В чем проявляется самодурство дикого кратко. Самодурство - это плохо или очень плохо? Самодуры в литературе

В чем проявляется самодурство дикого кратко. Самодурство - это плохо или очень плохо? Самодуры в литературе
В чем проявляется самодурство дикого кратко. Самодурство - это плохо или очень плохо? Самодуры в литературе

1. Реализм драмы “Гроза”.
2. Портрет Савела Прокофьевича Дикого.
3. Кабаниха – глава “темного царства”.
4. Завершение власти Самодурства и невежества в драме А. Н. Островского “Гроза”

Идея создания драмы “Гроза” появилась у Александра Николаевича Островского в 1859 году после длительного путешествия по волжским городам. Принято считать, что прототипом главной героини этой пьесы – Катерины Кабановой – стала реально существовавшая женщина, Александра Клыкова. История ее жизни была очень похожа на судьбу

Катерины.

Интерес вызывает тот факт, что Островский завершил свое произведение примерно за месяц до того, как Клыкова утопилась в Волге, не выдержав издевательств своих родственников. Данное обстоятельство, безусловно, свидетельствует о том, что автор очень ярко и реалистично показал в драме “Гроза” жесткий конфликт, происходящий между разными поколениями в одном купеческом семействе.
Самодурство и невежество в драме А. Н. Островского “Гроза” показаны автором при помощи двух очень ярких образов – Савела Прокофьевича Дикого и Марфы Игнатьевны Кабановой (“Кабанихи”), свекрови главной героини.
Дикой – один из типичных представителей провинциального богатого купечества. Это человек, имеющий определенные права в городе и считающий, что ему дозволено если не все, то многое. О данном обстоятельстве свидетельствует следующее его высказывание:
Кулигин. За что, сударь, Савел Прокофьевич, честного человека обижать изволите?
Дикой. Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю…
Далее Островский указывает на то, что самодурство, недостойное поведение Дикого – вовсе не порочное качество, а природное свойство его “горячего своевольного сердца”. Беда Савела Прокофьевича в том, что он не предпринимает никаких попыток обуздать свой неукротимый нрав, и поэтому он безнаказанно творит все, что хочет.
Окружающие люди воспринимают Савела Прокофьевича неоднозначно. Например, Кулигин утверждает, что Дикому следует во всем уступать, чтобы не нарваться на грубость, но Кудряш вполне резонно возражает ему: “…кто ж ему угодит, если у него вся жизнь на ругательстве построена? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится…”.
Но никакой капитал, никакие средства не могут споспешествовать обогащению духовной жизни Дикого. Несмотря на непоколебимую убежденность в собственной правоте, он быстро поджимает хвост, сталкиваясь по воле случая с более значительной персоной. При этом ему вовсе не чужда самокритика: например, накричав во время великого поста на ни в чем не повинного крестьянина, который привез ему дрова, он публично извинился перед обиженным, чтобы не брать на душу греха.

Но этот “добрый” поступок – лишь очередная причуда богатого самодура, а не искреннее покаяние.
Жизнь Савела Прокофьевича построена вокруг денег, капитала – по его мнению, все хорошее можно купить, а отдавать деньги “просто так” следует только в исключительных случаях. Сам он прямо говорит об этом: “Я отдать отдам, а обругаю”.
В отличие от Дикого Марфа Игнатьевна Кабанова, которую окружающие именуют “Кабанихой”, придерживается устоявшихся норм старой морали, точнее, ее худшей стороны. Соблюдая правила и законы “Домостроя”, она скрупулезно отбирает только те, которые выгодны ей, не обращая внимания на остальные. К сожалению, она не соблюдает самый главный, ключевой закон – нельзя осуждать людей, случайно согрешивших, следует прежде всего подумать о собственных прегрешениях и позаботиться об этом.

Кабаниха же находит негативные стороны во всем – даже в момент прощания Катерины с мужем, уезжающим по делам на дне недели, недобрая свекровь находит повод для ехидного иысказывания: “Что ты на шею-то виснешь, бесстыдница! 11е с любовником прощаешься! Он тебе муж, глава! Аль порядку не знаешь?

В ноги кланяйся!” При этом к сыну Марфа Игнатьевна относится слишком сурово, навязывая свои м. чгляды, не давая ему жить самостоятельно.
Возможно, подобный деспотизм, стремление к безграничной власти над домочадцами и не были основной чертой характера Кабановой. Она пыталась всеми силами поддерживать строгий Порядок в доме, руководить не только хозяйством, но и человеческими взаимоотношениями. К сожалению, в силу своего невежества она не в состоянии деликатно разрешать возникающие конфликты, своей диктатурой еще более усугубляя накалившуюся обстановку.

Мне-ние чужих людей для нее безразлично, на собственных ошибках учиться она не умеет.
Трагическая развязка драмы “Гроза” – самоубийство Катерины, уставшей от постоянного гнета свекрови, эмоционального напряжения, постоянных оправданий из-за выдуманных прегрешений и “неправильных” поступков. Это не просто уход из опостылевшей жизни, но прежде всего неосознанный вызов той силе Самодурство и невежество, которая правит окружающим миром, протест против навязываемой фальшивой “нравственности”. И даже забитый, подавленный матерью муж Катерины – Тихон – понимает это.

Склонившись над телом утонувшей супруги, он говорит: “Хорошо тебе, Катя! А я – то зачем остался жить на свете да мучиться!” Он начинает понимать порочность и неискренность отношений, царящих в его семье, но его мягкий, безвольный характер не позволяет ему решиться па серьезный поступок, воспротивиться психологическому давлению.
Слова Тихона дают нам понять, что жизнь в “темном царстве”, где правят самодурство и невежество, хуже, чем смерть. Иначе, разве могут живые люди завидовать ушедшим, тем более самоубийцам (ведь по законам православной церкви, добровольное “бегство” из жизни – один из самых тяжких грехов)? И само существование этого порочного круга близится к завершению.

