Неформатные люди. Кто ты и кто они? Дисциплина: «Социальная психология»

Неформатные люди. Кто ты и кто они? Дисциплина: «Социальная психология»
Неформатные люди. Кто ты и кто они? Дисциплина: «Социальная психология»

Иногда на улицах встречаются люди, облик которых вызывает вопросы. Кто они? Почему они так тяготеют к ярким цветам, абсурдным формам и кричащим аксессуарам? Почему они так стремятся вырваться из норм приличия и морали? Их называют одним

общим термином - "неформалы", не разделяя на касты и группы. Кто такие неформалы и в чём смысл их бытия - неужели просто отличаться от других?

Серость окружающего мира

Никто не знает, когда человечество стало напрягать схожесть черт и поведения. Ведь было же время, когда люди довольствовались звериной шкурой в качестве одежды и вместе ели одного мамонта. Как бы отреагировало племя, если бы один из его членов вдруг выкрасил добытую шкуру охрой и повязал её по-новому? Наверное, сперва бы старейшины возмутились, а потом, осознав удобство или красоту новинки, взяли бы мысль на вооружение.

Чем отличаются сегодняшние дни от минувших? Также есть бунтари, не желающие походить на остальной мир. Для них китч в одежде - это способ самовыражения, этакий крик души, при помощи которого они заявляют о себе и своих правилах. В основном, подростки-неформалы воодушевляются идеей быть яркими, а на деле даже не догадываются о том, что каждая субкультура имеет свою историю и свои ценности.

Красота по-своему...

Каждый человек красив и неповторим. Поэтому нельзя приравнять человечество к серой массе. Но порой нам становится мало этих фактов, и мы стремимся раскрасить будни.

Неформалы "эмо" в сегодняшнем мире стали несколько ограниченными, хотя первоначальная идея их образования была поистине восхитительна. Сокращение "эмо" произошло от слова "эмоциональный", тем самым выражается суть субкультуры. Эмо не боятся выражать свои чувства. Они смеются, когда на душе хорошо, и плачут, когда напрашиваются слёзы. Такая открытость души вполне логично сосуществует рядом с внешней хрупкостью и нежностью. Но это не куколки в человеческом обличии, а настоящие романтические неформалы. Фото девушек, одетых в стиле "эмо", дают лишь приблизительную картину, а не руководство к действию. Действительно "эмо" любят розовый цвет и дополняют его чёрным, но это не значит, что они доводят общую картину до абсурда. Просто их главные ценности - яркость и сила мысли, а самый простой способ выразить это в одежде - это совместить самый нежный и самый грубый цвета. Если вам действительно интересна культура "эмо", не ограничивайте себя в цвете. В конце концов, кто такие неформалы, если не бунтари, нарушающие правила? Совмещайте в своём образе сочный зелёный и золотисто-рыжий, добавьте мягкости серого цвета или создайте образ в нежно-бирюзовом оттенке.

Мрак в окружающем мире

Хоть эмо и ценят чёрный цвет, но они стремятся разбавлять его, а вот истинные адепты мрака - это, конечно, готы. Изначально их приравнивали к панкам, а стиль характеризовался резкостью и циничностью. Постепенно к образу гота пришли и девушки. Приверженцев стиля можно легко узнать на улице. Длинные плащи, корсеты и чёрная кожа, ботинки на высокой платформе и чёрное кружево. Существует и готический макияж, который, кстати, наносят не только девушки. Мужчины с густо подведёнными глазами выглядят несколько странно, но при разумном подходе даже стильно.

Несколько в стороне от стиля готов отстоит стиль готической Лолиты. Помните такую героиню романа Набокова? Так вот её соблазнительность и кукольные черты дополнили нотками викторианской эпохи и готического мрака. В результате появились хрупкие девочки в кружевных нарядах и грубых ботинках с аксессуарами в виде крестов, черепов и прочих элементов темноты.

А был ли мальчик?

Разве представители мужского пола могут иметь слабости? Неужели им также хочется выразить себя во всём? Обеспокоенные родители, заметившие, как их чадо меняется,

начинают судорожно мониторить СМИ и искать ответ на вопрос, кто такие неформалы. Сказывается страх за своего ребёнка, стремление его опекать и контролировать каждый шаг. Но бунт - это естественная часть взросления, которая лишь говорит о том, что жизнь идёт своим чередом. Подрастающему мальчику важно знать, что у него есть собственный мир, где он может быть кем угодно, независимо от своего социального статуса.

Парни неформалы объединяются на почве общих музыкальных интересов, приобщению к особой социальной группе. Порой причиной интереса становится и влюблённость. Причём не обязательно в девушку, далёкую от принятых идеалов красоты. Кто такие неформалы, если не яркие птицы в массе? Девушки часто выделяют их хотя бы за яркость образа. А там уже недалеко до взаимного интереса (при правильном подходе). На подсознательном уровне парни стараются запомниться и выделиться из группы друзей, чтобы быть достойным внимания своей избранницы.

Внутренний кризис

К сожалению, часто примыкание к какой либо субкультуре является не частью самовыражения, а стремлением выдать себя за кого-то другого. Быть жёстким, как представители стиля "панк", не бояться своих чувств, как "эмо", радоваться жизни, как "хиппи". Порой это даже упрощает жизнь, ведь даже одинаковые причёски выбирают многие неформалы. Фото девушек в статье - яркий тому показатель.

