Предметный мир в контексте характеристики героев романа “Отцы и дети”. Кто и почему относится к лагерю детей в романе " отцы и дети"

Предметный мир в контексте характеристики героев романа “Отцы и дети”. Кто и почему относится к лагерю детей в романе " отцы и дети"

Образы «отцов» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

В своем романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев отобразил общественные процессы в России 59-60-х годы XIX столетия. В это время главным вопросом был вопрос о будущем России, о том, какими должны быть преобразования, чтобы улучшить жизнь народа, ибо все приходили к пониманию необходимости изменить существующие и изживающие себя порядки. По отношению к этому вопросу общество разделилось на два лагеря: революционеров-демократов и либералов в союзе с консерваторами.

В романе И. С. Тургенев представил эти два лагеря как мир “отцов” и “детей”. Единственным представителем поколения “детей” является Евгений Базаров, молодой человек, закончивший университет, увлекающийся медициной и естественными науками. К противоположному лагерю относятся братья Кирсановы - Николай Петрович и Павел Петрович, родители Базарова, а также Аркадий Кирсанов, представитель молодого поколения дворянства.

Павел Петрович Кирсанов, военный в отставке, бывший светский лев, является антагонистом Базарова, его идейным противником. Если Евгений - нигилист, то есть человек, не верящий в авторитеты и отвергающий принципы, то Павел Петрович, напротив, не мыслит своей жизни без “принсипов” и авторитетов. “Мы, люди старого века, мы полагаем, что без прин-сипов... шагу ступить, дохнуть нельзя”, - говорит он. Павел Петрович -представитель либерального движения, склоняющийся К консерватизму. Больше всего он преклоняется перед английским аристократизмом. Для него идеал государства - Англия. Павел Петрович считает себя полезным человеком: он иногда заступается за крестьян перед братом, несколько раз одалживал ему деньги, когда имение стояло на грани разорения. Но Базаров упрекает его в том, что, рассуждая о народе, Павел Петрович не способен действовать, он “сидит сложа руки”, а маской неудачливого человека с разбитой судьбой прикрывает свою несостоятельность и бездейственность. Впрочем, Павел Петрович по-своему достойный человек: он любит брата и племянника, уважительно относится к Фенечке, благороден в своих поступках, безукоризненно вежлив. К сожалению, практицизм не является отличительным качеством этого дворянина: видя, что нововведения брата только лишь расстраивают имение, он не может ничего предпринять, чтобы поправить дела. Павел Петрович не соглашается с тем, что “его песенка спета”, он убежден в том, что “дети” не правы и что его идеи гораздо правильнее, чем их. Речь Павла Петровича своеобразна. Он часто употребляет иностранные слова, русские же говорит на французский манер, вместо общепринятых “этим” и “это” говорит “эфтим” и “эфто”. Его речь изобилует выражениями типа “считаю своим долгом”, “не соблаговолите ли вы...” и т. д.

Брат Павла Петровича, Николай Петрович, дворянин, отец семейства и либерал, также является представителем “отцов”. Он либерал и гордится этим. “Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел...; читаю, учусь, стараюсь встать вровень с современными требованиями...” Но все его модные преобразования лишь расстраивают имение. Тургенев показывает картину бедности, отсталости народа: “пруды с худыми плотинами”, деревеньки с “до половины разметанными крышами”, мужички, “обтерханные, на плохих клячонках”... Подслушав слова Базарова о том, что “его песенка спета”, Николай Петрович соглашается с этим, не протестуя. Он охотно поверил в то, что идеи молодежи более современны и полезны. Николай Петрович прекрасный, заботливый и любящий отец, внимательный брат, чуткий и тактичный человек. То, что в сорокалетнем возрасте он играет на виолончели, читает Пушкина и восхищается природой, не вызывает у нас возмущения и непонимания, как у Базарова, но лишь улыбку умиления. Николай Петрович - человек, созданный для семейного счастья, для тихой жизни в своем имении.

