Современность комедии грибоедова горе от ума. Актуальность и новаторство комедии А

Современность комедии грибоедова горе от ума. Актуальность и новаторство комедии А
А. С. Грибоедов вошел в литературу как автор единственной комедии «Горе от ума», однако актуальность этого произведения в момент его создания и на сегодняшний день, яркие образы, в которых отразился «век минувший» и «век нынешний» России начала XIX века, острая проблематика обеспечили автору комедии славу гениального писателя и широкую известность в литературных кругах.
Несомненно, комедия А. С. Грибоедова является новаторским произведением, как по своему содержанию, так и по форме. Так, например, автору «Горя от ума» удалось соединить воедино комедийные, драматические и даже трагические черты. Однако комедия вписывается в контекст литературной традиции. В частности тема ума была известна русской литературе и до Грибоедова, она разрабатывалась в произведениях М. М. Хераскова и Д. И. Фонвизина.
После создания комедии, она сразу же была запрещена цензурой для печати и постановки на театральной сцене. Такая реакция была вызвана тем, что в «Горе от ума» Грибоедов выставляет на суд читателей пороки «века минувшего» и сам беспощадно их клеймит.
В комедии А. С. Грибоедова поставлены самые острые и актуальные проблемы времени создания «Горя от ума»: вопрос о крепостном праве, образовании и воспитании дворянской молодежи, о цензуре, военной и государственной службе. В произведении представлены две противоположные точки зрения на эти вопросы, их выразителями являются представители «века минувшего» (Фамусов. Скалозуб, Хле-стова, графиня Хрюмина, Молчалин и другие) и «века нынешнего» (в первую очередь главный герой комедии Чацкий и ряд внесценических персонажей - брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской). Конфликт комедии заключается именно в этом противопоставлении представителей двух лагерей.
Если представители «века минувшего» являются приверженцами служения лицам во имя наград и чинов, а также приобретения личной власти над окружающими людьми, приемлют подхалимство и лицемерие, представляют собой врагов просвещения и каких бы то ни было перемен в устоявшемся жизненном укладе, то Чацкий и его сторонники выступают с резкой критикой подобной жизненной философии, которая губит в людях лучшие душевные качества.
Александр Андреевич Чацкий существенно отличается от тех людей, среди которых прошло его детство и юность. Поэтому, повзрослев, он покидает родной дом, не приемля для себя тот жизненный путь, который был уготован ему, как и многим молодым людям фамусовского общества. За время отсутствия в Москве у Чацкого окончательно формируется мировоззрение: для него характерно презрение к тем, кто выслуживается перед носителями более высоких чинов, любыми способами стремится к власти, которая позволила бы удовлетворять малейшие прихоти, жаждет иметь богатство, которое опять же обеспечило бы его владельцу неограниченную власть над окружающими.
Уместно вспомнить слова о Чацком И. А. Гончарова, который приписывал ему «роль страдательную», но в то же время она является и «победительной». Чацкие, то Гончарову, только сеют, а пожинают другие, в этом заключается «безнадежность их успеха». Гончаров писал о том, что грибоедовский Чацкий - «вечный обличитель зла, запрятавшийся в пословицу: «один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и всегда жертва».
Чацкий не приемлет для себя служение ради личной выгоды, он мечтает служить своей родине и своему народу, однако понимает, что существующий порядок не позволит реализоваться его стремлению, а потому его нужно в корне менять.
Дочь Павла Афанасьевича Фамусова Софья занимает особое место в комедии. Ее сложно однозначно причислить к представителям как «века минувшего», так и «века нынешнего», она находится как бы между двух огней. Софья склонна разделять мнение Чацкого, находясь под его непосредственным влиянием, однако после его отъезда она оказывается под влиянием Молчалина и, будучи влюбленной, встает на его сторону как в любовном конфликте, так и в идейном споре.
Однако было бы несправедливо не отметить в Софье такую характерную черту, как нежелание подчиняться отцу и выбирать себе супруга исходя из размера его состояния и количества полученных за выслуживание наград. В качестве объекта своей любви Софья выбирает секретаря своего отца и раскаивается в своем выборе только после того, как убеждается в аморальном поведении мнимого возлюбленного по отношению к себе.