Многие из них искренне переживают, завидев особу с похожей стрижкой, и стремятся выделиться за счёт новой укладки или способа окраски волос. А приверженцы одного стиля иногда просто копируют друг друга. Так где же суть этого отделения от массы? Получается, что из толпы привычно одетых людей выделяется толпа фриков, которые похожи друг на друга, как клоны. Поверхностное отношение к субкультуре даёт именно такой эффект, поэтому для ответа на вопрос, кто такие неформалы, придётся в первую очередь разобраться в себе.

Кто ты и кто они?

Кем ты хочешь себя видеть? Что тебя привлекает в субкультуре? Соответствует ли она твоему стилю жизни, и сможешь ли ты существовать внутри такого социума? Если ответы на эти вопросы утвердительные, то вперёд - к новым достижениям, но только стоит помнить про разумность подхода. Мало быть ярким, как попугай, надо быть красивым, как птица феникс. Направьте свой стиль к своему образу. Какие цвета вам идут? Не розовый, а жёлтый? Отлично, это ведь тоже эмоциональный оттенок! Это цвет солнца и радости, так сделайте свой образ соответствующим. Дополните жёлтый цвет синим - и получите гармоничную комбинацию. Но не забывайте про правила трёх цветов. Если в вашем ансамбле оттенков больше, то вы рискуете вызывать рябь в глазах.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОУ СПО

РЕФЕРАТ

На тему: «Неформалы»

Дисциплина: «Социальная психология»

Выполнил: ст.гр. 23ПВ

Худоян Роза Амаровна

Проверил:

г. Белогорск


I. Основная часть.

1). Понятие "неформалы". "Неформалы" - кто они?

Понятие "неформалы", "неформалы" - кто они? Ответы на эти вопросы неоднозначны, как неоднозначны и неоднородны сами неформальные объединения. К тому же, бурная политическая жизнь заставляет изменяться самодеятельные формирования, причем эти изменения зачастую касаются не только форм и методов их деятельности, но и провозглашаемый целей. ФОРМАЛЬНОЙ обычно называют социальную группу, обладающую юридическим статусом, являющуюся частью социального института, организации, где положение отдельных членов строго регламентировано официальными правилами и законами. А неформальные организации и объединения ничего этого не имеют.

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ - это явление массовое. Ради каких только интересов не объединяются люди и дети, подростки и молодежь, взрослые и даже убеленные сединами старики? Число таких объединений измеряется десятками тысяч, а количество их участников - миллионами. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений. В последнее время в крупных городах страны, ища возможности реализации своих потребностей, и не всегда находя их в рамках существующих организаций, молодежь стала объединяться в так называемые "неформальные" группировки, которые было бы правильнее назвать "самодеятельными любительскими объединениями молодежи". Отношение к ним неоднозначное. В зависимости от направленности они могут быть как дополнением организованных коллективов, так и их антиподами. Члены самодеятельных объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях, по своему борются с коррупцией. Стихийно возникающие молодежные группы именуют то неформальными, то любительскими, то самодеятельными. С моей точки зрения, наиболее адекватным представляется термин "самодеятельное движение". И вот почему: во-первых, все они формируются на принципе добровольности и являются организационно самостоятельными; во-вторых, в большинстве своем они заняты каким-то определенным видом деятельности в расчете на реальную отдачу. Вот почему употреблявшийся первоначально термин "неформалы" является не совсем точным и может быть использован только лишь относительно таких групп и объединений, как "Хиппи", "Панки", "Металлисты" и прочие другие группировки. Им характерен, чаще всего, спонтанный, неорганизованный, нестабильный характер.

"Любителями" же по традиции называют людей, посвятивших себя творчеству в непрофессиональной форме, будь то сценическое или изобразительное искусство, коллекционирование, изобретательство, общественная деятельность. Поэтому термин "самодеятельные организации" по отношению к таким объединениям представляется более оптимальным и может быть отнесен ко всем видам и направлениям молодежной активности. Говоря о самодеятельных объединениях и их взаимной связи с государственными и общественными институтами, необходимо отметить три ситуации по их значимости:

1. Сотрудничество.

2. Оппонирование и критика.

3. Оппозиция и борьба.

Все эти три функции органически взаимосвязаны и не могут быть искусственно отменены.

Таким образом, я думаю, что мы уже немного разобрались с вопросом: " Кто такие "НЕФОРМАЛЫ"? Хотя это довольно короткое объяснение данного понятия, все же я думаю, что суть более или менее ясна. Можно сказать еще более коротким определением, которое постараюсь сформулировать сам: "НЕФОРМАЛЫ" - это группа людей, которая возникла по чьей-нибудь инициативе или спонтанно для достижения какой-либо цели людьми с общими интересами и потребностями.

Может быть, мое определение не совсем полное и точное. Я просто попытался выразится кратко.

А). Экстернальная культура.

Экстернальные культуры существовали и существуют в разных обществах. Ранние христиане были экстерналами в Римской Империи. В средневековой Европе - это многочисленные ереси. В России - раскол.

Экстернальные культуры аккумулируют определенные нормы и символику. Если основная культура - это те нормы и символы, которые задают основной принцип упорядочения данного общества, то в экстернальные стекается все, что осталось вне основного мифа - самоописания общества.

