Танзимат (реформы Османской империи). Танзиматские реформы в османской империи Омский государственный педагогический университет

Танзимат (реформы Османской империи). Танзиматские реформы в османской империи Омский государственный педагогический университет
Танзимат (реформы Османской империи). Танзиматские реформы в османской империи Омский государственный педагогический университет

После смерти Махмуда II его сын Абдул-Меджид I (1839-1861) заявил о продолжении реформ. Начало правления молодого султана было очень тяжелым. Сам правитель (16-летний юноша) отличался слабоумием. Перед смертью его отец потерпел поражение от египетского наместника Мухаммеда Али. Мухаммед Али, поддержанный Францией, претендовал на роль регента при малолетнем султане. Англия, Австрия, а затем и Россия выступили против вмешательства Франции. В тяжелых условиях правящие круги Османской империи начинают новый этап реформ. Реформы 40-70-х гг. XIX в. получили название «танзимат » (преобразование, реформация). В отечественных работах этипреобразования принято условно разделять на два периода.

Первый период – с 1839 по 1853 гг., то есть до начала Крымской войны.

Второй период – с 1856 по 1871/1876 гг., то есть до принятия конституции в 1876 г.

Танзимат должен был решить важнейшие задачи, стоящие перед государством.

Во-первых, укрепить экономическое, политическое и внешнеполитическое положение слабеющей Империи.

Во-вторых, создать реальные возможности для развития капитализма в Турции.

В-третьих, предотвратить развал страны, снизить накал национально-освободительного движения.

В отличие от прежних реформ главное место в танзимате занимают не военные, а социально-экономические реформы. Инициатива преобразований принадлежала образованной группе турецкой бюрократии, которую возглавлял Мустафа Решид-паша. Он и огласил в парке Гюльхане 3 ноября 1839 г. составленный им же указ, Гюльханейский хатт-и шериф . Мустафа Решид-паша – министр иностранных дел, в дальнейшем премьер-министр, долгое время жил во Франции и Англии и имел собственную программу преобразований.

Гюльханейский указ состоял из трех частей.

Во-первых , он должен был обеспечить всем подданным Империи, независимо от национальной и религиозной принадлежности, защиту жизни, чести и имущества.

Во-вторых , указ предписывал упорядочить сбор и распределение налогов; отменял откупную систему.

В-третьих , устанавливались правила набора солдат в армию и срок военной службы.

В хатт-и шерифе подчеркивалось, что поставленные задачи могут быть успешно решены только в случае единства правительства и народа. Авторы проекта понимали, что Империи необходима государственная идеология, которая могла бы объединить многонациональное население страны. Такой идеологией провозглашается османизм . Для него характерен декларативный интернационализм, ибо сторонники османизма выступали за «равенство и единство всех народов», населяющих турецкую державу. В дальнейшем османизм станет идеологией «новых османов», младотурок. В годы первой мировой войны османизм на деле будет оправдывать господство турок над нетурецкими народами. Однако в 1839 г. современники восторженно воспринимали идеи танзимата . Русский посол в Стамбуле А.П. Бутенев замечал, что «процедура провозглашения, а так же стиль хатт-и шерифа несколько странны и не соответствуют мусульманским обычаям». Действительно, в тексте указа впервые встречается слово «миллет » (народ) как единое целое, без этнической и религиозной принадлежности. Не только русский посол, но и французский философ, основатель позитивизма Огюст Конт одобрил идею «равенства и единства», содержавшуюся в хатт-и шерифе . В это время выдающийся философ пропагандировал необходимость создания единой мировой религии, общей для всего человечества. В ней он Бога заменял Человеком, полагая, что новая религия уничтожит существующие в мире религиозные противоречия и войны. Конт обращался с предложениями и советами к российскому императору Николаю I и великому везиру Мустафе Решиду-паше. В 1854 г. Огюст Конт пригласил османского реформатора в свое общество новой мировой религии. Философ полагал, что антагонизм между Востоком и Западом можно разрешить только в рамках религии, единой для всего человечества. Именно так Конт понимал задачи танзимата .


Однако в самой Порте хатт-и шериф вызвал недовольство как правоверных мусульман, которые не хотели даже формально находиться в одном ряду с «неверными», так и христиан. Ведь христианские народы мечтали о создании независимых государств.

Как осуществлялись реформы?

В 1840 г. был принят новый Уголовный кодекс, положения которого были направлены на укрепление прав личности, обеспечение законности и ликвидацию административного и судебного произвола.

Большое внимание уделялось вопросу о налогах, так как они формировали бюджет страны. Реформаторы считали, что необходимо совершенствовать учет и контроль налоговых поступлений. Это и понятно: некоторые провинции отказывались платить налоги, в других областях откупная система снижала реальные поступления в бюджет до минимума. Правительство отменяет систему откупов, чрезвычайные налоги, барщину, пытается упорядочить сбор налогов с немусульман. Однако многие постановления на местах не выполнялись. Так, откупщики не хотели терять свои доходы и всяческими путями «обходили» закон. Борьба с откупной системой закончилась поражением реформаторов.

Более успешно шла военная реформа. В стране вводится всеобщая воинская повинность для мусульман, срок службы в армии сокращается с 15 до 5-7 лет. Немало сделало правительство в области народного образования. Для этого была создана специальная «Комиссия общественной пользы». Она проверяла уровень профессиональной подготовки учителей, качество преподавания в школах. В стране вводилось обязательное начальное обучение для всех детей, начиная с 4-5-летнего возраста, совместное обучение мальчиков и девочек. По инициативе Комиссии были основаны две школы для детей-сирот. Реформа образования выявила ярых противников танзимата . Против «европейских новшеств» выступили, в первую очередь, мусульманские улемы . Не удалось Мустафе Решиду-паше осуществить свою мечту – открыть первый в Турции университет. Первый период танзимата имел прогрессивный характер, объективно способствовал прогрессу страны.

