Cочинение «Значение показа дворянского общества для раскрытия смысла романа «Герой нашего времени. Аргументы ЕГЭ из "Героя нашего времени"

Cочинение «Значение показа дворянского общества для раскрытия смысла романа «Герой нашего времени. Аргументы ЕГЭ из "Героя нашего времени"

1. Психологическая картина общества в романе.
2. Какой вопрос занимает Печорина?
3. Композиция романа.

В романе «Герой нашего времени» — первом большом социально-психологическом произведении в истории русской литературы — М. Ю. Лермонтов рассматривает социальные, нравственные и философские проблемы. Автор раскрывает перед читателем, как складываются взаимоотношения общества и такой неординарной личности, как его герой Григорий Александрович Печорин. Сложность образа этого героя требует постепенного и разностороннего знакомства с ним, поэтому автор создает портрет героя времени через отзывы о нем людей, окружающих Печорина. Со всеми подробностями и психологической точностью мы узнаем героя с помощью нескольких рассказчиков. Что же представляют собой герой и общество, в котором он живет?

Григорий Александрович не живет по законам общества, которое его окружает в том или ином месте, он презирает светских людей, к которым сам принадлежит по происхождению, для него ничего не значат законы чужого общества, будь то горцы или честные контрабандисты. Все поступки Печорина, все его поведение идет вразрез с мнением общества. Свое поколение Печорина называет равнодушным, сомневающимся во всем, неспособным к жертвам во имя собственного же счастья. Герой считает, что он на многое способен, но его существование не имеет смысла. Взаимоотношения с далекими по духу людьми у Печорина не складываются, с близкими по статусу отношения фальшивы, потому что зависимы от законов света. Взаимоотношения с понимающими его людьми — Верой и Вернером — тоже не гармоничны. Печорин не может найти ни любви, ни дружбы, его жизнь лишена смысла и лучшие ее годы проходят.

Внутренний мир Печорина, по воле автора, описывают очень разные люди: от его совершенного антипода Максима Максимыча до так похожего на героя нашего времени Вернера. Кто же эти люди? Максим Максимыч в силу своей возрастной разницы и воспитания очень далек от Печорина, но приятельствует с ним, даже осознавая, что мотивы некоторых поступков своего знакомого ему не понять. Печорин для него — славный малый, но со странностями. Штабс-капитана пугают слова Печорина о пустоте жизни и его стремление уехать, скитаться и умереть в дороге. Это кажется ему нехарактерным для двадцатипятилетнего мужчины. Также ему непонятно, зачем Печорин украл Бэлу и как бы развивались события дальше, если бы не окончились столь трагическим образом.

Намного больше Максима Максимыча понимает героя безымянный рассказчик-офицер. Он типологически близок к герою и знает, что настроения, владеющие Печориным, завладели всем современным обществом — это разочарование, которое многие стараются скрыть как свой порок. Без доли иронии он говорит, что характер Печорина выражен в названии произведения. Публикуя журнал Печорина, офицер говорит о его искренности в рассказе о своих слабостях и пороках. Ведь Печорин писал это не для публики, значит, «без тщеславного желания возбудить участие или удивление». Эту «историю души человеческой» рассказчик считает ценнее истории целого народа, потому что это «следствие наблюдений ума зрелого над самим собою». Поступкам, в которых обвиняли Печорина, есть оправдания, — считает безымянный офицер, — и благодаря его дневнику это можно понять и простить. Став свидетелем встречи Печорина с Максимом Максимычем, рассказчик описывает героя как человека крепкого телосложения, не побежденного «ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными», с привычками порядочного человека и маленькими аристократическими руками с худыми бледными пальцами. В его внешности офицер замечает признаки породы и некоторой скрытности характера и нервическую слабость, что-то детское в улыбке, благородный лоб со следами морщин и несмеющиеся глаза — признак злого нрава или глубокой постоянной грусти. Взгляд Печорина оставлял впечатление нескромного вопроса, но был не дерзким, а равнодушно-спокойным. Также он был недурен собой и, вероятно, нравился светским женщинам.

