Сочинение-описание по картине К.С. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт

  Сочинение-описание по картине К.С. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт
Сочинение-описание по картине К.С. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт

Кузьма Петров-Водкин – мощнейший и необычный художник со своими оригинальными видениями цветов, перспективных форм и композиций.Его картины выразительные, в них всегда мало детальности, но множество чувств и глубоких смысловых элементов.

В творчестве Петрова-Водкина отразились переломные моменты эпохи, свидетелем чего он стал: первая мировая, Октябрьская революция и гражданская война. В тяжелый 1918 год он проживал в Петербурге и работал, преподавая в художественном училище. Именно тогда он произвел на свет выдающиеся натюрморты, которые следует внимательнее посмотреть.

В «Утреннем натюрморте» и «Селедке» изображена тяжесть времени, ведь тогда было довольно голодно, питались скудно и однообразно. Неслучайно, в обеих картинах показана еда. Это примитивнейшая пища, тем не менее, изображена с торжественностью, радостью и светлыми чувствами.

В натюрморте «Селёдка» перед вами на поверхности стола застелена мятая розовая бумага. Под бумагой видно полотно, по которому узнается еще ранняя картина, в углу ее отличается подпись самого художника. Вероятнее всего, это даже и не стол, а готовое полотно, которое положил кто-то на пару табуреток, что схоже со столом.

Да еще, чтоб не испортить поверхность, накрыл бумагой.

Перспектива не радужная, будто горизонтальная поверхности стола обращена в сторону зрителя и по ней, возможно, покатятся предметы.

Предметов мало: две картошины, кусок хлеба и рыжая селедка в темной бумаге. На селедке играют блики. Скорее всего, это похоже на паек, который получил преподаватель в училище и принес в свою мастерскую.

Он разделит нехитрый обед с друзьями.

Многие свидетельствуют о том, что селедка была в те годы единственным лакомством и всем надоела. Но все же, когда подкатывает чувство голода, люди радуются даже селедке. С помощью всего лишь некоторых предметов художник показал суровое время правдоподобно и честно.

В «Утреннем натюрморте» радость и оптимизм еще больше присутствует, хотя в обилии пищи уступает «Селедке». Здесь всего два куриных яйца и стакан с чаем.

По драматизму эта картина не уступает лучшим работам художника.

Например, деревянный стол показан также наклоненным к зрителям. На столе присутствует мало предметов, которые наделены стеклянными, металлическими или глянцевыми красками, что придает художнику возможность поиграть световыми бликами на всех поверхностях.

Рыжая столешница, начищенный чайник, блюдца, стакан с чаем и преломившейся чайной ложкой. Предметы расположены как бы друг в друге. На маленький чайник накладывается отражение от рыжего кота. Из-под стола выглянула смышленая и довольная морда собаки.

Увы, но человека не видно, а его присутствие читается во всем. Это он принес с прогулки голубовато-желтый букет полевых цветов. И собака поглядывает именно на него.

Его кот отражен в чайнике, ему принадлежат спички и для него предназначается нехитрый завтрак. Такая вот маленькая прорисовка дачной жизни того времени. Картина пестрит честностью, оптимизмом и собственным динамизмом.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин написал свой пейзаж "Утренний натюрморт"; в 1918 году. На картине изображен обычный завтрак дачника. На простом деревянном столе, не накрытом скатертью, стоит незамысловатая стеклянная ваза с полевыми цветами. Цветы приятного желтого и фиолетового цветов, они очень свежие. Создается впечатление, что человек вот-вот вернулся с ранней утренней прогулки, на которой сорвал эти цветы и тут же поставил их в вазу.
На столе стоит небольшой никелированный чайник, начищенный до блеска, в чайнике отражаются предметы, изображенные на столе, а также рыжий кот, который, наверное, свернулся калачиком на коленях у хозяина. Крышечка чайника лежит рядом с ним, дачник только что заварил чай и не успел закрыть чайник крышкой. Рядом на столе стоит стакан со свежим чаем.
Прибор стоит на алюминиевом блюдце, рядом лежит чайная ложечка. Еще на столе лежат два яйца. Чай да вареные яйца - вот и весь скудный завтрак дачника. Слева на картине изображены, также, коробка спичек и никелированная трубка, лежащие на столе. Все предметы хорошо прорисованы художником. На деревянном столе есть следы росы, это создает ощущение прохладного и свежего раннего утра.
Вообще вся картина, откровенно говоря, незамысловатая и простая, создает такое приятное ощущение, которое испытываешь после прогулки ранним утром по полю, лугу, лесу или только начинающим свой день улочкам деревеньки; когда переполненный ощущения утренней свежести и чистоты возвращаешься в деревянный дом и принимаешься за простую пищу, которая кажется необычно вкусна после пешей прогулки.
Художник не изобразил на картине человека, однако его присутствие чувствуется. На него так преданно смотрит собака коричневой окраски слева от стола. Вся картина нарисована таким образом, будто зритель, который на нее смотрит, находится на месте человека, сидящего перед столом. Картина полна чистоты, ярких природных красок и покоя. От нее так и веет умиротворением и единением с природой, а от созерцания этого шедевра создается ощущение радости.