Крымская война прервала проведение реформ, она стала логическим продолжением двух русско-турецких войн (1806-1812 гг. и 1828-1829 гг.). В основе конфликта 1853-1856 гг. лежал все тот же «Восточный вопрос», а именно: борьба России, Англии, Франции и других европейских держав за Ближний Восток. Война была спровоцирована Россией. В феврале 1853 г. Николай I направил Порте ультиматум, в котором потребовал от султана признания за Россией права покровительства над всеми христианскими народами, населяющими Османскую империю. Султан рассматривал ультиматум как вмешательство во внутренние дела своего государства и отклонил требования Николая I. Началась Крымская война. Россия надеялась воевать только с Турцией, но она просчиталась. Англия, Франция, а затем и Сардиния заключили союз с султаном и воевали на стороне Порты. Начало военной кампании было удачным для России. Флотилия адмирала Нахимова разгромила турецкий флот в Синопской бухте (ноябрь 1853 г.). Однако в дальнейшем в войну вступили Англия и Франция. В 1855 г. пал Севастополь (героическая оборона Севастополя длилась год). Российская империя проиграла войну. По Парижскому трактату (1856) Россия возвращала Турции крепость Карс в обмен на Севастополь, а также часть Бессарабии. Она была вынуждена согласиться на «нейтрализацию» Черного моря, признать власть султана над Сербией, Молдавией, Валахией.

С внешней стороны турки выглядели победителями. Однако Англия, Франция и Австрия подписали особое соглашение, гарантирующее «целостность и независимость Османской империи в границах Парижского трактата». Так Парижский мирный договор стал «коллективным протекторатом» западных стран над Турцией. Именно в 1854 г. Порта взяла первый заём у Англии и Франции. В 1855 г. банкирский дом Ротшильда предоставил Турции новый заём. Условия займов были кабальными. К концу века Порта объявит себя банкротом. Поэтому второй период танзимата не дал ощутимых результатов.

Реформы второго периода начались с подтверждения ряда указов 1839-1853 гг. Но если Гюльханейский указ был нацелен на предотвращение вмешательства иностранных держав во внутренние дела страны, то манифест 1856 г. закреплял иностранную опеку над Турцией.

Главным документом второго периода стал хатт-и хумаюн 1856 г. Этот манифест подтверждал равенство в правах мусульман и немусульман, расширял права нетурецкой буржуазии. Светские элементы указа 1856 г. обозначены гораздо отчетливее, чем в хатт-и шерифе 1839 г. В указе 1856 г. речь шла не только об экономическом равенстве представителей различных верований, но и о политическом равенстве. Политическое равноправие всех подданных Османской империи явно противоречило имперской идее. Ибо нетурецкое большинство империи давно вынашивало планы создания на ее обломках национальных государств.

По закону о земле (1858) подтверждались все поземельные отношения, сложившиеся после отмены военно-ленной системы. Повторялся указ о всеобщем начальном образовании, отменялась цеховая система.

Вместе с тем, под давлением европейских держав были приняты законы, которые предоставляли иностранным предпринимателям особые права в государстве. Западные инвесторы получили право покупать землю в Турции; строить железные дороги; участвовать в разработке полезных ископаемых; контролировать морские перевозки; учреждать смешанные суды. В 1856 г. с участием английского и французского капитала был открыт Оттоманский банк. Против этих новшеств выступал инициатор танзимата Мустафа Решид-паша. Натиск Запада был настольно сильным, что осуществление танзимата потеряло свою целесообразность. И если в первый период реформы имели прогрессивное значение, то реформы второго периода проводились лишь в интересах компрадорской буржуазии и иностранных предпринимателей. Их итогом стало экономическое и политическое закабаление Турции.

Единственной силой, выступавшей против этого закабаления, было возникшее в 50-60-е гг. движение «новых османов». Кто такие «новые османы»? Реформа образования привела к формированию национальной интеллигенции: писателей, журналистов, ученых. В 1865 г. в Стамбуле представители национальной интеллигенции создали тайную политическую организацию. Члены ее называли себя «новыми османами», в Европе их стали называть младотурками . По своему происхождению «новые османы» принадлежали к землевладельческой бюрократии, по идеологии – к либералам. «Новые османы» выступали за политическую и экономическую независимость Порты и ограничение власти султана, за создание конституционной монархии и дальнейшее распространение просвещения. В конце 70-х годов XIX в. многие из них были вынуждены покинуть страну. Благодаря усилиям «новых османов» в Турции была принята первая конституция (1876). Об этом речь пойдет в следующей лекции.

ПЕРИОД ТАНЗИМАТА И ПРИМИРИТЕЛЬНЫЕ ШАГИ В ОТНОШЕНИИ МЕСТНЫХ ЭЛИТ (1839-1876)

После бурного периода I8о8-1839 годов государственники-реформаторы эры Танзимата, проводя политику централизации, все же старались найти общий язык с провинциальными элитами. Главная причина изменения политики в отношении местных элит заключалась в том, что присутствие аянов, даже лишенных политического влияния, оставалось в провинциях бесспорным социально-экономическим фактором.

Несмотря на конфискации, аяны по-прежнему владели крупными участками земли и богатствами и продолжали выступать в качестве феодалов, управляющих земельными хозяйствами, и в качестве ростовщиков. Народ смотрел на них не как на угнетателей, а как на благодетелей и защитников.
То есть аяны сохранили свое престижное положение среди местного населения, и люди уважали титул аян больше, чем титулы государственных чиновников. В таких условиях для претворения в жизнь реформ по модернизации страны государственным представителям эры Танзимата требовалось активное сотрудничество со стороны местных элит.