3) Современна ли комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума"

«Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший...».
(А.С.Грибоедов)

Есть гениальные произведения литературы. И есть гениальные названия гениальных произведений. Такие, в которых составляющие их слова как бы сливаются в одно понятие. Потому что перед нами не просто заглавие литературного сочинения, а имя некоторого явления. Таких названий, таких произведений даже в великой литературе наберется едва ли более десятка. Грибоедовская комедия - одно из них.
Александру Сергеевичу Грибоедову исполнилось двести лет. Из неокончательно установленных дат его чудесного рождения выбрана одна, и вот - отмечаем! Фамусовы - в ложах, Скалозубам досталось в генералы, Софьи с Лизами радуют взоры в рядах общественного движения "Женщин России", Молчалины блаженствуют в министерствах и комитетах. А судьи кто? ...
Нет пьесы живее и современнее, чем "Горе от ума". Так было, так есть, так будет.
Истинно великое произведение, каким является "Горе от ума", сопротивляется переоценкам. Никуда не уйти от факта, что Грибоедов был кровно связан с декабристами. Другое дело, что наше понимание декабризма как общественного движения с годами уточняется. Мы яснее осознаем некоторые трагические особенности российской общественной жизни, особенно вековые традиции тоталитаризма. Этим объясняется многое в отечественной истории, вплоть до наших дней. Для нас важно, что "Горе от ума" - это не "черно-белая" сатира на общественный строй. Писателя занимали не "строй", не "система", а социальная психология. А она вовсе не "черно-белая". Вслушайтесь: Фамусов и Чацкий зачастую говорят об одном и том же. "А все Кузнецкий мост, и вечные французы!" - ворчит Фамусов. И Чацкий озабочен тем, "чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев". Оба они безусловные патриоты, оба до глубины души русские люди, многое их разделяет, но многое и роднит, в том-то и трагизм этой комедии, оттого-то и "мильон терзаний". А "строй", "система" - что ж, они могут меняться, но Фамусов, Репетилов, Молчалин, Скалозуб - вечны. И Чацкий вечен.
Когда мы в последний раз видели живого Чацкого? Это был академик Сахаров. Другое время, возраст, внешность, язык, а суть одна и та же: Чацкий! Тот самый, которого снисходительно упрекал Пушкин, утверждая, что в "Горе от ума" один умный человек - сам Грибоедов, а Чацкий - добрый малый, проведший некоторое время в его обществе и произносящий с его голоса умные речи - перед кем? Перед Скалозубами и Тугоуховскими? Но в том-то и дело, что Пушкин не вполне прав: говорить надо. Перед теми, с кем свела тебя история. Даже не рассчитывая на понимание. Сказанное не пропадет. В этом убеждал Грибоедов. В этом убеждал Сахаров. Что общего между этими двумя русскими людьми, кроме того, что они русские? Ум. И тот, и другой являли собой выдающиеся умы своего времени.
Неисчерпаемость "Горя от ума" открывается в недопонятом Чацком и неразгаданном Репетилове...
Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший...
Кому из россиян свой век не казался самым невероятным? Кажется, и Пушкину, и Грибоедову не раз приходилось слышать привычные жалобы на время, иначе их столь разные герои, как Фамусов и Герцог, не сокрушались бы так единодушно: «Ужасный век! Не знаешь, что начать…», - говорит Фамусов. И Герцог вторит ему: «Ужасный век, ужасные сердца!»
«Горе от ума» давно уже стало всенародным достоянием. Еще в начале семидесятых годов девятнадцатого века И.А.Гончаров, отметивший, что комедия «отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова», предрекал ей «нетленную жизнь», утверждал, что она «переживет и еще много эпох, и все не утратит своей жизненности». Это пророчество полностью оправдалось.
Великая комедия и сейчас остается моложавой и свежей. Она сохранила свое общественное значение, свою сатирическую соль, свое художественное очарование. Она продолжает свое триумфальное шествие по сценам театров. Ее изучают в школах.
Миллионы людей смеются и негодуют вместе с Грибоедовым. Гнев сатирика-облечителя близок и понятен русскому народу, потому что и ныне он воодушевляет на борьбу против всего косного, ничтожного и подлого, за все передовое, великое и благородное. Борьба нового со старым есть закон нашей русской жизни. Созданные Грибоедовым образы, его меткие, разящие изречения, живущие в народной речи, способны и ныне служить острым оружием сатиры.
Так, например, если Молчалин, Фамусов, Скалозуб видят смысл жизни в своем благополучии, то Чацкий мечтает принести пользу народу, который он уважает и считает "умным и бодрым". В то же время он презирает угодничество, карьеризм. Он "служить бы рад", да "прислуживаться тошно". Резко критикует Чацкий это общество, погрязшее в лицемерии, разврате:
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от судьбы в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве...
Кажется, что эти строки будто сейчас написаны! А мы еще спорим, современна ли комедия. Несмотря на исторический трагизм русской жизни, Грибоедов живет в нас своей комедией "Горе от ума". Он возвращается к нам, как свет счастья.