Сейчас смотрят:

Здравствуйте, уважаемая Софья Павловна! Я давно хотел написать вам это письмо, но всё никак не решался. И наконец, после долгих раздумий, окончательно сделал для себя вывод, что я должен был его написать. Хотелось бы Вам сказать, что после прочтения ваших предыдущих писем, адресованных мне, я понял лишь то, что вы очень загадочная и весьма непредсказуемая молодая особа. Но в чем-то вы мне понравились, а в чём-то не совсем. Вы как-то пис

В 1824 году Александр Сергеевич Грибоедов закончил свою комедию «Горе от ума». Написанная в эпоху подготовки «рыцарского подвига» декабристов, пьеса рассказала о настроениях и конфликтах того напряжённого времени. Отзвуки преддекабристских настроений были слышны и в резких обличениях Чацкого, и в испуганных репликах Фамусова и его друзей, и в общем тоне комедии. В основе композиции комедии лежит приём антитезы. Противопоставляются

Свой роман «Евгений Онегин» Пушкин писал почти 8 лет (с 1823 по 1831). Начало романа Пушкин написал молодым поэтом, почти юношей, а заключительные главы создавались поэтом,который имел уже жизненный опыт. Это "взросление" поэта можно проследить в романе. Главный герой в романе - Евгений Онегин взрослеет, умнеет, учиться на своих ошибках,находит и теряет друзей, заблуждается,любит истрадает. Назвав свой роман именем главного героя Пушкин

Как оно пахнет! Рыбой и водорослями. Губы чувствуют соль и песок. Теперь море совсем близко. Лишь дамба отделяет бесконечную серую даль от суходола. Нигде на Земле не может человек увидеть такую большую береговую полосу, как на голландско-немецко-датском побережье. Из-за накопления осадков, или как на северных Фризских островах из-за затопления камышовых болот, торфяных болот и заболоченных лесов, возникает живописный мелководный ландша

Любовь к Родине приходит со временем. Только с возрастом человек способен понять свое истинное отношение к Родине. Любовь к Родине нужно воспитывать. В наше время не каждый обладает таким чувством, как огромная любовь к своей Родине. Кого-то тянет в другие страны больше чем остаться в своей. Люди думают, что им там будет лучше, чем у себя в стране. Но к сожалению там, куда нас так тянет мы никому не нужны.

Роман «Униженные и оскорблённые» по-своему передают характер разворошённой действительности начала шестидесятых годов. Достоевский критикует капитализм. Зло, низость, жестокость и в то же время «сатанинская» притягательная сила капитализма воплощены в «Униженных и оскорблённых» в образе князя Валковского. Основа характера князя – себялюбие, принцип его поведения – эгоизм. Тема денег трактуется в творчестве Достоевского двояко. Слабые

Что важнее всего в человеке, например, в современной девушке? Многие девчонки ду­мают, что красота, фигура, привлекательность. Отчасти это верно. Но всё это не самое глав­ное! Самое важное - то, что внутри, то есть внутренние качества, характер, душа. Из качеств, которые наиболее важны для современной девушки, я бы назвала такие, как чистоплотность тела, мыслей и поведения, добро­та, совестливость, умение предугадывать последст­вия сво

Даниэль Дефо (1660?1731) родился в Лондоне в семье торговца. Его настоящая фамилия Фо. Окончил школу Дж. Фишера в Доркинге, затем учился в Академии Ч. Мортона в Стоук-Ньюингтоне на пастора пресвитерианской церкви. В 1681 начал писать религиозные стихи, но, в конце концов, отдал предпочтение торговле. Некоторое время занимался коммерческой деятельностью в Испании, исколесил всю Западную Европу. В 1684 Дефо сочетался браком с Мэри Тафф

