 году ваш покорный слуга был назначен в Гамбург. Главным делом моего служения стал поиск нового помещения. Господь нас щедро утешил тем величественным собором, где община располагается ныне. На тот момент это был храм Лютеранской Церкви, но богослужебная жизнь в нем практически сошла на нет. Для нас же этот храм был интересен тем, что помимо того, что он находится в центре города, по своей архитектуре он не типичен для лютеранских северогерманских храмов, так как в свое время строился для армянской общины.

Архитектор Лоренце учился в Тифлисе и свою любовь к кавказской архитектуре воплотил в этом проекте. Тут конечно не только Кавказ угадывается. Это неороманский стиль с элементами готики. При этом сохраняется крестово – купольная система, с большим алтарем, что опять же, нетипично для лютеран, но было желательно армянам и оказалось радостным сюрпризом для нас. На стадии согласования проекта с городом, армянская община от строительства отказалась, но архитектор убедил синод Лютеранской Церкви реализовать проект. Одним из аргументов было то, что присутствующая в проекте система круга, по мысли архитектора, наиболее соответствует лютеранскому пониманию проповеди слова Божия. Ведь длинные соборы для органов и помпезных служб. А лютеранам важно слово и люди собираются вокруг пастыря.

– И вот опять же, идея круга обращает к древней, еще катакомбной церкви .

– Да. В итоге этот аргумент очень понравился лютеранам. Когда мы впервые увидели этот храм, то поняли, что он выглядит как готовый православный и сразу начали переговоры.

Тогдашний епископ города Гамбурга – госпожа Мария Эпсон (теперь уже традиционно, что лютеранский епископ города Гамбурга – женщина) была большой почитательницей России, русской культуры и поклонницей Петербурга. Существовала тесная связь между Североэльбской епархией Евангелическо-Лютеранской Церкви и Санкт- Петербургской митрополией Русской Православной Церкви. Этот благоприятный фон межцерковных отношений помог нам в переговорах с Лютеранской Церковью. Долгое время решали, какая будет форма передачи храма. Но выяснилось, что земля, на которой стоит храм, принадлежит городу, а не церковной общине, так как находится в центральной части Гамбурга.

По немецкому закону владеет зданием тот, кто владеет землей. Поэтому, пришлось к нашим переговорам привлекать третью сторону, уже город Гамбург. И в итоге мы пришли к тому, что Евангелическая Церковь нам передала этот собор символически за 1 евро, но при условии, что мы по рыночной стоимости покупаем у города землю под собором. Вот так, при личном благословении и участии тогда митрополита Кирилла, нынешнего Святейшего Патриарха (который нашел средства для покупки земли) был приобретен земельный участок с собором. В конце декабря 2004 года была совершена последняя месса Лютеранской Церкви в храме и сразу по окончании мессы своды храма наполнились гимнами благодарственного молебна. Для Лютеранской Церкви было важно и радостно, что храм переходил в собственность христианским общины.

– Почему храм освящен во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского?

– В этом, конечно, есть и глубокий смысл и логика. Ведь Гамбург является городом-побратимом или, лучше сказать, партнером (как говорят немцы) города Санкт- Петербурга. И поэтому хотелось провести духовную нить между нашими городами. Отец Иоанн не только один из самых почитаемых святых русской северной столицы, но покровитель моряков, которых он окормлял в Кронштадте.

– Это очень важно, потому что он служил в Андреевском соборе, который, как мы помним из его жития, он увидел во сне.

– Я вам про благословение и сны еще интереснее расскажу! Когда Свято – Владимирское братство в начале XX столетия объявило по всей России сбор средств на храм в Гамбурге, один из первых, кто откликнулся на этот призыв, был отец Иоанн Кронштадтский. Господь, видимо, подсказал ему, что здесь со временем придется еще потрудиться. Для нас это прижизненное внимание батюшки к Гамбургу очень важно.

На самом деле это очень важно, потому что, мы сейчас как раз переходим к современности. Православный храм во имя св. Иоанна Кронштадтского сейчас является одним из самых крупных православных центров в Германии. Расскажите об этом отдельно, чем живет современный приход?

– Во-первых, люди, оказавшиеся заграницей, особенно в первое время, переживают очень тяжелый период адаптации. Этот интеграционный процесс некоторым оказывается вообще не под силу. Большинство людей, (русские люди талантливы и активны) очень быстро учат язык, находят работу и сразу же ведут насыщенную жизнь, но все равно, жизнь в рассеянии не сладкая, хлеб дается большим трудом.

Поэтому, когда все эти интеграционные тяготы обрушиваются на человека, вопросы духовной жизни обостряются, и люди начинают искать храм, где они могли бы получить какую-то духовную поддержку и утешение, где они могли бы встретить единомышленников, соотечественников, просто поговорить на родном языке, вспомнить свою Родину. Такой душевный фактор важен, поэтому храм заграницей, становится не просто приходским храмом, но и фактически родным домом. Эта особенность присутствует почти во всех заграничных приходах.

