Традиционное, индустриальное и постриндустриальное общества. Художественная культура

Традиционное, индустриальное и постриндустриальное общества. Художественная культура
Традиционное, индустриальное и постриндустриальное общества. Художественная культура

Переход от традиционного общества к индустриальному
Традиционное общество -
общество, в котором человек
не мыслит себя вне природы;
над ним всецело властвуют
вековые традиции и обычаи.
Индустриальное общество -
общество, в котором
завершён процесс создания
крупной, технологически
развитой промышленности.
Модернизация - становление и развитие
индустриального общества (переход от традиционного к
индустриальному обществу).

Три эшелона модернизации
Первый эшелон:
Англия, Франция.
Начало - XVII в.
Под влиянием
естественных,
внутренних причин и
экономических
предпосылок.
Второй эшелон:
Германия, Италия,
Австрийская
империя, США,
Россия.
Третий эшелон:
страны Латинской
Америки, страны
Азии и Африки.
Начало - XVIII в.,
завершение - 2-я пол.
XIX в.
Во главе стоит
государство. Главная
цель - догнать страны
первого эшелона.
Конец XIX – начало
XX в.
Под влиянием
развитых стран.
Внутренние
предпосылки
отсутствуют.
Темпы - быстрые,
форсированные.
Темпы -
замедленные.
Темпы - естественные.

Экономическая сфера:
Основные черты индустриального
Бурное развитие
общества
промышленности;
Преобладание промышленного
производства над аграрным;
Высокий уровень
капиталовложений;
Связь науки, техники и
производства.

Основные черты индустриального общества

Политическая сфера:
Закрепление принципа
равенства граждан перед
законом;
Признание демократических
прав и свобод личности,
Развитие структур гражданского
общества.

Основные черты индустриального общества

Социальная сфера:
преобладание
городского населения
над сельским;урбанизация
высокая
социальная мобильность;
разрушение
сословных привилегий;
увеличение доли квалифицированных
слоев населения.

Основные черты индустриального общества

Духовная сфера:
Рационализация духовной
жизни;
Рост индивидуализма;
Признание автономии
личности от государства,
важнейшей социальной
ценностью.

Миграционные процессы

Рост городов – одна из черт
индустриального общества.
Этот процесс ускорился в XIX
в. Бурный рост городов был
вызван:
перенаселением деревни,
упадком небольших
городков (падение
ремесленного пр-ва,
перемещение
промышленных центров).

Соотношение городского и сельского
населения в индустриально-развитых
странах.
Англия
Город
Деревня
10%
Франция
Город
Деревня
30%
70%
90%
Впервые в истории города стали преобладать в
экономической жизни.

Почему мигранты
покидали Старый свет и
отправлялись в Новый?
С 20-х годов 19 века началось массовое переселение
европейцев. Большинство эмигрантов направлялись в США.

Эмигранты из
Европы. 1860 г.
Эмигранты являлись дешевой рабочей силой, согласной
на самые тяжелые условия труда.

Соц. структура
Дворяне
Буржуазия
Крупная
Средняя
Мелкая
Ср. класс
Рабочие
Квалифицированные
Неквалифицированные
Крестьяне
Какие новые классы появляются в обществе с
развитием капиталистических отношений, а
какие исчезают?

Исчезают сословия, усложняется структура общества

Помещик и
цыганки.
В Англии классическое
помещичье и
крестьянское хозяйство
исчезло еще в XVIII в., во
Франции их уничтожает
революция, в США их
вообще не было.
Они сохраняются только в
странах второго эшелона:
Австрийская империя,
германские и итальянские
государства.

Исчезают сословия, усложняется структура общества

В XIX в. аристократии
пришлось во многом
изменить свой образ
жизни: исчезает старая и
появляется новая
аристократия.
Аристократы были
крупными
землевладельцами и
связаны друг с другом
связаны родственными
узами.

Заседание парламента
в Англии, XIX в.
Мальчиков из аристократических семей готовили к
политике. В середине XIX века 4/5 членов палаты общин
в английском парламенте составляли землевладельцы.