Существует баланс двух подсистем общества: контркультура немыслима и не существует без официального общества. Они взаимодополнительны и связаны. Это одно целое. Для такого рода выпавших культур можно предложить термин "экстернальные" (от лат."externus"-чужой).Сообщества типа "Системы" действительно отчуждены от общества, хотя и неотделимы от него. Сфера экстернальной культуры включает, собственно, множество разных субкультур: например криминальную, богемную, наркомафию, и.т.д. Они экстернальны в той мере, в какой их внутренние ценности противопоставлены так называемым "общепринятым". Их объединяет то, что все они - локальные коммуникативные системы, расположенные вне рамок основной сети (той, что определяет государственное устройство).

Если представить общество в целом как иерархию взаимосвязанных позиций (статусов), то "Система" окажется между позиций, то есть вне общества. Не случайно общественным мнением и научной традицией она относится к сфере андеграунда (от англ."undeground" - подполье),контр-культуры, или в отечественном лексиконе было популярно еще словечко "неформалы". Все эти определения указывают на внеположенность, для которой характерны приставки "контр-", "под-","не-". Ясно, что речь идет о чем-то противостоящем ("контр-"),не видимом и скрытном (под-),неоформленном. Эта локализация вне структур общества вполне согласуется и с собственно "Системным" мировосприятием.

Необходимо дать характеристику "Системы", хотя бы самую общую, что бы можно было представить, о чем идет речь. Но сделать это оказывается непросто. Привычных черт сообщества здесь, кажется, нет. Сама "Система" категорически отвергает попытки свести ее к какой-либо социальной схеме. Типичный пример ее самоопределения - отрывок из статьи А. Мадисона - очень старого (олдового) хиппи из Талина:

"Движение, а его несравненно правильней было бы назвать сдвигом, не выставило ни громоздких лидеров, облаченных в пуленепробиваемую харизму, не породило организаций, объявивших священную войну всем и уж, конечно, в особенности друг другу за право курировать нетленные мощи ортодоксии, наконец не подвело под эту несуществующую ортодоксию никакой специальной хипповской философии, идеологии или религии. Вместо идеологии с самого начала были заземлены идеалы, формирующиеся достаточно просто - мир и любовь".

Действительно, "Систему" нельзя определить ни как организацию или партию, ни как общину или политическое (идейное, религиозное) движение. А как ее определить?

Вне общества.

Существует способ определения сообщества через его место в социальной структуре. Что касается "Системы", то ее типичный представитель находится в промежутке между позициями социальной структуры. Скажем, один "олдовый пипл" из Пскова так говорит о себе:

" На счет работы: я работал на многих предприятиях, но понимал, что это не мое... Есть одна работа, на которую я хочу попасть, она - моя.

Это - археология. Там я мог бы работать даже бесплатно".(ЛенТВ, передача" Взгляд ",25 февраля 1987г.)

Характерно, что он, с одной стороны, рабочий на заводе (это место, которое отвело ему общество), но сам он себя с этим статусом не идентифицирует: " Это не мое". С другой стороны, он считает " своим" делом археологию, но такое самоопределение не санкционировано обществом. Соответственно этот "пипл" оказывается в неопределенном положении и в отношении норм трудовой деятельности, ведь нормы связаны со статусом. В общем, типичный пример лиминальной личности, "подвешенной" между позиций.

В "Системе" к кому не подойди, такой же промежуточный считает себя художником, среди друзей известен как художник, а работает в котельной кочегаром; поэт (дворник), философ (бродяга без определенного места жительства). Здесь таких большинство. Статус в собственных глазах не совпадает со статусом в глазах общества. Принимаемые нормы и ценности иные, нежели предписанные обществом. Система, объединяющая таких людей, оказывается в результате сообществом, находящимся в промежутках социальной структуры, вне ее. Процитируем еще раз упоминавшегося уже Мадисона, раз уж он сам взял на себя роль хипповского историографа и теоретика: " Хиппизм, заявляет он, не вступает во взаимоотношения с конституцией, его неуправляемые владения начинаются там, где нет и в помине границ государственных. Эти владения повсюду, где горит огонь творящей независимости".

Все без исключения "пиплы" настаивают на своей непринадлежности к обществу, или иначе - независимости. Это - важная черта "Системного" самосознания. В.Тернер, говоря об общинах западных хиппи, отнес их к "лиминальным сообществам ",то есть возникающим и существующим в промежуточных областях социальных структур (от лат."лимен"-порог). Здесь собираются "лиминальные" личности, лица с неопределенным статусом, находящиеся в процессе перехода или выпавшие из общества.

Откуда же и почему появляются "выпавшие" люди? Здесь два направления. Первое: в этом выпавшем, неопределенном, "подвешенном" состоянии человек оказывается в период перехода с позиции одной на позицию другой социальной структуры. Потом он, как правило, находит свое постоянное место, обретает постоянный статус, входит в социум и покидает сферу контркультуры. Такие рассуждения заложены в основе концепций В. Тернера,Т. Парсонса,Л. Фойера.

Серьёзно обсуждать эту статью не имеет смысла. А помещаю я её, как и большинство подобных статей, лишь из-за культурологического интереса. Только два вопроса возникло – а что это за «дарк метал» в 89 году? И что такое «московская сатанинская церковь»?

Статья была оформлена двумя безвкусными коллажами из фотографий каких-то рок-звёзд и их фанатов. Помещу один из двух, т.к. они плохого качества, да и вообще, статья не про музыку.