Его сын Аркадий, только что закончивший университет, что называется, сын своего отца. Вначале он увлекся идеями Базарова, но, в конце концов, мы видим, что он был лишь временный попутчик молодого нигилиста и в дальнейшем повторит судьбу своего отца.

Итак, на примере образов Кирсановых Тургенев показывает то положение, в котором находилось дворянство пореформенной Руси, их неумение приспособиться к новым условиям, бесплодность их деятельности. Сам Тургенев писал, что он показал “сливки” дворянского общества. Если уж лучшие из дворян не могут выжить в новых условиях, то что же говорить о всех остальных...

Домашнее задание к уроку:

1).Анализ эпизодов. Аспект – уроки отцов.

2). Приготовить свод вопросов конкретно к каждому эпизоду. Продумать пути сопоставления.

Таблица заполняемая по ходу урока:

“Как доказывает Толстой – писатель свою мысль: нет нравственного стержня в родителях – не будет его и в детях”?

Отцы и дети… Тема вечная, охватывающая всю нашу жизнь: социальную, семейную, личную. В ней – все, что происходит с нами. Отношения отцов и детей, пожалуй, способны наиболее полно и всесторонне раскрыть сложный “мир” человеческих связей.

В романе “Война и мир” тема семьи имеет особое значение, но нас с вами сегодня интересует не семья как таковая, а уроки, которые родители преподают своим детям, и всходы, которые эти уроки дают.

Цель нашего урока - проследить, как доказывает Толстой – свою мысль: нет нравственного стержня в родителях - не будет его и в детях.

Для анализа избраны определенные эпизоды в домашнем задании.

По ходу работы в таблицу будут вписываться новые определения, касаемые героев именно в этих эпизодах.

Эпизод №1- “Отъезд Андрея Болконского на войну”

В чем значимость этого эпизода?

В том, что в нем наиболее ярко показаны взаимоотношения в семье Болконских. Становятся понятны нравственные ориентиры и их происхождение, психология и характеры героев.

Этот эпизод поднимает такие вопросы, как:

  • взаимоотношение детей (брата и сестры) между собой.
  • взаимоотношения детей с отцом.
  • нравственные нормы, внутреннее содержание героев.

Главная отличительная черта Болконских?

“Горделивая совесть”

Остановимся на странице, где старший Болконский прощается с сыном.

Какие уроки преподает старший Болконский своим детям? Андрею?

С каким чувством отец отправляет Андрея на войну?

С радостью! Радостью за что?

За то, что сын исполняет долг. Службу (в высоком значении этого слова) за опального отца продолжает сын.

Торопит сына.

Как понимает старший Болконский службу? Что в образе этого героя раскрывает понятие службы?

Служить, а не прислуживать. Но служить не как Ипполит, которому отец выхлопотал должность посла в Вене, и не адъютантом при каком-то, хоть и важном, но незначительном лице, как Берг, Борис Друбецкой, а при самом Кутузове. Хотя, быть адъютантом при ком бы то ни было не в традициях Болконских.

Как соотносятся в понимании старшего Болконского слова “адъютант” и “служба”?

“Скверная должность!” - не скрывает своих антипатий старый князь. Адъютант по его понятиям, это лакей, делающий карьеру, а служба- риск, опасность.

Просит в письме Кутузова употреблять сына в “хороших местах”.

Что значат эти “хорошие места” для старого князя?

Не в адъютантах, а, например на батарее Тушина.

Как должен служить сын по мнению отца?

Не из милости! “Коли хорош будет”. (Кутузов).

“Николая Андреевича Болконского сын из милости служить не будет”.

Ведь не Кутузову в итоге будет служить сын, а России!

Адъютант России!

Что значит четырежды повторенное отцом слово “спасибо”?

Спасибо сыну от отца и генерала, что светскому миру предпочел войну.

Какая борьба происходит в душе старого князя в момент прощания? Детали?

Борьба отца и гражданина с победой последнего.