Современна ли комедия А.С.Грибоедова "Горе от ума"

Как посравнить да посмотреть

А.С.Грибоедов

Есть гениальные произведения литературы. И есть гениальные названия гениальных произведений. Такие, в которых составляющие их слова как бы сливаются в одно понятие. Потому что перед нами не просто заглавие литературного сочинения, а имя некоторого явления. Таких названий, таких произведений даже в великой литературе наберется едва ли более десятка. Грибоедовская комедия - одно из них.

Александру Сергеевичу Грибоедову исполнилось двести лет. Из неокончательно установленных дат его чудесного рождения выбрана одна, и вот - Отмечаем! Фамусовы - в ложах, Скалозубам досталось в генералы, Софьи с Лизами радуют взоры в рядах общественного движения "Женщин России", Молчалины блаженствуют в министерствах и комитетах. А судьи кто?...

Нет пьесы живее и современнее, чем "Горе от ума". Так было, так есть, так будет.

Истинно великое произведение, каким является "Горе от ума", сопротивляется переоценкам. Никуда не уйти от факта, что Грибоедов был кровно связан с декабристами. Другое дело, что наше понимание декабризма как общественного движения с годами уточняется. Мы яснее осознаем некоторые трагические особенности российской общественной жизни, особенно вековые традиции тоталитаризма. Этим объясняется многое в отечественной истории, вплоть до наших дней. Для нас важно, что "Горе от ума" - это не "черно-белая" сатира на общественный строй, как учили в школе. Писателя занимали не "строй", не "система", а социальная психология. А она вовсе не "черно-белая". Вслушайтесь: Фамусов и Чацкий зачастую говорят об одном и том же. "А все Кузнецкий мост, и вечные французы!..." - ворчит Фамусов. И Чацкий озабочен тем, "чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев." Оба они безусловные патриоты, оба до глубины души русские люди, многое их разделяет, но многое и роднит, в том-то и трагизм этой комедии, оттого-то и "мильон терзаний". А "строй", "система" - что ж, они могут меняться, но Фамусов, Репетилов, Молчалин, Скалозуб - вечны. И Чацкий вечен.

Когда мы в последний раз видели живого Чацкого? Это был академик Сахаров. Другое время, возраст, внешность, язык, а суть одна и та же: Чацкий! Тот самый, которого снисходительно упрекал Пушкин, утверждая, что в "Горе от ума" один умный человек - сам Грибоедов, а Чацкий добрый малый, проведший некоторое время в его обществе и произносящий с его голоса умные речи - перед кем? Перед Скалозубами и Тугоуховскими? Но в том-то и дело, что Пушкин не вполне прав: говорить надо. Перед теми, с кем свела тебя история. Даже не рассчитывая на понимание. Сказанное не пропадет. В этом убеждал Грибоедов. В этом убеждал Сахаров. Что общего между этими двумя русскими людьми, кроме того, что они русские? Ум. И тот, и другой являли собой выдающиеся умы своего времени.

Неисчерпаемость "Горе от ума" открывается в недопонятом Чацком и неразгаданном Репетилове...

Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший...

Кому из россиян свой век не казался самым невероятным? Кажется, и Пушкину, и Грибоедову не раз приходилось слышать привычные жалобы на время, иначе их столь разные герои, как Фамусов и Герцог, не сокрушались бы так единодушно: "Ужасный век! Не знаешь, что начать..," - говорит Фамусов. И Герцог вторит ему: "Ужасный век, ужасные сердца!"

Может быть, и мы догадаемся, что времена отличаются только по принадлежности: наше оно или не наше.

Сюжетную основу "Горе от ума" составляет конфликт молодого дворянина Чацкого с тем обществом, выходцем из которого он был сам. События разворачиваются в одном московском аристократическом доме в течение дня. Но Грибоедов сумел раздвинуть временные и пространственные рамки, дав полную картину жизни дворянского общества того времени и показав то новое, что зарождалось в его пределах.