Другая интересная особенность прихода заключается в том, что большинство людей, влившихся в жизнь общины активно и с удовольствием, не имели за своими плечами в странах бывшего Советского Союза опыта церковной жизни. Впервые переступили порог храма именно здесь, заграницей. Поэтому, я не знаю, как другие приходы, но наш просто обречен был стать миссионерским. На приходе довольна большая «текучка». Мы периодически со слезами провожаем какую-нибудь семью, в силу того, что люди нашли работу в другом городе. При этом, тут же появляются минимум две новых семьи. И перед нами встает задача опять, с начала все рассказывать и объяснять. Это, конечно, тоже требует и времени и определенных площадей. А ситуация возникла такая, что хоть мы и стали собственниками крупнейшего в Германии собора, однако при нем совершенно отсутствовали подсобные помещения.

Была только маленькая кухня, которая, нам постоянно демонстрировала чудеса растяжения стен, потому что, в эту кухню постоянно помещалось немыслимое количество людей. В ней хор проводил спевки. В ней была и воскресная школа, и рисование, и пили чай, кого-то постоянно поздравляли и поминали. Маленькая каморка стала точкой постоянного кипения. Это было не просто. При этом, несмотря на дружную атмосферу, было понятно, что долго мы так не протянем, начнем понемногу есть друг друга.

Кроме миссионерских трудов, другая важнейшая задача, которая стоит перед каждым приходом за рубежом – образование наших детей. Вот основные грани современного прихода – миссионерская, образовательная, культурная и праздничная.

Все это вместе привело нас к тому, чтобы мы начали активно думать и о возможности получения каких-то дополнительных площадей для вне богослужебной деятельности. Буквально рядом с нашим храмом стоял старый двухэтажный дом. Не буду рассказывать о всех трудностей и скорбях, однако сегодня на месте того ветхого строения красуется большой новый дом, ставший духовно-культурным и образовательным центром нашей общины. Несмотря на то, что часть площадей мы сдаем в аренду для получения средств, позволяющих нам гасить полученный на строительство банковский кредит, большинство площадей служит благу общины. Зал русского языка и литературы с библиотекой, художественная школа, курсы русского языка и литературы, математики, группы воскресной школы.

Комнаты для гостей общины (в которые гостеприимно приглашаем всех читателей). Центр физиотерапии, где прихожане могут восстановиться для дальнейших подвигов. В нашем доме расположился большой зал, где община проводит свои праздники и встречи. В зале постоянно проводятся концерты классической музыки и литературные встречи. Сам дом было решено назвать Дом Чайковского. Сейчас этот дом известен многим гамбуржцам как место русско-немецкого культурного обмена. Есть дом, есть площади, есть множество талантливых людей, которые могут воплощать свои идеи. Продолжаем активно трудиться. Удивительное чудо – за 15 лет своего существования община из маленькой группы энтузиастов, ютившихся в спортзале лютеранского детсада, стала крупной, крепкой общиной на ответственности которой находится собор, духовно-культурный и образовательный центр (дом Чайковского) и православное кладбище с деревянным храмом.

– Как появилась идея создания православного кладбища?

– Думы о важности такого проекта возникли давно. Мыслей «за» было много. Это и возможность компактно, согласно православным традициям, погребать православных людей, это и важность систематической литургической молитвы об усопших: есть сложности согласования наших традиций со сложившейся погребальной практикой в некоторый землях Германии. Но, вот был найден участок, нашлись доброхоты взявшиеся помочь построить храм и создать целый парк с деревянной архитектурой. Православные гамбуржцы очень полюбили уютный храм. Наши батюшки совершают богослужения в нем в 1 и 3 субботу месяца, (причем в первую субботу Литургию поет детский хор нашего прихода) а по воскресениям получила возможность совершать свои регулярные богослужения немецкоязычная православная община свв. Кирилла и Мефодия.

С апреля по июнь Сергей Мудров находился по научно-исследовательской программе в Гамбурге (Германия), где вёл краткий церковный дневник. Предлагаем читателям «Правмира» выдержки из дневника, в основном связанные с впечатлениями от приходов в Гамбурге и Люнебурге.

Сегодня первый раз был на службе в храме св. Иоанна Кронштадтского в Гамбурге. Доехал на метро до станции «Мессехален», оттуда прекрасно видно здание храма, ранее принадлежавшего протестантской церкви. Мало где в Европе у православных есть такие большие и просторные храмы; всё-таки в основном православные или ютятся в арендуемых помещениях (например, в Барселоне или Лиссабоне), или служат в собственных, но небольших церквах (скажем, в Манчестере или Роттердаме). В Гамбурге храм принадлежит приходу, и его вместимость составляет, вероятно, не меньше 500 человек. Община Московского патриархата очень молодая - она была образована в начале 2001 года и приобрела храм в 2004 году.

В будний день на Литургию Преждеосвященных Даров пришло совсем немного людей, не больше двадцати человек. Служба началась в 15.30 и проходила в сокращённом варианте, закончившись примерно через полтора часа. После Литургии я подошёл к чтецу Александру и поинтересовался, не нужна ли в храме посильная помощь при чтении (чтец я не особо голосистый, но в случае необходимости почитать могу). Александр, естественно, ответил, что необходимо благословение настоятеля - протоиерея Сергия Бабурина. В это время в нашу беседу вмешался стоявший рядом мужчина (как я узнал позже, Юрий Григорьев): «Нужна помощь в Люнебурге, там как раз завтра будет служба».