На протяжении веков считалось, что собственником земли в Османской империи в конечном счете является государство, а крестьяне и феодалы - лишь пользователи этих земель. Но в ходе децентрализации в ХVII и ХVIII веках аяны и другие элиты утверждали, что они уже имеют наследственные права на обрабатываемые земли.

Земельный кодекс 1858 года, вновь подтвердив право собственности только за государством (за исключением отдельных частных земель и земель, принадлежащих религиозным фондам), постановил, что правительственные учреждения могут передавать землю во владение отдельным лицам. Владелец получал документ о титуле (tapu), в котором закреплялось его право на землю. Общинные сроки владения не признавались.
Этот закон стал важным шагом к развитию понятия частной собственности в землепользовании. В Анатолии и на Балканах Земельный кодекс укрепил в этом отношении позиции аянов.

Заслуживает внимания тот факт, что в этот период наблюдался рост зажиточного класса торговцев, ставший результатом интеграции Османской империи в мировую экономику. В городскую элиту торговцев входили как мусульмане, так и немусульмане. Растущее богатство светской немусульманской торговой элиты привело к изменению в мировоззрении греческого, славянского и армянского населения.

На смену строгому религиозно-общинному мировоззрению предыдущих веков приходили более светские националистические взгляды. В провинциальных портах Салоники, Измир, Трабзон и Бейрут появился весьма значительный средний класс христиан, ориентированный на западный стиль жизни.
Дезинтеграция патриархальных немусульманских религиозных общин, разделившая эту часть населения на светские сегменты, стала еще одной причиной, по которой государственники Танзимата интегрировали эти новые группы в новую административную структуру.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕРЫ И АЯНЫ
Указ Гюльхане (1839) гарантировал безопасность жизни, собственности и чести всех подданных империи, независимо от исповедуемой религии, к принадлежности к тому или иному классу. В другой его статье объявлялось о ликвидации облагаемых налогом хозяйств.

Стремление реформаторов к установлению регулярного гражданского правления в провинциях означало ликвидацию феодальных прав и привилегий. Тем самым эта политика наносила удар по аристократиям в периферийных регионах и племенных районах, что вызывало местное сопротивление.

Ликвидация института облагаемых налогом хозяйств и стремление наделить губернаторов компетенцией сборщиков налогов привели к возникновению нового института власти - назначаемого из центра «сборщика доходов от налогов» (muhassili emval).

Следующим шагом реформаторов Танзимата стало превращение городских советов в полупредставительские органы местного правления, которые интегрировали местные элиты в регулярные структуры провинциальной администрации и уравновесили власть губернатора. В 184о году был издан указ о создании провинциальных советов на уровне мелких административных единиц (sancak) и крупных округов (kaza). Но если в традиционных городских советах заседания организовывал и проводил в качестве председателя местный kadi, то после 184о года председательствовать стали новые административные чиновники, присылаемые из Стамбула.

Провинциальные советы были двух типов: большие советы (buyuk meclis) и малые советы (kucuk meclis). Их главные обязанности сводились к обсуждению и решению вопросов налогообложения и местной полиции. Немусульмане впервые за всю историю Османской империи получили право голоса в провинциальной администрации.

К сожалению, немусульманские религиозные иерархи и знать, вошедшие в советы, использовали свое членство для укрепления собственной власти над своими общинами. В 185о-е годы эта ситуация усугубилась и в конечном итоге привела к внутренней реформе немусульманских общин.

Важно отметить, что целый ряд губернаторов мелких административных единиц, занявших свои посты между 1840-ми и 1860-ми годами, пришли из местных аянов. Блистательная Порта очень нуждалась в верных государству аянах.
Упомянутые выше мероприятия по реорганизации сил безопасности и гражданской администрации создали вакуум власти на провинциальном уровне, который могли заполнить, по крайней мере временно, только они. Лишь после 1864 года все государственные должности стали занимать чиновники, присылаемые из самого Стамбула.

Закон 1864 года о провинциях, установивший новую административную структуру, не давал местным элитам возможность расширить свое участие в решениях по проблемам провинций. Единственное изменение касалось восстановления процедуры избрания знати в городские советы. Другим новшеством стал принцип представительства в советах всех религиозных глав официально признанных немусульманских общин.

МЕСТНЫЕ АРИСТОКРАТИИ ПЕРИФЕРИЙНЫХ РЕГИОНОВ И ПЛЕМЕННЫХ РАЙОНОВ
В таких периферийных районах, как Босния и Албания, местные аристократии рассматривали унификацию провинциальных администраций и введение понятия равенства граждан как подрыв своих феодальных интересов.
Мусульманская знать Боснии была не готова отказаться от феодальных прав на принудительный труд православных крестьян. Бывшие kapetan отказывались возвращать незаконно занятые ими земли православным и католическим крестьянам. Они также не хотели сотрудничать по введению института регулярного призыва в армию.

Только в 1852 году Османскому государству удалось преодолеть это феодальное сопротивление, оккупировав Боснию. В Албании вожди племен и крупные землевладельцы, а также городские гильдии сопротивлялись ликвидации веками существовавших привилегий в налогообложении и военной службе. 184о-е годы были периодом местного сопротивления, и Османам так и не удалось ввести институты гражданской администрации в некоторых районах северной части Албании и в Косово.

После возвращения Сирии под Османское правление
в 1841 году городские знатные семьи (аяны и улема) и вожди сирийских племен сохранили свое влияние на местах. До 1860 года Порта не могла провести в этом регионе реформы Танзимата. Упомянутые выше административные реформы были проведены в Сирии только после межобщинной гражданской войны в Ливане и кровавой резни христиан в Дамаске.

В результате конфликтов на религиозной почве Османская гражданская администрация предприняла меры по введению светских институтов. Создание светских судов и школ сузило социальные функции и влияние на местах сирийских мусульманских ulema. Постепенно сыновья сирийских аянов и улема поступили в Османские государственные школы, а новое поколение сирийской городской знати пришло на гражданскую службу и в новые провинциальные администрации.