Исчезают сословия, усложняется структура общества

Постепенно
господствующее
положение аристократии
уходит в прошлое. Семьи
теряют свои богатства,
многие аристократы
вступают в брак с
богатыми «выскочками».
Новое «высшее общество».
Это приводит к слиянию
аристократии и
буржуазии.

Исчезают сословия, усложняется структура общества

В XIX веке во главе крупной
промышленности стояли
представители буржуазии,
нажившие миллионы.
Майер Амшель
Ротшильд.
Они много работали,
отличались скромностью в
быту, но многие из них
стремились стать частью
аристократии. Например,
пивовар Гиннес и банкир
Ротшильд стали баронами.

Исчезают сословия, усложняется структура общества

В средний класс выделяли
юристов, преподавателей,
изобретателей, ученых,
врачей.
Одним из главных
признаков
принадлежности к
среднему классу было
устойчивое
материальное
положение.

Фригерио. Учитель. 19 век.
Средний класс – люди, которые не одобряли социальных
потрясений, предпочитали революциям реформы.

Исчезают сословия, усложняется структура общества

Формируется рабочий класс, в индустриальных
странах он становится неоднородным.
Рабочий класс
«рабочая
аристократия»
Неквалифицированные
рабочие

Дети на упаковочной фабрике.
Балтимор, Мэриленд, 1909.
Прочитайте о «фабричных» женщинах и детях.
Выделите особенности их положения.

Женский и детский труд

До 70-х годов 19 века
женщины не были равны
с мужчинами. В семье
женщины подчинялись
отцу или мужу.
Английская
суфражистка.
В 80-е годы женщины
добились права
распоряжаться своей
собственностью и
сохранять при себе детей
в случае развода.

Женский и детский труд

Известной суфражисткой в
Англии была Эммелина
Панкхорст, организовала
Женский социальнополитический союз.
Эмансипация -
прекращение действия
ограничений,
приобретение прав и
обязанностей.