Чацкий - человек незаурядного ума, честный, искренний. В его спорах с Фамусовым вырисовывается облик человека, который способен трезво мыслить, человека, который видит пороки общества и хочет бороться с ними. Особенно ярко показывает Грибоедов эти качества Чацкого, противопоставляя ему подхалима и лицемера Молчалина. Этот подлый человек, у которого нет ничего святого, исправно выполняет завет отца: "угождать всем людям без изъятья." Молчалин - "низкопоклонник и делец", как характеризует его Чацкий.

Фамусов - высокопоставленный чиновник, консерватор до мозга костей, тупой солдафон Скалозуб - вот те люди, которых встречает Чацкий. Если Молчалин, Фамусов, Скалозуб видят смысл жизни в своем благополучии, то Чацкий мечтает о том, чтобы принести пользу народу, который он уважает и считает "умным и бодрым". В то же время он презирает угодничество, карьеризм. Он "служить бы рад", но ему "прислуживаться тошно." Резко критикует Чацкий это общество, погрязшее в лицемерии, разврате:

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от судьбы в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве...

Боже мой, будто сейчас написано! А мы еще спорим, современна ли комедия. Какое счастье эта пьеса! Как все мы вместе и каждый в отдельности, Грибоедов мечтал о счастье и свободе. И, как никто другой, он заслуживал свободы и счастья.

Несмотря на исторический трагизм русской жизни, Грибоедов живет своей комедией "Горе от ума" в нас. Он возвращается к нам, как свет счастья.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В комедии Грибоедова “Горе от ума” мы можем наблюдать столкновение двух различных эпох, двух стилей русской жизни, что реалистически показано автором в его бессмертном произведении. Различие в мировоззрении старого московского барства и передового дворянства в 10-20-е годы XIX столетия составляет основной конфликт пьесы - столкновение “века нынешнего” и “века минувшего”.

“Век минувший” представляет в комедии московское дворянское общество, которое придерживается устоявшихся правил и норм жизни. Типичный представитель этого общества - Павел Афанасьевич Фамусов. Он живет по старинке, своим идеалом считает дядю Максима Петровича, который являлся ярким примером вельможи времен императрицы Екатерины. Вот что говорит о нем сам Фамусов:

Он не то на серебре,

На золоте едал; сто человек к услугам;

Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;

Век при дворе, да при каком дворе!

Тогда не то, что ныне...

Однако, для того чтобы достичь такой жизни, он “сгибался вперегиб”, прислуживался, играл роль шута. Фамусов боготворит тот век, но чув- . ствует, что он уходит в прошлое. Недаром он сетует: “Тогда не то, что ныне...”

Ярким представителем “века нынешнего” является Александр Андреевич Чацкий, который воплощает в себе черты передовой дворянской молодежи того времени. Он - носитель новых взглядов, что и доказывает своим поведением, образом жизни, но в особенности своими страстными речами, обличающими устои “века минувшего”, к которому он относится явно пренебрежительно. Об этом свидетельствуют такие его слова:

И точно, начал свет глупеть,

Сказать вы можете вздохнувши;

Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший:

Свежо предание, а верится с трудом;

Как тот и славился, чья чаще гнулась шея.

Чацкий считает тот век веком “покорности и страха”. Он убежден, что те нравы ушли в прошлое и нынче охотников поподличать “смех страшит и держит стыд в узде”.

Однако не так все просто. Традиции минувших дней слишком сильны. Сам Чацкий оказывается их жертвой. Он со своей прямотой, острословием, дерзостью становится возмутителем общественных правил и норм. И общество мстит ему. При первой же встрече с ним Фамусов называет его “карбонарием”. Однако в беседе со Скалозубом отзывается о нем неплохо, говорит, что он “малый с головой”, “славно пишет, переводит”, при этом сожалеет, что Чацкий не служит. Но у Чацкого на этот счет свое мнение: он хочет служить делу, а не лицам. Пока же, видимо, в России это невозможно.

На первый взгляд, может показаться, что конфликт между Фамусовым и Чацким - это конфликт разных поколений, конфликт “отцов” и “детей”, но это не так. Ведь Софья и Молчалин - молодые люди, почти сверстники Чацкого, но они в полной мере принадлежат “веку минувшему”. Софья не глупа. Доказательством тому может служить и любовь Чацкого к ней. Но она впитала философию отца и его общества. Ее избранник - Молчалин. Он тоже молод, но тоже дитя той, старой среды. Он полностью поддерживает мораль и нравы старой барской Москвы. И Софья, и Фамусов отзываются о Молчалине хорошо. Последний держит его на службе, “потому что деловой”, а Софья резко отвергает нападки Чацкого на ее возлюбленного. Она говорит: Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума...