Ликвидация Курдских эмиратов в восточной части Анатолии в 1830-х и I84о-х годах подорвала порядок в этом регионе. Исчезновение влиятельных местных лидеров привело к анархии: вассальные племена, более не контролируемые влиятельными вождями, начали нападать на менее сильные племена и оседлое население. Центральная власть не смогла заполнить этот вакуум власти.

Многие курдские вожди превратились в помещиков, некоторые из них мигрировали в города и образовали новый класс помещиков, осевших в городах. Отказавшись от кочевого образа жизни и став частью городской элиты провинциальных столиц восточной части Анатолии, эти вожди (agha) успешно интегрировались в Османскую политическую структуру и вошли в провинциальные советы. В отличие от вождей кочующих племен, эти agha считали себя Османскими подданными.

Вследствие распада крупных племен выросло влияние суфийских шейхов. Шейхи мусульманских суфийских орденов, такие как Накшбандия и Кадирия, стали влиятельными общинными лидерами. Они смогли совместить религиозную святость с материальным богатством. Они получили в дар от своих богатых последователей земельную собственность, таким образом шейхи превратились в феодальных землевладельцев.
Поскольку они не были привязаны ни к какому племени, роль арбитров в местных конфликтах увеличивала их престиж. Фактически, вакуум, оставленный бывшими Курдскими эмирами, заполнили суфийские шейхи, превратившись в важный политический фактор; некоторые из них стали членами провинциальных советов.

НЕМУСУЛЬМАНЕ И ИХ ПОЛОЖЕНИЕ В ПЕРИОД ТАНЗИМАТА
Традиционное доминирование клерикалов над немусульманскими общинами стало ослабевать в результате появления нового класса зажиточных торговцев. Хотя этот новый городской средний класс обладал значительными материальными ресурсами, он был исключен из управления своими общинами.
Появились также разногласия между традиционной религиозной и светской торговой элитой, получившей образование на 3ападе.

В то же время реформаторы Танзимата рассматривали немусульманскую общинную структуру в ее патриархальном виде как инородное тело. Они хотели ввести институт гражданства, независимого от исповедуемой религии, но осуществлению этой цели мешал общинный раскол в обществе.
Поэтому после Указа о реформе 1856 года представители османского государства заставили греческую и армянскую общины секуляризировать свои администрации. Вследствие этого греки в 1859, а армяне в 1863 году сформировали новые общинные структуры, что позволило мирянам участвовать в работе общинных администраций; влияние клерикалов при этом снизилось.
Закон о провинциях 1864 года гарантировал участие в провинциальных советах не только мирян, но и всех немусульманских общинных лидеров.

ЭКСПЕРИМЕНТ С ПЕРВЫМ ПАРЛАМЕНТОМ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО МЕСТНЫХ ЭЛИТ В СТАМБУЛЕ (1876- 1878)

Декларация 1876 года о конституционном режиме была революционной в том отношении, что местным элитам впервые было разрешено участвовать в политической жизни Стамбула.

Первый Османский парламент был созван в 1877-1878 годах. Из-за нехватки времени первые члены парламента избирались не населением империи напрямую, а среди членов провинциальных советов. Поэтому большую часть парламентариев составили аяны и другие представители знати. Одну треть составляли немусульмане.

Традиционное представление Стамбула о провинциальном населении как об управляемой толпе было разрушено. Когда Абдуд-Хамид II распустил парламент, правящая элита Стамбула восприняла этот шаг в основном молча, тем самым неявно продемонстрировав удовлетворение по поводу этой меры.

Слабость турецкого государства стала очевидной с конца XVIII в. Страна нуждалась в коренных преобразованиях. Первые админист-ративные и финансовые реформы под названием «новый порядок» были предприняты под впечатлением поражений в войне с Россией ещё при падишахе Селиме III (1789-1807 гг.). Его дело продолжил Махмуд II (1808-1839 гг.). В 1826 г., в разгар греческо-го восстания, он ликвидировал янычарский корпус, показавший свою несостоятельность в качестве воен-ной силы. Казармы янычар в Стамбуле были сожжены вместе с людьми, затем янычары подверглись пого-ловному истреблению во всех провинциях. Уничтоже-ние янычар открывало дорогу для формирования но-вой турецкой армии и для других реформ, которые были предприняты после Русско-турецкой войны 1828-1829 гг.

В это время появилась первая турецкая газета, Тур-ция получила современное административное уст-ройство, была признана частная собственность на землю. Однако чтобы преобразовать такую страну, как Османская империя, этих мер было недостаточ-но. «Сколько природных сил пропадает здесь бес-плодно!» — писал будущий победитель Наполеона III Г. фон Мольтке, служивший военным инструктором в турецкой армии.

Первый период «Танзимата»

3 ноября 1839 г., после начала второго Египетско-го кризиса , новый падишах Абдул-Меджид (1839-1861 гг.) издал указ о реформах, открывший эпоху преобразований — «танзимат-и-хайрие» («благо-детельные реформы»). «В последние полтораста лет ряд происшествий и разные причины» привели к то-му, что «сила государства и внутреннее благосостоя-ние превратились в слабость и скудость», — говорилось в этом историческом указе. Поэтому было решено «посредст-вом новых установлений доставить областям, составляющим Османскую империю, выгоды хорошего управления». В указе про-возглашались следующие «установления», необходимые для благо-получия империи:

1) обеспечение подданным полной безопасности их жизни и сохранности их имущества;

2) справедливое распреде-ление и взимание подати;

3) правильная организация набора на военную службу и установление её разумного срока.