Источник: «Наука и религия» , №7 за 1989 год.

В статье говориться о четырёх группах с названием «ПАМЯТЬ». Я знаю о существовании двух организаций под этим названием: православная «ПАМЯТЬ» Дмитрия Васильева и менее известная про-языческая «ПАМЯТЬ» Валерия Емельянова.

Сегодня мы предлагаем читателям беседу нашего корреспондента Сергея БАРСУКОВА с социологом Андреем БЫСТРИЦКИМ. Андрею 28 лет, и молодёжные «неформальные» объединения, часть из которых называет себя «Системой», – основной предмет его исследований.

– Классическое начало беседы требует обозначить предмет разговора, а именно основные типы неформальных объединений.

– Для меня и некоторых моих коллег более приемлема типология построенная на отношении той или иной группировки к личности как таковой, к познанию окружающего мира и тому, что называется «общественно значимым действием». Мы выделяем группы, где коллективное начало «мы» явно превалирует над личностным началом «я». К ним относятся в основном экстремистские объединения как правого, так и левого толка. Здесь личность – некое производное от родового целого, рассчитывать на самостоятельное значение она не имеет права. Есть группы, в которых наблюдается уравновешенность и личностного и коллективного начала. Это хиппи, панки и им подобные. И есть группы, где личностное усилие необходимо.

Говоря о типологии групп, нужно сказать, что само слово «неформал» подразумевает большой набор самых различных характеристик, которые трудно свести к единому целому, поскольку, к примеру, ставить в один ряд «люберов» и «Демократическую перестройку» просто немыслимо. Есть иная типология, основанная на возрастном цензе, при которой неформальные группировки подразделяют на подростково-юношеские и взрослые. Первые – это хиппи, панки, кришнаиты, люберы, «Ремонт», «Внуки Дзержинского» и многие другие. Вторые – это в основном общественно-политические группы, от «Демократического союза» до «Памяти». Их принято делить на «левые» и «правые» – в зависимости от политической установки, часто даже неосознаваемой.

– А как вписываются сюда религиозные группы?

– Дело в том, что сознание очень многих людей не религиозно в привычном смысле этого слова, но и не атеистично. Можно сказать, что оно мифологическое. Мы еще вернемся к этому определению, пока же скажу, что религиозность так или иначе пропитывает многие неформальные группы. Скажем, «металлисты». Казалось бы, просто музыка. Однако если мы будем подниматься по ступеням «хэви-метал-рока», то столкнемся с группами «трэш-метал», «дарк-метал», «спид-метал» и т. д. Многие из них связаны с восточной биоэнергетической символикой. У подростков популярны значки с изображением символов «Инь» и «Ян», хотя, как правило, они не понимают до конца этих значений.

В группах экологического типа наряду с декларацией неких общегуманитарных ценностей занимаются оккультно окрашенной медитативной практикой. Что касается, скажем, групп «Память» (только в Москве их сейчас четыре), то там можно встретить самые разные религиозные течения: неоязычников , ортодоксальных христиан (в основном православного толка), биоэнергетиков. Я столкнулся, например, с одной группой, члены которой занимаются борьбой с силами Шамбалы. Что такое Шамбала, они знают весьма смутно, поскольку сведения о ней почерпнули из книг , сочинений некоего Андрея Томашевского (он же Эндрю Томас) и каких-то отдельных текстов, связанных с супругами Рерих.

В столице есть даже «московская сатанинская церковь» .

– И чем занимаются ?

– По моим сведениям, преимущественно «черной» медитативной практикой. Немного упростив, можно сказать, что среди «сатанистов» существует установка: взять с собой на тот свет как можно меньше греха. А поскольку серьёзный грех совершить непросто, если принять во внимание Уголовный кодекс, то требуется определённого рода компенсация, особого рода состояние, при котором человек внутренне переживает совершение этого греха. Поскольку же в состояние грехопадения тоже войти не так-то просто, то используются различные медитативные направления, получившие распространение на Западе: переживание сиюминутных парадоксальных ситуаций, дзэновские игры самого различного свойства и т. д.

– А что такое «православные хиппи»?

– Это группы вполне хипповского мировоззрения, которые разделяют общие евангельские установки на всеобщую любовь, отказ от насилия, сориентированные на религиозность православного толка. Они часто занимаются весьма своеобразной миссионерской деятельностью, например пытаются лечить наркоманов посредством приобщения к вере христовой, делая упор на богоспасаемость души и её очищение. Деятельность порой бывает довольно успешной.

– Кстати, а используют ли наркотики как медитативное средство?

– Такие группы есть. Как правило, там курят гашиш, употребляют кохнар.

– Думаю, что нет. Многим участникам молодёжного неформального движения просто не по силам целостное религиозное мировоззрение. И те группы молодежи, которые ориентируются на христианскую идею, обычно группируются вокруг священнослужителей. Скажем, у евангельских христиан-баптистов – свой молодёжный клуб.

Некоторые группы интересуются русской религиозной философией, изучают труды Н. Фёдорова, П. Флоренского, Вл. Соловьева. С. Булгакова. Но это группы, сформировавшиеся по индивидуальным интересам и стоящие вне стихийного течения.

– Где же проходит некая опознавательная грянь между сознанием религиозным и мифологическим, вернее, неомифологическим?