Пусть лучше больно, чем стыдно.

“Гордость мысли” мешает обоим обнажить всю глубину переживаний.

Задиристая выходка отца многое объясняет в его душевной борьбе? Что?

  1. “Что-то” – это слезы;
  2. Любимый сын.

Докажите что Андрей Болконский безмерно уважает отца и имеет настоятельную потребность общаться с ним?

  1. Восхищение и понимание образованностью отца в политических делах, самообразование.
  2. Просьба забрать к себе сына в случае его смерти.

Такого комплимента он, может быть, за всю свою жизнь не получал. Это не просто высокая оценка человеческих качеств отца, но и сыновья любовь к нему, выраженная, как и все, что делает Андрей, по-мужски сурово и сдержанно.

Что характерно для общения детей Болконских между собой?

  1. Взаимоотношения.
  2. Образок, подаренный Марьей.
  3. Разговор об отце и полное понимание его позиций.
  • Нравственные основы семьи Болконских, по мнению автора, - главная составляющая.
  • Никто из отцов в романе не говорит со своими детьми умнее и лаконичнее князя Николая Андреевича Болконского.
  • Старший Болконский воспитывает своих детей.
  • Болконские – семья, где воспитывают настоящих мужчин, знающих себе цену.
  • Князь Андрей никогда не оказался бы в компании Долохова и не проиграл бы ему в карты просто, наверное, даже не взял бы их в руки.

Анализ эпизода №2 “Проигрыш Николая Ростова”.

Если один отец провожает сына почти на верную смерть и этим гордится, то другой отец – граф Ростов – спасает своего сына от верной смерти.

Вчитаемся в эту страницу.

  • Как ведут себя оба героя этой сцены?
  • Какой урок преподал граф Ростов своему сыну?
  • Детали, слова, жесты!

Отец “по-толстовски” мгновенно угадал за напускной бравадой душевное смятение сына. Надо знать своего Николеньку, чтобы тотчас понять, во что обошлось “честное слово”, которое он дал отцу (не просить денег) и не сдержал.

Он не деньги, а себя проиграл.

Кому проиграл? Почему отец оставляет свой вопрос без ответа?

Догадался, чьей жертвой стал его сын. Его обманули, провели, “наказали”. Над ним поглумился шулер, до этого, кстати, переставший бывать в доме Ростовых.

Что дает эта сцена в понимании “ростовской породы”?

Без укоризны и упрека протянута рука отца сыну. Он не только спасает от позора и беды Николая, но своим великодушием, прощением и пониманием раскрывает подлинный смысл и значение отца, способного родственное наполнить духовным. “Завтра” станет для Николая особенным днем, а может, целой эпохой в его жизни. Теперь, что бы он ни делал, его офицерское, дворянское и сыновнее “честное слово” уже не будет только словом – оно будет осознанным, ответственным поступком.

Потому и тянулись к ним многие, ибо в их семье царила атмосфера доброты и душевности!

Вот он – главный капитал Ростовых.

Анализ эпизода №3 “Сватовство Анатоля”

В то время, как отец – Болконский проводил на войну сына и гордился этим, другой отец – князь Василий Курагин – стремился как можно дальше упрятать своего сына от войны.

С какими мыслями явится Анатоль к Болконским?

  1. Женитьба.
  2. Повеселиться, ожидание чудачеств от князя Болконского.

Как проявился князь Василий как отец?

Такой же безнравственный, как и всегда (сын служит неизвестно где, лишь бы где-то в теплом месте.)

Чему учит сына? Как себя вести?

Будь почтителен. От этого многое зависит.

Почему старший Болконский требователен к дочери до деспотизма?

Ключ к разгадке в словах: “А чтобы ты была похожа на наших глупых барышень, не хочу”.

Источник людских пороков – праздность и суеверие. Нужны ум и деятельность. Потому и учит Марью математике.

Некрасивая – значит должна быть умной. “Кто ее из любви возьмет?”.