Махмуд II

Важное значение для культурного развития страны имел закон о создании светских, нерелигиозных, школ. Была проведена также денежная реформа и принято новое торговое законодательство. Провозглашалось формальное равенство прав мусульманского и не-мусульманского населения (в реальности для решения националь-ного вопроса, который занимал ключевое место в судьбах страны, ничего не делалось).

Русский путешественник писал в 1850 г.: «...Новые законы сталкиваются с древними предписаниями Корана, телесные наказания вполне заменяют смертную казнь... Султанские обещания также находятся в явном противо-речии с действительностью. Система, которую султанский указ торжествен-но заклеймил как позор и бич империи, в настоящее время продолжает господствовать здесь с разрешения и при самой энергичной поддержке со стороны властей». Из всех обещанных преобразований только военные реформы были наиболее близки к осуществлению, хотя и в этой сфере со-хранялись старые злоупотребления.

Второй период Танзимата

Конституционные реформы

Кризис финансовой системы, жестокости и преследования, кото-рым подвергались все недовольные, породили движение за конститу-ционные реформы. Во главе него встало «Общество новых османов». Движение было вскоре подавлено и «новые османы» перенесли свою деятельность за границу. Вместе с тем были предприняты но-вые реформы: представители нетурецких народов получили более широкие возможности для торговли, отменялась регламентация ре-месла. Особое значение имел закон 1869 г. о всеобщем образовании.

В целом политика танзимата потерпела неудачу. Основная от-расль турецкой экономики — сельское хозяйство — пришла в упадок. «Новые османы» писали: «Что касается земледелия, то его произве-дения по недостатку путей сообщения не имеют рынков, и, сверх того, они задавлены нескончаемыми налогами, взимание которых совершается с беспощадным варварством». Население страдало от постоянного голода, который уничтожал целые селения. Осман-ская империя вступила в период общего кризиса .

На этой странице материал по темам:

  • Неудача танзимата

  • Упадок османской империи борьба египта за независимость

  • Османская империя доклад кратко

  • Конспект османская империя

  • Краткий доклад османская империя

Вопросы по этому материалу:

Во время борьбы со своим сильным вассалом Абдул-Меджид в 1839 обнародовал хатт-и шериф («священный указ»), объявлявший о начале реформ в империи, с которым перед высшими государственными сановниками и приглашенными послами выступил главный министр Решид-паша. Документ отменял смертную казнь без суда, гарантировал правосудие для всех граждан независимо от их расовой или религиозной принадлежности, учреждал судебный совет для принятия нового уголовного кодекса, отменял систему откупа, изменял методы комплектования армии и ограничивал срок военной службы. Стало очевидным, что империя оказалась уже более не способна защитить себя в случае военного нападения со стороны любой из великих европейских держав. Решид-паша, служивший ранее послом в Париже и Лондоне, понимал, что необходимо предпринять определенные шаги, которые показали бы европейским государствам, что Османская империя способна к самореформированию и управляема, т.е. заслуживает сохранения в качестве независимого государства. Хатт-и шериф как бы явился ответом на сомнения европейцев. Однако в 1841 Решид был отстранен от должности. В последующие несколько лет его реформы были приостановлены, и только после его возвращения к власти в 1845 они вновь начали претворяться в жизнь при поддержке британского посла Стратфорда Каннинга. Этот период в истории Османской империи, известный как танзимат («упорядочение»), включал реорганизацию системы управления и преобразование общества в соответствии с древними мусульманскими и османскими принципами терпимости. Тогда же развивалось образование, расширилась сеть школ, сыновья из известных семей начали обучаться в Европе. Многие османы стали вести западный образ жизни. Увеличивалось число издаваемых газет, книг и журналов, а молодое поколение исповедовало новые европейские идеалы. Одновременно быстро росла внешняя торговля, но приток европейской промышленной продукции отрицательно сказался на финансах и экономике Османской империи. Импорт британских фабричных тканей разрушил кустарное текстильное производство и выкачал из государства золото и серебро. Еще одним ударом по хозяйству явилось подписание в 1838 Балто-Лиманской торговой конвенции, по которой импортные пошлины на товары, ввозимые в империю, замораживались на уровне 5%. Это означало, что зарубежные коммерсанты могли действовать в империи на равных с местными купцами. В результате большая часть торговли в стране оказалась в руках иностранцев, которые в соответствии с «Капитуляциями» были освобождены от контроля со стороны чиновников.