– Религиозное сознание ориентируется на сакральные, нематериальные ценности, существующие за рамками «мира дольнего» в «мире горнем». Для него характерно понятие «мира нашего» и «мира иного». Мифологическое сознание нерасчлененное, у него сакральный смысл может придаваться самым обыденным вещам. Для религиозного сознания характерны свои понятия о добре и зле. Есть силы зла и добра, причём силы зла сами по себе не столько мирские, сколько потусторонние: они могут входить в человека, могут выходить из него. Сознание же мифологическое просто делит реально живущих людей на «своих» (добрых) и «чужих» (злых), и у «чужих» огульно отрицаются все человеческие качества. «Чужого» можно убить, зарезать – для мифологического сознания он не человек, тогда как для целостного религиозного сознания, особенно христианского – люди одинаковы.

– А как же тогда «басурманы», иноверцы?..

– На мой взгляд, это и означает отсутствие целостного христианского мировоззрения. Поиски «неформалов» по-своему подтверждают такое предположение. Мне кажется, появление протестантизма на Западе знаменовало принципиально новое отношение к вере. В России протестантизма не было, в России был раскол. Это качественно другой процесс. Я не могу сказать, что Россия по-настоящему не знала христианства, поскольку оно само по себе глубоко неоднородно: в нём смешались самые различные направления. Но развитого религиозного сознания, без напластований языческого мифологизма, в России все-таки было немного. Возможно, только сейчас мы переживаем ситуацию, когда мифологическое сознание начинает изживаться. Например, возьмём наши споры о том, что такое «социализм». Сам «социализм» не является здесь предметом рационального познания, а, скорее, вопросом веры. Городская культура предполагает большую степень плюрализма, личностного самостоятельного выбора, тогда как патриархальной культуре свойственна гораздо меньшая выделенность личности из мира. Поэтому именно патриархально-эпигонские группы в большей степени ориентированы на синкретическую (нецелостную) религиозность, при которой зачаточное религиозное и устоявшееся мифологическое сознания смешиваются между собой. Различия, наблюдаемые в этих группах, весьма поверхностные, кажущиеся. Недаром такая организация, как «Память», являясь фундаменталистской реакцией на вестернизацию России, объединяет в себе совершенно разных людей. Казалось бы, что общего у неохристианина с человеком, считающим язычество наивысшим достижением русской культуры? Тем не менее общее есть. Страх перед самостоятельным развитием личности, стремление переложить ответственность на какого-нибудь вождя, отца, мудреца.

– То есть это предпочтение общинной модели?

– Да, это сходно с тем, что многие люди боятся самостоятельно жить в таком мире, где бы они полностью отвечали за себя. Даже самые казалось бы продвинутые неформальные группы ещё далеки от настоящего понимания личности и от настоящей цивилизованности. Патриархально-общинное сознание, к тому же не отвечающее новым условиям жизни, рождает искажённые формы мышления. Они и питают так называемую «неформальную» религиозность. Я не намерен трогать чувства верующих, по-настоящему религиозных людей – это их личное дело. Я говорю о том, что та религиозность, которая сейчас складывается в самых разных слоях нашего общества,– это религиозность вторичная, мифологическая и архаичная по своей форме, и эта её архаичность выливается в пугающие результаты.

– Вы имеете в виду «казанский вариант»?

– И его. Но дело в том, что так называемый «казанский вариант» реализуется не только в Казани. Сходные процессы наблюдаются в Астрахани, в Павлодаре. Если подростковые драки всегда были присущи механизму молодёжной социализации, то этого не скажешь о степени жестокости, забвения всех гуманистических ориентиров, которые в этих местах переходят все возможные границы. В моем представлении «казанский вариант» имеет прямое отношение именно к такой синкретической, неорганической религиозности. Ситуация в Казани характерна тем, что город жестко поделен группировками на районы, и за считанные часы может быть выставлена тысячная армия боеспособных единиц. Здесь нет ни спонтанности, ни стихийности: организация этих подростков ничуть не слабее армейских подразделений.

Такая жесткая социализация связана с тем, что две трети жителей Казани мигрировали в 70-е годы из сельской местности, и одновременно с этим началась массовая застройка города. Двор всё-таки сдерживал социальную агрессивность, предписывал определённые поведенческие ритуалы: «драться до первой крови», «один на один» и т. д. Теперь старая клановая структура Казани распалась. В подобных ситуациях естественна тяга подростков к сплачиванию в жёсткие замкнутые группировки. По существу, они воспроизводят модели патриархальных «паханских» структур. И если подростками ещё не руководят уголовники, то это лишь случайность, поскольку место для уголовных лидеров там припасено: оно подготовлено патриархально-общинной мифологией. Как ни парадоксально, всё это происходит на некой полурелигиозной основе вторичного мифологического сознания. Если сюда добавить совершенно невероятную политизацию, то эта картина может вызывать серьезное беспокойство. С одной стороны, десоциализованная молодёжь, с другой – «паханские» структуры. С третьей – какая-то полууголовная идеология, и с четвертой – глобальная политизация с утопиями социальной справедливости, возможности достижения всеобщего социального блага жёсткими насильственными действиями. Может быть, покажется натяжкой связывать это с религиозностью, но если всерьёз говорить о мифологическом сознании, которое очень развито в нашей стране, то это всего лишь один из факторов распадающегося мифа.