Домашнее задание

Параграф 3, вопросы №
1,2, задание в рабочей
тетради № 4, стр.12

Индустриальное общество - тип общественного развития, основанный на ускоряющемся изменении природной среды, форм общественных отношений и самого человека. Стремительное развитие индустриального общества обусловлено не только расширением сферы жизнедеятельности человека, возникновением промышленного производства, но и перестройкой самих ее оснований, радикальным изменением традиционалистских ценностей и жизненных смыслов. Если в традиционном обществе любые новшества маскировались под традицию, то индустриальное общество провозглашает ценность нового, не скованного регламентирующей традицией. Это способствовало невиданному в истории развитию общественных производительных сил.
Индустриальное общество характеризуется стремительным развитием техники на основе внедрения научных идей в общественное производство. Если традиционное общество обходилось сравнительно простыми орудиями труда, устроенными по принципу составного предмета с геометрическим прилеганием отдельных частей (блок, рычаг, повозка), то для индустриального общества характерны технические устройства, основанные на силовых взаимодействиях (паровые машины, станки, двигатели внутреннего сгорания и т. д.). Возникновение крупных промышленных предприятий, оснащенных сложной техникой, сформировало социальный запрос на грамотного работника, а значит, способствовало развитию массовой системы образования. Развитие сети железных дорог не только значительно усилило экономический и культурный обмен, но и потребовало введения единого декретного времени. Воздействие техники на все стороны жизни индустриального общества столь велико, что его нередко называют техногенной цивилизацией.
Развитие техники не только расширяет сферу господства человека над природой, но и изменяет место человека в системе общественного производства. Живой труд постепенно утрачивает силовые и двигательные функции и наращивает контрольно-информационные. Во второй половине XX в. появляются такие технические системы (автоматизированные предприятия, системы управления космическими кораблями, атомные электростанции), эксплуатация которых требует не просто виртуозных производственных навыков, но и фундаментальной профессиональной подготовки на основе новейших достижений науки. Наука становится не только важнейшей областью духовной культуры, но и непосредственной производительной силой.
Технический прогресс способствовал подъему производительных сил общества и невиданному ранее повышению качества человеческой жизни. Развитие товарного производства не только привело к насыщению рынка продуктами первой необходимости, но и сформировало новые потребности, неведомые традиционному обществу (синтетические лекарства, компьютеры, современные средства связи и транспорта и т. д.). Заметно улучшилось качество жилья, питания и медицинского обслуживания, возросла средняя продолжительность жизни. Мощное развитие техники заметно изменило не только предметную среду обитания человека, но и всю его повседневную жизнь. Если патриархально-застойный оборот жизни в традиционалистском сознании символизировало «колесо времен», т. е. представление о вечном возвращении на круги своя, то динамизм техногенной цивилизации породил образ осевого исторического времени, о котором писал немецкий философ К. Ясперс. «Время-стрела» становится символом не только технического, но и общественного прогресса, т. е. представления о поступательном развитии общества от варварства и дикости к цивилизации и дальнейшему наращиванию цивилизационных достижений.
Технический прогресс породил глубокие изменения культурных смыслов природы, общества и самого человека, привнес в общественное сознание новые ценности и жизненные смыслы. Традиционалистское представление о животворящей природе в общественном сознании индустриального общества замещается представлением об упорядоченной «системе природы», управляемой естественными законами. Такие представления отражены в метафоре мира как часового механизма, отдельные части которого связаны жестким причинно-следственным взаимодействием. Познание мира отождествлялось с его воспроизведением в формах человеческой деятельности. Религиозному «расколдованию» мира (М. Вебер) сопутствовала масштабная секуляризация общественного сознания, т. е. замена религиозного мировоззрения и воспитания светским. Определение К. Марксом природы как «неорганического тела человека» иллюстрирует разрушение традиционалистских представлений об органическом единстве человека и природы: на смену восприятию природы как обожествленного источника жизни приходит понятие среды обитания как кладовой неисчерпаемого запаса промышленного сырья. Пафос Прометеевой воли новоевропейского человека, утверждение его силы и власти означали утверждение безграничных преобразовательных возможностей в отношении природы. Покорение, подчинение, преобразование становятся ключевыми метафорами новой индустриальной культуры. «Мы не можем ждать милостей от природы» - таков девиз не только инженера-технолога, но и ботаника-селекциониста.
В отличие от традиционного общества в индустриальном обществе господствующий тип социальной связи основан не на внеэкономическом, а на экономическом принуждении к труду. Для капиталистического наемного труда характерно социальное партнерство двух юридически равноправных сторон: предпринимателя, владеющего средствами производства (помещения, оборудование, сырье), и наемного работника, обладающего лишь собственной рабочей силой (физической способностью к труду, производственными навыками, образованием). В отличие от владельца средства производства наемный работник, вчерашний крестьянин, нуждой согнанный с земли, не располагает средствами к жизни. Поэтому формальное (юридическое) равенство сторон на практике оказывается фактическим неравенством, экономическим принуждением к труду на условиях работодателя. Но в цивилизационном отношении отмена личной зависимости и переход к социальному контракту на основе правового договора - заметный шаг вперед в утверждении прав человека, становлении гражданского общества. Разрыв отношений личной зависимости и кланово-родовой принадлежности создает условия для социальной мобильности, т. е. возможности человека переходить из одной социальной группы (класса) в другую. Индустриальное общество дарует человеку одну из высших цивилизационных ценностей - личную свободу. Свободный человек становится хозяином своей судьбы.
Социальные отношения, невидимые нити социальной ткани, в индустриальном обществе принимают форму товарно-денежного обмена (деятельностью, продуктами труда, услугами и т. д.). Это порождает иллюзию того, что не люди господствуют друг над другом, связанные исторически определенным типом общественных отношений, но «деньги правят миром». Только глубокое изучение общества способно развеять эту иллюзию и показать, что в основе той или иной формы эксплуатации труда лежит исторически определенный тип общественного производства и соответствующие ему отношения собственности и распределения.
Если социальные отношения в традиционном обществе называют непосредственно общественными, то для индустриальной современности характерны опосредованные (деньгами, товарами, институтами) социальные связи лично не знакомых друг с другом людей - социальных партнеров. Описывая средневековые города, М. Вебер отмечал, что городские жилища расположены куда теснее, чем в сельской местности, однако в отличие от односельчан городские соседи вовсе не обязательно знакомы друг с другом. Посредниками в отношениях людей в индустриальном обществе становятся социальные институты, и прежде всего государство в лице органов охраны правопорядка, судов, прокуратуры, а также институтов социализации (школ, вузов и т. д.) и трудоустройства индивида (государственных предприятий). Институционально-опосредованные социальные связи порождают отношение людей друг к другу как к носителям социальной роли (судьи, начальника, учителя, врача, продавца, водителя автобуса и т. д.). И каждый человек играет не одну, а множество социальных ролей, выступая и актером, и автором собственной жизни.
Периоду индустриализации свойственна массовая миграция сельского населения в города, способные обеспечить более высокий уровень жизни. Характерные черты западноевропейского средневекового города складываются еще в XVI-XVII вв. От деревенских поселений город отличает укрепленная территория («бург»), а также выборные органы городского самоуправления. В отличие от сельского населения с жестким разделением на господ и подданных горожане формально уравнены в правах, независимо от их социального происхождения, личных заслуг и богатства. Промышленные корпорации защищали права своих членов в городском суде, в том числе и перед лицом бывшего хозяина. Во многих странах вердикт городского суда был окончательным и не подлежал обжалованию королевским судом. До наших дней дошла поговорка «Городской воздух делает свободным». Однако с усилением централизованных государств отправление правосудия все более сосредоточивается в руках верховной власти. Монополизация и регламентация насилия государством способствуют снижению общего уровня несанкционированного насилия в обществе. Развитие правосознания и правовых институтов, уравнивающих сильного и слабого, знатного и безродного, богатого и бедного перед лицом закона, т. е. становление правового государства, не только неотъемлемое условие развития промышленного капитализма, но и важнейшее цивилизационное завоевание человечества.