В сравнении с поведением Печорина поступки его знакомого юнкера Грушницкого выглядят фарсом, пародией на героя. Он фактически копирует поведение Печорина, но выглядит смешным, потому что, стремясь казаться трагическим героем, равнодушным ко всему, слишком легкомыслен и поверхностен. Однако в глазах княжны Мери, на которую Грушницкий стремится произвести выгодное впечатление, он — офицер, разжалованный за дуэль. Вот кто нравится светскому обществу — люди, которые, как Грушницкий, равнодушны к прекрасному и на все случаи имеют готовые пышные фразы, изображают необыкновенные чувства и страдания. Грушницкий любит производить эффект своей декламацией, вовремя выдав ни к чему не относящуюся витиеватую фразу, принятую проходившей мимо Мери за отрывок умного разговора. И таких людей много — они имеют закономерность к старости становиться мирными помещиками или пьяницами, но в них нет поэзии, замечает Печорин,

Доктор Вернер, который и поэт в душе, и очень близок по духу к герою, был в молодости таким же исследователем человеческих сердец. Но что он представляет собой в зрелом возрасте? Что общество сделало с ним? Он, затеяв историю вместе с Печориным, обвиняет героя в убийстве юнкера. Он исподтишка насмехается над своими больными, сочинял на них злые эпиграммы. Изучив струны человеческого сердца, он не смог воспользоваться этим знанием. Его самолюбие подпитывается прозвищем Мефистофель и больше ему тешиться нечем. Печорин, вспоминая прошлое, постоянно говорит себе, что не ужился бы с этой долей, а Вернер ужился, и мнение общества ему не безразлично, поэтому он и спешит распрощаться с Печориным после дуэли.

Вопрос о предопределении, о предначертанности судьбы человека занимает Печорина на протяжении всего романа. Может ли человек управлять судьбой, или же ей управляет что-то более могущественное? Какова доля участия самого человека в событиях? Почему из множества вариантов развития событий выбирается один и что этому способствует? Эта тема становится главной в «Фаталисте». Именно в поисках ответа на этот вопрос и проводит герой свои эксперименты над собой и окружающими. Стремясь во всем дойти до сути, Печорин в своих рассуждениях может поставить все с ног на голову, усложнить все еще больше.

Его пари с Вуличем — один из таких экспериментов в поисках смысла жизни. Скептик Печорин думает, что нет судьбы, а есть воля и удача. Он видит печать смерти на лице Вулича и не понимает, почему же повезло сейчас играющему в русскую рулетку? Оказывается, потому, что он должен был умереть сегодня, но другой смертью. И если бы он не окликнул пьяного казака, то не был бы убит. Но ведь окликнул!

Испытывая судьбу, Печорин без опаски заходит в хату к убийце Вулича. Ведь если ему суждено умереть, сейчас, то он не изменит ничего. Печорин побеждает судьбу.

Кольцевая композиция романа — символ бесконечных исканий Печорина. Повести, составляющие роман, располагаются не в хронологическом порядке, а следующим образом: «Бэла», «Максим Максимыч», «Журнал Печорина» («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»), Таким образом, мы сначала узнаем о знакомстве офицера с Максимом Максимычем, который рассказывает ему о Печорине, потом встречаем самого героя, затем узнаем о его смерти и, наконец, читаем его дневник. Соблюдая хронологию, следовало бы расставить главы следующим образом — «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч».

Кольцевая композиция романа придает законченность повествованию. Несоблюдение хронологического порядка этому абсолютно не мешает, наоборот, замысел автора заключался в том, чтобы изобразить сформировавшийся характер, а не историю становления личности. Поэтому цель Лермонтова — раскрыть этот характер со всех сторон, чтобы читатель мог равноправно участвовать в диалоге с автором и героем.

по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

В чем заключается конфликт между человеком и обществом?

Конфликт между человеком и обществом появляется тогда, когда сильная, яркая личность не может подчиняться правилам общества. Так, Григорий Печорин, главный горой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», - незаурядная личность, бросающая вызов нравственным законам. Он «герой» своего поколения, вобравший в себя его худшие пороки. Молодой офицер, наделенный острым умом и притягательной внешностью, с пренебрежением и скукой относится к окружающим людям, они кажутся ему жалкими и смешными. Он чувствует свою ненужность. В тщетных попытках найти самого себя он приносит лишь страдания неравнодушным к нему людям. С первого взгляда может показаться, что Печорин - крайне отрицательный персонаж, но, последовательно погружаясь в мысли и чувства героя, мы видим, что виной тому не только он сам, но и общество, породившее его. По-своему он тянется к людям, к несчастью, общество отвергает лучшие его порывы. В главе «Княжна Мери» можно увидеть несколько таких эпизодов.