Нормальный человек не может существовать в атмосфере гнета, обид, невежества и фальшивой морали, значит, близится освобождение от власти Кабанихи и ей подобных.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Самодурство как социально-психологическое явление (по пьесе А.Н. Островского “Гроза”) I. Вступление Основная тема творчества Островского – жизнь “средних слоев”: мещанства, чиновничества, купечества. Для этой среды и характерно социально-психологическое явление самодурство. II. Главная часть 1. Сущность самодурства – в неограниченной власти, не­встречающей сопротивления и развращающей человека, имеющего эту власть. 2. В пьесе “Гроза” самодурство представлено в […]...
  2. Трагическая острота конфликта Катерины с “темным царством” в драме а. Н. Островского “Гроза” I. Соединение в пьесе Островского “Гроза” жанров драмы и трагедии. II. Хозяева и жертвы “темного царства”. 1. “Отсутствие всякого закона и логики – вот закон и логика этой жизни” (Добролюбов). 2. Дикой и Кабаниха как воплощение деспотизма, самодурства, невежества и ханжества. 3. […]...
  3. 1. Какой конфликт лежит в основе пьесы А. Н. Островского “Гроза”? В основе пьесы А. Н.Островского “Гроза” лежит трагический конфликт живого чувства Катерины и мертвых устоев “темного царства”. 2. Кто из персонажей пьесы А. Н. Островского “Гроза” относится к “темному царству”? Самодурами и деспотами являются Дикой и Кабаниха, которые и принадлежат “темному царству”. 3. Что […]...
  4. Сила с неправдою Не уживается… Н. Некрасов Драма А. Н. Островского “Гроза” – одно из самых значительных произведений не только в творчестве писателя, но и во всей русской драматургии. Центральный конфликт пьесы, задуманной как социально-бытовая драма, постепенно достигает истинного трагизма, чему способствует образ главной героини пьесы – Катерины. Герцен писал о “Грозе”: “В своей драме […]...
  5. Черты Катерины, сложившиеся в родительском доме: религиозность, поэтичность натуры, жизнерадостность, ощущение полноты жизни, любовь к природе. Катерина в доме Кабановых: ощущение подневольности, невыносимости однообразия и скуки жизни; сдержанность и терпение; неумение и нежелание лгать и скрывать свои проступки. Черты Катерины, раскрывшиеся в любви к Борису: сила и глубина чувства, проснувшаяся жажда любви, независимости, счастья; внутренний […]...
  6. Гроза – явление в природе очищающее и необходимое. Она приносит с собой свежесть и прохладу после изнурительной жары, живительную влагу после суши. Она несет очищающее, обновляющее действие. Таким “глотком свежего воздуха”, новым взглядом на жизнь стала в литературе середины XIX века пьеса А. Н. Островского “Гроза”. Великая русская река, самобытный народ, живущий на ней, дали […]...
  7. В “Грозе” А. Н. Островский показал нравы купеческого семейства и положение в нем молодой женщины. Становление Катерины происходило в иной семье: в родительском доме царили забота и любовь, поэтому девушка обладала чистой мечтательной душой. В христианстве она видела высшую правду и красоту. После замужества жизнь Катерины кардинально изменилась. Тихон привел молодую жену в дом матери […]...
  8. Существует два типа людей: одни – это люди, которые привыкли бороться за лучшую жизнь, люди решительные, сильные, другие же предпочитают подчиниться, приспосабливаться к окружающим условиям. В пьесе А. Н. Островского “Гроза” Катерину можно отнести к первому, а Варвару – ко второму типу. Катерина – натура поэтическая, она чувствует красоту природы. “Встану я, бывало, рано утром, […]...
  9. Имя Александра Николаевича Островского – одно из славнейших в истории русской литературы и русского театра. В. 1812 году великий русский писатель А. И. Гончаров, приветствуя Островского в день тридцатипятилетия его литературной деятельности, сказал: “Вы совершили все, что подобает совершить великому таланту. …После Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: “у нас есть свой русский национальный […]...
  10. Гроза – явление В Природе очищающее и необходимое. Она приносит с собой свежесть и прохладу после изнурительной жары, живительную влагу после суши. Она несет очищающее, обновляющее действие. Таким “глотком свежего воздуха”, новым взглядом на жизнь стала в литературе середины XIX века пьеса А. Н. Островского “Гроза”. Великая русская река, самобытный народ, живущий на ней, дали […]...
  11. Драма “Гроза” была написана во время поездки писателя в 1856 году по Волге. Драматург задумал написать цикл повестей, которые рассказывали бы о быте провинциального купечества. Было создано название этого цикла – “Ночи на Волге”. Но по определенным причинам цикл не получился, зато Островский написал одну из самых известнейших драм. Это, разумеется, “Гроза”, которая уже не […]...
  12. Пьеса А. Н. Островского “Гроза” была написана в 1859 году. В том же году она была поставлена в театрах Москвы и Петербурга и вот уже много лет не сходит со сцен всех театров мира. За это время пьеса претерпела множество трактовок, которые порой разительно отличались друг от друга. Это, как мне кажется, объясняется глубиной и […]...
  13. Мало кто знает, что в основу пьесы Островского “Гроза” легли эпизоды из его жизни и его судьбы. Если детально изучать биографию Александра Островского, никак нельзя упустить тот факт, что у него была безумная любовь с актрисой, которая также как и он имел семью, что не давало им возможности быть счастливыми вместе. А на создание этого […]...
  14. Произведение Островского “Гроза” с полной уверенностью можно назвать трагедией. Ведь жизнь его главной героини – Катерины – заканчивается трагично. Женщина кончает с собой, бросившись в Волгу. Что подтолкнуло ее к такому решению? Что привело Катерину на берег Волги? Можно сказать, что ее смерть – это единственный выход из тупика. Но что же это за тупик […]...
  15. В 1845 году Островский работал в Московском коммерческом суде канцелярским чиновником стола “для дел словесной расправы”. Перед ним раскрывался целый мир драматических конфликтов, звучало все разноголосое богатство живого великорусского языка. Приходилось угадывать характер человека по его речевому складу, по особенностям интонации. Воспитывался и оттачивался талант будущего мастера речевой характеристики персонажей в своих пьесах. Островский в […]...
  16. Образ Катерины и средства его создания в драме А. Н. Островского “Гроза”. С большим интересом я прочитал драму А. Н. Островского “Гроза”. После ее про-чтения я хочу поделиться своими впечатлениями и размышлениями на вышеуказанную тему. В своем произведении Островский описывает вымышленный город Калинов на бе-регу Волги. Добролюбов в своих критических статьях называет этот город “темным […]...
  17. 1. Жизнь русского патриархального купечества. 2. “Темное царство” и его представители. 3. Молодое поколение в драме. 4. Противоречия между старшим и младшим поколением. А. Н. Островский показал жизнь русского купечества. В драме “Гроза” на обыденном фоне развертывается трагедия, погубившая жизнь молодой женщины. В чем причина гибели Катерины? Можно ли сказать, что именно конфликт поколений привел […]...
  18. В 1856 году Островский участвовал в “Литературной экспедиции”, организованной Морским министерством с целью изучения быта и нравов приволжских жителей, занимающихся рыболовством и судоходством. Островский взял на себя исследование быта жителей Верхней Волги. Материалы его наблюдений послужили основой для создания цикла произведений. Одна из этих пьес – драма ” Гроза “. “Гроза” была начата в июне […]...
  19. Пьеса А. Н. Островского “Гроза” вышла в свет в 1860 году, накануне отмены крепостного права. В это непростое время наблюдается кульминация революционной ситуации 60-х годов в России. Уже тогда рушились основы самодержавнокрепостнического строя, но еще не созрели новые, прогрессивные силы, способные сдвинуть страну с рутинных позиций. В драме Островского очень ярко и полно отразились общественные […]...
  20. Драма “Гроза” является одной из вершин творчества А. Н. Островского. В этом произведении драматургу удалось осветить неторопливую жизнь провинциального городка, раскрыть зрителю его тайны. Как и во многих других произведениях Островского, в “Гроза” присутствует очень широкая тематика и проблематика, автор проникает в самую суть противоречий и конфликтов. Изображение народного характера занимает особое место в произведениях […]...
  21. Гроза – стихия, неукротимая и непреодолимая, божья кара на головы грешников. Бросить ей вызов – все равно что противиться самой судьбе. Таковы были представления людей об этом явлении природы до его научного объяснения. Все боялись грозы, а многие, не­смотря на знание законов физики, боятся ее до сих пор – безотчетным, инстинктивным страхом перво­бытного человека. Может […]...
  22. Произвол, с одной стороны, и не-Достаток сознания прав своей личности – с другой; вот осно-Вания, на которых держится все безобразие отношений, развивае-Мых в большей части комедии Островского. Н. Л. Добролюбов Тема конфликта личности и общества в литературе является одной из вечных. На протяжении XIX-XX веков писатели раскрывают эту проблему в своих произведениях, стараясь довести докаждого […]...
  23. А. Н. Островский обладал высоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные ее стороны. Добролюбов назвал мир, изображенный драматургом, “темным царством”. Так что же это за такое “темное царство”? Знакомясь с обстановкой и образом жизни обитателей Калинова уже с первых картин драмы мы можем судить о мещанстве города. “Жестокие нравы, […]...
  24. А. Н. Островского по праву считают отцом русской бытовой драмы, русского театра. Он открыл для русского театра новые горизонты, новых героев, новый тип отношений людей. Его перу принадлежат около 60 пьес, из которых наиболее известны такие, как “Бесприданница”, “Поздняя любовь”, “Лес”, “На всякого мудреца довольно простоты”, “Свои люди – сочтемся” и, конечно, “Гроза”. Пьеса “Гроза” […]...
  25. В Катерине видели мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца. Н. А. Добролюбов Пьеса Островского была написана в 1859 году, во время подъема революционного движения масс, в эпоху, когда личность вставала на борьбу за свое раскрепощение. “Гроза”, по мнению Н. А. Добролюбова, “самое решительное произведение Островского”, так как в ней показан […]...
  26. В драме Островского “Гроза” широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова драматург показал царящие там воистину жестокие нравы. Олицитворением этих нравов является дом Кабановых. Познакомимся с его представителями. Марфа Игнатьевна Кабанова – поборница старого мира. Уже само имя рисует нам грузную, тяжелого характера женщину, а прозвище “Кабаниха” дополняет эту неприятную картину. Кабаниха живет […]...
  27. Что сильнее в Катерине – веление сердца или веление нравственного долга? (По драме А. Н. Островского “Гроза”) Драма А. Н. Островского “Гроза” написана в 1859 году, почти полтора века назад. (Казалось бы, что нам сегодня до купеческой жены Катерины Кабановой, которая изменила мужу, сама во всем призналась и бросилась в Волгу? Почему же “Гроза” до […]...
  28. А. Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателя репертуара для русского национального театра, по праву считают “певцом купеческого быта”. И сидит он у входа в Малый театр, изваянный резцом скульптора Андреева, и напоминает нам о прошлом, о темном, смешном и страшном мире своих многочисленных героев: Глумовых, Большовых, Подхалюзиных, Диких и Кабаних. Изображение мира московского […]...
  29. Жестокие нравы, сударъ, в нашем городе, жестокие! А. Н. Островский В драме Островского “Гроза” широко по- ставлены проблемы нравственности. На при- мере, провинциального города Калинова драма- тург показал царящие там воистину жестокие нравы. Островский изобразил жестокость людей, живущих по старинке, по “Домост- рою”, и новое поколение молодежи, отверга- ющее эти устои. Персонажи драмы делятся на […]...
  30. Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще!.. Хороша тоже и Кабаниха. А. Островский. Гроза В своей драме “Гроза” А. Н. Островский ярко и живо изобразил “темное царство” российской провинции, подавляющее лучшие человеческие чувства и стремления. Автор не только первым ввел в литературу слово “самодур”, но и разработал в художественной форме само явление […]...
  31. Действие драмы А. Н. Островского “Гроза” заканчивается самоубийством главной героини – Катерины. Но был ли ее поступок проявлением протеста и “страшным вызовом самодурной силе”, как считает Н. А. Добролюбов? Или же он явился проявлением слабости, так как “воспитание и жизнь” не дали Катерине “ни твердого характера, ни развитого ума”, и темная женщина разрубила “затянувшиеся узлы […]...
  32. Наивысшим художественным достижени- ем А. Н. Островского в предреформенные го- ды стала драма “Гроза”. Автор переносит нас в провинциальный купеческий городок Кали- нов, жители которого упорно держатся за ве- ками сложившийся образ жизни. Но уже в начале пьесы становится ясно, что те обще- человеческие ценности, за которые ратует Домострой, давно уже потеряли свой смысл для […]...
  33. Мы познакомились с главной героиней драмы А. Н. Островского ” Гроза “, окунулись в волшебный мир ее воспоминаний о детстве и юности, узнали черты ее характера, духовный мир, с горечью наблюдали трагический финал… Что же заставило молодую красивую женщину броситься с обрыва в Волгу? Может быть, ее гибель была случайностью или ее можно было избежать? […]...
  34. Драма А. Н Островского “Гроза” показывает нам жизнь в городе Калинове, то и дело нарушаемую различными проявлениями грозы. Образ этого природного явления в драме весьма многогранен: это одновременно и действующее лицо пьесы, и ее идея. Одно из самых ярких проявлений образа грозы – это характеристика персонажей драмы. Например, мы с уверенностью можем сказать, что характер […]...
  35. Написав “Грозу”, А. Н. Островский как бы включил себя в ряд таких писателей, как Н. В. Гоголь и М. Ю. Лермонтов. Он создал еще одну, свою модель города, где царит традиционный уклад жизни. Но в отличие от гоголевского города Калинов показан Островским неоднозначно. С одной стороны, прекрасная природа (“Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется”), а с […]...
  36. Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие. А. Островский Пьеса “Гроза” была написана в 1859 году. Это было время, когда русское общество жило напряженным ожиданием реформ. В образах Кабанихи и Дикого Островский показал, как “темное царство” самодурства и тирании начинает давать трещину и сами самодуры уже чувствуют страх перед непонятными им явлениями нового, перед надвигающимися […]...
  37. НАРОДНЫЕ ИСТОКИ ОБРАЗА КАТЕРИНЫ (по драме А. Н. Островского “Гроза”) “Гроза” А. Н. Островского – не только вершина его драматургии, это крупнейшее литературно-общественное событие русской жизни накануне реформы 1861 года. Открытие, совершенное Островским в пьесе, – открытие народного героического характера. В совершенстве владея всеми богатствами народного языка, Островский применяет в пьесе речевые средства изображения, исходя […]...
  38. Главная героини драмы А. Н. Островского “Гроза” – Катерина Кабанова – представляет собой “истинно русский образ женщины”, по выражению Аполлона Григорьева. Она глубоко религиозна, способна к самоотверженной любви, не приемлет компромисса со своей совестью. Народные начала проявляются и в языке героини, и в лиризме ее чувства. Катерина выросла в патриархальной обстановке, в купеческой среде, сохранившей […]...
  39. Существует версия, что Островский писал “Грозу”, будучи влюбленным в замужнюю актрису Малого театра Любу Косицкую. Именно для нее он писал свою Катерину, именно она ее и сыграла. Однако актриса не ответила на пламенную любовь писателя – она любила другого, который позже довел ее до нищеты и ранней смерти. Но тогда, в 1859г, Любовь Павловна играла […]...
  40. Часто от столичных жителей можно услышать слово “провинция”. Произносят его нередко со снисхо­дительной усмешкой, даже с пренебрежением. Дейст­вительно ли так велика разница между людьми из большого города и обитателями маленького городка или поселка? В двадцатом веке у людей появились со­временные средства связи, транспорт, что стерло раз­личия между столицей и провинцией. Но раньше мно­гое обстояло совсем […]...