Демократические принципы в социальной структуре, развитие экспериментальной науки и индустриализации. Это создано ещё в 17 веке. Результатом промышленной революции стало возникновение индустриального общества. Идеалами которого является труд, производство, наука, образование, демократия. Сен-Симон мечтает об обществе организованном как огромная фабрика во главе которой стоят промышленники и учёные. Фабрика вы это время сменила мануфактуру приведя к невиданному прежде росту производительности общественного труда. Введение технических новшеств сопровождалось укрупнением предприятий, переходом к выпуску массовой, сандартизированной продукции. Массовое производство приводило к урбанизации. (росту городов) Перспектива ускоренного развития капитализма продемонстрировала сша. Процесс стал всеохватывающим и более однородным, шёл процесс превращения истории во всемирную историю. Становление культуры как единства, многообразия национальных культур и художественных школ. В этот процесс включаются и традиционные странны, например, Япония. Особый колорит приобретает проблема культурного диалога. Складывается новая система ценностей. В основе сенситивность – польза, достаток, комфорт. Прогресс отождествляется с экономическим прогрессом. При этом принцип пользы трансформирует понятие истины. Суть то, что удобно и полезно. Утилитарный характер приобретает этикет. Регуляция взаимоотношений между свободными партнёрами по средствам купли-продажи. Продавец должен быть вежливым и обходительным, а покупатель нет. Внимание уделяется только тем, кто полезен. Отношения формализуются.