Приятельские отношения Печорина и Грушницкого превращаются в соперничество и вражду. Грушницкий, страдающий от уязвленного самолюбия, поступает подло: стреляет в безоружного и ранит его в ногу. Однако даже после выстрела Печорин дает шанс Грушницкому поступить достойно, готов простить его, он хочет извинений, но гордыня последнего оказывается сильнее. Доктор Вернер, играющий роль его дуэлянта, является чуть ли не единственным человеком, понимающим Печорина. Но даже он, узнав об огласке дуэли, не поддерживает главного героя, лишь советует уехать из города. Человеческая мелочность и лицемерие ожесточают Григория, делают неспособным любить и дружить. Таким образом, конфликт Печорина с обществом заключался в том, что главный герой отказался притворяться и скрывать свои пороки, как зеркало показывая портрет всего поколения, за что общество его и отвергло.

Может ли человек существовать вне общества?

Человек не может существовать вне общества. Являясь существом социальным, человек нуждается в людях. Так, герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Григорий Печорин вступает в конфликт с обществом. Он не принимает законы, по которым живет социум, чувствуя фальшь и наигранность. Однако жить без людей он не может, и, сам того не замечая, инстинктивно тянется к окружающим. Не веря в дружбу, сближается с доктором Вернером, а играя с чувствами Мери, с ужасом начинает осознавать, что влюбляется в девушку. Главный герой намеренно отталкивает людей, которые к нему неравнодушны, оправдывая свое поведение любовью к свободе. Печорин не понимает, что люди нужны ему даже больше, чем он им. Его финал печален: молодой офицер в одиночестве умирает по дороге из Персии, так и не найдя смысла своего существования. В погоне за удовлетворением своих потребностей он утратил жизненные силы.

Направление "Смелость и трусость".

Как связаны понятия смелость и самоуверенность (глупость)? Смелость признать неправоту .

Смелость, выраженная в чрезмерной самоуверенности, может привести к непоправимым последствиям. Принято считать, что смелость - положительное качество характера. Это утверждение верно, если оно сопряжено с интеллектом. Храбрость же глупца порой бывает опасна. Так, в романе «Горой нашего времени» М.Ю. Лермонтова можно найти этому подтверждение. Молодой юнкер Грушницкий, один из персонажей главы «Княжна Мери», является примером человека, уделяющего большое внимание внешним проявлениям храбрости. Он любит производить эффект на людей, разговаривает пышными фразами и уделяет своей военной форме чрезмерное внимание. Его нельзя назвать трусом, но и храбрость его показная, не направлена на реальные угрозы. У Грушницкого и Печорина возникает конфликт, и оскорбленное самолюбие требует дуэли с Григорием.

Однако Грушницкий решается на подлость и не заряжает пистолет противника. Узнав об этом, Печорин ставит его в трудную ситуацию: просить прощения или быть убитым. К сожалению, юнкер не может победить свою гордыню, он готов храбро встретить смерть, ведь признание для него не мыслимо. Его «смелость» не приносит никому пользы. Он погибает, потому что не осознает то, что смелость признать свои ошибки порой бывает важнее всего.

Как связаны понятия смелость и самоуверенность (глупость)?

Еще одним персонажем, смелость которого была глупа, является Азамат, младший брат Бэлы. Он не боится риска и свистящих над головой пуль, но его отвага глупа, даже фатальна. Он крадет свою сестру из дома, рискуя не только отношениями с отцом и своей безопасностью, но и счастьем Бэлы. Его храбрость не направлена ни на самозащиту, ни на спасение жизней, поэтому приводит к печальным последствиям: его отец и сестра погибают от рук разбойника, у которого он украл коня, а сам он вынужден бежать в горы. Таким образом, смелость может привести к ужасным последствиям, если она используется человеком ради достижения целей или защиты своего эго.