Люнебург? Это название я слышал первый раз, но почему бы туда не съездить? Юрий посоветовался с отцом Геннадием Сорокопытом, одним из трёх священников гамбургского храма (он же - настоятель люнебургского прихода Воскресения Христова). Согласие было получено.

Утренним поездом, на 7.53, мы втроём (отец Геннадий, Юрий и я) выехали из Гамбурга в Люнебург. Ехали в юго-восточном направлении, чуть больше получаса. Потом от станции около пяти минут на автобусе. Православная община в Люнебурге арендует помещение католического прихода. Сами католики размещаются в каком-то странном сооружении, именуемом экуменический центр. Снаружи центр похож на библиотеку; особого христианского присутствия здесь не чувствуется. Единственное: у входа установлен крест, но выполнен он в модернистском стиле, так что усмотреть в нём орудие страданий Христовых непросто. Интересно, кто решил «отметиться» таким новаторством: протестанты или католики?

В экуменическом центре два молитвенных зала: в одном собираются протестанты, в другом - католики. У протестантов, как обычно, жуткая пустота в храме, словно и не было истории церкви с апостолами и святыми. У католиков лучше, но не намного: какие-то странные скульптуры, якобы изображающие библейские сюжеты, но в реальности отдающие абстракционизмом Малевича. Скульптура распятия Христа на каком-то дереве мне вообще показалась кощунственной, а скульптура побиения Стефана камнями - непонятной (без объяснений отца Геннадия я бы, наверное, долго ещё гадал, что за замысел вложил немецкий скульптор в это произведение). К чему этот модернизм в христианстве?

Грустно, что православным приходится молиться в столь «экуменическом» окружении, но куда деваться? Католики за четыре часа аренды берут 75 евро. Перед началом службы зал надо приготовить: в центре ставится аналой с православной иконой, в алтаре (впрочем, полностью открытое пространство мало напоминает алтарь православного храма) помещается стол, который будет служить жертвенником. На католическом престоле священник расстилает антиминс. Из кладовой приносят книги и свечи. Юрий, которому предстоит алтарничать, несёт пономарские принадлежности. Они лежат в одном из помещений центра; там же хранятся священные сосуды - потир и дискос. Проходит не менее получаса, прежде чем удаётся подготовить зал к началу православной Литургии.

Около десяти отец Геннадий возглашает обычное «Благословен Бог наш…», и я начинаю чтение Часов. Сегодня две службы: Литургия св. Иоанна Златоуста, а затем-соборование. Людей немного - на Литургии чуть больше двадцати человек. К началу соборования приходит ещё несколько человек. Чин соборования отец Геннадий немного сокращает, чтобы уложиться в арендное время. Затем мы с помощью прихожан быстро уносим из зала всё, что делало его хотя бы немного похожим на православный храм, и отправляемся в обратный путь. До вокзала нас довозят прихожане; остаётся только дождаться поезда на Гамбург.

В Гамбург приезжаем днём, я ещё успеваю заехать домой, пообедать и после этого спешу на вечернюю службу в собор. К счастью, приезжаю вовремя. Становлюсь справа, у стены. Но когда из алтаря выходит отец Сергий, он направляется ко мне, здоровается и спрашивает - не тот ли я человек, который хотел читать в храме.

Если будет такая возможность, и чтобы я этим никого не ущемил и не обидел, - отвечаю я. - Всё-таки мне неудобно вторгаться в распорядок храма.

Ничего, у нас все нормально воспринимают, - говорит священник. - Идите в алтарь, облачайтесь в стихарь.

Я иду в алтарь, здороваюсь там с отцом Дионисием, а также с двумя алтарниками - Виктором и Дмитрием (других алтарников в тот вечер не было). Замечаю, что все очень приветливы, готовы прийти на помощь, и никто не видит в новичке «конкурента». Мне разрешают прочитать Шестопсалмие. Читаю не без волнения, но вроде бы нормально. Одна проблема: мой тихий голос, увы, не слишком подходит для большого храма. Сразу вспоминаю Александро-Невский собор в Таллине, где все чтения, включая Часы и Шестопсалмие, проходят с микрофонами. Но у гамбургских чтецов сильные, хорошо поставленные голоса, поэтому им микрофоны не особо-то и нужны…

Впрочем, со временем в приходе св. Иоанна Кронштадтского эту проблему для меня решили: Дмитрий нашёл портативный микрофон, который я смог прикреплять к стихарю. Читать стало намного проще.

Сегодня . Литургия по расписанию, размещённому на сайте прихода, должна начаться в 10 утра, но я приехал намного раньше, ведь Часы начинают читать в 9:30. Мне разрешили прочитать 3-й час.