В середине 19 века произошла промышленная революция, в результате которой сформировалось индустриальное общество. Оно основывалось на демократии, на экспериментальной науке, внедрении новых технологий. Ничто из этого не было изобретением 19 века. Идеалами этого общества являются труд производства, образование. Сен-Симон мечтает об обществе организованном как огромная фабрика во главе которого стоят промышленники и учёные. Фабрика в это время сменяет мануфактуру, что привело к невиданному ранее росту производительности общественного труда. Предприятия переходят к выпуску массовой, стандартизированной продукции. Всё это производит к урбанизации. Росту городов. Города становятся культурными и промышленными центрами индустриального общества. Перспективы ускоренного развития капитализма всему миру демонстрирует США. Процесс сложения мирового хозяйства, рынка охватывает оба полушария, история превращается во всемирную историю, культура развивается как единство многообразия культурных художественных школ. К концу 19 века из традиционности выходит Япония. В это время обостряется проблема диалога культур. Ценностями индустриального общества являются сенситивные – комфорт, достаток, развитие отождествляется с экономическим прогрессом. Принцип пользы трансформирует понятие истины. Истина – то, что удобно и полезно. Утилитарная культура. Утилитаризм проникает в этикет, когда вежливость проникает к тому, кто полезен. Человеческие отношения начинаются рассматриваться как взаимоотношения между партнёрами купли-продажи. Основной ценностью индустриальной цивилизации стал технический прогресс. По подсчётам Сорокина, что 19 век принёс открытий больше, чем все предшествующие столетия вместе взятые. (8527). Бурный технический рост исходил из двух посылках западно-европейской культуры. Вера в активную роль разума человека. Кроме того, в 19 веке изменилось отношение к функции науки, раньше господствовали познавательная, воспитательные. Теперь – прикладная. Европа гордится своими достижениями. 1851 год – Лондонская выставка. В результате безраздельно выросло техническое господство человека над процессом, материей. Появились новые типы преодоления пространства. 19 век – «железных дорог». В быт входят телефон, телеграф. В декабря 1839 года Луи Дагер и Нисефор объявили о создании фотографии. Появляется кинематограф Люмьеры. Первые сюжеты до 3 минут. (Приезд поезда, обед детей, полит и поливальщик). Техническое тело культуры.


Познание позволило приблизить части мира друг к другу. Изменение роли религии. Завершился процесс расколдовывания мира. Ушла вера во сверхъестественное. Дебат Улилбрфорса с Гексли. 1860 год в Оксофрде. Победа дарвинизма. Наука добилась независимости от религии. Дарвинизм отвечал потребности общества. Фрейд доказывает, что идея Бога – плод слабости человека, мечтание о могущественной власти. Стремление человека к защите и покровительству.

Маркс – вздох угнетённой твари – религия. Связал её с интересами классовой борьбы. Критическое изучение библейских текстов опровергло их богоданность. Введено обязательное светское образование. Духовенство было лишено прав. В 19 веке – кризис христианской космологии и морали. Подтвердил Ф. Ницше: Бог умер. Это мы его умертвили. В морали нарастает индивидуализм. Ты ничего не должен мне, я ничего не должен тебе. Изменяется семья. Уменьшилась, появились семейные ячейки. Меньше детей. Улучшается качество жизни. Появляется паровое отопление. Во внешнем облике древних вещей открылось открытие Тонета. Гнлул на пару фанеру. Делали венские стулья. Формируется детский мир. В богатых домах появляются детские комнаты., одежда, книги, игрушки. Переоценивается роль элитарного искусства. Настойчиво претендует на звание духовного ориентира. Искусство – выражение нравственных идеалов. Среди сосуществующих режмов.Больше всего соответствовал реализм. Реализм появляется 1857 сборник статьей «реализм». Изучение об эволюции видов соответствовало идее искусства о социальных типах. «Человеческая комедия» Оноре Бальзак. 95 произведений. Предисловие – манифест реалистического искусства. Квинтэссенция в изречении Бальзака – внешняя форма – основа.

Индустриальное общество распространило образ делового человека. Бальзак воссоздаёт класс предпринимателей. Противоположный тип Байроническому герою. Одержимые властью, богатством. Интерес к обывателю. В 1864 году вышел роман братьев Гарку «Жермини». Предисловии пишут: «в условии демократии мы задали себе вопрос, неужели низкие классы не имеют право на роман. Неужели народ должен оставаться под литературным запретом. Пользоваться презрением автора. Филистёры. 1830 переходит из немецкого в другие европейские языки. Было в студенческом жаргоне. Филистер – тот кто часто прогуливает лекции. В 19 веке – обыватель вульгарный, лицемерный, бездарный, самодовольный. Флобер – «лексикон прописных истин» (свод филистерской морали 700 постулатов).