“Герой нашего времени” - социально-психологический роман, в котором автор ставил перед собой задачу раскрыть внутренний мир героя, “исследовать душу человеческую”.
Лермонтов - романтик, поэтому проблема личности - центральная проблема романтизма и, естественно, творчества поэта. Однако новаторство “Героя нашего времени” заключается в том, что конфликт личности и окружающего мира решается при помощи разнообразных средств, как романтических, так и реалистических.
Печорин главный герой романа, является социальным типом. Его традиционно вслед за Онегиным помещают в галерею “лишних людей”.
В образах Печорина и Онегина много общего, начиная от деталей, черт характера, кончая ситуациями, в которые они попадают. Однако конфликт личности и общества в “Герое нашего времени” острее, чем в “Евгении Онегине”, так как Печорин “бешено гоняется за жизнью”, но ничего от нее не получает, а Онегин просто “плывет по течению”.
Композиция романа подчинена основной задаче, которую ставил перед собой автор, - решение проблемы личности. В журнале Печорина центральной является повесть “Княжна Мери”, в которой характер героя раскрывается изнутри, то есть Лермонтов использует такой художественный прием, как исповедь. Все художественные средства - портрет, пейзаж, диалоги, детали - носят психологический характер. В повести при помощи развернутой образной системы раскрывается тайна характера героя.
Лермонтов, как и многие романтики, противопоставляет личность и общество, причем он помещает своего героя в разные среды, сталкивает его с разными людьми. Мы можем видеть это в повестях “Бэла”, “Тамань” и “Княжна Мери”.
В психологической повести “Княжна Мери” личность Печорина противопоставлена “водяному обществу”, показано отношение героя к этому обществу и обществу вообще. “Водяное общество” - это собирательный образ представителей местного и столичного дворянства, в поведении и жизни которых прослеживаются все характерные черты описываемой эпохи. Конфликт личности и общества воплотился не только в раскрытии характера главного героя, но и в изображении “водяного общества”, их жизни, интересов, развлечений.
Печорин с легким презрением подмечает тщательно скрываемую зависть друг к другу, любовь к сплетням, интригам. Быт и нравы посетителей кавказских минеральных вод, над которыми иронизирует и сам автор, и главный герой, обусловлены историей, традициями. Образ “водяного общества” дается также параллельно с образом светского общества, о котором упоминает Печорин и которое уже не раз было объектом исследования в творчестве Грибоедова и Пушкина. В целом все “водяное общество” противопоставлено Печорину. Однако все же можно выделить героев, которые не только противопоставляются Печорину, но и сопоставляются с ним.
Грушницкий является своеобразной пародией на Печорина. То, что у Печорина составляет суть характера, то у Грушницкого - поза, рассчитанная на то, чтобы произвести эффект, впечатление на окружающих. Грушницкий - антиромантический герой. Склонность к романтизации доведена у него до карикатурности. Он рисуется, часто ведет себя несоответственно ситуации. В быту он ищет романтических обстоятельств, а в истинно романтических ситуациях теряется. Участие Грушницкого в дуэли неблагородно, подло, но он не может отказаться от нее, так как очень самолюбив. В его образе много внешних деталей (шинель, костыль, хромота, кольцо с датой знакомства и именем Мери). Очевидно, образ Грушницкого создавался не без влияния образа Ленского: оба романтики, оба убиты на дуэли, оба моложе друга-врага.
Вернер - единственный мужской образ, который сопоставляется с Печориным, а не противопоставляется. Их сходство проявляется в отношениях с обществом, скептицизме, остроумии. Но наряду с общими чертами в их характерах много различий. Печорин “бешено гоняется за жизнью”, Вернер же пассивен. Вернер - натура менее глубокая и сложная, чем Печорин. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, написал ли он свое завещание. Во внешнем облике Вернера прослеживаются романтические черты, но он натура противоречивая.
Все женские образы, представленные в романе, также подчинены основной задаче, - раскрытию образа Печорина и показу его отношения к любви.
Княжна Мери из всех женских образов обрисована наиболее полно. Как и Грушницкий, она увлечена романтизмом, она юна, умна, остроумна. Чистота и наивность княжны делает еще более очевидным эгоизм Печорина. История обольщения Мери является поводом для глубокого самоанализа и развернутых внутренних монологов в дневнике Печорина. В разговоре с Мери Печорин говорит о своей судьбе (отношениях с обществом, наклонностях, странностях характера).
Вера - самый неясный образ, очерчен неполно, а дан лишь намеками. Это единственный женский образ, который сопоставляется с Печориным. Именно во взаимоотношениях с Верой наиболее полно ощущается трагизм положения Печорина, его неспособность глубоко и истинно любить: даже Вера ему не нужна. Этим подчеркивается одиночество героя, неспособность его на истинное чувство, раскрывается внутренний конфликт героя. Романтическая ирония освещает отношения Печорина и Веры: Печорин загоняет лошадь, пытаясь догнать Веру, а потом засыпает сном Наполеона при Ватерлоо.
Кроме того, Лермонтов уделяет внимание большому количеству других, менее заметных, но также очень важных для создания более полной картины общества, героев, которые все без исключения подчинены принципу типизации, что говорит о реалистичности романа. При этом автор исходит из традиционных типов, опираясь на творческий опыт своих предшественников, Грибоедова и Пушкина.
Как только Печорин приезжает в Пятигорск, он знакомится с нравами семейств степных помещиков: “...петербургский покрой сюртука ввел их в заблуждение, но, скоро узнав армейские эполеты, они с негодованием отвернулись”.
Тут же мы узнаем о женах местных начальников, “хозяйках вод”: “...они менее обращают внимание на мундир, они привыкли на Кавказе встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум”.
Особый класс в “водяном обществе” составляют мужчины, статские и военные (капитан Драгунский, который своим участием в дуэли напоминает Зарецкого). Отдельно выделяется “водяная молодежь”. Вообще трудно себе представить что-нибудь новое, что еще не было изображено в произведениях Грибоедова и Пушкина. Та же страсть к чинам, низкопоклонство, те же балы, сплетни, праздное времяпрепровождение, пустота, которые господствуют не как пороки общества, а как стихии общественной жизни. Все то же самое, только с той разницей, что там мы видели светское общество, а здесь провинциальное, которое всеми силами старается походить на столичное. На фоне всего этого нельзя не отметить, с какой иронией нарисованы не только конкретные образы, но и вся атмосфера.
Таким образом, “водяное общество” - не случайная тема в романе. Проблема личности, ее взаимоотношения с окружающими являются главной задачей всего творчества Лермонтова. В то же время он является продолжателем традиций русской литературы XIX века,