Но для нее ум не главное. Главное же, что Молчалин тих, скромен, услужлив, обезоруживает батюшку молчанием, никого не обидит. В общем, идеальный муж. Можно сказать, качества чудесные, но они лживы. Это лишь маска, за которой скрывается его сущность. Ведь его девиз - умеренность и аккуратность”, и он готов “угождать всем людям без изъятья”, как учил его батюшка. Он идет настойчиво к своей цели - теплому и денежному местечку. Он играет роль влюбленного лишь потому, что это угодно самой Софье, дочери его хозяина. А Софья видит в нем идеал мужа и смело движется к своей цели, не боясь того, “что станет говорить княгиня Марья Алексевна”.

Чацкий, попадая в эту среду после долгого отсутствия, вначале настроен очень доброжелательно. Он стремится сюда, ведь “дым Отечества” ему “сладок и приятен”, но этот дым оказывается для него угарным газом. Он встречает стену непонимания, отторжения. Его трагедия заключается в том, что на сцене он один противостоит фамусовскому обществу.

Но в комедии упоминается двоюродный брат Скалозуба, который тоже “чудит” - “службу вдруг оставил”, заперся в деревне и книги стал читать, а ведь ему “следовал чин”. Есть и племянник княгини Тугоуховской “химик и ботаник” князь Федор. Но есть и Репетилов, который гордится своей причастностью с некоему тайному обществу, вся деятельность которого сводится к “шумим, братец, шумим”. Но Чацкий не может стать членом такого секретнейшего союза.

Чацкий, видимо, является не только носителем новых взглядов и идей, но и выступает за новые нормы жизни. Ведь он путешествовал по Европе, которая переживала революционные брожения. В комедии прямо не говорится о том, что Чацкий - революционер, но это можно предположить. Ведь и фамилия его “говорящая”, она созвучна фамилии Чаадаева.

Помимо общественной трагедии, Чацкий переживает и трагедию личную. Его отвергает любимая Софья, к которой он “летел, дрожал”. Более того, с ее легкой руки его объявляют сумасшедшим.

Итак, Чацкий, не приемлющий идеи и нравы “века минувшего”, становится возмутителем спокойствия в фамусовском обществе. И оно его отвергает. На первый взгляд, поделом, ведь Чацкий - насмешник, острослов, возмутитель спокойствия и даже оскорбитель. Так, Софья говорит ему: Случалось ли, чтоб вы, смеясь? или в печали? Ошибкою? Добро о ком-нибудь сказали?

Но понять Чацкого можно. Он переживает трагедию личную, он не находит дружеского сочувствия, он не принят, он отвергнут, он изгнан, но и сам герой не мог бы существовать в таких условиях.

“Век нынешний” и “век минувший” сталкиваются в комедии. Время минувшее еще слишком прочно и порождает себе подобных. Но время перемен в лице Чацкого уже настает, хотя еще слишком слабо. "“Век нынешний” сменяет “век минувший”, ибо это непреложный закон жизни. Появление Чацких-карбонариев на рубеже исторических эпох естественно и закономерно.

Современна ли комедия А.С.Грибоедова "Горе от ума".

Как посравнить да посмотреть

А.С.Грибоедов

Есть гениальные произведения литературы. И есть гениальные назва-

ния гениальных произведений. Такие, в которых составляющие их слова

как бы сливаются в одно понятие. Потому что перед нами не просто заг-

лавие литературного сочинения, а имя некоторого явления. Таких назва-

ний, таких произведений даже в великой литературе наберется едва ли

более десятка. Грибоедовская комедия - одно из них.

Александру Сергеевичу Грибоедову исполнилось двести лет. Из нео-

кончательно установленных дат его чудесного рождения выбрана одна, и

вот - Отмечаем! Фамусовы - в ложах, Скалозубам досталось в генералы,

Софьи с Лизами радуют взоры в рядах общественного движения "Женщин

России", Молчалины блаженствуют в министерствах и комитетах. А судьи

Нет пьесы живее и современнее, чем "Горе от ума". Так было, так

есть, так будет.