Служат три священника - отец Сергий начинает исповедь, затем возвращается в алтарь для служения Литургии, а исповедь принимают отец Геннадий и отец Иоаким. Отец Дионисий уехал в Шверин - там он служит по воскресеньям. Исповедников очень много, храм полон людей: первый раз я вижу в Европе такой многочисленный приход. Причащают на три чаши, число причастников превышает 240 человек! Очень много среди них детей.

Отец Иоаким, которому я, вместе с одним из алтарников, помогаю при причащении (держу плат), многих помнит по имени, с детьми разговаривает, спрашивает, сколько им лет, хвалит, говорит добрые слова. К причастникам-немцам у него обращено доброжелательное «зер гуд» (очень хорошо), но большинство причастников - русскоязычные. Причастие заканчивается, однако к аналою, у которого принимают исповедь, всё ещё длинная очередь. Чашу снова вынесут после отпуста - причастников действительно очень много.

На я уехал в Манчестер, поэтому встретить в Гамбурге не удалось. Впрочем, празднование Воскресения Христова в Покровском храме Манчестера уже стало для меня доброй традицией последних лет.

Сегодня праздник . Последний день моего пребывания в Гамбурге. Мне разрешают прочитать Часы и Апостол.

После Литургии - чаепитие в левой части храма, добрая традиция прихода (правда, только в будние дни, когда не очень много прихожан). Я прощаюсь со священниками, со знакомыми мне прихожанами. Немного грустно расставаться с приходом - всё-таки я привык к нему за два месяца. Наверное, для меня это был хороший урок и в плане чтения, и в плане помощи в алтаре. Не всегда всё хорошо получалось, иногда ошибался - но не ошибается ведь тот, кто ничего не делает. С грустью я выхожу из Церкви, но внутренне радуюсь тому, что меня ждёт встреча с родными храмами в Барановичах.

06.03.2013

О том, какое значение имеет православный храм для соотечественников в Германии, как начиналась жизнь общины с богослужений в спортивном зале детского сада и как домом для нее стал величественный храм в неороманском стиле, какой интерес вызывает Православие у немецкого общества, рассказывает настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Гамбурге протоиерей Сергий Бабурин.

Отец Сергий, как, по Вашему мнению, воспринимают русский православный храм наши соотечественники, из-за тех или иных обстоятельств жизни оказавшиеся в дальнем зарубежье? Они приходят в храм, потому что видят в нем, прежде всего, островок Отчизны, место, где можно получить помощь и утешение, или же главное - что это Дом Божий, где можно молиться на знакомом языке и в соответствии с традициями Русской Церкви?

– Главное, что радует каждого священника, встречающего своего соотечественника в храме, – это восприятие им храма как Дома Божия и чувство благоговения, присущее нашему народу. Но спектр отношения к храму очень различный. Все больше людей проходят период воцерковления – это самая большая радость.

Действительно, храм в диаспоре – это и место утешения человека, тяжело переживающего разрыв с Родиной и постигающего горький вкус эмигрантского хлеба. Конечно, встречаются люди, которые с головой окунаются в процесс ассимиляции, стараются стать немцами больше, чем сами немцы, но чаще всего именно здесь в отрыве от Родины люди впервые переступают порог храма. Искренне стараются участвовать в мероприятиях общины, приобщать детей к Церкви.

Но мы, как и все, пожинаем плоды религиозного невежества наших соотечественников. Порой степень невежества и язычества потрясает, особенно странно видеть это в сочетании с хорошей образованностью и желанием иметь и постоянно озвучивать свое мнение. Храм открыт каждый день, и подготовленные дежурные с любовью стараются встречать каждого.

Ваш приход – один из самых «молодых» среди приходов Берлинской и Германской епархии Русской Православной Церкви, его история насчитывает немногим более десяти лет. Не могли бы Вы рассказать о том, как начиналась его история?

– Начиналось все с инициативы нескольких семей, обратившихся к архиепископу Берлинскому и Германскому Феофану с просьбой прислать священника. Произошло это в крещенские дни 2001 года.

Первым пастырем и духовником общины был протоиерей Борис Устименко. В начале жизнь была исполнена лишений, поскольку община ютилась с спортзале лютеранского детского садика, за который приходилось отдавать непосильную для общины арендную плату. Но именно там община родилась и прошла первые шаги духовного становления. Первые трудности очень сплотили людей. Там у нас была возможность часто собираться, и в храме проходили постоянные беседы и совместное изучение Священного Писания.

Можно сказать, в новый храм переехала уже крепкая, дружная и состоявшаяся община.

Ныне местом молитвы вашего многочисленного прихода является церковь, освященная во имя одного из особо почитаемых Русской Церковью святых – праведного Иоанна Кронштадтского. Расскажите, пожалуйста, как несколько лет назад это построенное в неороманском стиле величественное церковное здание стало православным приходским храмом.

– Храм, действительно, очень красив. Он нетипичен для северной Германии. Изначально храм проектировался для армянской общины, поэтому имеет много знакомых для нас элементов православной архитектуры. Затем, когда армянская община на стадии согласования проекта от него отказалась, архитектор убедил руководство Лютеранской Церкви этот проект воплотить в жизнь для лютеранской общины. В борьбе за свой проект он приводил аргументы, что длинные базилики – наследие Католической Церкви – не подходят лютеранам, которые должны, сидя кружком вокруг пастора, изучать Писание. Этот аргумент понравился, и в Гамбурге в начале XX века появился напоминающий древние ротонды храм с алтарной апсидой, развернутой на восток.