Начальники-самодуры встречаются довольно часто. От них хочется плакать и спрятаться куда-нибудь подальше. Наше счастье, если есть возможность поменять работу.

Когда в семье живет самодур, то тут гораздо хуже. От него не спрятаться, не убежать и ничего не предпринять. Хотя, разобравшись, на чем основано самодурство, можно решить проблему поведения такого человека.

Кто такой самодур?

Самые несдержанные из нас ответят коротко и ясно. Самодур - больной на всю голову товарищ.

Только такой ответ неправильный. Самодур - это такой человек, который обладает властью над другими людьми. Выполняет свои прихоти, не считаясь с желаниями других. Самодуру доставляет удовольствие унижать окружающих. Он возвышается над другими, унижая их.

Вспомним Островского

Точнее его произведение под названием "Гроза". Есть там некий Савл Прокофьевич Дикой. Фамилия у него говорящая, а нрав как раз ей под стать.

Этот Дикой был самым настоящим самодуром. Зажиточный купец, имеющий столько денег, сколько на деревьях листьев. С этим человеком всерьез считались. И сей факт импонировал Савлу. Дикой решил, что деньги решают все. Отчасти так оно и было. Мало кто мог фамильярно похлопать городничего по плечу. А Савлу Прокофьевичу это не составляло труда.