Истинно великое произведение, каким является "Горе от ума", соп-

ротивляется переоценкам. Никуда не уйти от факта, что Грибоедов был

кровно связан с декабристами. Другое дело, что наше понимание декаб-

ризма как общественного движения с годами уточняется. Мы яснее осозна-

ем некоторые трагические особенности российской общественной жизни,

особенно вековые традиции тоталитаризма. Этим объясняется многое в

отечественной истории, вплоть до наших дней. Для нас важно, что "Горе

от ума" - это не "черно-белая" сатира на общественный строй, как учили

в школе. Писателя занимали не "строй", не "система", а социальная пси-

хология. А она вовсе не "черно-белая". Вслушайтесь: Фамусов и Чацкий

зачастую говорят об одном и том же. "А все Кузнецкий мост, и вечные

французы!..." - ворчит Фамусов. И Чацкий озабочен тем, "чтоб умный,

бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев." Оба они бе-

зусловные патриоты, оба до глубины души русские люди, многое их разде-

ляет, но многое и роднит, в том-то и трагизм этой комедии, оттого-то и

"мильон терзаний". А "строй", "система" - что ж, они могут меняться,

но Фамусов, Репетилов, Молчалин, Скалозуб - вечны. И Чацкий вечен.

Когда мы в последний раз видели живого Чацкого? Это был академик Са-

харов. Другое время, возраст, внешность, язык, а суть одна и та же:

Чацкий! Тот самый, которого снисходительно упрекал Пушкин, утверждая,

что в "Горе от ума" один умный человек - сам Грибоедов, а Чацкий -

добрый малый, проведший некоторое время в его обществе и произносящий

ми? Но в том-то и дело, что Пушкин не вполне прав: говорить надо. Пе-

ред теми, с кем свела тебя история. Даже не рассчитывая на понимание.

Сказанное не пропадет. В этом убеждал Грибоедов. В этом убеждал Саха-

ров. Что общего между этими двумя русскими людьми, кроме того, что они

русские? Ум. И тот, и другой являли собой выдающиеся умы своего вре-

Неисчерпаемость "Горе от ума" открывается в недопонятом Чацком и

неразгаданном Репетилове...

Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший...

Кому из россиян свой век не казался самым невероятным? Кажется,

и Пушкину, и Грибоедову не раз приходилось слышать привычные жалобы на

время, иначе их столь разные герои, как Фамусов и Герцог, не сокруша-

лись бы так единодушно: "Ужасный век! Не знаешь, что начать..," - го-

ворит Фамусов. И Герцог вторит ему: "Ужасный век, ужасные сердца!"

Может быть, и мы догадаемся, что времена отличаются только по

принадлежности: наше оно или не наше.

Сюжетную основу "Горе от ума" составляет конфликт молодого дворя-

нина Чацкого с тем обществом, выходцем из которого он был сам. События

разворачиваются в одном московском аристократическом доме в течение

дня. Но Грибоедов сумел раздвинуть временные и пространственные рамки,

дав полную картину жизни дворянского общества того времени и показав

то новое, что зарождалось в его пределах.

Чацкий - человек незаурядного ума, честный, искренний. В его спо-

рах с Фамусовым вырисовывается облик человека, который способен трезво

мыслить, человека, который видит пороки общества и хочет бороться с

ними. Особенно ярко показывает Грибоедов эти качества Чацкого, проти-

вопоставляя ему подхалима и лицемера Молчалина. Этот подлый человек, у

которого нет ничего святого, исправно выполняет завет отца: "угождать

всем людям без изъятья." Молчалин - "низкопоклонник и делец", как ха-

рактеризует его Чацкий.

Фамусов - высокопоставленный чиновник, консерватор до мозга кос-

тей, тупой солдафон Скалозуб - вот те люди, которых встречает Чацкий.

Если Молчалин, Фамусов, Скалозуб видят смысл жизни в своем благополу-

чии, то Чацкий мечтает о том, чтобы принести пользу народу, который он

уважает и считает "умным и бодрым". В то же время он презирает угодни-

чество, карьеризм. Он "служить бы рад", но ему "прислуживаться тошно."

Резко критикует Чацкий это общество, погрязшее в лицемерии, разврате:

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от судьбы в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве...

Боже мой, будто сейчас написано! А мы еще спорим, современна ли

комедия. Какое счастье эта пьеса! Как все мы вместе и каждый в от-

дельности, Грибоедов мечтал о счастье и свободе. И, как никто другой,

он заслуживал свободы и счастья.

Несмотря на исторический трагизм русской жизни, Грибоедов живет

своей комедией "Горе от ума" в нас. Он возвращается к нам, как свет