25. Причины и предпосылки преобразований эпохи низам-и джедид в Османской империи. Угроза полного распада и гибели Османской империи породила поиски путей к восстановлению былой мощи империи, к созданию централизованного феодально-абсолютистского государства. Первая попытка преобразований была предпринята при султане Селиме III (правил в 1789-1807). Реформы, получившие название "новая система" (низам-и джедид "), имели целью упорядочить военно-ленное землевладение, предусматривали формирование нового, по-европейски обученного и дисциплинированного пехотного войска, расширение мануфактурного производства для военных нужд и др. С самого начала реформы вызвали противодействие большинства крупных феодалов, улемов и в особенности янычар, видевших в них непосредственную угрозу своим привилегиям. Успеху "новой системы" препятствовали также внешнеполитические осложнения: Египетская экспедиция 1798-1801 Наполеона Бонапарта и вызванное ею вступление Турции в войну с Францией (1798- 1801), а затем начавшаяся в 1806 война Турции с Россией. В мае 1807 мятеж янычар в Стамбуле положил конец и "новой системе", и царствованию Селима III. Мустафа-паша Байрактар попытался возобновить реформы, но янычарский мятеж (1808) сорвал и эту попытку приостановить развал империи. В 1826 султан Махмуд II (правил в 1808-39) ликвидировал янычарский корпус, подвергнув янычар почти поголовному истреблению. Вслед за тем были проведены реорганизация армии и ряд др. прогрессивных мер в сфере административного устройства, финансов, права и отчасти культуры; наиболее важной из них была отмена военно-ленной системы. Однако реформы Махмуда II уже не могли предотвратить дальнейший распад Османской империи. В нач. 19 в. египетский паша Мухаммед Али стал по существу независимым правителем Египта. На Балканах в ходе Первого сербского восстания 1804-13, в обстановке русско-турецкой войны 1806-12, образовалась фактически независимая Сербия; Бухарестский мирный договор 1812 передвинул границы России на Юго-Запад, к Пруту. Хотя отвлечение сил России на войну с Наполеоном позволило Махмуду II в 1813 восстановить в Сербии свою власть, в 1815 вспыхнуло восстание сербов (Второе сербское восстание 1815). В 1821 началась Греческая национально-освободителъная революция 1821-29. После поражения Турции в русско-турецкой войне 1828-29 Турция по Адрианополъскому мирному договору 1829 обязалась предоставить Греции автономию. Адрианопольский мир, кроме того, обязал Турцию предоставить автономию Сербии и расширить права Молдовы и Валахии. В 30-х гг. 19 в., когда Мухаммед Али вступил в вооружённый конфликт с султаном (Египетские кризисы ), вмешательство европейских держав привело в конечном счёте к учреждению фактически коллективной опеки над Турцией. Усилилась и экономическая зависимость Турции от европейского капитала, особенно после заключения в 1838 англо-турецкой и франко-турецкой торговых конвенций, открывших европейским фабричным товарам беспрепятственный доступ на внутренний рынок Османской империи. Растущая зависимость от европейских держав побудила правящий класс Турции предпринять в 1839 новую попытку реформ (Танзимат) . Эти реформы покончили с остатками военно-феодальных порядков в государственном и административном управлении, упорядочили судебное дело, способствовали формированию турецкой интеллигенции. Но самое существенное в танзимате - провозглашённая его актами гарантия жизни и имущества всех подданных султана - осталось на бумаге. Крымская война 1853-56, в которой на стороне Турции против России воевали Великобритания, Франция и Сардиния, завершилась Парижским мирным договором 1856, подтвердившим "целостность и неприкосновенность Османской империи". Однако на деле этот принцип был для западно-европейских держав лишь прикрытием, пользуясь которым, они усиливали своё влияние на политику турецкого правительства. Реформы, проводившиеся во 2-й период танзимата (с 1856), отвечали главным образом интересам иностранного капитала и связанной с ним компрадорской буржуазии (в Турции до 20-х гг. 20 в.-инонациональной). Иностранцы получили право владеть землёй, ряд концессий на строительство железных дорог, эксплуатацию недр, портовых и муниципальных предприятий, были учреждены иностранные банки, в т. ч. получивший право эмиссии банкнот англо-французский Оттоманский имперский банк. Вместе с тем реформы способствовали постепенному росту в турецком обществе сил, противопоставлявших себя правящему классу феодалов. Из их среды вышли первые турецкие "просветители" - НамыкКемаль, ИбрахимШинаси, Али Суави, Зия-паша и др. прогрессивно настроенные писатели, журналисты, учителя, чиновники, офицеры; в 1865 ими было основано тайное общество - "Новые османы ", которое поставило своей целью установление конституционного строя в Турции.

День 3 ноября 1839 г. вошел в историю Османской империи как начало новой полосы реформ. Их вдохновитель, крупный государственный деятель Решид-паша, организовал на площади перед летним дворцом султана пышную церемонию провозглашения указа о реформах, известного по названию этого дворца как Гюльханейский. Недалеко от дворца были сооружены трибуны, на которых расположились столичная знать, высшее мусульманское духовенство, главы немусульманских общин, представители городских цехов, иностранные дипломаты. За трибунами были размещены войска, которым предстояло приветствовать столь важное событие. Султан Абдул Меджид наблюдал за торжествами из окна дворца.

Реформаторы отнюдь не чурались традиций. Вначале придворный астролог оповестил о наступлении благоприятной для чтения акта минуты. Затем Решид-паша огласил текст написанного им султанского указа, провозглашавшего гарантии безопасности жизни, чести и имущества всех без различия вероисповедания подданных султана, справедливое взимание налогов и податей, ликвидацию откупной системы их сбора, улучшение системы судопроизводства, наведение порядка в наборе рекрутов. Церемония закончилась традиционной молитвой имама, вознесшего к Аллаху просьбу о помощи в намеченных преобразованиях, и артиллерийским салютом.

За Гюльханейским рескриптом, последовала целая серия реформ, несколько изменивших порядки в империи. В период Танзимата («танзимат» по-турецки - «реформы»), т. е. в 30-60-е годы XIX в., постепенно начали приобретать европейские черты многие правительственные ведомства.

В начале второй половины XIX в. структура высших государственных учреждений османской столицы уже была весьма разветвленной. Многие тысячи чиновников трудились в правительственных ведомствах и департаментах. Министерств было десять - военное, морское, иностранных дел, юстиции, финансов, народного просвещения, полиции, торговли, общественных работ и вакуфов. Роль министерства внутренних дел играла канцелярия мустешара (советника) великого везира. Министры во главе с великим везиром составляли Высший совет империи, в который входили также шейх-уль-ислам, председатель созданного в 1868 г. Государственного совета, несколько высших сановников и префект столицы. Высший совет собирался еженедельно для обсуждения государственных дел. Председательствовал сам султан, а в его отсутствие, что бывало весьма часто, заседания совета вел великий везир.

Османская табель о рангах имела множество ступеней и градаций. Одни только чиновники центральной администрации (калемийе) делились на пять разрядов, высший из которых соответствовал чину ферика - дивизионного генерала.