Представители живописи: Курбе, Милле. Представители критического реализма, ориентированного на изображение жизни обездоленных слоёв общества, которые противопоставлялись жизни богатых. Жизнь труженика полей – основная тема Милле. Характерны фигуры крестьян. Милле поэтизирует труд. Изображая труд, можно передать человечность. Активным борцом за критический реализм стал Густав Курбе. Художник изображает непосильный труд и нищету людей (картина «дробильщики камней», «похороны в Орнане»). В последней картине всё было ново. Похороны обывателя маленького городка. Мелкие буржуа и зажиточные крестьяне, которых художник изображает без всяких прекрас. Передаёт жизнь со всей беспощадной правдой. Одни картины – прославление безобразного.

Основы реалистического пейзажа заложены Камилем Каро.

Современный этап развития западноевропейского общества принято называть индустриальной цивилизацией. Первыми теоретиками культуры индустриального общества стали Р. Арон, У. Ростоу, Д. Бэлл, Дж. Гэлбрейт. Они во многом расходились по политическим взглядам, но их объединяла идея технической детерминации культуры. Их идея заключалась в том, что сам характер техники как основного средства взаимодействия с действительностью детерминирует социальную структуру общества. Эти теории, сформировавшиеся в 40-60-х гг. XX в. критиковались как правыми, так и левыми, поскольку из них следовал вывод о том, что индустриализация создает адекватные себе организационные формы, эффективное функционирование которых обеспечивается соответствующей системой духовных ценностей. Отсюда неизбежно следовал вывод о сближении по мере роста индустриализации капиталистической и социалистической систем, поэтому эта теория получила еще наименование теории конвергенции (от лат. convergo - сближаю).

Несмотря на некоторые расхождения во взглядах и в предмете анализа (Ростоу сосредоточился на происхождении индустриального общества, Арон - на состоянии современного ему общества, Бэлл и Гэлбрейт - авторы теории постиндустриального общества), итогом исследований стало выявление типологических черт индустриальной культуры. Эти типологические характеристики культуры формируются в любой общественной системе, вступающей на путь модернизации и индустриализации. Предполагается, что культура любого модернизированного общества является инвариантом индустриальной культуры.

Индустриальный тип культуры сформировался в результате научнопромышленной революции в процессе становления и развития машинного производства.

Машинное производство потребовало возникновения адекватных форм организации труда и социальных институтов регуляции человеческой деятельности. Прежде всего, изменилась социальная структура: произошло перераспределение рабочей силы (миграция сельскохозяйственного населения в сферу промышленности). Машинное производство потребовало не только концентрации рабочей силы, что привело к урбанизации и разрыву традиционных связей, но и формирования новых организационных структур и регулятивных институтов. Основной организационной структурой индустриального общества выступает фирма или корпорация.

Вместе с тем индустриальное производство выходит за пределы локального поселения, и поэтому образуются надлокальные связи, обусловленные рыночным характером распределения. Население, обслуживающее и обеспечивающееся индустриальным производством, не контролируется традиционными институтами, свободно от территориальных, личностных и религиозных зависимостей, поэтому общество объединяется надлокальными структурами - государством, которое объединено идеей гражданства. Машинное производство и рыночное хозяйство требуют не только рациональной организации труда, но и институциализации предпринимательской деятельности, а также ее ценностного обоснования. Техническое производство существует только при условии постоянного обмена товарами, деньгами, трудом и информацией. Эти два обстоятельства - ценностное обоснование предпринимательства и свободная циркуляция информации - требуют личной инициативы, поэтому одной из важнейших ценностей становится свобода. Система ценностей включает в себя и труд как инструментальную ценность. Помимо прямых задач - обеспечения производственного процесса, труд обеспечивает единство социума, независимо от социального статуса, профессиональной и этнической принадлежности. В условиях индивидуализма, порожденного обостренным чувством свободы и идеей личной ответственности (за конечный продукт, за предпринимательскую деятельность и т.д.), мерилом социального статуса, усердия, успеха становятся деньги. При разобщенности социума