К своим подчиненным купец относился жестоко. Жалование задерживал, порой платил совсем копейки. Работники возмущаться пробовали, но Дикой начинал буянить. Кричал, что они червяки, захочет и уничтожит всех враз.

Домашним еще хуже доставалось от богатея. Самодурство - это ужасная черта характера, от которой страдает все окружение человека. Вот и приходилось семье Дикого страдать. Сколько раз убегали они из дома или отсиживались на чердаке, когда дорогой муж и отец буянил.

Почему Савл Прокофьевич был самодуром? Да потому, что у него в руках были деньги. И он полагал, что имеет право на все. В глубине души Дикой - трусливый человек, который тушуется, когда ему дают отпор. Правда, делать этого никто не рисковал, кроме Кабанихи.

Кто такая Кабаниха?

Самодурство Дикого и Кабанихи разное. Если он - богатый трус, то она - ярая защитница старины. Марфа Игнатьевна Кабанова - это яркий образ невежества, ханжества и мракобесия. Казалось бы, эта женщина верующая. В ее речи проскальзывают такие слова, как "тяжкий грех", например. Но ничего общего с истинной верой ее понятия о жизни не имеют. А слова используются с одной целью: заставить собеседника подчиниться.

Кабанова совершенно отказывается принимать какие-либо новшества. Она живет по-старинке, и других учит этому же. Ее самодурство - это навязывание своего мировоззрения домашним. Сына Тихона загнобила до такой степени, что он слова молвить боялся. Чуть что, Кабаниха кричала на него, упрекала, ехидничала. Невестку Катерину поедом ела. И когда та погибла, своей вины Кабаниха не чувствовала.

Если Дикой - трус и глупец, то Кабанова, при всем своем невежестве, хитра и умна. Она отличный манипулятор, умеющий подавлять волю других людей. Марфу Игнатьевну боится сам Дикой. Она способна дать ему отпор. С ней же никто не рискует тягаться, все опасаются.

Деспотизм и самодурство - это основные черты характера Кабанихи. Злобная и хитрая, живущая собственным укладом, не желающая ничего менять, она - образец темного фанатика, для которого не существует никаких точек зрения, кроме своей собственной.

Троекуров

А теперь рассмотрим самодурство Троекурова. Это герой романа "Дубровский". Кто написал его, не стоит напоминать.

Кирилл Петрович Троекуров - типичный самодур. Он и Дикой - два сапога пара. Оба жадные до денег и считают, что капитал решает все. Страсть к деньгам и к безграничной власти, в этом заключаются основные черты обоих персонажей.

Но если Дикой был труслив, то Троекуров довольно решительный человек. Он отличается своей отменной жестокостью. И тот, кто беднее его, ничтожество в глаза Кирилла Петровича.

Из-за своей жестокости он лишил жизни Андрея Гавриловича Дубровского. А ведь когда-то они были товарищами. Троекурову не понравилось, что Дубровский не заискивает перед ним. Тот был слишком горд и самодостаточен. Это взбесило Кирилла Петровича. И он отобрал у Андрея Гавриловича имение.

От такой вседозволенности Дубровский слег. Да так и не оправился от болезни. Но Троекурову этого оказалось мало. Он порушил жизнь своей дочери Маши. Самодурство - это отвратительная черта, которой обладал богач. Узнав, что дочь влюблена во Владимира Дубровского - сына прежнего товарища Троекурова, отец-самодур насильно выдает ее замуж. Таким образом, сломана судьба Маши и Владимира.

Если рядом самодур

Литература - дело хорошее. Но что делать в реальной жизни, когда приходится сталкиваться с самодурством?

Если это начальник, считающий, что все основано на деньгах, не бойтесь дать ему отпор. Поставить на место такого человека трудно, но возможно. Дайте ему понять, что не станете терпеть хамское отношение к себе. Когда становится совсем туго - увольняйтесь. Лучше потерять работу, чем нервы и здоровье.

Если самодурство - это типичная черта кого-то из близких, не поддавайтесь их давлению. Вам пытаются внушить, какой вы плохой: обижаете родственника, не прислушиваетесь к нему, считаете себе умнее. Признавайте - да, я плохой. Не позволяйте взрастить в вас чувство вины. Самодуру только это и нужно. Смело защищайте свои интересы и отстаивайте жизненную позицию.

Заключение

Основные черты самодурства - это безграничная жестокость по отношению к окружающим, подавление чужой воли и манипуляция людьми. Самодуры - чаще всего богатые люди. Они считают, что деньги дают им власть над окружающими.

По возможности старайтесь избегать таких людей. А если приходится сталкиваться, то ставьте на место. Пусть знают, что деньги - не повод для того, чтобы унижать ближних.

Самодуры и самодурство в драме А. Островского «Гроза»

Драма «Гроза» (1859) явилась значительным событием в общественной жизни страны в 60-е годы XIX века. У Островского получилась пьеса о грозе, приносящей обновление в мир природы и в мир человеческой души, о грозе, разрушающей устои «темного царства» по всей России. Цель создания образов купцов-самодуров в пьесе состояла в том, чтобы осудить их дикий произвол, деспотизм, жестокое насилие, господствовавшие тогда в современной Островскому России. А вымышленный город Калинов, как в зеркале, отразил эти «жестокие нравы».

Сразу после открытия занавеса взору зрителя являются высокий берег Волги, городской сад и гуляющие жители небольшого городка Калинова. Красота пейзажа поначалу закрывает от посторонних глаз реальную жизнь города.

Оказывается, что в чудесном городке на Волге все не так уж прекрасно, как кажется на первый взгляд. Единственный образованный человек в городе, механик-самоучка Кулигин, называет нравы города Калинова жестокими. Главное, что вызывает его возмущение, - это социальное неравенство, закабаление бедных богатыми, власть денег и жажда наживы, Но нет гармонии и в хозяйственных отношениях между купцами. Они пишут друг на друга «злостные кляузы», стремятся подорвать торговлю.

На богатых купцов нет никакой управы. Никто им не указ. Даже глава города не может сделать замечание Дикому. Деньги дают им право властвовать над жителями Калинова. А потому никто не может возражать богатым купцам.

Семейные отношения строятся на жестокости и деспотизме самодуров. Слово «самодур» стало синонимом грубой самоуверенности, хамства, произвола и безнаказанности. Всем известно, что Дикой - влиятельный купец города. Он может унизить и обругать человека ни за что. Он своевольничает, так как уверен в собственной безнаказанности. Он знает, что нигде и никогда не встретит сопротивления, Дикой свободно распоряжается судьбой своего племянника Бориса, который материально зависит от него. Дикой с его грубостью, хамством, невежеством и жадностью олицетворяет основные черты самодуров города Калинова. Он и говорить-то спокойно не умеет, бросается на людей, как цепная собака, Он постоянно всем недоволен. Но как же возрастает его злоба, когда ему надо расставаться с деньгами. Именно поэтому он так ругает и притесняет Бориса, наследство которого он должен отдать ему по завещанию. Так же злобствует Диой, если встречается с чем-то недоступным его пониманию. Показательна сцена, когда он набрасывается на Кулигина, пытающегося рассказать ему о громоотводе.

Будучи диким и невежественным человеком, он, как и все калиновцы, убежден, что гроза не есть электричество, а божья кара, посылаемая людям в наказание за грехи. Суеверие и страх перед неведомым определяют сознание Дикого.