Несмотря на центральное положение храма, к концу прошлого столетия лютеранская община в нем почти распалась. Он был приписан к соседнему приходу, в этом здании проходили концерты и выставки. Он также сдавался в аренду разным иностранным общинам. Неизбежность капитального ремонта страшила Лютеранскую Церковь.

Нам удалось провести переговоры таким образом, что храм был передан нам за символическую цену в один евро при условии, что православная община по рыночной цене выкупит у города земельный участок под храмом. Так в центре Гамбурга появился островок русской земли с храмовым зданием. В дело его ремонта и благоукрашения с головой окунулась вся община, и теперь уже совершенно невозможно узнать в нем когда-то полузаброшенный храм.

Храм венчает купол и пять золотых крестов, сооружен фресковый иконостас и мозаичный пол. Процесс благоукрашения продолжается.

Сайтом одного из русских приходов за рубежом некоторое время назад была опубликована фотография, на которой видно, что во время богослужения площадка перед храмом превращается в «парковку» для самых разнообразных колясок, которые оставили пришедшие на службу мамы с детьми. Сейчас и в России уходит в историю стереотип о том, что в храмах бывают одни бабушки. А как можно охарактеризовать состав гамбургского прихода, кто составляет его основную часть?

– Действительно, очень много в храме деток. По воскресеньям около ста детей причащаем. На Рождество раздали 400 детских подарков. Очень радует, что у прихода есть будущее.

Много в храме и подростков, молодежи. С ними проводятся регулярные встречи. Существует молодежная интернет-рассылка, в которой участвует около восьмидесяти ребят. Они с радостью откликаются на социальные проекты, охотно помогают приезжающим из России на лечение больным людям.

Кроме того, осуществляется проект семейного лагеря – смены проходят в осенние и весенние каникулы.

Естественно, любви к Богу «все возрасты покорны». Много у нас и людей преклонных лет. Слабеющие прихожане подвигли нас к идее перейти с единичной помощи на систематическую. Члены нашей приходской общины создали патронажную службу по уходу за больными и престарелыми «Покров», она обслуживает уже около восьмидесяти человек. Все сотрудники получают зарплату от немецкого государства.

Богослужения в храме святого Иоанна Кронштадтского совершаются не только на церковно-славянском, но и на немецком языке. Значит ли это, что для значимой части ваших прихожан родной является немецкая речь? Кто они, потомки эмигрантов или коренные жители, принявшие Православие?

– Немецкоязычная часть нашего прихода не значительна, чаще всего это представители смешанных семей. Есть и коренные немцы, принявшие Православие. Интересная группа – молодые представители других Поместных Православных Церквей, которые чувствуют себя на наших немецкоязычных службах более уютно, чем в собственных общинах, где часто царит национально-семейный дух.

С сожалением следует отметить и неизбежное явление – потерю русского языка нашими детьми. Стараемся всеми силами этому противостоять, но факт остается фактом: все более родным для многих становится немецкий, и молиться многим детям легче на немецком языке.

Раз в месяц у нас совершается богослужение целиком на немецком языке. Все больше немецких вкраплений появляется также в воскресеном богослужении.

Гамбургский приход активно занимается просветительской работой: действует воскресная школа, проходят публичные лекции… Не могли бы Вы познакомить наших читателей с этой стороной деятельности прихода?

– У нас две группы воскресной школы. В младшей с детьми занимаются рукоделиями, читают рассказы и сказки. Малыши учат вместе молитвы. В старшей группе детям предлагается более серьезный материал. Мы отказались от попытки давать систематический курс, поскольку регулярно посещать храм получается далеко не у всех семей. Беседы строятся как самостоятельный урок с темой, которая раскрывается в рамках одной встречи.

Дети занимаются в школе во время богослужения до Евхаристического канона и затем приводятся в храм. В первое воскресенье месяца часть богослужения поет наш детский хор, занятия в котором проводятся каждый воскресный день после Причастия.

Кроме того, в нашем храме раз в три месяца проводятся спецкурсы, для чтения которых мы приглашаем лекторов из России. По средам и по воскресеньям, когда храм не занят (два раза в месяц у нас после воскресной Литургии совершается богослужение на грузинском языке), в нем проходят беседы.

Есть ли у прихожан возможность проводить вместе внебогослужебное время? Организовываются ли совместные праздники, спортивные или иные досуговые проекты?

– Кроме организации семейного лагеря, о котором я рассказывал, проводим время от времени детские праздники. В городе очень много разных кружков, курсов, спортивных секций, в которых активно занимаются наши прихожане. Спонтанно возникли внутри прихода боксерская и волейбольная группы.

Хотелось бы проводить больше приходских праздников, но мы скованы отсутствием помещения для внебогослужебной деятельности. Сейчас начато строительство духовно-культурного и образовательного центра, и теперь это предмет главных беспокойств и молитв наших прихожан.