(маргинализация, деаристократизация, индивидуализм) необходима ценностная опора существования и деятельности личности, и разрушенные социальные групповые связи заменяются семьей. С ценностью семьи связана ценность частной сферы, которая теперь рассматривается как закрытая для общественных институтов. Вместе с тем индустриальное общество принципиально конфликтогенно (причины этого - урбанизация, маргинализация, концентрация капитала), что является причиной формирования регуляционной системы сдержек и противовесов - для индустриального общества характерным типом государства является либерально-демократическое. С другой стороны, Р. Дарендорф, англоамериканский философ, социолог и политик, усматривает и положительную сторону конфликтности индустриального общества. Предложенная им конфликтно-динамическая модель общественных отношений имеет следующее обоснование: рациональные способы освоения действительности не ограничиваются познавательной деятельностью, рациональный тип мышления пронизывает всю человеческую деятельность, и рациональные способы регулирования конфликта являются основанием позитивной эволюции общественных отношений.

Таким образом, типологические черты индустриальной культуры следующие:

  • рационализм как основной способ освоения действительности, который не только обеспечивает производственный процесс путем приращения новых знаний, но является способом организации общественного бытия и разрешения социальных конфликтов;
  • конфликтно-динамический характер культуры, вытекающий из организационной природы индустриальной технологии, но обеспечивающий ускоренное развитие общества;
  • индивидуализм, который по своему происхождению связан с технико-технологическим процессом, требующим личной ответственности на каждом этапе производства, но ориентирован на самоценность человеческой личности, признание неотъемлемости ее фундаментальных прав и свобод;
  • фундаментальные ценности индустриальной культуры (свобода, труд, деньги, семья), определяющие сквозные модели поведения и пронизывающие всю социальную структуру;
  • полистилизм, получивший отражение в философии как постмодернизм, который проявляется как многообразие культурных моделей поведения, форм искусства и выражает культурную и экономическую дифференциацию общества, в соответствии с социальными статусами, ролями, доходами;
  • основным социальным трамплином, каналом социальной мобильности - средством повышения социального статуса является образование, которое обеспечивает доступ к наиболее высокооплачиваемым профессиям, но одновременно культурно-образова-тельный уровень является признаком принадлежности к высшему социальному слою.

Еще в школе все мы узнаем не только что такое индустриализация, а и про особенности индустриального общества, его характерные черты. Предлагаем выяснить какие у него преимущества и недостатки, чем оно отличается от постиндустриального и бывает ли кризис индустриального общества.

Что такое индустриальное общество?

Индустриальное общество – это сформировавшееся в процессе индустриализации общество, где применяются машинное производство и достижения технического и научного прогресса. Оно может основываться на промышленности с очень гибкими динамическими структурами, где характерными являются разделение труда, а также рост его производительности, высокая конкуренция и ускоренное развитие предпринимательства, значительный уровень урбанизации, рост качества жизни.

Признаки индустриального общества

Выделяют такие черты индустриального общества:

  1. Стремительный рост сельскохозяйственного и промышленного производства.
  2. Развитие коммуникативных средств.
  3. Возникновение печатных изданий и других СМИ.
  4. Расширение возможностей для образования.
  5. Полная урбанизация.
  6. Возникновение монополий.
  7. Разделение труда в международных масштабах.
  8. Существенный рост вертикальной дифференциации народонаселения.

Индустриальное общество в философии

Энциклопедические словари говорят, что индустриальное общество в философии – это понятие, введенное А. Сен-Симоном с целью определения социальной системы, где главным видом хозяйственной деятельности выступает промышленное производство. Основателями теории индустриального общества принято считать О. Конта и Г. Спенсера. Теоретики индустриального общества уверены, что есть такая возможность построить универсальную модель истории общества. При том прообразом такой модели может быть западное общество.