Европейские принципы организации государственного управления требовали и нового чиновничества. Процесс создания новой бюрократии длился несколько десятилетий. На первых порах большую роль в нем сыграло существовавшее в Стамбуле бюро переводчиков (терджюман одасы); оно стало центром подготовки не только дипломатов, но и политических деятелей. Султан основал это бюро после греческого восстания 1821 г., когда Порта перестала доверять служившим правительственными переводчиками грекам-фанариотам. Из этого учреждения вышли многие крупные государственные деятели середины XIX в. Позже кадры чиновников столичных учреждений стали пополняться выпускниками новых светских средних и специальных учебных заведений.

Административные и муниципальные ведомства столицы также претерпели к середине века некоторые изменения. Стамбул и его округ составили самостоятельный вилайет (генерал-губернаторство), делившийся на четыре мутесаррыфлыка (губернаторство) - собственно Стамбул, Пера, Ускюдар и Бююк Чекмедже (район в европейской части Турции, прилегавший к территории столицы). Муниципальными делами ведала префектура, столица была разделена на 14 муниципальных участков. Численность населения, по переписи 1844 г., составляла около 800 тыс. человек. В 70-х годах XIX в., по данным столичных властей, в городе проживал примерно миллион человек; по данным же европейской статистики, в Стамбуле в это время было 1200 тыс. жителей, в том числе 620 тыс. мусульман и 580 тыс. немусульман.

Постепенно стал меняться и облик населения столицы. Специальные указы регламентировали внешность правительственных служащих. Был издан даже указ, требовавший, чтобы длина усов сообразовывалась с длиной бровей. Европейское влияние стало постепенно сказываться на одежде и манерах чиновничества, купечества, нарождавшейся интеллигенции. Один из современников отмечал, что восточные одеяния начали в столице уступать место европейским, на смену традиционной, чалме пришел новый головной убор - феска, уменьшились и размеры бород. «Молодое поколение высшего турецкого сословия,- писал этот автор,- затараторило по-французски, картавя и жеманясь; лакированные ботинки заступили на место желтых туфель, босые ноги богатых женщин оделись в тонкие, хорошо натянутые чулки, и даже некоторые талии, кажется, уже сжимаются корсетами. Развелись европейские экипажи на лежачих рессорах...».

Даже в поведении султанов кое-что изменилось. Российский дипломат К. Базили, хорошо знавший Стамбул первой половины XIX в., отмечая перемены в устоявшихся привычках жителей столицы, приводил пример самого султана. Он сравнительно просто одевался, Босфор пересекал без прежнего эскорта из двух десятков разукрашенных гондол, на скромном восьмивесельном каике. Лишь традиционный пятничный выезд султана в мечеть сохранял некоторую пышность. Уменьшилось и число придворных и дворцовой челяди, хотя султанский двор по-прежнему дорого обходился государственной казне.

Перемены, однако, не ограничились внешними проявлениями. В середине XIX в. Стамбул стал центром формирования турецкой интеллигенции, влияние которой в скором времени начало ощущаться во всех сферах политической и культурной жизни столицы. Формированию интеллигенции особенно способствовало развитие светской школы. В 1826 г. в Стамбуле было открыто военно-медицинское училище. Несколько позже были созданы несколько новых военных училищ, а также учебные заведения для подготовки чиновников гражданских ведомств. В 1846 г. в предместье Стамбула была открыта Сельскохозяйственная школа, а в 1850 г. и Ветеринарная школа. К середине столетия появились и первые общеобразовательные светские начальные школы.

В 1848 г. в столице было открыто первое в Турции мужское педагогическое училище. К 1874/75 г. в Стамбуле насчитывались уже 264 светские начальные школы, и том числе 25 женских; в них обучалось 13 тыс. детей. Если принять во внимание, что мусульманское население Стамбула составляло примерно 600 тыс. человек, то на 40-50 жителей приходился всего один учащийся светской школы. И все же это были важные для турецкого общества культурные сдвиги.

18 февраля 1856 г., за неделю до открытия мирного конгресса в Париже, был опубликован новый указ о реформах, суть которого заключалась в подтверждении гарантий Гюльханейского указа 1839 г. о льготах и привилегиях немусульманских подданных султана и их полном равенстве с мусульманами перед законом. Этот указ, имевший явную внешнеполитическую направленность, стимулировал дальнейшие реформы в сельском хозяйстве, законодательстве, административной системе, в области просвещения и культуры.

В 70-х годах XIX в. в Стамбуле появились первые светские средние школы, 1 сентября 1868 г. был открыт Галатасарайский лицей. Его выпускники - школьные учителя, офицеры армии и флота, чиновники - пополняли ряды молодой турецкой интеллигенции. Галатасарайский лицей был привилегированным учебным заведением, ему покровительствовали султан и Порта. Значительную помощь в его создании оказала Франция, направившая в лицей опытных преподавателей. С помощью Франции там были созданы хорошая библиотека и несколько лабораторий.

Крупным событием в культурной жизни Стамбула стало открытие университета. В начале 60-х годов было в основном завершено строительство университетского здания, создана библиотека (около 4 тыс. томов на различных языках), в европейских странах были заказаны оборудование и наглядные пособия. Организации первого турецкого университета немало способствовала деятельность учрежденного в 1861 г. в Стамбуле Османского научного общества, которое ставило перед собой широкие задачи просветительского характера. Общество создало в Стамбуле публичную библиотеку в 600 томов с читальней, организовало курсы по изучению английского и французского языков. С июля 1862 г. оно начало издавать ежемесячный «Журнал наук» - первый в истории Турции научно-популярный журнал. В нем в течение четырех лет публиковались статьи по гуманитарным и естественным наукам, очерки о политическом положении в различных странах. Не случайно именно члены общества стали первыми лекторами университета.