Еще более склонна к фанатичной религиозности богатая купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова. На первый взгляд она и вовсе кажется благочестивой: принимает у себя странниц, ходит в церковь, чтит заповеди божьи. В отличие от Дикого, она голоса не повышает, не орет и не ругается. Но как бы ни прикрывалась Кабаниха благочестивыми фразами, жители города знают о ней правду. Так, например, Кулигин говорит о ее лицемерии Борису: «Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Правда, нужно сказать, что ее самодурство ограничено рамками собственной семьи, но зато здесь она дает себе волю. Кабаниха безалостно притесняет своего сына. Под ее влиянием он превратился в жалкого, забитого, безвольного человека, который ничего сам не решает и все время принужден оправдываться перед матерью за какие-то несуществующие грехи. Тихон бывает свободен от власти матери лишь во время деловых поездок. А когда он дома, то стремится запить, чтобы забыться.

Конечно, Кабаниха не так уж умна, к ней можно приспособиться. Поэтому ее дочь Варвара - смелая и хитрая девушка - без труда находит выход. Она предпочитает жить по принципу «делай, что хочешь, только бы шито-крыто было».

Жестокая и деспотичная Кабаниха, используя маску благочестия, превратила в ад жизнь не только своих собственных детей, но и жизнь невестки. Не могли быть счастливы Катерина и Тихон, ведь мать вмешивается в их дела. Тихон не может проявлять никакой самостоятельности даже в отношениях со своей женой. Это мать ему диктует, что ему говорить, как себя вести с Катериной. Она и сцену проводов Тихона устраивает по своему разумению, отводя сыну и невестке исполнение назначенных ею ролей. Тихон, запинаясь, произносит поучения под диктовку матери. А Катерина по приказу свекрови обязана выть на крыльце после отъезда мужа. Да, вот уж, действительно, дикие нравы в городе Калинове.

Грозна власть Диких и Кабановых, но, видно, и ей приходит конец. С горечью принуждена признать Кабаниха, что старина выводится: «В другой дом и взойти не хочется. А и взойдешь-то, так плюнешь да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю».

Несмотря на свою безграничную власть в семье, Кабаниха ощущает внутреннюю тревогу. Она чувствует, что все идет не так, как ей хочется. Даже своему безропотному сыну она не может внушить, что семья должна страхом держаться, а не чувствами. Именно поэтому она в сцене покаяния Катерины торжествующе говорит Тихону, пытаясь убедить его в своей правоте: «Что, сынок! Вот куда воля-то ведет!».

Пошатнулись опоры, на которых держатся самодуры в Калинове. Катерина предпочитает смерть горькой жизни в неволе и бросает открытый вызов «темному царству». Варвара и вовсе бежит из дома. И даже робкий Тихон осмелился обвинить мать в смерти жены: «Маменька, вы ее погубили».

«Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского», - писал Добролюбов. Необходимость перемен в общественной жизни страны - главная идея пьесы. Под самодурством революционер-демократ Добролюбов понимал не только семейный деспотизм, но и всю систему общественных отношений в царской Росии, доведенную до крайности. Пьеса Островского «Гроза» и должна была принести обновление в мир человеческих отношений, чтобы навсегда избавить людей от жестокости, деспотизма, грубости и лицемерия.

Чрезвычайно важна роль Островского в истории рус-ской литературы. Пьесы его имеют для нас важнейшее познавательное значение. Островский не был спокойным, бесстрастным бытописателем русской жизни. Это был общественный трибун, демократ. Мы знакомимся по его пьесам с тяжелым, мрачным бытом «темного царства», с сочувствием следим за борьбой свободной, вольнолюби-вой личности с мертвящими устоями прошлого, учимся познавать богатство душевных сил человека и ненавидеть тот гнет, который мешал в прошлом свободному разви-тию личности. В ряду тем, выдвинутых жизнью, была одна, требовавшая неотложного освещения. Это тирания самодурства, денег и старозаветного авторитета в купе-ческом быту, тирания, под гнетом которой задыхались не только члены купеческих семей, особенно женщины, но и трудящаяся беднота. Задачу обличения экономической и духовной тирании «темного царства» и поставил перед собой Островский в драме «Гроза».

Действие драмы «Гроза» происходит в провинциаль-ном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Невежество и полный умственный застой характерны для быта города Калинова. За внешним спокойствием жизни здесь кроются суровые, мрачные нравы. «Жестокие нра-вы, сударь, в нашем городе, жестокие!» - говорит бедняк Кулигин, механик-самоучка, испытавший на себе всю тщетность попыток смягчить нравы своего города и обра-зумить людей. В пьесе выступают две группы обитателей города Калинова. Одни олицетворяют гнетущую власть «темного царства» (Дикой, Кабаниха), а другие - жертв «темного царства» (Катерина, Кулигин, Тихон, Борис, Кудряш, Варвара). Они одинаково ощущают грубую силу «темного царства», но по-разному выражают свой протест против этой силы.

Деспотизм, необузданный произвол, невежество, грубость - вот те черты, которые характеризуют образ самодура Дикого, типичного представителя «темного царства». Смысл жизни для Дикого - приобретать, уве-личивать богатство, а для этого все средства хороши. Он самый богатый и знатный человек в городе. Капитал раз-вязывает ему руки, дает возможность беспрепятственно куражиться над бедными и материально зависимыми от него людьми. Вот как говорят о Диком герои пьесы. Шапкин: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет.»; Кудряш: «...у него вся жизнь основана на ругательстве... А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходит-ся... А беда, как его поутру кто-нибудь рассердит. Целый день ко всем придирается.» Грубый и бесцеремонный Ди-кой куражится перед племянником Борисом, перед до-машними. Борис замечает: «Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!»; «А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись!». Прижимистость и разнузданность - это не сугубо индивидуальные качества Дикого. Это типичные черты патриархального купечества.

Образ суровой и властной Марфы Игнатьевны Каба-новой позволяет нам познакомиться еще с одной разно-видностью представителей «темного царства», такой же типичной, как Дикой, но еще более зловещей и мрачной. Кабаниха любит беспрекословное повиновение, в ее ре-чах постоянные попреки, жалобы на непочтительность. В доме Кабанихи царит атмосфера жестокости, униже-ния. Она тиранит своих близких, «поедом ест», «точит, как ржа железо»; «ханжа, сударь! Нищих оделяет, а до-машних заела совсем». Кабаниха считается с тем, что принято, чего требует порядок, чтит сложившиеся в ее сословии традиции, ритуалы. По ее глубочайшему убеж-дению, жена должна покоряться мужу, жить в страхе пе-ред ним, как того «требует порядок». Она вразумляет Ти-хона, не понимающего, для чего Катерина должна его бо-яться: «Как зачем бояться? Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же порядок-то в доме будет?» Кабанова крепко держится за порядок, за соблюдение формы. Особенно наглядно это проявилось в сцене прощания с Тихоном. Мать требует, чтобы сын для порядка дал жене наказы: не грубить свекрови, не сидеть без дела, чтобы на чужих мужчин не смотрела. Жена обя-зана долго и громко выть, проводив мужа. Кабаниха не просто соблюдает домостроевские нормы, она борется за них. На вид она благочестива и набожна. Но религия для нее - только средство держать в повиновении окружаю-щих («Весь дом... на обмане держится»).

Зло, ханжество, ложь - вот черты нравственного об-лика «темного царства».

А как другие персонажи пьесы относятся к морали Дикого и Кабанихи? Кулигин осуждает купечество за жестокость, мечтает об «общей пользе, о всеобщем бла-годенствии», но это лишь мечты. Во взаимоотношении с самодурами он считает наилучшим терпеть и угождать. Жизненная философия Варвары - «делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было». Кудряш уживается с Диким, применяется к обстановке и находит возмож-ности весело жить и в среде Диких. Тихон, человек доб-рый, но безвольный, под давлением матери потерял вся-кую способность думать и жить самостоятельно.