Аргументы к итоговому сочинению по направлениям: "Человек и общество", "Смелость и трусость". М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени". Часть 2.

В чем заключается конфликт между человеком и обществом?

Конфликт между человеком и обществом появляется тогда, когда сильная, яркая личность не может подчиняться правилам общества. Так, Григорий , главный горой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», – незаурядная личность, бросающая вызов нравственным законам. Он «герой» своего поколения, вобравший в себя его худшие пороки. Молодой офицер, наделенный острым умом и притягательной внешностью, с пренебрежением и скукой относится к окружающим людям, они кажутся ему жалкими и смешными. Он чувствует свою ненужность. В тщетных попытках найти самого себя он приносит лишь страдания неравнодушным к нему людям. С первого взгляда может показаться, что Печорин – крайне отрицательный персонаж, но, последовательно погружаясь в мысли и чувства героя, мы видим, что виной тому не только он сам, но и общество, породившее его. По-своему он тянется к людям, к несчастью, общество отвергает лучшие его порывы. В главе «Княжна Мери» можно увидеть несколько таких эпизодов. Приятельские отношения Печорина и Грушницкого превращаются в соперничество и вражду. Грушницкий, страдающий от уязвленного самолюбия, поступает подло: стреляет в безоружного и ранит его в ногу. Однако даже после выстрела Печорин дает шанс Грушницкому поступить достойно, готов простить его, он хочет извинений, но гордыня последнего оказывается сильнее. Доктор Вернер, играющий роль его секунданта, является чуть ли не единственным человеком, понимающим Печорина. Но даже он, узнав об огласке дуэли, не поддерживает главного героя, лишь советует уехать из города. Человеческая мелочность и лицемерие ожесточают Григория, делают неспособным любить и дружить. Таким образом, конфликт Печорина с обществом заключался в том, что главный герой отказался притворяться и скрывать свои пороки, как зеркало показывая портрет всего поколения, за что общество его и отвергло.

Может ли человек существовать вне общества?