В России мы нередко слышим о различных процессах в Западной Европе, которые вызывают у верующих обоснованные опасения. Среди них – официальное признание однополых браков в ряде стран, обязательное внедрение в государственных школах «полового просвещения», вмешательство социальных служб некоторых государств во внутреннюю жизнь верующих семей, в том числе в вопросы соблюдения детьми постов. Встречаются ли православные в Германии с какими-либо негативными явлениями в обществе, которые оказывали бы непосредственное влияние на их жизнь?

– Если честно, то острых проблем я не встречал, хотя часто что-то об этом приходится слышать. Во всяком случае, тем, кто желает быть серьезным, строгим к себе христианином, ничто не помешает в современной Германии. Трудно, конечно, молодым сохранять себя среди развращенного общества, но эти процессы глобальны.

В Гамбурге есть еще община Русской Зарубежной Церкви. Как бы Вы охарактеризовали отношения между приходами?

– Как искренне братские.

Являются ли православные приходы, их деятельность заметным явлением в жизни германского общества?

В Германии интерес общества к Православной Церкви все пристальнее. С огромной симпатией и заинтересованностью немецкое общество наблюдает за кипучей деятельностью православных приходов и их многолюдностью. Огромен интерес к эстетической стороне жизни Православной Церкви. Священник присутствует и в больницах, и в тюрьме, постоянно поступают от местных школ просьбы привести детей в храм для рассказа о Православной Церкви.

Нет волны обращений, особого всегерманского звучания православной миссии, но важно, что Православная Церковь, действительно сегодня становится частью жизни немецкого общества.

Беседовала Наталия Бубенцова

По этому адресу «прописан» крупнейший в Германии православный центр. К его созданию причастны и патриарх Кирилл, и схиархимандрит Илий (Ноздрев), и Иоанн Кронштадтский, во имя которого освящен стоящий на площади величественный собор. С его настоятелем протоиереем Сергием Бабурины беседует наш корреспондент Людмила Дианова.

– Отец Сергий, как появилась русская паства в портовом немецком городе?

– Портовый город – место по определению многолюдное и многонациональное, средоточие различных торговых связей. Когда-то Гамбург и Великий Новгород входили в знаменитый Ганзейский союз торговых городов. Это значит, что русские купцы и сопровождавшие их люди были здесь частыми гостями. К началу XX столетия в Гамбурге сформировалась довольно многочисленная русская диаспора из торговцев, промышленников, студентов, дипломатов. Ну а как русскому человеку без храма? На помощь пришло Свято-Владимирское братство. Оно объявило в России сбор средств на строительство церкви святителя Николая. И одним из первых, кто откликнулся на этот призыв, был отец Иоанн Кронштадтский.

– После революции 1917 года русских эмигрантов в Гамбурге стало, очевидно, еще больше…

– Их число увеличилось в разы, и Никольский храм был тем местом, где несчастные, лишенные Родины люди могли немного «отдышаться», получить материальную помощь и духовную поддержку. Некоторые потом уезжали в Америку. Но многие оставались, находили работу, ведь Гамбург – крупнейший город-работодатель. Неслучайно в годы Второй мировой войны именно здесь создавались лагеря для перемещенных лиц.

Собор святого праведного Иоанна Кронштадтского — один из самых больших храмов в Гамбурге

– Что значит «перемещенных»?

– Так называли людей трудоспособного возраста, вывезенных с оккупированных территорий Советского Союза. Их предполагалось использовать в немецкой промышленности и сельском хозяйстве. Это была, по сути, бесплатная рабочая сила. В лагерях заключенным разрешали сооружать небольшие домовые храмы, молиться в них. После победы над фашизмом узников освободили, однако, опасаясь преследований, которым подвергались оказавшиеся в плену люди, не все решались вернуться на Родину. И вот те, кто остался в Гамбурге, создали свою православную общину и добились у немецких властей разрешения построить храм.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский — небесный покровитель храма

Святитель Ансгар, епископ Гамбургский — небесный покровитель храма

Речь идет о том соборе, где Вы сейчас служите?

– Нет-нет… Тот послевоенный храм в связи с перестройкой города был снесен вскоре после того, как был сооружен. В качестве компенсации общине выделили другой участок под строительство. В 1965 году на нем выросла красивая церковь в псевдорусском стиле. Ее освятили в честь блаженного Прокопия Устюжского, который, как мы знаем, до принятия православия был немецким купцом. Долгое время этот храм оставался единственным прибежищем для наших соотечественников, проживающих в Гамбурге. Но когда в 90-х годах из России хлынул поток эмигрантов, эта небольшая церковь уже не могла вместить всех молящихся. В 2001 году решением Священного Синода Русской Православной Церкви Московского Патриархата был создан новый приход во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, а в 2003-м я получил назначение в Гамбург. Сразу же стал искать подходящее помещение для храма и молиться небесному покровителю нашей российский батюшка, отец Иоанн, откликается на обращенные к нему молитвы, хорошо известно многим. Через год мы уже служили благодарственный молебен в одном из самых красивых церковных зданий Гамбурга.