Какие детали подтверждают ум и прозорливость князя?

(Анатоль и Бурьен, взгляды, жесты).

Что важно князю в женихе для дочери?

Чтобы он был ее достоин.

В каких сценах с особой силой проявится чувство отцовства в старшем Болконском?

Невозможность разлучиться с дочерью толкает его на отчаянные поступки, злобные, желчные, “…нечего уродовать себя – и так дурна”.

Сватовством Курагиных он оскорблен “за свою дочь”, потому что любит ее больше себя.

Какие качества демонстрирует Марья?

  • Мечтает о любви, ничего дурного даже не подозревает.
  • Ей не свойственно это.
  • Не видит ничего странного в поведении Анатоля и Бурьен, думает, что это от любви к ней.
  • Готова простить Бурьен за низость.
  • Главное в Марье – “лучистые глаза”. Достоинство – основная черта ее характера.

Жизненная цель?

“Призвание – быть счастливою счастьем любви и самопожертвования. Думать о чести и достоинстве дома Болконских.

Духовная Марья могла родиться только в семье князя Болконских.

Отец понимает, как богат духовный мир его дочери, знает, какой красивой она могла быть в минуты душевного волнения. Поэтому так мучителен для него приезд и сватовство Курагиных, этой “подлой, бессердечной породы”.

Как переживают Курагины позор сватовства?

Легко “С веселой улыбкой Анатоль поклонился княжне Марье, как бы приглашая ее посмеяться над этой шуткой”.

Неловкая дурнушка Марья превзошла развязного и самоуверенного светского ловеласа, дала ему хороший урок. Предпочла остаться дочерью князя Болконского, а не женой Анатоля Курагина.

Анализ эпизода №4 “Именины Элен”.

Продолжит тему заботы о своих детях князя Василия эпизод, в котором он “женит” свою дочь на безуховских миллионах. Эта тихая “домашняя” страница романа играет важную роль.

Почему домашний мир Курагиных почти отсутствует в романе?

По причине их бездуховности. Приемы, ужины, встречи князь Василий устраивает только по деловым соображениям. Из выгоды.

Какое впечатление производит внутреннее убранство дома Курагиных?

Блеск, сияние. Все притворно.(Анализ интерьера)

Чем так озабочен князь Василий? Детали?

“Нынче все решится”. Не выпустить Пьера из рук.

Как меняется поведение князя Василия в зависимости от обстоятельств?

Улыбается, строго-вопросителен, ласков, решителен, неприятен, хмур.

Что чувствует Пьер?

  • Стыд!
  • Князь Василий готов на все ради денег. Прокомментировать его решительный шаг.
  • Как хороший артист умеет сыграть роль, расчувствоваться. Разыграв сцену помолвки, даже прослезился. Мастерски сыгранная роль.

Что доказывает родство душ между князем Василием и его дочерью?

Такая же неестественная, лживая.

Роль матери?

Ее мучила зависть к счастью своей дочери.

Они чужды толстовской этике. Эгоисты, замкнутые только на себе. Пустоцветы. От них ничего не родится, ибо в семье надо уметь отдавать другим тепло души и заботу.

Итак, на примерах выбранных для анализа эпизодов, мы смогли убедиться в правильности авторской мысли о безусловной определяющей роли “отцовского” воспитания в становлении “детей”.

Бессмертный роман Толстого дает пищу для размышлений многим поколениям.

Домашнее задание:

1). Написать сочинение-размышление на тему:

а) Что я приемлю в воспитании молодого поколения в романе “Война и мир” и что отвергаю;

б) Какие уроки по воспитанию молодого поколения я хотел бы воплотить в своей семье (нынешней или будущей).

2). Приготовиться к диспуту: “ В какой семье я хотел бы воспитываться”.