И только Катерина смогла бросить протест миру жес-токости и деспотизма. Протест Катерины, конечно, сти-хийный. Но он по-своему отразил недовольство обще-ственным и семейным неравенством, тиранией имущих. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном цар-стве». Самоубийство ее как бы на миг осветило беспробуд-ный мрак «темного царства».

А. Н. Островский в пьесе “Гроза”, написанной им в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, которые мы и попытаемся рассмотреть, показав главные черты самодурства некоторых персонажей пьесы. В данном случае имеет смысл взять двух наиболее ярких представителей общества времен Островского - Дикого и Кабаниху. Рассматривая этих персонажей по отдельности и сравнивая их, мы сможем выявить основные черты самодурства и также некоторые пороки и недостатки.

Очень часто характер героя может четко отразиться в реакции окружающих на его поведение и в репликах, относящихся к нему. Так произошло и в данном случае. Жители Калинова говорят о Диком и Кабанихе очень часто, и это дает возможность получить о них богатый материал. В разговоре с Кудряшом Шапкин называет Дикого “ругателем”, Кудряш же называет его (Дикого) “пронзительным мужиком”. Кабаниха называет Дикого “воином”. Все это говорит о сварливости и нервозности его характера, потому что Шапкин и Кудряш ругают его между собой не просто так, видя, как Дикой отчитывает Бориса. Отзывы о Кабанихе тоже не слишком лестные. Кулигин называет ее “ханжой” и говорит, что она “нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Это характеризует купчиху с плохой стороны. Более полное, на мой взгляд, представление о человеке может дать его речь, то есть привычные и специфические выражения, присущие только данному герою. Мы можем увидеть, как Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть человека. Он говорит Борису: “Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом”. Из этой его фразы мы видим, что он безграмотен (говорит “с езуитом” вместо “с иезуитом”), так он еще и сопровождает свою речь плевком, что окончательно показывает его бескультурье. Вообще, на протяжении всей пьесы мы видим его пересыпающим свою речь бранью (“Ты еще что тут! Какого еще тут черта водяного!”), что показывает его человеком крайне грубым и невоспитанным. Взять хотя бы пример, когда он как-то вечером зашел к Кабанихе и накричал на нее... Кабаниха же в своей речи пытается прикинуться доброй и ласковой, хотя иногда именно речь обнаруживает отрицательные черты ее характера, например страсть к деньгам. Иногда купчиха становится в позу: “Ну, ты не очень горло-то распускай!” - обращается к Дикому.

Поступки же, характеризующие самодурство Дикого и Кабанихи, представляют особый интерес. Дикой груб и прямолинеен в своей агрессивности, он совершает поступки, порой вызывающие недоумение и удивление у окружающих. Он способен обидеть и побить мужика, не отдавая тому денег, а потом на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения. Он буян, и в буйстве своем способен метать громы и молнии на своих домашних, в страхе скрывающихся от него.

Кабаниха же до абсурда слепо предана своим старым традициям, заставляя всех домашних плясать под свою дудку. Она заставляет Тихона по-старинному прощаться со своей женой, вызывая смех и чувство сожаления у окружающих.

Остается заметить, что и Дикой, и Кабаниха очень набожны и религиозны. Дикой, например, в грозе видит возмездие.

Итак, мы рассмотрели основные черты самодурства героев. Остается выяснить вопрос: кто же из них страшнее в своей жизненной концепции и принципах? С одной стороны, кажется, что Дикой грубе"е, сильнее и, следовательно, страшнее. Но, приглядевшись поближе, мы видим, что Дикой способен только кричать и буйствовать. Зато перед нами приоткрывается страшная и деспотичная сущность Кабанихи. Она сумела подчинить себе всех, держит все под контролем, она даже пытается управлять взаимоотношениями людей, что и приводит Катерину к гибели. Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, и это делает ее более страшной.

Итак, все вышеприведенное, на мой взгляд, не только показывает основные черты самодурства Кабанихи и Дикого, но в целом может отражать проблемы и недостатки русского общества того врем


И П.С. Мочалова. Большое влияние на формирование мировоззрения молодого Островского оказали статья В.Г.Белинского и А.И.Герцена. Уже в своих первых произведениях Островский показал себя последователем «гоголевского направления» в русской литературе, сторонником школы критического реализма. Свою приверженность к идейному реалистическому искусству, стремление следовать заветам В.Г.Белинского...

Гнезда", "Войны и мира", "Вишневого сада". Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею "лишних людей" в русской литературе: Печорин, Рудин, Обломов. Анализируя роман "Евгений Онегин", Белинский указал, что в начале XIX века образованное дворянство было тем сословием, "в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества", и что в "Онегине" Пушкин "решился...

Смыслом жизни героини. Катерина вступает в конфликт не только с окружающей федой, но и самой собой. В этом трагизм положения героини. Если бы сценой покаяния завершалась драма, в ней была бы показана непобедимость “темного царства”. Но драма завершается нравственной победой Катерины и над силами, сковывавшими ее свободу, и над тем, что сковывало ее волю и разум. Катерина решается на самоубийство. ...

Жизни героини. Катерина вступает в конфликт не только с окружающей средой, но и самой собой. В этом трагизм положения героини. Если бы сценой покаяния завершалась драма, в ней была бы показана непобедимость "темного царства". Но драма завершается нравственной победой Катерины и над силами, сковывавшими ее свободу, и над темными представителями, сковывавшими ее волю и разум. Катерина решается на...

Уж такого-то ругателя, как у нас

Савел Прокофьич, поискать еще!..

Хороша тоже и Ка­баниха.

А. Островский. Гроза

В своей драме «Гроза» А. Н. Островский ярко и живо изобразил «темное царство» российской провинции, по­давляющее лучшие человеческие чувства и стремления. Автор не только первым ввел в литературу слово «са­модур», но и разработал в художественной форме само явление самодурства, когда люди, имеющие власть, дей­ствуют по произволу, по своей прихоти, не считаясь с другими.

В драме «Гроза» явление самодурства описано на при­мере образов «значительных лиц» города Калинова - Ди­кого и Кабанихи.

Для Дикого основная цель в жизни, единственный за­кон - деньги. Грубый, жадный, невежественный, Дикой трусится над каждой копейкой. Он самый богатый чело­век в городе, но ему все мало, поскольку он уверен в том, что деньги - это власть. И эта установка позволяет ему жестоко эксплуатировать людей и ставить себя при этом выше всех: «Так ты знай, что ты червяк. Захочу - поми­лую, захочу - раздавлю». В накоплении денег Дикой не выбирает средств: присваивает себе наследство племянни­ков, издеваясь при этом над ними, бессовестно обсчитыва­ет бедных мужиков, работающих на него: «ни одного пу­тем не разочтет». Он действует по принципу: «Много у меня в год-то народу перебывает... не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тыся­чи составляются, так оно мне и хорошо!» Дикой привык думать только о себе.

Не зря об этом купце говорят: «У него вся жизнь осно­вана на ругательстве». По-человечески Дикой разговари­вать просто не умеет: кричит, ругается, не дает жизни до­машним. Грубый и бесцеремонный, он осознает свою без­наказанность и поэтому часто оскорбляет бедных и бес­правных: «Они должны мне покоряться...» Однако перед теми, кто способен дать ему отпор, перед сильными лично­стями или перед людьми, имеющими больше денег, Дикой пасует, отступает. Темнота, бескультурье, ограниченность умственного кругозора - черты, характеризующие купца далеко не с лучшей стороны.Кабаниха же является ярой защитницей старых основ жизни и обычаев «темного царства». Консерватизм взгля­дов и ненависть ко всему новому являются ее отличитель­ными чертами: «Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А взойдешь-то, так плюнешь, да вон поскорее. Что будет, как старики пере­мрут, как будет свет стоять, уж и не знаю».