Другой несомненный симптом нашего времени – это переживаемый нами распад того, что принято называть имперским сознанием. Идеи мессианства, что были свойственны людям в 20–40-е и даже 50-е годы, сейчас, в общем-то, умерли. Очень мало молодых людей теперь открыто заявляют, что идеи социализма должны распространиться на весь мир. Но это не значит, что мессианская идея всеобщего насильственного благодетельствования исчезла окончательно. Выбросы её могут быть самыми поразительными. Это ведь тоже форма своеобразной мифологической религиозности.

– И попахивает культовой магией...

– В какой-то мере. Если говорить о сегодняшнем религиозном сознании, то картина возникает довольно размытая. Нельзя сказать, что вот эти люди – религиозные, а эти – убеждённые атеисты. На самом деле есть множество людей, живущих среди мифов, слухов, предвзятых мнений, болезненных установок и болезненных разочарований. Всё это во многом и определяет духовную атмосферу сегодняшнего дня, и не только молодежную, но, скорее всего, всеобщую.

– Получается, что деление на «формалов» н «неформалов» происходит сейчас по принципу: «формалы» – это некое социальное добро, а «неформалы» – социальное зло?

– Вы правильно отметили этот мифологический водораздел: «формалы» – социальное добро, «неформалы» – зло. Дело в том, что общественное мифологическое сознание склонно к полярным противопоставлениям, когда мир четко делится на «чёрное» и «белое», «злое» и «доброе», а заодно на «неформальное» – как некое общественное зло, и «формальное» – некое «правильное» добро. Это одна из утопий, как и другие представления обыденного сознания – скажем, противопоставление социализма капитализму (примечательно, что такие демократические страны, как Швеция, Англия, Бельгия, Голландия, Монако сохранили формальный монархический строй).

– Андрей, а «митьки» это группа или общественное движение?

– Ситуация складывается такая: с одной стороны, мы осваиваем культуру нынешнюю, с другой – культуру прежних времён. А «митьки» представляют собой некую промежуточную группу, пытающуюся осваивать культурный контекст. Они ведут игру с культурными символами и через уподобление им стремятся освоить ту культуру, от которой мы так отстали. Они пишут картины, рассказы, музыку. Есть такая картина, на которой «митьки» дарят свои уши Вен Гогу. То есть налицо попытка посмотреть на мировую культуру не снизу вверх, а на равных. Но попытка эта не во всех «митьках» реализуется одинаково. У них тоже достаточно патриархально-общинных заморочек: щеголяние ватником, тельняшкой, кирзовыми сапогами. В определённом смысле «митьки» – это альтернативное культурное движение.

Кто такие неформалы?


Проходя по улице мимо очередной тусовки молодых людей, мы невольно обращаем внимание на ярко одетых, татуированных или особым образом причесанных людей. "Вот уж молодежь!" - думаем мы. Однако мало кто из обычных людей представляет, что такая одежда, прическа и татуировки могут значить многое. Для нас, конечно, они значат мало. А вот для молодых людей, которые переживают сложный период своей жизни в связи с возрастом такая одежда - это символ чего-то особенного. Чего же? Попробуем разобраться.

Неформалы - кто они?

Кто такие неформалы? Прежде всего, неформалы - это социальная группа. Как правило, термин относится к тем молодым людям, которые стремятся каким-либо образом выделиться из общества окружающих их людей. Стремление к неформальным культурам возникает у человека обычно в подростковом возрасте. Однако существует большое количество случаев, когда люди надолго остаются неформалами. Это связано с глубоким осознанием идей неформального движения. Впоследствии такие люди становятся некими духовными вдохновителями молодежи. Они постоянно находятся в кругу молодых людей и занимаются тем, что прописано в неформальном "своде правил" своей культуры. Естественно, свод правил не подразумевает под собой наличие юридического документа. Скорее, это просто воззрения и традиции определенной неформальной культуры.

Пожалуй, наиболее частая причина для возникновения неформальной группы - это музыкальное направление. На этих дрожжах образованы основные неформальные культуры. Например, хиппи, металисты, рэперы, инди и так далее. Музыка обладает каким-то магическим влиянием на молодых людей. Известные музыкальные группы должны ощущать огромную ответственность за то, что они передают со сцены. Для того чтобы понять, кто такие неформалы или что значит быть, например, металистом, нужно любить музыку в стиле метал. Без осознания музыки и без ее принятия ни один человек не будет истинно принят в ту или иную неформальную культуру.

Другой популярной причиной возникновения неформальных культур является политическая и историческая ситуация. К примеру, нацизм в Германии тоже был неформальной культурой, которая переросла в машину для убийств мирового масштаба.

С этой точки зрения интересна история возникновения культуры хиппи. Первоначально существовало движение битников (от слова "beat" или "удар"). Их можно считать прародителями всех неформальных культур нынешнего мира. Движение зародилось в 50-х годах в Соединенных Штатах Америки. В ходе Второй Мировой Войны многие молодые люди потеряли родителей, после чего их поколение называли разбитым. Эти молодые люди выражали свою скорбь и протест, одеваясь в рваные джинсы, обвисшие свитера и старые кеды. На фоне остальных школьников в пиджаках и галстуках битники выглядели, как нищие. Такая одежда и часто вызывающее поведение неформалов были вызовом традиционным устоям общества. К концу 50-х годов по приказу правительства США был изобретен наркотик ЛСД, который был призван уничтожить малозащищенные слои молодежи. Согласно исследованиям, до 60% активно употреблявших ЛСД погибали от сердечных приступов. Но ситуация быстро вышла из-под контроля. Наркотик превратился в общенациональную беду. В той среде возникли такие величайшие музыкальные коллективы, как "The Doors", "Led Zeppelin" и "Rolling Stones". Музыканты активно принимали наркотики и писали песни под их воздействием. Группы были очень популярны, что привело к формированию движения хиппи. Эти молодые люди вели беспорядочный образ жизни, употребляли легкие наркотики, путешествовали из города в город по различным музыкальным фестивалям. Их девизом было известное выражение: "Make love, not war", что в переводе на русский звучит как "твори любовь, а не войну".