В своем романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев отобразил общественные процессы в России 59-60-х годы XIX столетия. В это время главным вопросом был вопрос о будущем России, о том, какими должны быть преобразования, чтобы улучшить жизнь народа, ибо все приходили к пониманию необходимости изменить существующие и изживающие себя порядки. По отношению к этому вопросу общество разделилось на два лагеря: революционеров-демократов и либералов в союзе с консерваторами.
В романе И. С. Тургенев представил эти два лагеря как мир “отцов” и “детей”. Единственным представителем поколения “детей” является Евгений Базаров, молодой человек, закончивший университет, увлекающийся медициной и естественными науками. К противоположному лагерю относятся братья Кирсановы – Николай Петрович и Павел Петрович, родители Базарова, а также Аркадий Кирсанов, представитель молодого поколения дворянства.
Павел Петрович Кирсанов, военный в отставке, бывший светский лев, является антагонистом Базарова, его идейным противником. Если Евгений – нигилист, то есть человек, не верящий в авторитеты и отвергающий принципы, то Павел Петрович, напротив, не мыслит своей жизни без “принсипов” и авторитетов. “Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принсипов… шагу ступить, дохнуть нельзя”, – говорит он. Павел Петрович – представитель либерального движения, склоняющийся К консерватизму. Больше всего он преклоняется перед английским аристократизмом. Для него идеал государства – Англия. Павел Петрович считает себя полезным человеком: он иногда заступается за крестьян перед братом, несколько раз одалживал ему деньги, когда имение стояло на грани разорения. Но Базаров упрекает его в том, что, рассуждая о народе, Павел Петрович не способен действовать, он “сидит сложа руки”, а маской неудачливого человека с разбитой судьбой прикрывает свою несостоятельность и бездейственность. Впрочем, Павел Петрович по-своему достойный человек: он любит брата и племянника, уважительно относится к Фенечке, благороден в своих поступках, безукоризненно вежлив. К сожалению, практицизм не является отличительным качеством этого дворянина: видя, что нововведения брата только лишь расстраивают имение, он не может ничего предпринять, чтобы поправить дела. Павел Петрович не соглашается с тем, что “его песенка спета”, он убежден в том, что “дети” не правы и что его идеи гораздо правильнее, чем их. Речь Павла Петровича своеобразна. Он часто употребляет иностранные слова, русские же говорит на французский манер, вместо общепринятых “этим” и “это” говорит “эфтим” и “эфто”. Его речь изобилует выражениями типа “считаю своим долгом”, “не соблаговолите ли вы… ” и т. д.
Брат Павла Петровича, Николай Петрович, дворянин, отец семейства и либерал, также является представителем “отцов”. Он либерал и гордится этим. “Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел… ; читаю, учусь, стараюсь встать вровень с современными требованиями… ” Но все его модные преобразования лишь расстраивают имение. Тургенев показывает картину бедности, отсталости народа: “пруды с худыми плотинами”, деревеньки с “до половины разметанными крышами”, мужички, “обтерханные, на плохих клячонках”… Подслушав слова Базарова о том, что “его песенка спета”, Николай Петрович соглашается с этим, не протестуя. Он охотно поверил в то, что идеи молодежи более современны и полезны. Николай Петрович прекрасный, заботливый и любящий отец, внимательный брат, чуткий и тактичный человек. То, что в сорокалетнем возрасте он играет на виолончели, читает Пушкина и восхищается природой, не вызывает у нас возмущения и непонимания, как у Базарова, но лишь улыбку умиления. Николай Петрович – человек, созданный для семейного счастья, для тихой жизни в своем имении.
Его сын Аркадий, только что закончивший университет, что называется, сын своего отца. Вначале он увлекся идеями Базарова, но, в конце концов, мы видим, что он был лишь временный попутчик молодого нигилиста и в дальнейшем повторит судьбу своего отца.
Итак, на примере образов Кирсановых Тургенев показывает то положение, в котором находилось дворянство пореформенной Руси, их неумение приспособиться к новым условиям, бесплодность их деятельности. Сам Тургенев писал, что он показал “сливки” дворянского общества. Если уж лучшие из дворян не могут выжить в новых условиях, то что же говорить о всех остальных…