Сильный, властный, деспотичный характер Кабанихи в сочетании с самым серьезным отношением к домостроев­ским порядкам делает жизнь домашних в ее семье невы­носимой. Своего сына она вырастила бесхарактерным, сла­бым, лишенным самостоятельности, рабски покорным ма­теринской воле. Но Кабаниха хочет сделать его «хозяи­ном» в своей семье, которого жена не только беспрекослов­но слушается, но и боится. Поэтому она не только подав­ляет волю сына, но и мучит, придирается, постоянно упре­кает невестку.

Кабаниха строго придерживается обычаев и ритуалов, многие из которых устарели и стали нелепыми; для нее главное - соблюдение формы, несмотря на то что от ее косности и невежества страдают живые люди.

Ханжество и лицемерие являются типичными чертами характера Кабанихи. Она умеет прикрыть свои действия маской покорности божьей воле: «Ханжа, сударь. Нищих оделяет, а домашних поедом заела». Однако и религиоз­ность Кабанихи внешняя, дань традициям.

Неограниченная власть диких и кабаних душит город, о быте которого Добролюбов писал: «Отсутствие всякого закона, всякой логики - вот закон и логика этой жизни».

Нередко мы и сегодня встречаемся с самодурами в жиз­ни. Их можно отличить по тому, что «самодур все силится доказать, что ему никто не указ и что он - что захочет, то и сделает». Я думаю, что единственное средство для борь­бы с самодурством - это развитие внутренних качеств каждого человека, возрождение истинной культуры в соб­ственном сердце.

    Премьера «Грозы» состоялась 2 декабря 1859 г. в Александринском театре в Петербурге. Присутствовавший на спектакле А.А.Григорьев вспоминал: «Вот что скажет народ!.. думал я, выходя из ложи в коридор после третьего действия «Грозы», закончившегося взрывом...

    Действие драмы «Гроза» происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Жители Калинова живут той замкнутой и чуждой общественных интересов жизнью, какая характеризовала быт глухих провинциальных городков в старые, Дореформенные...

    Название драмы Островского “Гроза” играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза - непосредственный участник действия пьесы, с другой стороны - символ идеи этого произведения....

    А. Н. Островского по праву считают певцом купеческой среды, отцом русской бытовой драмы, русского театра. Его перу принадлежат около 60 пьес, из которых наиболее известны такие, как «Бесприданница», «Поздняя любовь», «Лес», «На всякого мудреца довольно...

Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще!.. Хороша тоже и Ка­баниха. А. Островский. Гроза В своей драме «Гроза» А. Н. Островский ярко и живо изобразил «темное царство» российской провинции, по­давляющее лучшие человеческие чувства и стремления. Автор не только первым ввел в литературу слово «са­модур», но и разработал в художественной форме само явление самодурства, когда люди, имеющие власть, дей­ствуют по произволу, по своей прихоти, не считаясь с другими. В драме «Гроза» явление самодурства описано на при­мере образов «значительных лиц» города Калинова - Ди­кого и Кабанихи. Для Дикого основная цель в жизни, единственный за­кон - деньги. Грубый, жадный, невежественный, Дикой трусится над каждой копейкой. Он самый богатый чело­век в городе, но ему все мало, поскольку он уверен в том, что деньги - это власть. И эта установка позволяет ему жестоко эксплуатировать людей и ставить себя при этом выше всех: «Так ты знай, что ты червяк. Захочу - поми­лую, захочу - раздавлю». В накоплении денег Дикой не выбирает средств: присваивает себе наследство племянни­ков, издеваясь при этом над ними, бессовестно обсчитыва­ет бедных мужиков, работающих на него: «ни одного пу­тем не разочтет». Он действует по принципу: «Много у меня в год-то народу перебывает... не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тыся­чи составляются, так оно мне и хорошо!» Дикой привык думать только о себе. Не зря об этом купце говорят: «У него вся жизнь осно­вана на ругательстве». По-человечески Дикой разговари­вать просто не умеет: кричит, ругается, не дает жизни до­машним. Грубый и бесцеремонный, он осознает свою без­наказанность и поэтому часто оскорбляет бедных и бес­правных: «Они должны мне покоряться...» Однако перед теми, кто способен дать ему отпор, перед сильными лично­стями или перед людьми, имеющими больше денег, Дикой пасует, отступает. Темнота, бескультурье, ограниченность умственного кругозора - черты, характеризующие купца далеко не с лучшей стороны. Кабаниха же является ярой защитницей старых основ жизни и обычаев «темного царства». Консерватизм взгля­дов и ненависть ко всему новому являются ее отличитель­ными чертами: «Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А взойдешь-то, так плюнешь, да вон поскорее. Что будет, как старики пере­мрут, как будет свет стоять, уж и не знаю». Сильный, властный, деспотичный характер Кабанихи в сочетании с самым серьезным отношением к домостроев­ским порядкам делает жизнь домашних в ее семье невы­носимой. Своего сына она вырастила бесхарактерным, сла­бым, лишенным самостоятельности, рабски покорным ма­теринской воле. Но Кабаниха хочет сделать его «хозяи­ном» в своей семье, которого жена не только беспрекослов­но слушается, но и боится. Поэтому она не только подав­ляет волю сына, но и мучит, придирается, постоянно упре­кает невестку. Кабаниха строго придерживается обычаев и ритуалов, многие из которых устарели и стали нелепыми; для нее главное - соблюдение формы, несмотря на то что от ее косности и невежества страдают живые люди. Ханжество и лицемерие являются типичными чертами характера Кабанихи. Она умеет прикрыть свои действия маской покорности божьей воле: «Ханжа, сударь. Нищих оделяет, а домашних поедом заела». Однако и религиоз­ность Кабанихи внешняя, дань традициям. Неограниченная власть диких и кабаних душит город, о быте которого Добролюбов писал: «Отсутствие всякого закона, всякой логики - вот закон и логика этой жизни». Нередко мы и сегодня встречаемся с самодурами в жиз­ни. Их можно отличить по тому, что «самодур все силится доказать, что ему никто не указ и что он - что захочет, то и сделает». Я думаю, что единственное средство для борь­бы с самодурством - это развитие внутренних качеств каждого человека, возрождение истинной культуры в соб­ственном сердце.

1. Реализм драмы «Гроза».

2. Портрет Савела Прокофьевича Дикого.

3. Кабаниха - глава «темного царства».

4. Завершение власти Самодурства и невежества в драме А. Н. Островского «Гроза»

Идея создания драмы «Гроза» появилась у Александра Николаевича Островского в 1859 году после длительного путешествия по волжским городам. Принято считать, что прототипом главной героини этой пьесы - Катерины Кабановой - стала реально существовавшая женщина, Александра Клыкова. История ее жизни была очень похожа на судьбу Катерины. Интерес вызывает тот факт, что Островский завершил свое произведение примерно за месяц до того, как Клыкова утопилась в Волге, не выдержав издевательств своих родственников. Данное обстоятельство, безусловно, свидетельствует о том, что автор очень ярко и реалистично показал в драме «Гроза» жесткий конфликт, происходящий между разными поколениями в одном купеческом семействе.

Самодурство и невежество в драме А. Н. Островского «Гроза» показаны автором при помощи двух очень ярких образов - Савела Прокофьевича Дикого и Марфы Игнатьевны Кабановой («Кабанихи»), свекрови главной героини.

Дикой - один из типичных представителей провинциального богатого купечества. Это человек, имеющий определенные права в городе и считающий, что ему дозволено если не все, то многое. О данном обстоятельстве свидетельствует следующее его высказывание:

Кулигин. За что, сударь, Савел Прокофьевич, честного человека обижать изволите?

Дикой. Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю...