Человек не может существовать вне общества. Являясь существом социальным, человек нуждается в людях. Так, герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Григорий Печорин вступает в конфликт с обществом. Он не принимает законы, по которым живет социум, чувствуя фальшь и наигранность. Однако жить без людей он не может, и, сам того не замечая, инстинктивно тянется к окружающим. Не веря в дружбу, сближается с доктором Вернером, а играя с чувствами Мери, с ужасом начинает осознавать, что влюбляется в девушку. Главный герой намеренно отталкивает людей, которые к нему неравнодушны, оправдывая свое поведение любовью к свободе. Печорин не понимает, что люди нужны ему даже больше, чем он им. Его финал печален: молодой офицер в одиночестве умирает по дороге из Персии, так и не найдя смысла своего существования. В погоне за удовлетворением своих потребностей он утратил жизненные силы.

Направление "Смелость и трусость".

Как связаны понятия смелость и самоуверенность (глупость)? С мелость признать неправоту.

Смелость, выраженная в чрезмерной самоуверенности, может привести к непоправимым последствиям. Принято считать, что смелость – положительное качество характера. Это утверждение верно, если оно сопряжено с интеллектом. же глупца порой бывает опасна. Так, в романе «Горой нашего времени» М.Ю. Лермонтова можно найти этому подтверждение. Молодой юнкер Грушницкий, один из персонажей главы «Княжна Мери», является примером человека, уделяющего большое внимание внешним проявлениям храбрости. Он любит производить эффект на людей, разговаривает пышными фразами и уделяет своей военной форме чрезмерное внимание. Его нельзя назвать трусом, но и храбрость его показная, не направлена на реальные угрозы. У Грушницкого и Печорина возникает конфликт, и оскорбленное самолюбие требует дуэли с Григорием. Однако Грушницкий решается на подлость и не заряжает пистолет противника. Узнав об этом, Печорин ставит его в трудную ситуацию: просить прощения или быть убитым. К сожалению, юнкер не может победить свою гордыню, он готов храбро встретить смерть, ведь признание для него немыслимо. Его «смелость» не приносит никому пользы. Он погибает, потому что не осознает то, что смелость признать свои ошибки порой бывает важнее всего.

Как связаны понятия смелость и самоуверенность (глупость)?

Еще одним персонажем, смелость которого была глупа, является Азамат, младший брат Бэлы. Он не боится риска и свистящих над головой пуль, но его отвага глупа, даже фатальна. Он крадет свою сестру из дома, рискуя не только отношениями с отцом и своей безопасностью, но и счастьем Бэлы. Его храбрость не направлена ни на самозащиту, ни на спасение жизней, поэтому приводит к печальным последствиям: его отец и сестра погибают от рук разбойника, у которого он украл коня, а сам он вынужден бежать в горы. Таким образом, смелость может привести к ужасным последствиям, если она используется человеком ради достижения целей или защиты своего эго.

Если в повестях «Бэла» и «Тамань» Печорин выступал в окружении простых и «естественных» людей, то в повести «Княжна Мери» он показан в типичной для него дворянской среде. Изображение дворянского общества, с которым роднит Печорина происхождение и классовая принадлежность, имеет в романе существенное значение, В соседстве со «столичными франтами», «московскими барышнями» и провинциальной «знатью» ярче выступает незаурядность и исключительность Печорина для своей среды, в которой он вынужден находиться и действовать. Конфликт между этим обществом и Печориным показывает непримиримость его ко всем устоявшимся традициям «света». Правда, в романе изображен не столичный свет, а пестрое по составу «водяное общество». Но Лермонтов показывает, что в сущности принципиального отличия между ними нет, а пестрота и случайность образовавшегося на водах общества позволяют автору ярче выявить совершенное одиночество Печорина, равно чужого и знатной московской барыне Лиговской, и небогатому юнкеру Грушницкому, и драгунскому капитану.

«Водяное общество» разнородно: здесь и московская знать, и местные привилегированные круги («хозяйки вод»), и степные помещики, и военные - драгуны, армейские офицеры. Большинство из них - дворяне средней руки, не отличающиеся ни богатством, ни особой знатностью. Учащиеся легко находят в тексте подтверждение этого. Оки отмечают, например, «истертые старомодные сертуки» степных помещиков; обращают внимание на то, что столичные франты, в Пятигорске проповедующие «презрение к провинциальным домам», в Петербурге не имеют доступа в аристократические гостиные. Но все же состояние их достаточно, чтобы они могли ничего не делать. Жизнь их проходит праздно, круг занятий и интересов узко очерчен: прогулки, пикники, балы; у мужчин - игра в карты и пьянство («они пьют - однако, не воду»). Никаких серьезных раздумий, никаких глубоких запросов здесь не встретишь. Одно из главных занятий и интересов «водяного общества» - сплетни. Не случайно Вернер рассказывает о слухах, распространившихся в городе по поводу предполагаемой женитьбы Печорина на княжне Мери: «Весь город говорит; все мои больные заняты этой важной новостью, а. уж эти больные такой народ: всё знают!»