В конце романа автор сообщает, что «Аркадий сделался рьяным хозяином и «ферма» приносит уже довольно значительный доход». А Николай Петрович работает с мужиками, пытаясь «вразумлять» их к жизни по правилам. Однако все эти попытки, о которых сам автор повествует неуверенно, вряд ли решат назревшие проблемы, тем более что не все помещики согласны были на перемены. Поэтому гораздо решительнее Тургенев обличает ложность идей, фальшивость патриотизма в образе Павла Петровича Кирсанова, который также живёт в мире «отцов», но его мир непонятен и чужд даже близким людям, брату и племяннику. Павел Петрович живёт «на английский манер» не только за границей, но и в родном российском поместье. Он читает не русские, а зарубежные газеты, одевается и держится, как английский аристократ, делами имения не занимается вовсе, а при разговоре с крестьянами ему необходим надушенный платок для защиты изнеженного обоняния от дурных запахов. Но в спорах с Базаровым он рассуждает о роли русского либерализма, о логике истории, об общественном благе. Этот интеллигентный дворянин изображается автором иногда в нелепых или в комических ситуациях. Например, его дуэль с Базаровым, рыцарский поединок, состоялся в защиту крестьянки Фенечки, которая не являлась «дамой сердца» Павла Петровича. И, несмотря на высокопарные заявления этого истинного аристократа о «принсипах», о чести и достоинстве дворянства, Тургенев методично развенчивает его ореол.

В одиннадцатой главе романа автор рисует грустную картину: Николай Петрович, любуясь вечерним пейзажем, вспоминает прошлое и понимает вдруг, что дорогой ему, «волшебный мир», исчез навсегда. «У него… навёртывались слёзы», а когда он попытался объяснить подошедшему брату своё душевное состояние, тот не понял его. Павел Петрович «не был рождён романтиком, и не умела мечтать его щегольски-сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа»; он не испытывал никакой ностальгии по исчезающей прелести «дворянских гнёзд». В конце романа автор сообщает, что Павел Петрович снова покидает родину, о судьбе которой с таким пафосом спорил с Базаровым; он забывает «всякую суету», доказывая всем образом своей жизни, как не нужна ему общественно-политическая борьба, как далеки его мысли и дела от реформ в России. Его почти не волнует (за исключением той грусти, которую он скрывает) собственное будущее, тем более – будущее страны, покинутой им навсегда.

К лагерю «отцов» следует, видимо, причислить и родителей Евгения Базарова, к которым сын относится без особого почтения и уважения. Он снисходительно (если не презрительно) отзывается о жизни и деятельности своего отца, отставного штаб-лекаря, служившего у генерала Кирсанова, деда Аркадия. Василий Иванович очень добросовестно относился к службе, он продолжает и после отставки лечить людей. А его сын считает занятия отца бессмысленными и ничтожными, уравнивая его с теми людьми, которых, по мнению нигилиста Базарова, не за что уважать: «…мои родители… не беспокоятся о собственном ничтожестве…». Так же резко Базаров судит и о людях, которых не знает. Например, о генерале Кирсанове он говорит так: «…дубина была порядочная».

Грустно слышать отцам от детей нелестную оценку своей деятельности, уклада жизни и привычного, дорогого им мира. И отношение автора к изображаемым событиям, к героям неоднозначное: И.С.Тургенев понимает, что дворянство не способно играть роль передового класса, но он сочувствует старшему поколению, как сочувствует и представителям либерально-демократических партий, сдающих свои позиции в общественно-политическом движении.