Можно с уверенностью сказать, что каждому человеку, а особенно подростку приходилось встречать людей, отличающихся своим внешним видом и поведением от остальных. У кого-то длинные черные волосы или розовая челка, корсеты или косухи, много браслетов, высокие платформы, многочисленные проколы на теле, вызывающий макияж. Чаще всего это и есть неформалы – представители современных субкультур. Причем, большинство из них являются подростками, обучающимися еще в средних образовательных учреждениях. Одним из таких является МОУ СОШ №2, где обучаемся мы. На этом примере мы проведем свое исследование, обобщив собранные данные.

В современном обществе выделяют десятки субкультур, которые находятся всегда в движении, изменяются. Человеку, не относящемуся к субкультурам, отдельные публикации в прессе не позволяют получить единую картину, а иногда дают искаженные представление о тех или иных формированиях, поскольку рассматривают, как правило, лишь оду какую-то сторону их деятельности. В отношении неформальных групп сложилась нехватка объективной информации. Поэтому мы хотим в своей работе, исследовав многие источники, заполнить пробелы об этих течениях.

В результате работы над проектом мы выяснили основные причины вступления молодежи в неформальные течения. Из них основные: а) борьба отцов и детей - противостояние взрослому миру, нежелание подростка прислушиваться к желаниям родителей; б) потерянность подростка, неопределенность самого себя, своих возможностей и стремлений; в) самовыражение, духовное и физическое обретение себя самого; г) влияние окружения и семьи на психику подростка; д) невнимательность к подростку, беспризорность, одиночество, запущенность, беззащитность; е) стремление познать необычное, что-то новое, получить новые эмоции и впечатления, развить свои интересы.

Мы считаем, что любой человек должен хотя бы немного, в общих чертах знать, что такое субкультура. Так как данное слово все чаще употребляется среди молодежи. Неформалы живут среди нас, и они такие же люди как мы, просто со своими увлечениями, может даже странностями. Но разве и у людей, не относящихся к неформалам, нет своих разных необычных интересов, просто они не так ярко их выставляют напоказ. В каждой субкультуре бывают разные люди. На самом деле субкультуры - это колоссальный красочный мир, открывающий нам все оттенки жизни.

В работе мы начали исследование, исходя из поведения и одежды различных неформалов, ссылаясь на то, что между представителями различных субкультур существуют как различия, так и определенное сходство в частности в их целях - быть индивидуальностью, быть услышанным, понятым и быть принятым.

Проект является связующим звеном между миром подростковых неформальных групп и окружающим обществом. Он может быть также интересен родителям представителей субкультур, учителям и другим взрослым, которые работают с ними, помимо самих подростков.

Субкультуры ли? Неформальные объединения молодежи - кто они?

Неформальные объединения не являются открытием наших дней. Они имеют богатую историю. Разумеется, сейчас они существенно отличаются от своих предшественников. Тем не менее, чтобы постигнуть натуру сегодняшних неформалов, обратимся к истории их появления.

Для начала мы решили заглянуть в толковый словарь русского языка Ожегова и посмотреть разъяснение слов. Так, определения «субкультура» вообще нет, а «неформал» означает представитель неформальной, официально не утвержденной организации, группы. Эти сведения означают, что эти слова являются до конца не исследованными.

Проанализировав научные книги, выделили современное определение культуры. Культура - это убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определенной группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Культура любого общества пестра, поскольку в нем существуют различные социальные группы и подгруппы, разные нации и народности, у которых имеются свои ценностные традиции и свое понимание социальных норм, порядков. Такие культурные группы принято называть субкультуры. Выделяют различные субкультуры: этнические, классовые, религиозные, молодежные и др.

Субкультура с точки зрения культурологии - это объединение людей, которое не противоречит ценностям традиционной культуры, а дополняют её – вносят индивидуальность, яркие элементы, сопутствуют своими тенденциями стремительному развитию. Субкультуры также – своего рода «ростковые зоны» на теле «большой» (мэйнстримовской) культуры. Они необходимы как гарантия от культурного застоя, а введения новых направлений - для самовыражения. Они – своеобразный культурный передовик, который всегда «идет в ногу со временем».

Термин " неформальная группа " стал широко применяться в социологии после Хоторнских экспериментов, проведенных под руководством Э.Мэйо, в которых была выявлена сущность рабочей бригады как малой социальной группы: каждый работник ощущал себя не одиночкой, а членом спаянной социальной организации неформальной группы, спонтанно возникшей в формальной организации промышленного предприятия. Основная функция группы неформальной организации состояла в защите рабочими своих экономических интересов: сохранении неизменной нормы выработки, соответствующей неформальному групповому стандарту. Исследования показали, что индивидуальная производительность труда находится под сильным влиянием межличностных отношений в бригаде.