Героиня Ассоль - это принцессы мечты. Трепетная мечта, сказка об алых парусах, лелеемая в душе девушки становится явью. Волшебник, которого встречает Ассоль, дарит ей мечту, на самом деле зажигая своей мечтой подняться к солнцу. А имя Ассоль, похожее на «свист стрелы или шум морской раковины» , тоже солнечное! От испанского al sol, «к солнцу» . Способностью самозабвенно мечтать обладает далеко не каждый человек. Вокруг всегда найдутся л

“На дне” - сложное, противоречивое произведение. И, как всякое подлинно великое творение, пьеса не терпит однолинейного, однозначного толкования. Горький дает в ней два совершенно различных подхода к человеческой жизни, не показывая явно своего личного отношения ни к одному из них. Главными героями этого произведения являются Лука и Сатин. Именно они выражают две правды, две точки зрения на человеческую судьбу. Насколько разнятся ме

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин - мощный, самобытный, необычный живописец со своим оригинальным видением цвета, перспективы, формы, композиции. Его полотна выразительны до предела, в них всегда немного деталей, но много чувства и глубокого смысла. В творчестве Петрова-Водкина отразилась переломная эпоха, свидетелем которой он был: первая мировая война, революция, гражданская война. В трудный 1918 год он жил в Петербурге и работал преподавателем художественного училища. Именно тогда он создал несколько выдающихся натюрмортов и мы постараемся повнимательнее рассмотреть два из них - "Утренний натюрморт" и "Селедка". Всем известно, что время было довольно голодным, питание - скудным и однообразным и, видимо, неслучайно, на обеих картинах присутствует еда. Эта примитивная обычная пища тем не менее изображена с долей торжественности, радостным и светлым чувством.

Натюрморт "Селёдка".
Перед нами поверхность стола, застеленная мятой розовой бумагой. Под бумагой виднеется полотно, в котором узнается более ранняя картина художника и в перевернутом углу ее различается подпись самого Петрова-Водкина. Скорее всего, это даже не стол, а готовая картина, которую положили на пару табуреток - подобие стола. И, чтобы не испортить поверхность, - накрыли бумагой.

Перспектива нарочито-несуразная, как будто бы горизонтальная поверхность стола наклонена в сторону зрителя - того и гляди с нее скатятся предметы, которые на ней лежат. Предметов этих немного: две картофелины, краюха ржаного хлеба и немного порыжевшая селедка на темной бумаге. На блестящем боку селедки играют блики. Скорее всего, это какой-то паек, который автор получил как профессор и с радостью принес в свою мастерскую, где собирается разделить нехитрый обед с парой друзей.

Многие свидетели тех лет рассказывают, что селедка была тогда единственным доступным лакомством и очень всем надоела. А все же, когда подкатывало чувство голода, то люди радовались и селедке. Так с помощью всего лишь нескольких предметов художник изобразил то суровое время - правдиво, честно и оптимистично.

Натюрморт "Утренний натюрморт".
В "Утреннем натюрморте" радости и оптимизма еще больше, хотя по обилию пищи он уступает "Селедке" - из еды там два куриных яйца да неполный стакан чая. Зато не уступает по экспрессивности и внутреннему драматизму.

Скорее всего, дело происходит на террасе в светлое, но не слишком солнечное летнее утро. Деревянный стол изображен в той же "неправильной" наклонной перспективе. На нем всего лишь несколько предметов, из которых большая часть наделена стеклянным, металлическим или глянцевым блеском, что дает художнику по-разному "играть" со световыми бликами на всех поверхностях - рыжей столешнице, начищенном чайнике, блюдце, стакане с чаем, вазе, преломившейся чайной ложке. Предметы отражаются друг в друге: в маленьком чайнике яйцо отражается как в зеркале и накладывается на другое отражение - рыжего кота. Из-за стола выглядывает смышленая морда собаки.

Только человека не видно, но его присутствие угадывается во всем. Это он собрал на утренней прогулке сине-желтый букет полевых цветов. Это на него поглядывает коричневая собака. Это его кот отражается в чайнике. Это ему принадлежит коробок спичек и ему предназначен нехитрый завтрак. Маленькая зарисовка дачной жизни того времени. И опять, как и в "Селедке", мы видим в картине подкупающую честность, оптимизм, какой-то особенно умный, мудрый и добрый взгляд художника на жизнь.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин стоит как бы особняком среди тех художников, которые творили с ним в одно и то же время. Увлекаясь и символизмом, и модернизмом, интересуясь живописью раннего Возрождения, иконописью, он смог разработать особую сферическую перспективу.