Индустриальное общество в социологии

Специалисты открыто говорят, что значит индустриальное общество в данной сфере. Это понятие можно называть продуктом современной социальной науки. Исследователи в этой области свои изложения социальной науки начинают с античной Греции. Благодаря таким полученным данным, они прокладывают дорогу от античной философии к новой социальной науке. Такими социальными феноменами занимались известные мыслители Аристотель, Платон, Тацит и Цицерон. Они нередко высказывали мнение относительно возможных и настоящих форм общества, пытаясь отыскать законы социального развития.

Чем отличается постиндустриальное общество от индустриального?

Чтобы знать какие отличия имеют индустриальное общество и постиндустриальное, важно понимать их особенности. Так, индустриальное общество имеет такие черты:

  1. Развитие экономики при помощи наращивания темпов эксплуатации не только природных, а и человеческих ресурсов.
  2. Благодаря увеличению предприятий машиностроения и химической индустрии, обеспечивается развитие промышленности.
  3. Общество ориентируется на производство и потребление. Мировыми шедеврами культуры и искусства подменяется низкопробная массовая культура.

Что же касается постиндустриального общества, то оно имеет такие отличия от индустриального:

  1. Информация, знания и интеллект в основе богатства общества.
  2. Производство сориентировано на запросы потребителя и качество предлагаемых ему продуктов.
  3. Построенные на интеллектуальной базе технологические процессы – основной инструмент управления.
  4. Качество жизни становится лучше.
  5. Социальные преобладают над материальными.

Плюсы и минусы индустриального общества

Даже ребенок понимает, в чем недостатки и преимущества индустриального общества. Итак, среди преимуществ такого общества:

  1. Быстрые темпы развития экономики.
  2. Увеличивается развития промышленности.
  3. Общественно-исторический прогресс.
  4. Улучшение качества продукции.
  5. Возникновение международной торговли
  6. Честность, порядочность и трудолюбие как главные ценности в обществе.

Среди недостатков индустриального общества:

  1. Эксплуатация природных ресурсов во вред экологии окружающей среды.
  2. Неравномерность роста и развития экономики.
  3. Снижение рабочих мест.

Плюсы индустриального общества

Многие историки утверждают, что переход к индустриальному обществу позволил человечеству сделать важнейший шаг в направлении технологического процесса. Среди плюсов такого общества:

  1. Улучшение качества предлагаемой потенциальным потребителям продукции.
  2. Международная торговля.
  3. Технологический и исторический прогресс.
  4. Увеличение темпов развития экономики.
  5. Развитие промышленности.

Минусы индустриального общества

Невзирая на все преимущества теория индустриального общества имеет и свои недостатки. В числе минусов такого общества:

  1. Агрессивная эксплуатация природных ресурсов. Даже школьники знают, чем для экологии может угрожать чрезмерная эксплуатация ресурсов окружающей среды.
  2. Неравномерное развитие роста экономики.
  3. Снижение рабочих мест.

Роль науки в индустриальном обществе

Весомое значение имеет наука в индустриальном обществе. Среди ее основных функций здесь как культурная, мировоззренческая, так и производственная, социального управления. Благодаря этим функциям, есть возможность подробно и содержательно охарактеризовать ее не только как когнетивно-познавательный феномен, а и раскрыть ее социокультурную природу, зафиксировать роль и значение науки в динамике и функционировании современного общества. В общем индустриальное общество никак нельзя представить без научного прогресса.


Ценности индустриального общества

Исследователи говорят, что основные ценности индустриального общества состоят в свободе. Саму индустриальную систему часто именуют не иначе как пространство личной свободы человека. Свободе нередко поклоняются и даже присягают на верность, а еще за нее борются и защищают. Во имя нее идут на ограничения и жертвы. Она способствует развитию, находится в основе личных инициатив, творческих порывов, инновационных предприятий и начинаний.