– Как же так получилось?

– Кроме как чудом это не назовешь. До конца 2004 года храм принадлежал Лютеранской Церкви, но богослужебная жизнь в нем практически сошла на нет, и мы поняли, что у нас есть шанс. Тогдашний епископ города Гамбурга – госпожа Мария Эпсон – была большой поклонницей России и русской культуры…

– Простите, а разве женщина может быть епископом?

– Лютеранским – да. И в Гамбурге епископ – традиционно женщина. Я сам к этому не сразу привык. Скажу больше: если бы мне в семинарии приснился сон, что я пью чай с лютеранской епископшей, я бы, наверное, от ужаса не проснулся. А теперь это часть моей жизни. Лишь благодаря нашим добрым отношениям с лютеранами удалось тогда и собор приобрести. Евангелическая Церковь уступила нам его за символическую цену… в 1 евро. Однако по немецкому закону зданием владеет тот, кто владеет землей. А поскольку храм находится в центре города, то цена за участок оказалась неподъемной.

– Кто же помог на этот раз?

– Митрополит Кирилл, нынешний Святейший Патриарх. Он лично уладил формальности и нашел необходимые средства для покупки земли. В результате все были довольны. Наша община наконец обрела свой дом, а лютеранам было важно, что храм остался у христиан. Нас еще очень радовало, что собор по своей архитектуре был во многом похож на православный. Дело в том, что его строил для армянской общины архитектор Лоренце, обучавшийся в Тифлисе. Отсюда и крестовокупольная композиция, и огромная алтарная апсида. Похожие храмы можно увидеть на Кавказе. Архитектор был влюблен в Кавказ, и свою любовь к нему выразил в этом проекте.

– Но позже храм все же был передан лютеранам…

– Это так, и в нем появился огромный витраж с изображением Лютера и его учеников. И вот что интересно. Когда город во время Второй мировой войны подвергся бомбежкам, Господь сохранил этот храм. Все в нем осталось невредимым, кроме того витража, разбившегося от взрывной волны. Разве это не промыслительно? При всем уважении к переводчику Библии на немецкий язык, господину Лютеру, сегодня нам было бы некомфортно совершать православные богослужения в его «компании».

– Вам, очевидно, пришлось сильно изменить внутреннее убранство, «вписать» в него православный иконостас…

– Безусловно. И наш иконостас несколько отличается от традиционных. Вы не увидите на нем много позолоты. Дело в том, что все пространство храма буквально пронизано светом, льющимся из огромных фигурных окон, и золото бы сильно бликовало на иконах и резьбе, отвлекало от молитвы. Замечательный иконописец А. Солдатов предложил создать фресковый иконостас, который мягко воспринимается при любом освещении. Все получилось как нельзя лучше…

– …и можно было почивать на лаврах.

– До этого еще далеко. Вскоре выяснилось, что в нашем просторном храме совсем нет подсобных помещений, кроме маленькой кухни, которая постоянно демонстрировала чудеса растяжения стен. В нее помещалось немыслимое количество людей. Хор устраивал здесь свои спевки, воскресная школа проводила занятия. Кто-то рисовал, кто-то пил чай. И постоянно кого-то поздравляли и поминали. Несмотря на то, что атмосфера на кухне царила вполне дружеская, было понятно, что долго мы так не протянем. Нам нужен был приходской дом. И снова удача. Появилась возможность построить его рядом с храмом, но требовалась огромная сумма денег. Святейший Патриарх и здесь нам помог с покупкой земли, но денег все равно не хватало, и мы взяли банковский кредит, решив, что приходской дом сможет выкупить себя сам.

– Каким образом?

– Часть помещений мы сдаем в аренду, чтобы погасить кредит. А в остальных устроили аудитории для занятий, библиотеку, разместили художественную школу, секретариат храма. У нас теперь есть и своя просфорня, и гостевые комнаты (в которые мы радушно приглашаем читателей журнала), и центр физиотерапии, где наши прихожане могут восстановиться после трудового дня. Но главное – мы располагаем большим залом на 180 человек. Здесь проводятся наши приходские праздники и собрания, беседы и различные лекции.

– Отец Сергий, а почему здание, построенное общиной, по сути дом причта, называется Домом Чайковского?

– Ответ очень простой – потому что он стоит на площади Чайковского. К слову сказать, площадь переименовали уже позже, когда на ней появился русский храм.

Петр Ильич очень любил этот город, часто бывал здесь. Именно в Гамбурге состоялась премьера его знаменитой оперы «Евгений Онегин». Немцы хорошо знают и любят творчество нашего великого соотечественника. И вот теперь появилась возможность предложить городу наш дом как площадку для русско-немецкого культурного обмена. У нас есть великолепный рояль, прекрасные исполнители, и мы всегда рады видеть гамбуржцев и гостей города на концертах классической музыки.