Далее Островский указывает на то, что самодурство, недостойное поведение Дикого - вовсе не порочное качество, а природное свойство его «горячего своевольного сердца». Беда Савела Прокофьевича в том, что он не предпринимает никаких попыток обуздать свой неукротимый нрав, и поэтому он безнаказанно творит все, что хочет.

Окружающие люди воспринимают Савела Прокофьевича неоднозначно. Например, Кулигин утверждает, что Дикому следует во всем уступать, чтобы не нарваться на грубость, но Кудряш вполне резонно возражает ему: «...кто ж ему угодит, если у него вся жизнь на ругательстве построена? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится...».

Но никакой капитал, никакие средства не могут споспешествовать обогащению духовной жизни Дикого. Несмотря на непоколебимую убежденность в собственной правоте, он быстро поджимает хвост, сталкиваясь по воле случая с более значительной персоной. При этом ему вовсе не чужда самокритика: например, накричав во время великого поста на ни в чем не повинного крестьянина, который привез ему дрова, он публично извинился перед обиженным, чтобы не брать на душу греха. Но этот «добрый» поступок - лишь очередная причуда богатого самодура, а не искреннее покаяние.

Жизнь Савела Прокофьевича построена вокруг денег, капитала - по его мнению, все хорошее можно купить, а отдавать деньги «просто так» следует только в исключительных случаях. Сам он прямо говорит об этом: «Я отдать отдам, а обругаю».

В отличие от Дикого Марфа Игнатьевна Кабанова, которую окружающие именуют «Кабанихой», придерживается устоявшихся норм старой морали, точнее, ее худшей стороны. Соблюдая правила и законы «Домостроя», она скрупулезно отбирает только те, которые выгодны ей, не обращая внимания на остальные. К сожалению, она не соблюдает самый главный, ключевой закон - нельзя осуждать людей, случайно согрешивших, следует прежде всего подумать о собственных прегрешениях и позаботиться об этом. Кабаниха же находит негативные стороны во всем - даже в момент прощания Катерины с мужем, уезжающим по делам на дне недели, недобрая свекровь находит повод для ехидного иысказывания: «Что ты на шею-то виснешь, бесстыдница! 11е с любовником прощаешься! Он тебе муж, глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!» При этом к сыну Марфа Игнатьевна относится слишком сурово, навязывая свои м. чгляды, не давая ему жить самостоятельно.

Возможно, подобный деспотизм, стремление к безграничной власти над домочадцами и не были основной чертой характера Кабановой. Она пыталась всеми силами поддерживать строгий в доме, руководить не только хозяйством, но и человеческими взаимоотношениями. К сожалению, в силу своего невежества она не в состоянии деликатно разрешать возникающие конфликты, своей диктатурой еще более усугубляя накалившуюся обстановку. Мне-ние чужих людей для нее безразлично, на собственных ошибках учиться она не умеет.

Трагическая развязка драмы «Гроза» - самоубийство Катерины, уставшей от постоянного гнета свекрови, эмоционального напряжения, постоянных оправданий из-за выдуманных прегрешений и «неправильных» поступков. Это не просто уход из опостылевшей жизни, но прежде всего неосознанный вызов той силе Самодурство и невежество , которая правит окружающим миром, протест против навязываемой фальшивой «нравственности». И даже забитый, подавленный матерью муж Катерины - Тихон - понимает это. Склонившись над телом утонувшей супруги, он говорит: «Хорошо тебе, Катя! А я - то зачем остался жить на свете да мучиться!» Он начинает понимать порочность и неискренность отношений, царящих в его семье, но его мягкий, безвольный характер не позволяет ему решиться па серьезный поступок, воспротивиться психологическому давлению.

Слова Тихона дают нам понять, что жизнь в «темном царстве», где правят самодурство и невежество, хуже, чем смерть. Иначе, разве могут живые люди завидовать ушедшим, тем более самоубийцам (ведь по законам православной церкви, добровольное «бегство» из жизни - один из самых тяжких грехов)? И само существование этого порочного круга близится к завершению. Нормальный человек не может существовать в атмосфере гнета, обид, невежества и фальшивой морали, значит, близится освобождение от власти Кабанихи и ей подобных.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Самодурство и Невежество в драме А. Н. Островского «Гроза» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    В пьесе А. Н. Островского «Гроза» Катерину можно отнести к первому, а Варвару – ко второму типу. Катерина – натура поэтическая, она чувствует красоту природы. «Встану я, бывало, рано утром, лето, так схожу ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много» - рассказывает Катерина о своем детстве. Она постоянно тянется к красоте, сны ее наполнены чудесами. Катерина часто видит себя
    Где и когда происходит действие драмы "Гроза"? Какие явления русской жизни в ней отражены? Назовите главных действующих лиц пьесы. Кто кому противопоставлен? Речь идет о борьбе поколений "отцов" и "детей" или о противопоставлении психологии, взглядов, убеждений? Главные действующие лица пьесы противопоставлены в какой-то степени как люди разных поколений, "отцы" (Дикой, Кабаниха) и "дети" (Катерина, Варвара, Борис, Тихон). Но главное в другом: противопоставляется отношение к жизни, психология охранителей старины, боящихся всего нового,
    Пьеса Островского вызвала множество статей и рецензий. Среди них особенно выделяется статья Н. А. Добролюбова "Луч света в темном царстве". Почему именно Катерина была названа "лучом света"? Потому, что инстинктивный протест героини "Грозы" был для критика прямым доказательством обреченности "темного царства". "Известно, - утверждал Добролюбов, - что крайности отражаются крайностями и что самый сильный протест бывает тот, который поднимается наконец из груди самых слабых и терпеливых". Образ Катерины в истолковании
    "Гроза» А. Н. Островского - драма или трагедия? "... Мир затаенной, тихой вздыхающей скорби» изобра­жает драматург, воплощая его события и характеры в об­разах персонажей драмы "Гроза», и очевидно, что слова Н. Добролюбова помогают точнее дать жанровое определе­ние произведения. "... Мир тупой, ноющей боли, мир тю­ремного, гробового безмолвия...» - но целый мир, а не фраг­мент его, - мир, взятый во всей полноте своих проблем и коллизий. Драма, давно неподвластная законам классициз­ма,
    Сила с неправдою Не уживается... Н. Некрасов Драма А. Н. Островского "Гроза" - одно из самых значительных произведений не только в творчестве писателя, но и во всей русской драматургии. Центральный конфликт пьесы, задуманной как социально-бытовая драма, постепенно достигает истинного трагизма, чему способствует образ главной героини пьесы - Катерины. Герцен писал о "Грозе": "В своей драме автор проник в глубочайшие тайники... русской жизни и бросил внезапный луч света в неведомую душу русской женщины... которая
    В незавершённой драме Пушкина «Сцены из рыцарских времён» (1835) и в драме Островского «Гроза» (1859), между которыми, казалось бы, трудно отыскать нечто общее, совпадают, однако, несколько деталей и сюжетных ситуаций. Вот одна из них. К богатому купцу обращается нищий изобретатель-самоучка: просит денег для проведения каких-то опытов или для реализации своих изобретений. У Пушкина это монах Бертольд Шварц, легендарный средневековый алхимик, мечтавший получить золото и нечаянно открывший порох. Он просит у купца
    Мир "допетровского" русского человека, существовавший рядом с современностью "железного" XIX в., до Островского оставался странностью и экзотикой, предметом изумленного и насмешливого разглядывания. Для предшественников драматурга в разработке "купеческой темы" это был мир курьезов и нелепостей, смешного косноязычия, диковинных одежд и странных обычаев, необъяснимых страхов и удивляющих проявлений веселия... Только Островский показал эту "страну" именно как мир, как дошедший до современности остров прапрадедовской жизни, которая, однако, вовсе не заповедник прошлого. Нет,