Так что слова имеют свою историческую справку, причем они имеют значение мало отличающееся от первоначального.

Словосочетание «неформальные объединения молодёжи» возникло в противопоставление «формальным» объединениям: комсомольской организации и других, допускаемых властью. В настоящее время термин «неформалы» часто употребляется в качестве самоназвания представителями различных субкультур, противопоставляющих себя окружающим. «Неформальный» сейчас обозначает необычность, яркость и незаурядность. В разговорной речи применяют и сокращенные формы - «нефоры», «ниферы» и др. Неформальный человек – это стремление показать свое «Я», сказать тусклой массе людей: «Я – личность», бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд. Особенно, это касается нас – подростков, находящихся в вечных поисках своей неповторимой личности.

Мы определились со значениями слов, теперь поговорим о грамотных названиях или более корректных.

Оказывается, что не всех людей, состоящих в подобных организациях, можно назвать неформалами. Так существуют в зависимости от направленности целей три названия: неформальные, любительские, самодеятельные. Участники самодеятельных объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают возрождать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях, по-своему борются с коррупцией. Бурно возникающие молодежные группы именуют по-разному. Поэтому употреблявшийся первоначально термин "неформалы" является не совсем точным и может быть использован только лишь относительно отдельных группировок. Им характерен, чаще всего, спонтанный, неорганизованный, нестабильный характер. "Любителями" же по традиции называют людей, посвятивших себя творчеству в непрофессиональной форме: сценическое или изобразительное искусство, изобретательство, общественная деятельность. Поэтому термин "самодеятельные организации" по отношению к таким объединениям кажется более оптимальным, и может быть отнесен ко всем видам и направлениям молодежной активности.

Характеристики субкультур, в общем. Разделение их по видам

Каковы же основные характеристики молодежной субкультуры? Ее главной характерной особенностью является ее обособленность, отстраненность, часто демонстративная, эпатажная, не зависящая от чужих мнений, культурных ценностей старших поколений, национальных традиций. В массовом сознании восприятие молодежной субкультуры часто имеет негативный характер. На этом фоне молодежная субкультура со своими специфическими идеалами, модой, языком, искусством все чаще ложно оценивается как контркультура.

Другой характерной особенностью современной молодежной субкультуры является преобладание потребления над творчеством. Это весьма негативная особенность, потому, что по-настоящему приобщение к культурным ценностям происходит лишь в активной самостоятельной творческой деятельности.

Третьей характерной чертой молодежной субкультуры можно назвать ее чрезмерную устремленность в будущее, часто небезопасную. Зачастую эти черты сочетаются с отсутствием серьезного фундамента исторических и культурных традиций, познаний. Английский социолог М.Брейк отмечал, что субкультуры как "системы значений, способов выражения или жизненных стилей": развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, "в ответ на главные системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте". Другое дело культура – массовое явление – присущая большей части общества система ценностей и образ жизни, диктуемый обществом. Все мы похожи и внешне, и по образу жизни, и по своим привычкам. Мы подвергаемся влиянию моды, общественному мнению и подчиняемся порядкам. У неформала свой мир и свои правила: когда в моде мокасины, они одеваются исключительно, как хотят, или как принято в субкультуре: будь это кеды или гриндерсы.

Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа, первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми плюсами и минусами. Ее не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения и способы провождения времени. И молодежь придумывает свой способ. Раньше при Советском Союзе было больше контроля над молодежью, существовали пионерская организация и комсомол, которые были обязательны, но большинство их членов были пассивными и вступали в них скорее потому, что «так полагалось». Сейчас же все изменилось, молодежи предоставлено больше, которая иногда несет и отрицательные черты, помимо свободного высказывания своего «Я».  

Но есть некоторые негативные стороны вступления подростка в данные организации. Во-первых, стихийное, неуправляемое общение молодых людей в группах опасно перерождением объединений в асоциальные. Во-вторых, в настоящее время в нашей стране наблюдается скачкообразный рост неформальных молодежных объединений. Участие подростков в неформальных молодежных объединениях может привести к различным последствиям в их дальнейшей жизни.

А тем более, что городские условия жизни создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях. Таким образом, появляются молодежные субкультуры. Было множество попыток классифицировать неформальные движения. Сначала приведем все возможные классификации, которые нашли, а после предложить нашу.

Так существуют классификации по социально-правовому признаку, по направленности интересов (социолог М.Топалова), также структура профессора С.А.Сергеева, по неформальному самодеятельному движению молодежи (профессор З.В. Сикевич) и многие другие.

Мы полагаем, что молодежные организации можно распределить на следующие группы:

  • Спортивные: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит – байкеры, байкеры, сноубордисты.
  • Музыкальные: музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура.
  • Игровые, включающие другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры
  • Мировоззренческие, идеологические: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы,эмо.
  • Компьютерные: хакеры, юзера, геймеры.
  • Асоциальные группы: панки, скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты.
  • Религиозные: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты.
  • Эстетические, связанные с искусством: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы.
  • Элитарные: мажоры, рейверы.
  • Антикварные: битники, роккабильшики, моды.
  • Контркультура: гопники, реднеки.
  • Социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты.

Мы выделили самые известные из них, даже немного углубившись. При составлении характеристики, мы пользовались многими источниками информации и собственным наблюдениями.