Хочу пояснить: Дом Чайковского – это не дом причта, поскольку в нем нет и не может быть жилых помещений для церковнослужителей (немецкие законы это запрещают). Он изначально задумывался как духовно-культурный и образовательный центр. И прежде всего – для наших маленьких прихожан, которые не должны терять связь со своей исторической родиной. У нас на высоком профессиональном уровне преподают детям русский язык, литературу, математику, рисование и другие предметы школьной программы.

– Можете ли вы назвать свой приход молодежным?

– В нашей общине есть люди всех возрастов: от мала до велика. Но наиболее активна все же молодежная группа. Она, когда надо, без моего участия, самостоятельно собирается в приходском доме. Ребята сами знают, где они сейчас нужнее: на уборке в храме, в клинике, чтобы поддержать приезжающих на лечение соотечественников, или на литературных встречах любителей русской словесности.

– А что еще, кроме собора и Дома Чайковского, включает в себя православный центр Гамбурга?

– Это парк русского деревянного зодчества, кладбище и небольшой храм при нем. Я, честно говоря, сомневался, разрешат ли нам власти города устроить здесь православное кладбище. Наши традиции сильно отличаются от погребальной практики, сложившейся в Германии. Требовалась сложная процедура согласований, поиск благотворителей. Но, с другой стороны, наши прихожане не вечны, и все они хотят быть похороненными по православному обычаю, который предполагает не только предание тела земле, но и постоянные молитвы о душах усопших. Мои сомнения разрешил навестивший нас в 2011 году схиархимандрит Илий.

– Старец специально приезжал в ваш храм?

– У батюшки много друзей в Германии. А в Гамбург он приезжал, чтобы разыскать могилу погибшего во время войны отца. Несмотря на свою занятость, отец Илий нашел время и для нас. Он с интересом познакомился с жизнью нашей общины и поговорил со всеми, кто нуждался в духовном совете. Тогда же он укрепил меня в мысли о необходимости православного кладбища в Гамбурге. Мы решили, какую церковь на нем строить. Но это были только планы, ничего конкретного, а батюшка нам и говорит: приеду на освящение храма. И знаете, это обещание вселило в нас уверенность, что все получится. Так и вышло. Вскоре мы подыскали подходящий участок, а благотворители, слава Богу, сами нашлись. Идея парка деревянного зодчества понравилась всем. И в августе 2014 года, исполняя свое обещание, к нам снова приехал отец Илий. Да еще с подарком! Он подарил на освящение храма звонницу из шести колоколов.

Православные гамбуржцы очень полюбили эту небольшую уютную церковь. В первую и третью субботу месяца в ней совершают богослужения батюшки нашего прихода, причем в первую субботу литургию поет детский хор, а по воскресеньям здесь молится немецкоговорящая православная община святых Кирилла и Мефодия.

– Отец Сергий, сколько наших соотечественников проживают сейчас в Гамбурге и каковы особенности служения в этом интернациональном городе?

– Очень разные цифры приходится слышать. Учитывая, что соотечественниками за границей мы часто называем всех выходцев из бывшего Советского Союза, то это цифра огромна – не меньше ста тысяч человек в самом городе и ближайших пригородах. Знаете, оказавшись в Гамбурге, просто невозможно его не полюбить. Здесь великолепная архитектура, множество парков и воды. Гамбург нередко называют городом мостов – их здесь больше, чем в Венеции или в Амстердаме. А что касается особенностей служения, скажу так: я не делаю различий по национальному признаку, мы стараемся оставаться единой православной семьей. У нас не звучат политические баталии. Слава Богу, русские, украинцы, грузины, молдаване, белорусы – все дружно живут в нашем приходе. Мы очень дорожим нашими почти семейными традициями и теплыми, искренними отношениями.

– Скажите, Вам удается совершать паломнические поездки по стране? В Германии ведь очень много православных святынь

– Мы были с приходом в Лейпциге, Потсдаме, Дрездене. Очень всем понравилась поездка в Трир, где хранится Хитон Господень. Мечтаем добраться до Кельна. Этот город, как и Трир, – настоящий кладезь древних святынь и христианских памятников.

– А в Москве удалось побывать?

– Впервые были в апреле этого года. Долго готовились. Многие наши прихожане вообще никогда не были в столице России и очень хотели ее увидеть. Первые несколько дней мы жили в гостинице «Университетская» Паломнического центра Московского Патриархата. За это время, посещая монастыри и храмы столицы, прошли, кажется, весь исторический путь, который был уготован Православной Церкви в нашей стране. Познакомились и с самыми древними кремлевскими святынями, и с первым на Москве Даниловым монастырем, и с трагической страницей истории русских новомучеников. Наши прихожане увидели не новый Вавилон, а православную златоглавую Москву, в которой с каждым годом становится все больше Божьих храмов.

Самые светлые воспоминания оставила у всех Троице-Сергиева лавра. Разве можно забыть вечерние прогулки по лавре и утренние братские молебны? Это теперь навсегда будет с нами.

– Но в России еще много святых мест, где непременно надо побывать…

– В будущем мы надеемся доехать до Санкт-Петербурга, побывать в Новгороде и на Валааме.

Полезная информация:

Православная студия веб-дизайна:

Фото предоставлены приходом храма прав. Иоанна Кронштадтского в Гамбурге