Краткая биография

Он родился в семье сапожника. Но талант не спрячешь. Он трудно, безденежно учился некоторое время живописи в Самаре. Позже его наставником в Москве стал В.А. Серов. В начале XX века Петров-Водкин много путешествовал. Он бывал не только в Германии, Италии, Франции, Турции, Греции, но и в Африке, познакомившись с Н. Гумилевым. Обогащенный впечатлениями и раздумьями, он пришел к собственным концепциям, например, относительно того, что означает пространство картины. Он нашел собственную тематику и способ ее выражения. К 1912 году почти закончились поиски художником собственного стиля. Описание картины «Утренний натюрморт» Петрова-Водкина, созданной в это время, будет дано ниже. Свои работы он выставлял на выставке «Мир искусства». Революцию художник принял и написал «Смерть комиссара», «Портрет Ленина». Он жил жизнью страны, которая должна была открыть путь к совершенству. К.С. Петров-Водкин много и успешно работал на поприще литературы.

Он пробовал себя в произведениях для детей, в автобиографическом жанре, что получило высокую оценку таких его современников, как К. Федин, О. Форш, М. Пришвин, Ю. Тынянов и другие.

Натюрморт

Художник всегда ставит перед собой задачу через предметный мир отобразить духовный мир человека. Поэтому вещи на картинах иногда получают души и тем самым языческое восприятие. Почти всегда существует желание художника в натюрморте выразить предметную красоту мира самыми минимальными средствами. Этот натюрморт Петрова-Водкина - камерное, если так можно выразиться, произведение. В нем важен каждый мазок кисти, поскольку он отражает видение мира художником. Это отчасти и есть описание картины «Утренний натюрморт» Петрова-Водкина, сделанное через общие концепции жанра.

Солнечное утро

Как и положено, в натюрморте взгляд художника упал на привычные предметы, которыми мы просто пользуемся и не замечаем их уникальности, их красоты или незамысловатой обыденности. Он предлагает взглянуть на них по-новому. Итак, описание картины «Утренний натюрморт» Петрова-Водкина приводим для читателя.

На дощатом хорошо обструганном столе чудесного розовато-коричневого оттенка стоят, расположенные по кругу, обычные предметы. Центр стола пуст, он ничем не захламлен. Каждая вещь и существует сама по себе, и замкнута в круг контактирующих друг с другом предметов. Кузьма Петров-Водкин («Утренний натюрморт» - предмет нашего рассмотрения) ничего резко не выделяет, ни ярко начищенный чайник, ни разных оттенков яйца, одно из которых отражается в грани чайника. В ней же отражен рыжий кот, которого на картине не видно. Граненый чайник и на блюдце художник подобрал не случайно. Именно эти грани несут дополнительную нагрузку. Они расширяют пространство. В гранях стакана троекратно отражена серебряная ложечка. В стеклянной вазе стоит букет только что собранных голубых колокольчиков и желтых одуванчиков. В прозрачной свежей воде вазы отражается легкая желтизна цветов. Их жизнь коротка, но прекрасна. Совсем рядом с вазой лежит синий коробок со спичками. Его цвет перекликается с оттенками букета, а серебристый фонарик блестит так же ярко, как и чайник, создавая законченность композиции. К столу подошел не только кот, чье отражение зритель уже видел в чайнике, но и рыжий шкодливый с грустными глазами. Он посматривает, что бы можно было стащить со стола и съесть, но, похоже, ничего достойного не находит и смирно ждет, когда на завтрак придет хозяин. Что показал на своем полотне Петров-Водкин («Утренний натюрморт») Что изображено на нем? Это мир бытовых предметов и душа художника, смотрящего на них любящим взглядом.

Общее впечатление

Яркое солнечное утро сразу создает радостный настрой на весь день. Чистота и блеск предметов, таких сверкающих, будто их только что омыла свежая роса, придает им особое языческое одухотворение. Они как будто все подсвечены изнутри. Каждый предмет сияет по-своему особенно. Художник разглядел суть каждой вещи, соединил их высшей гармонией и перенес на полотно. На натуру художник смотрит одновременно и сверху, и сбоку. Это так называемая сферическая перспектива. Создавая композицию именно такой, художник, видимо, основывался на высказываниях В.И. Вернадского, считавшего, что человек не должен забывать, что он житель не просто государства, но планеты.