Официальное открытие университета состоялось 20 февраля 1870 г. Но еще 31 декабря 1863 г. там состоялась первая публичная лекция, собравшая немалую по тому времени для Стамбула аудиторию - 300 слушателей. Лекцию по физике читал Дервиш-паша, получивший образование в Европе. Публичные лекции были проведены и по ряду других дисциплин - по естествознанию и математике, астрономии и истории. Лекции по истории читал видный историк и деятель турецкого просвещения Ахмед Вефик-эфенди. Правда, большинство слушателей имело явно недостаточную подготовку. Например, опыты, которыми сопровождались многие лекции, воспринимались ими как фокусы или чудеса.

Судьба первого в Стамбуле университета была незавидной. Вскоре выяснилось, что нет ни преподавателей, ни достаточного числа учебников. Университет был низведен фактически до положения среднего учебного заведения, а в конце 1871 г. в результате резких нападок реакционного мусульманского духовенства его вообще закрыли. В 1874 г. возобновились попытки открыть университет, на этот раз на базе Галатасарайского лицея. Но они тоже кончились неудачей из-за серьезных трудностей с кадрами преподавателей. Наконец, в 1900 г. в Стамбуле был открыт Султанский университет с тремя факультетами - теологическим, литературным и техническим. На этот раз университет стал постоянно действующим высшим учебным заведением, хотя в условиях диктатуры султана Абдул Хамида II он был, по выражению одного из турецких историков просвещения, учреждением «весьма худосочным и безмолвным».

Как бы ни был сложен и труден путь светских учебных заведений Стамбула, их существование изменило культурную атмосферу в столице, привело к созданию прослойки образованных людей. В формировании молодой национальной интеллигенции огромную роль сыграла и стамбульская турецкая пресса. Развитие ее происходило быстрыми темпами. С 1 ноября 1831 г. начала издаваться первая официальная газета на турецком языке - «Таквими векаи» («Календарь событий»). А в 1876 г. в Стамбуле выходило уже 13 газет на турецком языке, в их числе 7 ежедневных. В том же году в столице Османской империи выходили 34 газеты на других языках: по 9 - на греческом и на армянском, 7 - на французском, 2 - на английском, 1 - на немецком, 3 - на болгарском, 2 - на еврейском и 1 - на арабском языке.

К тому времени Стамбул превратился и в крупный книгоиздательский центр. В конце 70-х годов XIX в. в городе насчитывалось несколько десятков государственных и частных типографий. Они поставляли на книжный рынок десятки тысяч экземпляров различных книг. В столице печатались не только религиозные мусульманские сочинения (ограничения на их издание постепенно отмерли к концу 60-х годов), но и школьные учебники, памятники арабской и персидской классической литературы, сочинения турецких литераторов. В стамбульских книжных лавках можно было купить турецкие переводы произведений Мольера и Ламартина, Гюго и Дюма-отца, Дефо и Свифта. Печатались переводы извлечений из сочинений Монтескье, Вольтера и Руссо.

Определенную роль в культурной жизни Стамбула играли иностранные учебные заведения. Еще в XVI в. французские католические миссионеры при поддержке правительства Франции начали создавать свои школы в Османской империи. К середине же XIX столетия в одном только Стамбуле было более 40 французских католических школ, из них половина женских; более двух третей учащихся составляли местные жители-католики. Действовало также несколько бельгийских и итальянских школ. С середины XIX в. активно стали создавать свои школы в Османской империи, в том числе в столице, протестантские миссионеры, поддерживавшиеся правительством США. В сентябре 1863 г. в Стамбуле, в квартале Бебек, был открыт американский «Роберт колледж», который с годами стал чрезвычайно популярен в среде турецкой интеллигенции. Будучи наиболее крупным в Османской империи центром пропаганды протестантизма, этот колледж содействовал укреплению политического и культурного влияния США во владениях султана. Впрочем, аналогичные цели преследовали все иностранные школы в Османской империи. В конце XIX в. в Стамбуле, с ростом германской экспансии на Ближнем Востоке, появилось несколько немецких и австрийских школ. В 1879 г. была открыта русская женская школа, а в 1892 г.- русское училище; эти учебные заведения были рассчитаны преимущественно на детей русских дипломатов. Несмотря на вполне определенную политическую и культурную ориентацию большинства иностранных школ, они в немалой степени содействовали формированию различных национальных групп стамбульской интеллигенции.

В 60-70-х годах Стамбул стал центром общественно-политической деятельности турецкой интеллигенции, в среде которой возникло движение за превращение Османской империи в конституционную монархию. Пробуждению общественного мнения во многом способствовала созданная писателем-просветителем Ибрагимом Шинаси газета «Тасвири эфкяр» («Изображение идей»), первый номер которой вышел в Стамбуле 28 июня 1862 г. Эта газета сыграла большую роль в пропаганде передовых для Турции того времени воззрений Запада, в идейном формировании первых турецких конституционалистов. В 60-70-х годах видное место в стамбульской прессе занимали газеты, издававшиеся лидерами этого общественного движения - Али Суави («Мухбир» - «Корреспондент», 1867 г.) и Намыком Кемалем («Ибрет» - «Назидание», 1872- 1873 гг.).

В июне 1865 г. в пригороде Стамбула Еникёе состоялось первое собрание основателей тайного «Общества новых османов», деятельность которого подготовила почву для борьбы за конституцию. Через два года руководители этого общества вынуждены были бежать в Европу. Там - в Париже, Лондоне и Женеве - «новые османы» издавали газеты на турецком языке, в которых требовали проведения конституционных реформ. Эти газеты тайно переправлялись в Турцию. Спрос на них был столь велик, что, например, цена одного экземпляра газеты «новых османов» «Хюрриет» («Свобода») доходила в Стамбуле до одной турецкой лиры (6 руб. золотом). Стамбульский книготорговец француз Кок осмеливался даже выставлять номера газеты в витрине своего магазина, привлекая толпы любопытных.