Члены «водяного общества» - это мелкие души с мизерными страстями, нет здесь места благородству и честности. Даже простой порядочностью не обладают «московские франты» и «блестящие адъютанты». Когда «господин во фраке» оскорбил Мери, адъютант, знакомый с семейством Литовских, «спрятался за толпой, чтоб не быть замешана в историю». Для членов этого общества характерно высокомерие по отношению к стоящим ниже их на общественной лестнице и подобострастие, сочетающееся с завистью, перед теми, кто выше их, знатнее и богаче. Так, семейства степных помещиков «с нежным любопытством» смотрели на Печорина, обманутые петербургским покроем его «сертука»; но, «узнав армейские эполеты, они с негодованием отвернулись».

Взгляды Лермонтова и его героя Печорина на пятигорский «свет» совпадают.
Печорин прекрасно понимает пошлость и узость интересов окружающих его людей и воспринимает их жизнь как фальшивую «игру»; в его дневнике, где он пишет о людях этого общества, часто встречаются слова: «действующие лица», «сцена», «завязка», «развязка» и т. п. Учащимся можно предложить отыскать в тексте такие места.

Отрицательное отношение Печорина к «водяному обществу» сказывается даже на характере речи героя. Учащиеся помнят, как любовался Печорин смелостью и красотой контрабандистов, когда описывал свое приключение в Тамани. А о представителях света он пишет в нарочито сниженных, иногда даже грубых выражениях. Например, одного из гостей на балу он рисует так: «Вдруг отделился господин во фраке с длинными усами и красной рожей». «Рожа» - необычный для Печорина вульгаризм, и характерно, что появляется он именно там, где герой пишет о привилегированном обществе. Или Печорин замечает: «В одиннадцать часов утра. . . княгиня Лиговская обыкновенно потеет в Ермоловской ванне». Глагол «потеет» звучит иронически рядом с титулом «княгиня», создавая контраст слов разного стилистического ряда.

В обрисовке эпизодических лиц большое место занимает портретная характеристика. Можно прочесть на уроке описание толстой дамы на балу в ресторации: «Я стоял сзади одной толстой дамы, осененной розовыми перьями; пышность ее платья напоминала времена фижм, а пестрота ее негладкой кожи счастливую эпоху мушек из черной тафты; самая большая бородавка на ее шее прикрыта была фермуаром». Интересно отметить сочетание слова «осененная» со словами «розовые перья». Соединение их в одном предложении настраивает читателя иронически. Наблюдая, как различна манера описания Печориным внешности контрабандистов и представителей «водяного общества», легко сделать вывод, что, являясь одним из способов обрисовки образа, портрет в романе помогает в то же время выявить отношение автора и его героя к персонажам. При всей объективности описания портрета внимание читателя сосредоточивается на отдельных деталях внешности, и отбор их автором позволяет судить о субъективном отношении его к -тому или иному герою. Можно отметить сутуловатый стан драгунского капитана, «красную рожу» господина во фраке, «бородавку, прикрытую фермуаром», у толстой дамы и т. п.

Способом выражения авторского отношения к изображаемому персонажу является и отбор эмоционально окрашенных эпитетов и глаголов, передающих состояние или характеризующих отдельные качества того или иного героя. Описывая разговор с драгунским капитаном незадолго до дуэли, Печорин замечает: «Он пожелтел, посинел; скрытая злоба изобразилась на лице его». У второго секунданта Грушницкого -; Ивана Игнатьича - он отмечает «пискливый голос».

Не ограничиваясь зарисовкой «водяного общества», Лермонтов расширяет представление о типичной для Печорина среде показом офицерского общества в повести «Фаталист» и отдельными высказываниями героя и автора о столичном свете. Основное занятие офицеров казачьей станицы, куда ненадолго попадает герой,- карты по вечерам и пустые разговоры.