Читателю было дано описание картины «Утренний натюрморт» Петрова-Водкина, а составить собственное мнение о произведении каждый сможет, полюбовавшись им.

Большинство образованных людей, которые считают себя интеллигентами, неплохо разбираются в искусстве. Но многие из них знают только самые известные картины художников. Это и не удивительно, ведь нельзя быть подкованным во всех областях знаний, если вы, конечно, не Анатолий Вассерман. Именно поэтому мы подготовили описание картины «Утренний натюрморт» Петрова-Водкина, чтобы восполнить этот пробел в познаниях общественности в области искусства.

Биография

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин прожил довольно интересную жизнь.

Он яркий пример того, как человек из низших слоев общества, почти безграмотный, смог стать профессором Академии Художеств и возглавить Ленинградский союз художников. Родом он из маленького городка Хвалынска. Именно там прошло его детство, где он и получил первые уроки рисования у местных мастеров-иконописцев. Дальше Кузьма поступил в Самарский живописный класс Ф. Бурова. Именно здесь началось формирование неповторимого стиля художника. Свое дальнейшее художественное образование продолжил в Петербурге. Художественное училище дало ему ту базу, которая отразилась в переосмысленной форме во всех работах Петрова-Водкина. Одной из первых работ художника стало полотно «В кафе».

«Купание красного коня» стала следующей большой картиной художника.

Описание картины «Утренний натюрморт» Петрова - Водкина, которое будет дано ниже, вызывает любопытство. Это не самое знаменитое полотно художника, но оно является одним из тех, которые были написаны уже в собственном, неповторимом стиле.

История создания «Утреннего натюрморта»

Шел 1918 год. Только закончилась Октябрьская революция, но ее последствия все еще видны в городе. К Петрову-Водкину, который абсолютно не разбирался в политике, да и не пытался это сделать, новая власть оказалась благосклонна. Именно в 1918 году Кузьма Сергеевич становится преподавателем Академии художеств. Творчество этого периода направлено на осмысление революции и ее последствий.

История создания картины «Утренний натюрморт» Петрова-Водкина довольно интересна. В период вечной нехватки продуктов и, как следствие, голода, художник не отчаивается. Он пытается донести до народа путем своих натюрмортов, что нужно ценить каждое мгновение своей жизни. Описание картины «Утренний натюрморт» Петрова-Водкина будет дано ниже, а пока рассмотрим стилистические особенности полотна. Оно выполнено в реалистичной манере, что не совсем характерно для художника. Но вот своим любимым цветам Кузьма не изменяет. Полотно написано в трех любимых цветах художника: желтом, синем и красном.

Замысел художника

Основная мысль картины «Утренний натюрморт» (Петров-Водкин) заключается в передаче волнующего момента раннего утра. Закат солнца, который ежедневно наблюдал любой деревенский человек, сейчас становится чем-то чудесным. Немногие согласны променять 2 часа сна на 15-минутное любование первыми лучами солнца. Петров-Водкин вырос в деревне, и ему доводилось видеть много рассветов и закатов. Именно поэтому в 1918 году, в момент рождения новой системы власти, Кузьма Сергеевич решает написать восход солнца. Эта тонкая аллегория едва прослеживается, но если присмотреться, то она видна во многих деталях картины. Художник пытался показать, что любое утро счастливого человека должно начинаться с солнечных лучей и крепкого чая. Описание картины «Утренний натюрморт» Петрова-Водкина можно дать совсем кратко: завтрак деревенского человека, который испытывает нужду, но при этом не падает духом и умеет находить радость в каждом жизненном моменте.

Описание

Картина художника Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» - не самое выдающееся полотно, но одно из самых уютных. Тут видна нежность в каждой детали. На картине изображены кот и собака. Кот сидит на коленях у хозяина, а собака напротив них. Понятно, что художник любит животных, и даже несмотря на бытовые трудности, он находит время и желание ухаживать за своими питомцами. На столе стоит букет полевых цветов. По тому, что в букете присутствуют колокольчики и одуванчики, понятно что цветы были только что собраны, ведь на картине они изображены свежими, а как известно, в срезанном виде эти разновидности растений быстро вянут. Понятно, что вряд ли художник собирал цветы для себя. Скорее всего, он собрал их для любимой жены или дочки. На столе лежит скудный завтрак - 2 яйца и коробок спичек. В коробке, скорее всего, соль - ее после революции было достать очень тяжело. От натюрморта веет добротой и свежестью. Художнику удалось остановить одно мгновение и удалось это сделать великолепно.