В своем романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев отобразил общественные процессы в России 59-60-х годы XIX столетия. В это время главным вопросом был вопрос о будущем России, о том, какими должны быть преобразования, чтобы улучшить жизнь народа, ибо все приходили к пониманию необходимости изменить существующие и изживающие себя порядки. По отношению к этому вопросу общество разделилось на два лагеря: революционеров-демократов и либералов в союзе с консерваторами.
В романе И. С. Тургенев представил эти два лагеря как мир “отцов” и “детей”. Единственным представителем поколения “детей” является Евгений Базаров, молодой человек, закончивший университет, увлекающийся медициной и естественными науками. К противоположному лагерю относятся братья Кирсановы - Николай Петрович и Павел Петрович, родители Базарова, а также Аркадий Кирсанов, представитель молодого поколения дворянства.
Павел Петрович Кирсанов, военный в отставке, бывший светский лев, является антагонистом Базарова, его идейным противником. Если Евгений - нигилист, то есть человек, не верящий в авторитеты и отвергающий принципы, то Павел Петрович, напротив, не мыслит своей жизни без “прин-сипов” и авторитетов. “Мы, люди старого века, мы полагаем, что без прин-сипов... шагу ступить, дохнуть нельзя”, - говорит он. Павел Петрович -представитель либерального движения, склоняющийся К консерватизму. Больше всего он преклоняется перед английским аристократизмом. Для него идеал государства - Англия. Павел Петрович считает себя полезным человеком: он иногда заступается за крестьян перед братом, несколько раз одалживал ему деньги, когда имение стояло на грани разорения. Но Базаров упрекает его в том, что, рассуждая о народе, Павел Петрович не способен действовать, он “сидит сложа руки”, а маской неудачливого человека с разбитой судьбой прикрывает свою несостоятельность и бездейственность. Впрочем, Павел Петрович по-своему достойный человек: он любит брата и племянника, уважительно относится к Фенечке, благороден в своих поступках, безукоризненно вежлив. К сожалению, практицизм не является отличительным качеством этого дворянина: видя, что нововведения брата только лишь расстраивают имение, он не может ничего предпринять, чтобы поправить дела. Павел Петрович не соглашается с тем, что “его песенка спета”, он убежден в том, что “дети” не правы и что его идеи гораздо правильнее, чем их. Речь Павла Петровича своеобразна. Он часто употребляет иностранные слова, русские же говорит на французский манер, вместо общепринятых “этим” и “это” говорит “эфтим” и “эфто”. Его речь изобилует выражениями типа “считаю своим долгом”, “не соблаговолите ли вы...” и т. д.
Брат Павла Петровича, Николай Петрович, дворянин, отец семейства и либерал, также является представителем “отцов”. Он либерал и гордится этим. “Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел...; читаю, учусь, стараюсь встать вровень с современными требованиями...” Но все его модные преобразования лишь расстраивают имение. Тургенев показывает картину бедности, отсталости народа: “пруды с худыми плотинами”, деревеньки с “до половины разметанными крышами”, мужички, “обтерханные, на плохих клячонках”... Подслушав слова Базарова о том, что “его песенка спета”, Николай Петрович соглашается с этим, не протестуя. Он охотно поверил в то, что идеи молодежи более современны и полезны. Николай Петрович прекрасный, заботливый и любящий отец, внимательный брат, чуткий и тактичный человек. То, что в сорокалетнем возрасте он играет на виолончели, читает Пушкина и восхищается природой, не вызывает у нас возмущения и непонимания, как у Базарова, но лишь улыбку умиления. Николай Петрович - человек, созданный для семейного счастья, для тихой жизни в своем имении.
Его сын Аркадий, только что закончивший университет, что называется, сын своего отца. Вначале он увлекся идеями Базарова, но, в конце концов, мы видим, что он был лишь временный попутчик молодого нигилиста и в дальнейшем повторит судьбу своего отца.
Итак, на примере образов Кирсановых Тургенев показывает то положение, в котором находилось дворянство пореформенной Руси, их неумение приспособиться к новым условиям, бесплодность их деятельности. Сам Тургенев писал, что он показал “сливки” дворянского общества. Если уж лучшие из дворян не могут выжить в новых условиях, то что же говорить о всех остальных...